Сновные направления и цели стабилизационной политики России. Основные направления государственного регулирования экономики


Роль государственного регулирования экономики
Средства государственного регулирования экономики
Институты государственного регулирования переходной экономики
2. Стабилизационная и структурная политика
Понятие стабилизационной политики
Проблема макроэкономической стабилизации в переходный период
Монетарный подход к финансовой стабилизации
Немонетарный подход к финансовой стабилизации
Структурная политика и ее главные направления в переходный период
Взаимосвязь стабилизационной и структурной политики
3. Институциональные преобразования (создание основ рыночной экономики)
Выводы
Термины и понятия
Вопросы для самопроверки

В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его в одного из участников хозяйственной деятельности.
В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.

1. Функции государства. Направления и средства государственного регулирования в переходной экономике

В переходный период государство изменяет свое положение в экономике и обретает новые функции.

Роль государственного регулирования экономики

Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых, происходит либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Во-вторых, совершается переход от преимущественно административных методов государственного регулирования (путем предписаний, запретов, ограничений) к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы).
В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Это обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества. Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно в выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение. Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.

Функции государственного регулирования экономики

В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства.
Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:
. обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.);
. ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, в ряде случаев организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
. поддержание нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка т.д.).
Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:
. разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;
. демонополизация и поощрение конкуренции;
. приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.
Кроме того, в течение определенного периода государство вынуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе обычно выполняют другие экономические агенты (мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций и др.).

Средства государственного регулирования экономики

Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно-командных средств управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли.
Однако административные средства продолжают применяться в ряде областей. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта).
По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики.

В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления — министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование, Возникают специфические для переходного периода институты — ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.

2. Стабилизационная и структурная политика

Переходный период почти во всех странах начинался с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были:
1) инфляция, подрывающая стимулы к производственной деятельности;
2) трансформационный спад, глубина которого зависит от величины накопившихся в структуре экономики диспропорций, устанавливаемых в ходе макроэкономической стабилизации ограничений платежеспособного спроса;
3) снижение накоплений и инвестиционной активности, которые становятся невыгодными при высокой инфляции.

Понятие стабилизационной политики

Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.
Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который, можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Проблема макроэкономической стабилизации в переходный период

Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран — недопущения) высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Ее центральный элемент — борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже. Для проведения эффективной стабилизационной политики необходимо понимание специфики инфляции в переходный период, которая находится под влиянием как монетарных, так и немонетарных факторов (см. гл. 22).

Монетарный подход к финансовой стабилизации

В соответствии с монетарным подходом темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста объема продукции реального сектора.
Повышение темпов прироста денежной массы приводит к соответствующему повышение темпов инфляции, в то время как их снижение вызывает обратный эффект. В качестве показателя инфляции в странах с переходной экономикой обычно используется рост индекса потребительских цен.
Рост денежной массы влияет на инфляцию через определенные временные промежутки — лаги, в течение которых изменения объемов денежной массы вызывают изменения в темпах прироста цен.

Немонетарный подход к финансовой стабилизации

Согласно немонетарному подходу на инфляцию в переходной экономике влияют многочисленные факторы, находящиеся за пределами сферы денежного обращения.
Во-первых, с т р у к т у р н ы й ф а к т о р, т.е. значительные диспропорции в развитии отдельных отраслей экономики, которые быстро не могут быть устранены, а поэтому нехватка тех или иных товаров и услуг долго подталкивает цены в сторону повышения. Еще одним проявлением этого, например, в тяжелой промышленности с длительным производственным циклом, является инерционность экономики, в силу чего производство не способно быстро реагировать на изменения спроса и обмена денежной массы. Поэтому даже жесткая финансовая политика не может в короткое время устранить неравновесие между спросом и предложением.
Во-вторых, м о н о п о л и с т и ч е ск и й ф а к т о р, который в специфических условиях России усугубляется огромной ролью естественных монополий (топливно-энергетический комплекс и транспорт).
В-третьих, и н с т и т у ц и о на л ь н ы й ф а к т о р, связывающий инфляцию с особенностями правовых и организационных условий функционирования экономических агентов. Действие
этого фактора выражается, с одной стороны, в сохранении государственного субсидирования неконкурентоспособных предприятий и банков, что неизбежно ведет к росту инфляции. С другой стороны, институциональный фактор проявляется в отсутствии в начале реформ практики банкротств, что вызывало нерыночную реакцию предприятий на сжатие спроса — неплатежи.
Наличие долгосрочных инфляционных факторов немонетарного характера рождает «фоновую» инфляцию, которую нельзя устранить путем сжатия денежной массы. В определенные периоды «фоновая» инфляция принимает подавленную форму неплатежей и долгов государства перед предприятиями и населением.
Сочетание монетарных факторов инфляции с немонетарными при высокой роли последних свидетельствуют о том, что политика финансовой стабилизации в переходный период не может ограничиваться сжатием денежной массы и требует проведения глубоких структурных и институциональных реформ.

Инструменты макроэкономической стабилизации

Главными средствами макроэкономической стабилизации являются:
1) сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;
2) проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.);
3) установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимаются макроэкономические показатели, которые фиксируются на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т.п.). Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают на определенном уровне цены;
4) сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов;

  1. либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.

В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.

Ортодоксальный и гетеродоксный сценарии макроэкономической стабилизации.

О р т о д о к с а л ь н ы й с ц е н а р и й представляет собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую: устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря».
Г е т е р од о к с н ы й с ц е н а р и й предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.
На практике ортодоксальная программа стабилизации дополняется использованием «якоря» путем фиксации уровня номинальной заработной платы. Важным условием реализации гетеродоксного сценария является социальное партнерство между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и заработной платой.
В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких бюджетных ограничений.

Макроэкономическая несбалансированность в переходной экономике

Переходная экономика индустриального типа, как правило, получает в наследство от административно-командной системы большую или меньшую несбалансированность структуры экономики. Она проявляется, во-первых, в неравномерности развития отдельных отраслей и, во-вторых, в глубоких различиях в технической оснащенности отдельных отраслей и предприятий.
Неравномерность в развитии отдельных отраслей во всех странах с плановой экономикой проявлялась прежде всего в гипертрофированном развитии отраслей, производящих средства производства, а также военно-промышленного комплекса (ВПК). В то же время сохранялось и даже усиливалось отставание отраслей, производящих потребительские товары, а также инфрастуктуры (финансовой, информационной, социальной).
Неравномерность технического оснащения отдельных отраслей выражалась в сочетании высокотехнологичных производств (в освоении космоса, ВПК) и отраслей с преобладанием ручного труда и низким уровнем механизации (производство многих потребительских товаров, сельское хозяйство).

Структурная политика и ее главные направления в переходный период

Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам.
Структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.
Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.
Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.
Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике — производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).
В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).
Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.

Концепция структурной перестройки экономики России

В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры.
Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:
1) топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;
2) отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;
3) отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.

Взаимосвязь стабилизационной и структурной политики

В переходной экономике стабилизационная и структурная политика тесно взаимосвязаны и могут как усиливать, так и существенно ослаблять действие друг друга. Так, успешная макроэкономическая стабилизация приводит к улучшению инвестиционного климата, создает условия для притока капиталов в конкурентоспособные отрасли реального сектора, открывает путь к возобновлению экономического роста. Сокращение бюджетного дефицита ведет к уменьшению государственных заимствований и к увеличению финансовых ресурсов, которые могли быть использованы в качестве частных инвестиций.

3. Институциональные преобразования (создание основ рыночной экономики)

Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).

Формирование правовой основы рыночной экономики

Институциональные преобразования выражаются прежде всего в разработке законов, регулирующих деятельность экономических агентов в условиях рыночного хозяйства. Рыночное законодательство должно регулировать, по крайней мере, следующие области:
а) права собственности;
б) договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;
в) порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротство предприятий);
г) поддержание конкурентной среды.
В переходный период могут действовать особые правовые нормы и основанные на них меры экономической политики государства (например, приватизация, демонополизация и др.).

Становление рыночных институтов

В переходный период рыночные институты могут возникать самостоятельно, без видимого участия государства, в ответ на потребности экономических агентов (например, создание нескольких сотен товарных бирж в России в 1990—1991 гг. вследствие стихийной либерализации хозяйственных связей между предприятиями). При этом, однако, могут возникнуть социально нецелесообразные институты (вроде «уполномоченных банков», получавших — в нарушение принципов конкуренции — особые выгоды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому государство должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в том числе путем отбора социально целесообразных.
В переходный период в экономике России возникли основные институты рынка: частная собственность; свобода установления хозяйственных связей; конкуренция.

Особенности рыночных институтов в переходной экономике

Рыночные институты переходного периода заметно отличаются от институтов, сложившихся в развитых странах рыночной системы. Они имеют следующие характерные черты.
Во-первых, институциональная неполнота (институциональные лакуны), т.е. отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка. В России такой лакуной является отсутствие купли-продажи земли, что не позволяет использовать ее в качестве залога и препятствует привлечению кредитов и инвестиций в сельское хозяйство.
Другой институциональной лакуной, характерной для всех стран с переходной экономикой, является фактическое отсутствие рыночной селекции (отбора) в форме ликвидации обанкротившихся предприятий. Эта лакуна нарушает действие конкурентного механизма и сдерживает перестройку структуры экономики.
Во-вторых, структурная асимметричность, т.е. неравномерное развитие различных сегментов рынка. В России наибольшее развитие получил рынок товаров и услуг, тогда как другие сегменты рынка — рынки факторов производства (капитала, труда, земли и других природных ресурсов) — развиты значительно слабее. Так, формированию рынка капитала вплоть до финансового кризиса 1998 г. препятствовала почти монопольная роль государства как заемщика. Становление рынка труда затруднено вследствие низкой мобильности трудовых ресурсов.
Институциональные лакуны и структурная асимметричность порождают нерыночные формы поведения экономических агентов: неплатежи, бартер, слабую адаптацию к колебаниям спроса.

Выводы

1. Переход к рынку сопровождается либерализацией экономики — отказом государства от монополии на те или иные виды хозяйственной деятельности или резким ограничением его регулирующих функций. Одновременно происходит переход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы).
2. При переходе от плановой к рыночной экономике, как правило, возникает необходимость в макроэкономической (финансовой) стабилизации. Ее главной целью является подавление (или предотвращение) высокой инфляции, а также смягчение (или недопущение) трансформационного спада.
3. Сложились два главных подхода к финансовой стабилизации, в основе которых лежат различные представления о природе инфляции в переходной экономике. В соответствии с монетарным подходом инфляция целиком зависит от темпов прироста денежной массы. Согласно немонетарному подходу на инфляцию в переходной экономике влияют такие факторы, как диспропорции в структуре народного хозяйства, высокая степень монополизации экономики и т.д.
4. Выделяются два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный (сокращение или ликвидация дефицита госбюджета, жесткий контроль за денежной эмиссией, установление «монетарного якоря») и гетеродоксный (те же меры в сочетании с регулированием цен и доходов).
5. Структурная политика в переходный период направлена на создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства с целью защиты отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или обслуживающих национальные интересы (производственная и социальная инфраструктура, отдельные производства ВПК).
6. Институциональные преобразования включают разработку рыночного законодательства и контроль за его применением; изменение отношений собственности, формирование новых хозяйствующих субъектов рыночного типа; создание новой системы управления народным хозяйством.

Термины и понятия

Стабилизационная политика
Макроэкономическая (финансовая) стабилизация
Монетарный подход к финансовой стабилизации
Немонетарный подход к финансовой стабилизации
Структурная политика
Ортодоксальный сценарий макроэкономической стабилизации
Гетеродоксный сценарий макроэкономической стабилизации
«Монетарный якорь» Институциональные преобразования
Институциональные лакуны
Структурная асимметричность

Вопросы для самопроверки

1. Какие экономические функции государство вынуждено брать на себя в связи с переходным характером экономики?
2. Какие меры необходимы для финансовой стабилизации в переходной экономике:
а) свобода частнопредпринимательской деятельности; б) отмена государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность;
в) повышение ссудного процента сверх уровня инфляции? 3. Какими проблемами в переходной экономике должно заниматься государство: а) осуществлять импорт продовольственных товаров;
б) оказывать помощь коммерческому банку, находящемуся в тяжелом финансовом положении; в) определять круг товаров и услуг, необходимых для государственных нужд?
4. Какой вариант макроэкономической стабилизации применялся в России в 1992—1994 гг.: ортодоксальный или гетеродоксный?
5. Почему в начале переходного периода, как правило, необходима макроэкономическая стабилизация?
6. Какие меры относятся к институциональным преобразованиям: а) повышение цен на бензин; б) введение валютного коридора; в) создание двухуровневой банковской системы?
7. Какие отрасли российской промышленности должны пользоваться в ходе структурной перестройки поддержкой государства:

А) газовая; 6) легковая; в) пищевая?


Введение

1. Теоретическая часть

1.5 Оценка результатов государственной политики

2. Аналитическая часть

2.1 Анализ результатов экономической политики

2.2 Показатели мониторинга и оценки эффективности экономической политики

2.3 Проблемы реализации экономической политики

Выводы

2.4 Меры государственной воздействия экономической политики

Заключение

Список литературы

Введение


Политика - это управленческая деятельность государства и общественных органов, которая ставит перед собой общезначимые цели. Последние сочетаются со стремлением удержать или завоевать власть.

Политика в широком смысле включает разные аспекты деятельности (оборону, социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика занимает среди них ключевое положение. В содержательном смысле наиболее близким к понятию экономической политики является термин "политическая экономия" - в его первозданном значении - как науки изучающей чистую теорию в связи с социально-политическими требованиями.

Экономическая политика содержит нормативный и позитивный компоненты; первый, отвечающий на вопрос - как должно быть? - предлагает правовые нормативы, обязательные для исполнения (налоги, бюджет и др.); второй, склоняющий нас к размышлениям над тем, что происходит? - побуждает к косвенным методам воздействия (процентная ставка, валютный курс и др.). Соотношение между этими компонентами экономической политики может быть различным.

Взаимодействие универсального и национального в экономической политике заставляет вспомнить о гносеологическом сочетании, порой весьма противоречивым, между формами и содержанием.

Экономическая политика - это роль государства в экономике, она призвана обозначить и ясно выразить совокупную волю общества; она находит свое воплощение в решениях и действиях правительства; может корректировать экономические процессы.

Актуальность данной темы обусловлена нестабильностью экономической ситуации в мире (а именно: резкие скачки цен на нефть, и как следствие, изменение курса валют, различные кризисы, нестабильность политической обстановки, проецирующаяся на экономику), а также важностью установления причин дестабилизации экономики, и методов по её стабилизации.

Объектом изучения курсовой работы является экономической политики России и её составляющие, а предметом - процесс регулирования макроэкономической ситуации.

Цель данной работы - исследовать экономическую политику России, её сущность и основные направления и составляющие.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

·изучить инструменты, методы и формы государственной экономической политики

·выявить основные направления экономической политики в России

·проанализировать результаты реализации экономической политики

·Факторы, влияющие на экономическую политику

1. Теоретическая часть


1.1 Экономическая политика: понятие, сущность, виды назначение


Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано. Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Соответственно, принято выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия). В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы. Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую политику. Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих групп.

Забастовки шахтеров и другие формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики. Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, в государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в" государственном воздействии на экспорт и импорт, в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлена, прежде всего, нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменения позиций правительства либо смены его состава. В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами. Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов. Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами. Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы). Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности. Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала. В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.

Основные виды экономической политики

экономическая государственная политика стабилизация

Антициклическая политика направлена на поддержку определенных стабильных темпов экономического роста (регулирование макроэкономической конъюнктуры).

Структурная политика предусматривает формирование современной прогрессивной и эффективной структуры национальной экономики.

С помощью амортизационной политики государство поощряет накопление капитала, которое в будущем станет основой расширения и обновления производства.

Государственная инвестиционная политика имеет целью регулирование капиталовложений с целью структурной перестройки производства, его технического и технологического обновления и модернизации.

Научно-техническая и инновационная политика государства - деятельность государства, направленная на развитие науки и техники, обеспечение стратегических научных и технологических прорывов, внедрения результатов НТП в производство.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика определяет источники формирования государственной казны, формирования налоговой системы и государственного бюджету.

Монетарная (кредитно-денежная) политика предусматривает государственное обеспечение экономики необходимым количеством денег, регулирование денежного и кредитного рынков.

Ценовая политика - воздействие государства на цены и ценообразование с целью обуздания инфляции, стимулирование модернизации производства, усиление конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, осуществления конъюнктурной и структурной политики, смягчения социальной напряженности в обществе.

Внешнеэкономическая политика государства охватывает различные аспекты внешней торговли, контроль за миграцией капиталов и рабочей силы, поддержку отечественного предпринимательства за рубежом и т.д. с целью устранения диспропорций платежного баланса и достижения внешнеэкономического равновесия.

Социальная политика государства сосредоточивается на формировании эффективных социально-экономических условий жизни общества, регулировании отношений между социальными группами, формировании экономических стимулов для участия в производстве, обеспечении эффективной занятости населения, создании социальных гарантий и условий для повышения благосостояния членов общества. Конкурентная политика государства имеет целью разработку мер, касающихся создания конкурентной среды, поддержки и защиты добросовестной конкуренции, борьбы с монополизмом в экономике. Региональная политика - это деятельность государства по обеспечению сбалансированного и комплексного развития отдельных территорий страны исходя из общегосударственных и региональных интересов, путем использования абсолютных и относительных преимуществ регионов.

Экологическая политика направлена на обеспечение экологического равновесия, охрану окружающей среды, создание безопасных условий жизни граждан.


Рис.1 Виды фискальной политики #"center">1.2 Инструменты, методы и формы государственной экономической политики


В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь, прежде всего, имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.

Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют две роли:

а) это самый главный источник финансирования государственных расходов и затрат;

б) это инструмент регулирования.

Основные методы государственного регулирования

Косвенные (экономические) методы

Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при "перегреве" экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

операции па открытом рынке, т.е. на рынке правительственных ценных бумаг;

политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

изменение нормы обязательных резервов банков, т.е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику " целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.

среднесрочные программы, рассчитанные на 3-5 лет.

долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;

отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т.д.

Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

Прямые (административные) методы

Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.

К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т.д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

Формы государственного регулирования экономики

Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей около - 10% общей численности лиц наемного труда.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы имеют особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства осуществляется и через принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное регулирование экономики со стороны государства осуществляется через экономическую политику. Под экономической политикой понимают совокупность проводимых государством мероприятий, посредством которых, используя соответствующие инструменты, государство воздействует на экономический процесс для достижения поставленных целей.

В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть непосредственно направлены на:

регулирование инвестиционного процесса, достижение равновесия между сбережениями и инвестициями;

стимулирование спроса;

регулирование рынка труда, обеспечение высокого уровня занятости;

воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;

поддержку устойчивого экономического роста;

перераспределение доходов;

стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы и некоторые другие цели.

Указанные направления воздействия государства на экономику проводятся в рамках стабилизационной политики государства.

В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные виды экономической политики. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая).


Рис. 2 Виды экономической политики


1.3 Основные направления экономической политики в России


С точки зрения областей (направлений) государственного вмешательства в хозяйственную жизнь механизм государственной экономической политики работает одновременно в разных направлениях. Каждое из этих направлений часто также называют политикой. Это, прежде всего, налогово-бюджетная, денежно-кредитная, валютная (эти направления часто объединяют в финансовую политику), промышленная (она же отраслевая), внешнеэкономическая, антимонопольная, научная, образовательная и, конечно же, социальная политика. Причем эти направления содержат часто так много отдельных важных секторов, что и их тоже называют политикой. Так, в социальной политике выделяют политику цен и доходов, пенсионную и др.

Основными направлениями государственного регулирования экономики являются:

воздействие на структуру производства и конкурентную среду рынка, имеющее целью сохранить конкурентную ситуацию на рынке, обеспечивая тем самым ориентацию производства на интересы потребителей;

финансирование социальных обязательств (к которым относятся социальные трансферты, расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру, охрану общественного порядка, а также те государственные инвестиционные расходы, которые связаны с объектами социального и инфраструктурного назначения).

Смысл первого направления экономической политики государства состоит в том, что в условиях сохранения конкурентной ситуации на рынке будет производиться именно та продукция, которая соответствует нуждам потребителей. С одной стороны, потребители получат возможность приобрести нужные им товары и услуги (в этом случае повышается их благосостояние). С другой стороны, возможность продажи этих товаров и услуг заинтересованным потребителям создает возможность получения доходов для тех, кто занят на производстве этих товаров и услуг, т.е. занятое население может получить доходы, необходимые для покупки товаров и услуг.

Второе направление экономической политики государства в наибольшей степени связано с формированием доходов и обеспечением основными товарами и услугами незанятой (или нетрудоспособной) части населения, благосостояние которой не повышается в условиях рынка. Но, наряду с этим, второе направление государственной экономической политики оказывает влияние и на благосостояние всего населения в целом, так как с помощью социальных обязательств государство обеспечивает производство "нерыночных" благ, таких как образование, здравоохранение и др.


1.4 Факторы, влияющие на формирование экономической политики


Экономическая теория - основа научной политики. Экономическая теория и экономическая политика находятся во взаимодействии и влияют друг на друга. Прежде чем рассмотреть, как это происходит, выясним сущность этих понятий.

Экономическая теория является системой научных взглядов на хозяйственное жизни общества, которые дают всестороннее представление о закономерностях его развития. Оно не только объясняет, как воспроизводится общество, но и способствует предотвращению повторения некоторых негативных экономических явлений, дает возможность прогнозировать будущее развитие. В широком смысле экономическая политика охватывает политические отношения, политическую организацию и политическую идеологию как определенное единство. В узком смысле экономическая "политика является практической деятельностью государства Последняя осуществляет свою деятельность в социально-культурной, политико-административной и экономической, хозяйственной деятельности. Нас интересует хозяйственная деятельность и экономическая политика, осуществляемые государством.

Экономическая политика охватывает цели, направления, пути, методы, рычаги развития экономики, которые определены субъектами власти.

Экономическая политика предусматривает сочетание двух факторов:

) главные цели, на достижение которых ориентирован развитие народного хозяйства;

) средства, которые необходимо мобилизовать для достижения поставленных целей.

Более глубоко цели экономической политики и средства достижения их можно охарактеризовать через такие понятия.

Экономический рост - количественный и качественный рост товаров и услуг. Экономическая эффективность - снижение производственных ресурсов на изготовление разнообразных благ.

Социальная эффективность - улучшение социально-экономической жизни людей: рост заработной платы, улучшения жилищных условий и условий труда, улучшение образовательного, медицинского обслуживания, обеспечения больных, недееспособных, престарелых граждан и т.п.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики. Стабилизационная политика государства - это система экономических мероприятий правительства, направленных на сдерживание роста безработицы и инфляции, стимулирование экономического роста, обеспечение стабильности платежного баланса страны. Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики. Правительство должно стимулировать экономику в периоды спада и сдерживать в периоды подъема.

Основными целями стабилизационной политики являются:

  • - стабильность экономического роста;
  • - достижение необходимого уровня занятости;
  • - удержание инфляции в нужном коридоре;
  • - контроль и регулирование бюджетного дефицита;
  • - поддержка инвестиций;
  • - удержание размера национального дохода (или темпа его роста) в определенных пределах.

По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы или независимы. В частности, в коротком периоде цели снижения инфляции и повышения занятости противоречат друг другу, т.е. являются взаимозаменяемыми. Взаимодополняемыми, как правило, являются рост национального дохода и занятость. Правительство должно постоянно контролировать состояние экономики, чтобы ставить непротиворечивые цели макроэкономической политики и выбирать наиболее актуальные и наиболее достижимые цели.

Исходя из этих целей, формируется государственная политика в макроэкономике. При этом стабилизационной политикой в узком смысле слова называют набор мер макроэкономического характера, направленных на смещение экономического равновесия в состояние, наиболее близкое к равновесию при полной занятости. В стабилизационной политике выделяют экспансионистскую политику, направленную на преодоление экономического спада, и контрактивную политику, направленную на замедление экономики во время бума.

При расширенном толковании этого термина в стабилизационную политику включают:

  • - меры контроля уровня цен (т.е. антиинфляционную политику);
  • - меры, направленные на поддержание в экономике равновесия при занятости выше естественного уровня (т.е. политику занятости).

По набору используемых мероприятий стабилизационную политику принято делить на:

  • - фискальную (налогово-бюджетную) политику,
  • - кредитно-денежную политику,
  • - комбинированную политику.

Фискальная политика - воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Как правило, она сопровождается эффектом вытеснения, ведущим к перераспределению прав использования факторов производства от частного сектора к государству. К фискальной политике относят только такие манипуляции государственного бюджета, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег. Если мероприятия фискальной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики, объектом регулирования является денежный рынок.

Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит государственному банку.

Эффективность как фискальной, так и денежно-кредитной политики снижается в результате противодействия ценового механизма. Для получения эффекта от мер стабилизационной политики необходима согласованность действий фискальной и кредитно-денежной политики при распределенных полномочиях и ответственности. Для преодоления этого противодействия используют комбинированную политику, основанную на совместном применении фискальных и денежных инструментов регулирования национального хозяйства.

В общем виде суть стабилизационной политики сводится к воздействию государства на совокупной спрос и совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода.

Экономическая политика может проводиться двумя путями: это стратегия активизма или установление долгосрочных правил экономической политики.

Активистской политики придерживаются кейнсианцы, считающие необходимым проведение стабилизационной политики для достижения эффективности национальной экономики.

Неоклассики считают проведение стабилизационной политики бесполезным, поэтому они предлагают второй путь - установление долгосрочных правил экономической политики.

Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, которые, в свою очередь, влияют на результаты стабилизационной политики. Поэтому стабилизационная политика должна быть предсказуема для хозяйственных субъектов.

Экономическая политика, использующая стратегию активизма, подразумевает активное регулирование рыночной системы путем проведения фискальной и кредитно-денежной политики. Тем самым экономическая политика, использующая дискреционные меры в краткосрочных периодах, стремится к осуществлению долгосрочных целей.

Меры экономической политики определяют популярность правительства. Поэтому правительство сосредоточивается на краткосрочных целях экономической политики, не уделяя внимания долгосрочным последствиям.

В отличие от кейнсианцев монетаристы и неоклассики видят причину нестабильности именно в проведении экономической политики. Для достижения экономического равновесия, по мнению монетаристов и неоклассиков необходимы устойчивые и долгосрочные правила.

Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики не тождественен выбору между «политикой твердого курса» и «свободой действий».

Опыт макроэкономического регулирования в индустриальных странах свидетельствует, что «игра по правилам» имеет неоспоримые преимущества перед «свободой действий» (произвольной политикой). Эти преимущества в самом общем виде могут быть сведены к трем обстоятельствам:

  • 1. Последовательная макроэкономическая политика снижает риск принятия некомпетентных решений.
  • 2. «Политика твердого курса» снижает влияние политического бизнес-цикла на динамику уровней занятости, объема выпуска и инфляции. Политика твердого курса правительства и Центрального банка позволяет относительно оградить экономику от влияния изменений политической конъюнктуры. Приверженность твердому курсу снижает возможность фискальных и монетарных маневров в краткосрочном периоде, но способствует стабилизации экономики в долгосрочном плане.
  • 3. «Игра по правилам» способствует укреплению доверия экономических агентов к политике правительства и центрального банка. Политика твердого курса, которая не сопровождается никакими обещаниями, вызывает у экономических агентов больше доверия, делает ожидания более рациональными и создает в целом более благоприятную обстановку с точки зрения долгосрочных целей экономического роста.

ТЕСТ 15 Экономическая политика государства

Часть 1

1. К стабилизационному направлению в экономической политике относится

1) государственная поддержка наиболее важных отраслей хозяйства

2) содействие конкуренции

3) ограничение монополии

4) «оздоровление» экономики

2. Сторонником монетаризма являлся

1) М. Фридмен 2) Дж. Кейнс

3) А. Смит 4) К. Маркс

3. Политика российского правительства в 1992- 1993 гг. следовала теории

1) монетаризма 2) марксизма

3) кейнсианства 4) протекционизма

4. Повышение учетной ставки по кредитам приводит к

1) удешевлению кредита

2) уменьшению количества желающих брать кредиты

3) подъему производства

4) усилению инфляции

5. Понижение учетной ставки по кредитам приводит к

1) уменьшению денег в обращении

2) снижению инфляции

3) подъему производства

6. Увеличение нормы обязательных резервов, размещенных в центральном банке, приводит к

1) уменьшению денег у банков для кредитования

2) увеличению денежной массы

3) удешевлению кредита

4) увеличению числа заемщиков

7. Уменьшение объемов обязательных резервов, размещенных в центральном банке, приводит к

1) увеличению денежной массы

2) уменьшению денег у банков для кредитования

3) удорожанию кредита

4) уменьшению числа заемщиков

8. Государственный бюджет Российской Федерации принимается

1) Президентом РФ

2) Правительством РФ

3) Федеральным Собранием РФ

4) Министром финансов

9. К прямым налогам не относится

1) подоходный налог граждан

2) налог на прибыль

3) налог на имущество

4) налог на добавленную стоимость

10. К косвенным налогам не относится(ятся)

1) налог с владельцев транспортных средств

2) налог с оборота

3) таможенные пошлины

4) налог с продаж

11. К источникам доходов государства не относится(ятся)

1) налоги

2) прибыль государственных предприятий

3) инвестиции

4) сеньораж (доход от эмиссии денег)

12. В понятие финансовых активов не входят

1) акции

2) деньги

3) облигации

4) предприятия

13. Свойство ценных бумаг быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив, реальный или финансовый, называется

1) ликвидностью 3) профицитом

2) запасом ценности 4) кредитом

14. В бюджетную систему Российской Федерации не входят

1) федеральный бюджет РФ

2) бюджеты субъектов РФ

3) бюджеты муниципальных образований

4) бюджеты частных предприятий

15. Денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели, называется

1) дотацией

2) бюджетной ссудой

3) субвенцией

4) трансфертом

Часть 2

1. Вставьте пропущенные понятия: К экономическим целям государства относятся:

1) обеспечить экономический____________

2) создать условия экономической_____________

(право хозяйствующих субъектов самим выбирать вид, форму и сферу экономической деятельности)

3) заботиться об обеспечении полной___________

(каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу)

2. Найдите в приведенном списке методы прямого регулирования государством экономической сферы и обведите цифры, под которыми они указаны.

2) принятие законов

4) бюджетная политика

6) налогообложение

Ответ:__________________.

3. Найдите в приведенном списке методы косвенного регулирования рынка и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) кредитно-денежная политика

2) принятие законов

3) расширение государственных заказов

4) бюджетная политика

5) развитие государственного сектора

6) налогообложение

Ответ:

4. Норма процента, по которой центральный банк дает кредиты коммерческим банкам, называется_________________________________ .

5. Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется _________________________ .

6. Сгруппируйте перечисленные слова по признаку их связи с понятиями «фискальная политика» и «монетарная политика»:

1 - Банковский резерв, 2 - денежная масса,3- кредит, 4-социальный налог, 5 - государственные расходы, 6-ценная бумага 7 - инфляция, 8 -государственный долг, 9-коммерческий банк,10 - бюджет.

7. Государство Н. переживает период экономического спада. Правительству необходимо принять меры по изменению экономической политики для выхода из кризисной ситуации. Представьте себя руководителем Центрального банка страны. Какие инструменты денежно-кредитной политики и как вы использовали бы для улучшения экономической ситуации?

Антициклическая политика и ее инструменты. Государство для устранения или смягчения негативного воздействия цикличес­ких колебаний экономической конъюнктуры на экономику прово­дит антициклическую политику - действия правительства, нап­равленные на сглаживание циклических колебаний, на достиже­ние и поддержание экономической стабильности. Причем стабили­зационные меры должны осуществляться в направлении, противо­положном колебаниям экономической конъюнктуры. Так, в фазе спада усилия государства концентрируются на стимулировании де­ловой активности; в фазе же подъема, для предотвращения "перег­рева" экономики, государство проводит политику сдерживания ин­фляционного экономического роста.

Макроэкономическая стабилизация достигается, когда уста­навливается устойчивый уровень цен, высокая степень занятости, сбалансированность внешнеторговых операций при устойчивом экономическом росте.

Инструментами стабилизационной антициклической поли­ тики являются, во-первых, такие фискальные рычаги, как вели­чина и структура государственных расходов и налогов, трансфер­ты; во-вторых, кредитно-денежные инструменты: общая масса де­нег, находящихся в обращении, величина кредита, учетная ставка процента, норма резервов коммерческих банков, процент на цен­ные бумаги центрального банка.

Существуют различные подходы к стратегии и тактике стаби­лизационной политики. Здесь четко выделяются два направления: неоклассическое и неокейнсианское. Их представители по-разному трактуют причины нестабильности экономики и предлагают свои меры приведения ее в устойчивое состояние.

Неоклассики считают рыночную экономику по своей природе в значительной степени саморегулирующейся. Инструментами само­регулирования в их концепции являются гибкие ставки процента и заработной платы, а также цены. Поэтому неоклассики выступают за пассивную стабилизационную политику. Государственное вме­шательство в экономику, по их мнению, усиливает нестабильность, следовательно, оно должно быть минимальным. Неоклассики пер­воочередное внимание уделяют регулированию совокупного пред­ложения, так как считают его причиной нестабильности. Они так­же полагают, что основной целью антициклического регулирова­ния должно быть создание стимулов деятельности субъектов хозяй­ствования на уровне микроэкономики.

Представители же неокейнсианского направления выступают за активную макроэкономическую политику. По их мнению, современ­ная рыночная экономика недостаточно гибка для саморегулирова­ния, так как зарплата и цены неэластичны в сторону снижения. Главным направлением предлагаемой ими политики является ста­билизация совокупного спроса, колебания которого являются основ­ной причиной нестабильности в экономике. Например, уменьшение совокупного спроса ведет к снижению объема производства, занятос­ти, а значит, и совокупного дохода, и наоборот. Поэтому неокейнсианцы выступают за первоочередное регулирование спроса, за актив­ную роль государства. По их мнению, целью стабилизационной по­литики должно быть регулирование народного хозяйства в целом.

Тип стабилизационной политики формируется в зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика. Индикато­ром, характеризующим вид фазы, является динамика таких пока­зателей, как величина ВВП, совокупного спроса и предложения, уровни цен, занятости и безработицы, национального дохода и пот­ребления.

Когда экономика находится в фазе спада, государство, как отмечалось ранее, проводит политику стимулирования деловой ак­тивности. Для этого могут применяться различные меры. Неокейнсианцы в качестве основного инструмента предлагают использовать увеличение государственных расходов, что должно привести к росту совокупного спроса, а в конечном итоге - и производства. С этой целью применяется бюджетно-налоговая политика. Так, во время спада экономики увеличиваются расходы бюджета и снижа­ются налоговые ставки, что увеличивает совокупный спрос.

Неоклассики же больше внимания уделяют денежно-кредит­ной политике, а бюджетно-налоговую рассматривают как допол­нение к ней. Поэтому упор они делают на применение монетарных теорий, основывающихся на регулировании количества денег в обращении путем воздействия через центральный банк страны. Целью монетарной политики является стабилизация уровня цен и курса национальной валюты, подавление инфляции, регулирова­ние спроса и предложения денег, обеспечение устойчивого денеж­ного обращения.

Монетарная политика считается жесткой, если правительство и центральный банк своими мероприятиями ограничивают эмиссию (печатание) денег, сокращают денежную массу, устанавливают вы­сокие процентные ставки на получение кредита. Мягкая монетар­ная политика, наоборот, способствует получению дешевых креди­тов и не препятствует увеличению денежной массы.

Во время спада экономики, для ее оживления проводится поли­тика "дешевых" денег. С этой целью центральный банк снижает учетную ставку процента, по которой он предоставляет кредит ком­мерческим банкам. Кредит дешевеет, поэтому коммерческие банки могут увеличивать свои кредитные ресурсы. Применяются и дру­гие меры денежно-кредитной политики. В результате этих мероп­риятий количество денег в обращении растет, что ведет к увеличе­нию объема инвестиций, а значит, и к росту национального произ­водства и снижению безработицы.

Когда экономика находится в состоянии подъема, государство, как отмечалось, проводит сдерживающую стабилизационную по­литику. Сторонники неокейнсианских взглядов 8 этой ситуации выступают за повышение ставок налогов, сокращение государ­ственных расходов и ограничения в проведении амортизационной политики. В итоге покупательский спрос снижается, что сдержива­ет экономическую активность. Неоклассики предпочитают регули­рование монетарными методами, проведение политика "дорогих" денег. Центральный банк повышает учетную ставку процента, кре­дит для коммерческих банков становится дороже, в связи с чем их ресурсы снижаются, денег в обращении становится меньше. При­нимаются и другие меры для достижения этой цели: увеличивают­ся нормы обязательных резервов коммерческих банков, повыша­ются проценты на ценные бумаги центрального банка.

Виды стабилизационной политики. Различают автоматичес­ кую и регулируемую стабилизацию. В первом случае действуют ав­томатические (встроенные) стабилизаторы, ведущие, как автопи­лот, экономику по заданному курсу. К ним относятся институты, представляющие собой нормы, правила, законы, указы, постанов­ления, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства приводить экономику страны в положение равновесия, ес­ли оно нарушено.

Так, при спаде производства многие предприятия полностью или частично прекращают работу. Падают доходы, растет безрабо­тица, что ведет к автоматическому, без специальных указаний правительства снижению величины налоговых поступлений с до­ходов, росту выплат пособий по безработице. В результате поддер­живается денежный спрос населения, что замедляет экономичес­кий спад.

Встроенные стабилизаторы вступают в действие также в период инфляционного экономического роста. Загружаются производствен­ные мощности, растут доходы предприятий и населения, занятость и, как следствие, увеличиваются налоговые поступления в бюджет. Одновременно снижается объем государственных расходов на посо­бия по безработице и некоторые другие социальные выплаты.

Обычно автоматически действующие меры дополняются регу­лируемой стабилизацией. Для этого чаще всего применяются такие инструменты, как изменение налоговых ставок, программы общес­твенных работ, оказание материальной помощи. В периоды спада экономики с целью улучшения экономического положения пред­приятий правительство снижает налоговые ставки, вводит налого­вые льготы. Для того чтобы смягчить положение растущей армии безработных, их привлекают к выполнению общественных работ, за что выплачивают деньги. Для приостановки падения уровня жизни применяются, наряду с автоматически действующими посо­биями, разовые выплаты, оказание материальной помощи, выдача дополнительных пособий.

Необходимость макроэкономической стабилизации и проведе­ния соответствующей политики существует л в странах с переход­ной экономикой. Однако меры антициклического регулирования, положительно зарекомендовавшие себя в развитой рыночной эко­номике, неприменимы в чистом виде для переходной. Ее сущес­твенная особенность, накладывающая отпечаток на специфику по­литики стабилизации, состоит в том, что макроэкономическая не­стабильность здесь вызвана не естественным ходом экономического цикла, а крахом государственного социализма и переходом к ры­ночной системе хозяйствования. Поэтому здесь нужна не антицик­лическая, а именно стабилизационная политика.

Трудности в осуществлении стабилизационной политики в пе­реходный период обусловлены масштабом и глубиной дестабилизи­рующих процессов, "трансформационным спадом" (спадом эконо­мики при переходе от одной экономической системы к другой). Так, длительность и глубина экономического кризиса не позволяют применять в ряде постсоциалистических стран, в том числе и в Бе­ларуси, жесткую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную поли­тику. Этому препятствует также низкий уровень доходов населе­ния, отсутствие у его значительной части полного доверия к эффек­тивности мероприятий правительства.

Переходная экономика в ее нынешнем состоянии в странах СНГ накладывает существенные ограничения и на применение кейнсианских и неокейнсианских программ стабилизации. Так, в услови­ях разрыва хозяйственных связей не может действовать в полной мере мультипликационный эффект, на котором эти программы ба­зируются. Кроме того, эти программы в качестве одного из основ­ных направлений предусматривают увеличение бюджетного дефи­цита и государственного долга, которые, например, в России уже превышают оптимальные значения.

Особенность макроэкономической стабилизации в переходной экономике состоит и в масштабности дестабилизирующих процес­сов, затрагивающих основы не только экономической, но и соци­альной и политической жизни. Поэтому стабилизационная полити­ка здесь охватывает все звенья и уровни экономики как единой сис­темы, т.е. носит общесистемный характер.

Антиинфляционная политика в переходной экономике. В пе­реходной экономике на первый план макроэкономической стабили­зации выдвигается борьба с инфляцией. Эта проблема особенно ак­туальна для Беларуси, которая в определенные периоды занимала первое место среди стран СНГ по уровню инфляции.

Сущность антиинфляционного регулирования состоит в том, чтобы на основе определенной государственной политики прибли­зиться к устойчивому равновесию совокупного спроса и совокупно­го предложения и на этой основе стабилизировать цены. В конеч­ном итоге должно быть достигнуто соответствие между товарной и денежной массой. Поэтому борьба с инфляцией должна осущес­твляться и через реформирование производства и финансово-кре­дитную сферу.

Как правило, в переходной экономике существуют два сцена­рия осуществления антиинфляционной финансовой стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксальный. Ортодоксальный подход представляет собой совокупность мероприятий, включающих максимально возможное задействование рыночных регуляторов, в том числе жесткую бюджетно-налоговую и кредитно-денежную поли­тику, фиксирование номинальной денежной массы или обменного курса в качестве "якоря" для поддержания уровня цен. Упор дела­ется на свободные цены при ограничении роста зарплаты, либера­лизацию условий деятельности предприятий на внутреннем и ми­ровом рынках. Осуществляется сокращение дефицита госбюджета путем как уменьшения государственных расходов на социальные цели, управление, оборону и др., так и увеличения доходной базы бюджета в результате ужесточения налоговой политики. Одновре­менно проводится политика "дорогих денег". Когда эти мероприя­тия осуществляются правительством быстро и последовательно, они называются шоковой терапией. Ортодоксальный подход, та­ким образом, отводит важную роль жесткой и последовательной политике снижения инфляционных ожиданий. Опыт применения ортодоксальных мер свидетельствует, что они хороши для гиперин­фляции, но менее эффективны для преодоления хронической ин­фляции.

Гетеродоксальный подход делает упор на политику стабилиза­ции цен и доходов, хотя может также включать монетарную политику и стабилизацию обменного курса. В этом случае временно за­мораживаются иены и доходы, т.е. появляется еще один "якорь" финансовой стабилизации. Практика показывает, что гетеродок-сальные программы очень эффективны в борьбе с инфляцией, осо­бенно на начальных этапах долгосрочных программ стабилизации. Вместе с тем они дают и негативные результаты: "замороженные" цены лишают стимула развитие производства, дезориентируют ры­ночный механизм, лишая его ценовых импульсов и оценок.

В переходной экономике, где рыночные механизмы только за­рождаются, жесткую финансовую политику необходимо осущес­твлять осторожно, постепенно, параллельно с реформированием структуры народного хозяйства, осуществлением приватизации и демонополизации, развитием всего рыночного механизма и его ин­фраструктуры. В противном случае, как показывает опыт, может произойти падение объемов производства.

В антиинфляционной политике можно выделить стратегию и тактику. Антиинфляционная стратегия - долгосрочная денеж­но-финансовая политика, направленная на устранение причин ин­фляции и демонтаж ее основных механизмов, уменьшение инфля­ционных ожиданий. Основными направлениями выступают: дол­госрочная политика денежных ограничений, осуществляемая че­рез комплекс мероприятий центрального банка; политика сниже­ния бюджетного дефицита и перестройка структуры расходов и до­ходов бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономи­ки, достижение сбалансированного бюджета; защита националь­ной экономики от внешних инфляционных воздействий путем ре­гулирования валютного курса и сальдо платежного баланса. Эти меры дополняются комплексом мероприятий по увеличению товар­ного предложения, приведению его в соответствие со спросом. К ним относятся: структурная перестройка народного хозяйства, го­сударственное стимулирование научно-технического прогресса, привлечение внутренних и внешних инвестиций для развития про­изводства, демилитаризация и конверсия военной экономики.

Антиинфляционная тактика есть совокупность методов крат­косрочной антиинфляционной политики, рассчитанной на крат­косрочные меры по быстрому наращиванию предложения без адек­ватного повышения спроса или резкому снижению текущего спро­са без соответствующего падения предложения. В рамках первого варианта осуществляется льготное налогообложение предприятий, проводятся приватизация государственной собственности, что уве­личивает доходную часть госбюджета. Кроме того, может произво­диться массированный импорт потребительских товаров и частич­ная реализация государственных запасов и накопленных предпри­ятиями ресурсов производственного назначения. Для реализации второго варианта правительство побуждает юридических и физи­ческих лиц к увеличению сбережений за счет снижения текущего спроса, для чего повышает проценты по вкладам и депозитам, при­нимает другие меры с тем, чтобы как можно дольше удержать де­нежные вклады (депозиты) в банковской системе. Кроме того, вы­пускаются государственные облигации и повышаются проценты по

ним, вводятся новые виды страховых услуг, развиваются акцио­нерные формы собственности и рынок ценных бумаг. Эти меры от­влекают денежные средства населения и предприятий, что умень­шает совокупный спрос. Иногда вводится временное заморажива­ние вкладов до востребования.

Особенностью антиинфляционной политики в Беларуси являет­ся то, что она в основном осуществляется монетарными методами. Так, до 2000 г. в течение нескольких лет национальный банк прово­дил политику "дешевых денег" для увеличения совокупного спроса и связанного с ним экономического роста. Однако высокий уровень инфляции (350 % в 1999 г.) побудил национальный банк в 2000 г. проводить политику "дорогих денег", что позволило снизить сред­немесячный уровень инфляции до 6,3 %.