Сущность переходной экономики и переходного периода. Концепции переходной экономики

Определение сущности переходного периода имеет принципиальное значение для обоснования экономической политики государства, успешного осуществления социально-экономических перетворень.
Сегодня большинство людей в Украине на себе почувствовали, во что обошлась нам политика "проб и ошибок». Главными ошибками экономической политики стали игнорирование специфичности условий рыночной трансформации экономики Украины, стратегические просчеты в осуществлении внешнеэкономического курса, несогласованность между финансовой и монетарной политикой, необоснованность социальной политики, неразработанность структурной политики, непоследовательность политики экономической либерализации и т.п.. Главная причина этих ошибок заключается в том, что в экономической политике не различались переходный период и сама рыночная экономика нередко применялись рыночные методы в условиях, когда экономика еще не стала рыночной. Все это, безусловно, значительно усугубляло экономический кризис, приводило спад производства и падение жизненного уровня народа, усиливало социальную напряженность в государстве, а также приводило нестабильность внутренней политической ситуации.
Обобщение практики переходного периода позволило определить общие черты этого периода и основные принципы развития экономики. Это реальный поворот всей хозяйственной системы к человеку, утверждение не просто рыночного, а социально ориентированного рыночного хозяйства, построение демократического социально ответственного, солидарного общества. И все же надо признать, что этим формулам не хватает социально-экономической и исторической визначености.
Разработка концепции переходного периода требует выработки представления о его сущности, основные черты и закономерности, внутренне присущие этапы и характер функционирования и развития экономики, ее перехода в качественно новое, рыночное состояние. Эта задача сегодня актуально, и от успешности ее решения зависит дальнейшее прогрессивное продвижение Украини.
Переходный период от командной к рыночной экономике - это сложный и многогранный процесс. Он неразрывно связан как с внешними факторами, закономерностями мирового развития, так и внутренними факторами, своеобразием и тенденциями развития Украины. Все это означает, что переходный период имеет собственные содержание и характер, проходит объективно обусловленные этапы становления рыночной економики.
Глобальные мировые тенденции и переходный период в Украине. Переход к рыночной экономике - это преодоление самоизоляции, которая была свойственна бывшему Союзу ССР, вхождение в мирохозяйственных связей, в русло цивилизационного прогресса. Поэтому выявление внутренней связи переходного периода в нашей стране с глобальными тенденциями мирового развития, определяющего влияния этих тенденций на наш переходный период является непременным методологической условием его глубокого пизнання.
Современный мир, мировая экономика характеризуются переходом от индустриальной стадии, которая царила почти два столетия, к новой, высшей стадии прогресса человеческого общества - постиндустриальной. Эта глубокая тенденция обусловлена становлением нового технологического способа производства, дальнейшим углублением общественного разделения труда, интернационализацией хозяйственной жизни, что обусловило глубокие сдвиги в уровне и структуре общественного производства, в характере общественного розвитку.
Как известно, для индустриальной эпохи характерны машинные средства труда, машинное оборудование, которое основывается на энергетике преобразованных сил природы - на паре и электричестве. Сами средства труда обусловливают развитие человека, повышение его образования, квалификации, культуры. Однако при этом человек является «экономическим человеком», ведь ее деятельность полностью подчинена внешней для нее силе производственно-экономических факторов. Для индустриальной эпохи характерно господствующее положение материального производства. В экономике Украины, в отличие от экономики развитых стран остается на индустриальной стадии, в конце 80-х годов в сфере материального производства было занято 72 процента работающих. Социальная сфера была развита недостаточно. Доля занятых здесь составляла 28 процентов общего количества их. С началом перехода к рыночной экономике это соотношение еще больше ухудшилось. Вполне естественно, что на этой стадии, при всем развитии демократических свобод, существует вещественная зависимость людей, поскольку их деятельность, мотивация труда, даже само существование обусловлены необходимостью воспроизводства вещественного богатства, опосредованного рыночными видносинами.
Постиндустриальной стадии свойственна принципиально новая технология, решающее значение приобретают информация, творческий труд. Речь идет о новом технологический способ производства, а следовательно, качественно новый уровень производительных сил. Для производственных отношений характерна многообразие форм собственности: государственная, частная, коллективная и т.д.. Вместо материального производства господствующего значение приобретают социальная сфера, сфера услуг. В развитых странах здесь работает 2/3 и более занятых. В материальном производстве соответственно 1/3 и меньше. Это означает, что произошел переход от экономики материальной продукции к экономике услуг. Принципиально новая производственно-технологическая база требует и обеспечивает универсальное развитие способностей и потребностей человека, устраняет господство над человеком вещей, материально-вещественного богатства, изменяет систему ценностей и ориентаций. Человек, работник лишается односторонней функции исполнителя, выводится из непосредственного производства, становится его контролером, в той или иной мере участвует в управлении производством и другими общественными процессами. Высокий уровень развития сферы услуг - образования, науки, культуры, здравоохранения и физической культуры способствуют всестороннему развитию умственных и физических способностей человека, обогащают 5 Интересы, преподносят духовно. Распространяются тенденции социализации и гуманизации общественно-экономической жизни. Итак, социальная сфера является не только результатом высокого уровня развития материального производства, но и мощным фактором развития научно-технического прогресса и способностей человека - главного фактора развития производительных сил. Все это оказывает огромное влияние на рост экономики, реализацию достижений НТР. Переход от индустриальной стадии общественно-экономического развития определяет главные черты переходного периода в Украине. Это особенно проявляется в характере кризиса, который переживает Украина.
При переходе от административной к рыночной экономике кризис имеет очень глубокий и сложный характер. Прежде всего она не является обычной циклическим кризисом, хотя все ее признаки - спад производства, безработица, инфляция - очевидны. Дело в том, что циклические кризисы внутренне присущие рыночной экономике как своеобразный способ приведения производства в соответствие с общественными потребностями, а экономики - в устойчивое положение. Циклический кризис порождается самим развитием производительных сил, необходимостью периодического обновления основного капитала. Именно это является материальной основой выхода из кризиса. И при переходе к рыночной экономике также нужны ее структурная перестройка, техническое переоснащение. Однако и это не может быть причиной для характеристики современного кризиса как циклического. Ведь речь идет не об обычном развитие рыночной экономики, а о переходном периоде с присущими ему глубокими преобразованиями, качественными изменениями, которые имеют революционный характер.
Переходному периоду от административной системы к рыночной, по мнению некоторых авторов, свойственна системная, трансформационный кризис. Действительно, это положение отражает очень существенную черту современного кризиса, ее важный смысл, ведь речь идет о переходе от одной экономической системы к другой, о трансформации командной экономики в рыночную. Однако, по нашему мнению, и эта характеристика нынешнего кризиса является неполной, поскольку замена системы не исчерпывает содержания этого переходного периода. Это связано с тем, что он происходит во время, когда развитые страны переходят от индустриальной к постиндустриальной стадии развития. Как уже отмечалось, Украина находится на стадии индустриального развития. И для того чтобы войти в мировое сообщество, обеспечить достойные условия труда и жизни людей, надо преодолеть отставание, перейти к новому технологическому способу производства, на новую стадию общественно-экономического развития. Следовательно, есть все основания характеризовать современный экономический кризис как стадиально, поскольку она связана с НТР, с переходом к принципиально новой техники и технологии на новую, постиндустриальную стадию развития. Сложность стадиальной кризиса означает, что выход из нее предусматривает взаимосвязанную систему мер. Прежде всего это преодоление спада производства, инфляции, обеспечение не только финансовой, но и общеэкономической стабилизации как предпосылки экономического роста, обновления основного капитала. Этот блок мер применяется для преодоления циклического кризи.
Одновременно должны осуществляться мероприятия по преобразованию производственных отношений, присущих командной системе, на систему отношений рыночной экономики. Это - разгосударствление, приватизация и демонополизация экономики. Здесь речь идет о системе мер, способных обеспечить выход из системного кризиса, трансформацию командной экономики в рыночную. И наконец, стадиально кризис охватывает наряду с указанными элементами также перестройку структуры экономики на основе перехода к новому технологическому способу производства, к постиндустриальной стадии общественно-экономического прогресу.
Следовательно, преодоление экономической изоляции Украины, вхождение ее в международного общественного разделения труда, создание открытой рыночной национальной экономики определяет глубокое взаимодействие общего и особенного, общечеловеческого и национального. Это является одной из принципиальных черт переходного периода и свойственной ему переходной экономики. Задача состоит в том, чтобы учесть тенденции и закономерности мирового социально-экономического прогресса и реализовать их с учетом специфики исторического и социально-экономического развития нашей страны. При этом важно помнить, что Украина отстала на целую технологическую эпоху, находится на индустриальной стадии развития. Для того чтобы стать полноправным членом мирового сообщества, "занять достойное место в нем, нужно переоснастить производство на основе новейшей техники и технологии, то есть перейти на новый технологический способ производства. Только таким образом будут созданы условия для всестороннего развития человека, обеспечены приоритетное рост социальной сферы, улучшение условий труда и жизни, соответствующие новой стадии общественно-экономического розвитку.
Развитые страны, которые успешно осуществляют переход к постиндустриальной стадии, добились существенных изменений во всех сферах общественной жизни. Это не капиталистические страны XIX или даже первой половины XX века., а общество качественно нового типа. Глубокие изменения в технике и технологии, в соотношении умственного и физического труда на основе преобразования трудового процесса информатикой и автоматизацией существенно изменили положение и роль лиц наемного труда в обществе. Этому способствовали значительное распространение групповых и коллективных форм собственности и соответствующее уменьшение частно-индивидуального присвоения. Произошло становление механизмов регулирования экономики, которые сочетают в себе преимущества конкуренции рыночного типа с надежным государственным регулированием макроэкономических процессов; утверждение и рост роли «гражданского общества» в разработке программ государственной стратегии. Это проявляется в распространении гражданских движений типа экологических, потребительских, пацифистских и т.п., не имеют классового характера. И, наконец, рост роли и значения в жизни общества, причем как на внутреннем, так и в международном, универсальных принципов гуманизма. Не случайно часто отмечают, что в развитых странах социализма было больше, чем в странах, которые называли себя социалистическими. Именно поэтому нередко общество в развитых странах называют «социализированным капитализмом». Конечно, было бы неправильно идеализировать это общество. Однако еще хуже - не видеть и не оценивать позитивных социальных сдвигов, которые обеспечили высокий уровень жизни, демократические свободы, гуманное отношение к людини.
Переход к постиндустриальному обществу не только показал, что капиталистические страны все больше «уходят» от классического капитализма, но и показал, что постепенно, но неуклонно формируется качественно новое общество. Если прошлой эпохи свойственна четкая определенность форм присвоения (капиталистические страны - частная, так называемые социалистические - общественная), то для нового общества присущ плюрализм форм собственности, когда рядом существуют государственная, частная и коллективная формы собственности и их производные. Это же относится к форм развития. Ранее отличались как противоположные стихийная форма, свойственная капиталистическим странам, и планомерная, свойственная социалистическим странам. Планомерность выдавалась за высшее достижение общественно-экономического прогресса. самом деле единственный директивный народнохозяйственный план, который должен реализовать планомерность, был способом функционирования административно-командной системы с ее глубокими недостатками - «производство ради производства», общий и хронический дефицит, грубые диспропорции, неприемлемость к достижениям научно-технического прогресса - а значит, с низкой эффективностью. Опыт показал, что современный рынок нельзя отождествлять со стихией, ведь он находится под регулирующим влиянием государства, осуществляет и гибкое индикативное планирование. Сочетание рыночного механизма с государственным регулированием и планированием обеспечивает высокую эффективность функционирования економики.
Все это убедительно свидетельствует, что формационный подход, который сыграл и теперь может играть определенную роль, нельзя абсолютизировать. В современном обществе вместо однозначности форм собственности и форм развития утвердилась многообразие и многоукладность этих форм, возросла роль общеэкономических и общечеловеческих цинностей.
Вот и в Украине главной задачей является утверждение демократического, солидарного общества, общества, основанной на исторических традициях и менталитете украинского народа, на наработанных современной цивилизацией общечеловеческих ценностях. Новое общество постепенно избавляться традиционно классово-формационных признаков, органично сочетать в себе труд, талант и капитал общества, где каждый гражданин сможет реализовать в полной мере свои способности, наделе обеспечивать права и свободы каждого человека.

1. Что такое цена спроса на товар?

2. Какое неоспоримое преимущество есть у ценового механизма рынка?

3. Что обозначает понятие “эластичный спрос”?

4. Что такое неэластичное предложение?

5. К чему ведет установление максимального предела цены?

6. Какие существуют виды конкуренции?

7. Какая форма конкуренции преобладает в современной рыночной структуре?

Тема 8.Переходная экономика: сущность, типы и содержание переходного периода Лекция 9. Переходная экономика: сущность, типы и содержание переходного периода.

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

переходной период в экономике; факторы переходного периода; типы переходных периодов; общие закономерности переходного периода; этапы переходного периода; государственно-организационное регулирование.

Необходимость и сущность переходного периода в экономике

Как бы ни различались и ни назывались исторические этапы развития человеческого общества и его экономические системы, переходы от одной ступени к другой всегда не одномоментны. Они занимают определенный исторический отрезок времени и явно отличаются от функционирования уже устоявшейся экономической системы.

Так, чистая либеральная рыночная экономика, в основе которой лежала частная собственность и совершенная конкуренция, по мере своего развития и концентрации капитала породила многие формы конкуренции, среди которых следует выделить олигополию, монополистическую конкуренцию и монополию. Механизм функционирования рынка, основанный на совершенной конкуренции и зависимости спроса и предложения лишь от цены, начал давать сбои. Великая мировая депрессия 1929- 1932 гг. тому подтверждение. Возникла необходимость перехода к новой экономической модели – смешанной рыночной экономике, которая, во-первых, основывается на смешанной форме собственности, в которой, во-вторых, механизм функционирования экономики допускал различные типы конкуренции и, в-третьих, потребовал учета влияния на спрос и предложение (кроме цены) неценовых факторов, и наконец, в-четвертых, в экономике, наряду с рынком, появилось государство с особыми экономическими и правовыми функциями. По этим и другим причинам в конце ХХ века весьма заметно изменилась суть рыночной экономической системы, в частности, в сторону социализации, осуществляя переходы к разным экономическим моделям.

Чем же вызвана необходимость переходов и самого переходного периода?

Необходимость особого, переходного периода обусловлена, во-первых, историческим развитием, прогрессивным движением человечества и его социально-экономического устройства, самой эволюцией. Старение экономической системы, ее неспособность к саморазрешению внутренних противоречий и самообновлению создает необходимость перехода к новой системе .Во-вторых, со временем происходят и накапливаются изменения в общих условиях функционирования экономических систем, которыми являются:

    природно-климатические условия;

    степень развитости социальной общности людей;

    социокультурная среда (ценностные ориентации, духовная, нравственная культура и т.д.)

Накопившиеся изменения в самой системе и ее условиях при определенной их критической массе становятся противоречивыми. Если эти противоречия экономическая система уже не способна разрешить, то таковые вызывают необходимость изменения или смены самой экономической системы. Острота противоречий со временем достигает такой точки напряжения, в которой устойчивость данной экономической системы теряется. Она уже не может самовоспроизводиться в прежнем своем качестве, не может быть сама собой. Наступает необходимость определиться в новой экономической системе и осуществить переходный этап развития.

Особенности противоречий переходного общества по сравнению с противоречиями устойчивой экономической системы состоят в следующем.

Во-первых, они являются глубинными , т.е. отражают несовместимость базовых основ, представляющих противоположности (системных принципов старого и нового строя, оказавшихся вместе).

Во-вторых, эти противоречия – не временные и "лечащие", стабилизирующие, как в устойчивой системе, анарастающие и разрушительные , поскольку ведут не к сбалансированию, не к компромиссу, а к вытеснению одной (новой) экономической системой – другой (старой).

В-третьих, в силу нарастания социальной напряженности противоречия переходного периода можно отнести к социально опасным , ибо формой их проявления могут быть массовые противостояния граждан внутри данной страны со всеми вытекающими тяжелыми последствиями.

К основным противоречиям переходной экономики трансформационного типа можно отнести противоречия :

    между отношениями собственности, возникшей в результате поспешной ("номенклатурной" или "ваучерной") приватизации и отношениями собственности государственного сектора;

    между неразвитой еще денежной системой рынка и реальной необходимостью обходиться без денег (бартер) либо денежными суррогатами;

    между отношениями в экономике и законодательно-правовыми отношениями;

    между легальной и быстро развивающейся теневой экономикой.

    между бюрократическим "введением" рынка и его реальной неразвитостью;

    между трудом и его реальной оплатой в условиях растущей инфляции;

    между сферой производства и сферой обращения, трансформирующимися в разных скоростных и качественных режимах;

    между неоправданным обогащением одних и необоснованным объедением других.

Главными из таких противоречий следует назвать противоречия в отношениях собственности, труда и доходов. Так, к примеру, стремительный и глубокий спад производства в Республике Беларусь и других странах СНГ в результате системного кризиса требует трудового и творческого прорыва, для того чтобы "выскочить" из "кризисной ямы" и выйти на путь устойчивого экономического роста. Но этому противоречит сложившаяся обвальная бедность основного населения и потеря им материальной и моральной мотивации к трудовому энтузиазму.

Механизм разрешения противоречий в устойчивой экономической системе и в переходном обществе, также как и характер противоречий, не может быть одинаковым. Кроме того, этот механизм зависит и от стратегических целей осуществляемого перехода, т.е. от той системы (или модели) общества, к которой оно переходит.

При создании и использовании механизма разрешения противоречий важным фактором является время . Ряд противоречий нужно разрешать сразу, срочно, не откладывая, чтобы не вызвать необратимых последствий – явленийгистерезиса . Гистерезис означает неспособность экономической системы или ее компонентов вернуться в нормальное состояние, т.е. их разрушение. А это особенно опасно, когда дело касается человеческого фактора экономики, а также морали, нравственности населения.

К этому следует добавить, что на механизмы разрешения противоречий перехода не могут не влиять конкретные социально-экономические особенности той страны, в которой осуществляется переход, т.е. в разных странах они могут не совпадать.

И так: необходимость переходного периода в экономике обусловлена наличием следующих основных факторов , к которым следует отнести:

    экономические (устаревшие производственные отношения, тормозящие экономическое развитие);

    технико-экономические (моральный и материальный износ производственного потенциала, требующий перехода на принципиально новую научно-технологическую ступень);

    организационно-управленческие (кризис управления);

    мотивационные (исчерпание мотивационного потенциала действующей системы);

    социальные (падение уровня жизни, напряженность, конфликтность и необходимость перехода к более прогрессивной системе);

    внешние (тормозящие или разрушительные воздействия внешних условий и сил).

Для вступления в переходный период не обязателен весь комплекс этих факторов, сила некоторых из них может быть так велика, что вызовет переход.

Признаками наступающего или наступившего переходного периода можно считать:

    несовместимость, альтернативность экономических форм;

    неустойчивость, нестабильность экономического развития с явлениями спада или кризиса;

    интенсивное развитие новых для существующей системы экономических отношений;

    обострение интересов, конфликтность старых и новых экономических отношений и их субъектов.

Таким образом,переходный период в экономике отражает особое ее состояние, характеризующееся неустойчивостью, промежуточностью и выражающее переход от одной ступени развития к другой либо переход к иному типу экономической системы.


Главная функция переходного периода – сформировать основу новой экономической системы. Притомкритерием новой, более прогрессивной системы явится рост экономической и социальной эффективности.

Следует иметь в виду, что переходная экономика сама по себе не представляет экономическую систему, поскольку не обладает свойствами системы – устойчивостью, целостностью, общим целеполаганием, интегративностью структуры . Переходная экономика – это особоесостояние экономики, отличающееся промежуточностью и неустойчивостью (рис.9.1.).

Совершенно очевидно, что смена экономической, политической, социальной, правовой, идеологической и нравственной систем в любой стране, а уж тем более в такой, как Россия, - процесс болезненный и длительный.

Это в 1990 году Григорий Явлинский и большая группа серьезных экономистов полагали, что основные преобразования можно провести за 500 дней. В 1992 году Егор Гайдар и тогдашнее российское правительство отвели на программу “шоковой терапии” 9 месяцев, а на весь процесс трансформации - 2 года. В 1996 году, на пятом году реформ, президент Ельцин просил у народа на завершение начатого еще 4 года - итого восемь лет. Но многие обществоведы уверены, что переходный период займет несколько десятилетий и будет завершен только со сменой поколений.

Общепринятого определения термина “переходный период” пока не выработалось, но большинство исследователей понимают его как время институциональных преобразований, в смысле - преобразования общественной системы, включая все ее существенные составляющие: морально-нравственную, политическую, правовую, экономическую. В частности, в экономической сфере необходим переход:

От жесткого, административно-командного регулирования цен, заработной платы, производства, потребления, товарных потоков

От планового наделения ресурсами и постоянного государственного финансирования убыточных производств

От “мягких бюджетных ограничений”, когда руководитель предприятия, даже имея деньги на расчетном счету, не мог приобрести ресурсы, и наоборот - не имея денег, инвестировал

К свободному ценообразованию на основе спроса и предложения на товары, услуги, деньги, рабочую силу и фискально-финансовым способам влияния на цены и доходы;



К приобретению ресурсов на открытых регулируемых рынках, с обязательной возможностью (и неизбежностью) банкротства убыточных предприятий:

К жестким ограничениям по деньгам и нормальному правовому регулированию задолженности, вплоть до банкротства:

От практически 100%-ой государственной собственности на средства производства, 80%-ой доле в ВВП и 95%-ой доле в занятости (по сути - все граждане являлись госслужащими, в том числе и колхозники)

К ограничению государственного сектора 20-33%-ной долей:

От имитации экономического роста на основе хищнического использования ресурсов (в том числе и трудовых), добровольно-принудительного, административного изъятия прибыли предприятий и доходов граждан в бюджет

К реальному росту на основе преимущественно частных инвестиций, формируемых финансовой системой из частных же сбережений на основе добровольности и возмездности.

Нет и не будет единства в представлениях о том, общество какого типа россияне желают построить. Проблема усугубляется тем, что строительство это началось в России в 1992 году не с “чистого листа”, как, например, в послевоенной Японии, а в результате краха доказавшей свою принципиальную нереформируемость командно-административной. “социалистической”, плановой системы, оставившей после себя тяжелое наследство в виде:

1. Гиперконцентрации производства. Неэффективные, с избыточной занятостью, да к тому же и “градообразующие” промышленные гиганты - “мастодонты” раннего индустриализма.

2. Гипертрофированного ВПК. Попытка конверсии которого с треском провалилась еще в конце 80-х гг.

3. Производства отрицательной прибавочной стоимости. Когда цена готового продукта не покрывает даже базовых или средних переменных издержек на его производство.

4. Случайного размещения производства. Города-заводы строились преимущественно в местах, не пригодных для нормальной жизни - например, на крайнем Севере.

5. Недоразвитой инфраструктуры. Как транспортной - “В России нет дорог - только направления”, так и рыночной - “Нет сервиса - только обслуживание”, “Нет индустрии развлечений - только клубы”. Не было также нормальных банков, бирж и т. д.

6. Разбалансированного товарно-денежного обращения, проявлявшегося в виде дефицитов, талонов, купонов, открыток, очередей и спецраспределителей.

7. Нищеты подавляющего большинства населения. Совокупные денежные доходы составляли менее 40% реального ВВП, а совокупные сбережения - менее 30%.

8. Социально-психологического иждивенчества и инфантилизма, вскормленного госпатернализмом. Низкая дисциплина, производительность труда и ответственность.

9. Правового нигилизма. Проявляющегося в обыденном сознании в виде поговорок типа “Закон - что дышло”, “Суди не по закону, а по совести”, “От сумы да от тюрьмы не зарекайся” и прочих благоглупостях, а в повседневном поведении в виде перманентной готовности решать проблемы неправовым путем.

10. Институциональной недоразвитости. Ни один из трех фундаментальных институтов современного общества - семья, собственность, гражданское право - не был нормально развит. В хиреющем состоянии поддерживались такие важные институты, как здравоохранение, образование, армия, идеология.

11. Скрытой безработицы. Существовали и продолжают существовать миллионы (от 7,5 до 25) искусственных рабочих мест. Прежде всего в НИИ и заводоуправлениях, а также на планово-убыточных предприятиях.

12. Инфляции и спада производства. С 1961 по 1986 покупательная способность рубля снизилась в 2,5 раза, затем этот процесс ускорился. Экономический рост прекратился фактически в конце 70-х годов, и после короткого всплеска середины 80-х начался спад, который превысил 10% ВВП уже к осени 1991 года.

Решать все эти проблемы пришлось “на марше”, параллельно с реализацией основных переходных программ, а иногда и вместо них. А этих программ наберется десяток. И лишь успешное окончание их реализации подведет черту под вторым в XX веке переходным периодом в истории России.

1. Либерализация цен и хозяйственной деятельности, предполагающая освобождение подавляющего большинства цен от административного контроля, сведение количества лицензируемых видов деятельности к минимуму, замену “разрешительного” принципа создания и ликвидации предприятий на “уведомительный”.

Либерализацию цен провести удалось еще в 1992 году. Тут же была решена проблема дефицита и очередей. Однако количество лицензируемых видов деятельности продолжает неоправданно расти, а “уведомительного” принципа не было и в помине даже в 1997-м.

2. Разгосударствление, предполагающее приватизацию большей части государственной собственности, включая земельную. Сведение доли государства в национальном богатстве и ВВП с 95 до 25-33%. Так называемая малая приватизация - передача в частные руки прачечных, булочных, ремонтных мастерских, парикмахерских и т. п. была завершена уже в 1992-м. В 1993-94 гг. состоялся так называемый ваучерный этап большой приватизации. В 1995-96 гг. правительство предприняло попытку передачи госпредприятий в частное управление методом денежных залоговых аукционов. С 1997 года начались прямые продажи госсобственности на инвестиционных торгах и аукционах. Но бывшие госпредприятия в своем большинстве так и не получили эффективного собственника и “стратегического” инвестора, способного кардинально улучшить менеджмент. К тому же к концу 1997-го не был решен земельный вопрос. Формально едва ли не три четверти ВВП в 1997 году производилось в частном секторе. Фактически же государство продолжает прямо или косвенно контролировать более двух третей общественного производства. Не удивительно, что работники частных предприятий и акционерных обществ продолжают направлять свои требования по заработной плате не формальным хозяевам, а федеральному правительству.

3. Создание рыночной инфраструктуры - банков, бирж, торговых домов, аудиторских и консалтинговых фирм, рекламных и маркетинговых агентств, страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и паевых фондов, современных средств связи и передачи информации. Рыночная инфраструктура была практически создана к началу 1995 года. В середине 1997-го в России уже было 2000 банков, 30 действующих бирж, 10000 рекламных агентств, 1000 страховых компаний, несколько сотен консалтинговых и аудиторских компаний. Началось создание аналогов взаимных фондов - паевых инвестиционных фондов.

4. Финансовое оздоровление. Предполагалось остановить инфляцию, стабилизировать национальную валюту, повысить скорость обращения денег и прохождения платежей, изменить структуру денежной массы таким образом, чтобы в ней преобладали безналичные средства, преимущественно инвестиционного характера. После четырех лет драматического падения, понизившего курс с 1,5 до 4500 рублей за доллар, с апреля 1995-го курс стабилизировался в границах 4500-5200 руб./доллар. Затем снижение возобновилось, но уже темпами, существенно уступающими темпам роста цен. В начале 1998 года покупательная способность доллара на российском рынке вернулась к уровню начала 1991 года. Инфляция сведена с 80 до 2-3% в квартал. Скорости обращения денег и прохождения платежей существенно возросли. А вот структура денежной массы значительно ухудшилась. В ней возросла наличная составляющая с 15 до 35% денежных агрегатов. Резко увеличились квазиденежные компоненты - неплатежи, зачеты и т. п., объем которых существенно (в два-три раза) превысил объем собственно денежной массы.

5. Маневр трудовыми ресурсами. Предполагалось перевести миллионы работников из государственного сектора - в частный, из трудоизбыточных регионов - в трудодефицитные, из умирающих, трудозатратных отраслей - в прогрессирующие, высокотехнологичные. Чтобы к концу перехода структура занятости в России соответствовала постиндустриальной - 7-9% в сельском хозяйстве, 18-25% - в промышленности, более 65% в сфере услуг. Доля занятых в госсекторе сократилась с 95% в 1991 году фактически - до 70% в 1997-м, (формально - до менее чем 40%). Маневр трудовыми ресурсами пока удается совершать без общего всплеска безработицы. Правда, в отдельных регионах (Иванове, Кузбасс, Северный Кавказ, Удмуртия) эта проблема уже вышла на одно из первых мест. Искусственные рабочие места продолжают сохраняться, только теперь там еще и месяцами не платят заработной платы.

6. Реструктуризация доходов и расходов семьи. Предполагалось увеличить долю денежных доходов населения в ВВП, снизить долю заработной платы в совокупных доходах семьи, увеличить объем и долю сбережений и расходов на услуги в текущих совокупных расходах, при снижении доли расходов на продукты питания и товары.

Доля денежных доходов населения возросла с 35-40% ВВП в конце 80-х до 60% в 1996-97 годах. Но реальные доходы понизились на 20-25% ввиду практически двухкратного падения самого ВВП. Доля текущих сбережений возросла с 3-5 до 19-23% в совокупных доходах и с 2 до 12% в ВВП. Доля заработной платы в совокупных доходах семьи сначала понизилась с 78 до 45%, а затем стабилизировалась на уровне 48-55%. Доля социальных трансфертов снизилась с 18 до 15%, а доля доходов от собственности, финансовой и страховой систем, предпринимательской деятельности возросла с 4 до 35%. Правда при этом надо учитывать тот факт, что часть, по сути, трудовых доходов, в силу особенностей российской налоговой системы, оформляется как доходы от финансовой и страховой систем.

Вместо того, чтобы снизиться, возросла доля расходов семьи на питание - с 33-35% до 42-44%, при этом снизилась доля расходов на непродовольственные товары - с 50 до 33%, особенно длительного пользования. Доля расходов на услуги возросла с 15-17% до 22-24%, и в ее составе возросли расходы на транспорт, содержание жилья и здравоохранение, при снижении доли расходов на бытовое обслуживание, питание вне дома, культуру, спорт, развлечения и отдых.

7. Создание эффективной системы социального сервиса. Предполагалось провести реформы:

а) пенсионного обеспечения - переход к накопительному принципу:

б) системы страхования - переход к добровольному и многофункциональному;

в) жилищного обеспечения - приватизация жилья и оплата коммунальных услуг населением при повышении их качества;

г) образования - обеспечение всеобщего бесплатного среднего (9-II лет), доступного профессионального (плюс 2-3 года), платного высшего (4-6 лет):

д) здравоохранения - гарантированный стандарт для всех, плюс система медицинского страхования, плюс система семейного врачевания.

Ситуация в социальной сфере на начало 1998 года может быть охарактеризована коротко - полный провал. Средняя пенсия не обеспечивает прожиточного минимума. Страхование носит выборочный и формальный характер. Лишь 10% граждан имеют возможность приобрести жилье и оплачивать коммунальные услуги в полном размере. Государственное “бесплатное” образование и здравоохранение погрязли в нелегальных поборах с населения и безответственности, частное - очень дорого.

8. Обустройство правового пространства. Предполагалось принять новые конституцию, гражданский, уголовный и налоговый кодексы, ввести суд присяжных, повысить роль адвокатуры в судебном процессе, а самой судебной власти - в системе разделения властей. Конституция принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В 1995 году введена в силу первая часть Гражданского кодекса, в начале 1996-го - вторая, в 1997 году появилась новая редакция Уголовного кодекса. Но дальше этого дело не пошло. Суд присяжных существует в нескольких регионах России лишь в виде эксперимента. Конфликтные ситуации в бизнесе по-прежнему решаются преимущественно во внесудебном порядке.

9. Налогово-бюджетная реформа. Предполагалось, что после принятия Налогового кодекса, сокращающего общее количество налогов и ограничивающего произвол властей всех уровней, а также упрощающего систему отчетности, будет введен 3-5-летний мораторий на изменения налогового режима. Декларировалось утверждение четкого процесса формирования сбалансированного бюджета, с небольшим (до 3% ВВП) или отсутствующим дефицитом. Бюджета, принимаемого за 1,5-2 месяца до начала нового года, основные параметры которого будут связаны с макроэкономическими показателями, а не благопожеланиями отраслей и регионов. Предполагалось, что власти всех уровней сами смогут поделить меж собой налоговые поступления и прекратят требовать от коммерсантов рассылать после каждой сделки по 20 платежных поручений в 20 инспекций. Шести лет оказалось недостаточно даже для того, чтобы начать исполнять эту программу.

10. Формирование среднего класса. Предполагалось, что едва ли не основной задачей переходного периода должно стать создание достаточно многочисленного слоя, объединяющего 60-80% совокупного населения страны, - гаранта политической стабильности, демографического воспроизводства населения, слоя собственников и наемных работников, экономически независимых граждан, ответственных избирателей, исправных налогоплательщиков, создателей массового спроса и держателей акций, облигаций и других ценных бумаг, участников страховых и пенсионных программ, обеспечивающих социальную стабильность и устойчивое экономическое развитие общества.

К концу 1997 года к среднему слою, с некоторыми оговорками, можно было отнести лишь около трети населения страны.

Оренбург 2009

Введение

«Переходная экономика» - термин, возникший в экономической теории сравнительно недавно. Его возникновение обусловлено тем, что на рубеже 80-х – 90-х гг. двадцатого столетия большинство социалистических стран, в том числе и Россия, сменили политический строй, в результате чего произошли и коренные изменения в экономической жизни. Эти изменения имеют отличительные черты, которые формируют новый тип экономической системы, которую в экономике называют переходным периодом.
Целью работы является изучение переходной экономики как типа экономической системы. Для этого необходимо решить ряд важных задач, используя методы экономической теории. Первоочередная задача – раскрыть содержание переходной экономики, то есть определить, что собой представляет переходный период. Необходимо познать его сущность, проследить общие закономерности и выявить специфические черты, отличающие этот тип экономической системы от других типов. Кроме того, нужно обосновать основные принципы и изучить способы проведения экономической политики в переходном периоде.
Теоретические аспекты рассматриваются на примере российской экономики. Ставится задача выяснения причин, обусловивших переход от старой экономической системы к новой, изучения методов и способов преобразования экономики.
Необходимость перехода нужно рассмотреть с разных сторон, выявить основные моменты переходного периода. Также важно обосновать роль государства в переходной экономике, охарактеризовать основные реформы, проводимые государством, изучить его функции.
Неотъемлемой частью работы является рассмотрение результатов преобразований, определение дальнейших перспектив развития экономики России. Необходимо дать четкую характеристику современного состояния российской экономики, выявить главные проблемы ее трансформации. Ставится задача детального изучения экономики России, изменяющейся в переходный период.
После рассмотрения переходной экономики с точки зрения экономической теории, изучения ее особенностей в российской системе, необходимо сделать заключение о том, какая же экономическая система формируется в России.
Актуальность поставленной проблемы на сегодняшний день не оспорима. Она вызывается не только выше упомянутыми причинами, но и тем, что Россия еще не преодолела барьер перехода. Российская экономическая система далека от идеальной, в ней существует множество противоречий, множество несовершенств, которые препятствуют ее дальнейшему развитию. Поэтому необходимо теоретически изучить поставленную задачу, разработать возможные пути решения сложившихся проблем, а также перспективные методы и способы.
На основе проведенного анализа необходимо сделать соответствующие выводы и попытаться дать четкое представление о современном типе экономической системы, сложившейся в России.

1 Содержание переходной экономики

1.1 Понятие и сущность переходного периода

На рубеже 1980-х и 1990-х годов большинство социалистических стран сменили политический строй. Перед новым правительством, пришедшим к власти, встала задача проведения реформ, направленных на преобразование социалистических стран в демократические государства с рыночной экономикой.
Время от начала преобразований политико – экономической системы бывших социалистических стран до формирования устойчивых и эффективных институтов демократического общества и рыночной экономики называют переходным периодом.
Переходный период в экономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно – командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени часто называют периодом постсоциалистической, или посткоммунистической, трансформацией. Экономическая трансформация является частью глубоких, принципиальных изменений в обществе – в политическом и государственно - административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике.
Теоретическими вопросами реформ занимается транзитология – наука о переходном периоде. Это сравнительно новая область социальных наук. Она возникла в 70-е годы двадцатого века как наука о переходе от тоталитарного или авторитарного режима к демократии и рынку. Сегодня в центре внимания транзитологов – проблемы преобразований в постсоциалистических странах.
Реально проблема переходного периода возникает в экономической науке неоднократно. Впервые – в связи с переходом от аграрного общества к индустриальному (от феодализма к капитализму). Далее – как трактовка проблем переходного периода от капитализма к социализму в марксистском учении. Наконец, - в современных условиях в связи с «постиндустриальными тенденциями» в развитых капиталистических странах и переходными процессами в бывших социалистических странах, вставших на путь формирования рыночной экономики.
Начало переходного периода чаще всего связано с утратой государственной власти прежними коммунистическими партиями, прекращение функционирования прежних законодательных и исполнительных органов и приходом к власти новых, некоммунистических политических сил. Новые силы – новые организации – партии, правительства, парламенты, - хотя в них может быть представлено немало деятелей старого режима. Таким образом, началом переходного периода является смена политического строя, которая служит необходимым условием для осуществления принципиально – рыночных преобразований в экономике.
Содержанием переходной экономики является преобразование всей системы экономических отношений, а не реформирование ее отдельных элементов или корректировку экономической политики.
В процессе перехода от административно – командной к рыночной экономике сформировалось примерно три группы стран.
Первая группа включает страны, где темпы продвижения к рыночной экономике наиболее значительны (Польша, Венгрия, Словакия, Словения, страны Балтии). Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено рядом факторов: существование основ рыночной экономики до поворота к административно – командной системе, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, консенсусом всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.
Вторая группа включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, другие страны – члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно – командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.
Третья группу составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно – командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения.

1.2 Черты и закономерности переходного периода

Особенности, отличающие переходную экономику от других типов экономических систем, связаны прежде всего с преобразованиями в экономической сфере. Происходит изменение основы экономической системы, ее замена качественно иной (рыночной). Такого рода трансформацию называют системными реформами.
Во-первых, это либерализация экономики – система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.
Во-вторых, демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль, регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий.
В-третьих, это институциональные преобразования, включающие изменение отношений собственности, формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционного фонда и т. д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.
В-четвертых, структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики – развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
Также чертой переходной экономики является макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Длительное сохранение инфляции препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому ее подавление жизненно важно для переходной экономики. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т. д.
Еще одним изменением в переходный период является формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.
Некоторые изменения носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности.
Главная закономерность переходного периода – утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. В период командно-административной системы государство было единственным собственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств общества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие экономических решений.
Вторая закономерность переходного периода – бюджетный кризис. Он тесно связан с изменение положения государства в экономике. После начала реформ потребность в их финансировании со стороны государства сохраняется на очень высоком уровне. Но доходная часть бюджета резко сокращается за счет спада производства, утечки капиталов за границу. Возникает дефицит государственного бюджета, который приводит к кризису в экономической сфере.
Третья закономерность переходного периода – трансформационный спад. В переходный период экономика переживает глубокий кризис, вызванный отсутствием координации между экономическими агентами. Это связано с тем, что прежние, плановые механизмы координации хозяйственной деятельности уже разрушены, а новые, рыночные механизмы координации еще слабы или отсутствуют.

1.3 Концепции переходной экономики

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный),а вторая – «шоковая терапия». Выражение «шоковая терапия»заимствовано из медицины и не является строгим научным термином для обозначения экономических процессов, однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований.
Градуализм – это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка.
Государство на основе долгосрочной стратегии последовательно заменяет механизмы административно- командной системы рыночными отношениями.
Начало реформ связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка.
Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.
Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.
Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции.
Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряющая частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.
Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.
«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета.
Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция – поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.
В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:
- одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;
- скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;
- ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;
- либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.
Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

2 Реформы переходной экономики в России

2.1 Кризис административно – командной системы

За десятилетие экономика России сократилась примерно в два раза. Это произошло за счет сокращения производства в промышленности, строительстве, транспортном обслуживании, сельском хозяйстве.
Кризис, начавшийся в начале 90-х годов – это кризис предыдущей экономической системы – социалистической экономики. Некоторые признаки его приближения наблюдались задолго до его начала. Резкое сокращение темпов роста даже по данным официальной советской статистики стало наблюдаться в Советском Союзе с начала 70-х годов, о чем свидетельствуют данные «Таблицы 2.1»:

Таблица 2.1 Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического и социального развития СССР по пятилеткам (в %)

1961-1965 1966-1970 1971-1975 1976-1980 1981-1985
Валовой общественный продукт 6,5 7,4 6,3 4,2 3,6
Национальный доход(НД) 6,5 7,8 5,7 4,3 3,6
НД, использованный на потребление и накопление 5,7 7,2 5,1 3,8 3,1
Продукция промышленности 8,6 8,5 7,4 4,4 3,7
Валовая с\х продукция 2,3 3,9 2,5 1,7 1,1
Капитальные вложения 5,4 7,3 6,7 3,7 3,7
Производительность общественного труда 6,1 6,8 4,5 3,3 3,1
Реальные доходы на душу населения 3,6 5,9 4,4 3,4 2,1

Это был еще не кризис, но тенденция нарастания негативных процессов обозначилась достаточно зримо. Начало политики «перестройки» и было реакцией власти на неминуемо приближающийся кризис. Начало перестроечных преобразований было попыткой предотвратить надвигающуюся экономическую катастрофу. Но изменить сложившуюся тенденцию не удалось. С начала 90-х годов началось сокращение производства, кризис приобрел открытые формы.
Продолжительный и глубокий спад производства, деформацию нарождавшейся рыночной экономики вызвали пережитки старого строя.
Советский Союз к 80-м годам занимал второе место в мире по объему ВВП после США. Но огромную его часть составляло производство военной техники: танки, в производстве которых СССР занимал первое место в мире, самолеты, орудия и т. п. по различным оценкам, военное производство составляло до 70% промышленного производства. При переходе к рыночным отношениям все эти объемы производства не могли быть признаны рынком, оплачены государственным бюджетом. Как следствие, объемы военного производства и соответственно объемы ВВП начали резко и быстро сокращаться.
Кроме чрезмерно раздутого военного производства в СССР производилось много гражданской продукции в объемах, излишних с позиций рыночной потребности страны. В плановой экономике оценка производственной деятельности осуществлялась исходя из роста объемных показателей, что стимулировало «производство ради производства». В условиях рынка сокращение производства в этих отраслях было неизбежно. Уменьшались масштабы прямой растраты сырьевых, энергетических, трудовых ресурсов.
Когда процесс перераспределения высвобождающихся из военного и излишнего гражданского производства ресурсов закончился, ресурсы перешли в востребованные рынком отрасли, начался экономический рост. Но этот рост не может быть устойчивым и долговременным, так как не имеет в своей основе новых капиталовложений и обновленной материально – технической базы.
В отсталом состоянии последней, унаследованной от социализма, кроется еще одна причина глубокого экономического кризиса 90-х годов.
Россия начала вступать в рыночную экономику со значительно устаревшим производственным аппаратом. Промышленность и сельское хозяйство в начале 90-х годов по большей части не соответствовали мировому уровню и в силу этого были неконкурентоспособны в сравнении с развитыми странами. Это подтверждает «Таблица 2.2»:

Таблица 2.2 Возрастная структура производственного оборудования в промышленности в 1975-1991 гг.(в %)

Годы Всего оборудования Из него в возрасте (лет)
До 5 6-10 11-15 16-20 Более 20 Средний возраст
1975 100 37,5 29,7 14,8 9,0 9,0 8,34
1985 100 33,1 28,2 16,0 9,8 12,9 10,11
1990 100 29,4 28,3 16,5 10,8 15,0 10,80
1991 100 26,6 28,9 17,1 11,3 16,1 11,30

Проблема состоит не только в устаревании производственных фондов, но ив их технологической отсталости. С 50-х годов и до середины 70-х в СССР успешно развивался технологический комплекс. Но потом положение стало резко меняться. В развитых капиталистических странах влияние потребительского рынка привело к выходу производства за рамки военного. Сложилась самовоспроизводящаяся расширяющаяся система производства.
В планово – централизованной экономике СССР такой обратной связи не было в силу отсутствия самого рынка.
В силу такого отставания экономика СССР являлась более фондо- и материалоемкой, требовала больших затрат энергии и труда на производство. Все это в конечном итоге привело к разложению существующей экономической системы, последствиями которого стали коренные изменения в экономической сфере и в жизни всей страны в целом.

2.2 «Шоковая терапия» и ее следствия

В России радикальную экономическую реформу начало в 1992 году либеральное правительство, исповедовавшее идеи монетаризма и «шоковой терапии». Но подлинной «шоковой терапии» в нашей стране никогда не было. «Шоковая терапия» предполагает бездефицитный бюджет, тогда как на протяжении 1992 – 1998 годов бюджет ежегодно сводился с дефицитом 5 – 10 % ВВП. Кроме того, правительство не ограничивало заработную плату, что привело к возникновению классической инфляционной спирали «цены – заработная плата».
За годы реформ российская экономика претерпела принципиальные изменения.
Во-первых, это институциональные преобразования, выражающиеся в возникновении и укреплении рыночных институтов экономической деятельности.
Во-вторых, вещественно – структурные изменения, нашедшие выражение в падении валового продукта более чем в два раза по сравнению с началом 1990-х годов, резком сокращении доли обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства и росте доли услуг в ВВП.
Среди институциональных реформ ведущее место занимает приватизация. Приватизация – это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельцам.
Как процесс изменения отношений собственности, приватизации привела к изменению самой природы российской экономики. Она перестала быть государственной, плановой экономикой, и превратилась в рыночную экономику, опирающуюся на деятельность независимых экономических субъектов.
Приватизация началась в 1993 году. До середины 1994 года она осуществлялась путем обмена государственной собственности на ваучеры, бесплатно раздаваемые всем гражданам.
В результате ваучерной приватизации к середине 1994 года примерно 60% бывших государственных предприятий перешли в собственность трудовых коллективов, новосозданных акционерных обществ, инвестиционных фондов, других негосударственных организаций, а также граждан.
В процессе приватизации благодаря обращению акций и других ценных бумаг стал формироваться фондовый рынок – один из важнейших элементов рыночной системы.
К числу серьезных недостатков российской схемы приватизации относится отсутствие притока инвестиций на приватизированные предприятия и доходов – в госбюджет. Высокие темпы приватизации и несовершенство ее правовой базы обусловили запутанность и противоречивость отношений собственности на предприятиях – сосуществование нескольких владельцев крупных пакетов акций, каждый из которых имеет свои собственные интересы.
В 1995 году правительство объявило о начале «денежного» этапа приватизации, предусматривающего продажу собственности отечественным и иностранным инвесторам. Но в связи с явным недостатком желающих купить государственную собственность в 1995 – 1996 годах приватизация осуществлялась главным образом в форме залоговых аукционов.
Укрепление финансовых возможностей негосударственного сектора позволило правительству в 1997 году отказаться от залоговых аукционов и перейти непосредственно к продаже предприятий. При этом в целях увеличения поступлений от приватизации борьбы с коррупцией правительство попыталось обеспечить подлинную конкурсность продаж, но добилось в этом частичного успеха. Тем не менее, доходы бюджета существенно увеличились благодаря высокой стоимости и инвестиционной привлекательности объектов, выставляемых на торги.
Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственности. Если раньше все материальные богатства принадлежали государству, то теперь основой стала частная собственность. Возникли и новые формы собственности. Это муниципальная собственность, то есть имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, собственность общественных организаций, смешанная, иностранная и другие.
В 1997 году предприятия распределились по формам собственности следующим образом: государственные – 9%, муниципальные – 7%, в собственности общественных организаций – 5%, в смешанной и иностранной собственности – 10%, частные – 68%. Хотя частная собственность в России еще очень молода и зачастую недостаточно четко отделена от государственной, такая высокая доля частных предприятий свидетельствует о необратимых изменениях в структуре собственности в нашей стране.
Вплоть до середины 1998 года другим бесспорным успехом считалась финансовая стабилизация. Это нашло выражение прежде всего в преодолении гиперинфляции 1992-1993 годов и снижении индекса потребительских цен до 11% в 1997 году. Обуздание инфляции сопровождалось стабилизацией валютного курса и снижением ставки процента за банковский кредит.
Антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денежной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 году закона о Центральном банке России (ЦБР). Центральный банк обязан обеспечивать стабильность рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в обращении. Только в первой половине 1997 года, когда рост цен снизился до уровня менее 20% в годовом исчислении, Центральный банк стал постепенно смягчать денежную политику, увеличивая выпуск денег в обращение, что сыграло заметную роль в оживлении производства.
Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефть привели к бегству спекулятивных иностранных капиталов из России и падению валютной выручки. В конце весны 1998 года правительство было вынуждено резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решение означало конец достигнутой с огромным трудом финансовой стабилизации, а последующий дефолт произвел к всплеску инфляции на 30% в сентябре 1998 года и разрушению всей денежно – финансовой системы.
Самый неблагоприятный ход реформ – в сфере реального производства. Но при этом необходимо отметить быстрый рост сектора услуг, в том числе финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской экономике.
За годы реформ больше всего пострадали машиностроение и другие отрасли обрабатывающей промышленности, меньше – отрасли топливно – энергетического комплекса и сырьевой промышленности, которые имеют возможность поставлять продукцию на мировой рынок. Снижение доли обрабатывающей промышленности и повышение доли добывающей промышленности называют «утяжелением» экономической структуры.
Ресурсы топливно – энергетического баланса достигли 2465,2 миллионов тонн. Электроэнергии производилось 1544,2 миллиардов кВт.ч. До 1989 года шел процесс стагнации. В 1996 году Россия производила электроэнергии уже только 847 миллиардов кВт.ч., или 78% к 1990 году; нефти – соответственно 293 миллионов тонн (57%); угля – 255 миллионов тонн (65%); газа – 575 миллиардов кубических метров (90%); стали – 49,2 миллионов тонн (55%). К 1997 году наметилась определенная стагнационная стабилизация. Но в эти тенденции вмешался спровоцированный финансово – фондовой элитой локальный по своей сути финансовый кризис 1998 года.
Темпы падения капиталовложений и обновления фондов превышают темпы сокращения промышленного производства. Инвестиции в 1997 году упали примерно до уровня 10-15% по сравнению с показателями начала 1990-хгодов. Это делает преодоление кризиса особенно трудным, потому что увеличение выпуска продукции требует капиталовложений для модернизации производственных фондов.
Кризис 1998 года подвел черту под начальным периодом постсоциалистического реформирования в России и требует реализации более продуманной и взвешенной стратегии преобразований.
Реформы, таким образом, привели к прогрессу с точки зрения институциональной трансформации и глубокому кризису с точки зрения объема и структуры экономики.

2.3 Функции государства в переходной экономике

Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых, происходит либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Во-вторых, совершается переход от преимущественно административных методов государственного регулирования (путем предписаний, запретов, ограничений), к экономическим (через денежно – кредитную и бюджетно – налоговую системы).
В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Это обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от административно – командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества. Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно в выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение. Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.
В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства.
Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:
- обеспечение институционально – правовой основы деятельности экономических агентов;
- ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, в ряде случаев организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
- поддержка нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка и т.д.).
Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:
- разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;
- демонополизация и поощрение конкуренции;
- приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.
Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно – командных средств управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли.
По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно – кредитной и бюджетно – налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики.
В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления – министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально – экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно – кредитное регулирование. Возникают специфические для переходного периода институты – ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.
В переходный период широкое значение принимает стабилизационная политика. Она направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.
В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.
Ортодоксальный сценарий представляют собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую: устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря».
Гетеродоксный сценарий предполагает проведение жесткой денежно – кредитной и бюджетно - налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.
На практике ортодоксальная программа стабилизации дополняется использованием «якоря» путем фиксации уровня номинальной заработной платы. Важным условием реализации гетеродоксного сценария является социальное партнерство между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и заработной платой.
В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких бюджетных ограничений.

3 Результаты и перспективы преобразований

3.1 Результаты реформ в современном состоянии экономики

Начиная с 1999 года в России наблюдается экономический рост.

Таблица 3.1 Темпы прироста ВВП в России (в %)

Сущность переходного периода
Совершенно очевидно, что смене экономической, политической, социальной, правовой, идеологической и нравственной системы в любой стране - процесс болезненный и длительный. Общепринятого определения термина "переходный период" пока не выработалось, но большинство исследователей понимают его как период институциональных преобразований - преобразование общественной системы, включая все ее существенные составляющие: морально-нравственную, политическую, правовую, экономическую. Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период. Если для каждой системы, или органической эпохи, по Сен-Симону, это прежде всего есть изменения функционирования, то для переходной экономики это по преимуществу есть изменения развития.
Отсюда первая черта переходной экономики - характерная неустойчивость.
Вторая черта, вытекающая из первой - альтернативный характер развития переходной экономики. Альтернативность имеет определенные границы, но при этом они могут быть успешными или безуспешными. И в этом случае переходная экономика со всеми своими изменениями дорлжна перейти в качественно новое состояние.
Третья черта - появление и функционирование особых переходных экономических форм.
Четвертая черта - особый характер противоречий в переходной экономике, вызванных противоречиями различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, на которые направлена переходная экономика, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер.
Пятая черта - историчность переходной экономики, которая с одной стороны связана с историческим характером переходного процесса, а с другой зависит от особенностей региона или отдельной страны.
Особенность в целом переходной экономики по сравнению с экономикой той или иной системы не выводит ее за рамки объекта общей экономической теории. Поэтому и предмет исследования в теории переходной экономики в целом остается тот же - экономические отношения людей.
По характеру переходных процессов можно выделить два типа переходной экономики. Первый тип выражает естественный ход исторической эволюции и условно может быть определен как тип естественно-эволюционный. Примером тому, могут служит переходные процессы во Франции к моменту революции 1789 года.
Второй тип - регулирование переходных процессов в определенном направлении, на основе сознательно разработанных программ реформирования общества. Поэтому условно этот тип можно было бы назвать реформаторско-эволюционный. Наиболее крупный пример подобного рода - "строительство" новой экономики и нового общества в России после 1917 года и возвратно-эволюционное движение России после 1991 года.
Сущность переходного периода российской экономики будет заключаться в необходимости перехода:
1. От жесткого, административно-командного регулирования цен, заработной платы, производства, потребления, товарных потоков.
К свободному ценообразованию на основе спроса и предложения на товары, услуги, деньги, рабочую силу и фискально-финансовым способам влияния на цены и доходы;
2. От плавного наделения ресурсами и постоянного государственного финансирования убыточных производств.
К приобретению ресурсов на открытых регулируемых рынках, с обязательной возможностью (и неизбежностью) банкротства убыточных предприятий;
3. От "мягких бюджетных ограничений", когда руководитель предприятия, даже имея деньги на расчетном счету, не мог приобрести ресурсы, и наоборот - не имея денег, инвестировал.
К жестким ограничениям по деньгам и нормальному плановому регулированию задолженности, вплоть до банкротства;
4. От практически 100%-ой государственной собственности на средства производства, 80%-ой доле в ВВП и 95%-ой доле в занятости (по сути - все граждане являлись госслужащими, в том числе ми колхозники).
К ограничению государственного сектора 20-23%-ной долей;
5. От имитации экономического роста на основе хищнического использования ресурсов (в том числе и трудовых), добровольно-принудительного, административного изъятия прибыли предприятий и доходов граждан в бюджет.
К реальному росту на основе преимущественно частных инвестиций, формируемых финансовой системой из частных же сбережений на основе добровольности и возмездности.
Нет и не будет единства в представлениях о том, общество какого типа россияне желают построить. Проблема усугубляется тем, что строительство это началось в России в 1992 году не с "чистого листа", как, например, в послевоенной Японии, а в результате краха доказавшей свою принципиальную нереформируемость командно-административной, "социалистической", плановой системы, оставившей после себя тяжелое наследство в виде:
1. Гиперконцентрации производства. Неэффективные, с избыточной занятостью, да к тому же и "градообразующие" промышленные гиганты - "мастодонты" раннего индустриализма.
2. Гипертрофированного ВПК: Попытка конверсии которого с треском прорвались еще в конце 80-х гг.
3. Производства отрицательной прибавочной стоимости. Когда цена готового продукта не покрывает даже базовых или средних переменных издержек на его производство.
4. Случайного размещения производства. Города- заводы строились преимущественно в местах, не пригодных для нормальной жизни- например, на крайнем севере.
5. Недоразвитой инфраструктуры. Как транспортной "В России нет дорог - только направления", так и рыночной - "Нет сервиса - только обслуживание", "Нет индустрии развлечений - только клубы". Не было также нормальных банков, бирж и т.д.
6. Разбалансированного товарно-денежного обращения, проявлявшегося в виде дефицитов, талонов, купонов, открыток, очередей и спецраспределителей.
7. Нищеты подавляющего большинства населения. Совокупные денежные доходы составляли менее 40% реального ВВП, а совокупные сбережения - менее 30 %.
8. Социально - психологического иждивенчества и инфантилизма, вскормленного госпатернализмом. Низкая дисциплина, производительность труда и ответственность.
9. Правового нигилизма. Проявляющегося в обыденном сознании в виде поговорок типа "Закон - что дышло", "Суди не по закону, а по совести", "От сумы да от тюрьмы не зарекайся" и прочих благоглупостях, а в повседневном поведении в виде перманентной готовности решать проблемы неправовым путем.
10. Институциональной недоразвитости. Ни один из трех фундаментальных институтов современного общества - семья, собственность, гражданское право - не был нормально развит. В хиреющем состоянии поддерживались такие важные институты, как здравоохранение, образование, армия, идеология.
11. Скрытой безработицы. Существовали и продолжают существовать миллионы (от 7.5 до 25) искусственных рабочих мест. Прежде всего в НИИ и заводоуправлениях, а также на планово-убыточных предприятиях.
12. Инфляции и спада производства. С 1961 по 1986 покупательная способность рубля снизилась в 2,5 раза, затем этот процесс ускорился. Экономический рост прекратился фактически в конце 70-х годов, и после короткого всплеска середины 80-х начался спад, который превысил 10% ВВП уже к осени 1991 года.