Международное агентство по гарантированию инвестиций проблемы. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций



Введение

Одно из важнейших направлений развития процессов глобализации в мировой экономике - международное движение капиталов, которое находит свое выражение в виде разного рода иностранных инвестиций, объем которых постоянно растет. Хозяйственная, предпринимательская деятельность иностранных инвесторов на территории принимающей стороны, в большей степени, чем в собственной стране, сопряжена с различного рода рисками, приводящими к убыткам инвесторов, и, прежде всего, с так называемыми политическими рисками. Это - риски, связанные с незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, с экспроприацией иностранной собственности, с изменениями законодательства принимающей стороны, резко ухудшающими положение иностранных инвесторов, а также риски, связанные с гражданскими беспорядками, вооруженными столкновениями и другими подобными действиями. Поэтому иностранные инвесторы стремятся защитить свои интересы, в том числе с помощью различных правовых средств.

Страхования иностранных инвестиций, занимает важное место в международном частном праве, достаточно широко применяется на практике зарубежными странами.

Между тем проблему страхования инвестиций нельзя решить только на национальном уровне. В результате потребовалось создание организации, которое дополняло бы эти структуры и улучшало бы инвестиционный климат путем предоставления гарантий и участия в другой деятельности по содействию инвестициям. Таким учреждением и стало Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, правовому статусу которого и посвящена настоящая работа.

Основной целью контрольной работы является, комплексное исследование правового статуса Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Цели и задачи агентства

Осуществляя капиталовложения на территории иностранных государств, инвесторы несут целый набор специфических рисков, которые принято называть некоммерческими или политическими: риск экспроприации (национализации) капиталовложений со стороны принимающего государства, риск войны и гражданских беспорядков, риск введения ограничений или полного запрета на конвертацию и перевод за рубеж местной валюты и т.п. Естественно стремление инвесторов свести к минимуму эти существенные риски путем их страхования 1 .

Конечно, ничто не мешает традиционным частным страховым компаниям принимать на себя страхование такого рода рисков. Преимуществом данного вида страхования является возможность осуществлять одновременно страхование как от обычных коммерческих рисков, так и от специфических инвестиционных некоммерческих или политических рисков. Однако сложности с расчетом вероятности наступления страхового случая, большие суммы потенциального страхового возмещения, а также нерешенность проблемы получения конечного возмещения в порядке суброгации от причинителя вреда, каковым выступает суверенное принимающее государство, приводят к тому, что традиционные частные страховые компании не предоставляют услуг по страхованию от некоммерческих рисков или предлагают такой размер страховых взносов (премий), который делает страхование неэффективным для инвестора.

Практическое решение данного вопроса получило свое развитие начиная с середины XX в. благодаря заинтересованности развитых стран, экспортирующих капитал, в расширении капиталовложений национальных юридических лиц в экономику развивающихся принимающих стран. Становление национальных систем страхования от некоммерческих рисков происходило именно в рамках национальных программ поощрения инвестиций на территориях иностранных государств.

В мае 1984 года был представлен документ, озаглавленный "Основные характеристики предлагаемого Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций". В документе был изложен ряд ключевых особенностей, отличающих это предложение от структур, ранее обсуждавшихся в Банке. Это предложение с изменениями, внесенными в него в результате обсуждений, проведенных с Исполнительными директорами, впоследствии нашло свое отражение в "Проекте основных положений Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций", распространенного в октябре 1984 года. На основе этого документа были проведены консультации с правительствами государств - членов Банка. В результате этих консультаций был разработан пересмотренный проект Конвенции, распространенный среди правительств государств - членов в марте 1985 года. В период с июня по сентябрь 1985 года Исполнительные директора при помощи экспертов правительств государств - членов работали в рамках Комитета полного состава, созванного для обсуждения данного проекта Конвенции. В сентябре 1985 года Исполнительные директора завершили работу над проектом Конвенции и рекомендовали Совету управляющих принять резолюцию, открывающую Конвенцию для подписания.

По состоянию на 31 января 2008 г. в Конвенции участвуют 172 страны, включая США, Канаду, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Японию 2 .

Россия подписала Сеульскую конвенцию 15 сентября 1992 г. и с 29 декабря 1992 г. является ее полноправной участницей.

Данная конвенция как часть российской правовой системы (п. 4 cт. 15 Конституции РФ) регулирует не только обязательства РФ, связанные с суброгацией, но и весь комплекс норм, правил в международной страховой системе: стороны договора страхования, инвестиции, подпадающие под условия страхования, страховые риски, страховое возмещение, урегулирование спора инвестора со страховщиком и страховщика с государством - реципиентом инвестиций. Особенно важным является то, что этот многосторонний международный договор регламентирует именно те вопросы, которые не закреплены в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений как относящиеся к исключительной компетенции государства экспортера капитала, учредившего соответствующее агентство 3 .

Задачей Международного агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) в соответствии со ст. 2 Конвенции является стимулирование потока инвестиций в производительных целях между странами-членами и особенно в развивающиеся государства, дополняя тем самым деятельность МБРР, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений развития 4 .

МАГИ является членом Группы Всемирного банка, и её задача – содействовать привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в развивающиеся страны для обеспечения экономического роста, сокращения бедности и улучшения уровня жизни людей.

Главная цель МАГИ заинтересовать инвесторов и частных страховщиков в работе в сложных условиях.

МАГИ обладает сравнительным преимуществом во всех областях, - от уникального набора продуктов и способности восстанавливать уверенность представителей деловых кругов до текущего сотрудничества с государственным и частным страховым рынком, направленного на увеличение объемов страхования для инвесторов.

МАГИ даёт частным инвесторам уверенность и удобство, которые нужны для устойчивой работы в развивающихся странах. Будучи членом Группы Всемирного банка, и имея среди акционеров и страны-реципиенты, и страны-инвесторы, МАГИ обеспечивает инвестициям беспрецедентный уровень защищённости и убедительности. Участие МАГИ в потенциальных инвестициях способно буквально «оживить» проект, превратив его из «невозможного» в «реализуемый». МАГИ выступает в качестве мощного фактора сдерживания действий государства, которые могли бы негативно сказаться на инвестициях. Даже если возникает спор, вес организации при общении с правительством страны-реципиента часто позволяет снять все вопросы ко взаимному удовлетворению сторон.

МАГИ – лидер в оценке и управлении политических рисков, создании новых продуктов и услуг и поиске инновационных способов удовлетворения потребностей клиентов.

Присутствие МАГИ может стать решающим, - мы служим тем связующим звеном, благодаря которому принимаются решения о проведении сложных операций. МАГИ предлагает новые подходы к покрытию нетрадиционных рисков на региональном уровне, которые часто присутствуют в проектах, связанных с водоснабжением и другими инфраструктурными системами. Также предоставляются хеджинговые инструменты в отношении риска процентной ставки и предоставлять гарантии при работе на рынке капитала.

МАГИ дополняет действия других страховщиков инвестиций и работает с партнёрами в рамках своих программ совместного страхования и перестрахования. При этом расширяется возможности структур, занимающихся страхованием от политических рисков, и обеспечивается страхование инвестиций, а также заинтересовать частных страховщиков в участии в таких проектах, которые в противном случае ими бы не рассматривались.

С момента своего создания в 1988 году, МАГИ было предоставлено почти 800 гарантий на общую сумму свыше 14,7 млрд. долл. США по проектам в 91 развивающейся стране. МАГИ готова содействовать осуществлению социально, экономически и экологически устойчивых проектов, которые, прежде всего, отвечают интересам развития. Такие проекты обеспечивают широкие выгоды: они дают рабочие места и налоговые поступления, передают знания и ноу-хау.

МАГИ специализируется в содействии инвестициям в высокорискованные страны с низким уровнем дохода (напр., страны Африки и страны, подверженные конфликтам), - операции в таких странах составляют 42% процента портфеля. Благодаря партнёрству со Всемирным банком и другими структурами, МАГИ может привлекать средства для гарантийных целевых фондов, находящихся в доверительном управлении, для работы на этих непростых, «пограничных» рынках. Агентство также поддерживает сложные инфраструктурные проекты и стимулирует инвестиции между развивающимися странами.

Агентство привлекает свою юридическую службу, что позволяет устранять возможные препятствия для инвестиций. В рамках своей программы посредничества при рассмотрении споров МАГИ помогает правительствам стран и инвесторам разрешить противоречия и, в конечном итоге, улучшать инвестиционный климат в странах.

Структура и управления многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

В основном структура Агентства соответствует структурам других международных финансовых учреждений и особенно Банка и Международной финансовой корпорации. Агентство имеет трехъярусную структуру, состоящую из Совета управляющих, Совета директоров, а также из Президента и персонала 5 .

172 государства – члена Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям управляют его программами и деятельностью в лице Совета управляющих и Совета директоров. Каждое государство назначает одного управляющего и его заместителя. Полномочия корпоративного управления МИГА принадлежат Совету управляющих, который делегирует значительную часть этих полномочий Совету директоров, состоящему из 24 человек. Число голосов распределяется в зависимости от доли акционерного капитала, которую представляет каждый директор. Совет директоров регулярно собирается на заседания в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне; в ходе этих заседаний проводится анализ инвестиционных проектов, принимаются решения по ним и осуществляется надзор за управлением деятельностью Агентства в целом.

Каждый директор также является членом одного или нескольких из пяти постоянных комитетов, оказывающих Совету директоров помощь в осуществлении его надзорных полномочий посредством углубленного анализа стратегии и методов деятельности Агентства.

Ревизионный комитет дает Совету директоров рекомендации по вопросам финансового управления и другим управленческим вопросам в целях облегчения процесса принятия Советом решений по вопросам финансовой политики и контроля.

Комитет по бюджету рассматривает отдельные аспекты операционной деятельности, административной политики, норм и статей бюджета, оказывающие существенное влияние на экономическую эффективность деятельности Группы организаций Всемирного банка.

Комитет по вопросам эффективности развития (КЭР) дает Совету директоров рекомендации по вопросам оценки операционной деятельности и эффективности развития в целях контроля за выполнением задачи Банка по сокращению бедности.

Комитет по кадрам дает Совету директоров рекомендации по вопросам оплаты труда и другим существенным аспектам кадровой политики.

Президент Агентства назначается Советом директоров. Совет директоров принимает решение о назначении на этот пост кандидата, выдвинутого Председателем (пункт "b" статьи 33). Президент отвечает за проведение под общим контролем Совета директоров обычной деятельности Агентства, а также за организацию, назначение и увольнение персонала (пункт "a" статьи 33). Предполагается, что численность персонала будет ограниченной с тем, чтобы повысить эффективность и жизнеспособность Агентства. Размер оклада и условия контракта Президента определяются Советом управляющих (пункт "b" статьи 33). Это соответствует практике, принятой в Банке.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций
Multilateral Investment Guarantee Agency
Членство:

177 членов

Штаб-квартира:
Тип организации:
Основание
Основана
http://www.miga.org/

Многосторо́ннее инвестицио́нное гаранти́йное аге́нтство (МИГА , англ. Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA ; также - Многостороннее агентство по гарантии (гарантиям) инвестиций (МАГИ), Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) ) - одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с Международной финансовой корпорацией (МФК) , Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и самим Всемирным банком входит в Группу организаций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединённых Наций . Целью МИГА является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

Примечания

Источники

Литература

  • Егоров А. В. Международная финансовая инфраструктура, М.: Линор, 2009. ISBN 978-5-900889-28-3
  • Моисеев А. А. Международные финансовые организации. Правовые аспекты деятельности, М.: Омега-Л, 2006. ISBN 5-98119-503-7
  • Красавина Л. Н. , Былиняк С. А., Смыслов Д. В. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения, 2003. ISBN 978-5-297-02117-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

    МНОГОСТОРОННЕЕ АГЕНТСТВО ПО ГАРАНТИЯМ ИНВЕСТИЦИЙ, МИГА - организация для содействия экономическому развитию посредством стимулирования потока иностранных инвестиций в производственных целях между странами членами, особенно в развивающиеся страны. Входит в структуру МБРР и дополняет деятельность банка и …

    агентство по гарантиям инвестиций многостороннее - МАГИ Акционерное общество с начальным капиталом в 1 млрд. долл., учрежденное Сеульской конвенцией 1985 г. По инициативе мирового банка. Акционерами МАГИ являются более 100 государств, купивших акции в размере, пропорциональном тому капиталу,… … Справочник технического переводчика

    АГЕНТСТВО ПО ГАРАНТИЯМ ИНВЕСТИЦИЙ, МНОГОСТОРОННЕЕ - (МАГИ) акционерное общество с начальным капиталом в 1 млрд. долл., учрежденное Сеульской конвенцией 1985 г. по инициативе Мирового банка. Акционерами МАГИ являются более 100 государств, купивших акции в размере, пропорциональном тому капиталу,… … Большой бухгалтерский словарь

    Экспортно кредитное агентство государственное или частное учреждение, осуществляющее поддержку экспорта в стране экспортёре. Экспортно кредитные агентства предоставляют широкий набор услуг, к которым относятся кредитование внешнеторговых… … Википедия

    СТРАХОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ - страхование долгосрочных инвестиций, осуществляемых в зарубежных странах. Эта форма страхования получила распространение в промышленно развитых странах для уменьшения риска инвестиций в развивающиеся страны особенно с начала 60 х гг., когда после … Внешнеэкономический толковый словарь

    Международные инвесторы - (International investors) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Эволюция развития международных инвестиционных отношений Понятие международного инвестиционного права Участники международных инвестиций Формы международного… … Энциклопедия инвестора

    Всемирный банк - (World Bank) Всемирный банк это межправительственное кредитное учреждение, целью которого является повышение уровня жизни развивающихся стран, путем оказания им финансовой помощи Определение Всемирный банк, история Всемирного банка, его… … Энциклопедия инвестора

    Международная финансовая помощь - (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора

Писарькова А.А. гр. С1502мб


Цель: выявить, что представляет собой Многостороннее Агентство Гарантирования Инвестиций, для этого нужно решить следующие задачи.

дать определение МАГИ;

изучить историю образования и этапы формирования МАГИ;

определить сферы деятельности МАГИ;

дать характеристику МАГИ на современном этапе.

многостороннее агентство гарантирование инвестиция


МАГИ - Многостороннее агентство по гарантии (гарантиям) инвестиций, также МИГА - Многостороннее инвестиционное гарантийное агентство, также МАИГ - Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (англ. Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA) - одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с Международной финансовой корпорацией (МФК), Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и самим Всемирным банком входит в Группу организаций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединённых Наций. Целью МИГА является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

Конвенция об учреждении МИГА подписана в Сеуле 11 октября 1985 года. Основанное в 1988 году, МАГИ имеет более ограниченную сферу деятельности и мандат в сравнении с МФК. МАГИ представляет собой страховую компанию, финансируемую из общественных фондов. Оно содержится на взносы стран-участниц. В настоящее время (по состоянию на 1 сентября 2008 года) в МАГИ представлена 172 страна, в том числе Российская Федерация. Уставный капитал МАГИ превышает 1 млрд долларов США. К Штаб-квартира МАГИ, также как и других организаций группы Всемирного банка находится в Вашингтоне. МАГИ распределяет политические риски по следующим категориям:

Военные конфликты и гражданские волнения, в том числе акты саботажа и терроризма, способные оказать влияние на частные операции.

Расторжение контракта в случае, если правительство страны не придерживается или изменяет "правила игры", нанося материальный ущерб проекту.

Неконвертируемость валюты в случае отказа правительства разрешить кредиторам, инвесторам и спонсорам проекта переводить местную валюту согласно курсу обмена.

Экспроприация в случае, если правительство является причиной потери спонсором проекта собственности или контроля над капиталом и имуществом.

Претендовать на гарантии МАГИ могут частные фирмы и граждане, не зарегистрированные в стране, в которую направляются инвестиции. Гарантии предоставляются на срок от 3 до 15-20 лет.

Подобно МФК, МАГИ привлекательно для частных инвесторов своими связями в правительстве благодаря членству в Группе Всемирного Банка. МАГИ не обеспечивает субсидии для развития частного бизнеса: услуги предоставляются по рыночным ценам. Независимо от повышения или снижения политического риска в конкретной стране, клиенты МАГИ не имеют права отменить свои обязательства по страхованию до окончания действия контракта.

МАГИ действует только с получения разрешения от правительства страны; так некоторые страны отказываются признать существование политического риска в стране и, следовательно, подписать Конвенцию МАГИ. Агентство требует встречных гарантий от стран, подписавших Конвенцию. В случае гражданских волнений в государстве, МАГИ обязано выплатить определенную сумму пострадавшей компании, а государство, в свою очередь, обязано выплатить страховую компенсацию МАГИ. Максимальный размер гарантий составляет в настоящее время 110 млн долл. США на один инвестиционный проект и 440 млн долл. США на одну страну. Путем совместного страхования и перестрахования лимит может быть значительно превышен.

Как и МФК, МАГИ обеспечивает набор инвестиционных и консалтинговых услуг, за предоставление которых взимается оплата на рыночной основе.

При предоставлении гарантий предпочтение предоставляется инвестициям в страны с низким доходом, в страны с политическим риском или затронутые конфликтами, в экологически и социально значимые проекты, в развитие инфраструктуры. МИГА осуществляет также страхование инвестиций, проводимых между развивающимися странами.

МАГИ является сравнительно небольшой организацией, включающей приблизительно 100 или менее служащих в Вашингтоне. Агентство активно привлекает персонал МФК и внешних консультантов при выполнении операций, особенно в случае экспертовэкологической и социальной сферы. Юридически МАГИ, МФК и Всемирный Банк являются различными структурами, МАГИ имеет собственный Совет Директоров, хотя и состоящий из членов Совета Всемирного Банка. Президент МАГИ, Роберт Зеллик, выполняет функции президента Группы Всемирного Банка. С 1988 года МИГА выдало более 900 гарантий на общую сумму 17,4 млрд долл. США. При этом оно помогло разместить более 50 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций в 96 развивающихся странах.

Выводы: Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций - международная организация, главной задачей которой является поощрение иностранного прямого инвестирования в развивающиеся государства-члены для ускорения их экономического роста, предоставление страхования (гарантий) иностранным частным инвесторам от некоммерческих (т. е. политических) рисков, связанных с переводом валюты, экспроприацией, военными действиями и гражданскими беспорядками. Оно также оказывает техническую помощь странам в распространении информации об инвестиционных возможностях. Председателем Совета Директоров МАГИ является Президент Всемирного Банка. МАГИ создана в 1988г.


Теги: Многостороннее агентство гарантирования инвестиций Доклад Мировая экономика, МЭО

Принцип суброгации является основополагающим для такой универсальной организации, как Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ - МИГА) - Multilateral Investment Guarantee Agency (MIGA), учрежденной в соответствии с Сеульской конвенцией 1965 г. Термин guarantee в данном случае, как и в нормативных документах, регулирующих деятельность МИГА, переводится как "страхование" (insurance), а вовсе не гарантия как таковая. Английские слова guarantee (гарантия) и insurance (страхование) относительно к проблематике международного страхования инвестиций рассматриваются как синонимы.

Обсуждение целесообразности создания международной организации, занимающейся страхованием инвестиций стран-участников началось еще в конце 1950-х гг. Под эгидой Международного банка реконструкции и развития был разработан проект учреждения Международного агентства по страхованию инвестиций. Но в 60-70-е гг. XX в. этот проект не нашел поддержки у развивающихся стран и в 1973 г. работы по нему были приостановлены. Возобновленные в 1981 г., они завершились разработкой текста Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, который был одобрен Советом управляющих МБРР 11 октября 1985 г. на ежегодной сессии в Сеуле (отсюда ее второе название - Сеульская конвенция) и передан правительствам стран - членов МБРР и Швейцарии для подписания.

Учреждение МИГА наряду с продолжающейся тогда активной практикой заключения международных двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений ознаменовало собой начало нового этапа в развитии международного инвестиционного права, этап формирования единой комплексной системы страхования иностранных инвестиций.

Сеульская конвенция вступила в силу 12 апреля 1988 г., и 12 июня того же года МИГА начала свою деятельность . В Конвенции участвуют 20 промышленно развитых стран, включая США, Канаду, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Японию. Из числа развивающихся государств полноправными участниками являются 127.

Сеульская конвенция 1985 г. впервые сформулировала понятие международно-правовой суброгации, ввела унифицированные понятия и раскрыла их содержание.

Россия подписала Сеульскую конвенцию 15 сентября 1992 г. и с 29 декабря 1992 г. является ее полноправной участницей .

Данная конвенция как часть российской правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) регулирует не только обязательства Российской Федерации, связанные с суброгацией, но и весь комплекс норм, правил в международной страховой системе: стороны договора страхования, инвестиции, подпадающие под условия страхования, страховые риски, страховое возмещение, урегулирование спора инвестора со страховщиком и страховщика с государством - реципиентом инвестиций. Особенно важным является то, что этот многосторонний международный договор регламентирует именно те вопросы, которые не закреплены в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений как относящиеся к исключительной компетенции государства - экспортера капитала, учредившего соответствующее агентство .

Задачей Международного агентства по гарантиям инвестиций в соответствии со ст. 2 Конвенции является стимулирование потока инвестиций в производительных целях между странами-членами, особенно в развивающиеся государства, дополняя тем самым деятельность МБРР, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений развития .

Правовой статус МИГА весьма своеобразен. С одной стороны, это международная межправительственная организация, обладающая юридической правосубъектностью, с привилегиями и иммунитетом, присущим субъекту международного права. Например, МИГА пользуется судебным иммунитетом против исков, возбужденных против него государствами-членами или от их имени, а также по вопросам персонала, а его имущество - иммунитетом от предварительного обеспечения иска. Активы МИГА не подлежат реквизиции, конфискации, экспроприации или какой-либо иной форме ареста по решению исполнительных или законодательных органов того или иного государства. Его архивы неприкосновенны, имущество, доходы и операции освобождаются от любых налогов и таможенных пошлин. Иммунитет высших должностных лиц МИГА приравнен к дипломатическому.

Но в то же время основной предмет деятельности МИГА - страхование инвестиций от политических рисков - носит чисто коммерческий характер, поэтому оно обладает признаками, характерными для коммерческой организации. Прежде всего это выражается в том, что оно располагает акционерным капиталом. Первоначальный капитал МИГА составляет 1 млрд. долл., а специальных прав заимствования - 1082 млн. долл. США. По своим страховым обязательствам МИГА несет самостоятельную имущественную ответственность перед страхователями. Поэтому ему всегда надлежит поддерживать баланс между своими задачами как международной организации и своей финансовой устойчивостью как учреждения, занимающегося страховыми операциями.

Основу международно-правовой системы страхования, предлагаемой МИГА, составляет договор страхования, сторонами в котором выступает МИГА (страховщик, суброгат) и иностранный инвестор (страхователь, держатель гарантий). Несмотря на то что МИГА имеет международную правосубъектность, в отношении иностранного инвестора, каковыми, как правило, являются юридические лица, оно выступает в роли страховой компании. В соответствии с заключенным контрактом одна сторона - Международное агентство по гарантиям инвестиций обязуется выплатить другой стороне - держателю гарантий определенную в договоре сумму, составляющую обычно процент от суммы убытков, которые понес держатель гарантии и которые возникли в результате наступления одного из перечисленных в контракте случаев. В свою очередь, держатель гарантии обязуется в соответствии с заключенным с МИГА договором ежегодно выплачивать страховой взнос в размере устанавливаемого в договоре процента от суммы гарантии (Amount Guarantee).

Право международно-правовой суброгации по Сеульской конвенции в отличие от суброгации в гражданском праве характеризуется тремя аспектами:

Во-первых, права и обязанности иностранного инвестора (страхователя) переходят к страховщику - МИГА;

Во-вторых, отношения из частноправовой сферы, к которой относятся все отношения с участием иностранных частных инвесторов, переходят в международно-правовую сферу, сторонами в которых выступают два субъекта международного права (международная организация и государство-реципиент);

В-третьих, обязательной предпосылкой международно-правовой суброгации является наличие международного договора .

Предыдущая

МИГА – Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (Multilateral Investment Guarantee Agency) или Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям.

Это одно из автономных межд учреждений, кот, наряду сМеждународной финансовой корпорацией (МФК), Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и самим Всемирным банком входит в Группу орг-ций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением ООН.

Целью МИГА явл-ся содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

МИГА основано в 1988 году. Оно содержится на взносы стран-участниц. По состоянию на октябрь 2009 г. в МИГА представлена 172 страна, в том числе РФ.

Уставный капитал МИГА превышает 1 млрд долл. США. Конвенция об учреждении МИГА подписана в Сеуле 11 октября 1985 г. Штаб-квартира МИГА, также как и других орг-ций группы Всемирного банка находится в Вашингтоне.

Гарантии МИГА защищают инвесторов от рисков ограничения перемещения ср-в, конфискации, военных и гражданских волнений, нарушения условий контракта. Однако страхование от коммерческих рисков, например, от риска банкротства, не проводится. При предоставлении гарантий предпочтение предоставляется инвестициям в страны с низким доходом, в страны с политическим риском или затронутые конфликтами, в экологически и социально значимые проекты, в развитие инфраструктуры. МИГА осущ-т также страхование инвестиций, проводимых м/у развивающимися странами.

Претендовать на гарантии МИГА могут частные фирмы и граждане, не зарегистрированные в стране, в кот направляются инвестиции. Гарантии предоставляются на срок от 3 до 15-20 лет. В отличие от гарантий Всемирного банка, встречных гарантий от правительства страны инвестирования не требуется.

В то же время МИГА не предоставляет кредиты и не явл-ся самостоятельным инвестором. Гарантии не выделяются для инвестиций в производство табака и алкоголя, в организацию азартных игр. Максимальный размер гарантий составляет в настоящее время 110 млн долл. США на один инвестиционный проект и 440 млн долл. США на одну страну. Путем совместного страхования и перестрахования лимит м.б. значительно превышен.



С 1988 года МИГА выдало более 900 гарантий на общую сумму 17,4 млрд долл. США. При этом оно помогло разместить более 50 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций в 96 развивающихся странах.

Сеульская Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций в ст.2 закрепляет цели и задачи Агентства:

Задача Агентства – стимулировать поток инвестиций в производительных целях между странами-членами и особенно в развивающиеся страны, дополняя таким образом деят-ть Межд банка реконструкции и развития, Межд фин корпорации и других межд фин учреждений развития.

Для достижения этой цели Агентство:

а) предоставляет гарантии, включая совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран-членов;

b) проводит соответствующую дополнительную деят-ть по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны-члены и м/у ними; а также

с) пользуется такими другими дополнительными полномочиями, кот могут потребоваться для достижения этой цели.

Статья 11. Покрываемые риски

а) При соблюдении положений нижеследующих пунктов (b) и (с) Агентство может гарантировать подпадающие под гарантии капиталовложения на случай убытка в рез-те одного или нескольких нижеприводимых видов риска:

i) Перевод валюты – любое введение по инициативе принимающего правительства ограничений на перевод за пределами принимающей страны ее валюты в свободно используемую валюту или другую валюту, приемлемую для владельца гарантии, включая отсутствие действий принимающего правительства в течение разумного периода времени по заявлению, поданному таким владельцем на такой перевод;

ii) Экспроприация или аналогичные меры – любое законодательное действие или административное действие или бездействие, исходящее от принимающего правительства, в результате которого владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения, за исключением общеприменимых мер недискриминационного характера, обычно принимаемых правительствами с целью регулирования экономической деятельности на своей территории;

iii) Нарушение договора – любой отказ принимающего правительства от договора с владельцем гарантии или нарушение такого договора в случаях, когда (а) владелец гарантии не имеет возможности обратиться к

судебному или арбитражному органу для вынесения решений по иску об отказе от договора или его нарушении, или (b) такой орган не принимает решения в течение разумного периода времени, как это предусмотрено в договорах о гарантии в соответствии с положениями Агентства, или (с) такое решение не может быть осуществлено;

iv) Война и гражданские беспорядки – любые военные действия или гражданские беспорядки на любой территории принимающей страны, к которой применима настоящая Конвенция;

b) По совместному заявлению инвестора и принимающей страны Совет директоров квалифицированным большинством голосов может утвердить расширение сферы охвата настоящей статьи на конкретные некоммерческие риски помимо тех, которые указаны выше в пункте (а), но при каком случае не на риск девальвации или обесценивания валюты.

с) не подлежат покрытию убытки, возникающие в результате:

i) любого действия или бездействия принимающего правительства, на которое дал согласие владелец гарантии или за которое он несет ответственность; и

ii) любого действия или бездействия принимающего правительства или любого другого события, происшедшего до заключения договора о гарантии.

Статья 12. Инвестиции, подпадающие под гарантии

а) Инвестиции, подпадающие под гарантии, включают акционерное участие, в т.ч. среднесрочные и долгосрочные займы, предоставленные владельцами акций заинтересованному предприятию или гарантированные ими, а также такие формы прямых капиталовложений, кот м.б. определены Советом директоров.

b) Совет директоров квалифицированным большинством голосов может распространить возможность предоставления гарантии на любую другую форму среднесрочных или долгосрочных капиталовложений, за тем исключением, что займы, не упомянутые выше в пункте (а), могут подлежать гарантии только при условии, что они связаны с конкретным капиталовложением, гарантированным или подлежащим гарантированию Агентством.

с) Гарантии ограничиваются капиталовложениями, осуществление кот начинается после регистрации заявления на получение гарантии Агентства. В такие капиталовложения может включаться:

i) любое перечисление иностранной валюты, производимое с целью модернизации, расширения или развития существующего капиталовложения; и

ii) использование поступлений от существующих капиталовложений, кот в ином случае могли бы переводиться за пределы принимающей страны.

d) При предоставлении гарантии под капиталовложение Агентство удостоверяется в:

i) экономической обоснованности капиталовложения и его вкладе в развитие принимающей страны;

ii) соответствии капиталовложения законам и правилам принимающей страны;

iii) соответствии капиталовложения провозглашенным целям и приоритетам развития принимающей страны; и

iv) существовании условий для капиталовложений в принимающей стране, включая наличие справедливого и равного подхода к капиталовложению и правовой защиты для него.