Профессиональная память. Значение памяти в профессиональной деятельности юриста

Во многих профессиях важно вовремя находить в памяти нужную информацию и оперировать ею. От этого иногда может зависеть не только качество, скорость и эффективность работы, но и куда более важные вещи - такие как жизнь, здоровье и безопасность людей.

Известно, что большинство несчастных случаев, нелепых происшествий и упущений случается из-за банальных ошибок. Можно выделить три главные причины таких ошибок – невнимательность, лень и плохо развитая профессиональная память.

Профессиональная память – это раздел мышления, отвечающий за оперирование специализированной информацией, необходимой для какой-либо определенной деятельности. Это может касаться не только работы, но и хобби. Например, футбольные болельщики помнят результаты всех матчей, а рыбаки могут часами рассказывать о разновидностях крючков и наживок.

Недооценка памяти в профессиональной деятельности может привести к пагубным последствиям для карьеры. Вспомните, как восхищается начальство и завидуют коллеги тем, кто помнит всю важную информацию по своему вопросу. Воспользоваться документами не всегда есть возможность, а Фортуна – дама капризная. Блеснули вовремя знаниями – и вот вы уже в новом скрипучем кресле. Застыли с открытым ртом – и уже в нем кто-то другой.

Для каждой профессии имеется ряд характеристик памяти, которые нужно развивать, чтобы она становилась гибкой и увеличивался объем запоминаемой информации. Так, для полицейских важна зрительная память (чтобы зафиксировать номерной знак на машине или описать мельком увиденного человека), у парфюмеров развита обонятельная память, у дегустаторов – вкусовая. Юристу важно помнить целые своды законов, преподавателю – изучаемый материал, продавцу – ассортимент товаров. Да, информация разная и к ней нужен особый подход. Но есть ряд универсальных принципов и методов, помогающих ускорить развитие профессиональной памяти.

Как развить профессиональную память

  1. Информация лучше всего запоминается при ее постоянном воспроизведении. А это значит, что полученные знания нужно сразу же применять на практике или хотя бы проговаривать.
  2. Новые факты намного проще встраивать в систему, чем запоминать их бессистемно и бессвязно. Когда в основу наших знаний положена система, и уже имеется наработанная база данных, нам куда проще добавлять к ним свежую информацию. Мы подсознательно сравниваем ее с уже имеющейся и сохраняем не весь новый блок, а только наращиваем на основной костяк то, чего еще нет.
  3. Чтобы запомнить информацию, ее нужно понять, вникнуть. Все мы с детства ненавидим зубрежку – и правильно делаем. Бездумное заучивание потока данных приводит к тому, что мы перегружаем мозг лишним мусором, пустыми оболочками из слов и цифр. Поняв всю глубину изучаемой темы, мы готовы пересказать ее своими словами, то есть сохраняем только эссенцию, суть вопроса. И уже при воспроизведении переводим полученные знания в материал полного объема: образно говоря, разбавляем концентрат знаний водой слов.
  4. Для лучшего запоминания пользуйтесь методами ассоциаций, привлекайте впечатления и все органы чувств. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – здесь это правило работает как нельзя лучше. Ознакомьтесь с изучаемым вопросом в реальных ситуациях, пощупайте его. Попробуйте на вкус, потрогайте руками. Это, конечно, тоже метафора, но помните: пока информация представляет собой исключительно текст или колонки цифр, ее довольно сложно запомнить. А вот во время применения на «живом» объекте, в реальной или хотя бы смоделированной ситуации – намного проще. Например, по такому принципу изучаются правила дорожного движения: ученик видит на картинке расположение транспортных средств и рассказывает, какой участник движения должен двигаться на перекрестке первым. При изучении законов лучше представлять, как бы они работали во время судового процесса, а при ознакомлении с торговым ассортиментом – не просто читать названия, а стараться увидеть товар своими глазами.
  5. Это должно быть интересно. Любая умственная работа интересна, если вы относитесь к ней ответственно, стараетесь углубляться или даже привносить какие-то новшества. Неинтересно только тогда, когда деятельность сводится к минимальному набору простейших алгоритмов, проще говоря – к рутине. Стремитесь к полному охвату имеющегося материала, и тогда вас будет одолевать желание узнавать больше и больше. Как говорят учителя и преподаватели в обратных случаях: «Если у вас нет вопросов по теме, значит, вы ничего не поняли».
  6. Делайте несложные упражнения на развитие памяти. Пока вы осваиваете информацию по конкретной работе, параллельно тренируйте все виды памяти. Например, есть хорошее задание на тренировку зрительной памяти: бросить быстрый взгляд на группу объектов и затем описать, что увидели. Это может быть стол с посудой – перечислите все предметы. Еще можно мысленно описать одежду человека, на которого вы смотрели только пару мгновений. Это полезно, если вы быстро забываете людей при знакомстве. Когда по работе нужно запоминать большое количество текстовой информации – учите стихи.
  7. Учите только то, чем вы пользуетесь постоянно. Можно вычленить существенный пласт профессиональной информации, которой мы пользуемся от случаю к случаю и ее легко найти в документах или справочниках. Ею память засорять вовсе ни к чему. А вот те данные, которые «всплывают» при работе постоянно, лучше выучить как можно скорее.
  8. Используйте свои сильные стороны. Каждый человек по-разному воспринимает, запоминает и воспроизводит информацию. Начнем хотя бы с того, что всех нас можно поделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов. Соответственно, каждый тип будет лучше впитывать знания через наиболее удобные для него носители информации – визуальные или слуховые образы, ощущения или сухие цифры. Учтем также индивидуальные особенности каждого человека. Воспроизведение данных – тоже отдельная тема. Кому-то проще написать, кому-то рассказать в устной форме, кому-то составить график… В общем, экспериментируйте, ищите то, что комфортно конкретно для вас.
  9. Возвращайтесь к первоисточнику. В данном случае имеется ввиду объект изучения. Он окружен полем данных, именно они вам и нужны. Но чтобы эта информация всегда была свежей, чтобы вовремя обнаружились какие-то расхождения и неточности, нужно постоянно держать в поле зрения сам объект. Иначе данные могут исказиться в памяти подобно тому, как слово коверкается в игре «Испорченный телефон».
  10. Полагайтесь на память. Если память трудилась мало, то поначалу возникает искушение снова воспользоваться шпаргалкой или «Гуглом». Искушение будет сильным, мозг будет заедать и предательски скулить – но нужно заставлять его работать. Каждая система человеческого тела функционирует тем эффективнее, чем чаще и интенсивнее ее нагружать. Поверьте, трудно будет только сначала.

Чтобы стать профессионалом в своей работе, нужно обеспечить много факторов – пройти хорошую школу, обзавестись собственным опытом, принять к сведению достижения успешных коллег и конкурентов… Это, как и развитие профессиональной памяти, требует определенных усилий. Но затем все наработки начнут работать на своего хозяина и приносить ему дивиденды. И весьма существенные.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Понятие памяти и её виды

Значение памяти

Классификация явлений памяти

Закономерности памяти и их проявление в профессиональной деятельности правоохранительных органов

Заключение

Список литературы

Введение

Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

Память - психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, образующее информационно-регуляционный фонд поведения индивида.

Память как основа интеллекта наравне с мышлением и воображением играет немаловажную роль в процессе судопроизводства.

Понятие памяти и её виды

Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Накопление материала в памяти (архивация) - осуществляется в двух блоках в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти.

Эпизодическая память автобиографична - в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида.

Семантическая память сохраняет категориальные структуры, сформированные культурно-исторической средой. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построение языка. Извлечение усвоенного материала из памяти с целью его текущего использования называется актуализацией. Память потерпевшего и свидетеля может быть оценена или описана с точки зрения быстроты запоминания, точности воспроизведения и готовности к срочной актуализации.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении.

Значение памяти

Значение памяти в жизни человека очень высоко. Абсолютно всё, что мы знаем, умеем - есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образцы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.

Человек лишенный памяти вечно находился бы (по мнению И.М.Сеченова) в положении новорожденного, был бы существом не способным ничему научиться, ничем овладеть и его действия определялись бы только инстинктами. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше у него хранится в памяти, тем больше пользы он сможет принести обществу.

Память каждого человека имеет свои особенности. Известно, что есть люди с сильной памятью и люди со слабой памятью.

Велика роль памяти в профессиональной деятельности юриста. Его память должна отличаться достаточным объемом, прочностью запоминания, точностью воспроизведения полученной информации, готовностью применить требуемые сведения и факты в нужный момент. Важную роль играет память в формировании свидетельских показаний. Умение извлекать из памяти свидетелей, потерпевших, обвиняемых информацию, пользуясь знаниями о закономерностях запоминания, сохранения и воспроизведения, является профессионально важным качеством следователя, дознавателя, прокурора, судьи, адвоката.

Классификация явлений памяти

память юрист свидетельский забывание

Память делится на такие различные друг от друга процессы как: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, и формы непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).

Произвольная и непроизвольная форма памяти различается в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставиться специальной цели запомнить тот или иной материал, а он запоминается без усилий, без применения специальных приемов, то это относиться к непроизвольной форме памяти. Эта форма памяти помогает запомнить многое что встречается в жизни: предметы, явления, события, содержание документа. Обычно данная форма проявляется у свидетеля, который случайно оказался очевидцем какого-либо происшествия.

Произвольная форма памяти наоборот требует применения больших волевых усилий, специальных приёмов для запоминания того или иного материала. Эта форма памяти наиболее продуктивная. Работники правоохранительных органов должны обладать развитой произвольной памятью и умело использовать её в своей деятельности.

Юридическая деятельность показывает, что как произвольная так и непроизвольная форма памяти в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе. В одних случаях запоминается, и воспроизводиться только общий смысл материала, суть мысли, а в других случаях необходимо точное воспроизведение словесное выражение мыслей. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития, чем меньше развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами. Запоминание смысла, запоминание общих и существенных деталей материала и отвлечение от несущественных выделение главного зависит от понимания самого материала.

Запоминание - протекающее в трёх формах запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала.

Непроизвольное запоминание- сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной деятельности, он запоминается лучше чем в том случае, когда он не включен в условия.

Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану:

1)Основная мысль (осмысливание запоминания);

2)факты и события (что, когда и где происходит);

3)причины происходящих событий; некоторых сведений.

Воспроизведение представляет собой воссоздание сохранённого в памяти материала. Ускоряется в форме усвоения. Воспроизведение рационализирует запоминание особенно при заучивании наизусть, при пересказе мы выявляем слабые места, осуществляется самоконтроль.

Забывание - исчезновение, т. е. процесс угасания, »стирания», затормаживание связей. Процесс забывания может быть менее или более глубоким: чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей, тем более глубоким процесс забывания становится. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведения.

Физиологической основой забывания являются некоторые виды торможения. Протекает неравномерно, но явление вполне нормальное. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы невозможно продуктивное мышление. Только усилием воли люди каждый раз извлекают из долговременной памяти лишь ту часть информации, которая для выполнения данного вида деятельности необходима.

Виды памяти делятся на образную, которая классифицируется по видам анализаторов:

Зрительная;

Слуховая;

Двигательная;

Осязательная и т. д.

Так же логическая и эмоциональная.

Образная память - это наиболее активный вид памяти свидетелей, очевидцев происшествия т.к. это запоминание, воспроизведение воспринятых ранее образов.

Эмоциональная память тесно связана с образной памятью. Она заключается в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Воспроизведении определенных эмоциональных состояний.

Эмоциональная память особенно ярко проявляется в отношениях людей. На ней основывается способность сопереживать другим людям, сочувствовать им, а так же чувства «симпатии-антипатии», осторожность.

Логическая память- это запоминание, сохранение и воспроизведение вербальной информации, её смысла, логики рассуждения, доказательств. Особенно велика ее роль в деятельности следователя, расследующего сложное многоэпизодное дело.

Все перечисленные виды памяти взаимосвязаны и не могут существовать изолированно друг от друга.

По способу запоминания различают непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную), т. е. механическую и ассоциативную (смысловую) память.

Различают три вида ассоциаций:

Ассоциация по смежности - элементарный вид связи без существенной переработки информации (связываются два впечатления во времени и пространстве);

Ассоциация по контрасту - связь двух противоположных явлений, основанная на логическом приеме противопоставления (связываются противоположные явления);

Ассоциация по сходству - воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую сходную ситуацию (связываются явления, имеющие сходные черты);

Ассоциации связывают часть и целое, род и вид, причины и следствия.

Различают так же следующие четыре взаимосвязанные системы памяти:

Сенсорная;

Кратковременная;

Оперативная;

Долговременная;

Сенсорная - непосредственное запечатление сенсорных воздействий, сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень короткий промежуток времени (0,25 с). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчезают. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизменяющихся явлений.

Сенсорная память иначе называется иконической (от греч. ikona - образ). Виды сенсорной памяти определяются видами ощущений.

Кратковременная память - сравнительно полное, но недолговременное сохранение в памяти одномоментно воздействующих стимулов. Время функционирования - не более (30 с). Её объем ограничен 5-7 объектами.

«Движение мысли, та нить, которая переводит необходимую информацию длительной памяти в оперативную» - А. Н.Лук.

Таков и механизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым.

Оперативная память - избирательное сохранение и актуализация информации необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность ограничивается временем соответствующей деятельности. Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы - единицы оперативной памяти.

Долговременная память- запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации связан вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.

Сохранение концептуально значимого материала на длительный срок. Объем памяти зависит от релевантности информации, т.е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности. Её ёмкость не имеет границ.

Типы памяти - индивидуально-типологические особенности памяти.

Они различаются по следующим качествам, встречающимся в различных комбинациях:

Объём и точность запоминания;

Скорость запоминания;

Прочность запоминания;

Ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у индивида) зрительной, слуховой, или двигательной памяти);

Особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы).

Закономерности памяти и их проявление в профессиональной деятельности правоохранительных органов

Закономерности памяти связаны с формами памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения);

Условия успешного непроизвольного запоминания являются:

Сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);

То, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления и т. д.)

Стимулы, наиболее значимые для данного индивидуума (профессионально значимые предметы);

Стимулы, имеющие особую эмоциональную окраску;

То, что более всего связано с потребностями данного индивидуума;

То, что является объектом активной деятельности;

Развитие одной из системы памяти потерпевшего, свидетеля может оказать влияние на развитие другой системы памяти. Например, увеличение объема кратковременной памяти обычно ведет к улучшению оперативной памяти, а совершенствование оперативной памяти порождает улучшение долговременной памяти.

Если человек постоянно нагружает свою слуховую память, то от этого может улучшиться и его зрительная память, и наоборот.

Условия успешного произвольного запоминания являются:

Осознание значимости и смысла запоминаемого материала;

Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов;

Семантическая и пространственная группировка материала;

Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части;

Представление материала в виде схемы, таблицы, чертежа, наглядного зрительного образа;

Эмоционально-эстетическая насыщенность материала; возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

Установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях.

Характер профессиональной деятельности юриста диктует необходимость удержания в памяти продолжительное время (определяемое хотя бы сроками расследования, рассмотрения дела в суде) различных фактов событий. Поэтому прокурор, следователь, судья, должны повышать качество запоминания.

Имеется несколько приемов улучшающие запоминание, и используемые в практической деятельности:

Смысловая организация материала с выделением в нём основных опорных пунктов, слов;

Составление плана, в котором отражается: исходная информация, что необходимо сделать; вопросы, подлежащие выяснению, при запоминании сложного материала;смысловая группировка проводится по различным основаниям: - по интересующим следователя лицам; расследуемым эпизодам.

Составление вспомогательных схем и таблиц с графическим отражением связей между различными их элементами с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события;

Сравнение сходных явлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документов и других источниках информации;

Классификация, систематизация материала следственной, судебной практики, текущего законодательства и других нормативных актов.

При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания - мнемотехника (от греч. mneme - память и techne - искусство; искусство запоминания): создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме.

При воспроизведении материала в качестве опоры следует использовать те объекты, которые структурно организовывали поле восприятия, регулировали деятельность субъекта запоминания. Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, называется припоминанием.

Воспроизводимые образы предметов или явлений называются представлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.)

Особенность представлений - их обобщённость и фрагментарность. Точность и полнота воспроизведения зависят от психического состояния индивида. Значительные деформации познавательных процессов происходят в эмоционально напряженных состояниях.

У некоторых людей могут возникать полные, яркие представления после однократного и непроизвольного восприятия объекта. Такие образы- представления называются эйдетическими (от греч. eidos - образ). Иногда происходит непроизвольное, навязчивое, цикличное всплывание образов - персеверация (от лат. Perseveration - упорство).

Заключение

Память - это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельность.

Таким образом, делая вывод из данной работы можно сказать, что исследование закономерностей и особенностей памяти потерпевшего и свидетеля является важнейшей задачей современной юридической психологии, так как показания потерпевшего являются одним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств.

Многие из нас жалуются на плохую память. Однако объём памяти человека не имеет пределов. В настоящее время считается, что человек запоминает всю полученную информацию, но удерживает в сознании только её часть. Для лучшего удерживания информации необходимо постоянно тренировать и усовершенствовать процессы памяти.

Список литературы

1. Еникеев М. И. Юридическая психология. Учебник. М. 2008 г.

2. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста. Уч. метод. пособие Н.Новгород. 2001 г.

3. Гоноболин Ф. Н. Психология. М. 2003 г.

4. Аминов И.И. Психологический практикум для юристов. Учебное пособие. М. 2001 г.

5. Лук А.Н. Память и кибернетика. М. 1966 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и виды памяти. Свойства и закономерности памяти, используемые в мнемотехнике. Мнемонические приемы запоминания. Перечень существующих мнемонических приемов. Метод Цицерона для запоминания последовательностей. Прием нахождения ассоциаций.

    реферат , добавлен 16.12.2016

    Сохранение и воспроизведение различных впечатлений. Сущность нарушений памяти. Нарушения запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Количественные нарушения памяти. Динамика проявлений расстройств памяти.

    презентация , добавлен 31.03.2014

    Общее представление о памяти. Основные виды памяти, их характеристика. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте. Классификация видов памяти по характеру психической активности. Преобладание непроизвольного запоминания над произвольным.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2015

    Психические особенности развития детей дошкольного возраста. Методики для психодиагностики характеристик памяти человека: узнавания, воспроизведения и запоминания (объем кратковременной зрительной и слуховой памяти), заучивания. Приемы развития памяти.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2011

    Память как форма мыслительного процесса человека. Виды памяти и их особенности. Общие положения о развитии памяти. Методы воздействия на память. Основные нарушения памяти, способы, приемы и пути ее улучшения. Специальные системы запоминания лиц и имен.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Начало экспериментального исследования памяти Г. Эббингаузом. Основные приемы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Особенности проявления механизмов ассоциаций. Метод правильных ответов. Современные методы исследования памяти человека.

    реферат , добавлен 17.05.2014

    Общее понятие памяти и ее виды. Характеристика ее основных процессов. Особенности развития памяти у дошкольников. Анализ процесса запоминания информации у детей. Упражнения, направленные на развитие памяти. Сущность механического и смыслового запоминания.

    дипломная работа , добавлен 03.01.2012

    Характеристика понятия, разновидностей и закономерностей памяти как психологического феномена. Ознакомление с причинами забывания; его формы - ошибочное припоминание и узнавание, ретроградная амнезия. Описание мнемотехнических приемов улучшения памяти.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2012

    Характеристика памяти, ее видов и процессов. Проблема забывания в психологии памяти. Значение и место памяти в обучении, познавательной деятельности. Возможности развития памяти в ходе обучения. Экспериментальные методы изучения памяти в психологии.

    дипломная работа , добавлен 28.12.2011

    Понятие памяти как психологического феномена. Основные виды памяти, закономерности ее функционирования. Характеристика механизмов и процессов памяти. Психологические теории памяти. Принципы создания ассоциаций между объектами. Деятельная теория памяти.

Классификация видов памяти

ПАМЯТЬ

Память это психический познавательный процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Это связано с тем, что память является «сквозным» процессом, обеспечивающим преемственность психических процессов и объединяющим все познавательные процессы в единое целое.

Переработка в памяти какой-либо информации включает несколько процессов:

1.Запоминание определяет полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Запоминание может носить непроизвольный характер, т.е. совершаться помимо нашей воли. Однако гораздо большее значение для человека имеет произвольное форма запоминание, при которой усвоение информации стимулируется волевыми усилиями.

Существует два способа запоминания информации. При механическом запоминании образуются соответствующие материалу механические ассоциации. К такому способу человек обращается, когда материал непонятен, или если отсутствует желание его усвоить. Второе, смысловое запоминание , опирается на системы временных связей, уже образованных в прошлом опыте человека. При запоминании большого объема материала необходимо проводить смысловую группировку, разделив его на части, а также установить логические связи между частями.

2. Сохранение – процесс удержания информации в памяти. Материал лучше сохраняется в памяти в том случае, когда запоминанию сопутствовали эмоциональная окраска, заинтересованность и стремление как можно лучше и прочнее удержать материал в памяти. Выделяют два вида сохранения: динамическое и статическое. При динамическом сохранении хранящийся в памяти материал изменяется мало, при статическом сохранении материал подвергается определенной переработке, которая происходит под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от органов чувств. Менее существенная информация может исчезать, заменяться другими деталями, может изменяться последовательность материала, степень его обобщения.

3. Процесс сохранения информации в памяти связан с процессом забывания – невозможностью восстановить ранее воспринятый материал. Забывание может проявляться в потере второстепенных деталей, схематизации материала, отбрасывании отдельных частей информации и пр. Забывание протекает неравномерно во времени. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его воспроизведения, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

4. Узнавание – процесс сличения воспринимаемого объекта и того представления, которое сформировалось у человека ранее. Узнавание бывает разным по степени точности и полноты. Наименьшая степень узнавания проявляется в «чувстве знакомости», когда человек не может точно узнать признаки объекта, но уверен, что он ему знаком. Наибольшая степень узнавания - это полное узнавание, при котором человек безошибочно относит объект к определенной категории. Полное узнавание не вызывает у человека никаких сомнений в знании объекта восприятия.



5. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит воссоздание полученной ранее информации. Выделяют два вида воспроизведения - непроизвольное и произвольное. Непроизвольное воспроизведение является непреднамеренным и может происходить неожиданно для человека. Произвольное воспроизведение - это активный волевой процесс припоминания: человек имеет цель вспомнить материал и для этого применяет волевые усилия.

Несмотря на многолетние исследования, полной картины о физиологических механизмах памяти пока нет. В настоящее время большинство исследователей считают, что постоянное хранение информации связано с химическими или структурными изменениями в мозге. Запоминание осуществляется посредством электрической активности, т.е. химические или структурные изменения в мозге должны влиять на электрическую активность и наоборот. Так, согласно одной из теорий многократная электрическая активность в нейронных цепях вызывает химические или структурные изменения в самих нейронах, что приводит к запоминанию информации.

Существует несколько классификаций видов памяти, основанием для которых являются различные критерии.

1. По продолжительности закрепления и сохранения материала выделяют:

Сенсорную память;

Кратковременную память;

Оперативную память;

Долговременную память.

Сенсорная память - это непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения информации при этом очень невелика – 0,1-0,5 с. За это короткое время в соответствии с ценностью поступающей информации решается вопрос о том, будут ли привлечены высшие отделы мозга к обработке поступивших сигналов. Если этой последующей обработки материала не происходит, то менее чем за одну секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами.

Между сенсорной и кратковременной памятью можно выделить промежуточную составляющую - оперативную память. Оперативная память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком операции. Например, когда мы выполняем какое-либо сложное арифметическое действие, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело.

Дальнейший этап переработки информации осуществляется в кратковременной памяти. Кратковременная память – этовид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации, как правило, не больше 20 сек. После этого она или стирается, или переводится в долговременную память. Объем кратковременной памяти индивидуален, он характеризует природную память человека, связанную со способностью механически запоминать воспринимаемую информацию. В среднем в кратковременной памяти сохраняется 7 единиц информации. Благодаря кратковременной памяти быстро перерабатывается значительный объем информации, отсеивается ненужная и остается потенциально полезная.

Долговременная память – это память, способная хранить информацию в течение длительного срока. Емкость долговременной памяти практически безгранична. Такая особенность долговременной памяти связана с неограниченной емкостью человеческого мозга: он состоит из 10 млрд. нейронов, каждый из которых способен удерживать существенное количество информации.

2. По характеру психической активности выделяют:

Двигательную память;

Эмоциональную память;

Образную память;

Словесно-логическую память.

Двигательная или моторная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Этот вид памяти является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы, письма и т.д.

Эмоциональная память – это память на чувства, заключающаяся в способности запоминать и воспроизводить чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений, однако эти представления могут расходиться со своим оригиналом, а с течением времени эти различия могут существенно углубляться. Это связано с особенностями самих представлений и образной памяти как таковой. К таким особенностям относят бледность, фрагментарность и неустойчивость представлений.

Словесно-логическая память тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Этот вид памяти позволяет быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста. Словесно-логическая память - специфически человеческая память, в отличии от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Словесно-логическая память, опираясь на развитие других видов памяти, становится ведущей у человека, и от уровня ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

3. По характеру целей деятельности выделяют:

Непроизвольную память;

Произвольную память.

Непроизвольная память – это память, когда запоминание и воспроизведение осуществляются автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. При произвольной памяти присутствует специальная мнемическая задача, а сам процесстребует волевого усилия.

К основным характеристикам памяти относятся: объем, быстрота воспроизведения, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Объем – это характеристика памяти, которая раскрывает возможности запоминания и сохранения информации. В качестве показателя объема памяти используют количество запомненных единиц информации. Объем кратковременной памяти составляет от 5 до 9 единиц информации.

Быстрота воспроизведения – это способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. При этом одни люди достаточно легко используют свои «информационные запасы», а другие могут испытывать серьезные затруднения при попытке воспроизвести информацию, необходимую для решения даже знакомой задачи.

Точность воспроизведения – это способность точно сохранять и точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти часть информации утрачивается, а часть – искажается, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки.

Длительность – отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.

Готовность воспроизвести сохраненную информацию – это способность человека воспроизвести нужную информацию в необходимой ситуации.

Для развития профессиональной памяти ее необходимо постоянно тренировать. Тренировки могут носить как индивидуальный, так и групповой характер. Основной целью тренировки профессиональной памяти является совершенствование их индивидуальных способностей: запоминать быстро и точно; запоминать наибольший объем информации; запоминать фамилии, адреса, слова, фразы, разговор, лица; запоминать номера телефонов, номера автомашин; запоминать запахи, звуки.

Существует правило умственной работы - отдыхать, меняя занятия. Это верный путь избежать переутомления, что также важно в процессе тренировки профессиональной памяти.

Одна из основных заповедей улучшения памяти - повторение.

Допустим, стоя на посту, Вы хотите запомнить проезжающую автомашину. Для этого надо взглянуть внимательно на нее несколько раз подряд. Закрывая и открывая глаза и сравнивая при этом то, что вы видите, и то, что появляется на экране вашего внутреннего зрения. От раза к разу зрительное внимание будет становится ярче, богаче, отчетливее - сработает тренированность памяти.

Следует приучить себя всегда и везде тренировать подобным образом зрительную память. Например, на улице прошел мимо вас прохожий. Попробуйте мысленно описать его портрет (в чем он одет, рост, особые приметы походки и т.д.), затем оглянитесь и проверьте, так ли это.

Полено знать и правило процесса повторения при запоминании прочитанного. Это упорное чередование чтения (восприятия) с припоминанием про себя, а затем рассказом прочитанного. Причем надо повторять (если заучиваете) текст - будь то оперативная информация или стихи - не по частям, а в целом. Если забыли что-то, не торопитесь заглянуть в источник, лучше «загляните» в память.

При повторениях не следует переутомляться. Через 40-50 минут полезно делать перерыв на 10-15 минут. Полезно повторять перед сном, а также утром, на «свежую голову».

Очень эффективен метод логического, ассоциативного запоминания. Запоминая что либо из прочитанного, надо не просто зазубривать факты и описания, а стараться подобрать к ним какие-либо известные аналоги. Тогда в будущем вы сможете быстро «вытащить» из кладовой памяти эти сведения.

Полезно разбивать материал на смысловые куски, выделяя при этом главное и второстепенное, аргументированное и бездоказательное, сложное и простое. И очень важно, чтобы все было осмысленно, ни одного механического запоминания! Установлено, что продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше продуктивности механической памяти.

Значительное повышение общей продуктивности профессиональной памяти может быть достигнуто при условии систематичности и непрерывности тренировок, при выполнении профессионально значимых упражнений. Для проведения специальных тренировок профессиональной памяти, как показывает опыт, целесообразно отводить 10-25 минут. Значительный эффект может быть получен при проведении специальных тренировок в кабинете психологической подготовки ежедневно (10-15 минут) до начала службы или во второй половине дня.

Занятия по развитию профессиональной памяти могут включать в себя:

Тренировки в запоминании и узнавании номеров автомашин, находящихся в розыске.

Тренировки в запоминании примет автомашин.

Тренировки в запоминании количества и взаимного расположения предметов.

Сложность занятий целесообразно увеличивать с учетом достигаемых результатов.

Под профессионально важными качествами (ПВК) понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам относят и способности, но они, как подчеркивает В.Д. Шадриков [Шадриков, 1996], не исчерпывают всего объема ПВК. М.А. Дмитриева в качестве профессионально значимых свойств выделяет индивидуально-психологические свойства и отношения личности [Дмитриева и др., 1979]. К индивидуально-психологическим (типологическим) свойствам относятся сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, коммуникативные свойства человека. Отношения личности включают отношения человека к себе, к другим людям, к труду, к своей профессии, тем или иным профессиональным задачам и т.д.

Основные характеристики нервных процессов накладывают свои отпечатки на профессиональную деятельность в любой области, однако разные профессии предъявляют свои требования к различным свойствам нервной системы.

Индивидуально-типологические свойства и стиль деятельности

Индивидуально-типологические свойства мало изменяются на протяжении профессионального пути и относятся к наиболее стабильным характеристикам. При этом одно и то же типологическое свойство может иметь как положительные, так и отрицательные (с точки зрения профессиональной успешности) проявления.

Например, слабость нервных процессов определяет низкий предел работоспособности и в то же время высокую чувствительность (сензитивность). А инертность нервных процессов проявляется в малых показателях скорости нервной системы и в прочности временных связей.

Таким образом, природная недостаточность в области одной функции компенсируется преимуществом в области другой, не менее важной. А разные типы высшей нервной деятельности необходимо рассматривать не как разные степени совершенства, а как «способы уравновешивания организма со средой» (по замечанию Б.М.Теплова).

К числу индивидуально-типологических свойств, проявляющихся во всех видах активности субъекта (деятельности, общении и др.) и, поэтому, оказывающих влияние на познавательные и эмоциональные процессы, психические состояния и свойства, принадлежит темперамент как одно из важнейших свойств индивидуальности.

Один из первых факторов, на который обращают внимание при изучении психологических особенностей той или иной профессии, является психомоторика. Во всякую трудовую деятельность, так или иначе, включена система действий. Анализируя общее строение деятельности, А.Н. Леонтьев подчеркивал, что человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. По А.Н. Леонтьеву, «макроструктура» деятельности состоит из следующих единиц [Леонтьев, 1977]: а) отдельные (особенные) деятельности - соотносятся с побуждающими их мотивами; б) составляющие их действия - соотносятся с осознанными целями; в) операции - соотносятся с условиями достижения конкретной цели.

Различают три основных параметра трудовых действий: 1) силовой; 2) пространственный; 3) временной. На ранних этапах развития техники ведущим был силовой фактор. С развитием механизации и автоматизации трудовых процессов путем широкого внедрения автоматизированных электроприводов, изменяется регуляция трудовых действий (возрастает роль мыслительных операций). Это относится и к «пользователям» этих электроустановок (технологическому персоналу), и к специалистам электротехнического профиля, занятых обслуживанием и наладкой (что выступает в качестве специфической формы «программирования» автоматической части системы управления электроприводом).

В структуре действий инженера-электрика, имеющего дело со сложными техническими устройствами, большое значение имеют сенсомоторные реакции. С точки зрения общей характеристики психомоторики человека представляет интерес обнаружения тренируемости всех видов сенсомоторных реакций. Более того, имеются сведения о возможности произвольной регуляции скорости сенсомоторной реакции с точностью до сотых долей секунды.

Сенсорные свойства. В различных видах трудовой деятельности могут найти применение практически все виды чувствительности - от зрительной и слуховой до вкусовой и обонятельной.

В психологии используется понятие сенсорной основы деятельности (СОД), в которой выделяются: а) ведущий (или ведущие) анализатор и б) вспомогательные анализаторы. Через ведущий анализатор поступает основная информация о ходе трудового процесса. Состав СОД может быть неизменным на протяжении всего трудового процесса, но может иметь место включение или выключение того или иного анализатора при переходе от операции к операции.

Тип нервной системы конкретного человека влияет на характер чувствительности всех его анализаторов. Скорость ощущения и различения зависит от подвижности нервных процессов и их равновесия (у подвижного типа - скорость ощущения больше, у тормозного типа - дифференцировка более точная). Устойчивость уровня чувствительности зависит от того, какова сила нервных процессов, их подвижность и равновесие (более устойчивая у возбудимого типа, инертная у тормозного). Эмоциональная реактивность при воздействии раздражителей на рецепторы особенно зависит от силы нервных процессов - большая реактивность у слабого типа, наименьшая - у сильного и инертного типа.

Вследствие стабильности рассмотренных характеристик для профессий, которые предъявляют повышенные требования к таким свойствам, как скорость различения, устойчивость уровня чувствительности и т.п., реальным средством повышения эффективности труда является профессиональный отбор.

Вторая характеристика сенсорных процессов, имеющая большое значение для успешности во многих видах профессиональной деятельности, - уровень чувствительности анализаторов. Имеет место неравномерность развития разных видов чувствительности в общей сенсорной организации: у одного и того же человека может быть повышенная чувствительность в области пространственного различения или речевого слуха и, - одновременно, пониженная чувствительность цветового зрения и музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны либо: а) с природным преобладанием одного из анализаторов, либо б) с ведущей ролью данного анализатора, сформированной в результате длительного профессионального опыта. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективность решения сенсорных задач значительно повышается под влиянием социального опыта или специальной тренировки.

Приведем лишь некоторые примеры (по [Дмитриева, 1979, с. 43]), иллюстрирующие сказанное: Различительная чувствительность опытных шлифовальщиков в 20 раз выше обычного уровня. Высокая слуховая чувствительность отмечается у опытных врачей-терапевтов, постоянно пользующихся для диагностики ослушиванием больных, оценкой тонов и шумов сердца и легких; у авто - и авиамехаников, определяющих на слух состояние двигателя. Опытные сталевары умеют быстро и точно определить температуру печи по тонким оттенкам изменения накала (цвета) стенок и свода мартеновской печи.

Однако категоричный вывод об изменении порога чувствительности в результате накопленного опыта, который зачастую делают исследователи, не всегда отражает действительное состояние. Например, в ряде случаев основанием для вывода об изменении порогов служит сравнение новичков и профессионалов. При этом не учитывается, что более высокий уровень чувствительности у работников с большим стажем может быть следствием естественного (иначе - стихийного) отсева работников с более низкой чувствительностью анализаторов и соответственно меньшей профессиональной успешностью.

Мнемические свойства. Память - один из важнейших психических процессов. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. В структуре память можно выделить три основных звена: 1) запоминание воспринятой информации; 2) сохранение информации; 3) извлечение того, что сохранилось. Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочностьсохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения ; д) готовность памяти к быстромувоспроизведению материала в нужный момент.

Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, музыканта), двигательными (у механика - наладчика, акробата), осязательными (у врача), обонятельными (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, проводника железнодорожного вагона, педагога), на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи. Индивидуальные различия в этом плане велики.

Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Но в основном профессиональная деятельность опирается на оперативную память, которая органически включена в эту деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям деятельности, связаны с ее содержанием. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации. Объем оперативной памяти равен 7±2 единицы информации. Объем отсроченного воспроизведения меньше, при этом снижается и точность воспроизводимого материала, происходит забывание.

Механизмами функционирования оперативной памяти являются пожизненно складывающиеся системы нервных связей, обслуживающих данную деятельность. Поэтому характеристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере овладения той или иной деятельностью, достигая на каком то уровне относительной стабильности при условии фиксированных способов выполнения данной деятельности. По мере усвоения новых, более совершенных, способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти.

Один из способов совершенствования профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок.

Имажитивные свойства. Индивидуальные различия в характеристиках воображения и факторы, влияющие на динамику имажитивных свойств, изучены мало. Тем не менее, на основании накопленных психологической наукой материалов, можно утверждать, что у школьников, имеющих склонность к техническому творчеству, значительно меньше ошибок при решении задач, требующих оперирования образами объектов сложной формы, чем у их сверстников, не посещающих технические кружки.

В частности, в работах Б.М. Ребуса и В.Я. Дымарского показано, что у школьников, занимающихся в технических кружках, после кратковременного восприятия нескольких объектов возникали более устойчивые, более богатые деталями образы, которыми они успешнее (по сравнению с учащимися контрольной группы) оперировали: - сопоставляли, перемещали в пространстве [Дмитриева и др., 1979].

На основании указанных наблюдений напрашивается вывод о возможности формирования соответствующих навыков. Для этого, во-первых, необходим какой-то фонд образов (не только зрительных, но и слуховых, двигательных и т.д.), который создается в результате профессионального опыта, но может формироваться с помощью специальных приемов в процессе производственного обучения, и, во-вторых, нужно вырабатывать навыки оперирования представлениями.

Мыслительные свойства. В психологии существует понятие общего интеллекта и двух его структур: вербального и невербального. Вербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания (так называемое «левополушарное мышление»). Невербальный интеллект связан с развитием наглядно-образного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления («правополушарное мышление»). Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности, а также врожденных индивидуальных особенностей.

Проведенные петербургскими психологами исследования студентов с технической и гуманитарной ориентацией выявили статистически значимое различие между двумя названными контингентами. Было обнаружено, что профиль интеллекта студентов технических специальностей сдвинут в сторону развития невербального интеллекта и несколько снижен по вербальному. У студентов гуманитарных специальностей, напротив, более развит вербальный интеллект и снижен невербальный. Однако результаты исследования интеллекта инженеров показали, что наилучших успехов в работе достигли те специалисты, которые обладали развитыми невербальным и вербальным интеллектом, т.е. общими и специальными способностями.

На основании результатов экспериментальных исследований исследователи М.К. Тутушкина с соавторами приходит к выводу, что «для формирования современного творческого специалиста важно всестороннее развитие интеллекта, а не только узкая специализация» [Тутушкина и др., 1998, с. 66].

Потенциально возможный для человека уровень интеллекта (ВУИ) зависит от врожденной способности его ума формировать и удерживать правильные представления, связывая их между собой. Деятельный уровень интеллекта (ДУИ), который человек проявляет и использует, определяется этой его способностью (т.е. ВУИ) за вычетом негативного влияния эмоций (ЭМ), делающих его «слепым» перед лицом фактов и искажающих его восприятие, т.е. ДУИ = ВУИ - ЭМ.

Кроме того, в психологии различают так называемый профессиональный, а также социальный интеллект. Профессиональный интеллект ориентирован на специализацию в деятельности, социальный - на решение проблем межличностных отношений, на нахождение рационального выхода из ситуации.

Следует иметь в виду, что измерение уровня интеллекта часто связано с отрицательными эмоциональными реакциями людей, так как человек боится, что его отнесут к разряду умственно отсталых. Поэтому такое измерение могут вести только психологи с соблюдением этических и профессиональных правил.

Аттенционные свойства. Наряду с мыслительными свойствами, большое значение для профессиональной успешности имеют так называемые аттенционные свойства. К аттенционным свойствам относят следующие характеристики внимания, которые могут быть определены путем экспериментальных исследований: избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключения.

Избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к осознанной цели. За величину объема внимания принимается количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов. Показатели переключения и устойчивости внимания характеризуют качество выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Распределение внимания характеризует эффективность деятельности в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий.

Профессионально важные свойства внимания, такие как интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения - по-разному выступают в различных видах деятельности. Например, для профессии водителя на первый план выдвигаются характеристики распределения и переключения, для других профессий, главной целью которых является наблюдение и контроль (корректор, оператор непрерывных прокатных станов и др.), наибольшее значение приобретает устойчивость внимания.

Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и поэтому мало изменяются. Скорость переключения зависит от подвижности нервных процессов. С возрастом подвижность их несколько снижается и можно ожидать уменьшения скорости переключения внимания, но лишь там, где она не поддерживается профессиональным опытом.

Можно говорить о типичной для данного человека устойчивости внимания, широте распределения, скорости переключения. Однако в зависимости от условий труда, эти характеристики у одного и того же человека могут варьировать в широких пределах. Ни одно из профессионально значимых свойств не зависит в такой степени от внешних факторов, как свойства внимания. Монотония, например, сказывается на устойчивости внимания резко отрицательно, а содержательность и ответственность задачи повышают устойчивость внимания. Утомление в первую очередь сказывается именно на внимании, проявляясь в ухудшении его характеристик.

Никакие специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут дать резкого улучшения индивидуальных характеристик внимания, т.к. лежащие в их основе особенности нервных процессов изменяются чрезвычайно медленно. Поэтому характеристики внимания, как и мыслительные свойства можно рассматривать как достаточно устойчивые диагностические индикаторы.

Экспертный метод выявления ПВК

Одним из эмпирических методов психологического исследования является метод экспертных оценок. К этому методу психологи обращаются, в частности, при определении профессионально важных качеств (ПВК). Основными задачами экспертного опроса являются: а) подбор экспертов; б) непосредственное проведение их опроса; в) обработка результатов исследования. Специалистам и руководителям электротехнических подразделений и служб необходимо иметь представление об этом методом, чтобы эффективно использовать результаты, предоставляемые им психологами.

Наиболее ответственным моментом исследования является подбор экспертов. Эксперты, подбираемые для определения профессионально важных качеств, - это компетентные в рассматриваемой профессии лица, квалифицированные специалисты с большим стажем. Есть основания считать, что профессиональный стаж 8 лет и более позволяет использовать данного специалиста в качестве эксперта.

Не углубляясь в описание содержания этапов профессиональной деятельности психологов по выявлению и диагностике ПВК, рассмотрим итоги экспертного опроса, проведенного в целях оценки ПВК инженеров-электриков. На рисунке 2.1 показана выраженность профессионально важных качеств (ПВК), обеспечивающих успешность деятельности инженеров-электриков.

Данные получены путем экспертного опроса инженеров-электриков, имеющих большой производственный стаж и опыт работы в действующих электроустановках. Для сравнения приводится оценка значимости тех же качеств студентами старших курсов. Используются следующие обозначения:

1. Аттенционные свойства (внимание - его избирательность, объем, устойчивость, распределение, переключение).

2. Наблюдательность.

3. Мнемические свойства (память - ее объем, прочность сохранения материала, точность и скорость воспроизведения и др.).

4. Моторные (двигательные) свойства - точность и скорость движений.

5. Сенсорные свойства (чувствительность анализаторов, способность к различению температуры, оттенков цвета и т.д.).

6. Имажитивные свойства (способность оперировать образами объектов, воображение, прогнозирующие свойства).

7. Мыслительные (интеллектуальные) свойства.

8. Эмоциональная устойчивость, устойчивость к стрессу.

9. Волевые качества специалиста.

10. Речевые (четкость, разборчивость речи).

11. Коммуникативные (способность устанавливать межличностные контакты, общительность, организаторские способности).

Ряд 1 - оценка представлений студентов старших курсов специальности «Электропривод и автоматика промышленных установок» о профессионально важных качествах инженеров-электриков.

Ряд 2 - оценка тех же свойств квалифицированными специалистами - экспертами, имеющий большой опыт работы по специальности.

Рисунок. 2.1 - Оценка выраженности ПВК для инженеров-электриков:

Как видно из диаграммы, изображенной на рисунке 2.1, субъективные представления студентов не в полной степени соответствуют реальной значимости ряда ПВК инженера-электрика. Студенты недооценивают значение для выбранной ими специальности мыслительных способностей, а также волевых качеств и имажитивных свойств (в том числе, - способности оперировать образами и прогностические способности). В то же время эксперты, профессионалы высокой квалификации, оценивают данные качества как «необходимые в большинстве случаев», либо даже относят их к категории «безусловно необходимых» для данной специальности качеств. С другой стороны, студенты явно переоценивают значимость для успешности в выбранной ими профессии моторных и сенсорных свойств.

К числу безусловно необходимых для инженера-электрика качеств эксперты отнесли интеллект, способность оперировать образами, воображение и волевые свойства. К числу качеств, необходимых в большинстве случаев относится эмоциональная устойчивость, внимание, коммуникативные свойства, а также память и наблюдательность.

В Японии под руководством профессора Фукуямы в целях профессионального ориентирования школьников были разработаны профессиограммы для ряда специальностей, в том числе для инженера-электрика [Укке, 1990]. Приведем перечень личностных особенностей и профессиональных умений, необходимых для инженера-электрика. Это лидерские способности, здравый смысл, следование предписаниям, терпеливость и упорство, большое чувство ответственности, тщательность действий, способность схватывать новые идеи, быстрота действий в непредвиденных ситуациях, аккуратность в работе, способность к планированию своего будущего, творчество, острота зрения и слуха, точность осязания и ловкость пальцев, высокая координация глаз и рук, хорошая память, способность обучать других, высокая скорость и точность счета.

Указанные качества могут быть выявлены уже на этапе профориентации и профотбора. Однако следует иметь в виду, что наличие у человека ПВК не является достаточным условием его профессиональной успешности: важна система отношений личности, мотивов, ценностных установок.*

В заключение главы считаем необходимым привести следующие замечания о профессиональной пригодности и о динамике ПВК.

От некоторых ошибочных, но ставших привычными, суждений предостерегает Е.А. Климов. Один из таких предрассудков состоит в идее об одном-единственном наборе индивидуально-типологических и личностных качеств, подходящих для данной профессии. Но профессионал потому и хорош, что сознательно или неосознанно, но максимально использует свои личностные качества, содействующие успеху, и компенсирует (возмещает) или отчасти подавляет те, которые успеху противодействуют [Климов,1997].

Другой распространенный предрассудок состоит в том, что профессиональную пригодность считают чем-то вроде роковой, неизменной характеристики человека, и, соответственно, пытаются решить все проблемы профориентации путем ранней (например, уже в детском возрасте) диагностики профпригодности. Следует иметь в виду, что человек как субъект труда и личность - система развивающаяся. Более того, пригодность к деятельности формируется в самой деятельности. Поэтому до включения человека в деятельность неправомерно и ожидать от него готовую профпригодность. Как подчеркивает Е.А.Климов, могут быть в наличии только отдельные разрозненные качества, которые смогут составить некоторый «стройматериал» для всей системы профпригодности [там же, с.249].

Еще один предрассудок выражается в том, что свойство профессиональной непригодности порой приписывается работнику, в то время как негодной может быть объективная сторона труда (плохо сконструированная техника, непродуманная организация производства и др.).

Профессионально-значимые качества, под которым понимаются свойства субъекта труда в целом, не могут рассматриваться как нечто однозначно заданное и неизменное. По мере овладения профессиональной ролью они развиваются, складываются приемы их компенсации, совершенствуется их структура. ПВК являются предпосылкой профессионально деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, «шлифуются» в ходе деятельности, поскольку человек в ходе труда изменяет и самого себя. Роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от нижнего («начального», или «учебного») уровня профессиональной успешности к высшему (или «профессиональному») уровню.

На начальных этапах освоения профессиональной деятельности в значительной степени зависит от наличных профессиональных способностей. На последующих этапах профессионализации, характеризуемых достижением более высокого уровня профессиональной успешности и усложнением содержания труда, эффективная деятельность становится возможной только при наличии более высокого уровня развития определенных ПВК. Последние в этом случае развиваются интенсивнее, а другие ПВК, уровень развития которых уже соответствует требованиям деятельности, могут не только стабилизироваться, но и даже регрессировать. При переходе на качественно более высокий уровень - уровень профессионального мастерства происходит индивидуализация ПВК, изменение структуры связей между ними. По мере профессионализации успешность деятельности все в большей мере определяется всей структурой ПВК (а не отдельными качествами). Возрастает роль свойств личности .

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»