Что относится к экономической географии. Что изучает социально-экономическая география

История экономической географии в России начинается с первой половины XVIII в. В 1727 г. русский географ И.К. Кириллов выполнил экономико-географическое описание России («Цветущее состояние Всероссийского государства») и в 1734 г. составил первый атлас.

Главную роль в развитии экономической географии России того периода сыграл М.В. Ломоносов. Он создал русскую школу географов и возглавил департамент Академии наук, заложил научные основы экономической географии. Учениками М.В. Ломоносова были С. П. Крашенинников, который составил подробное «Описание земли Камчатки» (17^6), где было исследовано хозяйство коренного населения и дана оценка природных ресурсов края, и П.И. Рынков, проанализировавший экономическое и историческое состояние Поволжского региона, особенно Оренбургской губернии, а также Урала и Прикаспия.

В 60--80-х гг. XVIII в. были проведены географические экспедиции по европейской части России, Уралу и Сибири (И. И. Лепихин, П.С. Паллас, В.Ф. Зуев и др.). В результате появилось 4-томное сочинение И.И. Лепихина «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства». В нем впервые были опиисаны проявления нефтеносности в Поволжье и высказывалось предположение о наличии полезных ископаемых на севере России.

В XIX в. было организовано 40 кругосветных плаваний знаменитыми русскими мореплавателями И.Ф. Крузенштерном, В.М. Головиным, М.П. Лазаревым, Ф.П. Литке и др. Они дали большой материал для экономико-географических исследований. Экспедиция Г.И. Невельского позволила изучить огромные просторы Дальнего Востока. Русские путешественники П.П. Семенов, Н.М. Пржевальский, В.А. Обручев, И.В. Мушкетов исследовали территорию Средней и Центральной Азии.

Большой вклад в развитие экономической географии внесли почвовед В.В. Докучаев, А.И. Воинов и климатолог Н.А. Северцов.

В период 1899-1914 гг. вышло 19-томное издание «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества».

Научные изыскания в области размещения производительных сил и улучшения региональной структуры страны были продолжены в советский период. Большой вклад в этом направлении был сделан Г.М. Кржижановским, И.Г. Александровым, Н.Н. Баранским, Н.Н. Колосовским, Г.Н. Черданцевым, П.М. Алампиевым, В.В. Кистановым, А.Н. Лаврищевым, С.И. Дедовских и др. Широкую известность получили научные и практические исследования крупных научных учреждений -- Совета по изучению производительных сил (СОПС), АН СССР, Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР, Центрального экономического научно-исследовательского института (ЦЭНИИ) Госплана РСФСР и др., а также ряда вузов (МГУ, ЛГУ, МИНХ им. Г.В. Плеханова, ВЗФЭИ и др.).

Советские экономисты принимали активное участие в разработке планов ГОЭЛ РО и всех пятилеток, схем размещения производительных сил, проектов районной планировки, в выявлении объективных закономерностей, принципов и факторов экономического районирования, комплексного развития регионов и их специализации, межрайонного разделения труда, межрайонных связей, вопросов освоения новых территорий, создания второй угольно-металлургической базы страны (Урало-Кузнецкого комбината), каскада гидроузлов на Днепре, Волге, Ангаре, Енисее и других реках, новых нефтегазовых регионов (Поволжье, Урал, Западная Сибирь, полуостров Мангышлак, Республика Коми и др.), в формировании территориально-производственных комплексов.

Среди зарубежных ученых, занимавшихся исследованием экономико-географических проблем, выделяются немецкие ученые В. Гумбольдт, который изучал природу различных стран Европы, Центральной и Южной Америки, Урала и Сибири, став одним из основателей географии растений и учения о жизненных формах, и Ф. Рихтгофен, исследовавший природу США и Китая, рассматривавший географию как систему наук, состоящую из физической географии, био- и антропогеографии. Ф. Рихтгофен выдвинул зоновую теорию происхождения леса. Французский ученый Э. Рекло создал труд «Земля и люди», в котором попытался дать картину развития человечества и описание стран, а Видаль де ла Бляш стал основателем французской научной школы «география человека», опубликовав книгу «Принципы географии человека». Американский ученый У. Девис создал американскую школу геоморфологии, развил учение о географических циклах развития рельефа суши как о смене стадий «юности», «зрелости», «старости».

Многие представители зарубежной науки отрицают определяющее влияние способа производства, общественного строя на размещение производительных сил. Большинство ученых разделяют идеи географического детерминизма, в которых решающая роль отводится географической среде. С этих позиций они объясняют, например, экономическую отсталость стран Африки, Азии и Латинской Америки, где, по их мнению, жаркий климат ослабляет энергию и инициативу людей, определяют отсутствие необходимых полезных ископаемых. Однако подобные идеи опровергли исторические события. Развал колониальной системы вызвал невиданный подъем производительных сил в некоторых бывших зависимых странах, вставших на путь самостоятельного социально-экономического развития, хотя географическая среда в этих регионах не претерпела существенных изменений. Тем не менее, природная среда играет значительную роль в территориальной организации хозяйства.

Основателями теории географического детерминизма являются Ш. Монтескье, Г. Бокль, Ф. Ратцель, Л. Мечников и их продолжатели - американские ученые Д. Хетингтон, Г. Бильбо, Ф. Фогт.

Теорию размещения сельского хозяйства и ренты «изолированного государства» создал немецкий ученый И. Тюннен. Он также обосновал один из вариантов теории производительности. Теориюразмещения промышленности (промышленного штандорта) разработал другой немецкий ученый - А. Вебер. В основу своей теории А. Вебер положил изолированную в хозяйственном отношении территорию, обладающую топливными, сырьевыми, трудовыми и другими ресурсами, развитым железнодорожным транспортом. Рациональным местом размещения промышленного предприятия на этой территории он считал пункт, где оно будет работать с наименьшими издержками производства на единицу продукции.

Немецкий ученый А. Леш за определяющий фактор размещения производительных сил принимал извлечение максимальной прибыли. Он подверг критике теорию наименьших издержек А. Вебера. А. Леш уделял большое внимание рынкам сбыта продукции. Теория экономического районирования Леша базируется на рыночных пространствах, которые выражают взаимосвязь и противоречия «экономических сил» (тенденций к концентрации и тенденции к рассеиванию). В конечном счете автор пришел к выводу о невозможности создать науку о размещении производительных сил.

Перечисленные теории до сих пор имеют признание в зарубежных странах. Не следует и нам отрицать их положительную роль. Они правильно выделяют основополагающие факторы размещения (затраты на сырье, основной капитал, рабочую силу, транспорт). На современном этапе экономического развития теории размещения на Западе все больше увязываются с практикой, региональное программирование становится органической частью национального регулирования экономики. При этом широко используются системный подход, комплексное решение краткосрочных и долгосрочных проблем, на первое место, как правило, выдвигаются социальные и экономические вопросы.

Особое место среди ученых-экономистов занимает В. Леонтьев (США). В 30-х гг. XX в. он опубликовал работу, в которой разработал метод экономико-математического анализа «затраты -- выпуск» для изучения межотраслевых связей, структуры экономики и составления межотраслевого баланса. До 1946 г. на его работу практически не обращали внимания. После Второй мировой войны его метод стал применяться во всех развитых странах в практике прогнозирования и программирования хозяйств. Попытка применить этот метод в бывшем СССР не дала положительных результатов - помешала жесткая централизация всей экономической системы.

На Западе существует ряд теорий выхода из экономического кризиса. Согласно одной из них (Д. Кейнс, Л. Эрхард и пр.) стабилизация и экономический рост могут быть достигнуты на пути рас-ширения производства и потребления товаров, снижения цен. Другие концепции (Ф. Хайек, М. Фридман и др.) основываются на утверждении, что этот выход возможен только при сокращении кредитов, производства и потребления, увеличении налогов, при нерегулируемых ценах (теория монетарного развития экономики).

Неизбежность развития экономики в сторону рыночных отношений определили классики экономической мысли. Адам Смит отмечал, что каждый отдельный человек старается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он не предполагает содействовать общественной пользе. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду. При этом он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.

М. Фридман в работе «Капитализм и свобода» пытается показать, что ничем не стесненные рыночные цены направляют капитал, а следовательно, людские и материальные ресурсы на самые выгодные и нужные для общества цели. Однако опыт применения теории М. Фридмана в России правительством Е. Гайдара оказался плачевным: он вызвал абсолютное обнищание одних и ничем не обоснованное обогащение других. Сложилась критическая ситуация. Реальные доходы населения снизились в 1994 г. на 12%, в 1995 г. - на 20%, покупательная способность населения (обеспеченная заработной платой или пенсией) снизилась в 1994 г. на 31 %, в 1995 - на 15%. Разрыв между доходами 10% наиболее и наименее обеспеченных россиян в 1995 г. достигал, по официальным данным, 15-кратного размера, а с учетом укрываемых от налогообложения доходов - 20-25-кратного размера. Вне всякого сомнения, корыстные интересы и неоправданные амбиции должны быть ограничены государством, а инициатива и заинтересованность предпринимателей направлены на цивилизованный созидательный путь.

Главная сила современной экономики, на наш взгляд, - это государственное регулирование развития производства. Речь идет не о возврате к жесткой централизованной системе, а о выработке механизма согласования свободы рынка и управляющего воздействия государства. Иначе говоря, об умелом применении принципа разумной достаточности в решении экономических задач национальной экономики. Государство наравне со всеми другими собственниками должно обеспечить научно-техническое развитие производственного комплекса, действуя в интересах всего общества.

Существует признанный в мире уровень нормального увеличения производства, равный 2-3% в год. Он служит точкой равновесия. Главная задача государства - не позволить национальной экономике отклониться от этой точки, так как это дестабилизирует ее и в конечном счете приведет к расстройству. Следует отметить, что экономика США, которую пытаются копировать российские монетаристы, в настоящее время является смешанной. Основатель монетаризма М. Фридман, увидев последствия применения своей теории на практике в России, отметил, что для такой социалистической страны, как Россия, если она серьезно хочет выбраться из «канавы, расположенной на обочине мировой дороги», модель США просто опасна. экономическая география региональный детерминизм

Известно, что доля государственного сектора в экономике развитых стран в настоящее время равна 30-35% и роль государства как макрорегулятора устойчиво растет, Регулирование экономики государством осуществляется через законы, систему налогов, тарифов и др. Государство является главным политическим звеном в переходный период, вбирая все его противоречия. Оно должно корректировать стихийный процесс воспроизводства общественного богатства. В переходной экономике в погоне за первоначальным накоплением капитала действуют тенденции к воспроизводству любыми способами. Государство в этот период должно включить систему экономической безопасности. Это означает прямой запрет на строительство экологически опасных промышленных предприятий, объектов, губительно эксплуатирующих полезные ископаемые, запрет на разработку и внедрение новых технологий, ориентированных на использование природы и человека ради хищнического накопления. Это означает создание мощного заслона посягательствам на финансово-кредитную и денежную системы, расхищению под видом приватизации общенародной собственности, коррупции и др.

На современном этапе экономического развития в таких странах, как США, Великобритания, Франция, Россия и др., получила популярность «региональная наука». О возникновении и характере развития экономических районов в экономической и географической литературе долгое время ведутся научные дискуссии. Западные теории районирования приписывают решающую роль в районообразовании природным условиям или рыночным отношениям.

На наш взгляд, научный подход к изучению экономического района требует прежде всего, чтобы все вопросы рассматривались на базе определенных социально-экономических условий. Только и неразрывной связи с развитием способа производства и общественного разделения труда между различными территориями возможно научное понимание сущности и закономерности развития экономических районов. Район - понятие, обозначающее территорию, выделяющуюся своими специфическими особенностями. Если понятие физико-географического района общепринято, то в отношении экономического района этого сказать нельзя. Более того, большинство ученых США и стран Западной Европы, занимающихся региональными исследованиями, вообще не признают объективного существования экономических районов,

Французский ученый Э, Жийар замечает по этому поводу, что, хотя Франция была страной, одной из первых применивших региональные исследования, определения понятия района здесь до сих пор не сделано. При этом Э. Жийар констатирует, что открыли район не географы, а экономисты, и ссылается на А. Леша и У. Изарда.

Руководитель отдела «региональной науки» Пенсильванского университета США У, Изард признает, что немало времени экономисты, географы, ученые-социологи и политики, специалисты по планировке городов и районов и другие ученые, занятые разработкой общественных проблем, посвятили вопросу о том, что такое район. Пока не удалось выделить самого главного в этом понятии.

Один из главных теоретиков американской экономической географии Р. Хартсхорн утверждает, что реальных районов нет в природе, существуют только умственные конструкции районов. А. Леш (Германия), один из пионеров «пространственной экономики», в работе «Географическое размещение хозяйства» указывает, что экономические районы или экономические ландшафты - это система различных рынков. Крупный американский географ К. Клоран отмечает, что под районом следует понимать территорию, характеризуемую однородностью в одном или нескольких отношениях (аспектах). Такой же точки зрения придерживаются Р. Смит (США) и Ф. Перу (Франция),

Из определений понятия экономического района, выдвинутых советскими учеными, следует выделить в первую очередь определения П.М. Алампиева и Л.Я. Зимана. «Экономический район, - пишет П.М. Алампиев, - не просто местность, обозначенная на карте. Это географически целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи и неразрывно связанная с другими частями общественным территориальным разделением труда». Л.Я. Зиман определяет экономический район следующим образом: «Экономический район - это исторически сложившаяся общность территории и экономической жизни, проявляющаяся во внутрирайонных и межрайонных экономическихсвязях и имеющая в основе определенную структуру производительных сил и производственных отношений».

Приведенные определения экономического района наряду с общим имеют и существенные различия. У П.М. Алампиева на первый план выдвигается географическая целостность экономического района как территориальной части народного хозяйства страны, затем - производственная специализация, а далее - внутренние и внешние связи на основе общественного территориального разделения труда. При этом ничего не говорится о природных ресурсах и населении. Этого же определения придерживается А.Е. Пробст с той лишь разницей, что район объединяется общими экономическими задачами. Но неясно, о каких задачах здесь идет речь. О задачах экономических районов говорят обычно только в отношении планового хозяйства социалистических стран, хотя в некоторых капиталистических странах, например во Франции, делается попытка научной разработки основ региональной политики.

В определении экономического района Л.Я. Зимана прежде всего говорится об исторически сложившейся общности территории и экономической жизни, которая проявляется во внутрирайонных и межрайонных экономических связях, а затем - о структуре производительных сил и производственных отношениях. Что же касается специализации производства, то ее Л.Я. Зиман в определении района не упоминает.

Было бы неправильно требовать, чтобы определение включало все стороны, все элементы экономического района как экономической категории. Такое определение было бы чрезмерно громоздким и поэтому утратило бы свою ценность. Прежде всего необходимо указать, что экономический район - это неотъемлемая часть народного хозяйства страны, он охватывает определенную территорию и характеризуется рядом важнейших черт: производственной специализацией и определенной экономической сплоченностью, уровнем и структурой производства и экономико-географическим положением. Экономический район немыслим без природных ресурсов и тем более без главной производительной силы - населения с его трудовыми навыками. Эти важнейшие районообразующие основы должны быть обязательно включены в определение экономического района.

Наиболее правомерным представляется следующее определение. Экономический район - это хозяйственная территория, выделяющаяся внутри страны специализацией и структурой производства, природными и людскими ресурсами, а также экономико-географическим положением.

Зрелая рыночная система должна привести к рационализации размещения производства, так как оно происходит на основе конкуренции, борьбы различных частных фирм за наиболее прибыльные районы деятельности своих предприятий.

Разработка долгосрочных прогнозов развития экономических районов, республик, территориальных комплексов, промышленных узлов и т. д., изучение проблем целесообразного размещения производительных сил по территории России, анализ межрайонных связей - все это должно давать возрастающий экономический эффект.

Важное значение имеет систематическое исследование территориальных и межотраслевых пропорций. Задача науки - определить оптимальные территориальные соотношения между крупнейшими экономико-географическими зонами, экономическими районами, областями и краями, а также внутри всех этих подразделений народного хозяйства страны, выявить их взаимосвязи. Изучение проблем экономической эффективности размещения производства в западных и восточных зонах России - одна из первоочередных современных проблем.

И обособляется от физической географии .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Термин экономическая география введён М. В. Ломоносовым в 1751, возглавлявшим Географический департамент Российской империи. До середины 1960-х преобладал чисто производственный подход, в 1970-80-е в предметную область экономической географии входят урбанизация, формирование сети городов, социальные проблемы. В течение длительного времени внимание экономико-географов концентрировалось на закономерностях, условиях и особенностях территориального размещения материального производства.

    А. Вебер под экономической географией понимает теоретическое рассмотрение размещения экономического процесса в данном пространстве.

    Объект и предмет изучения

    Татищев - фактически первый в России географ. «История Российская» - включает представления Варениуса о географии. Глава в «Истории..» - О географии вообще и о русской. 3 раздела географии: 1) По масштабу исследования - универсальная (генеральная, описание суши и воды всей планеты и её частей), специальная (описание разных стран) и топография (описание части стран вплоть до отдельных городов с их пригородами); 2) По «качествам» - математическая (измерение Земли), физическая (внимание на главные природные недостатки и достоинства) и политическая (изучение занятий населения, его трудовых навыков, обычаев и доходов во времени; 3) По переменам времени - древняя, средняя, современная. По сути составил первую географическую энциклопедию - «Лексикон Российской империи». Выдвинул программу анкетного обследования страны. Анкета содержала 198 вопросов. Включала вопросы по территориальному разделению труда, специализации местностей. Была разослана только по Сибири. По результатам - первое ЭГ исследование: «Общее географическое описание всея Сибири» (попытки районирования, в том числе экономического). Применение картографического метода. Что подчеркивал (особенности): важность историзма; расширение масштабов исследования, объединял рассмотрение природы и человеческой деятельности; упоминал о ТРТ и специализации разных местностей на пр-ве тех или иных продуктов (из-за природно-климатических условий).

    Ломоносов. Доказал, что географии надо изучать лик Земли в процессе его исторического развития (сравнивать прошлое и настоящее). Ввел термин «экономическая география» (дисциплина, изучающая хозяйство, природные и трудовые ресурсы страны). Возглавлял географический департамент академии наук (главная задача которого - составление и выпуск карт). Ставил задачу издания комплексного географического атласа России; ЭГ для Ломоносова неразрывно связана с экон. картографией. Вопросник из 30 вопросов по ЭГ (на выявление специфики местностей, в связи с работой над атласом России в 1759 г.). Собирался заняться экономической ландкартой. Атлас российских продуктов - предполагалось сделать 1200 карт. Для этого - составление лексикона российских продуктов (местность производства, объём производства, сколько потребляется на месте, как вывозится, цена). Кроме того, Ломоносовым были организованы полевые исследования - Сибирь, Камчатка. Труды: «О слоях земных» (природно-исторический), «О размножении и сохранении росс.народа» (демографический и социологический труд), «Экономический лексикон» (перечисление всех видов росс.товаров по алфавиту).; главные проблемы ЭГ - хоз.освоение природных ресурсов огромной страны, ТРТ внутри страны, размещение новых центров производства.

    Шарль Луи Монтескье (1685-1755). Подробно рассмотрел влияния природных условий на общественное развитие. Работы: «О духе законов», «Об отношении з-нов гражданского рабства к природе климата», «О з-нах в их отношении к св-вам климата». Вслед за Боденом ШЛМ придает большое значение роли человека, изменяющего природу. Видел причину развития рабства в расслабляющем действии жаркого климата. Другие направления работ: «камеральная статистика» (Германия, сер.18 в.) - давала множество отдельных, ничем не связанных сведений о разных государствах и их административных единицах; коммерческая география - сведения о предметах торговли, ценах на товары и т. п.

    И. Кант (1724-1804). Внимание роли природы в развитии общества. Противопоставил пр-во - времени, природу - человеку и положил начало противопоставлению ФГ и ЭГ. Именно с него началась хорологическая концепция географической науки, разрывающая пространственное и историческое рассмотрение природы.

    Конец 18 в. - в России начинают формироваться экономические районы. 1776 г. - Чеботарев выпускает в свет 1-й учебник по географии нашей страны «Географическое методическое описание Росс.империи». он же предпринимает первую попытку районирования европейской части России.

    I половина XIX в.

    А. Гумбольдт (1769-1859). Для него характерно целостное восприятие природы. Обратил внимание на различие естественных и культурных ландшафтов, на сильное изменение природы человеческой деятельностью, на многосторонние связи между природой и человеком. В итоге начал создавать учение о ландшафте на основе сравнительного метода, выделил ландшафтные природные зоны. Ввел понятия: биосфера, единство органической и неорганической природы (органический мир и климат формируют ландшафт), техносферы, ноосферы. Труд: «Космос».

    К. Риттер. Своё внимание сосредоточил на зонах отношений между природой и человеческой деятельностью. Труды: 19 томов «Землеведения», «История о сравнительном землеведении». Последователь Канта. Считал, что предмет географии - конкретные территории с их природой, населением, хозяйством - итог: введение идеи земных пространств. Также введение пространственных отношений, причем он пытался их количественно оценить + понятия: земной организм, среда, географическая классификация. Пространство у Риттера видоизменяется (сокращения пространства). Выделил культурную сферу на планете, от него идет понимание, что земля - воспитательный дом для человека.

    К. И. Арсеньев - развитие районного направления. Выделил в России 10 «пространств» по своеобразию их природных условий и хозяйственной деятельности населения. «Статистические очерки России» (1848) - выделение районов («пространств»), а внутри них ещё подрайонов («поясов») с физико-географическими и эконом-географическими характеристиками каждого из районов - зачатки районирования. Кроме того, работа по улучшению статистики, изучение городов.

    Маркс и Энгельс. Хотя борьба человека с природой необходима, история природы и история общ-ва обуславливают друг друга (единый обмен в-в). Движущая сила общества - соединение общественного характера производства с теми производительными силами, которыми располагает общ-во в данной стране.

    Ведущие западные школы экономической и социальной географии во второй половине 19 в. - первой половине 20 в. Период особенно бурного развития капитализма, подготовка к первой мировой войне, хвативший первые два десятилетия ХХ века, характеризовался с одной стороны «смутой» и некоторым упадком в науке и искусстве, но это было время всеобщего «брожения», в результате появлялись новые направления в науке, искусстве. География в целом и экономическая география в частности несколько отошла от выработанного в ХIХ веке русла. В это время бурный всплеск в географии получила парадигма географического детерминизма , объяснявшая бурный процесс социального и экономического развития ходом природных процессов. Но основное признание получила уже школа не прямого детерминизма, а географического поссибилизма , то есть опосредованного воздействия природных факторов на человека.

    Э. Реклю (1830-1905). «Всеобщая география» (19 томов) - самое полное географическое описание всех частей света и стран земного шара (причем описывается не только природа, но и хоз-во и жизнь людей). «Земля» - описание жизни на земле; задача географа - познать физиологию земного шара. «Человек и Земля» (6 томов) - понять как труд воздействует на географическую среду.

    Районная парадигма. В рамках этой парадигмы развивались такие национальные географические школы, как хорологическая, французская школа географии человека (еще с к. ХIХ века, Видаль де Ла Блаш, Э. Реклю, Ж. Брюн) и антропогеография (Ф. Ратцель, К. Риттер) - исследование колонизации территории человеком, влияния на это природы.

    С начала ХХ века в Германии широкое признание в среде географов получили антропогеографическая концепция Фридриха Ратцеля (1844-1904 гг.). Концепция Ратцеля стала, во многом, теоретической базой для нацизма, потому как в ней обосновывалось расширение границ Германии. Напомним, что Ратцель, как представитель социал-дарвинизма, утверждал, что существует много общего между группами людей и животных в их жизни, размещении по поверхности Земли, взаимодействии с окружающим средой, рассматривал государство (как и любую территорию) как организм, которому присуща такая же, как живым существам, борьба за существование, ввел понятие «жизненное пространство». Задачи антропогеографии: география описания области распространения человека, расселения людей под воздействием природы, влияния природы на человека (дух и тело). Был основоположником геополитики в работе «Политическая география» - то есть биологизированной интерпретации политических взаимоотношений государств, их границ, их притязаний, конфликтов, захватов и пределов земель. Исследует освоение территории: рассматривал как природа влияла на колонизацию. Антропогеография относится к географическому поссибилизму.

    После первой мировой войны выходит книга англичанина Халфорда Макиндера с теорией сердцевинных регионов мира-хартленда- (Восточная Европа+ СССР+Сев. Китай(Маньчжурия)+Монголия), обладатели которых могут якобы управлять теми или иными континентами и миром в целом. Наибольшее развитие геополитика в те годы достигла в Германии - в работах одного из последователей Ратцеля - географа Карла Хаусхофера, приверженца Гитлера, в 1927 он выступил с концепцией пересмотра границ Германии.

    Антропогеография частично дала о себе знать и в предреволюционной России в работах А. А. Крубера (1871-1941), Л. Д. Синицкого (1864-1933), В. П. Семенова-Тянь-Шанского, но в России более социально выраженная направленность исследований, человечество рассматривается как социальный организм, описание взаимодействий природы и человека. В отличие от Ратцеля, Крубер и Синицкий признавали объективно существующую географическую оболочку, в которой выделяли антропосферу. Синицкий, кроме того, был отличным педагогом и написал немало учебников для средней и высшей школы. Работы Ратцеля: «Антропогеография», «Политическая география», «Земля и жизнь», «Народоведение». Ученики: 1. Элен Сэмиэл (1863-1932): перенесла идеи Ратцеля в США 2. Кэнитингтон -англичанин. Минусы: переносили з-ны природы на географию человека, что неправильно (Пр.: Синицкий писал о зональном распространении народов на Земле); не пытались увидеть реальные движущие силы общ-ва (все объясняли организмом человека), отказывались от изучения современного общ-ва; не пытались увидеть противоречий между природой и общ-вом (писали о гармонии); географическая среда заставляет выбирать тот или иной вид занятий; отсутствие экономического подхода, все обусловлено естественными факторами. Сейчас антропогеография выродилась.

    Хорологичекая школа в 1-й половине ХХ в. получила развитие в работах Альфреда Гетнера (1859-1941), последователя Канта и Риттера. (Классификация наук по Канту: Систематические (физика, математика, биология и т. д.), Хронологические (история), Хорологические (география). Риттер дал такое определение, общее для всех географических наук: « Географические науки имеют предметом пространства на земной поверхности…» Таким образом, изучается местность с большим количеством объектов, исторический фактор не нужен, моментальная картина местности.

    Основные положения Гетнера: - география - наука о предметном заполнении пространства (как у Канта) - география - идеографическая наука, то есть не интересуют законы размещения, а описание хоросов - районов. Б. значение - природным и культурным ландшафтам. Последователем этой научной школы был и американский географ Р. Хартшорн, который считал географию наукой о множестве пространственных земных индивидуумов (ландшафтов, местностей и т. д.), неповторимо особенных, являющихся результатом мышления географа, который каждый раз выделяет их для тех или иных целей, придает им те или иные связи. Хартшорн, как и другие последователи Канта, отрицал возможность открытия законов развития географических объектов, считал непознаваемой их сущность, отрицал возможность выделения объективно существующих районов. Отсюда уже в сер. ХХ века в американской географии была сформирована концепция субъективности районирования.

    Французская школа географии человека. С конца ХIХ в. научная школа Э. Реклю во Франции сменилась школой «географии человека», возглавляемой Видалем де ла Блашем (1945-1918). Это лучшая страноведческо-описательная школа. Принцип гармонии между природой и человеком, пейзажный подход, описание пейзажей. Основная задача - охватить физиономию страны. Фр. география - это география индивида. География - это искусство. В работах этой школы обращалось внимание главным образом на характерные детали приспособления жизни людей к своеобразным условиям географической Среды., реализации местных природных возможностей хозяйства в ходе исторического развития отдельных местностей. Красочность, с которой описывались детали взаимодействия природы и жизни людей различных небольших местностей - преимущественно сельских с длительной историей их освоения, была велика и по сути даже можно было эти работы отнести не к науке, а к искусству. Регионализм составлял одной из характернейших черт французской школы вообще и «географии человека» в частности, так как это были региональные описания. Региональной географии посвящён ряд работ Мартона, Деманжона, Сиона. Применение руральных методов исследования (связанных с землей - с/х, рыбалка, охота). Первичными объектами регионального изучения представляются малые географические объекты (районы) - пэи - природные историко - культурные общности, являются однородными участками. Работы В. Де ля Бланша: «Географические районы Франции», «Районы Франции», «Принципы географии человека». Его ученики: Жан Брю («География. человека», «География человека во Франции», «География истории»), Бали («Северная Америка»), Люсьен Голуа, де Мартон, Монмар, М. Саре («Основы географии человека»). Образное, рельефное изображение материального быта и местной культуры с природными условиями данной местности, НО: пропадает главное - противоречия и контрасты экономической жизни.

    «Штандортные теории». Теории о размещении пр-ва, НО: абстрагирование от конкретного пр-ва, поэтому на практике мало используются, так как не раскрывают реальные движущие силы развития и размещения ПС.

    1. Теория Тюнена («Изолированное гос-во»). Исследует влияние 3 ф-ров: транспортных расходов, производственных расходов и природных условий и ресурсов. Выводит закономерности размещения вокруг одного центра различных сис-м с/х с точки зрения наибольшей выгоды использования земель: 1…7 Принцип: чем дальше от центра, тем менее интенсивное хоз-во. Выводы: важен ф-р расстояния, принцип оптимального сочетания зон в пр-ве. «+» - оправдывает отсталость окраин, «-» - в реальности не успевает следить за постоянно меняющимся развитием пр-ва.

    2. Вебер. Главное - принцип минимизации издержек пр-ва. Основные условия: рассмотрение изолированной хозяйственной области; рассмотрение заданных точек: добычи сырья, рынков труда, центров потребления пром. продукции; принятие решения о размещении предприятия на основе минимизации транспортных издержек, расходов на оплату труда и максимизации агломерационного эффекта (следовательно, экономии энергии, транспортировке и пр.видах инфр-ры). Задача - выбор оптимальной точки для размещения пр-ва; следует искать на прямой, соединяющей пункт добычи сырья и рынок сбыта.

    3. Кристаллер - теория закономерного размещения населенных пунктов, иерархии населенных пунктов (в том числе городов), модель переустройства оккупированной Советской территории, но жизнь сложнее. Гипотеза о зоне обслуживания центрального места (города), минимизация транспортных расходов и максимизация кол-ва и кач-ва потребляемых услуг.

    Основные школы экономической географии

    • Теория штандорта
    • Школа пространственного анализа
    • Отраслево-статистическая школа
    • Теории регионального роста
    • Санкт-Петербургский государственный университет (кафедра экономической и социальной географии, кафедра региональной политики и политической географии)
    • Институт географии СО РАН (Иркутск)
    • Тихоокеанский институт географии ДВО РАН

    Введение в экономическую географию и науку о регионах

    Экономическая география и регионалистика - это комплекс научных дисциплин, изучающих экономические процессы и явления в территориальном, географическом аспекте.

    Изучает размещение и развитие производительных сил в тесной связи с природно-экологическими условиями (производительные силы включают два фактора: рабочую силу и средства производства — предметы и орудия труда).

    Основываясь на законах развития общества и законах развития природы, экономическая география занята анализом и прогнозом территориальных взаимодействий в системе «природа — население — хозяйство». Предельный объект ее исследований — антропогенная (техногенная) сфера географической оболочки Земли (географической среды) с теми или иными структурами, обусловленными взаимодействием общества и природы (ноосфера В.И. Вернадского). Более конкретным объектом служат пространственные структуры населения, природопользования и хозяйства, складывающиеся под влиянием географического (территориального) разделения труда на различных иерархических уровнях — от локального и регионального до глобального.

    Термин «регионалистика» обычно понимается как синтез подходов различных наук к региональным исследованиям (для обозначения комплекса знаний о регионах используются также термины — регионоведение, регионология, региональная наука).

    В отечественной науке чаще использовался иной термин — региональная экономика. Региональная экономика - географическое (региональное) направление в экономике, научная дисциплина, изучающая пространственные аспекты развития национальной экономики и ее отраслей, с целью совершенствования управления факторами размещения производительных сил и территориального развития. Регионалистика - синтетическое научное направление, полностью включающее региональную экономику, изучающее регионы как целостные системы, отдавая приоритет междисциплинарным исследованиям.

    Основным понятием в регионалистике является «регион». В экономической литературе приводятся различные определения региона. Однако многие авторы выделяют следующие три отличительных признака региона: территория, специализация и наличие экономических связей.

    Регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов (происходит от латинского слова и означает страна, край, область, т.е. некоторая местность).

    С позиций системного подхода можно считать регион особой социальной экономической системой, важным элементом которой является население. Население одновременно производит и потребляет материальные и нематериальные блага. Цель функционирования данной социально-экономической системы — удовлетворение потребностей населения, создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека (согласно ст. 7 Конституции РФ).

    В современной Российской Федерации существует несколько видов регионов — субъекты Федерации, федеральные округа, экономические районы, административные районы субъектов Федерации и другие территории.

    Согласно Общероссийскому классификатору экономических регионов (ОКЭР) под экономическим регионом понимается совокупность объектов административно-территориального деления страны, обладающих рядом общих природно-экономических признаков.

    В данном систематизированном перечне региональных экономических группировок объектов административно-территориального деления России экономические регионы выделяются последующим классификационным признакам:

    • относительной общности объективных условий хозяйствования в пределах данной территории;
    • общности целей и задач совместной разработки и осуществления региональных программ экономического и социального развития добровольными объединениями субъектов Российской Федерации:
    • условиям изучения и контроля природно-климатических, экологических и геологических параметров местности, в том числе на территориях государственных природных заповедников и национальных парков;
    • условиям осуществления технического надзора за строительством и использованием основных фондов, в том числе на объектах, требующих обеспечения сейсмической и радиационной безопасности;
    • условиям обеспечения государственного таможенного контроля за внешнеторговыми операциями;
    • характеру и степени дискомфортности условий жизнедеятельности населения, в том числе в районах проживания малочисленных народов России.

    По этим признакам выделены федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия (МАЭВ), экономические районы, экономические зоны (макрозоны), особо охраняемые природные территории, регионы компактного проживания малочисленных народов России и др.

    Совокупность регионов России составляет основу территориальной структуры экономики, которой посвящены следующие разделы пособия.

    При размещении производительных сил исследуются четыре главных вопроса: КТО, ЧТО, КОГДА И КАК размещает производительные силы в обществе.

    КТО — это субъекты хозяйствования. Под ними подразумеваются юридические и физические лица. Юридические лица - это органы государственного управления, различные организации, объединения, фирмы, предприятия, наделенные особыми полномочиями и правами, согласно уставу их деятельности. Физические лица - это граждане, занимающиеся особого рода деятельностью, но не зарегистрированные государством в качестве юридических лиц, т.е. не имеющие зарегистрированного устава, печати и расчетного счета в банке.

    ЧТО — это производительные силы общества. Они включают по меньшей мере два фактора, две субстанции: рабочую силу и средства производства.

    - это люди, занятые в одной из двух сфер общественного производства: материальной и нематериальной (духовной).

    — это орудия труда и предметы труда. Орудия труда можно интерпретировать узко и широко. В первом случае чаще всего подразумевают машины, механизмы, инструменты, а также здания и сооружения, необходимые для ведения производственного процесса. При широкой интерпретации сюда включаются энергетические ресурсы, привлекаемые для приведения в действие машин и механизмов (электроэнергия, вода, пар, специальные виды топлива из нефтепродуктов), а также информация, в том числе формируемая в научном процессе.

    - это то, на что обращен производственный процесс. В ходе производственного процесса предметы труда превращаются в механизмы, но это узкая интерпретация данной категории. В широком смысле предметом труда является все то. что целенаправленно изменяет человек.

    Вообще, «разместить» - это обычно построить новый производственный или социальный объект или заставить функционировать ранее бездействовавшие производственные мощности. Между производственными и социальными объектами существует конкретная связь. Средства производства могут функционировать только в тесном соединении с рабочей силой. Рабочая сила — это человек. Он должен воспроизводить свои рабочие возможности. Для такого воспроизводства нужна особая инфраструктура — социальная (жилье, больницы, школы, детские учреждения, объекты общепита и торговли). В связи с этим, размещая производительные силы, безусловно, необходимо размещать объекты социальной инфраструктуры.

    КОГДА — оба фактора производства соединяются в производственном процессе специальным образом, т.е. согласно технологии. Поэтому требуется определенный порядок ввода в действие производственных элементов. Для создания нормальных условий воспроизводства рабочей силы в определенной последовательности вводятся в число действующих социальные объекты.

    КАК — производительные силы страны в течение советского периода вводились в действие по определенной схеме под государственным руководством. В условиях отечественной рыночной экономики разрабатывается механизм индикативного планирования и государственного регулирования размещения производительных сил.

    Дисциплина «Экономическая география и регионалистика» имеет сложную дифференцированную структуру.

    По однородным уровням пространства в экономической географии и регионалистике можно выделить:

    • локалистику (локальный уровень);
    • регионоведение (региональный уровень);
    • страноведение (национальный уровень, география зарубежных стран);
    • глобалистика (глобальный уровень, география мирового хозяйства).

    По однородным объектам изучения (отраслевая структура) обособляются:

    • география природных ресурсов и природопользования;
    • география населения;
    • география хозяйства:
    • география управления и инфраструктуры;
    • коммерческая география;
    • гуманитарная география:
    • социально-политическая география.

    В экономической географии и регионалистике выделяют отдельные направления, связанные с решением прикладных проблем:

    • территориальное планирование;
    • размещение предприятий;
    • региональное развитие;
    • геополитика и геоэкономика;
    • диффузия инноваций и др.

    По временным критериям географию можно разделить на три ветви: историческая география, современная география, прогностическая география.

    Очевидно, что предлагаемые варианты внутренней структуры экономической географии и регионалистики раскрывают только основные ее направления. Многие из них будут рассматриваться в разделах пособия.

    Формирование профессионального мировоззрения будущих экономистов высшей квалификации должно начинаться с изучения экономической географии и регионалистики — единственной научной дисциплины в системе экономических знаний, которая занимается конкретной территорией. Актуальность изучения дисциплины для высшего экономического образования заключается в том, что вся экономическая деятельность, включая финансово-банковскую и расчетно-аналитическую, происходит на конкретной территории, особенности которой, ресурсный потенциал, структуру хозяйства и уровень развития экономист обязан знать досконально. В процессе получения высшего экономического образования обязательно должна быть сформирована географическая компетентность экономиста.

    Обоснование рациональной территориальной организации производительных сил возможно только при совместном участии многих наук. Территориальность и комплексность — важные отличительные признаки, органически связывающие экономическую и социальную географию с целым рядом экономических, естественных и технических наук.

    Экономическая география и регионалистика занимают особое место в системе экономических знаний. Она непосредственно взаимосвязана с экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками, экономикой природопользования, экономикой и социологией труда, экономическим прогнозированием, историей государственного управления, разработкой управленческого решения, региональным индикативным планированием и т.д.

    Экономическая география связана с физической географией и другими естественными науками, в том числе гидрологией, геологией, биологией, климатологией. Среди технических наук можно выделить математику и демографию.

    В настоящее время повышается роль субъектов Федерации и федеральных округов в формировании, развитии и размещении производительных сил, возникают особые (свободные) экономические зоны, формируются новые горизонтальные связи, меняется политическая и административная карта страны. Учитывая вышесказанное, будущим специалистам необходимы теоретические знания и практические навыки, позволяющие исследовать и анализировать экономические процессы на конкретной территории.