Пункт 11 статьи 431 нк. Если сумма расходов по социальному страхованию превысила сумму страховых взносов на социальное страхование, организация может

Основной целью передачи страховых взносов на администрирование налоговым органам чиновники считают:

  • усовершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ОМС;
  • усиление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с фондами.

Физическим лицам (застрахованным) не нужно беспокоиться о своих социальных гарантиях (пенсиях и пособиях), так как данная передача в полном объеме сохранит права на обязательное социальное страхование и не отразится на обеспечении пенсионных прав граждан. Суммы страховых взносов, поступающие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, как и раньше, будут учитываться на индивидуальных лицевых счетах граждан (Письмо Минфина РФ от 13.04.2016 N 03-04-05/21124).

ПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЛАГАЕМАЯ БАЗА С 2017 ГОДА.

Плательщиками страховых взносов являются те же страхователи, которые были до 2017 года. Напомним, что это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, которые производят выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа и по договорам об отчуждении исключительных прав (ст.ст.419-420 НК РФ).

При определении облагаемой базы также учитывается выплаченный доход в натуральном виде, который для исчисления страховых взносов оценивается в порядке аналогичном ст.105.3 НК РФ, т.е. по рыночной цене.

Как и раньше, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

База для исчисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого застрахованного путем суммирования выплат начисленных с начала расчетного периода нарастающим итогом, для исчисления страховых взносов в ПФР и ФСС база ограничивается предельной величиной (ст.421 НК РФ).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ в 2016 году составляет 718 000 руб. Согласно п.4 ст.421 НК РФ предельная величина подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Начисления, превышающие предельную величину, взносами в ФСС не облагаются.

Предельная база по взносам в ПФР устанавливается Правительством РФ ежегодно в зависимости от размера средней зарплаты на соответствующий год, который увеличивается в 12 раз и на повышающий коэффициент. Величина этого коэффициента в 2017 году составляет 1,9, в 2018 году - 2,0, в 2019 году - 2,1, в 2020 году - 2,2, в 2021 году - 2,3 (п. 5 ст. 421 НК РФ).

Дополнительные тарифы для лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию, в ПФР начисляются на вознаграждение без ограничения предельным размером.

Предельная база для начисления медицинских взносов отсутствует. Это значит, что платить взносы нужно со всех выплат без ограничения по сумме.

ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.

На 2017-2018 годы согласно ст.426 НК РФ предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:

  • ПФР - 22 % к сумме вознаграждения не превышающую предельную величину и 10 % с суммы превышения.
  • ОМС - 5,1 % без ограничения по сумме.
  • ФСС - 2,9 % с суммы не превышающих предельную величину и 1,8 % с суммы вознаграждения в пользу временно пребывающих иностранцев за исключением высококвалифицированных специалистов.

Статьей 428 НК РФ предусмотрены дополнительные тарифы в ПФР к вознаграждению застрахованных лиц имеющих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. Если не проведена специальная оценка условий труда и нет действующей аттестации рабочих мест, то дополнительный тариф страховых взносов в ПФР составляет 9% или 6 % к сумме начисленного вознаграждения без учета предельной величины, в зависимости от категории будущих пенсионеров-досрочников.

В случае проведенной специальной оценки условий труда или действующей аттестации рабочих мест в зависимости от присвоенного подкласса условий труда дополнительные тарифы в ПФР зависят от присвоенного класса условий труда и находятся в интервале от 2% до 8 % без учета предельной величины вознаграждения.

Так же сохранены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, которые начисляют вознаграждения в пользу физических лиц и которые перечислены в ст.427 НК РФ. Например, это:

  • хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
  • российские организации, которые осуществляют деятельности в области IT;
  • организации и ИП применяющие УСН с видами экономической деятельности, перечисленными в пп.5 п.1 ст.427 НК РФ. В частности, к льготируемым видам деятельности относятся деятельность по производству различных видов продукции, транспорт и связь, научные исследования, образование, здравоохранение и др.

ВЫПЛАТЫ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в ст.422 НК РФ. Данная статья полностью повторяет ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ. Однако, по сравнению с Законом № 212-ФЗ с 1 января 2017 года согласно п.2 ст.422 будут по иному начисляться страховые взносы на суточные при оплате расходов на командировки. Начисление страховых взносов на суточные будет производиться по правилам исчисления НДФЛ.

То есть суммы суточных, превышающие 700 рублей в день при командировке по России и 2500 рублей в день при командировке за пределами России, с 1 января 2017 года облагаются страховыми взносами.

В настоящий момент страховые взносы не начисляются на суммы суточных установленных локальным актом по организации.

ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЧИСЛЕННЫХ ПОСОБИЙ.

Начисленная сумма страховых взносов в ФСС уменьшается на сумму начисленных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и пособий связанных с рождением детей. До 1 января 2017 года действует правило, что зачет суммы превышения расходов на выплату пособий возможен только в пределах расчетного периода, по окончании расчетного периода производится возврат.

В новом законе (ст.431 НК РФ) не сказано, что сумму начисленных пособий к возмещению можно принять только в рамках расчетного периода (календарного года ст.423 НК РФ).

Как и прежде осуществлять контроль за правильностью начисления пособий будут фонды социального страхования на основании данных переданных ФНС в органы ФСС. Если сумма расходов превышает начисленные взносы, то после проверки правильности расходов территориальным органом ФСС, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей, либо возмещению в порядке, прописанном в новой редакции Закона 255-ФЗ.

Таким образом, камеральную проверку по одному и тому же расчету будут проводить сразу два контролирующих органа - ФНС и отделение ФСС.

СРОКИ УПЛАТЫ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ.

Согласно п.3 ст.431 НК РФ сумма начисленных взносов уплачивается не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Перечисляются страховые взносы в рублях и копейках отдельными платежными поручениями в отношении страховых взносов в ПФР, ОМС и ФСС (п.6 ст.431 НК РФ).

Ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, в налоговые органы предоставляется расчет по страховым взносам, в котором будут указываться обобщенные суммовые показатели о начисленных выплатах и страховых взносах за расчетный период и отдельно по каждому застрахованному лицу (п.7 ст.431 НК РФ, Письмо ФНС от 19.07.2016 г. № БС-4-11/12929@). Форму отчетности утвердит ФНС.

Обратите внимание, что сумма страховых взносов в ПФР по застрахованным лицам должна соответствовать обобщенной сумме указанной в расчете. Если будут обнаружены расхождения, то расчет будет считаться непредставленным, о чем страхователю не позднее следующего дня будет направлено уведомление.

В течение пяти дней с момента получения уведомления плательщик страховых взносов должен внести исправления и только тогда расчет будет считаться принятым первоначальной датой.

Сведения персонифицированного учета, как и раньше, будут предоставляться в ПФР, но не ежеквартально, а один раз в год не позднее 1 марта года следующего за отчетным (ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 года).

ОСОБЕННОСТИ ДЛЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ.

Организациям с обособленными подразделениями следует обратить внимание на изменения по уплате взносов и сдаче отчетности.

С 1 января 2017 года не требуется обязательного наличия отдельного баланса у обособленных подразделений для постановки их на учет в целях исчисления и уплаты страховых взносов.

До 2017 года данные требования были установлены п.11 ст.15 Закона № 212-ФЗ. Обязанность платить взносы с начисленного вознаграждения в пользу застрахованных начиная с 2017 года и представлять отчетность по месту нахождения каждого обособленного подразделения возникает, если это подразделение начисляет доходы в пользу физических лиц (п.7, п.п.11-13 ст.431 НК РФ).

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.

Согласно 34 главе НК РФ плательщиками страховых взносов также являются индивидуальные предприниматели, адвокаты нотариусы и иные лица согласно пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, не производящие выплаты в пользу физических лиц.

База обложения взносами у данных страхователей, как и ранее, является минимальный размер оплаты труда, установленный на начало расчетного периода, увеличенный на 12. К этой сумме применяется тариф страхового взноса, установленный в ст. 425 НК РФ (26%). С дохода, превышающего в расчетном периоде 300000, 00 руб. тариф страхового взноса в ПФР составляет 1%. При этом сумма страховых взносов в ПФР не должна превышать восьмикратного годового тарифа.

Сумма в ПФР на год = 7500,00(МРОТ) х 12(мес.) х 26 % = 23400,00 руб. + 1% с превышения дохода 300000,00 руб., но не более 187200,00 руб.(23400,00×8)

Сумма в ОМС на год = 7500,00 (МРОТ) х 12(мес.) х 5.1% = 4590,00 руб.

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Для исполнения Указа Президента РФ от 15.01.2016 N 13 по передаче полномочий по администрированию страховых взносов налоговыми органами ФНС России подготовила проект дорожной карты по созданию единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование (Письмо от 02.02.2016 N БС-4-11/1539@). В данном проекте предусмотрены переходные положения, согласно которым на ФНС будут возложены обязанности по:

  • приему уточненных расчетов по страховым взносам (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) за расчетные периоды до 2017 года;
  • приему уточненных обязательств страхователей по уплате страховых взносов в ФСС РФ при вынесении органами фонда решений о возврате перерасхода средств на цели социального страхования работников, относящихся к расчетным периодам до 2017 года;
  • проведению камеральных проверок уточненной отчетности (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) по обязательствам плательщиков страховых взносов, возникшим до 1 января 2017 года;
  • проведению выездных проверок страхователей по обязательствам, возникшим до 1 января 2017 года (глубина - 3 года);
  • контролю за погашением сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам по предоставленным отсрочкам (рассрочкам) и принятым решениям о реструктуризации до 1 января 2017 года.

Как видим, с 1 января 2017 года плательщиков страховых взносов ожидает усиление фискального контроля за уплатой страховых взносов. Кроме того, придется изучить и освоить новые формы отчетности. У организаций с обособленными подразделениями появятся новые обязанности в части отчетности по страховым взносам.

Приходите на ближайшие Круглые столы или заказывайте по ним конспекты, в том числе по теме страховые взносы, где вы узнаете последние новости и разрешите ваши вопросы

Июль 2016 г. Эксперты компании «Правовест Аудит»

14 декабря 2017 года на официальном сайте ФСН опубликованы контрольные соотношения в расчете по страховым взносам. Они будут применяться с 1 января 2018 года. По ним можно проверить, например, расчет по взносам за 2017 год. Что изменилось? Будут ли налоговики сравнивать единый расчет по страховым взносам с 6-НДФЛ и 2-НДФЛ? Какой программой можно проверить годовой расчет? Ответим на основные вопросы и приведем ссылку для скачивания новых контрольных соотношения.

Новые точки проверки расчета по взносам

В 2018 году налоговые инспекторы проверяют показатели единого расчета по страховым страховых взносам по контрольным соотношениям.

В письме ФНС России от 13.12.2017 № ГД-4-11/25417 приведены новые контрольные соотношения показателей формы расчета по страховым взносам. можно на нашем сайте. Также вы можете ознакомиться с обозначенным письмом на официальном сайте ФНС.

Новые контрольные соотношения вводится в действие с 1 января 2018 года. То есть, они будут применяться уже при проверке годового расчета по страховым взносам за 2017 год.

Зачем поменяли контрольные соотношения с 2018 года?

Зачем налоговикам потребовалось обновлять контрольные соотношения с 2018 года? В своем письме они пояснили это сами. Приведем обоснование для введения новых соотношений. Они сводятся к тому, что с 2018 года у налоговиков становится больше основания для непринятия расчетов по взносам.

Письмо ФНС России от 13.12.2017 № ГД-4-11/25417

Федеральная налоговая служба сообщает, что 27.11.2017 принят Федеральный закон № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 335-ФЗ), который вносит изменения, в том числе и в статью 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

В соответствии с пунктом 78 статьи 2 Федерального закона № 335-ФЗ абзац второй пункта 7 статьи 431 Кодекса излагается в новой редакции, расширяющей перечень оснований для признания налоговым органом расчета по страховым взносам непредставленным.

Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона № 335-ФЗ указанные изменения вступают в силу с 1 января 2018 года.

Начиная с 1 января 2018 г., если в представляемом плательщиком расчете (уточненном расчете) сведения по каждому физическому лицу:

  • о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц,
  • о базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины,
  • о сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающей предельную величину,
  • о базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу,
  • о сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также если в представляемом плательщиком расчете (уточненном расчете) суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов, и (или) в расчете (уточненном расчете) указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, то такой расчет (уточненный расчет) считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета (уточненного расчета) в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется уведомление.

ФНС России направляет для сведения и использования в работе контрольные соотношения, разработанные в целях применения с 01.01.2018 новой редакции абзаца 2 пункта 7 статьи 431 Кодекса.

Доведите указанное письмо до налоговых органов и плательщиков страховых взносов.

До 2018 года ИФНС вправе признать, что плательщик не сдал расчет, если в нем (абз. 2 п. 7 ст. 431 НК РФ):

  • указаны недостоверные персональные данные о физлицах;
  • величина пенсионных взносов (исчисленных исходя из базы в пределах лимита) за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев этого периода содержит ошибки;
  • сумма пенсионных взносов по каждому физлицу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев этого периода не совпадает с их суммой в целом по организации.

С 01.01.2018 в этот перечень добавлены ошибки и несовпадения в следующих показателях:

  • сумма выплат в пользу застрахованных лиц,
  • величина базы взносов на пенсионное страхование в пределах установленной максимальной величины,
  • величина базы для исчисления взносов на пенсионное страхование по дополнительному тарифу,
  • сумма взносов на пенсионное страхование, рассчитанных по дополнительному тарифу.

Прежние контрольные соотношения продолжают действовать

Налоговые инспекторы проверяют показатели расчета страховых взносов по контрольным соотношениям, которые утвердила ФНС России в письме от 30 июня 2017 № БС-4-11/12678. См. « ». Так, в частности, они проверяют показали расчета с 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Также контрольные соотношения по части расходов на соцобеспечение ФСС России опубликовал в письме от 15 июня 2017 № 02-09-11/04-03-13313. С 1 января 2018 года дополнительно будут учитываться соотношения из письма ФНС от 13.12.2017 № ГД-4-11/25417.

Вот некоторые из проверяемых элементов с 2018 года:

  • значение в графе 1 строки 250 подраздела 3.2.1 должно быть равно сумме показателей из строк 210 этого же подраздела;
  • данные в графе 2 строки 030 подраздела 1.1 по значению поля 001, равному значению строки 200 подраздела 3.2.1, должны совпадать с суммой показателей из строк 210 подраздела 3.2.1 за последние три месяца отчетного периода;
  • значение в графе 2 строки 250 раздела 3 должно равняться сумме показателей из строк 220 этого же раздела.

Что будет при несоответствии?

Даже если вы представите расчет вовремя, но в нем будут расхождения между совокупной суммой страховых взносов и суммой взносов по каждому сотруднику, расчет будет считаться непредставленным. ИФНС уведомит вас об этом. Важно, как сдали расчет:

  • электронно. Уведомление ждите не позднее дня, следующего за днем сдачи расчета;
  • на бумаге. Уведомление получите в течение 10 рабочих дней после того дня, как инспекторы получили расчет.

После того как вы получите уведомление, нужно внести исправления в расчет в течение пяти рабочих дней. Тогда датой представления указанного расчета будет считаться дата, когда вы его сдали первоначально. Если не успеете исправить расчет, будет штраф. Это следует из пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса РФ.

Как проверить расчет по страховым взносам по новым контрольным соотношениям бесплатно

Бесплатная программа от ФНС “Налогоплательщик ЮЛ ” предназначена для автоматизации процесса подготовки юридическими и физическими лицами документов налоговой и бухгалтерской отчётности, расчета страховых взносов, справок о доходах физических лиц (форма №2-НДФЛ), специальных деклараций (декларирование активов и счетов), документов по регистрации ККТ и других.

Скачать программу для заполнения расчета по страховым взносам можно путем открытия Аннотации.

Дата публикации: 12.01.2017 06:54 (архив)

Главное изменение в сфере страховых взносов – это передача с 1 января 2017 года налоговым органам полномочий по администрированию трех видов страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • на обязательное медицинское страхование.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний продолжит администрировать ФСС России.

Правоотношения в части страховых взносов будет регулировать глава 34 Налогового кодекса РФ , которая вступает в силу с 01.01.2017 года. В соответствии с ней отчетными периодами будут, как и ранее, I квартал, полугодие и 9 месяцев, расчетным периодом – календарный год.

Состав плательщиков страховых взносов не изменился – это организации, ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (ст.419 НК РФ).

Администрирование страховых взносов налоговыми органами будет проводиться, по правилам и методике, разработанные для администрируемых налогов - НДС, налога на прибыль, НДФЛ и т.д.

Глобальных изменений по процедуре исчисления и уплаты страховых взносов не будет. Вместе с тем изменятся формы отчетности, которые плательщики взносов с 2017 года должны будут сдавать в налоговые органы (а не территориальные отделения ПФР), а также сроки их представления.

Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представляют в налоговые органы единый расчет по страховым взносам (пп. 1 п. 1 ст. 419, п. 7 ст. 431 НК РФ).

Форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ . Приказ вступает в силу с 01.01.2017 и применяется, начиная с представления расчета по страховым взносам за первый расчетный (отчетный) период 2017 года.

Следует иметь в виду, что с 1 января 2017 года уплату взносов следует производить на новые КБК «коды бюджетной классификации» (Приказ Минфина России от 7 декабря 2016 года № 230н).

Особое внимание при заполнении платежных поручений необходимо обратить на заполнение следующих реквизитов:

  • в полях "ИНН" и "КПП" получателя средств - указывается значение "ИНН" и "КПП" соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
  • в поле "Получатель" - указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках - сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
  • в поле код бюджетной классификации - указывается значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен принимать значение "182" - Федеральная налоговая служба.
Подробный перечень КБК указан

Проконсультируйте, пожалуйста, по вопросу зачета расходов ФСС в уплату страховых взносов с 01.01.2017. Согласно п.2 ст. 431 НК РФ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения. В п.9 ст.431 НК РФ говорится, что если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности превышает общую сумму исчисленных страховых взносов, то полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию. Я поняла данные нормы ст.431 НК РФ следующим образом (на примерах):1. В январе 2017 выплачено пособие по врем.нетрудоспособности на сумму 10 тыс. руб. Сумма страховых взносов в ФСС за январь 2017 составила 15 тыс. руб. В этом случае можно зачесть сумму пособия в уплату страх.взносов, и сумма страх.взносов к перечислению за январь 2017 составит 5 тыс.руб.;2. В январе 2017 выплачено пособие по БиР на сумму 155 тыс. руб. Сумма страховых взносов в ФСС за январь 2017 составила 55 тыс. руб. В этом случае в уплату страх.взносов за январь можно будет зачесть только 55 тыс.руб., а разница 100 тыс.руб. будет зачтена в счет предстоящих платежей только по итогам 1-го квартала после сдачи "Расчета по страх.взносам" на основании заявления согласно ст.78 НК РФ. Или же в этом случае можно не платить страховые взносы в прежнем порядке, т.е. пока не зачтется вся сумма расходов?

В 2017г., как и прежде, компания вправе уменьшить сумму начисленных страховых взносов за соответствующий месяц на расходы по выплате пособий.

Т.о. если сумма начисленных больничных пособий не превышает взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то обращения в фонд не потребуется. В этом случае просто уменьшите очередной платеж на сумму расходов. Если расходы за какой-либо месяц превысят взносы, то за такой месяц взносы просто не платите. Причем компания сможет уменьшить сумму начисленных взносов к уплате и в дальнейшем. Самое главное, уложиться в рамки одного квартала.

По окончании отчетного периода может возникнуть ситуация, когда сумма пособий за соответствующий отчетный период превысит сумму начисленных взносов. В таком случае компания вправе обратиться:

В ФСС за выделением средств на выплату пособий;

В ИФНС с заявлением о зачете в счет будущих платежей. Причем данные о пособиях ФНС будет ежеквартально передавать в фонд (не позднее пяти дней со дня, когда получили расчет в электронном виде и не позднее 10 дней со дня получения его на бумаге). На основании этих сведений ФСС проведет проверку. Специалисты фонда либо подтвердят расходы, либо откажут в зачете. В любом случае фонд сообщит о своем решении в налоговую инспекцию в течение трех дней с момента вступления его в силу. Если ФСС подтвердит расходы и их сумма превысит взносы, то ИФНС зачтет ее в счет будущих платежей.

Поэтому компания корректно рассчитала сумму взносов к уплате в первом примере. Во втором примере компания вправе уменьшать сумму взносов к уплате по итогам каждого месяца первого квартала с учетом выплаченного в январе декретного пособия. И только если по итогам первого квартала сумма расходов (выплаченных пособий) окажется больше начисленных за этот же период взносов, то компания сможет зачесть переплату согласно ст.78 НК РФ. Причем инспекция произведет зачет только после получения подтверждения из ФСС.

<…>

Платежи на социальное страхование

Сумму ежемесячного платежа на социальное страхование уменьшите на сумму расходов по обязательному социальному страхованию, понесенных организацией (п. 2 ст. 431 НК РФ). К таким расходам относят:

  • больничное пособие (кроме пособия, связанного с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием) начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медорганизациях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;
  • социальное пособие на погребение.

Перечисленные виды страхового обеспечения финансируют за счет средств ФСС с учетом положений Закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ.

Пример уменьшения страховых взносов на сумму расходов, произведенных организацией на государственное социальное страхование

В январе организация начислила в пользу своих сотрудников:

  • зарплату - 400 000 руб.;
  • больничное пособие - 8000 руб.;
  • пособие по беременности и родам - 23 500 руб.

Организация применяет общие тарифы страховых взносов.

За январь бухгалтер начислил страховые взносы в сумме 120 000 руб. (400 000 руб. ? 30%), в том числе взносы на социальное страхование - 11 600 руб. (400 000 руб. ? 2,9%).

Расходы организации, произведенные в январе на государственное социальное страхование, составили 31 500 руб. (8000 руб. + 23 500 руб.), что больше взносов на социальное страхование, начисленных за этот же месяц. Организация решила компенсировать свои расходы за счет уменьшения предстоящих платежей. Поэтому за январь взносы на социальное страхование организация не перечислила. Часть расходов, не покрытых страховыми взносами, в сумме 19 900 руб. (31 500 руб. - 11 600 руб.) бухгалтер организации учел при расчете взносов за февраль.

Если сумма расходов по социальному страхованию превысила сумму страховых взносов на социальное страхование, организация может:

  • обратиться за выделением средств, необходимых для выплаты больничного пособия , пособий, связанных с рождением ребенка , и пособия на погребение, в территориальное отделение ФСС по месту своей регистрации ();
  • зачесть превышение в счет предстоящих платежей по взносам на социальное страхование (п. 9 ст. 431 НК РФ).

Как возместить расходы на выплату больничных пособий из ФСС России

Уменьшение страховых взносов

Для этого на сумму пособий (кроме пособий, связанных с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями) уменьшают взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2 ст. 431 НК РФ и ч. 1-2 ст. 4.6 Закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ).

Из этого правила есть исключения. Не уменьшают взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму больничных пособий:

  • участники пилотного проекта . Ведь они не выплачивают социальные пособия сами и не пользуются зачетом выплаченных сумм в счет уплаты страховых взносов;
  • работодатели, которые применяют нулевой тариф взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Это, например, участники проекта «Сколково» .

Об этом сказано в подпункте 10 пункта 1, подпункте 4 пункта 2, пунктах и статьи 427 Налогового кодекса РФ, части 7 статьи 4.6 Закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ.

Сумма пособий превышает сумму взносов

Если сумма начисленных больничных пособий превышает взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то с 1 января 2017 года организация может:

  • обратиться за выделением средств, необходимых для выплаты больничного пособия , в территориальное отделение ФСС России по месту своей регистрации (ч. 2 ст. 4.6 Закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ);
  • зачесть превышение в счет предстоящих платежей по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах расчетного периода. Налоговая инспекция проведет зачет, если ФСС России подтвердит расходы (п. 9 ст. 431 НК РФ).

Пример расчетов, если сумма больничных пособий превышает взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

В марте организация начислила своему сотруднику больничное пособие в сумме 10 000 руб.

В результате расходы организации по оплате больничного превысили сумму взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начисленную в марте. Сумма превышения составила 4200 руб. (5800 руб. - 10 000 руб.).

Организация решила обратиться в территориальное отделение ФСС России по месту своей регистрации за выделением средств на выплату пособий в размере 4200 руб.

Сумма пособий не превышает сумму взносов

Если сумма начисленных больничных пособий не превышает взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то обращения в фонд не потребуется. В этом случае уменьшите очередной платеж на сумму больничных пособий.

Пример расчетов, если сумма больничных пособий не превышает взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

В марте база по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила 200 000 руб. Сумма взноса, начисленного в марте, равна 5800 руб. (200 000 руб. ? 2,9%).

В марте организация начислила своему сотруднику больничное пособие в сумме 2000 руб. На эту сумму бухгалтер уменьшил взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за март.

Таким образом, сумма ежемесячного платежа на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за март составила 3800 руб. (5800 руб. - 2000 руб.).

<…>

Налоговый Кодекс РФ

Статья 431. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядок возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 13

1. В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.7

2. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проводятся территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с .5
Копии решений о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, а также информация об отмене (изменении) указанных решений вышестоящим органом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или судом направляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговый орган в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения органом Фонда социального страхования Российской Федерации (вышестоящим органом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или судом).
Порядок представления территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации вступивших в силу решений по проведенным проверкам правильности расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также информации об отмене (изменении) указанных решений вышестоящим органом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или судом в налоговые органы определяется соглашением взаимодействующих сторон.

9. Если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" .