Тесты по экономической теории. С

Найдите единственно верный ответ.

1. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики?

а) Эффективное использование ресурсов.

б)Неограниченные производственные ресурсы.+

в) Максимальное удовлетворение потребностей.

г) Материальные и духовные потребности.

д) Редкость блага.

2. В каком из перечисленных случаев изучение теоретической экономики не имеет практического значения?

а) Каждый человек испытывает влияние экономики и сам воздействует на нее.

б) Каждый человек зарабатывает деньги, используя свои знания и опыт в тех или иных сферах деятельности. Теоретическая экономика учит студентов «умению жить».

в ) Каждый человек сталкивается с политическими проблемами, многие из которых связаны с экономикой.+

г) Каждый, кто разбирается в принципах функционирования экономики, способен лучше решать собственные экономические проблемы.

3. Чем ниже цена товара, тем больше объем спроса на него. Это одно из принципиальных положений теоретической экономики. Можно ли только на этом основании сделать следующие выводы:

а) Если цена на норковые манто упадет, объем их продаж увеличится

б) Если цена на норковые манто упадет, то Вы купите не одно, а два манто.

в) Если цены на норковые манто упадут, а все остальные факторы спроса и его динамики не изменятся, возможно, этих манто будет куплено больше, чем раньше, когда они стоили дороже.+

г) Если в этом месяце было продано больше норковых манто, чем в прошлом, то значит цены на них были снижены.

4. Экономическая модель не является:

а) Идеальным типом экономики или политики, во имя которых мы должны работать.

б) Инструментом для экономических прогнозов.

в) Комплексом экономических принципов.+

г) Объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные сектора

5. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:

а) Описательным.

б) Гипотетическим.

в) Дедуктивным+

г) Индуктивным.

6. Какая из перечисленных экономических целей имеет точное количествен­ное измерение:

а) Экономическая гарантия.

б) Полная занятость.+

в) Экономическая свобода.

г) Справедливое распределение дохода.

7. Если утверждается, что две экономические цели взаимоисключают друг друга, то это означает:

а) Невозможность одновременного достижения обеих целей.+

б) Отрицание их в качестве целей, которые должны быть реализованы в России.

в) Что реализация одной рассматривается, как результат достижения другой.

г) Что эти цели имеют количественное выражение.

8. Что из перечисленного изучает микроэкономика?

а) Производство в масштабе всей экономики.

б) Численность занятых в хозяйстве.

в) Общий уровень цен.+

г) Производство сахара и динамику его цены.

9. Государство увеличило расходы на закупку строительного оборудования, вслед за этим цены на него упали. Вывод о том, что первое - причина второго, пример:

а) Логически ошибочного построения «post hoc, ergo propter hoc». +

б)Ложного соединения.

в) Нечеткой терминологии.

г) Неправильного использования определений.

10. Если экономический рост способствует справедливому распределению дохода, то эти две макроэкономические цели:

а) Логически связаны друг с другом.

б) Противоречат друг другу. +

в)Дополняют друг друга.

г) Взаимоисключают друг друга.

11. Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ:

а) Микроэкономический.

б) Макроэкономический. +

в) Позитивный.

г)Нормативный.

12. Какова экономическая цель, если общество стремится минимизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов?

а)Достижение полной занятости.

б) Поддержание экономического роста.

в) Экономическаябезопасность.

г) Экономическаяэффективность.+

13 Позитивная экономическая теория изучает:

а) «Что есть».+

б) Что должно быть.

в) Положительные тенденции в экономическом развитии.

г) Оценочные суждения.

14. Экономическая теория:

а) Пригодна только для изучения капиталистической системы хозяйствова­ния

б) Пригодна для изучения всех экономических систем.+

в) Не может быть полезной при изучении экономических отношений, свой­ственных социализму.

г) Все предыдущие ответы неверны.

15. Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается в курсе:

а) Микроэкономики.

б) Макроэкономики.+

в) Менеджмента.

г) Международных финансов.

16. Временами в обществе растет неприязнь к экономистам, им приписы­ваются все сложности и провалы в экономике. Это объясняется тем, что:

а) Их теории и анализ чрезмерно усложнены.

б) Они руководствуются в первую очередь своими профессиональными ин­тересами.

в) Они не обращают внимания на политические издержки своих рекомен­даций, разрушая достигнутый ранее консенсус различных политических сил.+

г) Все предыдущие ответы верны.

17. Использование допущений в экономическом анализе:

а) Изменяет внутреннюю логику теории или модели.

б) Облегчает решение проблемы.+

в) Делает модель более реалистичной.

г) Увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ.

18. Экономическая теория:

а) Занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем.

б) Содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами.+

в) Не является наукой.

г) Не может предсказывать будущего, но может объяснить последствия определенных явлений в развитии экономики.


Похожая информация.



1. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории?
а) Эффективное использование ресурсов.
б) Неограниченные производственные ресурсы.
в) Максимальное удовлетворение потребностей.
г) Материальные и духовные потребности.
д) Редкость блага.
2. В каком из перечисленных случаев изучение теоретической экономики не имеет практического значения?
а) Каждый человек испытывает влияние экономики, и сам воздействует на нее.
б) Каждый человек зарабатывает деньги, используя свои знания и опыт в тех или иных сферах деятельности. Теоретическая экономика учит студентов «умению жить».
. в) Каждый человек сталкивается с политическими проблемами, многие из которых связаны с экономикой.
г) Каждый, кто разбирается в принципах функционирования экономики, способен лучше решать собственные экономические проблемы.
3. Чем ниже цена товара, тем больше объем спроса на него. Это одно из принципиальных положений теоретической экономики. Можно ли только на этом основании сделать следующие выводы:
а) Если цена на норковые манто упадет, объем их продаж увеличится.
б) Если цена на норковые манто упадет, то Вы купите не одно, а два манто.
в) Если цены на норковые манто упадут, а все остальные факторы спроса и его динамики не изменятся, возможно, этих манто будет куплено больше, чем раньше, когда они стоили дороже.
г) Если в этом месяце было продано больше норковых манто, чем в прошлом, то значит цены на них были снижены.
4. Экономическая модель не является:
а) Идеальным типом экономики или политики, во имя которых мы должны работать.
б) Инструментом для экономических прогнозов.
в) Комплексом экономических принципов.
г) Объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.
5. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:
а) Описательным.
б) Гипотетическим.
в) Дедуктивным.
г) Индуктивным.
6. Какая из перечисленных экономических целей имеет точное количественное измерение:
а) Экономическая гарантия.
б) Полная занятость.
в) Экономическая свобода.
г) Справедливое распределение дохода.
7. Если утверждается, что две экономические цели взаимоисключают друг друга, то это означает:
"а) Невозможность одновременного достижения обеих целей.
б) Отрицание их в качестве целей, которые должны быть реализованы в России.
в) Что реализация одной рассматривается, как результат достижения другой.
г) Что эти цели имеют количественное выражение.
8. Что из перечисленного изучает микроэкономика?
а) Производство в масштабе всей экономики.
б) Численность занятых трудом в хозяйстве.
в) Общий уровень цен.
г) Производство сахара и динамику его цены.
9. Государство увеличило расходы на закупку строительного оборудования, а вслед за этим цены на него упали. Вывод о том, что первое - причина второго, пример:
а) Логически ошибочного построения «post hoc, ergo propter hoc».
б) Ложного соединения.
в) Нечеткой терминологии.
г) Неправильного использования определений.
10. Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ,:
а) Микроэкономический.
б) Макроэкономический.
в) Позитивный.
г) Нормативный.
11. Какова экономическая цель, если общество стремится минимизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов?
а) Достижение полной занятости.
б) Поддержание экономического роста.
в) Экономическая безопасность.
г) Экономическая эффективность.
12.В чем отличие нормативной экономики от позитивной экономики?
а) Позитивная экономика изучает положительные результаты экономической деятельности, а нормативная экономика изучает влияние принятия нормативных актов на экономику страны.
б) В отличие от нормативной экономики, позитивная экономика не изучает
незаконные виды деятельности.
в) Позитивная экономика изучает «то, что есть»; нормативная экономика
исследует «то, что должно быть» (т.е. то, какой должна быть экономика и
какая конкретно мера экономической политики целесообразна в той или иной экономической ситуации).
г) Позитивная экономика - это раздел макроэкономики, а нормативная
экономика - это раздел микроэкономики.
13.Какое из приведенных определений лучше отражает суть предмета экономической теории?
а) Экономическая теория разрабатывает рекомендации, непосредственно
применяемые в хозяйственной практике.
б) Экономическая теория описывает и изучает рыночные отношения.
в) Экономическая теория изучает различные формы организации бизнеса и
предпринимательства.
г) Экономическая теория имеет дело с анализом и принятием решений для
наилучшего удовлетворения потребностей в условиях ограниченности.
14. Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается в курсе:
а) Микроэкономики.
б) Макроэкономики.
в) Менеджмента.
г) Международных финансов.
15. Временами в обществе растет неприязнь к экономистам, им приписываются все сложности и провалы в экономике. Это объясняется тем, что:
а) Их теории и анализ чрезмерно усложнены.
б) Они руководствуются в первую очередь своими профессиональными интересами.
в) Они не обращают внимания на политические издержки своих рекомендаций, разрушая достигнутый ранее консенсус различных политических сил.
г) Все предыдущие ответы верны.
16. Использование допущений в экономическом анализе:
а) Изменяет внутреннюю логику теории или модели.
б) Облегчает решение поставленной проблемы исследования.
в) Делает модель более реалистичной.
г) Увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ.
17. Экономическая теория:
а) Занимается исключительно прогностическими характеристиками развития
экономических систем.
б) Содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами.
в) Не является наукой.
г) Не может предсказывать будущего, но может объяснить последствия определенных явлений в развитии экономики
18. Принципиальная неразрешимость проблемы ограниченности связана с тем, что...
а). часто возникают ситуации, когда имеющихся товаров не хватает на всех
потребителей - например, невозможно поровну поделить 7 видеокассет между
10 желающими их получить;
б). большинство природных ресурсов человечества исчерпаемо;
в). в каждый конкретный момент времени человеческие потребности превышают возможности их удовлетворения за счет доступных ресурсов.
г). рынок не может произвести все необходимые людям товары и услуги;

19. Проблема компромиссного(экономического) выбора стоит...
а). только перед отдельными людьми;
б). только перед фирмами;
в). только перед государственными органами;
г). и перед отдельными людьми, и перед фирмами, и перед государственными органами.

Задача1.Нефтяник, имеющий зарплату 25 в час, решает сделать ремонт в квартире. Он может пригласить бригаду отделочников или взять неоплачиваемый отгул и выполнить работу сам. Бригада собирается выполнить работу за 35часов (оплата - 550). Сам нефтяник надеется все закончить за 30 часа и бесплатно. Что выбрать?
Решение:
Сравним альтернативные издержки ремонта квартиры бригадой рабочих и нефтяником..
Бригада рабочих 550
Сам нефтяник 30*25=750
Ответ: Выгоднее нанять бригаду рабочих.
Ключ к тесту:
1 б, 2 б, 3 в, 4 а, 5 г, 6 б, 7 а, 8 г, 9 а, 10 в, 11 г, 12в, 13 г, 14 б, 15 в, 16 б, 17 г, 18 в, 19 г.

Экономическая модель — это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Экономические модели должны отвечать ряду требований:

  • содержательность;
  • реалистичность принятых посылок и допущений;
  • возможность построения прогнозов;
  • возможность информационного обеспечения;
  • возможность проверки.

Среди экономистов нет общего мнения, какие требования отнести к приоритетным.

Основные этапы создания экономической модели

Создание любой теоретической модели, в том числе и экономической, проходит несколько этапов:

  • отбор переменных;
  • определение допущений, которые необходимо сделать чтобы не усложнять модель;
  • выдвижение одного или несколько предположений, гипотез, объясняющих взаимосвязь параметров;

Переменные, используемые в теории — это конкретные величины, имеющие различное значение.

Различают эндогенные и экзогенные переменные:

Эндогенные переменные — это переменные, которые непосредственно входят в модель, являясь объектов изучения (в нашем примере это количество товаров: зерно и ракеты)

Экзогенные переменные — это переменные, которые воздействуют на исследуемые величины, но не являются объектом изучения (в нашем примере, на количество товаров, производимых обществом оказывают влияние наличие и уровень технологии). Для удобства их принимают за постоянные величины.

Допущения (научные абстракции) позволяют избежать чрезмерных сложностей при создании теории. (в модели к таким допущениям относятся: ограничение производства двумя товарами, заданный объем ресурсов, постоянный уровень научно-технического прогресса, отсутствие внешнеэкономических связей).

Гипотеза — основной элемент модели. Гипотеза — это попытка объяснить в одном утверждении, как связаны между собой эндогенные переменные.

В нашем примере, анализ поведения общества в условиях позволяет заметить, что некоторого количества одного товара неизбежно вынуждает сокращать производство определенного количества другого товара и наоборот. Это позволяет выдвинуть гипотезу о существовании альтернативных издержек производства.

Гипотезы, как правило, предполагают формирование функциональной зависимости между неизвестными в виде формулы, таблицы и графика.

Основные типы экономических моделей

В экономической теории используются, главным образом, модели двух типов: оптимизационные и равновесные.

Оптимизационные модели используются при анализе поведения отдельных экономических агентов (потребителей, производителей и т.д.) для нахождения оптимальных величин. В этих моделях используются предельные показатели: , предельный доход, и т.п. Данный анализ принято называть (от англ. margin).

Модели используются при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. При анализе предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствует внутренний импульс к нарушению равновесия.

Значение равновесных моделей объясняется тем, что отдельные субъекты рынка, домохозяйства и фирмы могут оптимизировать свое положение, лишь обладая полной информацией о рынке предлагаемого ими блага и о рынках потребляемых ими ресурсов. Отсутствие такой информации вынуждает субъекта принимать решение: какое количество товара он мог бы купить (или продать) при некотором изменении его цены и при условии, что цены всех прочих товаров остаются неизменными.

Модель равновесия между спросом и предложением является основой микроэкономического анализа рынка.

Типы экономических моделей

Как наука экономическая теория имеет не только собственный предмет (что изучается), но и особые методы исследования (как изучается). Важнейшим методом является построение экономических моделей.

Моделями мы широко пользуемся в нашей повседневной жизни, даже не осознавая это. Типичная модель — карта города, т.е. его описанный по определенным правилам образ. На ней мы видим расположение улиц и транспортных магистралей, интересующих нас объектов. Такая карта не содержит, однако, информации, представляющейся в данном случае неважной (время работы магазинов, чистота улиц, состояние дорожного покрытия и т.д.).

Аналогично экономическая модель представляет собой упрошенное формальное описание интересующих нас сторон экономического явления.

Модели бывают двух типов: оптимизационные и равновесные. Оптимизационные модели используются для изучения поведения отдельных экономических агентов или их групп и показывают, как экономические агенты (их группы) максимизируют свое благосостояние. Примерами могут являться модель поведения фирмы, модель поведения отдельного потребителя. Равновесные модели нужны для изучения взаимоотношений между экономическими агентами и их группами. Пример — модель формирования рыночной цены под воздействием спроса всех покупателей и предложения всех продавцов.

Хорошая экономическая модель обладает рядом свойств:

  • она не перегружена деталями, содержащейся в ней информации должно быть не больше, чем необходимо для решения поставленной задачи;
  • посылки и допущения модели содержательны и реалистичны;
  • есть возможность собрать информацию, соответствующую условиям модели;
  • модель позволяет объяснить и предсказать реально наблюдаемые экономические явления.

Очень большую роль в экономике играют математические модели. Их применение позволяет не просто делать общие предположения относительно разных событий, но достаточно точно рассчитать количественные последствия тех или иных решений и тем самым дать конкретные рекомендации правительству и бизнесу. Вот, например, весьма актуальный вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Сторонники вступления говорят о его плюсах, противники акцентируют внимание на минусах, но только грамотные экономисты на основе эконометриче- ских моделей могут сказать: «Здесь выигрыш составит примерно столько-то, а в этой сфере весьма вероятны такие-то потери».

Модели строятся для нормативного и позитивного анализа. Позитивный анализ устанавливает причины и следствия экономических явлений, не давая им оценки. Такой анализ отвечает на вопросы типа: «Что и почему происходит в экономике сегодня?», «Что и почему происходило вчера?», «Что будет, если?..» Например, русский богатырь на распутье видит указатели: «Направо пойдешь — коня потеряешь. Налево пойдешь — голову потеряешь» и т.д. Все это — типичные примеры позитивных утверждений.

Напротив, нормативный анализ содержит оценку желательности тех или иных последствий. Круг его вопросов: «Что надо сделать, чтобы?..» Нормативный анализ содержит, следовательно, рекомендательную часть. Между двумя этими видами анализа существует тесная взаимосвязь: нормативные утверждения влияют на выбор предмета позитивного анализа, тогда как результаты последнего облегчают достижение нормативных целей.

Например, признано необходимым сократить инфляцию в экономике. Это нормативное утверждение. Но достичь данной цели можно по-разному:

  • повысив налоги для сокращения дефицита государственного бюджета;
  • уменьшив государственные расходы;
  • заморозив цены на основные виды сырья и энергоносителей;
  • ограничив рост курса доллара по отношению к рублю и т.д.

Выбрать лучший способ позволит позитивный анализ. Например, повышение налогов приведет к тому-то и тому-то, уменьшение государственных расходов — к тому-то и тому-то... Экономическая теория не избавляет, таким образом, людей от выбора, но позволяет сделать этот выбор более осознанным и ответственным.

Экономическая модель - это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Экономические модели должны отвечать ряду требований:

Модели бывают двух типов: оптимизационные и равновесные. Оптимизационные модели используются для изучения поведения отдельных экономических агентов или их групп и показывают, как экономические агенты (их группы) максимизируют свое благосостояние. Примерами могут являться модель поведения фирмы, модель поведения отдельного потребителя.Равновесные модели нужны для изучения взаимоотношений между экономическими агентами и их группами. Пример - модель формирования рыночной цены под воздействием спроса всех покупателей и предложения всех продавцов.

Микроэкономика как раздел экономической теории.

Современная экономическая теория подразделяется на две ключевые части: микро- и макроэкономику.

Микроэкономика как самостоятельная научная дисциплина сформировалась в последней трети XIX века. Она занимается исследованием поведения отдельных экономических субъектов.

Экономические субъекты (агенты) - это потребители (покупатели товаров и услуг); фирмы, производящие товары и услуги; наемные рабочие; вкладчики капитала; землевладельцы. Экономические субъекты разнятся по масштабам и функциям в экономических процессах, но роль каждой из названных групп экономических субъектов существенна и необходима.

Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Например, как влияют изменения цен и доходов на приобретение товаров, каким образом фирмы планируют масштабы производства, почему рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

Микроэкономика изучает взаимодействие субъектов экономики на отраслевых рынках (рынках, на которых обращаются однородные товары), объясняет механизмы рыночного ценообразования, влияние государственной политики на деятельность экономических субъектов.

Сегодня границы между микро- и макроэкономикой размываются, тем не менее микроэкономический анализ сохраняет свою специфику, развивается вглубь.

Центральной микроэкономической проблемой является проблема ценообразования, формирования рыночной цены.

Основные экономические системы и их типы.

В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные (рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная).

Рыночная экономика - это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения.

И связи между хозяйственными субъектами, сложившиеся на основе превалирующих и способов регулирования макроэкономической деятельности. В качестве хозяйственных субъектов могут выступать домохозяйства, фирмы и государство.

За последние двести лет в мире преимущественно действовали четыре глобальные экономические модели. Это две системы с доминирующим рыночным хозяйством - чистый капитализм и современный капитализм, и две системы нерыночного типа - административно-командная и традиционная. И уже в рамках той или иной общей экономической модели выделяют разнообразные модели экономического развития отдельных регионов и стран. Ниже приведены общие описания глобальных экономических систем.

Традиционная система

Этот тип хозяйствования превалирует в слаборазвитых странах и подразумевает низкий уровень развития технологий, широкую распространенность ручного труда и многоукладовую экономику, которая проявляется в сосуществовании различных экономических форм. Зачастую сохраняются натурально-общинные формы производства и распределения продукции. В экономике значительная роль отводится мелкотоварному производству, представленному многочисленными ремесленными и крестьянскими хозяйствами.

В функционирующей по традиционной системе, определяющую роль играет иностранный капитал. Социальное устройство общества при этом целиком зависит от многовековых устоев и традиций, кастовости, сословности - что значительно сдерживает социально-экономическое развитие.

Административно-командная система

Экономические модели по типу административно-командных были приняты во всех странах социалистического лагеря (прежде всего, в СССР) и в некоторых странах Азии.

Отличительные черты данного типа хозяйствования можно назвать следующие:

  • собственность на экономические ресурсы - государственная,
  • бюрократизация и государственная монополизация экономики,
  • основа хозяйственной деятельности - централизованное планирование экономики;
  • потребности, спрос и предложение определялись централизованными плановыми отделами, без участия непосредственных потребителей и производителей, исходя из общей политической идеологии.

Чистый капитализм

Эта модель действовала в 18-19 веках и представляла собой с чистой конкуренцией. Экономическая деятельность велась единоличными предпринимателями-капиталистами и, соответственно, они же владели правом собственности. Происходило саморегулирование частного капитала на основе свободных рынков, а государство минимально вмешивалось в этот процесс. У наемных рабочих фактически отсутствовала социальная защита в случае наступления безработицы, старости, болезни.

Современный капитализм

К середине 20 века, с приходом научно-технической революции, бурным развитием социальной, технической и производственной инфраструктур, государственные структуры начинают гораздо активнее участвовать в развитии национальной экономики. Чистый капитализм постепенно преобразуется в систему развитого современного капитализма. В рамках этой системы возникли национальные экономические модели, которые получили свои специфические черты исходя из особенностей социальных, национальных, географических и исторических условий. Разберем некоторые из них.

Американская модель

  • активное поощрение мелкого предпринимательства (около 80% всех новых рабочих мест создаются представителями малого бизнеса);
  • государство минимально вмешивается в регулирование экономики;
  • представлена очень незначительно в общем объеме форм собственности;
  • выраженное расслоение общества на классы богатых и бедных;
  • удовлетворительный уровень жизни и социальная защищенность бедных граждан.

Японская экономическая модель

  • активное воздействие государства на развитие экономики с обязательным планированием этого развития (составляются пятилетние планы для отдельных областей экономики);
  • размер заработной платы у простых служащих и руководителей фирм отличается весьма незначительно, поэтому уровень доходов у населения достаточно равномерный;
  • экономика имеет выраженную социальную направленность (практика пожизненного найма, социального партнерства и т.д.).

Южнокорейская модель

  • государственное планирование, разработка пятилетних планов;
  • жесткое регулирование внешнеэкономической деятельности с целью развития экспорта и минимизации импорта;
  • контроль государства в банковской сфере.

Китайская модель

  • сосуществование рыночной и ;
  • поддержание свободных экономических зон;
  • ровный уровень доходов населения;
  • большое значение домашних хозяйств;
  • китайцы-эмигранты активно помогают развитию национальной экономики.