Экономическая теория. Основные методы и принципы экономического анализа

Методология экономической теории - это совокупность методов познания экономических явлений и процессов, категорий и законов

. Метод - система средств, мер, подходов и путей, с помощью которых осуществляется познание категорий, законов и тенденций хозяйственной жизни. Какой предмет науки, такой и его метод исследования: предметом ет порождает особенности метода, а метод производит инструментарий познания, с помощью которого экономисты проникают в сущность экономических явлений и процессов, формулируют понятие, открывают новые законы особенности развития общественного производства, формируя предмет экономической теорииї.

Метод экономической теории использует достижения многих наук (формальной логики, философии, статистики, истории, математики) и производит свои средства изучения хозяйственной жизни

Какие характеристики, способы и средства присущи метода экономической теории?

Метод экономической теории может иметь субъективный или объективный характер. Субъективный подход означает, что ученый изучает экономические явления, делает выводы и оценивает их с позиции своих интересов и убеждает объединений. С помощью такого метода, как правило, экономику исследуют односторонне, выводы и теории извращаются. Применение объективного метода означает, что ученый использует научные средства и подходов ди, всесторонне, беспристрастно исследует экономические явления и процессы. Экономисты должны изучать хозяйственную жизнь посредством научный инструментарийарію.

В экономической теории широко применяют системный метод, который предусматривает рассмотрение каждого экономического явления как системы. Целостность является важным элементом системного подхода, требующий исследовать окр. Реми составные элементы любого явления, изучение внутренних связей между этими элементами и подсистемами, выявление общей цели системы. Исследователь установить сущность, место и роль каждого элем ента системы, их взаимосвязи. Последние бывают: координационными (определяют согласованность и место структурных элементов системы); субординационными (указывают на соподчиненные связь элементов системы) г енетичнимы (указывают на связь элемента с историей развития системы). Каждому экономическому явлению (товар, деньги, средства производства, рынок и др.) присущи свои внутренние, существенные признаки и системные, др. теграцийни особенности, являющиеся результатом взаимодействия элементов этого системного явленийявища.

. Анализ - метод научного познания, основанный на разделении целого на составные части, элементы, что позволяет проникнуть в сущность этого явления

. Синтез - метод, который заключается в объединении познанных внутренних взаимосвязанных между собой элементов явления в единое целое

. Индукция - это метод познания, основанный на формировании умозаключений от части к целому или принципов из фактов. Этот метод предполагает, что изучение любой проблемы начинается с обретения фактов, затем м систематизируют и анализируют таким образом, чтобы можно было сделать обобщение, то есть с начальных знаний получить заключение об общем. Применение индукции может привести к неполному выводу, адж е этот метод не может четко обосновывать общее, так получается только из частейни.

. Дедукция - метод исследования, основанный на умозаключениях от целого к его части. Он дает возможность выдвинуть гипотезу, то есть научно обоснованное предположение о природе, структуру или закономерность решения развития явления, процессу.

Метод научной абстракции заключается в выделении существенных характеристик процесса, исключении из изучения всего второстепенного, случайного для раскрытия его внутренних, устойчивых связей, действительной тен нденции движения. С помощью этого метода обосновывают экономические категории и законы, которые имеют конкретные проявления. Метод абстракции органически связан с понятием конкретного, т.е. целостного объекта в единстве ности его различных сторон, свойств, черт. Процесс познания на основе единства абстрактного и конкретного предполагает движение мысли от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, но уже вивченогого.

В экономической теории используют также метод сочетания логического и исторического подходов, который предусматривает необходимость познания экономических явлений с момента их возникновения, в процессе развития и исчезнет ения, открытие качественно новых форм проявления. Логическое и историческое дополняют друг друга и позволяют всесторонне исследовать экономические явленийа.

Экономисты широко используют качественный и количественный анализы. Качественный подход применяется преимущественно при характеристике сущности экономических категорий и законов. Например, качественной стороной товара вы иступае его потребительская стоимость, а количественной - стоимость. Количественный подход позволяет выявить вещественное содержание, при этом применяются средства математики, статистики. Например, при исследовании категории"р обочь сила"обнаруживаем ее качественную сторону - способность к труду, а затем и количественную - количество самой рабочей силы. Математический и статистический методы анализа дают возможность проникнуть в содержание экономических них явлений только тогда, когда они тесно связаны с качественным подходомходом.

На современном этапе развития экономической науки и практики хозяйствования возможно создание моделей и экспериментов. Экономическая модель - это абстрактная теоретическая конструкция, формализованное описание экономи ичного явления, структура которого определяется объективными свойствами объекта и субъективными целями исследования. Известные величины, исследователь вводит в модель в готовом виде, называют экзогенным мы; величины, возникающие в рамках модели при решении определенной задачи, - эндогенными. Модели отражают экономическую жизнь, выступают механизму условного воспроизведения и служат для преобразования е го соответствии с целями исследования. В экономической теории модели используют с помощью графиков при изучении микро-и макроэкономикиміки.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения их в благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения

Экономические эксперименты позволяют на практике проверить обоснованность научных рекомендаций

Критерием правильности теоретических выводов выступает практика, которая может определить подлинность или ложность обоснованных исследователем теоретических понятий

Процесс познания предмета экономической теории предусматривает рассмотрение различных законов и категорий

Экономический закон выявляет общие, объективные, необходимые, стали причинно-следственные связи между экономическими категориями, явлениями и процессами. Как и законы природы, экономические законы носят объективный и характер. Но они возникают, развиваются и действуют только в процессе экономической деятельности людей, т.е. имеют исторический харакер.

Различают экономические законы общие, общие и специфические, которые действуют вместе и создают целостную систему экономических законов. Самом экономические законы действуют во всех экономических системах ((закон экономии времени, повышения потребностей), общие законы - всего в нескольких экономических системах (законы товарного производства). Специфические законы характерны для определенной экономической системы и отдельно й ее сферы (законы прибавочной стоимости, монопольной прибылиу).

Понятия, отражают в обобщенном виде условия или стороны экономической жизни общества, называют экономическими категориями (товар, деньги, стоимость, прибыль, заработная плата, расходы). Экон номических категории более изменчивы, чем экономические законы, то есть с развитием производственных отношений, производительных сил происходит процесс трансформации каждой категории и всего категориального аппарата эко номической теорииї.

В экономике, как в науке, так и в учебном курсе обязательно присутствует методология. Методология – это наука о методах, учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдения; обработка полученного материала посредством синтеза и анализа; индукции и дедукции; системного подхода; разработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; разработка моделей в логических и математических формах.

Методы экономической науки – совокупность способов и приёмов познания экономических отношений и воспроизведение их в системе категорий и законов.

Рассматривая закономерности изменения экономических процессов, экономическая теория использует методы экономико-математического моделирования (изучение процессов и явлений ни непосредственно, а через вспомогательные объекты), появившегося в XX в.

В экономической науке широко используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, системный подход, методы моделирования (прежде всего графический, математический и компьютерного моделирования).

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для продажи.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), мы можем на этой основе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги - особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Широко используются также индукция и дедукция .

Индукция – это процесс создания теории из набора наблюдений. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Дедукция процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Важнейшим методом эк. теории является системный подход , исследующий функциональные связи – прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что эк. законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Модель в экономике даёт упрощённую картину реальности, позволяет сделать обобщения и предположения в абстрактной форме (графической, математической).

Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

Модели делятся на статические и динамические.

Статические модели - предназначены для изучения явления в определённый момент времени.

Динамические модели – модель иллюстрирует изменение изучаемого явления в течение определённого периода.

Экономико-математическое моделирование , являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Также используется графический метод – предполагает использование графиков, таблиц для иллюстрации изображений.

Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков - графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики - изображения зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой У) и горизонтальной (Х).


Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи - рис. 1,а). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него - рис. 1,6). Зависимость может быть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению - кривая Филлипса, рис.1,в).

Рис. 1. Основные виды графиков: а - график обратной линейной зависимости; б - график прямой линейной зависимости; в - график нелинейной зависимости

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др. (рис. 2).


Рис. 2. Примеры диаграмм: а - круговая; б - столбиковая

Схемы наглядно, графически демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. Примером могут быть схемы хозяйственного кругооборота (см. рис. 4.1 и 4.2).

Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств и т.д. При этом экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности. Например, в соответствии с так называемой формулой Фишера потребность экономики в деньгах выражается уравнением: MV = РТ, где М - объем денежной массы; v - скорость обращения денег; Р - общий уровень цен на товары; Т- объем текущих сделок купли-продажи товаров и услуг в стране. Отсюда следует, что,

M = P × T ÷ V

т.е. объем денежной массы зависит не только от общего уровня цен в стране и объема совершаемых в ней сделок, но и от скорости обращения денег. Если далее преобразовать формулу Фишера:

P = M × V ÷ T

то можно сделать вывод, что уровень цен в стране зависит от объема денежной массы и скорости обращения денег, а также объема текущих сделок купли-продажи товаров и услуг.

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всего в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описываете сложной системой уравнений.

При изучении экономической жизни возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты. Но, конечно же, не всегда можно спрогнозировать их вероятные результаты. Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения (Р. Оуэн, П. Ж. Прудон).

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М. Аллэ писал в 1989 г., что в течение сорока лет экономическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г. Форда, а на макроуровне - с именами Дж.М. Кейнса и М. Фридмена. Широкие эксперименты на макроуровне проводились и в бывшем СССР.

11. Экономические категории – это логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные стороны (условия) экономической жизни общества. Категории выражают отдельные формы бытия, условия существования, характеризуют отдельные стороны развития системы экономических отношений.

Логическая взаимосвязь экономических категорий дает возможность выяснить существенное, постоянное, прочно остающееся в движении и развитии экономических процессов, явлений. Познавая сущность экономических категорий, экономическая теория приходит к определению экономических законов, изучение которых является задачей науки.

Закон (экономический закон) – это устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явление, как выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.



Не следует смешивать экономические законы с законами природы, так же как и с законами естествознания, так как между ними имеется ряд существенных и принципиальных различий:

1. естественные законы - это законы природы, экономические - законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;

2. естественные законы - вечные, экономические носят исторический характер;

3. открытие и применение естественных законов происходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отживающих общественных сил.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая включает в себя различные группы и виды законов.

Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

1) специфические экономические законы;
2) особенные экономические законы (законы для ряда эпох);
3) общие экономические законы.



Специфические экономические законы - это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.

Особенные экономические законы - это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности).

Общие экономические законы - законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон распределения общественного труда.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Дать определение экономике.
  2. Стадии общественного производства, охарактеризовать их.
  3. Дать определение потребностей и раскрыть их классификацию.
  4. Что собой представляет экономический интерес?
  5. Какие виды благ и ресурсов Вы знаете?
  6. Назовите мобильные факторы производства, почему Вы так считаете?
  7. Назовите главные свойства информации как экономического ресурса.
  8. Дайте определение процесса производства и назовите основные его элементы.
  9. Какие Вы знаете технологические способы производства?
  10. Дайте определение общественному разделению труда.
  11. Охарактеризуйте структуру общественного производства.
  12. Что собой представляет альтернативная стоимость, проиллюстрируйте свой ответ примером?
  13. Дайте определение категории производственные возможности, каким образом их можно проиллюстрировать?
  14. Назовите уровни анализа экономических явлений и процессов.
  15. Какие Вы знаете методы экономики?
  16. Дайте определение экономической категории, приведите пример.
  17. Назовите группы экономических законов.
  18. Тестовые задания:

1. Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:

а) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо учебы;
б) расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;>
в) расходы на питание;
г) плату за обучение.

2. Установите, что входит в понятие «факторы производства»:

а) издержки производства и показатели рентабельности;
б) основные и оборотные фонды;
в) труд, земля, капитал.

3. Блага - это …;

а) недостаток чего-либо;
б) средства, удовлетворяющие потребности;
в) наслаждение, счастье.

4. Основная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы:

а) производство;
б) инвестиции;
в) ограниченность ресурсов.

а) высокое качество;
б) ограниченность;
в) неповторимость.

6. Кривая производственных возможностей показывает:

а) точное количество двух товаров хозяйство намеревается осуществлять;
б) альтернативную комбинацию товаров при наличии определенного количества ресурсов;
в) свойства выпускаемых товаров.

Методология экономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Один из её методов – формальная логика.

Формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики.

1.Понятие - является простейшей категорией формальной логики Оно фиксирует мысль о предмете. Обычно понятие определяется через более широкое понятие путем добавления к родовому признаку видового различия

2 .Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.

3. Умозаключение выступает формой взаимосвязи суждений. Умозаключение представляет собой прием мышления, посредством которого из некоторого исходного знания получается выводное знание. Наиболее известной формой умозаключения является силлогизм . Он утверждает, что если свойство Р принадлежит каждому из предметов, образующих данный класс, то это свойство будет принадлежать и любому индивидуальному предмету, относимому к этому классу. Это называется аксиомой силлогизма .

Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания Важнейшие из них

Это анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определенные законы мышления.

1.Анализ и синтез. Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.



2.Метод индукции и дедукции. Метод индукции – метод умозаключений, основанный на обобщении фактов. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Метод дедукции – метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в экономической теории в единстве.

3.Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

4.Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

5.Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.

6.Доказательство – обоснование истинности одной мысли с помощью других.

7.Законы формальной логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).

Структура научной теории. Любая теория включает два компонента: жесткое ядро и защитную оболочку. Утверждения, составляющие жесткое ядро теории, должны оставаться неизменными в ходе любых модификаций и уточнений, сопровождающих развитие теории. Они образуют те принципы, от которых любой последовательно применяющий теорию исследователь не вправе отказаться, какой бы острой не была критика оппонентов. Теории же защитной оболочки подвергаются постоянным корректировкам по мере развития теории.

Гипотеза – сформулированный предположительный, непроверенный принцип, сделанный с помощью обобщений, дедукции, гипотетического метода и т.п. Для составления гипотезы экономисты опираются на случайные наблюдения, озарения, логику и интуицию. Бывают двух типов: основные и «к случаю» (ad hoc).

Доказательство гипотезы. Под доказательством в формальной логике понимается обоснование истинности одной мысли с помощью других. Формальная логика предлагает универсальную структуру доказательства. Она состоит из тезиса, оснований доказательства (аргументов) и способа доказательства (демонстрации). Существуют различные виды доказательства. В зависимости от его целей выделяют доказательства истинности и ложности (опровержение); в зависимости от способа доказательства - прямые и косвенные; в зависимости от оснований доказательства - теоретические и эмпирические

Типы проблемных ситуаций.

Первый случай представляет собой показательные задачи (известно все - проблема, метод ее решения и ответ). Второй случай - типовые школьные задачи (известно все, кроме ответа). Третий случай - риторические проблемы - головоломки Четвертый случай - это классические научные проблемы Пятый случай иллюстрирует ситуацию, когда правильное понимание формулировки проблемы приходит только в конце исследования. Шестой случай соответствует ситуации, когда в экономике используют методы других наук. Седьмая ситуация иллюстрирует догматическую теорию, обладающую готовыми ответами на все проблемы; восьмая - это софизмы, парадоксы, антиномии.

9.Диалектика как метод политической экономии.

Качественно новый этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода.

Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления . Она является целостным методом, органической системой категорий и законов. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи( экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов, взаимосвязь в развитии. Это означало, что каждое из явлений и система в целом анализируются в процессе самодвижения от низшего к высшему, от старого к новому. Противоречие выступает как внутренний источник и основной принцип движения.) и развития( само развитие понимается как переход количественных изменений в качественные и обратно, как единство и борьба противоположностей, как отрицание отрицания.)

Разработанный в рамках немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель) диалектический метод был материалистически переосмыслен и впервые успешно применен в политической экономии К. Марксом.

Материалистический подход к изучению экономических процессов означал не только объективное признание существования реального мира. В соответствии с материалистическим подходом главным действующим субъектом исторического процесса выступает занятый производственной деятельностью общественный человек. Структурообразующим элементом был провозглашен способ производства материальных и духовных благ , определяющий юридическую и политическую надстройку, формы общественного сознания. Материалистический подход означал также принципиальную возможность познания объективного мира и его адекватного отражения в теоретической системе. Он предполагал единство диалектики, логики и теории познания . В теории познания ведущими стали метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип единства исторического и логического.

10.Взаимосвязь модели и реального мира. Этапы процесса моделирования. Современные методы анализа экономических процессов.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Создание модели связано с потерей части информации (рис. 4.3). Это позволяет абстрагироваться от второстепенных явлений, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи. Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называются экзогенными ; величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными . Связь модели с объективной экономической действительностью двояка: с одной стороны , модель отражает реальный мир , является его условным воспроизведением, а с другой - служит его преобразованию в соответствии с поставленными целями . Поэтому в процессе верификации модели происходит ее конкретизация и уточнение

Процесс построения модели проходит ряд этапов (рис. 4.4). Анализ политического поведения, как правило, носит не сплошной, а выборочный характер. Поэтому на первом этапе происходит отбор наблюдений того процесса, который предстоит моделировать. Успех в поиске и постановке оригинальной проблемы зависит от многих факторов. В их числе не последнюю роль играют интуиция, личный опыт исследователя, а также удача.

Сформулированная гипотеза оформляется сначала в виде неформальной модели.

Неформальная модель - это такая модель, в которой объясняющие и объясняемые переменные не определеныеще достаточно строго. На этом этапе исследователь рассматривает разнообразные предпосылкии пытается понять, какие из них абсолютно необходимы, а какие носят относительно избыточныйхарактер.

Начинающий исследователь обычно рассматривает уже имеющиеся в литературе модели и пытается выбрать из них ту, которая лучше всего отражает моделируемую ситуацию. Не следует, однако, забывать, что если сформулированная гипотеза несостоятельна, улучшить ее не смогут никакие математические модели. С годами исследователь набирается опыта и поэтому создает такую модель, которая более адекватно служат реализации поставленной цели.

Формальная модель - это такая модель, в которой все переменные определены математически строго. Она предполагает стандартный набор приемов, и ее возможные выводы поддаются прогнозу. Это не означает, что прогноз обязательно реализуется, однако цели, средства, инструменты исследования уже четко определены. Именно на этой стадии возможны многочисленные ошибки, так как перевод неформальной модели в формальную связан с потерей части информации и с неадекватным определением ее содержания в математическом аппарате. Сам математический аппарат предполагает определенные допущения, которые могут быть неадекватны неформальной модели (например, рациональность избирателя, постоянность его предпочтений и т.д.).

Этап математической обработки формальной модели включает в себя различный арсенал методов (логических, игровых, алгебраических, вероятностных и т.д.). Этот этап позволяет использовать одинаковые математические средства для решения различных политических и экономических ситуаций. Однако, с другой стороны, он часто позволяет сделать на основании стандартного математического аппарата нетривиальные выводы .

Поэтому возникает проблема их адекватной интерпретации. Это заставляет сравнить их с теми наблюдениями, которые позволили сформулировать неформальную модель и уточнить или развить ее. Возможно, выборка была неадекватной, и наша неформальная модель оказалась «прыжком в заключение». Или, наоборот, мы можем расширить первоначальную гипотезу и сделать ее более общей теорией. Такого рода сравнения уточняют параметрическую оценку и подготавливают более строгую эмпирическую проверку, которая выступает завершающим шагом моделирования. Эмпирическая проверка может завершиться созданием самостоятельной эконометрической модели. Однако эмпирическая проверка бывает нужна далеко не всегда. Исследование может завершиться созданием универсальной теоретической модели, которая сама по себе обладает определенной прогностической силой. В любом случае, модели, которые позволяют составить реальные прогнозы, пользуются большей популярностью среди политологов и экономистов.

Методы экономической теории

Экономическая теория, как и любая другая наука, использует широкий спектр методов научного познания. Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что буквально означает «путь к чему-либо». Поэтому метод -в самом широком смысле слова - можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели.

Одним из методов является формальная логика. Это изучение предмета со стороны его структуры, формы. Основными приемами познания в формальной логике являются: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза.

Анализ-это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части и исследовании каждой части в отдельности.

Это дает возможность выделить свойства, образующие содержание отдельных категорий, их сущностную основу, форму проявления.

Синтез - метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. Посредством синтеза воссоздается единая целостная картина общего экономического процесса, в котором прослеживается взаимодействие его составных частей, связей и отношений между ними.

Индукция как логическое умозаключение позволяет обеспечить переход от изучения единичных, частных, отдельных фактов к обобщениям, к получению общих положений и выводов.

Дедукция – метод, основанный на умозаключениях, позволяющих сделать переход в научном познании от общих выводов к частным и конкретным явлениям в экономической жизни общества.

Аналогия – это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Многие открытия в экономической теории были сделаны по аналогии. Например, А. Курно, изучая механическое равновесие, пришел к идее экономического равновесия.

Постановка проблемы в форме парадокса способствует рождению гипотезы. Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предложения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории.

Качественно новый этап в развитии методологии экономической теории связан с применением диалектического метода исследования. Диалектический метод, во-первых, исходит из того, что в природе и обществе все явления и отношения не выступают раз и навсегда данными, вечно и неизменно существующими. Они находятся в процессе развития и изменения. Применительно к экономической теории это означает, что следует рассматривать экономические категории и законы, процессы и явления не как застывшие, неподвижные, вечные, а как изменяющиеся и развивающиеся. Необходимо постоянно выяснять, как, почему и в силу каких причин возникают, развиваются и исчезают экономические явления.

Во-вторых, в его основе лежит утверждение, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Сложное отношение может появиться лишь после того, как развилось предшествующее ему простое. Переход от простого к сложному, сопровождается приобретением новых качеств и в то же время сложное отношение, являясь качественно новым, содержит черты, присущие предшествующему простому отношению.

В-третьих, диалектический метод исходит из того, что движущей силой развития является единство и борьба противоположностей, внутренние противоречия того или иного явления. В экономической теории движущими силами экономического прогресса считаются противоречия между производством и потреблением, различными видами интересов и т.д.

Наиболее широкое распространение в рамках диалектического подхода получили метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип исторического и логического.

Научное абстрагирование означает очищение исследуемого объекта от случайного, временного, единичного и выделении в нем прочного, устойчивого, типичного. Благодаря применению метода абстракции удается улавливать сущность явлений, от сущности одного порядка переходить к сущности более глубокого уровня, формулировать категории и законы науки, выражающие эти сущности. На этом процесс познания не завершается. То, от чего на первом этапе необходимо было отвлечься во имя выяснения более глубоких сущностных отношений, теперь, наоборот, должно быть принято во внимание и шаг за шагом – от общих основ до конкретных форм взаимосвязей и проявлений – объяснено. Но теперь конкретное предстает уже иным: не случайным нагромождением явлений, а целостной, внутренне связанной картиной общественной жизни.

Метод единства исторического и логического. Исторический метод ведет изучение реальных экономических отношений в той последовательности, в какой они возникали и развивались. Логическое исследование системы экономических отношений отражает реальный процесс их исторического развития. Но логическое исследование не просто копирует историю. История имеет массу случайностей, которые могут увести от главного или же привести к поверхностному описанию явлений. Поэтому чисто исторический процесс должен быть очищен от всего случайного и несущественного. Логический метод предполагает рассмотрение исторически-определенной системы экономических отношений в ее зрелом, развитом состоянии. Это дает возможность всесторонне глубоко раскрыть сущность всех ее элементов.

Каждое экономическое явление имеет качественную и количественную стороны, находящиеся в тесной связи и взаимозависимости. Качественная сторона выражает сущность явления. Она выступает ведущей, определяющей количественные величины, меру данного отношения. Количественный анализ предполагает широкое использование в экономической теории статистических данных, методов математики, экономико-математического моделирования и вычислительной техники.

Привлечение математики к экономическим исследованиям играет важную роль в изучении количественных связей в экономике, определении темпов роста отдельных экономических звеньев, установлении оптимальных пропорций, прогнозировании структурных сдвигов в производстве, распределении и использовании валового внутреннего продукта и т.д.

Однако математический и статистический анализ только тогда вскрывает реальные отношения, когда он тесно связан с качественным содержанием анализируемого предмета.

Экономические явления исследуются системно. Системный подход предполагает трактовку экономического объекта как системы и в то же время как элемента еще более сложной системы. Экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной последовательности, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости.



Появление системных методов исследования сопровождалось бурным развитием экономико-математического моделирования.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Неотъемлемым звеном метода экономической теории выступает принцип единства теории и практики. Общественная практика, являясь исходным пунктом теоретического познания, одновременно служит и критерием истинности выводов. Применительно к проблеме единства экономической теории и практики следует отметить роль эксперимента.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизводство экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее.

Эксперимент призван практически подтвердить или опровергнуть теоретическую гипотезу, представляющую собой предположение, объясняющее тем или иным образом какое-то явление или процесс. Роль эксперимента в экономике ограничена. Нельзя, например, искусственно построить какое-то общество, чтобы проверить, правильна ли была гипотеза или нет.

Вопросы для самоконтроля

1. В каком соотношении находятся понятия экономики как хозяйства и экономики как науки?

2. Почему предмет экономической теории у разных школ различен?

3. Какие экономические отношения не являются производственными отношениями?

4. Являются ли предметом изучения экономической теории технико-экономические отношения?

5. Что такое средства производства? Чем средства производства отличаются от средств труда?

6. В чем разница между производительными силами и средствами производства?

7. Почему экономические законы действуют независимо от того, познали их люди или нет?

8. В чем состоят особенности применения диалектического метода в экономической теории?

9. Почему в экономических исследованиях возможно применение математических методов?

10. Почему общественная практика является критерием истины?