Промышленная индустриальная революция. Промышленная революция

Конец XVIII века вошел в историю под знаменем промышленного переворота. Сначала Англия, а затем и другие европейские страны постепенно отказывались от привычного использования ручного труда, то есть мануфактурного производства. Появляются первые ткацкие станки, паровые машины и другие изобретения. Начинается эпоха промышленного переворота, перехода от мануфактур к фабрикам и заводам.

Предыс-то-рия

Во вто-рой по-ло-вине XVIII в. в Ан-глии про-ис-хо-дит аг-рар-ная ре-во-лю-ция. Пред-при-ни-ма-тель-ское фер-мер-ское хо-зяй-ство вы-тес-ня-ет тра-ди-ци-он-ное кре-стьян-ское. Это было свя-за-но с тем, что прак-ти-че-ски вся земля со-сре-до-то-чи-лась в руках круп-ных соб-ствен-ни-ков, ко-то-рые сда-ва-ли ее в арен-ду фер-ме-рам. Скла-ды-ва-лась си-сте-ма ка-пи-та-ли-сти-че-ских от-но-ше-ний между ленд-лор-да-ми (вла-дель-ца-ми земли), фер-ме-ра-ми-арен-да-то-ра-ми и на-ем-ны-ми ра-бот-ни-ка-ми (ба-тра-ка-ми). Это при-во-дит к улуч-ше-нию ка-че-ства об-ра-бот-ки земли, осво-е-нию за-бро-шен-ных участ-ков земли, по-се-ву кор-мо-вых куль-тур (для скота). После аг-рар-ной ре-во-лю-ции мно-гие люди в де-ревне оста-лись без ра-бо-ты и средств к су-ще-ство-ва-нию. Они по-да-лись в город, где ста-но-ви-лись на-ем-ны-ми ра-бот-ни-ка-ми на про-мыш-лен-ных пред-при-я-ти-ях.

Пред-по-сыл-ки про-мыш-лен-ной ре-во-лю-ции
. Скоп-ле-ние ка-пи-та-ла в руках пред-при-ни-ма-те-лей, тор-гов-цев и бан-ки-ров.
. Рост числа на-ем-ных ра-бо-чих (рост числа ра-бо-чих, в част-но-сти, был обу-слов-лен аг-рар-ной ре-во-лю-ци-ей).
. Раз-ви-тие тор-гов-ли и рост го-ро-дов.
. На-ли-чие рынка сбыта в ко-ло-ни-ях.

Непо-сред-ствен-ной при-чи-ной на-ча-ла про-мыш-лен-ной ре-во-лю-ции стало ра-зо-ре-ние ан-глий-ских тка-чей в связи с вво-зом в Ан-глию де-ше-вых тка-ней из Индии. Чтобы со-хра-нить свое про-из-вод-ство и кон-ку-ри-ро-вать с недо-ро-ги-ми ин-дий-ски-ми тка-ня-ми, им было необ-хо-ди-мо уве-ли-чить про-из-во-ди-тель-ность труда и умень-шить за-тра-ты. (см. )

Со-бы-тия

1733 г. - Джон Кей изоб-рел ме-ха-ни-че-ский (са-мо-лет-ный) ткац-кий ста-нок.

1735 г. - Аб-ра-хам Дер-би-сын внед-рил до-мен-ную вы-плав-ку чу-гу-на на коксе .

1784 г. - изоб-ре-тен то-кар-ный ста-нок Генри Модс-ли.

Рис. 2. Джеймс Харгривс ()

Рис. 3. Прялка «Дженни» Джеймса Харгривса ()

Рис. 4. Джеймс Ватт ()

Рис. 5. Паровая машина Джеймса Ватта ()

В конце XVIII века появляются токарные станки (рис. 6). Новая техника привела к новой организации промышленности. Мануфактуры уходят в прошлое, а на смену им приходят фабрики и заводы. Это стало настоящей революцией в промышленности , позволившей значительно увеличить рост производительных сил. Появление фабрик изменило жизнь рабочих. Впервые в истории человечества появилось расписание рабочего дня . С понедельника до субботы устанавливался суровый 12-часовой рабочий день. Это было для семьи рабочих очень плохо. Раньше они могли с помощью своих особых талантов и дополнительных усилий заработать лишние выходные и дополнительные деньги. Жили рабочие в весьма тяжелых условиях. Строились новые фабричные города рядом с угольными шахтами (рис. 7). В них рабочие могли арендовать лишь одну-две комнаты. Фабриканты, пользуясь своим положением, выжимали из своих подчиненных все, что только было можно. Они штрафовали рабочих за ругань, неопрятность, опоздания, использовали дешевый детский труд, отказывались оплачивать медицинское обслуживание. Все это вело к росту недовольства среди рабочих. Первые признаки подобного недовольства выразились в Луддитском движении (рис. 8). Участники этого движения называли себя луддитами по имени легендарного рабочего Неда Лудда (рис. 9), который, согласно преданию, первый разрушил собственный станок. Вслед за ним сотни людей по всей Англии начали сознательно портить ненавистные машины. Английские фабриканты были этим очень недовольны. Вскоре правительство издало закон, по которому за порчу станка полагалась смертная казнь.)

Вслед за Англией внедрение станков в производство пришло и в другие страны. Увеличился спрос на различных изобретателей и на их изобретения. Все больше технических новинок появлялось в Европе. Росло не только количество, но и качество производимых изделий. Цены на них постепенно снижались.

Подводя итоги, стоит отметить, что промышленная революция в Европе имела целый ряд позитивных факторов:

  • Улучшение санитарных условий.
  • Улучшение медицинского обслуживания.
  • Улучшение качества товаров.
  • Улучшение питания населения.

Стоит отметить, что все эти факторы проявились не сразу, потребовались годы для того, чтобы Европа оказалась на пороге качественно нового периода своей истории.

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.

2. Дмитрий Травин. Отар Маргания. Европейская модернизация

3. Ерофеев Н.А. Промышленная революция в Англии. - М., 1963

4. Потёмкин Ф.В. Промышленная революция во Франции. Т. 1. От мануфактуры к фабрике. - М.: Наука, 1971.

5. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789-1848. - Ростов: Изд-во «Феникс», 1999.

6. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. - М.: «Просвещение», 2012.

Домашнее задание

1. Как вы понимаете термины «аграрная революция» и «промышленный переворот? Когда и в какой стране они впервые произошли?

2. Что стало причиной промышленного переворота?

3. Расскажите о последствиях промышленного переворота в Англии.

4. Какие известные изобретения вы можете назвать? Перечислите выдающихся изобретателей того времени.

Достижения и проблемы индустриальной революции в таблицу часто для удобства оформляют исследователи этого вопроса. В широком смысле слова, так называют переход от ручного труда к машинному, движение от мануфактуры к фабрике. Эти процессы развивались в европейских странах в XVIII-XIX века.

Предпосылки к индустриальной революции

Нагляднее всего выглядят в таблице достижения и проблемы индустриальной революции. На них мы остановимся в этой статье еще подробно, а пока рассмотрим события, которые привели к масштабной индустриализации в Европе.

Дело в том, что XVIII век принес в европейское общество такое понятие, как обмирщение. Это принципиальная переориентация церкви с проблем духовной жизни на мирские. Поэтому в это время главенствующим становится дух предпринимательства, а также искренняя вера большинства в безграничные возможности человеческой мысли и разума.

К тому же к индустриализации приводят масштабные изменения в социально-политической жизни. В европейских странах гремят буржуазные революции. Протестные настроения, в конечном счете, связаны с формированием принципиально нового экономического фундамента общества.

Промышленный переворот

Одной из ключевых предпосылок к индустриализации стал промышленный переворот в Европе. В самых развитых странах континента уже тогда наметился существенный рост фабричного производства.

Пожалуй, в первых рядах оказалась Англия. Заполнить таблицу достижений и проблем индустриальной революции можно, внимательно прочитав эту статью, и обратив внимание на процессы, которые происходили на Туманном Альбионе.

Дело в том, что в Англии сформировалась мощная промышленная мануфактура и завершилась аграрная революция едва ли не раньше, чем во всех других странах. В результате этого мелкие крестьянские хозяйства разорились, землями стали владеть крупные фермеры. Они сдавали участки в аренду либо брали наемных рабочих для обработки земли.

Необходима для урока истории таблица достижений и проблем индустриальной революции. Составляя ее, основываясь на этой статье, стоит помнить, что в XVIII столетии были изобретены революционные механизмы, с помощью которых стало возможным создание машин, значительно облегчивших ручной труд или вовсе его заменивших. Например, к ним относятся паровая машина или прялка.

События индустриальной революции

При составлении таблицы достижений и проблем индустриальной революции поможет перечень основных событий, происходивших в то время в передовых европейских странах.

Многие историки считают точкой отсчета начала индустриализации 1765 год. Именно тогда британец Джеймс Харгривс изобрел прялку "Дженни", заменившую ручной труд десятков женщин. С ее появлением большинство и связывает начало так называемого машинного века.

После этого стала активно пополняться таблица изобретений индустриальной революции. Достижения и проблемы в то время еще некогда было анализировать. Ведь в 1784 году шотландец Джеймс Уатт изобретает паровую машину, в 1800 году еще один англичанин Генри Модсли вводит в эксплуатацию металлорежущий станок. С его помощью стало возможным в промышленных масштабах производить гайки и болты стандартного размера.

К 1803 году индустриализация доходит и до Америки. Запускается первый автомобиль на паровом двигателе, в 1807 году на воду спускают пароход "Клермонт". Так в мире начинается целая эпоха паровых судов.

Транспортные успехи

В таблице достижений и проблем индустриальной революции обязательно надо отметить 1819 год. Именно тогда пароход впервые пересек Атлантический океан. Маршрут пролегал от Ливерпуля до Нью-Йорка, путешествие заняло 26 дней. Это стало настоящим прорывом. Вопрос транспортной доступности Нового Света был решен раз и навсегда.

В 1825 году англичанин Джордж Стефенсон строит первую в мире железную дорогу. Первый поезд отправляется на пока небольшое расстояние из Стоктона в Дарлингтон.

В конце первой четверти XIX века Европа сталкивается с первыми проблемами индустриализации. Происходит кризис перепроизводства. Началось все в Англии, а затем стремительно стало распространяться на все окружающие страны.

Вторая промышленная революция

Период второй промышленной революции историки относят ко второй половине XIX столетия. Завершается же все возникновением крупных и влиятельных финансовых компаний и промышленных корпораций. С каждым годом они начинают оказывать все большее влияние на экономику и политику своих государств.

На этих этапах в таблицу достижений и проблем великой индустриальной революции нужно отнести создание первой телеграфной линии, которая соединила американские города Балтимор и Вашингтон. Это произошло в 1844 году. Спустя всего шесть лет уже телеграфный кабель соединяет Англию с остальной материковой Европой. Реализуется действительно впечатляющий по тем временам проект. Кабель прокладывают по дну пролива Ла-Манш.

А уже в 1866 году телеграфный кабель проходит по дну Атлантического океана. Так постоянная связь появляется между Америкой и Англией. При этом к 1858 году на мир обрушивается первый масштабный экономический кризис. Индустриализация приводит к тому, что все экономики передовых стран становятся взаимозависимы друг от друга. Поэтому финансовые проблемы охватывают большинство развитых стран планеты.

Достижения индустриальной революции

В школе необходима в 8 классе таблица изобретений индустриальной революции. Достижения и проблемы с ее помощью становится проще анализировать. Поэтому стоит отметить, что, начав с парового двигателя, следующим важным шагом было развитие текстильной промышленности.

За ними последовали такие отрасли, как машиностроение и металлургия. Последняя отрасль стала развиваться особенно интенсивно после появления большого количества машин, которые требовали все больше металла. Поэтому исследователи того периода считают главным достижением в металлургии замену древесного угля, который использовался еще со времен средневековых кузнецов, на каменноугольный кокс. Заслуга в этом Клемента Клерка, который ввел его в употребление еще в XVII век. Но массовое распространение он получил только во время индустриализации.

На этом же фоне быстро развивается химическая промышленность. Говоря о достижениях и проблемах индустриальной революции в таблице 8 класса, надо упомянуть о том, что стало возможным промышленное производство самых востребованных и популярных химикатов. Например, серная кислота была хорошо известна уже много лет. Но способ ее получения был кардинально иным. Если раньше она образовывалась из окислов минеральной серы при сжигании, то в 1746 году химик Джон Ребук начал применять объемные свинцовые окислы, что значительно увеличило производительность процесса.

Еще одно несомненное достижение индустриальной революции, которые в быту ощутили многие обычные горожане, - это газовые фонари. Появилось централизованное уличное освещение, что сразу увеличило производительность труда, удлинило рабочий день на заводах и фабриках и послужило причиной снижения преступности в крупных городах.

Все это стало возможным благодаря шотландцу Уильяму Мердоку. Именно он первым получил светильный газ, проведя пиролиз каменного угля. Он же придумал, как накапливать, перевозить и использовать его в фонарях.

Первые газовые светильники появились в Лондоне. Это произошло в 1812 году. Уже через несколько лет практически весь уголь, который добывался на английских шахтах, шел на уличное освещение.

Проблемы индустриализации

В 8 классе в таблице достижений и проблем индустриальной революции нужно обязательно отметить те трудности, с которыми столкнулись люди. Главная из них - это стремительная урбанизация. Появление большого числа наемных рабочих привело к социальным обострениям. Когда фабричные центры были относительно небольшими, любой городской житель мог в дополнение к своему заработку на заводе обрабатывать огород у себя перед домом, а если по какой-то причине терял работу, то шел трудиться на ферму, где всегда были нужны рабочие руки.

Но когда города стали разрастаться, такой возможности уже не оставалось. Крестьянам, которые приезжали на заработки, приходилось полностью перестраиваться, уживаться в непривычном для себя городском быте.

Социальные протесты

Одной из самых масштабных проблем стали социальные протесты. Политикам приходилось поддерживать социальные программы для неимущих, чтобы уменьшить политическую нестабильность в обществе.

Также применялось государственное регулирование отношений между бизнесом и простыми рабочими. Это способствовало снятию социальной напряженности в кратчайшие сроки.

Итоги индустриализации

При всех проблемах и сложностях итоги индустриализации были позитивными. Уровень жизни вырос практически по всем показателям. Люди стали лучше питаться, появилось доступное и качественное медицинское обслуживание, стало возможным соблюдение элементарных санитарных правил.

Как результат, заметно увеличилась продолжительность жизни, стала снижаться смертность. Демографический взрыв значительно увеличил население развитых европейских государств.

Индустриализация в России

Россию эти процессы практически не захватили. Промышленный переворот в нашей стране произошел значительно позже. Но при этом шел более быстрыми темпами.

Россия попала во второй эшелон индустриализации. Промышленный переворот проводился при активном участии государства, а не предпринимателей. В этой же компании оказались Германия, Япония и практически все страны Юго-Восточной Европы. В них тяжелая промышленность обгоняла легкую, в то время как в странах первого эшелона переворот начинался именно с легкой промышленности. Тяжелая подключалась на более поздних этапах.

Все эти процессы отражены в таблице.

План
Введение
1 История промышленной революции
2 Причины промышленного переворота
3 Промышленный переворот в России
4 Cоциальные последствия
Список литературы

Введение

По отраслям:

Хронология физических открытийХронология биотехнологийХронология информационно-коммуникационных технологийХронология вычислительной техникиИстория электротехникиИстория материаловеденияИстория измеренийХронология медицины и медицинской технологииХронология развития сельского хозяйства и производства пищиИстория ядерных технологийХронология транспортных средств

Общие хронологии:

Хронология изобретений человечества (XXI век)Полный список хронологий

Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) - это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII века и продолжался до второй четверти XIX века. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот выдающимся французским экономистом Жеромом Бланки.

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к современной городской цивилизации.

1. История промышленной революции

Промышленная революция началась в Англии в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития - крупное машинное производство.

Паровая машина Дж. Уатта

В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVIII века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это было связно с тем, что Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политической системой, в которой государство не подавляло экономическую активность.

Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби начала работать прядильная фабрика Аркрайта, где такие машины приводились в движение водяным колесом. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет - 150 подобных прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700-800 человек.

Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик, 9 машин - для шерстяных фабрик, 30 - для каменноугольных копей, 22 - для медных копей, 28 - для металлургических заводов.

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.

С 1830 по 1847 г.- производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза.

Ткацкая фабрика в городе Рэддиш, Великобритания

Промышленная революция считается завершенной с появлением машиностроения (когда машины производят машины). Это означало создание строгальных, токарных, фрезерных, штамповальных станков.

Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812-1829 гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.

2. Причины промышленного переворота

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных английских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии, способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития . В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании, Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции, Пруссии, США.

Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс, главными факторами промышленной революции в Англии были следующие :

· формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;

· высокий уровень развития торговли;

· формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);

· широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;

· развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;

· развитие науки.

При этом он не переоценивает значение технических изобретений: «Промышленная революция произошла бы и без Кромптона и Аркрайта и была бы, особенно на поздних стадиях, такой же, какая имела место в действительности».

Несколько иной взгляд на причины Промышленной революции был выработан в трудах экономических историков: Иммануила Валлерстайна, Кристофера Хилла, Чарльза Уилсона, Ж.Бержье и др., - которые анализировали ход индустриализации Западной Европы и других стран в XVIII-XIX вв. на базе конкретных фактов, имевшихся в их распоряжении. По их мнению, ключевую роль в ускорении промышленного роста Англии в XVIII веке сыграла система протекционизма, введенная в 1690-е годы и усиленная дополнительными протекционистскими мерами к середине XVIII в. Именно она обеспечила быстрое развитие английской промышленности, несмотря на конкуренцию со стороны более сильной в то время голландской промышленности, а также обеспечила развитие промышленности Пруссии, Австрии и Швеции, где тоже были введены протекционистские системы .

Значительно меньшую или совсем незначительную роль в этом процессе, по их мнению, сыграли факторы, связанные с деньгами и наличием капитала. Исследования историков показали, что в подавляющем большинстве промышленные предприятия в период 1700-1850 гг. основывались представителями среднего класса (крестьянами, торговцами, членами протестантских общин и т.д.), которые не прибегали ни к каким внешним источникам финансирования, а развивались за счет собственных средств или денег, взятых у родственников/знакомых (см. также статью Первоначальное накопление капитала).

Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:

Борьба с монополиями и обеспечение реальной свободы предпринимательства (в Англии особенно активно эти меры проводились в период с 1688 г. по 1724 г. и после 1746 г. );

Заключение негласного общественного договора между бизнесом и обществом, гарантировавшего, что они будут придерживаться определенных правил поведения, уважая права и бизнеса, и общества .

План
Введение
1 История промышленной революции
2 Причины промышленного переворота
3 Промышленный переворот в России
4 Cоциальные последствия
Список литературы

Введение

По отраслям:

Хронология физических открытийХронология биотехнологийХронология информационно-коммуникационных технологийХронология вычислительной техникиИстория электротехникиИстория материаловеденияИстория измеренийХронология медицины и медицинской технологииХронология развития сельского хозяйства и производства пищиИстория ядерных технологийХронология транспортных средств

Общие хронологии:

Хронология изобретений человечества (XXI век)Полный список хронологий

Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) - это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII века и продолжался до второй четверти XIX века. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот выдающимся французским экономистом Жеромом Бланки.

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к современной городской цивилизации.

1. История промышленной революции

Промышленная революция началась в Англии в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития - крупное машинное производство.

Паровая машина Дж. Уатта

В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVIII века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это было связно с тем, что Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политической системой, в которой государство не подавляло экономическую активность.

Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби начала работать прядильная фабрика Аркрайта, где такие машины приводились в движение водяным колесом. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет - 150 подобных прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700-800 человек.

Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик, 9 машин - для шерстяных фабрик, 30 - для каменноугольных копей, 22 - для медных копей, 28 - для металлургических заводов.

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.

С 1830 по 1847 г.- производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза.

Ткацкая фабрика в городе Рэддиш, Великобритания

Промышленная революция считается завершенной с появлением машиностроения (когда машины производят машины). Это означало создание строгальных, токарных, фрезерных, штамповальных станков.

Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812-1829 гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.

2. Причины промышленного переворота

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных английских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии, способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития . В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании, Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции, Пруссии, США.

Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс, главными факторами промышленной революции в Англии были следующие :

· формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;

· высокий уровень развития торговли;

· формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);

· широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;

· развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;

· развитие науки.

При этом он не переоценивает значение технических изобретений: «Промышленная революция произошла бы и без Кромптона и Аркрайта и была бы, особенно на поздних стадиях, такой же, какая имела место в действительности».

Несколько иной взгляд на причины Промышленной революции был выработан в трудах экономических историков: Иммануила Валлерстайна, Кристофера Хилла, Чарльза Уилсона, Ж.Бержье и др., - которые анализировали ход индустриализации Западной Европы и других стран в XVIII-XIX вв. на базе конкретных фактов, имевшихся в их распоряжении. По их мнению, ключевую роль в ускорении промышленного роста Англии в XVIII веке сыграла система протекционизма, введенная в 1690-е годы и усиленная дополнительными протекционистскими мерами к середине XVIII в. Именно она обеспечила быстрое развитие английской промышленности, несмотря на конкуренцию со стороны более сильной в то время голландской промышленности, а также обеспечила развитие промышленности Пруссии, Австрии и Швеции, где тоже были введены протекционистские системы .

Значительно меньшую или совсем незначительную роль в этом процессе, по их мнению, сыграли факторы, связанные с деньгами и наличием капитала. Исследования историков показали, что в подавляющем большинстве промышленные предприятия в период 1700-1850 гг. основывались представителями среднего класса (крестьянами, торговцами, членами протестантских общин и т.д.), которые не прибегали ни к каким внешним источникам финансирования, а развивались за счет собственных средств или денег, взятых у родственников/знакомых (см. также статью Первоначальное накопление капитала).

Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:

Борьба с монополиями и обеспечение реальной свободы предпринимательства (в Англии особенно активно эти меры проводились в период с 1688 г. по 1724 г. и после 1746 г. );

Заключение негласного общественного договора между бизнесом и обществом, гарантировавшего, что они будут придерживаться определенных правил поведения, уважая права и бизнеса, и общества .

3. Промышленный переворот в России

Савицкий К. А. «Ремонтные работы на железной дороге», 1874 год

Во второй четверти XIX века в России начался период подготовки к внедрению машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта, что явилось завершающим этапом создания предпосылок промышленной революции в России. Промышленная революция в России в конце первой половины XIX века носила крайне острый и противоречивый характер, что было обусловлено многообразием социально-экономических укладов огромной по территориальным масштабам страны. Развитие капиталистического уклада в России сопровождалось процессом разложения феодальных отношений и тормозящим влиянием господствующего на тот момент в России класса помещиков-крепостников. Промышленный переворот в России начался в 1830-1850-х годах, когда были созданы, практически с нуля, технически передовые для того времени текстильная и сахарная промышленность и началось техническое перевооружение металлургии. Но наиболее интенсивно индустриализация шла в периоды 1891-1900 гг., в 1920-1930-е годы и 1950-1960-е годы.

4. Cоциальные последствия

Быстро развивающаяся промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых рабочих мест. В то же время появление дешевых промышленных товаров вело к разорению мелких производителей и разорившиеся ремесленники становились наемными рабочими. Но главным источником пополнения армии наемных рабочих стали обнищавшие крестьяне, которые переселялись в города. Только с 1880 по 1914 год 60 млн европейцев переселились из деревень в города. Быстрый рост го­родского населения и внутренняя миграция в XIX веке стали практически повсеместно массовым явлением в Европе. Например, население Парижа с 1800 года по 1850 год выросло более чем на 92 %, население Манчестера с 1790 года по 1900 год увеличи­лось в 10 раз. В ряде стран городское население к началу XX века стало преобладающим (в Бельгии по переписи 1910 года оно составляло 54 %, в Ве­ликобритании (1911 год) - 51,5 %). В Германии в 1907 году оно составляло 43,7 %, во Фран­ции в 1911 году - 36,5 % всего населения.

Быстрая урбанизация и рост числа наемных рабочих чрезвычайно обострили со­циальные проблемы. Пока центры фабричного производства были относитель­но небольшими, городской житель мог в дополнение к заработку на фабрике обра­батывать огород, а в случае потери работы наняться на ферму. Но с ростом городов таких возможностей становилось все меньше. Мигрировавшим в города крестьянам приходилось с трудом приспосабливаться к непривычным условиям городского быта. Как заметил Ф. Бродель, «жить в городе, лишиться традиционной поддержки огорода, молока, яиц, пти­цы, работать в огромных помещениях, терпеть малоприятный надзор мастеров, повиноваться, не быть более свободным в своих передвижениях, принять твер­до установленные часы работы - все это в ближайшем будущем станет тяжким испытанием».

На протяжении XIX - начала XX века жилищные условия большинства наемных рабочих не отвечали элементарным санитарно-гигиениче­ским требованиям. В большинстве случаев их жилища были перенаселены. Если под перенаселением понимать проживание в каждой комнате, включая кухню, более двух человек, то в перенаселенных квартирах обитали: в Познани - 53 %, в Дортмунде - 41 %, в Дюссельдорфе - 38 %, в Ахене и Эссене −37 %, в Бреслау - 33 %, в Мюнхене - 29 %, в Кельне - 27 %, в Берлине - 22 % рабочих. Были перена­селены 55 % квартир в Париже, 60 % в Лионе, 75 % в Сент-Этьене. Была также распространена «сдача коек постояльцам», практиковавшаяся семьями, сни­мавшими квартиры. В Лондоне встречались объявления о сдаче части комнаты, причем мужчина, работавший днем, и девушка, работавшая прислугой в гостинице ночью, должны были пользоваться одной постелью. Современники в середине XIX века писали, что в Ливерпуле «от 35 до 40 тысяч насе­ления живет ниже уровня почвы - в погребах, не имеющих вовсе стока…».

До изобретения газового освещения продолжительность рабочего дня на предприятиях зависела от естественного освещения, но с появлением газо­вых горелок фабрики получили возможность работать в ночное время. Во Франции многие бумагопрядильные фабрики в 1840-х годах установили рабочий день в пределах 13,5-15 часов, из которых на отдых выделялось по получасу три раза за смену. На английских фабриках в 1820-1840-х годах рабочий день за вычетом трех перерывов для приема пищи (1 час на обед и по 20-30 минут на завтрак и ужин) длился 12-13 часов. Распространенной становилась работа по вос­кресным дням.

Малолетняя прядильщица в Южной Каролине, США, 1908 г.

В промышленности начал массово использоваться женский труд и впервые в истории множество женщин начало трудиться вне дома. При этом на текстильных фабриках мужчины работали надзирателями и квалифициро­ванными механиками, а женщины обслуживали прядильные и ткацкие стан­ки и получали меньшую зарплату, чем мужчины. Внедрение машин позволяло использовать элементарно обученных, малоквалифицированных работников и поэтому по­всеместным явлением также стал дешевый детский труд. В 1839 году 46 % фабричных рабочих Великобритании не достигли 18-летнего возраста. Официально признавалось: «Быва­ют случаи, что дети начинают работать с 4-х лет, иногда с 5, 6, 7 и 8 лет в рудниках».

Социальные протесты, про­снувшееся чувство «социального стыда» за бедствия трудящихся, стремле­ние уменьшить политическую нестабильность заставляли политиков выступать в поддержку разработки социальных программ для неимущих, государственного регулирования отношений между трудом и капиталом.

В целом уровень жизни населения в результате промышленной революции вырос. Улучшение качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживания привело к значительному росту продолжительности жизни и падению смертности. Произошел демографический взрыв. За 13 веков (с VI по XIX век) европейской истории население континента никогда не превышало 180 млн человек. За один только XIX век (с 1801 по 1914 годы) число европейцев возросло до 460 млн человек.

По мнению исследователей Н.Розенберга и Л.Бирдцелла, «промышленная революция обозначила начало драматического периода улучшения в материальном положении западноевропейских и американских обществ, которое коснулось всех и каждого», а «романтическое представление о благополучной жизни работников в доиндустриальной Европе можно отвергнуть как чистую фантазию».

Список литературы:

1. Всемирная история. Энциклопедия. Том 5.Глава XX. Англия в XVIII в. Начало промышленного переворота

2. Всемирная история. Энциклопедия. Том 5.Глава XXVI. Техника и естествознание в Европе во второй половине XVII и в XVIII вю

3. Всемирная история. Энциклопедия. Том 6.ГЛАВА VI.ДВОРЯНСКО-МОНАРХИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И БУРЖУАЗНО-РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ 20-х ГОДОВ XIX В.

4. Всемирная история. Энциклопедия. Том 6. ГЛАВА IX.РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА И РОСТ РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 30-40-х ГОДАХ XIX В.

5. Это является одним из аргументов сторонников теории первоначального накопления.

6. Хикс дж. Теория экономической истории. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2003. С.184-188; Hicks J. A Theory of Economic History. Oxford, 1969, pp. 145-166

7. То есть он считает экономические и социальные факторы основными и главными причинами промышленной революции в Англии

8. То есть он не считает технические изобретения основной и главной причиной промышленной революции в Англии.

9. Вопросы экономики, № 8, 2008, «В поисках институциональных характеристик экономического роста», стр. 17

10. Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York – London, 1980 pp. 233, 266; Wilson C. England’s Apprenticeship, 1603-1763. New York, 1984 pp. 166, 184

11. J-F.Bergier. The Industrial Bourgeoisie and the Rise of the Working Class 1700-1914. Fontana Economic History of Europe, ed. by C.Cipolla. Vol. III, Glasgow, 1978, pp. 412-413; Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530-1780. Bristol, 1967, pp. 199-201

12. Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530-1780. Bristol, 1967, pp. 139, 179

13. Более подробное изложение этого взгляда экономических историков на причины Промышленной революции содержится в книге:Кузовков Ю. Мировая история коррупции. М., 2010, главы XII, XIV-XVII

14. И. Чикалова. У истоков социальной политики государств Западной Европы

15. М. Меерсон, Д. В. Прокудин ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ XX ВЕКА. Лекция 1 Введение в ХХ век. Что такое модернизация?

16. Н.Розенберг, Л. Е. Бирдцелл мл, «Как Запад стал богатым: Экономическое преобразование индустриального мира», гл. «Развитие промышленности: 1750-1880»

Промы́шленный переворо́т (промышленная революция) - исторический период перехода от мануфактуры к машинному производству. Начало промышленного переворота связано с изобретением рабочих машин и внедрением их в производство товаров, а завершение - с производством машин машинами, то есть развитием машинного производства, основанного на широком использовании машинной техники. Промышленный переворот дал толчок обобществлению производства; в условиях фабричной системы кооперативный характер процесса труда диктуется природой самого средства труда. Раздробленные процессы производства объединились в общественный производительный процесс. Революционные изменения в орудиях и в организации производства привели к переходу от доиндустриального общества к индустриальному обществу В 1760-1820-х годах промышленный переворот произошел в Великобритании. Затем до конца 19 века на путь промышленного переворота вступили США, Франция, Германия, Италия, Япония. В России начало промышленного переворота относится к первой половине 19 века, а завершение - к концу 1870-х - началу 1880-х годов.

Впервые понятие промышленного переворота начал применять в 1830-х годах французский экономист Адольф Бланки. С 1840-х годов термин стал использоваться марксистами . В первом томе «Капитала» Карл Маркс дал развернутый анализ революционных изменений средств производства, которые стали фундаментом капиталистического строя. Среди немарксистов понятие промышленного переворота получило признание в конце 19 века под влиянием британского историка Арнольда Тойнби. Вехами эпохи промышленного переворота стали: появление принципиально новых средств труда - машин (механизация производства); формирование нового типа экономического роста - переход от медленного и нестабильного к высокому самоподдерживающемуся росту; завершение формирования новой социальной структуры - превращение предпринимателей и наемных работников в основные общественные классы.

Сущность промышленного переворота

Исторические предпосылки развития машинной индустрии были созданы мануфактурной формой производства. Рост капиталистического производства влек за собой расширение как внутреннего, так и внешнего рынков, но оно наталкивалось на ограниченные возможности основанного на ремесленной технике мануфактурного производства. Промышленный переворот стал общеисторическим явлением, характерным для ряда стран, но вызревание предпосылок перехода от мануфактуры к машинной индустрии происходило неравномерно.
Лидером в этом плане выступила Великобритания , где промышленный переворот начался в 1760-х годах. Его начало связывают с изобретением в 1764-1765 годах британским ткачом Джеймсом Харгривсом механической прялки, которую он назвал в честь своей дочери Дженни. Прялка «Дженни» примерно в двадцать раз увеличила производительность труда прядильщика. Несмотря на сопротивление цехов, механическая прялка стала использоваться в Великобритании в 1770-1780-х годах практически повсеместно. К 1787 году в британской промышленности использовалось уже более 20 тысяч таких машин. Прялка «Дженни» приводилась в действие мускульной силой ткача, но в 1769 году Ричард Аркрайт, запатентовал прядильную машину непрерывного действия с водяным приводом. В 1775 году ткач Самуэль Кромптон сконструировал прядильную мюль-машину, выпускавшую высококачественную ткань.
Механизация отдельных операций порождала экономическую необходимость повышения производительности труда и в смежных операциях: так, с совершенствованием техники производства в хлопкопрядении обнаружилась диспропорция между прядением и ткачеством. В 1785 году был запатентован образец механического ткацкого станка, а в 1801 в Великобритании начала функционировать первая механическая ткацкая фабрика, насчитывавшая около 200 станков. Эти инновации обеспечили массовый выпуск дешевых и качественных хлопчатобумажных тканей фабричным путем, и Великобритания стала обеспечивать текстильными тканями все развитые страны мира. Внедрение в ткацкое производство новой техники ускорило механизацию ситцепечатного, красильного производств. Распространение машинной техники повлекло за собой упадок кустарного производства и разорение массы мелких товаропроизводителей.
Оснащение машин множеством одновременно действующих органов вызвало необходимость двигателя. С конца 1790-х годов в текстильной промышленности стал использоваться запатентованный в 1784 году паровой двигатель «двойного действия» Дж. Уатта. К 1810 году в Великобритании насчитывалось около 5 тысяч паровых машин. Рост промышленного производства и расширение рыночных связей потребовали совершенствования средств транспорта. В первой четверти 19 века начали функционировать пароходное сообщение и паровой железнодорожный транспорт.
Распространение машинной техники вступало в противоречие с ремесленной техникой изготовления самих машин. В процессе промышленного переворота выявлялось несоответствие между расширяющимся спросом на новые средства труда и ограниченными возможностями их мануфактурного производства. Это несоответствие было преодолено в результате массового внедрения машин в машиностроительное производство. С начала 19 века в промышленности начали использовать металлообрабатывающие станки, в том числе механические молоты и гидравлические прессы. Особенно большое значение имело изобретение британским механиком Генри Модсли в 1798-1800 годах токарного станка с механическим суппортом, который позволял нарезать винты и гайки стандартных размеров. Г. Модсли стал основателем технической стандартизации. Механизация производства машин позволила наладить поточное производство огнестрельного оружия.
Увеличивавшееся производство машинного оборудования и новых транспортных средств способствовало повышению спроса на металл . На протяжении 1788-1820 годов выплавка чугуна увеличилась примерно в шесть раз. Увеличению выпуска металла способствовал осуществлявшийся с 1780-х годов переход в металлургии к пудлингованию, обеспечивавший производство железа из чугуна с помощью минерального топлива. Механизация производства и дифференциация механических орудий труда создали условия для перехода от простой кооперации машин к системе машин, что представляет собой основной признак крупной машинной индустрии. В 1810-1820-х годах крупная машинная индустрия в Великобритании одержала победу над мануфактурой и ремесленным производством; страна стала промышленной державой, «мастерской мира». Рост производительных сил сопровождался обострением противоречий, присущих капиталистическому способу производства; в 1825 году в Великобритании разразился первый экономический кризис перепроизводства.
Вслед за Великобританией на путь развития крупной промышленности вступили США, Франция, Германия. Общие экономические условия для развития капиталистического производства в США сложились после победы в Войне за независимость (1775-1783). Техническому перевооружению хлопчатобумажной промышленности способствовало отсутствие цеховых ограничений и использование технического опыта британской промышленности. Массовое применение паровых двигателей и развитие машиностроения в северо-восточных штатах США пришлось на 1850-1860-е годы.
Первые шаги в механизации бумагопрядильного производства во Франции были сделаны 1780-х годах, однако переход от мануфактурного производства к использованию машин в ведущих отраслях промышленности занял многие десятилетия. В Италии промышленный переворот начался в 1840-х годах. Фабричное производство развивалось в северных районах страны. Победу над кустарным производством и мануфактурой машинная индустрия в Италии одержала в последней трети 19 века. В Германии развитие машинного производства ускорилось во второй половине 19 века, в 1850-1860-х годах начался бурный рост тяжёлой промышленности.
В Японии условия для развития капиталистического фабричного производства были созданы революцией Мэйдзи (1867-1868). В последних десятилетиях 19 века японские предприниматели использовали технический опыт западноевропейских стран и США, ввозя значительную часть машинного оборудования из-за границы. Японское правительство активно участвовало в учреждении и финансировании крупных промышленных предприятий, прямо или косвенно участвовавших в техническом перевооружении японской армии.
Превратив промышленность в главную отрасль общественного производства, промышленный переворот вместе с тем привел к ее отделению от земледелия и к росту крупных промышленных центров. Развитие машинной индустрии неизбежно влекло за собой ломку патриархальной замкнутости, увеличение подвижности населения. Рост капиталистического фабричного производства способствовал обострению противоречий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней. Дальнейшая механизация производства вела к возникновению массовой безработицы.
По мере того, как крупная промышленность завоевывала господствующее положение в общественном производстве, увеличивалась доля рабочего класса в общей численности населения. В Великобритании к середине 1840-х годов около трех четвертей населения принадлежало к рабочему классу. С возникновением пролетариата началась его борьба за свои права. Такие средства экономической борьбы, как стачка, рабочий класс сочетал с политическими выступлениями. В 1830-1840-х годах в Великобритании получило развитие чартистское движение. В этот же период имели место выступления рабочего класса во Франции (Лионские восстания 1831 и 1834 годов) и Германии (восстание силезских ткачей 1844 года).

Социальные последствия

Изобретение машин не было новинкой эпохи промышленного переворота. Еще в античное время были известны механические приспособления, в том числе и на основе использования силы водяного пара. Попытки использования машин в мастерских ремесленников известны и в средние века. С технической точки зрения промышленная революция могла бы произойти гораздо раньше. Однако для нее должны быть подготовлены социальные условия. Для внедрения машин было необходимо ликвидировать средневековую цеховую систему, которая ограничивала рост производства и сбыта товаров, обеспечить защиту прав изобретателя.
В истории известны примеры репрессий против изобретателей. Так, в 1579 году в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Когда в 1733 году британский ткач Джон Кей изобрел «летающий челнок», то он подвергся преследованиям и был вынужден бежать во Францию. Ярким подтверждением средневекового страха перед машинами стало движение луддитов в Великобритании рубежа 18-19 веков, когда рабочие разбивали машины, «отнимающие хлеб у людей».
В середине 18 века в Великобритании были приняты специальные законы, защищающие исключительные права изобретателя на использование его открытия. В результате изобретатели (Аркрайт, Уатт, Фултон, Стефенсон) смогли стать предпринимателями, получили прибыль от использования своих патентов . Промышленный переворот качественно изменил темпы экономического роста. В доиндустриальных обществах экономический рост был неустойчив и невысок: периоды подъема экономики перемежались с периодами спада, в результате средний темп прироста колебался около нуля.
Марксисты рассматривали промышленный переворот с точки зрения изменения социальных характеристик процесса труда и структуры общества. Орудия труда приобрели такую форму существования, которая обусловила замену человеческой силы механизмами, а эмпирических рутинных приемов труда - сознательным применением научных знаний. После промышленного переворота коллективный (кооперативный) характер труда становится технической необходимостью. В доиндустриальных обществах производство зависело от индивидуальной квалификации работника и его физической силы. Поэтому процесс труда оставался индивидуализированным: крестьянин со своей семьей самостоятельно обрабатывал свой надел, ремесленник с немногими подмастерьями единолично трудился в мастерской.
Когда предприниматели организовывали совместный ручной труд работников на мануфактуре, то производительность труда росла незначительно, а потому мануфактуры не могли стать главной формой промышленного производства. Мануфактурный наемный работник всегда желал, накопив денег, стать самостоятельным ремесленником, поскольку обладал навыками и опытом для этого. Поскольку ручной труд требовал высокой квалификации и немалой физической силы, то активными работниками в докапиталистических обществах могли быть только мужчины, женщинам же оставались лишь второстепенные виды деятельности, не требующие ни особого мастерства, ни физической силы. Такое положение наемного работника называют формальным подчинением труда капиталу: работник сохраняет возможность порвать с наемным трудом.
Массовое внедрение машин внесло принципиальные изменения в организацию труда, а тем самым в социальную структуру общества. Фабричное производство, основанное на кооперации машин, формировало работника принципиально нового типа. От него не требовалось умение изготавливать своими руками от начала до конца товар , а выполнять у машины однообразные операции, работая бок о бок с другими наемными работниками. В результате, даже накопив денег, наемный работник не мог стать самостоятельным производителем, поскольку его навыки делали его «винтиком» единого трудового коллектива, управляемого предпринимателем. Это обстоятельство является реальным подчинением труда капиталу, когда наемный работник не может вернуться в число самостоятельно занятых. Предприниматели (капиталисты) и наемные работники (пролетарии) становятся главными общественными классами. Машинное производство, упрощающее трудовые операции, позволило вовлечь в процесс труда не только взрослую мужскую рабочую силу, но также женщин и детей. В конце 18 - начале 19 века произошло уменьшение средней зарплаты работников за счет вовлечения женского и детского труда. Техническое подчинение рабочего создало на начальной стадии развития капитализма казарменную дисциплину труда.