Проверка предприятия на благонадежность. Как проверить контрагента на благонадежность пошаговая инструкция

Благонадежность контрагента — это реальные намерения юридического лица, его отношения с другими бизнес-партнерами и с государством в целом. Со временем у каждой организации вырабатывается собственный алгоритм действий, направленных на проверку благонадежности контрагентов. Начинающему же предпринимателю не так-то просто разобраться в тонкостях этого вопроса, ведь до сих пор не существует четкой специфики поведения для проверки надежности партнеров, которая будет одинаково эффективной и действенной для всех.

Проверка компаний на благонадежность — это многоэтапная и длительная процедура, которую должны проводить компетентные лица. Некоторые руководители, пытающиеся обезопасить собственный бизнес и желающие максимально снизить будущие финансовые риски, до сих пор пробуют заниматься этим вопросом самостоятельно. Для этого обращаются за помощью в Федеральную налоговую службу России и другие государственные структуры. Но подобная схема поведения не всегда бывает оправданной, ведь слишком высока вероятность упустить важные моменты, которые в дальнейшем сыграют решающую роль.

Проверка благонадежности контрагента

Ответственность за выбор контрагентов целиком и полностью лежит на руководстве компании. Об этом предупреждают налоговые органы и этот нюанс обязательно стоит учитывать при заключении каждой новой сделки. Если спустя некоторое время после начала вашего сотрудничества у налоговой службы или любого другого государственного органа появятся вопросы к вашему деловому партнеру, то вполне возможно, что те же самые вопросы появятся и к вам.

Проверка фирмы на благонадежность позволяет:

    Обезопасить себя и свою компанию от необоснованных рисков в будущем.

    Определить не является ли юридическое лицо компанией-однодневкой.

    Выяснить способность контрагента платить по долгам и нести ответственность за свои действия.

В бизнесе на кону оказываются денежные средства в немалых количествах. Заключая договор с недобросовестным контрагентом, компания рискует своим финансовым благополучием. Всем известны случаи, когда срываются сроки поставки продукции или поставляется товар ненадлежащего качества. А бывает и так, что, решив арендовать офис и заплатив за это немалые деньги, арендатор в скором времени узнает, что арендодатель вовсе не является собственником предложенных площадей.

Все вышеперечисленное — это лишь одна сторона "медали", а вот испорченная репутация компании, потеря доверия со стороны постоянных клиентов — это уже более серьезная проблема. Если деньги можно заработать снова, то для того, чтобы вернуть утраченное доверие и репутацию могут потребоваться долгие годы. И даже спустя много лет не всегда бывает возможно восстановить утраченное доверие и потерянную стабильность. Поэтому проверка благонадежности юридического лица является первостепенной задачей. С это проверки должно начинаться любое сотрудничество с новым партнером.

Где проверить контрагентов на благонадежность?

Сервис сайт — это место, где любой руководитель может осуществить тщательную поэтапную проверку партнеров. В отличие от сайта Федеральной налоговой службы, где можно выполнить только поверхностную оценку контрагента и узнать, является ли он зарегистрированным налогоплательщиком, здесь можно получить полную информацию о партнере.

Удобство сервиса уже оценили тысячи предпринимателей. Здесь в режиме онлайн может быть выполнена проверка благонадежности и ответственности контрагента перед другими юридическими лицами, а также перед государством. В базе данных онлайн-сервиса сайт содержится информация обо всех юридических лицах, ведущих свою деятельность на территории страны. Актуальная и правдивая информация обновляется с частой периодичностью, поэтому если сегодня контрагент возьмет кредит в каком-нибудь банке, то уже завтра вам станет известно об этом. С помощью сервиса сайт вы сможете быть в курсе самых последних изменений в деятельности вашего будущего или настоящего делового партнера.

Для того чтобы получить доступ к обширной базе данных необходимо ввести:

    Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

    Основной государственный регистрационный номер, присвоенный компании в момент создания юридического лица (ОГРН).

    Наименование организации-контрагента.

    Фактический или юридический адрес компании.

    Фамилию, имя, отчество руководителя фирмы.

Не обязательно вводить все эти данные целиком. Использование лишь некоторых критериев из вышеперечисленных дает положительные результаты поиска. Но чем больше данных вы используете в поиске, тем больше возможностей откроется перед вами, тем более тщательно будет организована проверка благонадежности контрагента. Программа отличается простотой и эффективностью.

Сервис сайт осуществляет проверку контрагентов на благонадежность по всем возможным направлениям. После ввода данных партнера и их отправки, информация о контрагенте выводится в специальном окне. Руководитель моментально получает точные и актуальные данные из проверенных официальных источников.

Сервис сайт поможет:

    Определить фирмы, с которыми ваш контрагент имеет сотрудничество на данный момент. С помощью этого можно выявить "нечистоплотные" компании, которые работают через подставные организации или через недавно открытое дочернее предприятие.

    Установить долги и кредиты компании, если таковые имеются или имелись в прошлом. Для изучения этого вопроса используют базы Федеральной службы госстатистики.

    Найти информацию о процедурах по банкротству, которая берется из Единого федерального реестра сведений о банкротстве.

    Получить информацию об исполнительных производствах.

    Получить сведения о крупных договорах с государством из Базы государственных контрактов. Компания, которая имела крупные контракты с государством является надежным контрагентом.

    Определить были ли у компании судебные разбирательства в арбитражном суде и каким был их результат.

    Выявить реальное финансовое состояние контрагента на сегодняшний день. Изучение этого вопроса поможет сделать выводы об эффективности работы партнера, с которым планируется заключение договора, его ликвидности и устойчивости.

сайт — это комплексная программа, которая использует информацию со всех возможных федеральных источников, проверяя контрагентов по любым вопросам. Тщательный сбор и подробный анализ полученной информации в комплексе позволяют сделать правильные выводы и не допустить необоснованных сделок с недобросовестными контрагентами.

Желающие могут пройти краткий курс обучения, что позволит узнать все тонкости работы с сервисом. Персональный менеджер проведет вам онлайн-курс и научит составлять графики, подсчитывать коэффициенты и строить схемы.. Для этого достаточно зайти на сайт и протестировать демо-версию, проверив одного из ваших партнеров по бизнесу.

На практике у большинства предпринимателей, особенно начинающих, возникает множество вопросов относительно процесса поиска и проверки контрагентов: какими инструментами нужно пользоваться, есть ли бесплатные возможности для этого, какую информацию необходимо анализировать и др. Тем более что не существует никаких стандартных правил и критериев такой проверки. Все действия, которые необходимо предпринимать, обычно вырабатываются компаниями в процессе анализа самостоятельно, исходя из оценки рисков.

По мнению Андрея Хрыкина, руководителя проекта Фокус.Форум, процесс проверки контрагентов держится на трех китах:

  • благонадежность — намерения компании и ее отношения с государством и другими бизнес-партнерами;
  • оценка — выявление основных критериев оценки и объективной информации;
  • знание — понимание того, какую информацию стоит учитывать, а какую — нет.

Зачем искать и проверять контрагентов?

Проверка контрагента — это комплексная и не разовая, как многим можем показаться, работа. Но она необходима, ведь на кону — деньги и репутация компании. Не зря налоговые органы предупреждают, что ответственность за выбор контрагента полностью лежит на компании. Поэтому она должна быть заинтересована в оценке рисков и налоговых последствий, которые могут возникнуть в результате сотрудничества с сомнительными контрагентами. Если у налоговой появятся претензии к одному из ваших контрагентов, вполне вероятно, что вы невольно окажетесь вовлечены в неприятности.

Проверка новых контрагентов необходима еще и с учетом такого понятия, как «необоснованная налоговая выгода», которую, как предполагается, получают те предприниматели, которые минимизируют налогообложение, уклоняясь от налогов.

Чем удобен сервис:

  • Поиск компании или ИП осуществляется по названию, адресу, ФИО, ИНН и другим параметрам. Актуальность и достоверность сведений гарантируется благодаря доступу к официальным государственным открытым источникам.
  • Помимо свежих выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП пользователь получает данные из Картотеки Высшего арбитражного суда, Федеральной службы судебных приставов, Базы госконтрактов Федерального казначейства, Единого федерального реестра сведений о банкротстве, Базы бухгалтерской отчетности организаций Росстата.
  • В карточку компании, помимо всей прочей необходимой информации, включается подборка ссылок с упоминаниями компании в интернете, что позволяет ускорить процесс сбора фактов за счет агрегации информации из СМИ, с форумов с отзывами, с сайта самой компании и сайтов ее партнеров, поставщиков и клиентов, со страницы раскрытия информации эмитента, с новостных ресурсов.
  • Пользователь сервиса может поставить на наблюдение 1000 компаний. Узнав об изменениях в данных, Контур.Фокус уведомит пользователя о них по электронной почте.
  • Сервис способен анализировать организации по заранее установленным пользователем критериям.

Офлайн-проверка контрагента, выявление подозрительных признаков

Вооружившись всевозможными бесплатными онлайн-инструментами проверки, не забудьте и об офлайн-расследовании.

Что необходимо сделать?

  • Убедиться в фактическом расположении компании по указанному в документах адресу.

Особенно это необходимо делать в тех случаях, когда вы ведете переговоры, например, с производственной компанией, чья деятельность предполагает наличие складов и помещений под производство. Недобросовестные контрагенты могут указывать несуществующие адреса.

  • Познакомиться лично с руководством компании при обсуждении условий сотрудничества и заключении сделок.
  • Убедиться в том, что фирма намерена выполнять условия сделки.

Это можно понять только в ходе переговоров, наблюдая за поведением руководства. Стоит насторожиться, если контрагент торопится с заключением сделки и хочет быстрее договориться об оплате, заманивая при этом низкими ценами и нереальными условиями.

  • Удостовериться в том, что условия, прописанные в договоре, посильны для контрагента.

Располагает ли контрагент реальными возможностями для выполнения условий договора? Сможет ли он уложиться в сроки производства или доставки продукта? Не будет ли нарушать дедлайны при выполнении работ?

Хотите удостовериться в добросовестности потенциального клиента или партнера и обезопасить себя от проблем? Воспользуйтесь сервисом КУБ для бесплатной онлайн проверки надежности контрагента по ИНН, ОГРН или названию организации.

Кому и когда требуется проверка контрагента по ИНН или ОГРН онлайн?

Проверять контрагентов на благонадежность необходимо перед заключением договора и началом сотрудничества с каждым новым клиентом или деловым партнером. Это позволит избежать целого ряда рисков, в число которых входят:

    Потеря прибыли из-за невыполнения контрагентом-«однодневкой» принятых на себя обязательств (поставки товаров, оказания услуг, оплаты товаров/услуг и т. д.).

    Претензии со стороны налоговой из-за невозможности обосновать расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли и НДС.

    Претензии со стороны налоговой из-за невозможности обосновать полученную налоговую выгоду для возврата НДС.

    Потеря репутации из-за работы с недобросовестной организацией и т. д.

Всесторонняя проверка контрагента до заключения с ним договора не только снизит риски при работе с ним, но и станет аргументом в вашу пользу в случае судебных разбирательств с налоговой, так как подтвердит вашу осмотрительность при выборе деловых партнеров и клиентов.

Что входит в проверку контрагента?

Сервис онлайн-проверки контрагентов позволит вам бесплатно и без регистрации проверить клиента или партнера по следующим источникам:

    Базе ФНС (Федеральной Налоговой Службы) – дает возможность получить краткие сведения из ЕГРЮЛ, информацию о внесении изменений в данные о предприятии, содержащиеся в ЕГРЮЛ, данные о планируемой ликвидации, реорганизации, исключении фирмы из ЕГРЮЛ, уменьшении уставного капитала. Также источник предоставляет сведения о внесении руководителя или учредителей контрагента в реестр лиц, которые отказались от руководства организацией.

    Реестру массовых руководителей и массовых учредителей – позволяет узнать о наличии в руководстве организации лиц, которые возглавляют несколько юридических лиц.

    Реестру адресов массовой регистрации – предоставляет данные о регистрации фирмы в местах массовой регистрации и о возможности связаться с представителями контрагента по адресу, указанному в их регистрационных данных.

    Реестру бухгалтерской отчетности Росстата – позволяет ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента, которая является открытой по пункту 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н.

    Реестру госконтрактов Казначейства России – дает возможность узнать, какие государственные контракты по итогам размещения заказов выполняла и выполняет фирма.

    Реестр недобросовестных поставщиков – позволяет узнать, не является ли контрагент подрядчиком, поставщиком, исполнителем госзаказов, контракты с которым были расторгнуты по решению суда или из-за существенных нарушений условий сотрудничества.

    Картотеке арбитражных дел – позволяет узнать, участвовал ли контрагент в арбитражных делах, в каком качестве, а также чем закончилось каждое дело.

    Базу ФСПП (Федеральной службы Судебных Приставов) – дает возможность узнать, открыты ли в отношении фирмы исполнительные производства и есть ли у нее задолженности в ФСПП.

    Реестру дисквалифицированных лиц – позволяет узнать о наличии в составе исполнительных органов контрагента дисквалифицированных лиц.

Организационные меры по защите от недобросовестных контрагентов

Для защиты от сотрудничества с недобросовестными организациями рекомендуется разработать внутренний нормативный акт, который будет регламентировать процедуры преддоговорной работы с новыми бизнес-партнерами и заказчиками. В документе указываются:

    цели и принципы преддоговорной работы с потенциальными контрагентами;

    порядок взаимодействия менеджеров, служб безопасности и снабжения, юристов и прочих должностных лиц компании, которые контактируют с потенциальными контрагентами;

    перечень документов, которые в обязательном порядке запрашиваются у нового контрагента;

    перечень процедур, которые проводятся перед началом сотрудничества с контрагентом в целях его проверки и т. д.

Для проверки каждого нового контрагента на благонадежность, налоговые риски, долги, платежеспособность, финансовую устойчивость и другие параметры выпускаются отдельные приказы.

Не стоит пренебрегать возможностью онлайн-проверки каждого нового партнера или заказчика и получения всех возможных открытых данных о нем. Необходимо полностью отказаться от заключения договоров «задним числом». Для дополнительной защиты от финансовых рисков, которые возникают при работе с недобросовестными контрагентами, можно заключить договоры страхования техники, грузов, гражданской ответственности, перерывов в деятельности и т. д.

Кого еще можно проверить с помощью нашего сервиса?

    В сложившейся на сегодняшний день судебной практике все чаще можно встретить доводы о необходимости проявления достаточной разумности и добросовестности при заключении сделок и работе с лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Начиная сотрудничество с новой организацией, компания сталкивается с необходимостью проверить потенциального контрагента. Проверка требуется как для решения вопроса о возможных условиях будущих контрактов, так и в целях проявления требуемой осмотрительности. О том, где и какую информацию о компании можно найти, не имея личного опыта сотрудничества с ней, читайте в материале.

    Современные электронные сервисы позволяют провести проверку контрагента на благонадежность силами штатных сотрудников организации в сокращенные сроки. При этом в зависимости от целей проверки можно выделить несколько уровней.

    Необходимый минимум

    Проверка контрагента по перечисленным ниже источникам не займет более 15 минут, однако поможет собрать основную информацию, которая позволит принять решение о возможности сотрудничества с компанией.

    • Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

    При оформлении договорных отношений с новым контрагентом необходимо запросить документы и сведения, подтверждающие статус юридического лица или индивидуального предпринимателя. К таким документам относятся свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о регистрации в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя), устав организации. Анализ устава позволит определить полномочия лица, подписывающего договор, а также требования к одобрению сделки органами правления юридического лица.

    Зная ИНН, ОГРН или название организации, на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ можно получить информацию об адресе организации, сведения о руководителе и учредителях, видах экономической деятельности, времени регистрации организации в ЕГРЮЛ и определить действительность статуса индивидуального предпринимателя по данным ЕГРИП.

    Выписка из ЕГРЮЛ, размещенная на сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/), содержит актуальную информацию о размере уставного капитала, сведения о регистрации компании в фондах социального и медицинского страхования, пенсионном фонде.

    Выписка из ЕГРЮЛ является первым документом, с изучения которого следует начинать проверку деятельности компании, так как сведения, включенные в ЕГРЮЛ, являются общедоступными, и на их основании суд будет делать выводы о должной осмотрительности стороны спора.

    Вестник государственной регистрации является официальным источником опубликования сведений о ликвидации юридического лица, уменьшении уставного капитала, прекращении деятельности организаций. Издание также публикует информацию о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц.

    В Вестнике публикуются сообщения об отмене доверенностей, сведения о стоимости чистых активов, а также иная информация, которую компания желает раскрыть перед контрагентами.

    Доступ к электронному изданию осуществляется через официальный сайт (http://www.vestnik-gosreg.ru/) или онлайн-сервисы ФНС России.

    • Федресурс.

    Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности представляет собой источник консолидированной информации о деятельности организаций с момента создания до ликвидации, в том числе о лицензиях, увеличении/уменьшении уставного капитала, стоимости чистых активов и т.д. (http://www.fedresurs.ru/). Частью ресурса является Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ), включению в который подлежат не только сведения о введенных процедурах банкротства в отношении должника, но и сведения о намерении кредитора (банка) обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

    ЕФРСБ является основным порталом, раскрывающим информацию о должниках. Включению в него подлежат отчеты по окончании процедуры банкротства, содержащие информацию о размере кредиторской задолженности, текущих обязательства должника, сведения о наличии денежных средств. Публикации на Федресурсе подлежат сведения о проводимых торгах в рамках процедуры банкротства, сведения об участниках и победителях торгов.

    Федресурс, в частности ЕФРСБ, является незаменимым источником информации, если организации необходимо заключить договор с предприятием-банкротом. Данный ресурс поможет определить не только полномочия лиц на заключение сделок, но и возможность оплаты услуг за счет имущества должника.

    • Сведения об исполнительных производствах.

    Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов (http://fssprus.ru/) позволяет получить информацию о возбужденных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исполнительных производствах, а также о размере задолженности и времени ее возникновения, что дает возможность судить о платежеспособности и добросовестности контрагента в части исполнения принятых на себя обязательств.

    Средний уровень проверки

    В случае необходимости более детального сбора данных, а также получения специфических сведений о деятельности субъекта предпринимательской деятельности следует несколько расширить область поиска.

    • Картотека арбитражных дел.

    Созданный на базе официального сайта Высшего арбитражного суда РФ электронный сервис kad.arbitr.ru содержит массу полезной и, главное, актуальной информации относительно рассмотрения дел арбитражными судами Российской Федерации. Потратив немного времени, любой желающий сможет найти сведения о предъявленных к организации исках, поданных заявлениях о банкротстве либо о привлечении к административной ответственности и результатах их рассмотрения. Опубликованные на сайте судебные акты содержат сведения и о размерах взыскиваемых задолженностей, сведения об обжаловании в вышестоящие инстанции. Помимо основной информации о контрагенте, картотека арбитражных дел позволит сделать вывод о поведении организации при переходе конфликта в судебную тяжбу, а именно об участии представителей в судебных заседаниях, стратегии ведения дел, возможных злоупотреблениях процессуальными правами.

    Таким образом, анализ данных картотеки арбитражных дел позволит собрать сведения о размере подтвержденной судебными актами задолженности контрагента, а также сведения об исках, предъявленных организацией к своим должникам.

    • Сервисы официального сайта ФНС России.

    ФНС России на своем сайте предоставляет также возможность получить наиболее полную информацию о деятельности контрагента.

    1. Сервис «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации» доступен по ссылке https://service.nalog.ru/uwsfind.do.

    Воспользовавшись данным сервисом, можно проверить поданные организацией заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ или в учредительные документы, сроки их предоставления и результаты рассмотрения регистрирующим органом. Данные сведения помогут узнать о готовящихся процессах ликвидации или реорганизации компании, смене исполнительных органов, возможной смене собственников компании.

    2. Сервис «Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц» доступен по ссылке https://service.nalog.ru/disqualified.do.

    3. Сервис «Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица» доступен по ссылке https://service.nalog.ru/disfind.do.

    Указав ИНН организации и (или) фамилию руководителя, можно проверить, не привлечен ли руководитель проверяемой организации к административной ответственности с назначением административного наказания в виде дисквалификации 1 . Удостовериться в отсутствии сведений о дисквалификации в отношении руководителя проверяемого контрагента или органов его управления необходимо, чтобы избежать негативных последствий, которые могут возникнуть в результате оспаривания заключенной сделки.

    4. Сервис «Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами» доступен по ссылке https://service.nalog.ru/addrfind.do.

    5. Сервис «Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует» доступен по ссылке https://service.nalog.ru/baddr.do.

    Исполнительный орган юридического лица должен находиться по месту регистрации организации. Чаще всего зарегистрированные по адресам массовой регистрации юридические лица фактически располагаются в иных офисных помещениях, при этом они также указывают адрес фактического местонахождения. Такая ситуация вызывает дополнительные риски, так как влечет наложение административного штрафа, а также риск обращения регистрирующего органа в суд с заявлением о принудительной ликвидации. Юридическое лицо чаще всего не осуществляет полного контроля за входящей корреспонденцией, что может повлиять на оперативность связи и нарушение сроков исполнения контрактов (читайте также материал «Компания не находится по юридическому адресу: какие риски с этим связаны и как изменить сведения в реестре?» , «ЭЖ», № 46, 2015).

    6. Сервис «Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц» доступен по ссылке https://service.nalog.ru/mru.do.

    Проверяя контрагента по данному сервису и обнаружив несколько организаций, единственным учредителем и руководителем которых является одно и то же физическое лицо, с минимальным уставным капиталом, можно сделать вывод о том, что вы столкнулись с фирмой-однодневкой. Данные организации создаются для ухода от уплаты налогов, ограничения проводимых контролирующими органами проверок. В этом случае добросовестные контрагенты таких организаций не только несут риски неисполнения ими принятых на себя обязательств, но и риски, связанные с вовлечением в налоговые проверки недобросовестного участника гражданского оборота, и, возможно, в следственные мероприятия в рамках уголовного дела.

    Регистрация организаций с назначением одного руководителя или схожим составом собственников может свидетельствовать также и о том, что контрагент представляет собой группу компаний, объединенных для совместного ведения предпринимательской деятельности, с четкой организационной структурой. Данные признаки свойственны для крупного бизнеса и организаций с многолетней историей и репутацией.

    7. Сервис «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов» доступен по ссылке https://service.nalog.ru/bi.do.

    Данная система поможет узнать о действующих решениях и о приостановленных операциях по счетам должника. Отследив контрагента по данному сервису, можно сделать прогнозы о наличии технической и финансовой возможностей для проведения операций по счету.

    Таким образом, анализируя данные, представленные электронными сервисами ФНС России, можно получить достаточную информацию для предотвращения крупных финансовых потерь, вызванных сотрудничеством с неблагонадежными компаниями.

    8. Реестр недобросовестных поставщиков.

    В реестр недобросовестных поставщиков (http://rnp.fas.gov.ru/) согласно ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

    Ведение реестра, а также включение и исключение информации осуществляется Федеральной антимонопольной службой. Включение компании в реестр поставщиков производится на основании решения органов ФАС России по результатам рассмотрения представленного заказчиком заявления. Исключение из реестра возможно по истечении двух лет либо на основании вступившего в законную силу судебного акта.

    • Сведения о лицензиях организации.

    Если компании требуется заключить договор, для исполнения которого ее контрагенту необходимо иметь специальное разрешение, стоит убедиться в наличии лицензии, а также проверить срок ее действия и возможное приостановление и прекращение действия лицензии. Такую информацию можно получить на сайте органа государственной власти, уполномоченного на предоставление лицензий на осуществление определенного вида деятельности, подлежащего обязательному лицензированию. Например, реестр лицензий в области связи ведет Роскомнадзор (http://rkn.gov.ru/communication/register/license/), а реестр лицензий на производство лекарственных средств - Минпромторг России (http://minpromtorg.gov.ru/docs/list/).

    Сведения, полученные при проверке контрагента по указанным системам, помогут убедиться в добросовестности организации и принять решение не только о возможности заключения контракта, но и о продолжении дальнейших партнерских отношений.

    Полная проверка финансовой деятельности организации

    При совершении крупных сделок компании, как правило, заинтересованы в том, чтобы определить финансовую возможность контрагента исполнить принятые обязательства. Для принятия окончательного решения при заключении крупной сделки необходимо не только удостовериться в благонадежности контрагента, но и проанализировать отчетность предприятия.

    В первую очередь необходимо сделать запрос контрагенту на предоставление бухгалтерской и налоговой отчетности организации, сведений о стоимости активов должника, кредиторской задолженности, в том числе перед бюджетом.

    Проанализировать финансовое состояние контрагента помогут специальные системы, такие как СПАРК, КОНТУР и прочие. Данные справочные системы содержат большую часть информации, которая уже содержится на сайте ФНС России, в картотеке арбитражных дел, например, карточку компании, регистрационные данные, актуальную выписку из ЕГРЮЛ, историю изменений и т.д. Основным преимуществом использования специальных систем является возможность ознакомиться с бухгалтерской отчетностью контрагента, получить сведения о стоимости активов компании, размере кредиторской задолженности, наличии кредитных обязательств.

    Система позволяет ознакомиться с автоматизированным анализом финансового состояния организации, получить сведения о коэффициентах ликвидности, платежеспособности, деловой активности и рентабельности бизнеса.

    СПАРК поможет установить структуру собственников организации, найти информацию об органах управления, зависимых и аффилированных лицах путем поиска не только прямых связей, но и многоступенчатых, через учредителей, акционеров или руководство компании, определить конечных бенефициаров. Система содержит сведения об участии контрагента в уставном капитале других компаний, стоимости принадлежащей доли.

    СПАРК предоставляет также возможность оценить индекс должной осмотрительности при работе с организацией, индекс финансового риска и индекс платежной дисциплины. Вся информация, предоставленная системой, является достоверной и актуальной. Система указывает факторы риска, такие как минимальный размер уставного капитала или наличие адреса массовой регистрации. При использовании СПАРК можно определить, относится ли контрагент к малому и среднему или крупному бизнесу, среднесписочную численность сотрудников организации. СПАРК также содержит информацию об исполнительных производствах в отношении компании, сведения о судебных делах по данным картотеки арбитражных дел. Данная информация систематизирована и консолидирована для каждой компании. Если при поиске организации через сайт арбитражного суда вы получите список судебных дел, которые ведет или вела компания, то СПАРК предоставит анализ указанных дел, сведения об увеличении или уменьшении количества судопроизводств в сравнении с предыдущими периодами, укажет точное количество судебных дел, а также статус лиц, в них участвующих. В отношении контрагента - акционерного общества СПАРК предоставляет сведения о выпуске ценных бумаг, их стоимости, сведения о владельцах акций.

    Если контрагент, которого необходимо проверить, находится в процедуре банкротства, при анализе данных системы СПАРК можно получить информацию о процедуре банкротства, сведения о назначенных арбитражных управляющих, требованиях кредиторов, предъявленных к должнику, сообщения о проведении собрания кредиторов, результатах их проведения, данные по инвентаризации имущества и оценке его рыночной стоимости.

    Использование специализированных систем будет полезно не только при проверке контрагента, но и при возникновении спорных ситуаций.

    Проверка результативности деятельности компании

    В случае необходимости поиска компании - поставщика услуг можно проверить в том числе и результаты работы компании. Существует ряд российских и международных рейтингов и конкурсов, попав в которые, компании по праву могут называться лидерами своего рынка. Например, в сфере юридических услуг существуют такие рейтинги, как «Право.ru-300», The Legal, Chambers, Best Lawyers и другие.

    Подводя итог, следует отметить, что проведение проверки нового контрагента на благонадежность должно стать неотъемлемой частью работы компании в начале сотрудничества с новой организацией - это позволит минимизировать риски, вызванные недобросовестным поведением контрагента.

    1 Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг, либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (ст. 3.11 КоАП РФ).

    Контрагенты-"однодневки" способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

    Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 " ", закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения .

    Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
    самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ " "), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента .

    Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

    Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

    Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий , выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

    7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента . В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

    Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").

    8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков . Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру , обновляемому ФАС России.

    Совет

    Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

    9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным ( ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

    При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой ( ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

    И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер ( ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены ( ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом ( ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

    Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

    • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной ;
    • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
    • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

    10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента . Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика ( ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012).

    Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

    Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

    Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы ( ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

    Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

    Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

    Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности , и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308).

    Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций , участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

    Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности ( ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

    Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки ( ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет "массовых руководителей и учредителей" , и этот факт должен был насторожить налогоплательщика ( ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

    В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.