Внутреннее и внешнее регулирование рынка ценных бумаг. Система регулирования российского рынка ценных бумаг

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - упорядочение на нем, уполномоченными госорганами, участников и происходящих между ними операций. Участниками могут выступать: эмитенты, инвесторы, профессиональные фондовые посредники.

Вообще регулирование рынка бывает внутренним и внешним. Внутреннее регулирование осуществляется посредством собственных нормативных документов организации (устава, правил и других, регулирующих деятельность организации).

Внешнее регулирование возникает под влиянием государственных правовых актов, нормативных документов иных организаций, международных соглашений.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется во всех видах деятельности и происходящих на нем операциях: инвестиционных, эмиссионных, спекулятивных, посреднических, трастовых, залоговых и т.д.

Государство является:

Эмитентом, выпуская государственные ценные бумаги;

Инвестором, в случае наличия крупного портфеля акций промышленного предприятия;

Профессиональным участником на приватизационном аукционе при торговле акциями;

Регулятором, через законодательные акты;

Верховным арбитром в спорах участников рынка посредством судов.

В систему регулирования рынка государством входят: нормативные акты и органы государства, осуществляющие регулирование и контроль.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг может осуществляться в административной форме. При этом устанавливаются обязательные требования к участникам, производится регистрация ценных бумаг и участников рынка, лицензирование профессиональной деятельности, обеспечивается гласность и равная информированность участников, поддержание правопорядка.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг может быть косвенным, посредством экономических рычагов, через систему налогообложение, денежную политику, и капиталы. Структура органов, осуществляющих регулирование ценных бумаг, до настоящего времени не сложилась.

Государственное регулирование валютного рынка - деятельность госорганов по установлению правил обращения валютными ценностями.

К ним относят иностранную валюту, то есть денежные знаки иностранных государств, в виде казначейских билетов, банкнот, монет, а также денежные средства, находящиеся на счетах банков, ценные бумаги в иностранной валюте.

В целях регулирования валютного рынка, государство осуществляет под которым понимают деятельность госорганов, в целях обеспечения соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами.

Государство на денежном рынке, путем нормативных актов, задает правила, обязательные для исполнения всеми его участниками, осуществляет контроль за их деятельностью. Государство является агентом на финансовых рынках, участником в рыночных операциях, путем принятия решений, влияет на конъюнктуру рынка, осуществляет регулирование спроса и предложения денег. Государство производит регулирование при помощи денежно-кредитной политики.


К.О. ЛИПЕЙ

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников - эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников и организации инфраструктуры рынка. Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее означает подчиненность деятельности организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям. Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим ее деятельность, ее подразделений и работников.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, а именно эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п. Регулирование осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
· государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
· регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Этот процесс развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, а с другой - последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
· общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. Именно реакция широких слоев общества на какие-то действия на рынке ценных бумаг служит первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:
· поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
· защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;
· обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
· создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
· создание в определенных случаях новых рынков, поддержание необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;
· воздействие на рынок для достижения каких-то общественных целей, например для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы.
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя: создание нормативной базы функционирования рынка; отбор профессиональных участников рынка; контроль над соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Санкциями могут быть устное и письменное предупреждения, штраф, уголовное наказание, исключение из рядов участников рынка.
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от политических и экономических условий, но одновременно должны отражать проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основные принципы регулирования рынка:
· разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным; во второй - отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
· выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т. е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться, рынок которых может быть быстро организован. Этими инструментами злоумышленники могут нанести существенный ущерб участникам рынка;
· максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка. Достигается возможность получения участниками рынка ценных бумаг информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;
· необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;
· при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
· обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Повышает качество нормотворчества и его объективность;
· преемственность российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Следует учитывать растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения;
· оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими и общественными организациями).
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:
· эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;
· инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных обществ;
· профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
· регулятора - при создании законодательства и подзаконных актов;
· верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Прямое или административное управление рынка ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
· установления обязательны требований ко всем участника рынка;
· регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
· лицензирования профессиональной деятельности на рынке;
· обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
· поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы, а именно:
· систему налогообложения - ставки налогов, льготы и освобожденные от них;
· денежную политику - процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.;
· государственные капиталы - государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.;
· государственную собственность и ресурсы - государственные предприятия, природные ресурсы и земли.
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг пока не сложилась. На начало 1996 г. ее составляли высшие органы государственной власти - Государственная Дума, Президент РФ и Правительство РФ.
Саморегулируемые организации - некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться двумя или более однотипными органами.
Права саморегулируемой организации:
· разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;
· осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на рынке;
· контроль над соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
· информационная деятельность на рынке;
· обеспечение связи и представительства
(защиты) интересов участников рынка ценных бумаг.
Необходимо сформировать правовую основу деятельности саморегулируемых организаций, создаваемых для разработки соответствующих положений законодательства, а также охраны и защиты прав акционеров. Принцип использования таких организаций не нов, между тем их создание для охраны и защиты прав акционеров может иметь эффект. Место таких организаций сейчас с успехом занимают соответствующие коммерческие структуры, и результативность их деятельности превышает функционирование соответствующих государственных органов.

– это упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг) и сделок между ними со стороны уполномоченных на это органов.

Регулирование рынка ценных бумаг (как и любого другого объекта) можно разделить на внутреннее и внешнее регулирование.

Внутреннее регулирование – это подчиненность участников рынка ценных бумаг собственным нормативным документам: уставу, правилам осуществления деятельности, стандартам деятельности и так далее.

Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности участника рынка ценных бумаг нормативным актам государства , других организаций (например, саморегулируемых организаций), международным соглашения. К внешнему регулированию относится также общественное регулирование, то есть воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения. Часто именно реакция широкой публики является причиной тех или иных регулирующих действий со стороны государства или саморегулируемых организаций.

Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение следующих целей:

  1. Создание нормальных условий для функционирования рынка ценных бумаг, всех его участников; поддержание порядка на рынке ценных бумаг
  2. Защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестных действий, мошенничества , преступлений со стороны отдельных лиц
  3. Обеспечение нормального ценообразования на рынке ценных бумаг на основе свободного формирования спроса и предложения финансовых инструментов
  4. Стимулирование развития рынка ценных бумаг как механизма перераспределения денежных ресурсов, его отдельных сегментов, создание новых сегментов рынка
  5. Использование рынка ценных бумаг для достижения специфических общественных целей (например, для повышения темпов роста экономического развития, разрешения кризиса неплатежей, снижения уровня безработицы и так далее).

Регулятивная инфраструктура – это одна из систем (наряду с информационной и депозитарно - клиринговой и регистраторской инфраструктурой рынка ценных бумаг), обеспечивающих нормальное функционирование рынка ценных бумаг. Она включает в себя следующие компоненты:

  • Регулятивные органы (государственные регулирующие органы и саморегулируемые организации)
  • Регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрирующие, лицензионные, аттестационные, контрольные, надзорные и так далее)
  • Правовая инфраструктура (законодательная и нормативная база функционирования рынка ценных бумаг)
  • Этика фондового рынка
  • Традиции и обычаи .

В некоторых странах традиции и обычаи играют очень существенную роль в регулировании фондового рынка. Примером может служить Великобритания, где традиции и иные неформальные способы регулирования, как, например, согласованный стиль поведения, договоренности, переговоры по разрешению сложных спорных ситуаций и пр. представляют собой один из методов регулирования рынка ценных бумаг. Можно привести пример влияния на рынок ценных бумаг и религиозных традиций. Так, например, в исламских странах религия не позволяет взимать проценты, в силу чего рынок долговых ценных бумаг там не может быть развит (появился даже такой термин – «исламские финансы »).

В России деловые традиции, обычаи делового оборота были прерваны и утеряны за годы существования директивной экономики . На их становление потребуются годы, а может быть – и десятилетия.

Государственное регулирование на рынке ценных бумаг можно разделить на прямое и косвенное регулирование.

Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам рынка ценных бумаг, лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, государственной регистрацией самих ценных бумаг, путем обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка и так далее.

Косвенное (экономическое) государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется такими методами, как, например, проведение определенной налоговой политики, денежной политики, политики в области формирования и использования средств государственного бюджета , политики в области управления государственной собственностью и так далее.

Государство на рынке ценных бумаг выполняет следующие функции:

  • Идеологическая, то есть разработка концепции развития рынка ценных бумаг и программы ее реализации
  • Законодательная, то есть законодательное и нормативное обеспечение функционирования рынка ценных бумаг
  • Административная, то есть прямое административное регулирование участников рынка
  • Стимулирующая, то есть использование всех возможных инструментов воздействия на рынок ценных бумаг с целью его развития, создание эффективного механизма перераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимые сектора экономики
  • Надзорная и контрольная, то есть предотвращение нарушений со стороны различных участников рынка ценных бумаг
  • Арбитражная, то есть разрешение споров между участниками рынка ценных бумаг через систему судебных органов.

Таким образом можно сказать, что государство является одним из основных регуляторов рынка ценных бумаг. Кроме этого государство выступает в качестве участника рынка ценных бумаг, а именно:

  • Государство является крупнейшим заемщиком - эмитентом облигаций федеральных, субфедеральных и муниципальных займов (в лице органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации , муниципальных образований)
  • Государство является крупнейшим инвестором на рынке ценных бумаг, владея закрепленными в федеральной и муниципальной собственности пакетами акций приватизированных предприятий
  • Государство выполняет функции профессионального участника рынка ценных бумаг в лице Центрального Банка РФ , являющегося посредником, участвующим в размещении государственных ценных бумаг и крупнейшим дилером на этом сегменте рынка. Кроме этого, в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по продаже акций приватизированных предприятий, государство выступает в качестве посредника на рынке акций приватизированных предприятий.

Основным органом государственной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) . Именно ФКЦБ:

  • Проводит государственную политику в области рынка ценных бумаг
  • Осуществляет контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • Обеспечивает защиту прав инвесторов, акционеров и вкладчиков на рынке ценных бумаг.

Основная задача ФКЦБ России состоит в создании равных и взаимовыгодных условий функционирования рынка ценных бумаг, реализации единой государственной политики по развитию рынка ценных бумаг, защите прав инвесторов. Основные направления деятельности ФКЦБ России выражаются в ее функциях, главными из которых являются следующие:

  • разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов в этой сфере;
  • утверждение стандартов (правил) эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии и порядка регистрации выпусков ценных бумаг;
  • утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
  • установление порядка лицензирования профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг и осуществление лицензирования таких видов деятельности;
  • обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • осуществление контроля за деятельностью эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • защита прав инвесторов, в том числе в судебном порядке.

Правила осуществления деятельности на рынке ценных бумаг утверждаются ФКЦБ России в постановлениях. Эти постановления являются нормативными актами и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.

ФКЦБ России состоит из шести членов: председателя, его первого заместителя, трех заместителей и секретаря ФКЦБ России. Количественный состав членов ФКЦБ России может быть изменен указом Президента Российской Федерации . Председатель ФКЦБ России руководит ее деятельностью и по должности является федеральным министром.

Основными источниками правового регулирования рынка ценных бумаг , содержащими гражданско-правовые нормы , являются Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации. Так, статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Гарантии иметь имущество в собственности (включая ценные бумаги), владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами закреплены статьей 35 Конституции. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит понятие ценной бумаги как одного из видов объектов гражданских прав , основные правила совершения сделок с ними, порядок удостоверения, осуществления и защиты прав , закрепленных ценными бумагами.

Среди федеральных законов особое значение имеет закон «О рынке ценных бумаг», который устанавливает правовое положение субъектов рынка ценных бумаг, порядок осуществления профессиональных видов деятельности. Кроме этого закон большое внимание уделяет регулированию эмиссии ценных бумаг, процедуре раскрытия информации, гражданско-правовой ответственности, возникающей на рынке ценных бумаг. Порядок реализации конституционной гарантии на судебную защиту прав закреплен в нормах гражданского процессуального права – Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Гражданское право не является единственной отраслью права, определяющей нормы поведения на рынке ценных бумаг. Отдельные общественные отношения, складывающиеся в этой сфере, урегулированы административным правом . К ним, в частности, относятся компетенция и порядок принятия решений государственными органами , методы государственного регулирования рынка ценных бумаг. Важным для установления и сохранения правопорядка на рынке ценных бумаг являются меры административной ответственности в виде штрафов , предусмотренные Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Не менее важное значение для правового регулирования рынка ценных бумаг имеет финансовое право в части налогообложения операций с ценными бумагами. Налоговые платежи составляют основу доходной части государственного бюджета . Одним из источников образования и уплаты налогов является деятельность на рынке ценных бумаг. Примером регулирования отношений на рынке ценных бумаг финансовым правом может служить Закон Российской Федерации «О налоге на операции с ценными бумагами», в соответствии с которым юридические лица-эмитенты ценных бумаг являются плательщиками налога в размере 0,8 процента от номинальной суммы эмиссии ценных бумаг.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере рынка ценных бумаг осуществляется также и уголовным правом . В частности, уголовно наказуемыми деяниями в соответствии со статьей 185 Уголовного кодекса Российской Федерации признаются злоупотребления при выпуске (эмиссии)ценных бумаг. Нормы уголовного законодательства призваны защитить наиболее важные для государственных интересов общественные отношения и привлечь к уголовной ответственности лиц, допускающих нарушения закона.

Особую роль в правовом регулировании рынка ценных бумаг играют международные договоры и соглашения, участником которых является Россия. Согласно пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. К актам международного права в сфере рынка ценных бумаг относится, в частности, Женевская конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводных и простых векселях .

Таким образом, совокупность нормативных актов , регулирующие рынок ценных бумаг, образуют систему законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. В основе данной системы лежит Конституция и международные договоры Российской Федерации. Дальнейшая система в зависимости от юридической силы нормативного акта представлена федеральными законами, нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации и замыкается нормативными актами министерств и ведомств. К числу последних относятся постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, приказы Министерства финансов и Центрального Банка Российской Федерации . Особое место занимают акты высших судебных органов (Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), которые хотя и не являются в России, однако должны учитываться нижестоящими судами при разрешении конкретных споров.

Особенности правового регулирования ценных бумаг. На ранней стадии экономического развития общества объектом гражданских прав чаще всего выступали предметы материального мира: вещи , природные объекты, иное имущество, представляющее какую-либо потребительскую ценность. По мере развития и усложнения экономических отношений появилась потребность вовлечь в гражданский оборот также совокупность таких имущественных прав как право на управление юридическим лицом , получение дохода или иной выгоды. Сформировался институт ценных бумаг.

Современное понятие ценной бумаги как одного из видов объектов гражданских прав предусмотрено статьей 142 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ней ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Таким образом, ценная бумага – это, прежде всего, особый способ удостоверения определенной совокупности имущественных прав. Обособление и закрепление таких прав в виде специального документа - ценной бумаги позволяет сделать их объектом купли-продажи, совершения иных сделок, осуществления прав по ценной бумаге.

Традиционно ценная бумага рассматривается как единство двух элементов: права на бумагу и права из бумаги. Первый элемент опосредует отношения по поводу фактического владения ценной бумаги. Право из бумаги представляет собой совокупность удостоверенных ею имущественных прав. Двуединую природу ценной бумаги можно продемонстрировать на примере акции. Право собственности акционера на акцию означает его право на ценную бумагу. Право из бумаги выражается в правомочии акционера принимать участие в управлении акционерным обществом, получать дивиденды, осуществлять иные права, предусмотренные законодательством или уставом акционерного общества . Право на бумагу и право из бумаги неразрывно связаны между собой. Владельцу ценной бумаги принадлежат права, удостоверенные ею (права из бумаги). Эти права переходят к новому лицу в полном объеме в случае передачи ему права на ценную бумагу. Так, отчуждая акцию ее бывший владелец передает новому все права акционера в совокупности без исключений или ограничений.

Однако не любой документ является ценной бумагой. Для признания документа ценной бумагой он должен соответствовать целому ряду признаков. Одним из них является признак литерности, под которым понимается возможность требовать владельцем ценной бумаги осуществления только тех прав, которые прямо указаны в ценной бумаге. Так владелец векселя может требовать от векселедателя исключительно уплаты ему сумм, указанных в векселе.

Вторым признаком ценой бумаги принято выделять ее свойство презентации. Сущность этого признака заключается в том, что владелец ценной бумаги для исполнения прав по ней должен предъявить подлинник ценной бумаги обязанному лицу. В приводившемся примере с векселем его владелец для получения денежных сумм обязан представить оригинал векселя векселедателю. Предъявление иных документов, хотя и подтверждающих наличие договорных отношений между лицами, является недостаточным для осуществления прав по ценной бумаге.

Следующий обязательный признак - публичная достоверность ценной бумаги. Владелец ценной бумаги, который в законном порядке приобрел ее, вправе требовать от обязанного лица исполнения прав, удостоверенных ценной бумагой. При этом такое право требования не зависит от правомерности приобретения ценной бумаги ее предыдущими владельцами. Иными словами владельцу ценной бумаги не может быть отказано в осуществлении его прав по причине того, что кто-то из его предшественников незаконно завладел ценной бумагой и передал право на нее последующим владельцам.

Более глубокое понимание природы ценных бумаг может дать их деление на виды. В основе классификации ценных бумаг принято выделять несколько признаков. Вот главные из них.

По форме ценные бумаги делятся на документарные и бездокументарные. Документарные ценные бумаги существуют в форме привычного нам письменного документа. Именно в таком виде ценные бумаги впервые возникли в праве. Развитие современных технологий позволило отказаться от ценных бумаг в виде документов. Бездокументарные ценные бумаги не имеют реального вещественного носителя. Информация о ценных бумагах и их владельцах фиксируется в специальных реестрах, которые могут быть обычными (в виде записей в журналах) или компьютеризированными. Бездокументарные ценные бумаги имеют ряд преимуществ, поскольку нет необходимости изготовлять сертификаты ценных бумаг, такие ценные бумаги сложнее похитить, невозможно потерять или утратить иным образом.

С точки зрения способа легитимации (обозначения) управомоченного лица ценные бумаги могут быть предъявительскими, именными и ордерными. По предъявительской ценной бумаге права могут быть осуществлены лицом, который является в данный момент ее держателем. Иначе говоря, управомоченным лицом является тот, кто фактически владеет ценной бумагой и предъявляет ее к исполнению прав. Для передачи прав по предъявительской ценной бумаге достаточно ее простого вручения новому владельцу. Предъявительскими ценными бумагами могут быть векселя, облигации, чеки . Упрощенный порядок удостоверения и передачи прав по предъявительской ценной бумаге делает их доступными и привлекательными для граждан и организаций.

В отличии от предъявительской права по именной ценной бумаге принадлежат прямо указанному в ней лицу. Для осуществления прав по именной ценной бумаге обязанное лицо должно удостоверится, что имя человека (наименование юридического лица) точно совпадает с тем, которое указано в ценной бумаге. Для передачи прав по такой ценной бумаге недостаточно ее простой передачи другому лицу. Необходимо выдать новый сертификат (бланк) ценной бумаги с указанием имени нового владельца. Нередко имя владельца именной ценной бумаги фиксируется в специальных реестрах или в учетных записях депозитария. Порядок перехода прав на ценную бумагу в этом случае зависит от формы ценной бумаги. Для документарной именной ценной бумаги необходимо выдача нового сертификата и внесение изменений в реестре или в записях депозитария. Для бездокументарной именной ценной бумаги достаточно только внести имя нового владельца в данные реестра или депозитария. Именными ценными бумагами могут быть акции, облигации и некоторые другие виды ценных бумаг.

Основное отличие ордерных ценных бумаг от остальных видов заключается в том, что права по такой ценной бумаге принадлежат обозначенному в ней лицу, которое вправе назначить своим распоряжением иное управомоченное лицо. Права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на бланке этой самой ценной бумаге особой передаточной надписи. Как правило такая надпись делается на обороте бланка ценной бумаги и называется индоссамент (от лат. in dosso – на спине). Наиболее распространенным примером ордерной ценной бумаги является вексель. Права по векселю прежний владелец передает, указывая на обороте его бланка имя нового приобретателя.

Следующее основание деления ценных бумаг на виды – это содержание удостоверенных ими прав. Принято различать оборотные, товарораспорядительные и инвестиционные ценные бумаги. Оборотные ценные бумаги, например, векселя и чеки, выражают право требования уплаты денежной суммы и обслуживают потребности товарного и денежного оборота в экономике . Товарораспорядительные ценные бумаги закрепляют право их владельца на определенные вещи (складское свидетельство, коносамент). Инвестиционные ценные бумаги (в России они получили название эмиссионных ценных бумаг) предназначены для инвестирования в них денежных средств с целью получения дохода в виде дивидендов, процентов, прироста курсовой стоимости. Такими бумагами являются акции, облигации, государственные ценные бумаги, инвестиционные паи.

С точки зрения субъекта, который является обязанным лицом по ценной бумаге, принято выделять государственные и муниципальные ценные бумаги, а также ценные бумаги компаний (юридических лиц) и граждан. Так, государственные и муниципальные ценные бумаги могут выпускаться в форме облигаций, акционерные общества могут выпускать акции, облигации векселя, граждане могут выписывать векселя, чеки, закладные.

Еще одним из видов деления ценных бумаг является деление в зависимости от процедуры их выпуска в обращение на эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. Индивидуальные ценные бумаги, которые опосредуют отношения между конкретными лицами, принято относить к неэмиссионным. Такими ценными бумагами являются, например, векселя, чеки, депозитные или сберегательные сертификаты. Ценные бумаги, которые выпускаются в обращение в массовом количестве, являются эмиссионными. Эмиссионными ценными бумагами, в частности, являются акции и облигации.

Субъекты рынка ценных бумаг

Субъекты рынка ценных бумаг – это лица, участвующие в отношениях, которые возникают по поводу сделок и иных операций с ценными бумагами . Ими могут быть физические лица (граждане) или юридические лица . Каждый субъект рынка ценных бумаг преследует свою цель или выполняет определенную роль.

Нормы морали получают свое выражение в общественном мнении, религиозных постулатах, произведениях искусства и т.п. Моральные нормы формируются в процессе утверждения развития нравственных взглядов, идеалов добра, правды, справедливости и т.д.

Внутренним гарантом морали является совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед людьми, обществом .

Право представляет собой институт принуждения поведения человека власти правил; это совокупность прав, установленных или санкционированных государством, зафиксированных в юридических актах. Существует фундаментальное деление права на публичное, отстаивающее общий интерес, и частное, отстаивающее частный интерес.

В современная международная практике используются профессиональные этические нормы, обеспечивающие особые права для обманутых инвесторов. Под действия профессиональных участников, ведущих к защищаемым правам инвесторов, относятся следующие действия брокера:

  • материальные упущения;
  • неполная информация, предоставляемая клиенту;
  • введение в заблуждение;
  • отказ в раскрытии информации, необходимой клиенту для принятия решения;
  • торговля на невыгодных для клиента условиях;
  • инсайдерская торговля;
  • манипулирование ценами;
  • чрезмерная торговля
  • неподобающая торговля;
  • другие действия, приносящие клиенту убыток.

Под чрезмерной торговлей понимается торговля с излишней частотой проведения сделок с целью получения максимального комиссионного вознаграждения.

Термин неподобающая торговля используется в правилах американской саморегулируемой организации NASD. В соответствии с этими правилами рекомендации брокера должны соответствовать законодательству, финансовому положению клиента, уровню его искушенности, инвестиционным целям и допуску риска. Брокер не должен рекомендовать клиенту операции, противоречащие законодательству, и обязан отказаться от них, даже если инициатива их проведения первоначально принадлежала клиенту.

7. Основными этическими принципами на российском рынке ценных бумаг являются добросовестность; законность; приоритет интересов клиентов; профессионализм; независимость; информационная открытость.

8. Основными нарушениями профессиональной этики являются манипулирование ценами, использование инсайдерской информации, предоставление вводящей в заблуждение или неполной информации, отказ в раскрытии общедоступной информации, чрезмерная торговля, небрежность при выполнении обязательств и т.д.

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Система регулирования рынка ценных бумаг (регулятивная инфраструктура рынка) включает в себя:

1) государственные органы регулирования;

2) саморегулирующиеся организации;

3) законодательные нормы рынка ценных бумаг;

4) этику, традиции и обычаи рынка.

Цели регулирования:

1. Поддержание порядка на рынке и создание нормальных условий работы всех его участников.

2. Защита участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц.

3. Обеспечение свободного процесса ценообразования в зависимости от спроса и предложения.

4. Создание эффективного рынка со стимулами для предпринимательской деятельности.

5. Создание новых и поддержание необходимых для общества рынков и рыночных структур.

Процесс регулирования включает:

1. Создание законодательной базы функционирования рынка.

2. Отбор профессиональных участников рынка.

3. Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил рынка.

4. Создание системы санкций за нарушение норм и правил. Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:

5. государственные органы регулирования;

6. регулирование рынка профессиональными участниками рынка (саморегулирующие организации);

7. общественное регулирование (осуществляемое через общественное мнение).

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

Разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, законодательных актов для реализации стратегии;

Наблюдение и регулирование исполнения этой программы,

Установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

Контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

Обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

Формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

Контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в ценные государственные бумаги.

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. Первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг.

1. Администрация Президента РФ участвует в работе ФСФР. Контрольное управление осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента, связанных с приватизацией и РЦБ.

2. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием РЦБ через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляет подготовку проектов Указов и распоряжений Президента РФ, а также законов в области ценных бумаг.

3. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования лицензирования профессиональных участников РЦБ, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующий принятия постановлений в соответствии с федеральным законом.

4. Центральный банк РФ регулирует выпуски ценных бумаг кредитный организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ.

5. Минфин РФ регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления; лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды; осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

6. Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ регулирует деятельность страховых компаний на рынке ценных бумаг.

Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

Функциями саморегулируемых организаций являются:

Разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;

Осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;

Контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;

Обеспечение правдивой информацией участников рынка;

Обеспечение защиты участников в государственных органах управления.

Предыдущая