Практикум по экономические основы социальной работы. Учебно-методический комплекс «экономические основы социальной работы

Год выпуска: 2012

Жанр: Экономика

Издательство: Академия

Формат: PDF

Качество: OCR

Количество страниц: 192

Описание: Развитие рыночной экономики привело к обострению социальных отношений и обусловило необходимость совершенствования политики государства и усиление ее социальной направленности.
В статье 7 Конституции Российской Федерации записано, что Российская Федерация есть «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Этим определено, что в России, как в любом цивилизованном государстве, экономика должна быть нацелена на удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей индивида. Основными критериями социально ориентированной экономики должна стать стабильность экономического роста государства, повышение уровня жизни населения, гарантированная защищенность людей, не занятых в сфере материального производства товаров и услуг. Это требует создания специального института социальной защиты населения, становления и развития профессиональной социальной работы как его важнейшего инструмента.
Формирование этой системы невозможно без прочной экономической основы, в создании которой должно участвовать не только государство, но и общество в целом. Вместе с тем возрастает роль семьи и каждого конкретного индивида в самообеспечении, укреплении экономической базы для нормальной жизнедеятельности и развития творческого потенциала личности.
В экономических теориях изложены важнейшие предпосылки о том, что человек является одновременно и производителем, и потребителем экономических благ.
Важное значение приобретает переход от декларирования прав и свобод человека к их гарантированной реализации через систему социальной защиты населения. Это возможно лишь на базе нормального воспроизводства и использования экономического, демографического, научного, кадрового потенциала. Создание такого потенциала в системе социальной защиты возможно лишь при условии целенаправленной профессиональной подготовки кадров. Это одна из актуальных проблем современной науки и практики.
В условиях рыночной экономики особенно важно получение экономических знаний социальными работниками. Необходимый объем этих знаний определен Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа» как по циклу общих гуманитарных и социально-экономических, так и по циклу общепрофессиональных дисциплин.
В учебнике рассматриваются предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы»; сущность и структура экономических основ социальной работы; понятие и сущность экономического пространства социальной работы; вопросы социального развития и социальной ориентации экономической политики государства; система социальной защиты населения и ее экономические.
Рассказывается о динамике и проблемах в обеспечении материального благосостояния населения, об экономической стратификации общества и ее социально-экономических последствиях. Дается представление о государственных гарантиях и социально-экономических стандартах поддержки населения.
Раскрываются проблемы, связанные с финансированием, налогообложением, предпринимательской деятельностью учреждений социального обслуживания; организационно-экономические основы социального обеспечения и социального страхования населения.
Рассматриваются вопросы организации экономической деятельности, кадрового обеспечения, оплаты труда социальных работников и обеспечения эффективности социальной работы.
Учебник «Экономические основы социальной работы» предназначен для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен преподавателям, специалистам по социальной работе. Содержание учебника
«Экономические основы социальной работы»

Предмет изучения и особенности курса «Экономические основы социальной работы»

Экономико-методологические и правовые основы социальной работы
  • Сущность и структура экономических основ социальной работы
  • Основные экономические категории и понятия социальной работы
  • Принципы и методы экономической деятельности в сфере социальной работы
  • Организационно-правовые основы экономической деятельности в сфере социальной работы
Социально ориентированная экономика как материальная основа социальной работы Материальное благосостояние населения. Показатели и динамика
  • Сущность, показатели и динамика материального благосостояния населения
  • Социально-экономический потенциал семьи как показатель благосостояния
  • Социально-экономический статус - критерий адресного подхода в социальной работе
Финансовые основы социальной работы
  • Источники и способы финансирования социальной работы
  • Финансовые основы социального обеспечения на современном этапе
  • Налоги как инструмент формирования бюджетных средств и финансирования системы социальной работы
  • Благотворительность в системе материально-финансового обеспечения социальной работы
Экономические основы деятельности социальных служб Проблемы эффективности социальной работы
  • Сущность эффективности социальной работы и исторический подход к ее определению
  • Критерии эффективности
  • Методика определения эффективности социальной работы
Нормативные документы
Рекомендуемая литература

Введение

Экономическая сущность и функция социальной работы

Принципы и методы экономики социальной работы

Экономическое пространство социальной работы

Заключение

Введение

Конец 80-х годов в Российской Федерации характеризуется переходом к рыночной экономике, в условиях которой появилась необходимость усиления политики государства в области социальной работы и реорганизация системы социальной защиты населения.

Статья 7 Конституции РФ определяет направленность экономики государства на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения и обеспечения необходимого уровня жизнедеятельности общества.

Социально ориентированная экономика должна основываться на стабильности экономического роста, увеличения жизненного уровня населения, предоставление гарантий социальной защиты граждан, не занятых в сфере материального производства. Все это требует создания эффективной системы социальной защиты населения, формирование которой невозможно без соответствующей экономической платформы. Также возрастает важность каждого человека и семьи в само обеспечении, укреплении экономической основы для нормальной жизнедеятельности общества.

В данных условиях возникает необходимость владения социальными работниками специфическими экономическими знаниями.

Целью данной работы является рассмотрение социальной работы с экономической точки зрения.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

объяснить экономическую сущность и значение социальной работы;

рассмотреть основные экономические методы социальной работы;

описать принципы экономики социальной работы;

определить экономическое пространство социальной работы и оценить перспективы ее развития.

.Экономическая сущность и функция социальной работы

Экономическая функция социальной работы выражается в деятельности органов социальной защиты населения, которая направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития индивида, семьи, общества. Составляющими элементами экономической функции являются формирование и распределение экономических ресурсов в рамках социальной работы, контроль за их целевым использованием и другие.

Участниками реализации экономической функции являются общество, государство и индивид. Нагрузка между ними в зависимости от отдельно взятой ситуации может распределяться по-разному. Как правило, первостепенная роль в реализации экономической функции социальной работы отводится государству.

Экономика социальной работы - это экономическая деятельности всей системы социальной защиты населения, связанная с производством нематериальных услуг. Сфера производства нематериальных услуг характеризуется тем, что продуктом в ней выступает определенная деятельность, а процесс ее производства практически всегда совпадает с процессом потребления.

В сферу нематериальных услуг входят услуги жилищно-коммунального характера, бытовое обслуживание, образование, здравоохранения, пассажирские перевозки, культура, социальное обеспечение и страхование и другие. Их объединяет то, что труд работников, занятых в данных видах деятельности не является материальным, и направлен на человека и социальные аспекты его существования.

Однако, социальная работа это не только деятельность по предоставлению социальной поддержки и услуг, но и в общем виде это совокупность усилий государственных и негосударственных объединений с целью внесения преобразований в общество в интересах его членов, в особенности тех, кто по определенным причинам не может самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.

В условиях рыночной экономики растет число людей, которым нужна поддержка государства. Множественность форм собственности и разгосударствление неизбежно привели к тому, что ресурсные возможности государства по удовлетворению социальных потребностей данных слоев населения значительно сократились.

Социальная работа рассматривает экономику как материальную основу общества. Это особенно важно в период кризиса производства, инфляции, роста безработицы, роста цен на товары и услуги, которые приводят к снижению уровня жизни населения и увеличение числа социально незащищенных слоев населения.

Общественные экономические отношения напрямую воздействуют на социальную жизнь членов общества. Отчуждение наемных работников от средств производства приводит к росту безработицы, стратификации общества, экономическим и социальным проблемам.

Основной задачей социальной работы в таких условиях является реализация политики социальной защищенности населения. Возрастает важность социального страхования, предоставления социальных гарантий, здравоохранения, образования и т.п.

Экономика социальной работы определяется категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство является основой жизни общества в целом и человека в частности.

Распределение - это не только распределение результатов производства, но и распределение ресурсов. Общественное распределение зависит от форм собственности. Принцип распределения по накопленному имуществу возрастает вследствие становления рыночной формы хозяйствования. Формирование личных доходов населения приводит к росту дифференциации доходов и расслоению общества, что требует государственного вмешательства для снижения социальной напряженности, формирования единой системы социально-экономической поддержки уязвимых слоев населения.

Основной функцией перераспределения внутреннего валового продукта становится нивелирование экономических различий для обеспечения благоприятных условий жизни большинства населения. Данная цель реализуется путем распределения продуктов и услуг, а также путем внедрения программ по стабилизации доходов.

Государственные программы в рамках социально-экономической помощи населению обеспечивают выполнение конституционных прав граждан на бесплатное образование, медицинское обслуживание, поддержку материнства и детства, содержание престарелых и нетрудоспособных и других. Уровень экономического развития общества определяет степень удовлетворенности данными программами.

Государственная деятельность по регулированию распределительных процессов ведется по следующим направлениям:

часть получаемых населением доходов находится в прямой зависимости от результатов труда каждого, но с учетом удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения;

на первый план выходит размер потребностей, на удовлетворение которых направляются выплаты детских пособий, доплат на лечение и прочих;

предоставление льгот законодательно закрепленным категориям населения с помощью соответствующих учреждений непроизводственной сферы.

Государственные программы социально-экономической поддержки необходимы для уменьшения различий в уровнях доходов по причинам, независящим от процесса труда.

Экономика социальной работы изучает ее влияние на жизнеобеспечение людей, определяет стандарты социальной поддержки, зависящие от экономических, политических, национальных, исторических и других норм жизни общества.

Под жизнеобеспечением населения понимается совокупность количественных и качественных характеристик, соответствующих производительным силам общества, социально-экономическим отношениям в условиях рыночной экономики. Введение данной категории в научный оборот оправдано тем, что она позволяет государству более компетентно обеспечивать формирование в стране социально справедливого общества.

Таким образом, экономическая функция социальной работы выражается в определении закономерностей движения в данной сфере материальных, трудовых и финансовых ресурсов для достижения целей ее функционирования и развития. Она основывается на экономическую теорию и включает в себя процессы планирования, функционирования и обеспечения социальной сферы и уровня социальной защиты населения, изучает экономические связи между государством и социальными группами на основе знаний общих закономерностей исторических процессов и законов.

2. Принципы и методы экономики социальной работы

В состав социальной системы входят люди и отношения между ними. Система социальной защиты является самым развитым видом социальной работы. Для нее характерны такие качества как цель, управление, иерархия, синергия. Являясь гетерогенной системой, в систему социальной защиты населения, наряду с индивидом, включены социотехнические (учреждения, благотворительные фонды) и экосоциальные элементы (территориальные районы, муниципалитеты). Данная система достаточно сложно организована, так как ее основной элемент - человек - наделен собственной субъективностью. В связи с этим возникают определённые сложности, сопряженные с практическим применением закономерностей в социальной работе.

Каждая отдельная социальная система, несмотря на свою связь с социальной системой в глобальном ее понимании, сохраняет относительную самостоятельность. Так, система социальной защиты населения существует в определенной степени автономно и наделена собственными закономерностями, принципами и методами.

Принципы экономики социальной работы - это научно обоснованные положения о методах и формах экономической деятельности предприятий, входящий в состав системы социальной защиты населения. К основным принципам, на которых строится система, можно отнести следующие:

принцип гуманизма. Он предполагает признание человека и его жизни высшей ценностью, защиту его прав и достоинств, создание благоприятных условий для его существования. Основной целью социальной работы в современных условиях является социально-экономическое благополучие человека;

принцип социальной справедливости. Социально-экономическая справедливость - это справедливая цена труда, минимизация различий между минимальной и средней заработных платах, недопущение серьезных неравенств в оплатах служащих государственных органов, введение и контроль определенного соотношения между бюджетной сферой и народным хозяйством. Существует две формы данного принципа: справедливость обмена и справедливость распределения. Социальная справедливость подразумевает участие всего общества в экономической и политической жизни страны. Другими словами, этот принцип означает одновременное создание как правовых условий защиты предпринимательской деятельности и собственности, так и социально-экономическую поддержку незащищенных слоев населения;

принцип общественной целесообразности. Данный принцип предполагает, что круг людей, подлежащих социальной защите, должен быть строго ограничен теми, кто полностью или частично лишен способности к самообеспечению. При нарушении принципа общественной целесообразности в обществе снижается мотивация к труду и растет количество иждивенцев. На практике данный принцип воплощен в систему адресной социально-экономической помощи;

принцип экономической эффективности. Он отражает оптимальное соотношение социальных расходов и величиной отчислений на их финансирование. Отчисления в социальную сферу должны быть пропорциональны основным макроэкономическим показателям, таким как валовый внутренний продукт, фонды оплаты труда, совокупные доходы население и прочие. При дисбалансе данных показателей происходит снижение эффективности общественного производства. Величина социальных пособий не должна быть выше минимального уровня заработной платы. Данный принцип основывается на социальном благополучии населения и расчете экономической эффективности;

принцип приоритета государственных начал в системе социальной защиты. Данный принцип подразумевает, что государство является главным гарантом экономического обеспечения необходимого уровня жизни незащищенных слоев населения. Как правило, средства социальной защиты представлены двумя категориями: ограничителями, не позволяющими определенным показателям (заработной плате, ставкам налогообложения) достичь социально опасного уровня, и системой социальных компенсаций (льготы, рассрочки, субсидии);

принцип экономической самостоятельности. Данный принцип предполагает разграничение полномочий в сфере экономики субъектов федерального и местного уровней. Социальные выплаты в минимальном размере должны гарантироваться на федеральном уровне, а выплаты сверх этих показателей - на уровне местных органов власти;

принцип трудовой мотивации оплаты труда;

принцип повышение качества жизни;

принцип возрастания потребностей и другие.

Система социальной защиты населения строится на перечисленных принципах, которые направлены на сохранении оптимального соотношения между производством и потреблением. Механизм социальной защиты населения, основываясь на них, проявляется в форме социально-экономических методов в технологии социальной поддержки.

Следует отметить, что в Российской Федерации зачастую объединены институт власти и собственности, в связи с чем экономическая деятельность учреждений социальной защиты регулируется воздействие сверху вниз. Элементы системы социальной защиты основываются на принципах планирования, демократического централизма и хозяйственного расчета.

Направленность социальной работы на конкретного человека заставляет социальных работников искать эффективные методы, приемы и технологии, направленные на восстановление связей между индивидом и обществом. Социально-экономические методы социальной поддержки - это способы достижения целей социальной работы на основе экономических принципов. От эффективности их применения зависит величина социального эффекта для общества при оптимальных затратах.

В механизме социальной работы экономические методы занимают одно из важнейших мест в связи с тем, что они влияют на главные аспекты концепции социальной защиты: побуждают индивида к само обеспечению и самореализации и, одновременно с этим, оказывают социально-экономическую поддержку в кризисных ситуациях.

На уровне государства социально-экономические методы решают данные проблемы, основываясь на социальной и правовой политике, организации правовых и экономических условий для само обеспечения общества.

Основной экономический метод социальной поддержки населения - это внедрение системы социально-экономических гарантий. Согласно ему, государством устанавливаются минимальные размеры оплаты труда и прожиточного минимума.

В определенные кризисные периоды жизни государство применяет метод компенсации расходов. Компенсация расходов - это возмещение расходов определенному кругу населения в связи с различными катастрофами природного или антропогенного характера, рождением ребенка, уходом за инвалидами и в других ситуациях.

Для социальной защиты населения также используются система льгот, компенсаций и государственных пособий.

Экономика социальной работы также применяет методы экономико-математического моделирования, позитивного и нормативного анализа, экономического эксперимента и другие.

Метод нормативного анализа предполагает изучение и определение научно обоснованных социальных стандартов и нормативов, таких как уровня безработицы и бедности, оптимального размера социальных пособий и пенсий и другие.

Метод позитивного и нормативного анализа определяет взаимосвязи различных экономических явлений (снижение уровня жизни, рост цен).

Экономико-математическое моделирование дает возможность определить причины и выявить закономерности динамики экономических процессов и их последствий для общества, а также позволяет осуществлять их прогнозирование.

При помощи экономических экспериментов рассчитывается эффективность моделей социальной поддержки.

Предпочтение определенного экономического метода зависит от конкретной ситуации, наличия времени и ресурсов, профессионализма специалистов системы социальной защиты населения.

3. Экономическое пространство социальной работы

Социальная работа осуществляется в определенном экономическом пространстве, входящее в социальное пространство в целом.

Экономическое пространство социальной работы - это социальная система институтов социальной защиты населения, которые обеспечивают условия жизнедеятельности общества, качественного удовлетворения их потребностей и самореализации личности.

Взаимоотношения в экономическом пространстве социальной работы должны основываться на справедливом распределении благ, что является гарантией оптимального обеспечения жизнедеятельности его субъектов. Социальная политика не может быть направлена только на нуждающихся в социальной поддержке, а должна учитывать интересы всего общества в целом.

Социальное обслуживание населения ведется по месту жительства и работы, а также в специализированных учреждениях, где находятся социально незащищенные слои населения: инвалиды, престарелые, беженцы, сироты и другие.

Основной функцией социальной сферы является анализ экономических потребностей субъектов, определение экономического потенциала общества на данном этапе развития.

Реализация экономических механизмов социального пространства осуществляется в двух направлениях: государственном и негосударственном. Экономическое пространство социальной работы охватывает экономику системы социальной защиты, экономику здравоохранения, образования, сферы культуры, быта и другие. Каждой из этих сфер присущи свои характерные особенности.

Внутри предприятий формируется собственная материальная база социальной защиты населения путем отчислений в различные социальные фонды; создаются рабочие места; предоставляется жилье; осуществляется материальная поддержка работников и прочее.

Важную роль в социально-экономических отношениях на предприятиях играют профессиональные союзы, значение которых в условиях рыночных отношений возрастает с каждым годом.

Роль органов территориального общественного самоуправления в финансировании социальных программ, строительстве жилищного фонда, поддержке предпринимательства, создании благоприятных условий для само обеспечения людей также возрастает.

Важной сферой экономического пространства социальной работы является социальное попечительство, в которое входят дома престарелых и инвалидов, детские дома и другие. Данная сфера требует совершенствования механизма материального обеспечения путем привлечения дополнительных средств.

Здравоохранение является важным элементом экономического пространства социальной работы. Согласно статье 41 Конституции РФ каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные и муниципальные учреждения должны оказывать бесплатную медицинскую помощь нуждающимся в ней гражданам за счет средств бюджета и других поступлений. Здоровье населения зависит от общего характера общественного развития и общественно-экономических отношений в нем. На сегодняшний день необходимы новые формы взаимодействия различных структур, участвующих в формировании здоровья. Это требует иной организации работы всей системы здравоохранения. Необходимо перестать рассматривать медицинскую помощь как механизма реализации государственной политики в области социальной защиты и выделить ее в отдельную экономическую категорию. Здоровье нации - это один из важных макроэкономических показателей, который оказывает влияние на воспроизводство рабочей силы, и, значит, на процесс материального производства в целом.

Реформирование системы здравоохранения должно основываться на следующих принципах:

увеличение профилактических мероприятий;

плотное взаимодействие медицинской научной работы и практики;

участие населения в принятии решений по вопросам здравоохранения;

множественность путей финансирования отрасли здравоохранения.

Наиболее остро сейчас стоит вопрос о поисках путей дополнительного финансирования медицинских учреждений. Для этого была введена система обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации, которая обеспечивает получение необходимого минимума бесплатных услуг медицинской помощи. Помимо этого государством осуществляется финансирование программ охраны и укрепления здоровья граждан, принимаются меры по развитию системы здравоохранения.

Улучшение системы финансирования прежде всего предполагает рациональное использование финансовых ресурсов в соответствии с предоставляемой бесплатной медицинской помощью населения. При этом финансовые ресурсы должны рассматриваться как инструменты повышения уровня социальной и медицинской помощи. На сегодняшний день в Российской Федерации возможны два варианта финансирования медицинских организаций:

финансирование через страховые медицинские организации;

финансирование напрямую через филиалы территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В целях контроля за целевым расходованием средств, выделяемых на здравоохранение, необходимо введение дополнительных законодательных мер.

Для финансового обеспечения программы обязательного медицинского страхования должен быть закреплен источник финансирования в федеральном бюджете как доля от налога на добавленную стоимость и ее последующее перечисление в Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). Важным элементом государственной политики в области здравоохранения является планирование, обеспечивающее целесообразное построение системы здравоохранения в условиях рыночной экономики. Широкое применение методов планирования в социальной сфере поможет увеличить эффективность использования ресурсов и более качественно обеспечить потребности граждан в медицинской помощи.

Система образования выступает одним из субъектов экономического пространства социальной работы. Статья 43 Конституции РФ гласит, что каждый человек имеет право на получение бесплатного образования. Образование осуществляет две важные функции:

способствует саморазвитию личности;

помогает осуществлять качественное воспроизводство рабочей силы.

Переход к рыночной экономике долгое время в Российской Федерации сопровождался сохранением монополии государства в сфере образования на фоне значительного сокращения финансовых инвестиций в нее. В связи с тем, что развитие образования, как и любой другой сферы, требует непрерывности, она требует значительно больших финансовых ресурсов. В настоящее время наряду с государственным постепенно развивается и рыночный сектор образовательных услуг, действующий на основе закона РФ «Об образовании». Негосударственные образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность согласно принятым федеральным образовательным стандартам. Развитие частного сектора образования позволит государству увеличить финансирование приоритетных направлений в сфере образования.

Улучшение экономического пространства в сфере образования происходит путем экономического обеспечения учреждений образования за счет средств государственного бюджета и привлечения дополнительных источников финансирования. Государством принимаются меры по сохранению гарантий получения бесплатного образования на фоне расширения рынка платных образовательных услуг.

Важными элементами экономического пространства социальной работы являются также культура и искусство. В условиях рыночной экономики наблюдается значительное снижение финансирования данных сфер, в связи с чем важное значение принимает пересмотр принципов их финансирования из федерального и местного бюджета. Развитие культуры и искусства в настоящий момент значительно сдерживается в связи с несовершенством законодательной и нормативной базы, налоговой системы.

Важность значение сферы труда и быта определяется тем, что более 50% населения страны занято в народном хозяйстве. Действующее трудовое законодательство уже не способно качественно регулировать трудовые отношения, а государство не справляется со своей ролью социального защитника права граждан на нормальные условия труда и доходы от этой деятельности. Наиболее остро в настоящий момент стоит проблема предоставления социальных гарантий работникам негосударственных предприятий, повсеместно происходят нарушения трудовых прав.

Важнейшим условием высокого уровня жизни граждан является решение вопроса о стабильной занятости населения. Решение проблемы снижения уровня безработицы; поддержки и переквалификации лиц, потерявших работу, предусматривает:

предотвращение массовой безработицы;

осуществление социально-экономической помощи безработным;

контроль за соблюдением законодательства в сфере труда;

принятие нового трудового законодательства;

ратифицирование конвенции Международной организации труда, устанавливающей стандарты прав работников наемного труда.

Основной функцией государства в сфере социально-трудовых отношений является регулирование взаимоотношений между работодателями и трудящимися.

Немаловажным аспектом регулирования экономического пространства сфере труда является социальное страхование. На сегодняшний день имеется острая необходимость повышения ставок страховых отчислений в фонды оплаты труда.

Статья 40 Конституции РФ отмечено, что каждый гражданин имеет право на жилище. В условиях постоянного роста цен на недвижимость все более возрастает роль государства в выделении бесплатного жилья, либо предоставлении определенных льгот нуждающимся слоям населения. Помимо федеральных органы местного самоуправления также должны принимать активное участие в выполнении жилищных программ.

Система социального обслуживания, в которую входят разнообразные целевые услуги различным слоям населения, также занимает определенное место в экономическом пространстве социальной работы. В условиях рыночной экономики и кризиса данная сфера находится в ведении государства и оказывает свои услуги только категориям населения, находящимися в зоне риска. Данная сфера предоставляет необходимые минимальные гарантии в форме пенсий, льгот и других законодательно установленных выплат.

Таким образом, экономическое пространство социальной работы требует дальнейшего изучения и совершенствования посредством укрепления взаимосвязей между государством и обществом, а также их координации на основе законодательного регулирования в условиях рыночной экономики.

экономика социальный работа

Заключение

Экономика социальной работы - это экономическая деятельность системы социальной защиты населения, связанная с производством нематериальных услуг.

Экономическая функция социальной работы заключается в деятельности специализированных органов социальной защиты, направленная на создание условий, обеспечивающих средства существования общества. Основными элементами экономической функции являются формирование и распределение экономических ресурсов в рамках социальной работы и контроль за их целевым использованием.

Принципы экономики социальной работы - это обоснованные научно положения о методах экономической деятельности предприятий, входящих в состав системы социальной защиты населения. К основным принципам относятся принцип гуманизма, социальной справедливости, общественной целесообразности, экономической эффективности и самостоятельности.

Основные принципы, на которых базируется социальная работа закреплены в Конституции РФ, а также в других законодательных и нормативны актах.

В экономическое пространство социальной работы входят различные институты социальной защиты населения, обеспечивающие условия нормальной жизнедеятельности общества, качественного удовлетворения их потребностей и самореализации личности.

В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:

описана экономическая сущность и функции социальной работы;

приведены основные экономические приемы социальной работы;

определены экономические принципы социальной работы и их содержание;

охарактеризовано экономическое пространство социальной работы и описаны основные тенденции и пути ее развития.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Бюджетные учреждения: Учебное пособие / под общ.ред. В.В. Семенихина. - М.,2005. - 165с.

Григорьянц Т.Н., Замараева З.П. Социальная защита населения в России: становление и развитие. - М., 2004. - 264с.

Каменецкий В.А., Патрикеев В.В. Основы социальной экономики. - М., 2010. - 325с.

Комаров Е.И., Войтенко А.И. Организация управления и администрирование в социальной работе. - М., 2010 - 278с.

Косьмин А.Д., Понятовская А.Г. Экономические основы социальной работы. - М., 2010 - 369с.

Лященко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие / А.И. Лященко. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 233 с.

Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. - М.: «ВЛАДОС», 2001. - 157 с.

Технологии социальной работы: Учебник для студ. вузов, обуч. по направлению и спец. «Социал. работа» / Т.В. Шеляг, П.Д. Павленок, В.Ц. Худовердян и др.; под. общ. ред. Е.И. Холостовой - М.: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.

Экономическое мышление является ровесником человечес­кого общества. Еще в сочинениях древних философов (Арис­тотель, Ксенофонт, Платон и др.) представлены варианты экономического бытия.

Термин «экономия» от греческого «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (правило, закон) рассматривался вначале как наука о домашнем хозяйстве. В современных условиях экономика -это как бы синоним категории «рыночное хозяйство».

Экономическая функция социальной работы - это деятель­ность субъектов системы социальной защиты населения, на­правленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личнос­ти, семьи, общности и общества в целом. Она состоит из та­ких элементов, как формирование и рациональное распреде­ление экономических ресурсов; контроль за их эффективным использованием и др.

В реализации экономической функции по решению про­блем достойного существования человека участвуют три субъекта: государство, общество и сам человек. В зависимо­сти от конкретной ситуации каждый из них берет на себя большую или меньшую нагрузку.

Практика свидетельствует, что на современном этапе фор­мирования рыночных отношений в обществе первостепенная роль в реализации экономической функции социальной рабо­ты принадлежит государству.

Экономика социальной работы - это экономическая дея­тельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг.

Сфера производства нематериальных услуг имеет специ­фические особенности, состоящие в том, что продукт (пред­меты потребления) этой сферы выступает не в виде товара, а в виде определенной деятельности (услуги), т. е. труд «...ока­зывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельнос­ти...» Здесь не происходит характерный для материально-вещественного производства переход из формы деятельности в форму продукта, и процесс производства услуг почти всегда совпадает с процессом их потребления.

Сфера нематериальных услуг включает жилищно-комму­нальные услуги, бытовое обслуживание, здравоохранение, образование, культуру, пассажирский автотранспорт и связь, социальное обеспечение и страхование, социальное обслужи­вание и др. Общим для них является нематериальный харак­тер труда работников, занятых в этих видах деятельности. Объединяет эти отрасли и их непосредственная функциональ­ная направленность на человека и социальные условия его существования.

Вместе с тем деятельность, которую с начала 90-х годов обозначают как «социальная работа», имеет принципиальные отличия. Она рассматривается не только как деятельность по предоставлению социальной поддержки и услуг, но и как со­вокупность усилий государства и негосударственных форми­рований, направленных на проведение справедливых соци­альных преобразований в обществе в интересах всех его чле­нов и особенно тех, кто по объективным причинам не может сам обеспечить себе достойный уровень жизни.

В период перехода к рынку возрастает число тех, кому объективно необходима поддержка государства. В то же вре­мя разгосударствление и множественность форм собственнос­ти привели к значительному сокращению ресурсных возмож­ностей государства для удовлетворения социальных потреб­ностей наиболее уязвимых слоев населения. И это стало еще одной особенностью экономики социальной работы в период формирования рыночных отношений.

Предмет изучения курса «Экономические основы социаль­ной работы» - это закономерности экономических процессов в социальной сфере и системе социальной защиты населения, влияние экономических факторов на социальное благополу­чие общества в целом, отдельных социальных групп и слоев и на каждого конкретного индивида в условиях формирова­ния рыночных отношений.

Экономика социальной работы изучает экономические от­ношения между членами общества (как отдельных индиви­дов, так и их групп) как с государством и другими звеньями политической системы, так и между собой.

Социальная работа покоится на экономике как матери­альной основе общества. Это особенно важно сейчас, в пере­ходный период, когда наблюдается кризис производства и рост безработицы, инфляция, рост стоимости всех видов товаров и услуг. И как результат - резкое, все увеличивающееся сни­жение уровня жизни и ее качества, рост числа социально незащищенных и обнищание больших масс населения. Как экономика государства является материальной основой ре­шения социальных задач, так человек может быть защищен, если он обладает реальной собственностью.

Курс «Экономические основы социальной работы» ставит задачу изучить экономические связи в социальном организ­ме общества, их изменение в переходный период и направ­ленность на социальную защиту тех слоев населения, у кото­рых ущемлены экономические, политические и иные соци­альные права; влияние рыночных отношений на социальный организм общества в целом; процессы, происходящие в эко­номике, и их влияние на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье.

Экономические отношения в обществе прямо воздейству­ют на социальную жизнь отдельных его членов. Особенно сильное влияние оказывают отношения, связанные со сред­ствами производства, отчуждением наемных работников от средств производства и т.д. Отчуждение от средств производ­ства приводит к проблемам занятости и безработицы, эконо­мической и социальной стратификации общества, экономи­ческим и социальным проблемам в семье, к экономической эксплуатации.

Реализация политики социальной защищенности населе­ния - задача социальной работы. При этом все более возрас­тает значение социального страхования, социальных гаран­тий в сфере здравоохранения, образования, на случай старо­сти, утери трудоспособности и т.д.

Экономика социальной работы определяется общими ка­тегориями экономической теории: производство, распределе­ние, обмен и потребление.

В реализации личностных и общественных интересов уде­ляется особое внимание анализу решающей области жизнедея­тельности людей - сфере производства и распределения жиз­ненных благ в условиях формирования рыночных отношений.

Производство материальных благ - основа жизни челове­ка и общества.

Распределение как категория экономической науки - это не только распределение результатов общественного произ­водства. Это и распределение ресурсов, или факторов произ­водства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства при­надлежат их собственникам.

Становление рыночной системы хозяйствования и форми­рования на этой основе слоя собственников усиливает влия­ние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование собственных доходов населения не­избежно способствует росту дифференциации доходов, эконо­мическому и социальному расслоению общества. И это требу­ет системного государственного вмешательства для преодоле­ния социальной напряженности, формирования системы социально-экономической поддержки наиболее уязвимых категорий населения.

Основная целевая функция перераспределения внутрен­него валового продукта государства состоит в нивелировании экономических различий в целях обеспечения более благо­приятных условий жизнедеятельности большинства населе­ния. Формой реализации такой цели выступают распределе­ние продуктов и услуг, трансформация выплаты, а также го­сударственные программы по стабилизации доходов.

На основе государственных программ социально-экономичес­кой помощи осуществляется обеспечение конституционных прав граждан: бесплатное образование и медицинское обслуживание, содержание престарелых и нетрудоспособных, поддержка мате­ринства и детства и др. Степень их удовлетворения определяет­ся сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками общества.

Деятельность государства по регулированию распредели­тельных процессов осуществляется по трем основным направ­лениям.

Первое направление, это когда часть получаемых населе­нием поступлений находится в зависимости от результатов труда, но с учетом степени удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения.

Второе направление характеризуется тем, что на первое М есто выступает размер потребностей, на удовлетворение ко­торых направляются эти выплаты: детские пособия, доплаты н а специализированное лечение и т.д.

Особенность третьего направления государственной под­держки выражается в форме льгот и услуг законодательно определенным категориям населения через соответствующие учреждения непроизводственной сферы.

Программы социально-экономической поддержки призва­ны смягчить различия в уровне доходов, связанные с причи­нами, находящимися вне процессов труда.

Экономика социальной работы, оставаясь в рамках общей экономической теории, занимается изучением ее воздействия на жизнеобеспечение людей, определение государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся, которые зависят не только от экономических, но и политических, ис­торических, национальных, этических и других норм жизни общества.

Экономическая категория «жизнеобеспечение населения» характеризуется совокупностью качественных и количествен­ных характеристик, соответствующих производительных сил общества, социально-экономических отношений в условиях функционирования и развития рыночной экономики.

В этом смысле представляет интерес социально-экономи­ческая модель системы жизнеобеспечения населения.

Введение в научный оборот и практику государственного регулирования современного рыночного хозяйства экономи­ческой категории «система жизнеобеспечения» населения те­оретически оправдана и позволит государству более компе­тентно обеспечивать формирование в России высокоразвито­го, социально справедливого общества.

Для экономики социальной работы как учебной дисцип­лины наиболее характерными функциями являются познава­тельная, методологическая, практическая. Цель*этих функ­ций - анализ экономических проблем и их влияние на соци­альное благополучие общества.

С точки зрения объекта исследования разделы курса рас­сматривают различные аспекты, связанные с микро- и мак­роэкономикой как двумя аспектами концепции социальной защиты населения. С одной стороны, они предполагают создание условий для самообеспечения, а с другой - помощь тем, кто объективно не может создать себе нормальный уро­вень жизни.

С микроэкономикой связан анализ, причин, закономернос­тей и последствий функционирования отдельных социальных субъектов в рыночной экономике (например, социальных предприятий и служб, семейных производственных коллективов и т.п.). Макроэкономика рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, динамики материального бла­госостояния, определяет закономерности и социальную на­правленность государственной экономической политики.

Таким образом, предметом экономики сферы социальной работы являются закономерности движения направленных в эту сферу материальных, финансовых и трудовых ресурсов и используемых в ней для достижения общественно и лично обусловленных целей ее функционирования и развития.

Она опирается на экономическую теорию как методологи­ческую основу и включает службы планирования, функцио­нирования и ресурсного обеспечения социальной сферы и сте­пени социальной защиты населения, изучает экономические связи между государством, социальными группами и инди­видами на основе знания закономерностей экономических процессов и использования законов экономики в практике социальной работы.

На профессиональном уровне экономика социальной ра­боты призвана ответить на вопросы: какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья и како­вы критерии этой эффективности.

Экономика в сфере социальной работы исследует, изучает многогранные процессы и тенденции, связанные с природой возникновения и удовлетворения потребностей. Социальная работа ориентирована на защиту прав человека, а права человека - это санкционированные обществом (законом или моралью) его потребности.

Согласно классификации, применявшейся в советской статистике, социальное обслуживание относилось к непроизводственной сфере.

Так, несколько условно, назывались отрасли и виды деятельности, не составляющие материальное производство.

Сфера нематериальных услуг, к которой относится и сфера социальной работы, включает в себя жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание, здравоохранение, образование, культуру, пассажирский автотранспорт, связь (для населения), социальное обеспечение и страхование, социальное обслуживание населения и др. Деятельность работников, оказывающих эти услуги, носит нематериальный характер.

С начала 90-х гг. XX в. сфера поизводства услуг вошла в рыночную экономику и стала важной составной частью производства валового продукта наряду со сферой производства товаров. Ее доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) за последние десятилетия значительно возросла в основном за счет постоянного роста стоимости услуг даже по сравнению с ростом цен на потребительские товары.

Сферу социальной работы более правильно следует назвать сферой производства нематериальных услуг. Эта сфера имеет специфические экономические особенности.

Согласно экономической теории, всякий товар призван удовлетворять определенную человеческую потребность. Но потребительская стоимость становится товаром лишь тогда, когда представляет собой продукт труда, удовлетворяющий потребность не того, кто его произвел, а общество.

По критерию специфики принимаемой формы потребительские стоимости выступают в форме вещи или в форме услуги. Определяя специфику труда в отраслях обслуживания, К. Маркс писал, что в данном случае труд «... оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности...» .

В сфере обслуживания не происходит характерного для материально-вещественного производства перехода из формы деятельности в форму продукта.

Процесс производства услуг почти всегда совпадает с процессом их потребления. Услугу нельзя «накопить». Качество услуги, ее способность удовлетворять потребность непостоянны и зависят от субъекта деятельности.

В мировой хозяйственной практике считается, что общественный продукт есть результат двух сфер народного хозяйства - материального производства и сферы услуг. Поэтому в ВВП включаются услуги как врача, юриста, так и социального работника.

Многие виды социального обслуживания не могут развиваться на основе рыночных регуляторов. Поэтому учреждения социальной сферы традиционно рассматривались в нашей стране как потребители бюджетных средств и никогда не относились к организациям, имеющим отношение к созданию национального дохода. Новый хозяйственный механизм в отраслях непроизводственной сферы, принятый в конце 1988 г., стал отправной точкой к интеграции этой сферы в систему экономических отношений.

Объем платных услуг включает объемы услуг, оказанных населению официально зарегистрированными крупными и средними организациями, малыми предприятиями, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Объем платных услуг населению измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу.

Услуги, оказываемые населению в государственных службах социальной работы, не включены в государственную статистическую отчетность, так как они для населения оказываются в основном бесплатно. В течение последнего десятилетия сфера социально-бытовых услуг (парикмахерские, кинотеатры, прачечные, ателье и т.

П.) перешла на рыночные условия хозяйствования с полным или частичным самофинансированием и самоокупаемостью. И лишь сфера социальной работы практически полностью, более чем на 90 %, остается на ресурсном обеспечении государства. Основная часть социальных услуг оказывается населению бесплатно или по социально низким ценам.

Общественный продукт определяется в рыночных ценах. Безвозмездные услуги государства, не имеющие рыночной цены, рассчитываются по стоимости издержек, которые фактически сложились в момент оказания этих услуг. В этом - экономическая особенность сферы социальной работы.

Сложность настоящего момента состоит в том, что прошедший процесс разгосударствления и приватизации собственности привел к значительному сокращению бюджета государства. В то же время либерализация цен и «шоковая терапия» начала 90-х гг. XX в. не только привели к обеднению огромных масс населения, но уничтожили основной субъект поддержки трудящихся и членов их семей - предприятие с его социальными фондами, социальными программами, социальной инфраструктурой.

Государство было вынуждено создавать новую структуру - систему служб социальной поддержки населения и финансировать ее за счет налоговых поступлений. Иначе говоря, рост потребности населения в поддержке в условиях значительного сокращения ресурсов - еще одна особенность социальной работы в период перехода к рыночным отношениям.

Развитие и функционирование каждой отрасли осуществляется в соответствии с объективно действующими экономическими законами. В СССР был провозглашен так называемый «основной экономический закон социализма»: обеспечение полного благосостояния и свободного, всестороннего развития всех членов общества путем непрерывного роста и совершенствования общественного производства.

Первая часть приведенной формулировки очень схожа с целью и задачами социальной работы. Получается, что социальная работа и бесплатное социальное обслуживание населения - это «островок социализма» в обществе, которое уже живет по закону получения и присвоения прибавочной стоимости.

В условиях разгосударствления, приватизации и утверждения многообразных форм собственности государство уже не имеет того общественного производства, за счет доходов от которого оно могло создавать общественный фонд потребления. Эта тенденция просле живается с начала 1980-х гг. Уже тогда доля госбюджета в валовом национальном доходе постепенно снижалась и в 2010 г. доля бюджета в ВВП составила 31,5 % с учетом внебюджетных социальных фондов. По сути в России произошло крупнейшее разгосударствление собственности.

Поскольку процессы приватизации из-за их обвального характера не были сопряжены с остальными элементами экономических преобразований, подавляющая часть возникших на базе государственных предприятий частного и смешанного секторов экономики оказалась на грани банкротства. Спровоцированные этим безработица и обнищание населения способствовали росту его потребности в поддержке государства, которое уже не могло дотировать жизнь всего населения.

В советское время население получало существенные выплаты из общественных фондов потребления. Они составляли около половины среднедушевого дохода. И это не считая средств, которые затрачивались непосредственно предприятиями, организациями, колхозами и совхозами на социальную поддержку своих настоящих и бывших работников (пенсионеров) и членов их семей.

В настоящее время предприятия потеряли свое значение субъектов социальной защиты работающих, а выделяемые государством средства на поддержку одиноких престарелых, детские пособия и пенсии, социальное обслуживание наиболее нуждающихся, конечно, не компенсируют населению того, что они получали из общественных фондов потребления.

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным стандартом по направлению подготовки «Социальная работа» квалификация «бакалавр».
В учебнике дается целостное представление об экономических основах социальной работы, рассматриваются теоретико-методологические и практические вопросы организации, ресурсного обеспечения и эффективного хозяйствования в сфере социальной работы. Указаны основные нормативные документы, касающиеся этих проблем.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен преподавателям, специалистам по социальной работе.

Предмет и задачи курса.
Многоплановость и многовариантность социальной работы обусловливает необходимость экономической подготовки специалистов в этой области.

Главная цель социальной работы - забота о благосостоянии и использование возможностей личности, семьи, общества для их нормального функционирования. Материальная мотивация и поддержка жизнедеятельности как отдельной личности, так и социальных групп, испытывающих в этом потребность, играют ведущую роль в системе социальной работы. Экономика была и остается определяющей материальной основой для решения всех социальных задач.

Именно этим была обусловлена необходимость введения в Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования, в цикл общепрофессиональных дисциплин по направлению подготовки «Социальная работа» специального курса «Экономические основы социальной работы».

Экономические основы социальной работы - учебная дисциплина, изучающая совокупность производственных отношений субъектов и объектов социальной работы на определенном этапе развития производительных сил, а также экономических условий и элементов производства социальных услуг для населения, особенно его социально неблагополучных категорий.

Содержание
Предисловие
Глава 1. Предмет изучения и особенности курса «Экономические основы социальной работы»
1.1. Предмет и задачи курса
1.2. Особенности экономической деятельности в сфере социальной работы
1.3. Экономическое пространство социальной работы
Глава 2. Экономико-методологические и правовые основы социальной работы
2.1. Сущность и структура экономических основ социальной работы
2.2. Основные экономические категории и понятия социальной работы
2.3. Принципы и методы экономической деятельности в сфере социальной работы
2.4. Организационно-правовые основы экономической деятельности в сфере социальной работы
Глава 3. Социально ориентированная экономика как материальная основа социальной работы
3.1. Экономическая политика государства и ее социальная направленность
3.2. Экономические основы системы социальной защиты населения
3.3. Система государственных экономических гарантий и льгот как элемент социальной защиты населения
Глава 4. Материальное благосостояние населения. Показатели и динамика
4.1. Сущность, показатели и динамика материального благосостояния населения
4.2. Социально-экономический потенциал семьи как показатель благосостояния
4.3. Социально-экономический статус - критерий адресною подхода в социальной работе
Глава 5. Финансовые основы социальной работы
5.1. Источники и способы финансирования социальной работы
5.2. Финансовые основы социального обеспечения на современном этапе
5.3. Налоги как инструмент формирования бюджетных средств и финансирования системы социальной работы
5.4. Благотворительность в системе материально-финансового обеспечения социальной работы
Глава 6. Экономические основы деятельности социальных служб
6.1. Производство социальных услуг - задача экономической деятельности социальных служб
6.2. Предпринимательская деятельность как источник дополнительного финансирования социальных служб
6.3. Организация и оплата труда работников социальных служб
6.4. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения социальных служб
Глава 7. Проблемы эффективности социальной работы
7.1. Сущность эффективности социальной работы и исторический подход к ее определению
7.2. Критерии эффективности
7.3. Методика определения эффективности социальной работы
Нормативные документы
Рекомендуемая литература.