Оптимальная модель социальной сферы современного общества.

§ Социальные ресурсы – способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии. Они часто совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус - социальный ресурс. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

§ Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Как считает американский социолог О. Тофлер, в конце XX - начале XXI веков именно знания и информация станут важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах знания, в силу своих преимуществ (бесконечности, общедоступности, демократичности) подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти. В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти как сила и богатство утрачивают своё влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Конечно, далеко не во всех странах они имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, однако тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов как источника власти проявляется в современном мире достаточно отчётливо.

§ Силовые ресурсы – это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция (милиция), спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Различные ресурсы власти применяются её субъектами обычно в комплексе, особенно крупными политическими субъектами, например, государством, которое использует в большей или меньшей степени все названные выше ресурсы.

§ Специфическим ресурсомвласти является сам человек - демографические ресурсы. Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, который создаёт другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и членов партий (политико-силовые ресурсы), получатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из многочисленных измерений - будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек - не только ресурс власти, но и её субъект и объект.

Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты, делает реальностью её процесс, который характеризуется прежде всего способами и механизмами властвования.

Способы властвования могут быть различными: демократическими (власть осуществляется при участии исполнителей её решений), авторитарными (единоличное правление с ограниченным контролем над подданными), тоталитарным (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом), конституционным (правление в рамках закона), деспотическим (всевластие, произвол и опора на насилие), либеральным (уважение свободы личности, её фундаментальных прав) и другими.

Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций и норм, их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом.

Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве основания её типологии.

Существует несколько классификаций власти в зависимости от того, что считается основанием: область функционирования власти, объём прерогатив, субъект власти, режим правления и т.д.

1. По области функционирования: политическая, идеологическая, социальная, экономическая, юридическая, светская и духовная (религиозная);

2. по объёму прерогатив: государственная, международная, семейная и т.д.;

3. по объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная;

4. по режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, демократическая и др.;

5. по социальному типу: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и т.д.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является её деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития, экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль - это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, - это контроль над средствами достижения наших целей».

С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная - распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства с помощью социальной политики могут влиять на социальный статус широких слоёв населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку. Для многих государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько это возможно, экономической и социальной властей и к демократизации социальной власти.

Применительно к власти на предприятиях это проявляется в лишении собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.д. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы, суда и некоторых других государственных и общественных учреждений.

Духовно-информационная власть- это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школы, учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении общества, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

Тяжелые социально-экономические последствия финансового кризиса, разразившегося 17 августа 1998 г., поставили общество перед необходимостью оценить эффективность стратегии проводимых рыночных реформ с точки зрения соответствия полученных результатов национальным интересам и понесенным социально-экономическим издержкам.

Спектр оценок известных экономистов н политиков достаточно широк: от полного отрицания того, что либеральные реформы вообще проводились, до признания значимости реформ в создании предпосылок необратимости, утверждения рыночных отношений в экономике. В то же время всем ясно, что проводимая политика рыночных преобразований оказалась несостоятельной. За период реформ 1992-1999 гг., несмотря на значительные социальные издержки (падение уровня жизни основной части населения, резкое и неправомерное расслоение общества и пр.), не было создано предпосылок и условий экономического роста. Более того, страна вернулась к новому витку инфляции, при этом значительно снизился потенциал реформирования, уменьшились возможности смягчения негативных последствий спада в экономике, подорвано доверие народа, снизился уровень поддержки реформ. Между тем без такой поддержки любые реформы обречены на провал, о чем свидетельствует и мировой опыт, и опыт самой России.

Трудности и неудачи преобразований в России имеют глубокие корни методологического и даже мировоззренческого характера н связаны с игнорированием реформаторами тех сложных глобальных процессов, исследованию которых посвящены многие работы современных экономистов. Во-первых, это игнорирование роли социальных факторов и изменений в самом человеке, основном носителе новых потребностей и инноваций. Мировая экономика стала ареной жесткой конкуренции стран, лидерство которых обеспечивается ускоряющимся потоком новых технологических решений н новой организацией их использования во всех сферах жизни общества. В этих условиях действительное богатство лидирующих стран определяется способностью экономики к эффективным качественным преобразованиям, которые зависят от состояния нематериальных форм богатства и сфер, обеспечивающих развитие человека. Прогресс в этих странах все в большей степени определяется не темпами роста продукции, а качеством жизни, эмансипацией личности в хозяйственной сфере.

Во-вторых, в стране не предпринималось усилий по созданию законодательно-институциональной среды, делающей экономику н общество стабильными. Это привело к тому, что Россия вошла в десятку наиболее коррумпированных стран мира.

В-третьих, крупной неудачей реформ является ослабление государства, которое стало “игрушкой" в руках определенных групп лоббирования своих интересов. При этом речь идет не о тотальном вмешательстве государства в экономику, а о выполнении им своих функций, обеспечивающих правопорядок, единые “правила игры” для всех хозяйствующих субъектов, социальную защиту, при ясном и четко определенном разграничении задач, стоящих перед федеральным центром и региональными властями.

Сейчас общество вновь остановилось перед выбором пути развития. Учитывая особенности России, степень распада ее экономики, традиции и высокий потенциал образования и науки, поиски новой модели закономерно идут в направлении усиления социальной ориентации экономического развития, восстановления экономической мощи и финансовой независимости страны.

Недооценка функциональной роли социальной составляющей экономических трансформаций проявилась прежде всего в отсутствии стратегии с четким определением целей, отвечающих интересам населення, с обоснованием направлений мобилизации социального потенциала для достижении этих целей. В настоящее время социальная компо- цента трактуется очень узко и однобоко. Между тем речь должна идти не просто о более весомой реализации социальных целей, повышении эффективности перераспределительных отношении, росте инвестиций в социальные отрасли. Проблема ставится гораздо шире: о превращении социальных факторов в мощный рычаг воздействия на экономические преобразования. При разработке новой модели (стратегического курса) этот аспект учитывается в первую очередь. В ней социальная составляющая высыпает и как цель, и как важнейший фактор экономических преобразований.

Второй важный момент, учитываемый в модели - переход иа новую траекторию развития и а качественно новой основе - в тесной увязке и взаимодействии экономических и социальных факторов. Синтез рыночного хозяйства и социальных факторов должен обеспечивать социальную направленность развития. Опыт западных стран, реализовавших модель социального рыночного хозяйства с развитым гражданским обществом и правовым государством, свидетельствует, что экономические преобразования не дадут должного эффекта без мобилизации социального потенциала н создания условий для реализации интересов н возможностей прежде всего слоев населения, способных генерировать социальную энергию.

Третья особенность модели заключается в балансировке принципов. факторов, отношений и механизмов реализации социальных и экономических приоритетов. Речь идет в первую очередь об увязывании принципа рыночной свободы с принципами социальной справедливости; об обеспечении баланса рыночной эффективности и социальной гармонии. Предполагается эффективное сочетание свободного предпринимательства и государственного регулирования в экономике; свободы предпринимательства и личной ответственности. социальное партнерство и т.д. Между экономическими и социальными компонентами развития должно поддерживаться динамическое равновесие. Так. опережающее развитие социальных факторов не исключает в отдельные периоды приоритетности экономических факторов. Основой же должна быть нх сбалансированность, обеспечивающая длительную жизнеспособность и рынка, н социальной сферы.

Четвертая особенность - усиление государства. Последние годы показывают, что слабое государство способствует наращиванию негативных тенденций в экономике. Усиление государства не означает непомерного его вмешательства в экономику. Государство должно стать гарантом поддержания законности и порядка в стране. Оно формирует "правила игры” на рынке, создает необходимые предпосылки развития последнего в цивилизованных формах, обеспечивает функционирование механизмов контроля н исполнения законов.

Пятая особенность модели - ориентация на культурно-исторические доминанты страны. Такая модель развития стратегического курса призвана обеспечивать социальную защиту слабых, социальную поддержку экономически активного населения, мобилизацию социальных факторов на решение экономических задач; формирование рынка.

функционирующего с минимальными социальными рисками; дальнейшее развитие социального потенциала, приоритетное развитие науки, образования, здравоохранения, культуры.

Вместе с тем сегодня речь идет не только о синтезе рынка и социальной политики текущего характера.

Главное - мобилизация факторов долговременного действия (уже накопленных и будущих), их задей- ствоваииость и встроеиность в развивающуюся рыночную систему. В этом направлении решающая роль отводится инвестиционной деятельности. Это требует от государства новых подходов к осуществлению социальной н экономической политики, ядром которой должна стать инвестиционная политика. Государство практически устранилось от регулирования инновационно-инвестиционной деятельности, а механизм рынка ие привел к накоплению работающего капитала. Выход нз кризиса и оживление производства требуют разработки и реализации конструктивной государственной стратегии, согласования социальной, экономической, промышленной и инновационно-инвестиционной политики для эффективного решения проблем, обусловливающих переход к устойчивому экономическому росту.

Крайне острой н пока не решенной остается проблема, связанная с оценкой затрат, необходимых для создания полноценных рыночных институтов в России, функционирование которых позволит обеспечить цивилизованные рыночные условия, аналогичные имеющимся в развитых странах мира. Специалисты отмечают, что прямое копирование тех процессов, которые формировали рыночные механизмы развитых стран, в России невозможно потому, что становление последних заняло длительный период, причем в значительной степени за счет ресурсов колониальных стран. В тоже время переходное состояние российской экономики дает возможность использовать наиболее привлекательные и приемлемые для России элементы институциональной системы, присущие развитым странам с социально ориентированной экономикой.

Чрезвычайно важен опыт формирования взаимоотношений между государством н рынком. Речь идет прежде всего об определении меры вмешательства государства в экономику, которая обеспечит продуктивный симбиоз государства н рынка. Анализ известных из мировой практики моделей социального рыночного хозяйства, успешно проводящих социальную политику, подтверждает реализм предлагаемой стратегии. Но в чистом виде эти модели в условиях России не реализуемы. Так, социал-демократическая стратегия с ее развитыми механизмами перераспределения доходов во многом притягательна для российского народа. Вместе с тем данная модель имеет и недостатки. В ее рамках социальная сфера и социальные факторы четко рассматриваются как надстройка над экономике»! (рынком) и не “вмонтированы” в общую модель экономического развития В американской жестко рыночной модели человек ориентирован иа самообеспечение при развитых рыночных механизмах н политических свободах. Одиако государство становится гарантом реализации принципа справедливости в системах социального обеспечения и социального страхования. Оно обссисчнвает не обходимые вложения в будущее (иауку, образование и развитие человека). При разработке российской модели следует у"готывать как позитивные, так и негативные стороны американского опыта.

Многое для наших реформ можно почерпнуть из германской модели социального рыночного хозяйства. В частности, встроениость социальной составляющей в рыночные механизмы н ограничение рыночного хозяйства для минимизации негативных социальных результатов. Привлекательность этой модели состоит в рациональном сочетании принципов эффективного рыночного порядка и социальной справедливости. В отличие от шведской модели "всеобщего благосостояния”, которая исходила из решения социальных проблем за счет максимально возможного перераспределения доходов, германская модель (при всей значимости для иее сильной социальной политики государства) исходит прежде всего из необходимости активизировать социальные составляющие самого рынка н создания такого хозяйственного порядка, который смог бы поставить рынок на службу социальным целям. Это означает, что социальная политика государства не сводится лишь к социальному вспомоществованию, а должна способствовать формированию условий для мобилизации социальной энергии населения, необходимой для функционирования рыночной экономики. Кроме того, эффективность реформ, направляемых на создание социального рыночного хозяйства, оценивается в зависимости от положительных социально-экономических результатов для широких слоев населения. Вместе с тем в модели прослеживается недостаточно сильная взаимосвязь экономических и социальных факторов долговременного действия.

Анализ основных моделей социальной рыночной экономики дает возможность учесть мировой опыт при формировании качественно новой стратегии в России, позволяющей привести в действие накопленное невещественное богатство страны и продолжить его формирование в тесной увязке с экономическими факторами, добившись их тесной интеграции. Вместе с тем следует осознавать, что путь развития России неоднозначен. Возможны три его сценария:

Сценарий I - традиционный, при котором реформирование социально-экономической и политической системы, инициированное “сверху” и зашедшее в тупик в результате крупных просчетов, будет продолжено исторически традиционным для России путем - с помощью правящей элиты. Условием реализации сценария является усиление авторитарной центра лизованной вчасти.

Сценарий 2 - пессимистический (н даже катастрофический), предполагающий дальнейшее ослабление государства, окончательное утверждение России в роли сырьевого придатка развитых стран. Реализация такой модели не потребует активной инновационной и инвестиционной политики. Это тупиковый путь, ведуїций к проеданию природных ресурсов, утрате научно-технического потенциала, углублению социальной дифференциации за счет перераспределения ренты в пользу финансовой олигархии.

Логика позитивной социальной жизни, потребность в определении ориентиров социальных изменений требуют взвешенного анализа ситуации в целях своевременного и адекватного выявления обостряющихся противоречий и определения действенных мер по их разрешению или, по крайней мере, смягчению. Такой анализ призван определить приоритеты обоснованной стратегии развития социальной сферы, обеспечивающей необходимые условия для социального воспроизводства нашего и последующих поколений.

Острота ситуации может быть снята лишь в том случае, если мы осознаем магистральные тенденции общественных преобразований, выявим ключевые противоречия альтернативных направлений социального развития; если мы, основываясь на социологической теории социальной сферы, определим оптимальную модель социальной сферы для нашего общества.

Решение назревших социальных проблем следует искать на пути становления Российского государства как правового и социального. Эти положения зафиксированы в Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 г. В ст. 7 записано, что политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако постулирование этих прав предполагает их наполнение соответствующим содержанием, а главное, надежными гарантиями реализации. Выполнить эти требования невозможно без формирования развитой социальной сферы, составляющей фундамент для построения социального государства.

Социальная сфера в идеале призвана обеспечить достаточный, с точки зрения прогресса общественного развития, уровень благосостояния, доступность основных жизненных благ для большинства населения, и должна характеризоваться социальной структурой, базирующейся не на классовой поляризации, а на широком спектре социальных слоев, различия в положении которых не носят дезинтегрирующего характера. Она призвана создавать возможности социальной мобильности, перехода в более высокую доходную, профессиональную группу; гарантировать необходимый уровень социальной защиты, возможность участия работников и населения в управлении предприятием и государством, развитие социальной, трудовой и предпринимательской активности; обеспечивать возможность самореализации человека, свободу выбора приложения своих способностей, в т.ч. и на рынке труда.. Оптимальная модель социальной сферы связана с обеспечением защиты, экономических интересов каждого гражданина, гарантий общественной стабильности и опирается на принципы социальной справедливости и государственной ответственности за социальное воспроизводство человека, других субъектов жизнедеятельности. С нашей точки зрения, именно эти положения и составляют основу государственной философии социального ориетированного рыночного хозяйства.


В условиях структурного кризиса в обществе, когда возможности саморегуляции социальных процессов существенно снизились, все более осознается потребность в оптимальных государственных решениях. Поэтому мы полагаем, что единственным институтом, способным выполнить функции интеграции усилий всех субъектов управления в социальной области, может быть только государство в лице федеральных и региональных органов власти. Именно оно призвано взять на себя ответственность за социальные последствия игры рыночных сил, за создание соответствующих условий упорядочения социальной жизни, более справедливого перераспределения доходов в пользу менее трудоспособных и депривированных слоев населения, участия работников в управлении государством и предприятием и т.п. Иначе говоря, в задачу государства входит прежде всего создание правового поля и механизмов, устанавливающих правила и принципы поведения, взаимоотношений всех составляющих общество социальных субъектов; обеспечение социальной защиты, поддержки нуждающихся, справедливого распределения доходов, упрочения социальной солидарности граждан и их реального участия в управлении общественной и государственной жизнью.

Оптимальная рыночная модель социальной сферы, несомненно, призвана обеспечить условия и средства, соответствующие общественным и индивидуальным представлениям о социальном благополучии каждого человека. Разумеется, это предполагает увязку социальных требований с экономической эффективностью, законами функционирования нового общественного строя и социально ориентированной, регулируемой государством многоукладной рыночной экономики, Без этих условий немыслимо экономическое стимулирование производителей на основе рыночных отношений.

Необходим поиск баланса между социальными проблемами и рыночными требованиями, между потребностями социальной сферы в ресурсах и экономическими возможностями страны. Поскольку зависимость возможностей развития потенциала социальной сферы от состояния экономики очень высока, она влияет на масштабы социально-политических мер и на принципиальный выбор вариантов решений.

В ходе обсуждения будущей модели социальной сферы выдвигаются самые различные доктрины ее функционирования и развития - от либеральных до патерналистских.

Под либеральной моделью обычно понимается идеология предоставления возможно большей свободы в решении индивидуальных проблем каждому гражданину. Предполагается, что люди сами мобилизуют свои собственные силы, не полагаясь на чью-то помощь. Эта модель опирается в основном на частный капитал, а государство снимает с себя заботу о социальном воспроизводстве и ответственность за качественные показатели последующих поколений. Однако подчеркнем, что дляреализации такой модели необходимо создание специальных предпосылок:

экономических, правовых, культурных. Пока же наша социально-экономическая система не создала пространства для свободной самореализации каждого, и не обеспечила возможность человеку самому решать свои повседневные проблемы.

Патерналистская модель снимает с людей заботу о решении собственных социальных проблем, лишая их стимула к самореализации, к борьбе за свое существование. Она является мощным инструментом уравнительности, социальной однородности, снижения социальной энергии.

Необходимая нашему обществу модель социальной сферы, с нашей точки зрения, находится между либеральной и патерналистской альтернативами ее функционирования и развития. Стратегия развития социальной сферы должна быть представлена достаточно сложным социальным механизмом, опирающимся на возможности обеих этих моделей, и призвана обеспечить двухцелевую ориентацию: во-первых, на развитие социальной динамики, во-вторых, на обеспечение социальной стабильности и поддержание равновесия.

Суть выстраивания интегрального механизма функционирования социальной сферы заключена в дифференцированном воздействии средствами либеральной идеологии на социально активных, динамичных, адаптированных к рынку людей и патерналистской идеологии - в отношении социально уязвимых групп населения Механизм воздействия должен учитывать менталитет россиян, соотносить запросы населения с интересами общества в качественных характеристиках социального воспроизводства различных субъектов социальной сферы, гарантировать всем членам общества определенный уровень социальных благ, прежде всего таких как жилье, образование, охрана здоровья. Это обеспечит каждому минимально необходимые условия жизнедеятельности, создаст равные стартовые возможности продвижения к более высокому уровню реализации своих запросов. Социальная поддержка нуждающимся и свобода действий тем, кто гармонично вписался в рыночные отношения, станут главной предпосылкой утверждения в обществе принципа социальной справедливости.

В этом случае стратегия развития социальной сферы реализует фундаментальные принципы демократического общества:

4 предоставление государством каждому члену общества социальных гарантий существования;

4 контроль над имущественной и статусной дифференциацией населения;

4 перераспределение в разумных пределах доходов населения.

Рыночную модель социальной сферы, кроме учета адаптированности различных слоев населения к рынку, отличают еще два обстоятельства:

1) такая модель должна предполагать в качестве субъектов управления социальной сферой не только государство, но и различные структуры формирующегося гражданского общества; 2) она призвана сочетать в себе государственные, коллективные и частные начала дифференциации форм собственности.

Для расширения круга субъектов социальной политики необходимо создать условия для проявления соответствующей инициативы общественных организаций, фирм, отдельных лиц. Важно расширить их возможности участия в развитии социальной сферы.

Такая модель социальной сферы обеспечит решение ключевых задач общества не только в обстановке структурного кризиса, но и в условиях стабилизации и процветания России. Она будет стимулировать социальную структуризацию и динамику общества, не разрушая его внутренние и внешние интеграционные связи.

Мера развитости социальной сферы характеризуется системой социальных индикаторов: величина прожиточного минимума; доля населения, находящаяся за порогом бедности; величина поляризации доходов (децильный коэффициент); число получающих образование; перечень медицинских услуг, доступных всему населению; доля безработных в общей численности трудоспособного населения; средняя продолжительность жизни; детская смертность; рождаемость.

Для законодательных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления эти показатели в их оптимальном значении могут выступить как социальные нормативы для каждого региона и периода, на достижение которых может ориентироваться экономика. Их пороговые значения станут границами социальной безопасности и будут свидетельствовать о том, что дальнейшее снижение уровня и качества жизни губительно. Зная предельно допустимые нижние и возможные для достижения рациональные нормы, законодательные и распорядительные органы, другие субъекты влияния на социальную сферу в рамках социального партнерства смогут определять практические меры по разрешению назревших противоречий и проблем.

Ясно, что призывы - сегодня или в кратчайшие сроки гарантировать всему населению социальный прожиточный минимум, обеспечить жильем и другими благами в полном объеме - нереальны. Конкретный анализ перспектив развития социальной сферы, возможностей ее ресурсного обеспечения недопустим в отрыве от учета состояния дел в экономике: здесь очевидна связь между экономикой и социальной сферой. Стратегия развития, выраженная в социальной политике, должна опираться на принципы глубокой интеграции социальной и экономической стратегии. Однако представляется важным уже на стадии разработки модели социальной сферы задать оптимальные параметры ее функционирования, поскольку это позволит выработать соответствующую идеологию социального развития общества. В этом случае новые социальные проблемы, при всей их сложности и новизне, не застанут государство врасплох: модель позволит плавно перейти от необходимости срочного реагирования на обостряющиеся в обществе коллизии к прогнозированию и принятию упреждающих решений.

Важное значение в условиях кризиса приобретает система социального обеспечения. И хотя с точки зрения необходимости инвестирования структурных преобразований она является финансовой обузой, однако неизмеримо ее амортизирующее значение как элемента социальной стабильности в ходе крутой ломки сложившихся экономических структур.

В последние годы в России предпринимаются серьезные попытки поддержки уязвимых слоев населения. Активно развивается инфраструктура социальных услуг. Социальная помощь и поддержка нуждающихся осуществляется Министерствами Российской Федерации: труда и социального развития, здравоохранения, науки, высшей школы и технической политики, благотворительными фондами, религиозными и негосударственными организациями, имеющими разветвленную сеть социального обслуживания населения. Так, в Красноярском крае органами социальной защиты созданы Центры: "Социальное здоровье", социально-психологической помощи по обслуживанию семей с детьми, социального обслуживания семей с детьми и других категорий населения, социальной помощи семье, охраны детства и материнства, медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, а также социальные приюты для детей и подростков.

В Москве городским Департаментом образования открыт и действует Экспериментальный комплекс социальной помощи детям и подросткам, Методический кабинет по оказанию психологических услуг. Московский "телефон доверия" для детей и подростков. Департаментом здравоохранения - городской кабинет социально-психологической помощи для детей и подростков, Центр медико-социальной реабилитации детей со злокачественными опухолями. Негосударственными организациями - Социально-психологический центр "Вера", Городская консультация "Семья и брак", Психологический консультационный центр "Яблоко", Научно-практический центр рефлексотерапии алкоголизма "ЛеМос", Московский клуб инвалидов "Контакты-1", Центр профилактики социального сиротства. Международный центр "Школа реабилитации". Детский восстановительный центр "Аист" для детей с отставанием в развитии. Московский семейный телефон доверия. Религиозные организации создали Социальный приют для девочек; благотворительное общество помощи детям-сиротам и инвалидам им. Косьмы и Дамиана - "Христианский центр реабилитации детей сирот и инвалидов. Центр лечебной педагогики для детей с тяжелыми нарушениями развития. Благотворительные московские организации - Международный культурно-оздоровительный центр для детей-инвалидов "Динаода", Центр лечебной педагогики для детей с тяжелыми нарушениями развития, Контактный телефон службы психологической помощи для женщин, пострадавших от сексуального насилия. Научно-производственный центр психологической социальной и медицинской помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, Социально-психологический центр.

Министерства труда и социального развития РФ, здравоохранения через свои региональные представительства обеспечивают на местах работу стационарных учреждений социального обслуживания, территориальных социальных служб помощи семье и детям, организуют нестационарные формы социального обслуживания, реабилитационные центры для инвалидов. В системе социального обеспечения действуют около 900 домов-интернатов, в которых проживают 242 тыс. граждан, нуждающихся в постоянном уходе, около 700 тыс. одиноких людей пользуются услугами службы надомного обслуживания, более 250 тыс. инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата обеспечены автомобилями и мотоколясками. В 1992 г. более 10 млн. ветеранов войны и труда, инвалидов и других малообеспеченных граждан получили различные виды материальной помощи за счет местных бюджетов и территориальных фондов социальной поддержки. Доля национального дохода страны, расходуемая на социальное обеспечение, с 1955 по 1990 г. увеличилась в 2,7 раза.

Региональные и местные органы власти также принимают меры к решению этой важнейшей социальной проблемы. Так, Департамент социальной защиты населения Администрации Московской области принимает посильные меры по организации различных видов помощи и социально-бытового обслуживания малообеспеченных граждан. Здесь разработаны и осуществляются областная и территориальные программы социальной защиты населения, обеспечивающие адресную материальную поддержку семей, детей, одиноких нетрудоспособных пожилых граждан, других малообеспеченных категорий населения, занятость инвалидов и создание дополнительных рабочих мест, укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания. Специальная социологическая служба ежемесячно осуществляет оценку уровня жизни населения Подмосковья, создан компьютерный банк данных нуждающихся в социальной и материальной поддержке. Он включает в себя 15 категорий населения. Среди них дети из многодетных и неполных семей, студенческие семьи, беременные и кормящие матери, семьи с двумя детьми, имеющие доходы ниже прожиточного минимума, военнослужащие, уволенные из Вооруженных Сил, одинокие нетрудоспособные инвалиды и др. Всего адресная помощь оказывается 143,2 тыс. человек.

Предпринимаются попытки создания специальных магазинов для обеспечения социально незащищенных слоев населения товарами первой необходимости по приемлемым ценам, улучшения их социально-бытового обслуживания. Так, на оплату дорогостоящих услуг, например ремонта бытовой техники, малообеспеченным гражданам выплачивается денежная компенсация от 25 до 100 процентов от их стоимости, открываются парикмахерские с широким спектром бесплатных услуг, в том числе на дому. Приняты меры к развитию сети нестационарных учреждений социального обслуживания. Создано 23 центра. Среди них центры социальной помощи семье и детям, психологические службы. В области работает 480 отделений социальной помощи на дому, в 57 больницах функционирует 913 социальных коек.

В рамках осуществления программ "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Планирование семьи", "Летний отдых детей" в 1994 г. для 10 554 детей из малообеспеченных семей был организован летний оздоровительный отдых на побережье Черного моря, 170 165 человек отдохнули в здравницах и пансионатах Подмосковья. Создан 21 социальный приют для детей, оказавшихся в неблагоприятных семейных условиях, осиротевших и оставшихся без попечения родителей, детей с асоциальным поведением и беспризорных.

Однако недостаток средств вызывает серьезные затруднения в развитии этой деятельности, и она связывается лишь с самой нуждающейся в социальной поддержке частью общества.

Выводы

Исторически становление социальной сферы (наряду с другими сферами жизнедеятельности общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной) выглядит как движение от синкретизма первобытного общества к дифференцированным самостоятельным частям общества, каждая из которых выполняет свою функцию. Ее генетическим истоком является семья, где с древнейших времен проявлялись важнейшие функции социальной сферы, и прежде всего функции физического и социального воспроизводства. Социальные перемены в обществе привели к трансформации семьи, замене родовых отношений территориальными, разрушению непосредственной связи между социально-бытовой и материально-производственной сферами общественной жизни, усложнению и расширению пространства социально-бытовых, распределительных отношений, формированию специализированной инфраструктуры, сложной системы социально-правовых установлений, регулирующих социальные отношения в обществе, и в конечном итоге к формированию социальной сферы общества как целенаправленно организуемой социальной жизни общества. Генезис социальной сферы представляет собой процесс взаимодействия спонтанных и целенаправленно организуемых обществом (государством) социальных институтов, осуществляющих непосредственное жизнеобеспечение, взаимодействие и воспроизводство социальных субъектов в конкретных исторических условиях их деятельности. Функционирование социальной сферы в том или ином обществе является, с одной стороны, результатом уникальных особенностей культуры, природно-географических условий данной страны, с другой - социальных универсалий, определяющихся базисными потребностями человека (в пище, тепле, отдыхе, поддержании здоровья и т.п.). Степень ее развитости характеризует уровень цивилизованности каждого конкретного общества.

Значительное снижение компенсаторных возможностей социальной сферы в последнее время в нашем обществе требует поиска решения назревших социальных проблем на пути становления Российского государства как государства правового и социального. Оптимальной стратегией ее развития является стратегия, опирающаяся на реализацию фундаментальных принцпов демократического общества: предоставление государством каждому члену общества социальных гарантий существования; контроль над имущественной и статусной дифференциацией населения; перераспределение в разумных пределах доходов населения.

Интегральный механизм функционирования социальной сферы может быть представлен достаточно сложным социальным механизмом, опирающимся на возможности либеральной и патерналистской моделей. Суть его заключена в дифференцированном воздействии средствами либеральной идеологии на социально активных, динамичных, адаптированных к рынку людей и патерналистской идеологии в отношении социально уязвимых групп населения. Социальная поддержка нуждающихся и свобода действий для тех, кто наиболее гармонично вписался в рыночные отношения, станут главной предпосылкой утверждения в обществе принципа социальной справедливости. В этом случае модель социальной сферы обеспечит нужную обществу двухцелевую ориентацию: на. развитие социальной динамики и на социальную стабильность, поддержание равновесия. Субъектами такой модели выступает не только государство, но и различные структуры, формирующегося гражданского общества и сочетающие в себе государственные, коллективные и частные начала. При этом главенствующим институтом, интегрирующим усилия в социальной области, является государство в лице федеральных и региональных органов власти. В их задачу входит создание правового поля и механизмов, устанавливающнх правила и принципы поведения, взаимоотношений всех составляющих общество социальных субъектов, обеспечения социальной защиты, поддержки нуждающихся, справедливого распределения доходов и упрочения социальной солидарности граждан и их реального участия в управлении общественной и государственной жизнью.

Направленность и характер социального развития

Направленность и характер общественного развития также важны для понимания.Развитие само по себе есть закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progrcssus - движение вперед) и регресс (от лат. regressus - движение назад).Прогресс есть совершенствование, поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, арегресс представляет противоположный тип изменений. Начиная с XVII в. мыслители Европы, рассуждая о развитии разума, личной и общественной свободы, производительных сил (эти параметры воспринимались как критерии прогресса), полагали, что общество совершенствуется. Однако есть теории, утверждающие, что развитие общества регрессивно, так как непохоже, что человек при всех изменениях науки и техники улучшается в духовном плане. Например, французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что человек не стал добрее за время развития цивилизации, напротив, цивилизация развратила его.

По своему характеру изменения делятся на революционные и эволюционные.

Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) - глубокое качественное изменение, резкий скачок в развитии. Термин «революция» может применяться к обществу в целом (аграрная или буржуазная революция) и к его отдельным элементам (научная революция, техническая, культу рная).Эволюция (от лат. evolutio - развертывание) - постепенные количественные изменения. Эволюцию следует отличать от реформы - нововведения, не уничтожающего основ господствующей структуры. И эволюция, и реформа противопоставляются революции, но в разных отношениях. Говоря об эволюции, подчеркивают постепенность развития, говоря о реформах - неизменность структурной основы в ходе развития.

Модель общественного развития выделяются в зависимости от представлений исследователя о роли прогресса и революций, признания цели или бесцельности истории.

Формационная модель предложена марксизмом. Согласно этой модели, на каждом этапе развития общества люди вступают в производственные отношения, в совокупности образующие экономическую систему. Именно она определяет образ жизни человека и общества. Все остальное - идеи, теории, мораль, право - всего лишь надстройка над экономическим базисом (фундаментом).

Вся история общества определена материальными, экономическими условиями. В зависимости от этих условий выделяются пять общественно-экономических формаций:

§ первобытнообщинный строй,

§ рабовладельческое общество,

§ феодализм,

§ капитализм,

§ коммунизм.

Движение от формации к формации является прогрессивным развитием, цель которого - бесклассовое коммунистическое общество.



Смена формаций характеризуется обострением борьбы между угнетенными и угнетающими классами - рабами и рабовладельцами, феодалами и зависимыми крестьянами, рабочими и капиталистами. Подобно тому, как феодализм был ликвидирован революцией, капитализм должен уступить свое место коммунизму. По мнению марксистов, угнетенный рабочий класс при помощи революции уничтожит отмирающую буржуазию.

Обычно формации противопоставлястся цивилизация. Цивилизация - многозначное понятие, которое может рассматриваться в трех основных смыслах: как временная стадия в развитии общества, как локальный социокультурный тип и как этап развития культуры, противостоящий варварству и дикости. При описании стадиально-цивилизационной и локально-цивилизационной моделей это понятие употребляется в первых двух значениях.

Стадиально-цивилизационная модель считает фундаментом для изменений не экономику, а технику. Изменения в технике обработки земли, производства товаров, коммуникации приводят к последовательной смене стадий цивилизационного развития.

Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) полагает, что первая технологическая революция - аграрная - сформировала традиционную цивилизацию с рядом ее характерных черт. Вторая цивилизация - индустриальная - основана на машинной экономике и массовой культуре (табл. 1).

Процесс перехода к индустриальной культуре называется модернизацией (реже модернизацией называют переход к пост- индустриальной культуре). Постиндустриальной Тоффлер назвал третью волну, захлестывающую уже современное общество. Другие исследователи называют ее информационной. Эта цивилизация сформирована прогрессом в компьютерной технике, точной электронике, массовых коммуникациях, генной инженерии и биотехнологии. На смену мускульной силе и машинному труду приходят умственный труд и информатизация. Именно информация становится основной ценностью, трансформируя систему образования, воспитания, характер труда. В экономике информационный сектор преобладает над всеми остальными и начинает определять политические, духовные процессы. Наконец, развивается всемирная сеть коммуникаций, прежде всего Интернет.

Таблица 1. Сравнение традиционной и индустриальной цивилизаций

Традиционная цивилизация Индустриальная цивилизация
Цикличность развития, стабильность Линейность развития, прогресс
Медленный теми развития Высокий теми развития
Эволюционность, постепенность развития Революционность, скачкообразность развития
Гармония с природой Покорение природы
Традиционность Инновационность
Приоритет общинной собственности над частной Приоритет частной собственности над общинной
Низкая социальная мобильность Высокая социальная мобильность
Контроль государства над обществом Развитое гражданское общество
Высокая роль коллектива Высокая роль личности

Канадский философ Херберт Маршалл Маклюэн (1911- 1980) полагал, что социальная организация зависит от способа и типа коммуникаций. Племенная цивилизация основана на «культуре устной коммуникации», задающей локальность, традиционность, веру в авторитет. Второй тип цивилизации - «культура зрения» - порожден изобретением алфавита и книгопечатного станка. Она санкционирует массовость, стандартизацию, механицизм. Наступающая «электронная цивилизация» упраздняет барьеры для общения: время и пространство сжимаются, люди становятся ближе друг к другу. Книжная культура сменяется аудиовизуальной компьютерной культурой, близкой к племенной культуре прошлого. Будущее видится Маклюэну в виде «глобальной деревни», лишенной территориальных и национальных границ.

Локально-цивилизационная модель предполагает, что нет единой всемирной истории, а есть локальные циклы развития замкнутых цивилизаций, которые рождаются, расцветают, приходят в упадок и умирают.

Таблица 2. Характеристики традиционной, индустриальной и постиндустриальной цивилизаций

Фаза Традиционная Индустриальная Постиндустриальная
Принцип, управляющий развитием Традиционализм Экономический рост Центральное место знаний
Главный сектор производства Заготовка сырья Обработка Услуги
Главный контингент рабочей силы Крестьянин, занятый освоением природной среды Рабочий, занятый переработкой материалов Служащий, работающий с информацией
Управленческая группа,соединяющая ресурсы Хозяин, владелец Предприниматель, профессиональный руководитель Исследователь, специалист, ведущий администратор
Основная производственная единица Семья Предприятие, завод, фабрика Исследовательский институт, сервисный офис
Высший уровень потребностей Основные бытовые потребности Социальные потребности Самореализация, потребность в знаниях
Перспектива времени Направленность в прошлое Адаптация к настоящему времени Направленность в будущее. прогнозы, сценарии
Члены социальной коммуникации Человек - природа Человек - машина Человек - человек
Движущая сила Природные ресурсы, физическая сила Созданная энергия Информация, обработка знаний
Стратегический ресурс Продукты питания Сырье Реальный капитал, «свод правил», ноу-хау Образование, умственный капитал
Технология Ручной труд Механизированная технология Умственная технология
Метод, управляющий решениями Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт Эмпиризм, испытательное исследование Модель, теоретическая база принятия решений, анализ систем и т.п.

Русский философ и социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) выделяет десять подобных цивилизаций, или историко-культурных типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский. Каждый тип подобен биологическому организму: жизнь его проходит в борьбе с другими типами и средой. Как и другие организмы, в процессе своей жизнедеятельности он проходит ряд обязательных и неизменных этапов развития - рождение, взросление, дряхление и смерть.

Данилевский во многом предвосхитил идеи немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936), который также отрицал возможность существования общечеловеческой культуры, говоря об истории как о поле борьбы цивилизаций. Каждой из них отмерен свой срок (около 1000 лет); любая эпоха расцвета рано или поздно заканчивается застоем и кризисом. Творчество иссякает, сменяясь бесплодием, бездушностью и механицизмом; богатое содержание теряется за мертвой формальностью. В мировой истории восемь культур достигли зрелости: египетская, индийская, вавилонская, китайская, ара- бо-византийская, греко-римская, западноевропейская и культура майя.

Идеи Шпенглера в дальнейшем развиваются в «теории цивилизаций» английского историка Арнольда Тойнби (1889- 1975). У Тойнби цивилизационный период представлен пятью культурными типами: западным, православно-христианским, исламским, индуистским и дальневосточным. Становление каждого типа связано с «жизненным порывом» людей, отвечающих на вызовы истории. Когда энергия порыва иссякает, цивилизацию ждет надлом и окончательная гибель. Кризис цивилизации может быть преодолен попыткой прорыва от локальных ценностей к ценностям мировым. Выразителем мировых ценностей Тойнби считан религию.

Различают две формы социального прогресса: революция и реформа.

Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. «Механизм» же реальной революции удавалось обнаружить только в социальных революциях нового времени (при переходе от феодализма к капитализму).

Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.

Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.

Диалектика понятий «реформа - революция» весьма сложна. Революция, как действие более глу бокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху».

Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.

Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

Пренебрежительное отношение к реформам как формам общественного прогресса объяснялось и знаменитым положением В. И. Ульянова-Ленина о реформах как «побочном продукте революционной борьбы». Собственно, уже К. Маркс отмечал, что «социальные реформы никогда не бывают обусловлены слабостью сильных, они должны быть и будут вызваны к жизни силой „слабых“. Отрицание возможности наличия у „верхов“ стимулов при начале преобразований усилил его российский последователь: „Действительным двигателем истории является революционная борьба классов; реформы - побочный результат этой борьбы, побочный потому, что они выражают неудачные попытки ослабить, притушить эту борьбу“. Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли их стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс.

Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволю» ционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь.

Сегодня великие реформы (т. е. революции «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа - революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь (первая - терапевтическими методами, вторая - хирургическим вмешательством), в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Направленность и характер социального развития

Направленность и характер общественного развития также важны для понимания.Развитие само по себе есть закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progrcssus - движение вперед) и регресс (от лат. regressus - движение назад).Прогресс есть совершенствование, поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, арегресс представляет противоположный тип изменений. Начиная с XVII в. мыслители Европы, рассуждая о развитии разума, личной и общественной свободы, производительных сил (эти параметры воспринимались как критерии прогресса), полагали, что общество совершенствуется. Однако есть теории, утверждающие, что развитие общества регрессивно, так как непохоже, что человек при всех изменениях науки и техники улучшается в духовном плане. Например, французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что человек не стал добрее за время развития цивилизации, напротив, цивилизация развратила его.

По своему характеру изменения делятся на революционные и эволюционные.

Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) - глубокое качественное изменение, резкий скачок в развитии. Термин «революция» может применяться к обществу в целом (аграрная или буржуазная революция) и к его отдельным элементам (научная революция, техническая, культу рная).Эволюция (от лат. evolutio - развертывание) - постепенные количественные изменения. Эволюцию следует отличать от реформы - нововведения, не уничтожающего основ господствующей структуры. И эволюция, и реформа противопоставляются революции, но в разных отношениях. Говоря об эволюции, подчеркивают постепенность развития, говоря о реформах - неизменность структурной основы в ходе развития.

Модели социального развития

Модель общественного развития выделяются в зависимости от представлений исследователя о роли прогресса и революций, признания цели или бесцельности истории.

Формационная модель предложена марксизмом. Согласно этой модели, на каждом этапе развития общества люди вступают в производственные отношения, в совокупности образующие экономическую систему. Именно она определяет образ жизни человека и общества. Все остальное - идеи, теории, мораль, право - всего лишь надстройка над экономическим базисом (фундаментом).

Вся история общества определена материальными, экономическими условиями. В зависимости от этих условий выделяются пять общественно-экономических формаций:

§ первобытнообщинный строй,

§ рабовладельческое общество,

§ феодализм,

§ капитализм,



§ коммунизм.

Движение от формации к формации является прогрессивным развитием, цель которого - бесклассовое коммунистическое общество.

Смена формаций характеризуется обострением борьбы между угнетенными и угнетающими классами - рабами и рабовладельцами, феодалами и зависимыми крестьянами, рабочими и капиталистами. Подобно тому, как феодализм был ликвидирован революцией, капитализм должен уступить свое место коммунизму. По мнению марксистов, угнетенный рабочий класс при помощи революции уничтожит отмирающую буржуазию.

Обычно формации противопоставлястся цивилизация. Цивилизация - многозначное понятие, которое может рассматриваться в трех основных смыслах: как временная стадия в развитии общества, как локальный социокультурный тип и как этап развития культуры, противостоящий варварству и дикости. При описании стадиально-цивилизационной и локально-цивилизационной моделей это понятие употребляется в первых двух значениях.

Стадиально-цивилизационная модель считает фундаментом для изменений не экономику, а технику. Изменения в технике обработки земли, производства товаров, коммуникации приводят к последовательной смене стадий цивилизационного развития.

Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) полагает, что первая технологическая революция - аграрная - сформировала традиционную цивилизацию с рядом ее характерных черт. Вторая цивилизация - индустриальная - основана на машинной экономике и массовой культуре (табл. 1).

Процесс перехода к индустриальной культуре называется модернизацией (реже модернизацией называют переход к пост- индустриальной культуре). Постиндустриальной Тоффлер назвал третью волну, захлестывающую уже современное общество. Другие исследователи называют ее информационной. Эта цивилизация сформирована прогрессом в компьютерной технике, точной электронике, массовых коммуникациях, генной инженерии и биотехнологии. На смену мускульной силе и машинному труду приходят умственный труд и информатизация. Именно информация становится основной ценностью, трансформируя систему образования, воспитания, характер труда. В экономике информационный сектор преобладает над всеми остальными и начинает определять политические, духовные процессы. Наконец, развивается всемирная сеть коммуникаций, прежде всего Интернет.



Таблица 1. Сравнение традиционной и индустриальной цивилизаций

Традиционная цивилизация Индустриальная цивилизация
Цикличность развития, стабильность Линейность развития, прогресс
Медленный теми развития Высокий теми развития
Эволюционность, постепенность развития Революционность, скачкообразность развития
Гармония с природой Покорение природы
Традиционность Инновационность
Приоритет общинной собственности над частной Приоритет частной собственности над общинной
Низкая социальная мобильность Высокая социальная мобильность
Контроль государства над обществом Развитое гражданское общество
Высокая роль коллектива Высокая роль личности

Канадский философ Херберт Маршалл Маклюэн (1911- 1980) полагал, что социальная организация зависит от способа и типа коммуникаций. Племенная цивилизация основана на «культуре устной коммуникации», задающей локальность, традиционность, веру в авторитет. Второй тип цивилизации - «культура зрения» - порожден изобретением алфавита и книгопечатного станка. Она санкционирует массовость, стандартизацию, механицизм. Наступающая «электронная цивилизация» упраздняет барьеры для общения: время и пространство сжимаются, люди становятся ближе друг к другу. Книжная культура сменяется аудиовизуальной компьютерной культурой, близкой к племенной культуре прошлого. Будущее видится Маклюэну в виде «глобальной деревни», лишенной территориальных и национальных границ.

Локально-цивилизационная модель предполагает, что нет единой всемирной истории, а есть локальные циклы развития замкнутых цивилизаций, которые рождаются, расцветают, приходят в упадок и умирают.

Таблица 2. Характеристики традиционной, индустриальной и постиндустриальной цивилизаций

Фаза Традиционная Индустриальная Постиндустриальная
Принцип, управляющий развитием Традиционализм Экономический рост Центральное место знаний
Главный сектор производства Заготовка сырья Обработка Услуги
Главный контингент рабочей силы Крестьянин, занятый освоением природной среды Рабочий, занятый переработкой материалов Служащий, работающий с информацией
Управленческая группа,соединяющая ресурсы Хозяин, владелец Предприниматель, профессиональный руководитель Исследователь, специалист, ведущий администратор
Основная производственная единица Семья Предприятие, завод, фабрика Исследовательский институт, сервисный офис
Высший уровень потребностей Основные бытовые потребности Социальные потребности Самореализация, потребность в знаниях
Перспектива времени Направленность в прошлое Адаптация к настоящему времени Направленность в будущее. прогнозы, сценарии
Члены социальной коммуникации Человек - природа Человек - машина Человек - человек
Движущая сила Природные ресурсы, физическая сила Созданная энергия Информация, обработка знаний
Стратегический ресурс Продукты питания Сырье Реальный капитал, «свод правил», ноу-хау Образование, умственный капитал
Технология Ручной труд Механизированная технология Умственная технология
Метод, управляющий решениями Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт Эмпиризм, испытательное исследование Модель, теоретическая база принятия решений, анализ систем и т.п.

Русский философ и социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) выделяет десять подобных цивилизаций, или историко-культурных типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский. Каждый тип подобен биологическому организму: жизнь его проходит в борьбе с другими типами и средой. Как и другие организмы, в процессе своей жизнедеятельности он проходит ряд обязательных и неизменных этапов развития - рождение, взросление, дряхление и смерть.

Данилевский во многом предвосхитил идеи немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936), который также отрицал возможность существования общечеловеческой культуры, говоря об истории как о поле борьбы цивилизаций. Каждой из них отмерен свой срок (около 1000 лет); любая эпоха расцвета рано или поздно заканчивается застоем и кризисом. Творчество иссякает, сменяясь бесплодием, бездушностью и механицизмом; богатое содержание теряется за мертвой формальностью. В мировой истории восемь культур достигли зрелости: египетская, индийская, вавилонская, китайская, ара- бо-византийская, греко-римская, западноевропейская и культура майя.

Идеи Шпенглера в дальнейшем развиваются в «теории цивилизаций» английского историка Арнольда Тойнби (1889- 1975). У Тойнби цивилизационный период представлен пятью культурными типами: западным, православно-христианским, исламским, индуистским и дальневосточным. Становление каждого типа связано с «жизненным порывом» людей, отвечающих на вызовы истории. Когда энергия порыва иссякает, цивилизацию ждет надлом и окончательная гибель. Кризис цивилизации может быть преодолен попыткой прорыва от локальных ценностей к ценностям мировым. Выразителем мировых ценностей Тойнби считан религию.

· Философия

· История

· Естествознание

· Безопасность жизнедеятельности