Влияет ли ремонт имущества на величину енвд. Стройка у вмененщика: что с налогами

№ 4/2008

Ремонтно-строительные услуги относятся к видам деятельности, которые подлежат переводу на уплату ЕНВД. В то же время налоговое законодательство содержит ограничения по применению данного режима. В каких случаях единый налог платить не нужно? Ответить на этот вопрос помогут разъяснения Минфина России.

Условия перевода на единый налог на вмененный доход

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться организации, которые ведут предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН).

К бытовым относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и классифицируемые в соответствии с ОКУН по коду 010000 «Бытовые услуги».

В частности, для строительных организаций такие услуги включены в подгруппу «Ремонт и строительство жилья и других построек» (код 016000 ОКУН).

При этом между строительной организацией и физическим лицом должен быть заключен договор бытового подряда.

Пунктом 1 статьи 730 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору бытового подряда (в рамках которого происходит оказание бытовых услуг) подрядчик обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика.

В свою очередь заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу.

Можно ли привлечь субподрядчиков?

Подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков) в случае, если из договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично (ст. 706 Гражданского кодекса РФ).

Исходя из этой нормы, специалисты Минфина России в письме от 24 декабря 2007 г. № 03-11-04/3/508 сделали вывод о том, что налогоплательщиками ЕНВД могут быть признаны организации-генподрядчики, оказывающие физическим лицам платные строительно-ремонтные услуги на основе договоров бытового подряда. В то же время предпринимательская деятельность по ремонту или строительству индивидуальных домов, осуществляемая в соответствии с заключаемым между юридическими лицами договором, на ЕНВД не переводится. Она должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения.

Организация-генподрядчик рассчитывает ЕНВД с использованием физического показателя базовой доходности - «количество работников». Под количеством работников понимается среднесписочная за численность работающих

с учетом всех работников, в том числе совместителей. При этом численность работников субподрядчика не учитывается.

Пример

Организация-подрядчик строит индивидуальные жилые дома по договорам с физическими лицами. Для строительства привлекается субподрядчик. Предположим, за налоговый период составила:
- у подрядчика - 36 человек;
- у субподрядчика - 24 человека.

Базовая доходность составляет 7500 руб. в месяц на одного работающего, коэффициенты К1 = 1,081, К2 = 0,8.

При расчете единого налога учитывается только численность работников организации-подрядчика. Таким образом, налоговая база составит:
7500 руб/мес. x 36 чел. x 1,081 x 0,8 x 3 мес. = 700 488 руб.

В строительстве участвует заказчик

Подрядчик, оказывающий физическим лицам услуги по строительству домов, может привлечь к работе заказчика для выполнения функции надзора. Каков в этом случае порядок налогообложения участников строительства? Согласно разъяснениям Минфина России, приведенным в письме от 22 ноября 2007 г. № 03-11-04/3/455, подрядчик должен уплачивать ЕНВД. Ведь он оказывает гражданам платные услуги на основе договоров бытового подряда. А вот деятельность заказчика переводу на уплату единого налога не подлежит. Ведь данная деятельность осуществляется в соответствии с заключаемым между юридическими лицами договором, поэтому она должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения.

Услуги по ремонту производственных и офисных помещений

Организация может оказывать ремонтно-строительные услуги как физическим, так и юридическим лицам. При этом деятельность по оказанию услуг организациям переводу на уплату единого налога не подлежит. В случае же, если такого рода услуги будут произведены в рамках специального режима, налоговики при проверке пересчитают налог и начислят штраф и пени. При этом, по мнению судей, не производит юридической переквалификации сделок или характера деятельности налогоплательщика (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 февраля 2007 г. № А43-6776/2006-34-175).

В то же время договор на ремонт производственных и офисных помещений может быть заключен не с организацией, а с физическим лицом. Можно ли в этом случае оказать данную услугу в рамках ЕНВД? По мнению специалистов Минфина России, нет. Такой вывод содержится в письме от 14 февраля 2008 г. № 03-11-04/3/69 . Дело в том, что данный вид услуг в разделе «Бытовые услуги» ОКУН не указан. В связи с этим оснований для отнесения деятельности организации по оказанию данных услуг к бытовым услугам не имеется.

Соответственно деятельность организации, связанная с оказанием услуг по ремонту производственного и офисного помещений, осуществляемая в рамках договора подряда с физическим лицом, не подлежит переводу на ЕНВД.

Порядок уплаты налога и представления декларации

Согласно пункту 2 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики единого налога на вмененный доход обязаны встать на учет в налоговой инспекции по месту осуществления предпринимательской деятельности в пятидневный срок с момента ее начала.

Уплата единого налога производится по итогам налогового периода (квартала) не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Куда платить налог?

Суммы ЕНВД зачисляются на счета органов Федерального казначейства России для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством. При этом, как указали чиновники Минфина России в письме от 15 февраля 2008 г. № 03-11-03/4 , представительные органы муниципальных образований, а также законодательные органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не имеют прав по установлению порядка зачисления единого налога.

Электронная декларация

Налоговая декларация представляется в инспекцию по месту учета организации по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде. Декларация может быть представлена налогоплательщиком в инспекцию лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи (п. 4 ст. 80 Налогового кодекса РФ).

С 1 января 2008 года организации, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила 100 человек, обязаны представлять налоговые декларации в электронном виде. При этом порядок представления электронных деклараций по телекоммуникационным каналам связи через специализированного оператора определен приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169.

Таким образом, если организация, переведенная на уплату ЕНВД, не превысила указанный лимит численности работников, то она вправе представлять в инспекцию налоговые декларации на бумажном носителе.

Согласно разъяснениям финансистов, налоговый орган не вправе отказать в принятии представленной налоговой декларации по установленной форме. Кроме того, налоговики обязаны проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее получения (

Поводом для написания данной статьи послужил вопрос налогоплательщика, присланный в редакцию. Уверены, что описанная ситуация будет небезынтересна многим. Однако ответить на вопрос (при наличии огромного количества нестыковок в законодательстве и отсутствии (пока) правоприменительной практики) оказалось непросто. Поэтому мы лишь попытались собрать воедино материал по данной теме, который, надеемся, поможет спрогнозировать негативные последствия рассматриваемой хозяйственной операции, или, по крайней мере, предупредит налогоплательщика о возможном судебном разбирательстве. Схемы, представленные в статье, не единственно возможные, и читатели могут разработать другие, наиболее приемлемые для них, на основании наших рекомендаций.
Ситуация . Организация, применяющая специальный налоговый режим в виде ЕНВД, в 2006 году начала строительство собственными силами нежилого комплекса, в котором часть площадей предназначена под розничную торговлю, часть – под сдачу в аренду. Являются ли в данном случае работы для собственного потребления объектом обложения НДС? Если да, то имеет ли организация право на налоговый вычет?

Объект налогообложения

В силу п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации, переведенные на уплату ЕНВД, не признаются плательщиками НДС (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). Однако это правило относится только к тем видам деятельности (перечислены в п. 2 ст. 346.26 НК РФ ), которые облагаются «вмененным» налогом. Поскольку строительно-монтажные работы в указанном перечне не упомянуты, в отношении таких работ применяется общеустановленный режим налогообложения.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 146 НК РФ установлено, что выполнение СМР для собственного потребления является объектом обложения НДС. При этом налоговая база определяется как стоимость работ, исчисленная исходя из фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК РФ ). Учитывая вышесказанное, если организация ведет деятельность только в рамках «вмененного» спецрежима, то это не освобождает ее от начисления НДС при строительстве хозспособом. Такие разъяснения даны финансовым ведомством в письмах от 18.11.04 № 03-06-05-04/47 и от 08.12.04 № 03-04-11/222 .

Обратите внимание : по мнению некоторых специалистов, представленная позиция не соответствует действующему законодательству. Дело в том, что в соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Сами по себе операции по строительству объектов для собственных нужд не являются ведением предпринимательской деятельности. И если организация осуществляет операцию, признаваемую объектом обложения НДС (в данном случае СМР для собственного потребления), но в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД (например, при строительстве объекта недвижимости для розничной торговли), то она не является по этой операции плательщиком НДС.

На наш взгляд, данная точка зрения сопряжена с большими налоговыми рисками. Кроме того, автору не удалось подтвердить ее арбитражной практикой в пользу налогоплательщиков, придерживающихся такой позиции, чего нельзя сказать о противоположном выводе – «вмененщики» должны начислять НДС на стоимость СМР для собственного потребления (см., например, постановления ФАС СЗО от 30.06.05 № А66-11961/2004 , от 27.04.06 № А05-9929/2005-11 ).

Налоговые вычеты

Наряду с обязанностью исчислять НДС со стоимости СМР для собственного потребления организации имеют право на налоговые вычеты. Напомним, что порядок их применения установлен п. 6 ст. 171 и п. 5 ст. 172 НК РФ . Так, организации, осуществляющие СМР для собственного потребления, вправе уменьшить НДС на сумму налога по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения данных работ. Для этого необходимо, чтобы товары (работы, услуги) были приняты на учет и у организации имелись первичные документы и надлежащим образом оформленные счета-фактуры поставщиков и подрядчиков. Оплата для принятия НДС к вычету не требуется.

В силу абз. 3 п. 6 ст. 171 НК РФ организации могут воспользоваться налоговым вычетом со стоимости СМР (после уплаты налога в бюджет) в случае, еслистроительно-монтажные работы для собственного потребления связаны с имуществом, предназначенным дляосуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с настоящей главой, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

В вопросе уточнено, что организация планирует ввести в эксплуатацию объект недвижимости, который будет использоваться при осуществлении двух видов деятельности: облагаемой ЕНВД и подлежащей налогообложению в общеустановленном порядке. Поэтому часть суммы НДС, начисленной на стоимость СМР, выполненных для собственного потребления, организация-«вмененщик» учтет в стоимости основного средства (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ ), а другую часть налога примет к вычету (абз. 3 п. 6 ст. 171 НК РФ ).

Как рассчитать пропорцию и распределить налог в указанном случае? К сожалению, ответа на этот вопрос Налоговый кодекс не содержит. Ссылкана п. 4 ст. 170 НК РФ и расчет пропорции по представленным в нем правилам здесь не совсем корректны, так как положения этого пункта применяются в отношении налогоплательщиков, осуществляющих как облагаемые, так и освобождаемые от налогообложения операции . В рассматриваемой ситуации речь идет о виде деятельности, по которому организация не является плательщиком НДС (согласитесь, это разные понятия). Да и распределять налог на основании стоимости отгруженной продукции, реализация которой подлежит налогообложению, в общей стоимости отгруженной продукции за налоговый период нельзя по причине отсутствия такой реализации (в процессе строительства).

Исходя из сказанного, налогоплательщик, по нашему мнению, должен самостоятельно определить, на основании каких данных он произведет расчет , закрепив это в учетной политике, например, относительно размера площадей, предназначенных для каждого вида деятельности. Но в такой ситуации необходимо учитывать следующее. По новым правилам определять базу по НДС при строительстве хозспособом следует в последний день месяца каждого налогового периода (п. 10 ст. 167 НК РФ ), а воспользоваться налоговым вычетом по СМР можно после уплаты налога в бюджет (ст. 173 НК РФ ). Это значит, что точный расчет пропорции (подкрепленный правоустанавливающими документами на построенные площади) возможен только по окончании строительства (речь идет о том, что при проведении СМР возможно отклонение от проектной площади каждого помещения – неизбежная погрешность строительных работ) . Как быть? На наш взгляд, организация может принять к вычету НДС по СМР частично, исходя из предполагаемого расчета, а после уточнения площадей (если будут выявлены значительные расхождения при их замере) – представить уточненные декларации по НДС.

Если предположить, что помещение строится «вмененщиком» только для деятельности, по которой он не уплачивает НДС, то такая хозяйственная операция для предприятия, применяющего специальный налоговый режим, становится крайне невыгодной: начислить и уплатить в бюджет НДС по СМР надо, а взять налог в зачет со стоимости «хозспособного» строительства нельзя. Вычетами по товарам, работам, услугам, использованным для СМР, организация, уплачивающая ЕНВД, может воспользоваться в полной сумме (абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ ).

Обратите внимание : у «вмененщика», выполняющего СМР для собственного потребления, также возникает обязанность уплаты ЕСН с заработной платы работников, занятых в строительстве. Дело в том, что он имеет право не уплачивать этот налог только с выплат работникам, произведенных в связи с деятельностью, облагаемой ЕНВД. Как уже было отмечено, хозспособ к ней не относится (абз. 2 п. 4 ст. 346.26 НК РФ , Постановление ФАС СЗО № А05-9929/2005-11 ).

Сплошные загадки или

Как лучше поступить?

Все вышесказанное приводит к одному выводу – прежде чем начать строительство для собственного потребления, «вмененщик» должен взвесить все «за» и «против». На наш взгляд, лучше организовать строительство для деятельности, облагаемой НДС (невзирая на заведомо известное предназначение объекта недвижимости), с последующим восстановлением налога (хотя и здесь бухгалтера будут подстерегать налоговые неприятности) либо, выступая в роли инвестора, заключить договор с заказчиком-застройщиком на строительство объекта недвижимости.

Пример 1 .

000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.), другие расходы (зарплата работников, занятых на строительстве объекта, с учетом отчислений, амортизация оборудования) – 150 000 руб.

В мае объект недвижимости введен в эксплуатацию и принят на учет. В этом месяце поданы документы на регистрацию права собственности на него. Объект основного средства зарегистрирован в июне 2006 г. С этого месяца часть площади построенного здания используется для сдачи в аренду, другая – для организации магазина розничной торговли.

(Для упрощения примера вопросы начисления амортизации на здание не рассматриваются).

Так как объект строительства предполагалось использовать только в деятельности, облагаемой НДС, организация-«вмененщик» правомерно принимала к вычету налог, начисленный по СМР. В дальнейшем (с июня) здание будет предназначаться в том числе для розничной торговли (уплата ЕНВД), поэтому налог нужно восстановить в части, приходящейся на этот вид деятельности. Возникает новая «загадка»: на какую статью Налогового кодекса следует в этом случае сослаться? На пункт 6 ст. 171 НК РФ , и восстанавливать налог, отражая его в течение десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в абзаце втором пункта 2 статьи 259 НК РФ, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти? Или на подпункт 2 п. 3 ст. 170 НК РФ , согласно которому налог следует восстановить единовременно в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценок? Попробуем разобраться.

Абзацем 4 п. 6 ст. 171 НК РФ определено, что суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в соответствии с п. 1 ст. 166 НК РФ при выполнении СМР для собственного потребления, правомерно принятые к вычету, подлежат восстановлению в случае, если данные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций , указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, за исключением основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет. Для таких ситуаций (абз. 5 п. 6 ст. 171 НК РФ ) предусмотрено восстановление налога в соответствующей доле в течение 10 лет (то есть по 1/10 суммы ежегодно), которая определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ , в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год.

Обратите внимание : мы неслучайно выделили слова «операции», «не облагаемые налогом», ведь ранее было указано, что в рассматриваемой ситуации речь идет не об операциях, не облагаемых налогом, а о виде деятельности, подпадающем под уплату ЕНВД (организация-«вмененщик» имеет статус неплательщика НДС). Следовательно, ст. 171 НК РФ в данном случае неприменима. Другими словами, восстановить налог надо в соответствии с правилами, прописанными в пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ , то есть единовременно, в размере суммы, пропорциональной остаточной стоимости основного средства (абз. 2 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ ), в налоговом периоде, предшествующем переходу на специальный налоговый режим в виде ЕНВД (абз. 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ ).

Попыталось разъяснить ситуацию и налоговое ведомство (Письмо от 02.05.06 № ШТ-6-03/462@ ), которое, в частности, указало: если налогоплательщик налога на добавленную стоимость начинает использовать основные средства, нематериальные активы, одновременно как в деятельности, облагаемой НДС, так и в деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, то суммы налога по такому имуществу, ранее правомерно принятые этим налогоплательщиком к вычету, на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса подлежат восстановлению и уплате в бюджет в первом налоговом периоде начала их использования, исходя из пропорции, определяемой аналогично пропорции, указанной в пункте 4 статьи 170 Кодекса. (Обратите внимание, что Налоговым кодексом прямо не предусмотрена необходимость использования такого порядка для расчета сумм налога, подлежащих восстановлению, а п. 4 ст. 170 НК РФ применяется для расчета сумм НДС, относимых к вычету).

Справедливости ради отметим, что существует и другое мнение по поводу разъяснений налоговиков, высказанных в Письме № ШТ-6-03/462@ , которое основано на разграничении понятий «объект недвижимости» и «прочее имущество». Так, если организация переводит часть своей деятельности на ЕНВД, то она может применять льготный порядок, позволяющий восстанавливать НДС по недвижимости в течение 10 лет (в отличие от ситуации, когда организация переходит на спецрежим в виде ЕНВД полностью).

По какому пути пойдет налогоплательщик, решать ему. Мы считаем, что наиболее выгодна ситуация с длительным (в течение 10 лет) восстановлением НДС, хотя такой вариант, скорее всего, окажется и более рискованным .

Итак, вернемся к условиям примера 1. Организация решила восстановить НДС в соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ – исходя из 1/10 суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле. Доля определяется на основании стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ , в общей стоимости товаров, отгруженных (переданных) за календарный год (Письмо ФНС РФ № ШТ-6-03/462@ ).

Общий доход организации за 2006 г. составил 30 000 000 руб., в том числе выручка от розничной продажи - – 6 000 000 руб.

В учете организация сделает следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Январь 2006 г.

Оприходованы материалы

Отражена сумма затрат на СМР

(200 000 + 150 000) руб.

(350 000 руб. х 18%)

Ежемесячно с февраля по май

Оприходованы материалы

Учтен НДС по приобретенным материалам

Отражена сумма затрат на СМР

Начислен НДС со стоимости выполненных СМР

Принят к вычету НДС, предъявленный поставщикам материалов

Принят к вычету НДС, исчисленный со стоимости СМР, выполненных в предыдущем месяце

Май 2006 г.

Перечислена госпошлина за регистрацию права собственности на здание

Плата за госрегистрацию права учтена в затратах на приобретение здания

Объект недвижимости принят на учет и введен в эксплуатацию

(350 000 руб. х 5 мес. + 7 500 руб.)

Июнь 2006 г.

Принят к вычету НДС, исчисленный со стоимости СМР, выполненных в мае

Зарегистрировано право собственности на объект недвижимости

Декабрь 2006 г.

Восстановлена сумма НДС, ранее правомерно принятого к вычету

Восстановленная сумма НДС отражена в составе расходов по обычным видам деятельности

После уплаты в бюджет НДС, исчисленного со стоимости СМР, выполненных за предыдущий месяц (Письмо МФ РФ от 03.07.06 № 03-04-10/09 ).

Субсчет «Объекты недвижимости, документы по которым переданы на регистрацию» (п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств , утв. Приказом МФ РФ от 13.10.03 № 91н ).

Рассчитаем долю, которую составляет выручка от розничной торговли в общем доходе: 6 000 000 руб. / 30 000 000 руб. х 100% = 20%.

Сумма «входного» НДС – 315 000 руб. (63 000 руб. х 5 мес.).

1/10 суммы «входного» НДС составит 31 500 руб.

Сумма, подлежащая восстановлению, – 6 300 руб. (31 500 руб. х 20%).

Восстановленная сумма НДС отражается в книге продаж (п. 16 Правил , утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.00 № 914 ), для целей налогообложения прибыли она учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ (абз. 5 п. 6 ст. 171 НК РФ ).

Пример 2 .

Организация-«вмененщик», выступая в роли инвестора, заключила договор с заказчиком-застройщиком на строительство объекта недвижимости, который в дальнейшем будет использоваться как в облагаемой, так и не подлежащей налогообложению деятельности.

В этом случае до окончания строительства и передачи построенного объекта инвестору сумма инвестиций отражается в учете инвестора по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с заказчиком-застройщиком».

После завершения капитального строительства и подписания типовых форм актов приемки-передачи застройщик передает инвестору построенный объект по акту реализации инвестиционного контракта с документацией по приемке объекта.

В учете инвестора составляются проводки:

Дебет 08-3 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком-застройщиком» – на сумму произведенных инвестиций;

Дебет 19-1 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком-застройщиком» – на сумму НДС;

Дебет 01 субсчет «Объекты недвижимости, документы по которым переданы на регистрацию» Кредит 08-3 – на сумму первоначальной стоимости объекта согласно Акту о приеме-передаче здания (сооружения ) (форма № ОС-1а) .

В силу п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при осуществлении ими капитального строительства. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 – 8 статьи 171 НК РФ (п. 5 , 1 ст. 172 НК РФ ) .

По условиям примера часть площади здания инвестор (организация-«вмененщик») будет использовать для не облагаемых НДС операций. Рассчитав пропорцию (по используемым площадям), определим сумму налога к вычету. По помещению, предназначенному для розничной торговли, сумму НДС, предъявленную подрядчиками, необходимо учитывать в первоначальной стоимости здания.

Таким образом, в учете инвестора (организации-«вмененщика») будут сделаны следующие проводки:

Дебет 68 Кредит 19 – в части НДС, подлежащей налоговому вычету;

Дебет 01 субсчет «Объекты недвижимости, документы по которым переданы на регистрацию» Кредит 19 – в части увеличения первоначальной стоимости здания;

Дебет 01 Кредит 01 субсчет «Объекты недвижимости, документы по которым переданы на регистрацию» – получено право собственности на здание.

Обратите внимание : существует мнение, что НДС, предъявленный подрядчиками, можно принять к вычету в полной сумме с дальнейшим восстановлением в течение 10 лет в порядке, прописанном в п. 6 ст. 171 НК РФ (аналогично вышеуказанной ситуации). Сторонники такой позиции приводят следующие аргументы. Абзацем 4 п. 6 ст. 171 НК РФ определено, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), принятые к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса . При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, чтобы не принимать суммы налога, предъявленные подрядчиками, к вычету, если строящийся объект недвижимости сразу планируют использовать (в полном объеме или частично) в деятельности, не облагаемой НДС (ст. 170 Как было указано в предыдущем примере, проводка может быть сделана без учета п. 52 Методических указаний по учету основных средств. В частности, Дебет 01 Кредит 08-3 – получено право собственности на здание.

Для трудоустройства срочно!

education.eicpa.ru

Для прохождения тестирования на соответствие квалификации при трудоустройстве: Главный бухгалтер; Финансовый директор; Эксперт, Финансовый менеджер

Санкт-Петербург

БЕСПЛАТНЫЙ семинар для бухгалтеров "Актуальные вопросы по НДС"

Итак, для каких строительных компаний вмененка актуальна?

Во-первых, для фирм, занимающихся ремонтом жилья и других построек. Дело в том, что в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ под обложение «вмененным» налогом подпадает оказание бытовых услуг, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению(ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163; далее - ОКУН). В нем поименованы ремонт и строительство жилья, а также других построек. Однако при этом в соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса РФ к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам, предусмотренные ОКУН, за исключением изготовления мебели, строительства индивидуальных домов. Таким образом, остается ремонт, а также изготовление и сборка бревенчатых и брусчатых срубов (код 016203), строительство садовых домиков (код 016214), гаражей (код 016214), индивидуальных бань и душевых (код 016215).

Во-вторых, для фирм, имеющих розничные точки торговли стройматериалами (занимающихся торговлей как сопутствующим видом деятельности).

Организацию в целом либо ее подразделения, осуществляющие указанные виды деятельности, можно перевести на вмененку. При этом надо помнить о ряде ограничений.

Ограничения

На уплату вмененного налога не вправе переходить, в частности:

Компании, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

Организации, где доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

Полный перечень обстоятельств, при наличии которых организация не может перейти на приведен в пункте 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Отдельно нужно сказать о численности работников.

Если компания придет к выводу о необходимости выделения из своего состава подразделений, которые могли бы применять режим в виде уплаты ЕНВД, ей следует учитывать, что требование о численности распространяется на всю компанию. Так, в письме от 7 июня 2011 г. № 03-11-06/3/63 разъяснено, что для целей применения вмененного налога среднесписочная численность работников по организации берется в целом.

В численность включаются также и сотрудники и иных обособленных подразделений организации.

Как подчеркнуто в письмах Минфина России от 22 октября 2009 г. № 03-11-06/3/250, от 10 ноября 2008 г. № 03-11-02/126, при этом учитывается среднесписочная численность работников по всем видам деятельности независимо от применяемых режимов налогообложения, включая персонал филиалов, представительств и иных обособленных подразделений

Это означает, что фирме придется пересчитывать всех своих работников - как относящихся к системе ЕНВД, так и не относящихся.

Напомним, что с 1 января 2013 года лимит по количеству работников для перехода (и возможности применения системы в виде уплаты единого налога на вмененный доход) определяется исходя из средней численности сотрудников, а не из среднесписочной.

Но это изменило лишь порядок Ограничение осталось прежним - 100 человек.

Поясним: показатель «средняя численность» включает в себя среднесписочную численность, а также среднюю численность работающих по внешнему совместительству и по гражданско-правовым договорам. Так в пункте 77 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428. Документ действует с 1 января 2014 года вместо утративших силу Указаний… утвержденных приказом Росстата от 24 октября 2011 г. № 435, в пункте 77 которых содержался аналогичный порядок. Так что условие по численности персонала год назад стало только жестче.

Кроме того, перейти на ЕНВД компания не сможет, если ведет деятельность в рамках простого товарищества (п. 2.1 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ).

Смена режима - это не обязанность. С 1 января 2013 года переход на ЕНВД стал добровольным (п. 1 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ).

Для местных органов власти введение этого режима на своей территории тоже дело добровольное. Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, они вовсе не обязаны устанавливать систему в виде уплаты ЕНВД или могут установить ее частично - только для отдельных видов деятельности из списка, указанного в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Поэтому, говоря о возможности применения ЕНВД, мы будем подразумевать, что в конкретном городе (муниципальном районе) данный специальный режим для рассматриваемых («околостроительных») видов деятельности введен.

Порядок перехода

Отметим несколько особенностей.

Время. Перейти на ЕНВД компания вправе в течение года в любое время. То есть делать это с начала года необязательно. В главе 26.3 Налогового кодекса РФ не содержится запрета на переход налогоплательщика на в виде ЕНВД в течение календарного года.

Поэтому при соответствии организации установленным условиям и ограничениям и в случае подачи в налоговый орган заявления о постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД у нее возникает право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД с даты, указанной в заявлении. Такие разъяснения приведены в письме от 11 ноября 2013 г. № ЕД-4-3/20133.

То есть компания, желающая перейти на ЕНВД, должна подать в инспекцию по месту осуществления соответствующей деятельности заявление о постановке на учет в качестве плательщика единого налога. Сделать это надо в течение пяти дней со дня начала применения ЕНВД (п. 2, 3 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ).

Форма № ЕНВД-1 «Заявление о постановке на учет….» утверждена приказом ФНС России от 11 декабря 2012 г. № ММВ-7-6/941@. Она приведена в приложении № 1 к указанному приказу, а порядок ее заполнения - в разделе IV приложения № 9 к тому же приказу.

Предположим, что фирма, являющаяся обществом с ограниченной не могла перейти на ЕНВД из-за того, что не отвечала критерию по доле участия в ее капитале других организаций. Но в начале года учредитель (юридическое лицо), имевший долю участия более 25 процентов, вышел из общества, и его доля была распределена между остальными учредителями (физическими лицами). Фирма после внесения соответствующих изменений в свои сможет перейти на ЕНВД не дожидаясь начала следующего календарного года.

А если строительная компания решит перевести на ЕНВД какие-то свои подразделения, сделать это она тоже сможет в указанном выше порядке.

Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения заявления должен выдать уведомление о постановке организации на учет в качестве плательщика единого налога. Датой постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД признается дата, указанная в заявлении (п. 3 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ).

Место. А имеет ли фирма право перейти с вмененки на иной режим налогообложения частично, то есть в некоторых регионах России сняться с налогового учета в качестве плательщика ЕНВД, оставаясь при этом его плательщиком в других регионах?

Финансисты положительно отвечают на данный

Это подтверждено в письме Минфина России от 20 декабря 2012 г. № 03-11-06/3/89. В нем прямо указано, что «налогоплательщик, осуществляющий один вид деятельности в разных регионах Российской Федерации, может в отношении одного вида деятельности в установленном кодексом порядке применять разные режимы налогообложения».

Следовательно, если у компании есть несколько подразделений, которые могли бы перейти на ЕНВД, она вправе самостоятельно решить, какое подразделение перевести на «вмененку», а какое нет.