Категории импортозамещающей продукции в рф. Лучшие примеры импортозамещения в россии

Доклад на конференции Московского экономического форума «Российская промышленность, состояние и перспективы» 24 марта 2016 г.

Санкции 2014 года дали толчок импортозамещению, объективные причины необходимости которого созрели уже давно. Ориентация на сырьевую экономику привела к заметной импортозависимости, к тому, что отечественная промышленность оказалась неспособной конкурировать с иностранными товарами как на внешнем, так и на внутреннем рынках. В итоге импортная компонента в производстве и в потреблении стала преобладающей.

Только в розничной торговле доля импорта составляет 46%, превышая по ряду направлений даже 90% (рис. 1).





Рис. 1. Доля импортной продукции в потреблении (по данным ЕМИСС, Отраслевых программ Правительства)

Например, в такой стратегической отрасли как фармацевтическая промышленность доля импорта достигла 70%, из них около 80% - это импорт из стран ЕС, то есть из государств, которые ввели в отношении России санкции. По оценкам премьер-министра доля импорта в станкостроении оценивается приблизительно в 90%, в тяжелом машиностроении - порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании - 60%, в энергетическом оборудовании - около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции - от 50 до 90% и т. д. В гражданском самолетостроении импорт также пока носит подавляющий характер - более 80%.

Подобная чрезмерная зависимость от импорта в потреблении готовых товаров затрагивает проблему суверенности страны и способности развиваться в ситуации внешнего экономического принуждения (ограничения в виде санкций). Импортозависимость прослеживается и в доминировании в отечественной промышленности импортного оборудования и комплектующих. По оценкам такие стратегические отрасли экономики, как тяжелое машиностроение и станкостроение, легкая промышленность, радиоэлектроника, фармацевтика и медицина на 80–90% зависимы от импортной продукции. Отсутствие собственных производственных мощностей в условиях сжатия денежно-кредитного предложения, ведущего к дефициту инвестиций, осложняет задачу реализации комплексной программы импортозамещения в том виде, в каком она необходима для обеспечения национальной безопасности.

Необходимость осуществления реальной и комплексной программы развития российской промышленности очевидны. При этом точечные и поверхностные преобразования не смогут содействовать суверенизации страны и трансформации ее в несырьевое государство. Но каковы необходимые объемы финансовых ресурсов и сроки импортозамещения?

ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ РАСЧЕТА

Общая сумма дополнительной произведенной продукции в стране должна составить 13,3 трлн рублей (рис. 2). Именно столько составил годовой объем импорта в 2015 г.


Рис. 2. Стоимость реального импортозамещения в отраслевом разрезе (расчет на основе данных ФТС)

Для сельского хозяйства срок выхода на уровень самообеспечения составит 3–4 года при полном объеме финансирования. Для машиностроения в среднем 5–7 лет с учетом необходимости профессиональной подготовки кадров. Объем продукции, которую нужно произвести в машиностроении - 5,96 трлн р, при этом в 2014 году - 8,36 трлн, то есть эта цифра занижена с учетом факта замедления экономического роста в стране. Производство товаров на данную сумму увеличит объем производимого ВВП в стране на 17%. Однако это минимальная оценка, которая не учитывает необходимости создания производственных мощностей, кадров, вложений в оборотный капитал. Однако оценка дает представление о минимальной сумме, достаточной для осуществления программ импортозамещения.

ВТОРАЯ МОДЕЛЬ РАСЧЕТА

Для наращивания производства по секторам объем инвестиций в основной капитал должен вырасти пропорционально доли импорта в потреблении. Иными словами, при данной гипотезе совокупный объем вложения в производственные мощности минимум должен составить 3,4 трлн рублей, это не учитывая степень износа основных фондов. Однако при необходимости обновления основного капитала совокупный объем инвестиций составит 4,3 трлн рублей. Это минимальный объем инвестиций, необходимый для организации производства. При расчете не принимались во внимание объем оборотного капитала, затраты на оплату труда и прочее.


Рис. 3. Цена импортозамещения: инвестиции в основной капитал сектора обрабатывающая промышленность (по данным Росстата)

В расчете исключен вариант достаточности дозагрузки действующих производственных мощностей. Расчет на загрузку без инвестиций в основной капитал не оправдан, так как всех потребностей страны не обеспечит. К примеру, даже если загрузить все производственные мощности по производству сельскохозяйственных тракторов, которые сейчас используются только на 19,3% (2013 г.), объем производства сможет удовлетворить только 45% потребностей и это с учетом, что потребности будут на текущем уровне, хотя они будут значительно возрастать в результате масштабного импортозамещения во всех отраслях.

ТРЕТЬЯ МОДЕЛЬ РАСЧЕТА

Оценить необходимые объемы инвестиций также можно на основе открытых данных по объявленным инвестиционным проектам, которые нуждаются в инвесторе. Совокупно на текущий момент промышленность нуждается в средствах на сумму 80 трлн рублей! И это только по зарегистрированным проектам, то есть созданным преимущественно стихийно без разработки специальных карт, на которых отражались бы пробелы российской промышленности (табл.1).


Таблица 1

Необходимость осуществления реальной и комплексной программы развития российской промышленности очевидна. Точечные и поверхностные преобразования не смогут содействовать суверенизации страны и трансформации ее в несырьевое государство. Но насколько эффективны уже принятые меры правительства, соотносятся ли они с задачами импортозамещения?

В марте в СМИ появилась информация, что в письме с итогами реализации политики импортозамещения в 2015 году, направленном в Правительство, фактически констатируется провал политики импортозамещения. Доля отечественных производителей на рынке радиоэлектроники за 2015 год выросла лишь на один процентный пункт, доля импорта в этом сегменте составляет 80%. Изначально в План импортозамещения в радиоэлектронной отрасли было внесено 534 проекта. На момент подписания плана их осталось всего 173. На конец 2015 года реализовалось 33 проекта, 7 были приостановлены из-за отсутствия денежных средств. Предполагается, что из требуемых на импортозамещение средств 41% выделит государство. 42% - это заемные средства, что сомнительно с учетом высоких ставок ЦБ. И 16,5% - это собственные средства предприятия, а в условиях кризиса это еще более проблематично.

На рисунке 3 видно, что за годы проведения так называемой кампании по импортозамещению в России не только не выросло производство, но оно в большей степени упало! И это при том, что промышленность и так не отвечала задачам обеспечения потребностей страны.


Падение производства связано в первую очередь с тем, что не был включен механизм оздоровления российской экономики, который жизненно был необходим в условиях кризиса. Меры, предпринятые государством, оказались недостаточными. Рассмотрим главные решения в данной сфере.

Антикризисный план ориентирован на спасение банковского сектора. Предлагается докапитализировать банки на сумму 1 трлн р, предоставить гарантии под кредиты на сумму 30 млрд р. В отношении импортозамещения в плане предлагается выделить 20 млрд рублей (всего) на субсидирование процентной ставки по кредитам - той самой ставки, которую при прежнем уровне в 5,5% можно было бы рационально субсидировать. В отраслевом разрезе план предусматривал финансирование свыше 1,7 трлн рублей на спасение банков, которые пострадали в результате ошибочной политики ЦБ. На поддержку промышленности были выделены весьма скромные суммы: меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта - 4 млрд р, поддержка малого и среднего предпринимательства - 5 млрд, сельское хозяйство - до 50 млрд, промышленность и топливно-энергетический комплекс - 17 млрд. Реальному сектору экономики Антикризисный план не помог, деньги были направлены на тушение рукотворного пожара в банковском секторе.

Системообразующие предприятия: это формальный список предприятий, которые могут рассчитывать на государственную поддержку, но не обязательно ее получат. Их включили формально. В список попали не нуждающиеся в господдержке предприятия розничной торговли. Около треть предприятий - это компании с иностранным капиталом (офшорная юрисдикция), в то же время из списка вычеркнуты полностью целые отрасли промышленности: станкостроение, радиоэлектронное оборудование, авиастроение, двигателестроение, судостроения и др. Сокращено число компаний фармацевтической промышленности, агробизнеса. Вспоминая опыт 2008-2009 гг. , когда из 295 предприятий в итоге реальную поддержку получили всего 40, говорить об эффективности и результативности данной меры не приходится. Данный список является декларацией и не представляется механизмом государственной политики в части импортозамещения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

Российская властная элита продолжает целенаправленно сокращать государственные расходы. Отрасли импортозамещения не попали в список неприкосновенных расходов, поэтому в целом их объем будет сокращен на 10%.

По структуре расходов в разрезе государственных программ стоит выделить, что из общей совокупности программ на долю тех, которые могут отвечать задачам импортозамещения, приходится только 6% от всех расходов (рис. 5).


Рис. 5. Доля финансирования программ в общем объеме расходов федерального бюджета на Государственные программы, 2015 г.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

К ним стоит отнести новую редакцию государственной программы России «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в которой прописана цель по снижению импортозависимости к 2020 году. В 2015 году Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 20 отраслевых программ импортозамещения в гражданских отраслях промышленности. В рамках этих программ планируется реализовать в общей сложности примерно 2,5 тысячи проектов. Выделение средств для поддержки импортозамещения происходит в форме субсидирования и софинансирования исследований, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках.

В 2014 году была принята программа поддержки инвестпроектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования. В рамках программы финансируются только отобранные в результате конкурса проекты, реализуемые до 2018 года в определенных секторах экономики: сельское хозяйство; обрабатывающая промышленность; химическое производство; машиностроение; жилищное строительство; транспорт; связь и телекоммуникации; энергетика. Деятельность на бумаге по импортозамещению развели бурную, но статистика говорит за себя об эффективности этой деятельности: инвестиции в основной капитал в 2015 году упали на 8,4%! Производство в секторе обрабатывающая промышленность - на 5,4%! ВВП просел на 3,69%.

ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Совокупный объем фонда составил всего 20 млрд рублей. Фонд кредитует проекты под ставку в 5%. На 2016 год фонд выделил средства только на 20 млрд рублей, а объем заявок составил 454 млрд рубл, потребность в инвестициях значительно выше. Чем готовность власти помочь с инвестированием! Из 1311 заявок, поданных в Фонд, одобрено было всего 74 - это менее 6% от поданных заявок. Однако общие объемы финансирования явно недостаточны даже для развития одной отрасли обрабатывающей промышленности.
Фонд национального благосостояния

Средства фонда, формируемого за счет нефтедоходов, предполагалось в конце 2013 года направить на развитие инфраструктурных проектов. Однако за 2014 год финансирование проектов из фонда не осуществлялось. В конце 2014 года в качестве основного претендента на получение финансовой помощи называли Роснефть, то есть по факту помощь вновь оказывается не обрабатывающей промышленности, а сырьевым гигантам. В декабре 2014 года был принят закон, по которому до 10% средств Фонда национального благосостояния (это 394 млрд р) может быть направлено в банки с капиталом не менее 100 млрд руб. То есть средства фонда будут адресованы для поддержки сырьевого сектора и докапитализацию банков.

СТАВКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

Главная причина обострения ситуации - это процентная политика Банка России. Со ставки в 5,5% на начало 20014 года он поднял ставку до 17%, тем самым превратил кредитование в недоступный механизм инвестирования. В последствии ставка была снижена до 11%, но в условиях резкой девальвации рубля инвестиционные проекты оказались нерентабельными: кредиты дорогие, а оборудование, которое до сих пор в России не производится, для нужд импортозамещения увеличилось в цене пропорционально обесценению рубля. При уровне заемных средств в оборотном капитале в среднем в 60–70%, а в некоторых отраслях свыше 90%, повышение ставки привело к росту издержек производства, то есть увеличению цен.

Долгосрочное кредитование для реализации инвестиционных проектов (инвестиции в основной капитал) оказалось практически приостановленным, поскольку надежды на снижение процентной ставки вынуждают производителей приостанавливать программы инвестирования в основные фонды. Ситуация, созданная ЦБ, может быть охарактеризована только как рукотворный кризис, в результате которого в первую очередь пострадали показатели экономического роста.

ОТТОК КАПИТАЛА И ДЕФИЦИТ ВНЕШНИХ ИНВЕСТИЦИЙ

В 2014 году в результате действий Банка России из страны было вывезено $153 млрд, что при текущем курсе составило 9,2 трлн рублей. Это около 13% ВВП или 65,5% расходов федерального бюджета 2014 года. В 2015 году отток капитала составил $56,9 млрд - 5,1% ВВП страны. Это колоссальные средства, которые могли служить задачам развития отечественной промышленности. И это при том, что было объявлено о принятии антиоффшорного закона. Из страны ежегодно вывозятся огромные суммы, как в виде непосредственного оттока капитала, так и под предлогом инвестиций за рубеж, которые преимущественно направляются в оффшорные зоны.

Но на что тогда надеется правительство? На отмену санкций, но это возможно лишь в случае возврата Крыма. На восстановление цены на нефть? Но даже при возврате к прежней цене экономика будет пребывать в состоянии рецессии.

И вопрос - а где же взять деньги? Запустить тот самый эмиссионный механизм постепенной подкачки средств в реальный сектор экономики, доведя за 7 лет уровень денежной массы до 100% от ВВП. Это позволило бы уже в следующем году получить 6,3 трлн рублей на нужды развития экономики.

Итак, какие меры необходимы для проведения импортозамещения?

1. Пересмотр денежно-кредитной политики: отказ от либеральной парадигмы, снижение процентной ставки, превращение кредитования для реального бизнеса в доступный источник инвестирования.

2. Перестройка системы образования: формирование государственного заказа на подготовку специалистов, необходимых для проведения импортозамещения. Текущая система образования готовит преимущественно специалистов гуманитарного профиля и управленцев - 58,9% от всех выпускников. В то время как на естественнонаучные и технические специальности отводится минимальное количество бюджетных мест, в коммерческих ВУЗах такая подготовка не осуществляется. В то же время для задачи импортозамещения нужны как специалисты с высшим образованием, так и выпускники средне-специальных учебных заведений.

3. Пересмотр стратегических планов развития страны. Разработка детальной программы импортозамещения во всех отраслях. Отказ от разработки сценария развития России при сырьевой модели, который в итоге всегда оказывается базовым.

4. По примеру Ирана предлагается реализовывать программы импортозамещения в отдельных отраслях силами государства. То есть провозгласить отрасли стратегическими, создать государственные предприятия, выполняющие как государственный заказ, так и частный, а также ориентированные на экспорт продукции и расширение мировых рынков сбыта. Стратегическими отраслями должны стать как сектор тяжелой промышленности, так и легкой. Исключение могут быть сделаны только по группе товаров, производство которых в России нерентабельно (например, некоторые виды ткани, продукции сельского хозяйства). Но в первую очередь страна должна полностью себя обеспечивать в секторах: фармацевтическая промышленность (как лекарства, так и медицинское оборудование), станкостроение, авиа и судостроение, машиностроение, автомобилестроение, пищевая промышленность, текстильное производство, производство бытовой техники. При этом необходим четкий контроль качества, чтобы отечественные аналоги не уступали зарубежным.

5. Пересмотр обязательств, взятых Россией при вступлении в ВТО. Это может быть как приостановление членства, так и выход из организации до тех пор, пока отечественная обрабатывающая промышленность не станет конкурентоспособной с иностранной. В рамках ВТО Россия не сможет реализовать программы импортозамещения.

Итак, предложенная программа выходит за рамки декларированных основ политики импортозамещения, сосредоточенных исключительно на финансовом аспекте. Риски срыва импортозамещения крайне велики. Но если оно не состоится, Россию ждет в будущем Россия текущего момента - сырьевой придаток с сокращающимися расходами на социальную сферу, с доминирующим капиталом крупнейших ТНК, подчиненная навязанным Западом правилам поведения. Итоги первых лет уже доказывают, что власти заняли выжидательную стратегию - ждать, пока конъюнктура на нефтегазовом рынке не улучшится, а тогда уже возможным будет вновь восседать на лаврах легкого роста за счет нефтекотировок.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Ввоз импортных непродовольственных товаров подскочил почти втрое, несмотря на широко развернутую госпрограмму импортозамещения. Специалисты объясняют рост импорта укреплением рубля и претензиями к качеству российских аналогов импортной продукции. Импортозамещение оправдано в оборонном комплексе и идет на пользу сельхозпроизводителям, а в остальных случаях оно только вредит, считают экономисты.


Как растет импорт

Импорт товаров из стран дальнего зарубежья в январе-ноябре 2017 года вырос на 24,1% до 181,4 миллиарда долларов, говорится в данных Федеральной таможенной службы. Более конкретные сведения за этот период отсутствуют. Их можно получить, если сложить помесячную статистику ведомства и сравнить ее с предыдущим годом.

За 11 месяцев объем импорта химической продукции из стран дальнего зарубежья вырос на 19% (до 33,4 миллиарда долларов) — это, помимо самой химии, фармацевтическая продукция, парфюмерия, косметика, моющие средства, полимерные материалы и каучук. Импорт текстильных изделий и обуви вырос на 30,8% (до 10,9 миллиарда долларов) — хлопка, различных волокон, трикотажной и текстильной одежды и обуви. Наконец, ввоз машиностроительной продукции вырос на 27,9% (до 93,4 миллиарда долларов), в том числе механического, электрического оборудования, инструментов, оптических аппаратов, а также различных транспортных средств — железнодорожных локомотивов, средств наземного транспорта, летательных аппаратов, судов и плавучих средств.

Импорт растет не только в денежном выражении, но и в тоннах. Правда, таможня публикует этот показатель применительно к «важнейшим товарам», которые пересекаются с вышеперечисленными только частично. Тем не менее, если сравнить абсолютный объем импорта из всех стран (а не только из дальнего зарубежья) за январь-октябрь 2017 года и за этот же период 2016 года, можно увидеть, что рост наблюдается практически по всем категориям «важнейших» непродовольственных товаров. Например, вырос объем ввоза хлопчатобумажных тканей (на 53%) и черных металлов (на 48,8%).

Почему растет импорт

Рост импорта в 2017 году сотрудники РАНХиГС объясняют дальнейшим укреплением национальной валюты. Сопоставление реального курса рубля к доллару и стоимости импорта (в долларах) показывает, что существует сильная взаимосвязь этих показателей. «Это согласуется с гипотезой, согласно которой именно реальный эффективный курс национальной валюты определяет динамику стоимостных объемов импорта. В январе-августе 2017 г. реальный курс рубля к доллару вырос на 19,9% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г., что сопоставимо с увеличением импорта в тот же период (+26,8%)», — говорится в исследовании.

По многим товарам импорт сокращался лишь в 2015 году, в результате сильной девальвации национальной валюты. Например, по данным РАНХиГС, с конца 2014 по конец 2015 года доля импортной продукции в обороте транспортных средств и комплектующих снизилась до 30%, после чего процесс импортозамещения прекратился. По мере укрепления рубля в 2016 году происходил уже рост импорта этих товаров.

Увеличение ввоза иностранных товаров выглядит любопытно на фоне широко развернутой в России программы импортозамещения, которая появилась в 2014 году в результате двух обстоятельств — после ввода санкций Запада (а затем «ответных» санкций России) и в связи с девальвацией рубля, которая привела к сильному удорожанию импортной продукции в рублях.

Помимо замещения зарубежного продовольствия, ввоз которого растет несмотря ни на что, правительство пытается заместить импорт в промышленности. Однако ни один государственный орган не ведет специальную статистику ввоза товаров, импорт которых необходимо замещать (не считая продовольствия, которое отслеживает Росстат).


Российские аналоги не устраивают промышленность

Если взять судостроительную сферу, то летом 2015 года бывший тогда главой Военно-морского флота Виктор Чирков объявил о проблемах, которые делают импортозамещение невозможным. По его словам, в тот момент энергетические установки для гражданских судов и военных кораблей делали в России всего три завода, которые находились в сильной зависимости от импортных поставок. В пример он приводил один из них — «Звезда», который выпускает энергетические установки собственной разработки, в изготовлении которых применяются импортные металлы, части корпуса, составные детали и электрическое оборудование. Например, турбонагнетающие установки импортировались из Австрии, Швеции и Швейцарии, сообщил он.

Контекст

Стопроцентное импортозамещение

Спектр 31.03.2017

Импортозамещение: Санкции? Супер!

Der Spiegel 06.09.2016

Крым: импортозамещение и реальность

Delfi.lt 30.06.2016

Импортозамещение для Рогозина

Радио Свобода 10.01.2016 Тогда же находившийся в одном помещении с главой ВМФ заместитель главы правительства РФ Дмитрий Рогозин (курирует промышленность и оборонную сферу) заявил, что программа импортозамещения в этой сфере провалена, а доля импортных комплектующих в судостроительных машинах и приборах составляет 95%. Спустя два года, летом 2017 года, господин Рогозин, судя по всему, изменил свою точку зрения на противоположную, без оглашения каких-либо конкретных данных. Информация о решении озвученных главой ВМФ проблем в судостроении после 2015 года также нигде не публиковалась.

Ситуация прояснилась к концу 2016 года, когда судостроители, переключившиеся на закупку российского оборудования, пожаловались на их низкое качество и цену, которая на 30% выше зарубежных аналогов.

Отметим, что разворот российских промышленников и госструктур в направлении внутреннего предложения насаждался на законодательном уровне. В период с 2014 по 2017 год правительство регулярно устанавливало для государственных заказчиков разнообразные запреты на импорт продукции. А с 1 января 2017 года аналогичные запреты распространили и на госкомпании.

Претензии к российским товарам возникли не только у судостроителей, но и в других сферах. Например, в октябре 2017 года в Москве открылся новый центр управления полетами стоимостью 3,6 миллиарда рублей с установленным там российским комплексом средств автоматизации управления воздушным движением «Синтез-АР4» (был выпущен заводом «Алмаз-Антей»). До тех пор московский авиаузел работал на шведской системе «Теркас». В результате новая система начала работать со сбоями, а представители авиакомпаний обрушились на нее с резкой критикой.

IT-сфера не заметила импортозамещения

Отдельного внимания заслуживает ситуация в сфере программного обеспечения и различных IT-продуктов. Государственным органам и госкомпаниям сейчас запрещено закупать иностранные программы (если есть аналоги в России). Эти запреты появились в том числе из-за того, что некоторые производители в последние годы отказывались обслуживать своих российских клиентов (из-за санкций Запада). Например, весной 2016 американская компания Cisco Systems отказала российской таможенной службе (и вероятно, остальным клиентам в России) в обслуживании и продаже новых продуктов. Доля импорта в закупках оборудования видео-конференц-связи (для нужд таможенного ведомства) составляла 100%, в закупках маршрутизаторов — 95%, коммутаторов — 90%, АТС — 55%.

Чтобы госструктурам было из чего выбирать, в начале 2016 года Минкомсвязь РФ создало официальный реестр отечественных разработчиков программных продуктов, в котором сейчас 3 тысячи 970 компании. Госорганы и госкомпании теперь выбирают поставщиков из их числа. Данные об импортозамещении в этой сфере отсутствуют.

Во всей IT-сфере (ПО плюс электроника) ситуация несколько иная. Если открыть рейтинг IT-компаний в России, распределенных по объему заработанной прибыли в 2016 году, можно увидеть, что первые места делят между собой фирмы, принадлежащие иностранным компаниям (или работающие в их интересах). Больше всего чистой прибыли за год получила компания «ЛГ электроник рус» (LG) — 7,3 миллиарда рублей, что почти втрое больше, чем в 2015 году. На втором месте — «Эппл рус» (Apple) с прибылью 6,4 миллиарда (годом ранее она заработала всего 7,2 миллиона). На третьем — «Самсунг электроникс рус Калуга» (Samsung), получившая 6,3 миллиарда (вдвое больше, чем годом ранее).

«Импортозамещение если и происходит, то настолько неспешно, что не может пошатнуть позиции и сдержать рост иностранных игроков. Их доля в суммарной выручке и прибыли рейтинга увеличилась до 50,5% и 60,9% соответственно»,- заявил Александр Левашов, главный редактор TAdviser (составитель рейтинга).

Вред импортозамещения

Импортозамещение допустимо в секторах, связанных с безопасностью России (в оборонно-промышленном комплексе, в сельском хозяйстве), считает заместитель гендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. В остальных случаях агрессивная политика государства в попытке заместить импорт приносит экономике больше вреда, чем пользы, считает он.

По его наблюдениям, от этой политики выиграли в основном сельхозпроизводители, некоторые виды химических производств и фармацевтика, а также частично сферы выпуска сельзохоборудования и бытовых приборов. Производство большинства остальных видов оборудования скорее пострадало от импортозамещения или никак на него не отреагировало. По мнению профессора Российской экономической школы Натальи Волчковой, импортозамещение в стране не сработало в принципе, и причин для такой политики не было и до сих пор нет.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.


Содержание:

Импортозамещение - это уменьшение или прекращение импорта определённых товаров путём запуска собственного производства аналогичных товаров.

Наиболее перспективными для импортозамещения являются следующие отрасли :

  • станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90%),
  • тяжелое машиностроение (60-80%),
  • легкая промышленность (70-90%),
  • электронная промышленность (80-90%),
  • фармацевтическая,
  • медицинская промышленность (70-80%),
  • машиностроение для пищевой промышленности (60-80%).

Импортозамещение в этих и других отраслях возможно только в случае наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам.

В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств.

Мнение: нельзя не заметить огромные успехи страны в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности. Задумайтесь — в 90х мы получали гуманитарную помощь, люди голодали. А теперь мы первые по экспорту пшеницы.

Курица, свинина, с некоторых пор говядина — страна полностью себя обеспечивает. Запретили турецкие помидоры, сразу все заметили что оказывается у нас есть отличные овощи из Ростова — куда более вкусные любых зарубежных. Кстати, Турция на своей территории поднимает сельское хозяйство запретом ввоза фруктов и овощей из других стран — и никаких к ним претензий.

Макаронные изделия — даже итальянцы, знающие в этом толк считают продукцию из России очень качественной.

Есть проблема с сырами. За несколько лет она продвинулась, но здесь есть над чем работать.

По одежде, то же Иваново отшивает полный ассортимент: да есть вопросы к фасонам, моде, но качество — выше того что массово везут из-за границы.

К сожалению есть провалы в сфере высоких технологий, робототехники, биотехнологиях — по крайней мере это заметно на основе анализа прессы.

Ещё из позитива: по статистике за лето 17 года значительно нарастили производство лекарств.

По оценке минпромторга, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели.

Будучи страной открытой, интегрированной в международную экономическую систему, России затруднительно выпускать целый спектр товаров, по причине того что выпущенные у нас эти товары будут дороже. Это критикуется, поскольку в России есть нефть, электроэнергия дешевле чем у многих соседей, уровень зарплат не высокий — есть все условия, чтобы развивать свои промышленность и сельское хозяйство.

Большую опасность представляет то, что для нефтянной промышленности значительная часть комплектующих и услуг по обслуживанию техники, скважин — осуществляется зарубежными компаниями. В случае их демарша, уровень нефтедобычи будет падать. Но меры по замещению принимаются, в том числе, судя по СМИ и совместные с другими нефтедобывающими странами.

Определённо — после более 20 лет исключительно сырьевого характера экономики, когда продаём металлы, нефть, газ удобрения, а ввозим почти всю жизненно необходимую продукцию, очень сложно быстро перестроиться на новые рельсы, начать самостоятельно производить многие товары. Однако же рыночная экономика, спрос и большое количество предпринимателей — решают эту проблему (похожая ситуация была после войны с ).

Государство создаёт специальные отраслевые фонды, которые поддерживают крупные предприятия, работающие в сфере замещения.

Что стало поводом для программы импортозамещения

Санкционные ограничения западных стран затронули поставки в сфере оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов и новых технологий. Россия ограничила импорт ряда продовольственных товаров из стран, вводивших санкции.

Такое большое государство, как Россия, не может быть в зависимости от других стран. В период нестабильности 90х руководство страны решая текущие проблемы не могло оперировать планами на будущее. Сейчас же строятся на десятки лет вперёд, вычисляются .

Поднят дискурс социализма. Общество стало живо интересоваться экономикой и путями страны.

Нельзя сказать что причиной импортозамещения являются только санкции и напряжённые отношения с несколькими странами (обратите внимание, речь идёт всего лишь о нескольких странах, пусть и весьма развитых). Появились возможности, страна переосмыслила себя, своё место. Да, что-то будет дороже (сейчас практически любая продукция в любой стране будет дороже чем в Китае, Индии), но не производить своего — нам нельзя.

Импортозамещение в пищевой промышленности

  • Овощные консервы. «Астраханская консервная компания». Астраханская область.
  • Десерты. ООО «Макфа». Челябинская область.
  • Рыба теляпия. «Рыбоводный комплекс». Астраханская область.
  • Семга. «Мурманрыбвод». Мурманская область.
  • Переработка сыворотки. «Лианозовский молочный комбинат». г.Москва.
  • Полутвердый сыр с голубой плесенью. «Тбилисский маслосырзавод». г.Тбилисси
  • Сыр. Сыроварня «Русский пармезан». Московская область.
  • Подсолнечное масло. Агрофирма «Русь». Белгородская область.
  • Лизин. Агрохолдинг «Юбилейный». Тюменская область.
  • Кофе. «Сеть АЗС «Газпромнефть». Московская область.
  • Мясная продукция. Мясоперерабатывающий комплекс. Мордовия.
  • Мясо. Племзавод «Ладожский». Ленинградская область.
  • Куриное мясо, яйцо. ООО «Птицефабрика «Владимирская». Астраханская область.
  • Икра форели. Форелеводческий завод «Адлер». г.Адлер

Выставка Импортозамещение

Основу выставки составляют коллективные экспозиции регионов России, которые представят предприятия, организации и ведомства, занимающиеся производством импортозамещающей продукции. Московская область представлена как отдельными городами, так и предприятиями., Впрочем, интересно было посмотреть, что делают в регионах.

Рязанская область.


Воронежская область.


Вологодская область.


Липецкая область — очень ярко, представительно, один из лучших стендов.


Алтайский край — этот стенд всегда окружён вниманием — тоже весьма представительно и интересно.


Тульская область.


Краснодарский край — стильный, заметный.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Экономика России и всего мира в последние несколько лет испытывает серьезные колебания и связаны они в большинстве своем с нестабильной политической ситуацией в ряде стран и сильной взаимосвязью многих отраслевых хозяйств. В данной статье я попытался раскрыть суть понятия “импортозамещение”. Надеюсь, что представленная информация поможет “пролить свет” на существующую ситуацию в нашей стране и в мире в целом.

1. Что такое импортозамещение? Импортозамещение в России

С недавних пор, а именно с марта 2014 года с того момента, как США начали активные действия по введению санкций против России, часто в СМИ стало звучать такое понятие, как “импортозамещение”. Вроде бы абсолютно ясное, даже исходя из этимологии слова. Но до сих пор многие задаются вопросом, что ж это такое и какими нормативно-правовыми актами регулируется данный процесс.

Во времена существования СССР острого вопроса импортозамещения не существовало, так как в той стране было все свое: и сырье для производства, и заводы, и многое-многое другое. Конечно, была проблема дефицита, но люди жили, никто не голодал.

После начала приватизации и открытия “железного занавеса” в страну хлынул поток иностранной продукции, причем этот поток был ничем не сдерживаемый. Впоследствии для регулирования товарооборота ввели ряд законодательных таможенных актов, пошлин и так далее. После того, как, практически, 60% потребляемого товара в России стало иностранным, а Российские производители ушли с рынка в связи с невозможностью конкурировать с иностранными игроками, появилось понятие “импортозамещение”.

Итак, импортозамещение — это процесс в национальной экономике, в ходе которого в стране производится необходимая продукция силами производителей данного государства. Простыми словами, российские производители из российского сырья производят продукты, как общего назначения, так и специализированные, пытаясь, таким образом, вытеснить иностранных игроков рынка или возместить растущий спрос на товары, которые раньше поставлялись из-за границы.

Давайте рассмотрим сущность импортозамещения как экономического процесса на простом реальном примере. Мы все привыкли, что на прилавках всегда можно купить итальянские сыры, французское вино, греческие маслины и так далее.

После начала целой череды введения санкций против России, наше правительство остро отреагировало и запретило ввоз ряда иностранных продуктов. Потребитель, привыкший данные продукты закупать в открытом доступе, стал недоволен, спрос на них возрос, и этот спрос нужно было удовлетворять. Таким образом, “наши” российские производители очень быстро, хотя пока и не совсем качественно (возможно, проблема в недоработанной технологии), начали данные товары производить.

Следствием стало возобновление работы ряда заводов и фабрик, увеличение количества рабочих мест, а значит роста ВВП и устойчивости экономики России. Казалось бы, санкции — это проблема, но благодаря этой проблеме, решился ряд других очень острых вопросов.

Таким образом, исходя из логических умозаключений, импортозамещение может двигаться по двум сценариям.

Первый — это естественный, когда национальные производители в тяжелой конкурентной борьбе выигрывают у иностранных, что приводит к своеобразному естественному отбору, а, точнее, выбору своего народного продукта.

Второй — это искусственный, когда в условиях каких-либо меж политических неурядиц, страна закрывает ввоз иностранных товаров, а, соответственно, национальный производитель должен покрыть имеющийся спрос на них своими силами.

На данный момент политика импортозамещения в России такова, что всячески поддерживается российский производитель, вводятся различные льготы, субсидии и послабления в виде заниженных процентных ставок по кредитам.

2. Импортозамещение в сельском хозяйстве

В 2014 году в ответ на введенные санкции против нашей страны Россия ввела эмбарго, то есть запрет на ввоз «отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению» (Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации от 6 августа 2014 года).

Данное решение стало огромным стимулом для развития отечественных сельхозпредприятий. Аграрная отрасль России получила возможность импортозамещения огромного перечня товаров и сырья, так как список “запретных” продуктов очень широк и даже, несмотря на то, что страны Южной Америки, Азии и Африки не попали под данное регулирование, все равно ввозимого ими товара не хватит на удовлетворение спроса.

На сегодняшний день импортозамещение в сельском хозяйстве — одно из самых приоритетных направлений развития в России.

Так в 2015 году Министерство сельского хозяйства увеличило бюджет на предоставление субсидий для крестьянско-фермерских и семейных хозяйств. Данные средства помогли покрыть расходы на приобретение поголовья, оборудования, строительство хранилищ и так далее. Сельскохозяйственные регионы нашей страны также получили дополнительное финансирование.

Одним из наиболее острых вопросов на сегодняшний день остается эффективное взаимодействие фермеров с конечными точками продажи. Сумеют ли продавцы реализовать поставленный товар.

3. Импортозамещение в промышленной сфере

Если с сельскохозяйственной сферой более менее ситуация понятна, то с промышленной немного сложнее. Проблема импортозамещения в промышленности главным образом возникла из-за падения курса рубля, что значительно увеличило цены на импортные товары, а, соответственно, стало предпосылкой для удорожания производимой продукции в России.

В процессе импорта различных станков, деталей и сырья, значительно возросли издержки самого производителя, от которых напрямую зависит цена на конечный продукт.

Если говорить о сценарии импортозамещения в данной ситуации, то оно не носит вынужденный характер. Эксперты считают, что падение рубля сыграло положительную роль для экономики в целом. Из-за того, что российская валюта обесценилась, а производственные затраты в основном идут за счет иностранных денег, так же как и зарплата работников (в основном это долларовое выражение), соответственно очень снизились издержки. Российская промышленность стала притягательной с точки зрения вливания инвестиций.

Что же касается импортозамещения в машиностроении, то здесь нет жестких запретов. В конце 2015 года по инициативе Министерства промышленности и торговли было утверждено три документа, регламентирующих эту сферу — Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 2744-р, Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2015 г. № 2781-р и Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1485. Импортозамещение в условиях санкций на данную отрасль экономики особо не повлияло.

Наиболее остро зависимой от внешних поставок отраслью промышленности остается станкостроение. Доля импорта составляет около 90%. Также острая зависимость от импорта имеется и у легкой промышленности и фармацевтике.

По мнению экспертов, чтобы выровнять ситуацию в этих направлениях, нужна хорошая программа импортозамещения, которая будет поддержана и инициирована органами государственной власти. Если грамотно ее проработать и реализовать, зависимости указанных сфер от импорта снизится, по мнению экспертов, как минимум на 30-35 %.

4. Импортозамещение в сфере IT-технологий

IT-индустрия в России быстро и динамично растет. Многие отечественные ИТ-продукты хорошо известны за пределами нашей страны. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Более 70% софта, используемого в России, является импортным, причем во многих сегментах имеется альтернативное Российское программное обеспечение ничуть не уступающее по качеству импортным аналогам.

Одним из важнейших факторов развития использования российских IT-технологий — это информационная безопасность. На данный момент сложившаяся экономическая ситуация внутри страны требует оперативного решения вопроса импортозамещения в этой сфере. Но это не так легко осуществить.

5. 44-фз и импортозамещение

Хочется немного остановиться на вопросе существования импортозамещения в рамках 44-го Федерального закона. Существует общее правило, согласно которому при осуществлении государственных и муниципальных закупок к товарам, произведенным за границей, применим так называемый “национальный режим”, который имеет одинаковые условия с российскими продуктами в случаях и на условиях, предусмотренных международными договорами (ч.1 ст.14 44-ФЗ). Такое же правило существует и по отношению к иностранным гражданам, выполняющим работы или услуги.

Однако, в той же ст.14 44-ФЗ сказано о том, что Правительство Российской Федерации имеет право устанавливать ограничения допуска или полный запрет на поставку иностранных товаров или осуществление работ, оказания услуг иностранными гражданами. Такого рода запреты и ограничения могут устанавливаться для того, чтобы защитить российский рынок, оказать содействие развитию внутренней экономике, поддержать отечественных товаропроизводителей (ч.3 ст.14 44-ФЗ). В свою очередь Министерство экономического развития Российской Федерации вправе регулировать указанные условия (ч. 4 ст.14 44-ФЗ).

В рамках реализации представленных условий Правительство РФ и Министерство экономического развития РФ установили запреты и ограничения на закупку следующих категорий товаров: оборудования для нужд обороны и безопасности, продуктов питания, товаров машиностроения, легкой промышленности, медицинских изделий и лекарств, программного обеспечения.

Каждая категория, регламентирована подзаконными актами, которые представляют исчерпывающий перечень продукции, закупка и поставка которых ограничена. В любом случае, участие в государственных закупках всегда требует вдумчивого подхода, поэтому советую вам внимательно отнестись и ознакомится с перечнем запрещенных к ввозу товаров (оказываемых услуг, выполняемых работ) иностранными гражданами.

6. Выводы

Подводя итоги, представленной в данной статье информации, хочется вспомнить знаменитую русскую поговорку “нет худа без добра”. Сложившаяся внешнеполитическая ситуация в нашей стране, казалось бы, должна была повлечь за собой неотвратимые губительные последствия для экономики. Что же мы видим на деле? Рост производства, внедрение новых технологий. Да, есть негативные последствия, но они существовали всегда.

Как таковой до недавнего времени программы импортозамещения в России до 2020 года не существовало. Данная сфера была лишь частью “госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг.” Введенные санкции заставили наше государство значительно шире увидеть всю суть проблемы. Вопрос импортозамещения 2017 года также остается одним из самых актуальных.

Нам с вам остается лишь следить за развитием событий, а также постараться извлечь выгоду из сложившейся ситуации. Многие предприниматели и начинающие бизнесмены до сих пор не знают, что существуют государственные программы поддержки начинающих предпринимателей. Если вам интересна эта тема, пишите комментарии, и я обязательно напишу статью с обзором существующих мер поддержки бизнеса.

На этом сегодня все. Надеюсь, что мне удалось ответить на большинство ваших вопросов касательно импортозамещения. Любые вопросы и дополнения по данной теме вы можете оставлять ниже в комментариях к этой статье.

P.S.: Жмите на социальные кнопки и делитесь данной статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


Для России реальное импортозамещение (не промсборка из иностранных составляющих) – хороший шанс реализовать-таки диверсификацию экономики, покончить с нефтегазовой зависимостью и перейти к производству технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Что уже сделано в плане замены импортных товаров отечественными? В каких отраслях подключение малого и среднего бизнеса (МСБ) к импортозамещению эффективно?

 

Сделано у нас: мода или необходимость

Россия последние 20 лет формировала экономику сырьевого типа: наращивала экспорт минеральных продуктов и металлов (75,5% в 2000, 81,1% в 2014 году в общем объеме экспорта), импортировала все больше жизненно важных товаров . За период 2000-2014 объем ввозимой продукции увеличился в 8,4 раза.

Самыми высокими темпами импорт рос по следующим категориям:

  • продовольствие и товары народного потребления;
  • сельхозтехника, станки и оборудование;
  • автомобили, пассажирские и транспортные авиалайнеры;
  • лекарства;
  • новые технологии;
  • продукция для ВПК.

В результате Россия недальновидно впала в зависимость от стран-экспортеров и их политики. Под угрозой оказалась безопасность страны: продовольственная, социальная, экономическая, финансовая, военная. Исходя из мировой практики, импортозамещение целесообразно для оптимизации структуры экономики и развития стратегических отраслей. Если реализовать его эффективно.

Преодоление зависимости от импорта в России запускается «сверху» на каждом витке череды кризисов. Причина проста - снижается покупательная способность рубля, страна не в силах ввезти в прежних объемах то, чего не производит и в чем нуждается. Последняя мировая экономическая яма отягощена антироссийскими санкциями. Это активизировало правительство, заставив перейти от слов к разработке стратегии - созданию программ импортозамещения в России до 2020 года.

Доля российского импорта для разных отраслей экономики сегодня чрезвычайно высока. Например, страна ввозит комплектующих: для тяжелого машиностроения - 70%, гражданского авиастроения - 80%. В нефтегазовой отрасли используется 60% оборудования иностранного производства, в энергетике - 50%.

Хроники борьбы с импортом в документах

Вопросом продовольственной безопасности власти озадачились еще в 2012 году. Одна из целей «Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020» - импортозамещение. В остальных отраслях процесс запустило введение западных санкций.

В 2015 году импортозамещение стартовало в важнейших сферах реального сектора. Работа ведется одновременно по двум направлением: стимулирование национальной промышленности и ограничивающе-запретительные меры по ввозу. Вносит свой вклад и девальвация рубля, естественным образом смещая фокус компаний на закупку отечественной продукции.

Таблица 1. Политика по сокращению импорта в документах

Документ/мероприятие

Задачи и сроки

Сельское хозяйство

Госпрограмма развития с/х на 2013-2020 (пост. правительства №717от 14.07.12, разработка Минсельхоза)

До 2020 г. увеличить вес российских продтоваров в общих ресурсах:

  • мяса - до 91,5%;
  • зерна - до 99,7%;
  • молока - до 90,2 %;
  • свекловичного сахара - до 93,2%;
  • картофеля - до 98,7%;
  • растительного масла - до 87,7%.

Таблица 3. Товары, ограниченные к госзакупкам при наличии отечественных аналогов

Отрасль промышленности

Виды продукции

Ткани, изделия из текстиля (кроме одежды), меховые изделия, канаты и веревки, трикотажные пуловеры и кардиганы, чулочно-носочные изделия, спецодежда, резина для обувных подметок, сумки и чемоданы и др.

Строительная и коммунальная техника, троллейбусы, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и др.

Медицинские инструменты и одежда, спиртовые антисептические салфетки, полимерные контейнеры для биопроб, томографы, электрокардиографы, наборы реагентов для лабораторных анализов, глюкометры и др.

Радиоэлектронная промышленность, IT-технологии

C 01.01.16 российскому софту предоставляется приоритет при госзакупках, некоторые категории зарубежного ПО попадут под прямой запрет.

Запрещенные к ввозу до 06.08.16 продтовары:

  • охлажденная/свежая/замороженная говядина и свинина, мясо птицы;
  • рыба и ракообразные;
  • фрукты, овощи, корнеплоды и орехи;
  • молоко и молокопродукты;
  • колбасы, готовые мясопродукты;
  • сыры и творог на растительной основе.

Итоги продовольственного эмбарго по некоторым категориям (данные Росстата):

Господдержку смогут получить немногие, но у МСБ есть возможность сфокусироваться на реально выгодных нишах:

  • продовольственные товары натуральные;
  • текстиль и другие приоритетные товары легкой промышленности;
  • корма и продукция животноводства ;
  • спортивные и детские товары ;
  • разработка ПО.

Узнайте из видео, поддерживает ли население процессы борьбы с импортом.

Россияне об импортозамещении непродовольственных товаров