Основные направления экономической политики россии в целях стабилизация экономики. Направления государственной экономической политики

Цикличность развития является общей чертой, характерной для экономик всех стран без исключения. Именно поэтому важнейшей целью государственного вмешательства в экономику является противодействие кризису и поддержание общего экономического равновесия при полной занятости, устойчивого роста экономики, стабильного уровня цен и сбалансированного платежного баланса , что и составляет содержание стабилизационной политики .

Стабилизационная политика представляет собой управление уровнем совокупного спроса в экономике при помощи бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики с целью смягчения или даже устранения колебаний уровня экономической активности (реального ВВП и занятости).

Главная цель стабилизационной политики состоит в «точной настройке» совокупного спроса для того, чтобы не допустить:

1. недостаточности совокупного спроса по сравнению с потенциальным ВВП (чтобы избежать потери в выпуске продукции и безработицы);

2. избыточности совокупного спроса по сравнению с потенциальным ВВП (для предотвращения инфляции);

Конечно, идеальной была бы политика, которая обеспечивала бы такой рост совокупного спроса, который точно соответствовал бы росту потенциального ВВП. Однако разработка и осуществление стабилизационной политики сталкиваются с рядом проблем, связанных с точностью прогноза экономического развития, точным определением времени и объёма осуществляемых мероприятий. Действительные результаты этой политики выглядят скромнее: в лучшем случае государству удается смягчить спады и бумы.

В качестве методов стабилизационной политики выступают инструменты бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы или нейтральны. Так, между темпом инфляции и уровнем занятости как целями экономической политики существует взаимозаменяемая связь. В отношении взаимодополняемости обычно находятся рост национального дохода и занятость.

Напомним, что в экономике России после долгих лет кризиса и застоя все еще не преодолена до конца «стагнационная ловушка », которая была создана сложившимися институциональными и структурными факторами: 1) большим разрывом между чрезмерной валовой прибылью в экономике (суммой амортизации и чистой прибыли), с одной стороны, и чрезвычайно узким внутренним рынком, ограниченным ненормально низкими доходами основной массы населения, с другой стороны; 2) высоким инфляционным давлением в экономике, где совокупный спрос намного ниже производственного потенциала.

Существуют два выхода из такой ситуации:

1) направить валовую прибыль экономики на капитальные инвестиции и реконструкцию отечественного машиностроения посредством активизации государственного регулирования и управления экономикой;


2) постепенно увеличивать совокупный спрос, сдерживая инфляцию преимущественно рыночно ориентированными средствами макроэкономической политики.

Рассмотрим необходимые изменения в переменных совокупного спроса и предпосылки таких изменений с точки зрения реализации государственно-рыночного курса реформирования с антикризисной направленностью и проинфляционной защитой.

Цены. Механизм установления цен на потребительские товары и товары, производящиеся в конкурентном секторе, целесообразно оставить в свободном режиме. Вместе с тем ценообразование нуждается в коррекции. Речь идет об элементарном контроле в этой сфере, о защите интересов потребителей перед «беспределом» монополистов. И еще одно важное изменение. Цена на энергию и топливо, так же как тарифы по грузоперевозкам, должна устанавливаться и жестко контролироваться государством. (Такой подход к ценообразованию предусмотрен и правительственной программой. Дело за тем, чтобы он был реализован.)

Должен быть устранен возникший диспаритет цен, делающий экономически невыгодным производство готовой и особенно технологически сложной продукции. Без снижения цен на энергоресурсы и тарифов по грузоперевозкам при реально существующей структуре российского хозяйства не удастся добиться оживления

Потребление, заработная плата, доходы, сбережения . Как показывает анализ, потенциальный рост российской экономики, прежде всего, связан с расширением личного потребления. Повышение денежных доходов способствует усилению роли сбережений населения как еще одного важного ресурса для использования в качестве инвестиций и кредитных средств.

Конечно, заработная плата, как и вообще доходы, тогда по-настоящему стимулирует работника, когда она не превращается в пустые бумажки, а полноценно отоваривается. Поэтому она должна быть непосредственно увязана с ростом производительности труда или, возможно, с какими-то другими экономическими показателями (снижение цен, повышение качества продукции). Преимущество политики активного стимулирования производителей, в отличие от пассивной борьбы с инфляцией путем задержек заработной платы, заключается в том, что расходы государства на поддержку производства, его переоснащение и внедрение новых технологий могут и должны быть увязаны с их действительными результатами и отраслевыми приоритетами.

Капитальные инвестиции .

Значительный рост капитальных вложений и желателен, и возможен, но главным стимулом для их увеличения является систематически растущий совокупный спрос. Если инерция роста потребительских расходов недостаточна, чтобы создать этот стимул, то она может быть компенсирована соответствующей государственной бюджетной политикой (увеличение государственных закупок и снижение налогов).

Государственные расходы и налоговая политика . Мы разделяем точку зрения значительного числа ученых о том, что противоположный и весьма позитивный эффект могло бы произвести отложенное общее сокращение налога на добавленную стоимость до 15 %. Сокращение ставки НДС дало бы возможность потребителю получить некоторую скидку с цены товара или по меньшей мере ослабление инфляционного давления со стороны издержек, причем как на потребителя, так и на производителя (и продавца).

Таким образом, если российское правительство откажется от своих монетаристских «страхов», оно сможет использовать государственные расходы (и снижение налогов) как мощные средства стимулирования совокупного спроса и, значит, устойчивого преодоления «стагнационной ловушки». По расчетам специалистов, мультипликатор государственных закупок больше мультипликатора капитальных инвестиций. Иными словами, он является более эффективным способом увеличения совокупного спроса, нежели непосредственное стимулирование капитальных вложений, в особенности в условиях существенной недозагрузки производственных мощностей.

Деньги . Государство должно наконец-то покончить с задолженностью по государственным заказам. Пристальное внимание государство должно обратить на прекращение массового мошенничества с ценными бумагами, учредительством, денежными вкладами населения. Оно само должно чрезвычайно аккуратно работать на рынке ценных бумаг, Бюджетные средства, идущие в производство и социальную сферу, должны доходить до своих адресатов, минуя многочисленных коммерческих посредников. Ставя задачу насыщения экономики деньгами, безусловно, важно не допустить их чрезмерного выпуска, который обернется инфляционным подъемом. Понятно, что уровень монетизации нужно повышать не через запуск денежного станка.

Один из наиболее крупных резервов увеличения денежной массы с неинфляционными последствиями – это проведение политики, направленной на сокращение сбережений населения в иностранной валюте.

В конечном счете, все указанные направления корректировки макроэкономической политики, содействуя стимулированию совокупного спроса, будут способствовать расширению национального производства с одновременной защитой от инфляции и тем самым выходу на траекторию устойчивого экономического роста.

Антициклическая политика и ее инструменты. Государство для устранения или смягчения негативного воздействия цикличес­ких колебаний экономической конъюнктуры на экономику прово­дит антициклическую политику - действия правительства, нап­равленные на сглаживание циклических колебаний, на достиже­ние и поддержание экономической стабильности. Причем стабили­зационные меры должны осуществляться в направлении, противо­положном колебаниям экономической конъюнктуры. Так, в фазе спада усилия государства концентрируются на стимулировании де­ловой активности; в фазе же подъема, для предотвращения "перег­рева" экономики, государство проводит политику сдерживания ин­фляционного экономического роста.

Макроэкономическая стабилизация достигается, когда уста­навливается устойчивый уровень цен, высокая степень занятости, сбалансированность внешнеторговых операций при устойчивом экономическом росте.

Инструментами стабилизационной антициклической поли­ тики являются, во-первых, такие фискальные рычаги, как вели­чина и структура государственных расходов и налогов, трансфер­ты; во-вторых, кредитно-денежные инструменты: общая масса де­нег, находящихся в обращении, величина кредита, учетная ставка процента, норма резервов коммерческих банков, процент на цен­ные бумаги центрального банка.

Существуют различные подходы к стратегии и тактике стаби­лизационной политики. Здесь четко выделяются два направления: неоклассическое и неокейнсианское. Их представители по-разному трактуют причины нестабильности экономики и предлагают свои меры приведения ее в устойчивое состояние.

Неоклассики считают рыночную экономику по своей природе в значительной степени саморегулирующейся. Инструментами само­регулирования в их концепции являются гибкие ставки процента и заработной платы, а также цены. Поэтому неоклассики выступают за пассивную стабилизационную политику. Государственное вме­шательство в экономику, по их мнению, усиливает нестабильность, следовательно, оно должно быть минимальным. Неоклассики пер­воочередное внимание уделяют регулированию совокупного пред­ложения, так как считают его причиной нестабильности. Они так­же полагают, что основной целью антициклического регулирова­ния должно быть создание стимулов деятельности субъектов хозяй­ствования на уровне микроэкономики.

Представители же неокейнсианского направления выступают за активную макроэкономическую политику. По их мнению, современ­ная рыночная экономика недостаточно гибка для саморегулирова­ния, так как зарплата и цены неэластичны в сторону снижения. Главным направлением предлагаемой ими политики является ста­билизация совокупного спроса, колебания которого являются основ­ной причиной нестабильности в экономике. Например, уменьшение совокупного спроса ведет к снижению объема производства, занятос­ти, а значит, и совокупного дохода, и наоборот. Поэтому неокейнсианцы выступают за первоочередное регулирование спроса, за актив­ную роль государства. По их мнению, целью стабилизационной по­литики должно быть регулирование народного хозяйства в целом.

Тип стабилизационной политики формируется в зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика. Индикато­ром, характеризующим вид фазы, является динамика таких пока­зателей, как величина ВВП, совокупного спроса и предложения, уровни цен, занятости и безработицы, национального дохода и пот­ребления.

Когда экономика находится в фазе спада, государство, как отмечалось ранее, проводит политику стимулирования деловой ак­тивности. Для этого могут применяться различные меры. Неокейнсианцы в качестве основного инструмента предлагают использовать увеличение государственных расходов, что должно привести к росту совокупного спроса, а в конечном итоге - и производства. С этой целью применяется бюджетно-налоговая политика. Так, во время спада экономики увеличиваются расходы бюджета и снижа­ются налоговые ставки, что увеличивает совокупный спрос.

Неоклассики же больше внимания уделяют денежно-кредит­ной политике, а бюджетно-налоговую рассматривают как допол­нение к ней. Поэтому упор они делают на применение монетарных теорий, основывающихся на регулировании количества денег в обращении путем воздействия через центральный банк страны. Целью монетарной политики является стабилизация уровня цен и курса национальной валюты, подавление инфляции, регулирова­ние спроса и предложения денег, обеспечение устойчивого денеж­ного обращения.

Монетарная политика считается жесткой, если правительство и центральный банк своими мероприятиями ограничивают эмиссию (печатание) денег, сокращают денежную массу, устанавливают вы­сокие процентные ставки на получение кредита. Мягкая монетар­ная политика, наоборот, способствует получению дешевых креди­тов и не препятствует увеличению денежной массы.

Во время спада экономики, для ее оживления проводится поли­тика "дешевых" денег. С этой целью центральный банк снижает учетную ставку процента, по которой он предоставляет кредит ком­мерческим банкам. Кредит дешевеет, поэтому коммерческие банки могут увеличивать свои кредитные ресурсы. Применяются и дру­гие меры денежно-кредитной политики. В результате этих мероп­риятий количество денег в обращении растет, что ведет к увеличе­нию объема инвестиций, а значит, и к росту национального произ­водства и снижению безработицы.

Когда экономика находится в состоянии подъема, государство, как отмечалось, проводит сдерживающую стабилизационную по­литику. Сторонники неокейнсианских взглядов 8 этой ситуации выступают за повышение ставок налогов, сокращение государ­ственных расходов и ограничения в проведении амортизационной политики. В итоге покупательский спрос снижается, что сдержива­ет экономическую активность. Неоклассики предпочитают регули­рование монетарными методами, проведение политика "дорогих" денег. Центральный банк повышает учетную ставку процента, кре­дит для коммерческих банков становится дороже, в связи с чем их ресурсы снижаются, денег в обращении становится меньше. При­нимаются и другие меры для достижения этой цели: увеличивают­ся нормы обязательных резервов коммерческих банков, повыша­ются проценты на ценные бумаги центрального банка.

Виды стабилизационной политики. Различают автоматичес­ кую и регулируемую стабилизацию. В первом случае действуют ав­томатические (встроенные) стабилизаторы, ведущие, как автопи­лот, экономику по заданному курсу. К ним относятся институты, представляющие собой нормы, правила, законы, указы, постанов­ления, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства приводить экономику страны в положение равновесия, ес­ли оно нарушено.

Так, при спаде производства многие предприятия полностью или частично прекращают работу. Падают доходы, растет безрабо­тица, что ведет к автоматическому, без специальных указаний правительства снижению величины налоговых поступлений с до­ходов, росту выплат пособий по безработице. В результате поддер­живается денежный спрос населения, что замедляет экономичес­кий спад.

Встроенные стабилизаторы вступают в действие также в период инфляционного экономического роста. Загружаются производствен­ные мощности, растут доходы предприятий и населения, занятость и, как следствие, увеличиваются налоговые поступления в бюджет. Одновременно снижается объем государственных расходов на посо­бия по безработице и некоторые другие социальные выплаты.

Обычно автоматически действующие меры дополняются регу­лируемой стабилизацией. Для этого чаще всего применяются такие инструменты, как изменение налоговых ставок, программы общес­твенных работ, оказание материальной помощи. В периоды спада экономики с целью улучшения экономического положения пред­приятий правительство снижает налоговые ставки, вводит налого­вые льготы. Для того чтобы смягчить положение растущей армии безработных, их привлекают к выполнению общественных работ, за что выплачивают деньги. Для приостановки падения уровня жизни применяются, наряду с автоматически действующими посо­биями, разовые выплаты, оказание материальной помощи, выдача дополнительных пособий.

Необходимость макроэкономической стабилизации и проведе­ния соответствующей политики существует л в странах с переход­ной экономикой. Однако меры антициклического регулирования, положительно зарекомендовавшие себя в развитой рыночной эко­номике, неприменимы в чистом виде для переходной. Ее сущес­твенная особенность, накладывающая отпечаток на специфику по­литики стабилизации, состоит в том, что макроэкономическая не­стабильность здесь вызвана не естественным ходом экономического цикла, а крахом государственного социализма и переходом к ры­ночной системе хозяйствования. Поэтому здесь нужна не антицик­лическая, а именно стабилизационная политика.

Трудности в осуществлении стабилизационной политики в пе­реходный период обусловлены масштабом и глубиной дестабилизи­рующих процессов, "трансформационным спадом" (спадом эконо­мики при переходе от одной экономической системы к другой). Так, длительность и глубина экономического кризиса не позволяют применять в ряде постсоциалистических стран, в том числе и в Бе­ларуси, жесткую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную поли­тику. Этому препятствует также низкий уровень доходов населе­ния, отсутствие у его значительной части полного доверия к эффек­тивности мероприятий правительства.

Переходная экономика в ее нынешнем состоянии в странах СНГ накладывает существенные ограничения и на применение кейнсианских и неокейнсианских программ стабилизации. Так, в услови­ях разрыва хозяйственных связей не может действовать в полной мере мультипликационный эффект, на котором эти программы ба­зируются. Кроме того, эти программы в качестве одного из основ­ных направлений предусматривают увеличение бюджетного дефи­цита и государственного долга, которые, например, в России уже превышают оптимальные значения.

Особенность макроэкономической стабилизации в переходной экономике состоит и в масштабности дестабилизирующих процес­сов, затрагивающих основы не только экономической, но и соци­альной и политической жизни. Поэтому стабилизационная полити­ка здесь охватывает все звенья и уровни экономики как единой сис­темы, т.е. носит общесистемный характер.

Антиинфляционная политика в переходной экономике. В пе­реходной экономике на первый план макроэкономической стабили­зации выдвигается борьба с инфляцией. Эта проблема особенно ак­туальна для Беларуси, которая в определенные периоды занимала первое место среди стран СНГ по уровню инфляции.

Сущность антиинфляционного регулирования состоит в том, чтобы на основе определенной государственной политики прибли­зиться к устойчивому равновесию совокупного спроса и совокупно­го предложения и на этой основе стабилизировать цены. В конеч­ном итоге должно быть достигнуто соответствие между товарной и денежной массой. Поэтому борьба с инфляцией должна осущес­твляться и через реформирование производства и финансово-кре­дитную сферу.

Как правило, в переходной экономике существуют два сцена­рия осуществления антиинфляционной финансовой стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксальный. Ортодоксальный подход представляет собой совокупность мероприятий, включающих максимально возможное задействование рыночных регуляторов, в том числе жесткую бюджетно-налоговую и кредитно-денежную поли­тику, фиксирование номинальной денежной массы или обменного курса в качестве "якоря" для поддержания уровня цен. Упор дела­ется на свободные цены при ограничении роста зарплаты, либера­лизацию условий деятельности предприятий на внутреннем и ми­ровом рынках. Осуществляется сокращение дефицита госбюджета путем как уменьшения государственных расходов на социальные цели, управление, оборону и др., так и увеличения доходной базы бюджета в результате ужесточения налоговой политики. Одновре­менно проводится политика "дорогих денег". Когда эти мероприя­тия осуществляются правительством быстро и последовательно, они называются шоковой терапией. Ортодоксальный подход, та­ким образом, отводит важную роль жесткой и последовательной политике снижения инфляционных ожиданий. Опыт применения ортодоксальных мер свидетельствует, что они хороши для гиперин­фляции, но менее эффективны для преодоления хронической ин­фляции.

Гетеродоксальный подход делает упор на политику стабилиза­ции цен и доходов, хотя может также включать монетарную политику и стабилизацию обменного курса. В этом случае временно за­мораживаются иены и доходы, т.е. появляется еще один "якорь" финансовой стабилизации. Практика показывает, что гетеродок-сальные программы очень эффективны в борьбе с инфляцией, осо­бенно на начальных этапах долгосрочных программ стабилизации. Вместе с тем они дают и негативные результаты: "замороженные" цены лишают стимула развитие производства, дезориентируют ры­ночный механизм, лишая его ценовых импульсов и оценок.

В переходной экономике, где рыночные механизмы только за­рождаются, жесткую финансовую политику необходимо осущес­твлять осторожно, постепенно, параллельно с реформированием структуры народного хозяйства, осуществлением приватизации и демонополизации, развитием всего рыночного механизма и его ин­фраструктуры. В противном случае, как показывает опыт, может произойти падение объемов производства.

В антиинфляционной политике можно выделить стратегию и тактику. Антиинфляционная стратегия - долгосрочная денеж­но-финансовая политика, направленная на устранение причин ин­фляции и демонтаж ее основных механизмов, уменьшение инфля­ционных ожиданий. Основными направлениями выступают: дол­госрочная политика денежных ограничений, осуществляемая че­рез комплекс мероприятий центрального банка; политика сниже­ния бюджетного дефицита и перестройка структуры расходов и до­ходов бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономи­ки, достижение сбалансированного бюджета; защита националь­ной экономики от внешних инфляционных воздействий путем ре­гулирования валютного курса и сальдо платежного баланса. Эти меры дополняются комплексом мероприятий по увеличению товар­ного предложения, приведению его в соответствие со спросом. К ним относятся: структурная перестройка народного хозяйства, го­сударственное стимулирование научно-технического прогресса, привлечение внутренних и внешних инвестиций для развития про­изводства, демилитаризация и конверсия военной экономики.

Антиинфляционная тактика есть совокупность методов крат­косрочной антиинфляционной политики, рассчитанной на крат­косрочные меры по быстрому наращиванию предложения без адек­ватного повышения спроса или резкому снижению текущего спро­са без соответствующего падения предложения. В рамках первого варианта осуществляется льготное налогообложение предприятий, проводятся приватизация государственной собственности, что уве­личивает доходную часть госбюджета. Кроме того, может произво­диться массированный импорт потребительских товаров и частич­ная реализация государственных запасов и накопленных предпри­ятиями ресурсов производственного назначения. Для реализации второго варианта правительство побуждает юридических и физи­ческих лиц к увеличению сбережений за счет снижения текущего спроса, для чего повышает проценты по вкладам и депозитам, при­нимает другие меры с тем, чтобы как можно дольше удержать де­нежные вклады (депозиты) в банковской системе. Кроме того, вы­пускаются государственные облигации и повышаются проценты по

ним, вводятся новые виды страховых услуг, развиваются акцио­нерные формы собственности и рынок ценных бумаг. Эти меры от­влекают денежные средства населения и предприятий, что умень­шает совокупный спрос. Иногда вводится временное заморажива­ние вкладов до востребования.

Особенностью антиинфляционной политики в Беларуси являет­ся то, что она в основном осуществляется монетарными методами. Так, до 2000 г. в течение нескольких лет национальный банк прово­дил политику "дешевых денег" для увеличения совокупного спроса и связанного с ним экономического роста. Однако высокий уровень инфляции (350 % в 1999 г.) побудил национальный банк в 2000 г. проводить политику "дорогих денег", что позволило снизить сред­немесячный уровень инфляции до 6,3 %.

«Экономика и государство» - Экономическая политика государства. Благотворительные столовые для безработных. Охрана прав потребителя. Налогообложение доходов и имущества. Перераспределение доходов и богатства. Защита экономических интересов страны. Создание стабильного законодательства. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

«Рынок автомобилей» - Легковые – 0,1 Грузовые – 0,4 Автобусы – 1,7. «ЗИЛ» и др. 6,4. 3,0. Группа «КамАЗ» («КамАЗ», «НефАЗ», «Автоприцеп-КамАЗ» и др.). Общий объем товарной продукции в отрасли – 872,3 млрд. руб. Грузовые – 25,4 Автобусы – 2,0. Легковые – 1,7 Грузовые – 2,4.

«Классификация стран» - Форма правления. Классификация стран по уровнюсоциально-экономического развития. Страны - нефтеэкспортёры. Экономически развитые страны. Развивающиеся страны. Социалистические страны. Ключевые страны. Страны с переходной экономикой. Новые индустриальные страны. Саудовская аравия. Социалистические республики.

«Доходы семьи» - Стоимость базовой товарной корзины в базисном периоде. Доход от предпримательской деятельности. Закон Энгеля. Доходы и расходы семьи. Реальный доход. Семейные расходы. Стоимость жизни. Доход от собственности. Социальные трансферты. Доход в виде благ. Номинальный доход. Индекс потребительских цен. Товарная корзина.

«Экономика и производство» - Что такое экономическая наука? Производство. Отношения людей. Основные виды ресурсов экономики. Прибыль. Изготовление машин. Потребности. Три главных вопроса экономики. Потребление. Труд (человеческие ресурсы). Государство. Фирмы. Информационные ресурсы. Доходы от факторов производства. Распределение.

«Юридическая ответственность» - Принудительное взыскание причиненных убытков. Ответственность за вину. Административный штраф. Ответственность наступает неотвратимо, потому что она целесообразна. Изменение сроков давности. Меры уголовного наказания (например, лишение свободы). Невменяемое состояние. Четко очерченный объем принуждения.

Всего в теме 14 презентаций

ТЕСТ 15 Экономическая политика государства

Часть 1

1. К стабилизационному направлению в экономической политике относится

1) государственная поддержка наиболее важных отраслей хозяйства

2) содействие конкуренции

3) ограничение монополии

4) «оздоровление» экономики

2. Сторонником монетаризма являлся

1) М. Фридмен 2) Дж. Кейнс

3) А. Смит 4) К. Маркс

3. Политика российского правительства в 1992- 1993 гг. следовала теории

1) монетаризма 2) марксизма

3) кейнсианства 4) протекционизма

4. Повышение учетной ставки по кредитам приводит к

1) удешевлению кредита

2) уменьшению количества желающих брать кредиты

3) подъему производства

4) усилению инфляции

5. Понижение учетной ставки по кредитам приводит к

1) уменьшению денег в обращении

2) снижению инфляции

3) подъему производства

6. Увеличение нормы обязательных резервов, размещенных в центральном банке, приводит к

1) уменьшению денег у банков для кредитования

2) увеличению денежной массы

3) удешевлению кредита

4) увеличению числа заемщиков

7. Уменьшение объемов обязательных резервов, размещенных в центральном банке, приводит к

1) увеличению денежной массы

2) уменьшению денег у банков для кредитования

3) удорожанию кредита

4) уменьшению числа заемщиков

8. Государственный бюджет Российской Федерации принимается

1) Президентом РФ

2) Правительством РФ

3) Федеральным Собранием РФ

4) Министром финансов

9. К прямым налогам не относится

1) подоходный налог граждан

2) налог на прибыль

3) налог на имущество

4) налог на добавленную стоимость

10. К косвенным налогам не относится(ятся)

1) налог с владельцев транспортных средств

2) налог с оборота

3) таможенные пошлины

4) налог с продаж

11. К источникам доходов государства не относится(ятся)

1) налоги

2) прибыль государственных предприятий

3) инвестиции

4) сеньораж (доход от эмиссии денег)

12. В понятие финансовых активов не входят

1) акции

2) деньги

3) облигации

4) предприятия

13. Свойство ценных бумаг быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив, реальный или финансовый, называется

1) ликвидностью 3) профицитом

2) запасом ценности 4) кредитом

14. В бюджетную систему Российской Федерации не входят

1) федеральный бюджет РФ

2) бюджеты субъектов РФ

3) бюджеты муниципальных образований

4) бюджеты частных предприятий

15. Денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели, называется

1) дотацией

2) бюджетной ссудой

3) субвенцией

4) трансфертом

Часть 2

1. Вставьте пропущенные понятия: К экономическим целям государства относятся:

1) обеспечить экономический____________

2) создать условия экономической_____________

(право хозяйствующих субъектов самим выбирать вид, форму и сферу экономической деятельности)

3) заботиться об обеспечении полной___________

(каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу)

2. Найдите в приведенном списке методы прямого регулирования государством экономической сферы и обведите цифры, под которыми они указаны.

2) принятие законов

4) бюджетная политика

6) налогообложение

Ответ:__________________.

3. Найдите в приведенном списке методы косвенного регулирования рынка и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) кредитно-денежная политика

2) принятие законов

3) расширение государственных заказов

4) бюджетная политика

5) развитие государственного сектора

6) налогообложение

Ответ:

4. Норма процента, по которой центральный банк дает кредиты коммерческим банкам, называется_________________________________ .

5. Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется _________________________ .

6. Сгруппируйте перечисленные слова по признаку их связи с понятиями «фискальная политика» и «монетарная политика»:

1 - Банковский резерв, 2 - денежная масса,3- кредит, 4-социальный налог, 5 - государственные расходы, 6-ценная бумага 7 - инфляция, 8 -государственный долг, 9-коммерческий банк,10 - бюджет.

7. Государство Н. переживает период экономического спада. Правительству необходимо принять меры по изменению экономической политики для выхода из кризисной ситуации. Представьте себя руководителем Центрального банка страны. Какие инструменты денежно-кредитной политики и как вы использовали бы для улучшения экономической ситуации?


Введение

1. Теоретическая часть

1.5 Оценка результатов государственной политики

2. Аналитическая часть

2.1 Анализ результатов экономической политики

2.2 Показатели мониторинга и оценки эффективности экономической политики

2.3 Проблемы реализации экономической политики

Выводы

2.4 Меры государственной воздействия экономической политики

Заключение

Список литературы

Введение


Политика - это управленческая деятельность государства и общественных органов, которая ставит перед собой общезначимые цели. Последние сочетаются со стремлением удержать или завоевать власть.

Политика в широком смысле включает разные аспекты деятельности (оборону, социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика занимает среди них ключевое положение. В содержательном смысле наиболее близким к понятию экономической политики является термин "политическая экономия" - в его первозданном значении - как науки изучающей чистую теорию в связи с социально-политическими требованиями.

Экономическая политика содержит нормативный и позитивный компоненты; первый, отвечающий на вопрос - как должно быть? - предлагает правовые нормативы, обязательные для исполнения (налоги, бюджет и др.); второй, склоняющий нас к размышлениям над тем, что происходит? - побуждает к косвенным методам воздействия (процентная ставка, валютный курс и др.). Соотношение между этими компонентами экономической политики может быть различным.

Взаимодействие универсального и национального в экономической политике заставляет вспомнить о гносеологическом сочетании, порой весьма противоречивым, между формами и содержанием.

Экономическая политика - это роль государства в экономике, она призвана обозначить и ясно выразить совокупную волю общества; она находит свое воплощение в решениях и действиях правительства; может корректировать экономические процессы.

Актуальность данной темы обусловлена нестабильностью экономической ситуации в мире (а именно: резкие скачки цен на нефть, и как следствие, изменение курса валют, различные кризисы, нестабильность политической обстановки, проецирующаяся на экономику), а также важностью установления причин дестабилизации экономики, и методов по её стабилизации.

Объектом изучения курсовой работы является экономической политики России и её составляющие, а предметом - процесс регулирования макроэкономической ситуации.

Цель данной работы - исследовать экономическую политику России, её сущность и основные направления и составляющие.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

·изучить инструменты, методы и формы государственной экономической политики

·выявить основные направления экономической политики в России

·проанализировать результаты реализации экономической политики

·Факторы, влияющие на экономическую политику

1. Теоретическая часть


1.1 Экономическая политика: понятие, сущность, виды назначение


Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано. Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Соответственно, принято выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия). В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы. Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую политику. Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих групп.

Забастовки шахтеров и другие формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики. Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, в государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в" государственном воздействии на экспорт и импорт, в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлена, прежде всего, нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменения позиций правительства либо смены его состава. В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами. Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов. Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами. Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы). Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности. Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала. В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.

Основные виды экономической политики

экономическая государственная политика стабилизация

Антициклическая политика направлена на поддержку определенных стабильных темпов экономического роста (регулирование макроэкономической конъюнктуры).

Структурная политика предусматривает формирование современной прогрессивной и эффективной структуры национальной экономики.

С помощью амортизационной политики государство поощряет накопление капитала, которое в будущем станет основой расширения и обновления производства.

Государственная инвестиционная политика имеет целью регулирование капиталовложений с целью структурной перестройки производства, его технического и технологического обновления и модернизации.

Научно-техническая и инновационная политика государства - деятельность государства, направленная на развитие науки и техники, обеспечение стратегических научных и технологических прорывов, внедрения результатов НТП в производство.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика определяет источники формирования государственной казны, формирования налоговой системы и государственного бюджету.

Монетарная (кредитно-денежная) политика предусматривает государственное обеспечение экономики необходимым количеством денег, регулирование денежного и кредитного рынков.

Ценовая политика - воздействие государства на цены и ценообразование с целью обуздания инфляции, стимулирование модернизации производства, усиление конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, осуществления конъюнктурной и структурной политики, смягчения социальной напряженности в обществе.

Внешнеэкономическая политика государства охватывает различные аспекты внешней торговли, контроль за миграцией капиталов и рабочей силы, поддержку отечественного предпринимательства за рубежом и т.д. с целью устранения диспропорций платежного баланса и достижения внешнеэкономического равновесия.

Социальная политика государства сосредоточивается на формировании эффективных социально-экономических условий жизни общества, регулировании отношений между социальными группами, формировании экономических стимулов для участия в производстве, обеспечении эффективной занятости населения, создании социальных гарантий и условий для повышения благосостояния членов общества. Конкурентная политика государства имеет целью разработку мер, касающихся создания конкурентной среды, поддержки и защиты добросовестной конкуренции, борьбы с монополизмом в экономике. Региональная политика - это деятельность государства по обеспечению сбалансированного и комплексного развития отдельных территорий страны исходя из общегосударственных и региональных интересов, путем использования абсолютных и относительных преимуществ регионов.

Экологическая политика направлена на обеспечение экологического равновесия, охрану окружающей среды, создание безопасных условий жизни граждан.


Рис.1 Виды фискальной политики #"center">1.2 Инструменты, методы и формы государственной экономической политики


В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь, прежде всего, имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.

Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют две роли:

а) это самый главный источник финансирования государственных расходов и затрат;

б) это инструмент регулирования.

Основные методы государственного регулирования

Косвенные (экономические) методы

Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при "перегреве" экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

операции па открытом рынке, т.е. на рынке правительственных ценных бумаг;

политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

изменение нормы обязательных резервов банков, т.е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику " целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.

среднесрочные программы, рассчитанные на 3-5 лет.

долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;

отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т.д.

Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

Прямые (административные) методы

Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.

К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т.д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

Формы государственного регулирования экономики

Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей около - 10% общей численности лиц наемного труда.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы имеют особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства осуществляется и через принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное регулирование экономики со стороны государства осуществляется через экономическую политику. Под экономической политикой понимают совокупность проводимых государством мероприятий, посредством которых, используя соответствующие инструменты, государство воздействует на экономический процесс для достижения поставленных целей.

В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть непосредственно направлены на:

регулирование инвестиционного процесса, достижение равновесия между сбережениями и инвестициями;

стимулирование спроса;

регулирование рынка труда, обеспечение высокого уровня занятости;

воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;

поддержку устойчивого экономического роста;

перераспределение доходов;

стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы и некоторые другие цели.

Указанные направления воздействия государства на экономику проводятся в рамках стабилизационной политики государства.

В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные виды экономической политики. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая).


Рис. 2 Виды экономической политики


1.3 Основные направления экономической политики в России


С точки зрения областей (направлений) государственного вмешательства в хозяйственную жизнь механизм государственной экономической политики работает одновременно в разных направлениях. Каждое из этих направлений часто также называют политикой. Это, прежде всего, налогово-бюджетная, денежно-кредитная, валютная (эти направления часто объединяют в финансовую политику), промышленная (она же отраслевая), внешнеэкономическая, антимонопольная, научная, образовательная и, конечно же, социальная политика. Причем эти направления содержат часто так много отдельных важных секторов, что и их тоже называют политикой. Так, в социальной политике выделяют политику цен и доходов, пенсионную и др.

Основными направлениями государственного регулирования экономики являются:

воздействие на структуру производства и конкурентную среду рынка, имеющее целью сохранить конкурентную ситуацию на рынке, обеспечивая тем самым ориентацию производства на интересы потребителей;

финансирование социальных обязательств (к которым относятся социальные трансферты, расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру, охрану общественного порядка, а также те государственные инвестиционные расходы, которые связаны с объектами социального и инфраструктурного назначения).

Смысл первого направления экономической политики государства состоит в том, что в условиях сохранения конкурентной ситуации на рынке будет производиться именно та продукция, которая соответствует нуждам потребителей. С одной стороны, потребители получат возможность приобрести нужные им товары и услуги (в этом случае повышается их благосостояние). С другой стороны, возможность продажи этих товаров и услуг заинтересованным потребителям создает возможность получения доходов для тех, кто занят на производстве этих товаров и услуг, т.е. занятое население может получить доходы, необходимые для покупки товаров и услуг.

Второе направление экономической политики государства в наибольшей степени связано с формированием доходов и обеспечением основными товарами и услугами незанятой (или нетрудоспособной) части населения, благосостояние которой не повышается в условиях рынка. Но, наряду с этим, второе направление государственной экономической политики оказывает влияние и на благосостояние всего населения в целом, так как с помощью социальных обязательств государство обеспечивает производство "нерыночных" благ, таких как образование, здравоохранение и др.


1.4 Факторы, влияющие на формирование экономической политики


Экономическая теория - основа научной политики. Экономическая теория и экономическая политика находятся во взаимодействии и влияют друг на друга. Прежде чем рассмотреть, как это происходит, выясним сущность этих понятий.

Экономическая теория является системой научных взглядов на хозяйственное жизни общества, которые дают всестороннее представление о закономерностях его развития. Оно не только объясняет, как воспроизводится общество, но и способствует предотвращению повторения некоторых негативных экономических явлений, дает возможность прогнозировать будущее развитие. В широком смысле экономическая политика охватывает политические отношения, политическую организацию и политическую идеологию как определенное единство. В узком смысле экономическая "политика является практической деятельностью государства Последняя осуществляет свою деятельность в социально-культурной, политико-административной и экономической, хозяйственной деятельности. Нас интересует хозяйственная деятельность и экономическая политика, осуществляемые государством.

Экономическая политика охватывает цели, направления, пути, методы, рычаги развития экономики, которые определены субъектами власти.

Экономическая политика предусматривает сочетание двух факторов:

) главные цели, на достижение которых ориентирован развитие народного хозяйства;

) средства, которые необходимо мобилизовать для достижения поставленных целей.

Более глубоко цели экономической политики и средства достижения их можно охарактеризовать через такие понятия.

Экономический рост - количественный и качественный рост товаров и услуг. Экономическая эффективность - снижение производственных ресурсов на изготовление разнообразных благ.

Социальная эффективность - улучшение социально-экономической жизни людей: рост заработной платы, улучшения жилищных условий и условий труда, улучшение образовательного, медицинского обслуживания, обеспечения больных, недееспособных, престарелых граждан и т.п.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.