Привлечение иностранных инвесторов в россию. Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику

Вопрос привлечения иностранных инвесторов в Россию продолжает оставаться актуальной темой исследования среди бизнесменов, государственных чиновников, представителей научной интеллигенции. Согласно действию законов макроэкономики, инвестиции от иностранных инвесторы являются важнейшей составляющей экономического роста. Некоторые проблемы привлечения инвесторов в Россию предлагаются к рассмотрению в статье.

Роль иностранных инвесторов в экономике страны

Пример: Завод Ямал СПГ в России. Состав акционеров на 01.01.2017г. : НОВАТЭК — Россия (50,1%), Total — Франция (20%), CNPC — Китай (20%), Фонд Шёлкового пути — Китай (9,9%).

Экономическое развитие любого государства невозможно без значительных вложений, определяемых как инвестиционный процесс. Его рост служит одним из условий выхода из экономических кризисов, потому что способствуют увеличению производственного потенциала страны. Инвестиционный процесс предполагает капиталовложения в развитие основных фондов для того, чтобы произвести определенный продукт, а значит, это служит инвестициями в экономику региона или страны, в которую они осуществляются.

Согласно существующему законодательству к инвестициям иностранных инвесторов относятся все виды инвестиционных иностранных компаний, а также филиалов российских фирм за рубежом с целью получения дохода.

  • Существуют государственные инвестиционные капиталы, такие как займ, ссуда, грант или кредит, которые выделяются из госбюджета.
  • Частные инвестиции – это капитал, который частные инвесторы предлагают использовать своим партнерам для развития любого вида деятельности.

Представители международных организаций в сфере финансового консалтинга ежегодно анализируют ситуацию, которую демонстрирует мировая экономика. Они определяют привлекательность и безопасность для инвесторов разных государств с точки зрения целесообразности капиталовложений в экономику данной страны.

В предыдущее десятилетие Россия показывала хорошие показатели в следующих отраслях, куда иностранные инвесторы предпочитали вкладывать деньги:

  • Промышленное машиностроение;
  • Сектор финансовых услуг;
  • Продовольственная сфера;
  • Недвижимость ().

До 2014 года Российская Федерация занимала в подобных рейтингах 11 место, но по состоянию на 2015 год она понизила позиции и не смогла попасть даже в 25 стран, соответствующих необходимым критериям. Несмотря на то, что из десяти анализируемых показателей, снижение произошло только по трем, таким как:

  • условия кредитования;
  • защита интересов инвесторов;
  • решение проблем неплатежеспособности страны.

В международных отношениях, сложившихся в настоящее время, эти факторы привели к снижению инвестиционной привлекательности России.

Политическая составляющая способствовала уменьшению иностранных вложений в 2015–2016 гг., в то время как в предыдущий период цифры показывали тенденцию к росту. Статистические данные от российских экспертов подтверждают, что до 2014 года росли совокупные показатели иностранных вложений в российскую экономику, однако после этого периода они значительно снизились. Что касается приоритетных сфер вложения, то если ранее это были промышленность, торговля и финансы, которые составляли до 90% объема всех иностранных денежных средств, сегодня эксперты делают акцент преимущественно на торговле.

Сложности для осуществления инвестиционной деятельности в России

Заброшенный мраморный завод в Рускеале

Сегодня в обществе продолжаются дискуссии о роли, которую выполняют иностранные инвестиции для улучшения общеэкономической ситуации. В связи с этим существуют определенные проблемы, скорейшее решение которых может способствовать изменению ситуации к лучшему.

Среди самых распространенных препятствий для иностранных инвесторов такие, которые существуют не первый год — это экономические санкции, направленные против России Европой и США. Санкции являются причиной того, что инвесторы отзывают свои вклады в российских компаний, что негативно сказывается на курсе рубля по отношению к доллару и евро (см. ).

Также негативную роль имеют так называемые административные факторы, которые имеют как явный, так и скрытый характер.

К первому типу относится сложность законодательной базы и недостаточное регулирование предпринимательства. Что касается скрытых факторов – безусловно, это высокий уровень бюрократизма, а также коррупция чиновников. Эти составляющие негативно влияют на привлекательность страны для инвесторов.

Помимо этого большое значение в ее снижении имеет уровень развития регионов.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается разрыв, демонстрирующий неравномерное развитие субъектов федерации. Наибольшую привлекательность в плане иностранных инвестиций имеет Москва. Среди региональных единиц приоритет в этом плане имеют Северо-Западный, Дальневосточный и Центральный округ.

Неблагоприятное влияние на инвестиционный климат в стране оказывают высокие инвестиционные риски, которые способствуют снижению кредитного рейтинга. Безусловно, это сдерживает привлечение значительных капиталовложений из-за границы. Нивелировать риски могут специальные льготы.

В то же время российский рынок очень часто используется иностранными инвесторами в качестве площадки для осуществления краткосрочных проектов с целью получения гарантированной прибыли. В свою очередь отсутствие долгосрочных вложений в силу указанных выше причин не способствует стабилизации ситуации в экономике РФ.

И, наконец, эксперты говорят о том, что принятая в России ставка рефинансирования не соответствует показателям рентабельности большинства предприятий в разных отраслях, что не способствует улучшению сложившейся ситуации с инвестированием.

Экспертное мнение — Перспективные направления для иностранных инвесторов в России, во что вкладываются капиталы?

В настоящее время Россия – очень интересное направление для международных инвестиций. Основа интереса – возросший аппетит к риску в мировом масштабе, как следствие минимальных и даже отрицательных процентных ставок в развитых странах. При этом инвестиции в Россию имеют свою специфику – это санкции и другие политические ограничения, что отсекает часть потенциальных инвесторов, особенно консервативных. Вместе с тем российская экономика и финансовая система адаптировались к санкциям и обладают серьезной устойчивостью от внешних шоков, что вызывает серьезный интерес.

Долговая нагрузка государства, муниципалитетов и частных компаний на внешних рынках находятся на низком уровне. Соответственно, главное направление интереса международных инвесторов – долговой рынок. Доля международных инвесторов в ОФЗ составляет не менее 30 процентов, доля инвестиций в корпоративный долг существенно меньше, и именно эта доля потенциально будет расти. Несмотря на стабильность национальной валюты в среднесрочной перспективе, больший интерес вызывают внешние долговые обязательства компаний. С учетом санкций, будет расти число выпусков облигаций на азиатских рынках. Облигации, номинированные в рублях, вызывают меньший интерес, поскольку ликвидного рынка для хеджирования валютных рисков пока нет.

Второе направление для иностранных инвестиций тоже традиционно – это российских эмитентов. В настоящее время они показывают неплохую доходность, в том числе дивидендную, а главное – имеют серьезный потенциал к росту. Конечно, позитивный сценарий может реализоваться в случае отсутствия политических шоков, но желающие рискнуть найдутся. На этом рынке есть нормальные механизмы для внешних инвестиций – российские биржевые площадки встроены в мировую финансовую инфраструктуру.

Есть и альтернативные механизмы, например, расписки, которые торгуются на глобальных рынках. Особый интерес иностранных инвесторов вызывают как традиционные отрасли – нефть и газ, металлы – так и отрасли, имеющие серьезный потенциал к росту при улучшении экономической активности, такие как ритейл, банки и компании энергетической отрасли.

Еще одним перспективным направлением для иностранных инвестиций имеют новые инструменты – секьюритизированные облигации, облигации проектов частно-государственного партнерства и стартапы. Эти отрасли имеют серьезный потенциал к развитию, они будут открыты для иностранных инвесторов.

Государственная инвестиционная политика Российской Федерации (РФ) представляет собой комплекс проводимых государством целенаправленных мер по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности в целях реализации стратегии экономического и социального развития страны, что и определит основные направления инвестиционной деятельности в целом. В ее задачи входят: улучшение инвестиционного климата в стране, что затрагивает законодательство, налогообложение, государственное управление и экономику в целом, выбор и поддержка развития перспективных отраслей хозяйства, определение приоритетных отраслевых и региональных направлений вложения иностранных инвестиций, обеспечение конкурентоспособности российской продукции, поддержка иностранных и отечественных инвестиций в развитие экспортного производства, поддержка развития малого и среднего бизнеса и другие. Решение этих задач должно способствовать притоку иностранного капитала в российскую экономику.

Основными направлениями эффективной политики для привлечения инвестиций являются формирование стабильной нормативно-правовой базы, позволяющей регулировать привлечение инвестиций и предпринимательскую деятельность инвесторов; расширение форм привлечения инвестиций в экономику; укрепление отечественной валюты, стабилизация российского рынка ценных бумаг; организация системы информационного, маркетингового и консалтингового обеспечения инвестиционных программ и проектов; учреждение различных организационно-правовых структур для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, венчурных фондов, лизинговых фондов; создание условий для возврата, вывезенного из России капитала; а так же развитие системы гарантий, защиты и страхования отечественных и иностранных инвестиций, системы залоговых операций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из важнейших направлений государственной инвестиционной политики является обеспечение законодательно закрепленных механизмов государственных гарантий иностранных инвестиций, вкладываемых в российскую экономику. Система государственных гарантий возвратности кредитов может способствовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики с одновременным регулирование им доступа. Необходимость системы гарантий с участием государства обусловлена неблагоприятным состоянием основных участников кредитно-гарантийных операций - предприятий и банков. Так, малые и средние предприятия в основном не обладают достаточным имуществом и ресурсами, которые они могут предоставить в залог под кредит. Часто и крупные государственные предприятия ограничены в гарантоспособности, предусмотренной существующим законодательством. Кредитные ставки слишком высоки, а их частное и непредсказуемое изменение затрудняет планирование деятельности предприятий даже на ближайшую перспективу. Банки не заинтересованы работать с малыми и средними предприятиями, поскольку велики накладные расходы, а доходы в расчете на одного заемщика незначительны. Для банков предпочтительнее кредитование крупных предприятий по причине увеличения соотношения между доходом в расчете на одного крупного заемщика и накладными расходами. В связи с этим задача государства - создавать условия для кредитования банками и инвесторами малых предприятий: предоставлять государственные гарантии возвратности кредитов, т. е., разделяя с кредитором риски, государство осуществляет привлечение инвестиций и кредитных средств в сферу малого предпринимательства. Следует так же отметить, что разработанная правительством инвестиционная политика может быть эффективной, если для ее реализации созданы необходимые условия, включая наличие полной и доступной информационной системы, коммуникационной стратегии, консалтингового обеспечения и соответствующей системы финансовых инструментов, необходимых для иностранного инвестора. Привлечение иностранных капиталовложений в российскую экономику могло бы способствовать наличие налоговых льгот, финансовая помощь государства, современные технические и оперативные условия для иностранных компаний. Одной из проблем государственной инвестиционной политики в России является неравномерное распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики и регионам. В отраслях, в которые уже привлекаются иностранные инвестиции вследствие их высокого потенциала, использования специальных побудительных механизмов не требуется. В то время как развитие приоритетных отраслей(отраслей с высоким экспортным потенциалом: космические технологии, авиация, транспортное оборудование, химическая, пищевая и обрабатывающая промышленность; а так же отрасли, необходимые для всей экономики: биотехнологии для медицинского и сельскохозяйственного применения и информационные технологии) напрямую может зависеть от наличия соответствующих условий. Что касается положения с притоком иностранных инвестиций в регионы Российской Федерации, то здесь наблюдается еще более сложная ситуация, учитывая их крайне неравномерное социальное экономическое развитие, различные природно-климатические условия и многие другие факторы, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на намерения иностранных инвесторов относительно принятия решения о возможности и целесообразности капиталовложений в тех или иных регионах России. Кондратьев В. С. Особенности инвестиционной модели развития России. М.: ФОРУМ, 2011.- С.63.

Необходимо вновь вернуться к доступу иностранных инвесторов к информации о текущей деятельности правительства РФ, региональных властей, а так же информации о приоритетных инвестиционных проектах, имеющих реальные гарантии и льготное налогообложение. Основным средством доведения информации до инвестора должна стать коммуникационная система, которая будет способствовать закреплению благоприятного имиджа России как места размещения инвестиций и росту доверия российских и иностранных инвесторов. В этом плане могли бы положительную роль сыграть общероссийские государственные выставки приоритетных инвестиционных проектов с открытым доступом; проведение информационных семинаров по вопросам привлечения иностранных инвестиций. В дополнение к информационной и коммуникационной системам может положительную роль сыграть хорошо организованная эффективная консалтинговая сеть, включающая внешние консультативные организации, расположенные в стране получателе иностранного капитала. Основная функция этих организаций - проведение проектного и постпроектного консультирования, побуждающего иностранных инвесторов вкладывать капиталы в реальный сектор российской экономики. Для поддержки и финансирования соответствующего инвестиционного проекта существует разработка системы финансовых инструментов, основанных на конкурентоспособных условиях кредитования. Это, в свою очередь, позволит России привлечь иностранные производственные технологии, участвовать в совместных предприятиях и проектах научно-технического сотрудничества. В этом плане основными инструментами финансирования являются: эмиссия акций и облигаций на российском рынке капиталов, лизинг и внешние займы. Разработка и реализация информационной, коммуникационной, консалтинговой систем, а также системы финансовых инструментов, как основы эффективного механизма реализации государственной инвестиционной политики, позволит России осуществлять согласованную и тщательно продуманную политику привлечения иностранных инвестиций с учетом национальных приоритетов и на основе создания благоприятного инвестиционного климата при обязательном условии соблюдения собственных экономических интересов. Современная государственная инвестиционная политика направлена на определение и поддержку приоритетных отраслей российской экономики и регионов. Такими приоритетными областями привлечения иностранных инвестиций являются: освоение невостребованного научно-технического потенциала и развитие наукоемких производств, наращивание экспортного потенциала, обеспечение импорто-замещения, насыщения внутреннего рынка продукцией потребительского назначения, развитие агропромышленного комплекса. В условиях наличия невостребованного научно-технического отечественного потенциала особое значение имеет привлечение иностранных инвестиций в развитие и поддержку российских научно-исследовательских институтов, на обновление их материально-технической и экспериментальной базы. Для привлечения капитала в отрасли с высоким экспортным потенциалом требуется специальные меры государственной поддержки, направленные на поощрение иностранных и отечественных инвестиций в развитие экспортного производства. В этом плане достаточно эффективным является создание совместных предприятий с участием иностранного капитала, что может способствовать вовлечению российских предприятий в мирохозяйственные процессы. При этом необходимо отметить, что одним из важнейших критериев расстановки отраслевых приоритетов привлечения иностранных капиталовложений является непосредственная поддержка тех отраслей, которые обладают хорошими потребительскими перспективами, но рыночная доля которых пока недостаточна по причине большого объема импорта продукции этих отраслей при наличии неплохо развитого и вполне конкурентоспособного на внутреннем рынке отечественного производства. Что касается возможных перспектив привлечения иностранных инвестиций в регионы России, то здесь необходимо учитывать их специфические особенности. В этой связи следует иметь в виду, что в России имеются три типа регионов, каждый из которых имеет свою специфику: это трудоизбыточные районы Ставропольского и Краснодарского края, Ростовской области; моноотраслевые и депрессивные районы почти всей зоны Севера; а также центры сосредоточения огромного топливно-энергетического комплекса и добывающей промышленности Восточной Сибири; Архангельской, Тюменской областей; и высокоразвитые, с мощным научно-техническим потенциалом регионы Центра, юга Сибири и Дальнего Востока. Для привлечения иностранных инвестиций в эти регионы целесообразно применять государственную политику стимулирования иностранных инвестиций, сочетающую предоставление льготных налогов, кредитов для создания рабочих мест и стимулирования предпринимательской деятельности. А так же государственную политику следует направлять на создание благоприятного режима для иностранных инвестиций за счет использования ускоренной амортизации. Чапек М. В. Инвестиционная привлекательность экономики России. Спб.: Феникс, 2010.- С.80.

Определяя региональное направление приложения капитала, иностранный инвестор в первую очередь оценивает такие факторы, как наличие водных ресурсов и возможностей по очистке стоков, обеспечение электроэнергией, наличие сырьевой базы, инфраструктура и легкость доступа на основные рынки, материально-техническое снабжение, транспорт и коммуникации, наличие квалифицированных кадров, трудовые отношения и законодательство, сбытовые системы, близость к рынкам сбыта. В связи с этим государственные и научно-исследовательские учреждения используют статистические данные и достоверную информацию о достоинствах и недостатках основных регионов России, что может позволить правительству определить приоритетные региональные направления привлечения капитала, а иностранному инвестору принять наиболее эффективное решение о вложении средств. Иностранный инвестор, вкладывая свой капитал, естественно, стремится занять свою достойную нишу на российском рынке, который характеризуется огромной потребительской емкостью. Постоленко М. Л. Управление внешнеэкономической деятельностью в России. М: ФОРУМ, 2012. - С.348.

Следовательно можно сделать вывод, для сочетания интересов сторон в рамках государственной инвестиционной политики разрабатывается соответствующая целенаправленная стратегия привлечения иностранных инвестиций, которая призвана способствовать реализации потенциала российской экономики и разработке природных ресурсов страны для внутренних потребностей производства и населения. Не мало важным является сочетание национальных интересов и потребностей развития России, поскольку это создает благоприятные условия для повышения уровня жизни населения, развития отечественного производства и экономического роста России в целом. Реализация основных направлений государственной инвестиционной политики позволит создать эффективный механизм привлечения иностранного капитала в российскую экономику.

Российское государство для выполнения функции регулирования иностранного капитала использует как экономические, так и административные методы воздействия на экономику путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов, разработки и реализации инвестиционной политики, выработки мер, направленных на улучшение инвестиционного климата.

В 2011 году Йоаким Грёнвалль и Матиас Эклеф переехали в Россию, чтобы возродить справочник «Жёлтые страницы». Так появился сервисов отзывов Yell.ru . Они вложили в бизнес собственные деньги, а в 2014 году компания привлекла $11 млн от международных инвестфондов Kinnevik и Vostok Nafta.

Для ЦП предприниматели подготовили колонку, в которой рассказали, чем российские инвесторы отличаются от иностранных, как нужно с ними работать и почему не стоит брать деньги у наркобаронов.

Иностранный инвестор Российский инвестор
Работа с иностранным инвестором в первую очередь основана на доверии. Требует больше личных гарантий, стараясь максимально подстраховаться от потери инвестиций, и это доставляет некоторый дискомфорт предпринимателю.
Скорее, сделает шаг назад и даст стартапу возможность развиваться самостоятельно. Он четко понимает разницу между значениями слов «инвестор» и «предприниматель». Инвестор предлагает деньги и руководство, в то время как предприниматель управляет бизнесом. Запрашивает намного больше детальной информации и требует вовлечения и контроля со своей стороны в дела компании. Предпочитает вникать в цифры детально, контролируя весь процесс от и до.
Готов к тому, что может потерять деньги. И ваша задача убедить его в том, почему он должен воспользоваться этой возможностью.
В основном, вкладывает инвестиции в команду. Он хочет быть уверен, что компания сможет расти самостоятельно, имея правильно подобранный штат сотрудников. В основном, вкладывает деньги в то, что уже существует прямо сейчас, в фактические цифры компании.
Отличается структурированным подходом: все должно быть абсолютно прозрачно и понятно, кто за что отвечает, кто какое количество инвестиций вкладывает, что произойдет в будущем. Можно сказать, что он обращает больше внимания на документы, касающиеся будущего, и хочет видеть предельно белую компанию с открытой четкой структурой и пониманием, что произойдет дальше.

Мы выбрали иностранных инвесторов, потому что чувствовали, что они хотели понять всю картину в целом, в то время как российские инвесторы больше углублялись в детали на микро-управляющем уровне. Если вы знаете немного о взаимоотношениях с инвестором, будьте осторожны. Помните, вам следует искать такого, с кем вам будет комфортно работать в течение многих лет!

Это не означает, что нужно рассматривать только тех или иных. Пытайтесь говорить со всеми, но учитывая при этом специфику культуры, мышления и языка. Стоит всегда помнить, что не только инвестор выбирает, в какую компанию вложить свои деньги, но и предприниматель должен иметь возможность выбора среди инвесторов. Это естественные взаимоотношения — как между мужчиной и женщиной. Не только мужчина выбирает женщину, но и она его. Поиск наилучшего инвестора — это не вопрос выбора партнера «на данный момент», это как поиск партнера на всю жизнь.

Стартапер должен в первую очередь понять для себя, готов ли он работать с данным инвестором ежедневно, сможет ли этот инвестор позволять «смотреть на сторону» или даже совместно искать других инвесторов в будущем. Вам всегда следует думать о будущем.

Рассмотрим восемь основных правил подготовки компании для привлечения инвестора:

Используйте все шансы и возможности. В первую очередь вам необходимо ходить на различные тематические конференции и участвовать в стартап-конкурсах. В России для этого есть все условия: финский акселератор Startup Sauna, инновационный проект «Сколково» (Летняя школа ОтУС — summer camp Skolkovo), Стартап Академия LaunchGurus, конкурс стартапов «Школа молодого миллиардера», организованный Forbes, Digital October и так далее. Также стоит обратить внимание на подобные возможности за рубежом. Например, Slush в Хельсинки, IDCEE в Киеве, 500startups и Y Combinator в Америке.

Самое главное – не упускать ни одну возможность участия как в российских, так и в зарубежных конкурсах. Используйте этот период как прокачивание своего опыта, скилов. Нужно понимать, что это займет какое-то время, нельзя сдаваться, если вам отказали несколько раз. Будьте готовыми, что инвесторы и коучи зададут слишком сложные вопросы или такие, о существовании которых вы даже не могли предположить.

Важный момент — у вашего инвестора должна быть хорошая репутация. Это может очень сильно повлиять на решение об участии следующих инвесторов. Если первый инвестор неблагонадежен, скажем, наркобарон (шутка!), никто из потенциальных инвесторов не захочет связываться с ним. Вам следует очень аккуратно выбирать своего первого инвестора.

Всегда закладывайте больше времени на поиск инвестора. Лучше сразу искать одного-двух, но крупных, которые смогут вложить всю сумму целиком, чем много мелких. Это усложнит процесс, когда все новые и новые инвесторы будут присоединяться, поскольку структура компании сильно усложнится.

Используйте все возможные контакты. Не бойтесь спросить совета или помощи. Это, кстати, характерная черта россиян. Они считают, что если ты просишь помощи, то это показатель слабости. Но это показатель силы, на наш взгляд.

Наконец, не можем не упомянуть еще об одной возможности, поскольку сами ею воспользовались, переехав жить в Россию. Не исключено, что ваш стартап может быть успешным за границей, а не в России. Если вы, например, талантливый программист, может, имеет смысл переехать в Штаты, Лондон, Берлин или Стокгольм. Конечно, речь идет о тех случаях, когда есть четкое понимание, что ваш стартап выстрелит на определенном рынке. Понятно, что ехать с бургерами в Америку нет смысла, поскольку рынок там перенасыщен.

Вы нашли инвестора. Ура! Что дальше?

Юридическая сторона

Имейте в виду, что все инвесторы знают друг друга. Причем не только локально, но и на международном уровне. Если вам уже удалось привлечь одного инвестора, это открывает двери к новым. Важно сразу, на стадии подписания договора, обсудить, готов ли он к тому, что в будущем вы привлечете еще новых инвесторов.

Если у вас нет опыта, воспользуйтесь услугами юриста при составлении договора. Это must have, которым нельзя пренебрегать. В договоре прописываются все обязанности сторон: что произойдет, если одна из сторон решит выйти, что будет, если вы так и не получите обещанную сумму, что будет, если вы привлечете еще новых инвесторов.

Когда вы заключаете договор с иностранным инвестором, это дает, возможно, больше шансов, что условия контракта будут соблюдены.

Баланс

Мечта любого стартапера — привлечь как можно больше инвестиций. Но важно понимать, сколько по факту понадобится, потому что, если вы поднимете слишком много денег, не потратив их, вам придется отдать слишком большую долю инвестору. В то же время не стоит просить у инвестора 10 тысяч долларов. Одна из важных задач — найти идеальный баланс. В нашем случае, мы привлекли достаточно средств от двух иностранных инвестиционных фондов, поэтому остановились, найдя в себе силы отказать другим.

И помните, всегда есть вопрос бюджета, но на самом деле инвестору не принципиально, сколько вложить — 1-2 или 5 миллионов долларов. Он прекрасно знает, что пятилетний финансовый план не всегда является реальным, вероятность совпадения с прогнозом равна нулю. Ему важно понимать потенциал дохода от данного стартапа. Это то, чему стоит уделить больше всего времени.

Строительство объектов, как правило, ведется за счет кредитов или с привлечением средств инвесторов. Какие особенности следует учитывать, если финансирование осуществляет иностранный инвестор? Давайте разбираться.

Стройку финансирует иностранец
Рассмотрим такую практическую ситуацию. Филиал иностранной компании выступает в роли инвестора при строительстве офисного здания. Договор с техническим заказчиком, осуществляющим надзор за строительством, и с генподрядчиком тоже заключает инвестор. Участок земли арендован на 49 лет российским юридическим лицом, которое в процессе строительства не участвует вообще, только получает разрешения.

По окончании строительства часть здания будет принадлежать инвестору, а часть - арендатору земельного участка. При такой схеме строительства сразу возникает ряд вопросов. Легальна ли она? Возможна ли организация строительства в указанном порядке и имеет ли право инвестор получать возмещение НДС по сданным генподрядчиком строительно-монтажным работам, не дожидаясь ввода здания в эксплуатацию? Как в налоговом учете учитывать инвестору текущие затраты: аренду офиса, зарплату управленческого персонала и т. д. - как расходы текущего периода или включать в стоимость инвестиционного актива?

Юридические аспекты
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ лицо, имеющее на праве собственности или аренды участок земли, на котором будет осуществляться строительство, является застройщиком. Как следует из ситуации, арендатором земельного участка является российское юридическое лицо (далее - застройщик). Именно застройщик уполномочен привлекать специализированных заказчиков для организации строительства, построения взаимоотношений с проектировщиками и подрядчиками, осуществления строительного контроля, что также следует из процедур, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

При заключении договоров строительного подряда следует руководствоваться главой 37 Гражданского кодекса РФ. Заказчиком по договору строительного подряда может быть лицо, имеющее разрешение на строительство, права на строительную площадку, а также утвержденную техническую документацию. Техдокументацию и строительную площадку заказчик должен передать подрядчику для выполнения работ (ст. 743, 747 Гражданского кодекса РФ). Иными словами, чтобы привлечь подрядчика, нужно являться застройщиком или специализированным заказчиком, которому застройщик поручает привлечение подрядной строительной организации.
Таким образом, инвестор, не являющийся застройщиком, не имеет законодательных полномочий по привлечению заказчика или подрядчика. Следовательно, организация строительства в порядке, изложенном в ситуации, не соответствует требованиям градостроительных процедур и Гражданскому кодексу РФ.

Особенности учета и налогообложения
Что касается возмещения НДС инвестором в процессе строительства, то риски в отказе возмещения налога со стороны налоговых органов оценить невозможно из-за несоответствия фактического построения взаимоотношений между участниками строительства требованиям действующего законодательства. Экономически инвестор имеет право на такие вычеты. Насколько формальная сторона вопроса может повлиять на отказ в вычете, сказать трудно.

Текущие расходы инвестора, связанные со строительством объекта, могут быть учтены в составе инвестиционного актива. В процессе строительства инвестор может учитывать их по дебету счета 08 и включить их в первоначальную стоимость основного средства вместе с расходами по выполненным строительным работам. Учесть их как текущие расходы в налоговом учете достаточно проблематично, поскольку они могут не соответствовать критериям пункта 1 (экономическая обоснованность и связь с деятельностью, направленной на получение доходов).

Представители малого и среднего бизнеса, для получения прибыли, предпочитают работать и решать свои проблемы самостоятельно. Акционеры крупного бизнеса, полагаются на компетентность своего назначенного директора и управляющей команды. Большинство учредителей банка это не банкиры с соответствующим финансовым образованием, а бенефицары бизнеса, те кто создал банк для своего градообразующего предприятия, поставив управляющего способного правильно распределять свободные денежные потоки, извлекая прибыль.

Так или иначе наступает момент, когда у каждого предпринимателя, бизнес становиться «доенной коровой» и больше чем есть, с него в своем районе или регионе, не выжмешь. Чтобы преуспеть в конкурентной среде, надо развиваться дальше, необходимы новые идеи и денежные средства. В кризис со снижением спроса, выживают финансово подкованные компании. Тем, кто имеет финансовую подушку в виде накоплений или доступ к дешевым и длинным деньгам(инвестициям). Для них кризис это новые возможности, а не проблемы. Это момент, когда можно скупить то, что подешевело и монополизировать свой бизнес.

Кому доступны инвестиции?

Как ни странно, крупному бизнесу. Богатые становятся богаче, потому что они работают с кредитными средствами. У них есть возможность и деньги для привлечения новых инвестиций. Бесплатных инвестиций нет, бесплатно очень дорогое слово в бизнесе. Если у тебя есть хорошая идея, инвестиционный проект и ты хочешь привлечь иностранного инвестора: - покажи деньги, свои собственные средства для реализации проекта. Крупный бизнес и некоторые крупные коммерческие банки знают предварительную стоимость иностранных инвестиций и готовы оплачивать расходы, связанные с оценкой проекта и аудитом.

Чем страхуется инвестор, предоставляя инвестиции?

Инвестор, тем более иностранный, изначально заказывает аудиторскую проверку проекта и проверку действующей компании инициатора. Аудит оплачивает инициатор проекта. Команда аудиторов не только оценивает риски и рентабельность проекта, выезжая на место реализации, но и проверяет надежность, компетентность бенефициаров проекта. Если речь идёт о крупных проектах, то оценивается возможности бенифициаров решать любые проблемы на уровне региональных властей и в конкурентной среде.

Крупный инвестор, если он не будет являться стратегическим партнером в вашем проекте, предоставляет кредит под низкие проценты и на длительный срок. Надо понимать, что те минимальные проценты по кредиту не основная его цель, он зарабатывает на другом. Главную роль в этом играет, реализация проекта и выполнение сроков окупаемости. Ему важно, что деньги будут работать и управлять деньгами будет надежная команда специалистов под присмотром опытного бенефициара. Если вы решили привлечь иностранного инвестора, необходимо менять стереотип. Бесплатных инвестиций нет и они не бывают дешевыми.

Если ваша цель найти стратегического инвестора, будущего партнёра по бизнесу, также готовьтесь к расходам. Будьте готовы и к тому, что любой просчёт по проекту, любые не предвиденные денежные расходы, инвестор будет использовать для уменьшения вашей доли в бизнесе, соответственно ваш голос станет уже не решающим.

Как не ошибиться в кредитном брокере и не стать жертвой мошенников?

Как правило, инвесторы работают через брокеров. Если вы готовы к предварительных расходам, то важно найти настоящего кредитного брокера. Предоплата за аудит является неотъемлемой частью при предоставлении инвестиций и это могут использовать мошенники. Чтобы избежать неоправданных расходов, необходимо задавать правильные вопросы и на них получить правильные ответы и желательно это делать не по телефону, а при личной встрече с брокером.

1. Какова общая стоимость предварительных расходов по получению инвестиций?

2. Стоимость аудиторской проверки, какие условия оплаты?

3. Какой процент берётся за выдачу кредита?

4. Предоставляются ли финансовые каникулы по кредиту, сроки?

5. Будет ли списываться страховка от финансовых рисков с суммы кредита?

6. Какая ставка по кредиту?

7. Какие ресурсы предоставляет инвестор для увеличения уставного капитала, сколько?

Получив правильные ответы, бенефициар проекта, также может рассчитывать на разговор с инвестором до внесения каких-либо предоплат.

Не редко опытный кредитный брокер к крупным проектам привлекает мелких инвесторов, готовых оплатить предварительные расходы и стать акционером будущей компании. Также в зависимости от проекта и желания бенефициара, предусматривается выпуск акций для размещения их на фондовой бирже, где речь уже идёт о других доходах. Это позволяет мелким инвесторам стать богаче, а крупным неприлично богатыми.

В данной статье речь идёт о приоритетном типе инвестиций - кредит без предварительного залога и предоставления БГ. Суммы инвестиций от 10млн. евро. На первом этапе предусматривается увеличение уставного капитала компании, что в последствие по кредитному договору станет залогом. Данный тип инвестиций снижает долговую нагрузку на проект. Позволяет бенефициару оставаться владельцем своего бизнеса и управлять проектом самостоятельно. Для реализации проекта бенефициары должны иметь собственный минимальный капитал до 5% от стоимости проекта.