Урок о населении мира (10 класс).

Практическая работа Анализ размещения населения по карте «Плотность населения мира» Цель работы: формировать умение анализировать размещение населения по территории мира, научить пользоваться легендой данной тематической картой. Оборудование: атлас для 7 класса

Ход выполнения работы: 1. Внимательно изучите карту атласа, определите какую информацию вы можете получить 2. Назовите регионы мира, где плотность населения более 100 человек на 1 кв. км. 3.Назовите регионы мира, где плотность от 1 до 10 человек1кв.км._____________ 4.Сопоставьте данную карту с физической картой мира, влияет ли рельеф на размещение населения? _______________________________________________ 5.Сделайте сравнение и с картой « Климатические пояса Земли», какую зависимость вы обнаружили? ___________________________________________ 6. Найдите на физической карте реки: Инд, Ганг, Хуанхэ, Миссисипи- какая плотность населения в низовьях этих рек? ___________________________ Сделайте вывод о причинах неравномерного размещения населения по территории мира. _______________________________________________________________________
Практическая работа Определение соотношения между формами рельефа и строения земной коры Цель работы: формирование умений использования тематических карт для выявления взаимосвязей между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми. Оборудование: карты атласа «Строение земной коры», «Физическая карта мира» Тектоническая структур Форма рельефа Полезные ископаемые Восточно-Европейская платформа Южно-Американская платформа Индийская платформа Область мезозойской складчатости Область кайнозойской складчатости

Вывод: 1.Платформам в рельефе соответствуют __________________________________________ здесь залегают /тип полезных ископаемых /_________________________________ 2.Складчатые структуры в рельефе представлены ______________________________ здесь залегают / тип полезных ископаемых/__________________________________

Практическая работа Работа с климатограммами Цель: формирование умений анализировать климатические диаграммы и делать выводы о типах климата. Оборудование: карточки с климатограммами различных типов климата Евразии, карты атласа.

Ход выполнения работы: 1. По графику хода температуры определите средние температуры июля и января. 2. Рассчитайте среднюю годовую амплитуду температур. 3. Определите примерное среднегодовое количество осадков и режим их выпадения. 4. Полученные данные занесите в таблицу. 5. Сопоставьте данные таблицы с климатической картой и картой «Климатические пояса Земли» и определите климатический пояс и тип климата _______________________________________________________

Практическая работа Описание географического положения Евразии Цель работы: выявить особенности географического положения материка, как сам большого материка по площади; изучить береговую линию Евразии, отработать навыки определения ГП материка потиповому плану. Оборудование: карты атласа для 7 класса: « Физическая карта», «Климатические пояса и области»

Задания: 1.Относительно экватора материк лежит в ________________ полушарии; относительно 0 меридиана _______________________________ полушариях; пересекается ________________________ тропиком на севере материк пересекает _____________________________ круг. 2. Определите координаты крайних точек материка; северная - мыс Челюскин _______________________________ _широты южная – мыс Пиай _ _____________________________________ широты восточная– мыс Дежнёва ________________________________ долготы (?) западная – мыс Рока ____________________________________ долготы (?) 3. Определите протяженность материка: с севера на юг по 100 меридиану_ _______________________________________________ с запада на восток по 50 параллели ______________________________________________ 4. По карте «Климатические пояса и области » определите, в каких климатических поясах простирается континент ________________________________________________________ _________________________________________________ 5.Какими океанами омывается Евразия с севера ____________________________________________________________________ с юга _______________________________________________________________________ с запада _____________________________________________________________________ с востока ___________________________________________________________________ 6. Ближе всего к Евразии через проливы лежат материки _____________________ ____________________________________________________________________________ 7. Используя перечень номенклатуры, нанесите на контурную карту крупнейшие объекты береговой линии материка.
Практическая работа Описание климатической диаграммы города и выявление основных факторов формирования морского климата (на примере Лондона). Цель: научить анализировать данные климатической диаграммы, делать выводы о влиянии климатических факторов на формирование морского климата. Оборудование: атлас для 7 класса, учебник с.75, рис.38, с.335.

Задания: 1.Определите среднюю Т января, июля ______________________________ 2.Рассчитайте среднюю годовую амплитуду температур ________________ 3. Определите примерное среднегодовое количество осадков и режим их выпадения ____________________________________________________ 4. Определите по климатической карте направление преобладающих ветров __________________________________________________________________ 5.Определите по климатической карте, в каком климатическом поясе, области расположен город Лондон __________________________________________ Сделайте вывод: под действием, каких факторов формируется морской тип климата? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________

Практическая работа Составление по картам атласа комплексной характеристики одной из стран (на примере Средней Европы) . Цель: формирование умений отбирать необходимую информацию, анализировать отобранные данные, делать выводы о влиянии особенностей природы на хозяйственную деятельность населения. Оборудование: атлас 7 класса, учебник с.110-118, форзац учебника.

Задания: 1.Как называется столица страны? _____________________________________________________ 2.В какой части Европы расположена страна? ____________________________________________ 3.Страна имеет выход к океану, морю или внутриконтинентальная? __________________________ ___________________________________________________________________________________ 4.Какие формы рельефа преобладают, высшей точкой страны является? _____________________ ___________________________________________________________________________________ 5.В каком климатическом поясе расположена страна, определите тип климата _________________ ___________________________________________________________________________________ 6.Определите: Ср.t Я_______, Ср.t И ______ , min t,______ , max t,_______ , год. кол-во О ________ равномерно или неравномерно выпадают осадки, в какое время года больше и в виде чего? _________________________________________________________________________________ 7. Крупнейшей рекой является _______________________________, она берет начало _ _________ и впадает _________________________________________________________________________ 8. В каких природных зонах расположена страна, есть ли высотная поясность? 9. численность населения ________, коренное населения относится к расе ____________ , к языковой семье __________________________________________________________________ . 10.Население размещено равномерно или неравномерно, наиболее заселена часть страны ________________________________________________________________________________ 11. По комплексной карте определите какие отрасли промышленности развиты, на производстве каких культур и животных специализируется сельское хозяйство. Вывод: Обоснуйте вывод о развитии отраслей промышленности и сельского хозяйства ____________________________________________________________________________________________

Практическая работа Подготовка краткого туристического проспекта и карты «Достопримечательности страны» (на примере Италии) Цель работы: познакомить учащихся с достопримечательностями Италии, развивать интерес и воспитывать уважение к природе культуре других регионов мира; формирование умений работать с различными источниками географической информации. Оборудование: материалы Интернет, детская энциклопедия, справочная литература, атласы.

Задания: 1. 1группе: составьте описание вулканов, которые представляют интерес для туристов. 2 группе: изучите водные объекты Италии, сделайте подборку материалов о Венеции. 3 группе: познакомьтесь с памятниками истории, какие из них вы хотели бы посетить? 4 группе: какие композиторы, музыканты, художники, прославили страну? Какие музеи, театры имеют мировую известность 5 группе: изучите возможности рекреационных ресурсов страны, какие места для зимнего и летнего отдыха вы можете предложить? 2. На основе собранного материала сделайте презентацию с комментариями. 3. На контурную карту нанесите объекты, которые вы предлагаете для посещения туристами.

Практическая работа Сравнительная характеристика природы и хозяйства сухих и влажных субтропиков (на примере стран Закавказья) Цель: формирований умений работы с тематическими картами, отбора необходимой информации; умение делать выводы о зависимости типа климата от климатообразующих факторов. Оборудование: атлас 7 класс, учебник с 160-165. Задания: 1.Сравните географическое положение1)Колхидской низменности и 2)Куро-Араксинской низменности: а) в какой части Закавказья расположены: 1)___________________________________________________________________________________________________ 2) __________________________________________________________________________________________________ б) какими морями омываются: 1) ___________________________________________________________________________________________________________ 2) ___________________________________________________________________________________________________________ в) опишите климат данных низменностей: ср.t Я, ср.t И, min t, max t, годовое кол-во О 1) ___________________________________________________________________________________________________________ 2) ___________________________________________________________________________________________________________ г) объясните, почему Куро-Араксинская низменность получает меньше осадков 1)____________________________________________________________________________________________________________ 2) ___________________________________________________________________________________________________________ 2. Какие сельскохозяйственные культуры выращивают: 1) ____________________________________________________________________________________________________________ 2) ____________________________________________________________________________________________________________ Вывод: главной причиной разной специализации сельского хозяйства Грузии и Азербайджана является то, что эти страны __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа Составление характеристики одного из типов климата и нанесение на карту основных факторов его формирования (на примере муссонного климата полуострова Индостан) Цель: закрепить умения составлять характеристику климата территории, определять факторы, влияющие на распределение температур и осадков; формировать навыки работы с контурной картой. Оборудование: учебник, карты атласа

Задания: 1. Прочитайте текст с.192-193 учебника. 2. Используя план характеристики климата территории (с. 335 учебника), и карту на с.193 составьте устную характеристику климата полуострова. 3. Сделайте вывод о факторах, влияющих на климат: 3.1больше всего осадков выпадает на__________ полуострова, их приносят ___________, с ____________ океана: 3,2 в местечке Черапунджи выпадает более ____ мм осадков это объясняется тем, что: ________________________________________________________________________________ 4. На контурную карту нанесите: 4.1 северный тропик и экватор; 4.2 горы Гималаи 4.3 области В и Н атмосферного давления; 4.4 преобладающее направление ветров в июле и январе. 5. Подпишите климатический пояс и тип климата полуострова Индостан.

Практическая работа Анализ размещения населения по территории страны (на примере Китая) Цель: развивать умение читать тематические карты учить анализировать полученную информацию, делать выводы о размещения населения от природных условий. Оборудование: атлас для 7 класса с.21, учебник пар.34.

Задания: 1. Население по территории страны размещено (равномерно или неравномерно) ______________________________________________________________________________ 2.Наиболее плотно заселена ____________________________________________ часть страны (плотность _________________ -чел./ кв. км). 3.Менее заселена ______________ часть страны (плотность ______ чел/на кв.км.) 4.Есть ли территории, где население практически отсутствует? Где они находятся? _______________________________________________________________________________ Вывод: Население размещено _____________________, так как на размещение населения влияют следующие факторы: а) климат: наиболее заселенными являются климатические пояса ______________________ ______________________________________________________________________________ б) рельеф: высокую плотность имеют ___________________ части территории; в) близость океана: высокая плотность отмечается __________________________________ г) долины рек:: самая высокая плотность населения в долинах рек _____________________ На территории Китая четко выражены Восточная ____________________ заселённая часть и слабо заселенная ______________________________ часть страны.

Практическая работа Географическое положение Африки. Определение крайних точек материка, протяженности с севера на юг и с запада на восток . Цель: закрепить умения определять географическое положение материка, делать выводы об особенностях природы, зависящих от географического положения. Оборудование: атлас для 7класса, карты: «Физическая карта мира», «Физическая карта Африки»

Задания. 1.Африка почти по середине пересекается ______поэтому лежит в ______и_____________ полушариях. 2. Африка на западе пересекается _____ меридианом, поэтому расположена в _____и_______ полушариях. 3.Основная территория материка лежит между__________________________________________________ 4.Крайние точки: северная - мыс _____________________________________________________________ южная - мыс_______________________________________________________________ восточная - мыс _________________________________________________ ___________ западная – мыс ______________________________________________________________ 5.Африка омывается с востока _______________________________________________________________ с северо–запада ____________________________________________________________ 6.У берегов материка проходят течения: теплые ________________________________________________ холодные ______________________________________________ 7.Африка находится под влиянием постоянных ветров: __________________________________________ 8..Протяженность материка с севера на юг __________________________ градусов, _____________ км. 9. Протяженность материка с запада на восток ______________________ градусов, ______________ км 10.Материк расположен в климатических поясах:_______________________________________________ 11.Ближе всего расположены материки (указать относительно сторон горизонта)____________________ _______________________________________________________________________________________

Практическая работа Изучение хозяйства отдельных стран или регионов материка (Алжир, Кения, Нигер) Цель: продолжить формирование умений и навыков получения информации в процессе анализа карт атласа. Оборудование: атлас 7 класса.

Задания: 1.Внимательно изучите легенду карты «Комплексной карты Африки». 2.Какими полезными ископаемыми богата страна? ___________________________________________________________ 3.Какие отрасли промышленности получили развитие в данной стране? ____________________________________________________________________ 4.Определите климатический пояс, тип климата, почв, природную зону ________________________________________________________________ 5.Какие отрасли сельского хозяйства развиты? Назовите возделываемые культуры и виды животных, которых здесь разводят? ____________________________________________________________________ 6.Назовите заповедники, существующие в стране. _________________________________________________________________ 7. Какими стихийным бедствиям подвержена территория страны, какие природоохранные мероприятия проводятся в стране? _____________ ____________________________________________________________

Практическая работа Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны (на примере США) Цель работы: научить в результате анализа карт, выявлять региональные различия полуостровов Аляска и Флорида в природе и хозяйственной деятельности населения. Оборудование: карты атласа, текст учебника.

Задания: 1. Определите географическое положение полуостровов: 1,1 Аляска __________________________________________________________________________, 1.2. Флорида ________________________________________________________________________. 2. Омываются водами: 2.1 Аляска___________________________________________________________________________, 2.2 Флорида__________________________________________________________________________ 3. Расположены в пределах климатических поясов, тип климата: 3.1 Аляска____________________________________________________________________________ 3.2 Флорида __________________________________________________________________________ 4. Характеристика климата: 4.1 Аляска ___________________________________________________________________________-, 4.2 Флорида __________________________________________________________________________. 5. Природная зона: 5.1 Аляска____________________________________________________________________________, 5.2 Флорида __________________________________________________________________________. 6. Тип почв: 6.1 Аляска____________________________________________________________________________ 6.2 Флорида __________________________________________________________________________. 7. Традиционно население занимается: 7.1 Аляска ____________________________________________________________________________, 7.2 Флорида __________________________________________________________________________. 8. Современные отрасли хозяйства: 8.1 Аляска ____________________________________________________________________________ , 8.2 Флорида ___________________________________________________________________________. Вывод: природа и хозяйство полуостров имеют существенные отличия. Это объясняется тем что: _____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________

Практическая работа Описание реки по плану (Амазонка, Парана ) Цель: продолжить формирование умений, на основе анализа карт, составлять описание реки по типовому плану. Оборудование: учебник с.261,271,336.Атлас «Физическая карта Южной Америки»

План описания: 1.Название реки ___________________________________________________ 2.Река находится на материке в ___ части. 3.Река берёт начало _________________________________________________ 4. Река течёт с на; впадает ___________________________ относится к бассейну _________________________ океана. 5.Крупными притоками являются _____________________________________ 6.Река имеет (спокойное или бурное) течение, так как протекает по _____________________________________________________________________ 7.Река питается _____________________ водами __________________________ 8.Река замерзает, разливается, мелеет _________ . 9.Человек в хозяйственной деятельности использует реку для: _______________ _____________________________________________________________________

Практическая работа Составление географического описания островов (на примере одного из островов Новой Зеландии) Цель работы: закрепление умений использования карт атласа для географического описания острова. Оборудование: карта атласа «Физическая карта мира», раздаточный материал «Физическая карта Новой Зеландии».

Задания: 1.Найдите на карте остров Южный; 2. Географическое положение: 1) относительно Австралии остров расположен на ___________; лежит между _________ ю.ш. 2) остров простирается с ______________________ на _________________________________; 3) с запада омывается ___________морем, с севера заливом ____________________________; 4) от острова Северный отделяется проливом ________________________________________; 3. Рельеф: 1) по происхождению острова Новой Зеландии _______________________________________; 2) рельеф острова __________; на ______________ простирается горный хребет ___________; наивысшая точка острова гора ____________, высота ___________________________________ 4. Климат: 1) остров расположен в ______________________ климатическом поясе, средние температуры Я _____, И______, годовое количество осадков ________________________________________; 5. Внутренние воды: 1) остров _____________ внутренними водами, реки берут начало ______________ и несут свои воды _____________ океану, крупнейшей рекой является река ____________________________. 6. Остров Северный расположен в природной зоне _________________________________; 7. На островах Новая Зеландия расположено государство ____________________________, крупнейшие города__________________________________________________________________.

Практическая работа Составление краткой характеристики Северного Ледовитого океана Цель работы: формирование умений комплексного использования различных географических источников для описания природы Северного Ледовитого океана. Оборудование: карта атласа, учебник, схема движения воды в океане, материалы презентации «исследования Северного Ледовитого океана»

Ход выполнения работы: 1. Северный Ледовитый океан расположен относительно: Северного полярного круга и северного полюса______________________________________________________________________________ 2. По площади это самый_______________________________________________________ океан. 3. По количеству островов занимает __________________ место среди океанов. 4. Вдоль берегов льды движутся с _________ на __________, 5. Океан самый мелкий среди океанов, так как образовался в результате_________________________ _____________________ , самый крупный хребет ____________________,наибольшая глубина____ 6. Океан расположен в _____________________________________________ климатическом поясе, в природной зоне_____________________________________________________________________ 7. На шельфе морей найдены запасы _______________________________ , из биологических ресурсов человек использует_____________________________________________________________ 8. В период навигации океан используется как _____________ путь, крупнейшие порты____________ ______________________________________________________________________________________ 9. На островах океана много __________________________ станций, их данные используются для составления прогноза ___________________________________________________________________ 10. Выскажите своё мнение о перспективах использования богатств океана. Может ли человеческая деятельность повлиять на ПК Северного Ледовитого океана_________________________________ __________________________________

1. Изучите карту плотности населения мира. Установите ареалы с наибольшей и наименьшей плотностью населения. С помощью физической, климатических карт установите связь между плотностью населения и рельефом Земля, климатическими условиями.

Наибольшую плотность населения мы наблюдаем в Китае и Европе. Рассматривая климатическую карту, мы видим, то Китай расположен частично в умеренном, частично в субтропическом поясах. Можно сделать вывод, что в Китае можно выращивать различные культуры в соответствии с поясами, да и климат там не очень холодный и не очень жаркий, а это является благоприятными условиями для проживания человека, но в принципе высокая плотность населения в Китае объясняется высокой рождаемостью.

В Европе преобладает умеренный пояс: он также благоприятен для проживания людей, так как не очень жаркий и не холодный, также в Европе очень хороший рельеф: не слишком много гор и достаточно равнин для проживания и ведения хозяйства. В Гренландии численность населения достаточно мала, так как там ледники и очень холодно.

2. Почему роль природных условий в размещении населения постепенно ослабевает и соответственно повышается роль социально-экономических факторов?

Это связано с тем, что человек все больше приспосабливается к неблагоприятным условиям жизни, учится их преодолевать, создавать комфорт. В связи с растет значение социальных факторов - окружения человека и возможностей вести эффективную хозяйственную деятельность.

3. Назовите крупнейшие мегаполисы мира. Где они расположены и какие города включают?

1.Чикаго-это третий по числу жителей город США. 2.Сиэтл - крупнейший город, расположен он на северо-западе США. 3.Париж - столица Франции. 4.Гонконг-расположен на Коулунском полуострове и омывается с запада, востока и юга Южно-Китайским морем. 5.Питтсбург - город, расположенный в штате Пенсильвания, который находится в США. 6. Москва – столица России 7.Токио-это столица Японии, которая расположена юго-восточной части острова Хонсю. 8.Дубай - один из крупнейших городов Объединённых Арабских Эмиратов. 9.Лондон-это крупнейший город, расположенный на Британских островах. 10.Сидней - это по сути, самый крупный город Австралии и самый старый.

4. Чем городской образ жизни отличается от сельского?

Ритм жизни города более насыщенный, чем в сельской местности. Также город - источник бОльшего количества внешних раздражителей. Уровень шумов, пробки транспорта, большие скопления людей формируют образ городской жизни, комфортный для гиперактивных людей. Жизнь в селе, наоборот предполагает некую размеренность, больше значение имеет уклад, традиционные формы занятости.

5. Почему жители развивающихся стран стремятся жить в городе, а жители высокоиндустриальных государств нередко пытаются обосноваться ближе к сельской местности?

Развивающиеся страны – источник рабочих мест, которые сконцентрированы в городе и требуют рабочих рук, тогда как высокоиндустриальные страны – наоборот, перенасыщены производством. Люди, занятые в этой сфере, стараются уехать в сельскую местность.

6. Доля городского населения на планете составляет: а) от 1 до 5% б) от 5 до 15% в) от 40 до 55% г) от 75 до 85%

в) от 40 до 55%

7. В каких странах столицы не являются самыми крупными городами этого государства?

Сидней, Белиз, Сан-Паулу, Хошимин, Мумбаи, Торонто, Шанхай, Алма-Ата, Монте-Карло, Лагос, Дубай, Нью-Йорк, Цюрих, Йоханнесбург.

8. Назовите основные черты урбанизации. Подумайте, как урбанизация влияет на возникновение экологических проблем.

Быстрый темп роста городского населения.

Большая концентрация городского населения.

Разрастание городов, формирование городских агломераций. Города очень часто формируют вокруг себя крупные промышленные центры, заводы, фабрики, что не может не сказываться на экологии. Скопление транспорта, выбросы промышленных отходов, городские свалки, негативно влияют на окружающую среду.

9. Автор социолог, рассуждая о присоединении к России Сибири, делает вывод: «в освоении Латинской Америки при создании города первым зданием была церковь, а в освоении Сибири-острог». Как вы объясните такой вывод, имея при этом в виду, что в Сибири сохранились коренные народы, а в Латинской Америке – лишь в малой мере?

Сибирь – издавна являлось местом тюрем и ссылок. Идя на этот шаг, правительство преследовала ряд целей, в первую очередь необходимость вырвать заключенных из привычной социальной среды. Во-вторых, необходимость освоения этих земель, также требовала усиленного заселения этого сурового края.

10. Дайте прогноз, какими будут тенденции урбанизации к 2050 году. Чем вы аргументируете вам прогноз?

Мировая тенденция в отношении городов, формируется в проектах формирования городских агломераций. В первую очередь эти проекты, обусловлены экономической целесообразностью, меньшими затратами на грузоперевозки и обслуживание транспортных сетей между крупными городами. Перспективы роста численности населения, также заставляют людей «потесниться». Города будут больше, что само по себе будет являться стимулом для экономического роста.

11. Подготовьте сообщение об одной из крупных агломераций в мире.

Токио (яп. «Восточная столица»)

Город расположен в юго-восточной части острова Хонсю, на равнине Канто в бухте Токийского залива Тихого Океана. Площадь - 13,5 тыс. кв. км (площадь города - 2187 кв. км) . Область Большого Токио (под Большим Токио понимается городская агломерация, состоящая из ряда земель префектур Канагава, Сайтама и Тиба с мегаполисом Токио в центре) , с её текущей численностью населения в 35,7 млн. чел. , по всей видимости, и дальше останется номером один как самая густонаселённая городская область. «В 2025 г. Большой Токио, как по-прежнему ожидается, останется самой густонаселённой городской агломерацией с 36 млн. жителей», - сообщается в Ревизии Мировых Перспектив Урбанизации 2007. Такие доклады раз в два года освещают и прогнозируют общую численность городского и сельского населения по всему миру. Предполагается, что хотя Токио и останется самым густонаселённым регионом в последующие 17 лет, но рост численности жителей не будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Однако, согласно оценкам, он превысит 36,4 млн. жителей. Доклад включает в область оценки Токио, а также 87 близлежащих городов и посёлков, а также Иокогаму, Кавасаки и Тибу. Токио составляет 42% от общей численности городского населения Японии. Официально Токио является не городом, а одной из префектур, точнее, столичным округом, единственным в этом классе. Его территория, помимо части острова Хонсю, включает в себя несколько мелких островов к югу от него, а также острова Идзу и Огасавара. Округ Токио состоит из 62-х административных единиц - городов, посёлков и сельских общин. Когда говорят «город Токио» , обычно имеют в виду входящие в столичный округ 23 специальных района, которые с 1889 по 1943 составляли административную единицу город Токио, а ныне сами приравнены по статусу к городам; у каждого есть свой мэр и городской совет. Столичное правительство возглавляет всенародно избираемый губернатор. Штаб-квартира правительства находится в Синдзюку, который является муниципальным центром округа. В Токио также находится государственное правительство и главный императорский дворец. Из за сейсмической активности были разговоры о переносе столицы в другой город. Названы трое кандидатов: Насу (300 км к северу), Хигасино (недалеко от Нагано, центральная Япония) и новый город в провинции Миэ, недалеко от Нагои (450 км западнее Токио) . Токио является самым модным, современным и совершенным городом Японии, он никогда не спит и полон событий. Центр города. На востоке он граничит с префектурой Тиба, на западе - с префектурой Яманаси, на юге - с префектурой Канагава и на севере - с префектурой Сайтама. В него также входят острова в Тихом океане, расположенные от Хонсю прямо на юг. Ближе всего находятся острова Идзу, а острова Осагавара отстоят на целую тысячу км. Самая высокая гора в Токио, Кумотори, имеет высоту 2017 м; среди других гор самые высокие - это Такасу (1737 м) , Одакэ (1266 м) и Митакэ (929 м) . Самое большое озеро в Токио - озеро Окутама на реке Тама близ префектуры Яманаси.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района нижегородской области

«Средняя школа № 1 г. Перевоза»

Составитель: Тарасова И. А.,

учитель географии

Учимся с "Полярной звездой"

Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность

Оборудование: карта плотности населения, физическая карта мира, атласы для 7 класса

выяснить какова численность населения Земли, каковы причины ее изменения; почему плотность населения различна, учиться анализировать диаграммы.

ШАГ 1

Цель: проверка домашнего задания

Задание 1. Ответьте на вопросы теста.

1. Этнос в переводе с греческого означает

    народ

    племя

    группировка

    территория

2. Совокупность языков, произошедших от одного корня называется

    языковая группа

    языковая семья

    фамилия

    родственники

3. Математические способы изображения на плоскости поверхности земного шара называют

    условные знаки

    площадные знаки

    картографические проекции

    внемасштабные знаки

4. Выберите отличительный признак этнасов

    культура

    климат

    растительность

    животный мир

5. Какие религии относятся к мировым

    индуиз

    ислам

    синтоизм

    христианство

6. Международными языками являются

    французский

    немецкий

    испанский

    арабский

7. К национальным религиям относятся

    мусульманство

    конфуцианство

    синтоизм

    иудаизм

8. К городам с численностью свыше 20 млн. человек относится

    Манила

    Лос-Агджелес

    Калькутта

    Хартум

9. Города Токио, Сеул расположены в:

    Азии

    Северной Америке

    Южной Америке

    Африке

10. Компактное расположение городских поселений, объединенных между собой хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми связями называется:

    деревня

    село

    город

    городская агломерация

11. Какие города являются религиозными центрами:

    Иерусалим

    Осака

    Медина

    Сергиев Посад

ШАГ 2

Цель: выяснить, почему население Земли размещается неравномерно.

Задание 1. "Районы с наибольшей плотностью населения" . Для выяснения причин высокой плотности населения необходимо сопоставить карту плотности населения и физическую карту.

Евразия:

Европа

Азия

Африка

Вывод.

Задание 2. Используя карту плотности населения в атласе и заполните таблицу "Районы с наименьшей плотностью населения". Для выяснения причин низкой плотности населения необходимо сопоставить карту плотности населения и физическую карту.

Вывод.

Самооценка. Оцените задание № 1,2 по 3-х балльной шкале.

ШАГ 3

Цель: выяснить как меняется численность населения Земли

Задание 3. Проанализируйте диаграммы на рисунке 12 страница 21 учебника и ответьте на вопросы письменно (ответ полный):

    На каком материке проживает больше всего населения?

    Какой материк занимает второе место по численности населения?

    Численность население какого материка растет быстрее?

    Численность населения какого материка растет медленно?

Самооценка. Оцените задание № 3 по 3-х балльной шкале.

ШАГ 4

Цель: подведение итогов урока

Что узнали сегодня на уроке?

Контроль.

Оценить свои знания и умения следующим образом:

1. «Я все понял/а/, смогу объяснить этот материал другому» (5 баллов).

2. «Я все понял/а/, смогу объяснить этот материал другому, но при некоторой помощи учителя» (4 балла).

3. «Я понял/а/ материал частично» (3 балла).

4. «Я ничего не понял/а/» (0 баллов).

Цель: определение домашнего задания § 6, повторять определения

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Тип урока: практическая работа с элементами объяснения (лекции) учителя.

Основные понятия: плотность населения, факторы размещения.

Цель: закрепить понятие о плотности населения, охарактеризовать различия в плотности населения отдельных стран и регионов и причины ее изменения во времени; проанализировать карту плотности населения мира; выявить факторы размещения населения; сформировать умение расчета количественных показателей (на примере плотности населения).

Средства обучения: учебник, атлас для 10-го класса, настенные политическая и физическая, климатическая карты мира, карта плотности населения мира.

I. Объяснение учителя

Размещение населения - это процесс заселения и хозяйственного освоения людьми земной поверхности. Сложившаяся к настоящему времени картина размещения населения мира неоднородна. В мире существуют как густо- так и слабозаселенные территории.

Основным показателем, характеризующим размещение населения, является плотность населения. Ее рассчитывают как отношение численности населения (ЧН) в стране (регионе) к площади ее территории (S) и выражают в количестве человек, приходящемся на 1 км2, - чел/км2. Формула для расчета плотности населения имеет вид:


Плотность населения

II. Задания практической работы

1. По табл. 1 приложения учебника проследить изменение средней плотности населения мира при изменении численности населения. Данные таблицы учитель дополняет сведениями за 2000 год и просит рассчитать плотность населения мира:

Площадь территории (без Антарктиды) - 135,8 млн км2.

Население - 6261 млн человек.

Ожидаемый ответ: средняя плотность населения мира в 2000 г. составила 46,1 чел/км2.

Вывод: с увеличением численности населения происходит увеличение плотности.

Как вы думаете, какая еще существует причина изменения плотности населения в пределах одного государства? Такой причиной является увеличение площади территории государства либо за счет захвата новой территории, либо объединения государств, а также наращивания территории путем отвоевывания суши у моря (например, Нидерланды, Япония). В частности, японцы научились увеличивать свою территорию путем создания искусственных островов.

2. Проанализировать карту плотности населения мира и выявить основные регионы с наибольшей и наименьшей плотностью населения.

Результаты этого задания можно оформить в виде таблицы.

Дополнение учителя: существуют страны-рекордсмены по плотности населения. В первую очередь - это государства-карлики (Монако, Сингапур, Ватикан, Бахрейн). Из более крупных государств лидером по плотности населения является Бангладеш.
В 2000 г. плотность населения в этой стране достигла около 900 чел/км2. Если нынешний уровень рождаемости и прироста населения здесь сохранится
в будущем, то, согласно прогнозу, в 2025 г. плотность населения страны приблизится к 2000 чел/км2. Чрезвычайно высокая плотность населения характерна и для некоторых частей государств в городских агломерациях. Например, в районе Шанхая плотность населения превышает 3 тыс. чел/км2.

III. Каковы же причины (факторы) такого неравномерного размещения населения земного шара?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов, а учитель направляет их мысль и делает выводы. Итак, на размещение населения влияют исторические, природные и социально-экономические факторы.

Исторический фактор выражается в истории заселения отдельных территорий - открытии, колонизации и освоении новых земель. Учащиеся приводят примеры государств, опираясь на знания по истории и географии материков, где наиболее ярко проявилось влияние этого фактора (Россия, Канада, США, страны Африки, Латинской Америки, Австралия).

Влияние природных факторов объясняется на основе сопряженного анализа путем наложения друг на друга трех карт - плотности населения мира, физической и климатической. Учитель называет фактор, вместе с учениками объясняет его влияние, а самостоятельно они приводят подтверждающие примеры, объясняя тем самым образование густо- и слабозаселенных территорий. Влияние рельефа на размещение населения выявляется на основе анализа табл. 6 «Размещение населения по высотным зонам» приложения к учебнику. Результаты работы оформляются в виде таблицы.

Дополнение учителя: существуют государства, в которых большая часть населения проживает в горной местности. Таковы Боливия, Эквадор, Мексика, Перу, Непал, Бутан.

Из всех регионов мира наибольшая доля населения, проживающего на высотах более 1000 м, приходится на Африку (23%). Чем можно объяснить этот факт, ведь в Африке нет обширных высоких горных систем?

Ожидаемый ответ: Африка - это материк высоких равнин, средняя высота территории - 750 м.

К социально-экономическим факторам размещения населения относят наличие природных ресурсов (например, Донбасс на Украине, Рур в Германии), транспортных магистралей (Сингапур, Нидерланды, Япония), развитие производства (Западная Европа), рост численности населения как за счет естественного (развивающиеся страны), так и механического (развитые страны) прироста.

IV. Для обобщения и закрепления материала учащимся предлагают выявить, какие из перечисленных факторов оказали существенное влияние на заселение территории своего края.

Ожидаемый ответ : для Молдовы, Приднестровья и города Тирасполя, где плотность населения достаточно высока и в среднем составляет 128 чел/км2, таковыми являются, например, равнинный рельеф, благоприятный умеренно-континентальный климат, плодородные черноземные почвы, наличие рек Днестра и Прута. Из исторических факторов для города Тирасполя главным являлся военный (создание в 1792 г. крепости на берегу Днестра как форпоста России в период русско-турецкой войны). Социально-экономические факторы в прошлом сыграли важную роль в освоении территории и увеличении плотности населения. Но в настоящее время этот фактор оказывает отрицательное влияние, поскольку происходит уменьшение численности населения, а следовательно, и плотности.

Домашнее задание: § 14, до с. 57; вопрос 2 после параграфа.

По данным табл. 3 приложения учебника рассчитать плотность населения в следующих государствах: Ливия, Нидерланды, Норвегия, Индия, Австралия, Бразилия, Япония. Дать анализ факторов, которые определили особенности плотности населения в этих государствах.

Урок о населении мира (10 класс)

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть: