Государственное регулирование аудита в рф осуществляют. Аудит расходов организации

До принятия Временных правил аудиторская деятельность в России развивалась усилиями энтузиастов этого дела, как было сказано выше, с ориентацией на зарубежные стандарты бухгалтерского учёта и аудита. Госбанк России, Росстехнадзор РФ, учитывая, что соответствующие законы обязывали проводить ежегодную аудиторскую проверку отчётов коммерческих банков и страховых организаций, стремились организовать их аудирование. Этим и ограничивалось государственное регулирование аудитом.

Организацию государственного регулирования аудиторской деятельности Временными правилами возложена на Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. В положении о комиссии установлено, что она является коллегиальным органом и осуществляет свою работу на безвозмездной основе. Комиссия осуществляет систему мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторских фирм и аудиторов. Она на основе законодательства разрабатывает проекты нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, содействует реализации Временных правил, обобщает практику их применения по запросам, даёт разъяснения применения Временных правил.

Комиссия имеет право представлять на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов об аудите, разрабатывать стандарты аудиторской деятельности, направлять аудиторам и аудиторским фирмам обязательные для исполнения предписания об устранении ими нарушений законодательства в области аудиторской деятельности, определять перечень ведущих учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов. Как видно из перечисленных выше основных направлений деятельности комиссии, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном сводится к работе с нормативными актами, их подготовке и исполнению, организации обучения, аттестации и лицензированию аудиторов. Правовое обеспечение деятельности комиссии возложено на Государственно-правовое управление администрации Президента Российской Федерации, консультант которого является заместителем председателя комиссии. Состав комиссии утверждается Президентом Российской Федерации. Она состоит из высших должностных лиц Министерства финансов РФ, Банка России, Государственной налоговой службы РФ, Росстехнадзора РФ, антимонопольного комитета РФ и аппарата Правительства РФ.

Описанная форма организации аудиторской деятельности возможна и целесообразна лишь на начальном этапе. В дальнейшем она должна быть изменена. Руководством развития аудита должны заниматься сами аудиторы. Возложение на Министерство финансов РФ, Банк России и Росстехнадзор РФ организации конкретной работы по выдаче аттестатов и лицензий, контроля за деятельностью аудиторов, содержание аппарата центральных аттестационно-лицензионных комиссий за счёт средств федерального бюджета лишают возможности иметь федеральную аудиторскую палату, состоящую из профессиональных аудиторов, научных работников академических институтов и преподавателей высших учебных заведений экономического и юридического профиля. Высшие должностные лица, составляющие ныне комиссию по аудиторской деятельности, выражают и представляют интересы государства, а не предпринимателей, включая и аудиторов. Не случайно, что интересы государства выходят на первое место при обсуждении ответственности аудитора в случае установления неквалифицированного проведения аудиторской проверки.

В будущем необходимо наряду с подготовкой закона об аудиторской деятельности иметь отдельный закон о контрольно-ревизионной службе, как это уже сделано на Украине. Тогда контрольно-ревизионные органы Министерства финансов РФ, ревизионные службы других министерств и ведомств получили бы законодательное обоснование и имели бы правовой статус, отвечающий современным реалиям и аспектам рыночной экономики, где преобладающими являются частные предприятия. Разграничение функций вневедомственного и ведомственного финансового контроля позволит более чётко определить и сферу аудита, в том числе обязательного.

Аудиторы и аудиторские фирмы могут в соответствии с законом образовывать аудиторские союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью. Федеральная аудиторская палата, состоящая из аудиторов, аудиторских фирм и аудиторских объединений на правах членства, могла бы взять на себя руководство аудиторской деятельностью в России взамен ныне существующей комиссии. Возможно, цели, основные направления деятельности, права и обязанности федеральной аудиторской палаты в будущем будут предусмотрены в законе об аудиторской деятельности.

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ многоуровневое. В данной сфере есть основной специальный закон, а также многочисленные подзаконные акты, утверждающие стандарты, на которые ориентируются аудиторы. О системе и структуре нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, читайте в этой статье.

Кто осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности

Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Так, например, данное подразделение Минфина ведет:

  • нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
  • реестр аудиторов и их СРО и т. д.

Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.

Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.

В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФосуществляется на нескольких уровнях.

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:

  1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
  2. Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н (заменены приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н). В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
  3. 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
  4. Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.
  5. Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.

Основные положения закона об аудиторской деятельности

Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.

Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:

  • Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
  • После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6-9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
  • Ст. 10-12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
  • В ст. 13-14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
  • Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельностиописано в ст. 15-22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
  • Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон.

Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.

Несколько слов о МСА

Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время приобрело законченные очертания, осуществив интеграцию в международное право — переход к международным стандартам аудита.

Говоря о системенормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него следуют МСА и несколько еще действующих нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.

Тема 3. Правовые и организационные вопросы аудиторской деятельности.

Виду сопутствующих аудиту услуг

Понятие сопутствующих аудиту услуг

Тема 2. Услуги, сопутствующие аудиту

Виды аудита.

В практике аудиторской деятельности различают следующие виды аудита:

1. По характеру заказа:

Обязательным называется аудит, проводимый по поручению государственных органов, а также в случаях, установленных законодательными актами РФ.

Правительством Российской Федерации определены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной проверке.

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

Организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

Организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

Объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей.

Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Обязательный аудит по поручению государственных органов . В соответствии с законодательством в Российской Федерации обязательная аудиторская проверка может проводиться на основании решения суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, налоговой полиции. Срок проведения аудита по поручению государственных органов устанавливается по договору между государственным органом и аудитором, но не должен превышать более двух месяцев.

Государственные органы, по поручению которых проводится проверка, обязаны обеспечить личную безопасность аудиторов и их семей, также создать необходимые условия для работы аудитора, в частности обеспечить полноту необходимой информации и документации.

Оплата работы аудитора по поручению правовых органов осуществляется предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по средним рыночным ценам на аудиторские услуги, ставка которых ежегодно утверждается Правительством РФ. При отсутствии средств у субъекта оплата производится в течение месяца за счет средств республиканского бюджета с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда за счет имущества несостоятельного экономического субъекта. При необходимости повторной проверки на тех же основаниях должен привлекаться другой аудитор. Оплата повторных проверок осуществляется только за счет средств республиканского бюджета. Информация, выявленная в ходе проверки по поручению государственных органов, до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) подлежит гласности только с разрешения указанных органов.

Аудиторское заключение по результатам обязательного аудита по поручению государственных органов приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.

Инициативный аудит проводится по решению руководства предприятия-клиента. Причины проведения инициативного аудита могут быть следующие:

1) недостаточная уверенность руководителя в качестве бухгалтерской работы (из-за недобросовестности бухгалтера, недостаточ­ной квалификации и других причин);

2) плановый периодический контроль за финансовой работой на предприятии;

3) смена собственников, руководства предприятия. Инициативный аудит может быть комплексным и тематическим.

Комплексный инициативный аудит предусматривает сплошной документационный контроль и анализ всех участков бухгалтерского учета. При этом аудитор оценивает принципы выбранной учетной политики, применяемую форму ведения учета, график документооборота, внешние и внутренние условия среды и работы организации. Далее следует изучить систему внутреннего контроля бухгалтерского учета клиента, предыдущие аудиторские заключения и свидетельства о состоянии учета.

Тематический инициативный аудит подвергает проверке только отдельные разделы бухгалтерского учета. Аудитор может проанализировать только бухгалтерскую отчетность или только налоговые декларации, либо проверке могут подвергнуться только первичные документы и учетные регистры. Также клиент может быть заинте­ресован лишь в выборочной проверке отдельных данных или учета какого-либо имущественного объекта, обязательств.

2. По объекту проверки:

Внутренний аудит ориентирован на отношения по функциональному и линейному управлению в хозяйственной системе, его осуществляет штатный аудитор, ревизионная комиссия организации. Цель его - помощь сотрудникам организации в упорядочении финансово-хозяйственных дел и своевременный дежурный контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета. Внутренний аудит осуществляется непрерывно.

Внешний аудит проводится на договорных началах аудиторскими фирмами или частными аудиторами с целью получения объективной информации о состоянии финансово-хозяйственных дел. Внешний аудит направлен на важнейшие позиции отчетности и источники доходов с применением необходимых группировок по видам ресурсов и однотипным операциям. Внешний аудит проводится с годовым интервалом иногда по договору - поквартально).

3. По сфере деятельности:

Общий аудит;

Банковский аудит;

Страховой аудит;

Аудит прочей деятельности

4. По периодичности проверки:

Первоначальный аудит, означает проведение аудитором или аудиторской фирмой проверки в данной организации впервые;

Периодический (повторяющийся) аудит осуществляется в данной организации одной аудиторской фирмой (аудитором) при повторных договорных отношениях. Это, естественно, зависит от заинтересованности экономического субъекта проверки в длительном сотрудничестве с квалифицированными партнерами (аудиторами, аудиторской фирмой).

5. По стадии развития:

Подтверждающий аудит - аудит, предполагающий проверку и подтверждение практически каждой хозяйственной операции;

Базирующийся на риске - это такой вид аудита, когда проверка может производиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском;

Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная стадия привела к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего


Основные вопросы темы:

1. Понятие сопутствующих аудиту услуг

2. Виду сопутствующих аудиту услуг

Значительное место в аудите отводится так называемым сопутствующим аудиту услугам.

В Кодексе этики МФБ они не определены, в нем содержится достаточно общая формулировка: «Публично практикующий профессиональный бухгалтер не должен одновременно принимать участие в каком-либо бизнесе, роде занятий или деятельности, которые наносят или могут нанести ущерб порядочности, объективности, независимости или хорошей репутации данной профессии и поэтому являются не совместимыми с оказанием профессиональных услуг». Не имея по этому вопросу более конкретных указаний, предполагается, что аудитор, который проверяет фирму и одновременно сам работает в ней, не может быть независимым и объективным. Для западных специалистов само собой разумеющимся считается, что солидные и авторитетные аудиторы, адвокаты, нотариусы, врачи, не желающие потерять деловую репутацию, не вправе заниматься на профессиональном уровне какой-либо побочной деятельностью, кроме своей основной.

В настоящее время аудиторская деятельность включает два компонента: собственно аудит (обязательный аудит) и сопутствующие ему услуги. В аудиторских организациях они начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам выполнения. И это не случайно, так как именно в аудиторских фирмах работают наиболее квалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета, права, налогообложения, финансов. Еще раз подчеркнем, что в соответствии с законом аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Для осуществления последних от исполнителей требуется профессиональная компетентность в области аудита, бухгалтерского учета, экономического анализа, налогообложения, хозяйственного права и экономики.

В соответствии с Законом под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) осуществление маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области аудиторской деятельности, а также информации о их результатах, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Сопутствующие аудиту услуги условно могут быть подразделены на услуги контроля, услуги действия и консультационные услуги. Услуги контроля подразумевают, что аудитор контролирует правильность и обоснованность отражения фактов хозяйственной деятельности, начисление налоговых платежей и др. К у слугам действия относятся, например, проведение маркетинговых исследований, разработка инвестиционных проектов, а также постановка бухгалтерского учета, его ведение и восстановление.

С развитием рыночных отношении консультационные услуги становятся необходимыми. Это объясняется тем, что рыночная экономика базируется на формировании здоровой конкурентной среды, а чтобы достичь конкурентных преимуществ, фирмам нужны нововведения, для чего и требуются квалифицированные советы. Если на первых этапах экономического развития спрос и разнообразие консультационных услуг были очень незначительными, то сегодня их спектр существенно расширился: внешний финансовый аудит, бухгалтерское обслуживание, образовательные, юридические, услуги по подбору персонала, обеспечение информационными технологиями, инжиниринговые услуги, проектно-инвестиционное консультирование, услуги по антикризисному управлению и т.п. Спрос на консалтинговые услуги растет не только в России, но и во всем мире. Основными причинами этого являются конкуренция, структурные преобразования в фирмах, интернационализация и глобализация бизнеса. В настоящее время в большинстве развитых стран консультирование по экономике и управлению становится отдельным спектром услуг, однако в России ситуация пока складывается иначе.

Внутренний спрос на консультационные услуги в России еще отстает от спроса в развитых странах. Но следует отметить, что кроме внутреннего существует и внешний спрос, который направлен, как правило, на покупку услуг иностранных консалтинговых фирм, действующих на территории России. Основным источником внешнего спроса являются инвестиции и техническая помощь международных организаций, правительств и частных фондов зарубежных государств.

По мнению российских специалистов, в настоящее время существуют две тенденции развития рынка аудиторско-консультационных услуг, направленные на укрепление фирм, специализирующихся на оказании профессиональных услуг, и значительное повышение спроса на консалтинг.

Увеличение доли консультационных в общем объеме профессиональных услуг связано:

С особой популярностью услуг по осуществлению слияния или, наоборот, разделения фирм. Кроме того, в настоящее время широко востребованы консультационные услуги по финансовому оздоровлению предприятий и услуги, связанные с корпоративными финансами;

Возрастающим количеством транснациональных сделок, что является важным фактором, способствующим расширению деятельности департаментов налогового планирования аудиторско-консультационных фирм. Если раньше специалисты по налогам решали отдельные задачи, то сейчас они все чаще вовлекаются в масштабные комплексные консультационные проекты: разработку и реализацию стратегии развития деятельности клиента;

Сложными экономическими ситуациями, требующими нестандартных оперативных решений.

В настоящее время на рынке консультационных услуг в России преобладают следующие тенденции:

Рост объемов консультационной деятельности и увеличение количества работников консультационных фирм;

Появление новых видов, форм консультирования и рынков консультационных услуг;

Улучшение качества консультационных услуг;

Увеличение числа фирм-клиентов.

Все сопутствующие аудиту услуги подразделяются на совместимые и несовместимые с проведением обязательной аудиторской проверки. При оказании совместимых услуг можно выполнять одновременно или непосредственно перед проведением обязательной проверки; допускается также включение совместимых услуг в общий перечень работ по договору обязательного ежегодного аудита.

При оказании несовместимых услуг необходимо учитывать требование Закона об аудите. Обязательный аудит не может проводиться аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам. Это считается нарушением принципа независимости, так как в данном случае аудитор причастен к составлению отчетности. При этом ответственность за соблюдение принципа независимости возлагается на аудиторскую организацию. Методы проверки независимости специалистов аудиторской организации разрабатываются непосредственно аудиторской организацией.

Профессор Санкт-Петербургского государственного аграрного университета С. Бычкова в качестве перспективных называет следующие услуги аудиторов:

1. Оценка риска. Она помогает определить вероятность возникновения неблагоприятных обстоятельств. Особое значение данная услуга приобретает при оценке финансовых инструментов: финансовых опционов, фьючерсов, форвардов, свопов и др., поскольку им присущи такие специфические виды риска, как кредитный, рыночный, контрольный, риск изменения законодательства.

2. Определение надежности систем. Оно дает информацию о «честности» информационных систем и контроле, осуществляемом за их деятельностью с целью повышения эффективности данных систем.

3. Электронная торговля. В этом контексте внимание аудитора должно быть сконцентрировано на защищенности и подлинности электронных сделок и связи.

4. Контроль за эффективностью функционирования объекта. Он позволяет следить за качественной работой объекта и надежностью предоставляемой информации.

5. Наблюдение за эффективностью капиталовложений с представлением отчета по этому вопросу вышестоящей организации, исследование необычных ситуаций и принятие решений по ним.

6. Проектирование информационных систем и работа в качестве внешних источников обработки информации. В будущем для пользователей появится корпоративная база данных с централизованной системой управления, содержащая бухгалтерские отчеты и заключения аудиторов. Разработка таких систем позволит на основе доступного программного обеспечения производить собственный анализ.

7. Оценка информации, размещенной в Интернете. Например, информация о состоянии дел на фирме, включая бухгалтерские отчеты, помещается в компьютерную систему связи на соответствующую страничку, к которой может обратиться любой субъект, интересующийся бухгалтерской отчетностью. Однако для пользователя прежде всего важно, насколько достоверна эта информация. Нажав на опцию «аудитор», можно определить мнение специалиста о достоверности информации на данной странице (проверены ли эти данные, имеется ли отчет аудитора по ним и т.д.).

8. Экологическая оценка. Так, в некоторых западных странах в соответствии с законами об охране окружающей среды был создан необычный актив - право выброса вредных веществ, т.е. фактически введено лицензирование на право выброса определенного количества вредных веществ в атмосферу. Если предприятие не до конца использовало этот актив, то оставшуюся часть оно может продать через агентство по охране окружающей среды. Следует обратить внимание, что такое право не предоставляется вновь созданным предприятиям, они должны покупать его только у действующих организаций. Задача аудитора состоит в том, чтобы проверить правильность оценки этих прав, способы соответствующих измерений, методы оценки (по рыночным ценам или с помощью других средств) и др.

9. Проверка отражения результатов мероприятий по охране окружающей среды в бухгалтерских отчетах предприятий. В данном случае проверяется наличие необходимых лицензий на проведение мероприятий, так или иначе связанных с охраной окружающей среды.

Помимо специальных требований, к каждому виду сопутствующих аудиту услуг предъявляются и общие профессиональные требования.

Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны аудиторской организацией экономическому субъекту с особой добросовестностью и тщательностью. Аудиторская организация, где это возможно, должна соблюдать порядок определения уровня существенности на основе системы базовых показателей.

Специалисты аудиторских организаций, принимающие участие в проведении работ или оказании услуг, сопутствующих аудиту, обязаны выполнять необходимые профессиональные требования и этические нормы аудиторской деятельности, к которым относятся честность, объективность, профессиональная компетентность, прилежание, скромность, следование правилам профессионального поведения, соблюдение правил (стандартов) аудиторской деятельности и принципа конфиденциальности информации, ставшей известной аудиторам в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономический субъект несет ответственность:

За соблюдение действующего законодательства;

Полноту и правильное юридическое оформление документов;

Точность, достоверность и своевременность предоставления документов, сведений, информации, а также любые ограничения возможности выполнения аудиторской организацией своих обязанностей.

Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиторских услуг согласно действующему законодательству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Она освобождается от ответственности за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также при задержке ее предоставления со стороны экономического субъекта.

Выполнение работ и оказание услуг, сопутствующих аудиту, требуют от аудиторских организаций:

Действовать в соответствии с заданием заказчика, сформулированным в письменном виде (в форме договора или контракта, технического задания, письма-обязательства, письменного запроса и т.п.);

Планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;

Документировать ход выполнения работ или оказания услуг;

Четко разграничивать ответственность и функции исполнителей при выполнении части задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации;

Разрабатывать постоянно действующие типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг;

Контролировать качество выполненных работ или оказанных услуг, сопутствующих аудиту, особенно в крупных аудиторских организациях;

Подготавливать по итогам выполнения работ или услуг документ, отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской организации.

Оказание сопутствующих аудиту услуг оформляется договором. К нему может прилагаться задание на выполнение работ, содержащее:

Перечень источников данных (первичных документов), представляемых аудиторской организации для обработки;

Перечень документов, которые должны быть составлены аудиторской организацией в результате обработки источников данных, с указанием носителя (бумажный, машинный и т.д.);

Перечень вопросов, ответы на которые экономический субъект хочет получить от аудиторской организации.

Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты в виде расчетов, письменно составленных первичных документов, регистров учета, отчетности, справок и т.п.


Основные вопросы темы:

1. Государственное регулирование аудиторской деятельности и государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

2. Саморегулируемая организация аудиторов

3. Реестр аудиторов и аудиторских организаций

4. Права и обязанности аудиторской организации

5. Права и обязанности аудируемого лица

6. Аттестация аудиторов

7. Ответственность аудиторов

В международной практике аудита, предусмотрено две принципиальных группы документов, регулирующих аудиторскую деятельность:

Законодательные акты государства;

Документы, определяющие основополагающие принципы и приемы аудиторской деятельности, морально-этические нормы.

Аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307 ФЗ от 30.12.2008 г, Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган. В его функции входит:

Выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

Нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций;

Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

Анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.

Уполномоченный федеральный орган вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и иную необходимую информацию и документацию.

В целях обеспечения общественных интересов при уполномоченном федеральном органе создается Совет по аудиторской деятельности.

Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:

Рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

Рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;

Одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов;

Оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;

Вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

Рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа. В его состав входят:

Десять представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые подлежат ротации один раз в три года не менее чем на 25 процентов их общего числа;

Два представителя уполномоченного федерального органа;

По одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации;

Два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. Представители саморегулируемых организаций аудиторов подлежат ротации один раз в год.

Председатель совета по аудиторской деятельности избирается на первом заседании совета из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, входящих в состав совета.

Секретарем совета по аудиторской деятельности является представитель уполномоченного федерального органа из числа членов совета.

Заседания совета по аудиторской деятельности созываются председателем совета по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

Решения совета по аудиторской деятельности принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании.

В целях подготовки решений совета по аудиторской деятельности создается его рабочий орган.

В состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности входят руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители всех саморегулируемых организаций аудиторов, руководитель единой аттестационной комиссии, представители уполномоченного федерального органа, а также представители научной и педагогической общественности.

Число представителей саморегулируемых организаций аудиторов в рабочем органе совета по аудиторской деятельности должно составлять не менее 70 процентов общего числа членов рабочего органа совета.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляет уполномоченный федеральный орган.

Предметом государственного контроля является соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка саморегулируемой организации аудиторов осуществляется не чаще одного раза в два года в соответствии с планом проверок, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Основанием для осуществления внеплановой проверки может являться поданная в уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) саморегулируемой организации аудиторов, нарушающие требования законодательства Российской Федерации. Указанная жалоба может быть подана в уполномоченный федеральный орган аудиторской организацией, аудитором, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, другими саморегулируемыми организациями аудиторов, общественными объединениями, иными лицами

Порядок назначения и осуществления проверки саморегулируемой организации аудиторов, программа проверки, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Руководитель проверяемой саморегулируемой организации вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих проверку в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем совершения действия (бездействия).

В случае выявления нарушений уполномоченный федеральный орган по результатам проверки может применить следующие меры воздействия:

Вынести предписание, обязывающее устранить выявленные по результатам такой проверки нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

Вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность;

Вынести решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов.

Обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов.

Уполномоченный федеральный орган в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения по результатам проверки обязан сообщить в письменной форме о принятом решении. О результатах проведенной проверки и о принятом решении уполномоченный федеральный орган обязан проинформировать совет по аудиторской деятельности на его ближайшем заседании.

Саморегулируемая организация аудиторов в течение трех рабочих дней после дня истечения срока, установленного для устранения нарушения, должна проинформировать в письменной форме уполномоченный федеральный орган, а также совет по аудиторской деятельности об устранении выявленных нарушений на его ближайшем заседании.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» предусмотрены следующие основные функции государственного регулирования аудиторской деятельности:

  • выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности. Основные направления государственной политики в области аудиторской деятельности определяются программными и плановыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Поскольку институт аудита является инфраструктурным элементом рыночной экономики, то государственная политика в области аудиторской деятельности направлена, прежде всего, на создание и поддержание условий и предпосылок последовательного и успешного исполнения институтом аудита присущих ему функций в экономике, а именно: повышение доверия участников гражданского общества к информации, представляемой им экономическими субъектами. Помимо этого проводимая государственная политика направлена на развитие национального рынка аудиторских услуг, укрепление национальных аудиторских организаций, формирование национального кадрового потенциала аудиторов, поддержание национальных профессиональных институтов аудиторов;
  • принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных указанным Федеральным законом. Нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности предусматривает, прежде всего, издание нормативных правовых актов, которыми осуществляется регулирование отношений, возникающих при осуществлении аудиторской деятельности, в том числе стандартов аудиторской деятельности;
  • ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов. Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов является федеральной информационной системой, содержащей сведения о некоммерческих организациях, получивших статус саморегулируемых организаций в сфере аудиторской деятельности;
  • ведение контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций – свод реестров аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов (систематизированных перечней аудиторов и аудиторских организаций). Контрольный экземпляр реестра предназначен для удовлетворения информационных потребностей потребителей аудиторских услуг и иных заинтересованных лиц;
  • анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
  • участие в создании единой аттестационной комиссии и ее деятельности. Единая аттестационная комиссия проводит квалификационные экзамены на получение квалификационного аттестата аудитора. Минфин России определяет порядок создания Единой аттестационной комиссии, порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена. Представитель Минфина России участвует в коллегиальном органе управления Единой аттестационной комиссии;
  • обеспечение работы Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа. Совет по аудиторской деятельности создается в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности призван выполнять функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности является институтом независимого от аудиторской профессии надзора за развитием этой профессии. Минфин России утверждает состав Совета по аудиторской деятельности, осуществляет организационно-техническое обеспечение его деятельности, а также административное оформление вынесенных им решений;
  • осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов. Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов является соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального

    закона «Об аудиторской деятельности»

    и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

(ст. 15 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности")
1. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.
2. Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:
1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.
3. Для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

1. В комментируемой статье говорится, согласно ее названию, о государственном регулировании аудиторской деятельности, а по сути - об уполномоченном федеральном органе. Сокращение "уполномоченный федеральный орган" введено в ч. 5 ст. 9 комментируемого Закона для обозначения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности.

Следует отметить, что первоначально Указом Президента РФ 1993 г. об аудите (п. 4) в целях организации государственного регулирования аудиторской деятельности в России была образована Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ (КпАД при Президенте РФ). Как предусматривалось в п. 19 Временных правил аудита 1993 г., утв. данным Указом, положение о названной Комиссии утверждается Президентом РФ, назначающим также ее председателя. Соответственно, распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 54-РП "Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации"*(112) были утверждены Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и состав указанной Комиссии. Названным Положением определялось, что КпАД при Президенте РФ является коллегиальным органом при Президенте РФ, организующим разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.
КпАД при Президенте РФ упразднена, как и ряд других органов Указом Президента РФ от 25 апреля 2001 г. N 463 "Об упразднении ряда совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации"*(113) в целях упорядочения работы совещательных и консультативных органов при Президенте РФ. В связи с этим Указом Президента РФ от 26 ноября 2001 г. N 1360 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации"*(114) наряду с прочим признано утратившим силу и названное распоряжение Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 54-РП.

Практически одновременно с этим упразднением завершилась работа над принятием Закона 2001 г. об аудите, в п. 1 ст. 18 которого устанавливалось, что функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Во исполнение данного полномочия постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в России, определен Минфин России.

В пункте 1 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите также устанавливалось, что положение о федеральном органе утверждает Правительство РФ. Однако данное правило не повлекло внесения изменений в постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации"*(115). Позднее в рамках проводимой на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"*(116) реформы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти издано постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации"*(117), в п. 1 которого установлено, что Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ в финансовой сфере, включая в том числе область аудиторской деятельности.

В принятом чуть позже постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации"*(118) (п. 2) указано, что Минфин России до внесения соответствующих изменений в законодательство РФ осуществляет полномочия по государственному регулированию аудиторской деятельности, установленные Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Этим же постановлением утверждено новое Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, которое действует и в настоящее время. Согласно общим положениям данного документа (в ред. постановления Правительства РФ от 30 января 2008 г. N 42*(119) Минфин России:
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы (п. 1);
осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров (п. 2);
руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также названным Положением (п. 3);
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4).
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет перечень основных функций государственного регулирования аудиторской деятельности. Иначе говоря, определен перечень основных функций уполномоченного федерального органа. Аналогичный перечень, содержавшийся в п. 2 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите, так и обозначался - основные функции уполномоченного федерального органа. Разумеется, этот перечень претерпел существенные изменения, предопределенные новой концепцией комментируемого Закона.
В отношении конкретных позиций перечня, предусмотренного в ч. 2 комментируемой статьи, необходимо отметить следующее.
Выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности (п. 1).

Данная функция уполномоченного федерального органа в Законе 2001 г. об аудите непосредственно не определялась, но с очевидностью подразумевалась, о чем свидетельствуют названные выше акты Правительства РФ, которыми регламентирована деятельность Минфина России. В названном выше постановлении Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 прямо установлено, что в основные задачи Минфина России входит выработка единой государственной политики в сфере аудиторской деятельности.
Комментируемый Закон предусматривает участие СпАД в выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности. Так, согласно п. 1 ч. 2 его ст. 16 в функции СпАД входит рассмотрение вопросов государственной политики в сфере аудиторской деятельности. На участие СРО аудиторов в этом процессе данный Закон непосредственно не указывает, но, как предусмотрено в п. 4 ч. 3 ст. 6 Закона о СРО, СРО наряду с прочим имеет право вносить на рассмотрение органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования.

Нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности (п. 2).
Речь идет об издании нормативных правовых актов, прежде всего тех, которыми осуществляется регулирование аудиторской деятельности. Среди таких актов прямо названы ФСАД, а также правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Разработка и утверждение ФСАД регламентированы комментируемым Законом, как представляется, на достаточном уровне (см. комментарий к ст. 7 Закона), чего нельзя сказать в отношении правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. Как говорилось в комментарии к ст. 8 Закона, о требованиях к такому нормативному правовому акту в комментируемом Законе ничего не говорится. Законом 2001 г. об аудите издание такого нормативного правового акта не предусматривалось.

В пункте 2 ч. 2 комментируемой статьи указано также на издание иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных комментируемым Законом. Непосредственно данным Законом предусмотрено издание уполномоченным федеральным органом нормативных правовых актов по таким вопросам, как: порядок проведения квалификационного экзамена, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена (ч. 2 ст. 11);
порядок создания ЕАК, проводящей квалификационный экзамен (ч. 4 ст. 11); порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма (ч. 7 ст. 11); положение о СпАД и положение о рабочем органе СпАД (ч. 17 ст. 16); порядок, сроки и форма сообщения в уполномоченный федеральный орган СРО аудиторов о дополнительных требованиях, предусмотренных СРО аудиторов в своих стандартах, а также о дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею КПЭА (п. 3 ч. 7 ст. 17); порядок, сроки и форма представления в уполномоченный федеральный орган СРО аудиторов отчета об исполнении СРО аудиторов, ее членом или членами требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность (п. 4 ч. 7 ст. 17); порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также перечень включаемых в них сведений (ч. 3 ст. 19); порядок назначения и осуществления проверки СРО аудиторов, программа проверки, а также порядок оформления ее результатов (ч. 6 ст. 22).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 16 комментируемого Закона СпАД рассматривает проекты ФСАД и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом. О понятии нормативных правовых актов и о порядке их издания Минфином России см. комментарий к ст. 2 Закона.

Ведение госреестра СРО аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций (п. 3).
Ведение госреестра СРО аудиторов регламентировано в ст. 21 комментируемого Закона, в ч. 1 которой и установлено, что ведение указанного реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом. Ведению контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций посвящена ст. 19 данного Закона, в ч. 2 которой предусмотрено, что ведение указанного реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом. Следует отметить, что в п. 2 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите говорилось о том, что в функции уполномоченного федерального органа входит ведение госреестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, АПАО и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам (см. комментарий к ст. 19 и 21 Закона).

Анализ состояния рынка аудиторских услуг в России (п. 4).
О данной функции в других статьях комментируемого Закона ничего не говорится. В Законе 2001 г. об аудите об этой функции вообще не упоминалось. Вместе с тем в п. 5.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329, предусмотрено, что в полномочия Минфина России входит обобщение практики применения законодательства РФ и проведение анализа реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Иные предусмотренные комментируемым Законом функции (п. 5).

Перечень основных функций уполномоченного федерального органа сформулирован в ч. 2 комментируемой статьи как открытый, в то время как в п. 2 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите соответствующий перечень был определен как исчерпывающий. Среди основных функций уполномоченного федерального органа, предусмотренных комментируемым Законом и не поименованных в ч. 2 комментируемой статьи, необходимо отметить такие, как: осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 4 ст. 5 Закона (см. комментарий к ст. 10 Закона); создание ЕАК, проводящей квалификационный экзамен, и организация ее деятельности (см. комментарий к ст. 11 Закона); создание СпАД и организация его деятельности (см. комментарий к ст. 16 Закона); взаимодействие с СРО аудиторов (см. комментарий к ст. 17 Закона); осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов (см. комментарий к ст. 22 Закона).