Критика буржуазных и мелкобуржуазных теорий стоимости. Теория факторов производства ж.б.сэя

ЗАКОН СЭЯ

Жан Батист Сэй - франц. экономист, представитель классической школы политэкономии, популяризатор Смита.

Главная работа - «Трактат о политической экономии».

Согласно Сэю продукты обмениваются на продукты. В настоящее время это трактуется как «предложение рождает спрос» (с законом Сэя были согласны Рикардо, Милль, отрицали Кейнс и Мальтус).

Прежде чем что-то купить нужно что-то продать.

По закону Сэя кризис перепроизводства не возможен. Закон выполняет идеологическую функцию.

Государству отказано во вмешательстве в хоз.деятельность, т.к. считалось, что любое вмешательство государства сопровождается экономическими кризисами.

По Сэю возможно бескризисное развитие экономики и повышение благосостояния всех классов общества → нет необходимости вмешиваться в механизм свободного ценообразования.

Согласно закону Сэя кризис перепроизводства не выражается в превышении общего количества товаров над общим количеством денег. Кризис наступает потому, что каких-то товаров было предложено меньше, чем нужно. Следовательно, был не правильно распределен общественный труд по видам производства.

Закон Сэя:

) Чем больше в каждом государстве производителей (т.е. многообразнее производство) тем легче сбыт продукции

) В то же время, товар не реализуется потому что а) объем его производства > суммы потребностей б) другие производства произвели меньше, чем нужно

) Каждый заинтересован в благополучии другого (такой-то фермер купит ваши ткани, если у него будет хороший урожай, и он купит у вас их тем больше, чем обильнее будет его жатва. Но он ничего не купит, если сам ничего не произведет. Да и вы сами купите у него хлеба и шерсти лишь настолько, насколько сработали ткани

) Импорт благоприятен для продажи внутреннего продукта, потому что мы не можем купить иностранные товары иначе как за продукты нашей промышленности, наших земель и наших капиталов, которым, следовательно, торговля доставляет сбыт.

ТЕОРИЯ ТРЕХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

Сэй критикует теорию А.Смита о том, что только 1 фактор участвует в образовании стоимости. Он утверждает, что в процессе производства продукта участвует 3 фактора: труд, земля, капитал, причем степень участия каждого из названных факторов в создании стоимости (ценообразовании) и доходов общества обусловлена якобы тем, кому из трех классов - рабочим, капиталистам или землевладельцам - принадлежит соответствующий фактор. Труд создает стоимость совместно с действиями сил природы (солнце, воздух) и капитала.

Т.о., согласно теории Сэя, источником стоимости является не один фактор (как у Смита), а совокупность факторов. Каждый из этих факторов обладает специфическим свойством создания стоимости: Земля предоставляет материальную основу создаваемого продукта, труд преобразует природную форму материала, капитал увеличивает производительную силу труда и землю.

В последствии теория 3 факторов производства легла в основу так называемого факторного анализа.

Главным, что определяет стоимость продукта - это полезность. Поэтому производство должно ориентироваться на полезность, т.е. производить то, что требуется в первую очередь, т.к. это будет гарантировать реализацию товаров.

Немного больше об экономике сегодня

Инфляция и безработица в современной России проблемы и методы регулирования
Одна из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Проблема обеспечения эффективной занятости населения, укрепление ее позиций на рынке груда имеет в современных условиях ст...

Наряду с Д. Рикардо экономические взгляды Ж. Б. Сэя получи­ли определенное одобрение и отражение в трудах Т. Мальтуса. В частности, популярная на значительном протяжении XX в. теория издержек производства Т. Мальтуса практически целиком зиждется на положениях выдвинутой немногим ранее него Ж. Б. Сэем теории трех главных факторов производства: труда, капитала и земли. Это еще раз говорит о полярности «извлечений», сделанных последователями творческого наследия А. Смита. Так, если Д. Рикардо, соци­алисты-утописты, С. Сисмонди, К. Маркс и некоторые другие эко­номисты, следуя «заветам» А. Смита, единственным источником стоимости товара (услуги) считали труд, то другая и также значи­тельная часть экономистов различных школ и течений экономиче­ской мысли приняла в качестве исходной аргументацию Сэя-Мальтуса, в соответствии с которой стоимость товара складывается из издержек собственника-предпринимателя в процессе производства на средства производства (фактор «капитал»), на заработную плату (фактор «труд») и на ренту (фактор «земля»).

В результате последователи Смита – Рикардо стали усматривать происхождение прибыли и ренты как вычет из стоимости труда рабочих, в эксплуатации труда капиталом и антагонизме классов. А последователи Сэя – Мальтуса, также считавшие себя смитианцами, и стоимость товара, и доходы классов общества увидели в сов­местном труде и мирном сотрудничестве представителей этих клас­сов. Но только в конце XIX в. маржиналисты второй волны в лице А. Маршалла и других ученых доказали тупиковую сущность и тео­рии трудовой стоимости, и теории издержек производства, поскольку в их основе лежит затратный принцип.

Однако что касается теории стоимости Ж. Б. Сэя, то к сказанно­му выше следует добавить, что у него на этот счет, как и у его учи­теля А. Смита, имели место несколько определений. Причем и здесь Ж. Б. Сэй не столько повторял своего кумира, сколько импровизи­ровал в поисках новых «открытий». Например, памятуя положение А. Смита, что любой товар имеет два неразрывных свойства – ме­новую стоимость и потребительную стоимость, Ж. Б. Сэй оттенил особое значение взаимосвязи полезности и ценности предметов (то­варов). В этой связи он писал, в частности, что «ценность есть мерило полезности» предмета. Тем самым Ж. Б. Сэй допускал возмож­ность измерения стоимости не только количеством затраченного труда, но и степенью полезности продукта труда. Здесь, конечно, вполне уместно высказывание М. Блауга, в соответствии с которым «концепция ценности, основанная на полезности, вряд ли может считаться удовлетворительной теорией ценообразования без применения понятия убы­вающей полезности для объяснения насыщаемости спроса при данном уровне цены».



Одновременно и гораздо большее значение в создании стоимо­сти товара Ж. Б. Сэй придавал предложенной им же теории трех факторов производства. Труд, земля и капитал, на его взгляд, участ­вуя в процессе производства, оказывают услугу по созданию стои­мости. Триединая формула, вытекающая из теории трех факторов Ж. Б. Сэя, в соответствии с которой фактор «труд» порождает зара­ботную плату как доход рабочих, фактор «капитал» порождает при­быль как доход капиталистов, а фактор «земля» – ренту как доход землевладельцев, по сути своей явилась своеобразной интерпретацией взглядов А.Смита. Речь идет о том, что, заимствовав у А. Смита идею о влиянии классовой структуры общества на происхождение и распределение различных видов доходов, Ж. Б. Сэй как бы «уточ­нил», что названные выше факторы («труд», «капитал», «земля») имеют самостоятельное значение в создании доходов рабочих, ка­питалистов и землевладельцев.

Следовательно, у Ж. Б. Сэя отвергается всякая мысль о возмож­ности в условиях ничем не ограниченной свободной конкуренции предпринимателей эксплуатации факторов производства и классов общества. Ж. Б. Сэй и его ученики, таким образом, пытались вывести весьма упрощенное положение о гармонии экономических интере­сов всех слоев общества, строя свои суждения на известной идее А. Смита о том, что личный интерес «экономического человека», направляемый «невидимой рукой», обязательно совпадает c обще­ственным.

Вопрос о пропорциях, если можно так выразиться, в которых созданная главными факторами производства стоимость обществен­ного продукта распределяется на доходы владеющих этими факто­рами классов общества, по мнению Ж. Б. Сэя, самостоятельного значения не имеет. В частности, доходы предпринимателя, по оп­ределению Ж. Б. Сэя, представляют собой «вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух по­рядка и руководительство». Как и Т. Мальтус, он был убежден, что положение «низших классов» непременно улучшается, и поэтому ради пополнения «высших классов» сам «рабочий класс больше всех других заинтересован в техническом успехе производства». Что же касается «производителей», то и среди них каждый заинтересован в благополучии другого .

Наконец, понятие «вульгарная политическая экономия», которое ввел в научный оборот главным образом К. Маркс, в значительной степени связано с теорией факторов производства Ж. Б. Сэя. Эту тео­рию, равно как и теорию издержек Т. Мальтуса, К. Маркс счел апо­логетической, преднамеренной и вульгарной защитой интересов эксплуататорских слоев капиталистического общества . Считая не все доводы К. Маркса на этот счет бесспорными, думается, один из них в интерпретации Ш. Жида и Ш. Риста совер­шенно правомерен, а именно: «Несомненно, необходимость ясно­сти в изложении иногда понуждала его (Ж. Б. Сэя.) скользить по поверхности важных проблем, вместо того чтобы проникать в глубь их. В его руках политическая экономия часто становится слишком про­стой... Неясность Смита часто плодотворна для ума, а ясность Сэя не дает ему никакого стимула».

Нечто подобное отмечает М. Блауг по поводу так называемого закона Сэя. «В результате критики Кейнса, – пишет он, – закону Сэя стало придаваться значение, несоразмерное с его действитель­ной ролью в классической и неоклассической теории».

Ж.Б.Сэй, задавшись целью популяризировать учение А.Смита, ввел в научный оборот так называемую теорию трех главных фак­торов производства, которая стала тем не менее одной из самых значимых теорий классической политической экономии на всем протяжении XIX в. Суть этой теории состоит в том, что в обще­ственном производстве взаимодействуют три главных фактора - труд, капитал и земля. Причем степень участия каждого из назван­ных факторов в создании стоимости (ценообразовании) и дохо­дов общества обусловлена якобы тем, кому из трех классов - ра­бочим, капиталистам или землевладельцам - принадлежит соот­ветствующий фактор. Отсюда, по Сэю, следует, что благодаря условиям полного laissez faire будет достигнуто наиболее эффек­тивное взаимодействие этих факторов и отношения между клас­сами станут гармоничными.

Теория стоимости

С появлением теории трех главных факторов производства Ж.Б.Сэя стало очевидным, что она стала по существу одним из полярных «извлечений», сделанных последователями творческого наследия А.Смита. В частности, популярная на значительном про­тяжении XIX столетия теория издержек производства Т.Мальтуса

практически целиком зиждется на положениях выдвинутой немно­гим ранее него Ж.Б.Сэем о труде, капитале и земле как о главных факторах производства. Поэтому, если Д.Рикардо, социалисты- утописты, С.Сисмонди, К.Маркс и некоторые другие экономис­ты, следуя «заветам» А.Смита, единственным источником стоимо­сти товара (услуги) считали труд, то другая и также значительная часть экономистов различных школ и течений экономической мысли приняла в качестве исходной аргументацию Сэя-Мальту­са, в соответствии с которой стоимость товара складывается из издержек собственника-предпринимателя в процессе производства на средства производства (фактор капитал), на заработную плату (фак­тор труд) и на ренту (фактор земля).

В результате последователи Смита-Рикардо стали усматривать происхождение прибыли и ренты как вычет из стоимости труда рабочих, в эксплуатации труда капиталом и антагонизме классов. Последователи Сэя-Мальтуса, также считавшие себя смитианца- ми, и стоимость товара, и доходы классов общества увидели в со­вместном труде и мирном сотрудничестве представителей этих классов. Но только в конце XIX в. маржиналисты второй волны в лице А.Маршалла и других ученых доказали тупиковую сущность и теории трудовой стоимости, и теории издержек производства, поскольку в их основе лежит затратный принцип.



Однако что касается теории стоимости Ж.Б.Сэя, то к сказан­ному выше следует добавить, что у него на этот счет, как и у его учителя А.Смита, имели место несколько определений. Причем и здесь Ж.Б.Сэй не столько повторял своего кумира, сколько имп­ровизировал в поисках новых «открытий». Например, памятуя по­ложение А.Смита, что любой товар имеет два неразрывных свой­ства - меновую стоимость и потребительную стоимость, - Ж.Б.Сэй оттенил особое значение взаимосвязи полезности и цен­ности предметов (товаров). В этой связи он писал, в частности, что «ценность есть мерило полезности» 28 предмета. Тем самым Ж.Б.Сэй допускал возможность измерения стоимости не только количеством затраченного труда, но и степенью полезности продукта труда 29 .

Теория доходов

Труд, земля и капитал, участвуя в процессе производства, по мнению Ж.Б.Сэя, оказывают услугу по созданию не только сто­имости, но и доходов. Но триединая формула, вытекающая из теории трех факторов, в соответствии с которой фактор «труд» порождает заработную плату как доход рабочих, фактор «капитал» порождает прибыль как доход капиталистов, а фактор «земля» - ренту как доход землевладельцев, по сути своей явилась своеобраз­ной интерпретацией взглядов А.Смита. Речь идет о том, что, за­имствовав у А.Смита идею о воздействии классовой структуры об­щества на происхождение и распределение различных видов до­ходов, Ж.Б.Сэй как бы «уточнил», что названные выше факторы («труд», «капитал», «земля») имеют самостоятельное значение в создании доходов рабочих, капиталистов и землевладельцев.

Следовательно, у Ж.Б.Сэя отвергается всякая мысль о возмож­ности в условиях ничем не ограниченной свободной конкуренции предпринимателей эксплуатации факторов производства и клас­сов общества. Ж.Б.Сэй и его ученики, таким образом, пытались вывести весьма упрощенное положение о гармонии экономичес­ких интересов всех слоев общества, строя свои суждения на изве­стной идее А.Смита о том, что личный интерес «экономического человека», направляемый «невидимой рукой», обязательно совпа­дает с общественным.

Вопрос о пропорциях, в которых созданная главными факто­рами производства стоимость общественного продукта распреде­ляется на доходы владеющих этими факторами классов общества, по мнению Ж.Б.Сэя, самостоятельного значения не имеет. В част­ности, доходы предпринимателя, по определению Ж.Б.Сэя, пред­ставляют собой «вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство» 30 . Как и Т.Мальтус, он был убежден, что положение «низших классов» непременно улучшается, и поэтому ради пополнения «высших классов» сам «рабочий класс больше всех других заинтересован в техническом успехе производства» 31 . Что же касается «производи­телей», то и среди них каждый заинтересован в благополучии дру­гого 32 . Наконец, отметим, что само понятие «вульгарная полити­ческая экономия», которое ввел в научный оборот главным обра­зом К.Маркс, в значительной степени связано с теориями трех факторов производства и доходов Ж.Б.Сэя. Эти теории, равно как и теорию издержек Т.Мальтуса, К.Маркс счел апологетической, преднамеренной и вульгарной защитой интересов эксплуататорс­ких слоев капиталистического общества.

Теория воспроизводства

Чтобы объяснить «долгожительство» главной концепции Ж.Б.Сэя - концепции о беспрепятственной и полной реализации общественного продукта и о бескризисном экономическом росте, воплотившейся в так называемом законе рынков, - необходимо указать на три обстоятельства, своими корнями уходящие в насле­дие А.Смита. Во-первых, смитовский «естественный порядок» предполагает гибкость цен и гибкость заработной платы, взаимовы­годный при пассивной роли денег обмен трудом и результатами сво­его труда всех субъектов рынка. С учетом этого по «закону Сэя» иной ход вещей совершенно неприемлем. Во-вторых, также «благодаря» А.Смиту «закон Сэя» исключает всякое вмешательство в экономику извне. В нем поддерживается требование о минимизации бюрокра­тического по своей природе государственного аппарата, недопу­щении протекционизма. И в-третьих, «закон Сэя» предрекает по­ступательное развитие рыночных экономических отношений в обще­стве на базе достижений научно-технического прогресса. Несовершившиеся катаклизмы, которые «обещал» С.Сисмонди в случае падения приоритетной роли в экономической жизни страны уча­стников уходящего в прошлое натурального хозяйства - «третьих лиц» (ремесленников, крестьян, кустарей), также отметали аргу­менты против этого «закона».

Итак, квинтэссенция «закона Сэя» состоит в том, что при до­стижении и соблюдении обществом всех принципов экономичес­кого либерализма производство (предложение) будет порождать адекватное потребление (спрос), т.е. производство товаров и услуг в условиях смитовского «естественного порядка» обязательно по­рождает доходы, на которые эти товары и услуги свободно реали­зуются. Подобным образом «закон Сэя» воспринимался всеми сто­ронниками концепции экономического либерализма, полагавши­ми, что гибкое и свободное ценообразование на рынке будет при­водить к почти мгновенной реакции на изменения в конъюнктуре хозяйства, являясь гарантией саморегулируемости экономики.

В самом деле, если допустить возможность бартерной экономи­ки, где деньги всего лишь счетные единицы и совокупный спрос на них равен ценности всех подлежащих к обмену на деньги това­ров, то общее перепроизводство действительно становится невоз­можным. Отсюда понятен и вывод М.Блауга: «"Продукты уплачи­ваются за продукты" во внутренней торговле так же, как и во внеш­ней - вот суть закона рынков Сэя. Столь простая мысль произвела фурор, не совсем утихший и по сей день» 33 .

Вместе с тем примечательно то обстоятельство, что сам Ж.Б.Сэй фразу «предложение создает соответствующий ему спрос» никог­да не использовал, а изобретена она была Дж.М.Кейнсом. После­дний, очевидно, прибег к ней, чтобы опровергнуть главную мысль Ж.Б.Сэя о том, что якобы только тот или иной товар в отдельности могут быть произведены в избытке, но никогда не все товары сразу. При этом классиком, по Кейнсу, является любой автор, разделявший «закон рынков Сэя» 34 .

Жан-Батист Сэй, фото которого будет представлено в статье, считается одним из выдающихся последователей теории А. Смита. Этот деятель абсолютизировал идеи о стихийном механизме хозяйствования в условиях рынка. Рассмотрим далее, чем знаменит Жан-Батист Сэй.

Биография

Родился деятель 5 января 1767 года в Лионе, в семье торговца, что априори предполагало наличие у него такой черты, как Жан Батист Сэй после получения достаточного для своего времени образования стал заниматься самообучением. При этом он находился под влиянием концепции Смита. Основным направлением, привлекавшим его, стала политэкономия. В ходе изучения дисциплины он читал труд Смита "Богатство народов". Идеи, провозглашаемые в этой работе, должны были распространиться не только во благо всей Франции, но и всего мира, - так считал Жан-Батист Сэй. Экономические взгляды деятеля сложились в большей степени под влиянием событий конца 18-го - начала 19-го столетий. Немалую роль сыграла и его поездка в Англию. В этой стране, в отличие от Франции, на передний план стали выходить не аграрные, а индустриальные задачи.

Начало деятельности

Вернувшись в 1789 году из Англии, Сэй вступает в страховое общество. Там он становится секретарем Клавьера, который впоследствии станет министром финансов. При этом стоит отметить, что будущий чиновник изучал в то время "Богатство народов" Смита. Через 3 года Жан-Батист Сэй примыкает к якобинцам, отправляется волонтером в армию революционеров. В 1794-м он покидает службу, становится редактором парижского журнала и работает так до 1799-го. Его независимость и неординарность, критическая оценка правительственной деятельности в хозяйственном секторе способствовали быстрой и успешной его карьере в должности члена Трибунана комитета финансов. Практический опыт работы в госаппарате, глубокие познания научных разработок в сочетании с восприятием концепции Смита, несомненно, способствовали написанию им собственных трудов по основам теории совершенствования общественного хозяйства.

Жан-Батист Сэй: "Трактат по политической экономии"

Эта работа имеет в большей степени национальное значение. В середине 18-го столетия во Франции стали зарождаться и вскоре приобрели большую популярность физиократические теории. Они продолжали занимать ведущие позиции в хозяйстве страны, несмотря на то, что в 1802 был издан перевод "Богатства народа". Преодолеть устоявшиеся стереотипы соотечественников смог именно Жан-Батист Сэй. Кратко говоря, его книга стала простым изложением способа, посредством которого происходит образование, распределение и потребление богатства. Этот труд только на первый взгляд повторял и интерпретировал идеи Смита. После публикации книги сам Жан-Батист Сэй, а также его коллеги в Англии продолжали работу над совершенствованием этого труда. Издание претерпело неоднократные дополнения и переделки. При жизни деятеля публикация книги состоялась пять раз. Работа над ней превратила ее в лучшее сочинение того времени.

Принципы методологии

Жан-Батист Сэй, как и прочие классики, строил свою концепцию по примеру точных наук. Например, в качестве образца была взята физика. В методологическом аспекте это значит признание категорий, законов и теорий, которые обладают первостепенным и универсальным смыслом. Вместе с этим, согласно идее Сэя, политэкономия выступает как теоретическое и описательное явление. Деятель безоговорочно принял принципы рыночной свободы, внешней и внутренней торговли, ценообразования, неограниченной конкуренции и недопустимости даже малейших проявлений протекционизма. Он возвел эти идеи в абсолютный ранг. При принятии концепции Сэй гарантировал обществу объективное устранение перепроизводства, недопотребления. То есть фактически в своих идеях он исключал возможность кризисных явлений.

Теория воспроизводства

В имя Сэя ассоциируется обычно с образом ученого, который верил в гармонию интересов разных общественных классов в рыночных условиях. Он проповедовал для ее утверждения принципы Смита о саморегулируемости хозяйства. Следует сказать, что критика идей, которые выдвигал Жан-Батист Сэй, несмотря на большое количество попыток опровергнуть их разными деятелями, оставалась в течение более века неубедительной. Такая устойчивость концепции была обусловлена тремя обстоятельствами. В первую очередь "естественный порядок" Смита предполагал гибкость зарплаты и цен. При пассивной роли финансов обмен трудом и его результатами между всеми субъектами рынка был взаимовыгоден. Согласно этой концепции, Жан-Батист Сэй говорил о том, что другой порядок просто неприемлем. Во-вторых, основываясь опять же на идеях Смита, он исключает любое вмешательство в хозяйственную деятельность извне. "Закон Сэя" поддерживает требование, касающееся минимизации бюрократического госаппарата, недопущении протекционизма. Кроме этого, концепция предрекает поступательность в развитии рыночных отношений в обществе на основе результатов НТП.

Суть "закона"

Он состоял в том, что при достижении и последующем соблюдении членами общества всех базовых принципов экономического либерализма предложение (производство) будет провоцировать адекватный спрос (потребление). То есть выпуск продукции будет стабильно порождать доходы, на которые товар будет реализовываться свободно. Так "закон Сэя" воспринимался всеми сторонниками идеи экономического либерализма. Они полагали, что свободное и гибкое ценообразование в рыночных условиях будет провоцировать практически мгновенную реакцию на изменения в хозяйственной конъюнктуре. Это, в свою очередь, было бы гарантом саморегулируемости в экономике. В действительности, если предположить вероятность бартерных отношений, в которых деньги выступают только как счетные единицы, а совокупный спрос на них равняется ценности всех товаров, подлежащих обмену на финансовые средства, то общее перепроизводство невозможно. Отсюда становится логичным и понятным вывод Блауга. Он состоял в простом разъяснении закона, который вывел Жан-Батист Сэй - "продукты выплачиваются за продукты", - и во внешней, и во внутренней торговле. Эта мысль произвела настоящий фурор в то время.

Критика Карла Маркса

Этот деятель считал себя продолжателем идей не только Смита, но и Рикардо. Карл Маркс особенно резко подвергал мысли последнего и тех, кто разделял концепцию Сэя о невозможности кризисов в экономике. Он доказывал неизбежность циклических (периодических) явлений перепроизводства. Кроме этого, Маркс считал неприемлемым трактовать кризисы экономики как проблемы недопотребления. Вместе с этим проблемные явления, согласно современным концептуальным положениям, обуславливаются не столько и не только недостоверностью идей Сэя, но закономерными предпосылками появления условий для приоритета несовершенной конкуренции и распространения монополизма. Эти категории лежат в основе существующих сегодня теорий госрегулирования хозяйственного сектора, социального контроля над его развитием.

Три фактора производства

Экономические идеи Сэя были определенным образом поддержаны и отражены в работах Мальтуса. Например, достаточно распространенная его теория об издержках производства почти полностью базируется на выдвинутых ранее положениях. Так, Сэй вывел теорию трех производственных факторов: земли, труда и капитала. Это, в свою очередь, указывает на полярность выводов, которые делали последователи концепции Смита. Если Рикардо, Маркс, социал-утописты, Сисмонди и ряд других деятелей в качестве источника стоимости продукции признавали труд, то другая часть последователей в качестве исходной категории приняла издержки, появляющиеся в процессе производства на средства (капитал), зарплату (труд) и ренту (земля), которые нес предприниматель. Жан-Батист Сэй, Мальтус и приверженцы их идей стоимость продукции и доход членов общества видели в совместной деятельности и мирных взаимоотношениях производителей. Последователи Смита и Рикардо усматривали происхождение прибыли и ренты как вычет из стоимости работы трудящихся в эксплуатации силы капиталом и классовом антагонизме.

Теория стоимости

По поводу этого вопроса Сэй имел некоторые собственные определения. При этом он не столько повторял идеи Смита, сколько занимался поиском новых понятий. К примеру, основываясь на положении о том, что у товара всегда есть две неразрывные характеристики - потребительская и Сэй придал особую значимость взаимосвязи ценности и полезности товаров. Вместе с этим гораздо большее внимание он уделял трем производственным факторам. Своеобразной интерпретацией концепции Смита стала формула, по которой труд порождает зарплату как прибыль - доход капиталистов, земля - ренту собственников участков. Сэй, таким образом, уточнил, что указанные факторы обладают самостоятельным значением в формировании выручки.

Жан Батист Сэй (1767-1832) - последовательный и значительный продолжатель творческого наследии А. Смита в первой трети XIX в. во Франции, абсолютизировавший идеи своего кумира об экономическом либерализме, стихийном рыночном механизме хозяйствования.

Д. Рикардо, социалисты-утописты, С. Сисмонди, К. Маркс и некоторые другие экономисты единственным источником стоимости товара считали труд. Ж. Б. Сэй, как и в последствии Т. Мальтус, в своей теории трёх главных факторов производства утверждал, что стоимость товара складывается из издержек собственника-предпринимателя в процессе производства на средства производства (фактор «капитал»), на заработную плату (фактор «труд») и на ренту (фактор «земля»).

Труд, земля и капитал, по мнению Ж.Б. Сэя, участвуя в процессе производства, оказывают услугу по созданию стоимости. Триединая формула, вытекающая из теории трёх факторов Сэя, в соответствии с которой фактор «труд» порождает заработную плату, фактор «капитал» порождает прибыль и доход капиталистов, а фактор «земля» - ренту как доход землевладельцев, по сути своей является интерпретацией взглядов Адама Смита. Заимствовав у Смита идею о влиянии классовой структуры на происхождение и распределение различных видов доходов, Сэй уточнил, что названые факторы имеют самостоятельное значение в создании доходов рабочих, капиталистов и землевладельцев.

Жан Батист Сэй отвергает саму возможность, в условиях ничем не ограниченной свободной конкуренции предпринимателей, эксплуатации факторов производства и классов общества. Ж.Б. Сэй и его последователи пытались вывести положение о гармонии экономических интересов, строя свои суждения на известной идее Смита о том, что личный интерес «экономического человека», направляемый «невидимой рукой», обязательно совпадёт с общественным.

Вопрос о пропорциях, в которых созданная главными факторами производства стоимость общественного продукта распределяется на доходы владеющих этими факторами классов общества, по мнению Ж.Б. Сэя самостоятельного значения не имеет. Он был убеждён, что положение «низших классов» непременно улучшится, и поэтому ради пополнения «высших классов» сам «рабочий класс больше всех других заинтересован в техническом успехе производства». А что касается производителей, то среди них каждый заинтересован в благополучии другого.

В результате последователи Смита-Рикардо видели происхождение прибыли и ренты как вычет из стоимости труда рабочих, в эксплуатации труда капиталом и антагонизме классов. А последователи Сэя-Мальтуса, и стоимость товаров, и доходы классов общества увидели в совместном труде и мирном сотрудничестве представителей этих классов. Только в конце девятнадцатого века, маржиналисты в лице Альфреда Маршалла и других учёных доказали тупиковую сущность и теории стоимости и теории издержек производства, поскольку в их основе лежит затратный принцип.

46.К. Маркс и ф. Энгельс создатели марксистского направления экономических учений.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

Предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

Бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

Крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

Нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

Кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия:

Средства производства;

Отчуждение;

Прибавочная стоимость;

Эксплуатация человека человеком.

Средства производства – уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая «рабочая сила».

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар – средства производства – сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.

Стоимость производственного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:

будет ликвидирована частная собственность на средства производства;

будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

частная собственность на средства производства будет замена общественной (государственной);

производственный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

Основные понятия в марксизме

Товар есть внешний предмет, вещь, которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу своих свойств. Товар можно рассматривать со стороны качества и со стороны количества. Таким образом, любой товар имеет две стороны: потребительную стоимость и меновую стоимость. Потребительная стоимость, определяемая качественными характеристиками товара, осуществляется лишь в пользовании или потреблении. Меновая стоимость представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорций, в которых потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Как потребительные стоимости товары различаются, прежде всего, качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия.

Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредована трудом (воздух). Вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления.

Величина данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для ее изготовления. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Как потребительные стоимости товары, по Марксу, несравнимы. Сопоставимыми их делает то, что все они – продукты труда. В потребительной стоимости каждого товара содержится определенная целесообразная производительная деятельность или полезный труд. Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу как товары, если в них не содержатся качественно различные виды полезного труда.

Если отвлечься от качественных различий товаров, то у них останется одно свойство – они являются продуктами труда. Вместе с полезным характером продуктов труда исчезает и полезный характер представленных в нем форм труда. Различные виды труда уже не различаются между собой, а сводятся к простой затрате человеческих умственных и физических сил, то есть представляются в форме абстрактного труда.

В меновом отношении товаров их меновые стоимости не зависят от потребительных стоимостей. Способность одного товара обмениваться на другой определяется наличием в них абстрактного труда, то есть некой субстанции позволяющей одному товару выражать свою стоимость в другом. Стоимость создается именно абстрактным трудом. А конкретный труд создает определенную потребительную стоимость.

Маркс различает простой и сложный труд. Труд работника, не требующего специальной подготовки (обучения) называется простым трудом. Труд, для выполнения которого необходимо предварительное обучение, называется сложным трудом. Сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень простой труд. Меньшее количество сложного труда сводится к большему количеству простого. Такое сведение сложного труда к простому происходит всякий раз во время обмена. Поэтому при определении величины стоимости товара за основу берется общественно необходимое количество простого труда. Величина стоимости данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для ее изготовления.