Государство как предприниматель. Государственный сектор экономики

Во многих странах наряду с частной (ведущей) собственностью существует и государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в развитых странах ограничен. Он крайне мал в США и Японии. На европейских же государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) валового внутреннего продукта. На них занято от 4% (Великобритания) до 20-25% (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже Ѕ (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. В США около 1/3 всей земли находится в собственности федерального правительства.

Следовательно, государство в современной рыночной экономике - это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

Отметим, что в государственной собственности субъектом отношений присвоения, распоряжения и контроля выступает государство. Государственная собственность возникает двумя путями. Первый путь, когда государство строит новые предприятия за счет средств бюджета; второй - когда государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов. В некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии они объединены в холдинговые структуры.

Заключение.

Из изложенного материала можно сделать однозначный вывод о том, что роль государства в рыночной экономике велика и многообразна. Так, на Западе государственное регулирование превратилось в важнейший элемент хозяйственного механизма современной рыночной системы и является активным участником всех стадий воспроизводственного процесса: производства - распределения - обмена - потребления. В результате среднегодовые темпы расширенного промышленного производства в лидирующих странах мира составили к 70-м годам примерно 5,5%, что намного превышало показатели довоенного периода. Крупные государственные ассигнования на науку, обширные налоговые льготы и субсидии частномонополистическому капиталу способствовали бурному развитию НТП и структурной перестройке экономики. Значительно возросли ассигнования на социальные цели - медицину, образование, пенсионное обеспечение и др.

Однако к началу 80-х годов все чаще стали проявляться и кризисные явления, связанные с развитием госсектора и государственным вмешательством в экономику. Разбухание бюрократической структуры в системе государственного управления, снижения темпов роста, эффективности, лавинообразное нарастание инфляционных процессов, структурно-энергетические кризисы и др. - все это положило так называемому «консервативному сдвигу» в процессе государственного регулирования. Масштабы государственного регулирования постепенно ужимались, а за последние 10 лет приобрели более косвенный характер. Сегодня государственное регулирование ориентируется больше на долгосрочные цели научно-технического прогресса и экономического роста, хотя социальные расходы по-прежнему остаются важнейшей составной частью государственного бюджета.

Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике.

Важно заметить, что для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности. В развитых странах наряду с частной собственностью существует и государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в развитых странах различен. Он крайне мал в США и Японии. ʼʼНа европейских же государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30 % (Австрия) валового внутреннего продукта. На них занято от 4% (Великобритания) до 20-25% (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже 1/2 (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. В США около 1/3 всœей земли находится в собственности федерального правительства.

Следовательно, государство в современной рыночной экономике - ϶ᴛᴏ и предприниматель, и крупный инвестор, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределœении, обмене и потреблении товаров и услуᴦ.

В государственной собственности субъектом отношений присвоения, распоряжения и контроля выступает государство. Государственная собственность возникает двумя путями. Первый путь, когда государство строит новые предприятия за счёт средств бюджета; второй – когда государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий.

В результате государственная собственность реализуется по следующим каналам:

· создание за счёт средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всœей экономики (коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, связь);

· развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом (электроника, авиация);

· национализация убыточных предприятий (к примеру, предприятия угольной промышленности).

Государственные предприятия бывают двух видов: государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица, и государственные предприятия, не являющиеся юридическими лицами. В случае если государственные предприятия не обладают статусом юридического лица, то они являются подразделœением государственных органов и учреждений и находятся на балансе и под контролем государственных ведомств.

Государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица, подразделяются на предприятия частного (коммерческого) права и предприятия публичного права. Предприятия частного права – это, как правило, акционерные общества. Государству в таких обществах принадлежат всœе акции или их часть. В последнем случае образуются смешанные (государственно-частные) предприятия.

Предприятия частного права - ϶ᴛᴏ юридически самостоятельные, хозяйственно автономные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа (публичные корпорации). Их капитал не разделœен на акции и целиком принадлежит государству. Деятельность государственных корпораций подотчетна парламенту, а не правительству, хотя через определœенные формы (назначение директоров, предоставление субсидий) правительство может контролировать их деятельность.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов. В некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии (где велика доля смешанных предприятий) они объединœены в холдинговые структуры.

Государственные предприятия отличаются от частных предприятий тем, что они, как правило, зависимы от государственных структур.
Размещено на реф.рф
По этой причине в их деятельности просматривается двойственность – нацелœенность не только на рыночные, но и на не рыночные мотивы. Это выражается в том, что, во-первых, государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью. Хотя они работают на принципах самоокупаемости и рентабельности, но через государственное управление вносят в рынок элементы организованности (работа на государственный заказ, сбыт продукции по государственным твердым ценам). У государственных предприятий нет обязательств перед другими предприятиями, им не грозит банкротств. В то же время правительство контролирует лишь определœенные области деятельности государственных предприятий (к примеру, сбыт продукции), не имея возможности воздействовать на другие (к примеру, на конкурентоспособность предприятий).

Во-вторых, государственные предприятия пользуются финансовыми льготами (в налогообложении, получении льготных кредитов, в замораживании долгов). В-третьих, на государственных предприятиях, с одной стороны, несколько выше зарплата͵ чем на частных предприятиях, лучше условия труда. Но, с другой стороны, на рабочих государственных предприятий могут обрушиться политика замораживания заработной платы, ограничение прав в трудовых конфликтах с администрацией (к примеру, запрет на забастовки).

Следовательно, навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантированное правительством финансовой поддержки делают зачастую государственные предприятия менее эффективными в технико-экономическом и финансовом плане, чем частные предприятия. Это выражается в низкой производительности труда, высокой капиталоёмкости, малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям, раздутом управленческом аппарате и бюрократизме. Так в Англии издержки производства не государственных предприятиях в среднем на 30%, а в США на 20% выше, чем на частных предприятиях.

Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства, ибо некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий (директивное планирование, административный контроль над ценами) в условиях функционирования рыночного механизма. По этой причине периодически к государству предъявляются претензии, а при высокой доле государственного сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствлении. Такая картина наблюдалась во всœех развитых странах Запада в 80-х годах, что вызвало массовый процесс приватизации.

Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике." 2017, 2018.


Для смешанной рыночной экономики характерно многообразие форм собственности. В развитых странах наряду с частной (ведущей) собственностью существует и государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в развитых странах различен. Он крайне мал в США и Японии. На европейских же государственных предприятиях производится от 10 % (Германия) до 30,% (Австрия) валового внутреннего продукта. На них занято от 4 % (Великобритания) до 20-25 % (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже 1/2 (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. В США около 1/3 всей земли находится в собственности федерального правительства.
Следовательно, государство в современной рыночной экономике - это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор научноисследовательских и опытно-инструкторских работ (НИОКР), и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.
Государственная собственность. В государственной собственности субъектом отношений владения, распоряжения и пользования выступает государство. Государственная собственность возникает двумя путями: государство строит новые предприятия за счет средств бюджета; осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий.
В результате государственная собственность реализуется по следующим каналам: создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики (коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, связь); развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с научнотехническим прогрессом (электроника, авиация);
- национализация убыточных предприятий (например, предприятий угольной промышленности).
В результате в сфере государственного предпринимательства оказываются не только инфраструктура, добывающая промышленность, но и некоторые ведущие отрасли промышленности.
Государственные предприятия бывают двух видов: облагающие статусом юридического лица; не являющиеся юридическими лицами. Если государственные предприятия не облагают статусом юридического лица, они являются подразделением государственных органов и учреждений и находятся на балансе и под контролем государственных ведомств.
Государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица, подразделяются на предприятия частного (коммерческого) права и предприятия публичного права.
Предприятия частного права - это, как правило, акционерные общества. Государству в таких обществах принадлежат все акции или их часть. В последнем случае образуется смешанные (государственно-частные) предприятия.
Предприятия публичного права - это юридически самостоятельные, хозяйственно автономные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа (публичные корпорации). Их капитал не разделен на акции и целиком принадлежит государству. Деятельность государственных корпораций подотчетна парламенту, а не правительству, хотя через определенные формы (назначение директоров, предоставление субсидий) правительство может контролировать их деятельность.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов, а в некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии (где велика доля смешанных предприятий) они объединены в холдинговые структуры.
Отличие государственных предприятий от частных. Государственные предприятия, как правило, зависимы от государственных структур. Поэтому в их деятельности просматривается двойственность - нацеленность не только на рыночные, но и на нерыночные мотивы. Если за примером обращаться к опыту развитых стран, то это выражается в том, что, во-первых, государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью. Хотя они работают на принципах самоокупаемости и рентабельности, но через государственное управление вносят в рынок элементы организованности (работа на государственный заказ, сбыт продукции по твердым ценам). У государственных предприятий нет обязательств перед другими предприятиями, им не грозит банкротство. В то же время правительство контролирует лишь определенные сферы, деятельности государственных предприятий (например, сбыт продукции), не имея возможности достаточно хорошо воздействовать на другие (например, на конкурентоспособность предприятий).
Во-вторых, государственные предприятия пользуются финансовыми льготами (в налогообложении, получении льготных кредитов, в замораживании долгов).
В-третьих, на государственных предприятиях, экономически преуспевающих стран, несколько выше заработная плата, чем на частных предприятиях, лучше условия труда. Но с другой стороны, на рабочих государственных предприятии могут обрушиться политика замораживания заработной платы, ограничение прав в трудовых конфликтах с администрацией (например, запрет на забастовки).
Следовательно, навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантирование правительством финансовой поддержки делают зачастую их в технико-экономическом и финансовом плане менее эффективными, чем частные предприятия. Это выражается в низкой производительности труда, высокой капиталоемкости, малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям, раздутом управленческом аппарате и бюрократизме. Так, в Англии издержки производства на государственных предприятиях в среднем на 30 %, а В США на 20 % выше, чем на частных предприятиях.
Некоторые действия государства (директивное планирование, административный контроль над ценами) снижают эффективность государственных предприятий в условиях функционирования рыночного механизма. Поэтому периодически к государству предъявляются претензии, а при высокой доле государственного сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствлении. Такая картина наблюдалась во всех развитых странах Запада в 80-х гг., что вызвало массовый процесс приватизации.

Еще по теме ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ:

  1. ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СИСТЕМЕ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ

Дисциплина: Экономика
Тип работы: Курсовая
Тема: Государственный сектор в рыночной экономике

Введение 3

Глава 1. Понятие государственного сектора экономики 4

Глава 2. Государство как хозяйствующий субъект 10

Глава 3. Экономическая роль государства и государственного сектора в рыночной экономике 18

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Введение

Современная рыночная экономика предполагает существование и взаимодействие различных форм собственности. В соответствии с этим критерием выделяются два больших сектора экономической системы государства: частный сектор экономики и государственный сектор экономики.

Как правило любая экономика современного государства предполагает существенное преобладание доли частного капитала в хозяйственной структуре. Однако, роль государственного сектора рыночной экономики всегда оставалась достаточно велика в хозяйственной жизни общества. Государственный сектор экономики является элементом государственного регулирования и воздействия на экономику государства в целом, а также госудаство выступает в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, участвующего в производстве и распределении товаров и услуг, в формировании валового внутреннего продукта.

Возрастающая роль государственного сектора в экономике обуславливает актуальность данного исследования.

Целью данной работы является изучение государственного сектора в рыночной эконоике.

Объектом исселедования выступает рыночные элементы хозяйствования.

Предметом исследования является государственный сектор экономики.

Перед работой ставятся следующие задачи:

1. Изучение понятия государственного сектора экономики.

2. Рассмотрение государства как хозяйствующего субъекта.

3. Определение экономической роли государства и государственного сектора в рыночной экономике.

Глава 1. Понятие государственного сектора экономики

Государственный сектор экономики – это система предприятий, учреждений и организаций, функционирующих на экономической и правовой базе государственной собственности в целях реализации функций государства в экономической, социальной и политической сферах. Считается, что в условиях современной социально-ориентированной рыночной экономики наличие государственного сектора экономики, прежде всего, объективно обусловлено необходимостью устранения или ограничения несостоятельности (несовершенства) рынка. Однако, как отмечает академик Л. И. Абалкин, «есть некие обстоятельства и факторы, которые определяют роль государства не просто как компенсатора несовершенства рынка, а имеющего функции, относящиеся к его исключительной прерогативе... - соблюдение баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиту национальных интересов при проведении как внутренней, так и внешней политики»1.

Государственный сектор экономики производит такие экономические и социальные блага, которые частный сектор либо не производит вообще, либо неэффективен при их создании. Еще Адам Смит писал, что «обязанностью государя или государства является основание и содержание таких общественных учреждений и таких общественных работ, которые, будучи, может быть, в самой высокой степени полезными для обширного общества в целом, не могут, однако, своей прибылью возместить расходы отдельного человека или небольшой группы людей. Поэтому нельзя ожидать, чтобы частное лицо или небольшая группа частных лиц основывала их или содержала». К данным благам, в частности, относится обеспечение коллективной безопасности членов общества. Сюда относятся оборона от внешних посягательств и внутренняя безопасность; решение проблемы экологической безопасности; обеспечение равных возможностей реализации прав личности на образование, охрана здоровья, занятость, социальное обеспечение. Кроме того, на макроэкономическом уровне во многих странах мирового сообщества именно государственный сектор экономики решает вопросы по оздоровлению и поддержанию отраслей, которые обеспечивают наиболее общие условия производственно-хозяйственной деятельности, а также решают задачи ускорения научно-технического прогресса. Это, прежде всего, отрасли производственно-хозяйственной инфраструктуры: энергетика, связь, транспорт, фундаментальные научные исследования и разработки, военная промышленность в целом, авиакосмическая и атомная в частности. При этом масштабы государственного сектора национальной экономики определяются экономической, производственной, политической и социальной целесообразностью. Границы государственного сектора могут быть достаточно подвижны, так как не исключено постепенное ослабление государственного контроля над отдельными объектами по мере их подготовки к чисто рыночному режиму функционирования, возможна продажа их частному капиталу.

Следовательно, хотя в рыночном хозяйстве должно доминировать частное предпринимательство, это отнюдь не отрицает необходимости и значимости государственного сектора экономики. Более того, скоротечная ликвидация государственного сектора, его безграничная приватизация могут иметь (и уже имеют в ряде стран СНГ) губительные последствия. В настоящее время заметная часть ученых-экономистов постсоциалистических стран выступает за сохранение государственного сектора в рыночной среде по крайней мере на период трансформации (его эффективности и управляемости). Между тем по сравнению с вопросами приватизации, проблеме эффективного управления государственным имуществом в условиях качественно изменившейся экономической и социально-политической среды, уделяется явно недостаточное внимание2.

Миссия государственных предприятий, учреждений и организаций всецело определяется их функциями, производными от функций самого государства и миссии всей национальной экономики. Миссия национальной экономики в условиях глобализующегося мирового рыночного хозяйства есть важнейшая составляющая экономической стратегии государства, отражающая возможность удовлетворения известной доли мировых потребностей в конкретных видах товаров и услуг в условиях конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках. Это внешняя цель ее функционирования и развития. Внутренняя цель сводится в конечном счете к росту ВВП как суммирующего показателя результативности функционирования как частного, так и государственного предпринимательства. Следовательно, миссия государственного сектора экономики состоит в формировании и воспроизводстве благоприятных условий устойчивого экономического и социального развития страны, ее национальной безопасности. Это означает, что государственный сектор не может замыкаться лишь на обеспечение эффективной работы собственных предприятий, учреждений и организаций. Он призван быть одним из рычагов государственного регулирования национального рыночного хозяйства. Внешняя цель функционирования и развития государственного сектора экономики в условиях глобализируемого рынка не может быть ни чем иным, как обеспечением конкурентных преимуществ национального производителя. Внутренняя цель - рост уровня и качества жизни населения страны3.

Итак, в соответствии с наиболее полным определением государственный сектор экономики включает в себя государственные унитарные предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества (открытые акционерные общества) с долей госсобственности, превышающей 50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом “золотой акции”.

Понятия государственный сектор и государственная собственность в нашем понимании не совпадают. С одной стороны, государственный сектор включает в себя не только предприятия, основанные на государственной собственности, но и хозяйственные общества, где отношения между участниками регулируются обязательственными правами. Помимо отношений собственности, возникающих по поводу владения, пользования и распоряжения государственными унитарными предприятиями, в государственном секторе появляются отношения по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом, которые регулируются нормами обязательственного права, а не права собственности. С другой стороны, существуют объекты государственной собственности, не относящиеся прямо к государственному сектору.

Текущее состояние управления государственным сектором свидетельствует об отсутствии какого-либо специфического механизма управления государственными предприятиями.

Реальное положение унитарных предприятий ничем не отличается от положения хозяйствующих единиц частного сектора. Их отношения с государством ограничиваются перечислением налоговых платежей в бюджет (а для казенных предприятий и дополнительных платежей из прибыли). Система управления акционерными обществами с преобладающей долей государства в совокупном количестве голосующих акций не позволяет выявить значительных различий между положением государства-акционера и частных акционеров, поскольку имущественные права государства-акционера регулируются в общем порядке нормами законодательства об акционерных обществах.

Все это свидетельствует о том, что государственный сектор как специфический объект управления в экономике не выделен. Такой подход законодательно закреплен в Законе о Федеральном бюджете и Законе о бюджетной классификации, так как ни один из видов бюджетной классификации не позволяет определить долю бюджетных средств, направляемую централизованно на нужды государственного сектора.

Характер взаимодействия государства и государственных предприятий в настоящее время соответствует характеру взаимодействия его с частными предприятиями. В то же время значительная часть государственных предприятий еще в течение длительного времени будет нуждаться в помощи государства, и в этой связи необходимо его вмешательство по определенным правилам в их деятельность. Очевидно, что методы управления государственными унитарными предприятиями и корпорациями с преобладающей голосующей долей государства должны быть различными. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить вопросам создания и функционирования холдингов и финансово-промышленных групп под контролем государства как наиболее перспективных и жизнеспособных структур, деятельность которых позволит обеспечить и поддержать устойчивый экономический рост4.

Одно из перспективных направлений развития государственного сектора – создание вертикально-интегрированных структур, в которых головная организация находится под контролем государства. Поскольку для таких структур нет законодательного запрещения формировать сеть дочерних обществ, контролируемых частным капиталом, это повсеместно осуществляется на практике. По мнению ряда экономистов, преобладающее участие государства в головной организации достаточно для того, чтобы компания в целом осталась под государственным контролем. Однако мы считаем, что в подобных структурах, несмотря на формальное соответствие законодательству, возникает естественный конфликт интересов, порождающий целую серию легальных и полулегальных схем увода корпорации из-под государственного контроля. Поэтому, на наш взгляд, такой симбиоз непродуктивен и от него (в случае целесообразности оставления корпорации под государственным контролем) следовало бы отказаться.

В нормативных документах, отражающих в той или иной мере вопросы управления госсектором, в качестве основного инструмента регулирования его состава и структуры рассматривается приватизация. При этом предполагается, как само собой разумеющееся, что госсектор в его теперешнем виде по-прежнему следует сокращать, оставляя за государством лишь ключевые предприятия (с точки зрения обороны, социальной политики и т.д.). Оптимизация состава и структуры государственного сектора представляет одну из важнейших задач, и вопрос определения его размеров и соотношения внутренних компонентов – центральный. Приватизация – это только один из способов изменения масштабов государственного сектора. Альтернативой является национализация, т.е. выкуп государством предприятий или пакетов акций у частных владельцев. По ряду объективных причин данный метод сейчас не используется, однако его применение принципиально возможно и в ряде случаев теоретически оправдано. Можно напомнить и о таком способе количественного изменения государственного сектора, как создание и (или) преобразование (ликвидация, слияние, поглощение, присоединение) государственных предприятий.

Встроенным блоком механизма управления объектами государственного сектора должен стать механизм, позволяющий избегать субъективизма при принятии решения о приватизации, национализации, реструктуризации, ликвидации конкретного объекта. Это необходимо для того, чтобы сохранить стратегически важные объекты в составе государственного сектора и избежать опасности оставить их без гарантий бюджетной финансовой подпитки.

Глава 2. Государство как хозяйствующий субъект

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.

Государственный сектор – комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:


несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);
самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации)5;
юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательство – инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).

Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации.

Приватизация - преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам. Цели приватизации в разных странах можно представить в виде следующей таблицы:

таблица 1

Цели приватизации

Страны рыночной экономики:

Сокращение задолженности государственного сектора,


Развитие рынка,


Стимулирование предпринимательства,


Расширение индивидуальных свобод,


Развитие народного капитализма


Ослабление профсоюзов.

Формирование слоя частных предпринимателей


Повышение эффективности деятельности предприятий,


Создание конкурентной среды, содействие демонополизации экономики,


Привлечение иностранных инвестиций,


Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

В развитых странах среди множества способов приватизации можно отметить распродажу и безвозмездное распределение акций, подряды на оказание услуг, продажу государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. В России главными способами стали купля-продажа по конкурсу (при выполнении определенных условий) или на аукционе по максимальной цене, продажа акций (долей) в капитале предприятия после их преобразования в акционерные общества, а также выкуп имущества предприятия сданного в аренду полностью или частично. При этом в основу выбора способов приватизации положен размер предприятий.

В современной экономике в зависимости от изменения формы и субъекта собственности выделяют несколько видов приватизации:

1. большая приватизация - преобразование предприятий в акционерное общество и распределение акций среди частных лиц путем их продажи или бесплатной раздачи;

2. малая приватизация - продажа мелких объектов сферы услуг и торговли частным лицам или группам инвесторам;

3. спонтанная приватизация - приватизация по « закону джунглей», при которой государство отказывается от регулирующей роли;

4. частичная имущественная приватизация - продажа имущества каждого отдельного предприятия по частям.

Каждый из названных видов приватизации имеет собственные достоинства и недостатки. Так большая приватизация сопряжена с большими издержками, но она имеет большую скорость осуществления. Малая и частичная имущественная приватизация не требуют огромных затрат и с этой точки зрения являются более эффективными, однако в условиях российского монополизма их выбор не всегда целесообразен. Спонтанная приватизация к тому же ведет к наделению правами собственности представителей номенклатуры6.

Приватизация является одной из сторон разгосударствления.

Разгосударствление – уменьшение функций государства в экономике, передача части полномочий государственных органов предприятиям, развитие конкуренции и предпринимательства. Однако разгосударствление создает собственные проблемы, что убедительно показала история рыночных преобразований 80-90-х гг. в России. Поэтому поиск оптимальных пределов государственного и частного секторов в экономике остается достаточно актуальной задачей для многих государств, хотя основной принцип такого соотношения известен: « Конкуренция – везде, где возможно, регулирование - лишь там, где необходимо».

Роль и значение государственного сектора в экономике индустриально развитых стран различается как по объему, так и по структуре. Как показывает исторический опыт, происходящее некоторое время сокращение общественного сектора доходит до определенного рубежа, а затем начинается расширение. Такие изменения зависят от ряда факторов:...

Забрать файл