Профессионально важные качества. Профессиональные особенности памяти

Память и развитие профессиональной памяти продавца Понятие о памяти
Все, что человек непосредственно отображает с помощью процессов ощущения и восприятия, фиксируется, упорядочивается, сохраняется в ее мозгу, образуя индивидуальный опыт, и при необходимости используется в дальнейшей деятельности.

Память - это отражение предметов и явлений действительности в психике человека в то время, когда они уже непосредственно не действуют на органы чувств. Она представляет собой ряд сложных психических процессов, активное овладение которыми дает человеку способности усваивать и использовать нужную информацию. Память включает следующие процессы: запоминание, хранение, забывание и воспроизведение. Запоминание связано с усвоением и накоплением индивидуального опыта, использование которого требует воспроизведения запомненных. Регулярное использование опыта в деятельности субъекта способствует его сохранению, а неиспользование - забыванию.

В памяти различают такие основные процессы: запоминание (связано с накоплением в процессе жизнедеятельности индивидуального опыта), хранения, воспроизведения (использования в дальнейшей деятельности того, что запомнилось), забывания (выпадение определенного материала из деятельности) . Как важнейшая характеристика всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность существования личности.

Материальной и основой среди процессов памяти является способность мозга образовывать временные нервные связи, закреплять и восстанавливать следы прошлых впечатлений. Эти следы создают возможность актуализации ситуации и соответствующего возбуждения, когда раздражителя, который его вызвал в свое время непосредственно, нет. Запоминания и хранения основываются на образовании и закреплении временных нервных связей, забывание - на их торможении, воспроизведение - на их восстановлении.

Развитие профессиональной памяти продавца
Продавец должен хорошо знать товары, которые он продает. Но неверно думать, что работа памяти продавца сводится к механическому запоминанию свойств товаров, различных психологических рецептов обслуживания, порядка заполнения торговой документации и т. д. Важно не только приобрести эти сведения. Нужно их своевременно, умело применять. Поэтому важнейшая профессиональная характеристика памяти продавца - ее готовность, т.е. умение быстро вспомнить то, что нужно в каждом конкретном случае.

Процессы и виды памяти
Виды памяти выделяют по следующим критериям:
1) в зависимости от того, что запоминается и воспроизводится, какая деятельность преобладает, память делят на двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую;
2) по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную (оперативную) и долговременную;
3) в зависимости от того, как процессы памяти включаются в структуру деятельности, как они связаны с ее целями и средствами, - на мы мовильну и произвольную;
4) за осознанием (пониманием) содержания материала памяти - на смысловую и механическую.

Двигательная память состоит в запоминании и воспроизведении человеком своих движений. Такая необходимость возникает преимущественно в практической деятельности человека: производственной, спортивной, учебной, игровой и др.. Большое значение этого вида памяти объясняется тем, что она служит основой для различных практических навыков, особенно трудовых, бытовых, жизненно важных (навыки хождения, письма и т.п.).

Эмоциональная память - это запоминание и воспроизведение своих эмоций и чувств. Эмоции сигнализируют о потребности и интересы, отражают наше отношение к окружающему. Эмоциональная память может оказаться сильнее других. Чувство запоминается основательно и надолго, но такое чувство не беспредметное. Поэтому эмоции запоминаются не сами по себе, а вместе с объектами, которые их вызывают.

Образная память состоит в запоминании образов, представлений о предметах и ​​явлениях окружающего мира, свойств и связей между ними. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой, в зависимости от анализаторов, с которыми связано его происхождение. Благодаря ей мы запоминаем и воспроизводим картины природы, мелодии песен, ароматы весны, вкус чая и тому подобное.

Словесно-логическая память является специфически человеческой памятью , которая базируется на совместной деятельности двух сигнальных систем, в которой главная роль принадлежит второй. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли, понятия, суждения, отражающие предметы и явления с их общими свойствами, существенными связями и отношениями. Мысли не существуют без языка, поэтому такую ​​память называют не только логичным, а ее словесной. Запоминание может происходить по тем же словам или содержанием, что требует взаимодействия с различными психическими процессами и имеет разную эффективность.
Кратковременная память характеризуется быстрым запоминанием материала, немедленным его воспроизведением и коротким сроком хранения.

Выделяют также - оперативная память это запоминание, сохранение и воспроизведение информации по мере необходимости для достижения цели в конкретной деятельности или выполнение отдельных операций . После завершения деятельности материальный памяти имеет сразу забываться, иначе он может негативно повлиять на последующие операции.

Долговременная память пять базируется на долгосрочной функции памяти, характеризуется длительным хранением и последующим использованием информации в деятельности человека.
Оперативный, кратковременный и долговременный разновидности памяти взаимосвязаны, что обусловлено как содержанием запамятовуваного, так и целями и средствами деятельности, в которую включаются процессы памяти.

Непроизвольная память состоит в запоминании и воспроизведении материала без специальной цели его запомнить или вспомнить. Без специальных намерений и усилий мы обогащаем память во время нашей деятельности, незаметно для нас самих формируется основная часть нашего опыта.

Произвольная память - это запоминание и воспроизведение, когда человек ставит перед собой цель запомнить, когда возникает потребность в преднамеренном заучивании.

Смысловая память связана с пониманием того содержания, запоминающимся. Она опирается на смысловые связи, которые уже образовали системы словесных и образных ассоциаций и составляют основу опыта
человека.

Механическая память действует в тех случаях, когда не достигается понимание заучиваемого материала, а вольно или невольно запоминаются вещи, которые до конца не осознаются
Усваиваемый материал зачастую бывает более или менее понятным. Поэтому в каждом случае необходимо сочетание смысловой и механической памяти.

Запоминание и условия его эффективности
Особенностью памяти является то, что ее составляющие выступают одновременно и как автономные процессы. Анализируя отдельные процессы памяти, приходится абстрагироваться от связей и определять каждый из них за доминирующими признаками.

Запоминание - это закрепление образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний и связей между ними через контакты новых данных с приобретенным ранее опытом. Процесс запоминания происходит в трех формах: отражение, непроизвольного и произвольного запоминания.

Первичное отражение нередко играет решающую роль в запоминании, составляет основу для закрепления материала.
Непроизвольное запоминание выступает как продукт и условие осуществления познавательных и практических действий или результат многократного повторения. Это довольно продуктивная форма запоминания, которая к тому же не требует специальных усилий для усвоения.

Запоминание осуществляется в процессе выполнения заданий для самого себя. Активно действуя с объектами, человек мимоходом их запоминает.
Несмотря на эффективность непроизвольного запоминания, ведущей формой запоминания считается произвольное. Оно дает возможность запомнить то, что нужно в данный момент, и настолько, чтобы обеспечить успехи в обучении, развитии, выполнении заданий. Это требует времени и дополнительных усилий, однако обеспечивает необходимый уровень готовности индивида к выполнению определенных задач.

Сохранение - это процесс удержания в памяти сведений, полученных в ходе приобретения опыта. Во многом он зависит от качества и глубины запоминания, использование материала памяти в своей деятельности. Без использования материал памяти постепенно забывается.
Забывание - процесс, противоположный сохранению, и проявляется он в том, что актуализация забытых образов или мыслей затрудняется или становится вообще невозможным. Этот процесс основывается на явлении торможения условно-рефлекторных связей под влиянием различных факторов и угасания следов, образовавшихся ранее.

Интересными в этом отношении мнения 3. Фрейда, который связывал забывания с потребностями, эмоциями, мотивами деятельности. Он утверждал, что часто причиной забывания является не совсем осознаваемый мотив - нежелание помнить. Негативные эмоции, недостаток погреба тоже способствуют возникновению условий для подсознательного забывания. Люди нередко склонны скорее забыть неприятное, избежать упоминаний о печальных случаях в своей жизни, избавиться от всего, что вызывает внутренний протест, негативные переживания, нарушает комфорт.

Упоминание - это воспроизведение прошлого опыта в соответствии с содержанием и задач деятельности. Оно бывает непроизвольным (например, непреднамеренное упоминание) или произвольным, когда ставится репродуктивное задачи, делается волевое усилие, организуются специальные мнемические действия.

Однако порой нам не удается вспомнить то нужное сразу. Такое упоминание требует напряжения умственных усилий, преодоления трудностей и называется припоминанием. При нем человек решает иногда довольно сложные мнемические задачи, анализирует, условия, обдумывает логические связи, привлекает все известно, по-новому его упорядочивает, глубже осознает задачи, проявляет активность и настойчивость. Как одна из разновидностей воспроизведения выделяют воспоминания - локализованы во времени и пространстве упо-ления человека о своей прошлой жизни, преимущественно в яркой образно-логической форме, со всеми обстоятельствами.

Индивидуальные особенности памяти
Личностные особенности памяти состоят в индивидуальных сочетаниях видов памяти, специфике отдельных процессов и свойств, содержания приобретений и профессиональной направленности. Различия в уровне развития памяти в значительной мере зависят от особенностей типов высшей нервной деятельности и передаются человеку по наследству. Скорость и устойчивость временных нервных связей обусловлены наличием сильных процессов возбуждения и торможения, а это способствует быстрому и прочному запоминанию. Низкая подвижность основных физиологических процессов снижает скорость запоминания, а слабое торможение - точность запоминания, негативно влияет на его прочность. Более благоприятные предпосылки готовности к воспроизведению связанные с подвижными нервными процессами возбуждения и торможения.
индивидуальные различия проявляются не только в общем уровне развития памяти, но и в уровне развития отдельных видов памяти каждого человека: словесно-логической, образной, двигательной и эмоциональной.
Человек с доминированием логической памятью легко запоминает понятия в словесной форме, теоретические идеи, логические конструкции суждений и т.п..

Говоря об исключительной роли того или иного вида памяти в деятельности личности, следует отметить, что чаще всего речь идет о зрительную и слуховую память. Очевидно, что естественной основой этих двух видов памяти является не только и не столько работа соответствующих анализаторов, сколько особенности деятельности полушарий головного мозга. Ведь их специфическими функциями определяются все стороны деятельности, и память частности. Функция правого полушария касается преимущественно образной памяти, а левой, в которой расположены языковые центры, - словесно-логической.

В зависимости от того, какое содержание материала и с какой целью его запоминает человек, у нее формируется профессиональная память. Образный вид памяти присущ инженерам и работникам материального производства. художникам, писателям, актерам и музыкантам, в частности, зрительный тип интенсивнее формируется в художников, инженеров, производственников, а слуховой - у музыкантов, актеров. Родственный материал лучше ассоциируется и запоминающимся. Так, инженер-конструктор легко схватывает строение и функции технического устройства, а музыкант без труда запоминает новую мелодию.

Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает она это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама собой. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что-производит самое впечатление, что интересно.
В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизводство и забывания . В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят от воли и сознания. Произвольная память - это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала, допускающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания.

В зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится, различают также память образную и словесно-логическую. Образная память обеспечивает запоминание наглядных чинов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лиц и т. п. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно-логическая память - это память на отдельные слова, понятия, мысли.
По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется еще на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, которая обслуживает непосредственно осуществляемую человеком деятельность и использует информацию как кратковременной, так и долговременной памяти. Оперативная память имеет важное значение при осуществлении любых более или менее сложных действий, когда нужно удерживать в уме некоторые промежуточные результаты (например, при арифметических вычислениях, при чтении, списывании).

Процессы памяти. Характеристика основных процессов памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, узнавание.

Классификация видов памяти. Классификация видов памяти в зависимости от запоминаемого содержания и формы воспроизведения (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая). Эйдетизм. Образы представления. Реконструкция образа. Влияние модальности заучивания и воспроизведения.

Вопросы для изучения:

1. Понятие памяти.

2. Процессы памяти.

3. Классификация видов памяти.

Понятие памяти

Память – это психический процесс, состоящий в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта.

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.

Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, иди запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

2. Основные свойства памяти

К наиболее важным свойствам памяти относятся: длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем (рисунок). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека.

Объем – способность одновременно сохранять определенное количество информации. Средний объем кратковременной памяти – 7 различных элементов (единиц) информации.


Быстрота запоминания – отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти.

Точность – проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации.

Длительность – определяется временем сохранения информации. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько месяцев. Длительность памяти имеет избирательный характер.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Понятие памяти и её виды

Значение памяти

Классификация явлений памяти

Закономерности памяти и их проявление в профессиональной деятельности правоохранительных органов

Заключение

Список литературы

Введение

Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

Память - психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, образующее информационно-регуляционный фонд поведения индивида.

Память как основа интеллекта наравне с мышлением и воображением играет немаловажную роль в процессе судопроизводства.

Понятие памяти и её виды

Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Накопление материала в памяти (архивация) - осуществляется в двух блоках в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти.

Эпизодическая память автобиографична - в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида.

Семантическая память сохраняет категориальные структуры, сформированные культурно-исторической средой. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построение языка. Извлечение усвоенного материала из памяти с целью его текущего использования называется актуализацией. Память потерпевшего и свидетеля может быть оценена или описана с точки зрения быстроты запоминания, точности воспроизведения и готовности к срочной актуализации.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении.

Значение памяти

Значение памяти в жизни человека очень высоко. Абсолютно всё, что мы знаем, умеем - есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образцы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.

Человек лишенный памяти вечно находился бы (по мнению И.М.Сеченова) в положении новорожденного, был бы существом не способным ничему научиться, ничем овладеть и его действия определялись бы только инстинктами. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше у него хранится в памяти, тем больше пользы он сможет принести обществу.

Память каждого человека имеет свои особенности. Известно, что есть люди с сильной памятью и люди со слабой памятью.

Велика роль памяти в профессиональной деятельности юриста. Его память должна отличаться достаточным объемом, прочностью запоминания, точностью воспроизведения полученной информации, готовностью применить требуемые сведения и факты в нужный момент. Важную роль играет память в формировании свидетельских показаний. Умение извлекать из памяти свидетелей, потерпевших, обвиняемых информацию, пользуясь знаниями о закономерностях запоминания, сохранения и воспроизведения, является профессионально важным качеством следователя, дознавателя, прокурора, судьи, адвоката.

Классификация явлений памяти

память юрист свидетельский забывание

Память делится на такие различные друг от друга процессы как: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, и формы непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).

Произвольная и непроизвольная форма памяти различается в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставиться специальной цели запомнить тот или иной материал, а он запоминается без усилий, без применения специальных приемов, то это относиться к непроизвольной форме памяти. Эта форма памяти помогает запомнить многое что встречается в жизни: предметы, явления, события, содержание документа. Обычно данная форма проявляется у свидетеля, который случайно оказался очевидцем какого-либо происшествия.

Произвольная форма памяти наоборот требует применения больших волевых усилий, специальных приёмов для запоминания того или иного материала. Эта форма памяти наиболее продуктивная. Работники правоохранительных органов должны обладать развитой произвольной памятью и умело использовать её в своей деятельности.

Юридическая деятельность показывает, что как произвольная так и непроизвольная форма памяти в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе. В одних случаях запоминается, и воспроизводиться только общий смысл материала, суть мысли, а в других случаях необходимо точное воспроизведение словесное выражение мыслей. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития, чем меньше развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами. Запоминание смысла, запоминание общих и существенных деталей материала и отвлечение от несущественных выделение главного зависит от понимания самого материала.

Запоминание - протекающее в трёх формах запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала.

Непроизвольное запоминание- сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной деятельности, он запоминается лучше чем в том случае, когда он не включен в условия.

Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану:

1)Основная мысль (осмысливание запоминания);

2)факты и события (что, когда и где происходит);

3)причины происходящих событий; некоторых сведений.

Воспроизведение представляет собой воссоздание сохранённого в памяти материала. Ускоряется в форме усвоения. Воспроизведение рационализирует запоминание особенно при заучивании наизусть, при пересказе мы выявляем слабые места, осуществляется самоконтроль.

Забывание - исчезновение, т. е. процесс угасания, »стирания», затормаживание связей. Процесс забывания может быть менее или более глубоким: чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей, тем более глубоким процесс забывания становится. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведения.

Физиологической основой забывания являются некоторые виды торможения. Протекает неравномерно, но явление вполне нормальное. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы невозможно продуктивное мышление. Только усилием воли люди каждый раз извлекают из долговременной памяти лишь ту часть информации, которая для выполнения данного вида деятельности необходима.

Виды памяти делятся на образную, которая классифицируется по видам анализаторов:

Зрительная;

Слуховая;

Двигательная;

Осязательная и т. д.

Так же логическая и эмоциональная.

Образная память - это наиболее активный вид памяти свидетелей, очевидцев происшествия т.к. это запоминание, воспроизведение воспринятых ранее образов.

Эмоциональная память тесно связана с образной памятью. Она заключается в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Воспроизведении определенных эмоциональных состояний.

Эмоциональная память особенно ярко проявляется в отношениях людей. На ней основывается способность сопереживать другим людям, сочувствовать им, а так же чувства «симпатии-антипатии», осторожность.

Логическая память- это запоминание, сохранение и воспроизведение вербальной информации, её смысла, логики рассуждения, доказательств. Особенно велика ее роль в деятельности следователя, расследующего сложное многоэпизодное дело.

Все перечисленные виды памяти взаимосвязаны и не могут существовать изолированно друг от друга.

По способу запоминания различают непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную), т. е. механическую и ассоциативную (смысловую) память.

Различают три вида ассоциаций:

Ассоциация по смежности - элементарный вид связи без существенной переработки информации (связываются два впечатления во времени и пространстве);

Ассоциация по контрасту - связь двух противоположных явлений, основанная на логическом приеме противопоставления (связываются противоположные явления);

Ассоциация по сходству - воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую сходную ситуацию (связываются явления, имеющие сходные черты);

Ассоциации связывают часть и целое, род и вид, причины и следствия.

Различают так же следующие четыре взаимосвязанные системы памяти:

Сенсорная;

Кратковременная;

Оперативная;

Долговременная;

Сенсорная - непосредственное запечатление сенсорных воздействий, сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень короткий промежуток времени (0,25 с). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчезают. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизменяющихся явлений.

Сенсорная память иначе называется иконической (от греч. ikona - образ). Виды сенсорной памяти определяются видами ощущений.

Кратковременная память - сравнительно полное, но недолговременное сохранение в памяти одномоментно воздействующих стимулов. Время функционирования - не более (30 с). Её объем ограничен 5-7 объектами.

«Движение мысли, та нить, которая переводит необходимую информацию длительной памяти в оперативную» - А. Н.Лук.

Таков и механизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым.

Оперативная память - избирательное сохранение и актуализация информации необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность ограничивается временем соответствующей деятельности. Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы - единицы оперативной памяти.

Долговременная память- запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации связан вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.

Сохранение концептуально значимого материала на длительный срок. Объем памяти зависит от релевантности информации, т.е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности. Её ёмкость не имеет границ.

Типы памяти - индивидуально-типологические особенности памяти.

Они различаются по следующим качествам, встречающимся в различных комбинациях:

Объём и точность запоминания;

Скорость запоминания;

Прочность запоминания;

Ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у индивида) зрительной, слуховой, или двигательной памяти);

Особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы).

Закономерности памяти и их проявление в профессиональной деятельности правоохранительных органов

Закономерности памяти связаны с формами памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения);

Условия успешного непроизвольного запоминания являются:

Сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);

То, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления и т. д.)

Стимулы, наиболее значимые для данного индивидуума (профессионально значимые предметы);

Стимулы, имеющие особую эмоциональную окраску;

То, что более всего связано с потребностями данного индивидуума;

То, что является объектом активной деятельности;

Развитие одной из системы памяти потерпевшего, свидетеля может оказать влияние на развитие другой системы памяти. Например, увеличение объема кратковременной памяти обычно ведет к улучшению оперативной памяти, а совершенствование оперативной памяти порождает улучшение долговременной памяти.

Если человек постоянно нагружает свою слуховую память, то от этого может улучшиться и его зрительная память, и наоборот.

Условия успешного произвольного запоминания являются:

Осознание значимости и смысла запоминаемого материала;

Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов;

Семантическая и пространственная группировка материала;

Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части;

Представление материала в виде схемы, таблицы, чертежа, наглядного зрительного образа;

Эмоционально-эстетическая насыщенность материала; возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

Установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях.

Характер профессиональной деятельности юриста диктует необходимость удержания в памяти продолжительное время (определяемое хотя бы сроками расследования, рассмотрения дела в суде) различных фактов событий. Поэтому прокурор, следователь, судья, должны повышать качество запоминания.

Имеется несколько приемов улучшающие запоминание, и используемые в практической деятельности:

Смысловая организация материала с выделением в нём основных опорных пунктов, слов;

Составление плана, в котором отражается: исходная информация, что необходимо сделать; вопросы, подлежащие выяснению, при запоминании сложного материала;смысловая группировка проводится по различным основаниям: - по интересующим следователя лицам; расследуемым эпизодам.

Составление вспомогательных схем и таблиц с графическим отражением связей между различными их элементами с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события;

Сравнение сходных явлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документов и других источниках информации;

Классификация, систематизация материала следственной, судебной практики, текущего законодательства и других нормативных актов.

При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания - мнемотехника (от греч. mneme - память и techne - искусство; искусство запоминания): создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме.

При воспроизведении материала в качестве опоры следует использовать те объекты, которые структурно организовывали поле восприятия, регулировали деятельность субъекта запоминания. Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, называется припоминанием.

Воспроизводимые образы предметов или явлений называются представлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.)

Особенность представлений - их обобщённость и фрагментарность. Точность и полнота воспроизведения зависят от психического состояния индивида. Значительные деформации познавательных процессов происходят в эмоционально напряженных состояниях.

У некоторых людей могут возникать полные, яркие представления после однократного и непроизвольного восприятия объекта. Такие образы- представления называются эйдетическими (от греч. eidos - образ). Иногда происходит непроизвольное, навязчивое, цикличное всплывание образов - персеверация (от лат. Perseveration - упорство).

Заключение

Память - это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельность.

Таким образом, делая вывод из данной работы можно сказать, что исследование закономерностей и особенностей памяти потерпевшего и свидетеля является важнейшей задачей современной юридической психологии, так как показания потерпевшего являются одним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств.

Многие из нас жалуются на плохую память. Однако объём памяти человека не имеет пределов. В настоящее время считается, что человек запоминает всю полученную информацию, но удерживает в сознании только её часть. Для лучшего удерживания информации необходимо постоянно тренировать и усовершенствовать процессы памяти.

Список литературы

1. Еникеев М. И. Юридическая психология. Учебник. М. 2008 г.

2. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста. Уч. метод. пособие Н.Новгород. 2001 г.

3. Гоноболин Ф. Н. Психология. М. 2003 г.

4. Аминов И.И. Психологический практикум для юристов. Учебное пособие. М. 2001 г.

5. Лук А.Н. Память и кибернетика. М. 1966 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и виды памяти. Свойства и закономерности памяти, используемые в мнемотехнике. Мнемонические приемы запоминания. Перечень существующих мнемонических приемов. Метод Цицерона для запоминания последовательностей. Прием нахождения ассоциаций.

    реферат , добавлен 16.12.2016

    Сохранение и воспроизведение различных впечатлений. Сущность нарушений памяти. Нарушения запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Количественные нарушения памяти. Динамика проявлений расстройств памяти.

    презентация , добавлен 31.03.2014

    Общее представление о памяти. Основные виды памяти, их характеристика. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте. Классификация видов памяти по характеру психической активности. Преобладание непроизвольного запоминания над произвольным.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2015

    Психические особенности развития детей дошкольного возраста. Методики для психодиагностики характеристик памяти человека: узнавания, воспроизведения и запоминания (объем кратковременной зрительной и слуховой памяти), заучивания. Приемы развития памяти.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2011

    Память как форма мыслительного процесса человека. Виды памяти и их особенности. Общие положения о развитии памяти. Методы воздействия на память. Основные нарушения памяти, способы, приемы и пути ее улучшения. Специальные системы запоминания лиц и имен.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Начало экспериментального исследования памяти Г. Эббингаузом. Основные приемы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Особенности проявления механизмов ассоциаций. Метод правильных ответов. Современные методы исследования памяти человека.

    реферат , добавлен 17.05.2014

    Общее понятие памяти и ее виды. Характеристика ее основных процессов. Особенности развития памяти у дошкольников. Анализ процесса запоминания информации у детей. Упражнения, направленные на развитие памяти. Сущность механического и смыслового запоминания.

    дипломная работа , добавлен 03.01.2012

    Характеристика понятия, разновидностей и закономерностей памяти как психологического феномена. Ознакомление с причинами забывания; его формы - ошибочное припоминание и узнавание, ретроградная амнезия. Описание мнемотехнических приемов улучшения памяти.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2012

    Характеристика памяти, ее видов и процессов. Проблема забывания в психологии памяти. Значение и место памяти в обучении, познавательной деятельности. Возможности развития памяти в ходе обучения. Экспериментальные методы изучения памяти в психологии.

    дипломная работа , добавлен 28.12.2011

    Понятие памяти как психологического феномена. Основные виды памяти, закономерности ее функционирования. Характеристика механизмов и процессов памяти. Психологические теории памяти. Принципы создания ассоциаций между объектами. Деятельная теория памяти.

Память нужна всегда независимо от видов труда. Но мы говорим о профессионально важном признаке памяти для видов труда. Дело в том, что большая нагрузка на память требуется при обучение данному виду труда, когда еще не сформировались навыки, но когда сформировались основные навыки, но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди которые прекрасно освоили станок не должны каждый раз специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии в которых память является одним из наиболее важных признаков. Например; в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке.

Профессиональные особенности эмоционально волевой сферы личности. При психологическом анализе трудовой деятельности, эмоционально-волевую сферу лучше рассматривать вместе с особенностями личности. Если говорить о любой деятельности, то она вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается. С чем это связано? Это связано с мотивами, с потребностями человека, с интересом к работе. Это, например, общие эмоции в труде. Они могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего, касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.

В психологии труда в ряде случаев необходимо учитывать еще один момент эмоций. Это настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность, т.е. настроение с которым приходит человек и выполняет работу.

Также важно учитывать и специфические эмоции, которые вызываются непосредственно конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции выделяются в первую очередь как профессионально важные. Они подразделяются на две подгруппы. Первая подгруппа - это те эмоции, которые связывают взаимоотношения людей с коллективом в процессе данного коллективного вида труда.

Второй подвид профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Это, прежде всего те профессии, в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.

Целый ряд профессий предъявляет особые требование к другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев, общительности или замкнутости.

Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того, чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия.

2. Как связана профессиональная значимость индивидуально-психологических свойств с характером профессиональных задач?

Для выполнения профессиональных задач человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии. Профессионально важные качества (ПВК) - это качества человека, влияющие на эффективность его труда. ПВК являются и предпосылками профессиональной деятельности, и ее новообразованиями, так как совершенствуются, преобразуются в ходе труда. К ПВК относятся психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые), психические состояния, а также отношение к труду и к другим людям. Мотивы, цели, интересы и т.п. мы рассматривали в отдельной лекции, а сейчас попытаемся охарактеризовать такие составляющие ПВК, как профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление, профессиональная обучаемость.

Профессиональные способности - это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения. В литературе отмечается, что личность выбирает профессиональную деятельность в соответствии с ее способностями, сложившимися на предыдущих этапах развития. Личность может переходить от одного вида деятельности к другому, развивая разные способности, сочетая их различным образом. Потенциальные способности являются условиями развития новых видов деятельности. Таким образом, профессиональные способности являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности. Различают общечеловеческие способности, а также общие профессиональные и специальные способности.


Лечение заболеваний
Секрет успеха традиционной китайской медицины заключается в том, что ее может применять не только врач, но и обычный человек в своей повседневной жизни, либо для того, чтобы самому избавиться от легких повседневных недомоганий, либо в кач...

Мышление как высшая форма познавательной деятельности
Мышление - это неразрывно связанный с речью процесс позна­вательной деятельности индивида, характеризующийся обобщен­ным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практическо...

Отличная память – залог успеха и показатель высочайшего профессионализма во многих видах деятельности. Способность запоминать большое количество цифр, воспроизводить хронологию событий, узнавать увиденные единожды лица и многое другое, даёт прекрасную возможность для карьерного роста. Но лишь немногие люди обладают феноменальной памятью. У остальных, как правило, развиты один или два часто используемых вида памяти.

Вопрос, который остаётся актуальным не только во время учёбы в школах и ВУЗах, но и в течение всей взрослой жизни. Давно известно, что возможности человеческого организма неограниченные, просто используются они не на полную мощность. Следовательно, каждый может улучшить свои качества, что относится и к развитию памяти.

Существуют различные способы, методики и упражнения для развития памяти. Выбор зависит от поставленных целей и желаемых сроков достижения результата. Если есть потребность в быстром развитии памяти, хорошим помощником станет мнемотехника. Это набор специальных приёмов для развития памяти, увеличения объёмов и действенных способов запоминания. Данная техника имеет высокие показатели результативности.

У человека существует несколько видов памяти. Одни используются повседневно, на бытовом уровне, а другие практически никогда. Бывает, что со сменой деятельности (либо по другим причинам) возникает потребность развить те виды памяти, в которых ранее не было необходимости. Давайте попробуем определить, на развитие каких именно видов памяти вам нужно обратить особое внимание.

Зрительная память

Развитие этого вида памяти поможет лучше запоминать увиденных людей, предметы, обстановку. Имея хорошую зрительную память, намного легче вспомнить человека, которого давно не встречали. Внимательность в деталях располагает к себе людей. Существует также такая разновидность зрительной памяти, как фотографическая память – способность запоминать и восстанавливать все до мелочей. Иногда человек обладает фотографической памятью с рождения, но в основном этот вид памяти развивается с помощью специальных методов. Развитие фотографической памяти требует усиленных занятий и множество тренировок.

Слуховая память

Если услышанная информация плохо запоминается, вам сложно держать в памяти новые слова, иностранные языки, тексты песен, устные просьбы, значит, требуется улучшение способности запоминать на слух. В этом случае следует обратить внимание на развитие слуховой памяти.

Образная память

Образная память хорошо была развита у первобытных людей и на сегодняшний день ею хорошо владеют дети. Особенность образной памяти состоит в запоминании увиденного не словами, а сразу образами. Развитие образной памяти способствует хорошей ориентации на местности, будь то другой город или просто огромный супермаркет.

Долговременная и кратковременная память

Долговременная память одна из самых сложных. В сознании хранится вся информация о человеке – от рождения и до теперешней секунды. Сложно представить, как это много… Развитие долговременной памяти помогает легко вспоминать события или образы давно минувших лет в нужный момент.

Что же касается кратковременной памяти, то она является абсолютной противоположностью вышеописанного вида. Кратковременная память используется человеком для запоминания информации в период времени «здесь и сейчас». Срок хранения такой информации максимум несколько минут, затем за ненадобностью она стирается. Развитие кратковременной памяти пригодится, если в течение дня нужно ориентироваться в большом количестве мелочей, коротких сообщений. В конце дня об этом спокойно можно забыть.

Профессиональная память

Развитие профессиональной памяти просто необходимо для успешного карьерного роста во многих отраслях. Хорошим примером могут послужить врачи и юристы. В головах этих «профи» удерживается неисчислимое количество диагнозов, названий лекарств, кодексов и статей. Их профессионализм заключается в использовании знаний ко времени и к месту.

Произвольная память

Нарочное запоминание каких-либо событий, людей, фактов определяется произвольной памятью. Развитие произвольной памяти начинается в детском возрасте и осуществляется множеством способов. Хорошая произвольная память позволяет легко ориентироваться в жизни, да и во взрослом возрасте произвольную память также стоит натренировать.

Каждый из видов памяти занимает значимое место в жизни человека, просто иногда одни виды памяти применяются чаще. Если задаться целью и усиленно потрудиться, то результаты работы по развитию памяти будут видны уже через два месяца.