Понятие социальных, экономических и политических процессов.
Страница
5
Выделяются следующие особенности экономических и политических процессов:
– их ненормативный характер, то есть происходят не только планируемые изменения в соответствии с целерациональной деятельностью органов власти, но и стихийные изменения, которые осуществляются самой жизнью во всей её сложности и многообразии;
– каждый тип экономических и политических изменений обладает своей, присущей только ему, ритмикой и цикличностью стадий. Так, избирательный процесс характеризуется повторением стадий в рамках действующего законодательства и циклов страны;
– любой экономический и политический процесс включает в своё содержание определённые технологии и процедуры действий. Применение этих технологий даёт прогнозируемый эффект при решении тех или иных однородных задач, возникающих перед субъектами экономических и политических изменений в ходе их осуществления.
Исследуя социально-экономические, и политические процессы, происходящие в обществе, следует выделить следующие их свойства.
1. Активность деятельности (поведения) выражается в том, что как организационная система в целом, так и ее подсистемы, вплоть до отдельного человека, могут иметь свои интересы, потребности, желания выполнять определенную работу; ставить новые и корректировать свои внутренние цели; делать выбор путей и средств достижения целей; прогнозировать поведение других систем, их реакцию на различные воздействия; воздействовать на другие системы доступными им средствами; обучаться, самосовершенствоваться и саморазвиваться.
2. Динамизм является атрибутивной характеристикой процесса, получающей особый смысл при отображении социальных изменений. Процесс в простейших механических и органических системах основан преимущественно на кумулятивном механизме, отличающемся последовательным и постепенным накоплением формирующихся под действием внешней среды свойств. В социально-экономических и политических процессах кумулятивность изменений зачастую не подтверждается, что обусловлено действием множества факторов, препятствующих тенденции последовательного накопления свойств в ходе эволюционного развития социальной системы.
3. Многомерность. Процессы являются чрезвычайно сложными, что существенно затрудняет их понимание и объяснение. Постижение природы социальных процессов возможно через использование междисциплинарных подходов, позволяющих отобразить многослойный характер общественной жизни.
4. Многовекторность (поливариантность). Социальные процессы по своей сути являются разнонаправленными изменениями. Это связано с наличием широкого круга возможностей, открывающихся в ходе формирующегося социального процесса. Направленность социального процесса не может быть предопределенной: на реальный выбор вектора влияет множество факторов, в том числе и совершенно случайных.
5. Неравномерность. Динамические свойства социальных систем непосредственно влияют на формирование свойства неравномерности процессов. Социальные процессы зачастую сопровождаются резкими всплесками активности его участников и радикальной сменой направленности. Особенно ярко это свойство социальных процессов передают происходящие в обществе революции или крупные экономические преобразования, способные либо ускорить, либо затормозить развитие общества.
6. Распределенность выражается в том, что задачи, функции, права и обязанности рассредоточиваются по разным элементам и рабочим местам, а также имеет место разбиение деятельности организованной системы на следующие процессы: производственный, который имеет дело с материально-вещественными и информационными потоками; управления, связанный с преобразованием информационных потоков.
7. Происходит проявление организационной структуры (обычно многоуровневой) органа управления, реализующего механизмы процессов управления.
8. Целеустремленность означает способность вырабатывать структуру и механизмы функционирования, приводящие к достижению цели; продолжать преследовать одну и ту же цель при изменении внешних условий, средств и методов.
9. Целостность (эмерджентность) системы выражается в том, что коллективная деятельность дает возможность получить результаты, недоступные отдельным элементам организованной системы.
Классификация социально-экономических и политических процессов
Говоря о видах процессов, имеют в виду главным образом их реальное существование.
Под типами подразумевают не только их реальное существование, но и степень осознанности их действующими субъектами, понимание ими сущности и содержания процессов, а также их последствий.
Процессы, протекающие в обществе, подразделяются на два основных типа:
– естественные - осуществляются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью средств труда для создания материальных или интеллектуальных продуктов;
– общественные процессы возникают во взаимоотношениях людей, связанных с производством и распределением продуктов (произведенных посредством естественных процессов) и их потреблением.
Оба процесса тесно взаимосвязаны; помимо прочего, они опосредуются процессами регулирования (применительно к экономике, например, планового, рыночного, смешанного). В результате формируются социально-экономические процессы, определяемые как совокупность процессов создания и функционирования социально-экономической системы, характеризующих динамику изменения ее параметров на конкретно-историческом уровне хозяйствования, социальной организации и прочее.
Ниже представлены некоторые из основных вариантов классификации социально-экономических процессов (табл. 4).
Классификация, построенная по критерию устойчивости взаимосвязей, одна из важнейших. Стабильные социально-экономические процессы характеризуются устойчивостью социально-экономической системы и поведения граждан, отработанными механизмами принятия экономических решений. Напротив, нестабильные социально-экономические процессы возникают, как правило, в период кризиса как проявление необходимости изменения социально-экономической ситуации.
Политические процессы можно классифицировать по множеству оснований.
Таблица 4
Виды социально-экономических процессов
На современном этапе состояние социальных наук в значительной степени отображается как уже сложившимся уровнем общественной практики, так и в совокупности особенностей ее теоретического и практического осмысления.
В силу этого обстоятельства и вследствие кумулятивного роста, в содержании самой науки блок социальных и экономических наук стал приобретать целый ряд черт, которые поставили его в один ряд с наиболее развитыми на сегодня научными системами. Исключительное своеобразие предмету социально-экономических и политических исследований придает стремление рационального мышления выявить в динамике социальных систем некие устойчивые зависимости, изучение которых позволяет исследуемой общности обрести наивысшую в данных условиях устойчивость и способность к росту. Такой исход может быть достигнут благодаря реализации одного из направлений развития современной социальной науки: ?
разработка основ методологии социальной инженерии, проявляющейся в системе инновационных мероприятий по перестройке и регулированию общественных отношений в социальных общностях; ?
мониторинг социального поведения, диагностика состояния социальных систем; ?
разработка понятийного аппарата, необходимого для понимания и объяснения социальных явлений и процессов в рамках общей теории; ?
разработка модели управления, основанной на системе общественных ожиданий и учете иерархии потребностей управляемой общности.
Научные представления об обществе, социальных группах и процессах в историческом плане формировались двумя путями: индуктивным и дедуктивным.
Индуктивный способ научных представлений об обществе основан на обобщении единичных социальных фактов с последующей выработкой закономерностей, позволяющих прогнозировать проявление этих фактов в схожих условиях. Первое и основное правило социологического исследования состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как предметы. Главным доводом, способствующим распространению индуктивного подхода в объяснении социальных процессов, было как раз стремление рассматривать социальные события в качестве предметов.
Способ предполагает выявление аналогий между различными социальными событиями с точки зрения обнаружения общности между ними.
Логическая схема индуктивного обобщения содержит переход от группы частных суждений к формулировке общего закона, фиксирующего устойчивую, повторяющуюся связь между событиями. Как пишет самый яркий представитель этого направления в социологии Г. Спенсер: «Коль скоро общество становится особым индивидуальным бытием в силу постоянства отношений между его составными частями, то у нас сейчас же является вопрос - не представляют ли эти постоянные отношения между его частями каких-нибудь сходств с постоянными отношениями между частями, замечаемыми нами в каких-либо других бытиях. Единственное мыслимое сходство между обществом и чем-либо другим может заключаться в параллелизме, - принципа, управляющего расположением составных частей»На основе принципа параллелизма имеется возможность объяснить социальные факты путем выявления сходства между фактами, локализованными в различных точках пространства и времени.
Индуктивизм принято рассматривать как одну из разновидностей позитивистского подхода к анализу и объяснению социальных процессов. Позитивистский подход представлен фиксацией устойчивых зависимостей между параметрами протекающих в обществе процессов. К примеру, исследуя статистику разводов, позитивистски мыслящий социолог склонен фиксировать статистически сильную связь между длительностью брака и фактом его официального разрыва, придавая соответствующей зависимости статус эмпирической закономерности. В результате выявленная зависимость становится одним из средств определения факторов, влияющих на прочность браков и причины их разрушений. Один из наиболее ярких представителей социологического позитивизма Г. Спенсер считал индуктивный метод единственно возможным методом социального объяснения. Так, отделяя собственные представления от взглядов О. Конта, Спенсер-писал, что «есть один метод философствования... Все понятия о причинах, действующих в различных явлениях, имеют степень общности, соответствующую широте обобщений, определенной опытом»2.
Еще по теме 1.3. Социально-экономические и политические процессы как объект социальных исследований:
- Глава 3 Социальные методы в практике исследования социально-экономических и политических процессов
- Глава 1 Методологические основы исследования социально-экономических и политических процессов
- Классификация социально-экономических и политических процессов
- 1.1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы
- Рой О. М.. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. - СПб.: Питер. - 364 с: ил. - (Рерия «Учебник для вузов»)., 2004
Социально-экономические и политические процессы характеризуются сложностью и уникальностью. Исследуя социально-экономические и политический процессы, происходящие в обществе, следует выделить следующие их свойства : активность, динамизм, многомерность, многовекторность, неравномерность, распределенность, целеустремленность, целостность:
1) Активность деятельности выражается в том, что организационная система в целом, так и ее подсистемы, вплоть до отдельного человека, могут иметь свои интересы, потребности, желания выполнять определенную работу; ставить новые и корректировать свои внутренние цели, делать выпор путей и средств достижения целей, воздействовать на другие системы, обучаться, самосовершенствоваться и саморазвиваться.
2) Динамизм является важной характеристикой процесса, получающей особый смысл при отображении социальных изменений.
3) Многомерность . Социальные процессы являются чрезвычайно сложными, что существенно затрудняет их понимание и объяснение. Постижение природы социальных процессов возможно через использование междисциплинарных подходов, позволяющих отобразить многослойный характер общественной жизни.
4) Многовекторность . Социальные процессы по своей сути являются разнонаправленными изменениями. Направленность социального процесса не может быть предопределенной: на реальный выбор вектора влияет множество факторов, в том числе и совершенно случайных.
5) Неравномерность . Динамические свойства социальных систем непосредственно влияют на формирование свойства неравномерности процессов. Социальные процессы часто сопровождаются резкими всплесками активности его участников и радикальной сменой направленности. Особенно ярко это свойство социальных процессов передают происходящие в обществе революции или крупные экономические преобразования, способные либо ускорить, либо затормозить развитие общества.
6) Распределенность выражается в том, что задачи, функции, права и обязанности рассредоточиваются по разным элементам. Также имеет место разбитие организованной системы на следующие процессы: производственный, который имеет дело с материально-вещественными и информационными процессами; управления, связанный с преобразованием информационных потоков.
7) Проявление организационной структуры органа управления, реализующего механизмы процессов управления.
8) Целеустремленность означает способность вырабатывать структуру и механизмы функционирования, приводящие к достижению цели.
9) Целостность системы выражается в том, что коллективная деятельность дает возможность получить результаты, недоступные отдельным элементам организованной системы
ВЫВОД:
· Социально-экономические и политические процессы – это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности.
· Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня. Обусловлено комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими.
5. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС и способы его актуализации.
Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, принося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Социальный процесс следует в первую очередь отличать от социального явления – понятия, в большей степени распространенного в социологической литературе.
Социальный процесс – серия случаев или событий, имеющих объективно заданную траекторию и закономерность (примеры: приватизация государственной собственности; адаптация к производственным условиям; экономический рост).
Известный русский социолог П.А. Сорокин определил социальный процесс следующим образом: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования, «эволюции», любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик».
Процесс характеризуется:
· масштабом;
· направленностью;
· интенсивностью;
· составом;
· характером стимуляции.
Основными элементами социального процесса выступают участники, субъект (инициатор) процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества.
Любой процесс может быть изменен. Характер изменения процессов производен от способа его структуризации, типа и положения наблюдателя. Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих процессов, являются социальные системы.
Социальный процесс проходит пять стадий становления:
· зарождение – стадия, характеризующаяся формированием исходных параметров дальнейших изменений, осознанием базовых противоречий, вызывающих реакцию нейтрализации этих противоречий;
· положительная динамика – характеризуется активизацией вовлеченных в процесс участников, формировкой целей их участия в процессе и подбором средств достижения поставленных задач;
· кризис – стадия возникновения ряда ограничений в положительной динамике, вызванных исчерпанностью ресурсов или утратой интереса к участию в процессе, конфликтом его инициаторов или участников;
· отрицательная динамика – возникает в результате нарастания факторов сопротивления, вызванных отсутствием средств, поддерживающих положительную динамику, сменой векторов последующих изменений или элиминацией инициатора процесса;
· депрессия – стадия, характеризующаяся неопределенностью ситуации, способной либо усилить положительную динамику, либо стимулировать динамику отрицательную.
Таким образом, социальный процесс – это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса. В процессе столкновения различных социальных групп обнажаются факты доминирования одних групп относительно других, структурирующие взаимоотношения в обществе под действием различных факторов – социальных, экономических, политических и т.д.
Главная > ДокументПонятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы. (Анисимова)
2. Научное исследование. Понятие методологии и метода.
(Базанова)
К настоящему времени наука обрела не только положительный, но и отрицательный опыт, вызванный разрушительными последствиями отдельных научных открытий и, в первую очередь, в области ядерной физики. И все же, несмотря на укоренившиеся в сознании многих лю-дей ростки антисциентизма, авторитет науки в обществе остается до-статочно высоким. И это не случайно, поскольку вся история науки последовательно знаменует прогрессивные вехи в развитии мировой цивилизации. Благодаря использованию научных методов в есте-ствознании, были созданы невиданные ранее искусственные агрега-ты, значительно увеличивающие производительность человеческого труда и создающие для работника более комфортабельные условия. Внедрение научной методологии в исследование социальных процес-сов позволило людям научиться оценивать тенденции развития об-ществ, культур, прогнозировать события и проектировать ситуации с заданными изначально свойствами.
Системность, наряду с доказательностью и теоретичностью, явля-ется одним из главных атрибутов научного знания. Благодаря систем-ности научного знания, постигается всеобщая связь явлений и процес-сов окружающей действительности, являющаяся объективной основой единства мира и отображающей ее системы наук. Теоретический ха-рактер научного знания делает его предметом обсуждения со стороны различных исследовательских школ, служит формой налаживания коммуникаций между ними и отображающего исследуемую действи-тельность профессионального языка. Особые требования наука предъяв-ляет к доказательности составляющих основу научных теорий положе-ний: каждое из утверждений, сформулированных в качестве выводов, должно опираться на общепринятые в научном сообществе заключе-ния. Главное предназначение науки заключается в том, чтобы дать ис-тинное теоретическое отображение действительности, сформулиро-вать законы развития различных ее сфер и научить использовать эги законы для решения актуальных задач человека. Научные исследо-вания позволяют расчленить конкретную целостность мира, сделав этот мир максимально обезличенным (бессубъектным), что позволя-ет приобрести результатам этих исследовании максимальную досто-верность.
Отображая действительность, наука распределяет результаты это-го отображения по трем уровням: эмпирический, абстрактно-теорети-ческий и сверхэмпирический (надтеоретический), соответствующий построению научной картины мира. На эмпирическом уровне форми-руется фактологическая база научных исследований, формулируются эмпирические обобщения в отношении исследуемых явлений, произ-водится первичная группировка собранного материала. Абстрактно-теоретический уровень предполагает разработку исследовательской концепции (теории), позволяющей положить логическое бснование в систематизацию исследуемых явлений, разработку категориального (понятийного) аппарата, предоставляющего возможность ученым обсуждать или оспаривать результаты проведенных исследований. Сверхэмпирический (надтеоретический) уровень способствует форми-рованию в научном сообществе научной картины мира, являющейся высшей формой систематизации научного знания.
Как правило, научная картина мира формируется в рамках одной из ведущих на определенный момент исторического времени научных дисциплин, обладающей более высокими по сравнению с другими до-стижениями в области систематизации, теоретичности и доказатель-ности своих положений. Научная картина мира, сформированная из теоретических положений одной научной дисциплины, начинает вли-ять на другие научные дисциплины посредством своей методоло-гии, языка или подхода. Научная картина мира выводит за пределы отдельной теории всю сумму накопленного на данный период научно-го знания. Таким потенциалом обладали в разное время механическая теория И. Ньютона (1643-1727), теория относительности А. Эйнш-тейна (1879-1955), эволюционная теория Ч. Дарвина (1809-1882), кибернетическая теория Н. Винера (1894-1964) и теория диссипатив-ных структур И. Пригожина (р. 1917).
По мере перехода научных исследований от менее высокого уровня к более высокому, строгость доказательности имеет тенденцию к сни-жению, а их общенаучный (философский) характер, напротив, увели-чивается. Однако это не означает уменьшения научного содержания теорий, содействующих формированию научной картины мира. Фи-лософские средства обобщения, при отсутствии строгих количествен-ных способов выражения, располагают необходимой для наиболее абстрактных сфер исследовательского интереса гибкостью, позволя-ющей искать новые пути в развитии научного знания, в рамках науч-ной демаркации. Язык философии позволяет наладить коммуникацию между различными научными дисциплинами, методами, подходами, что подготавливает условия для междисциплинарного взаимодей-ствия.
Развитие научных теорий, особенно на высших уровнях отображе-ния действительности, невозможно без методологии. Методология может выступать как форма философского обобщения, так и частно-научного, обозначаемого в западной литературе, как эпистемология.
Методологией можно назвать набор положений, принципов, иссле-довательских приемов, раскрывающих некоторую общность подходов ученых, принадлежащих к одной или нескольким отраслям научного знания, с целью более полного и комплексного отображения объекта.
Основу методологии составляют признанные и универсальные ме-тоды, используемые при построении научной картины мира: язык, позволяющий выразить суть выявленных проблем, а также ценности и культура разделяющего эту методологию научного сообщества.
Методом научного исследования является способ сбора, обработки или анализа данных, получаемых в ходе наблюдения объекта, и при-меняемый в регулировании, координации и проектировании процес-сов, в основе которых лежит исследуемый объект. Таким образом, ме-тодом является не только действие по упорядочиванию интересующей исследователя информации, но и операция по использованию этой информации в решении конкретных практических задач. Классифи-кация методов научного исследования предполагает, как минимум, четыре основания. По области применения методы могут разделяться в соответствии с демаркацией между научными дисциплинами на:
физические;
химические;
социальные;
логико-математические и пр.
Степень достоверности используемых методов лежит в основе их разделения на достоверные и вероятностные, а степень охвата - на частные и общие. Способность методов быть использованными в про-цедуре проектирования находит свое воплощение в выделении алго-ритмических и эвристических методов.
Алгоритмические методы направлены на разработку строгой после-довательности действий, ведущих к заданному результату. Ис-пользование алгоритмических методов целесообразно для органи-зационного сопровождения проектной деятельности и предполагает выработку мер практического воплощения положенного в их основу замысла. К эвристическим следует причислить методы, не имеющие предписывающего значения, как в случае с использованием алгорит-мических методов. Характерным свойством эвристических методов является их ориентация на объяснение и понимание происходящих событий. В силу этого обстоятельства необходимость в применении эвристических методов приходится на ранние этапы в динамике науч-но-исследовательского цикла, тогда как сфера действия алгоритмиче-ских методов охватывает его заключительные этапы.
Учет уровней отображения действительности позволяет выделять общенаучные и конкретно предметные методы исследования. К обще-научным методам принадлежат методы логико-теоретического и систем-ного характера, позволяющие использовать универсальные принципы анализа и обработки данных для описания и объяснения проблемной ситуации, рассмотрения ее в контексте сложившейся в научном сооб-ществе научной картины мира. Конкретно-предметныеметоды вклю-чают в себя правила и условия проведения экспериментов, требования репрезентативности и обработки данных, необходимые для получения еще не известных на стадии описания и объяснения результатов.
Среди общенаучных методов наибольшую популярность получили методы системного подхода (системный анализ, моделирование), ло-гико-теоретические методы (абстрагирования, сравнения, индукции, дедукции и пр.), эмпирико-теоретические (эксперимент, измерение, наблюдение, описание и пр.).
Конкретно-предметные методы включают в себя привязанные к каждой научной отрасли способы аккумуляции и применения науч-ной информации для решения конкретных задач. Для математических дисциплин такими методами являются: линейное программирование, симплекс-метод, метод наименьших квадратов и т. д. Для физической науки - эксперимент, для социологии - контент-анализ, социомет-рия, фокусированное интервью и пр.
Г. Рузавин выделяет три группы методов: методы проверки, под-тверждения и опровержения научных гипотез и теорий; методы объяс-нения, понимания и предсказания; методы социально-экономических и гуманитарных исследований
Выделение методов социально-экономических и гуманитарных ис-следований в отдельную группу вполне оправдано, поскольку объект таких исследований предполагает слабость и непрерывную подвиж-ность составляющих его структурных звеньев, что значительно за-трудняет достижение обоснованности и доказательности получаемых в ходе таких исследований результатов.
3.Специфика социального познания
(Быкасова)
Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Однако особенности объекта познания обусловливают его специфику. Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Следует, конечно, иметь в виду, что в строгом смысле слова всякое познание имеет социальный, общественный характер. Однако в данном контексте речь идет о собственно социальном познании, в узком смысле этого слова, когда оно выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.
Специфика этого вида познания заключается прежде всего в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект.
Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой - это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.
К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, т. е. причинами, имеющими основания в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является в конечном счете сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д. Таким образом, при характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор.
Наконец, необходимо отметить социально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнем развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами.
Конкретная комбинация всех указанных факторов и сторон специфики социального познания обусловливает многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной жизни. Вместе с тем указанная специфика во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания: онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую).
1. Онтологическая
(от греч. on (ontos) - сущее) сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений. В рассматриваемом аспекте указанная выше сложность социальной жизни, а также ее динамичность в сочетании с личностным элементом социального познания являются объективной основой многообразия точек зрения по вопросу о сущности социального бытия людей.
Что это действительно так, свидетельствуют и сама история социального познания, и его сегодняшнее состояние. Достаточно отметить, что различные авторы за основу бытия общества и человеческой деятельности принимают такие разнородные факторы, как идею справедливости (Платон), божественный замысел (Августин Блаженный), абсолютный разум (Гегель), экономический фактор (К. Маркс), борьбу «инстинкта жизни» и «инстинкта смерти» (эроса и танатоса) между собой и с цивилизацией (3. Фрейд), «реликты» (В. Парето), «социальный характер» (Э. Фромм), «народный дух» (М. Лацариус, X. Штейнталь), географическую среду (Ш. Монтескье, П. Чаадаев).
Каждая из этих точек зрения, а их можно бы было назвать гораздо больше, отражает ту или иную сторону бытия общества. Однако задача общественной науки, каковой и является социальная философия, заключается не в простой фиксации различного рода факторов социального бытия, а в том, чтобы обнаружить объективные закономерности и тенденции его функционирования и развития. Но тут мы и сталкиваемся с главным вопросом, когда речь идет о социальном познании: а существуют ли эти объективные законы и тенденции в обществе?
Из ответа на него вытекает и ответ о возможности самой социальной науки. Если объективные законы социальной жизни существуют, то, следовательно, возможна и социальная наука. Если же таких законов в обществе нет, то не может быть и научного знания об обществе, ибо наука имеет дело с законами. Однозначного ответа на поставленный вопрос сегодня не существует.
Указывая на сложность социального познания и его объекта, например, такие последователи И. Канта, как В. Виндельбанд и Г. Риккерт, утверждали, что никаких объективных законов в обществе нет и не может быть, ибо здесь все явления носят индивидуальный, неповторимый характер, а, следовательно, в обществе нет и объективных законов, которые фиксируют лишь устойчивые, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Последователи неокантианцев пошли еще дальше и объявили, что само то общество существует лишь как наше представление о нем, как «мир понятий»», а не как объективная реальность. Представители этой точки зрения по существу отождествляют объект (в данном случае общество и вообще социальные явления) и результаты социального познания.
На самом деле человеческое общество (как и сам человек) имеет объективную, прежде всего природную, основу. Оно возникает и развивается тоже объективно, то есть независимо от того, кто и как его познает, независимо от конкретного субъекта познания. В противном случае в истории вообще не было бы какой-либо общей линии развития.
Сказанное, конечно, не означает, что развитие социального знания вообще не влияет на развитие общества. Однако при рассмотрении этого вопроса важно видеть диалектическое взаимодействие объекта и субъекта познания, ведущую роль основных объективных факторов в развитии общества. Необходимо также выделить те закономерности, которые возникают в результате действия этих факторов.
К таким основным объективным социальным факторам, лежащим в основе любого общества, относятся прежде всего уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей. Не только отдельный человек, но и все человечество, прежде чем заниматься познанием, удовлетворять свои духовные потребности, должно удовлетворить свои первичные, материальные потребности. Те или иные социальные, политические и идеологические структуры также возникают лишь на определенном экономическом базисе. Например, современная политическая структура общества не могла возникнуть в условиях первобытной экономики. Хотя, безусловно, нельзя отрицать взаимовлияния самых различных факторов на общественное развитие, начиная от географической среды и кончая субъективными представлениями о мире.
2. Гносеологическая
(от греч. gnosis - знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, то есть от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию.
К гносеологической стороне социального познания относится также решение таких проблем:
- каким образом осуществляется познание общественных явлений;
- каковы возможности их познания и каковы границы познания;
- роль общественной практики в социальном познании и значение в этом личного опыта познающего субъекта;
- роль разного рода социологических исследований и социальных экспериментов в социальном познании.
Немаловажное значение имеет вопрос о возможностях человеческого разума в познании духовного мира человека и общества, культуры тех или иных народов. В связи с этим возникают проблемы возможностей логического и интуитивного познания явлений общественной жизни, в том числе психологических состояний больших групп людей как проявлений их массового сознания. Не лишены смысла проблемы так называемого «здравого смысла» и мифологического мышления применительно к анализу явлений общественной жизни и их пониманию.
3. Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и ценностная - аксиологическая
его сторона (от греч. axios - ценный), играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных познающих субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала познания - с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами. Кроме того, ценностные предпосылки и приоритеты во многом определяют не только выбор объекта познания, но и его формы и методы, а также специфику истолкования результатов социального познания.
То, как исследователь видит объект, что он в нем постигает и как он его оценивает, вытекает из ценностных предпосылок познания. Различие ценностных позиций обусловливает различие в результатах и выводах noзнания.
В связи со сказанным возникает вопрос: а как же тогда быть с объективной истиной? Ведь ценности в конце концов персонифицированы, имеют личностный характер. Ответ на этот вопрос неоднозначен у разных авторов. Одни полагают, что наличие ценностного момента в социальном познании несовместимо с признанием социальных наук. Другие придерживаются противоположной точки зрения. Думается, что правы именно последние.
Действительно, сам по себе ценностный подход присущ не только социальному познанию, «наукам о культуре», но и всему познанию, в том числе и «наукам о природе». Однако на этом основании никто не отрицает существование последних. Фактическая же сторона, показывающая совместимость ценностного аспекта социального познания с социальной наукой, состоит в том, что эта наука исследует в первую очередь объективные законы и тенденции развития общества. И в этом плане ценностные предпосылки будут определять не развитие и функционирование объекта исследования различных общественных явлений, а лишь характер и специфику самого исследования. Объект же сам по себе остается тем же независимо от того, каким образом мы его познаем и познаем ли мы его вообще.
Таким образом, ценностная сторона социального познания вовсе не отрицает возможность научного познания общества и наличие социальных наук. Более того, она способствует рассмотрению общества, отдельных социальных явлений в разных аспектах и с различных позиций. Тем самым происходит более конкретное, многостороннее и полное описание социальных феноменов и, следовательно, более научное объяснение социальной жизни. Главное заключается в том, чтобы на основе различных точек зрения и подходов, позиций и мнений выявить внутреннюю сущность и закономерность развития социальных явлений и процессов, что и составляет главную задачу социальных наук.
Онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей.
Государственная комплексная программа научных исследований «Теоретико-методологические основы устойчивого инновационного развития социально-ориентированной экономики Республики Беларусь» («Экономика и общество») 12
Программа2.1 Государственная комплексная программа научных исследований «Теоретико-методологические основы устойчивого инновационного развития социально-ориентированной экономики Республики Беларусь» («Экономика и общество»)
Взаимодетерминация культуры и власти в информационном обществе: социально-философский анализ
АвторефератЗащита состоится «02» декабря 2009 г. в 14 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д.212.341.01 в Российском государственном социальном университете по адресу: 129226, г.
Стратегическое планирование в системе управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации
ДокументЗащита состоится «18 » мая 2010 г. в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д.002.009.03 Института экономики РАН по адресу: 117218, Москва, Нахимовский проспект, д.
Социально-экономические функции государства в построении среднезажиточного общества в Китае
ДиссертацияЗащита диссертации состоится “ ” 2010 г. в часов на заседании Диссертационного Совета Д. 501. 001. 03 по социологическим наукам при Московском Государственном Университете имени М.
- Автореферат
Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) на кафедре «Гуманитарные и социальные
Понятие "экономический процесс" отражает процесс развития материального производства, присущих ему производительных сил и складывающихся на их основе производственных отношений между людьми, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью на базе существующего разделения труда и отношений распределения материальных благ.
Значение экономического и политического аспекта социальных процессов стало возрастать по мере возникновения приоритетов экономической и политической стабильности общества, обусловливающих наилучшие условия для решения текущих социальных проблем. Становление экономики и политологии как научных дисциплин, формулирование ряда базовых закономерностей и исследовательских принципов позволило обрести реальную методологическую основу для изучения соответствующих процессов, найти возможность контролировать их и управлять ими.
Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений.
В основе социально-экономических процессов лежит цикл "инновации - инвестиции", который определяет логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов - роста и упадка. Достигая максимума, рост производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение инновационной активности, вызывая сокращение эффективности производства, способствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва.
Понятие "политический процесс" весьма многогранно и выражает главным образом борьбу различных социальных сил (классов и выступающих от их имени политических партий) за государственную власть, использование ее для реализации собственных экономических, политических и иных интересов. От того, насколько легитимной и общественно признанной является такая власть, зависит ее прочность и устойчивость.
Основу политических процессов составляет оппозиция "вызов - реакция". Она содержит комплекс непрерывно возникающих в обществе проблем, последовательно разрешающихся посредством проведения разного рода политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, вооруженных конфликтов. Составляющие "вызов" проблемные ситуации имеют широкий общественный характер, будучи спровоцированными различными социальными изменениями. Попадая в орбиту общественного интереса, эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, ориентированных на разработку и реализацию мер, ведущих к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка.
"Реакция" в структуре политического процесса заключается в создании властью такой линии поведения, которая позволит на основе имеющихся норм и правил выработать особые правила взаимодействия различных социальных групп с целью обеспечения равенства и социальной справедливости в отношении всех активных участников этого процесса. Неспособность власти осуществлять такую деятельность может привести к ее трансформации или полной замене ее носителя.
Политику можно определить как процесс реализации политической власти и отношений по поводу этой власти. Политика реализуется в рамках политических систем. Исследователи отмечают, что понятие "политической системы" имеет два взаимосвязанных аспекта.
Во-первых, "политическая система" как научная категория, представляет собой некоторое теоретическое построение, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических процессов. В этом случае данная категория служит средством системного анализа политики. С ее помощью можно исследовать любое политическое образование: государство, политическую партию, организацию, профсоюз, то есть те, которые являются большой или малой политической системой.
Во-вторых, "политическая система" показывает реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий: государство, партии, средства массовой информации, общественно-политические объединения, отношения в политической сфере, политическую культуру.
Анализ различных подходов к понятию "политическая система" позволяет утверждать, что в структуре политической системы как зарубежными, так и отечественными политологами выделяются следующие подсистемы:
политические организации (институциональная подсистема);
политические нормы (нормативно-регулятивная подсистема);
политические отношения и деятельность (функциональная) и коммуникативная подсистема;
политическое сознание и культура (культурная подсистема).
Идеология всегда первична по отношению к политике. Поэтому политика в определённом смысле может быть представлена как специализированная социальная технология, направленная на решение тех задач, которые обоснованы и сформулированы в соответствующей идеологической доктрине.
Содержание политического процесса может быть различным: разработка какой-либо концепции, формирование определённого общественного мнения, создание новых структур управления и тому подобное. В роли субъектов (активного движущего начала) политического процесса выступают государство (как структура, аппарат управления), отдельные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная), властные структуры, органы государственного и местного управления, политические партии, массовые общественные организации (профсоюзные, молодежные, студенческие, женские, сельскохозяйственные, ветеранские и другие), классы и социальные слои общества, силовые структуры, средства массовой информации, религиозные конфессии, а также отдельные личности и все население вцелом. Объектом политики является социум, общество в целом.
В политике объект и субъект зачастую совпадают. Например, государственная власть оказывает воздействие на политический процесс с целью добиться необходимых для себя результатов. Но и на государственную власть, в свою очередь, оказывается воздействие других участников политического процесса которые трансформируются из объектов в субъектов с целью каким-либо образом в нужных для себя целях повлиять на государственную власть.
В результате происходящих рассмотренным образом диалектических взаимодействий между субъектами и объектами политики происходит изменение характеристик политического процесса, раскрывается движение, динамика, эволюция как политической сферы социума в целом, так и отдельных её составляющих.
Таким образом, социально-экономические и политические процессы - это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и прочее. Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня, обусловлено комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими.
Выделяются следующие типы экономических и политических изменений:
- 1. Функционирование - в его рамках структуры и институты изменяются так, что их основные параметры не выходят за рамки общепринятых базовых значений и показателей. В качестве примеров функционирования как политических процессов можно привести избирательный процесс в рамках Конституции и принятого законодательства, а экономических - использование органов власти для исполнения бюджета. При таких изменениях традиции и преемственность обладают превосходством над любыми новациями.
- 2. Развитие - в этом случае происходит изменение базовых параметров экономических и политических систем и институтов. Считается, что эти изменения должны вести к положительным последствиям для их систем (экономический рост, рост уровня благосостояния населения, экономические и политические процессы, развитие многопартийности, открытости государственных институтов).
- 3. Упадок - при нём подвергаются трансформации основные параметры системы, но при этом с негативными последствиями (распад политического режима, экономический кризис).
Выделяются следующие особенности экономических и политических процессов:
- - их ненормативный характер, то есть происходят не только планируемые изменения в соответствии с целерациональной деятельностью органов власти, но и стихийные изменения, которые осуществляются самой жизнью во всей её сложности и многообразии.
- - каждый тип экономических и политических изменений обладает своей, присущей только ему, ритмикой и цикличностью стадий. Так, избирательный процесс характеризуется повторением стадий в рамках действующего законодательства и циклов страны;
- - любой экономический и политический процесс включает в своё содержание определённые технологии и процедуры действий. Применение этих технологий даёт прогнозируемый эффект при решении тех или иных однородных задач, возникающих перед субъектами экономических и политических изменений в ходе их осуществления.
Исследуя социально-экономические, и политические процессы, происходящие в обществе, следует выделить следующие их свойства.
- 1. Активность деятельности поведения выражается в том, что как организационная система в целом, так и ее подсистемы, вплоть до отдельного человека, могут иметь свои интересы, потребности, желания выполнять определенную работу; ставить новые и корректировать свои внутренние цели; делать выбор путей и средств достижения целей; прогнозировать поведение других систем, их реакцию на различные воздействия; воздействовать на другие системы доступными им средствами; обучаться, самосовершенствоваться и саморазвиваться.
- 1. Динамизм является атрибутивной характеристикой процесса, получающей особый смысл при отображении социальных изменений. Процесс в простейших механических и органических системах основан преимущественно на кумулятивном механизме, отличающемся последовательным и постепенным накоплением формирующихся под действием внешней среды свойств. В социально-экономических и политических процессах кумулятивность изменений зачастую не подтверждается, что обусловлено действием множества факторов, препятствующих тенденции последовательного накопления свойств в ходе эволюционного развития социальной системы.
- 2. Многомерность - это процессы являются чрезвычайно сложными, что существенно затрудняет их понимание и объяснение. Постижение природы социальных процессов возможно через использование междисциплинарных подходов, позволяющих отобразить многослойный характер общественной жизни.
- 3. Многовекторность - этосоциальные процессы по своей сути являются разнонаправленными изменениями. Это связано с наличием широкого круга возможностей, открывающихся в ходе формирующегося социального процесса. Направленность социального процесса не может быть предопределенной: на реальный выбор вектора влияет множество факторов, в том числе и совершенно случайных.
- 4. Неравномерность - это динамические свойства социальных систем непосредственно влияют на формирование свойства неравномерности процессов. Социальные процессы зачастую сопровождаются резкими всплесками активности его участников и радикальной сменой направленности. Особенно ярко это свойство социальных процессов передают происходящие в обществе революции или крупные экономические преобразования, способные либо ускорить, либо затормозить развитие общества.
- 5. Распределенностьвыражается в том, что задачи, функции, права и обязанности рассредоточиваются по разным элементам и рабочим местам, а также имеет место разбиение деятельности организованной системы на следующие процессы: производственный, который имеет дело с материально-вещественными и информационными потоками; управления, связанный с преобразованием информационных потоков.
- 6. Происходит проявление организационноймногоуровневой структурыоргана управления, реализующего механизмы процессов управления.
- 7. Целеустремленность означает способность вырабатывать структуру и механизмы функционирования, приводящие к достижению цели; продолжать преследовать одну и ту же цель при изменении внешних условий, средств и методов.
- 8. Целостностьсистемы выражается в том, что коллективная деятельность дает возможность получить результаты, недоступные отдельным элементам организованной системы.
Поэтому системное объединение социальных, экономических и политических процессов в единый управленческий механизм, деятельность которого направлена на достижение устойчивого развития социально-экономического объекта, характеризуется масштабом и направленностью происходящих в обществе социальных процессов.