Экономическая теория физиократов кто автор экономической таблицы. Физиократы - это кто? Представители физиократов

Физиократия (с греч. - «власть природы») - направление классической политической экономии во Франции, которое центральную роль в экономике отводило сельскохозяйственному производству. Физиократы подвергали критике меркантилизм, считая, что внимание производства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия «произведений земли», в чем, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации.

Физиократизм выражал интересы крупного капиталистического фермерства. Центральные идеи теории физиократии таковы – экономические законы носят естественный характер (то есть понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства.

Источник богатства есть сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля.

Промышленность считалась физиократами сферой бесплодной, непроизводящей. Под чистым продуктом они понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта. Бесплодной считалась и торговая деятельность.

Физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяй­ственное производство) - оборотному капиталу.

Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиокра­тов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из «обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

Физиократы дали определение «первоначальным авансам» (основной капитал) - затраты на земледельческое оборудование и «ежегодным авансам» (оборотный капитал) - ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство.

Налогообложение физиократы сводили к трем принципам: · налогообложение является источником дохода; наличие соотношения между налогами и доходами; · издержки взимания налогов не должны обременять. Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694- 1774) был придворным медиком Людовика XV, а проблемами экономики занялся в 60 лет.

Ф. Кенэ - автор «Экономической таблицы» , в котброй показано, как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распределяется между классами: производительным (лица, занятые в сельском хозяйстве, - фермеры и сельские наемные рабочие), бесплодным (лица, занятые в промышленности, а также купцы) и собственниками (лица, получающие ренту, - землевладельцы и король). В этом произведении Ф. Кенэ представил основные пути реализации общественного продукта в виде направленного графа с тремя вершинами (классами), объединив все акты обмена в массовое движение денег и товаров, но при этом исключив процесс накопления.

Само обращение годового продукта состоит из пяти актов:

1. класс землевладельцев покупает у класса фермеров средства питания на 1 миллиард ливров. Вследствие этого к классу фермеров возвращается один миллиард ливров и одна треть годового продукта выходит из обращения

2. класс землевладельцев на второй миллиард ливров полученной ренты покупает у «бесплодного» класса промышленные изделия;

3. класс «бесплодных» на полученный за свои товары миллиард ливров покупает у класса фермеров продукты питания. Следовательно, к клас­су фермеров возвращается второй миллиард ливров и две третьи части продукта выходят из обращения

4. класс фермеров покупает у «бесплодного» класса на миллиард ливров промышленные изделия, идущие на восстановление инструментов и материалов, стоимость которых вошла в стоимость произведенного годового продукта

5. класс «бесплодных» на этот миллиард ливров закупает сырье у класса ферме­ров. Таким образом, обращение годового продукта обеспечивает возмещение использованных фондов сельского хозяйства и промышленности как предпосылку возобновления производства.

Налоги, по мнению Ф. Кенэ, должны взиматься только с земельных собственников в размере 1/3 чистого продукта.

Ф. Кенэ разработал концепцию естественного порядка , в основе которой лежат моральные законы государства, то есть интересы отдельного лица не могут идти вразрез с общими интересами общества.

Он представил "Экономическую таблицу" королю Людовику и умолял его предпринять реформу экономической политики, чтобы таким образом уберечься от неминуемого бунта голодных крестьян. Ответ короля было легко предугадать. "Врач? Так лечи. И не лезь не в свое дело!" Неудивительно, что после этого Людовик XVI нашел бесславный конец на гильотине.

Тем не менее, есть еще одна причина, по которой Кенэ и его учение важны для нас сегодня. Именно Кенэ ввел в обиход термин, который стал лозунгом экономической науки. По мнению Кенэ, наилучшая экономическая политика определяется принципом laissez faire ("лэйзэ фэр"). В вольном переводе с французского это выражение означает "оставьте как есть" или "не мешайте". В экономической науке этот принцип принято понимать как невмешательство государства в коммерческую деятельность.

Итак, все было готово для появления классической политической экономии, включая лозунг. И классическая политэкономия появилась.

Все экономисты-классики внесли огромный вклад в развитие не только экономики, но и многих других наук.

Первым из экономистов-классиков принято считать Дэвида Юма. Юм был ипохондриком. Ему были свойственны частые перемены настроения. Иногда ему казалось, что он очень болен. В таких случаях он писал своему лучшему другу: "Приезжай повидать меня, я скоро умру". Иногда ему приходили в голову странные идеи, о которых он писал все тому же другу. В одном из писем Юм упомянул об одной очень странной идее. Ему показалось, что благосостояние состоит вовсе не в золоте, а в товарах и услугах.

Его друг поначалу не придал этому внимания, но потом, видя, что идея не проходит сама собой, решил переубедить Юма. Переубедить его оказалось не просто - потребовалось написать целую книгу.

Книга эта называлась "Исследование о природе и причинах богатства народов", а человека, который ее написал, звали Адам Смит. Однако в процессе написания книги Смит все яснее и яснее осознавал, что Юм прав - благосостояние и в самом деле состоит в товарах и услугах.

Задача руководства страной, таким образом, оказывалась отнюдь не в накоплении золота. Хороший правитель должен руководить страной так, чтобы ее граждане потребляли товары и услуги, а не продавали их за рубеж в обмен на золото, которое оседает мертвым грузом в подвалах Казначейства.

Как же этого добиться? Очень просто, говорил Смит. Не мешайте (laissez faire ). Люди сами разберутся, что им нужно для того, чтобы их жизнь стала лучше. Чем лучше жизнь каждого отдельного человека, тем лучше жизнь общества в целом:

Всякий человек стремится использовать капитал свой так, чтобы продукт его наивысшую ценность имел. Не намеревается он обычно содействовать интересу общественному, да и не знает, насколько ему содействует. Стремится он только к собственной обеспеченности, собственной выгоде. И ведет его в этом некая невидимая рука к результату, коего у него и в мыслях нет. В погоне за своим интересом часто содействует он интересу общественному более, чем если бы в самом деле намеревался ему содействовать.

Этот экономический закон, открытый Смитом, впоследствии стали называть принципом невидимой руки.

Правительству остается только защищать права частной собственности. Поддерживать закон, полицию и суд, чтобы преступник не смог безнаказанно отнять собственность у законного владельца. Содержать армию и флот, чтобы этого не смогли сделать чужеземные властители. Может быть, нанять пожарных, чтобы собственность не гибла в огне.

И никаких тарифов! Установление тарифов, говорил Смит, неминуемо вызовет бунты в колониях.

"Богатство народов" вышло в свет в 1776 году. Король Георг III, однако, оставил книгу без внимания. Пророчество Смита тем не менее не заставило себя ждать. В том же 1776 году североамериканские колонии начали войну за независимость и, выиграв ее, отделились от Британской империи. Поводом к войне, как теперь известно даже школьникам, послужило. установление тарифа на чай.

Итак, Смит полагал, что, если правительство оставит торговлю и промышленность в покое, они будут производить все возрастающие количества товаров и услуг. Как же это возможно? У Смита был ответ и на этот вопрос.

Однажды Смит зашел в мастерскую, где несколько рабочих делали булавки. И вот какой разговор случился у него с одним из них:

- Сколько булавок Вы один можете сделать за день?

Примерно двадцать пять, сэр.

- А сколько здесь работает людей?

Двенадцать, сэр.

- И сколько булавок вы делаете за день все вместе?

Четырнадцать тысяч, сэр.

Смит не мог поверить своим ушам. Помножьте двадцать пять на двенадцать, и получите триста, но никак не четырнадцать тысяч. Чудо, однако, объяснялось просто. Один рабочий резал проволоку, второй заострял один конец будущей булавки, третий выполнял головку на другом конце. Каждый умел делать всего одну операцию, но очень быстро. Смит назвал это явление разделением труда . По мнению Смита, разделение труда будет способствовать бесконечному экономическому росту - ведь специализироваться могут не только отдельные люди или фирмы, но и целые страны.

"Богатство народов" давало ответ на многие вопросы. Был, однако, один вопрос, на который Смит не мог дать ответа. Этот вопрос казался ему настолько важным, что он задал его будущим поколениям исследователей в последней главе своей книги:

И я думаю - почему получается так, что алмазы, не имеющие никакой очевидной полезности за исключением сверкающего блеска драгоценностей, заслуживают такой высокой цены, тогда как вода, необходимая для нашего существования, бесплатна?

Другими словами, Смит задал вопрос: "Что есть цена?"

Именно поэтому многие и называют Смита отцом классической экономической науки. Наконец-то после тысячелетий блуждания во тьме кто-то поставил правильный вопрос.

И напоследок, стоит упамянуть еще одного выдающегося экономиста того времени. Анн Робер Жак Тюрго. Он родился во Франции и согласно семейной традиции окончил теологический факультет Сорбонны, но увлекся экономикой.

Людовик ХV вступив на престол, назначил Тюрго генеральным контролером финансов (август 1774). Убежденный сторонник сильной монархической власти, Тюрго был уверен, что при поддержке короля сумеет провести свои идеи в жизнь. Он немедленно выпустил эдикт о свободе торговли зерном (13 сентября 1774), упразднявший ограничения в этой области. Тюрго настаивал на отмене монополии и привилегий в важной для Франции торговле вином. Он ликвидировал цеха, объединения ремесленников, сковывавшие развитие производства; одновременно запрещались и союзы подмастерьев и рабочих. Была создана система регулярной почтовой связи и перевозок. Он также реформировал налогообложение: дорожная барщина была заменена денежным сбором, раскладывавшимся на все сословия. Тюрго планировал ввести взамен старых налогов всеобщий поземельный налог. Для распределения налогов на местах он собирался создать систему выборных провинциальных собраний.

Однако новшества Тюрго затрагивали интересы всех сословий Франции. Их отвергли дворянство и духовенство (Тюрго покушался на их привилегии), а также беднота, пострадавшая от спекуляций и вздорожания хлеба.

Главный труд А. Тюрго - «Размышления о создании и распределении богатств», в этой книге вслед за Кенэ и другими физиократами он отстаивал принцип свободы экономической деятельности и разделял их взгляд на земледелие как единственный источник прибавочного продукта. Впервые выделил внутри «земледельческого класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наемных работников.

А. Р. Ж. Тюрго впервые сформулировал так называемый закон убывающего плодородия почвы , который гласит: «Каждое дополнительное вложение капитала и труда в землю дает меньший по сравнению с предыдущим вложением эффект, а после некоего предела всякий дополнительный эффект становится невозможным».

В целом учение А. Тюрго совпадает с учением физиократов, но при этом стоит отметить следующие идеи:

· доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и прибыль на капитал (заработная плата владельца капитала, предпринимательский доход и земельная рента);

· обмен взаимовыгоден обоим товаровладельцам, и поэтому происходит уравнивание ценностей обмениваемых благ;

· уплата ссудного процента оправдывается потерей дохода заимодавца при предоставлении ссуды;

· текущие цены на рынке, с точки зрения А. Тюрго, формируются с учетом спроса и предложения, являясь критерием, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов.

Физиократов , именно постоянное воспроизводство богатства... Н. Кондратьев отмечал, что физиократы не проводили методологической грани... принципам экономического либерализма. Подобно физиократам , Тюрго утверждал, что...

Физиократия (с греч. - “власть природы”) - направление классической политической экономии во Франции, которое центральную роль в эко­номике отводило сельскохозяйственному производству.

Физиократы подвергали критике меркантилизм, считая, что внимание производства должно быть обращено не на развитие торговли и накоп­ление денег, а на создание изобилия “произведений земли”, в чем, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации.

Физиократизм выражал интересы крупного капиталистического фермерства.

Центральные идеи теории физиократии таковы .

Экономические законы носят естественный характер (то есть понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производ­ства.

Источник богатства есть сфера производства материальных благ - зем­леделие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля.

Промышленность считалась физиократами сферой бесплодной, непро­изводящей. Под чистым продуктом они понимали разницу между сум­мой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток (чи­стый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта.

Бесплодной считалась и торговая деятельность.

Физиократы проанализировали вещественные составные части капита­ла, различая “ежегодные авансы”, годичные затраты и “первичные аван­сы”, представляющие собой фонд организации земледельческого хо­зяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. “Первичные авансы” (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а “ежегодные авансы” (ежегодные затраты на сельскохозяй­ственное производство) - оборотному капиталу.

Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиокра­тов не существовало понятия “денежного капитала”, они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из “обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

Физиократы дали определение “первоначальным авансам” (основной ка­питал) - затраты на земледельческое оборудование и “ежегодным аван­сам” (оборотный капитал) - ежегодные затраты на сельскохозяйствен­ное производство.

Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:

· налогообложение является источником дохода;

· наличие соотношения между налогами и доходами;

· издержки взимания налогов не должны обременять.

"” Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694- 1774) был при­дворным медиком Людовика XV, а проблемами экономики занялся в 60 лет.


Ф. Кенэ - автор “Экономической таблицы”, в котброй показано, как со­вокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распре­деляется между классами: производительным (лица, занятые в сельском хозяйстве, - фермеры и сельские наемные рабочие), бесплодным (лица, занятые в промышленности, а также купцы) и собственниками (лица, получающие ренту, - землевладельцы и король). В этом произве­дении Ф. Кенэ представил основные пути реализации общественного про­дукта в виде направленного графа с тремя вершинами (классами), объе­динив все акты обмена в массовое движение денег и товаров, но при этом исключив процесс накопления.

Само обращение годового продукта состоит из пяти актов: 1) класс землевладельцев покупает у класса фермеров средства питания на 1 миллиард ливров. Вследствие этого к классу фермеров возвращается один миллиард ливров и одна треть годового продукта выходит из обра­щения; 2) класс землевладельцев на второй миллиард ливров получен­ной ренты покупает у “бесплодного” класса промышленные изделия; 3) класс “бесплодных” на полученный за свои товары миллиард ливров покупает у класса фермеров продукты питания. Следовательно, к клас­су фермеров возвращается второй миллиард ливров и две третьи части продукта выходят из обращения; 4) класс фермеров покупает у “бес­плодного” класса на миллиард ливров промышленные изделия, иду­щие на восстановление инструментов и материалов, стоимость кото­рых вошла в стоимость произведенного годового продукта; 5) класс “бесплодных” на этот миллиард ливров закупает сырье у класса ферме­ров. Таким образом, обращение годового продукта обеспечивает возме­щение использованных фондов сельского хозяйства и промышленнос­ти как предпосылку возобновления производства.

Налоги, по мнению Ф. Кенэ, должны взиматься только с земельных собственников в размере 1/3 чистого продукта.

Ф. Кенэ разработал концепцию естественного порядка, в основе кото­рой лежат моральные законы государства, то есть интересы отдельного лица не могут идти вразрез с общими интересами общества.

ВОПРОС 8. А. Смит. Методология учения (основоположник науки политическая экономия)

Адам Смит (1723- 1790) родился в Шотландии в семье чиновника. В 1740 году закончил университет в г. Глазго и был направлен для повы­шения образования в Оксфордский университет. В 28 лет был избран профессором философии и морали университета в Глазго,

В 1759 году он издал свою научную работу под названием “Теория мо­ральных чувств”, которая принесла ему широкую популярность,

В 41 год А. Смит отказался от работы в университете и занял место воспи­тателя в семье видного политического деятеля. В это время (1764-1766 гг.) он много путешествовал по Европе, лично познакомился с французскими учеными Ф. Кенэ, А. Тюрго и начал работу над своим главным трудом “Исследование о природе и причинах богатства народов”.

С 1778 года А. Смит был назначен на должность комиссара таможни в Эдинбурге, с 1787 года - ректор университета в Глазго.

2< Появление книги А. Смита “Исследование о природе и причинах богат­ства народов” явилось завершением этапа становления политической экономии как науки, В ней автор четко определил предмет, методологию и общую основу политической экономии как особой отрасли знания.

Предметом экономической науки, по Смиту, является общественное жо-номическое развитие и рост благосостояния общества. При этом развтие экономики опирается на материальные (физические) ресурсы общества, использование которых ведет к созданию благ и богатства народа.

Методология учения А. Смита основана на концепции экономического либерализма, основные положения которой заключаются в следующем:

интересы отдельных лиц совпадают с интересами общества;

· “экономический человек”, по Смиту, есть лицо, наделенное эгоизмом и стремящееся ко все большему накоплению богатства;

· непременным условием действия экономических законов является сво­бодная конкуренция;

· погоня за прибылью и свободная торговля А. Смитом оценивается как деятельность, выгодная всему обществу;

· на рынке действует “невидимая рука”, при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению общественных проблем наилучшим способом, максималь­но выгодным как отдельным лицам, так и всему обществу в целом.

Задача политической экономии, по А. Смиту, состоит в увеличении мо­гущества и богатства страны.

Экономическое учение А. Смита (Учение о разделении труда, Теория денег,.Теория стоимости)

В основе экономических взглядов А. Смита лежит следующая идея: про­дукты материального производства - это богатство нации; а величина последнего зависит от:

· доли населения, занятого производительным трудом;

· производительности труда.

Главный фактор увеличения уровня производительности труда - разде­ление труда, или специализация. (Вспомните хрестоматийный пример с булавочной мануфактурой.)

Результатом разделения труда являются:

· экономия рабочего времени;

· совершенствование навыков работы;

· изобретение машин, облегчающих ручной труд.

Деньги, по А. Смиту, есть особый товар, который является всеобщим средством обмена.

А. Смит считал, что издержки обращения должны быть минимальными, и поэтому отдавал предпочтение бумажным деньгам.

О” В теории стоимости ярко выражена противоречивость взглядов А. Смита. В своих работах он дает три подхода к понятию “стоимость”:

1) стоимость определяется затратами труда",

2) стоимость определяется покупаемым трудом, то есть количеством труда, на которое можно приобрести данный товар. Это положение спра­ведливо для простого товарного производства, а в условиях капиталис­тического производства - нет, так как товаропроизводитель при обмене получает больше, чем затратил на оплату труда;

3) стоимость определяется доходами, то есть источниками дохода, к которым ученый относил заработную плату, прибыль и ренту. Это опре­деление носит название “догма Смита” и легло в основу теории факто­ров производства.

Признавая, что в стоимость единичного товара, кроме доходов, входит также стоимость потребленных средств производства, Смит, однако, утверждал, что их стоимость создается живым трудом в других отраслях, так что в конечном счете стоимость совокупного общественного про­дукта сводится к сумме доходов. Таким образом, получается, что сто­имость средств производства, созданная трудом прошлых лет, исчезла.

Заработная плата - это “продукт труда”, вознаграждение за труд. Размер заработной платы зависит от экономической ситуации в стране, по­скольку при увеличении богатства увеличивается спрос на труд.

Прибыль - это “вычет из продукта труда”, разница между стоимостью произведенного продукта и заработной платой рабочих.

Земельная рента - это также “вычет из продукта труда”, который созда­ется неоплаченным трудом работников.

Капитал - это часть запасов, на которую капиталист ожидает получить доход.

Главный фактор накопления капитала, по А. Смиту,- бережливость.

А. Смит ввел деление капитала на основной и оборотный. Под основным капи­талом ом понимал капитал, не вступающий в процесс обращения, а под оборотным - капитал, который меняет форму в процессе производства.

Однако в соответствии со своей теорией стоимости, которая не учиты­вала стоимости средств производства, созданной трудом прошлых лет, он игнорировал постоянный капитал.

О- Принцип полного невмешательства государства в экономику страны -“laissez faire” - является условием богатства. Государственное регулиро­вание необходимо при возникновении угрозы всеобщему благу.

А. Смит сформулировал четыре правила налогообложения:

· пропорциональность " граждане государства обязаны платить налоги со­размерно получаемым средствам;

· минимальность - каждый налог должен взиматься так, чтобы он извле­кал у населения возможно меньше сверх того, что поступает в государ­ство;

· определенность - должны быть четко установлены время уплаты, способ и размер налога. Эта информация должна быть доступна любому нало­гоплательщику;

· удобство для плательщика - время и способ уплаты налога должны соот­ветствовать требованиям плательщиков.

Ученый выступал в защиту свободной торговли между странами. Пока­зал взаимовыгодность международной торговли исходя из различных уровней издержек производства в различных странах.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории

на тему: Школа физиократов

ЭФ, ЭУПП, 1 курс, 1221111 П.И. Бурик

Руководитель

Ст. преподаватель В.И. Жук

Введение…………………………………………………………………..3

1.Понятие физиократы ………………………………………………….4

2.Центральные идеи теории физиократов……………………………..5

3.Основоположник школы физиократов Ф.Кенэ……………………...6

4.Основные теоретические положения Ф.Кенэ………………………...8

5.Экономическая таблица Ф.Кенэ……………………………………...11

6.Анн Робер Жак Тюрго………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………....14

Список литературы ……………………………………………………..15

ВВЕДЕНИЕ

Историю экономических учений необходимо знать каждому культурному человеку так же как каждый культурный человек должен знать историю своей Родины. Знать прошлое необходимо для того, чтобы лучше понимать настоящее и в определенной степени предвидеть будущее. Дело в том, что история повторяется и, столкнувшись с какой-либо проблемой сегодняшнего дня, можно найти в прошлом похожую ситуацию и выяснить ее причины и последствия. Это же относится и к истории экономических учений, ведь повторяются не только экономические ситуации, но и экономические идеи, которые можно использовать сегодня. Кроме того, знакомство с различными теоретическими объяснениями одних и тех же экономических проблем ведет к выработке творческого мышления.

В XVIII веке во Франции зародилось направление, знаменовавшее поворот в политической экономии; оно получило название «физиократия» (от греческих слов – «власть природы»). Основателем этого направления был Франсуа Кенэ(1694-1774). Физиократы считали, что истинным богатством нации выступают не деньги, не золото, а продукт, производимый в сельском хозяйстве. Отсюда твердое убеждение сторонников этого учения, что единственным производительным классом в обществе являются крестьяне (земледельцы). А все остальные, в лучшем случае, только перерабатывают созданный ими продукт (промышленность и торговля), а в худшем этот продукт только потребляют (рантье, дворянство, армия и.т.п.). Поэтому, по мнению физиократов, королевская власть должна была провести реформу, которая освободила бы крестьян от многочисленных пут и разнообразных разорительных налогов. Это открыло бы возможности для развития их трудолюбия и свободной предприимчивости, обеспечило бы богатство и процветание государству. Речь у физиократов шла не о революционной ломке установившейся системы отношений, а о видоизменении, улучшении феодальных порядков по инициативе королевской власти.

  1. Понятие физиократы

Во Франции в середине XVIII в., вошедшего в историю человечества как век Просвещения, хотя и зародился класс капиталистических фермеров, положение крестьянства оставалось тяжелым. Страна в ходе бесконечных войн теряла свои колонии, сократилась ее внешняя торговля, ослабли позиции на Европейском континенте. Промышленность обслуживала в основном двор и аристократию. Отраслью экономики, которая привлекала внимание ученых-практиков, оставалось земледелие.

В это время в стране складывается школа физиократов. Название «физиократизм» происходит от греческих слов «физио» - природа и «кратос» - власть; таким образом, физиократизм означает «власть природы». Название, данное этой школе не случайно, так как точно отражает суть их экономических воззрений. Её представителями являлись Ф. Кенэ, Д. Немур, А. Тюрго, В. Мирабо.

И действительно, источник богатства и процветания нации физиократы видели исключительно в развитии сельского хозяйства. Физиократы объявили сельское хозяйство единственной отраслью, создающей богатство страны. Они настаивали на том, что именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех других форм богатства, обеспечивают занятие всем видам профессий, способствуют благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации.

Земля способна приносить доход, превышающий первоначальные затраты. Земледелец собирает хлеба больше, чем он посеял зерен. Поэтому только в земледелии, только в этой специфической отрасли существует «чистый продукт». В других сферах народного хозяйства чистый продукт не создается. Ремесленник лишь меняет форму продукта, производимого в сельском хозяйстве. То, что физиократы называли «чистым продуктом», позже получило название «рента».

  1. Центральные идеи теории физиократов

Экономические законы носят естественный характер и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства.

Источник богатства есть сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля.

Промышленность считалась физиократами сферой бесплодной, непроизводящей. Под чистым продуктом они понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта. Бесплодной считалась и торговая деятельность.

Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия "денежного капитала", они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

Физиократы дали определение "первоначальным авансам" (основной капитал) - затраты на земледельческое оборудование и "ежегодным авансам" (оборотный капитал) - ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство.

Физиократы предлагали правительству проводить политику свободной торговли, так как это самое надежное, совершенное и выгодное для народа и государства управление.

Физиократы выступали за монархическую централизованную власть и отводили государству такие функции, как, во-первых, сохранение «естественного порядка»; во-вторых, образование, которое является первой социальной связью; в-третьих, организации предприятий общественного характера.

Во второй половине XVIII в. под влиянием идей Просвещения во Франции сформировалось французское учение физиократов (от лат. physis – природа и kratos – сила, власть). Имеются разные предположения о том, кто придумал название этой экономической школе – Ф. Кенэ или герцог де Немур.

В основе мироздания, по мнению физиократов, лежит внутренний порядок. Он определяется действием вечных и непреложных, установленных Богом физических и моральных законов, образуя естественное право: неизменный и из возможного – наилучший порядок вещей. "Все подчинено в этом мире законам природы, – писал Ф. Кенэ, – люди одарены достаточным разумом, чтобы постигнуть эти законы и соблюдать их..."

Физиократы считали, что каждому человеку позволено действовать, используя свои способности, ум, имущество. Свобода труда, обмена, конкуренции отрицает существование монополий и привилегий. Помимо физических и моральных законов в человеческом обществе действуют положительные законы, т.е. принудительные правила, издаваемые верховной властью для того, чтобы установить порядок, наиболее выгодный людям, обеспечить соблюдение естественных законов и т.п. Законы государства нужны для охраны частной собственности, частных интересов, т. е. для того, чтобы никто не употреблял свою свободу во вред другим.

С естественным правом должны сообразовывать свои действия, как отдельные лица, так и правительства, если они желают, чтобы их практические меры достигали поставленных целей.

Максимальное удовлетворение потребностей всех членов общества, по мысли физиократов, будет иметь место, если каждому человеку позволят свободно действовать в своих эгоистических интересах. Поэтому главным их требованием являлось предоставление индивиду полной свободы действий: laissez faire, laissez passer ("позволяйте делать, что хотят, позволяйте идти, куда хотят"). Общественное развитие и благосостояние достигается, таким образом, в результате разрозненных, разнонаправленных эгоистических действий отдельных его членов.

Поэтому задача науки, в том числе экономической, заключается в изучении и научном объяснении господствующего порядка. Взгляды физиократов способствовали утверждению принципов экономического либерализма . Его суть можно сформулировать следующим образом: "Только при естественном, не стесняемом государственной властью, течении экономических явлений отдельные индивиды и общество в целом извлекают из них максимальную пользу".

Расцвет школы физиократов пришелся на 50–70-е гг. XVIII в. Основными ее представителями являются: Франсуа Кенэ (1694–1774); Жан-Клод де Гурнэ (1712–1759); Дюпон де Немур (1739–1817); Мерсье де ла Ривьер (1720– 1793); Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781).

Идеи физиократов получили наиболее полное выражение в трудах Франсуа Кенэ и Анна Робера Жака Тюрго. Ф. Кенэ написал для "Энциклопедии", издававшейся Дидро и д"Аламбером, ряд статей: "Зерно", "Фермеры", "Налоги", "Население". Наибольшую известность получили его работы "Общие принципы экономической политики земледельческого государства" (1758), "Экономическая таблица" (1758), "Естественное право" (1765) и "Китайский деспотизм " (1767).

Основные экономические труды А. Тюрго – это "Размышления о создании и распределении богатств" (1766), "Ценности и деньги" (1769) и др.

Предмет . Физиократы перенесли экономические исследования из сферы торговли и денежного обращения в материальное производство. Основным предметом изучения экономической науки стало сельскохозяйственное производство, которое они объявили единственной производительной отраслью. "Земледелец является первой движущей силой в ходе (всех) работ; это он производит на своей земле заработок всех ремесленников. Труд земледельца – единственный труд, производящий больше того, что составляет оплату труда. Поэтому он единственный источник всякого богатства" . Такая постановка вопроса демонстрирует влияние древнегреческих мыслителей, в частности Ксенофонта, на базовый тезис учения физиократов. Ксенофонт писал, что земледелие – мать и кормилица всех профессий. Земля учит справедливости, ибо дает больше тому, кто усерднее трудится.

Интерес физиократов к сельскому хозяйству был обусловлен тем, что в тот период Франция была аграрной страной, и сельское хозяйство являлось центром экономических противоречий. Причину отсталости французской экономики они связывали с неразвитостью капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Отстаивая идеи свободы, они противостояли воззрениям меркантилистов, за исключением Т. Мана, предложившего режим фритредерства. Физиократы, например, выступали за свободную, ничем не ограниченную торговлю.

Методология . В своих исследованиях физиократы опирались на концепцию "естественного порядка", понимая под ней господство непреходящих законов природы над законами общества. Идею подчинения общества принципам "естественного порядка", например, Ф. Кенэ объяснял возможной выгодой, которую получат экономические агенты, избавившись от препятствий на пути к экономике свободной конкуренции, основанной на сельскохозяйственном производстве. Следуя идеям французских просветителей, он не разделял частных и общественных интересов в условиях либеральной экономики.

Особенность методологии Ф. Кенэ заключалась в построении системы функционирования хозяйства на основе врачебного опыта. Экономика рассматривалась им как живой организм, развивающийся но объективным законам. Противодействие этим законам вызывает болезнь, вылечить которую можно, зная лишь ее особенности. Законы должны быть известны экономическому регулятору – просвещенному государству.

Ф. Кенэ объяснял экономические явления с позиции обмена продукции между общественными группами – классами . Он уточнил понятие "политическая экономия", понимая под ним взаимодействие классов в процессе производства и распределения богатства .

В работах А. Тюрго связь между теорией классов и теорией доходов проявляется даже больше, чем в экономическом учении Ф. Кенэ. Это объясняется его стремлением к детализации структуры классов и доходов с последующим обособлением прибыли как самостоятельной категории. Новаторство анализа Л. Тюрго состояло в том, что он объяснял особенности функционирования хозяйственной системы с позиции "общего экономического равновесия" , представляющего собой одновременное равновесие на рынках различных факторов производства, и, в первую очередь, на рынке земли.

Меркантилизм

Экономические школы

Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв . В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ .

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма - увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности .

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать .

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:

§ Томас Мен (1571-1641)

§ Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия .

С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия .

Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии .

Основными представителями школы являлись:

§ Франсуа Кенэ (1694-1774)

§ Анн Робер Тюрго (1727-1781)



Классическая школа политэкономики

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен .

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление ; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.