Что такое районирование? Деление территории или акватории на части (районы). Административно-территориальное деление

Территория каждой страны для целей эффективного управления имеет иерархически соподчиненную систему административно-территориального деления (АТД), при которой каждая единица более низкого ранга входит в состав территории более крупного ранга. Такая система позволяет правительству руководить всей страной через местные органы управления.

АТД является утвержденным законом членением территории, системой пространственной организации государства, по форме схожей с районированием. Однако в отличие от районирования, АТД представляет собой иерархически соподчиненную систему. Например, единицы первого порядка в США - 50 штатов - равноправные субъекты федерации и столичный федеральный округ Колумбия; каждый штат имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власти. Штаты делятся на округа (всего в США - 3141 округ).

В России: области (республики, края) - районы - городские (сельские) органы местного самоуправления (округа, префектуры, муниципалитеты).

Франция делится на 26 регионов (в том числе 21 - европейском континенте, 1 (Корсика) - на острове Корсика, 4 - на заморских территориях. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и вести бюджет. Регионы делятся на 100 департаментов, которые в свою очередь подразделяются на 342 округа.

Существующее административно-территориальное деление отражает определенные этапы исторического развития.

Существует несколько вариантов проведения административных границ. Они могут проводиться по границам ареалов расселения этнических групп, по природным рубежам или геометрическим линиям. Федеративное государственное устройство в многонациональных государствам, как правило, основывается на этническом принципе. Например, в Индии, этот принцип отражен даже в названиях штатов - Западная Бенгалия (проживают преимущественно бенгальцы), Тамилнад (тамилы) и т. д. В европейских странах современные административные границы наследуют старые границы периода феодальной раздробленности.

Как правило, наступает момент, когда сетка АТД начинает затруднять эффективное управление страной и возникает необходимость реформы АТД, то есть пересмотра существующих границ.

Зачастую основанием для пересмотра сетки АТД становится угроза территориальной целостности страны, в этом случае ареалы расселения этносов, стремящихся к обособлению, разделяются новыми административными границами. Таким образом, «бунтовщики» рассеиваются между разными единицами АТД.

Оптимальным числом административно-территориальных единиц в государстве считается интервал 10 - 50; более дробное АТД вызывает проблемы, связанные с эффективным управлением.

При подготовке к проведению реформы АТД обязательно привлекаются географы. Составление новой сетки АТД требует соблюдения определенных правил, которые позволяют избежать лишних финансовых затрат на содержание управленческого аппарата или на устранение вероятной политической и социальной напряженности.

Новые административно-территориальные единицы должны быть:

  1. достаточно крупными, чтобы местные административные службы не поглощали слишком много бюджетных средств;
  2. иметь определенное внутреннее единство, чтобы отражать интересы своих жителей и участвовать в политической жизни страны;
  3. по возможности тесно следовать прежней сетке АТД для сохранения уже сложившихся общественных связей,
  4. новые административные единицы должны создаваться с учетом развивающихся экономических центров.

При делении территории на административно-территориальные единицы (в отличие от социально-экономического районирования), границы имеют принципиальное значение и самостоятельную ценность. Их нарушение приводит к территориальным конфликтам и войнам. «Качество» административно территориального деления тем выше, чем меньше социально-экономических различий существует между единицами АТД; в то время как районирование нацелено на выявление максимально различающихся между собой территориальных единиц.

§ 3. Чем различаются районирование и административно-территориальное деление?

Территория каждой страны для эффективного управления имеет иерархически соподчиненную систему административно-территориального деления (АТД), при которой каждая единица более низкого ранга входит в состав территории более крупного ранга. Такая система позволяет правительству руководить всей страной через местные органы управления.

Задание 1. Чем отличается районирование от административно-территориального деления?

Административно-территориальное деление является утверждённым законом членением территории, системой пространственной организации государства, по форме схожей с районированием. Однако, в отличие от районирования, АТД представляет собой иерархически соподчинённую систему. Например, единицы первого порядка в США - 50 штатов и столичный федеральный округ Колумбия. Это равноправные субъекты федерации, каждый штат имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власти. Штаты делятся на округа, всего в США 3141 округ.

В России единицы первого порядка - области, республики, края, они делятся на районы, которые, в свою очередь, делятся на городские (сельские) органы местного самоуправления (округа, префектуры, муниципалитеты).

Франция делится на 26 регионов, в том числе 21 на Европейском континенте, 1 (Корсика) - на острове Корсика, 4 - на заморских территориях. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и вести бюджет. Регионы делятся на 100 департаментов, которые, в свою очередь, подразделяются на 342 округа.

Существующее административно-территориальное деление отражает определенные этапы исторического развития.

Существует несколько вариантов проведения административных границ. Они могут проводиться по границам ареалов расселения этнических групп, по природным рубежам или геометрическим линиям. Федеративное государственное устройство в многонациональных государствах, как правило, основывается на этническом принципе. Например, в Индии этот принцип отражён даже в названиях штатов - Западная Бенгалия (проживают преимущественно бенгальцы), Тамилнад (тамилы) и т. д. В европейских странах современные административные границы наследуют старые границы периода феодальной раздробленности.

Как правило, рано или поздно наступает момент, когда сетка АТД начинает затруднять эффективное управление страной и возникает необходимость реформы АТД, т. е. пересмотра существующих границ. Зачастую основанием для пересмотра сетки АТД становится угроза территориальной целостности страны; в этом случае ареалы расселения этносов, стремящихся к обособлению, разделяются новыми административными границами. Таким образом, «бунтовщики» рассеиваются между разными единицами АТД.

Оптимальным числом административно-территориальных единиц в государстве считается интервал 10-50; более дробное деление вызывает проблемы, связанные с неэффективным управлением.

При подготовке к проведению реформы административно-территориального деления обязательно привлекаются географы. Составление новой сетки АТД требует соблюдения определённых правил, которые позволяют избежать лишних финансовых затрат на содержание управленческого аппарата или на устранение вероятной политической и социальной напряжённости.

Новые административно-территориальные единицы должны удовлетворять определённым требованиям:

  1. быть достаточно крупными, чтобы местные административные службы не поглощали слишком много бюджетных средств;
  2. иметь определённое внутреннее единство, чтобы отражать интересы своих жителей и участвовать в политической жизни страны;
  3. по возможности тесно следовать прежней сетке АТД для сохранения уже сложившихся общественных связей,
  4. должны создаваться с учётом развивающихся экономических центров.

Реформа государственного управления и административно-территориального деления России

В 2000 г. для целей эффективного государственного управления РФ была поделена на семь федеральных округов. Это Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск), Дальневосточный (Хабаровск) федеральные округа. В 2010 г. был образован Северо-Кавказский федеральный округ (Пятигорск), выделенный из состава Южного федерального округа. В каждом из них находится аппарат полномочного представителя Президента РФ.

Рис. 234. Федеральные округа РФ, 2010 г.

При делении территории на административно-территориальные единицы (в отличие от социально-экономического районирования) границы имеют принципиальное значение и самостоятельную ценность. Их нарушение приводит к территориальным конфликтам и войнам. «Качество» административно-территориального деления тем выше, чем меньше социально-экономических различий существует между единицами АТД, в то время как районирование нацелено на выявление максимально различающихся между собой территориальных единиц (рис. 235).

Рис. 235. Административно-территориальное деление ФРГ: 16 земель - административно-территориальные единицы «первого порядка», 429 округов (313 сельских и 116 городских) - административно-территориальные единицы «второго порядка»

Основные идеи темы

  • Районирование - важнейший метод пространственного анализа в экономической географии, позволяющий выявить территориальные различия.
  • Два вида районирования - узловое и однородное - различаются принципами, последовательностью проведения и результатами.
  • Однородное районирование может проводиться «снизу» (выбор показателей - выделение - разграничение и осмысление районов) или «сверху» (наличие районов признаётся априори - выбор признаков, отражающих их дальнейшее деление).
  • Однородное районирование бывает однопризнаковым и многопризнаковым.
  • Узловое (или функциональное) районирование предполагает выделение районов в зависимости от интенсивности хозяйственных связей внутри них.
  • К важнейшим принципам районирования относится непрерывность, требование о распространении системы районов на объекты одинаковой природы, районирование должно служить конкретной цели, которая и определяет набор признаков районирования.
  • Границы между районами проводятся исследователями в зависимости от целей районирования.
  • Оптимальные границы между рыночными центрами устанавливаются при помощи гравитационной модели.
  • Административно-территориальное деление государства - процедура, по форме схожая с районированием, но отличающаяся от него по целям, роли границ и «качеству».
  • Реформа АТД периодически проводится в любом государстве и должна обеспечивать эффективное управление.

Повторение и обобщение знаний по теме

  1. Дайте определения понятий «район», «районирование».
  2. Какие этапы различают в процедуре районирования?
  3. Какие виды районирования вы знаете? В чём различия между «районированием сверху» и «районированием снизу»?
  4. Какие виды однородного районирования вы знаете, чем они различаются?
  5. В чём различия между однородным и узловым (функциональным) районированием?
  6. Какие принципы районирования вы знаете?
  7. Какова методика установления границы между узловыми районами?
  8. В чём различие между районированием и административно-территориальным делением?
  9. Каковы основные правила при проведении реформы АТД?
  10. Каковы особенности административно-территориального устройства в нашей стране?

Это занятие посвящено изучению темы «Административно-территориальное устройство России». На нем мы узнаем, что такое административно-территориальное деление любого государства, в чем заключается его суть, почему именно по такому принципу происходит раздел страны. Кроме того, рассмотрим административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Тема: Географическое положение России

Урок: Административно-территориальное устройство России

С древних времен территория многих стран разделялась на более мелкие части для удобства управления. Разделена на части и наша страна. Такое деление называется административно-территориальным .

Административно-территориальное деление - это способ территориальной организации государства. Его суть заключается в разделении государства на части.

Административно-территориальное деление предусматривает выделение в каждой части выделение органов государственной власти и управления. Территории не должны быть слишком большими, потому что это затрудняет управление, но и не должны быть слишком маленькими - это делает управление неэффективным.

Административно-территориальное деление несет в себе несколько функций:

· Обеспечение территориальной целостности страны

· Обеспечение государственного контроля над всей территорией страны

· Территориальная организация общегосударственных служб

· Быстрая мобилизация сил при ЧС, войнах или стихийных бедствиях

· Освоение новых районов

· Сбор налогов

Все страны мира по государственному устройству делятся на: унитарные и федеративные. И в том, и в другом случае, государство разделено на государственные единицы. Но в унитарном государстве [Л1] территориальные единицы подчинены непосредственно центральной власти. В федеративном государстве [Л2] отдельные территориальные единицы наделены большей властью: у них есть своя конституция, свои органы управления, свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти (см. рис.1).

Рис. 1. Типы государственного устройства

Согласно конституции Россия является суверенным демократическим федеративным государством, состоящим из субъектов Федерации. Субъекты федерации наделены определенными правами и обязанностями. На всей территории России на все субъекты Федерации распространяется суверенитет [Л3] России. Субъекты федерации выделяются на основании двух принципов: территориального и национального. На основе территориального принципа выделяются субъекты Федерации без учета национального состава проживающего в них населения. Такие субъекты называются административными . Согласно второму принципу, национально-территориальному, выделяется территория, на которой проживает определенный народ, который дает название данному субъекту федерации - титульный народ . Правильно разработанное административно-территориальное деление страны - залог ее успешного развития, поэтому оно постоянно пересматривается в зависимости от целей и задач, которые ставит страна на определенном этапе своего развития.

Впервые деление страны по единым принципам было произведено в 1708 году при Петре I. Россия была разделена на восемь губерний и уезды. На сегодняшний день территориальное деление России сложно и дробно, поэтому постоянно пересматривается и происходит укрупнение субъектов, например: вместо двух субъектов федерации Камчатской области и Корякского автономного округа образован Камчатский Край (см. рис.2) ,

Рис. 2. Камчатский Край

с карты России исчезли два автономных округа - Долгано-Ненецкий и Эвенкийский, которые стали частью Красноярского Края (см. рис.3).

Рис. 3. Красноярский Край

Среди субъектов Федерации выделяются области, города федерального значения, края, национальные округа. Согласно конституции России все они имеют разный статус, но сами субъекты и граждане, проживающие в пределах данных субъектов, имеют равные права и обязанности. В пределах Российской Федерации выделяются 21 республика, 9 краев (до недавнего времени многие края включали в себя автономные области), 49 областей, праобразами которых послужили уезды и губернии (именно поэтому глав некоторых областей называют губернаторами), 4 автономных округа, которые выделены по национальному признаку, 1 автономная область, 2 города федерального значения [Л4] - Москва и Санкт-Петербург.

13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся - контроль за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ (см. рис.4) ,

Рис. 4. Северо-Кавказский Федеральный округ

таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов (см. рис.5).

Рис. 5. Федеральные округа Российской Федерации

Домашнее задание

  1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?
  2. По карте Федеральных округов России () рассмотрите особенности географического положения федеральных округов, найдите их центры.
  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

Задачники

  • Каталог заданий. Задания B3. Административно-территориальное устройство России ().

Другие уроки на эту тему

  • Административно-территориальное деление России ().

[Л1] Унитарное - это государство, не имеющее в совсем составе самоуправляющихся единиц.

[Л2] Федерация - это форма государственного устройства, при которой, в отличие от унитарного, государство состоит из федеративных единиц, субъектов Федерации.

[Л3] Политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.

[Л4] Эти субъекты Федерации появились на карте России в 2000 году

Один из научных методов гласит, что для глубокого исследования какого-либо объекта его следует разбить, расчленить, раздробить на более мелкие составные части. Именно этим методом очень часто пользуются географы и экономисты при комплексном изучении больших территорий. Они попросту делят их на отдельные части - районы.

Что такое районирование? Какие его виды выделяются? Что представляет собой современное районирование России? Обо всем этом пойдет речь в нашей статье.

Что такое районирование?

Zoning - так звучит этот термин в англоязычной литературе. Впрочем, как раз американцев и считают «изобретателями» данного метода. Итак, что такое районирование? В каких областях и сферах человеческой деятельности оно используется?

Под районированием подразумевается деление какой-либо территории на отдельные части, отличающиеся друг от друга по тем или иным признакам. Впрочем, это может быть не только территория суши, но и акватория моря или океана. Составные части, получаемые при этом процессе, называют по-разному: районы (чаще всего), регионы, микрорайоны, зоны, области.

Важно отметить, что районирование - это не только процесс, но и результат членения территории на районы. При этом перед ним ставятся конкретные цели. Они могут быть как практическими, так и чисто познавательными.

Сегодня районирование территории достаточно широко используется в различных науках и сферах практической деятельности человека: в географии, экономике, ландшафтоведении, урбанистике, архитектуре, градостроительстве, дизайне интерьеров и т. п. Данный термин используется и в селекции. Однако там он несет в себе совсем иное содержание.

Сущность и значение понятия «район»

С этим понятием мы довольно часто встречаемся в повседневной жизни. Районы могут быть жилыми и рабочими, официальными и неофициальными, спальными, промышленными, рекреационными и финансово-деловыми.

Сам термин имеет французские корни (rayon). В самом широком смысле слова район - это местность, выделяющаяся среди прочих одним или несколькими признаками. Существуют и другие определения этого понятия. Например, одно из них гласит, что район - это участок пространства, на которое распространяется какое-либо действие или явление (природное, экономическое, социальное).

Район является одной из основных единиц административно-территориального устройства целого ряда государств мира (чаще всего - второго порядка). В частности, его выделяют во многих странах (в России, Украине, Беларуси, Молдове и других).

На сегодняшний день термин «район» используется в самых разных научных дисциплинах и сферах человеческой жизнедеятельности, от ботаники до военного дела.

Виды и направления районирования

Какие же виды районирования существуют? Прежде всего, оно может быть познавательным или конструктивным (преобразовательным). И если в первом случае метод районирования применяется с целью исследования, изучения местности, то во втором - с целью разработки концепции рационального использования потенциала той или иной территории.

Районирование также может быть однородным или узловым, однопризнаковым или же многопризнаковым. В свою очередь, и признаки, по которым выделяются районы, могут разниться по содержанию, задачам, зоне охвата и т. п.

Исходя из признаков выделения районов, существуют следующие виды районирования:

  • природное;
  • географическое;
  • климатическое;
  • демографическое;
  • военное;
  • экономическое;
  • рекреационное;
  • туристическое и т. д.

Главные принципы территориального районирования

Научно-практический метод территориального районирования происходит по трем основным принципам:

  • национальному;
  • административному;
  • экономическому.

Национальный принцип районирования учитывает этнический состав населения на той или иной территории, их традиции и исторически сложившиеся особенности труда и быта.

Административный принцип подразумевает некое единство экономической и политико-административной структуры страны или конкретного региона. С его помощью создаются благоприятные условия для самостоятельного развития отдельных регионов государства.

Наконец, экономический принцип районирования рассматривает любой район как составную часть единого хозяйственного комплекса страны с определенным набором промышленных предприятий и инфраструктурных объектов.

Эти три принципа являются основополагающими и общепризнанными. Они учитываются при всех типах территориального районирования.

Сущность и уровни экономического районирования

Экономическое районирование - это процесс выделения районов или зон страны (региона), в которых отображено сложившееся разделение труда. Главная цель такого процесса - создание условий для ведения рациональной социально-экономической политики. При экономическом районировании территорий важно учитывать множество факторов. Прежде всего, речь идет о месторождениях минеральных и топливных ресурсов, климатических условиях, уровне плодородности почв, демографических показателях.

Экономическое районирование осуществляется на трех уровнях. Это:

  • макроуровень (выделение крупных экономических зон);
  • мезоуровень (выделение экономических районов в пределах одного государства или региона);
  • микроуровень (выделение промышленных центров, комплексов и узлов хозяйственной деятельности).

Сущность и виды географического районирования

Географическое районирование - это процесс выделения на местности отдельных систем и комплексов, которые отличаются своим внутренним единством и набором специфических природных особенностей.

Принято выделить несколько типов физико-географического районирования. Так, оно может быть зональным (широтным) или азональным, комплексным или же отраслевым. В случае отраслевого (покомпонентного) районирования деление местности осуществляется по рельефу, климату, растительности и т. д.

Самой элементарной частью в иерархической системе физико-географического районирования является фация. Это простейшая форма любого ландшафта, которая расположена в пределах одного биоценоза и отличается однородностью геологического строения, водного режима, микроклимата и почвенного покрова.

Современное районирование России

Самые первые попытки районировать территорию страны производились еще в дореволюционные времена. Однако самым ярким примером использования данного метода на практике стал так называемый план ГОЭЛРО 1921 года (всесоюзный план по электрификации). В его основу был заложен принцип единства административного и экономического деления государства.

Современное географическое районирование предусматривает выделение в пределах России двенадцати физико-географических стран. Каждая из них выделяется однородным рельефом, схожими климатическими и биогеографическими чертами. Вот эти страны:

  1. Русская равнина.
  2. Кавказ.
  3. Урал.
  4. Фенноскандия.
  5. Островная Арктика.
  6. Западная Сибирь.
  7. Средняя Сибирь.
  8. Северо-Восточная Сибирь.
  9. Корякско-Камчатско-Курильская страна.
  10. Байкальская страна.
  11. Алтайско-Саянская страна.
  12. Амуро-Сахалинская страна.

Современное экономическое районирование страны также предусматривает разделение территории России на 12 экономических районов. Все они различаются по площади и своей специализации. Перечислим все эти районы:

  • Центральный.
  • Центрально-Чернозёмный.
  • Северный.
  • Северо-Западный.
  • Северокавказский.
  • Восточносибирский.
  • Западносибирский.
  • Дальневосточный.
  • Поволжский.
  • Уральский.
  • Волго-Вятский.
  • Калининградский.

Заключение

Что такое районирование? Это процесс членения какой-либо местности на части (районы), выделяющиеся определенными признаками. Исходя из целей и задач, этот процесс может быть познавательным или же конструктивным. Исходя из внутреннего содержания, принято выделять географическое, экономическое, демографическое, климатическое районирование и другие его виды.

система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Предусматривает разделение государственной территории на области, районы, дистрикты, провинции, департаменты и т. д. В Российской Федерации административно-территориальные единицы - края, области и районы.

Основные черты административно-территориального деления

Система органов местного самоуправления и управления, как правило, строится в соответствии с административно-территориальным делением страны. Понятие административно-территориального деления Административно-территориальное деление – это деление государственной территории на определенные части с целью наиболее рационального управления государством. Административно-территориальное деление зависит от различных факторов. Как правило, в основе деления лежит удобство управления. К числу иных факторов, влияющих на образование административно-территориальных единиц, можно отнести: естественно-географические факторы (например, эти единицы образуются вокруг крупных городов); учитываются факторы демографического характера (то есть единицы образуются с примерно равным числом населения); учитывается национальный или этнический состав населения; особенности бытового уклада, религиозного характера. Весьма значительное влияние имеют факторы экономического характера и факторы политической жизни. Очень часто административные единицы существуют с незапамятных времен, т.е. они исторически сложились на территории бывших графств, княжеств, иных феодальных единиц, где граждане привыкли ощущать себя частью этой территории. Однако феодальные границы – это не есть что-то незыблемое. Они могут и перестраиваться, меняться в зависимости от потребностей современной жизни. Итак, как правило, в соответствии с административно-территориальным делением строится и система органов управления этими единицами, которые могут быть органами самоуправления и управления, поскольку каждая административная единица имеет какой-то орган власти или управления. Если такого органа нет, то это уже не административно-территориальная единица. Административно-территориальные единицы есть крупные и мелкие. Естественно, масштабам этих единиц соответствуют имеющиеся в них органы. В разных странах есть различные системы административно-территориального деления страны. Есть более развитые и менее развитые, простые и сложные. Это зависит от размера государства, от численности населения и площади этого государства. Называют двухзвенные системы административно-территориального деления, трехзвенные и т.д. Есть даже пятизвенные системы – такая система существует во Франции. Низшим звеном французского административно-территориального деления является коммуна. Коммуна – основа деления. Может быть, это не совсем то, чем когда-то в СССР был сельсовет, но это тоже первичное звено. Во Франции их насчитывается около 37 тысяч. Коммуна – это определенная численность населения, определенные границы, это первое звено государственной системы. Граждане коммуны избирают муниципальный совет – низший орган государственной власти и первичный орган самоуправления. Местный муниципальный совет выбирает мэра – это представитель исполнительной структуры. Далее идет кантон. Этот термин аналогичен швейцарскому термину "кантон", но это не одно и то же. В Швейцарии кантон – это субъект федерации (там 23 кантона), а кантон французский – этот объединение нескольких коммун. Кантон введен для удобства управления государственными делами. Своих органов самоуправления в этой структурной единице нет, кантон является избирательным округом. В кантоне имеется ряд должностных лиц, которых нецелесообразно иметь в каждой коммуне. Эта более крупная единица создается для того, чтобы в каждом кантоне для жителей нескольких коммун был свой нотариус, судья, участок жандармерии, призывной участок и т.д. Затем идет округ. В округе от 100 до 150 коммун. Во Франции свыше трехсот округов. Во главе округа стоит лицо не избираемое, а назначаемое правительством. Это должностное лицо – государственный чиновник – именуется субпрефектом. Округ – третье звено французской административно-территориальной системы. Четвертое звено называется департаментом. Департамент – это более крупная единица, включающая около 400 коммун или 35 кантонов. В департаменте имеется избираемый орган местного самоуправления, который называется Генеральный совет. Может быть логичнее было бы назвать его департаментским советом, но он называется генеральным советом. Принцип избрания этого совета достаточно прост: от каждого кантона избирается один генеральный советник. Таким образом, если в департамент входит 35 кантонов, то в генеральном совете 35 генеральных советников. Возглавляется генеральный совет префектом, который назначается правительством. Здесь достаточно своеобразное соединение принципов самоуправления и управления. Генеральные советники избираются не прямыми выборами, а многоступенчатыми, но все равно – это представители граждан. Самая крупная административно-территориальная единица во Франции называется регионом. (В некоторых пособиях употребляется французская транскрипция этого слова – режьон.) Регион имеет региональный совет. Регионы были образованы вместо провинций, которые много веков существовали во Франции; по традиции названия провинций стали названиями регионов. Они существуют и в настоящее время: Аквитания, Бургундия, Пикардия, Нормандия и т.д. В регионе есть префект региона – им является префект самого крупного департамента, административный центр которого является центром региона. Как мы видим, – достаточно сложная структура местных органов существует во Франции.

Административно-территориальное устройство

деление территории государства на части: области, провинции, губернии, департаменты и т. п. А.-т. у. любого государства обусловлено его классовой природой, задачами и функциями; цель его - в наиболее эффективной организации и функционировании всего государственного механизма, в особенности системы местных органов государственной власти (местного самоуправления).

В буржуазных странах А.-т. у. основывается преимущественно на соображениях административного «удобства» и фискально-полицейских интересах.

Советское А.-т. у. строится с учётом естественно-исторических и экономических условий (природные ресурсы, характер и уровень развития хозяйства, направление и развитие путей сообщения, количество и плотность населения и т. д.), национальных моментов (национальный состав населения, бытовые особенности), необходимости максимального приближения государственного аппарата к населению в целях предоставления трудящимся возможностей для участия в осуществлении государственной власти.

В СССР основными административно-территориальными единицами являются Область , Район , Город ,Село (станица, деревня, хутор, кишлак, аул), посёлок (рабочий, дачный, курортный); в РСФСР имеются, кроме того, края (См. Край ). Конституции союзных республик, имеющих областное (краевое) деление, содержат перечень областей (краев), входящих в их состав. Конституции союзных республик, не имеющих областного деления, содержат перечень городов республиканского подчинения и районов. Изменение областного (краевого) деления производится высшими органами государственной власти союзных республик в порядке, установленном для внесения изменений в конституции союзных республик. Изменения во внутриобластном (краевом) делении (упразднение районов, разукрупнение и образование новых районов и т. д.) в союзных республиках, имеющих областное деление, и изменения в районном делении республик, не имеющих областей, производятся Президиумом Верховного Совета союзной республики. Вопросы об образовании, упразднении, передаче в другой район сёл и посёлков решаются краевыми (областными) Советами депутатов трудящихся, а в союзных и автономных республиках, не имеющих областного деления, - Президиумом соответствующего Верховного Совета.

А.-т. у. других социалистических стран строится с учётом своих конкретных особенностей, регулируется конституциями, законами и указами по вопросам А.-т. у., законами о местных органах государственной власти.

Лит.: Барахатян В. А., Павловский Р. С., Создание и развитие советского административно-территориального устройства, «Уч. зап. Харьковского юридического института», 1957, т. 11, в. 1; Русинова С. И., Государственное устройство социалистических стран Европы, Л., 1966, гл. III, с. 90-112.

Н. П. Фарберов.

Существует ряд близких понятий - "административно-территориальное деление", "административно-территориальное устройство", "административно-территориаль­ная организация". Все ониозначают примерно одно и то же, описывая формаль­ную политико-административную структуру государства, или другими словами - его деление на формальные регионы.

Понятие «административно-территориальное деление» (АТД) имеет более выраженный политико-географический смысл. Под АТД обычно понимается соб­ственно политико-административная карта государства, представляющая собой со­вокупность административных единиц. АТД может пониматься и как процесс ("деление"), когда государство делят на такие единицы, и как результат этого про­цесса - сложившееся АТД. Процедура административно-территориального деле­ния аналогична процедуре районирования и представляет собой его частный слу­чай. Особенность АТД заключается в том, что районирование проводят государст­венные органы, исходя из поставленных управленческих задач, и что это райони­рование существует де-юре, в нормативных актах.

Родственные понятия «административно-территориальное устройство» (АТУ) и «административно-территориальная организация» (АТО) в современном дискурсе включают в себя институциональные аспекты. Они обычно подразумевают не только политико-административную карту, но и политические институты, всю систему отношений, связанных с созданием и переустройством АТД. АТУ (АТО) может, например, включать в себя региональные органы власти и общенациональ­ные властные структуры, занимающиеся административно-территориальным де­лением и даже региональной политикой вообще.

Главным структурным элементом АТД является административно-терри­ториальная единица ( ATE ) . Если понимать АТД как политико-административную карту, то она состоит из множества ATE. Административно-территориальная еди­ница является синонимом формального региона.

Система АТД является объемной. По вертикали она делится на иерархиче­ские уровни. Обычно АТД выстраивается по принципу матрешки, когда ATEболее высокого порядка делятся на ATE более низкого порядка. В результате возникает иерархия управленческих уровней, представленных в системе АТД. При этом на каждом таком уровне существует своя политико-административная структура, т.е. совокупность ATE данного порядка (первого, второго и т.д.).

Административно-территориальное устройство было характерно для всех государств во все времена, отличаясь лишь степенью сложности и разработанно­сти. Однако необходимо подчеркнуть, что регулярное АТД является феноменом современного национального государства. Под регулярностью мы подразумеваем такую ситуацию, когда территория государства почти без остатка, в официальном порядке делится на административно-территориальные единицы , в которых дей­ствует власть, обычно подчиненная общенациональной государственной власти, но во многих случаях обладающая самоуправлением. При регулярном АТД сущест­вуют четко определенные административные границы, и каждая ATE представляет собой целостное образование.

АТД - феномен вполне древний. Можно вспомнить пример Римской им­перии с ее делением на провинции. В то же время феодальная модель территори­ально-государственного строительства обычно нарушала регулярность АТД. Для этой модели в ее европейском варианте было характерно деление территории на центры (города) с определенным самоуправлением и периферии, находившиеся под властью феодалов-землевладельцев. Феодал являлся землевладельцем и регио­нальным лидером в одном лице, т.е. ATE могла одновременно представлять собой феодальное владение. При этом распространенная чересполосица феодальных вла­дений нарушала регулярность АТД.

Современное национальное государство, в отличие от средневекового фео­дального государства, обязательно использует регулярную систему АТД. Переход к современной модели территориально-государственного строительства происходил одновременно с формированием более или менее централизованной государствен­ной власти и организацией государственного управления (а также самоуправления) на местах. Для организации государственного управления на региональном уровне и формирования структур самоуправления обязательно требуется стройная и стро­гая система АТД.

б) Исторические модели АТД

2. Факторы, определяющие формирование АТД

Факторы административно-территориального деления

АТД любого государства является функцией его региональной структуры. Сама региональная структура, как ясно из первой главы, формируется в результате сложных эволюционных процессов и представляет собой несколько накладываю­щихся друг на друга структур различного происхождения.Региональную структуру государства можно представить как наложение этнокультурной, природно-географической и социально-экономической структур.

Исходя из этого, а также из существующей практики административно-тер­риториального деления, можно выделить следующие группы факторов, определя­ющих формирование его системы.