Устойчиво безопасное развитие. Устойчиво-безопасное развитие: достижения и проблемы

Современный мир обеспокоен наступлением глобальной экологической катастрофы. Поэтому в большинстве стран принимается законодательство, которое обязывает крупные корпорации и компании предотвращать загрязнение окружающей среды промышленностью.

Высокие технологии и международное сотрудничество

Создаются национальные парки и заповедники, постепенно увеличиваются государственные расходы на охрану природы в развитых странах. в 1972 года состоялась Международная конференция по окружающей среде и развитию в Стокгольме, а затем - и в Рио-де-Жанейро.

Это конференция приняла программу действий для XXI века, которая основывалась на концепции устойчиво-безопасного развития человечества. Это сможет предотвратить глобальные катастрофы. Для этого значительным образом налаживается международное сотрудничество.

У ведущих стран мира существует обязательство сокращать производство фреоносодержащих веществ, также они соблюдают единые стандарты безопасности функционирования АЭС. Службы спасения разных стран действуют совместно, особенно, если возникает угроза природной или экологической катастрофы.

Но окончательно модель устойчиво-безопасного развития мирового масштаба еще не сложилась, этот процесс лишь начат и требует пристального внимания и отчетности.

Экологическая ситуация

Увеличение численности населения земли является одной из самых важных глобальных проблем. Сложность демографической ситуации заключается в том, что из-за большого количества населения не может быть гарантирована стабильность биосферы нашей планеты.

Рассчитано, что природных ресурсов планеты хватит лишь на 7,7 млрд. человек, а численность населения в этом столетии может возрасти до 11, 6 млрд. Также глобальной признана проблема индустриального ущерба экологии. Ряд стран, которые ускоренно развиваются на данный момент, не способны контролировать усиленную эксплуатацию природных ресурсов.

Это касается таких стран, как Тайвань, Гонконг, и большинство стран Африки. Есть ряд стран, в которых большая часть населения не обеспечена необходимыми услугами медицины, продовольственными продуктами и качественной водой. У этих государств отсутствуют ресурсы для стремительного решения проблем развития и экологической ситуации.

А международные программы, которые направлены на содействие, не предоставляют достаточное количество финансовых ресурсов для реального оказания помощи таким странам. Но даже если эти страны станут на путь развития экологии, это не решит основную проблему - устойчиво-безопасного развития всей человеческой цивилизации.

Некоторые ученые говорят о том, что такая ситуация характера для кризиса цивилизации, которые может привести к краху, если последовательно не решать проблемы развития и экологии. Такую глобальную проблему можно было бы решить за счет освоения других планет и расширения ресурсной базы дальнейшего развития.

Также подобный кризис может привести к смене критериев прогресса, и высшей ценностью для человека будет считаться экологически безопасное состояние среды его обитания.

Во второй половине XX в. мировое научное сообщество пришло к осознанию необходимости формирования новой модели развития цивилизации, способной противостоять вызовам и проблемам современного мира, поскольку возможность самоуничтожения человечества стала угрожающей реальностью.

С одной стороны, растет воздействие на природу техногенных и антропогенных факторов, что ведет к глобальному экологическому кризису. Мировое сообщество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями человечества и ограниченными возможностями биосферы их обеспечить. С другой стороны, сохраняется неравенство в экономической, научно-технической, политической сферах между развитыми и развивающимися странами, а также социально-экономическое неравенство внутри отдельных стран. Все это способствовало осознанию необходимости теоретического осмысления происходящих изменений и разработки научной концепции дальнейшего развития человечества. Такой теоретической моделью стала концепция устойчивого развития .

Императив устойчивого развития имеет достаточно продолжительную историю. Важнейшими этапами формирования концепции стали доклады Римского клуба – международной неправительственной организации, созданной итальянским ученым А. Печчеи, объединяющей политиков, ученых и общественных деятелей, занимающихся изучением глобальных проблем. Так, в докладе "Пределы роста" (1972) было сделано предупреждение мировому сообществу о том, что в случае, если человечество не сможет изменить тенденции роста численности населения и его воздействие на окружающую среду, пределы роста на планете будут достигнуты в течение ближайших 100 лет.

Термин "устойчивое развитие" был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию, созданной в 1984 г., которую возглавила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундланд. В докладе "Наше общее будущее", опубликованном в 1987 г., под устойчивым развитием понималось такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности . Таким образом, основной задачей концепции провозглашалось достижение оптимальных результатов развития при минимальном ущербе для среды обитания человечества.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 г., официально провозгласила стратегию устойчивого развития человечества долговременной стратегией всемирного развития. Основные идеи концепции устойчивого развития можно свести к следующим положениям:

  • – устойчивое развитие означает качественные преобразования всех сфер человеческой жизни;
  • – устойчивое развитие представляет собой синтез глобального и локального развития, поскольку невозможно обеспечить устойчивость общемирового развития при неустойчивости развития его отдельных элементов;
  • – переход мирового сообщества к устойчивому развитию непосредственно связан с глобализационными процессами, при этом именно конструктивные элементы глобализации служат его достижению; поскольку в структуре глобализационных процессов присутствует достаточно много дестабилизирующих элементов, нарушающих устойчивость мирового развития, актуальной задачей является их устранение .

Принцип устойчивого развития предполагает единство экономического, экологического и социального развития.

Экономический подход к концепции устойчивого развития рассматривает экономику как безотходную, экологичную, энерго- и материалосберегающую систему, нацеленную на создание экологически приемлемой продукции.

Экологобезопасное социоприродное развитие составляет основу устойчивого развития, поскольку обострение экологических проблем представляет угрозу для жизни всего человечества без исключения. Устойчивое развитие должно обеспечивать сохранность и жизнеспособность природных систем, в целях обеспечения глобальной стабильности биосферы планеты.

Особенностью концепции устойчивого развития является трактовка экологических проблем, прежде всего как проблем социальных. Социальная составляющая устойчивого развития направлена на достижение справедливого распределения социальных благ между всеми членами человеческого общества, полноценное удовлетворение во всем мире базовых потребностей людей в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д., сохранение духовного достояния и культурного многообразия человечества.

На конференции в Рио-де-Жанейро отмечалась несостоятельность либеральной модели развития, основанной на представлениях о безусловных преимуществах и эффективности капиталистических рыночных отношений, неизбежности разделения мирового сообщества на благополучные страны и слаборазвитые. Вследствие этого существует представление о несовместимости устойчивого развития и капиталистической рыночной экономики, поскольку первое предполагает преобладание сознательного и планомерного контроля, а вторая базируется на принципах стихийности и неуправляемости .

Фундаментальное значение в реализации принципов устойчивого развития придается признанию необходимости международного партнерства для решения глобальных проблем и взаимной ответственности за это всех стран. Для достижения устойчивого развития человечеству требуется смена ценностных установок на уровне мирового сообщества, изменение целей развития цивилизации в пользу сохранения планеты для будущих поколений.

В какой-то степени примирить капиталистическую рыночную экономику с парадигмой устойчивого развития можно посредством внедрения программ корпоративного устойчивого развития , определяемого как создание компаниями долгосрочных ценностей в финансовой, социальной, экологической и этической сферах. Поскольку именно бизнес оказывает решающее воздействие на экономику, экологическую и социальную среду, корпоративная социальная ответственность имеет большой потенциал в реализации устойчивого развития. Крупнейшей инициативой в области корпоративного устойчивого развития стал Глобальный договор ООН, который объединил 7000 компаний из 135 стран мира. В соответствии с договором участники брали на себя обязательство по организации своей деятельности в соответствии с универсальными принципами соблюдения прав человека, организации труда, охраны окружающей среды, а также предоставлению информации о достигнутых при этом результатах.

Термин «устойчивое развитие» был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию в 1987 году. Идеи и принципы, концепция и стратегия устойчивого развития изложены в решениях конференции ООН по охране окружающей среды и развитию(Рио-де-Жанейро, 1992 г.). На этой конференции главы государств одобрили план действий по устойчивому развитию, получивший название «Повестка дня на XXI век».

Вопросам реализации этой программы была посвящена Специальная сессия Генеральной ассамблеи ООН(23-27 июня 1997 года). Свои программы перехода к устойчивому развитию имеют многие страны мира. В России в феврале 1994 года Президент подписал Указ о переходе Российской Федерации на модель устойчивого развития. Концепция перехода к устойчивому развитию в России была принята в 1996 году. В 2002 г. в Йоханнесбурге прошла конференция ООН по проблемам устойчивого развития - Саммит Земли. На конференции присутствовали 109 мировых лидеров, среди них главы правительств Великобритании, России, президенты Франции Украины.

По итогам саммита принят итоговый документ - план действий, направленных на достижение устойчивого развития человечества, в котором говориться о необходимости сократить разрыв между богатыми и бедными странами и приложить больше усилий для охраны окружающей среды. Таким образом, термин устойчивое развитие имеет высокий статус, и признан на самом высоком уровне. Этот термин служит для обозначения будущего желательного состояния общества. То есть это нормативный образ, идеальный тип будущего общества. Такого общества еще нигде нет, но человечество стремится действовать в направлении формирования условий для устойчивого развития во всех странах.

В отношении общества устойчивого развития существует целый ряд концепций, точек зрения. Вот типичные из них. Концепция устойчивого развития представляет собой современный этап развития теории взаимодействия природы и общества, центральное место в которой занимает вопрос о соотношении антропоцентрического и экоцентрического подходов.



Важными приближениями к концепции устойчивого развития были обсуждаемые в работах Римского клуба концепция динамического роста, концепция органического роста, концепция динамического равновесия. Общее для всех этих подходов - сопоставление глобальной экономической системы с живым организмом, особенно ярко проявившееся в концепции органического роста. Количественный рост не играет роли в эволюции живых организмов или биологических систем. Главное место здесь принадлежит жизненной силе и способности к выживанию, т. е. качественному усовершенствованию и приспособлению к окружающей среде. Органический рост приводит к динамическому равновесию, потому что живой, зрелый организм постоянно обновляется.

Обществом, достигшим состояния динамического или устойчивого равновесия, является такое общество, которое в ответ на изменение внутренних и внешних условий способно устанавливать новое, соответствующее этим изменениям равновесие как внутри себя, так и в пределах среды своего обитания.

Устойчивое развитие - это союз человека с природой и с самим собой. Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Под устойчивым развитием понимается такая модель развития общества, при которой удовлетворяются основные жизненные потребности как нынешнего, так и всех последующих поколений.

Под устойчивым развитием общества следует понимать такое развитие, при котором устанавливается научно обоснованный предел численности населения(людей), обеспечиваемый всем необходимым для жизнедеятельности и удовлетворения духовных потребностей в условиях естественного воспроизводства среды обитания.

Устойчивое развитие представляет собой социоприродную форму развития, учитывающую экологические и другие глобальные императивы и представляющую, в отличие от экономически детерминированного неустойчивого развития, систему коэволюции общества и природы. Под устойчивым развитием понимается управляемое развитие общества не разрушающего своей природной основы и обеспечивающее выживание и непрерывное развитие цивилизации.

Мировое движение за Устойчивое Развитие, ставит своей целью создание экологически благоприятных условий на всем земном шаре, как едином и единственном пространстве, в пределах которого может жить и развиваться человечество.

Устойчивое развитие подразумевает создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей сегодняшнего дня, не подвергая существование последующих поколений большему риску, чем нынешний. Устойчивое развитие - это регулируемое развитие: целенаправленный контроль над происходящими изменениями, прогнозирование и компенсация наиболее опасных неустойчивостей и диспропорций развития. Общечеловеческую парадигму Устойчивого Развития, следует рассматривать как наступление качественно нового этапа развития человечества, в ходе которого отдельные государства и все мировое сообщество в целом организуют целенаправленную и скоординированную деятельность, направленную на: полную нейтрализацию всего негативного комплекса социальных, экономических и экологических диспропорций, накопленных(в основном за последнее столетие) в обществе и окружающей среде; создание условий, исключающих возникновение таких диспропорций. В рамках концепции устойчивого развития имеется течение, высказывающееся за снижение численности мирового народонаселения примерно до 1 миллиарда, что позволит значительно уменьшить нагрузки на окружающую среду и обеспечить оставшимся высокий уровень жизни. Так утверждают сторонники экоразвития, которые перешли в стан последователей концепции устойчивого развития, или адепты так называемой концепции «золотого миллиарда», предполагающие решить экологические и иные глобальные проблемы наиболее развитой части мира за счет его слаборазвитой и перенаселенной слаборазвитой периферии. Развитие, при котором а) масштабы эксплуатации ресурсов, направление инвестиций, ориентация технического и социального развития согласуются с будущими потребностями будущих поколений; б) при этом понятие потребностей включает и интересы беднейших слоев мирового населения, удовлетворение которых считается приоритетным; в) ограничения в эксплуатации природной среды и ресурсов признаются неизбежными, но они в каждый конкретный момент должны увязываться с достигнутым уровнем технического развития и социальной организации общества, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности.

Как видим, точки зрения в отношении общества устойчивого развития не очень сильно отличаются друг от друга, разичия скорее в доле откровенности.

Скрытым допущением данной концепции является положение о необходимости сокращения производства и уменьшение численности населения. В раннем варианте этой теории об этом говорилось прямо. Но под воздействием гуманистически ориентированной критики, фразеология в отношении устойчивого развития изменилась, а суть стала подспудно подразумеваться. Стыдливое умолчание необходимости регресса в интересах выживания затемняет суть наступающего будущего. Парадоксальным образом прогрессивным может рассматриваться такое изменение в обществе, которое связано с уменьшением производства и сокращением населения. Критерий прогресса перемещается в область оценки последствий развития. Прогрессивным может рассматриваться то, что не ограничивает возможности будущего.

В теориях устойчивого развития популярным является синергетический подход, предполагающий самоорганизацию общества в его взаимодействии с природой. Критерий по которому действует самоорганизация относится к коренным ценностям живого - к вопросам выживания. Общество в интересах своего выживания, т. е. сохранения самых важных условия существования, вырабатывает особые механизмы сдерживания экономического развития и численности людей. С этой точки зрения кризис в нашей стране может рассматриваться как результат действия самоорганизации общества в интересах своего выживания, для сохранения условий воспроизводства и жизни будущих поколений.

Возможности сознательного регулирования развития очень ограничены, потому что связаны с политическим ограничениями и человеческим эгоизмом. Так, российские идеологи, склонные к агрессивному шовинизму и имперским настроениям, утверждают, что идея устойчивого развития навязывается международным империализмом для погибели России. Сильные страны, для сохранения возможности своего дальнейшего развития и сохранения привычного образа жизни, стремятся к тому, что ограничивали себя слабые, зависимые государства. Ведь устойчивое развитие предполагает глобальный подход. Невозможно устойчивое развитие в одной отдельно взятой стране. Точнее, последовательное проведение принципов устойчивого развития в отдельной стране может выглядеть как геноцид по отношению к этой стране. Только если все страны или, по крайней мере, ключевые, самые развитые и задающие тон мирового развития государства перейдут на принципы устойчивого развития можно будет говорить о необоснованности обвинений в эгоизме сильных. Трудно предположить, что это произойдет в результате сознательных усилий развитых государств. Значит, более вероятным будет сценарий действия невидимых сил и неосознанных стремлений. Таким образом, объявленное объяснение устойчивого развития как сознательно регулируемого является мифом. Более реальным является предположение о роли теории устойчивого развития для рационализации иррациональных действий, связанных с принятием решений или для толкование парадоксальных действий и мотивов людей. В этом случае концепция устойчивого развития является способом интерпретации внешне необъяснимых поступков людей и государств. К числу таких поступков можно отнести повальное курение женщин и детей, приводящее к деградации населения или безумный эгоизм массы предпринимателей, действие которых приводит к обнищаю собственной страны(например пагубный для экономики вывоз капитала из страны, массовые махинации и пр.). Иррациональные поступки миллионов людей, приводящие к сокращению населения и уменьшению масштабов промышленного производства на самом деле является результатом синергетических механизмов самоорганизации общества, необходимые для реализации целей устойчивого развития.

Зачастую идеи устойчивого развития объявляют утопическими. Они выглядят таковыми, если предположить сознательные и целенаправленные действия людей для достижений показателей устойчивого развития. Но современная история нашего государства показывает, что устойчивое развитие - реальность. Однако не как результат сознательного действия, а как итог подспудных тектонических сил самоорганизации.

Трудно согласится с ролью жертвенного животного, предназначенного на заклание во имя выживания человечества. Но так же как и в животном мире, когда больного оленя не спрашивают хочет ли он стать жертвой для оздоровления стада, он становится этой жертвой благодаря действию жестоких, но необходимых природных сил. Так и некоторые страны, по-видимому, будут играть роль такой жертвы помимо их желания и вопреки нему.

Будет ли среди этих стран Украина. Пока она кандидат. Пока силы саморазрушения государства и общества действуют практически без ограничения. Политика, экономика, идеология, культура находятся в состоянии перманентного кризиса и разрушения. При том наибольший процесс разрушения коснулся именно тех общественных и государственных институтов, которые призваны организовывать, принимать целесообразные решения в интересах всего государства. Силы, которые стремятся хотя бы стабилизировать обстановку в обществе рассматриваются, воспринимаются большинством с недоверием и враждой. Силы же, выступающие от имени народа пока настроены на разрушение, а не на созидание.

Последние десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие - экосистемы различных уровней - обладают ограниченными возможностями для обеспечения своего нормального функционирования и воспроизводства в условиях чрезмерного воздействия человеческой деятельности. Поэтому, в ряду глобальных проблем, решение которых плохо просматривается в существующих моделях развития, важное место занимают такие проблемы, как истощение доступного природно-ресурсного потенциала Земли и загрязнение природной среды планеты, по сути дела - среды обитания людей и всего живого на Земле.

Концепция устойчивого развития формировалась в ходе постепенного осознания обществом природоохранных, экономических и социальных проблем, оказывающих влияние на состояние природной среды. Это - конструктивная реакция общества на наблюдаемые и активно освещаемые в научных публикациях и средствах массовой информации процессы деградации природы под усиленным антропогенным давлением. Идеи о необходимости устойчивого развития не новы, ведь еще в начале XX века наш великий соотечественник В.В. Вернадский, намного опережая свое время, выдвинул концепцию ноосферы (сферы разума), в основе которой лежит идея гармонизации взаимодействия общества и природы. Он говорил, что «человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой, которая определяет новое геологическое эволюционное изменение биосферы» и предупреждал об опасностях, скрытых в формировании ноосферы.

В наше время концепция устойчивого развития явилась логическим итогом научного и социально-экономического развития, бурно начинавшегося в 1970-е гг., когда вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, было посвящено большое количество научных работ.

Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом к экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы. Вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, в 1970-е годы был посвящен ряд научных работ. Реакцией на эту озабоченность было создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб (с его знаменитым докладом «Пределы роста»), Международный институт системного анализа, а в СССР -- Всесоюзный институт системных исследований.

В формировании концепции устойчивого развития, которое проходило в рамках системы ООН под эгидой ЮНЕСКО, можно обозначить несколько основных вех: первая межправительственная конференция по окружающей человека среде в Стокгольме (1972 г.) и последующие конференции в Рио-де-Жанейро (1982, 1992 гг.) и, наконец, - в Йоханнесбурге (2002 г.).

Началом послужила, выдвинутая в начале 1970-х гг. американскими учеными во главе с Д. Форрестером, Д. Медоузом и др., теория «пределов роста», предполагающая, что при сохранении существующих тенденций роста мирового населения, возрастания послевоенного промышленного производства и, как следствие, экспоненциального увеличения загрязнения окружающей среды и истощения природного потенциала планеты наступит так называемая «глобальная катастрофа».

В 70-е гг. прошлого столетия эта теория еще не имела достаточного количества сторонников в социальных сферах жизни стран мира (общественных организациях, правительствах и т.д.) и часто подвергалась серьезной критике. Так, отмечалось, что «теория «пределов роста» игнорирует способности развития производительных сил и производственных отношений в эпоху научно-технической революции и не учитывает различия социальных систем». Однако с развитием международной интеграции и социально-экономических международных связей все большее количество людей стало понимать и принимать концепцию устойчивого развития общества.

Проведение в 1972 году в Стокгольме Конференции ООН по окружающей человека среде и создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие. Стала развиваться экологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, появилась новая институциональная составляющая -- министерства и ведомства по окружающей среде.

Определяющую роль в первичном становлении концепции устойчивого развития сыграла состоявшаяся в июне 1972 г. в Стокгольме (Швеция) Конференция ООН по окружающей среде, решения которой стали историческими для всего человечества. Тогда впервые было заявлено о включении в программы действий на правительственном уровне мер по решению проблем деградации окружающей природной среды, были приняты: программное заявление участников (декларация из 26 принципов), план действий, который включал 109 рекомендаций, и рекомендация для генеральной ассамблеи ООН о создании Программы ООН по окружающей среде.

Был образован добровольный Фонд окружающей среды и установлен Всемирный день окружающей среды 5 июня. Стокгольмская декларация об окружающей человека среде и содержащиеся в ней принципы впервые сформулировали свод «мягких законов» международной природоохранной деятельности. На Стокгольмской конференции было сформулировано право людей жить «в окружающей среде такого качества, которое предполагает жизнь, полную достоинства и благосостояния».

После Стокгольмской конференции 1972 года стало возможным говорить о государственных природоохранных приоритетах и зарождении всемирного природоохранного движения.

В России первым международным документом, в котором содержалось упоминание об устойчивом развитии, была Всемирная стратегия охраны природы (ВСОП), разработанная под эгидой Международного союза охраны природы (МСОП), Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирного фонда дикой природы (ВВФ). Стратегию обсудили на конференции МСОП в Ашхабаде в 1979 г. и затем приняли в качестве программного документа в 1980 г.

В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. Всемирная стратегия охраны природы, принятая в 1980, впервые в международном документе содержала упоминание устойчивого развития. Вторая редакция ВСОП получила название «Забота о планете Земля -- Стратегия устойчивой жизни» и была опубликована в октябре 1991. В ней подчеркивается, что развитие должно базироваться на сохранении живой природы, защите структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, от которых зависят биологические виды. Для этого необходимо: сохранять системы поддержки жизни (жизнеобеспечения), сохранять биоразнообразие и обеспечить устойчивое использование возобновляемых ресурсов. Появились исследования по экологической безопасности как части национальной и глобальной безопасности.

В 1980-е годы Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) призывала к необходимости перехода к «развитию без разрушения». В 1980 году впервые получила широкую огласку концепция устойчивого развития во Всемирной стратегии сохранения природы, разработанной по инициативе ЮНЕП, Международного союза охраны природы (МСОП) и Всемирного фонда дикой природы. В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) уделила основное внимание необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Эта формулировка понятия «устойчивое развитие» сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах.

Устойчивое развитие (англ. sustainable development) -- процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Сам термин «устойчивое развитие» («sustainable development») получил широкое распространение с 1987 года, когда был опубликован доклад Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», известный как доклад Г.Х. Брундтланд, возглавившей ее работу.

Официальное признание эта точка зрения получила на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, когда по итогам доклада Комиссии ООН по окружающей среде под руководством Премьер-Министра Норвегии Г.Х. Брудтланд был принят новый принцип развития мировых производительных сил, получивший название «Sustainable development», который в русском переводе получил название «Устойчивое развитие». Определение устойчивого развития, предложенное комиссией Брундланд, широко принято как наименее спорное из всех, однако, оно скорее отражает стратегическую цель, чем указывает конкретный путь для практических действий.

Если к 1989 г. насчитывалось более 30 определений УР, то сегодня их число достигает 100. Определения отличаются друг от друга акцентом на определенных проблемах, таких как: сохранение биоразнообразия, несущую способность окружающей природной среды, сохранение природных ресурсов, равновесие между экономической деятельностью и состоянием окружающей среды, устойчивый рост экономики, справедливые отношения между поколениями, межрегиональную справедливость, качество жизни, социальные и культурные ценности.

В 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР). Принятая на этой Конференции декларация отразила эволюцию мирового консенсуса по природоохранным вопросам за два десятилетия, начиная от Стокгольмской декларации. Этот документ был обращен в первую очередь к государствам, хотя ряд его принципов имеет универсальное значение.

Принцип 1 определяет центральное место людей в устойчивом развитии, т.е. его антропоцентрическую направленность.

Принцип 2 определяет, что государство является гарантом обеспечения должного качества окружающей природной среды и несет ответственность за нанесение вреда природной среде других государств за пределами его юрисдикции.

Принципы 3-5 устанавливает необходимость взаимоувязки целей социально-экономического развития, включая борьбу с бедностью, с целями сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

В принципах 7-9, 12, 14 подчеркивается важная роль всех государств и их сотрудничества в области охраны окружающей среды, включая проведение должной политики производства и потребления, демографических процессов, достижения экономического роста, приемлемых торговых отношений, решения трансграничных и глобальных проблем окружающей среды, отказа от перемещения опасной для природы деятельности и веществ в другие страны, а также отмечается особая ответственность развитых стран за состояние окружающей среды.

В соответствии с принципом 10 особое значение придается общественному участию в решении проблем окружающей среды; принцип 11 определяет необходимость развития природоохранного законодательства и нормативов.

Государствам рекомендуется использовать экономические механизмы охраны окружающей среды, платность за загрязнение (принцип 16); использовать оценку воздействия на окружающую среду планируемой деятельности в качестве национального механизма экологической экспертизы (принцип 17), оповещать другие государства о стихийных и других бедствиях с трансграничными последствиями (принцип 18).

Важный вклад женщин, молодежи, коренных народов и местных общин отмечается в принципах 21-23.

Выделены вопросы взаимосвязи военных действий, мира и состояния окружающей среды, а также мирного разрешения природных конфликтов (принцип 24-26).

Важность партнерства между странами и совершенствования международного природоохранного права определена в принципе 27.

В другом документе, принятом на этой же конференции - «Повестке дня» - каждой стране было рекомендовано разработать национальную стратегию устойчивого развития на основе экономических, социальных и природоохранных планов, обеспечивая их согласованность. При этом отмечалось, что одной из целей стратегии должно стать обеспечение социально надежного экономического развития, при котором осуществляются мероприятия по охране окружающей природной среды в интересах будущих поколений.

Всемирный саммит (форум на высшем уровне) по устойчивому развитию (ВСУР), состоявшийся в сентябре 2002 года в г. Йоханнесбурге (ЮАР), подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития. Если на конференции в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) доминировала проблема окружающей среды для достижения целей устойчивого развития, то в Йоханнесбурге этой проблеме уделялось такое же внимание, как обсуждение социальных и экономических вопросов.

Поэтому в двух принятых документах Йоханнесбургского саммита (Политическая декларация - Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию) приоритет отдается решению социальных вопросов для достижения устойчивого развития, прежде всего искоренению бедности, развитию здравоохранения и, особенно, санитарии, включая обеспечение чистой питьевой водой. Вопросы окружающей среды рассматривались, в основном, с позиций охраны природно-ресурсной базы экономического и социального развития и управления ею, включая изменения структуры потребления и производства.

Таким образом, человечество приняло новую парадигму развития. То есть в глобальном масштабе переход к устойчивому развитию императивен: рациональной альтернативы ему нет. Человечество выживет как вид только в том случае, если сумеет установить такое равновесие между собственной жизнедеятельностью и возможностями биосферы, которое не просто сохраняло бы живой мир, но позволяло бы постоянно воспроизводить возобновляемые ресурсы планеты и обеспечить экономное использование невозобновляемых ресурсов как минимум до тех пор, пока широкий выход человека в Мировой океан и космическое пространство не откроют перед ним новые резервы энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсов. Но в национальном и региональном масштабах это означает, что принятые первоначально два аспекта устойчивости развития - природоохранный и экономический - недостаточны для претворения концепции устойчивого развития в жизнь: они должны дополняться теперь другими аспектами: социальным, информационным, управленческим и др.

Задачи устойчивого развития и сохранения окружающей среды в несколько скрытом виде можно выявить при анализе последствий тех или иных правительственных мер (например, по структурной перестройке экономики, ресурсосбережению и пр.).

Позиция стратегии в отношении «содействия повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение стратегического маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг» однозначно указывает, что, при росте доли перерабатывающих и обслуживающих отраслей, доля в экономике ресурсных отраслей и секторов (ТЭК, АПК, лесное хозяйство и пр.) должна, соответственно, понизиться. То есть, нагрузка на природу - по крайне мере структурная - в будущем снизится. Налицо попытка движения экономики в направлении устойчивого развития. Достигаться эти цели будут на основе рыночной регуляции, минимизации вмешательства государства, открытости экономики и пр.

Административные реформы последних лет, направленные на переход России к устойчивому развитию, предоставили ряд новых управленческих решений, не позволяющих утвердить подготовленную стратегию в том виде, в котором она была подготовлена. Стало вполне очевидно, что одним из базовых принципов политики России при переходе к устойчивому развитию является сохранение природных систем, поддержание качества окружающей среды, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Административная реформа позволила определить приоритетные практические подходы к проблеме перехода к устойчивому развитию, поэтому эффективный переход к устойчивому природопользованию связан с проводимой в настоящее время ревизией национальной нормативно-правовой базы, созданием правового инструментария перехода к устойчивому развитию.