Внешнее и внутреннее. Линейный импульс и столкновения

Первый шаг для выведения точки осознавания на границу можно назвать растождествлением. В этом положении точки самоосознавания вы имеете возможность растождествляться со своей привязанностью к внешнему или внутреннему обуславливанию. Для того чтобы это было в принципе возможно, необходимо предварительно проделать соответствующую работу.

Эта работа состоит в том, что вы находите границы своей обусловленности. Психологически мы воспринимаем границы своего пространства как обусловленные внешне. Эта привычка к внешнему обуславливанию начинается еще в детстве. Вспомните себя, своих детей, детей своих знакомых. У ребенка есть такой период, когда он идет до упора, пока его не остановят. Очень забавно выглядят родители, когда они в это время говорят ребенку: «Ну почему ты не понимаешь, ты этого не должен делать!», а он все равно идет, пока его не остановят. Он определяется в границах. И определяет эти границы там, где его уже действительно не пускают, а не там, где только говорят, что нельзя.

От того, какое образовалось личное пространство для действий и самореализации, как определились его границы в этом критическом для этой проблемы возрасте, впоследствии во многом зависит процесс становления самосознания. Дети в этом периоде кажутся ужасными, создается впечатление, что они делают все вам назло, что они специально устраивают пакости. А они просто ищут границу обусловленности. Бывают и взрослые с низким уровнем контроля, они тоже действуют до упора, пока их не остановишь, сами они никогда не остановятся. Так с укреплением привычки к тому, что тебя все время останавливают и это и есть твои границы, внешнее торможение становится для нас основным обуславливающим фактором, и поэтому человек гораздо чаще осознает себя как бытие для других, чем как бытие для себя.

Внутренний способ опознавания себя, внутренняя обусловленность состоит в том, что в человеке сознательно включается и выключается любой психологический механизм, независимо от внешнего стимула. В идеале, хотя, вероятно, и недостижимом, все это включается и выключается только тогда, когда вы этого хотите. То есть внешний стимул вызывает реакцию только тогда, когда вы этого хотите, и такую, как вы хотите. Вы перестаете быть шаром, из которого торчат кнопки, на которые нажимают внешние обстоятельства и тем самым вызывают ответную реакцию. Вы становитесь шаром, из которого ничего не торчит, он действует, потому что у него есть внутренняя движущая сила. Он обусловлен изнутри.

Есть такой немножко грубый, но очень наглядный образ: всякая работа человека над собой начинается с того, что он должен добиться, чтобы четыре большие красные кнопки нельзя было нажать без его ведома. Эти четыре большие красные кнопки, с помощью которых манипулирует нами Великое Среднее, всем известны. Это власть в двух формах - в желании властвовать и в желании подчиняться; деньги как потенциальное могущество, приобретательство или благотворительность, возможность не только брать, но и давать; кайф как возможность переживать некоторое раздражение центров удовольствия в идеале без всяких помех. И, естественно, то, что называется секс, как игры между полами.

Так вот, простое, даже примитивное на первый взгляд задание. Добейтесь, чтобы ни одну из этих кнопок нельзя было нажать извне: хочу - срабатывает, не хочу - не срабатывает. Простая, казалось бы, вещь. Но я видел, как на этих четырех кнопках исполняются замечательные, виртуозные произведения. Ничего особо не надо знать в психологии: четыре кнопки, и человек делает все, что ты хочешь. Из всех торчат эти кнопки, люди друг о друга стукаются, и кнопки нажимаются совершенно беспорядочно. Хорошо еще, когда на тебе играет виртуоз, это даже приятно, когда из тебя получается музыка.

Особенно трудно эту кнопочность осознать людям, погруженным в субъективную реальность. Им кажется, что у них вообще все обусловлено изнутри. Но если мы понаблюдаем за ними, то увидим, как они жаждут найти одного-единственного человека, потому что не могут иметь большую компанию друзей, одного, максимум двух, трех, и чтобы эти один, два или три заменили ему весь внешний мир, делали там все за него, таким образом снимая с себя ответственность за свою внешнюю жизнь. Именно такие люди чаще всего попадают в секты. Ничто им не помогает избежать поклонения лидеру: ни образование, ни чувствительность - ничто, потому что им главное - спихнуть внешний мир на кого-нибудь. Хороший манипулятор инстинктивно или, еще хуже, сознательно ловит их на этом. «О, ребята! Я все ваши внешние проблемы решу. А вы, с вашим глубоким внутренним миром, медитируйте. Только вы мне заплатите, и я вас быстренько-быстренько - к просветлению. Кому чего надо?»

Если под каждым совершенным вами действием не стоит ваша подпись и вы ищете кем или чем объяснить события своей жизни, значит, четыре красные кнопки нажимает Мы. И кнопочки нажимаются совершенно случайно, от случайных столкновений, совершенно случайными ситуациями и лицами, поэтому и не ведаем, что творим.

Движение из себя

Только работая над усилением внутренней обусловленности, над образованием границ за счет вашей центробежной силы, вашей внутренней целостности, кристаллизованности, вы действительно обнаружите свои границы. Только тогда вы сможете двигать к этим границам свою точку самоосознавания. Если же вы начнете с того, что двигаете точку самоосознавания к абстрактной границе между субъективной и объективной реальностями, то вообще никто не знает, куда вы попадете, потому что эти границы описаны внешне.

Это очень важный момент. Человеку очень редко приходит в голову так посмотреть на себя, с точки зрения своей границы, потому что, когда он внешне обусловлен, думать о границах незачем, они обнаруживаются в момент столкновения. Это детский прием, пока не стукнусь - не поверю. Можно пару раз стукнуться - проверить, действительно ли она здесь. При таком варианте личных усилий не надо, можно даже обидеться на то, что граница поставлена именно здесь. Можно начать призывать к свободе, к расширению границ, утверждать, что все это внешнее по отношению ко мне, это не мои границы. Это выгодная позиция, всегда можно говорить, что на самом деле я - о какой большой, если бы меня не ограничивали, тогда бы я о! о! о! о!..

Работа над тем, чтобы внутренние силы были крепче, чем внешнее обуславливание, - это очень важная работа. Если она успешно ведется, у вас появятся действительно свои границы, а как говорили мудрые древние люди: самое главное для человека - знать о своей отграниченности. Это действительно очень важно. Есть психические заболевания, при которых человеку кажется, что его насквозь просматривают, что на него дистанционно воздействуют. У него ощущение, что у него нет границы, что он проникаемый насквозь, что его растаскивают в разные стороны. Это как раз и происходит потому, что у него нет внутренних границ.

Я помню период массового психоза, когда всякий мало-мальски уважающий себя человек считал, что за ним должно следить КГБ, прослушивать его телефон и т. д. Это было модно, в Москве особенно. В общем, болезнь, мания. Я подумал, что с этим надо что-то делать, потому что все это ужасно заразительно. И тогда я решил создать себе установку, что меня всегда видно, всегда слышно и всегда известно, о чем я думаю. Мне один знакомый говорит: «Ты что, с ума сошел? Это же прямой путь к шизофрении, это же такая классическая болезнь, когда все время кажется, что все известно». Мы стали разбираться и выяснили, что если у вас создана система внутреннего обуславливания, если вы уже в состоянии свои границы видеть изнутри себя, то такая установка может стать очень ценным освобождающим приемом. Если же вы изнутри себя не видите своих границ, то есть вы преимущественно обусловлены внешне, то, конечно, такая установка приведет вас к шизофрении (если вы всерьез начнете этим заниматься).

Такие разные пределы

Следует помнить, что физическое, психологическое, социальное, интеллектуальное тело человека - это все вещи разные. Они имеют разные границы. Это понимание необходимо и для того, чтобы заниматься психоэнергетикой или экстрасенсорикой и вообще чем-либо выходящим за пределы примитивной деятельности шурупчика, за пределы ситуации. Примитив - это когда человек - горшок, в который вставили букет социальных функций. Вы должны понять, что человек должен обнаружить границы себя как целостности.

Понятно, что телесные границы легко обнаружить. Хотя и они тоже понятие не однозначное. Но уже социальное тело так просто не ощущается. Социальное тело человека - это круг людей, с которыми он находится в постоянных, более или менее структурированных взаимоотношениях, причем референтная группа (особо значимые люди, влияющие на ценностные предпочтения человека) может быть удалена во времени и расстоянии. Интеллектуальное тело - мир, на фоне которого человек себя воспринимает, может быть, вплоть до бесконечного, хотя это очень редкий случай. Человеку, как правило, трудно осознать, на каком фоне он себя воспринимает.

У художников бывают такие картины - человек на фоне чего-то. Это очень интересно. Автопортрет в зеркале. Тоже интересно. На фоне чего? Или вне всякого фона.

Реальное социальное тело человека можно рассматривать на фоне различных объемов социума, оно гораздо обширнее, чем поверхность нашей кожи и круг ежедневных контактов с людьми.

Мой друг, который сейчас в Вильнюсе или Петербурге, это тоже мое тело. Материализованное. Мое социальное тело. Там реальный человек, он обо мне думает, я о нем думаю. Это не мое воображение. Когда Юлиан Семенов рассказывает о себе (меня не столько его книжки интересуют, сколько его рассказы о себе), а у него знакомые по всему земному шару, от нацистских преступников до проституток и наркоманов, от героев до обывателей, то все эти люди, с которыми он реально имел контакт, и есть пространство его социального тела. Когда читаешь его книги, то это пространство реально ощущается.

Или, скажем, Циолковский, Вернадский, Чижевский, их интеллектуальное пространство, их реальное интеллектуальное тело. Циолковский не просто говорит о бесконечности, он реально воспринимает себя на ее фоне.

Когда человек видит свои границы изнутри, тогда он обнаруживает границы субъективной реальности и ее стык с реальностью объективной. Если же не видеть изнутри своих границ, никакой возможности обнаружить этот стык нет. Остается только по-детски двигаться в одну сторону, пока не остановят, а потом двигаться в другом направлении. Дети от 3 до 5 лет в момент становления сознания так себя и ведут. Затем подростковый кризис, становление социального самосознания. В этот период нарушают табу, идут на риск. Для чего? Чтобы остановили и тем самым помогли обнаружить границы себя.

Хорошо было бы, если бы взрослый человек попробовал сделать это изнутри, изнутри обусловить сам себя, определить свои границы. А уже расширить их или сузить - это его личное дело. Бывает такой сон или полусон, когда вдруг ощущаешь, что ты как бы размазан по сфере. Мир воспринимается как нечто выпуклое по отношению к тебе. Это и есть ощущение внешней обусловленности. Это ощущение, что мир обуславливает тебя. Ты вне сферы и не можешь в нее проникнуть. Бывает, наоборот, ощущение себя внутри сферы. Тогда ты видишь свою действительную отграниченность, свои грани, свои границы. Сферу, внутри которой ты поселился.

Если человек начал определяться изнутри, а его точка самоосознавания привычно находится вовне, во внешней по отношению к нему реальности, то ситуация такова: снаружи он себя видит, а изнутри нет. Тогда он сам для себя закрытое существо и может описать себя только снаружи, то есть только внешний облик, куклу.

Когда мы тем или иным способом выводим из субъективной реальности свою точку самоосознавания на границу между субъективной и объективной, то есть ставим ее в нулевую позицию (Я есть Я), мы можем сказать, что реализовали образ птицы, летящей меж двух миров. Когда это происходит, мы сразу знаем, что миры эти не просто должны быть равны, они действительно равны. Как только поставите, поймаете себя в этой точке на границе, то ни объективная, ни субъективная реальность не смогут превысить по объему одна другую. Поэтому для многих первый выход в эту нулевую ситуацию оказывается большой потерей.

Те, у кого была большая объективная реальность и маленькая субъективная, теряют огромный кусок объективной реальности. Он перестает быть актуальным. То же и в противоположном случае. Вы реально переживаете ощущение потери. И действительно, как говорят все честные учителя: став на этот путь, ты постепенно теряешь все. Пока же на этом этапе мы теряем только часть и за счет этого перестаем быть несбалансированным существом, которое все время качается, как маятник. Маятник то отрывается от природы в свободный полет, то есть в субъективную реальность, где все возможно, и доводит свои контакты с внешней реальностью до минимума, то летит в обратную сторону, к избавлению от своих внутренних проблем, в Мир, в котором надо жить реально, опираться на реальность, жить сегодня, раствориться в природе и т. д.

Как только вы выводите свое самоосознавание на границу, все сравнивается, останавливается - психологически это происходит мгновенно. Другой вопрос - можете ли вы удержаться в этом положении. Это зависит от мотивации, от учения, от вас самих, от ситуации, но в этот момент ваши оба крыла равны. Вы можете начать расти пропорционально, тогда любой шаг в одну сторону есть шаг в другую, эти реальности становятся в вас связанными и одна на другую неразрывно влияющими. Вы впервые практически выходите на такое место в себе, в котором получаете возможность воспринимать взаимодействие между субъективной и объективной реальностями. Это первый серьезный шаг в любом серьезном учении.

Как там за рубежами

Для того чтобы видеть что-либо, нужно находиться вне этого (как известно). Можно ли вывести точку самоосознавания за пределы субъективной и за пределы объективной реальностей? Можно, утверждают духовные учения. И первое, куда мы ее можем вывести, - это ничто. То есть вывод за все пределы означает поместить точку самоосознавания в психологически абсолютно пустое пространство - нигде или ни в чем, что будет еще точнее. Тогда субъективная и объективная реальности окажутся перед нами положенными, то есть с этой точки самоосознавания, выведенной в психологически абсолютно пустое пространство, мы можем видеть одномоментно обе реальности. Начинается процесс растождествления. Если это нам удалось, даже ненадолго, на мгновение, то в это мгновение мы начали свой путь в «нелюди».

У меня есть принцип: играть всегда на снижение. Обычно мотивация создается на том, что растождествление, умение видеть обе свои реальности - следующая ступень развития человека, что это ход от человека к человекобогу. Но такие мотивации очень опасны. Гораздо прагматичнее иронизировать, то есть сказать, что да, это шаг в «нелюди». Это действительно нечто другое, потому что человек, который психологически реально поместил свою точку самоосознавания за пределами реальностей, как субъективной, так и объективной, - это человек, с которым произошло качественное психологическое изменение.

В такой ситуации вы воспринимаете полет своей «птицы» как нечто доступное вашему восприятию в целом. Переживания на этом этапе чаще всего связаны с жутким одиночеством, с единичностью, доведенной до полного самовыражения, ты как бы чистый ноль, находящийся нигде. Но это открывает перед человеком другую возможность. А именно постепенно, путем стабилизации точки самоосознавания в этой пустоте, во-первых, ощущать взаимодействие между субъективной и объективной реальностями, что является, собственно говоря, главным в экстрасенсе в самом хорошем смысле (экстрасенс отличается тем, что он как бы имеет такую точку восприятия, где субъективную и объективную реальности он воспринимает во взаимодействии). Во-вторых, возможность видеть субъективную и объективную реальность как целое. Мир больше не распадается на две противоположности.

В результате этого видения у вас изменяется структура действия, потому что вы видите и как субъективная реальность воздействует на объективную, и обратное воздействие, и как это все непросто. В этой точке идея личного воздействия, то есть действия от лица субъекта, уже не может существовать. Здесь может существовать только идея правильного действия. Здесь появляется понятие «правильного», и сформулировано это в большинстве духовных традиций очень похожими словами: правильное действие совершается в правильное время, в правильном месте и с правильными людьми.

Это психологически абсолютно пустое пространство носит, как многим ни покажется странным, название «Пространство Знания». Поместив свою точку самоосознавания в это пространство, вы делаете доступным себе любое знание, реально необходимое вам в данный момент. Ведь вместе с исчезновением идеи воздействия исчезает и идея запаса, ношения своего знания с собой как некоторого груза. Теперь знания возникают у вас из живого непосредственного восприятия взаимодействия субъективной и объективной реальностей, то есть в каждый момент вы имеете все, что нужно для данного момента.

Вы знаете все, что необходимо вам реально знать, то есть опознавание себя уже идет не через внешнюю обусловленность и не через внутреннюю обусловленность, не через напряжение между субъективной и объективной реальностями, а через знание, открывающееся вам в каждый промежуток времени. Знание становится средством опознать себя реально в данный момент. Зеркало, в которое вы смотритесь с этого момента, когда ваше самоосознавание помещено в пустое психологическое пространство, есть знание, которое реально необходимо вам для данного момента, это знание возникает в вас как бы спонтанно, вы больше не озабочены тем, чтобы хранить его «про запас». В этом закон ситуации, когда ваше самосознание помещено за пределы объективной и субъективной реальностей.

Итак, есть две реальности: субъективная и объективная. Есть самосознание, от точки его положения зависит внешняя и внутренняя обусловленность человека. Внешняя обусловленность - жизнь человека-винтика. Внутренняя обусловленность дает возможность осознать свои границы. Это первый шаг. Затем мы помещаем точку самосознания на границу между объективной и субъективной реальностями и видим их взаимодействие, создаем себя как человека равновесного, целостного. Это второй шаг. Затем помещаем точку самосознания за пределы субъективной и объективной реальностей, и видим, что их противопоставление условное, реальность открывается для нас в своей целостности, неразделенности. С этого момента появляется понятие «правильного действия», действия, не разрушающего целостность реальности. Начинает работать принцип: правильное действие совершается в правильное время в правильном месте с правильными людьми. Оказавшись в Пространстве Знания, человек получает возможность не беспокоиться о том, чтобы хранить в себе знания «про запас». В каждый момент в нем активизируется знание, реально необходимое для данного момента. В этом состоянии человек достигает предельной эффективности своих действий. Ничего не помнить, ничем не смущаться, изменения необходимы и органичны.

Из пустоты к наполнению

Следующая возможность (если вы хотите сделать следующий шаг): сделать совершенно противоположный, казалось бы, ход и перевести точку самоосознавания из психологически пустого пространства в психологически абсолютно заполненное. Это сложный ход. И на этом месте происходит колоссальное разделение, отсев, то есть мало кто это сделает даже из тех, кто может. Почему?

Из прекрасной ситуации в Пространстве Знания вы попадаете в ситуацию психологически абсолютно заполненного пространства, в то самое пространство, которое носит образное название «Пространство Любви», где одномоментно и в динамике присутствуют все и все. И это дано в переживаниях, потому что знать это все невозможно, особенно в динамике.

Пройдя предыдущую стадию, вы уже знакомы с тем, что Пространство Знания - это знание, соответствующее правильному моменту, правильному действию в правильное время в правильном месте с правильными людьми. Если вы делаете следующий шаг и переводите свою точку самоосознавания в психологически абсолютно заполненное Пространство Любви, то теряете знание как таковое, но приобретаете переживание как познание.

Пространство Любви - это такое место, где две вещи - это одна вещь и в то же время две вещи. Вы как бы сливаетесь со всем Миром в том объеме, который вам доступен, и прежде всего, конечно, с живым, и в то же время вы все-таки ощущаете, что это вы слились. Чтобы войти в Пространство Любви, нужно передать право принимать решение своей Душе, а рациональное в этом случае нужно только для реализации этих решений.

В этом месте становится ясно, что нирвана как исчезновение - это соблазн. Это та же смерть, только красивая. Пребывание в Пространстве Любви - это колоссальная нагрузка, потому что та любовь, которая в древних текстах называется божественной любовью, требует очень большого количества душевных сил. Для Души нет правильного и неправильного, есть переживание момента Истины.

Представьте себе, что вы, простой советский человек, получили наконец маленькую однокомнатную квартиру, входите, а она битком набита совершенно незнакомыми людьми, и каждый кричит: «Люби меня! Живи со мной!» - и вы не имеете возможности сказать «нет», потому что вы вошли в это пространство.

Если в Пространстве Знания ваше Я, ваша точка самоосознавания находилась в беспредельной пустоте, вы были один, то в Пространстве Любви вы не имеете вообще никакого места себя поместить, места для себя, только те переживания, в которых вы растворились. Пребывание в Пространстве Любви - это реальный шаг к обретению Веры. Без передачи права решений своей Душе Вера невозможна.

Слово о Присутствии

Последняя возможность, теоретически последняя, то, о чем я могу писать хоть как-то конкретно, - это возможность выйти за пределы абсолютно пустого и абсолютно заполненного пространства. Для себя я назвал это словом «Присутствие».

Прежде чем рассказывать о нем, я напоминаю: в психологически пустом пространстве перед нами проблема воздействия заменяется проблемой правильного действия. В психологически заполненном пространстве - Пространстве Любви - проблемы действия не существует, в нем не может быть действия, там некому действовать от имени меня. Там существует проблема отдачи себя потоку, потоку любви. «Влюбленный в Бога» не действует в том смысле, в котором мы привыкли это понимать. У него нет проблемы правильного действия, неправильного действия, точно он действует или не точно. Он в экстатическом состоянии. У него нет таких категорий действия, он растворен в субъекте своей любви. В этом пространстве действие возможно только как импульс, как резонанс. Импульс найден, все. Никаких других критериев Истины, кроме прибавления энергии или убавления энергии, там нет. Есть импульс, резонанс есть, все, пошел. Как бы безумно это ни казалось.

Если в Пространстве Знания у нас еще есть проблема: правильное время, правильное место, правильные люди, то в Пространстве Любви никаких таких проблем - это пространство веселых сумасшедших. Импульс есть закон. Весь этот путь есть Сошествие с Ума, восхождение к безумству. Но это, оказывается, тоже еще не все.

Если вы в Пространстве Любви не стали просто сумасшедшим, то у вас остается следующий шаг, еще один шаг, еще одно движение. Вы можете вывести свою точку самоосознавания за пределы абсолютно заполненного и абсолютно пустого, тогда вы попадаете в пространство, которое я для себя определяю как Пространство Присутствия, или Всепроникающее пространство. Это очень трудно объяснить словами.

Если говорить на языке христианской традиции: единство Троицы - Бог Сын, Бог Отец, Бог Дух Святой, - это и будет пространство духовного присутствия. (Надеюсь, что мы все помним, что все это происходит в нашем сознании, чтобы у нас не было глюка, неправильности.) И когда вы выводите свою точку осознавания в это пространство, у вас появляется новое отношение к действию. Вместо понятия «правильного действия» появляется понятие «реального действия». Появляется проблема реального действия и понимание того, что реальное действие совершается реальностью, то есть ваша активность сливается с действием реальности и в строгом смысле слова невозможно разделить авторство действия: вы или реальность. Возникает возможность действительно воспринять Мир как часть себя и себя как часть Мира. Это и есть тотальное восприятие.

Когда в этом месте вы будете говорить Я, то вы будете в это вкладывать некий объем, в принципе чуждый тому человеку, который стоял в самом начале пути. Хотя все это происшествие, путешествие происходит в вашей психике. Как написано в «Книге мертвых»: «Не забудь! - Все это проекции твоего сознания».

Но что такое сознание? Ваша реальная ситуация в реальном мире изменяется. По мере изменения реальной ситуации вы постепенно понимаете, что преобразование, проведенное в идеальном, психическом, привело к тому, что вы изменили свою ситуацию в мире, свою линию в Мире и свою систему отношений с Миром. И вам уже ничего не нужно: ни Я - другой, ни Я как Мы, ни сложной системы самоотождествления, поддерживания Я как Я, потому что ваше самоосознавание неразрывно вплетено в ткань реальности. Говоря Я или не Я, вы не обнаруживаете этого раздела в самоосознавании.

Вы обнаруживаете принципиально другой способ самоосознавания: не за счет оппозиции Я - не Я. До этого места эта оппозиция везде существует. Но постепенно истончается, и здесь она вообще исчезает как ненужная, в ней нет необходимости. Наступает то резонансное взаимодействие между субъективной и объективной реальностями, в котором вы присутствуете. И это Присутствие и есть вы.

Когда рассказываешь о таких вещах, очень важно, чтобы слова не уводили в красивость, в эстетизм, в эстетическую фантазию, потому что все это путешествие, которое мы мысленно пытались проделать, реально для того, кто его проделывает, это реальное психологическое происшествие, связанное с реальным изменением его ситуации в Мире. И эти ситуации во внешнем окружении воспринимаются очень по-разному.

Но когда и если вы оказываетесь в этой точке, то осознаете, что невозможно туда попасть напрямую, нужно проделать такое путешествие, и в этом причина столь долгого срока пути. Хотя, конечно же, существуют Моцарты, существовали и будут существовать - «Пути Духа неисповедимы». Мы сейчас этого не касаемся. Это отсутствие необходимости даже внутри себя пользоваться оппозицией Я - не Я, Я - Мир, ее ненужность, никчемность. Ведь все, что делала эта штука, уже сделалось и без нее делается, освобождает внутри вас совершенно другие возможности. Освободившись от этой оппозиции Я - Мир, вы имеете возможность быть единым с Миром, не растворяя Мир в себе и не растворяя себя в Мире, то есть возможность быть тотальным.

Я думаю, что это, как минимум, интересно. Во всяком случае, для меня вот в этом обнаружился действительный смысл, хотя и здесь существуют проблемы. «Вдруг» ничего не бывает.

У меня однажды в одной серьезной организации спросили: «Вы что, хотите, чтобы все стали дервишами?» Я ответил: «Что вы? А кто же мне подаяние подавать будет?»

Я думаю, что Мир прекрасен разнообразием. А Путь не для всех, это не так просто.

Я ИЩЕТ РАБОТУ:

УБЕЖИЩА, ПУТИ, ТРАДИЦИИ

Мы выросли в обществе, в котором духовные традиции практически отсутствуют. Знания о духовных традициях пришли к нам в основном из книг, но и они стали доступны недавно. Только некоторые из нас имели возможность встретиться и общаться с живыми носителями традиции, поэтому и возник большой перекос в понимании того, что есть духовное сообщество и что есть сами духовные традиции.

Убежища для усталых

Первый критерий, который мы можем ввести для того, чтобы рассматривать любой вариант совокупности данных под названием «духовная традиция», - это сравнение предлагаемых моделей жизни по уровню сложности. Если модель, которая предлагается в качестве духовной жизни, проще, структурно примитивнее, чем жизнь, которой мы все живем, то эту модель сразу можно отнести в разряд «убежища», то есть некоего специфического Мы, в котором можно ощутить себя в относительной безопасности и быть занятым относительно духовными проблемами.

Использование знаний духовной традиции или специально организованной системы знаний для создания модели жизни, структурно более простой, однозначной, не имеющей внутренних противоречий, указывает на то, что человек не справляется со сложностью внешнего или сложностью внутреннего мира. И, как показывает практика, большинство людей, произнося слово «духовность», имеют в виду именно такую ситуацию. Это очень важно.

Использование духовной традиции, духовной культуры в качестве убежища и является наиболее распространенным вариантом. Оформляются эти варианты обычно с помощью самой разнообразной мотивации: стремление к самосовершенствованию, восхождение «к чему-то небесному» или, наоборот, нисхождение «к чему-то сатанинскому». Независимо от мотивационного оформления, от того, во имя чего и зачем, при анализе обнаруживается, что человек пытается создать себе или психологическое, или практическое жизненное убежище. Он упрощает свою внешнюю ситуацию за счет специально организованного внешнего мира (например, секта, община) или свою внутреннюю организацию за счет создания внутренне непротиворечивого, структурно простого мира, тем самым уходя от напряжения, сложностей и противоречий - и в любом случае оказывается в убежище. Чаще всего оправданием такого «ухода» служит такой мотив, как самосовершенствование.

Если спросить любого человека, который объявил себя духовным искателем: что такое жизнь в духовности? Как он себе это представляет? - то он нарисует очень простую картинку, организованную по очень простым правилам, и чаще всего это будут правила самоограничения или правила канонической формы. Все. Реального конкретного содержания, которое любой человек передает, когда рассказывает о своей жизни, вы не услышите. А поскольку нужно как-то построить ценностную структуру этого упрощенного мира, то создается сверхценностная идея.

Сверхценностью, как правило, становятся переживания. Все содержание духовности как убежища сводится к «особым переживаниям», которые объявляются сверхценностными, или же к переживаниям общения, к простой, ясной структуре общения по принципу: все мы хорошие, все мы любим друг друга, все мы мирные, тихие. Необходимость убежища осознается как со стороны рационального знания, так и со стороны духовной традиции. Есть целая категория людей, которые нуждаются время от времени в такого рода убежищах, и поэтому эти убежища существуют, существовали и будут существовать.

Но когда человек, претендующий на серьезное отношение к традиции, к духовному сообществу, пытается свести к убежищу всю задачу духовной традиции - это просто выдает его незнание. Если бы это было так, то есть если бы столь структурно упрощенная духовная жизнь была возможна, то духовное сообщество давно бы перестало существовать. Оно бы сохранилось просто как абстрактная идея или в виде отдельных общин, которым большее или меньшее время удавалось бы существовать, но производить ту продукцию, которую человечество получает от духовного сообщества, они бы не смогли.

Работа и Путь в традиции

Первым разграничением между духовным убежищем и духовной традицией как таковой является понятие работы и Пути. Подлинным содержанием духовной традиции, естественно, является движение к истине. Любая духовная традиция, в какой бы форме она ни представала перед нами, прежде всего является предложением ПУТИ к истине. Основной ценностью любой духовной традиции является истина в том качестве, в котором она в соответствии с принципом времени, места и людей определяется.

Любая живая духовная традиция содержит в себе рефлексию о том, что достижение истины есть самая сложная из всех сложных задач, которые человек может поставить перед собой. Естественно, что сам ПУТЬ и жизнь в этом Пути содержит огромное количество деталей, конкретного содержания, конкретных противоречий, опасностей, соблазнов, спадов, подъемов. Описание этого Пути содержит не меньшее количество подробностей, эмоций и т. д., чем описание любой жизни вне традиции. Это первый разделительный рубеж.

Если в убежище истина как достижение только декларируется, а основными ценностями являются моменты переживания и сопереживания, то в духовной традиции как таковой, на Пути, существует лишь единственная ценность - истина. Единственная цель - реализация этой истины в человеке. Все остальное обесценивается. Иногда это обесценивание, при неправильном понимании технологии, отсутствии достаточно полного знания, приводит к таким срывам, как глубинный цинизм, деструктивные влияния на человека и т. д. и т. п. Путь полон опасностей. Эти опасности и эти препятствия, преодоление их, а также сопутствующие переживания и сопутствующее открытие в себе каких-то способностей, возможностей - все это обесценено тем, что единственная ценность, осознаваемая как смысл, к которому все устремлено, собрано, сконцентрировано, - это истина, в той формулировке, которая принадлежит данному духовному учению.

Поскольку ПУТЬ продолжителен, то существует огромный разброс между людьми: одни находятся в этом месте, другие в том, есть остановившиеся, движущиеся, движущиеся назад, непрошедшие, погибшие, живущие... Духовный Путь - это огромный Мир со всеми признаками живого, конкретного, а не абстрактное «вообще». Этот Мир не переносится в книгу.

Книги учений духовных традиций, как правило, содержат в себе выжимку, кристалл, то есть формулировку истины, как она формулируется в данной традиции. Иногда более или менее полно излагается структура ПУТИ (то есть основные этапы) и некоторое количество технологических знаний, которые данная традиция считает возможными для передачи в тексте или через текст. Чаще всего текст предназначен для работы с ним, а не просто для «познавательного» прочтения.

Когда вы сталкиваетесь с материалом, который по всем своим признакам не принадлежит к этой жизни (то есть к жизни Великого Среднего), то прежде всего следует сориентироваться - что вы сами ищете и что вам предлагают: убежище, где первый признак - это простота, структурная обедненность, отсутствие конкретики, максимальная абстрагированность, или Путь. Путь - это ключевое слово, он изначально подразумевает протяженность во времени, отсутствие гарантий того, что цель будет обязательно достигнута, а также всякие сопутствующие сложности, требующие работы, руководства инструкторов, учителей, проводников и т. д., требующие для своего осуществления огромной структуры под названием «духовное сообщество», сообщество живых носителей традиций.

Не к себе, а к истине

Второй критерий очень интересен, на мой взгляд. Он состоит в том, что наличие такой мотивации, как самосовершенствование, указывает на непричастность предлагаемого знания к реальной духовной традиции. Из предыдущего ясно, что духовная традиция как Путь не может предложить идею самосовершенствования - она может предложить идею постижения истины, слияния с истиной, становления истины, то есть состояния, когда бытие субъекта и бытие истины становится тождественным, но она не может предложить идею самосовершенствования как таковую. Это очень важно.

при анализе явления взаимодополняемые понятия. Внешнее указывает на свойства предмета при взаимодействии с другими предметами, что находится на поверхности и непосредственно наблюдается. Внешнее связано с явлением и формой предмета, а внутреннее - с его сущностью и содержанием, это определяющее, организующее, активное начало, которое непосредственно не наблюдается. Внутреннее - это существенное качество явления, которое постигается разумом, но разделения явления на внутреннее и внешнее не абсолютны, так как внешнее, обладая относительной самостоятельностью, влияет на внутреннее и частично обусловливает его. В зависимости от координат и масштабов анализа они могут меняться местами.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ

категории материалистич. диалектики, отражающие две стороны единого предмета, различные по глубине и значимости связи предметов. Внешнее – это, во-первых, то, что характеризует предмет с его поверхностной стороны. В этом смысле внешнее – это те стороны, свойства предмета, к-рые выявляются во взаимодействии с предметами другой системы отношений. Так, напр., растение обладает рядом внешних свойств – цвет, запах, размеры и т.д. Но ни одно из этих cвойств в отдельности, ни их простая механич. совокупность еще не есть растение. Процесс обществ. развития, взятый со стороны своего внешнего проявления, выступает как переплетение и чередование множества историч. событий и фактов, как результат столкновений "бесчисленных отдельных стремлений и отдельных действий" (Энгельс Ф., Людвиг Фейербах..., 1955, с. 41). Внешнее – это, во-вторых, необходимое условие существования и развития какого-либо предмета, явления. Напр., среда, в к-рой живет организм, – это внешнее по отношению к организму. Природные условия – это внешнее по отношению к обществу. В противоположность внешнему, внутреннее – это то, что характеризует собственную природу, содержание, своеобразие вещи, события, явления. Внутреннее характеризует предмет, взятый со стороны тех его свойств и отношений, к-рые составляют его основу, сущность, закон движения и развития. Внешняя и внутренняя стороны вещей, явлений всегда находятся в единстве, взаимопроникают друг в друга. Нет внешнего без внутреннего, и наоборот. Внешние особенности выражают так или иначе внутр. свойства вещей и процессов. В единстве внешнего и внутреннего определяющим является внутреннее, ибо всякое развитие имеет своим источником самодвижение, т.е. внутр. противоречия (Единство и борьба противоположностей). Так, общество развивается во внешней среде – в природных, географич. условиях, однако определяет характер развития общества не внешняя среда, а внутренние силы, заключенные в самом общество. Маркс рассматривал историю как саморазвивающееся обществ. состояние людей. Производит. силы, производств. отношения, борьба классов, революции – это движущие силы развития всех антагонистич. формаций. Специфич. противоречия, имеющиеся в социалистич. обществе, составляют движущую силу его развития. Это, конечно, не значит, что внешняя среда не имеет никакого значения для развития общества. Она есть одно из необходимых, но не решающих условий развития общества. В процессе познания мы идем от внешнего к внутреннему: вначале схватываем менее существенные, внешние стороны вещей, потом во внешнем вскрываем внутреннее, т.е. сущность, закон, причину явлений и процессов. Внутреннее, т.о., выступает как одна из ступеней науч. познания действительности. Понять внутреннее в предмете – значит вскрыть присущие ему противоречия, противоположности в их единстве и борьбе. Человеческое мышление всегда движется от познания внешнего к познанию внутреннего. Постижение внутреннего означает раскрытие заключенного в предмете основания всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами. Познание внешнего означает раскрытие того, как обнаруживается внутреннее. Если внутреннее можно понять лишь через внешнее, то истинная природа внешнего может быть понята только при условии понимания внутреннего, к-рое обнаруживается во внешнем. См. Сущность и явление. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1–3, М., 1955, [т. 1, с. 19, 68, 87 (примеч.), 120, 322; т. 3, с. 197, 349, 841–44]; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), ч. 2, М., 1957, с. 158–60; его же, Теории прибавочной стоимости, 4 изд., т. 3, [Л.], 1936, с. 332, 344, 353–57, 364–68; Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1955, с. 370–72; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 185, 198–99; его же, Анти-Дюринг, М., 1957, с. 23–24; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 122–24; его же, Философские тетради, [Л.], 1947, с. 129–30, 134, 135, 161–62, 189–90, 201; Кант [И.], Критика чистого разума, 2 изд., пер. [с нем.], П., 1915, с. 187–88, 193–96; Гегель [Г.], Энциклопедия философских наук, пер. [с нем.], Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 232–37; его же, Наука логики, пер. [с нем.], Соч., т. 5, М., 1937, с. 17, 115, 236, 629–36; его же, Феноменология духа, пер. [с нем.], Соч., т. 4, М., 1959. А. Спиркин. Москва.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Что значит "внешнее и внутреннее"

Внешнее и внутреннее

философские категории, во взаимосвязи которых внешнее выражает свойства предмета, явления как целого и способы его взаимодействия с окружающей средой, а внутреннее ≈ строение самого предмета, явления: его состав, структуру и связи между его элементами. В процессе познания внешнее обычно выступает как то, что обнаруживается непосредственно, т. е. как свойства и связи предмета, прямо и сразу фиксируемые органами чувств и простейшими формами мыслительной деятельности; внутреннее же, как правило, бывает скрыто от непосредственного наблюдения. В этом смысле движение познания есть движение от внешнего к внутреннему.

В истории познания проблема В. и в. выступает с двух сторон. Это, во-первых, вопрос об объективной природе внутреннего и о правомерности перехода мысли от внешнего к внутреннему. Агностицизм считает такой переход произвольным, а само внутреннее ≈ лишь чисто мыслительной конструкцией; наиболее последовательное опровержение этой точки зрения даёт диалектический материализм, для которого объективность взаимосвязи В. и в. подтверждается на основе критерия практики. Во-вторых, вопрос о В. и в. возникает при объяснении источников развития . Концепции, подобные ламаркизму и его современные разновидности, так называемому «творческому дарвинизму», усматривают источник развития живого в окружающей его среде, т. е. во внешнем, по отношению к которому внутреннее выступает как производное; в противоположность этому диалектическая концепция развития находит этот источник во внутреннем и в специфике его взаимодействия с внешним.

Лит.: Спиркин А. Г., Курс марксистской философии, 2 изд., М., 1966, гл. 6.

Мир рекрутмента всегда был разделен условной линией на внутренний и внешний.
Внутренние рекрутеры часто жалуются на низкую эффективность агентств по подбору персонала: несоответствие предоставляемых кандидатов требованиям компании, предоставление недостаточно мотивированных кандидатов. С другой стороны рекрутеры агентств часто в разговоре упоминают факты сокрытия той или иной информации о компании или вакансии, которая потом всплывала во время подбора, и существенно усложняла закрытие позиции или даже полностью меняла стратегию поиска. Вспоминается жалоба одного внутреннего эйчара: «за четыре года ни одно агентство не спросило о наших ценностях», на которую в ответ от опытного рекрутера прозвучало: «в 99% случаев на этот вопрос ничего не отвечают». При этом в обсуждениях нередко слышны фразы: «сложные вакансии отдаем агентству», «наш рекрутер только массовые позиции закрывает», «это вакансия для внешнего рекрутера». Как видим, при большем количестве критики, часть позиций все равно отдается на аутсорсинг.
Так в чем же разница между внешними и внутренними рекрутерами, и есть ли она? Обе категории работают в сфере подбора персонала, у обоих есть их заказчики - внутренние и внешние. Почему же сотрудничество проходит у них достаточно сложно?

За годы работы в сфере подбора персонала и бизнес-образования родилась следующая гипотеза: «Эффективность рекрутера (и внешнего, и внутреннего) зависит от следующий блоков знаний и навыков:

  1. Знания о компании.
  2. Знания о вакансии и понимание требований к кандидату.
  3. Знание источников поиска и использование широкого спектра для закрытия позиций.
  4. Знание методов оценки и использование широкого спектра в работе».

Рис. 1. Гипотеза составляющих эффективности рекрутера

Остановимся более подробно на каждом из блоков и рассмотрим, что входит в каждый из них.

1. Знания о компании

  • Информация о позициях компании на внешнем рынке и о состоянии этой сферы бизнеса в целом. Например, агропромышленность в Украине сейчас стабильно растет, несмотря на кризис в прошлом году, и на рынке производства зерна, или подсолнечного масла, или консервации есть свои «мастодонты» и «середнячки». Рост рынка означает и стабильные заработные платы, а значит, специалисты не склонны резко менять работу. А знание компании помогает уже на этапе анализа резюме составлять характеристику того или иного кандидата исходя из названия компании, в которой он сейчас работает. Из концерна, который славится своим семейным корпоративным управлением, топы уходят редко, а если и уходят, то причины часто их дискредитируют.
  • Внутренняя информация о компании включает в себя знания о стиле менеджмента компании, ее организационной культуре, факты из истории компании. Какое количество сотрудников работает, как эта система управляется, и кто именно принимает решение по ключевым вопросам, особенно, касательно приема новых сотрудников. Кто неформальные лидеры, какие внутренние правила для новичков и прочее. Обладая такой информацией, рекрутер быстрее сможет понять, какой кандидат по ценностям легче всего вольется в коллектив, кому нужно его презентовать и каким именно образом, чтобы не нарушить внутренних правил. Например, решение о выборе того или иного кандидата на должность регионального менеджера принимает не только коммерческий директор, а и генеральный, и владелец, который постоянно в командировках за рубежом, а значит, этапов собеседования будет много и не каждый кандидат готов будет ждать.

2. Знания о вакансии

Эти знания включают в себя большое количество разнородной информации: описание функциональных обязанностей, требования к кандидату, предложение компании для кандидата (заработная плата и т. д.). Но описание заявки, даже самое подробное, всегда упускает важные моменты, которые потом создают барьеры в подборе. Например, не укажет директор, что офис-менеджер должен быть блондинкой. И если вы вкусов директора не знаете, то угадывать нужно будет достаточно долго.

3. Знание источников поиска

Когда-то я специально задалась вопросом, какое количество источников поиска есть в арсенале рекрутера, и насчитала их около 30-ти. Но постоянно арсенал расширяется и придумывать новые источники нужно тогда, когда простые уже не дают нужного результата, требуемого заказчиком. А это значит, что чем сложнее вакансии, которые закрывает рекрутер, тем богаче будет у него инструментарий, и тем чаще он его будет использовать, обновлять и расширять.

4. Знание инструментов оценки

Сюда входит как владение техниками проведения разных типов собеседования, так и использование тестовых методик, кейсов, проверка рекомендаций и т. д. Очень часто можно видеть спор между коллегами, какие инструменты более валидны, но на самом деле, рекрутеры часто получают схожие результаты, используя разные инструменты. Важно, что удобно самому рекрутеру.

Итак, мы имеем определенные блоки, которые влияют на эффективность работы рекрутера. Вспомним школьный курс геометрии и нарисуем координатные оси (рис. 2 ), вертикальная вверху будет стремиться к знаниям источников поиска, внизу - к навыкам оценки кандидата. Горизонтальная ось, соответственно, будет указывать на понимание компании и понимание вакансии. Каждая из четырех направляющих будет обладать максимальным размером в 10 пунктов, отметка в центре рисунка = 0.

Рис. 2. Парус эффективности рекрутера

Оцените свои знания и умения по каждому блоку (до 10 баллов) и проставьте соответствующие точки-оценки на графике. Когда соедините эти четыре точки в одну фигуру, получите так называемый ПАРУС ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКРУТЕРА (спасибо за метафору «Парус» Елене Сидоренко). На рисунке 2 цветными линиями представлены примеры двух графиков разных рекрутеров.

Гипотеза исследования

Исходя из этого графика, у нас получились две направляющие: горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная направляющая - это сильные стороны внутреннего рекрутера, для которого доступ к внутренней информации происходит легче и естественней, чем у внешнего. Но так как сложные позиции в работе возникают редко, то и инструментарий поиска и оценки базовый.

Вертикальная направляющая - это сильные стороны внешнего рекрутера, которому ставят задачу достать кандидата из-под земли. У внешнего рекрутера нет под рукой менеджера, который оценит кандидата на профпригодность, поэтому чтобы не пострадала репутация, внешние рекрутеры постоянно развивают свои инструменты оценки кандидатов. Но в большинстве агентств нет четкой специализации рекрутеров, а это значит, что каждый раз он должен изучать профессию с нуля именно со спецификой этого бизнеса. При наличии большого количества разноплановых вакансий, - изучение поверхностное. Кроме того, компании не склонны распостранять внутреннюю информацию о компании и аспектах ее деятельности при подписании контракта, так что для внешнего рекрутера работа с компанией - это постоянные открытия.

Для проверки гипотезы в марте-апреле этого года было проведено исследование, в котором приняли участие 67 рекрутеров из разных регионов страны.

31% из них были внешними рекрутерами и 69% - внутренними. 30% из внутренних никогда не работали в рекрутинговом агентстве, остальные там начинали свою карьеру и получали первый опыт.

60% участников опроса из Киева - сотрудники рекрутинговых агентств. 90% участников из районных центров не имели опыта работы в рекрутинговых агентствах. Это связано также и с тем, что рекрутинг - услуга, распространенная больше всего в крупных областных центрах и столице.

Не стало неожиданностью, что масс-рекрутментом занимаются только внутренние рекрутеры, а внешние в 100% случаев подбирают специалистов и линейных менеджеров, в 81% - топ-менеджеров.

Рис. 3. Портрет участников исследования

Рис. 4. Сферы, в которых подбирают персонал рекрутеры

Почти все участники, которые занимаются подбором в сфере IT, работают внутренними рекрутерами, что, скорее всего, связано с тем, что подбор такого рода персонала требует глубоких знаний о вакансии и компании, чтобы иметь возможность проводить собеседование с кандидатами и мотивировать их.

Табл. 1. Использование источников поиска различными рекрутерами


Частично эти результаты подтверждают нашу гипотезу, ведь внутренние рекрутеры используют намного меньше источников поиска, чем внешние. Также обозначился факт использования наиболее разнообразного инструментария внутренними рекрутерами с опытом работы в агентстве. Даже показатели использования прямого поиска у них значительно выше их коллег из внешних провайдеров услуг подбора.

Кроме этого в анкете мы просили указать 10 источников поиска и назвать 5, которые чаще всего использует рекрутер. Здесь также наблюдалась корреляция с гипотезой: внешние рекрутеры и внутренние с опытом работы в агентстве в среднем в анкете указывали 9–10 источников и использовали 4–5. Внутренние рекрутеры зачастую указывали 6–7 источников, из которых использовали 3–4.

Табл. 2. Использование источников поиска

Также интересен тот факт, что самый широкий спектр источников из внутренних рекрутеров использовали специалисты в сфере подбора ИТ-персонала. Это, скорее всего, связано со сложностью закрытия таких позиций, а значит, необходимостью использования большого объема источников, чтобы получить достойный поток кандидатов.

Табл. 3. Использование инструментов оценки кандидатов различными рекрутерами
(% рекрутеров, использующих инструмент)


Нажмите на изображение для увеличения

Как видно из таблицы, количество инструментов оценивания внешних и внутренних рекрутеров одинаково. Обе категории используют активно психологическое тестировании, кейс-метод. Тем не менее, у внутренних рекрутеров есть их уникальные методы оценки, такие как служба безопасности, и 33% внутренних рекрутеров активно их используют. Также заметно, что внутренние рекрутеры не используют каких-то особенных типов собеседования, в отличие от внешних рекрутеров, 80% из которых склонны к использованию как минимум структурированного собеседования, иногда - интервью по компетенциям.

Совсем по-другому выглядят ответы внутренних рекрутеров, у которых был опыт работы в агентствах. Во-первых, лидирует здесь как метод оценивания кейс-метод, хотя на втором месте все то же структурированное собеседование. Но инструментарий этих рекрутеров значительно шире, чем в двух других категориях - 8 активных инструментов.

Табл. 4. Результаты вопроса о ранжировании важности тех или иных знаний для закрытия вакансии

В вопросе о важности тех или иных вопросов для закрытия вакансии результаты ранжирования были на удивление схожи. Разве что внутренние рекрутеры склонны на первое место ставить знания о вакансии, а не о компании.

Подтверждает такое мнение участников исследования и открытые ответы на вопрос о частых причинах не закрытия вакансии, то есть большинство участников приводили разные аспекты, но зачастую они были связаны со знаниями о компании или о вакансии. С другой стороны, хотя в ранжировании участники знаниям источников поиска отдали только 4 место, в открытых вопросах больше 40% участников опроса назвали их основной проблемой незакрытия вакансии. Возможно, это указание уделять больше внимания данному блоку.

Очень интересен и тот факт, что с агентствами работают только рекрутеры, у которых был опыт работы в провайдерах услуг по подбору персонала. Предполагаю, что это связано с тем, что данные рекрутеры могут корректно дать задачу агентству, понимая все подводные течения сложности закрытия заказа агентством, а именно: подают больше информации о компании и вакансии, используя сильные стороны внешних рекрутеров - умение искать и оценивать кандидатов. Конечно, «чистые» внутренние рекрутеры тоже сотрудничают с агентствами, но, к сожалению, в нашей выборке они не приняли участие.

Действительно, если сравнивать внутренних и внешних рекрутеров, то сильными сторонами вторых являются знание источников поиска и методов оценки персонала. Внутренние, как и внешние, указывают высокую значимость в закрытии вакансии знаний о вакансии и о компании, так что можем считать, что гипотеза подтвердилась.

Но смешанный вариант рекрутера, когда внутренний специалист имеет опыт работы в агентстве, показал самые лучшие результаты. Это связано, скорее всего, с тем, что у него есть опыт работы с двух сторон, а значит, была возможность развивать свои направляющие паруса и строить устойчивую структуру.

То есть, для повышения квалификации внутреннему рекрутеру необходимо или проходить обучение у практикующих рекрутеров, или проходить стажировки в рекрутинговых агентствах в течение какого-то периода, чтобы получить необходимые навыки и знания. В Украине это пока не столько популярно, хотя в России уже больше 5 лет существует услуга платной стажировки в агентстве.

Для повышения эффективности внешнего рекрутера при закрытии вакансии, конечно, лучше всего будет посещение компании и возможность «пожить» жизнью этого предприятия хотя бы один день. Конечно, если заказ один и это не длительное партнерство, то это будет достаточно дорогое удовольствие для рекрутингового агентства отправлять своих рекрутеров к каждому заказчику для близкого знакомства. Но при постоянных отношениях, выигранных тендерах такие экскурсии и краткие стажировки значительно повысят эффективность внешнего рекрутера.

Статья предоставлена нашему порталу
автором статьи и Экспертом HR-Лиги
Ilit

Как отмечалось в предыдущих главах,деньги при-влекают внимание экономистов не сами по себе, а потому, что они влияют на состояние «реальных» переменных хозяйственной системы, например национального дохода и занятости рабочей силы.; В этой связи денежная теория занимается изучением динамики агрегатов: хотя значительное внимание уделяется моделям поведения отдельных лиц, конечная цель этих моделей состоит в том, чтобы дать экономистам возможность изучать поведение целых групп индивидов. С этой целью для анализа агрегатных аспектов денежной теории используются модели, где хозяйство разделено на крупные секторы. В наиболее простых вариантах таких секторных моделей предполагается, что в хозяйстве не существует внешнеэкономических операций (т. е. что имеется замкнутое хозяйство) и что оно делится на частный и публично- правовой (правительственный) секторы. С этих исходных позиций можно шаг за шагом усложнять структуру секторов, пока, как и в реальной жизни, не будет получено большое количество подразделений, различающихся по функциям, поведению субъектов и принадлежащим им видам активов и пассивов. В разделах 3.1-3.3 секторные модели подобного типа будут использованы для исследования следующего вопроса: можно ли рассматривать деньги как один из элементов портфельных активов? Хотя в разделе 2.4 деньги считались элементом активов в системе балансовых счетов, это допущение является предметом споров и дискуссий.Первая серьезная попытка рассмотреть в современной литературе вопрос о том, являются ли деньги активами, принадлежит Герли и Шоу (Gurley and Shaw, I960). Эти авторы провели разграничительную черту между внутренними деньгами, которые, если рассматривать частный сектор в целом, не могут считаться активом (т.е. частью совокупного чистого богатства частного сектора), и внешними деньгами, которые могут.
Чтобы уяснить их доводы, необходимо предположи 1Ь, что хозяйство состоит из трех секторов: частного (компании и отдельные лица), банковского и государственного. Рассмотрим каждый из них.
Обратимся сначала к частному сек г ору. В упрощенном мире, который мы анализируем, баланс индивидуальных агентов имеет следующий вид:
Баланс отдельных лиц\r\nАктивы Пассивы\r\nКасса М, (а) \r\nБанковские депозиты Мв (а) L (а) Банковские ссуды\r\nГосударственные обли \r\nгации В (а) \r\nАкции корпораций С (а) \r\nФизический капитал а: (а) \r\nОбщая сумма активов Общая сумма пассивов\r\n
Компании (Р) имеют следующий баланс:
Баланс компаний
\r\nАктивы Пассивы\r\nКасса Мг(|1) \r\nБанковские депозиты М. (Р) L (Р) Банковские ссуды\r\nГосударственные обли \r\nгации В(р) \r\nФизический капитал О(р) Акции корпораций\r\nОбщая сумма активов Общая сумма пассивов\r\n
Теперь предположим для простоты, что все акции, выпущенные компаниями, находятся в руках индивидуальных владельцев и что С (Р) в разделе обязательств баланса компаний в точности совпадает по величине с С (а) в активе баланса отдельных лиц. Совокупный баланс частного сектора в целом можно получить путем снижения балансов компаний и отдельных лиц. В результате мы имеем:
Баланс частного сектора\r\nАктивы Пассивы\r\nКасса А/с (а) + Мс(Р) \r\nБанковские депозиты Мв (а) + Мв (р) L (а) + L (Р) Банковские ссу\r\n ды\r\nГосударственные \r\nоблит ации В (а) + Я(Р) \r\nАкции корпораций С (а) С (Р) Акции корпора\r\n ции\r\nФизический капитал К (а) + Кф) \r\nОбщая сумма активов частного Общая сумма пассивов частно\r\nсектора го сектора\r\n
На этом примере мы можем проиллюстрировать важную черту агрегирования, которая, как мы скоро увидим, имеет исключительно важное значение для понимания сущности внутренних и внешних денег. Она гласит:
«Статья баланса, которая влияет на величину чистых активов, принадлежащих отдельно взятой единице (лицу или компании), не обязательно оказывает воздействие на чистые активы всего сектора, в состав которого входит эта единица».
Справедливость этого вывода видна в приведенном выше балансе на примере статьи «Акции корпораций» (С). Эти акции являются активом С (а) для домашних хозяйств, и увеличение их суммы ведет ceteris paribus (при прочих равных условиях) к увеличению валовых и чистых активов отдельного лица. В то же время для компаний эти акции являются пассивом С (р) и увеличение их суммы влечет за собой рост их валовых обязательств и снижение принадлежащих им чистых активов. Таким образом, акции корпораций влияют на величину чистых активов как отдельных лиц, так и компаний. Однако если мы соединим балансы тех и других в совокупный баланс частного сектора, то влияние этой статьи взаимно уравновесится и она не окажет воздействия на общую величину чистых активов частного сектора. С (а) фигурирует в активе, а С (Р)-в пассиве, и поскольку мы предположили, что по величине они равны (т. е. что все акции, выпущен-ные компаниями, находятся в руках индивидуальных владельцев), то они не оказывают никакого влияния на конечную сумму чистых активов частного сектора (т. е. па разницу между валовыми активами и валовыми обяза-тельствами).
Рассмотрим теперь баланс банковского сектора (у). Активы банков состоят из ссуд частному сектору Цу) [= Ца) + L(P)] и ссуд государственному сектору в виде портфеля государственных облигаций В (у). Вместе с кассой Мс(у) эти статьи образуют совокупные активы банковской системы. В состав их пассивов входят банковские депозиты, принадлежащие компаниям и индивидуальным владельцам Мв(у) [= Мв(а) + МВ(Р)]. Баланс банковской системы показан в таблице.
Баланс банковской системы\r\nАктивы Пассивы\r\nКасса МГерли и Шоу высказали предположение, что чистые активы банковского сектора равны нулю, ибо активы равны обязательствам. Подобное допущение, по-видимому, противоречит тому факту, что в реальном мире банки владеют материальными активами (например, недвижимостью) и другими активами, составляющими их чистую собственность. Как уже говорилось выше, этот факт дал повод для крупного спора в отношении выводов указанных авторов.
Перейдем к рассмотрению природы внутренних денег. В балансе частного сек юра в составе активов фигуриру-ют деньги, часть которых состоит из банковских депозитов [Мв(а) + Мв(р)]. Банковские же кредиты отражены в балансе как обязательства. Если
И\"
обратиться к балансу банковского сектора, то в нем банковские ссуды являются статьей актива, а депозиты - видом обязательств. Можно, таким образом, заключить, что часть суммы банковских депозитов частного сектора [равная L(у) или L(a) + L(P)] обеспечена или уравновешивается банковскими ссудами, которые предоставлены частному сектору. Эта часть депозитов частного сектора носит название «внутренние деньги».
Герли и Шоу утверждают, что внутренние деньги не являются частью собственного богатства частного сектора, поскольку в балансе эта часть депозитов уравновешивается банковскими ссудами частному сектору, точно так же как акции корпораций взаимно погашают друг друга в активе и пассиве баланса частного сектора. Акции корпораций взаимно погашаются, потому что они представляют собой долг одной части частного сектора другой. Внутренние деньги, представляющие часть банковских депозитов и банковских ссуд, взаимно погашаются, поскольку они также являются долгом частного сектора самому себе (несмотря на то что в данном случае это не прямой долг, а задолженность, возникшая при посредническом участии банковского сектора).
Баланс частного сектора
(ДОЛЛ)
Баланс банковского сектора
(ДОЛЛ)\r\nЛггивы Пассивы Активы Пассивы\r\nКасса 50 Банковские
депозиты 250 Государст-венные облига-ции 100 Акции корпораций 150 Физический капитал 250 Банковские 100 ссуды
Акции кор- 150 пораций Касса 20 Банковские
ссуды 100 Государст-венные облигации 130 Банковские 250 депозиты\r\nОбщая сумма
активов 800 За вычетом пассивов 250 Общая сумма 250 пассивов Общая сумма
активов 250 За вычетом пассивов 250 Общая сумма 250 пассивов\r\nЧистые активы 550 Чистые ак-тивы 0 \r\n
Чтобы наглядно показать, что внутренние деньги не являются частью собственного богатства частного сектора, приведем такой пример. Пусть баланс частного и банковского секторов имеет следующий вид. (См. с. 118.)
Допустим, что банковский сектор увеличил ссуду частному сектору на 50 долл. и сделал это путем увеличения депози і ов частного сектора на 50 долл. Эти доба- вочпые депозиты являются целиком внутренними деньгами. В балансе частного и банковского секторов депози-ты увеличатся до 300 долл., а банковские ссуды-до 150 долл. Чистая же сумма активов частного сектора после этой инъекции денег останется без изменения.
Напротив, внешние деньги влияют на величину собст-венного богатства частного сектора. Внешние деньги-это актив, которому не противостоят обязательства (прямые или косвенные) частного сектора. Мы можем пока рассматривать их как противовес обязательств государственного сектора. Введем в нашу упрощенную модель баланс государственного (правительственного) сек-тора.
Увяжем его с цифрами в балапсах частного и банковского секюров:
Баланс государственного сектора\r\nАктивы Пассивы\r\n Мс (є) Касса\r\n 5(E) Государственные облигации\r\n
или, чюбы уравнять сумму в балансах частного и банковского сектора:
Баланс государственного сектора\r\nАктивы (долл) Пассивы (долл)\r\n 70 230 Касса
Государственные облига-ции\r\nОбщая с>мма активов за вычетом пассивов 0 300 300 Общая сумма пассивов\r\nЧистые активы - 300 \r\n
і г;
Посмотрим теперь, являются ли касса и банковские депозиты частного сектора внешними деньгами. Если правительство выпускает больше наличных денеї для частного сектора, скажем увеличивает их на 20 долл., то валовые и чистые активы государственного сек юра тоже возрастают на 20 долл. (и в такой же степени увеличатся его обязательсіва) Следовательно, в приведенном выше балансе частного сек юра 50 долл наличных денег представляют собой внешние деньги. В дополнение к этому 150 долл. банковских депозитов, принадлежащих частному сектору, тоже являются внешними деньгами, поскольку в балансе банковского сектора эта сумма обеспечена не обязательствами частного сектора, а государственными облигациями и наличными деньгами. Предположим, что правительству пришлось занять деньги, выпусшв при эюм дополнительно государсі венных облигаций на сумму 50 долл. и разместив их в банковском секторе. Предположим далее, чю банки заплатили за облигации, создав банковские депозшы также на сумму 50 долл., и что правительство использовало эти депозиты для вы-платы субсидий нефтяным фирмам, вследствие чего эти 50 долл банковских депозитов оказались в конце концов в руках частного сектора. В результаїе банковские депозиты частного сектора увеличатся на 50 долл. и соответственно возрасіут его чистые активы, так как обязательства сектора остануїся без изменений. Депозиты в эюм случае будут внешними деньгами. В балансе банковского сектора банковские депозиты и государственные облигации увеличатся каждый на 50 долл., а в балансе государственного сектора обязательсіва увеличатся на 50 долл. из-за увеличения суммы государственных облигаций.
Таким образом, мы уяснили различие, которое про-водят между внутренними и внешними деньгами Герли и Шоу. Внутренние деньги включают іе денежные элемен- іьі баланса частного сектора, которые не внося і вклада в сумму его чистых активов; внешние же деньги, нанроіив, состоят из іаких денежных элементов баланса, коюрые ведут к изменению чистых активов.
Как явствует из последующего изложения, чистые активы предеіавляют собой важную переменную, воздействующую на поведение часі ною сектора. Отсюда следуеі, чю выдвинутое Герли и Шоу различие между внутренними и внешними деньгами весьма существенно, и это позволяет им сделать важные выводы в отношении Денежной теории. Однако с того времени, когда они выдвинули свою концепцию, их выводы подверглись серьезным возражениям, к рассмотрению которых мы и переходим.

Еще по теме 3.1. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ДЕНЬГИ:

  1. Внутренние и внешние факторы прямого и косвенного воздействия на предпринимательскую организацию. Взаимосвязь внутренней и внешней среды предприятия.
  2. 3.3. ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ВНУТРЕННИЕ ДЕНЬГИ ДЕЙСТВИ ГЕЛЬНО ВНУТРЕННИМИ?
  3. 2. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  4. Взаимодействие внутренней и внешней среды организации
  5. 2. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  6. 67. Понятия внутреннего и внешнего контроля за качеством работы аудиторов
  7. § 90. Отчетность специальная и общая, внутренняя и внешняя
  8. 3.1. Факторы и переменные внешней и внутренней среды предприятия
  9. «Внутренняя» и «внешняя» ответственность участников корпорации

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право -