В чем сущность и последствия дефолта 1998. Смотреть что такое "Дефолт в России (1998)" в других словарях

Термин «дефолт» обозначает все виды отказа от долговых обязательств, и таким образом, он является синонимом понятия «банкротство». Однако используется он лишь в тех случаях, когда от своих обязательств отказывается муниципальное или центральное правительство какого-либо государства.

Финансовое положение России, на протяжении всех 1990-х годов было крайне сложным. С одной стороны, существовала острая необходимость зарубежных займов, а с другой - страна была не в состоянии обеспечить надежные гарантии своей платежеспособности. Государственный долг был огромным.

Еще более усугубил ситуацию разразившийся в 1998 году мировой финансовый кризис и, как его следствие, резкое снижение мировых цен на сырье, прежде всего на металлы, нефть и газ. Все это привело к резкому сокращению валютных доходов правительства, а все частные иностранные кредиторы, в сложившихся условиях опасались выдавать крупные займы государствам с нестабильной экономикой.

В начале июля 1998 года, после отказа МВФ выдать России крупный заем, в стране начались разговоры о возможной девальвации рубля. И они были не беспочвенны, уже 7 июля Центральный Банк России перестал выдавать ломбардные кредиты банкам.

Спустя два дня, 9 июля, в результате новых переговоров с МВФ, Россия получила надежду на получение новых кредитов в течение ближайших 2 лет. Но одновременно с этим комиссия ООН по делам Европы заявила, что девальвация рубля уже практически неизбежна, однако, она сможет принести экономике России некоторое облегчение.

20 июля МВФ выделил России первый транш в 14 млрд. долларов, но, хотя угроза девальвации на время отступила, это не означало решения проблемы. Ведущие финансовые аналитики страны начали выступать с призывами к правительству и Центробанку как можно скорее провести девальвацию рубля.

В августе правительство сообщило о решении резко повысить лимит внешних займов в текущем году, он поднялся более чем в два раза - с 6 до 14 млрд. долларов. Подобная мера красноречиво свидетельствовала о том, что финансирование бюджета из внутренних ресурсов оказалось невозможным.

К этому времени российские валютные обязательства на мировом рынке достигли своих минимальных значений.

11 августа на биржах произошло обрушение котировок российских ценных бумаг. Весь этот день банки занимались активной покупкой валюты, а уже вечером несколько самых крупных из них заявили о временной приостановке своих операций. Столь резко поднявшийся спрос на валюту уже на следующий день привел к кризису ликвидности. Полностью остановил свою работу межбанковский кредитный рынок. Центробанк был вынужден снизить лимиты на продажу валюты для всех крупнейших коммерческих банков страны, существенно сократив при этом расходы на поддержание устойчивого курса рубля.

13 августа, в ходе экстренной встречи министра финансов Михаила Задорнова с крупнейшими российскими банкирами, правительство сообщило, что отказывается поддерживать рынки валют и ГКО, и теперь эти вопросы должны решаться самими банками. На следующий день у дверей многих банков начали выстраиваться очереди из вкладчиков, пожелавших немедленно вернуть свои депозиты.

Для стабилизации ситуации необходимо было принимать срочные меры. 17 августа правительство объявило о введении целого ряда мер, для нормализации бюджетной и финансовой политики страны. На 90 дней были приостановлены практически все банковские операции, прекратилась покупка и продажа ГКО. Это фактически означало дефолт и девальвацию рубля.

Рубль был переведен на плавающий курс, который был установлен в рамках 6 - 9,5 руб. за доллар. В связи с этим, курс рубля к доллару немедленно упал в полтора раза. Банки остановили выдачу вкладов, что послужило поводом для сильного беспокойства среди населения.

Центробанк в своем заявлении объяснил проблему российской банковской системы тем, что большинство банков располагают рублевыми активами, в то время как большинство их обязательств выражены в валюте. В такой ситуации девальвация рубля приведет к появлению в их балансе серьезных брешей.

Финансовый кризис привел к отставке председателя правительства Сергея Кириенко. Исполняющим обязанности был назначен Виктор Черномырдин.

Общие потери экономики России в результате августовского кризиса составили без малого 100 млрд. долларов, втрое сократился валовой внутренний продукт. Россия вошла в список крупнейших должников мира, сумма внешней задолженности была огромна, ее сумма в пять раз превышала годовой доход государственной казны и составляла 147% ВВП. Но по неофициальным оценкам США, более триллиона долларов, имеющих российское происхождение, лежало в это время на счетах западных банков, а эта сумма была эквивалентна восьми ВВП РФ того времени.

Август 1998 года стал крахом всей кредитно-денежной и бюджетной системы страны. Налоговые сборы сократились до минимальных показателей, а возросшие втрое темпы инфляции и четырехкратная девальвация еще более обесценила доходы казны, предприятий и граждан. Также не смогли пережить дефолт и многие банки, среди них и такие крупные, как Инкомбанк.

Одним из немногих позитивных результатов дефолта стало некоторое повышение конкурентоспособности экономики России. В связи с девальвацией цены на отечественные товары за рубежом резко снизились, и это позволило им занять ранее недосягаемые рынки. Кризис поспособствовал оздоровлению промышленности, и дал возможность для дальнейшего развития малого бизнеса в крупные предприятия.

Главным же результатом дефолта стало развитие тех отраслей промышленности, чья продукция до кризиса практически целиком замещалась импортом.

Экономический кризис 1998 года в России — один из самых тяжёлых экономических кризисов в истории страны.

Основными причинами дефолта (приостановки платежей по внутреннему долгу) стали огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства).

Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира ещё не было случаев, когда государство объявляло дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте.

Российская экономика образца 1990-х хронически — он составлял 5-8% ВВП. Для покрытия этого дефицита правительство создало рынок ГКО.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации были впервые эмитированы министерством финансов РФ в мае 1993 года. По сути, рынок ГКО представлял собой классическую финансовую пирамиду, в которую были вовлечены чуть ли не все денежные ресурсы страны. На протяжении более чем трех лет деньги не выходили за пределы финансовой сферы , спекуляции с этими ценными бумагами были выгоднее, чем выпуск самой прибыльной продукции.

Доходность по ГКО непосредственно перед кризисом достигала 140% годовых.

Ситуацию усугубляли снижение мировых цен на сырье (прежде всего, на нефть, газ, металлы) и начавшийся весной 1998 года в Азии мировой финансовый кризис. Из-за этих событий валютные доходы правительства уменьшились, а частные иностранные кредиторы стали крайне опасаться давать займы странам с нестабильной экономикой.

27 мая 1998 года ЦБ РФ поднял ставку рефинансирования коммерческих банков с 50% до 150% годовых. Доходность государственных ценных бумаг поднялась до 80% годовых.

Принятое 13 июля 1998 года решение МВФ о начале программы кредитования России размером в 22,6 миллиарда долларов, рассматривавшееся многими аналитиками как завершение российского финансового кризиса, только отсрочило коллапс российской финансовой системы.

5 августа 1998 года правительство приняло решение о резком — с 6 до 14 миллиардов долларов — увеличении лимита внешних заимствований России в текущем году. Фактически такое решение подтвердило невозможность финансирования бюджета из внутренних источников.
6 августа 1998 года МБРР принял решение выделить России третий займ на структурную перестройку экономики в размере 1,5 миллиарда долларов. На мировом рынке российские валютные обязательства достигли минимальных значений.

11 августа 1998 года обрушились котировки российских ценных бумаг на биржах. Падение цен на акции в РТС превысило 7,5%, после чего торги были остановлены. Весь день банки активно скупали валюту, а к вечеру стало известно о приостановке операций целым рядом крупнейших банков.

12 августа 1998 года резкий рост спроса на валюту привел к остановке межбанковского кредитного рынка и кризису ликвидности. У банков, которым были нужны большие суммы для выполнения форвардных контрактов, начались перебои с возвратом ссуд. ЦБ РФ снизил лимиты на продажу валюты крупнейшим коммерческим банкам, сократив свои затраты на поддержание курса рубля.

13 августа 1998 года рейтинговые агентства Moody`s и Standard & Poor`s понизили долгосрочный кредитный рейтинг России. Состоялась экстренная встреча министра финансов Михаила Задорнова и зампреда ЦБ Сергея Алексашенко с представителями крупнейших российских банков. Правительство заявило, что поддержание валютного рынка и рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) — дело самих банкиров.

15 августа 1998 года президент РФ Борис Ельцин, отдыхавший на Валдае, прервал отпуск и вернулся в Москву. Премьер-министр Сергей Кириенко провел совещание с главами Центробанка, Минфина и спецпредставителем Кремля в международных финансовых организациях. Глава правительства дал поручение разработать меры по стабилизации ситуации.

17 августа 1998 года глава правительства Сергей Кириенко объявил о введении "комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики", которые фактически означали дефолт и девальвацию рубля . На 90 дней приостановилось выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, по сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Купля-продажа ГКО прекратилась.

Одновременно с приостановкой выплат по ГКО ЦБ РФ перешел на плавающий курс рубля в рамках границ валютного коридора от 6 до 9,5 рубля за доллар. Курс рубля упал по отношению к доллару сразу в полтора раза.

В этот же день банки перестали выдавать вклады. На улицах выстроились очереди обеспокоенных вкладчиков. 18 августа 1998 года Международная система Visa Int. блокировала прием карт банка "Империал", а остальным российским банкам рекомендовала приостановить выдачу наличных по картам. ЦБ заявил о намерении запретить банкам устанавливать разницу между курсом покупки и продажи валюты свыше 15%.

19 августа 1998 года правительство без указания причин объявило о переносе принятия решения о порядке реструктуризации ГКО. Тем самым был продлен срок работы банков в условиях неопределенности (использована идея Франклина Рузвельта — недельные "банковские каникулы"; когда она закончится, можно будет легко отличить погибшие банки от выживших).

20 августа 1998 года зампред ЦБ Сергей Алексашенко заявил об отказе от практики введения в банках временных администраций. Новая мера предполагала предоставление банкам кредитов под залог контролируемых ими блокирующих пакетов акций.

21 августа 1998 года все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Visa Int. разослала всем иностранным банкам письмо, в котором рекомендовала не выдавать наличные по картам ряда российских банков.

23 августа 1998 года Борис Ельцин подписал указ об отставке Сергея Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина.

По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 миллиардов долларов . Из них корпоративный сектор утратил 33 миллиарда долларов, население — 19 миллиардов долларов, прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 миллиардов долларов. Некоторые эксперты считают эти цифры заниженными.

В результате девальвации, падения производства и сбора налогов в 1998 году валовой внутренний продукт сократился втрое — до 150 миллиардов долларов — и стал меньше, чем ВВП Бельгии. Россия превратилась в одного из крупнейших должников в мире. Ее внешняя задолженность увеличилась до 220 миллиардов долларов (165 миллиардов долларов составили долги государства, 30 миллиардов долларов — банков, 25 миллиардов долларов — компаний). Данная сумма в пять раз превышала все годовые доходы казны и составляла почти 147% ВВП. С учетом внутреннего долга различных органов власти перед бюджетниками и предприятиями по зарплате и госзаказу общие обязательства превышали 300 миллиардов долларов или 200% ВВП. В то же время, по неофициальным американским оценкам, на Западе осело 1,2 триллиона долларов российского происхождения, что было эквивалентно восьми тогдашним валовым внутренним продуктам РФ.

Вследствие решений от 17 августа произошла неуправляемая трехкратная девальвация рубля. Из-за искусственной привязки рубля к доллару и ориентации на динамику обменного курса рубля следствием девальвации последнего стал взрывной рост цен. За четыре месяца (ноябрь к июлю 1998 года) по продовольственным товарам цены повысились на 63% , по непродовольственным товарам — 85%.

Ряд российских банков не смог пережить дефолт. Так, Банк России отозвал лицензию у Инкомбанка, который входил в пятерку крупнейших банков России.

Разразившийся в России банковско-финансовый кризис значительно ухудшил экономическую ситуацию в стране . В первом полугодии 1998 года объем промышленной продукции сократился на 2,5%, продукции сельского хозяйства — на 3%.

Социальные последствия кризиса августа 1998 года проявились в нарастании инфляционных процессов, снижении реального содержания доходов населения, а, следовательно, в резком падении их покупательной способности, росте социально-экономической дифференциации и увеличении численности малоимущего населения. Реальные доходы населения уменьшились в сентябре 1998 года по сравнению с августом этого же года на 31,1%. Для значительной части населения, занятой в финансовом секторе и в сфере торговли, решения от 17 августа повлекли за собой сокращение рабочих мест и рост вынужденной безработицы. В сентябре 1998 года статус безработного получили 233 тысяч человек, а общая численность безработных, определяемая по методологии МОТ, достигла 8,39 миллиона человек (или 11,5% от экономически активного населения).

Девальвация рубля остановилась только в конце 2002 года и за четыре с третью года оказалась пятикратной. С 2003 года рубль начал вновь укрепляться. В дальнейшем экономический рост был поддержан ростом цен на нефть и притоком иностранного капитала в середине 2000-х годов.

Главным позитивным результатом кризиса 1998 года эксперты называют отход экономики от сырьевой модели и развитие отраслей экономики, которые до финансового кризиса замещались импортом.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Развал СССР, случившийся в начале 90-х годов прошлого века, для кого-то стал «величайшей катастрофой», для кого-то радостным сюрпризом, но и для тех и для других обернулся экономическим коллапсом. Пик этой катастрофы случился в августе 1998 года. А еще точнее - 17 августа, когда России признало невозможность сводить концы с концами и объявило всему миру о своем банкротстве. Был объявлен дефолт (отказ от выполнения обязательств) по основным долговым обязательствам.

Экономика страны к этому времени пришла в упадок. Доходы бюджета снизились, по подсчетам экономиста Евгения Ясина, на 40%. При этом коммунисты, контролировавшие и выступавшие против политики реформ, требовали наращивать расходы для улучшения жизни «простых россиян».

Уровень жизни в 90-е годы и в самом деле резко обвалился по сравнению с временами СССР, часть советских предприятий обанкротилась, были задержки зарплаты, росла безработица, производственные мощности, способные приносить доход, были, как тогда говорили, «прихватизированы бандитами» и «красными директорами», а потом перекуплены банками. Правительство отдавало госсобственность за бесценок, в обмен на займы и политическую лояльность курсу реформ.

Налоги собирать не получалось даже у ВЧК (временной чрезвычайной комиссии), созданной, как сейчас бы сказали, «успешным менеджером», а тогда вице-премьером . Для выполнения социальных обязательств правительство было вынуждено наращивать заимствования на внутреннем и внешнем рынке через продажу гособлигаций.

Власти продавали ГКО - государственные краткосрочные облигации, условно говоря, за 100 рублей, и обещали держателям ГКО через год вернуть долг, выплатив 149 рублей за каждую облигацию (в середине 1998 года доходность ГКО удвоилась и составлял 49,2%). Среди держателей ГКО были российские инвесторы, банки и иностранные фонды (нерезиденты). Но во второй половине 90-х эта схема пополнения госбюджета стала давать сбои. Обязательства по погашению ГКО накапливались, а приток реальных денег в бюджет сокращался.

Этому способствовали несколько причин. , занимавший тогда пост замминистра финансов, в интервью «Газете.Ru» назвал, как минимум три причины кризиса: политическое противостояние Ельцина и КПРФ, обвал нефтяных цен, финансовый кризис в юго-восточной Азии.

Из-за этих событий иностранные инвесторы стали опасаться давать взаймы развивающимся экономикам. Или давали, но на более жестких условиях. Ко времени объявления дефолта нерезиденты купили облигаций на $10 млрд. Обслуживание ГКО стало проблемным и новые займы привлекались в том числе для того, чтобы расплатиться по предыдущим и закрыть дефицит бюджета. Причем объемы привлечения денежных средств с рынка постоянно увеличивались. Так, объем размещения ГКО-ОФЗ вырос со 160 млрд рублей в 1995 году до 502 млрд рублей в 1997-м. Сформировалась финансовая пирамида.

Кроме того, для покрытия дефицита бюджета правительство брало в долг у Международного валютного фонда, Всемирного банка и других финансовых организаций. Но 3 июля 1998 года исполнительный директор Мишель Камдессю заявил, что даже в случае исполнения Россией всех требований фонда, он вряд ли сможет выдать заем в $15 млрд, который запросила Россия. Впрочем, спустя неделю МВФ все-таки согласовал заем, причем на $25 млрд, чтобы западные инвесторы не потеряли средства, ранее вложенные в ГКО.

Спалили кредиты и резервы

Кроме того, правительство пыталось бороться с инфляцией с помощью достаточно спорных мер. Например, за счет удержания завышенного курса рубля к доллару, на что тратились значительные средства.

В одном из августовских отчетов о расходовании очередного транша МВФ в $4,8 млрд председатель ЦБ сообщил: $1 млрд пошел на погашение долгов по ГКО, а $3,5 млрд потрачены на удержание курса рубля.

В качестве антиинфляционной меры использовалось также сокращение денежного предложения, в том числе за счет массовых невыплат зарплат и пенсий, невыполнения обязательств по госзаказу и перед бюджетными организациями.

В итоге инфляция немного снизилась, но денег в обороте становилось все меньше, инвестиции в экономику не росли, начался рост неплатежей между коммерческими партнерами, расцвели бартерные сделки, при которых с контрагентами расплачивались не деньгами, а товарами и услугами.

Одновременно с этим правительство проводило либерализацию международных операций с валютой, что приводило к оттоку капитала из страны и усиливало внешнее давление на российский рубль.

Экономика взяла «плавающий курс»

Власти тем не менее обещали, что девальвации не будет. 14 августа президент сделал эпохальное заявление на эту тему: «Девальвации рубля не будет. Это твердо и четко». Он обосновал свою позицию:

«Мое утверждение — не просто моя фантазия, и не потому, что я не хотел бы девальвации. Мое утверждение базируется на том, что все просчитано. Работа по отслеживанию положения проводится каждые сутки. Положение полностью контролируется».

Но через три дня правительство объявило о том, что на 90 дней приостанавливается выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Купля-продажа ГКО прекратилась.

Одновременно было объявлено об отказе от удержания стабильного курса рубля к доллару США. ЦБ ввел «плавающий курс» рубля, расширив при этом границы валютного коридора с 6 руб. до 9,5 руб. за доллар.

Слова «дефолт» в заявлении правительства не было, но экономика ушла в крутое пике. Курс рубля к концу 1998 года упал более чем в 3 раза — с 6 рублей за до 21 рубля за доллар.

Вскоре после дефолта был отправлен в отставку премьер и глава Сергей Дубинин. Новым премьером был утвержден , а руководителем ЦБ — .

Дефолт был жесткой посадкой. И правительство это понимало. Это был удар по имиджу страны. Из интервью «Газете.Ru» , тогдашнего зампреда ЦБ следует, что обсуждались и альтернативные варианты борьбы с дефицитом бюджета и покрытия долга перед держателями ГКО.

ЦБ в 1998 году мог включить печатный станок и размыть госдолг.

Но от этого варианта отказались. Хотя по словам Олега Вьюгина, он обсуждался в ночь с 17 на 18 августа. Пришли к выводу, что гиперинфляция, которая неизбежно последовала бы за вбросом дополнительной денежной массы, это худшее из зол.

Призрак дефолта на горизонте

С позиции сегодняшнего дня и Вьюгин, и Алексашенко уверенно заявляют, что дефолт был правильной мерой, оздоровил экономику России, западные инвесторы вернулись на российский рынок ОФЗ уже через год после объявленного властями дефолта.

А в начале 2000-х цена на нефть пошла в рост, и российская экономика вместе с ней. В 2008-м нефть обвалилась и экономика РФ снова обвалилась вместе с ней.

Граждане и власти извлекли уроки из двух кризисов - 1998 и 2008 годов, отмечают участники тех событий. Была создана система страхования вкладов, позволяющая сохранить хотя бы часть накоплений граждан. Но граждане тем не менее не могут избавиться от горького опыта. Как только с высоких трибун слышат заявления о том, что все будет хорошо, сразу же бегут в банк снимать с депозита последние копейки.

В июле выступил с прогнозом, сообщив, что в России возможно повторение событий 1997-1998 годов. Имеются похожие симптомы, например, рост задолженности и замедление темпов экономического роста. Всемирный банк также прогнозировал ухудшение ситуации на глобальных рынках.

С этим диагнозом не согласны ни в Кремле, ни в экспертном сообществе. Пресс-секретарь президента РФ сообщил, что нет поводов для дефолта. А экономист сообщил «Газете.Ru», что в России сейчас стагнация, причем, похоже затяжная, но это означает, что в таких условиях не будет ни роста, ни дефолта.

Москва, 27 апреля - «Вести. Экономика» Экономический кризис 1998 года в России (также называемый дефолтом по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжелых в истории страны. Переход России к рыночной экономике был очень болезненным. После внедрения реформ Ельцина инвестиции рухнули, ВВП начал резко уменьшаться, неравенство доходов быстро увеличилось, а бедность стала широко распространенной. В то же время гиперинфляция, вызванная слабой денежно-кредитной политикой Центрального Банка России (ЦБ РФ), в 1993 году увеличилась до 874%.

В 1994 году Россия приняла программу стабилизации, чтобы понизить инфляцию. Рублю позволили колебаться в узкой группе приблизительно 5 рублей за один доллар США. Кроме того, программа нацелилась на сокращение финансового дефицита России менее чем к 3% ВВП к 1998 году. В результате плана стабилизации инфляция упала от 197% в 1995 году к 47,7% в 1996 году и 14% в 1997 году. Финансовый дефицит России также значительно упал от 11% ВВП в 1994 году меньше чем к 5% ВВП в 1995 году. Наряду с программой стабилизации несколько других факторов также способствовали росту: В 1993 году был установлен рынок для рублевых государственных облигаций. Это дало правительству дополнительные, неинфляционные средства для финансирования дефицита бюджета. Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ) поддержали российскую экономику, оказав финансовую помощь, которая продемонстрировала улучшающиеся отношения с Западом. Кроме того, готовность правительства к переговорам о платежном перепланировании бывшего долга Советского Союза в апреле 1996 оказала положительное влияние на доверие инвесторов. Международная цена на нефть, главный экспортный продукт России, начала возрастать. В результате положительного экономического развития настроение рынка стало положительным. Это совпало с ослаблением ограничений на иностранные портфельные инвестиции. В начале 1997 года зарубежные представители получили доступ к рынку государственных облигаций. Иностранные инвесторы отреагировали с энтузиазмом, и в первом квартале 1997 года резко возрос приток иностранных портфелей. Кроме того, повысился кредитный рейтинг России, что позволило стране занимать меньше средств.

Однако в четвертом квартале 1997 года рыночные настроения резко ухудшились в результате азиатского кризиса, который начался с обвала тайского Бата в июле 1997 года и вскоре распространился на несколько азиатских стран. В ноябре, вскоре после начала Азиатского кризиса, Российский рубль подвергся спекулятивной атаке. Центральный Банк России защитил стоимость валюты и потерял почти 6 млрд долл. в валютных резервах, которые упали с 23,1 млрд долл. в третьем квартале 1997 года до 17,8 млрд долл. в четвертом квартале того же года. Мировые цены на сырьевые товары начали падать в результате беспорядков. Наряду со снижением спроса на цветные металлы падение цен на нефть серьезно сказалось на дефиците бюджета России, а также на сальдо ее текущего счета, которое во втором квартале 1997 года оказалось дефицитным. Режим фиксированного валютного курса страны вместе с ее хрупким финансовым положением оказался неустойчивым в тот момент, когда международные рынки пострадали от побочных эффектов финансового кризиса в других странах мира. Проблемы в банковской системе начались в декабре 1997 года, уже за несколько месяцев до экономического краха, и даже Государственный Сбербанк, на долю которого приходилось 85% всех вкладов населения, был в числе многих пострадавших банков.

К середине 1998 года Международная ликвидность была низкой, а сальдо счета текущих операций России еще больше сократилось до 3,4%, поскольку международные цены на нефть продолжали падать. В попытке поддержать рубль и сократить отток капитала Центральный банк повысил процентные ставки до 150%. В июле 1998 года ежемесячные процентные платежи по российскому долгу выросли на 40% по сравнению с ежемесячным сбором налогов в стране. Таким образом, задолженность могла финансироваться только за счет выпуска большего объема задолженности. Последующее парламентское неодобрение антикризисного плана полностью подорвало доверие инвесторов, что создало сильное давление на валюту. В период с октября 1997 по август 1998 года, правительство якобы потратило $ 7 млрд долл.из своих резервов в целях поддержания режима обменного курса. Однако это не могло предотвратить начало кризиса в августе 1998 года. Когда доверие инвесторов к развивающимся рынкам резко упало из-за азиатского кризиса, слабая внутренняя экономическая политика России становилась все более очевидной. В конечном счете, завышение курса валюты, низкий сбор налогов, слабость институтов, растущая зависимость от краткосрочного иностранного капитала и дорогостоящая первая война в Чечне вызвали вспышку серьезного валютного, банковского и суверенного долгового кризиса.

17 августа 1998 года произошел обвал курса рубля по отношению к основным мировым валютам. Кризис привел к дефолту - отказу Российского государства от погашения ряда своих международных и внутренних обязательств и, как следствие, возобновлению сильного спада в экономике, а также повлиял на доверие инвесторов к развивающимся рынкам во всем мире. Причинами наступления финансового криза 1998 года можно считать: нарастание внутреннего и внешнего долга России; дефицит бюджета; низкие мировые цены на нефть, составлявшую основу экспорта в России; отток иностранного капитала в результате кризиса в Юго-Восточной Азии; частые смены руководителей и членов правительства, что затрудняло выработку единой концепции финансовой политики; огромные масштабы вывоза капитала, долларизация экономики. Кроме того: искусственное сдерживание курса рубля, ошибки в его прогнозировании; отсутствие российской теории в области финансового регулирования (следование рекомендациям МВФ без учета особенностей развития российской экономики); снижение объемов производства, снижение доходной базы бюджета и высокая конкуренция на внешнем и внутреннем рынках в связи с глобализацией экономики и более поздним выходом на рынки отечественных предприятий. В результате дефолта вся российская банковская система оказалась на грани краха. Некоторые крупные банки разорились. В то же время потери банковской системы составляли около 100-150 млрд руб., объем ВВП снизился на 10%, объем инвестиций - на 15%. Вклады населения в некоторых коммерческих банках упали на 15% в рублевом исчислении, а в реальном выражении - на 52%. Вкладчики не могли получить из банков свои деньги.

Последствия наступления финансового кризиса, в основном, имеют отрицательный характер. Наступил коллапс в банковской системе, а личные реальные доходы населения сократились за год на четверть. Произошло также сокращение потребительских расходов населения на 10-20%, падение уровня жизни и значительное смещение в структуре потребления в сторону более дешевых отечественных товаров. Страна наблюдала приближение доли сбережений после кризиса к нулевой отметке и подрывание доверия населения к властным структурам. Падение курса рубля по отношению к доллару - почти в три раза. Резко увеличились цены на товары широкого потребления. Были разорено множество фирм, и в связи с этим в огромном количестве люди теряли рабочие места. Между тем, экономика отходила от сырьевой модели, произошло развитие других отраслей, которые до финансового кризиса замещались импортом. Согласно мнению экспертов, позитивным последствием кризиса 1998 года стало повышение конкурентоспособности российской экономики. Вследствие девальвации рубля выросли цены на импортные товары внутри страны, а цены отечественных товаров заграницей снизились, что позволило этим товарам занять рынки, которые они не могли занять раньше. Кризис 1998 года также дал шанс отечественной промышленности развиваться более стремительно, отгородил ее от импорта и увеличил возможности экспорта. Оздоровилась и государственная политика, так как финансовый кризис заставил чиновников более ответственно относиться к планированию бюджета в дальнейшем. Малый бизнес осознал свою силу, стали развиваться крупные предприятия.

Государство в 1998 году имело три возможных пути для выхода из кризиса. Во-первых, печать денег и выплата ГКО. Во-вторых, объявление дефолта по внешнему долгу. И в-третьих, объявление дефолта по внутреннему долгу. В связи с опытом гиперинфляции 90-х годов запуск новой инфляционной спирали считался недопустимым, а невыплаты по внешнему долгу считались неприемлемыми для России, был выбрал третий вариант. В сложившейся ситуации были приняты определенные меры по входу из кризиса. Прежде всего, девальвация рубля; замораживание рублевых государственных краткосрочных облигаций; введение моратория на выплаты по внешним обязательствам; сокращение расходов бюджета, а также создание стабилизационного фонда и санация банков за счет Агентства по реструктуризации кредитных организаций, выплат вкладчикам, стабилизационных кредитов. Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира еще не было случаев, когда государство объявляет дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте. В случае с Россией был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140% годовых. Климова Любовь, Финансовый университет при Правительстве РФ

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 лет назад, 17 августа 1998 года, в России был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств, что привело к серьезному финансовому кризису.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о причинах и последствиях дефолта.

Финансовая ситуация в стране в 1995-1997 годах

Прошедшие после распада СССР рыночные реформы в России привели к гиперинфляции и падению экономики. В 1997 году начали проявляться внешние признаки стабилизации. Инфляция снизилась до 10% (лучший показатель с 1991 года), курс доллара стабилизировался в коридоре 5-6 тыс. неденоминированных рублей. В 1997 году экономика впервые показала рост - 1,4%. Несмотря на это, экономика оставалась в тяжелом кризисе, промышленность не развивалась, собираемость налогов была низкой. Выполняя задачу по снижению инфляции, Банк России искусственно поддерживал завышенный курс рубля и отказывался от эмиссии (из-за этого, в частности, возникали перебои с выплатой пенсий и зарплат).

Для финансирования дефицита бюджета правительство брало займы. Главным кредитным механизмом при этом стали облигации федерального займа (ОФЗ), в особенности государственные краткосрочные облигации (ГКО). Последние были введены в 1993 году, в феврале 1996 года их разрешили покупать иностранцам. Эти бумаги были очень рискованным финансовым инструментом, поэтому доходность по ним часто превышала 100%, что привлекало инвесторов. Покупка ГКО, при удачной конъюнктуре, позволяла за несколько месяцев полностью окупить их приобретение.

Объем краткосрочных обязательств вырос с 76,6 трлн руб. в 1995 году до 436 трлн руб. в 1997 году. При этом основная часть средств, вырученных за счет продажи новых облигаций шли в первую очередь для погашения старых. Как признавали впоследствии премьер-министр Евгений Примаков и глава ЦБ Виктор Геращенко, вступившие в свои должности в сентябре 1998 года, система ГКО фактически работала по схеме финансовой пирамиды. При этом инвесторы вырученные деньги от ГКО вкладывали не в российскую экономику, а выводили их за рубеж.

К началу 1998 года внешний долг России достиг $182 млрд (40% ВВП), из которых $167 млрд приходились на долю государства. На обслуживание госдолга уходило 30% расходов федерального бюджета.

"Девальвации не будет"

Резкому ухудшению финансовой ситуации в России способствовал кризис в странах Юго-Восточной Азии, произошедший в середине 1997 года. Он привел к снижению иностранных инвестиций в рынки развивающихся стран и падению спроса на российские ГКО. Также в начале 1998 года произошел обвал цен на энергоносители: баррель нефти марки Brent, торговавшийся ранее на уровне $20, подешевел в два раза. Из-за прекращения притока новых вкладчиков властям РФ труднее стало выплачивать проценты по уже выпущенным облигациям.

В этой ситуации ряд российских и международных экономистов начали высказываться о неизбежности девальвации рубля как одной из мер по борьбе с кризисом. Например, британский финансист Джордж Сорос предлагал ослабить рубль на 15-20% и призвал МВФ и Большую семерку выделить России $32 млрд помощи.

Новый премьер-министр РФ Сергей Кириенко (был утвержден на посту 24 апреля 1998 года) заявил о намерении снизить государственные заимствования. Вместе с тем он категорически отказывался от девальвации, так как, по его словам, твердый рубль - "это лицо страны". Той же позиции придерживался глава ЦБ Сергей Дубинин.

Президент РФ Борис Ельцин на протяжении 1998 года трижды обещал, что девальвации не будет: 28 мая на встрече с руководителями телеканалов, 9 июля на пресс-конференции в Кремле и 14 августа в аэропорту Великого Новгорода, выступая перед журналистами.

К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования государственного долга и удержания курса рубля. Совокупный госдолг к этому времени достиг почти $200 млрд (44% от ВВП). На рынке началась паника, доходность по ГКО подскочила до 140-190%. Доллар на тот момент стоил 6,2 руб.

Меры правительства

Для стабилизации ситуации правительство и ЦБ пошли на экстраординарные меры. 17 августа 1998 года Кириенко объявил о реформах, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики, которые фактически означали дефолт по основным видам государственных долговых обязательств и девальвацию.

Было объявлено о приостановлении на 90 дней выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Правительство приняло решение о реструктуризации (пересмотре условий обслуживания) госдолга по ГКО, составлявшего на тот момент $72,7 млрд. Операции купли-продажи ГКО были прекращены.

Одновременно правительство отказалось от удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару, допустив его девальвацию. Было объявлено о переходе к плавающему курсу национальной валюты в рамках нового "валютного коридора", границы которого были резко расширены (до 6 - 9,5 рублей за доллар).

Политические последствия

23 августа 1998 года Ельцин подписал указ об отставке Кириенко с поста главы правительства. Исполнение обязанностей главы кабинета министров президент возложил на бывшего премьера РФ Виктора Черномырдина. Однако возвращение Черномырдина отказалась поддержать Госдума. 11 сентября 1998 года председателем правительства стал Евгений Примаков. Одновременно сменился глава Центробанка: 11 сентября ушел в отставку Дубинин, главой финансового регулятора стал Виктор Геращенко.

Краткосрочные экономические последствия

17 августа, сразу после публикации постановления правительства, обменные пункты перестали продавать валюту. Курс рубля на бирже начал падать, обесценившись в три раза. 8 сентября Банк России опустил курс до 20 руб. за доллар. В результате коррекции национальная валюта укрепилась до 8 руб. (15 сентября), но затем вновь обвалилась - до 20 руб. в декабре 1998 года и 25 руб. в апреле 1999 года.

Дефолт привел к краху крупных банков, активно участвовавших в операциях с ГКО, среди них - Инкомбанк, Мосбизнесбанк, СБС-Агро, Мост-банк и др. По оценкам Института экономики переходного периода, в этих кредитных учреждениях хранились от 37% до 68% всех депозитов россиян.

По расчетам Московского банковского союза, потери экономики России от кризиса в августе 1998 года составили $96 млрд. Из них корпоративный сектор потерял более $30 млрд, население - $19 млрд. Прямые убытки коммерческих банков составили $45 млрд. Валовой внутренний продукт сократился в два раза - с $404,9 млрд в 1997 году до $195,9 млрд в 1999 году. Инфляция по итогам 1998 года подскочила с 11 до 84,5%. В результате кризиса было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и финансовым обязательствам государства, а также к национальной валюте.

Долгосрочные последствия

Несмотря на разрушительные последствия дефолта, девальвация рубля позволила экономике России стать более конкурентоспособной. Из-за резкого снижения импорта начала развиваться промышленность страны, расширились экспортные возможности. Были приняты меры для улучшения собираемости налогов, в частности, в 2001 году введена плоская шкала налога на доходы физлиц размером в 13%.

Крах "пирамиды ГКО" способствовал и оздоровлению финансовой сферы. В 2000-х годах Россия резко сократила госдолг (с 2007 года он не превышает $70 млрд или 5% от ВВП), был создан институт стабилизационных фондов. Для сохранения вкладов физических лиц в 2003 году было учреждено Агентство по страхованию вкладов.