Опубликовало антикризисный план на год. «СП»: — А что с субсидиями регионам

Антикризисный план на 2017 год, направленный в правительство РФ, был уменьшен в четыре с лишним раза по сравнению с первоначальным вариантом. Как сообщают СМИ, в нем предусмотрены меры на 107,5 млрд руб., не обеспеченных бюджетом, тогда как еще в декабре план предполагал освоение 488,7 млрд руб.

Причина сокращения в том, что большую часть предложенных мер было решено включить в комплексный план действий правительства до 2025 года, который сейчас находится в процессе разработки и должен быть представлен к маю. Таким образом, в нынешнем антикризисном плане остались только меры по поддержке некоторых отраслей промышленности.

Так, самая большая статья расходов плана — это 62,3 млрд руб. на поддержку автопрома. Остальная часть суммы распределена на субсидии в транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение. Небольшие субсидии выделены на машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности и на легкую промышленность, так как источников для финансирования этих расходов из бюджета пока нет, и, вероятнее всего, их возьмут из резервов.

Таким образом, из антикризисного плана полностью исчезли расходы на приоритетные проекты правительства (178,9 млрд руб.) и субсидии регионам (200 млрд руб.) Так как именно от приоритетных проектов ожидают главных стимулов роста экономики РФ, средства на их финансирование уже предусмотрены в федеральном бюджете на 2017−2019 годы.

Что касается субсидий регионам, часть их также предусмотрена в бюджете, часть должна будет присутствовать в комплексной программе правительства до 2025 года.

Впрочем, сама эта программа, как и следует из названия, действительно должна быть более комплексной, чем простой ежегодный план. Выступая на Гайдаровском экономическом форуме, который прошел на прошлой неделе в Москве, премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул, что «восстановить нормальные темпы роста только за счет денежной и бюджетной политики не получится, требуются серьезные структурные реформы».

Об этом там же говорил и бывший министр финансов, глава совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин , которому, среди прочих, поручено разрабатывать антикризисный план. По словам Кудрина, необходимы системные реформы в российской экономике, которая оказалась в застое похуже советского. Кудрин считает, что выходить из кризиса нужно путем повышения пенсионного возраста, увеличения инвестиций в сферу новейших технологий, оптимизации и модернизации госуправления и существующих процедур.

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин подсчитал, что структурные реформы необходимы по семи направлениям (решение проблемы бедности, повышение инвестиционной привлекательности, уменьшение налогового бремени, детенизация и др.)

Причем хотя презентация плана намечена на май, все предложения по его доработке Минпромторга и Банка России должны быть направлены в МЭР к 23 января. После этого, по словам Орешкина, к марту будет составлена «работоспособная версия, некий промежуточный итог» программы.

Впрочем, даже если это и произойдет, раньше официального представления в мае программа вряд ли начнет выполняться. Да и тогда наверняка последуют обсуждения и поправки, которые отсрочат реализацию плана еще на несколько месяцев. Скидку нужно сделать и на неторопливость российской бюрократической машины, которой нужно время для того, чтобы начать выполнять новые указания.

Таким образом, новый план, в лучшем случае, начнет выполняться к концу года. В старом же, тем временем, остались только самые необходимые расходы. Не получится ли так, что время будет безвозвратно упущено, и некоторые регионам и предприятиям придется трудно до воплощения новой программы?

Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников считает, что, несмотря на громкие заголовки, новость о сокращении антикризисного плана надумана.

— Когда экономика вышла из рецессии, а в текущем году прогнозируется рост в районе 1% ВВП, то антикризисный план, который был разработан в конце прошлого года, стал неактуальным. Наша главная задача сегодня — снятие структурных ограничений будущего роста экономики. Если мы ее не выполним, то на долгие годы окажемся заперты в коридоре 1,5−2% роста в год, что недостаточно для устойчивого развития и выполнения государством своих социальных обязанностей.

Поэтому так называемый антикризисный план плавно трансформировался в программу по ускорению экономического развития. Она предусматривает структурные реформы, средства, которые должны их подстраховывать и так далее. Как только он будет готов, станет понятно, куда должны быть направлены заложенные средства. Не исключено, что для этого будут мобилизованы дополнительные ресурсы. Равным образом деньги, оставшиеся в антикризисном плане на 2017 год, могут быть перераспределены на другие направления. Это тоже не священная корова.

Перед правительством стоит задача оценить, какие отрасли требуют большей помощи, какие меньшей. Первый квартал этого года должен дать ответы на эти вопросы. Наметившиеся восстановительные процессы в нашей экономике носят крайне неравномерный характер. Нужно понять, где у нас формируются приоритеты. Поэтому корректировка планов после первого квартала неизбежна.

«СП»: — А что с субсидиями регионам?

— С ними похожая ситуация. Проблемы в регионах остаются, проблемы очень острые, в частности, бюджетный дефицит региональных финансовых систем. Пока сделаны первые шаги для их решения, в бюджет 2017 года заложены для этого средства. После обсуждения в Госдуме соответствующие параметры были увеличены вдвое. Тем не менее, работы много, а в зависимости от того, как будет развиваться ситуация, возможно перераспределение этих средств.

Требуется постоянный тщательный мониторинг за состоянием экономики и глубины проблем. Думаю, в итоге все это будет учтено в комплексном антикризисном плане.

«СП»: — Но не получится так, что на какой-то период мы останемся совсем без плана действий?

— Для того, чтобы составить этот план действий, сначала нужно понять, как мы закончили этот год, по регионам, по отраслям. В некоторых регионах инфляция меньше 4%, в других — намного больше. Первый квартал 2017 года станет ключевым. Есть надежда, что он будет позитивным, начнется рост, и мы сможем выйти на плюс квартал к кварталу. В любом случае, уже на основе этих показателей должна разрабатываться комплексная антикризисная программа.

Экономист, председатель правления Института динамического консерватизма Андрей Кобяков полагает, что средства, о которых идет речь, в любом случае не принципиальны для экономики в целом.

— Пока мы не видели комплексного плана, в который должна войти часть мер, не очень понятно, что комментировать. Возможно, сокращение объема поддержки связано с не новой идеей экономии бюджетных расходов в условиях кризиса. Я убежденный противник такого подхода. Я считаю, что, напротив, необходимо наращивать государственные расходы, даже ценой увеличения государственного долга.

Понятно, что каждая копейка сейчас не помешает регионам, пострадавшим от кризиса. Но речь в антикризисном плане идет о тактической стороне дела, а никак не о стратегической. Если что-то менять, то нужно менять межбюджетные отношения, увеличивать долю налогов, которые остаются в распоряжении регионов, повышать степень их финансовой самодостаточности, давать им больше инициативы на местах в проведении экономических мероприятий.

Нужно искать новые инструменты привлечения средств в региональные проекты через механизмы государственных гарантий и выпуска региональных бондов, в том числе с привлечением международного инвестиционного сообщества. Китай вон сидит на деньгах и не знает, куда их девать. Достаточно предложить приемлемые формы работы с возможность капитализации этих инструментов не только на российской, но и на китайкой фондовой бирже, чтобы привлечь эти средства. Но этим никто не занимается. Вместо этого идет перекрой крох.

«СП»: — Крох?

— На первый взгляд суммы кажутся колоссальными — 100 или 400 миллиардов. Но ведь это миллиарды рублей. Для сравнения, строительство одной атомной электростанции приличных размеров обходится в 10−20 миллиардов долларов. Вся сумма господдержки, которую мы обсуждаем — это даже не стоимость одной крупной АЭС. Страна, в которой по паритету покупательной способности объем ВВП исчисляется 2,5−3 триллиона долларов, обсуждает антикризисную программу, которая является пшиком в масштабах страны. Перекрой этих крох ничего не меняет с точки зрения экономического состояния России. Размеры требуемых инвестиций на несколько порядков превышают суммы, которые мы с вами обсуждаем.

«СП»: — Сейчас как раз разрабатывается комплексная программа развития экономики, возможно, она будет включать все этим меры?

— «Возможно» и «будет включать» — это не одно и то же. Последний год в России идет активная дискуссия о будущем экономического развития. Причем она превратилась в борьбу персоналий за право написать некую стратегию развития РФ, в том числе исходя из пожеланий, высказанных Владимиром Путиным, чтобы страна уже в ближайшие два года показывала темпы роста, превышающие среднемировые. В противном случае доля России в мировом общественном продукте продолжит сокращаться.

Пока что идет борьба концепций. От того, какая из них победит, зависит, появится ли в этом комплексном плане то, о чем я говорил. Это вопрос в значительной мере идеологический. Тот же Алексей Кудрин еще год назад говорил, что России противоестественно развиваться со скоростью больше процента в год, это, дескать, опасно. Если такой подход восторжествует, мы не увидим в программе структурных мер. А вот если будут учтены требования по достижению роста 5−6% в год, без этих мер не обойтись, и разговор мы будем вести уже не о ста миллиардах рублей.

МОСКВА, 20 января. /ТАСС/. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил план поддержки российской экономики на 2017 год, который иногда продолжают называть "Антикризисным планом".

Перечень мероприятий плана сосредоточен на поддержке отдельных отраслей промышленности. Общий объем плана мероприятий составляет около 107,5 млрд рублей, эти средства не предусмотрены в бюджете 2017 года, и правительству еще предстоит их найти.

"В основном это решения оперативного свойства, и предполагают они дополнительное финансирование, помимо тех ресурсов, которые уже предусмотрены в бюджете на текущий год на общую сумму до 107,5 млрд рублей", - сказал ТАСС представитель Минэкономразвития РФ.

Для сравнения, объем плана на 2016 года составлял 750 млрд рублей, на 2015 год - 2,3 трлн рублей.

Особенно нуждающиеся

План состоит из 16 пунктов. Деньги выделяются на субсидирование российских организаций автомобильной промышленности, транспортного, сельскохозяйственного, строительно-дорожного и коммунального машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности. Предусмотрена также господдержка отечественных предприятий легкой промышленности.

На поддержку автомобильной промышленности предлагается направить 62,3 млрд рублей. В том числе 17,5 млрд рублей - на субсидии для автопроизводителей, что позволит произвести дополнительно 250 тысяч транспортных средств и сохранить рабочие места на предприятиях автопрома. Кроме того, 7 млрд рублей предлагается направить на субсидирование части затрат для кредитных организаций по кредитам для физлиц (выданных в 2015-2016 годах на приобретение автомобилей), что позволит реализовать 270 тысяч единиц техники.

Также план предполагает выделение 3 млрд рублей на создание средств производства, 19,1 млрд рублей - на транспортное машиностроение, на строительно-дорожное и коммунальное машиностроение - 2,5 млрд рублей, на машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности - 1 млрд рублей, на поддержку легкой промышленности - 2,2 млрд рублей.

На докапитализацию Фонда развития промышленности планируется направить 17,4 млрд рублей, она должна быть осуществлена до конца апреля. В 2017 году за счет средств Фонда планируется профинансировать не менее 50 проектов, направленных на повышение конкурентоспособности продукции.

Прошлые годы

Жанр антикризисных программ не нов для российской политики: первая правительственная антикризисная программа была разработана еще в марте 1992 г. под руководством Егора Гайдара. Незадолго до дефолта в августе 1998 г. правительство РФ под руководством Сергея Кириенко создало еще два антикризисных плана. Следующие антикризисные планы разрабатывались во время мирового экономического кризиса 2008-2009 гг.

Следует отметить, что с каждым годом объемы помощи экономике в кризис снижались. Так, в ноябре 2008 г. на реализацию антикризисных мер было зарезервировано 10 трлн руб. Но уже в апреле 2009 г. программа антикризисных мер, среди приоритетов которой было выполнение обязательств государства перед населением, развитие промышленного и технологического потенциала и стимулирование внутреннего спроса, была рассчитана на 2,5 трлн руб. Позже план был дополнен мерами еще примерно на 1 трлн руб.

Антикризисный план-2015 включал в себя 60 пунктов по семи основным направлениям борьбы с кризисом, а общая стоимость мер составила 2,33 трлн руб., причем большинство из них выполнялось в рамках бюджета. План 2015 года предусматривал большое количество мер по поддержке банков, однако в последующие годы от них отказались.

План на 2016 г. предусматривал расходы на сумму 750 млрд руб., при этом незабюджетированная часть составляет порядка 210 млрд руб. средств из антикризисного резерва.

Приоритетные проекты стоимостью 178,9 млрд руб., а также субсидии регионам на 200 млрд руб. больше не считаются частью плана мероприятий по повышению темпов роста экономики в 2017 году.

Последнюю версию этого документа получили в Белом доме в эти выходные, рассказали «Газете.Ru» источники в правительстве. Документ собирался в Минэкономразвития из предложений ведомств еще в конце 2016 года. Первый его вариант, представленный в правительство в декабре прошлого года, оценивался в 488,7 млрд руб.

Основную его стоимость как раз и составляли затраты на приоритетные проекты и субсидии регионам. И эти статьи расходов уже противоречили друг другу. От приоритетных проектов как основного результата работы проектного офиса во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым ожидают главных стимулов роста экономики. «Средства на финансирование приоритетных проектов уже предусмотрены в законе о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов», — пояснили в Минэкономразвития.

Наоборот, субсидии регионам необходимы для выравнивания пострадавших от кризиса субъектов с долгосрочными планами правительства по поиску роста. Расходы на субсидии также уже присутствуют в бюджете. Но попытка повторить декабрьскую версию документа по образу и подобию антикризисных планов правительства прошлых лет уже не соответствовала официальной точке зрения о том, что кризис пройден.

В январе это противоречие стало ясно всем участникам такого планирования. «Этот, так в кавычках я бы его назвал, «антикризисный план» — на самом деле это план поддержки некоторых секторов экономики», — сказал ранее в интервью «Газете.Ru» замминистра экономического развития Олег Фомичев.

Таким образом, все федеральные расходы, имеющие ярко выраженный характер антикризисного финансирования, остались в этом документе. По словам Олега Фомичева, план на 2017 год «будет очень короткий, там не будет практически никаких структурных мер».

«Потому что основной акцент мы будем делать не на этом плане, а на плане, который у нас задача поставлена разработать и принять до мая», — подчеркнул замминистра.

План, которого еще нет

«Большинство экспертов в данном случае сходятся в том, что потенциал роста для нашей экономики сейчас — порядка 3,5-4%, вопрос в том, как этот потенциал активировать», — сказал 12 января премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на Гайдаровском экономическом форуме.

Премьер-министру «уже понятно, что восстановить нормальные темпы роста только за счет денежной и бюджетной политики не получится, требуются серьезные структурные реформы».

Окончательное решение сосредоточиться на более масштабном плане было принято 10 января на совещании у Дмитрия Медведева. Пока известны лишь общие очертания структуры. По подсчетам главы МЭР Максима Орешкина, которые он сделал в начале января, структурные преобразования необходимы по семи направлениям. Кроме снятия ограничений в сфере человеческого капитала и решения проблемы бедности министр предложил сосредоточиться на вопросах повышения инвестиционной активности, инновациях, а также на международной кооперации и экспорте. Отдельно необходимо снижать уровень транзакционных издержек в экономике.

Кроме того, министр не раз подчеркивал важность решения проблемы высокой доли теневой экономики в стране. Размер теневой экономики в пирамидальной структуре российского госкапитализма ни в Минэкономразвития, ни в Минфине не называют. Но речь явно идет не только о самозанятых гражданах, которые до недавнего времени официально признавались чуть ли не единственным элементом теневой экономики. А в эту субботу Максим Орешкин в своем выступлении на Гайдаровском форуме увязал снижение налогового бремени в экономике со снижением уровня «тени».

Премьер поручил ведомствам и ЦБ к 23 января направить предложения в Минэкономразвития к комплексному плану действий правительства до 2025 года, рассказали источники в правительстве.

Максим Орешкин на завершившейся неделе обещал, что «примерно через два месяца, в марте месяце, у нас уже будет такая работоспособная версия, некий промежуточный итог».

Кого еще исключили

Тем временем из антикризисного плана на 2017 год оказались исключенными все пункты, которые могут содержать структурные меры и пригодиться долгосрочному, до 2025 года плану. Поэтому из документа оказались изъяты и предложения по разработке программы финансового оздоровления и социально-экономического развития субъектов РФ с высоким уровнем долговой нагрузки.

Вычеркнуты предложения проводить мероприятия по оценке состояния рынка труда, а также пункты, предусматривающие поиск новых подходов к поддержке секторов экономики, испытывающих значительный структурный спад.

Источники в кабинете министров объяснили такой подход в духе январских программных заявлений членов президиума правительства: пункты, не вошедшие в план, будут проработаны в рамках работы по подготовке проекта комплексного плана действий правительства, направленного на повышение темпов роста российской экономики, на 2017-2025 годы.

На том же основании из документа исчезло и единственное предусматривавшееся фискальное послабление — заморозка до 30 июня 2018 года ежегодной индексации по инфляции платы с грузовиков с максимальной массой свыше 12 тонн.

Кто остался

В перечень мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития в 2017 году, по сути, вошли только предложения Минпромторга по дополнительной поддержке отраслей экономики. Эти расходы на сумму 107,5 млрд руб. премьер-министр Дмитрий Медведев гарантировал их получателям еще в ноябре 2016 года, рассказал правительственный источник.

Самая крупная статья расходов на 62,3 млрд руб. предусмотрена на поддержку автомобильной промышленности. .

Остальные расходы распределены по субсидиям в транспортное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение. Незначительные субсидии выделены на машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности и на легкую промышленность. Источников финансирования этих расходов в бюджете пока нет.

«Вероятно, они будут профинансированы за счет бюджетных резервов, находящихся в распоряжении правительства», — предположил один из чиновников, знакомый с планом.

Минэкономразвития разработало проект плана по повышению темпов роста экономики, однако в нем нет мер по ускорению роста, пишут «Ведомости». По данным газеты, документ внесен в кабмин

Здание ​Минэкономразвития России в Москве (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

По данным «Ведомостей» , МЭР разработало проект плана по повышению темпов роста экономики. В нем, отмечает издание, нет мер по ускорению роста, часть средств на поддержку промышленности еще предстоит найти Минфину и Минпромторгу.

О том, что текст внесен в кабмин, сообщил газете представитель Минэкономразвития. Достоверность документа подтвердил федеральный чиновник.

Общая цена плана — около 488 млрд руб. Большая часть суммы — деньги на приоритетные проекты кабмина и бюджетные кредиты регионам — уже учтены в проекте бюджета на 2017-2019 годы. Еще 109 млрд руб. на поддержку отраслей, согласно документу, предполагается найти по итогам работы в I квартале следующего года.

В тексте четыре раздела — о приоритетных проектах правительства, стабильности на рынке труда, поддержке отраслей экономики и сбалансированном региональном развитии. В основном в нем учтены отраслевые предложения Минпромторга, которые включают субсидии предприятиям транспортного и сельскохозяйственного машиностроения на компенсацию части затрат, докапитализацию фонда промышленности (источник будет определен позднее), легкой промышленности и др.

По словам федерального чиновника, по сути, это тактический план мероприятий по повышению темпов роста экономики в следующем году, однако это лишь один из инструментов оздоровления экономики.

Как следует из преамбулы документа, им продлеваются действовавшие в текущем году меры поддержки отраслей. Кроме того, в течение года планируется постепенно отойти от практики принятия разовых решений и выработать долгосрочные стратегии развития отраслей. Как сообщил высокопоставленный чиновник, МЭР хочет перехватить подготовку реально работающих отраслевых стратегий, за которые отвечают профильные министерства.

По словам замминистра экономического развития Олега Фомичева, институциональные меры поддержки экономического роста на последнем этапе решили исключить из плана и готовить их к маю следующего года. В правительстве их ждут раньше, подчеркивают «Ведомости»: проект комплексного плана действий на 2018-2025 годы, который должен помочь экономике России обогнать мировую по темпам роста, премьер-министр поручил подготовить к 9 марта.

Как сообщил федеральный чиновник, в этот проект должна быть интегрирована стратегия, над которой работает Центр стратегических разработок Алексея Кудрина. По его словам, еще прежний министр Алексей Улюкаев поручил работать над этой стратегией замминистра Алексею Ведеву и директору департамента Кириллу Тремасову. Затем этот план необходимо интегрировать в «Стратегию-2030», которую нужно написать в соответствии с законом о стратегическом планировании, отмечает собеседник газеты.​

Экономика в следующем году вырастет на 0,6%, следует из прогноза МЭР. По словам федерального чиновника, в отсутствие устойчивого экономического роста любой прогресс в бюджетной и монетарной политике будет девальвирован перераспределительной политикой, не исключая роста расходов из-за повышения цен на нефть.