Чему угрожает мост через Каму? «Стройка века» вызывает большие споры. Остров Камбарка

15 ноября в Ижевске состоялась очередная встреча между Главой Удмуртии Александром Соловьевым и концессионерами моста через Каму: «Региональная инвестиционная компания» и банком ВТБ. В начале встречи Соловьев отметил, что 3 года строительства объекта «потерялись» в августе 2016. И встреча с концессионерами должна определить будущее моста через Каму.

Объект был интересным для всех. Сегодня мы собрались вновь, чтобы понять, что 90% работ должны быть выполненными. Мы с вами с трудом запускали рабочее движение, с трудом шли работы. А завершение строительства все ушло куда-то не туда. Надо провести совещание и определить: что мешало, что сейчас мешает и когда будем вводить мост в эксплуатацию, - отметил Глава Удмуртии.

Александр Соловьев считает, что задержка зарплаты у рабочих и отсутствие у них питания пагубно влияют на репутацию руководства республики

В последнее время люди, которые оставлены у моста, без зарплаты и с перебойным питанием. Это пагубно повлияло на репутацию Удмуртии, ведь обвиняют всегда во всех грехах руководство республики. Я не имею ввиду себя лично, а в целом, - высказался Александр Соловьев.

Сдача будет в июле

По крайней мере рабочее движение открыто, машины идут по мостам, люди благодарят. Я получил уже много телефонных звонков. Люди благодарят как с Башкирии, так и с Удмуртии, - рассказал про рабочее движение по мосту Соловьев.

После совещания (слева направо) Александр Соловьев, Александр Забарский, Юрий Молчанов Фото: Юлия Стерхова

Также Глава Удмуртии объяснил причину задержки финансирования объекта. По его словам виной стала ликвидация банка «Пересвет», где лежали деньги концессионера на объект. Как пояснил сам концессионер, председатель совета директоров ООО «Региональной инвестиционной компании» Александр Забарский, финансы из исчезнувшего банка не удалось забрать, проблему решили из других источников.

Кстати, концессионеры объяснили причину удорожания объекта.

Виной стало изменение экологических нормативов. Например, пришлось установить шумозащитные экраны, которых в составе проекта не было

По концессионному соглашению все риски лежат на концессионере. Объем финансирования республики не изменился. Нам пришлось изыскать дополнительно 400 млн рублей, - пояснил вице-президент банка ВТБ Юрий Молчанов.

Удмуртии остается выплатить за строительные работы 308 млн рублей. И тогда обязательства республики в концессионном соглашении будут выполнены.

Еще одна проблема – отсутствие зарплаты у рабочих – решится на следующей неделе. По словам Забарского, в понедельник-вторник придут средства, которые направят строителям моста.

Платный проезд введут позднее

Как помнят наши читатели, министр транспорта и дорожного хозяйства региона Виктор Вахромеев рассказал, что . Концессионеры пересмотрели сроки, теперь они говорят о марте 2017 года. То есть жители Удмуртии смогут всю зиму перебираться с одного берега Камы на другой бесплатно.

Инвалид 1-й группы из города Камбарка в Удмуртии написал письмо президенту РФ. В нем Андрей Козлов просит главу государства предоставить жителям самого маленького города республики льготу на проезд по платному мосту через Каму, который строится в рамках концессии и в ближайшие месяцы будет введен в эксплуатацию. Корреспондент "РГ" отправился в Камбарку и узнал, почему под письмом Козлова готов подписаться чуть ли не каждый житель района.

Статус города Камбарка получила в 1945 году, а первые фабрики по переработке чугуна и распиловке леса появились в этих местах еще в 1760-м. Местные жители всегда предпочитали заводскую работу сельскому хозяйству, и к концу 80-х годов прошлого века Камбарка превратилась в мощный промышленный центр с машзаводом в качестве градообразующего предприятия. На нем производили железнодорожную технику и тепловозы для узкоколейной железной дороги и детских аттракционов. Местные старожилы вспоминают, что до развала Союза камбаряк мог позволить себе с тринадцатой зарплаты если не автомобиль, то уж точно подержанный мотоцикл.

В том, что в городе-заводе давно что-то пошло не так, убеждаешься сразу на выходе из междугородного автобуса, привозящего сюда несколько раз в день редких пассажиров. Муниципального общественного транспорта в Камбарке, где по официальным данным живут 11 тысяч человек, нет, предприятие закрылось практически одновременно с развалом местных заводов. Чиновники уверяют, что проблему решают частные "ГАЗели", однако за пять часов пребывания в городе увидеть их корреспонденту "РГ" так и не удалось.

Вслед за автобусами в Камбарке закрыли роддом и перенесли некоторые ведомства, например налоговую и военкомат, в соседний Сарапул, находящийся за 40 километров отсюда на другом берегу Камы. Какие-то справки можно получить в местном МФЦ, однако для решения более сложных вопросов людям нужно ездить в Сарапул. Раньше для этого использовались паромная переправа или электричка.

В октябре 2013 года было заключено концессионное соглашение между правительством региона, ООО "Региональная инвестиционная компания" (РИК) и банком ВТБ о строительстве платных мостов через реки Кама и Буй и подходов к ним. Общая стоимость проекта тогда составляла 14 миллиардов рублей, из которых 1,3 миллиарда - средства регионального бюджета, 2,5 миллиарда выделил Инвестиционный фонд РФ, еще пять миллиардов рублей - банк ВТБ на 15 лет. Остальные средства должен был привлечь концессионер.

В конце 2015 года министр транспорта и дорожного хозяйства региона Виктор Вахромеев заявил журналистам, что объект введут в эксплуатацию 16 сентября 2016 года, однако этого не произошло. Позже удмуртские власти несколько раз переносили дату открытия моста. Так называемое "рабочее" движение по нему началось 4 ноября, однако официально объект не сдан. В качестве новой даты официального открытия названо 17 июля 2017 года.

По словам Андрея Козлова, жители Камбарки обрадовались новости о строительстве моста через Каму. Чтобы понять их, нужно представить географическое положение города. От Удмуртии и соседней Башкирии он отрезан реками Кама и Буй. Теперь, чтобы попасть в ближайшие города Сарапул и Нефтекамск, людям придется ехать по платным мостам или отдавать деньги за ледовые и паромные переправы. По суше район связан напрямую с Пермским краем, но до ближайшего Чайковского 70 километров. Если добираться до Удмуртии в объезд через тот же Пермский край, нужно проехать почти 110 километров.

Мы все думали - как хорошо, что мост свяжет нас наконец-то с Удмуртией, ведь мы же все-таки в Удмуртии находимся. Но когда его стали строить, цены на паромы сразу взлетели. Например, паром через Каму в Сарапул стоил 100 рублей, а теперь 250, переправа до Нефтекамска была 30 рублей, стала - 80. Кроме того, все структуры у нас начали переносить в Сарапул, - вспоминает Андрей.

Он также рассказывает, что до последнего момента камбаряки были уверены, что власти Удмуртии не забудут о них и предусмотрят льготы на проезд по мосту.

Надежды эти развеял глава республики Александр Соловьев. В ноябре 2016 года, общаясь с журналистами после встречи с председателем совета директоров РИК Александром Забарским, Соловьев сказал, что жители Камбарки будут ездить по мосту на общих основаниях.

- "Хотелка" со стороны жителей Камбарского района есть, но я сказал - этого не будет. Тогда уж всю республики надо пропускать, при чем тут камбарчане. Поэтому нет, не будет. Что касается спецтранспорта, то он будет ездить бесплатно, - пояснил глава региона. Больше комментариев по этой ситуации власти Удмуртии не дают.

Пока проезд по камскому мосту бесплатный, пункты взимания денег должны открыться здесь в мае. В январе 2017 года правительство Удмуртии утвердило предельные тарифы для проезда по мостам. Документ определил цены в зависимости от тарифных зон и тарифных групп. Платить можно будет за каждый мост отдельно или за оба сразу. В свою очередь, транспортные средства разделены на четыре вида: легковые автомобили и мотоциклы, среднегабаритные авто, машины для перевозки тяжелых грузов и автобусы, а также автомобили для перевозки сверхтяжелых грузов.

В итоге проезд по камскому мосту для легковых автомобилей обойдется в 340 рублей (через Буй - 187), для среднегабаритных транспортных средств - 679 (357), для тяжелых грузовиков - 1189 (611) рублей, для сверхтяжелых - 1528 (781). Проезд через оба моста сразу будет стоить 509, 1019, 1783 и 2292 рубля соответственно. Несложно посчитать, что всего одна поездка в Сарапул с учетом бензина обойдется примерно в тысячу рублей: ни о какой доступности объекта для жителей района в данном случае говорить не приходится.

Через несколько дней премьер-министр Удмуртии Виктор Савельев во время аппаратного совещания органов власти сказал, что СМИ неточно интерпретировали информацию о тарифах и стоимость проезда будет такой же, как на пароме, а указанные цифры - это только предельные, но не реальные значения.

Бывший депутат муниципального совета депутатов, а ныне простой камбарский пенсионер Александр Новокрещенов рассказывает, что сейчас большинство жителей города, оставшихся без работы, живут на пенсию родителей. По данным республиканского центра занятости населения, на 1 января 2017 года в Камбарском районе Удмуртии был самый высокий уровень регистрируемой безработицы в регионе - 4,38 процента. Для многих возможность ездить в соседний Сарапул была практически единственной альтернативой найти нормальную работу, но повышение цен на паром и тарифы за проезд по мосту свели на нет и эту перспективу. Единственной альтернативой сейчас осталась электричка, билет на которую в один конец стоит 95 рублей. Кроме того, люди боятся, что с введением платы за проезд цены на продукты в местных магазинах вырастут, потому что предпринимателям придется тратить больше денег на их доставку в отрезанный от "большого мира" город.

Спрашивается, для чего, с какой целью правительство Удмуртии вложило больше миллиарда рублей бюджетных средств, если с вводом моста в эксплуатацию значительно ухудшается социальное и экономическое положение почти 20 тысяч жителей Камбарского района, который является составной части этой самой Удмуртской Республики? В тарифной политике всегда бывают скидки для тех, кто покупает билет в оба конца, туда и обратно. Почему бы не предусмотреть это для жителей Камбарки, для тех, кто собирается съездить по делам на один день, например из Камбарки в Ижевск или Сарапул и обратно? - недоумевает Новокрещенов.

По мнению камбаряка, основной доход от эксплуатации моста и власти, и концессионер должны получать с транзитного грузового транспорта. Однако дальнобойщики не спешат пользоваться переправой, даже когда проезд по ней остается бесплатным. Дело в том, что дорога к мосту для автопоездов лежит через Сарапул, где на основных улицах города одностороннее движение и много мостов с существенным ограничением грузоподъемности. Да и улицы провинциальной Камбарки не рассчитаны на коммерческий трафик. Водителям большегрузов проще дать многокилометровый крюк через Пермский край, чем терять полдня в пробках в Удмуртии. Да и сарапульцы с камбаряками вряд ли будут рады круглосуточному гулу мощных грузовых двигателей на центральных улицах городов, расположенных в кварталах плотной жилой застройки.

Планировалось, что с началом строительства камского моста дорожники Удмуртии либо расширят транспортные артерии Сарапула, чтобы они могли пропускать возросший автотрафик, либо построят объездную трассу для дальнобойщиков рядом с городом. Однако ни того ни другого пока не произошло. По условиям соглашения в случае, если трафик по мосту так и не достигнет плановых коммерческих показателей, бюджет Удмуртии будет компенсировать затраты концессионера, не покрываемые доходами от эксплуатации объекта. В 2013 году бывший министр транспорта и дорожного хозяйства республики Олег Гарин называл журналистам сумму в 450 миллионов рублей в год, предусмотренную на подобные выплаты.

C 1 января в Удмуртии вступил в силу документ, который регламентирует предельный тариф для проезда по мостам через реки Кама и Буй на 2017 год. Всего введено три тарифные зоны: для проезда по мосту через Каму, для проезда по мосту через Буй, для проезда по обоим мостам.

Сколько будет стоить проезд?

Так, для легковушек и мотоциклов проезд через Каму будет стоить 340 рублей, через Буй - 187 рублей, через оба моста - 509 рублей.

Проезд для фургонов, пикапов и минифургонов обойдется в 679 рублей, 357 рублей, 1019 рублей соответственно.

Автобусы, грузовые автомобили, туристические междугородние автобусы выложат 1189 рублей, 611 рублей, 1783 рубля соответственно.

Автобусы, грузовые автомобили, туристические междугородние автобусы с прицепом выше 2,6 м с числом осей 3 и более за проезд по мосту через Каму заплатят 1528 рублей, за проезд по мосту через реку Буй - 781 рубль, за оба моста - 2292 рубля.

Когда начнут действовать тарифы?

Платный проезд введут только после официального открытия моста через Каму, которое должно произойти в июле 2017 года. Пока движение по мостам открыто в рабочем режиме, поэтому проезд по ним бесплатный.

СПРАВКА КП

Проект, частью которого является Камский мост, уже называют «стройкой века». Три года назад Правительство Удмуртии, банк ВТБ и ООО «Региональная инвестиционная компания» подписали соглашение, и после этого началось строительство.

Длина первого моста составит более 1 километра. Он будет находиться чуть ниже паромных переправ в Тарасово. А второй, длиной 200 метров, будет проходить над рекой Буй, на дороге от Камбарки до Башкирии .

Треть всех средств на строительство моста предоставляет государство, остальные деньги – это вложения частных бизнесменов. После сдачи моста концессионер планирует эксплуатировать его в течение 29 лет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Проезд будет бесплатным до ввода пунктов взимания платы. Они еще не готовы, но их строительство продолжается. А пока население сможет ездить по мосту бесплатно (продолжение).

В Удмуртии сроки открытия моста через Каму переносят на несколько месяцев

25 октября министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Виктор Вахромеев рассказал, что мост через Каму не откроют раньше марта следующего года. Он объяснил это тем, что сейчас там продолжаются укрепительные работы, которые из-за морозов придется приостановить. Но к весне их планируют закончить (продолжение).

В Удмуртии на завершение моста через Каму нужно 3 миллиарда рублей

Депутат Госсовета Удмуртии от КПРФ Владимир Чепкасов полагает, что без федеральных средств Камский мост достроить не удастся. Он утверждает, что дополнительно потребуется 3 миллиарда рублей. При этом он добавляет, что взять такую сумму из республиканского бюджета невозможно. Не сможет их предоставить и концессионер (

Камский мост через Камбарку, о котором так долго мечтали многие жители Удмуртии, наконец-то построен. Транспорт через него запущен, казалось бы, все в порядке. Но так ли все просто в этой истории. Когда же состоится официальное открытие моста, которое переносится уже несколько раз? Мост через Каму начал действовать, но что думают по этому поводу люди. Многие называют этот объект скандальным. Попробуем разобраться в подробностях.

Мост через Каму в Камбарке

Необходимость строительства моста через Каму стала очевидной еще в 70-е годы прошлого столетия. Власти республики долго стучали во все двери, выбивая финансы, но затраты были слишком высоки, и стройка откладывалась в долгий ящик. Лишь несколько лет назад появилась реальная возможность связать камские берега. Что это даст? Путь из Москвы через Пермь на Екатеринбург сократится на 164 км, если ехать через Уфу, то на 270 км. Автотранспортные потоки на и М-7 будут разгружены. Камбарка станет развитым транспортным центром.

Проект позволил осуществить новый закон о частно-государственном партнерстве. В данном случае партнером решил стать ВТБ. Подписи поставили под соглашениями в мае 2012 года. Стоимость проекта была оценена в 14 миллиардов рублей. 73% обеспечивал инвестор, остальные 27% выделялись из федерального и регионального бюджетов. Какие результаты дает строительство:

  • Обеспечивается транспортно-экономическая связь между тремя крупными округами: Центральным, Поволжским, Уральским.
  • Бесперебойная круглогодичная транспортная связь между Башкортостаном, Татарстаном, Удмуртией, областями Урала и Предуралья.
  • Разгрузка автомагистралей М-5, М-7.
  • Развитие транзитного потенциала в регионе.
  • Развитие Камбарки, где уже есть железнодорожная магистраль и порт.

Характеристики моста

Мост через Каму имеет следующие технические характеристики:

  • Проезжая часть имеет двухслойное асфальто-бетонное покрытие, толщина его 100 мм.
  • Тротуары с однослойным покрытием асфальтобетона толщиной 50 мм.
  • Вторая категория дороги.
  • Скорость движения транспорта 120 км/ч.
  • Две полосы движения.
  • Проезжая часть имеет ширину 7,5 м.
  • Полоса движения - 3,75 м.
  • Обочина шириной 3,75 м.
  • Высота моста над водой - 27м.

Было заключено в 2013 году. Строительство продолжается. Временно движение открыто бесплатно. Официального открытия моста ждут летом 2017 года.

Задержка в строительстве

В первое время мост через Каму активно возводился, мостовые переходы росли по плану, но в 2015 году стройке помешал мировой кризис. ВТБ не смог кредитовать концессионера под прописанный в договоре процент. Денег не хватало, пока решалась проблема, из-за невыплаты зарплаты начали бастовать рабочие. В министерстве транспорта решили, что задержка на полтора месяца не столь важна. Подрядчиком строительства была компания "АрктикСтройМост", в 2016 году она была должна своим работникам 46,7 млн. рублей. Остается загадкой, как могло не хватить финансов при возведении мостовых переходов и на выплату зарплаты, если средства инвестора составляли более 10 млрд. рублей, 2,5 миллиарда вложил инвестиционный фонд РФ и Удмуртия - 1,3 миллиарда.

Скандальный мост

В 2016 году начались серьезные организационные проблемы в строительстве. Мост через Каму стал для республики "головной болью". Долги подрядчикам, долги по поставки стройматериалов, бегство рабочих с объекта (в ноябре 2016 года в вахтовом поселке осталось 100 рабочих). Сотрудники ООО "Росресурс" жалуются на генерального подрядчика, который не выполняет своих основных обязательств.

Полнейшая анархия во власти привела к ситуации, когда рабочие стали самовольно пропускать через мост легковые машины за сто рублей. "Бизнес" этот быстро прикрыли, проезд загородили сваями, и тут же в них врезалась легковая машина.

Проблемы строительства моста пришлось республике решать самостоятельно. До окончания строительства требовалось еще 3 миллиарда рублей. Экономические проблемы в строительстве возникли из-за неплатежеспособности генерального подрядчика "Мостострой-12", они задолжали сотрудникам 54 миллиона рублей. Пост директора за год сменили четыре руководителя, многие счета компании арестованы.

В сентябре 2016 года к управлению "Мостостроя" пришел Александр Забарский - ее фактический владелец. С ним и заключалась концессия. 1 ноября 2016 года состоялась встреча главы республики Удмуртия Соловьева и Забарского. После жестких обсуждений положения дел концессионер пообещал выплатить все долги, открыть мост для рабочего движения, построить пункты оплаты. Для проезжающих машин тарифы составят от 330 до 1500 рублей. Жители Камбарки устроили митинг по поводу оплаты за проезд, но никто из администрации не счел нужным там присутствовать.

Почему не открыли мост в сентябре 2016?

Мост через Каму в Камбарке первоначально планировали открыть в сентябре 2016 года, и даже ждали на это мероприятие Президента РФ. Открытие пришлось отложить. Подрядчики и власти республики столкнулись с рядом проблем. На ввод объекта отсутствовала разрешительная документация. К Миндортрансу УР обратился премьер Виктор Савельев, который потребовал, чтобы вопросы с контрольно-надзорными органами были решены в самые короткие сроки.

За месяц до предполагаемого в сентябре открытия было также обнаружено, что при строительстве моста использовали землю из ближайшего скотомогильника. В августе месяце сотрудниками прокуратуры и специалистами Роспотребнадзора была проведена внеплановая проверка. В результате установили, что, действительно, недалеко от стройки производилась выемка грунта рабочими рядом со скотомогильником. Образован он был в данной местности еще в 1949 году. Ветеринарно-санитарные правила, утвержденные в 1995 году, указывают на то, что от дороги до скотомогильника должна составлять минимум 50 м. Дорога к мосту проходит точно по границе санитарной зоны. Специалистами Роспотребнадзора были взяты пробы воды и почвы, но в них не обнаружилось никаких вредных возбудителей. Это, однако, не спасло от ответственности руководителей стройки. Был составлен акт об административном правонарушении.

Платный мост

В начале ноября мост через Каму в Камбарке (Удмуртия) был открыт для рабочего движения. Бесплатным проезд будет до марта 2017 года, после этого срока плата за проезд будет взиматься по установленным тарифам. Официально мост планируется открыть летом. В январе состоялось совещание в резиденции главы республики. Виктор Савельев, председатель правительства, дал комментарии к теме о тарифах. Он заявил, что концессионер, безусловно, заинтересован в возрасте средств. Фактическая стоимость будет соизмерима в соответствии с рыночными законами, иначе не удастся достигнуть необходимого трафика движения. Переправиться на противоположный берег дает возможность мост через Каму. Как добраться иными способами? На или по объездной дороге. Представитель концессионера, Антон Мануйлов, заявил, что первые два месяца плата будет такой же, как на переправе, в перспективе она будет повышаться, учитывая потребительский спрос и альтернативные пути.

Тарифы

Мост через Каму, фото которого показывает его мощь и красоту, уже пропускает в рабочем порядке автотранспорт. На будущее уже установлены тарифы, разделили их на четыре вида. Зоны будут распределены по стоимости проезда:

  • Проезд на мотоцикле или легковом автомобиле - 340 руб.
  • На среднегабаритном транспортном средстве - 679 руб.
  • Автомобили, перевозящие тяжелые грузы, а также двухосные автобусы - 1189 руб.
  • Автомобили, перевозящие тяжелые грузы, автобусы с определенной высотой по габаритам, 3 оси и больше - 1528 руб.

Виктор Вахромеев, глава дорожного ведомства, пояснил, что тарифы будут постоянно пересматриваться и повышаться в связи с инфляцией.

Когда откроют официально мост?

Готов ли к эксплуатации мост через Каму? Когда откроют объект официально? Дата открытия по многим причинам, о которых мы рассказали выше, переносилась. В сентябре ждали даже президента, но визит в Удмуртию не значился в его планах. С ноября мост через Каму открыт для движения. Чтобы наладить трафик до марта, плата за проезд взиматься не будет. Официальное открытие объекта назначено на 17.07.2017 года.

Дмитрий Манылов

Накануне Дня космонавтики правительство Удмуртии приняло постановление, устанавливающее «космические» тарифы на проезд по строящимся мостам через Каму и Буй, которые откроются в сентябре этого года. С момента открытия и до конца мая 2061 года проезд по мостам будет платным. Минимальная цена за проезд только по камскому мосту для легковых автомобилей и мотоциклов — 326 рублей.

«Пусть разбирают свой мост и увозят к себе в Думу, и ездят по нему на санках. Я лучше за 200 рублей на пароме или за 200 рублей через Чайковский поеду», — возмущается Жорж Константинов, один из участников группы Kambarka official в социальной сети «ВКонтакте». «Если продукты будут возить через этот мост, то подорожает все…» — приводит аргумент участник той же группы Даня Коротков.

На Марковских форумах развернулась аналогичная дискуссия. «326 рублей? Они там с дуба рухнули. Москвичи 500 рублей зажали на дорогу до Шереметьево. Этот мост та же судьба ждет», — рассуждает ижевчанин Василь.

Большинство местных жителей собираются продолжать пользоваться паромом. Тариф на паромной переправе Тарасово — Камбарка для легкового автомобиля — 200 рублей.

Ошибка вышла, и опять не в нашу пользу

Вообще-то, это довольно странная ситуация, когда паромная переправа обходится дешевле, чем проезд по мосту, но государство у нас привыкло соглашаться с бизнесом, а интересы бизнеса иногда превалируют над логикой — не хочешь платить, отправляйся по альтернативному бесплатному маршруту Сарапул — Чайковский — Камбарка длиной 215 км, как сказано в постановлении. Вот это альтернатива, с таким же успехом можно было написать: Сарапул — Набережные Челны — Камбарка.

Строительство моста должно было способствовать упрощению коммуникаций между Сарапульским и Камбарским районами, но при таких тарифах для регулярного сообщения маршрут через мост не подходит. Ежедневное движение, исключая выходные дни, на легковом автомобиле через мост и обратно в месяц выливается в сумму около 15 тыс. рублей.

Бизнес-трафик межрайонного уровня по этому маршруту также практически невозможен, поскольку тариф на проезд по мосту для мини-фургона на легковом шасси составит 652 рубля в одну сторону. При нынешней рентабельности малого бизнеса Камбарка в этом смысле так и останется изолированной от Удмуртии. Из-за того, что транзитный поток переключится на мост, на паромной переправе теперь вполне могут поднять тариф, и тогда уже Камбарка точно окажется в полной изоляции.

В кои-то веки мы отметились на федеральном уровне громким проектом, но он не сулит республике каких-то серьезных выгод, а финансовый вклад Удмуртии в строительство немалый — озвучивалась сумма 1,3 млрд рублей. Республика гордится, что оказалась в числе передовиков по развитию частно-государственного партнерства в дорожном строительстве, но регионы, которые стартуют с подобными проектами позже нас, могут избежать наших ошибок.

Освободите от платы автотранспорт Удмуртии

Появилась информация, что в Татарстане планируется в рамках частно-государственного партнерства построить еще один мост через Каму, чуть ниже Елабуги и Набережных Челнов. Он свяжет Мамадыш с Нижнекамском. В результате Набережно-Челнинская агломерация получит два автомобильных моста, причем бесплатный альтернативный вариант здесь гораздо ближе и доступнее, чем в Удмуртии. То есть у них уже был один бесплатный мост — скоро, возможно, к нему добавится платная альтернатива.

Платная безальтернативность не приводит ни к чему хорошему. Доказательством тому может служить как раз история существующего моста через Каму в районе Набережных Челнов. Ведь его тоже когда-то пытались сделать платным. Предприимчивое правительство Татарстана с 1 декабря 1996 года в качестве эксперимента ввело плату с проезжающего через мост автотранспорта. Тогда это было еще в диковинку — я сам простоял в очереди и заплатил 34 рубля за счастье погулять по Набережным Челнам. Собранные средства предполагалось направить на покрытие расходов, связанных с содержанием дорог в Татарстане. Заметьте, в отличие от удмуртского проекта деньги, по крайней мере, остались в регионе.

Дальше было еще интересней: возмущение местных автомобилистов, и особенно предпринимателей, нарастало, начались стихийные протесты, закончившиеся ультиматумом. По информации местных СМИ, полтора десятка директоров предприятий из Набережных Челнов, регулярно возивших грузы в соседнюю Елабугу, пригрозили перекрыть движение по мосту до отмены платы за проезд. В результате в апреле 1999 года было решено установить нулевой тариф за проезд по мосту для автомобилей, зарегистрированных на территории Татарстана.

Потом плату за проезд по этому мосту вообще отменили, выдвинув аргумент о том, что плата за проезд нарушает конституционное право граждан на свободу передвижения по стране. Тот мост был построен еще при СССР, поэтому проблема возврата инвестиций не стояла. То есть мысль о полной отмене платежей за проезд можно оставить навсегда, а вот использовать опыт соседей в части установления нулевого тарифа для автомобилей, зарегистрированных в Удмуртии, было бы вполне разумно.

Вкладываясь в строительство моста, частный инвестор рассчитывал прежде всего на транзитный грузопоток. В презентации Банка ВТБ по этому проекту так и сказано: «Проект позволит увеличить транзитный транспортный потенциал региона и разгрузит сеть федеральных дорог М5 и М7». Ради чего же тогда Удмуртия вкладывала 1,3 млрд рублей, чтобы ижевчане и сарапульцы ездили через Чайковский, а жители Тарасово только вздыхали, глядя в след чадящим фурам? Да и пойдут ли фуры при сегодняшнем состоянии дороги между Сарапулом и Нефтекамском?

d e