География туризма: объект и предмет изучения. География основных видов туризма


§ 1. Содержание учебного курса «География туризма»
География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная дисциплина с собственными объектом и предметом исследования. Известный советский географ В. С. Преображенский назвал географию туризма отраслью социально-экономической географии, аналогичной другим отраслевым экономико-географическим дисциплинам.

Вопрос о предметной сущности географии туризма актуализируется в связи с существованием рекреационной географии (на западе – географии отдыха и географии досуга). Тем не менее, география туризма и рекреационная география признаются различными учебными и научными направлениями. Очертить границы географии туризма представляется возможным только при концептуальном определении понятий «туризм», «рекреация», «отдых» и «досуг». А сделать это пока еще никому не удается.

Основой формирования предметной области географии туризма является разведение понятий «туризм» и «рекреация». География изучает туризм как разновидность деятельности людей. Любая деятельность человека осуществляется в пространстве и во времени , но туристская выделяется исключительной «географичностью», относится к числу наиболее пространственно выраженных, характеризуется территориальной избирательностью. Более того, она формирует особые типы пространства и времени – туристское пространство и туристское время.

Рекреационная география и география туризма имеют один объект исследования – рекреационное пространство, или рекреационную подсистему ойкумены. А вот предметы исследования этих дисциплин различаются. Рекреационная география изучает территориальную организацию рекреационной деятельности населения. При этом следует иметь в виду, что существует рекреационная деятельность организаторов отдыха и рекреационная деятельность отдыхающих.

Предметом исследования географии туризма является территориальная организация (самоорганизация) туристской деятельности людей. Исходя из этого, можно вывести определение туризма, которое предлагает в одной из своих работ А. Ю. Александрова. География туризма – отраслевая дисциплина социально-экономической (общественной) географии о пространственных закономерностях и особенностях функционирования и развития территориальных систем организации (самоорганизации) туристской деятельности людей.

С. Р. Ердавлетов, видный казахский специалист, определяет географию туризма как науку, изучающую территориальную организацию туризма, предмет которой составляют анализ и синтез форм и соотношений пространственных туристских явлений и связанных с ними процессов, изменяющих и преобразующих пространство. По его мнению география туризма в настоящее время определяется чаще всего как географическая дисциплина, занимающаяся природными и антропогенными условиями и последствиями туристского движения.

В течение многих лет география туризма занималась главным образом инвентаризацией и оценкой туристских достоинств, исследованием разных уровней развития туристского хозяйства, напряженности туристского движения, а также роли туризма в социально-экономическом развитии туристских территорий и регионов. Очень важным направлением исследований был анализ локализации туристского движения и классификация туристских территорий.

Приведем еще ряд определений географии туризма, встречающихся в научной и учебной литературе. География туризма – 1) отраслевая географическая дисциплина, исследующая территориальное распространение природных и антропогенных ресурсов (климат, пляжи, пейзаж, минеральные воды, история, культура и т. д.), изучающая характер и структуру использования свободного времени и связанного с ним досуга, а также направление туристских потоков; 2) научная дисциплина, изучающая территориальную дифференциацию сферы (индустрии) туризма, предпосылок его развития, процессов формирования туристско-рекреационных зон, районов, центров и их современного использования.

География международного туризма основной раздел географии туризма, занимающийся изучением размещения основных туристских центров и центров туризма в различных районах мира, проблемы глобального туристского районирования, а также фактическую территориальную организацию международного туризма , тенденции и перспективы их развития.

Не будем отрицать сложившегося в нашей стране мнения о том, что география туризма является важнейшим разделом другой, более крупной науки, рекреационной географии. Рекреационная география – 1) наука, изучающая географические закономерности функционирования и развития территориальных систем организации деятельности людей вне рабочего времени; 2) географическая дисциплина, изучающая и моделирующая собственный объект исследования – территориальные рекреационные системы; 3) научная отрасль, исследующая территориальные рекреационные системы – закономерности возникновения, размещения и функционирования мест отдыха на территориях и акваториях планеты.
§ 2. Цели, задачи и структура учебной дисциплины
Целью учебной дисциплины «География туризма» является ознакомление с основными теоретическими концепциями и терминологическим аппаратом науки; с туристскими и рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионах мира, России и Ближнего Зарубежья.

Перед географией туризма стоит целый ряд задач. А. Ю. Александрова полагает, что география туризма должна решать следующие задачи , которые можно разделить на две группы – общие и частные :


  1. Общие задачи географии туризма :

  • гносеологическая (познавательная);

  • конструктивная (преобразовательная);

  • мировоззренческая;

  • образовательная;

  • культурно-просветительная;

  • воспитательная.

    1. Частные задачи географии туризма :

  • географическое изучение пригодности территорий для занятий туризмом;

  • изучение воздействия туризма на территорию и формирования ее хозяйственного комплекса;

  • исследование пространственно дифференцированных туристского спроса и предложения туристского продукта;

  • разработка теоретических основ управления территориально-организованными системами туризма и прогнозирование их развития;

  • проектирование территориальных систем туризма;

  • оптимизация пространственной организации туризма;

  • информирование населения о туристском потенциале территории (самая сильная функция географии туризма).
Задачи , стоящие перед географией туризма:

  • изучение и усвоение основных теоретических положений курса и ключевых понятий, в частности понятий о территориальных рекреационных системах и туристском районировании, оценка современного состояния развития туризма в регионах и прогноз их дальнейшего туристско-рекреационного освоения ;

  • рассмотрение и анализ значения международных туристских связей, и определение основных зон притяжения туризма в отдельных странах мира;

  • характеристика туристских и рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как международный, так и внутренний туризм и происходит формирование основных туристских потоков;

  • анализ континентальных, национальных и региональных особенностей развития туризма;

  • обзор основных форм взаимодействия рекреации и туризма с окружающей средой, изучение основ рекреационного и туристского природопользования;

  • определение роли ресурсной составляющей в туристском бизнесе, позволяющей грамотно оценивать и использовать привлекательные с точки зрения развития рекреации и туризма территории;

  • определение и характеристика географии основных туристских потоков и направлений туризма с показом долгосрочной динамики основных направлений;

  • определение значимости инфраструктурной составляющей для успешного развития туристской деятельности с непременным выделением и характеристикой ее основных отраслей (индустрия размещения, индустрия питания, индустрия перевозок и индустрия развлечений).
В структуре курса «География туризма» выделяются следующие разделы :

  1. Теоретические основы географии туризма.

  2. Индустрия туризма, туристский рынок и факторы их развития.

  3. Ресурсная составляющая туристской деятельности (география туристских ресурсов мира).

  4. Инфраструктурная составляющая туристской деятельности (география туристской инфраструктуры).

  5. География основных туристских потоков, доходов и расходов.

  6. География основных направлений (видов) туризма.

  7. Характеристика туристских регионов мира.

  8. Туристское страноведение.

  9. Международный туризм в России и странах Ближнего Зарубежья.

§ 3. Географические основы туристской деятельности
В настоящее время в географической науке происходят серьезные изменения, связанные с интеграционными процессами между общественно- и естественно-географическими дисциплинами, географией и экономикой, социологией и экологией. При широком толковании социально-экономическая география, как интегральная наука изучает все, что относится к деятельности человека. Поэтому исследование общественных потребностей в содержательном проведении свободного времени населения и организации путешествий становится одной из задач социальной географии.

Динамично развиваются рекреационная география и география туризма, объектом исследования которых являются территориально-рекреационные геосистемы , представляющие собой совокупность природных и общественных объектов используемых в деятельности по организации отдыха и туризма. В рамках новой формирующейся науки – туризмологии, интегрирующей в себе все достижения связанные с исследованием туристских явлений и отношений, применение деятельностного подхода, как объяснительного принципа, в настоящей познавательной ситуации имеет реальный смысл.

Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.), созванная ВТО в целях выяснения реальной сущности туризма во всех его аспектах , указывает, что «туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений.

Анализ теоретического поля географических, социальных и экономических исследований явлений и отношений в области туризма позволяет сделать вывод, что туризм – это не только сложное социально-экономическое и социально-культурное явление современности, но и широкий спектр видов деятельности, привлекающий специалистов различных отраслей народного хозяйства. Одним из довольно полных определений понятия туризма как вида деятельности, представленного польским географом С. Лещицким еще в 30-е годы прошлого столетия, применяющегося и сегодня – это «совокупность вопросов теоретических, хозяйственных, географических, статистических, правовых, культурных и социальных, связанных с оздоровительно-туристским движением. Однако, в рамках теоретической системы обозначившейся туризмологии недостаточно просто назвать туризм и всю связанную с этим понятием человеческую активность туристской деятельностью.

Суть деятельностного подхода заключается в анализе специфических для человека форм преобразования наличной действительности окружающей географической среды. География как фундаментальная наука и ее дочерние ответвления не исключение. Здесь необходимо подчеркнуть, что частные науки социально-гуманитарного профиля, к которым можно отнести социальную географию и ее прикладные направления, да и сама методология науки вынуждены пользоваться определенными представлениями о деятельности, например, производственной или социальной деятельности, деятельности как предмете культурологии, рекреационной, научно-познавательной и прочей деятельности. Все эти науки анализируют тот тип деятельности, который выступает их предметом. Они исходят из каких-либо частных структур, в которых воплощается деятельность в данном случае. Они вносят свой вклад в исследование этих структур, имеющий определенное значение для понимания деятельности как таковой.

Известно, что исторически географические условия и природная составляющая во многом определяли виды деятельности как формы активности человека в освоении географического пространства территории его обитания. Ландшафтообразующие: рельеф, климат, растительный и животный мир обуславливали приспособляемость человека к географической среде, которая давала ему предметы и средства труда, инициировала мысль, идеи и мировоззрение и, в конечном счете, формировала специфику его культуры в многообразном спектре видов деятельности. Земное пространство, географическое положение , ресурсы задавали спектр видов деятельности и их возможностей для адаптации человека в природной среде, а затем и хозяйственного освоения пространства занимаемой территории. От места к месту набор видов деятельности и объем возможностей различались в зависимости от наличной природной действительности.

На первых этапах возникновения и развития хозяйственной деятельности человека каждое племя или небольшая община находили все необходимое для жизни в окружающей природной среде. Исходя из данного посыла спектр человеческой деятельности был географически детерминирован. Однако в условиях замкнутого натурального хозяйства отдельная небольшая территориальная общность людей не могла организовать экономически эффективного производства необходимых материальных благ.

Основополагающую роль в развитии хозяйства сыграло разделение труда между территориальными общностями кочевников-скотоводов и земледельцев, отделение городских видов деятельности – ремесел и торговли, физического труда от умственной деятельности. Каждый из возникающих в процессе развития видов деятельности как бы занимал свою нишу в географическом пространстве. Через кочевые миграции, торговые пути и военные походы расширялись обмены продуктами и товарами, элементами культуры. Постепенно возникают зачатки географического разделения труда .

Торговые путешествия превращаются в особый вид деятельности людей, знающих дороги в сопредельные и более дальние территории. Позже они привлекают как предпринимателей так и любознательных людей. Цели миссионерства и паломнических путешествий становятся менее меркантильными, а развитие дипломатических связей, дорог, колесно-гужевого транспорта обусловливают появление почтовых пунктов и объектов гостеприимства и, естественно, видов деятельности по обслуживанию путников и организации условий для благополучного путешествия.

Постепенно путешествие, как вид преодоления географического пространства для достижения различных целей, трансформируется в понятие туризм как вид деятельности по организации путешествий и обеспечения условий для путешествующих. Географическое пространство как вместилище природных и социально-экономических объектов для туризма, включающего широчайшую гамму видов деятельности, обеспечивающих его функционирование, становится предметом труда. Целенаправленное конструирование географических образов пространства туристско-рекреационных территорий и дизайн ландшафтов для рекреации и отдыха становится актуальной задачей системы туризм и туристской деятельности

Весь спектр человеческой активности в пределах географической среды осваиваемого пространства территории в целях развития отдыха и туризма можно назвать туристской деятельностью . К такой деятельности можно отнести деятельность туроператоров, турагентов и обслуживающих учреждений по: охране и организации туристского пространства для удовлетворения потребностей приезжих в туристских достоинствах места прибытия; обеспечению транспортной доступности объектов туристского интереса; организации необходимых условий для туристского пребывания в местах отдыха или на маршрутах, являющихся целью путешествия, посредством организации и предоставления необходимых услуг обслуживающими учреждениями (ночлег, питание, развлечения, связь, транспорт).

Рассматривая туристскую деятельность как определенный тип преобразования природной и социальной действительности надо подчеркнуть, что она определяется исторически выработанными на основе культурно заданных норм социокультурными программами деятельности по освоению географического пространства в своих целях. Наличие этих программ и позволяет говорить о туристской деятельности, как специфически человеческой форме активности , содержание которой составляет целесообразное и целевое изменение и преобразование географического пространства на основе освоения и развития наличных форм культуры для целей туризма.
§ 4. Рекреация, отдых, туризм и досуг: определение и соотношение
Очертить границы географии туризма, определить объект и предмет ее исследования – эта задача может быть решена, если развести базисные понятия «досуг», «отдых», «рекреация», «туризм». Следует уточнить их соотношение, содержательную характеристику, области применения. Самыми широкими понятиями, прочно вошедшими в бытовой лексикон и научную литературу, являются досуг и отдых. Они имеют близкое, но различное смысловое наполнение и в научной литературе чаще дистанцируются друг от друга.

Досуг с самого начала рассматривался как социальное явление, отражение общественной и духовной сущности человека. Его содержание зависит от историко-культурного контекста и меняется вместе с господствующей в обществе системой ценностей. Характер досуга определяется укладом жизнедеятельности людей, сложившимися традициями и обычаями, социальными нормами, правилами, эстетическими представлениями.

В современной науке прослеживается тенденция к практически полному слиянию понятий досуга и свободного времени. Особенно это характерно для западной социологической школы. Многие ее представители понимают под досугом часть внерабочего времени, которая остается у человека после выполнения непреложных обязанностей – домашнего труда и других бытовых занятий, удовлетворения естественных физиологических потребностей (еда, сон и т.д.), то есть свободное время.

В советской литературе досуг изучался в русле статистического анализа бюджетов времени, в соотнесении с другими их статьями. В новых условиях отечественная социологическая наука продолжает развивать традиционный подход в исследовании сферы досуга как свободного внепроизводственного времени.

В отличие от досуга отдых и/или рекреация в широком ее понимании – категория, прежде всего медико-биологическая, а затем уже социальная. Определенное соотношение биологического и социального принципиально разводит досуг с отдыхом и рекреацией. В то же время оно подчеркивает смысловое единство двух последних понятий.

Рекреация обычно определяется как «отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда». При этом понятие рекреации является менее известным и эмоционально окрашенным по сравнению с отдыхом, а потому более точным. Оно лучше отвечает задачам эмпирических и прикладных исследований, тогда как отдых удобнее использовать в качестве фундаментального понятия в одном ряду с категорией «труд».

Границы рекреации весьма широкие. Она охватывает кратковременную рекреационную активность (от микропауз в работе мышц до перекуров на работе и иные рутинные формы рекреации) и долговременную рекреационную деятельность в период ежегодных трудовых отпусков и каникул, а также еженедельный отдых. В первом случае рекреация не выходит за рамки повседневности, производственной деятельности человека, во втором – предполагает длительную смену привычного образа жизни. И первый, и второй виды рекреации необходимы для нормальной жизни человека, вне зависимости от его социального статуса.

Отечественная рекреационная география характеризует рекреационную деятельность человека в качестве неотъемлемой части социальной и духовной его жизни и неразрывно связывает ее с деятельностью трудовой. Таким образом, происходит постепенное сближение понятий досуга и рекреации, смысловые границы между ними становятся все более размытыми. «Досуг может быть рекреацией , когда посвящен восстановлению физического и психического нормативного состояния (релаксация), и … релаксация со своей стороны может быть досугом, если происходит в свободное время и направлена на саморазвитие личности».

В отличие от рекреации понятие туризма по содержательному, социально-экономическому наполнению изначально тяготело к категории досуга. Туризм – многогранное понятие, отражающее всю сложность самого явления. Это и разновидность миграции населения, и бизнес, сектор мирового хозяйства и национальной экономики, и сфера межкультурного взаимодействия. Представленный перечень не исчерпывает всего разнообразия трактовок туризма.

В отечественной и зарубежной специальной литературе туризм часто предстает в виде своеобразной «понятийной рамки». Ее внутреннее пространство заполняется конкретными занятиями человека во время пребывания за пределами его обычной среды – оздоровление, познание окружающей действительности, развлечения, посещение родственников и знакомых, участие в деловых и профессиональных мероприятиях, поклонение религиозным святыням (паломничество), лечение и некоторые другие.

По мере того как туризм выходил из «тени» рекреации и туристская проблематика получала собственное, самостоятельное звучание, в отечественной географии росло понимание необходимости более четкого понятийного разграничения туризма и рекреации и ликвидации сильных научных разночтений в соотнесении этих терминов. Различия между ними касаются прежде всего объема понятий и содержательного наполнения. Выше уже говорилось о главном отличии туризма от рекреации, состоящем в разном соотношении социальной (социально-экономической) и биологической составляющих.

Туризм и рекреация различаются также объемом понятий. Рекреация, как уже отмечалось, включает кратковременную рекреационную активность в рамках повседневности. Туризм, наоборот, отрицает любые проявления обыденности, будничности, рутинности. Непременным его условием является сравнительно длительная смена обстановки, привычного образа жизни человека. На этом основании краткосрочные оздоровительные, культурно-познавательные, развлекательные и другие занятия, которые мотивационно сходны с туристской деятельностью, но осуществляются в пределах обычной для людей среды, оказываются за пределами «понятийной рамки» туризма.

Объем рассматриваемых понятий разнится еще и тем, что путешествия со служебными целями (без получения доходов по месту командирования) являются неотъемлемой частью туризма, тогда как рекреация не включает профессиональные виды деятельности человека. ВТО относит к деловому туризму поездки для участия в съездах, общих собраниях какой-либо организации, научных конгрессах и конференциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках и другие служебные поездки. За короткое время деловой туризм превратился в перспективный и высокорентабельный сектор туризма. Его доля в международном туристском обмене, по некоторым оценкам, составляет от 10 до 20%. Таким образом, туристская деятельность не всегда является рекреационной , а рекреационная – туристской.

Интересным взглядом на соотношение работы, туризма, рекреации и досуга является точка зрения английских географов С. М. Холла и С. Дж. Пейджа. Они представили свою модель в виде схемы. Пунктирные линии на схеме показывают, что границы между рассматриваемыми понятиями размытые. Работа противопоставляется досугу, но выделяются две сферы их взаимопроникновения и интеграции – деловой туризм и «серьезный» досуг (повышение квалификации, общественная деятельность, творческая и интеллектуальная деятельность и т. д.).
Рис. 1 . Соотношение понятий «работа», «досуг», «рекреация» и «туризм»
В развитие этой идеи в западной науке выделяются «чистый» туризм (деловой, образовательный); «чистая» рекреация (кратковременная рекреационная активность в рамках повседневности); переходная форма – рекреационный или лечебно-оздоровительный туризм и пограничные виды туризма. Одни из них – спортивный, религиозный, культурно-познавательный – занимают промежуточное положение между «чистым» и рекреационным туризмом, другие (поездки на дачу) располагаются на границе между рекреационным туризмом и «чистой» рекреацией.

В отечественной практике достаточно часто встречается модель, показывающая сущностные основания рекреации и туризма. Согласно этой модели к внутренним сущностным силам человека относятся: потребность в физиологическом отдыхе (рекреация); потребность в движении (пространственная активность). При стимулировании со стороны познания формируются рекреация широком понимании и туризм как форма путешествия; при стимулировании со стороны трудовой деятельности – миграция. К социальной составляющей деятельности людей можно отнести в первую очередь рекреацию, путешествия и туризм в меньшей степени можно определить как социальные явления. Туризм имеет экономическую природу, а рекреация – социальную.

За последние 25–30 лет понятие «туризм» и «отдых» существенно изменилось. Если еще в советское время туризм считался как один из эффективных видов активного отдыха, то в настоящее время этот термин используется и как экономическое явление, и как деятельность лиц, путешествующих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, и как форма умственного и физического воспитания, и как популярная форма организации отдыха.

В настоящее время у зарубежных и российских географов существуют разные подходы к концепциям развития географии туризма. Это и экономическая концепция, и региональные, и пространственные, и эволюционные.

Как нам представляется, для студентов туристских специальностей предметом дисциплины «География туризма» является изучение природно-ресурсного потенциала территорий и туристских регионов мира, страны и ее регионов, представляющие интерес для туризма.

Географию туризма в меньшей степени интересуют комплексные физико-географические исследования природы, экономики, населения какого-то региона за рубежом или в нашей стране, и не устанавливается взаимодействие между обществом людей и окружающей средой. В большей части она изучает и описывает те особенности природы (рельеф, воды, растительность, животный мир, ландшафт, геология), которые являются притягивающей силой для туриста и экскурсанта. Кроме того, в сферу деятельности дисциплины входят памятники археологии, истории и культуры, объекты и события, которые привлекают людей с самыми разными потребностями. Цели, виды и формы путешествий, планирование тура тесно связаны с определенными географическими районами и объектами. Поэтому географический фактор в туризме играет ключевую роль (Романов А.А., Саакянц Р.Г., 2002). Географические факторы подразделяются на физико-географические, экономико-географические, этнические, культурно-исторические и геополитические факторы.

К физико-географическим факторам относятся характер рельефа (равнинный, горный, предгорный, пустынный и т. д.), особенности географического положения, климатические и ландшафтные особенности местности, богатство и уникальность растительного и животного мира, наличие экзотических и уникальных природных объектов, морские и океанские ресурсы, леса, необъятный животный мир, минеральные воды и грязи.

Чем богаче разнообразные природные ресурсы в каком-то регионе, тем больше у него возможностей для привлечения туристов.

Экономико-географические факторы влияют на развитие туризма двояко. С одной стороны они выступают как объекты, привлекающие туристов в конкретное место, с другой стороны являются важным средством развития рекреации и туризма. В первом случае из-за различий в уровне развития регионов и стран экономики у представителей деловых и промышленных кругов проявляется интерес. В программу путешествий бизнесмены включают посещение научных центров и промышленных предприятий с целью изучения опыта, ознакомления с результатами в научно-технической сфере, технологий, повышения профессионального уровня. Во втором случае экономико-географические факторы способствуют развитию материальной базы туризма, модернизации и реконструкции объектов, внедрению новейших технических достижений и информационных технологий.

К экономико-географическим факторам прежде всего относятся: выгодность экономико-географического положения (относительно туристских рынков, транзитные возможности); уровень социально-экономического развития принимающей страны и страны, поставляющей туристов; наличие квалифицированных кадров для организации приема туристов; уровень цен на ресурсы, услуги средств размещения, общественного питания, транспорта, экскурсионные и т. д.; уровень развития внешних и внутренних транспортных связей данного района.

Этнические факторы влияют на развитие туризма следующим образом. На нашей планете проживает большое количество различных наций и народностей, которые имеют свои историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Все больше и больше людей стремятся познакомиться с жизнью разных народов, посещая различные страны.

С этническими факторами тесно связаны культурно-исторические факторы. Туристов всегда привлекают музеи, выставки, картинные галереи, архитектурные памятники и исторические места. Интерес к ним – мощный рычаг для развития туризма.

Геополитический фактор в последние годы стал весьма существенным при принятии туристами решений по поездкам. Турист, прежде чем поехать в какой-либо регион, тщательно взвесит все «за» и «против» с точки зрения стабильности ситуации, отсутствия межнациональных конфликтов, отношения местного населения к приезжим и т. д.

Термин «География туризма» зародился в США в 20-х годах XX столетия. Чуть позже, через 10–15 лет научные статьи появились во Франции, Англии и Японии. В послевоенные годы улучшение в экономике подхлестывало ученых развитых стран проводить исследования по географическим аспектам туристcкой деятельности.

В Советском Союзе основы географии туризма начали формироваться в середине 60-х годов прошлого столетия. В то время происходили значительные изменения в социально-экономической жизни: быстрый рост потребностей населения в рекреационной деятельности способствовал осознанию того, что удовлетворение этих потребностей станет важнейшим фактором развития общества. Поэтому индустрия отдыха бурно развивалась (В. С. Преображенский, Ю. А. Веденин и др., 1989).

За рубежом научное направление географии туризма в 60-х годах базировалось на теоретических и методологических основах экономической географии и изучало проблемы влияния на хозяйственную структуру, занятости населения, транспортных потоков. В 70-х годах рекреационно-туристская проблематика исследовалась уже в рамках социальной географии. Немецкие ученые Рупперт и Майер назвали ее географией свободного времени. В нашей стране к этому времени проведены исследования в области культурной климатологии (Чубуков, 1962), по оценке природных условий отдыха (Смирнова, 1969; Веденин, Мирошниченко, 1969), по поляризации урбанизированных и рекреационных ландшафтов, проблемам рекреационных ландшафтов, проблемам рекреационного районирования (Родоман, 1971). В 1969, 1972 и 1976 годах были проведены Всесоюзные совещания по проблемам отдыха и туризма. Выпущены коллективные монографии. Постоянно формируется концепция о рекреационно-географическом пространстве как основе дальнейшего развития теории в рекреационной географии и главном объекте исследований. Рекреационно-географическое пространство характеризуется многомерностью и системностью. Его основной системообразующей связью выступает деятельность. Одновременно формируется банк общерекреалогических знаний, уточняются методологические и теоретические принципы рекреации, что воздействует на распространение рекреационной тематики как на другие сферы знания (экономика, архитектура, социология), так и на сложные области географии.

Отличительная особенность советской географии состоит в том, что она до конца 80-х годов была общественно-географической дисциплиной, изучающей территориально-рекреационные системы (ТРС). После распада Советского Союза многие из ТРС, расположенные за пределами России, развивались, попав в зоны этнических и рекреационных конфликтов.

С середины 90-х годов предметом исследования рекреационной географии стало изучение пространственных закономерностей поведения людей в процессе рекреационной деятельности и размещения рекреационных объектов (Николаенко, 2001).

Ныне рекреационная география ориентируется не на ТРС, а на более широкий предмет. Это фундаментальная географическая дисциплина.

Говоря о месте рекреационной географии в системе географических наук, необходимо знать, что эта система очень динамична.

Эта система может быть представлена следующим образом (по Николаенко Д. В.).

Таблица 1

Система географических наук

Из данных таблицы 1 видно, что рекреационная география входит в блок гуманитарных географических дисциплин. Она имеет право на существование только в сочетании с другими научными и прикладными дисциплинами. География туризма же является составной частью дисциплины «Рекреационная география».

Контрольные вопросы:

1. В чем отличие понятия «туризм» в советский период и в нынешнее время?

2. Как вы считаете, что является предметом изучения дисциплины «География туризма»?

3. Почему географический фактор играет ключевую роль в туризме?

4. Из каких факторов состоят географические факторы?

5. Приведите 2–3 примера, как геополитический фактор весьма существенен при принятии туристами решения о поездке.

6. Когда и где зародился термин «География туризма»?

7. Отличительная особенность советской географии 70-80-х г.г. XX в.

8. В блок каких географических дисциплин входит рекреационная география?

План лекции:

  • 1. Предмет и задачи географии туризма.
  • 2. Условия и факторы развития туризма.
  • 3. Функции и значение туризма в обществе.

Туризм уже сам по себе является ценностью

Папа Римский Иоанн Павел II

Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края.

Туризм - (франц. tourisme, -- прогулка, поездка) временный выезд человека из места постоянного проживание в оздоровительных, опознавательных или профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью;

Человека, совершающего такое путешествие, именуют туристом .

География туризма - отрасль географии, изучающая территориальные аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристской деятельности, виды туристской деятельности, туристские учреждения.

Можно сказать,что география туризма изучает страны и регионы привлекательные для туризма.

Объектом географии туризма является туристическая сфера.

Предметом географии туризма являются территориальные аспекты организации туризма в мире и на Украине.

Задачи дисциплины:

Направления исследования: историческое, географическое, культурологическое, социально-психологическое, экологическое, экономическое, политологическое

Методы исследования: описания, картографический, математический, статистический, анализа и синтеза, сравнения, исторический метод.

Схема 1. Место географии в системе наук.

Географические науки Гуманитарные Технические

физическая культура математика

социально- экономическая история архитектура

рекреационная география этика и эстетика

география культуры правоведенье

медицинская география

конструктивная география

География туризма

Естествоведческие Другие

Биология Экономика

Экология Медицина

География туризма имеет тесные связи со специальными туристическими дисциплинами: Туристическое страноведение, Технология и организация туристической деятельности, Технология и организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах, Организация обслуживания транспортных путешествий.

Во многих странах мира туризм является наиболее прибыльным видом экономической деятельности. Так как государство принимая туристов, продает им местные услуги тем самым создает рабочие места для своих граждан, получает огромные доходы от ввоза иностранной валюты. Туризм включается в состав таких отраслей как здравоохранение, физическое воспитание. Этим подчеркивается важная роль туризма в укреплении здоровья населения, утверждение здорового образа жизни.

Условиями для развития туризма могут быть естественно-географические, историко-политические, социально-экономическими, демографическими.

Факторы развития туризма:

Внутренние: К внутренним факторам относят ключевые явления и тенденции, которые проявляются непосредственно в сфере туризма: материально-техническая база, инфраструктура, реклама.

Внешние: Естественно-географические (положение, климат. обеспеченность водой), социальные (структура населения, культурные и религиозные особенности), психологические, экономические (жизненный уровень граждан, экономическая ситуация в стране, международное разделение труда), политические (политическая ситуация в стране, отношения с соседями, геополитическое положение).

Функции туризма: 1. Оздоровительная (Рекреационная) 2. Социальная 3. Воспитательная 4. Политическая 5. Экологическая 6. Экономическая 7. Развлекательная.

Значение туризма

  • -фактор мира и сотрудничества
  • - источник получения прибыли, стимулирует развитие многих отраслей, создает рабочие места
  • - средство повышения культурного уровня человека, сохранения памятников культуры и истории
  • - фактор оздоровления общества

Основные понятия и термины.

турист - лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или в другую страну с различной, не запрещенной законом страны, целью на срок пребывания от 24 часов до шести месяцев.

путешественник - лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или в другую страну с различной, не запрещенной законом страны, целью на срок пребывания от шести месяцев.

экскурсионная деятельность - деятельность по организации путешествий, которые не превышают 24 часов, в сопровождении специалиста-экскурсовода по предварительно составленными маршрутами с целью ознакомления с памятками истории, культуры, природы, музеями, с выдающимися местами и тому подобное;

туристические ресурсы - совокупность природно-климатических, оздоровительных, историко-культурных, опознавательных и социально-бытовых ресурсов соответствующей территории, которые удовлетворяют разнообразные потребности туриста;

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте определение туризма как общественного явления?
  • 2. В чем суть оздоровительной функции туризма?
  • 3. В чем суть социокультурной функции туризма?
  • 4. Определите влияние туризма на экономику стран и регионов.
  • 5. Назовите основные виды условий и факторов развития туризма?
  • 6. Как дают трактовку термина туризм ВТО и Закон Украины «О туризме».
  • 7. Дайте определение основных понятий в туризме: турист, экскурсия, туристические ресурсы.

Пособие для студентов специальности5.050403 «Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах»

Составил:

Преподаватель

Емелин Сергей Викторович

Cевастополь 2006 г.

1. Пояснительная записка

2. Введение

3. Раздел 1. Туризм как общественное явление и объект исследования.

3.1 Лекция 1. Предмет «География туризма». Предмет и задачи исследования.

3.2Лекция 2. Виды современного туризма.

3.3 Лекция 3. География международного туризма

3.4 Лекция 4. Туристические ресурсы.

3.5 Лекция 5. Туристические рынки.

3.6 Лекция 6. Индустрия туризма.

3.7 Лекция 7. Экскурсионные услуги и туристические маршруты.

3.8 Лекция 8. Транспортное обеспечение туризма.

3.9 Лекция 9. Безопасность туристов в путешествии.

4. Раздел 2. Туристические ресурсы Украины

4.1 Лекция 10. Туристическая привлекательность Украины.

4.2 Лекция 11. Туристическая привлекательность Крыма.

5. Раздел 3. Туристические ресурсы мира.

5. 1 Лекция 12. Европа.

5.2 Лекция 13. Ближний восток.

5.3 Лекция 14. Азиатско-тихоокеанский регион.

5.4 Лекция 15. Америка.

5.5 Лекция 16. Африка и Австралия.

6. Список литературы

Пояснительная записка

География туризма - отрасль географии, изучающая территориальные аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристской деятельности, виды туристской деятельности, туристские учреждения. Проблемы туризма - предмет изучения не только географии, но и других наук - экономики, медицины, социологии, психологии, с которыми она тесно связана.

Цель курса:

· изучить историю становления туризма в мире, Украине, Крыму и Севастополе;

· на основе физических и социально-экономических закономерностей сформировать представление студентов о развитии географии туризма;

· ознакомить студентов с состоянием и особенностями туризма в Украине и за рубежом;

· выявить основные тенденции современного туризма и рассмотреть основные понятия, связанные с географией туризма;

· изучить региональные особенности сферы отдыха.

В результате изучения курса студенты должны знать:

историю становления туризма на Украине и за рубежом;

современное состояние туризма в мире, на Украине, Крыму;

основные понятия географии туризма;

факторы, определяющие потребность в туризме;

основные тенденции в географии международных потоков;

структуру туристских потоков;

основные районы и центры туризма в различных регионах мира.

использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в том или ином регионе;

давать на основе различных источников характеристику туристского района, центра, маршрута.

Формы обучения:

лекционно-семинарские занятия;

проблемные уроки;

ролевые игры;

анализ конкретных ситуаций.

Дисциплина "География туризма" предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности « Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах»

Дисциплина относится к циклу дисциплин специализации.

Цель дисциплины - ознакомление студентов с рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионов Украины, странах СНГ, республиках Балтии и странах мира.

Задачи дисциплины - изучение основных понятий о территориальных рекреационных системах и рекреационном районировании, оценка современного состояния развития туризма в регионах и прогноз их дальнейшего рекреационного освоения.

Международный туризм принадлежит к числу наиболее активных форм общения людей, и находится в тесной связи с такой отраслью географии как рекреационная география, изучающая природно-географические, культурные, исторические и другие условия, способствующие развитию туризма.

Внимание студентов в процессе изучения дисциплины "География туризма" будет сконцентрировано на таких направлениях как анализ значения международных туристских связей и определение основных зон притяжения туризма в отдельных странах мира.

В дисциплину "География туризма" включена характеристика рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как международный, так и внутренний туризм и происходит формирование основных туристских потоков, анализируются континентальные, национальные и региональные особенности развития туризма.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом. Индивидуальное занятие не является аудиторным.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Согласно учебному плану изучение дисциплины "География туризма" предусмотрено на 1 курсе дневного отделения (1 семестр).

Изучение дисциплины на дневном отделении осуществляется по единой тематической программе в соответствии с учебным планом с использованием индивидуального консультирования и самостоятельной работы студентов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика археологического туризма, причины его популярности. География туризма в мире и России. Курганы и памятниками древности. Перспективы развития археологического туризма в Оренбургской области. Схема и план туристско-экскурсионного маршрута.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2015

    Рассмотрение основных понятий рекреации и экологического туризма. Определение спроса на услуги экологического туризма на рынке; выделение особенностей его развития в Украине. Исследование взаимосвязи рекреационной географии и данного вида туризма.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Туризм как общественное явление и объект исследования. Виды современного туризма. География международного туризма. Туристические рынки. Индустрия туризма. Экскурсионные услуги, туристические маршруты. Транспортное обеспечение. Туристические ресурсы мира.

    курс лекций , добавлен 22.02.2009

    Понятие, функции и классификация видов международного туризма. Место туризма в мировой сфере услуг, его география и прогноз развития. Состояние и основные проблемы туристического сектора в России. Пути увеличения внутреннего и въездного турпотоков в РФ.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2013

    Исследование географии археологического туризма, нaправленного нa знакомство c кyльтурными и истoрическими дoстoпpимeчательнoстями, мyзеями, мeстaми рaскoпок. Перспективы развития археологического туризма в Оренбургской области, разработка тура.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2015

    Социально-экономические предпосылки и особенности истории развития туризма во Франции. Государственная политика в сфере туризма и организации туристской деятельности. География туризма, места, пользующиеся особой популярностью среди иностранных туристов.

    реферат , добавлен 27.01.2010

    Общая характеристика спортивного туризма: виды, разряды и классификация маршрутов. История становления спортивного туризма в России, его проблемы и особенности на современном этапе. Особенности развития спортивного туризма в странах Европы и Америки.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010