«Регулирование электроэнергетики как общественной инфраструктуры. Сферы возникновения нефинансовых рисков и рисковые ситуации

Совокупность видов деятельности, которые способствуют комплексному самовыражению личности человека в процессе выявления его потребностей в процессе предоставления различных видов услуг, - это социальная инфраструктура. Определение данного понятия выстраивается на существовании таких форм деятельности людей, которые требуются им для удовлетворения потребностей в труде и материальном обеспечении.

Есть несколько подходов к решению вопросов внутреннего построения и классификации частей, которые включает Основной подход занимается рассмотрением трех функционально-целевых блоков:

1) Общественно-политическая и культурная деятельность, куда входят образование, наука, искусство, деятельность в области СМИ, культура.

2) Поддержание и восстановление здоровья граждан - здравоохранение, спорт, туризм и охрана окружающей среды.

3) Коммунальное обслуживание - жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, общественный транспорт.

Функции, которые выполняет социальная инфраструктура, определяются развития всего общества: достижение равноправия в обществе и гармоничного развития человеческой личности. Из них самыми главными и целевыми являются:

1) создание условий для прогрессивных тенденций в обществе;

2) производство рабочей силы, которая смогла бы качественно отвечать потребностям общества и уровням производства;

3) правильное использование ресурсов труда;

4) обеспечение комфортных условий для проживания населения;

5) сохранение и повышение уровня физического здоровья членов общества;

6) продуктивное использование свободного времени.

Социальная инфраструктура ставит своей главной целью всестороннее развитие человеческой личности в процессе удовлетворения его духовных, культурных и бытовых инфраструктура - это такая деятельность, которая старается учитывать главные задачи общественной политики, направленной на повышение людей, их благосостояния и длительности жизненного цикла, на формирование здорового и активного в любой народнохозяйственной отрасли поколения. Сюда, прежде всего, включается разрешение жилищных проблем, ликвидация удовлетворение потребностей населения в качественном жилье, которые постоянно возрастают, а также увеличение качества развития общества в целом, то есть создание культурной жизнедеятельности людей. Помимо этого, требуется следить за экологическими условиями жизнедеятельности и труда, повышать профессионализм работников всех профессий, создавать социальную защищенность для всего населения, удовлетворять потребности общества в необходимых товарах и услугах, одновременно повышая платежеспособность населения.

В настоящее время большие масштабы приобретает самофинансирование социальных услуг для населения. Это свидетельствует о том, что спрос на обслуживание социально-бытового плана не удовлетворяется должным образом. Это случается по причине сокращения в бюджетных учреждениях предоставления льготных услуг для населения из-за снижения государственных расходов на содержание объектов, которые включает в свой состав социальная инфраструктура.

Учреждениям и организациям, которые находятся на хозрасчете и получают самостоятельный доход, предоставляются бюджетные субсидии с целью возмещения недостающей прибыли для баланса расходов и доходов предприятия. Такая необходимость государственных субсидий чаще всего вызывается стремлением организаций сохранить существующий спрос на предоставляемые услуги или установленной платных социально-культурных услуг, таких как театры, кино и т.п.

Социальная инфраструктура

Социальная инфраструктура

Социальная инфраструктура - группа обслуживающих отраслей и видов деятельности, призванных:
- удовлетворять потребности людей;
- гарантировать необходимый уровень и качество жизни;
- обеспечивать воспроизводство человеческих ресурсов и профессионально подготовленных кадров для всех сфер национальной экономики.
Социальную инфраструктуру образуют: жилищное и коммунальное хозяйство, здравоохранение, физкультура и спорт, розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, система образования, учреждения культуры, наука и т.д.

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Социальная инфраструктура" в других словарях:

    Социальная инфраструктура совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально культурного назначения, вся сфера жилищно… … Википедия

    Социальная инфраструктура - см. Инфраструктура … Энциклопедия права

    Комплекс объектов обслуживания и взаимосвязей между ними, наземных и дистанционных, в пределах градостроительного образования (территории, поселения, группы поселений и др.) (Смотри: СП 30 102 99. Планировка и застройка территорий малоэтажного… … Строительный словарь

    Социальная инфраструктура - система объектов образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания, торговли, культуры, спорта, досуга, иных социально значимых объектов обслуживания населения... Источник: ЗАКОН г. Москвы от… … Официальная терминология

    социальная инфраструктура - Сочетание на данной территории предприятий здравоохранения, просвещения, культуры, бытового обслуживания … Словарь по географии

    Социальная инфраструктура - см. Инфраструктура … Большой юридический словарь

    Система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и… … Официальная терминология

    Социальная инфраструктура для молодежи - система необходимых для жизнеобеспечения молодежи объектов (зданий, строений, сооружений), а также организаций независимо от организационно правовых форм и форм собственности, которые осуществляют деятельность по охране здоровья, образованию,… … Официальная терминология

    Социальная инфраструктура для детей Энциклопедия права

    Социальная инфраструктура для детей - (англ. social infrastructure for children) по законодательству РФ о гарантиях прав ребенка система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно правовых форм и… … Большой юридический словарь

Книги

  • Социальная инфраструктура Сибири. Вопросы исследования и развития , Ратьковская Т.Г.. В монографии исследуются условия развития социальной инфраструктуры Сибири. Социальная инфраструктура рассматривается в составе более широких социально-экономических категорий - социальное…

Термин инфраструктура вошел в научный лексикон в конце 40-х годов XX века и первоначально означал комплекс вспомогательных сооружений, обеспечивающих успешное взаимодействие различных родов войск. Но уже в 50-х годах ученые обратились к этому понятию для объяснения процессов экономической жизни. Одним из первых американский экономист П. Розенштейн-Родан определил инфраструктуру как совокупность условий, способствующих благоприятному развитию частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности населения.

Постепенно данный термин стал широко использоваться при изучении экономической, а затем социальной жизни. Важным моментом в ее трактовке стало не просто материально-техническое ее воплощение, но и оценка людьми, населением ее качества, степени удовлетворения их потребностей.

Анализ генезиса идей о социальной инфраструктуре дает возможность утверждать, что этому аспекту жизнедеятельности людей и общества было уделено внимание задолго до обозначения самого явления в виде строгого понятия. Так, говоря о предпосылках становления и функционирования национального хозяйства, А. Смит постоянно выделял материальные условия, которые создавали возможность рациональной организации производства. О создании условий для жизнедеятельности ратовали утописты А. Сен-Симон, Ш. Фурье, а Р.Оуэн даже пытался воплотить в действительность идею об обеспечении культурно-бытовых потребностей людей.

Однако в течение XIX века об условиях эффективного функционирования производственных организаций речь фактически не шла. Производство стихийно развивалось и направлялось господствующими общественными отношениями. Иначе и быть не могло. В этот период условия, обеспечивающие его развитие, рассматривались как нечто заданное, с чем не особенно следует считаться или считаться только в той мере, в которой это влияло на конкурентоспособность (близость к транспортным путям, дешевая энергия и некоторые другие).

Проблема условий эффективной производственной деятельности выдвинулась самой логикой исторического развития. По мере усложнения хозяйственных связей предприниматели вынуждены были заняться вопросами организации инфраструктуры в рамках национального хозяйства. С этого времени инфраструктура (осознанно, а чаще неосознанно) стала восприниматься в качестве компонента промышленного, а затем и сельскохозяйственного производства.

Тесное переплетение объективных закономерностей и экономических интересов проявилось в постепенном формировании элементов инфраструктуры, прежде всего обеспечивающих трудовую деятельность человека, т.е. выполняющих некоторые социальные функции.

Дальнейшее развитие инфраструктуры было связано с растущей потребностью в создании необходимых условий для жизнедеятельности не только самого работника, но и его семьи. Представление о социальных аспектах инфраструктуры еще более расширилось, отразив новую ступень в развитии производства. Так, при строительстве поселка Томпсон в Канаде на базе никелевого месторождения сразу был сделан расчет, что соотношение между занятыми на производстве и жителями составит 1:3,5. В соответствии с этим и формировалась социальная инфраструктура.

Бум образования, начавшийся почти во всех странах в 50– 60-х годах, остро поставил вопрос об инфраструктуре образования, особенно среднего и профессионального (Ф. Кумбс, 1970). Кроме того, сложилась ситуация, когда при сокращении рабочего времени возникла возможность более рациональной организации свободного времени, более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей, что можно было достичь при наличии условий, которые уже прямо влияли на эффективность производства и имели относительно самостоятельное значение.

Одновременно ученые предприняли усилия по осмыслению роли социальной инфраструктуры. В решении этой задачи участвовали специалисты разных научных направлений - демографы, экономисты, экономгеографы, социологи и архитекторы, стремившиеся в своем поиске ответить на насущные вопросы общественного развития.

Что касается архитекторов, то, если не считать стихийной практики создания инфраструктуры, первые попытки планомерной работы относятся к концу XIX века. В процессе подготовки к Международной выставке в Чикаго (1893 г.) при рассмотрении проблем « city planning » были разработаны проекты совершенствования городского ландшафта, которые вызвали необходимость учитывать социально-экономические аспекты развития территории.

Следующий этап в развитии идей инфраструктуры территории связан с именами английского урбаниста Э. Ховарда и французского архитектора Т. Гарнье. Если Э. Ховард выступил с теорией города-сада, имеющего комплексы промышленной, обслуживающей и жилищной застройки, окруженные пригородной зоной сельскохозяйственных площадей, то Т. Гарнье предложил проект индустриального города, состоящего из специализированных функциональных зон (промышленной, обслуживающей, отдыха и жилой), разделенных зелеными поясами. Как в первой, так и во второй концепциях, оказавших огромное влияние на современную урбанистику и экологию, было предусмотрено развитие инфраструктуры, в том числе и социальной.

В 20–30-е годы большую роль в развитии концепции социальной инфраструктуры сыграла дискуссия о социалистическом городе (участники Л. Сабсович, А. Луначарский, Н. Милютин), под влиянием которой велась реконструкция Москвы, создавались новые города – при ДнепроГЭСе, на Урале, в Сибири. В противовес реальному появлению мегаполисов разрабатывались концепции идеальной микроячейки города, города-спутника, научных центров и т.д.

Что касается трудов советских экономистов, то впервые инфраструктура была рассмотрена в работах Л.И. Абалкина, А.Е. Пробста, С.А. Хейнмана как комплекс проблем об условиях, обеспечивающих развитие материального производства.

Постепенно в ходе познания закономерностей общественного развития в научный оборот были введены понятия производственной и бытовой инфраструктуры, употребление которых было связано с необходимостью создания условий для функционирования производственной и непроизводственной сфер. Такое деление инфраструктуры получило закрепление на практике, что имело не только положительные, но и негативные последствия. Дело в том, что в силу объективных и субъективных причин производственная сфера выдвигалась на первое, ведущее место. Однако социальные факторы предъявляли постепенно возрастающие требования к непроизводственным аспектам деятельности людей. В результате получилось так, что условия, обеспечивающие их развитие, были отнесены к бытовой инфраструктуре. Произошло механическое соединение понятий «социальные факторы» и «бытовая инфраструктура», при этом последняя стала восприниматься как часть непроизводственной сферы. Такая трактовка условий для социальных аспектов деятельности человека вряд ли оправдана, во-первых, потому, что в понятие «бытовая инфраструктура» включаются далеко не все проблемы социального развития. Во-вторых, условия социальной деятельности связывают воедино как производственные, так и непроизводственные проблемы, не противопоставляя их, а, наоборот, органически соединяя в единое целое. В-третьих, следует учитывать все виды деятельности, ибо только на этой основе можно дать научно обоснованную классификацию элементов социальной инфраструктуры.

Предстояло продумать иной путь решения задачи, отыскать новые, более точные понятия, характеризующие условия развития производства и жизнедеятельности населения. Дальнейшая разработка проблем инфраструктуры, ее постоянная проверка практикой постепенно привели к тому, что в научной литературе (Б.С. Хорев, Д.В. Белоусов, И.И. Панфилов, В.А. Сенников и др.) достаточно прочно утверждается деление инфраструктуры на производственную и социальную. Некоторые исследователи (М.К. Бандман, С.С. Носова и др.) наряду с производственной и социальной выделяют институционную инфраструктуру.

Что касается сущности социальной инфраструктуры, то в научной литературе высказываются различные точки зрения. Проведенная в 70–80-х годах дискуссия по этому вопросу позволила прояснить вопрос о ее содержании.

Обобщая имеющиеся представления, можно сделать вывод, что социальная инфраструктура характеризует связи (прямые и обратные) материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, класса, общества). Социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность вещественных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые создают условия для рациональной организации всех основных видов деятельности – трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой.

В данном определении, во-первых, подчеркивается, что социальная инфраструктура – это условия, обеспечивающие эффективную жизнедеятельность человека не только на производстве, но и во всех основных сферах общества. В то же время социальная инфраструктура не есть механическое собрание учреждений и объектов материальной базы. В этом смысле нельзя одни инфраструктурные элементы заменить другими – они действуют только в комплексе, взаимодействуя и дополняя друг друга.

Особо следует отметить ее объективный характер, взгляд на нее как на частную форму гармонизации жизни общества. Дело в том, что развитие общественной жизни требует целенаправленного регулирования, а без создания соответствующих условий жизнедеятельности невозможно представить само существование общества.

Во-вторых, в социальную инфраструктуру кроме учреждений и организаций входят техническая обеспеченность, технологические принципы их функционирования.

В-третьих, социальная инфраструктура касается всего без исключения населения, так как многие ее элементы, как уже отмечалось, необходимы для воспроизводства не только самого работника, но и его семьи. Это должно постоянно учитываться при проектировании и строительстве новых городов и производств и их освоении.

В-четвертых, социальная инфраструктура решает задачи социального развития, которые «в количественном выражении определяются как разность между величинами нормы и достигнутого уровня». Проблема нормы возникает обязательно, ибо нельзя ограничиться общими утверждениями, что на страну, регион, город или район надо столько-то объектов, учреждений и организаций, призванных обслуживать интересы производства и людей, – необходим обязательный расчет: сколько благ приходится на одного человека, на одну или десять тысяч населения.

И, наконец, социальную инфраструктуру нельзя рассматривать в отрыве от установок, ценностных ориентации населения, отдельных его групп, и объединений. «...Наличие ценностных регулятивов составляет одну из самых принципиальных особенностей социальных систем». Поэтому не следует ограничиваться нормативным подходом как предписанием. Его следует дополнить анализом вкусов, желаний, потребностей и устремлений людей, ибо это непременный элемент совершенствования социальной инфраструктуры.

В настоящее время начал осуществляться резкий поворот на противозатратной основе к перестройке всего общественного производства. Так, на последних конференциях, посвященном проблемам загрязнения окружающей среды, поставлена задача: "Повысить эффективность мер по охране природы. Шире внедрять малоотходные и безотходные технологические процессы. Развивать комбинированные производства, обеспечивающие полное и комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов, исключающие или существенно снижающие вредное воздействие на окружающую среду".

Однако представляется, что затраты на развитие экологической инфраструктуры будут расти и впредь, так как воздействие человека на природу вызывает совершенно неожиданные последствия. По характеру затрат и срокам их окупаемости экологическую инфраструктуру можно разделить на две подгруппы. В первую входят затраты общества на воспроизводство природных ресурсов (например, лесопосадки, общее благоустройство земельных площадей, мест извлечения природных богатств и др.), окупаемость которых предвидится в далекой перспективе. Другая подгруппа - это технологические элементы современного производственного процесса, которые непосредственно входят в затраты общества на создание валового внутреннего продукта (различные очистные сооружения, водоотстойники крупных металлургических производств, дымо - и пылеуловители и т.п.). Инфраструктура в целом оказывает большое влияние на экономическое развитие страны, но она специфична для каждого способа производства и ее отрасли развиваются под влиянием требований экономических законов той или иной формации.

В результате дальнейшего углубления процесса разделения труда, роста масштабов производства и расширения вывоза капитала внутри мирового сообщества развивается инфраструктура, обслуживающая производство, обращение, производящая услуги и другие блага. Известно, например, что растущие потребности производства и населения вызывают развитие городов, железных и шоссейных дорог, портов, причалов, аэродромов, предприятий и учреждений торговли, здравоохранения, просвещения, культуры, зон массового отдыха населения, различных увеселительных заведений и т.п.

Особенно усиливается взаимосвязь и взаимное влияние между основным производством и инфраструктурой, без нее резко снижается эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства. Не преувеличивая, можно сказать, что инфраструктура стала основным элементом воспроизводственного процесса. Однако на предприятиях и в учреждениях инфраструктуры капитал оборачивается медленнее, прибыль может быть меньше. Поэтому частные предприниматели не всегда заинтересованы вкладывать капитал в их развитие.

Это противоречие более или менее удовлетворительно разрешается в условиях господства государственного монополистического аппарата, когда значительная часть затрат на развитие инфраструктуры перекладывается на государственный бюджет. А это в свою очередь, становится условием перехода отдельных отраслей инфраструктуры в государственную собственность. Сказанное относится главным образом к крупным средствам сообщения, почтам, телеграфу, железным дорогам.

В современных условиях инфраструктура превратилась в огромное поле вложения капитала и труда. Развивая инфраструктуру, государства стараются использовать ее в качестве антициклического фактора и разрешить за ее счет противоречия, порожденные современной экономикой, но главное - инфраструктура превратилась в огромную сферу бизнеса, важнейшую черту цивилизованности страны, в поле эффективного приложении капитала.

В настоящее время капитальные вложения на развитие инфраструктурного комплекса России составляют примерно 30 %, однако по общему уровню ее развития мы значительно отстаем от других развитых стран мира. Главной причиной серьезного отставания инфраструктурного комплекса явилась совершенно несостоятельная концепция остаточного принципа к ее развитию. Возьмем производственную инфраструктуру. Многие десятилетия к ней относились как к сфере обслуживания материального производства, т.е. как к служанке производственного комплекса, а не как к составной части воспроизводственного процесса. Мы должны отказаться от подхода к оценке инфраструктуры только как к сфере обслуживания. В процессе производства она все больше интегрирует с хозяйственным комплексом и становится важным фактором его интенсификации и повышения эффективности, т. е. сам воспроизводственный процесс становится уже невозможным без высокоразвитой инфраструктуры, как не возможен сам процесс производства, скажем, без орудий и предметов труда. Инфраструктура выступает как бы "нервно-клеточной" системой единого рыночного хозяйственного механизма. Она связывает в единое целое все отрасли экономики, экономические районы, области, регионы страны.

Новая концепция развития инфраструктурного комплекса должна отражать не только возрастание его роли как условия воспроизводства, но и как прямого и непосредственного фактора создания национального дохода общества. Наряду с прямым участием инфраструктура также опосредованно способствует увеличению национального дохода через повышение профессионального уровня рабочей силы, укрепления ее здоровья, создание условий для гармонического развития личности. Известно, что чем выше квалификация рабочей силы, тем больше она создает новой стоимости.

Таким образом, новая концепция развития производственной инфраструктуры предполагает рассмотрение ее как составной части воспроизводственного процесса. В связи с этим возникает вопрос о нецелесообразности выделения в отдельную сферу экологической инфраструктуры. Ориентир общественного производства на ресурсосбережение предполагает, что природоохранные мероприятия, ресурсосбережение в целом должны быть заложены в самом технологическом процессе. Так, например, облагораживание земельных участков после геологоразведочных работ, добычи природных ископаемых должно быть предусмотрено в затратах на развитие данного производства, а в самой сфере материального производства должен быть взят решительный курс на безотходную технологию, ликвидацию выбросов отходов производства в атмосферу. Все это, разумеется, не исключает прямые затраты общества на охрану и воспроизводство окружающей природной среды.

По мере углубления анализа инфраструктуры становится все более очевидным, что элементы инфраструктуры не прямо "выходят" на человека. Ученые постепенно утверждаются в мысли, что нормальное функционирование в процессе производства важнейшей производительной силы - человека - также требует создания определенных объектов инфраструктуры. Было обращено внимание на то, что со временем все решительнее набирает силу социальный аспект развития традиционных элементов производственной инфраструктуры (транспорт, средства связи и т. п.): приспособление их для удовлетворения различных потребностей человека. Многие исследователи вплотную подошли к изучению таких элементов инфраструктуры, как предприятия общественного питания, бытового обслуживания и т. д., которые непосредственного отношения к сфере производства не имеют, а создают наиболее благоприятные условия для социального развития человека. Жилье, питание, здравоохранение, образование, туризм и т. д. во все большей мере рассматриваются как неотъемлемая часть предпосылок для обеспечения нормальных условий жизни людей, для всестороннего и гармоничного развития личности.

По мере развития общества, усложнения взаимоотношении человека с природой, изменения содержания труда, повышения в связи с этим интеллектуальных, профессиональных требований к человеку, среда его жизнеобеспечения становится таким же объективным фактором существования и деятельности, как скажем, орудия и предметы труда, без которых не может совершиться производственный процесс. Такой средой жизнеобеспечения становится сфера производства и потребления различных видов услуг и духовных благ.

В экономической литературе для анализа сферы услуг широко используется термин "непроизводственная сфера". Часто применяются термины "сфера услуг", "сфера обслуживания", а в последние годы сферу производства и потребления услуг и духовных благ называют "социальной сферой". Под социальной инфраструктурой понимается "совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (торговли, общественного питания, бытового обслуживания, жилищного коммунального хозяйства, транспорта и связи по обслуживанию населения, здравоохранения, социального обеспечения, народного образования, культуры, искусства, кредитования и государственного страхования), деятельность которых, направлена на удовлетворение потребностей общества, т.к. создает условия для оптимизации деятельности, прежде всего, самого человека. Также, при рассмотрении социальной инфраструктуры необходимо учитывать, что она обеспечивает условия жизнедеятельности всего населения страны в целом. Это следует иметь в виду при строительстве новых городов, новых объектов промышленного освоения.

Системы информатизации и связи

Комплекс общественной безопасности

Строительный комплекс

Город не может существовать без строительства для городских нужд, реконструкции и ремонта ранее построенных жилых и нежилых зданий и сооружений. В состав строительного комплекса входят предприятия и организации, осуществляющие строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов социальной сферы, дорог и других объектов городского хозяйства, предприятия по производству местных строительных материалов (песок, гравий, кирпич, бетон, асфальт), строительных конструкций. Большинство из них является акционерными обществами, часть работ осуществляется малыми предприятиями. Органы местного самоуправления способствуют развитию строительного комплекса на своей территории и выступают в качестве заказчика работ, выполняемых за счет бюджетных средств.

Безопасность жизнедеятельности на территории города обеспечивают: милиция общественной безопасности, дорожная служба (ГИБДД), пожарная охрана, скорая медицинская помощь, службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, служба спасения на водах, экологическая служба.

В эту сферу входят средства массовой информации (печать, радио, телевидение), телефон, телеграф, почта, современные средства телекоммуникаций, включая Интернет. Органы местного самоуправления обязаны заботиться о рациональном размещении объектов данной сферы на территории города, выделении соответствующих помещений, доступности услуг связи и информации для населения.

Расширенный состав социальной инфраструктуры города представлен на рис. 2.5.3.

┌───────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐

│Объекты здравоохранения│ │Объекты социальной поддержки

│ │ │ отдельных групп

└──────────┬────────────┘ └────────────┬───────────────┘

└────────────────┬────────────────┘



┌─────────────────────┐ ┌─────────┴───────────┐ ┌─────────────────────┐

│ Объекты образования ├──┤ Социальная ├──┤ Объекты культуры │

│ и науки │ │инфраструктура города│ │ и искусства │

└─────────────────────┘ └─────────┬───────────┘ └─────────────────────┘

┌────────────────┴────────────────┐

┌──────────┴────────────┐ ┌────────────┴───────────────┐

│ Объекты физической │ │ Объекты рекреации и досуга │

│ культуры и спорта │ │ │

└───────────────────────┘ └────────────────────────────┘

Рис. 2.5.3. Состав социальной инфраструктуры города

В состав отдельных блоков социальной инфраструктуры входят:

объекты здравоохранения: поликлиники, больницы, аптечная сеть, службы санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора, иные лечебно-профилактические учреждения;

объекты социальной поддержки отдельных групп населения: детские дома, дома престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, социальные приюты и др.;

объекты образования и науки: общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, учреждения среднего и высшего профессионального образования, специализированные образовательные учреждения, научные организации, расположенные на территории города;

объекты культуры и искусства: библиотеки, музеи, кинотеатры, театры, дома и дворцы культуры, в крупных городах - цирки, концертные залы, филармонии, специализированные учебные заведения культуры и искусства, памятники истории и культуры;

объекты физической культуры и спорта: стадионы, спортивные площадки, плавательные бассейны, специализированные спортивные школы;

объекты рекреации и досуга: парки, скверы, пляжи.

Большинство объектов социальной инфраструктуры городов находится в муниципальной собственности. Их содержание является самой крупной статьей расходов местных бюджетов. Органы местного самоуправления призваны содействовать рациональному размещению объектов социальной инфраструктуры по территории города, обеспечивать их доступность для жителей.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение инфраструктуры муниципального образования в его жизнеобеспечении?

2. Каковы основные отрасли городского хозяйства?

3. Что входит в состав жилищно-коммунального комплекса города?

4. Что включает в себя жилищный фонд города?

5. Каково значение работы систем инженерного обеспечения для города?

6. Что включает в себя социальная инфраструктура города?