Что представляет собой договор найма жилого помещения: как заключается, в чем его особенности? Договор найма жилого помещения.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма на сегодняшний день представляет одну из самых актуальных тем в сфере жилищного права. Регулируется данный вопрос Жилищным кодексом РФ. Теме посвящена отдельная статья источника права 49, которая раскрывает собой все правовые нюансы предоставления жилья для граждан России.

Коммерческий найм государственного и муниципального жилья

Получение жилья по соцнайму - одна из самых противоречивых проблем современности, в которой разобраться пытаются все практикующие юристы. Это обусловлено самим порядком предоставления социального жилья.

Если обратиться к статье Жилищного кодекса, то можно понять, что предметом договора о социальном найме могут выступать только жилые помещения, которые находятся в государственной или же муниципальной собственности.

Квартиры из жилищного фонда, находящегося в ведомстве государства или муниципалитетов, предоставляются для граждан только с учетом их конечной цели.

В частности, социальный найм подразумевает предоставление помещений не только для жилого использования, но и для коммерческого.

Коммерческий найм социального жилья подразумевает составление договора. Заключается он между двумя сторонами: наймодателем, в роли которого может выступать как частное лицо, так и публичное лицо (например, муниципалитет), и нанимателем. Чтобы коммерческий найм был заключен, необходимо соблюдение главного условия: волеизъявление сторон должно быть полностью свободным. В отличие от социального найма, коммерческий не подразумевает соблюдение участниками договора определенных условий предоставления в пользование подобных объектов, прописанных в российском законодательстве.

Получение жилья по договору соцнайма для коммерческих целей не противоречит «букве» закона. Подобная вариация допускается в соответствии со ст. 19 ЖК РФ. Однако если проанализировать кодифицированный источник права, то можно сделать вывод, что представление жилья для граждан из государственного или муниципального жилфонда не должно происходить с коммерческими целями, которые подразумевают извлечение прибыли.
Подобные коллизии российского законодательства позволяют говорить о его несовершенстве, которое должно быть устранено в минимальный временной период.

Как получить жилье по договору соцнайма

Вопрос о том, как получить жилье согласно договору о социальном найме с дальнейшим правом его приватизировать, поднимается с особой периодичностью. Закон гласит о том, что осуществить подобную сделку с государством имеют право только отдельные категории граждан, которые смогут соблюсти основополагающие условия найма.

Во-первых, предоставление государственного жилья по договору найма с возможность приватизировать его в дальнейшем может быть осуществлено только следующими категориями граждан:

  • малоимущие семьи;
  • лица, которые не имеют собственного имущества, но при этом не пользуются социальными квартирами;
  • иностранцы или лица без определенного гражданства, что подтверждается международным договором;
  • иные категориям граждан.

Во-вторых, получить жилье по договору найма можно лишь в порядке очереди, о чем гласит ЖК РФ ст. 57. Подобный порядок очередности возникает с момента постановки граждан на учет в государственном или муниципальном органе, который отвечает за предоставление жилья в социальный найм.

  • граждан, чьи жилищные условия не соответствуют нормам, в частности, если постройка признана аварийной, что делает ее ремонт или реконструкцию невозможной;
  • детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей;
  • граждан РФ, страдающих тяжелыми заболеваниями, перечень которых закрепляет закон, в частности, Постановление Правительства РФ;
  • инвалидов I или II нерабочей группы, а также людей, которые получили инвалидность в результате ликвидации последствий на ЧАЭС;
  • военнослужащих, которые получили серьезные увечья, повлекшие за собой инвалидность, во время выполнения профессиональных задач;
  • ветеранов ВОВ;
  • граждан, которые признаются жертвами природных и техногенных катастроф.

Чтобы получить жилье по договору найма от государства, необходимо соблюсти следующий порядок действий:

  • Встать на учет в орган муниципальной или государственной власти, соблюдая законодательные нормы.
  • Представить документы, которые необходимы для подтверждения статуса малоимущей семьи, инвалидности и др. Какие документы необходимы для этого, чтобы соблюсти законодательный порядок, можно узнать в Департаменте жилищного фонда.
  • Выждать время, пока подойдет очередь на предоставление малоимущей семье жилья, после чего повторно собрать документы признания граждан нуждающимися и представить их в областной Жилищный фонд.

При этом важно помнить о том, что закон категорически запрещает предпринимать какие-либо действия, которые влекут за собой ухудшение условия проживания в том или ином помещении, с целью получить жилплощадь по договору социального найма с дальнейшим правом приватизировать госсобственность. Предоставление компетентными органами свидетельства о том, что жилищные условия были намерено ухудшены, является основанием для отказа выделения жилья по соцнайму даже для малоимущей семьи с маленькими детьми.

Предоставление жилья малоимущим и иным гражданам

Гарантии предоставления жилого помещения для малоимущей семьи и иным категориям граждан прописаны в Жилищном кодексе РФ. Закон гласит о том, что жилье выделяется в порядке очереди в найм по социальному договору. При этом признанные нуждающимися семьи и физические лица имеют право в дальнейшем приватизировать муниципальную квартиру.

Первоначально жилье в найм предоставляется для малоимущей семьи, которой нужны жилищные условия для нормальной жизни и воспитания подрастающего поколения. При этом, какие семьи будут признаны нуждающимися в первую очередь, определяет региональный закон, принятый в том или ином субъекте РФ.

Закон РФ гласит о том, что за предоставление жилья в найм для малоимущей семьи или другой категории нуждающихся граждан, которые имеют на то заключение, осуществляется определенная плата. Иными словами, плата это финансовая сделка между участниками договора, которую предусматривает законодательный порядок.

Плата представляет собой коммерческий взнос, который направляется в казну уполномоченного органа. В большинстве случаев плата зачисляется на счет муниципалитета.

Кроме того, договор, заключенный между участниками сделки, подразумевает то, что на нанимателя возлагается плата за коммунальные услуги, которыми пользуются все члены семьи. Но даже несмотря на это, плата за жилплощадь для семьи, полученную в социальный найм, будет намного ниже, чем плата за арендуемую квартиру у частных собственников или юридических лиц.

Плату и ее размер для малоимущей семьи и нуждающихся категорий физических лиц определяют документы, подтверждающие сделку социального найма. При этом нормы финансовых расходов не могут превышать показатели, закрепленные законодателем 1 марта 2015 года. Кроме того, плата не может повышаться чаще, чем 1 раз в три года.

Закон устанавливает возможность для граждан, нуждающихся в жилплощади, приватизировать помещение, предоставленное в социальный найм. Для этого нужны следующие документы:

  • договор, заключенный о социальном найме жилья с уполномоченным органом;
  • выписка, которая получена из распоряжения о выделе жилплощади;
  • технический паспорт с экспликацией;
  • документы, удостоверяющие личность каждого из нанимателей;
  • документы, утверждающие семейное положение нанимателей;
  • заявление, чтобы приватизировать квартиру, в письменной форме;
  • документы, подтверждающие согласие всех жильцов приватизировать жилплощадь.

Кроме того, должны быть соблюдены и другие правовые нормы. В частности:

  • Наниматель должен проживать в данном помещении не менее 5-10 лет. Точный срок устанавливает программа социального найма конкретного региона, а также договор, подписанный в законном порядке.
  • Должна осуществляться своевременная оплата, которую предусматривает закон, за социальный найм. В большинстве случаев оплата должна быть перечислена в казну до 10 числа каждого месяца.
  • Жилье, на которое распространяется приватизация, должно содержаться в приемлемом состоянии.

Таким образом, приватизировать социальное жилье могут лишь те граждане, которые соблюдают нормы владения и пользования подобной жилплощадью.

Основания признания граждан малоимущими

Так как программа социальной защиты граждан предусматривает первоочередную помощь в обеспечении жильем малоимущих лиц, то закон закрепляет четкую процедуру признания их таковыми.

Основания признания граждан малоимущими сформулированы в ст. 51 ЖК РФ. Кроме того, порядок признания дополняется региональными законами, действие которых распространяется на конкретный регион.

Процедура признания в большинстве случаев происходит с учетом доходов граждан, нормы которых разнятся в зависимости от субъекта проживания. При этом учитывается прожиточный минимум.

Кроме того, процедура признания граждан малоимущими зависит и от стоимости и площади имущества, которым обладают субъекты правоотношений. Если уполномоченный орган установит, что площадь жилой недвижимости на каждое лицо превышает необходимую норму, то процедура признания может быть завершена.

Таким образом, предоставление жилья по договору о социальном найме возможно только в том случае, если прошла процедура признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по договору социального найма

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Жильё соцнайма

Малоимущими признали, нуждающимися в жилье тоже,в очередь поставили. А ребенок-инвалид,с хроническим заболеванием, имеет право на первоочередное получение жилплощади. Мои дальнейшие действия? Куда обращаться? И что мне делать? Спасибо!

Ирина 04.03.2019 15:33

Дубровина Светлана Борисовна 14.03.2019 09:28

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 15.03.2019 10:00

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Пользование жильем по договору найма жилого помещения жилищного фонда социспользования
  • Выселение из жилья, предоставленного по договору найма социального использования
  • Прекращение договора найма специализированного жилого помещения
  • Наймодатель по договорам найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Порядок предоставления иного жилья в связи с необходимостью освободить нанимаемое
  • Условия, при которых обмен жильем между нанимателями по договорам социального найма не допускается
  • Учет законных интересов граждан при предоставлении жилья по договорам соцнайма
  • Предоставление жилья по договорам найма жилых помещений социального использования
  • Права и обязанности сторон договора найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Срок договора найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Учет наймодателем заявлений о предоставлении жилья по договорам найма жилищного фонда социального использования
  • Выселение нанимателя и членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилья
  • Право нанимателя на заключение договора найма жилья жилищного фонда социального использования на новый срок
  • Предоставление другого благоустроенного жилья по договору соцнайма в связи с выселением
  • Наниматель по договору найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Выселение гражданина из помещения с предоставлением другого жилья по соглашению о найме социального типа
  • Поднаем жилого помещения, предоставленного по договору соцнайма
  • Учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договорам найма социального использования
  • Выселение нанимателя и его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилья по договору соцнайма
  • Предмет договора найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Сохранение договора найма жилья жилищного фонда социального использования при переходе прав на жилье или изменении наймодателя
  • Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
  • Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения

Человек вправе встать в очередь на муниципальное жилье, если он малоимущий и нуждается в том, чтобы его жилищные условия улучшились .

  1. Документы, подтверждающие статус нуждающегося в предоставлении жилья, не были представлены.
  2. Гражданин специально ухудшил условия своего проживания для получения этого статуса. В очередь на получение жилплощади такие граждане вправе встать только по истечении 5 лет после содеянного.

Об основаниях для , вы можете узнать на нашем сайте.

Условия для снятия с учета

Обозначает случаи, когда человека могут снять с учета:

О том, можно ли или муниципальную квартиру, вы можете узнать из наших статей.

Нормы положенной жилплощади

Норма предоставления площади (см. статью 54, часть 2, ЖК РФ) - площадь помещения на 1 человека (минимум). Ее определяют муниципальные органы учитывая уровень обеспеченности населения жилплощадями. К примеру, в Москве это 18 квадратных метров . В Ростове - от 15 до 18 (если семья); 25 - 33 (если наниматель живет один).

В порядке исключения из правил, общая площадь 1-комнатной квартиры (комнаты), предоставляемая в соцнайм одному гражданину, может быть вдвое больше нормы, если нет другой, точно соответствующей нормативному метражу.

В (часть 4) дается определение учетной нормы . Это норматив, который используется для принятия на учет нуждающихся в жилье. Учетная норма жилой площади на 1 сонанимателя: 6 - 10 квадратных метров . Ее размер устанавливают органы местного самоуправления, больше нормы предоставления он быть не должен.

Об основаниях для такого помещения читайте на нашем сайте.

Необходимые документы


Какие документы необходимо собрать и предоставить на очередность?

Заявление можно подать на сайте Госуслуг, отнести лично в МФЦ или поручить это сделать своему законному представителю.

Пути получения результата такие же.

Кроме заявления, нужно представить документы, которые подтверждают ваше право быть на учете как нуждающийся в жилье. В дополнение к имеющимся документам, или если их нет, МФЦ сделает межведомственные запросы для получения необходимых сведений, подтверждающих ваш статус.

Решение по данному вопросу делает орган, который осуществляет постановку на учет. Срок рассмотрения заявления — месяц с момента представления его в данную инстанцию непосредственно вами или представителем МФЦ.

В МФЦ в течение трех дней с момента принятия решения вы получите его в письменной форме. Также возможно получение документа по почте или в органе, осуществляющем принятие на учет.

Порядок принятия на учет нуждающихся в жилье граждан определяется законом конкретного субъекта РФ.

Узнайте, чем отличается договор соцнайма от , а также о понятии , из наших статей.

Внеочередное и льготное

Вне очереди его могут получить граждане:

  • страдающие хроническим заболеванием, протекающим в тяжелой форме;
  • инвалиды (I группа), участвовавшие в боевых действиях;
  • судьи;
  • инвалиды и пожилые люди при условии их отказа от услуг стационарной организации, обеспечивающей социальное обслуживание, если жилье, которое они занимали до переезда в социальное учреждение им вернуть не могут;
  • родители или законные представители детей, инфицированных ВИЧ, при условии совместного проживания с несовершеннолетним, больным ВИЧ;
  • реабилитированные;
  • родители-воспитатели, организовавшие семейный детдом, должны получить коттедж или многокомнатную квартиру по договору социального найма;
  • дети-инвалиды, воспитывавшиеся в условиях стационарной организации соц. обслуживания, в 18-летнем возрасте, если они могут производить самообслуживание и жить самостоятельно.


ЖК РФ отменил льготное предоставление жилых помещений на условиях соц. найма. Оно возможно только в двух случаях:

  • для категорий граждан, обозначенных во 2-й части 57-й статьи ЖК РФ, посвященной внеочередному предоставлению квартир и домов;
  • когда предоставляется специальное жилье нуждающимся в нем (малоимущие к этой категории не относятся).

Принципы, согласно которым сейчас предоставляется социальное жилье , заключает в себе Жилищный Кодекс РФ. По сравнению с ЖК РСФСР, он не дает оснований для предоставления квартир в порядке первоочередности многодетным семьям, инвалидам труда, при появлении в семье близнецов, спасателям и другим гражданам, список категорий которых ранее был в 36 статье Жилищного Кодекса РСФСР.


Отношения по обеспечению граждан жильем по договору социального найма занимают особое место в сфере жилищных отношений.
Статья 19 ЖК определяет категории жилищного фонда, где применяется договор социального найма жилого помещения: жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда
социального использования.
Жилищный кодекс устанавливает ряд условий, соблюдение которых необходимо для обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма:
признание малоимущими, а также определение федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ иных категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по такому договору;
нуждаемость в жилом помещении;
постоянное (как правило) проживание в данном населенном пункте.
Признание граждан малоимущими (в целях Жилищного кодекса, т.е. для обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма) возложено на органы местного самоуправления. Порядок

признания граждан таковыми устанавливается законом соответст- 101 вующего субъекта РФ.
Что касается иных категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, то согласно ст. 49 ЖК они определяются федеральными законами, указами Президента РФ и законами субъектов РФ. Данными актами может быть установлен и порядок обеспечения этих категорий граждан жилыми помещениями по договору социального найма.
Категориям граждан (иным, помимо малоимущих) жилые помещения могут предоставляться органами местного самоуправления (из муниципального жилищного фонда). Условиями обеспечения жильем этих граждан являются: наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями на предоставление жилых помещений; предоставление жилья в определенном порядке, установленном ЖК, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только законом. Такое требование содержится в ст. 132 Конституции РФ. Реализация данных полномочий подконтрольна государству.
Отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления, исполняются ими в течение всего периода действия закона (см. Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).
В связи с рассматриваемым вопросом следует обратить внимание на ст. 49 ЖК в части обеспечения малоимущих граждан лишь жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. Данное положение является достаточно сомнительным.
Статья 40 Конституции РФ устанавливает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Обязательными условиями обеспечения указанных граждан жилыми помещениями должны быть нуждаемость в жилье и соблюдение установленной законом нормы предоставляемого жилья.
Как видим, указанная норма не содержит изъятий для государственного жилищного фонда, малоимущие граждане (согласно ст. 40 Конституции РФ) подлежат обеспечению жильем всех публичных форм собственности (государственной, муниципальной). Таким образом, нет оснований для «исключения» из числа жилых помещений,

102 подлежащих предоставлению малоимущим, жилья государственного жилищного фонда, и такое «исключение» не основано на Конституции РФ. Видимо, данный вопрос требует анализа и дополнительного рассмотрения.
Условием обеспечения жильем по договору социального найма является признание гражданина нуждающимся в жилом помещении. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст. 51 ЖК. Это:
отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя;
обеспеченность жильем менее учетной нормы; неудовлетворительное состояние жилища; состояние здоровья проживающих.
Все четыре основания нуждаемости перечислены в ч. 1 ст. 51 ЖК. По смыслу п. 1 ч. 1 названной статьи нуждающимися в жилье признаются: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору коммерческого найма и т.п. . Причем в этом случае ограничений такого характера, как обеспеченность жильем менее учетной нормы, нет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.
Иные основания нуждаемости граждан в жилых помещениях (п. 3 и 4 ч. 1 ст. 51 ЖК) не связаны с размером занимаемой площади и не требуют применения учетной нормы. Так, п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК основанием признания граждан нуждающимися считает непригодность жилья для проживания.
Самостоятельное основание нуждаемости в жилых помещениях - проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе одной из них есть больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно (п. 4 ч. 1). Данное положение применяется и к нанимателям, и к собственникам жилых

помещений, а также членам их семей. Условием его применения яв- 103 ляется отсутствие иного помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Семьи, в составе которых есть такой больной, переселяются главным образом в интересах иных проживающих в квартире лиц.
Перечень соответствующих заболеваний установлен постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 ; кроме того, в данной сфере действует региональное законодательство.
Согласно ст. 51 ЖК нуждающимися в жилых помещениях должны признаваться лица, постоянно (как правило) проживающие в данном населенном пункте (иное возможно в случаях и в порядке, установленных законодательством - ст. 52 ЖК). Определенный интерес в этом плане представляет положение ч. 4 ст. 1 ЖК, согласно которой граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. При написании этой статьи, безусловно, использована ст. 27 Конституции РФ. Между тем эта статья предусматривает свободу выбора места пребывания и жительства. Положения ЖК об условиях получения жилого помещения по договору социального найма и процедура получения такого жилья делают сомнительной норму ст. 1 ЖК о свободе выбора жилого помещения (в частности, применительно к социальному найму).
Значимым фактором, позволяющим установить место жительства гражданина, является регистрация по месту жительства.
ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Подтверждением данной позиции служит определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г № 123-O. По мнению Суда, условие
о наличии регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилищного фонда, иных граждан. В силу этого введение такого условия не может рассматриваться как не согласующееся с положениями ст. 17, 19, 27 и 40 Конституции РФ.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилье, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК). Оче-

104 редность предоставления жилого помещения означает определенную последовательность выделения жилья лицам из числа принятых на учет; она совпадает с хронологической последовательностью учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исключение из этого правила законодатель делает для граждан, которым жилые помещения предоставляются вне очереди. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляется:
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, если эти помещения не подлежат ни ремонту, ни реконструкции;
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, который утвержден Правительством РФ от 16 июня 2006 г. № 378.

ИЗ СУДЕБНОЙ практики

В судебной практике нередко возникают вопросы, связанные с внеочередным предоставлением жилья. Ответы на них дает Верховный Суд РФ в своих обзорах. Так, в частности, в отношении граждан, ранее имевших право на льготное обеспечение жильем, Верховным Судом было разъяснено следующее (приводится практически полностью).
Согласно п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 и п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение 3 месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ ст. 14 указанного Закона РФ изложена в новой редакции.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 14 гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется: «...обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации».

Данная норма не содержит указания на предоставление жилья граж- 105 данам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы во внеочередном порядке. Отсутствовало такое указание и в ЖК РСФСР, который действовал до 1 марта 2005 г
Правительством РФ 29 декабря 2004 г было принято постановление № 866 «О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий; граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц», п. 2 которого утверждены Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц.
Как следует из содержания вышеназванных постановления и Правил, обеспечение жильем граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., осуществляется путем предоставления им субсидий.
Таким образом, у граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., право на внеочередное предоставление жилого помещения отсутствует. (Обзор судебной практики ВС РФ за IV квартал г.)
В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части возможных ограничений для реализации их права на льготное обеспечение жильем Верховным Судом РФ дано следующее разъяснение.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

106 Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддерж
ка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилья по договору социального найма не является. (Обзор судебной практики ВС РФ за II квартал 2006 г.)
Одним из оснований получения жилья во внеочередном порядке является проживание в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания (п. 1 ч. 2).
Подобное положение содержалось в ст. 37 ЖК РСФСР. Однако по сравнению с указанной статьей круг случаев обеспечения жильем по основанию «непригодности» расширен.
Так, если по ЖК РСФСР вне очереди обеспечивались жильем граждане, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания (т.е., как правило, аварийным), то ЖК предусматривает такой порядок обеспечения жилыми помещениями при признании жилья непригодным для проживания не только в результате стихийного бедствия.
Уточнение, содержащееся в п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК (жилые помещения ремонту и реконструкции не подлежат), свидетельствует о том, что речь следует вести о непригодности в связи с определенным техническим состоянием жилья. Иначе говоря, речь идет об аварийности дома, поскольку ветхое жилье при определенных показателях может быть приведено в состояние, пригодное для проживания в результате капитального ремонта.
Таким образом, фактически возвращаемся к прежней позиции - признание жилого помещения непригодным в связи с аварийностью. Между тем если непригодность жилья в соответствии с редакцией ст. 37 ЖК РСФСР учитывалась в результате стихийного бедствия, то Жилищный кодекс (ст. 57) имеет в виду все случаи признания жило-

го помещения непригодным, т.е. и вследствие возможного неграмот- 107 ного содержания жилищного фонда.
ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Имеют ли право на внеочередное обеспечение жильем лица, не состоявшие на учете нуждающихся на момент утраты жилья? Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 г. пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ «по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении» (Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 г.).
В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК), следует отметить, что сохранение этой позиции (предоставление во внеочередном порядке жилья данной категории граждан предусматривалось ст. 37 ЖК РСФСР), несомненно, способствует обеспечению прав и законных интересов этой социально уязвимой категории граждан .
Что касается внеочередного обеспечения жильем граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, то данная категория граждан также была предусмотрена в качестве льготной в ранее действовавшем законодательстве (ст. 36 ЖК РСФСР).
Вряд ли у кого-либо возникнут сомнения в правильности позиции ЖК РФ в отношении указанных лиц. Однако хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что граждане данной категории (кроме права на льготное обеспечение жильем) имели право на дополнительную площадь.
По смыслу ст. 58 ЖК (ч. 2) повышение нормы предоставления жилья указанной категории граждан некоторым образом сохраняет за ними это право. Однако ограничение размера такой площади (превышение нормы предоставления не более чем в 2 раза) не позволяет в полной мере создать этим лицам условия, необходимые по характеру заболевания. Вспомним, что постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 214 был утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты (утратил силу постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 817).

108 Необходимость предоставления дополнительной площади в виде отдельной комнаты обусловлена тем, что при некоторых тяжелых заболеваниях недопустимо проживание с лицами, страдающими этими заболеваниями, в одной комнате.
Представляется уместным уделить некоторое внимание институту дополнительной площади, который (фактически) упразднен. Жилищный кодекс не содержит положений по данному вопросу.
Право на дополнительную площадь предусматривалось еще в первой трети прошлого века. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. «О праве пользования дополнительной жилой площадью» содержало большое число категорий граждан, имеющих право пользования дополнительной площадью. Отдельные положения этого постановления в последнее время (достаточно длительное) вообще не применялись (т.е. фактически утратили силу). Так, в частности, в числе указанных категорий граждан были обозначены работники партийных, кооперативных и других общественных организаций и смешанных акционерных обществ.
Что касается лиц, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, то Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользоваться дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью, был утвержден циркуляром НКВД РСФСР от 15 января 1928 г. № 27 и Наркомздрава РСФСР от 19 января 1928 г. № 15 .
Положение ст. 39 ЖК РСФСР об установлении порядка и условий предоставления дополнительной площади не было реализовано - нормативного акта по данному вопросу не было принято. Ряд актов (в частности, о социальной защите инвалидов) содержал положения о праве определяемых этими актами категорий граждан на получение дополнительной площади. Однако в основной массе право на дополнительную площадь реализовывалось как право пользования такой площадью (в частности, фактически занимаемая дополнительная площадь не могла быть изъята при всякого рода переселениях). Органы, решающие вопросы предоставления жилья, могли, но не были обязаны учитывать наличие у гражданина права на дополнительную площадь.
Нельзя не согласиться, что вопрос в отношении дополнительной площади требовал упорядочения. Однако это упорядочение должно соотноситься с необходимостью «соблюдения конституционных требований» (вспомним тяжелобольных).

Уместно упомянуть и определение Конституционного Суда РФ от 109 4 декабря 2003 г. № 415-0 «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности части первой статьи 128 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» и подпункта 16 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному закону». Конституционный Суд РФ отметил следующее: «Внося в действующее правовое регулирование изменения, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен обеспечивать соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает оптимальное сочетание разумной стабильности законодательства, предсказуемости его развития и недопустимости произвольных конституционно необоснованных изменений, затрагивающих права граждан».
Как это предусматривается ст. 58 ЖК, при предоставлении жилых помещений по договору социального найма следует учитывать законные интересы граждан. Так, заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
Данная норма Жилищного кодекса не связывает возможность получения жилья (комнаты) с возрастом членов семьи нанимателя, как это предусматривалось ст. 41 ЖК РСФСР. Согласно этой статье при предоставлении жилых помещений не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов.
Часть 2 ст. 58 ЖК разрешает превышать норму предоставления жилья на одного человека, но не более чем в два раза.
Трудности в реализации данной нормы, как уже отмечалось, возникнут, в частности, при обеспечении жильем больных тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, которые по характеру заболевания должны проживать в отдельной комнате.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (см. п. 5 ч. 1 ст. 14; см. также Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ).
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора.
Жилищный кодекс не содержит понятия «ордер», на основании которого заключался договор социального найма по ранее действовавшему законодательству (ст. 47, 51 ЖК РСФСР). Единый ордер местной администрации на занятие жилых помещений всех публичных форм собственности (государственной, муниципальной), пре-

110 следовавший цель контроля за деятельностью субъекта права собственности, вошел в противоречие с принципами, установленными ст. 1 ГК. Отказ органа местного самоуправления в выдаче ордера на занятие жилого помещения федеральной собственности или собственности субъекта РФ нарушал волеизъявление собственника заключить с гражданином договор социального найма жилого помещения по усмотрению сторон. Кроме того, по существу, ордер являлся промежуточным звеном между решением о предоставлении жилья и заключением договора социального найма.
В решении о предоставлении жилого помещения устанавливается срок для заключения договора социального найма (ч. 4 ст. 57 ЖК). По договору социального найма наймодатель обязан передать нанимателю жилое помещение во владение и пользование для проживания.
ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Верховным Судом РФ обозначены основания признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным (кстати сказать, использованы положения ст. 48 ЖК РСФСР). Таковыми являются: представление гражданином не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащих налогообложению); нарушение прав других граждан на жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения); совершение неправомерных действий должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения; иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъекта РФ (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14).

Тем, кто не имеет пока своего , приходится становиться нанимателями помещений, принадлежащих иным лицам. Обычно заключаются сделки найма муниципальных квартир. Хотя законом допускаются и предоставление помещений на иных основаниях. Подробнее о том, что представляет собой договор найма жилого помещения, как заключается, в чем его особенности, читайте далее.

Для чего нужен договор найма жилья? Фото № 1

Как в Гражданском (ГК РФ), так и в Жилищном кодексе РФ сдержится понятие найма. Этот вид сделок подразумевает предоставление собственником (иным лицом от его имени) другому лицу помещений с правом владения ими и использования с целью проживания. Как видно из определения, такая сделка заключается в отношении особого объекта, помещения, подходящего для проживания.

В зависимости от особенностей передаваемого помещения, статуса участников сделки выделяется несколько разновидностей этого договора:

  • социального найма;
  • найма специализированного жилья;
  • коммерческого найма.

Первый вид хорошо все знаком, поскольку таким договором оформляется предоставление муниципального (государственного) жилья. Те лица, которые до сих пор не успели или не захотели приватизировать жилье, до сих пор продолжают оставаться его нанимателями. Отличие второго вида заключается в передаче для проживания помещений с особым статусом.

К таким помещениям относятся служебное жилье, общежития, маневренный фонд, помещения в учреждениях соцзащиты. Договоры найма коммерческого характера значительно отличаются от двух других видов. Его понятие не содержится в ЖК РФ, а его условия не так регламентированы законодательством. Поэтому стороны вольны заключать такую на достигнутых ими условиях.

Кто может выступать сторонами договора?

Наименование участников таких сделок определено законодательством. Лицо, передающее помещение, именуется наймодателем. А тот, кто его принимает, зовется нанимателем. Теперь разберем подробнее, кто же может вступать с каждой из сторон. Наймодателями во всех случаях могут выступать только собственники имущества. Они заключают сделки самостоятельно или через своих уполномоченных официальных представителей.

Так, квартира, принадлежащая муниципальному образованию, передается в наем соответствующим отделом администрации, а сам договор подписывается его руководителем или иным имеющим такое право лицом. Собственно, по договорам социального и специализированного найма передаются помещения именно муниципального или государственного фонда, поэтому наймодателями выступают соответствующие органы и должностные лица.

Что касается найма коммерческого, то здесь наймодателем может быть любой законны владелец помещения. Нанимателями же помещений могут быть граждане, поскольку они предназначены только для проживания.

Существенные (обязательные) условия

Условия договора найма жилья. Фото № 2

Для любого договора определены его существенные (обязательные) условия. Они всегда должны включаться в договор иначе он не может признаваться заключенным. Для всех сделок таким условием является предмет. Именно он отличает один вид сделки от другого.

Для найма предметом является передача в пользование иным лицам помещений с целью . Учитывая цель предоставления помещений, они должны соответствовать определенным условиям. Объектом найма могут выступать дома, квартиры и даже комнаты, главное, чтобы они могли быть использованы для проживания.

Для этого они должны отвечать нескольким признакам:

  • изолированность (отдельные помещения с отдельным входом);
  • пригодность для постоянного безопасного и комфортного проживания.

Что касается остальных условий, то они носят характер дополнительных и призваны лучшим образом урегулировать отношения участников сделки. В договоре обычно содержатся положения о взаимных обязательствах и правах сторон, порядке его изменения, прекращения, разрешения споров, сроках и плате. Однако договоры найма обычно заключается без указания сроков, а также не всегда бывают возмездными.

Обязанности по договору для нанимателя

Данный договор относится к двусторонним. Это значит, что каждая из его сторон имеет определенные обязательства друг перед другом. Для нанимателя основными обязанностями являются следующие:

  1. Использовать полученное жилье только по назначению, т.е. для проживания.
  2. Относиться к нему бережно, не допускать его порчи, разрушения, нарушения санитарных и иных предусмотренных норм.
  3. Своевременно проводить необходимые текущие ремонтные работы для поддержания в нормальном состоянии.
  4. Вовремя и в полном размере оплачивать свое проживания в нанятом жилье.
  5. Не производить никакого вмешательства в несущие элементы помещения без получения согласия от наймодателя.

Обязанности по договору для наймодателя

Обязанности наймодателя и нанимателя. Фото № 3

Наймодатели по данным договорам также должны исполнять определенные обязательства. Прежде всего, они обязуются предоставлять нанимателям подходящие для целей сделки помещения. Они должны не просто отдать ключи от квартиры иному лицу, но и обеспечить ее надлежащее состояние.

Вторым обязательством для наймодателей является поддержание помещения, а также дома, в котором оно находится в нормальном не аварийном состоянии. Ведь наниматели отвечают лишь за текущие работы в помещении. Кроме того, наймодатели должны обеспечивать предоставление нанимателям всех необходимых для нормальной эксплуатации помещений услуг.

Процедура заключения, регистрации, расторжения

Если говорить о коммерческом найме, то здесь действуют общие правила для заключения сделок. Стороны сами определяют условия, на которых им подписывать договор. Основанием для заключения такого договора является только их желание.

Социальному (и специализированный) предшествует принятие соответствующего решения о предоставлении жилья. Заключаются сделки в письменном виде. Регистрация таких сделок по закону не требуется. По желанию нанимателей она может расторгаться в любой момент.

Наймодатели же имеют на это право (но через суд) в случаях:

  • длительном (за полгода) невнесении платы за пользование переданным жильем;
  • ненадлежащем использовании, разрушении и порчи переданного помещения нанимателем и (или) другими проживающими в квартире лицами.

Кроме того, каждый из них может через суд просить расторжения этого договора при непригодности помещения для целей сделки. Договор также может прекратиться в случае смерти одиноко проживающего нанимателя. Изменения условий сделки не относятся к основаниям для расторжения.

Нюансы сделок по найму жилья

Этот вид договоров отличается от других по нескольким признакам. В первую очередь это касается его предмета. Объектом сделки выступает только отдельное подходящее для постоянного в нем проживания помещение.

Рынок недвижимости не стоит на месте. Каждый день люди ищут себе жилье, меняют, продают, сдают. Если у вас нет собственного «угла», то приходится снимать комнату, квартиру или дом. Как не попасть впросак, каковы особенности заключения договора? Об отдельных нюансах найма жилого помещения сегодня и поговорим.

Понятие найма

На сегодняшний день заключение данного договора регулируется положениями Гражданского кодекса РФ.

Первая сторона именуется наймодателем, вторая - нанимателем. В качестве последнего по данному договору не может выступать юридическое лицо. Для них закон предусматривает заключение аренды, при этом жилье должно использоваться только для заселения граждан.

Найм различают краткосрочный (до 1 года) и долгосрочный. Основная особенность - необходимость государственной регистрации обременения прав собственника на жилье во втором случае.

Некоторые часто путают понятие найма и аренды. С юридической точки зрения это разные институты. Рассмотрим главные отличия:

  1. Нанимателем может выступать только гражданин, арендатором - также и юридическое лицо.
  2. Объектом рассматриваемого договора является исключительно жилые помещения, аренды - может быть движимое и недвижимое имущество (в основном, производственные, офисы и пр.).
  3. Аренда может быть бессрочная, найм - не более 5 лет.
  4. Договор аренды недвижимости всегда необходимо регистрировать в госорганах, найма - оформленный только на срок более 1 года.

Объект

В качестве такового по договору найма между физическими лицами может выступать годное для постоянного проживания изолированное жилое помещение: дом, квартира, ее часть и пр.

Такое качество, как пригодность определяется в соответствии с требованиями жилищного законодательства РФ (ЖК, Постановление правительства от 2006 г. № 47).

В помещении для признания его жилым должны иметься в наличии необходимые инженерно-технические системы: водоснабжение, водоотведение, отопление, канализация, электричество, газ (где имеется). В деревнях и иных селениях допускается отсутствие канализации и водопровода в 1-2-этажных зданиях.

Эти системы должны соответствовать санитарным нормам.

Если дом этажностью выше 5, то должен иметься лифт. В подвале или цоколе не может располагаться жилое помещение. Конструкции и фундамент жилого дома не должны иметь повреждений, приводящих к разрушению.

Это неполный перечень условий для признания объекта жилым, остальные можно найти в Постановлении Правительства.

Наймодатель: его статус

В качестве данного лица закон рассматривает собственника жилья либо гражданина, им уполномоченного (например, по нотариальной доверенности).

Отсюда следует, что, заключая договор найма жилого помещения, следует проверить полномочия наймодателя. Бывают и случаи мошенничества, когда лицо сдает квартиру и получает задаток за несколько месяцев вперед, не имея на это прав. Восстановить изначальное положение в данной ситуации будет весьма проблематично.

Основные права наймодателя:

  • входить в жилое помещение, контролировать состояние и сохранность находящегося в нем имущества;
  • на получение оплаты за съем;
  • давать согласие на размещение неоговоренных в договоре жильцов;
  • запрещать содержание животных.

Обязанности:

  • передать помещение свободным, в состоянии, пригодном для проживания;
  • осуществлять надлежащим образом эксплуатацию жилого дома, где расположена квартира;
  • предоставлять нанимателю за плату коммунальные услуги;
  • обеспечивать проведение ремонта общего имущества МКД.

Наниматель: права и обязанности

В качестве данной стороны договора может выступать только физическое лицо.

Если вместе с нанимателем заселяются иные члены семьи, об этом должно быть указано в соглашении.

В случае если они возникли позже момента подписания договора найма жилого помещения, то вселяются с согласия наймодателя и иных жильцов при соблюдении норм соответствия площади.

Права они имеют такие же, как основной квартиросъемщик. Данные лица могут заключить договор с указанным лицом, известив при этом наймодателя, о солидарной ответственности перед собственником жилья. В таком случае они будут являться сонанимателями. Этот статус дает им равную ответственность по оплате коммунальных платежей, содержанию жилого помещения и пр.

  • на предоставление помещения в надлежащем состоянии, пригодном для проживания, и в соответствии с условиями договора;
  • на снабжение качественными коммунальными услугами;
  • производить переустройство/реконструкцию помещения только с согласия наймодателя;
  • вселять иных членов семьи, постоянно с ним проживающих, с разрешения собственника при соблюдении нормы площади на 1 человека (в случае несовершеннолетних детей - не требуется);
  • преимущественное право на заключение договора на новый срок;
  • заключать соглашения о поднайме с согласия владельца.

Обязанности:

  • эксплуатировать жилье в соответствии с его назначением - для проживания граждан;
  • сохранять состояние помещения, существовавшее в момент сдачи внаем;
  • вносить плату в соответствии с условиями договора;
  • оплачивать коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением;
  • ответственен за действия лиц, совместно с ним проживающих.

К такой категории закон относит лиц, которые проживают в съемном жилом помещении безвозмездно по инициативе нанимателя с предварительного согласия хозяина. Они еще именуются пользователями.

Наймодатель может запретить вселять данных лиц, если не соблюдается норма площади жилья на одного человека. Отвечать за их действия будет наниматель.

Период проживания таких граждан не может быть более 6 месяцев.

Они должны выехать по истечении срока, согласованного в момент заселения. Если таковой не был установлен, то в течение недели с предъявления такого требования.

Социальный найм

Это разновидность рассматриваемого нами в данной статье понятия. Основное отличие - собственником выступает государственный или муниципальный орган. Указанные правоотношения регулируются положениями Жилищного кодекса РФ.

Уже в самом названии "социальный наем жилого помещения" кроется его цель: помощь малоимущим слоям населения, которые признаны нуждающимися. С них не берется плата, но исполнять обязанность по внесению коммунальных платежей, ремонту они должны.

Ввиду этого, жилое помещение социального найма могут получить только лица, признанные нуждающимся и поставленные на соответствующий учет. Квартиры предоставляются в порядке очередности. Для постановки на учет в разных регионах свои критерии, при этом при заселении учитывается норма - не менее 18 кв. м на 1 человека.

Социальный наем и найм жилого помещения в коммерческих целях заключаются по договору. Основным отличием первого договора в статусе нанимателя является то, что лица, проживающие с ним, несут равные права и обязанности, имеют право на заключение соглашения после смерти основного квартиросъемщика.

Наем жилого помещения в данной ситуации не ограничен каким-либо сроком.

Обязанности собственника практически такие же, к ним добавляется еще исполнение капитального ремонта.

Особенностью договора является также то, что наниматель и члены его семьи могут быть выселены с предоставлением жилья (в т. ч. благоустроенного) или без такового. В первом случае это может произойти по причине реконструкции и капремонта дома, сноса, перевода в нежилое, признания непригодным для проживания, передачи религиозным организациям. Неблагоустроенное помещение может быть предоставлено гражданам, которые более 6 месяцев без наличия уважительных причин не вносят «коммуналку». И совсем без ничего могут выселить лиц, которые используют жилье не по назначению, разрушают его, неоднократно нарушают права соседей, а также персон, лишенных родительских прав.

Все эти процедуры производятся только в судебном порядке.

Плата. Срок

Коммерческий наем жилого помещения отличается от социального по этим двум важным условиям.

Сумма оплаты согласуется сторонами и указывается в договоре. Исключение составляют случаи, когда законом установлен максимальный размер, который не может быть превышен. Срок ее внесения может быть установлен аналогично (ежемесячно, ежеквартально, раз в 2 месяца и пр.) Если момент оплаты не прописан в договоре, то эту обязанность необходимо исполнять раз в месяц.

Наймодатель не может сам единолично изменить размер суммы, если иное не прописано в соглашении или законе.

Обычно предусматривается, что повышение производится 1 раз в год.

Договор найма жилого помещения между физическими лицами, заключаемый на период до 1 года, именуется краткосрочным. К нему не применяются положения ГК РФ о вселении постоянно проживающих домочадцев, временных гостей, поднайме, о замене главного съемщика, преимущественном праве на заключение нового соглашения, отсрочке его расторжения по судебному решению.

Предельный срок по закону составляет 5 лет. Если в договоре это условие не определено, то он считается действующим до истечения указанного периода.

Форма

Договор найма жилого помещения физическими лицами заключается обязательно в письменном виде.

В случае если срок действия такого соглашения более 1 года, то обременение права собственности владельца жилья необходимо зарегистрировать в государственных органах.

При несоблюдении данного требования сделка будет считаться ничтожной.

Как же выглядит образец договора найма жилого помещения между физическими лицами? Давайте перейдем к практике. Обычно структура документа строится следующим образом:

  • наименование договора;
  • место заключения, дата;
  • Ф. И. О. наймодателя и квартиросъемщика, место и дата рождения, паспортные данные, адреса;
  • 1 раздел - предмет договора: указывается, что для проживания передается объект, его характеристики, местоположение, информация о собственнике, вселяемых с нанимателем лицах;
  • 2 раздел - права и обязанности: основные цитируются из ГК РФ, можно дополнить своими (запрет на содержание животных и пр.);
  • 3 глава - о сумме оплаты и порядке ее внесения, в т. ч. указывается валюта расчетов, вопрос об исполнении коммунальных платежей, может быть прописано условие о залоге для надлежащего исполнения обязательств;
  • 4 - срок;
  • 5 - ответственность сторон;
  • 6 - расторжение договора, пролонгация: за основу могут быть взяты пункты закона + добавлены свои, не противоречащие ему;
  • 7 - прочие условия: здесь указывается количество экземпляров соглашения, способ решения споров, определяется их подсудность, порядок изменения и дополнения условий;
  • 8 - подписи сторон, их контактные данные;
  • приложение № 1: акт приема-передачи;
  • приложение № 2: находящегося в помещении, с указанием рыночной стоимости.

Как выглядит образец договора найма жилого помещения, смотрите на фото выше. Как можно заметить, документ должен содержать обязательные «законные» элементы:

  • шапку с названием договора, сторон, датой и местом заключения договора;
  • наименование объекта;
  • срок;
  • порядок оплаты и сумма (в случае отсутствия будет договор пользования безвозмездный);
  • подписи сторон;
  • акт приема-передачи.

Иные элементы являются факультативными, если вы их не пропишете (права и обязанности, расторжение, ответственность и пр.), данные вопросы будут регламентироваться положениями ГК РФ.

Расторжение

Указанная процедура может проводиться как по соглашению сторон, инициативе квартиросъемщика с обязательным предупреждением наймодателя за 3 месяца, так и с подачи последнего по решению суда в определенных случаях, которые мы сейчас рассмотрим.

Итак, к судебным основаниям относятся:

  • наниматель не платит за жилье 6 и более месяцев, если соглашением не установлено иное, при краткосрочном найме - при двукратном невнесении суммы;
  • жильцы портят или разрушают помещение;
  • используют его не по назначению или систематически нарушают права соседей (право на обращение с иском возникает после первого предупреждения в случае отсутствия реакции);
  • аварийное состояние объекта, признание непригодным;
  • иные, предусмотренные ЖК РФ.

По двум последним причинам договор может быть расторгнут по требованию любой из его сторон.

Суд может по своей инициативе или просьбе нанимателя предоставить последнему срок до 1 года для ликвидации тех нарушений, из-за которых наймодатель обратился с иском. При отсутствии адекватной реакции квартиросъемщика в указанный период в виде «работы над ошибками» владелец может повторно обратиться в суд с теми же требованиями, и суд примет его сторону.

В случае расторжения договора наниматель и иные домочадцы подлежат выселению по данному решению. При этом он может просить отсрочить исполнение принятого акта также на срок не более года.

Судебные основания для расторжения договора социального найма жилого помещения практически идентичны вышеуказанным. Он считается прекращенным также с момента выезда нанимателя на новое место жительства, со смертью одиноко проживающего квартиросъемщика, ввиду разрушения помещения.

Судебные споры

Это основной метод защиты прав сторон по договору в случае, если мирным путем не удалось договориться.

При этом стоит отметить, что всю досудебную переписку, в частности предупреждения об устранении нарушения прав, письма, предложения о пролонгации договора, об изменении его условий, лучше вести письменно. Так будет легче отстоять свою позицию при возможной судебной тяжбе.

Конечно, от недобросовестных нанимателей не защищен никто. Представьте, вы сдаете отремонтированную квартиру со всеми удобствами, мебелью, техникой и пр. Квартиросъемщики показались миловидной молодой парой. Вы, не утруждаясь, скачали в сети и подписали распечатанный шаблон договора найма. Вместе с тем, придя в квартиру через месяц, обнаружили испорченную мебель, прокуренный ковер, большую собаку, ободравшую обои и дверь, и гору тараканов на немытой посуде. Каковы же ваши действия в данной ситуации? Сначала необходимо зафиксировать все увиденное: с помощью видео, фото с отображением даты, соседей - путем составления акта в присутствии самого нанимателя. Выдать последнему предупреждение об устранении нарушений и пригрозить выселением через суд, установить разумный срок на ликвидацию «кошмара».

Этот пример, наглядно демонстрирует последствия, к которым может привести халатный подход к оформлению документов, отсутствие изначального определения границ дозволенного.

В данном случае стоит сразу оговориться, что в договор найма помещения, образец которого представлен в обзоре, перед его заключением лучше внести пункты о возможности содержания домашних животных. А также опись имеющегося имущества и его стоимость.

Если по истечении установленного срока жилец не примет никаких мер, то можете смело идти в суд с исковым по основанию «порча и разрушение жилья», возможно, там будет и «систематическое нарушение прав соседей», а также требовать возмещения вам убытков.

В любом случае перед судом нужно собрать весомую доказательную базу.

Что касается сферы прав нанимателей, то здесь часто встречается нарушение в виде немотивированного повышения платы. Закон прописывает, что одностороннее изменение не допускается, если иное не предусмотрено договором. Когда такой оговорки нет, сумма должна быть неизменной на протяжении срока действия соглашения. В таких случаях редко встречаются тяжбы: люди либо договариваются, либо ищут более приемлемый вариант, поскольку судебный процесс также сопряжен с тратами и потерей времени.

Таким образом, наем жилого помещения - сфера довольно специфическая, требующая детальной проработки каждого пункта отношений. Упущение важных моментов может грозить печальными последствиями. Поэтому перед тем, как сдать или снять квартиру, заручитесь грамотным договором найма жилого помещения.