Экономико географическая характеристика стран зарубежной европы. Экономико-географическая характеристика региона Зарубежной Европы

Образовательное учреждение: МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г.Пикалево

Учитель: Венидиктова Наталья Владимировна

Урок: география

Класс: 10

Тема урока: Экономико-географическое положение зарубежной Европы. Население.

Цель: углубить теоретические знания по теме.

Задачи урока :

Образовательные:

3. Формирование умений работать с различными источниками географической информации

Развивающие:

Воспитательные:

Оборудование: настенная карта: «Страны Зарубежной Европы, атлас 10 класс, интерактивная доска, ПК.

Ход урока:

    Оргмомент

    Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.

Характеризуя хозяйство мира, мы выделяли крупные центры. Они относятся к различным регионам мира. От общей характеристики мира мы переходим к региональной. А с какого региона мы начнём, вы назовёте мне сами, побывав в картинной галерее.

Картинная галерея.

Перед вами предстанут шедевры художников из различных стран, написаны картины в разное время, но что-то их объединяет, попробуйте это выделить после знакомства с картинами.

- Что же объединяет?

(просмотр картин Похищение Европы)

Ответ: Объединяет сюжет картины, картины выполнены европейскими художниками .

Может кто-нибудь знает об этих картинах, название картин, по сюжету картины назвать регион? Разобраться в этом вопросе нам поможет эксперт.

Слово эксперту.

Мифы далекой древности - свидетельства научно-философских воззрений наших предков. Поэтому о первых великих географических открытиях приходится судить, опираясь на «преданья старины глубокой». В ту пору карт еще не было, научных трактатов никто не писал. А вот мифы передавали из поколения поколению. Один из мифов стал сюжетом для написания картин, представленных пред вами.

Предание древних греков повествует о похищении Европы. Некогда верховный бог Зевс влюбился в прекрасную царевну Европу. Она была дочерью царя Аченора, выходца из Египта, сына Ливии и Посейдона.

Европа любила гулять с подругами на берегу моря (Средиземного). Там и увидел ее Зевс. Он превратился в прекрасного белоснежного быка с жемчужными рогами, очень ласкового. Европа решила прокатиться на нем. Но как только она села на его широкую спину, бык вошел в море и поплыл. Впереди сопровождал их сам владыка морей Посейдон.

Зевс с Европой добрался до острова Крит. Такова легенда. Извлечь из нее рациональное зерно помогают, помимо всего прочего, археологические раскопки на Крите.

Итак, Европа перекочевала на остров, расположенный - согласно принятой ныне терминологии - между северо-восточной Африкой, западной Азией и юго-восточной Европой. Произошло это событие, по-видимому, в начале второго тысячелетия до н. э.

По всей вероятности, именно тогда, в конце 3 - начале 2 тысячелетия до н. э., появились названия Азия и Европа, относящиеся к двум частям света. Первое, вероятно, происходит от ассирийского «асу» - восход. Предполагается, что ассирийское слово «эреб» - закат - послужило основой для имени «Европа». Картины объединяет не только сюжет, а также название – Похищение Европы

Ну а теперь, я думаю, вы легко назовёте регион - Европа

(слайд: политическая карта Европы)

- А что бы вы хотели узнать об этом регионе?

Сравним с программным планом изучения региона по страницам учебника. Мы видим, что многие пункты плана совпадают с вашими потребностями.

С чего мы начинаем изучение региона, выберите из плана.

Ответ: Территория, границы, географическое положение.

В экономической географии вводится понятие - экономико-географическое положение (ЭКГ).

Положение к географическим объектам, имеющим важное экономическое значение (источникам сырья и энергии, населённым пунктам, транспортным сетям и пр.)

1. Экономико-географическое положение.

Определить ЭГП нам поможет журналист- международник, она пригласила в гости политолога-экономиста, который ответит на её вопросы.

- По интервью необходимо заполнить таблицу 1 и сделать вывод. Формы таблиц представлены в приложении к уроку.

Интервью.

- Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. Этот регион в наши дни занимает очень важное место в политике и экономике.

При изучении региона можно использовать различные методы получения информации, самым необходимым является картографический метод. При знакомстве с регионом мы будем использовать

различные карты.

Страны Зарубежной Европы делят на страны Северной Европы, Южной Европы, Западной Европы, Восточной Европы.

-Контурная карта, на которой обозначены федерации.

По форме территориального устройства в Европе унитарные государства и федеративные.

- Контурная карта, на которой обозначены монархии.

Учащиеся называют страны, по слайду в презентации проверяют

По форме правления – республики и монархии. В Европе сохранилось самое большое количество монархий.

Сообщение о монархии, рассказ сопровождается слайдами из презентации.

2.Население.

Этот вопрос нам помогут изучить карты. Пользуясь тематическим картами, заполнить таблицу №2 и выполнить задание. Задание выполняется в парах.

Зарубежная Европа центр древнейшей цивилизации.

Каждая страна имеет свои достопримечательности, некоторым из них посвящены музыкальные произведения. Проводится музыкальная пауза, с использованием музыки песни Беловежская пуща.

Для рассмотрения достопримечательностей стран Зарубежной Европы предлагается электронная игра с использованием ПК. К игре прилагается таблиц №3.

III . Подведение итогов урока

Итоги урока учащиеся подводят самостоятельно, оценивают свою деятельность не только на уроке, но и при подготовке к уроку. Данные заносят в индивидуальное портфолио. Вручаются сертификаты участника урока.

Зарубежная Европа – самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Страны Зарубежной Европы производят 50% промышленной продукции мирового хозяйства. Регион занимает 1 место по машиностроению, 2 место по производству продукции химической промышленности. Зарубежная Европа была и остается основным регионом международного туризма. Первое место занимает Испания, которую ежегодно посещают более 50 млн. человек. Наиболее привлекательны для отдыхающих приморские районы Средиземноморья и горные курорты Альп, а также культурно- исторические памятники.

На уроке только начали знакомство с регионом, может кто-нибудь из вас пожелает получить образование в учебных заведениях Европы и вернуться служить России.

Приложение к уроку.

ТАБЛИЦА №1

Географическое положение Европы, благоприятные, неблагоприятные черты экономико-географического положения.

План географического

положения

Черты географического

положения Европы

Черты экономико-географического положения

благоприятные

неблагоприятные

1. Площадь Европы

2. Количество стран

3. Протяжённость с

севера на юг

4. Протяжённость с

запада на восток

5. Близость к океанам

6. Пограничные рубежи

7. Мировые транспортные

ТАБЛИЦА №2

Характеристика населения зарубежной Европы .

характеризующие

население Европы

Источ

ники

Страны

Северной

Европы

Страны

Южной

Европы

Страны

Западной

Европы

Страны

Восточной

Европы

Швеция

Португалия

Австрия

Польша

1.Численность населения

Визитная карточка

2.Плотность населения

Численность страны /площадь

3. Тип воспроизводства

Учебник с.63

4. Половой состав

Значительно Ж

5.Национальнай состав

Атлас с26

Шведы. Саами

португальцы

австрийцы

6.Религиозный состав

протестанты

католики

католики

католики

7.Уровень урбанизации

Учебник с.78

Очень высокоурба

низиронная

Выкоурба

низированная

Высокоурба

низированная

Высокоурба

низированная

8. Крупные агломерации

Учебник с.185

Стокгольм 1,6

Лиссабон 2.6

Варшава 2,2

9.Форма правления

Визитная карточка

Форма территориального устройства

Визитная карточка

Вывод: Выбери верные утверждения

    Для стран Зарубежной Европы характерен близкий к нулю естественный прирост населения.

    Зарубежная Европа с низкой долей пожилого населения

    Для народов Зарубежной Европы буддизм – религия большинства верующего населения

    Для Швеции характерны невысокие показатели плотности населения

    Для стран Зарубежной Европы характерен низкий уровень урбанизации

    В Зарубежной Европе большинство стран имеют республиканскую форму правления, 12 стран имеют монархическую форму правления

Ключ правильных ответов - верные: 1,4,6

ТАБЛИЦА №3

Итоги игры: «Достопримечательности стран Европы»

Если Вы заработали балл – «+», если нет – «-«. В конце игры, пожалуйста» подведите итоги.

Достопримечательности стран Европы

Ваши баллы

1.Акрополь

2.Биг Бен

3.Беловежская пуща

5.Лапландия

6.Венеция

7.Бранденбургские ворота

8.Коррида

9. Эйфелева башня

Бланк портфолио

Бланк портфолио

Портфолио-

ученик _______________

Портфолио-

ученик _______________

3. -2 б

4.Таблица1 -3б.

5.Таблица2 .-3б

Верные:1,4,6

6.Игра: 10б – 10б

Общий балл: макс.25баллов

Оценка: Молодец!

1Выступление на уроке перед классом - 5б

2.Работа с электронными программами- 2б

3. Работа на интерактивной доске -2 б

4.Таблица1 -3б.

Благоприятные: соседское, приморское положение

Неблагоприятные: близость к очагам напряжённости

5.Таблица2 .-3б

Верные:1,4,6

6.Игра: 10б – 10б

Общий балл: макс.25баллов

Оценка: Молодец!

Самоанализ урока географии

Анализ составила:

Венидиктова Н.В.,

учитель географии

МБОУ «СОШ №3»

город Пикалёво

Тема урока: Экономико-географическое положение зарубежной Европы. Население.

Цель: углубление теоретических знаний по теме.

Задачи урока :

Образовательные:

1. Формирование понятия ЭГП, выделение благоприятных, неблагоприятных черт ЭГП стран Зарубежной Европы.

2. Формирование представлений о политической карте Зарубежной Европы населении стран региона.

3.Формирование умений работать с различными источниками географической информации

Развивающие:

Развитие познавательной самостоятельности, творческих способностей.

Воспитательные:

Воспитание основ географической культуры и мировоззрения.

Урок проходил на базе 10 класса, класс сборный, в нем обучаются дети из трёх классов. Учащиеся класса начинают взаимодействовать между собой.

Урок вводный в большую тему: «Зарубежная Европа», относится к типу – изучение нового материала. На уроке запланировано рассмотреть два больших программных вопроса: экономико-географическое положение зарубежной Европы, население.

В начале урока был использован мотивационно-целевой компонент. Посетив картинную галерею, выслушав эксперта, учащиеся были заинтересованы в изучении региона, перед собой поставили цель расширить знания о зарубежной Европе. Целевые потребности учащихся совпали с программными.

Изучение нового материала состояло из двух этапов. При рассмотрении вопроса экономико-географического положения учащимся было предложено интервью, по ходу которого полученные знания должны быть систематизированы в таблицу. Эта форма способствует развитию коммуникативной компетентности - умение вступать в коммуникацию, непринуждённо общаться. При рассмотрении политической карты региона учитель опирался на понятия предыдущих тем: федеративная и унитарная формы территориального правления, республика и монархия. Для полного представления политической карты учащимся предложены тематические контурные карты. Для расширения знаний по этому вопросу учащиеся прослушали сообщение об одной из старейших монархий Зарубежной Европы. Сообщение являлось результатом исследовательской работы. Для зрительного восприятия учебного материала предлагается презентация: «Английская монархия». Используемая форма способствует развитию учебно-информационной компетенции.

Мой вопрос о целесообразности на политической карте стран с различными формами территориального устройства и формами правления даёт возможность перейти ко второму вопросу – население Зарубежной Европы. Этот прием позволяет сохранить целостность и логичность в изучении научного материала.

Изучение населения учащиеся осуществляют самостоятельно, работая в парах, пользуясь различными источниками информации (картами в атласе, страницами учебника). Полученные результаты заносятся в таблицу. Результаты практической работы позволяют учащимся охарактеризовать население по различным признакам и сравнить группы населения в разных странах Зарубежной Европы. В выводе предложены задания, которые готовят к ЕГЭ. Выполнение этого задания необходимо ограничить временем. Учащиеся могли дать характеристику населению одной из предложенных стран, при наличии времени, работу продолжить.

Этот этап урока развивает информационную компетентность - анализ тематических карт, работа со всеми видами информационных источников. Выполнение задания в парах позволило мне, как классному руководителю, сделать выводы о сформированности коммуникативной компетентности десятиклассников. Есть над чем работать. В ходе работы учащиеся были активны, самостоятельны. Те пары, в которых работа была слаженной, совместной, уложились в отведённое время. В ходе выполнения работы можно было бы использовать музыкальную релаксацию, а не отводить музыкальной паузе отдельное время. Музыка, используемая во время паузы, была подобрана неслучайно, она посвящена достопримечательности одной из европейских стран и позволила перейти к заключительному этапу – знакомству с достопримечательностями стран Европы. Для этого использовались ПК, детей эта деятельность активизировала. Учебная игра помогла успешно завершить урок. Подвели итог дети самостоятельно, заполнив персональное портфолио. Не один учащийся не набрал максимального количества баллов. Это свидетельствует о том, что учащиеся только начали изучать тему и многое предстоит узнать, чтобы удовлетворить свои потребности и получить знания по программе. По окончании урока каждому был выдан сертификат участника – это одна из альтернативных форм оценивания учащихся.

У меня после урока появилось много задумок, которые воплотятся в жизнь на уроках географии при изучении различных тем в разных классах. А поможет мне в этом 10 класс, у которого есть и желание, и способности.

Общая характеристика зарубежной Европы.............................................................................. 3

1. Территория, границы, положение........................................................................................... 3

2. Природные условия и ресурсы................................................................................................ 4

3. Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, урбанизация................. 5

4. Хозяйство: место в мире, различия между странами............................................................ 7

5. Промышленность: главные отрасли....................................................................................... 8

6. Сельское хозяйство: три главных типа................................................................................ 11

7. Транспорт: главные магистрали и узлы............................................................................... 13

8. Наука и финансы: научно-исследовательские парки и банковские центры.................... 14

9. Отдых и туризм: главный туристский регион мира........................................................... 14

Вступление

Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Европа занимает территорию в 5,1 млн. км 2 с населением 500 млн. человек (1995 г.). Здесь расположены около 40 суверенных государств, связанных между собой общностью исторических судеб, тесными политическими, экономическими и культурными отношениями. Зарубежная Европа - один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. И хотя, как вы уже знаете, эпоха «европоцентризма» ушла в прошлое, этот регион и в наши дни занимает очень важное место в мировой политике и экономике.

Общая характеристика зарубежной Европы

1. Территория, границы, положение.

Территория зарубежной Европы простирается с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км, а с запада на восток более чем на 3 тыс. км. Среди европейских стран есть более и менее крупные, но в большинстве своем они сравнительно невелики.

Экономико-географическое положение стран зарубежной Европы определяется двумя главными чертами.

Во-первых, соседским положением этих стран по отношению друг к другу. При сравнительно небольших размерах территории, малой ее «глубине» и хорошей транспортной «проходимости» эти страны либо непосредственно граничат, либо разделены небольшими расстояниями. К тому же их границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.

Во-вторых, приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной - на 600 км. Вся жизнь Великобритании, Нидерландов, Дании, Норвегии, Исландии, Португалии, Испании, Италии, Греции с древних времен тесно связана с морем, «дочь моря» - так можно сказать про каждую из них.

Политическая карта региона на протяжении XX в. претерпевала большие изменения трижды: после первой и второй мировых войн и в последние годы (объединение Германии, приобретение независимости странами Балтии, распад Югославии, Чехословакии, изменение общественного строя в странах Восточной Европы).

В зарубежной Европе представлены как республики, так и монархии, как унитарные, так и федеративные государства.

2. Природные условия и ресурсы.

Природные предпосылки для промышленности зарубежной Европы сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых. Однако их состав в северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона существенно различается.

В северной части распространены как рудные полезные ископаемые, связанные с Балтийским щитом и зоной герцинской складчатости, так и топливные, «привязанные» прежде всего к осадочному чехлу платформы и ее краевым прогибам.

Среди каменноугольных бассейнов особенно выделяются Рурский в ФРГ и Верхне-Силезский в Польше, среди нефтегазоносных - Североморский, среди железорудных - Лотарингский во Франции и Кируна в Швеции.

В южной части преобладают рудные месторождения как магматического, так и осадочного (бокситы) происхождения, но запасы топливных ресурсов здесь значительно меньше. Таким тектоническим строением территории в значительной мере объясняется «некомплектность» набора полезных ископаемых в отдельных странах.

Гидроэнергетические ресурсы зарубежной Европы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор.

Природные предпосылки для сельского хозяйства региона относительно благоприятны и широко используются уже в течение многих столетий. В результате резервы для расширения обрабатываемых земель практически уже исчерпаны, а «нагрузка» на них возрастает. Поэтому небольшие приморские страны, и прежде всего Нидерланды, продолжают наступление на прибрежные участки морей.

В Нидерландах на протяжении многих столетий с помощью дамб и плотин у моря отвоевана почти 1/3 всей территории страны.

Недаром здесь существует поговорка: «Бог создал землю, а голландцы - Голландию». Завершается осушение озера Эйсселмер, бывшего ранее морским заливом, и осуществление так называемого «Дельта-плана», предусматривающего полную защиту побережья.

Агроклиматические ресурсы региона определяются его положением в умеренном, а на юге - в субтропическом поясах. В Средиземноморье устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении. Больше всего орошаемых земель в Италии и Испании.

Наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия, где преобладают типичные лесные ландшафты: леса покрывают низменности и возвышенности, берега рек и озер, подступают к населенным пунктам. Недаром в народе говорят: «Финляндия без леса, что медведь без шерсти».

Зарубежная Европа обладает также большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами.

3. Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, урбанизация.

В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Как вы уже знаете, это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 12 - 13 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временньк гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»).

По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом, в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений; примером такого рода может служить Югославия.

Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия - христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной - протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма - Ватикан.

Зарубежная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира. При этом размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 73%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья.

Характерная черта урбанизации зарубежной Европы ~ очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях, которых здесь больше, чем в США и Японии вместе взятых. Самые крупные из них - Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В 70-е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров (ядер) сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и многих других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизации.

Согласно прогнозам уровень урбанизации в регионе к концу XX в. может возрасти до 85%.

4. Хозяйство: место в мире, различия между странами.

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

Понятно, что экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семерку» стран Запада - ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к ФРГ, экономика которой на путях реиндустриализации развивается более динамично. Великобритания же, бывшая «мастерская мира», утратила многие свои прежние позиции.

Зарубежная Европа простирается с севера на юг на 5 тысяч километров, а с запада на восток – на 3 тысячи километров. Ее территория в общем занимает 5, 4 млн. квадратных километра, а население составляет 520 миллионов человек.

Общие сведения о Зарубежной Европе

Зарубежная Европа представляет собой один их очагов мировой цивилизации, и имеет несравнимое значение для мировой политики, экономики и культуры.

На ее территории расположены 40 суверенных государств, которые связаны между собой историческим прошлым, тесными культурными и политическими отношениями.

Если говорить о экономико-географическом положении стран, то оно определено двумя главными критериями. Страны зарубежной Европы относительно близко расположены друг к другу, они либо вплотную граничат по природным рубежам, либо между ними есть незначительное расстояние, которое никак не влияет на удобство транспортных связей.

Вторым основным критерием является приморское положение большинство стран, которые связаны между собой и странами других континентов морскими путями.

Такие страны, как Италия, Испания, Португалия, Великобритания , Норвегия, Дания, Нидерланды с самых давних времен связаны с морем.

Политическая картина Зарубежной Европы

Политическая картина зарубежной Европы значительно менялась трижды на протяжении 20-го века.

Первая и Вторая мировые войны существенно меняли ее, а также в конце века произошли значительные изменения, связанные с пришедшими к власти социал-демократическими партиями.

Что касается устройства государств на этой территории, то в зарубежной Европе есть республики, унитарные государства, монархические и федеративные.

К 21 веку возникла Организация по безопасности и сотрудничеству – ОБСЕ, состав которой представлен 56 странами (также в нее входят США, Канада и страны СНГ).

Природные условия и ресурсы

На территории зарубежной Европы размещены множество полезных ископаемых. К северной части относят рудные и топливные полезные ископаемые.

А гидроэнергетические ресурсы приходятся на территорию Альп, Динарских и Скандинавских гор. Лесное хозяйство развито в Швеции и Финляндии, для которых типичны лесные ландшафты.

Население Зарубежной Европы

Численность жителей этой части мира возрастает очень медленно, в зарубежной Европе зафиксирована довольно сложная демографическая ситуация. Территория представляет собой очаг мировой трудовой эмиграции, здесь находится около 20 млн. иностранных рабочих.

Важно отметить, что большинство стран Европы высокоурбанизированны, самые высокие показатели урбанизации относятся к Бельгии, Великобритании и Нидерландам.

Страны Европы относят к индоевропейской семье, различают четыре основных типа государств по национальному составу. Это однонациональные (Исландия, Норвегия, Швеция, Дания), с резким преобладанием одной нации (Великобритания, Франция, Финляндия), двунациональные (Бельгия) и многонациональные (Швейцария, Латвия).

Хозяйство Зарубежной Европы

Европа занимает лидирующее место в мировом хозяйстве по размерам сельскохозяйственного и промышленного производства, по развитию туризма и экспорту товаров и услуг.

Самыми мощными странами относительно экономического положения называют Великобританию, Францию, ФРГ и Италию. У них больше всего развиты комплексы различных отраслей, в отличие от других стран, у которых сильно развиты одна-две отрасли.

Видеоурок позволяет получить интересную и подробную информацию о странах Западной Европы. Из урока вы узнаете о составе Западной Европы, особенностях стран региона, их географическом положении, природе, климате, месте в данном субрегионе. Преподаватель подробно расскажет вам о главной стране не только данной территории, но и всей Зарубежной Европы - Германии.

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Западная Европа

Рис. 1. Карта субрегионов Европы. Западная Европа выделена голубым цветом. ()

Западная Европа - культурно-географический регион, включающий в себя 9 государств, расположенных на западе региона.

Состав :

1. Германия.

2. Франция.

3. Бельгия.

4. Нидерланды.

5. Швейцария.

6. Австрия.

7. Люксембург.

8. Лихтенштейн.

Исполнительная власть в стране принадлежит федеральному правительству, президент выполняет в основном представительские функции. По сути, управлением занимается федеральный канцлер.

Рис. 3. Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель на фоне государственного флага. ()

Современная Германия - главная экономика Европы, пятая экономика мира (ВВП около 3,1 трлн дол.). Страна - активный игрок в современном мире, член ЕС, НАТО, «Большой семерки» и других организаций.

Благодаря своему экономическому развитию, Германия привлекает огромное количество мигрантов, она занимает первое место в зарубежной Европе по общему количеству иммигрантов.

Природные условия страны разнообразны. Поверхность повышается в основном с севера на юг. По характеру рельефа в ней выделяют 4 основных элемента: Северогерманскую низменность, Среднегерманские горы. Баварское плоскогорье и Альпы. На рельеф страны оказали воздействие оледенения и морские трансгрессии.

Основные ресурсы Германии: уголь, каменная соль, железная руда, почвенные ресурсы.

По объемам промышленного производства Германия уступает только США, Китаю, Индии и Японии. Роль Германии в международном географическом разделении труда определяет ее промышленность, специализирующаяся на выпуске высококачественной продукции. В целом в структуре промышленности очень высока доля обрабатывающих отраслей (более 90%), доля добывающих отраслей сокращается, доля наукоемких растет.

Крупнейшие ТНК Германии :

7. Volkswagen и др.

Германия более половины своих потребностей обеспечивает за счет импорта (нефти, газа, угля). Основную роль в топливной базе играют нефть и газ, а доля угля составляет около 30%.

Структура выработки электроэнергии:

64% - на ТЭС,

4% - на ГЭС,

32% - на АЭС.

ТЭС на угле работают в Рурском и Саарском бассейнах, в портовых городах, на природном газе - на севере Германии, на мазуте - в центрах нефтепереработки, другие ТЭС - на смешанном топливе.

Черная металлургия - одна из важнейших отраслей специализации Германии, но в настоящее время находится в кризисе. Основные заводы сосредоточены в Руре и Нижнем Рейне; есть также в Сааре и в восточных землях Германии. Передельные и прокатные предприятия располагаются по всей стране.

Цветная металлургия - работает в основном на импортном и вторичном сырье. По выплавке алюминия Германия в зарубежной Европе уступает только Норвегии. Основные заводы - в земле Северный Рейн - Вестфалия, в Гамбурге и Баварии.

Машиностроение и металлообработка - отрасль специализации Германии в международном географическом разделении труда, на нее приходится до половины промышленной продукции и экспорта. Крупнейшие центры: Мюнхен, Нюрнберг. Мангейм, Берлин, Лейпциг, Гамбург. В электротехнической отрасли лидирует Бавария. Высоко развиты автомобилестроение, морское судостроение, оптико-механическая, аэрокосмическая промышленность.

Химическая промышленность представлена, прежде всего, продукцией тонкого органического синтез, производством лекарств и пр. Химическая отрасль особенно развита в западных землях, на востоке - оказалась в состоянии кризиса.

Сельское хозяйство - использует около 50% территории; вклад отрасли в ВВП страны - 1%, более 60% всей продукции дает животноводство, где выделяются разведение крупного рогатого скота и свиноводство. Основными зерновыми культурами являются пшеница, рожь, овес, ячмень. Зерном Германия обеспечивает себя полностью. Выращиваются также картофель, свекла; по долинам Рейна и его притоков - виноградарство, садоводство, табаководство.

Транспорт . По густоте транспортных путей Германия занимает одно из первых мест в мире; основу транспортной сети составляют железные дороги. В суммарном грузообороте основная роль принадлежит автомобильному транспорту (60%), затем железнодорожному (20%), внутреннему водному (15%) и трубопроводному. Большое значение имеют внешние морские перевозки и авиационный транспорт, играющие основную роль во внешних связях страны.

Рис. 4. Вокзал в Берлине

Непроизводственная сфера представлена в Германии, как в постиндустриальной стране, широким ассортиментом различных видов деятельности: образование, здравоохранения, управление, финансы. В число 50 крупнейших банков мира входят восемь германских. Франкфурт-на-Майне - быстро растущий финансовый центр Германии. Германия - одна из стран-лидеров по посещаемости туристами.

Рис. 5. Туристы в Дрездене

Самая мощная с точки зрения экономики земля Германии - Бавария. Основные экономические партнеры Германии: страны ЕС, США, Россия.

Домашнее задание

Тема 6, П. 3

1. В чем особенности географического положения Западной Европы?

2. В чем особенности географического положения Германии?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Тема 11. Зарубежная Европа: ЭГП, состав, природные ресурсы, население и хозяйство Общая характеристика Европы Площадь около 10 млн. км² (из них на Зарубежную Европу, по отношению к странам СНГ, приходится 5,1 млн. км²) Численность населения 740 миллионов человек (10-11% населения Земли). Средняя высота около 300 м, максимальная м, гора Монблан. Более 40 суверенных государств. Большинство государств по форме правления республики, 12 монархий. По административно - территориальному устройству все страны (кроме Бельгии, Германии, Австрии и Швейцарии) унитарные. Крупнейшие страны по площади: Франция, Испания, Швеция, Германия, Финляндия. Крупнейшие страны по населению: Германия, Франция, Великобритания, Италия. Входят в Большую семерку: Франция, Германия, Италия, Великобритания. ЭГП Европы 1. Протяженность с севера на юг (от о. Шпицбергена до о. Крит) - 5 тыс. км, а с запада на восток - более чем 3 тыс. км. 2. Рельефная "мозаичность" ее территории: низменности и возвышенные территории. Среди гор Европы большинство средней высоты. 3. Высокая степень изрезанности береговой линии. 4. Приморское положение большинства стран. Средняя удаленность от моря км. В западной части региона нет места удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной на 600 км. 5. "Глубина" территории большинства стран невелика. Так в Болгарии и Венгрии нет места, которые бы были удалены от границ этих стран более чем на км. 6. Соседское положение благоприятное для интеграционных процессов. 7. Выгодное положение в плане контактов с остальным миром, т.к. находится на стыке с Азией и Африкой, далеко выдвинута в океан - "большой полуостров Евразии". 8. Разнообразие природных ресурсов, но некомплексное размещение по странам, многие месторождения в значительной степени выработаны. Субрегионы Европы На основании карты атласа «Субрегионы Европы» заполните таблицу: СУБРЕГИОН СТРАНЫ Северная Европа Исландия, Норвегия Природные ресурсы Европы Для мирового хозяйства наибольшее значение имеют следующие ресурсы, расположенные в пределах Зарубежной Европы: 1. Уголь 2. Цинк 3. Свинец 4. Медь 5. Нефть 6. Газ 7. Бокситы 8. Почвенные

2 Минеральный ресурс Каменный уголь Бурый уголь Нефть и природный газ Железная руда Медная руда Бокситы (алюминиевые руды) Урановые руды Калийные соли Сера Графит Страна/месторождение Германия (Рурский бассейн), Польша (Верхнесилезский бассейн) и Чехия (Остравско-Карвинский бассейн), Украина (Донецкий бассейн) Германия, Польша, Чехия, Венгрия, Румыния шельф Северного моря (Норвегия, Великобритания, Дания, Швеция) Франция (Эльзас), Украина (Криворожский басс.) Польша, Сербия Хорватия, Греция, Венгрия Франция Белоруссия, Германия, Франция Польша Чехия Страны первого типа воспроизводства (демографический кризис): преобладание женского населения, «старение населения», низкая доля детей. Германия 82 млн. чел. Трудовые миграции центр притяжения ЭАН. Преобладают представители индоевропейской языковой семьи. Уровень урбанизации 78% Религии Христианство: 1. Православие (примеры стран) 2. Католичество (примеры стран) 3. Протестантизм: лютеране, кальвинисты и др. (примеры стран) Отрасль хозяйства Отраслевая специализация стран Европы Страны ДЗ: учебник, с, 202; заполнить таблицу, повторить страны и столицы Европы. СР 10. Продолжить изучение географической номенклатуры (страны и столицы). СКАЧАТЬ СР 11. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Зарубежной Европы, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая).

3 Внутренние различия Зарубежной Европы. ФРГ и Польша Сравнительная экономико-географическая характеристика ФРГ (Германия) и Польши СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ФРГ ПОЛЬША Общие сведения о стране: 1) тип страны по уровню экономического развития 2) размер и состав территории 3) государственное устройство 4) столица 5) участие в международных экономических и военных организациях Географическое положение: 1) вид географического положения 2) местонахождение в регионе 3) с какими странами и где граничит 4) чем и где омывается 5) особенности политико- и экономикогеографического положения Природные условия и ресурсы: 1) климатические особенности 2) природные ресурсы Население: 1) численность 2) тип воспроизводства, рождаемость, смертность, естественный прирост 3) половой и возрастной состав 4) особенности размещения 5) национальный состав 6) религиозный состав 7) уровень урбанизации 8) крупнейшие города и агломерации 9) характерные черты внутренних и внешних миграций 10) количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов Отрасли специализации промышленности: крупнейшие промышленные районы и центры Отрасли специализации сельского хозяйства, главные сельскохозяйственные районы Вывод о развитии стран: Внимание! Типичной ошибкой при выполнении данной работы является написание двух параллельных характеристик, слабо связанных между собой. Обратите внимание на сравнение двух стран, выявляя черты их сходства и различия по всем пунктам плана.

4 Тема 12. Зарубежная Азия: ЭГП, состав, природные ресурсы, население и хозяйство Площадь З.А. 27,7 млн. км 2 Численность населения свыше 4 млрд. чел. Около 40 суверенных государств, есть монархии: АМ Сауд. Аравия, ОАЭ; КМ Япония, Бутан, Камбоджа и т.д. Страны-гиганты: Китай, Индия ЭГП: основные черты Соседское положение; Приморское положение большинства стран: выход к морям 3-х океанов; Глубинное положение некоторых стран: Монголия, Непал, Бутан. Наличие большого количества спорных территорий, «горячих точек». Задание: пользуясь атласом, учебником, справочной информацией, выписать природные ресурсы Зарубежной Азии: вид природного ресурса страны (нефть, газ, уголь, железные, медные, марганцевые, алюминиевые руды, фосфаты, калийные соли). Характеристика населения Численность свыше 4 млрд чел. «Демографический взрыв» во многих странах (особенно Юго-З. Азия: Йемен) Рождаемость Смертность Естественный прирост населения. Примеры стран с максимальными показателями ЕП: Доля детей. Примеры стран с высокой долей детей в структуре населения: Доля пожилых людей. Страны с высокой долей пожилых людей: Половой состав: мужчины численно преобладают в, женщины численно преобладают в. Национальный состав Крупнейшие народы зарубежной Азии по численности населения (более 100 млн чел.): 1. Китайцы. 2. Хиндустанцы. 3. Бенгальцы. 4. Японцы. Многонациональные страны: Индия, Индонезия. Религиозный состав Зарубежная Азия родина мировых религий. Христианство: Филиппины, Грузия, Армения, значительная доля христиан в Казахстане, Японии, Ливане. Буддизм: Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Мьянма, Бутан, Монголия. Ислам: Юго-Западная Азия, Индонезия, Малайзия, Бангладеш. Национальные религии: конфуцианство (Китай), синтоизм (Япония), индуизм (Индия). Во многих странах межэтнические противоречия основаны именно на религиозной почве. Размещение и миграции населения Размещение неравномерное Плотность населения

5 Бангладеш: 1100 чел. на 1 кв. км В некоторых городах зарубежной Азии (Манила, Мумбай, Дели) свыше чел. на 1 кв. км Монголия: менее 2 чел. на 1 кв. км Миграции Центры иммиграции: страны Персидского залива, Сингапур, крупные города Китая. Центры эмиграции: Филиппины, Пакистан, Узбекистан. Городское и сельское население Уровень урбанизации 45% Крупнейшие города Зарубежной Азии по численности населения: Токио, Шанхай, Мумбай, Джакарта, Сеул, Манила, Дакка, Дели, Стамбул, Манила В зарубежной Азии по уровню развития экономики можно выделить 6 групп стран: 1. Высокоразвитые страны Япония, Израиль. 2. Китай и Индия Эти страны добились существенного прорыва. Китай и Индия являются второй и третьей экономикой мира соответственно, но подушевые показатели ВВП в этих странах незначительны. 3. Новые индустриальные страны Азии (НИС) К этой группе относят Республику Корею, Сингапур, Сянган (Гонконг), Тайвань, Малайзию, Таиланд. В настоящее время к этой группе относят также Индонезию и Филиппины. 4. Нефтедобывающие страны Иран, Ирак, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман. В настоящее время в этих странах развиваются не только добыча нефти, газа, но и другие отрасли хозяйства (машиностроение, нефтехимия, туризм, металлургия). 5. Страны с преобладанием горнодобывающей и легкой промышленностей Шри-Ланка, Бангладеш, Монголия, Иордания, Вьетнам. 6. Наименее развитые страны Лаос, Камбоджа, Непал, Йемен, Бутан. В этих странах современное производство практически отсутствует. Сельское хозяйство РИС, ПШЕНИЦА, КУКУРУЗА: Китай, Индия Преобладает земледелие над животноводством. Техника и технология большей частью очень примитивные. Основные районы сельского хозяйства зарубежной Азии: 1. Муссонный сектор стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Рис Китай, Индия, Индонезия. Животноводство развито в меньшей степени. КРС: Индия; птица, овцы и свиньи Китай. 2. Район субтропического земледелия (побережье Средиземного моря). Выращивают пшеницу, просо, каучук, финики, миндаль, хлопок. Развито скотоводство и птицеводство. 3. Район пастбищного животноводства: Монголия, Юго-Западная Азия. Земледелие представлено в оазисах. ДЗ: учебник, с; повторить страны и столицы региона. СР 12. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Зарубежной Азии, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая).

6 Тема 13. Северная Америка: ЭГП, состав, природные ресурсы, население и хозяйство Экономико-географическое положение Третье место по площади территории (S = 24,2 млн. км²) Омывается водами трех океанов: Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого Береговая линия сильно изрезана Вдоль западного побережья материка горная система Кордильеры (гора Мак-Кинли м) На востоке разрушенные горы Аппалачи Центр и восток материка равнинные территории Население ок. 475 млн. чел. Особенности ЭГП: 1. Значительное влияние США на ЭГП стран региона; 2. Выход к океану - развитие преимущественно морского транспорта. Природные условия и ресурсы Северная Америка расположена во всех климатических поясах, кроме экваториального. Крупные водные системы: р. Миссисипи, р. Колорадо, Великие озера. Богатство и разнообразие полезных ископаемых: в осадочных породах равнин - нефть, природный газ, уголь; северная часть равнин - железные, медные, марганцевые руды; Кордильеры - руды цветных и благородных металлов, нефть, уголь. Задание: пользуясь картами атласа, заполните таблицу Природные ресурсы Страны Месторождения Нефть Канада Эдмонтон США Ист-Тексас Сравнительная экономико-географическая характеристика США и Канады Особенности ЭГП СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ США КАНАДА Природно-ресурсный потенциал Население Особенности развития хозяйства Общий вывод о развитии стран и их роли в МГРТ ДЗ: учебник, с; повторить страны и столицы региона СР 13. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Северной Америки, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая).

7 Тема 14. Латинская Америка: ЭГП, состав, природные ресурсы, население и хозяйство Экономико-географическое положение 1. Близость к США. 2. Удаленность от других регионов мира. 3. Наличие Панамского канала. 4. Почти все страны (кроме Боливии и Парагвая) имеют выход к морю. Более 33 стран. По форме правления все страны региона республики. Входят в состав Содружества (например, Гайана, Доминика, Тринидад и Тобаго). Гвиана принадлежит Франции. Куба является социалистическим государством. По форме административно-территориального устройства преобладают унитарные государства. Федеративное устройство имеют следующие страны: Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Сент-Китс и Невис. Природные условия и ресурсы Богатство и разнообразие возобновляемых природных ресурсов региона связано в первую очередь с положением eгo преимущественно в экваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах. Огромное богатство Латинской Америки леса (более 1/2 всей территории региона). По обеспеченности лесными ресурсами из расчета на душу населения первое место в мире. Наиболее крупными лесными ресурсами обладают Бразилия (уступает только России), Венесуэла, Колумбия. На территории Латинской Америки имеются крупные запасы ниобия, лития, бериллия, молибдена, меди, серы, сурьмы, серебра, бокситов, нефти и пр. Рудные полезные ископаемые Анд: 1. Медные. 2. Оловянные. 3. Железные. 4. Свинцово-цинковые. 5. Вольфрамовые. 6. Сурьмяные. 7. Молибденовые. 8. Благородных металлов. В Латинской Америке протягивается медный пояс (Перу, Чили, Эквадор, Колумбия). Природные ресурсы Задание: пользуясь картами атласа, заполните таблицу Природные ресурсы Страны Месторождения Нефть ДЗ: учебник, с, опорный конспект п. 3 «Население»; повторить страны и столицы региона СР 14. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Латинской Америки, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая).

8 Тема 15. Африка: ЭГП, состав, природные ресурсы, население и хозяйство Площадь 30,3 млн. км² Население около 1 млрд. чел. 54 суверенных государства 15 стран не имеют выхода к морю (самые отсталые) 3 монархии (Марокко, Свазиленд, Лесото), остальные республики 4 федеративных государства (Нигерия, Эфиопия, ЮАР, Коморские острова) Заметное отставание в социальном и экономическом развитии Только 1 экономически развитая страна ЮАР Большое количество территориальных споров и пограничных конфликтов, внутриполитических противоречий. Задание 1. Укажите верные утверждения 1. Самая крупная страна Африки Судан, она в 4,5 раза больше самой крупной Европейской страны Великобритании 2. В регионе только два государства с монархической формой правления, остальные республики 3. На континенте самое большое количество стран, не имеющих выхода к морю По общей площади лесов Африка уступает только Западной Европе и Азии 5. В регионе добывается около 1/3 золота, алмазов, марганца от мировой добычи 6. Африка выделяется в мире высокими темпами естественного прироста 7. По уровню и темпам урбанизации Африка опережает все регионы 8. Тропическое и субтропическое земледелие стран Африки имеет ярко выраженную направленность на внутренний рынок 9. Нигерия относится к государствам с монокультурной экономикой, т.к. большая часть ее экспорта приходится на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье Задание 2. Пользуясь материалами учебника, атласа, представленной картой и описанием, заполните таблицу (Приложение 1).

9 Субрегионы Африки Наиболее принята в отечественной науке пятичленная структура районирования Африки, выделяющая Северную, Западную, Центральную, Восточную и Южную Африку. Особенность Северной Африки заключается в том, что она, выходя к Средиземному морю, наиболее близка Европе. Регион располагается по большей части в субтропических и тропических широтах, что определяет сельскохозяйственную специализацию на выращивание хлопка, оливок, цитрусовых, винограда. Часто Северную Африку называют Магрибом, что все же не совсем точно, так как в собственно Магриб (от арабского слова «запад») Египет не входит. Западная Африка охватывает зоны тропических пустынь, саванн, влажных тропических лесов, расположенные между Сахарой и Гвинейским заливом. Этот регион обладает наиболее сложным этническим составом. Современное положение региона определяется как сельским хозяйством, которое представлено как производством и плантационных товарных, и потребительских культур, так и сравнительно развитой промышленностью, прежде всего горнодобывающей. Центральная Африка занимает срединную часть материка. Она расположена в зонах влажных тропических и экваториальных лесов и саванн, что во многом предопределило ее хозяйственное развитие. Это один из самых богатых разнообразными минеральными ресурсами район не только Африки, но и всего мира. В отличие от Западной Африки, Центральная имеет сравнительно однородный этнический состав населения. Около 90% всех жителей составляют народы банту. Восточная Африка расположена в субэкваториальной и тропической зонах. Она имеет выход к Индийскому океану и издавна поддерживала торговые связи с Индией и арабскими странами. Это второй, после Северной Африки, регион континента по степени исламизации. Минеральные богатства Восточной Африки менее значительны, но общее разнообразие природных ресурсов велико, что предопределяет и разнообразие типов их хозяйственного использования. Южная Африка, по сравнению с другими регионами, наиболее удалена от Европы, Америки и Азии. Экономическим ядром региона выступает ЮАР наиболее развитая страна всего континента. Южная Африка расположена в тропических и субтропических широтах южного полушария. Из широкого набора природных ресурсов, прежде всего, выделяются полезные ископаемые. Подавляющую часть населения региона составляют народы банту. Задание 3. Пользуясь атласом, нанесите на контурную карту Африки крупнейшие промышленные центры и укажите их специализацию по отраслям (СР 15). Задание 4. Кратко поясните значение следующих терминов. Бедуины - Ямс - Сахель - Метрополия - Монокультурная специализация - Апартеид - Задание 5. Пользуясь атласом, выучите 15 стран Африки со столицами. Подготовьтесь к устному ответу по «слепой» карте. ДЗ: учебник, с, выписать природные ресурсы Африки по схеме: ресурс страны (до 3 стран), Выучить страны и столицы Африки СР 15. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Африки, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая).

10 Приложение 1 Сравнительная характеристика субрегионов Африки Показатели Северная Африка Западная Африка Центральная Африка Восточная Африка Южная Африка 1. Состав 2. Особенности ЭГП 3. Характеристика населения (численность, воспроизводство, половой, возрастной, этнический, религиозный состав и т.п.) 4. Природные условия и ресурсы 5. Характеристика хозяйства (по отраслям) 6. Проблемы и перспективы

11 Тема 16. Общая экономико-географическая характеристика Австралии и Океании 1. Пользуясь учебником, атласом, записями в рабочей тетради, заполните таблицу Характеризуемые черты Австралия Площадь территории Особенности географического положения Климатические особенности Столица Форма правления Форма административнотерриториального устройства Тип страны по уровню социально-экономического развития Численность населения Тип воспроизводства населения Плотность населения Доля городского населения Крупнейшие города Соотношение мужчин и женщин в населении Соотношение разных возрастных групп в населении Численность трудовых ресурсов Уровень образования Государственный язык Тип структуры хозяйства Горнодобывающая промышленность Каменный уголь Ньюкасл, Промышленность Чёрная металлургия Ньюкасл, Мельбурн

12 Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Транспорт 2. На основании заполненной таблицы сравните сделайте общий вывод об уровне развития Австралии, её географических особенностях и роли в международном географическом разделении труда 3. Ответьте на вопросы: 1) Главой государства Австралии является 2) Коренное население Австралии 3) Самая крупная река Австралии 4) Главные статьи экспорта с/х продукции 5) Австралия не имеет границ 4. Заполните таблицу «Хозяйство Океании» Страна Столица Специализация (промышленность, с/х) 5. В чем, на Ваш взгляд, заключаются особенности географического положения и развития хозяйства стран Океании?

13 Задания 1. Подпишите названия 5 государств и их столиц. 2. Обозначьте крупнейшие месторождения полезных ископаемых. 3. Укажите и подпишите названия крупнейших городов Австралии. 4. Отразите условными значками специализацию крупных промышленных центров Австралии. Условные обозначения

14 Тема 17. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда Задание 1. На основании представленных данных постройте график, отражающий темпы роста ВВП в России в течение последних 10 лет. Письменно представьте анализ полученного графика и ответьте, какова, на Ваш взгляд, дальнейшая динамика роста ВВП? Темпы роста ВВП России, % Год Значение Задание 2. На основании данных таблицы постройте график, отражающий темпы роста объема промышленного производства в России в гг. Письменно представьте анализ полученного графика, объясните причины снижения объема производства. Темпы роста объема промышленного производства России, % Год Значение Задание 3. Проанализируйте (письменно) динамику показателей российского экспорта и импорта с 2003 по 2013 гг. Рассчитайте торговый баланс России за последние 10 лет. На основании полученных данных постройте график, отражающий изменение торгового баланса. Год Значение Значение экспорта импорта Торговый баланс

15 Тема 18. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем Глобальные проблемы современности это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Главные проблемы человечества: 1. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны. 2. Экологическая. 3. Демографическая. 4. Энергетическая. 5. Сырьевая. 6. Продовольственная. 7. Использование Мирового океана. 8. Мирное освоение космоса. 9. Преодоление отсталости развивающихся стран. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ СР 10. Изучение географической номенклатуры (страны и столицы). СКАЧАТЬ Сдается в форме письменной тестовой работы 20 стран и столиц. СР 11. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Зарубежной Европы, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая). СР 12. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Зарубежной Азии, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая). СР 13. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Северной Америки, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая). СР 14. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Латинской Америки, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая). СР 15. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Африки, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая). СР 16. Подготовить презентацию (СКАЧАТЬ ШАБЛОН) в программе PowerPoint в формате виртуальной экскурсии по одной из стран мира (кроме РФ), отправить в эл.виде на электропочту План презентации: Титульный слайд (название, ФИО студента, группа) Общие сведения о стране Особенности экономико-географического положения (ЭГП) Население Промышленность Сельское хозяйство Непроизводственная сфера Факты, особенности, которые показались наиболее интересными (2-3 слайда) Использованные источники информации

16 СР 17. Реферат по разделу «Географические аспекты глобальных проблем человечества». СКАЧАТЬ ШАБЛОН РЕФЕРАТА Фамилия, имя Реферат «Глобальные проблемы человечества» Презентация Проблема предотвращения мировой войны, угрожающей Латвия Абрамов Сергей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете Александров Максим Мировая продовольственная проблема Польша Алиев Роман Проблема рационального и экономического Чехия использования природно-сырьевых ресурсов Андрух Александр Демографическая проблема в современном мире Панама Бакай Иван Проблема оптимального хозяйственного освоения Китай необжитых территорий Волчков Максим Проблема защиты окружающей природной среды и Италия механизмов ее самовоспроизводства Григорьева Освоение богатств Мирового океана, освоение Испания Полина использование космоса в мирных целях прогресса Проблема предотвращения стихийных бедствий Япония Дегтярев Роман антропогенного или смешанного происхождения (эрозия почвы, опустынивание и т.п.) Денисова Анастасия Проблема искоренения эпидемических заболеваний, болезней цивилизации Ливия Зелепукин Кирилл Проблема ликвидации неграмотности и развития Нигерия образования Какичев Артем Проблема загрязнения атмосферы Гибралтар Каменцев Антон Проблема кислотных осадков Пакистан Колышкин Проблема загрязнения почвы Египет Даниил Конкин Егор Проблема загрязнения гидросферы Бразилия Курашова Ольга Проблемы озонового слоя Венгрия Лысенков Кирилл Проблема потепления климата на планете Мадагаскар Мацюк Марк Проблема перенаселения планеты Шри-Ланка Медведева Камилла Проблема СПИДа и наркомании Португалия Милованов Александр Глобальное потепление климата и меры, предпринимаемые международным сообществом (Киотский протокол) Германия Наумик Евгения Стратегия устойчивого развития Куба Никитина Проблемы нарушения экологического равновесия в Великобритания Екатерина гидросфере Николаев Петр Проблема кризиса культуры и нравственности Мексика Орлов Роман Проблема загрязнения морей и океанов Сербия Родина Анна Проблема воспитания экологической культуры Чад, Филиппины Харченко Наталья Роль педагога в формировании экологического Австралия мышления Толчёнов Андрей Проблема утилизации ТБО США Шаламов Михаил Проблемы урбанизации Таиланд Шатравка Ирина Проблема международных отношений Кения Авдалян Роберт Проблема охраны здоровья ЮАР

17 КОНТУРНЫЕ КАРТЫ Зарубежная Европа

18 Зарубежная Азия

19 Северная Америка

20 Латинская Америка

21 Африка


База вопросов по географии 11 класс 1. Главной причиной быстрого увеличения численности населения Земли является: 1)резкое увеличение рождаемости; 2)снижение смертности. 2. В большинстве стран мира рождаемость:

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

ОАО «ВНИИЗАРУБЕЖГЕОЛОГИЯ» В.И. Высоцкий, С.Л. Фельдман НЕФТЕГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МИРА (Справочно-информационный обзор) 2014 г. 2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ... 4 1 НЕФТЬ... 6 1.1 Доказанные запасы нефти... 6

ТЕСТ: ХОЗЯЙСТВО МИРА Установить соответствие: Доля в мировой структуре производства первичной энергии Энергоресурс 1. 40% А. Уголь 2. 30% Б. Нефть 3. 20% В. Природный газ 4. 10% Г. Атомная и гидроэнергия

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 1. Источники географической информации. 1.1 План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы 1.1.1 Сравнение свойств географической

Демоверсия итоговой промежуточной аттестации по географии 10 класс Вариант 1 Часть А А1.Что такое республика? А) Форма государственного правления, при которой законодательная власть принадлежит выборному

СТАТЬЯ 5 Распределение частот в любительской спутниковой службе Раздел IV Таблица распределения частот 7 000 кгц 29,7 МГц 7 000 7 100 ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ 5.140 5.141 5.141A 14 000 14 250 ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ 18 068 18

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ Новосибирск Введение Программа вступительных испытаний по предмету «География» составлена с учетом

Департамент здравоохранения Ивановской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кинешемский медицинский колледж» КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО

С 1 января 2006 года фактически утратил силу приказ Минфина России от 02.08.2004 64н в части установления размеров выплаты суточных в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 812,

Контрольная работа по географии 1 Тема: Современная политическая карта мира 1.Вначале ХХ века на политической карте мира насчитывалось государств: А)193 Б) 300 В)260 Г)230 2.Какая международная организация

Серия «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» РОССИЯ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ: ь ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ а- я- Монография В двух книгах д- и- Под редакцией И.И. Меламеда Книга 2 Владивосток Издательство

ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)» Приемная комиссия Программа вступительных испытаний по дисциплине «География» Казань 2013 Издается по решению секции учебно-методического совета

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет

УТВЕРЖДЕНО Приложение 1 к Приказу 57/15 от «22» июля 2015 г. и.о. Председателя Правления НКО АО «ЛИДЕР» К. В. Соловьев Тарифный справочник на переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия

Учащиеся должны знать: Планируемые результаты освоения учебного предмета - основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; - особенности размещения основных

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России

СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической работы по географии для 10-х классов (ФК ГОС 2004 г.) Диагностическая работа проводится в соответствии с Распоряжением Департамента образования города Москвы от 15 июля 2014

Муниципальное общеобразовательное учреждение Грибановская основная общеобразовательная школа Принято Утверждаю Школьным методическим Директор школы объединением Г.В. Родченкова 1 от 30. 08. 13г. Приказ

Блок «OnLine-консультант» по продаже туров в отель для региональных городов TopHotels сайт, на котором более 300 000 туристов ежедневно ищут, где им провести свой отдых. Станьте консультантом по продаже

Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по географии составлена на основе примерных программ для среднего (полного) общего образования по географии (письмо Департамента государственной

Пояснительная записка Нормативные документы, в соответствии с которыми разработана рабочая программа Закон РФ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный компонент государственного

Реалии франчайзинга в России. ПОЧЕМУ FRYBEST А НЕ ЧТО-ТО ДРУГОЕ ПРОГРАММА ЛОЯЛЬНОСТИ Frybest by Neoflam ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ Апрель 2015 г Август, 2014 Глобальный бренд кухонной посуды Инновации и дизайн Neoflam

Пояснительная записка. Статус рабочей программы. Рабочая программа по географии разработана на основе: примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии

Страны АЗИИ -3.8 млрд. человек (60%) - 39 стран - Один из очагов Цивилизации - Родина земледелия - Искусственного Орошения - Родина мировых религий Страны Азии Страны гиганты Индия и Китай Микрогосударства

Административная контрольная работа за I полугодие Спецификатор контрольной работы по географии 7 класс. Цель: выявить остаточные знания учащихся по материалу, пройденному за I полугодие. Элементы минимума

1 of 10 11/21/2013 9:20 AM Меню Закрыть меню На главную Подробно Что такое Skype? Возможности Бизнес Расценки Тарифы Учетная запись premium Специальные предложения Магазин Загрузка Поддержка Моя учетная

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI VII классы)/, опубликованной в сборнике нормативных

АВСТРАЛИЯ 4-1 АВСТРИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ СЕРТИФИКАТ 1 (32 стр.) 4-2 ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ ПАСПОРТ (бордовая обл., на стр. 2 не люм. «А») 4-3 ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ ПАСПОРТ (зеленая обл., размеры 95x156 мм) 4-4 ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ

Стратегические задачи Госкорпорации «Росатом» по подготовке кадров для стран-партнеров ГК «Росатом» в глобальной перспективе Лидерство и глобальное присутствие #1 в ключевых сегментах 5 континентов Более

Экономика Содружества и крупнейших региональных объединений стран мира в условиях мирового финансового кризиса Для мировой экономики 2009 год стал наиболее сложным за последние годы. Масштабный финансовый

ПЕРЕЧЕНЬ компетентных органов иностранных государств, уполномоченных выдавать подтверждения постоянного местонахождения (налогового резидентства) иностранных организаций Примечание Перечень, приведенный

Пояснительная записка Нормативными документами для составления рабочей программы являются: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФАКТОРИНГ преимущества без границ Москва, 2011 ПРОМСВЯЗЬБАНК СЕГОДНЯ Промсвязьбанк зарегистрирован ЦБ РФ 12 мая 1995 года, имеет лицензии на осуществление всех видов банковских операций,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1 Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64; Е-mail: [email protected] СОГЛАСОВАНО

Российская академия образования Результаты международных исследований -2011 и TIMSS-2011: достижения и проблемы Москва, 5 февраля 2013 года Самые важные результаты Российские школьники демонстрируют высокие

РАЗДЕЛ 2. РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ Размещение население распределение жителей по территориям различного ранга. Может измеряться абсолютными показателями (численностью и долей населения)

ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 19» Рабочая программа по предмету: география 10-11 класс Каменск-Уральский Программа составлена на основе:

МАТЕРИАЛЫ по модулю 2 для сайта по географии 10 класс Учитель: Юлия Владимировна Остроухова ТЕМА Знать Уметь Мировое хозяйство Определения терминов: география и НТР мирового хозяйства, мировое хозяй- ство,

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» Педагогический институт имени В.Г. Белинского ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ Пенза,

БИОЛОГИЯ, 11 класс Вариант 1, Март 2012 Краевая диагностическая работа по БИОЛОГИИ ВАРИАНТ 1 При выполнении заданий А1 А5 в бланке ответов 1 под номером выполняемого задания поставьте знак «х» в клеточку,

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе - учебного плана школы. - годового учебного календарного графика - ООП ООО, МБОУ «Лицей 9» Примерная программа, разработанная

География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 2 1 В каком направлении следует двигаться от точки А до точки В? Диагностическая тематическая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Кафедра географии,

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Образовательная Школа 121 «Согласовано» «Утверждено» 2013г. И.О.Директор ГБОУ СОШ 121 Сметлев В.С. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии 7 класса «География

ИССЛЕДОВАНИЕ SA #18/2013RU, 16 Декабря 2013 СПЕЦИФИКА БЕЛОРУССКОЙ ТОРГОВЛИ С РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ Андрей Елисеев Резюме В последние годы Беларусь значительно активизировала отношения со странами Латинской

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Общеобразовательный лицей 6 «Перспектива» Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено Директор лицея 6 Зам. директора по УВР на заседании кафедры Приказ 141/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей 7 г. Химки «Утверждаю» Директор МБОУ Лицея 7 Самбур В. И. 2015год География (базовый уровень) для 10 класса Составитель: учитель географии Долгова

Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва» ГЕОГРАФИЯ

МИРОВОЙ АТОМНЫЙ РЕНЕССАНС И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ Материалы к докладу И.В.Конышева, Директора департамента по работе с общественными организациями и регионами Госкорпорации «Росатом» Международный Форум-Диалог

Аннотация к рабочим программам по географии 10-11 класс Рабочая программа по географии для 10-11 классов составлена на основе: - линии учебно-методических комплектов «Полярная звезда» под редакцией А.И.Алексеева,

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Зайцевская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Утверждаю педагогический

Coface вроссии Июль 2013 Содержание: 1. Coface вмире 2. Coface вроссии 3. Этапы работы по договору страхования 4. Контактная информация 1 Coface вмире 1.1. История Coface Coface основан в 1946 году как

Рабочая программа по географии 10 класс 2016-2017 учебный год Всего часов на учебный год: 34 Количество часов в неделю: 1 Составлена в соответствии с: Программа по географии. Гладкий Ю.Н., Николина В.В.,

Тихий океан Население земли Соотношение мужчин и женщин Народы. Языки. Религии Оценка экологической ситуации Швейцария Краеведение 1 / 14 Вулканы. Гейзеры. Горячие источники Изображение на плане неровностей