Перспективы развития экономики российской федерации. Перспективы развития экономики: Россия и мир

Москва Экономические перспективы России выглядят всё более печально. В прошлом году из-за рухнувших цен на энергоносители и международных санкций ВВП страны упал на 3,7%. Реальные зарплаты снизились примерно на 10%. В этом году негативные тенденции, как ожидается, сохранятся. В 2016-м запланировано снижение бюджетных расходов на образование и здравоохранение на 8%.

Бессистемные попытки Кремля диверсифицировать российскую экономику в целом провалились. Производительность труда остается хронически низкой, а поток инвестиций — как иностранных, так и внутренних — иссяк. К сожалению, изменение ситуации маловероятно. В сложившихся обстоятельствах даже повышения цен на энергоносители и снятия санкций будет, скорее всего, недостаточно, чтобы вдохнуть новую жизнь в умирающую экономику страны.

За минувшие десять лет благодаря режиму российского президента Владимира Путина произошла деградация институтов, без которых невозможна нормальная работа современной экономики. Например, практически развалена судебная система. Но что самое важное, государство теперь владеет и управляет почти всеми ключевыми активами и ресурсами страны. По подсчетам МВФ, в 2012 году на долю консолидированного госсектора приходилось почти 70% ВВП России. Сравнимых по степени детализации оценок для предыдущих лет не существует, однако в начале 2000 х эта доля находилась на уровне 30-40%.

Расширение государственного контроля над российской экономикой происходило путем размножения госкорпораций; общая сумма их обязательств сейчас достигает 150% ВВП. Произошла национализация компаний в целом ряде отраслей — ТЭК, инфраструктура, банковский сектор, оборонная промышленность. В 2014 году на долю предприятий, принадлежащих или контролируемых государством, приходилось почти 70% совокупного оборота и 85% работников 15 крупнейших компаний России. Среди 100 крупнейших компаний страны эти доли составляли 54% и 68% соответственно. В консолидированном госсекторе сейчас работает треть всех занятых в стране.

Крупные российские госкорпорации, как правило, контролируются (причем совершенно непрозрачно) менеджерами, которых Путин назначает лично. Многие ключевые корпоративные решения принимаются во время встреч Путина с руководителем той или иной компании с глазу на глаз. Для многих сделок слияния и поглощения требуется личное одобрение президента.

Непрозрачность приобрела характер эпидемии. Лишь несколько госкомпаний публикуют отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). При этом у многих из них имеется огромное количество дочерних предприятий, что позволяет размывать доходы акционеров и открывает возможности для самообогащения менеджеров и других приближённых лиц. Например, у РЖД более 23 тысяч дочерних компаний. У Газпрома их более 4300.

Контекст

Россия должна измениться!

Akşam 10.05.2016

Тревога Кремля возрастает

Financial Times 06.05.2016

Экономический хаос в России

Chatham House 29.04.2016
Без подробной информации сложно составить исчерпывающий список государственных активов, не говоря уже о создании работоспособной и прозрачной системы надзора. Орган, отвечающий за управление госсобственностью (Росимущество), не способен выполнять роль эффективного контролирующего акционера.

Путинская Россия все больше напоминает Индонезию президента Сухарто — запутанную систему капитализма «для друзей», где нет реальных прав собственности. Многие из тех, кто близок к Путину, стали обладателями огромных состояний, благодаря тесным связям с госкомпаниями. Один из способов обогащения — присвоение финансовых потоков госкомпаний. Другой способ — опираясь на связи, получить гарантированный контракт или приобрести государственный актив за копейки.

На размеры этой «экономики друзей» намекают данные «Панамских документов», но даже эти разоблачения раскрывают лишь вершину айсберга. В 2014 году чистый размер состояния лиц, включенных в санкционные списки США и ЕС, оценивался примерно в $17 млрд; один из подвергнутых санкциям банков владеет активами на сумму более $11 млрд.

Данная система дорого обходится российской экономике: она поощряет тех, кто живет за счет ренты, в ущерб росту производительности. В России существуют эффективные, динамичные, крупные частные компании, но пространство для их деятельности быстро сужается.

Как свидетельствует мировой опыт, большой размер госсектора приводит к снижению темпов экономического роста и сокращению инвестиций в частный сектор. И действительно, во многих отраслях российской экономики резко снизился уровень конкуренции из-за экспансии больших госкорпораций, многие из которых находятся в руках «друзей».

Несмотря на все это, Путин непоколебимо верен системе, которую создал. Даже предлагаемые меры увеличения доходов бюджета, в частности, приватизация миноритарных пакетов акций в семи госкорпорациях, будут реализованы, скорее всего, таким образом, чтобы выгоду получили путинские «друзья».

Нежелание перемен отчасти вызвано тем фактом, что Путин по-прежнему очень популярен. Пока что. Однако по мере дальнейшего разрушения экономики ситуация может быстро измениться. И Путин, похоже, это признал, создав (очевидно, в предчувствии беспорядков) Национальную гвардию — военизированные силы безопасности численностью в 400 тысяч человек. Ее руководителем он назначил личного телохранителя.

Поскольку режим зависит от личности у власти, трудно будет разработать сколько-нибудь убедительную программу перемен, сохраняющую привилегии Путина и его друзей. Если открыть экономику для конкуренции и расширить частный сектор, сама система богатства и власти, которой наслаждаются путинские приближенные, окажется подорвана. И именно поэтому экономические беды России, видимо, будут продолжаться.

Перспективы социально- экономического развития России к 2020 году.

Целью стратегии 2020 является «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надёжно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». В частности, в 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объёму ВВП (по паритету покупательной способности), благосостояние россиян достигнет сегодняшнего уровня самых развитых стран, а средняя ожидаемая продолжительность жизни - примерно 72 лет. Хотя финансово-экономический кризис отодвинул достижение тех или иных задач, он не способен отменить достижение определённой стабильности: во-первых, заданы основные ценности и приоритеты в управлении страной: ничего во вред России и всё для роста благосостояния граждан; во-вторых, усиливается преемственность и устойчивость политического курса и, следовательно, безопасность политической жизни; в-третьих, укрепляется доверие граждан к демократической системе за счёт реализации жизненных интересов подавляющего большинства людей. Наконец, наличие Концепции долгосрочного социально-экономического развития как формализованного документа позволяет говорить о наличии инструмента эффективного контроля власти со стороны общества. Благодаря достигнутой стабильности появилась возможность перейти к политике долгосрочного социально-экономического развития. И новый стратегический план позволит нам ответить на вызовы современности.

России необходимо направлять большие средства на развитие нашей военной машины, когда эти средства могли бы пойти на проекты социально-экономического развития. Поэтому в отношении внешней безопасности поставлена задача не дать втянуть себя в затратную гонку вооружений, обеспечив тем не менее достаточный уровень внешней безопасности.

Многие страны имеют то или иное преимущество перед другими: дешёвую рабочую силу, доступное сырьё, научно-технологическое превосходство, тёплый климат… В то же время, призывая Россию к снятию таможенных и иных ограничений, внешнеэкономические партнёры нечасто стремятся к ответной открытости. В этих условиях Стратегия-2020 предусматривает активную защиту национального производителя.

Есть немало современных троцкистов, готовых принять поддержку от зарубежных покровителей в обмен на перехват управления Россией посредством революционных технологий или внутриэлитных перестановок. Но какие бы разногласия ни возникали, мы должны всегда действовать по принципу «ничего во вред России». Необходимо защищать устойчивость и преемственность проводимого политического курса.

Согласно Стратегии-2020 будут сокращены избыточные полномочия государственных органов по регулированию экономической активности граждан и предприятий. Оставшиеся процедуры упростят и сделают более прозрачными для контроля. Если тот или иной вид экономической активности не требует особого внимания государства, то разрешительный порядок для этой деятельности, согласно Стратегии-2020, предполагается заменить уведомительным порядком. За органами власти останется функция последующего надзора. При этом часть функций по надзору может быть передана на региональный и муниципальный уровни управления.

Сегодня в России доходы 10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных отличаются более чем в 15 раз. И большинство людей не видит пользы от преобразований 1980-1990-х годов, считая, что ситуация приносила и приносит выгоды непропорционально прилагаемым усилиям, талантам и способностям.

Стратегия-2020 предусматривает сокращение социального неравенства: должно быть создано общество не только равных прав, но и равных возможностей. Доля среднего класса составит к 2020-му году 0,6-0,7 от общей численности населения. Однако не следует впадать в уравниловку: более нравственный, трудолюбивый и талантливый человек должен быть достоин большего, чем ленивый, глупый и безнравственный.

Проводимые в стране реформы опираются не только на государственную волю, но и на частную инициативу. Но никакой собственник не будет заинтересован в стратегическом развитии своего дела, если у него есть ощущение временного характера владения имуществом. И всё же, несмотря на хозяйственные неурядицы последних 20 лет, у нас сложилась определённая предпринимательская среда и даже развивается в условиях давления, с одной стороны, криминала, пытающегося поставить предпринимателя или его имущество под свой контроль, и, с другой стороны, мощного иностранного капитала, способного скупить на корню целые.

Для нашей страны в последние годы характерен рост различий в уровне социально-экономического развития регионов - иногда в десятки раз. Это вызывает огромное социально-политическое напряжение, провоцирует вопросы о справедливости и эффективности государственной региональной политики. Выравнивание в уровне развития регионов будет происходить, согласно Стратегии-2020, не только путём бюджетных вливаний, но и за счёт формирования новых центров социально-экономической активности, создания инновационных производственных комплексов, совершенствования инфраструктуры.

Наша страна пытается перейти к инновационному социально-ориентированному типу развития, который имеет ряд важных характеристик. С одной стороны, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного) с опережающим развитием переработки сырья в более высокотехнологичные продукты. С другой стороны, инновации станут ведущим фактором экономического роста, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в ВВП с сырьевым сектором. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП составит 17-20% (2007 год - 10-11%).

Инновационному сценарию соответствует модернизация. Но мы не должны распылять свои ресурсы и время, пытаясь стать лучшими сразу во всём. В основу Стратегии-2020 положено развитие ключевых секторов национальной конкурентоспособности: авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, судостроительная промышленность, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, ряд других.

Производительность труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, вырастет в 3-5 раз. Также должна быть восстановлена национальная инновационная система - совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и/или коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур.

Ключевой принцип построения национальной инновационной системы заключается в том, что нам следует не «догнать и перегнать» передовые страны, а как бы перепрыгнуть те этапы развития, которые прошли они, и оказаться в числе первых. Значит, России нужны не просто инновационные, а прорывные технологии и проекты - такие, которые выводят нас в число мировых лидеров по тому или иному продукту либо способу его производства.

Кроме того, Стратегия-2020 предполагает почти полное обновление производственной базы. Предусмотрено массовое внедрение технологий, более совершенных по показателям эффективности, энергосбережения, экологической чистоты, уровня производственного травматизма и заболеваемости, а также отдачи на единицу вкладываемых ресурсов.

Кредитно-финансовая система, как известно, это не просто одна из отраслей, а сфера, которая направляет развитие всей экономики в ту или иную сторону или даже разрушает её. Поэтому Россия уже строит независимую кредитно-финансовую систему на принципах, которые обеспечивают устойчивость развития. Один из принципов - переход на внешнюю торговлю за рубли. Другой принцип - обеспечение доступности капитала для длинных технологических циклов, а не только для быстрых спекуляций на фондовом и валютном рынках. Важнейшая роль отводится максимальному снижению кредитной ставки. Необходимые средства предоставляют и институты развития: Фонд национального благосостояния, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и некоторые другие. Среди нефинансовых институтов развития можно назвать особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и другие.

Ещё один ключевой фактор инновационного сценария - развитие инфраструктур как систем интеграции общества. Известно, что рост экономики находится почти в прямой зависимости от роста потребляемой энергии. Развитие энергетического сектора направлено на решение триединой задачи: обеспечение экономики необходимыми энергетическими потоками за счёт создания новой электроэнергетической инфраструктуры и преодоления дефицита генерирующих и сетевых мощностей, устойчивое наращивание масштабов и эффективности добычи и переработки нефти, газа и угля, снижение энергоёмкости экономики на 40%.

Задача развития транспортной системы - это задача роста пространственной свободы и мобильности граждан. Предполагается обеспечить: ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства страны; повышение доступности и качества услуг транспорта для населения; повышение безопасности и устойчивости транспортной системы; снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны (в частности, создание транспортных коридоров между Европой и Азией).

Фактором, определяющим рост национальной конкурентоспособности, должно стать ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий, а именно: формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; совершенствование законодательной и нормативной базы, поддерживающей развитие информационно-коммуникационных технологий; повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий; стимулирование распространения информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении; формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности; обеспечение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и повышение экспортного потенциала информационно-коммуникационных технологий.

Общий объём предоставляемых информационно-коммуникационных услуг вырастет к 2020-му году по сравнению с 2007-м годом почти в 10 раз.

К 2020-му году в основном завершится догоняющее развитие России. Адекватные ответы на внешние и внутренние вызовы современности приблизят нас к обществу, гарантирующему безопасность и процветание не для избранных, а для всех.

Разделы: Оценка знаний учащихся

Экономический кризис 2008-2009 гг. со всей определенностью продемонстрировал проблемы, существующие в современной российской экономике.

В период 1999-2008 гг. доминантой являлся достаточно значимый экономический рост, измеряемый 6.8% среднегодовых темпов прироста ВВП. В результате объем ВВП в 2008 г. превысил уровень 1990 г. При этом наблюдались позитивные сдвиги в структуре и эффективности производства. Производительность труда увеличилась по сравнению с 1998 г. на 75%, энергоемкость снизилась на 38%, доля обрабатывающих производств в промышленном производстве возросла с 64% до 69%. (Рисунок 1)

Рисунок 1. Динамика ВВП и энергоемкости ВВП в 1991-2009 гг.

Достаточно эффективное функционирование российской экономики в 1999-2008 гг. связано, со следующими фундаментальными причинами:

  • 1. ? В России возникли и теперь уже достаточно эффективно функционируют рыночные институты.
  • 2. ? Экономика России адаптировалась к новым рыночным условиям.
  • 3. ? Произошла адаптация к выравниванию мировых и внутренних цен
  • 4. ? За рассматриваемый период Россия конституировалась не только политически, но и экономически. Она преодолела последствия разрыва хозяйственных связей начала 90-х годов

Период кризиса 2008 - 2009 гг. носил "шоковый" характер. То есть был вызван резким изменением равновесия, как на внешних, так и на внутренних рынках.

Применительно к российской экономике можно говорить о наложении трех шоков, трех ключевых факторов, предопределивших масштабы спада в 2009 г.:

  • -шока, связанного с мировым финансовым кризисом, когда принципиально изменились условия внешних заимствований и обслуживания долга;
  • -ценового шока, связанного с падением мировых цен на нефть и другие сырьевые экспортные товары;
  • -шока, связанного с резким сокращением внешнего спроса на такие традиционные статьи российского экспорта, как металлы и продукция основной химии.

После резкого спада в январе 2009 г. уже в феврале месяце началось постепенное восстановление производства. Более широким фронтом восстановление в промышленности началось с середины лета. Что касается ВВП, то его увеличение по отношению к предыдущему периоду зафиксирован с третьего квартала 2009 г. В четвертом квартале 2009 г. ВВП увеличился по отношению к нижней точке спада во 2 квартале более чем на 9.0%. С конца 2009 г. начал фиксироваться рост промышленного производства по отношению к соответствующему периоду предыдущего года, в январе 2010 г. рост промышленного производства по отношению к январю 2010 г. составил 107.8%. (Рисунок 2.3.) Начала падать инфляция , после 2009 г. Стал снижаться уровень безработицы (Рисунок 2.)Приложение 1.

Рисунок 2. Темпы роста ВВП, %

Можно сформулировать следующие основные положения сценария ускоренного формирования рынка в России:

  • -создание механизма финансирования роста за счет внутренних источников;
  • -повышение нормы накопления в российской экономике до 30-35%;
  • -повышение общей однородности экономического и технологического

пространства России;

  • -обеспечение опережающего по сравнению с общим ростом доходов населения, роста оплаты труда в производственном секторе экономики
  • -замещение импорта товаров импортом капитала и распространение опыта промышленной сборки, реализованного в автомобилестроении, на другие отрасли обрабатывающей промышленности;
  • - ускорение жилищного и инфраструктурного строительства;
  • -стимулирование несырьевого экспорта;
  • -увеличение государственных расходов.

В этом случае можно рассчитывать на достижение российской экономикой в долгосрочной перспективе среднегодовых темпов роста на уровне не ниже 7%.

На настоящий момент Минэкономразвития России представил три сценария социально-экономического развития России в долгосрочной перспективе до 2030г. - консервативный, инновационный и форсированный.

Основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

  • -степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
  • -интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;
  • -модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;
  • -развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;
  • -укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;
  • -интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса.

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко - и среднетехнологичных секторах.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления, ростом долгов частного сектора и возросшей макроэкономической несбалансированностью.

Различие сценариев вытекает из разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.

Экономические результаты переходного десятилетнего процесса позволяют констатировать, что все внешние черты рыночной экономики в России сегодня имеются.

Система частных банков образовала каркас финансовой составляющей рыночных преобразований.

Государство формирует хозяйственное законодательство, чтобы установить адекватные «правила игры»и поддержать конкурентный механизм экономики.

Появились государственные институты, регулирующие фондовый рынок и тарифы естественных монополий, обеспечивающие антимонопольную и фискальную политику, выполняющие таможенные и другие функции.

Изучение процессов формирования рыночной экономики позволяет сделать следующие выводы и обобщения:

  • 1. В развитии представлений о функционировании рыночных механизмов по критерию изменения экономической роли государства существует возможность выделения трех этапов. Первый этап - отрицание государственного вмешательства в экономику; второй этап - понимание и закрепление за государством функции регулятора экономической деятельности; третий этап - возрождение либерального подхода к экономике в рамках теории монетаризма.
  • 2. Особенности формирования российской модели рыночной экономики требуют учета мирового опыта при переходе от социализма к капитализму, который может быть сведен к концепциям "шоковой терапии" и стратегии постепенного реформирования экономики.
  • 3. Переход к рыночной экономике в России должен был быть обеспечен дерегулированием экономики, либерализацией цен, стабилизации финансовой и денежной системы, созданием частного сектора экономики посредством приватизации государственной собственности, либерализацией торговли, структурной перестройкой экономики, ее приспособлением к структуре реального спроса, созданием действующего конкурентного механизма, проведением активной социальной политики по адаптации населения к новым условиям и защите наиболее уязвимых его слоев.

Основными особенностями российского варианта «шоковой терапии», обусловившего ее провал, являются непоследовательность осуществления реформ в различных секторах экономики, медленное формирование новой институциональной сферы, отсутствие законодательного обеспечения реформ и действующего правоприменительного механизма, криминализация российской экономики, а также высокая степень бюрократизации и коррупционности государственной власти.

Все это приводит к общему выводу о том, что возрождение России возможно и требует эффективной экономики и социальной политики, сильной власти и общественных институтов, которые действуют в одном направлении. Россия войдет в экономический цикл длительных и коротких волн и вольется в мировой процесс, занимая в нем положенное ей место.

Экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич прочла в лондонском клубе «Открытая Россия» лекцию «Кризис в России - региональная проекция: чего ждать и к чему готовиться». Давайте разберёмся, что реально происходит в России. Я попробую прорисовать картинку, чтобы вы более четко понимали, чего ждать и к чему готовиться.

Очередной кризис в российской истории - не первый, но совершенно новый. Вообще, у нас кризисы были разные. Первый кризис, как мы помним (молодежь не помнит), - трансформационный. Очень тяжело переходили от плана к рынку. Этот переход длился четыре года. Он был тяжелейший.

Второй и третий кризисы были глобальными. Нам не повезло, потому что стукнуло по всем и стукнуло по нам. Это не были кризисы внутрироссийские - нас задело. Хотя внутрироссийский в 1998-м был - долг накопили своими теплыми руками. Но все равно, это был азиатский кризис, а к нам прилетело.

А вот этот кризис, новый, - он начался как внутренний. С 2013 года перестала расти промышленность, начали падать инвестиции, начали резко копиться и нарастать долги бюджетов регионов. Мы этот кризис создали особенностями своего институционального дизайна, своим климатом, своими решениями.

И только потом, во второй половине 2014 года, уже полетели цены на нефть. В 2015-м на четверть попадали цены на цветные металлы, на уголь, сейчас - и на железную руду, на целлюлозу. То есть это стало добавлять, добавлять, и наша экспортная отрасль сейчас себя чувствуют неидеально, за исключением химиков, - у них более или менее пока все нормально.

Но суть в том, что начинался этот кризис как внутренний. Это кризис плохих институтов. Это кризис, я бы так сказала, завершения старой модели роста. А нефть его уже просто припечатала.

Сравните, насколько тяжело он идет. Я понимаю, что чем дальше от России, тем сильнее апокалиптическое ощущение. Чтобы вы расслабились, сравните темпы падения. Вот динамика промпроизводства.

Когда привыкаешь, перестаешь сопротивляться и прилаживаешься каждый раз к тому, что есть, - это заканчивается деградацией. Вот в чем риски этого кризиса. Привыкание, адаптация к худшему и деградация - это самое в нем опасное

Первый кризис. Нравится? Падение в два с лишним раза. Динамика доходов населения.

Второй кризис. Посмотрите на динамику доходов населения - на четверть сразу. Посмотрите, что у нас по 2015-му году. Да, промышленность - спад 2009 года. Чувствуете разницу? Ну да, проблемы. Как в старом анекдоте: ну, ужас, но не ужас-ужас-ужас! Это медленный кризис. Его проблема в том, что он долгий. Он не закончится по схеме «упал-отжался» - это надо очень четко понимать. Этот кризис долгий, да. Он будет тянуться.

И вот когда медленно хуже-хуже, потихоньку, - это приводит к самому страшному - к привыканию. И когда привыкаешь, и перестаешь сопротивляться, и прилаживаешься каждый раз к тому, что есть, - это заканчивается деградацией. Вот в чем риски этого кризиса. Привыкание, адаптация к худшему и деградация - вот это самое в нем опасное.

Попробуем посмотреть на географию. Она очень любопытная. В трансформационный кризис 90-х годов падала, как положено, советская обрабатывающая промышленность - она была неконкурентоспособной. И падали слаборазвитые республики, в которых эта промышленность вообще была наведенная, - такой советский опыт индустриализации. А нефтегаз чувствовал себя в регионах нормально. А потом, к середине 90-х, встроились и металлургические - они выползли на экспорт, у них получилось.

Второй кризис - это кризис, прежде всего, гигантского российского долга. По Москве стукнуло; периферия не сильно заметила. Потому что банки сыпались в Москве, цены росли везде, но в Москве еще более явно.

Третий кризис - это кризис в основном и внутренний - неконкурентоспособное российское машиностроение, - и глобальный. Потому что первыми падать начали металлурги. В ноябре-декабре 2009 года металлургические регионы показывали спад, знаете какой? Минус 35, минус 40: это уже серьезно, это по-настоящему. Просто бастовали домны. Это было очень жестко.

А были территории, которые вообще этого кризиса не заметили. Дальний Восток пролетел его, просто как самолет, - все прекрасно, у нас подготовка к саммиту АТЭС, у нас трубу строят, мы дотационность имеем очень приличную, «все хорошо, прекрасная маркиза». А слаборазвитые республики - никаких проблем. Была у тебя дотация 70-80%, так она же никуда не делась.

И вот сейчас новый кризис. Он уже просматривается географически следующим образом. Во-первых, впервые полетели современные машиностроительные регионы - это автопром, новый, пришедший к нам вместе с западными компаниями, высокотехнологичный; он споткнулся о потолок платежеспособного спроса. У людей нет денег это покупать.

Читайте также: Рипл упал в 2 раза - продолжит ли дешеветь XRP?

Второе - это наше полудепрессивное машиностроение. Каждый кризис их колотит. Но кто в плюсах, посмотрите: импортозамещение импортозамещением - петь про это можно долго, но… В общем, по-честному, дело не только в запрете на ввоз евросоюзовской продукции, а, прежде всего, в соотношении курса рубля и доллара.

Импортозамещение у нас происходит реально; народ беднеет, покупать другое уже не сможет. Аграрный юг чувствует себя неплохо. Да, есть проблемы, но на фоне страны ему лучше.

Нефтегазодобывающая промышленность, неубиваемое наше все, - либо ноль, как Ханты и Ямалы, либо плюсы, как у новых месторождений: я имею в виду Сахалин, ненцев, Якутию - там рост.

И, наконец, феерически, впервые за 25 лет, растут регионы военно-промышленного комплекса. Там вопрос очень понятный: сколько денег, столько роста. Все это бюджетные инвестиции. Никакой частный бизнес там не инвестирует. Сколько хватит денег у бюджета, столько они будут расти.

Страна, которая три года подряд снижает инвестиции (а Россия такова), причем нарастающими темпами, - это страна, которая сжимает свое будущее. Нет инвестиций - нет новых рабочих мест

В этом кризисе есть 3 самых тяжелых момента

  1. Это, прежде всего, бюджетные проблемы.
  2. Это проблемы инвестиций. Страна, которая три года подряд снижает инвестиции (а Россия такова), причем нарастающими темпами, - это страна, которая сжимает свое будущее. Нет инвестиций - нет новых рабочих мест.
  3. И третье - это очень сильный кризис потребления. Люди стали потреблять существенно меньше, даже по сравнению с тем, как упали их доходы: испугались люди.

Надо понимать, что это в меньшей степени промышленный кризис. Он не про заводы, хотя есть проблемные. Но это не то, что обвалилось. Промышленности это коснулось частично. И это точно пока не кризис про безработицу. Есть другие формы. Стандартное «завод встал, все потеряли работу» - не про этот кризис.

Бюджету будет плохо, но он не помрет, и все резервы уж точно не растратит. И, поверьте мне, резервы будут беречь, как только можно, - рубить расходы

Прежде чем объяснять, я очень коротко вас просвещу. В 2015 году встал федеральный бюджет. В 2015-м он впервые завершил год с двухтриллионным дефицитом. Это очень много.

В чем проблема? 37% - таможенные пошлины, доля их в доходах. Таможенные пошлины упали на 40%. Их основу составляют нефтегазовые пошлины. А импорт уменьшился в России почти на 40%, и эти пошлины полетели. Остался налог на добычу полезных ископаемых. Но до последнего времени дефицита бюджета в 2014 году не было, потому что работал механизм. Вот у вас падает цена на нефть. Федеральный бюджет, который собирает почти всю ренту от нефтяных цен, теряет. А у вас одновременно и рубль падает, и федеральный бюджет за счет этого собирает больше рублей. Вот так балансировали почти до конца 2014 года.

В 2015-м эта малина закончилась, потому что рубль несильно падал. Но он же упал еще сейчас, в январе 2016-го. Значит, цикл номер 8 - опять маленько подбалансируем.

Бюджету будет плохо, но он не помрет, и все резервы уж точно не растратит. И, поверьте мне, резервы будут беречь аки можно - рубить расходы.

Подведём итоги

Мы выйдем из этого кризиса, несомненно, потому что политико-экономические циклы конечны, и по-другому в этом мире не бывает. Мы выйдем из него в новое что-то, пока непонятно что. С безусловно худшим человеческим капиталом, - и это медицинский факт, с ним ничего нельзя сделать. С еще более постаревшим населением, гораздо меньшим драйвом по сравнению с концом 80-х, когда у нас было желание попытаться делать что-то самим; это все издержки, которые мы благоприобрели. Но, тем не менее, такие люди будут. Кого-то жизнь и заставит.

Не сбрасывайте со счетов замечательный гендерный фактор. Знаете, что было, когда все грохнулось в начале 90-х? Это мое поколение, я его хорошо помню. Мужчины - завлабы, начальники цехов, серьезные и состоявшиеся люди, старшие научные сотрудники - легли на дно, на диван, начали смотреть в потолок и думать о смысле жизни. Женщины освоили профессию риэлтора, начали ходить с суммами и поскакали в новую жизнь, потому что детей надо кормить. Вот детей никто не отменял. Адаптируемся. Ну, погрубеем. Испортится макияж, но выживем!