В основе способности биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности лежит концепция развития современной цивилизации. По способу вычисления

концепция "пределы экономического роста"

концепция "нового качества" экономического роста

Концепция "устойчивого развития"

70. К природным ресурсам, создающим условия существования человека, в первую очередь относится:

Панфилова

71. Абсолютная ограниченность минерально-сырьевых ресурсов связана с (отметить):

вовлечением в хозяйственный оборот новых видов ресурсов

кардинальными сдвигами в производственном базисе

Общей ограниченностью масштабов нашей планеты и всех видов ресурсов

72. Возобновляемые (воспроизводимые) виды природных ресурсов:

Солнечная энергия

Геотермическая энергия

73. Относительная ограниченность минерально-сырьевых ресурсов связана:

общей ограниченностью масштабов нашей планеты и всех видов ресурсов

Кардинальными сдвигами в производственной базе

Вовлечении в хозяйственный оборот новых видов ресурсов

74. Пять стран, в недрах которых сосредоточено 100 млрд. т. нефти (или 2/3 от всех разведанных запасов):

Венесуэла

Саудовская Аравия

Норвегия

75. Семь стран, в недрах которых сосредоточено 60% разведанных запасов природного газа:

Узбекистан

Туркменистан

Саудовская Аравия

76. Основными экспортерами нефти в настоящее время являются:

Мексика

Норвегия

Саудовская Аравия

Венесуэла

77. Основные импортеры нефти:

Страны ЕС

78. Первые пять мест в мировом спросе на первичные энергоресурсы:

Гидроэнергия

Природный газ

Атомная энергия

энергия ветра

солнечная энергия

79.Главные факторы, которые по выражению П. Самульсона обеспечат, как отдельным странам, так и в целом мировой экономике «безкризисное развитие»:

Природные ресурсы

Население

Капитал

Технические новации

демократия

культура

экологическая чистота

гуманность

80. «Шестерка» стран-лидеров по добычи золота:

Австралия

81. Наука, которая на основе социальных, экономических, биологических и географических факторов исследует процессы, происходящие в структуре, динамике, перемещении и размещении населения называется:

глобалистика

социология

политология

Демография

мировая экономика

82. Численность населения Земли по прогнозам будет:

постепенно уменьшаться

медленно сокращаться

Расти все медленнее

расти все более быстрыми темпами

83. Перемещение сельского населения в города неизбежно ведет к:

маргинализации

Урбанизации

демократизации

демопуляции

84. Перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на достаточно длительный срок - это:

диверсификация населения

маргинализация населения

Миграция населения

геополитизация

урбанизация

85. Рабочие - фронтальеры - это:

официально регистрирующиеся трудящиеся-мигранты

нелегальные иммигранты

Ежедневно пересекающие границу рабочие

члены семей мигрантов

86.Рост среди мигрантов удельного веса специалистов высокой квалификации приводит к:

значительным убыткам

росту экономической преступности

политической нестабильности

Значительному экономическому эффекту для принимающих стран

87. Группы населения, объединенные по национально-этническим или религиозным признакам и проживающие в новом для себя районе (стране) называются:

народность

Диаспора

88. Современная демографическая ситуация в России характеризуется:

ростом числа родившихся

сокращением смертности среди населения

Депопуляции

Снижением ожидаемой продолжительности жизни

увеличением продолжительности жизни

89. Продолжительная тенденция «старения» населения характерна для следующих стран:

развивающиеся страны

Промышленно-развитые страны

страны с переходной экономикой

90. Профессиональная структура населения отражает:

политическую активность страны на международной арене

Степень развития общества в целом

половозрастной состав населения

Достигнутую структуру экономики стран

уровень безработицы в стране

Общие тенденции в распределении рабочей силы по секторам занятости

91. Характерные тенденции распределения экономически активного населения (ЭАН) в промышленно развитых странах:

рост ЭАН в сельском хозяйстве

Уменьшение и стабилизация ЭАН в сельском хозяйстве

Рост занятых в сфере услуг

92. Характерные тенденции распределения занятых в развивающихся странах:

рост занятых в сельском хозяйстве

Рост занятых в промышленности

Высокий уровень занятых в сельском хозяйстве



Рост занятых в сфере услуг

93.Характерные тенденции распределения ЭАН в странах с переходной экономикой:

Стабильно высокий уровень занятых в сельском хозяйстве

Рост занятых с сфере услуг

рост занятых в промышленности и строительстве

Уменьшение занятых в промышленности и строительстве

94. Причины международной миграции:

Экономические

Демографические

Военно-политические

Экологические

Терроризм

Подлесных

95.Характерными чертами понятия «Демографический взрыв» считаются

Снижающаяся смертность

низкая смертность

Высокая рождаемость

Резкое увеличение темпов роста населения

снижающаяся рождаемость

стабильное или растущее по минимальной динамики население

низкая рождаемость

96.Характерными чертами понятия «Демографическая зрелость» считаются

снижающаяся смертность

Низкая смертность

высокая рождаемость

снижающаяся рождаемость

Низкая рождаемость

Стабильное или растущее по минимальной динамике население

97.Характерными чертами понятия «Демографический кризис» считаются

высокая рождаемость

Высокая смертность

Коэффициент естественного движения населения со знаком минус (-)

Депопуляция

Смертность превышает рождаемость

План лекции: 1. Понятие о биономике и ее разделах. 2. Биология экономики (биология общественного организма). 3. Передача информации как объект биоэкономики. 4. Научные и хозяйственные предпосылки возникновения биономики. 5. Место биономики в современной науке и экономике. 6. Экономическая биология как раздел биономики. 7. Прикладные направления исследований в экономической биологии.


Биономика – это: отрасль биологии, изучающая отношения между живыми организмами и их внешней средой; раздел эргономики, который включает поведенческие науки, биомеханику, осанку, растяжение; «эволюционное направление в экономической науке, рассматривающее экономику как самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, которой присущи все качества живого» (словарь РГИУ); новое направление в экономической теории, согласно которому к экономике применяются биологические модели и методы.







В то время как традиционная экономика основана на концепциях, заимствованных от классической ньютонианской физики, биономика выделилась из современной эволюционной биологии. Там, где традиционный взгляд видит организации как машины для производства продуктов, биономика видит организации как разумные социальные организмы.


Такой подход позволяет видеть в экономике живую саморегулирующуюся систему, что в свою очередь приводит к возможности определять ее жизнеспособность, изучать экономические болезни и способы их лечения. Таким образом, вводятся новые методы изучения экономических систем и оценки их качества.


Основателем биономики как направления в экономике является Майкл Ротшильд. В своей книге «Биономика: Экономика, как экосистема» (1990 год) он определил сущность биономики: проведение широких аналогий между биологической эволюцией и экономикой, и использование идеи естественного отбора применительно к экономическим процессам. При этом свойства, выделенные эволюцией, наследуются и накапливаются.


По примеру биологии, биономика уделяет первостепенное внимание процессам передачи информации. «Генетическая информация… является основой всей органической жизни. Техническая информация… есть источник всей экономической жизни. …генетическая изменчивость и естественный отбор - два феномена, аналогичных технической инновации и рыночной конкуренции, - порождают пульсирующий ритм эволюционных изменений» (М. Ротшильд)


Различные факторы, среди которых информатизация экономики, резко возросшая стоимость знаний, легкость перемещения капиталов через государственные границы, изменение взглядов на природу устойчивого и неустойчивого отношения порядка и хаоса и многие другие создали предпосылки для возникновения биономики.


К настоящему моменту по биономике написано множество научных трудов. Например, одну из школ этой дисциплины представляет Игорь Флор («Биономика: Анализ на основе биоэкономических аналогий» (2005), «Биологический подход к управлению экономическими системами» (2006)).


На фото: Основоположники современной биономики, Майкл Ротшильд (США) (слева) и Игорь Флор (Россия) (справа), Москва, 2007 год. На фото: Основоположники современной биономики, Майкл Ротшильд (США) (слева) и Игорь Флор (Россия) (справа), Москва, 2007 год.


Возможности для взрывного развития данного направления экономики в последнее время появились во-первых, благодаря беспрецедентному развитию самих биологических наук; во-вторых, благодаря развитию информационных технологий, нанотехнологий и так называемой "зелёной" химии. В совокупности биоинформационные и нанотехнологии формируют сейчас основу новой цивилизации, так называемого шестого технологического уклада.


Применение биотехнологий даёт человечеству возможности для решения четырёх главных проблем: продовольственного обеспечения; качества здравоохранения; деградации окружающей среды; проблемы, связанные с истощением, исчерпанием энергетических, сырьевых и иных ресурсов.


Биономика все еще находится в стадии формирования. Несмотря на огромную разницу, которая существует между традиционной экономикой и биономикой, противопоставлять их не верно и даже опасно, как невозможно противопоставлять биологию физике: эти дисциплины должны не противоречить, а взаимно дополнять и обогащать друг друга.




Биологами доказано, что антропометрия человека, включая рост, более чем на 80% определяется генетическими факторами и лишь в незначительной мере зависит от качества жизни, или биологического статуса индивида. Но поскольку генетический фактор практически неизменен, то изменчивость роста - индивидуального или среднего в социальных группах, классах и целых популяциях - обусловливается исключительно качеством жизни.


Средний рост современного 20-летнего жителя Петербурга равен 178 см, жительницы см. Если создать в Петербурге условия жизни, как в Швеции или Норвегии, то рост мужчин постепенно увеличится до см, а женщин - до см.


Потенциал, заложенный в генах человека, полностью реализуется лишь в благоприятных условиях, и, наоборот, при продолжительных и суровых лишениях происходит задержка роста, которая может компенсироваться более быстрым увеличением длины тела в благоприятные периоды. Отсюда следует: высокие люди в целом лучше питались, имели лучший уход, меньше болели и т.д., то есть в целом обладали более высоким биологическим статусом, чем люди низкого роста.


Биологический статус не является синонимом благосостояния или уровня жизни. Но он в существенной степени определяется доходом, что позволяет делать выводы о благосостоянии народа, национальном доходе страны по изменению средней длины тела ее граждан. В слаборазвитых странах, где поддержание биологического статуса поглощает большую долю доходов населения, связь между благосостоянием и биологическим статусом теснее. Напротив, в развитых странах, где на поддержание биологического статуса уходит меньшая доля доходов населения, связь слабее.




Во-первых, применительно к преобладающему большинству стран до середины XIX в. невозможно оперировать традиционными индикаторами благосостояния из-за отсутствия надежных данных. Немногим лучше положение со статистическими источниками и в последующие периоды; Во-вторых, антропометрические данные позволяют взглянуть на положение людей в новом ракурсе: оценить их биологический статус, баланс между потреблением и расходом энергии; В-третьих, антропометрические сведения универсальны и элементарны, их легче сравнивать, даже если они относятся к разным годам, к разным социальным группам или странам, они не нуждаются в поправках на инфляцию и структуру потребления.

Александр Николаевич Костенко,

профессор (Киев)

Мать-Природа – Высший Законодатель

для всего сущего на все времена

ВВЕДЕНИЕ

То, что сегодня происходит в мире вызывает вопрос: это свидетельство прогресса или регресса современной цивилизации? Самым драматичным является то, что с каждым днем становится все тяжелее различать добро и зло, истину и неистину, красоту и некрасоту, справедливость и несправедливость, героизм и преступление, хороших людей и плохих, предпринимательство и псевдопредпринимательство, свободу и своеволие, действительность и иллюзии, порядок и анархию, право, и неправо, демократию и псевдодемократию, нравственность и аморальность, и так далее Однополые браки приравниваются к бракам между мужчинами и женщинами, политическое мошенничество цинично называют невинной «политической технологией», эксплуатацией биологических свойств (инстинктов) человека в литературе, музыке и на телевидении заменяют настоящее искусство, мистикой пытаются «исправить» реальность и тому подобное. И все это в современных обществах маскируется под видом прогресса.

Своеволие и иллюзии будут поражать все более людей, проявляясь во всех областях человеческой жизни в виде аморальности, преступности, экстремизма, мистицизма, волюнтаризма, утопизма, обскурантизму и тому подобное. Людям становится все тяжелее понимать друг друга. Злоупотребление, то есть употребление для творения зла средств, которые существуют для творения добра, становится нормой жизни. Люди плохие живут в лучшем благосостоянии, чем люди хорошие. При ближайшем рассмотрении можно увидеть, что все это симптомы кризиса социального порядка, при котором люди не могут жить счастливо...

Представляется, что все это и много другого, подобного этому, является признаками не социального прогресса, а социального регрессу. Человечество должно набраться смелости признать это, потому что лишь тогда оно обратится к Новейшему Просветительству, которое выведет его на путь социального прогресса, как это было, в частности, в ХVII – XVIII веках.

Именно благодаря Новейшему Просветительству, которое будет пропагандировать прогрессивные социальные идеи, добытые наукой, должен сформироваться новый социальный порядок, способный стать основой для новой жизни людей.

Для формирования нового социального порядка в обществе нужна новая социальная наука, которая освещала бы путь к

Следующие тезисы могут служить поиску подтверждения этой гипотезы:

Тезис 1.

Сегодня есть достаточно симптомов, которые указывают на кризис социального порядка в мире

На заострение проблем современной социальной жизни людей указывали, в частности, К.Ясперс, Э.Фромм, Ф.Хайек, Хосе Ортега-и-Гассет, Ф.Фукуяма, С.Капица, религиозные деятели и другие. Вызовом для цивилизации сегодня стала проблема соотношения свободы и безопасности человека, от решения которого зависит концепция нового социального порядка в условиях глобализации. В частности, современная концепция прав человека ведет к либерализму «без пределов», что разрушает социальный порядок..

Тезис 2.

Социальное своеволие и социальные иллюзии, которые заключаются в игнорировании природных законов общественной жизни людей порождают любой социальный кризис

Причиной всякого социального кризиса является пораженность людей социальным своеволием и социальными иллюзиями, что в частности проявляется в виде игнорирования природных законов социальной жизни людей, в том числе в игнорировании законов естественного (природного) права. Именно это порождает социальные кризисы. Юридическое своеволие и юридические иллюзии (разновидность социального своеволия и социальных иллюзий), которые заключаются в признании источником права исключительно воли и сознания людей, становятся господствующими в общественной жизни тогда, когда эта жизнь не согласовывается с законами социальной природы, в частности при тоталитаризме или при криминализме, который приходит на смену тоталитаризму на пути к демократизму. Правовое своеволие и правовые иллюзии – симптом социального регресса, а натуралистическая социальная наука – средство устранения этой патологии.

Тезис 3.

Для преодоления кризиса социального порядка и выхода на путь социального прогресса нужна новая социальная теория

Современная социальная наука не может решить проблемы, связанные с кризисом социального порядка. В частности, это касается проблемы существует ли сегодня в мировом сообществе эксплуатация человека человеком? Если существуют, то это социальная норма или социальная патология? А если это социальная патология, то как ее следует лечить – путем революции, как предлагал К.Маркс, или есть другой путь? Для ответа на эти и другие вопросы нужны новые научные инструменты. Преодолению кризиса в современной социальной жизни призвана способствовать новая социальная наука, способная открывать природные (естественные) законы общественной жизни людей, которые игнорируются теми, кто ограничивается социальным волюнтаризмом и социальным утопизмом. Научное исследование, в том числе и социальное, невозможно без использования определенной теории, которая имеет своим назначением открывать закономерности, недоступные непосредственному восприятию. Кризис практики всегда является следствием кризиса теории. Чем лучшей теорией пользуется исследователь – тем практичнее будет результат его исследования. Познание без теории является «слепым». Исследователь, который не имеет теории для своего научного исследования, – это «всадник без головы». Лишь с помощью новой теории может быть преодоленный кризис современной социальной науки.

Тезис 4.

Новая социальная доктрина может быть продуктивной, если будет основываться на принципе природности социального (принципе социального натурализма), что является результатом развития идей Просветительства

Выход из кризиса социальной жизни людей должен осуществляться путем основания этой жизни на доктрине, которая устраняла бы социальное своеволие и социальные иллюзии. Такая доктрина может быть разработана на основе теории социального натурализма, которая является результатом развития, в частности, идей стоиков, идеологов эпохи Просветительства, Эмиля Дюркгейма, Ф. Хайека и других мыслителей. Для преодоления кризиса юриспруденции, которая является «концентрированным выражением» социальных наук, актуальным есть также обращение к идеям юристов-натуралистов прошлого: Цицерона, Гуго Гроция, Пуффендорфа, Локка, Радбруха и других. Теория социального натурализма основывается на принципе природности социального, который заключается в интерпретации социальных феноменов как таких, которые должны существовать по природным законами (законам социальной природы), действующим через волю и сознание людей.

Тезис 5.

Для создания продуктивной доктрины социальной науки следует, исходя из идеи природной целостности мира, решить проблему №1 современной цивилизации, которая формулируется так: «Является ли социальное природным?»

Проблему №1 современной цивилизации, от решения которой зависит решение всех других проблем, можно сформулировать следующим образом: «Является ли социальное природным? Или, иначе говоря, в чем заключается социальная роль человеческой воли и сознания в мире, что существует по законам Матери-Природы?». Исходя из идеи природной целостности мира, а также из идеи В.И.Вернадского о «планетарном значении ума», предлагается следующее решение этой проблемы: «Социальные феномены являются не менее природными, чем физические и биологические, а социальная роль человеческой воли и сознания заключается в том, чтобы приспосабливать человеческую жизнь к законам Матери-Природы!». Это - основание для теории социального натурализма. Социальный натурализм не ведет к редукционизму, то есть не означает физикализацию или биологизацию социальных феноменом, потому что социальная природа не сводиться при этом к физической или биологической природе. Социальная природа признается как третья (рядом с двумя другими - физической и биологической), самостоятельная форма природы, генетически связанная с физической и биологической природами, но такая что существует по своим, свойственным лишь ей законами природы. Теория социального натурализма заключается в признании социального природным в соответствии с идеей природной целостности мира, которая означает, что ничего в мире не может существовать вне законов Матери-Природы, в том числе и социальные явления, которые порождаются волей и сознанием людей. Любое другое представление следует квалифицировать как волюнтаризм и утопизм, то есть таким, что оно признает источником законов для социальных феноменов волю и сознание людей, которые могут находиться в состоянии своеволия и иллюзий. Всякое социальное зло – это проявление комплекса своеволия и иллюзий, который поражает людей в результате несогласованности их воли и сознания с природными законами, свойственными социальной жизни людей. Согласно теории социального натурализма дихотомия «природа и общество» является ошибочной, потому что общество – это тоже природа. Из этой теории вытекает следующее положение: «Мать-Природа – Высший Законодатель для всего сущего на все времена». Лишь Мать-Природа может дать критерии для различения добра и зла, справедливости и несправедливости, права и неправа, истины и неистины, красоты и некрасоты, предпринимательства и псевдопредпринимательства, и так далее. С этим положением должна согласовываться и новая социология, которая может быть названа «натуралистической» социологией. Превращение современных социальных наук в естественные (природные) науки возможно, если социальные науки будут основаны на принципе природности социального, то есть на принципе социального натурализма. (Этот подход детальнее изложен в частности в кн.: Костенко А.Н. Культура и закон - в противодействии злу. – Киев: Атика, 2008. – 352 с. (на украинском языке); Костенко А.Н. Проблема №1 современной цивилизации (в украинском котексте).- Черкассы. – 2008. – 112 с. (на украинском языке)).

Тезис 6.

Социальная наука сможет обеспечить социальный прогресс, если станет естественной (природной) наукой – отраслью естествознания, то есть будет направлена на познание законов природы, по которым существует общественная жизнь людей (законов социальной природы)

На необходимость использования достижений социальных наук в обеспечении социального прогресса указывается, в частности, в Декларации социального прогресса и развития, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 11 декабря 1969 года. Однако современная социальная наука еще не используется должным образом для социального прогресса. Если объяснять положение отмеченной Деларации в свете натуралистической теории, то под социальным прогрессом следует понимать политический, экономический, правовой, моральный прогресс как прогресс в приспособлении жизни людей к законам социальной природы. Поэтому социальный прогресс не возможен без развития социальных наук, которые способны были бы открывать новые законы социальной природы для политики, экономики, права, морали и других областей общественной жизни людей. Из теории социального натурализма выходит, что все науки должны признаваться естественными – не естественных наук не может быть. Это касается и наук о социальных феноменах – социальных наук, а также юриспруденции, которая является «концентрированным выражением» социальных (и гуманитарных) наук. Поэтому юриспруденция должна стать «натуралистической» юриспруденцией, как и социальная наука вообще. Они должны познавать природные законы жизни людей, по которым существуют социальные и юридические феномены. «Натуралистическая» юриспруденция призвана способствовать формированию согласованности воли и сознания людей с законами естественного (природного) права, способствуя таким образом формированию того, что называется правовой культурой человека. Правовая культура людей, которая понимается таким образом, выше любых конституций, кодексов и законов, – она определяет их действие как инструментов в обеспечении правопорядка в обществе. Отсюда формула: «Культура – мать порядка!». В соответствии с этой формулой основой социального порядка и социального государства является социальная культура граждан. А если это так, то судьбу народов определяют не партии, правительства и парламенты, а университеты, которые формируют социальную, то есть правовую, а также экономическую, политическую, моральную культуру граждан. Из принципа социального натурализма выходит, что жизнь людей определяется мерой согласованности их воли и сознания с природными законами, по которым существует человеческое общество. Эту согласованность мы называем социальной культурой людей, включая в нее, в частности, политическую, экономическую, правовую, моральную культуру людей. Существует следующая закономерность: «какая культура людей – такая и их жизнь». Это положение может быть основанием для отрасли науки, называемой социальной культурологией, изучающей закономерности существования социальной культуры людей. Кризис социальной культуры граждан приводит к кризису общественной жизни, который проявляется, в частности, в том, что правовое государство превращается в псевдоправовое государство, права человека, - в псевдоправа человека, демократия – в псевдодемократию, равенство людей – в псевдоравенство (в социальную уравниловку), предпринимательство – в псевдопредпринимательство (то есть в эксплуатацию человека человеком), религия – в псевдорелигию, нравственность – в псевдонравственность, искусство, – в псевдоискусство, социальный (общественный) прогресс, – в псевдопрогресс и тому подобное. Теперь в мире существует кризисное состояние в сфере права, которое заключается в том, что гипертрофия роли законодательства в общественной жизни за счет атрофии правовой культуры граждан порождает процветание фарисейства, иезуитства, коррупции. Именно «натуралистическая» юриспруденция способна предложить как устранить это, а именно: с помощью формулы «правовая культура граждан плюс законодательство», то есть устранив гипертрофию законодательства и атрофию правовой культуры граждан. Основанная на «натуралистической» юриспруденции доктрина прав человека позволяет избавиться так называемого «либерализма без пределов», заменив его концепцией либерализма, ограниченного «природными обязанностями». «Натуралистическая» юриспруденция открывает «камень, которым пренебрегли строители», а именно «природные обязанности» человека, которые должны корреспондировать «природным правам» человека. По законами социальной природы люди наделяются не только «природными правами», но и корреспондирующими им «природными обязанностями», которые и должны определять пределы свободы поведения человека в концепции либерализма. Следовательно, натуралистическая концепция либерализма должна учреждаться на формуле: «природные права человека плюс природные обязанности человека». Очевидно, лишь такая, «натуралистическая» концепция либерализма может способствовать социальному прогрессу. Она дает возможность отмежеваться от так называемого «дикого» либерализма, который, будучи нарушением единства «природных прав» и «природных обязанностей», является проявлением безграничной свободы людей, порождающей социальные кризисы. «Дикий» либерализм превращает, в частности, демократию в псевдодемократию, признаки которой мы и имеем во многих странах.

Тезис 7.

Будучи основанной на принципе социального натурализма, «натуралистическая» социальная наука открывает путь к новому социальному мировоззрению, которое базируется на новом решении «основного вопроса социологии»

«Натуралистическая» социальная наука, которая учреждается на принципе социального натурализма, дает основания для нового решения «основного вопроса социологии», который формулируется таким образом: «Социум – это творение Матери-природы или воли и сознания Людей, и ли того и другого?». Это новое решение имеет вид представления, согласно которому: а) «Социум – это продукт воплощения в жизнь людьми законов тех естественных законов, которые дает Мать-природа для общественной жизни людей; бы) «Любое нарушение социального порядка (в частности правопорядку, как «концентрированного выражения» социального порядка – это проявление комплекса произвола и иллюзий человека в виде нарушения законов социальной природы (в том числе законов «естественного права», воплощенных в действующем законодательстве»); в) «Социальный порядок – это состояние, которое образуется в результате применения людьми в соответствии с их социальной (в том числе правовой) культурой законов социальной природы (включая применение действующего законодательства, в котором воплощенные законы «естественного права»); г) «Законодательство – это лишь инструмент в руках людей, который применяется в соответствии с их социальной культурой, а не самодействующий фактор в обеспечении социального порядка (и правопорядку). Отмечено социальное представление полностью пригодным для употребления как в теории, так и в практике всех отраслей общественной жизни людей: в экономике, политике, правые, морали и тому подобное. Лишь с помощью «натуралистической» теории социальных феноменов можно дать адекватные ответы, например, на такие вопросы: эксплуатация человека человеком – это естествено или противоестествено; чем отличается демократия от псевдодемократии; однополый брак – это социальная норма или социальная патология; как отличить равенство мужчины и женщины от уравниловки; является ли разделение людей на элиту и массу противоестественным и другие. В частности, в соответствии с «натуралистической» социологией прогресс общества может происходить лишь тогда, когда общество естественным образом делится на элиту и массу – это естественный закон общественной жизни людей. На нем должен учреждаться социальный порядок, который обеспечивает прогресс общества, а не на своевольной социальной уравниловке людей, которая ведет к регрессу общества. Что касается эксплуатации человека человеком, то согласно «натуралистической» социологии она сегодня имеет место в мире, но противодействие ей должно происходить не противоестественным образом, то есть не своевольно, как предлагал К.Маркс - путем революции, а естественным путем, то есть содействуя развитию добросовестной конкуренции, которая имеет свойство вытеснять эксплуатацию.

Тезис 8.

Теория «натуралистической» социальной науки отличается от других социальных теорий тем, что является применением принципа социального натурализма к интерпретации социальных явлений

«Натуралистическая» социология отличается от других социальных теорий (теологических, позитивистских, исторических, антропологических, психологических, реалистических, постмодернистских и тому подобное) тем, что она учреждается на принципе социального натурализма, согласно которому социум со всеми его атрибутами (в том числе политика, религия, экономика, право, мораль, искусство и тому подобное) должен признаваться «третьей природой», рядом с двумя другими: физической природой («первая природа») и биологической природой («вторая природа»). Поэтому юриспруденция (как и все социальные и гуманитарные науки) станет действительно наукой тогда, когда она получит статус естественной науки (природоведения), как физика и биология. Искусственный раздел между так называемыми естественными науками и науками социальными (гуманитарными) должен быть устранен. Лишь в этом случае социальные (и гуманитарные) науки станут действительно науками, открывая законы социальной природы так же, как сегодня открываются законы физической и биологической природы. Тогда и в социальных науках, в том числе в юриспруденции, будут возможны открытия законов социальной природы (в частности законов естественного (природного) права), как в физике и биологии физических и биологических законов. (Кстати, понятие «закона», которое теперь используется в естествознании, было впервые создано в юриспруденции и перенесено в естествознание древнегреческим философом Анаксимандром.)

Тезис 9.

Роль «натуралистической» социальной науки заключается в том, что она способствует преодолению социального своеволия и социальных иллюзий, которые являются источником кризиса социального порядка и ведут к социальному регрессу, предлагая формулу «Культура – мать порядка!», создающую иммунитет против злоупотреблений достижениями физических и биологических наук

В соответствии с теорией социального натурализма ни один Президент, Правительство, Парламент или политические партии и другие институты «гражданского общества», не могут вывести общество на путь прогресса без решающей роли граждан, вооруженных развитой на основе идеологии социального натурализма социальной (экономической, политической, правовой, моральной) культурой. Значение теории социального натурализма заключается в том, что она содействует развитию социальной культуры людей, которая способна формировать иммунитет против социального своеволия и социальных иллюзий в обществе, в том числе правового своеволия и правовых иллюзий. Указанные своеволие и иллюзии и является источником кризиса социального порядка, и в частности кризиса правопорядка. Социальная культура граждан заключается в единстве «естественных (природных) прав» и «естественных (природных) обязанностей», что устраняет так называемый «дикий» либерализм как форму злоупотребления свободой, а значит и правами. На этом и учреждается «натуралистическая» социальная наука, имеющая своим назначением противодействие социальному своеволию и социальным иллюзиям, которые являются источником кризиса социального (то есть экономического, политического, правового, морального) порядка. В соответствии с «натуралистической» социальной наукой предлагается новая доктрина обеспечения социального (экономического, политического, правового, морального) порядка, который заключается в формуле: «социальная культура граждан плюс законодательство». Как показывает опыт человечества, существует следующая закономерность: благоприятный для счастья людей прогресс социальной жизни задается прогрессом социальных наук, которые обеспечивают социальный порядок, пригодный для получения пользы от достижений физических и биологических наук и для противодействия злоупотреблением достижениями этих наук. Поэтому следует руководствоваться доктриной приоритетности социальных (в том числе гуманитарных) наук относительно физических и биологических наук. Представление, что прогресс человечества обеспечивается не развитием социальных (в том числе гуманитарных) наук, а исключительно достижениями физических и биологических наук должен быть развеян как ошибочное и вредное.

Тезис 10.

«Натуралистическая» социальная наука позволяет адекватно отвечать на новые вызовы времени, в частности способствует решению проблем, которые появляются в связи с процессом глобализации социальной жизни людей

Как показывает опыт эпохи Просветительства, на новые вызовы, которые появлялись перед человечеством, адекватный ответ обеспечивался с помощью новых социальных идей, сформулированных социальными (и гуманитарными) науками. Исходя из этого, следует признать существование социальной закономерности, которую можно выразить следующим образом: «Судьбу народов определяют университеты, а не партии, правительства или парламенты». Следовательно, мир, безопасность, благополучие народов зависят от прогресса социальных наук. Этот прогресс заключается именно в «натурализации» социальных наук, то есть в мере отраженности в социальных науках естественных (природных) законов общественной жизни людей. «Натуралистическая» социальная наука побуждает, в частности, рассматривать глобализацию социальной жизни людей как приближение всех национальных социумов к одному «общему знаменателю» - к естественным (природным) законам общественной жизни людей, которые являются общими для всех народов. Исходя из этого, и должны разрешаться проблемы, возникшие в связи с глобальным экономическим кризисом, который человечество имеет сегодня, – то есть через реформирование экономической науки (а благодаря этому и экономической культуры людей) на основе принципа природности социального.

ВЫВОДЫ:

Если допустить, что изложенная здесь гипотеза является верной, то это дает основания для следующего вывода: социальная наука, будучи доктринально реформированной в отрасль естествознания (природоведения) с помощью «принципа природности социального» (принципа социального натурализма), может способствовать формированию новой социальной культуры граждан, которая является основой нового социального (то есть политического, экономического, правового, морального) порядка в современном обществе и двигателем социального прогресса. Существует, очевидно, следующая закономерность – как человечество воспользуется достижениями физических и биологических наук зависит от развития социальных наук, которые формируют социальную культуру людей: какая культура людей – такая и их жизнь. А это значит, что для адекватного ответа на вызовы, которые появляются перед современным человечеством (в частности вызовы, которые связаны с достижениями физических и биологических наук), следует придерживаться доктрины приоритетности социальных наук (в том числе гуманитарных) над науками физическими и биологическими. Развитие человечества порождает потребность в науках, которые бы адекватно объясняли новые социальные феномены, возникающие в результате этого развития. Поэтому, в частности, исходя из «натуралистической» социологии глобальный экономический кризис, который возник теперь, можно объяснить как проявление кризиса социальной культуры людей, порожденного кризисом социальных (и гуманитарных) наук. Сегодня эти науки уже не отображают адекватно новые социальные реалии, в частности законы новой социальной природы, которые развились в ХХI веке. Это тоже является свидетельством того, что назрела потребность в реформировании социальных наук на основе «принципа природности социального» и учреждении Новейшего Просветительства, которое будет формировать новую социальную (политическую, экономическую, правовую, моральную) культуру людей – основу социального прогресса в современном мире.

1 . Сущность понятия «Мировая экономика».

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА - экономика всех стран мирового содружества, рассматриваемая с учетом межстрановых экономических взаимосвязей и взаимодействий. Это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами мирохозяйственных язей.

Мировая экономика как наука (или учебная дисциплина) - это часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности хозяйственного взаимодействия между различными государствами в области международного обмена товарами и услугами, движения факторов производстваых связей.

Мировое хозяйство- совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой мобильными факторами производства. Это всемирное, глобальное, геоэкономическое пространство, в котором в интересах роста эффективности материального производс тва свободно обращаются товары, услуги, капиталы.

Мировое хозяйство - совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой мобильными факторами производства. Это всемирное, глобальное, геоэкономическое пространство, в котором в интересах роста эффективности материального производства свободно обращаются товары, услуги, капиталы.

Характерные черты современного мирового хозяйства следующие:

Развитие международного перемещения факторов производства, прежде всего в формах вывоза-ввоза капитала, рабочей силы и технологи;

Рост на этой основе международных форм производства на предприятиях, располагающихся в нескольких странах, в первую очередь в рамках транснациональных корпораций;

Экономическая политика государств, предусматривающая поддержку международного движения товаров и факторов производства на двусторонней и многосторонней основе;

Возникновение экономики открытого типа в рамках многих государств и межгосударственных объединений.

2. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства

Естественные ресурсы - первоисточник, отправная база экономики всех стран на всех ступенях их развития. Естественные ресурсы бывают двух видов: восстанавливаемые и невосстанавливаемые. Восстанавливаемые ресурсы могут использоваться периодически и в объеме, не истощающем их наличности для будущего потребления. К восстанавливаемым природным ресурсам относятся земля, море, реки, солнечное тепло и энергия и т.д. Леса, дикие животные и рыбные запасы также могут быть примером восстанавливаемых ресурсов. Если лесоразработка, вылов рыбы ведутся умеренно и рационально, то природа сама позаботится об их воспроизводстве. К невосстанавливаемым ресурсам относят те, которые используются один раз и не воспроизводятся самой природой. К таким ресурсам следует отнести уголь, нефть, газ и т.д.

Естественные ресурсы имеют два важных экономических измерения - величину запаса и поток. Величина запаса каждого ресурса определяется самой природой и интенсивностью предыдущего использования. Потоки естественных ресурсов зависят от уровня их ежегодного потребления. Потребности человека определяют этот поток, и в зависимости от них запасы природных ресурсов могут потребляться быстро, медленно или же не использоваться вообще.

Рабочая сила как активная часть населения - второй важный компонент. Чем выше ее удельный вес в составе населения, тем значительнее производи тельные возможности народного хозяйства.

Величина занятой (активной) рабочей силы зависит от многих экономических, социальных и демографических факторов. По удельному весу занятых развивающиеся страны значительно уступают развитым, а количество отработанных в неделю часов значительно больше в развивающихся странах.

Быстрый рост населения в развивающихся странах, низкая доля его активной части значительно замедляют, даже понижают рост валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, что и обрекает на неудачу предпринимаемые усилия по экономическому развитию. Все попытки решить проблемы экономического роста развивающихся стран самостоятельно обречены на провал. Решение вопроса возможно лишь в рамках мирового xoзяйствa, в котором каждая страна найдёт свою пишу в системе МРТ.

Какую же численность населения с экономической точки зрения следует считать оптимальной и каковы критерии подобной оптимальности? Поскольку oт численности населения зависит показатель душевого доходa, оптимальным можно считать такое его количество, которое максимизирует доход на душу населения .

Трудовыми ресурсами и движением народонаселения в целом занимается демография - наука, которая на основе социальных, экономических, биологических, географических факторов исследует закономерности происходящих в структуре, динамике, а также размещении и перемещении народонаселения. На базе этого разрабатывается политика народонаселения, делаются прогнозные оценки изменений страны народонаселения страны, региона и в рамках мировой экономики в целом.

Неотъемлемой частью демографических процессов в мировой экономике являются процессы урбанизации. Урбанизация - это многосторонний социально-экономический, демографический и географический процесс, происходящий на основе исторически сложившихся форм общественного и территориального разделения труда. В узком смысле слова - это рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире.

При фиксированном уровне технологии, количестве земли и капитала слишком малое население не обеспечивает должного простора ни для максимального эффекта разделения труда, ни для полной реализации эффекта масштабов производства национальной промышленности.

Проблемы больших городов: значительное географическое несовпадение между рабочими местами и рабочей силой в пригородах и городе - центре, что требует создания эффективной транспортной системы; загрязнение окружающей среды.

Ископаемые ресурсы. Их залежи имеют различную степень изученности и различную степень точности оценки. В зарубежных странах применяется следующая классификация. Разведанные запасы по степени изученности делятся на достоверные и вероятные. Имеется также категория возможных запасов. В целом изученность недр еще недостаточна. Удельный вес достоверных запасов по некоторым видам полезных ископаемых иногда составляет несколько процентов от геологических запасов. Запасы ископаемых по странам различны.

Влияние природно-ресурсного потенциала государства на развитие национальной экономики и его интеграцию в МЭО.

Для понимания данного вопроса необходимо познакомиться с сутью т.н. «голландского синдрома» . Его влиянию подвержены многие богатые сырьевыми ресурсами страны, в т.ч. и Россия. Суть «голландского синдрома» состоит в том, что наличие большого количества разнообразных полезных ископаемых совершенно не гарантирует стране процветания, а при определенных условиях даже вредит ее экономике, и наоборот. Как правило, стабильный приток экспортных поступлений от ТЭК или других сырьевых отраслей (секторов) приводит к тому, что страна перестает уделять внимание развитию своей обрабатывающей промышленности, предпочитая закупать импортное оборудование и готовую продукцию.

В России эта болезнь стала развиваться еще в 70-е годы. Это было связано со скачком цен на нефть и открытием новых нефтяных месторождений в Западной Сибири (Самотлор и др.). Советская промышленность, в этот период, выпускала преимущественно неконкурентоспособную продукцию. К тому же СССР не имел ориентиров на экспорт и соприкасался с внешним миром исключительно через поставки сырья и топлива. Высокотехнологическое оборудование приобреталось за выручку от экспорта, причем большая его часть не была воспринята экономикой, т.к. существовавшая в то время система не была ориентирована на нововведения. Как ни странно радикальные реформы лишь усугубили ситуацию. Реформаторы, руководствуясь дарвинистким принципом естественного отбора(все, что жизнеспособно должно выжить, а, что нежизнеспособно, умрет), подтолкнули отечественную экономику не к обновлению, а к примитивизации. Она в еще большей степени стала ориентироваться на топливно-сырьевой экспорт.

Примером противоположного подхода является опыт Западной Европы, Японии, США и новых индустриальных стран (НИС). Первые три столкнувшись с топливно-сырьевым кризисом в 70-х годах сконцентрировались на разработке энергосберегающих технологий и снизили расход энергии за 30 лет на 30%. Вторые (НИС) воспользовались начавшимся в 60-е годы переводом трудоемких производств из развитых стран в развивающиеся страны, сделали заполнять нишу на рынке товаров ширпотреба и бытовой техники.

Демография изучает численность, территориальное размеще­ние и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, биологических и географических факто­ров, причин и условий.

Главная задача демографии как науки - выявление и позна­ние демографических законов, закономерностей, взаимосвязей. Среди практических задач демографии нужно назвать три основные:

1) на основе сбора и демографического анализа информации изучение тенденций и факторов демографических процессов;

2) разработка демографических прогнозов;

3) разработка мероприятий демографической статистики.

В демографии используют различные методы исследований, среди них описательный метод, статистические и математические методы анализа, абстрактно-аналитический метод, сравнительный метод, анализ и синтез, обобщение, методы индукции и дедукции, метод выдвижения гипотез и их проверки, экстраполяция и модели­рование, социологические методы исследования демографического поведения, картографические методы и др. При этом в демографии основное место занимают статистические и математические методы анализа.

Среди собственно демографических методов, наиболее часто используемых в демографических научных и практических работах,- метод когорт, продольный и поперечный демографический анализ, метод потенциальной демографии, методы стандартизации демо­графических коэффициентов и др.

Широко используются в научных и практических работах демографические модели; демографиче­ский прогноз (особенно часто осуществляемый методом передвижки по возрастам) обычно является неотъемлемой частью большинства работ с сюжетами демографического толка.

Современная демография - это комплексная наука о населе­нии (народонаселении), а еще точнее - это целая система взаимо­действующих наук, изучающих совместно воспроизводство населения и отдельные демографические процессы. Внутренняя дифференциа­ция демографии постепенно усложняется. Выделяют три основных критерия, на основе которых обосновывается внутренняя диффе­ренциация в демографии; при этом выделение внутри демографии субдисциплин и разделов основывается на совместном применении всех этих критериев. Среди них:

1) теоретический уровень научной интерпретации наблюдаемых феноменов;

2) объективно-предметный критерий;

3) связь с практикой, степень ориентированности на решение практических, прикладных задач.

В демографии, как и в других науках, происходит процесс специализации. Среди отраслей демографии выделяют, например, демографическую статистику, описательную демографию, формаль­ную демографию, теоретическую демографию, историческую демо­графию, экономическую демографию, социальную демографию и ряд других разделов.


Выделяют несколько направлений работ в демографии: демо­графическая теория, сбор первичных данных о населении и демо­графических процессах, описание демографических процессов, чистая - или формальная - демография (рассматривает количествен­ные соотношения демографических явлений, процессов, структур, изменение численности и состава населения под их влиянием), демо­графический анализ, историческая демография и др. В итоге можно выделить семь основных составляющих в систе­ме демографических наук:

1) теоретическая демография, история демографии, описатель­ная демография, экономическая демография, моделирование социа­льно – демографических процессов, т.е. своего рода теоретический фундамент науки;

2) отраслевые демографические науки: медицинская демо­графия, этническая демография, военная демография, политическая демография и др.;

3) источники информации и методы: источники данных о населе­нии, методы - статистические, математические, социологические, картографические и др.;

4) региональная демография;

5) прикладные демографические исследования;

6) социально - демографическое прогнозирование;

7) теоретические основы демографической политики.

Демография имеет тесные взаимосвязи с другими науками. Демография особенно тесно взаимодействует:

1) с социально-эко­номическими и историческими науками, изучающими экономику населения, социологию, социальную психологию, социальную и ми­грационную политику, географию населения, этнографию и др.;

2) ма­тематикой и статистикой (формальная демография и статистиче­ская демография);

3) биологическими науками: генетикой населения, эволюционной биологией, эпидемиологией, биологическим прогно­зированием развития населения и др. Демография использует мето­ды и привлекает факты, установленные этими науками. В свою оче­редь другие науки используют данные демографии для более глубокого понимания своего предмета исследования.

Наиболее тесной является связь демографии с историей, поскольку именно рассмотрение воспроизводства как историческо­го процесса позволяет выявить его социальную обусловленность, зависимость от конкретных социально - экономических процессов того или иного периода развития общества. С помощью этнографии демо­графия выявляет воздействие на процессы воспроизводства населе­ния особенностей культуры и быта разных народов. Из экономиче­ских наук наиболее тесно связаны с демографией те, которые занимаются изучением занятости и отношений в сфере распределе­ния. Из социологических наук наиболее близка к демографии социо­логия семьи. Социальная психология помогает демографии понять закономерности демографического поведения. Поскольку такое пове­дение регламентируется также правовыми нормами, имеются в демографии области, связанные с правоведением. Демографические про­цессы имеют обычно значительную региональную дифференциацию, а также зависят от типов расселения и поселений. Поэтому демо­графией привлекаются сведения и методы географии населения.

Чрезвычайно большое значение имеют в демографии статисти­ческие и математические методы. Именно с их помощью собирается большинство данных о населении, а затем эти данные проверяются и корректируются (выявляются погрешности, проводится стандарти­зация и т.д.). Не случайно впервые демография появилась как часть статистики. Основную часть данных дают демографии статистика населения и медицинская статистика.

Многие демографические процессы имеют в своей основе био­логическую составляющую. Этим объясняется использование в демо­графии методов и результатов исследований генетики, физиологии человека, психологии, геронтологии, антропологии и других биологи­ческих наук. Состояние здоровья людей, влияние условий труда и быта на заболеваемость и смертность исследует наука социальная гигиена, также связанная, таким образом, с демографией.