Региональная экономическая политика россии. Федеральеное агентство по образованию

Региональная экономическая политика является базисной , основополагающей в системе всех политических решений. От действенности и эффективности её проведения зависит уровень национального богатства всей страны и каждого региона, условия и качествo жизни населения. Экономическая политика выполняет дирижирующую роль во всей управленческой деятельности.
Региональная экономическая политика в Российской Федерации находится в сложном положении, о чём свидетельствует современное состояние национальной и региональных экономик.
Объём российского валового внутреннего продукта составляет всего лишь 2%, против 23% США, 12% Китая, 21% ЕС. Относительно слабая сырьевая экономика в определённой мере есть результат бессистемной экономической политики.
Подобное состояние обусловлено историческим наследием ХХ столетия и современными ошибками переходного периода.
Региональная экономика советского государства развивалась на основе монопольной собственности, жёсткого директивного планирования и ведомственно-отраслевого диктата. В процессе функционирования в ней проявились следующие негативные тенденции :

  1. Деформация структуры экономики регионов в сторону военно-промышленного и горно-добывающего комплексов.
  2. Гигантизм во всех сферах экономики, сопровождающийся чрезмерной заводской и территориальной концентрацией производства. Примерами могут служить гиганты Урала – Уралмашзавод, Южуралмаш, Магнитогорский металлургический комбинат, Уралвагонзавод и т.д.
  3. Застой в сельскохозяйственном производстве, господство колхозно-совхозной (по существу, государственной) собственности и как результат импорт зерна и продовольствия.
  4. Чрезмерная трудозатратность, повышенная сырьевая и энергетическая ёмкость экономики, низкое качество продукции.
  5. Отсутствие конкуренции между товаропроизводителями.
  6. Административные методы управления региональной экономикой.

Региональная экономическая политика была сфокусирована в центре и часто проводилась без учёта местной специфики, особенностей формирования территориально-производственных комплексов. В политике превалировали такие принимаемые решения, которые несли черты стандартизации для всех регионов страны и игнорирования специфики каждой территории.
Перестройка общества и реформирование экономики должны были исправить сложившиеся диспропорции и обновить хозяйство. К сожалению, неопределённость целей проводимых реформ, копирование западных образцов развития региональной экономики без учёта местной специфики, использование методов проб и ошибок не ликвидировали негативные тенденции прошлого. Более того, они создали дополнительные условия для углубления кризисных ситуаций. Наиболее явными признаками ухудшения экономической обстановки в регионах стали следующие :


  • углубился структурный кризис в экономике, увеличилась невостребованность продукции, произошёл резкий спад производства;
  • приватизация и акционирование предприятий проведены хаотично, что привело к расширению монополизма, концентрации капитала на счетах отдельных лиц и группировок;
  • региональные рынки не смогли взять на себя регулирующие функции и не «работают» в полной мере;
  • произошёл распад хозяйственных связей;
  • появились региональные сочетания спада промышленного производства и роста инфляции, наметилась «спадинфляция»;
  • углубился кризис в сельской местности, «реформирование» колхозов и совхозов сопровождалось разрушением уклада жизни крестьян, фермеризация шла с отклонениями, что заметно повлияло на снижение объёмов сельскохозяйственной продукции.

Для подъёма региональной экономики необходима новая экономическая политика, которая будет способна оживить саморазвитие и самоорганизацию территории . Политика должна проводиться на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. При этом нужно учесть асимметрию в экономическом развитии регионов, что требует индивидуальных управленческих воздействий. На территории страны появились регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры (табл.7). Разрыв между самым богатым (Тюменская область) и самым бедным (Республика Дагестан) регионами достиг почти 20-кратной величины, что явно вносит дисбаланс в развитие единого экономического пространства Российской Федерации.

Функционирование и развитие региональных экономических систем не может осуществляться только на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства неизбежно приводит, как свидетельствует мировой опыт, к нарастанию разного рода противоречий, способных разрушить целостность национальной экономики и общества. Поэтому забота о пространственной организации хозяйства страны является неотъемлемой функцией любого государства, безусловным рефлексом ее самосохранения.

Характерные признаки государственного регулирования регионального развития можно найти в истории большинства стран. Активизация деятельности государства в этой сфере отражает понимание того, что без решения региональных проблем нельзя достичь провозглашаемых правительствами большинства развитых стран национальных целей полной занятости, улучшение качества жизни, справедливого распределения доходов, стабильного экономического роста и т.д..

Споры о том, существует региональная политика, порождаются в связи с тем, что осознанное и действенную региональную политику нередко трудно идентифицировать в разноаспектной и слабо скоординированной деятельности различных государственных институтов, влияющих на региональное развитие. В осуществлении регулирования регионального развития участвуют в той или иной мере все государственные институты, поскольку их деятельность так или иначе привязывается к определенной территории. Однако решение региональных проблем, как правило, не является для них основной функцией. Поэтому в системе государственного регулирования регионального развития целесообразно выделять специализированную регионально ориентированную деятельность, которую называют региональной политикой.

Обеспечение научных подходов при формировании и реализации региональной политики требует четкого обоснования ее теоретических, методологических и методических основ.

В последние годы термин «региональная политика» прочно закрепился в экономическом лексиконе как ученых в области экономических и общественных наук, так и представителей всех уровней государственного управления. Необходимость региональной политики следует из факта региональной дискретности пространства, неравнозначности регионов по факторам и задачами их развития, вследствие чего любая государственная политика строится дифференцированно в региональном аспекте.

Вместе с тем анализ научной литературы свидетельствует о том, что существуют существенные различия в толковании содержания региональной политики, формулировке ее целей и задач.

Известный советский экономико-географ Э. Б. Алаев в своем понятийно-терминологическом словаре (еще в советское время стал классическим) определил региональную политику как «сферу деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. повязкам связанную с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой»

1. В круг вопросов региональной политики ученый включал такие направления, как: соотношение и взаимодействие движущих сил регионального развития (все сектора национальной экономики, внутренние и внешние факторы и средства), соотношение национального (общегосударственного) и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой (уровень региональной автономии, степень централизации планирования и управления), отношение к задаче подъема экономики отсталых районов, освоение новых районов и ресурсов, отношение к национально-этническим вопросам (в условиях многонационального государства), региональные аспекты демографической политики, политики урбанизации, аграрной политики и других мероприятий государственной власти.

В период обоснование концепции устойчивого развития территорий, усиления внимания к решению экологических проблем среди основных сфер деятельности региональной политики дополнительно начали акцентировать внимание на вопросах экологии. Например, Ю. Гладкий и А. Чистобаев дают такое определение: «Региональная (социально-экономическая) политика государства - это сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой»

  • 2. Выдающийся отечественный экономико-географ В. А. Поповкин, который обосновал и отстаивал необходимость регионально-целостного подхода в управлении экономикой государства, считал, что региональная политика России должна способствовать эффективному достижению главных экономических, социальных и экологических целей развития государства благодаря использованию закономерностей и факторов территориального разделения труда и региональной комплексной работы»
  • 3. Региональная политика должна быть направлена на: создание во всех регионах, городах и сельской местности, населенных пунктах любого масштаба сопоставимых условий для жизнедеятельности человека, реализации его возможностей, воспроизводства рабочей силы, труда, быта, отдыха; постепенного снижения антропо- и техногенного давления на территорию с учетом экологической емкости каждого из регионов, поддержания или восстановления экологического равновесия.

Необходимо заметить, что в распространенном варианте понимания региональной политики экономический аспект доминирует над другими компонентами региональной жизни. Соответственно понятия «региональная политика» и «региональная экономическая политика» часто употребляют как синонимы без каких-либо оговорок. Например, М. Кноглер и А. Секарев под региональной политикой понимают «совокупность мероприятий, направленных на устранение различий в экономической дееспособности и жизненном уровне, имеющихся между территориально обособленными частями страны»

  • 4. С.А. Романюк под государственной региональной политикой понимает «систематизированное воздействие на регионы центрального правительства, а также его территориальных подразделений»
  • 5. Такую позицию ученый аргументирует тем, что «даже в тех случаях, когда речь идет о неэкономические сферы, механизм обеспечения все равно опирается на финансово-экономические рычаги»
  • 6. Такой подход сужает понятие региональной политики, сводит ее суть в экономических функций. Конечно, важность экономических аспектов региональной политики является бесспорным, однако региональные процессы значительно многограннее. В методологическом плане отождествление понятий «региональная политика» и «региональная экономическая политика» является некорректным. Ведь так же как экономика является лишь одной (хотя и очень важной) сферой человеческой деятельности, региональная экономическая политика не охватывает всего спектра управленческой деятельности государства. Известный ученый-регионалист академик И. Нижний считает, что в случае определения термина «региональная политика» необходимо толковать это понятие в широком и узком смыслах. В первом случае это означает политику, которую осуществляет государство в отношении регионов, и сами регионы в пределах предоставленных им полномочий. Во втором случае региональная политика сужается исключительно к действиям государства, а потому тогда говорят о государственной региональной политике
  • 7. М.И. Нижний считает, что «в широком смысле региональная политика - это система целей и действий, направленных на реализацию интересов государства относительно регионов и внутренних интересов самих регионов с помощью методов, учитывающих историческую, этническую, социальную, экономическую и экологическую специфику территорий »
  • 8. Ученый отмечает, что в сегодняшних условиях региональная политика становится весомым инструментом пространственного регулирования социально-экономического развития, особенно в тех сферах, где действие рыночных рычагов ограничено (социальная, экологическая, научно-техническая). Только через механизмы региональной политики как важного элемента общенациональной стратегии можно активизировать внутренние потенциалы регионов для социально-экономического роста территорий и государства в целом. Именно региональная политика может стать универсальным средством эффективного использования внутренних региональных резервов, чего трудно достичь с помощью отраслевых методов управления.

Еще один известный ученый-регионалист В. К. Симоненко считает, что «под региональной политикой следует понимать, с одной стороны, четко проработанную в законодательном аспекте практическую деятельность государства во всех регионах страны, а с другой, социально-экономическую политику, осуществляемую на базе общегосударственного законодательства самими регионами для достижения тех или иных региональных и местных целей и задач »

  • 9. А в своей книге «Регионы России: проблемы развития» (1997 г.) он определяет региональную социально-экономическую политику как совокупность таких экономических, правовых и административно-организационных средств и методов, которые учитывают и органично связывают между собой весь комплекс общегосударственных и местных интересов и направлены в конечном итоге на полноценный и равномерное развитие регионов
  • 10. Стратегической целью такой политики ученый считает повышение жизненного уровня населения регионов страны на основе качественного улучшения использования ресурсного потенциала регионов, принципиально новых подходов к развитию их производительных сил, коренного изменения экологической ситуации. Таким образом, под региональной политикой, как правило, понимают сферу деятельности по управлению экономическим, социальным, экологическим и политическим развитием страны в региональном аспекте в соответствии с заранее разработанной программы. Государственная региональная политика должна быть неотъемлемой составляющей политики государства, направленной на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегии развития. Объективными предпосылками региональной политики выступают структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает любое мероприятие принимать с учетом интересов и особенностей регионов.

К сожалению, в единственном на сегодня официальном документе, который определяет основные принципы региональной политики России, Концепции государственной региональной политики, отсутствует определение этого понятия. Одновременно в документе сформулирована главная цель государственной региональной политики, которая заключается в «создании условий для динамичного, сбалансированного социально-экономического развития России и ее регионов, повышении уровня жизни населения, обеспечении соблюдения гарантированных государством социальных стандартов для каждого гражданина независимо от места жительства, а также углублении процессов рыночной трансформации на основе повышения эффективности использования потенциала регионов, повышения действенности управленческих решений, совершенствование работы органов государственной власти и органов местного самоуправления»

11. Научный подход к формированию и реализации региональной политики государства требует четкого определения ее объекта и субъекта, а также формулирование ее целей и задач и определение способов их осуществления.

Как известно, объект любого управления является тем, на что направлено управляющее воздействие субъекта управления.

М.И. Нижний считает, что объектом региональной политики является весь спектр социально-экономических процессов, происходящих на конкретной территории. Иначе говоря, в сферу влияния региональной политики входят люди, природа и все общественные институты, обеспечивающие взаимодействие между ними. До основных объектов региональной политики относятся: производственные (прежде всего - предприятие как первичное звено общественного разделения труда), социальные (прежде всего - человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и другие.

Анализируя субъекты региональной политики, по мнению И. Нижнего, надо учитывать тот важный момент, что регионы, постоянно порождая интересы, могут их выразить лишь опосредованно. Конкретным носителем внутрирегиональных интересов является население, проживающего в нем. Однако каждый житель региона является личностью, представителем трудового коллектива, членом политической партии или общественной организации. И с какой бы позиции он не выступал, интересы, которым отстаиваются, будут значительно отличаться от региональных. Итак, проблема субъективизации региональной политики трансформируется в проблему представительства интересов населения в органах законодательной и представительной власти разных уровней, которые реализованы также и через сформированные ими исполнительные структуры. Есть, субъектами региональной политики являются центральные органы законодательной и исполнительной власти, органы регионального управления и местного самоуправления

12. Субъектная база региональной политики шире. Субъектами региональной политики могут выступать: отдельные должностные лица (например, Президент России), Государственная Дума России как высший в государстве законодательный орган, органы государственной исполнительной власти всех уровней, органы местного самоуправления, отдельные юридические лица (учреждения, организации и предприятия), общественные организации. Следует отметить, что роль и значение общественных организаций в разработке и реализации региональной политики в демократических государствах очень существенна и имеет тенденцию к постоянному росту.

Региональная политика государства должна строиться на определенных принципах. Эти принципы должны отражать как тактические, так и стратегические ориентиры региональной политики. Одни из них могут быть стабильными в течение достаточно длительного промежутка времени, другие корректировать, изменять в соответствии с ситуацией в государстве.

Политика вообще - это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, сред­ства и институты, с помощью которых данные интересы формулиру­ются, отстаиваются и защищаются. Политика - это интересы в дей­ствии.

Региональная политика - система намерений и действий, кото­рая реализует интересы государства в отношении регионов и внутрен­ние интересы самих регионов методами и средствами, соответству­ющими современным региональным процессам.

Под региональной политикой в Российской Федерации понима­ется система целей и задач органов государственной власти по управ­лению политическим, экономическим и социальным развитием регио­нов страны, а также механизм их реализации. Так определяется понятие «региональная политика» в Основных направлениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президен­та РФ от 3 июня 1996 г. .

Региональная политика в России, так же как и за рубежом, прово­дится в жизнь комплексом законодательных, административных, соци­ально-экономических, экологических мероприятий, предпринимаемых федеральным центром, региональными и местными органами власти. Правовой ее основой является Конституция РФ. В этой связи следует различать региональную политику, проводимую федеральной властью по отношению к региональным, и собственно региональную, осущест­вляемую региональными властями на подведомственной им террито­рии. При этом все большая часть задач и мер по региональному разви­тию должна закрепляться за регионами, но данный процесс не должен


носить стихийный характер. Контроль за регионами со стороны госу­дарства должен сохраняться.

Многие рассматривают региональную политику как особый вид государственной политики в сфере регулирования экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в региональном аспекте.

Региональная политика России имеет несколько основных направ­лений, среди которых региональная экономическая политика занима­ет одно из первых мест. В Основных направлениях региональной поли­тики Российской Федерации ей посвящен специальный раздел. В нем подчеркивается, что новое геополитическое положение России, много­образие форм собственности изменили критерии рациональности раз­мещения производства, специализации регионов, строительства отдельных предприятий. Возросшая самостоятельность регионов тре­бует совершенствования экономических и, прежде всего, бюджетных взаимоотношений с федеральным центром.

Главная цель предстоящего времени - стабилизация производ­ства, возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций России в мире.

В связи с этим усилия органов государственной власти РФ и орга­нов государственной власти субъектов Федерации должны быть направлены на решение следующих задач:

Укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;

Содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, станов­лению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капи­тала, институциональной и рыночной инфрастуктуры;

Сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапном создании условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благо­состояния населения, рационализации систем расселения;

Достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышении ее жизнеспособности в рыночных условиях;

Развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транс­порта, связи, информатики и др.);

Стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомо-i ивами» и «точками роста» экономики субъектов РФ;

Оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографиче­скими и миграционными проблемами;

Разработка и реализация научно обоснованной политики в отно­шении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующи­ми специальных методов регулирования (районов Арктики и Крайне­го Севера, Дальнего Востока, приграничных и других районов);

Совершенствование экономического районирования страны.
Главным условием реализации этих задач является обеспечение

единства экономического пространства страны, которое определяется единством и скоординированным развитием институциональных структур. При этом решение конкретных задач развития и совершен­ствования производства, бюджетных отношений, экономических и дру­гих проблем должно осуществляться соответствующими им способами и методами. Дальнейшее развитие должны получить прогнозирование и программирование.

Важнейшими исходными пунктами должны стать:

Прогнозирование платежеспособного спроса и его регионально­го распределения;

Изучение региональных рынков;

Оценка финансовых и других возможностей регионов;

Выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения социально-экономических проблем их развития.

Среди форм реализации региональной политики в настоящее вре­мя и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению региональных и федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.

Последние годы ознаменовались усилением внимания исполни­тельной власти к программной политике. Возможно, это объясняется тем, что на момент своего избрания Президент РФ не имел четкой эко­номической стратегии и спешил компенсировать данный пробел. Новая экономическая программа, рассчитанная на десятилетний период, была подготовлена Центром стратегических разработок. В ее основе - идея усиления рыночной компоненты и сокращение присутствия государ­ства в экономике, снижение государственных бюджетных расходов, фискального бремени.

Программа открывает перед страной три базовых пути развития.

1, Первый путь состоит в усилении либерального курса. Бюджет­ные расходы, в том числе и на социальную сферу, будут сокращаться. Такой курс приведет к росту социальной напряженности в стране вследствие падения реальных доходов населения.


2. Второй путь заключается в «реванше отраслевиков». Он пред-
;. полагает, что правительство будет активно инвестировать реальный
\ сектор экономики, стимулировать платежеспособный спрос. В усло-

| виях долговой зависимости реализовать его можно будет только за счет: масштабной эмиссии, которая резко ухудшит макроэкономические показатели и в конечном счете приведет к тем же, что и в первом слу-■ чае, результатам.

3. Третий путь, инерционный, предполагает сохранение нынеш-
I него компромиссного курса.

Ближайшее время покажет, какой из этих путей развития обще-I ство и Президент изберут и как они проявятся на региональном и мест-I ном уровнях.

До настоящего времени региональная политика России в целом,

и экономическая в частности была непоследовательной и противоре-I чивой. Вначале она осуществлялась под лозунгом «Берите суверени-Втета столько, сколько сможете», сегодня - под лозунгом укрепления г вертикали власти. Субъекты Федерации разрабатывают каждый свою

региональную политику, делая ставку на собственные возможности I (природные, материальные, трудовые и другие ресурсы). Такая поли-I тика учитывает общегосударственный интерес, экологические и другие I препятствия, которые могут проявиться при ее реализации. Так, Том-I екая область в региональной политике ориентируется на развитие I нефтегазового, научно-образовательного комплексов. Большое внима-I ние при этом уделяется отраслям аграрно-промышленного комплекса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

В г. НОЯБРЬСКЕ ЯНАО


Контрольная работа

Региональная экономическая политика в России


Выполнила студентка 3 курса,

Специальность: Таможенное дело



Введение

Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства. Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев. Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ""региональной"" реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Основные задачи региональной политики России в условиях становления и развития рыночных отношений состоят в обеспечении достойного уровня благосостояния населения в каждом регионе, в постоянном выравнивании уровня жизни, исключении чрезмерных контрастов в социальных условиях.

Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов. Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы срочные меры по реформированию экономики, среди них рекомендация экономики старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры.

Важнейшей задачей является стабилизация социально-экономического положения в районах Севера с экстремальными природными условиями, возрождение среды обитания малочисленных народов.


Глава 1. Региональная политика России

В 1996 г. Указом Президента РФ были утверждены "Основные положения региональной политики в Российской Федерации", в которых под региональной политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Объективными предпосылками региональной политики в Российской Федерации выступает структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом, культурном и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает органы государственной власти принимать любые государственные решения с учетом интересов и особенностей конкретных регионов. Каждый субъект Российской Федерации имеет свой уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, производственную специализацию. Поэтому направления региональной политики не могут быть стандартными для всех регионов, их необходимо координировать, исходя из особенностей регионов.

Региональная политика охватывает все сферы жизнедеятельности регионального социума, но среди компонентов региональной политики выделяются в первую очередь: социальные, направленные на социальную защиту и поддержку населения, развитие и поддерживание в соответствующем состоянии объектов социальной инфраструктуры; экономические, связанные с повышением эффективности регионального производства с учетом природно-ресурсного его потенциала, финансовых и материальных ресурсов, развитием и поддержкой малого и среднего бизнеса, экспорта, стимулированием инвестиционной активности и др.

В целом региональная политика в современной России направлена на развитие рыночных отношений во всех заинтересованных регионах, создание для этого необходимых условий, развитие перспективных производств и предпринимательских способностей граждан. Региональная политика признана также преодолевать различные диспропорции в социально-экономическом развитии региона.

Особую роль приобретает региональная политика в период кризисных ситуаций, которые возникают при резком ухудшении экономического состояния регионов. Причины возникновения кризисных ситуаций в масштабе региона могут быть разные:

значительное падение объемов производства;

ухудшение демографической ситуации, отрицательный естественный прирост, приводящий к депопуляции населения и ухудшению генофонда;

увеличение безработицы свыше 15% от экономически активного населения;

разрушение социально-экономической инфраструктуры;

неконтролируемый приток беженцев и иностранных рабочих, которые создают атмосферу социальной напряженности.

Для преодоления кризисных ситуаций требуется дополнительное вмешательство федеральных органов государственной власти, вплоть до внедрения чрезвычайных методов управления регионов.

Основными направлениями региональной политики являются:

координирование взаимодействия уровней управления экономикой как на региональном уровне, так и на общегосударственном;

определение эффективного направления специализации региона с учетом особенностей региона;

подъем экономики депрессивных районов;

освоение новых районов, с учетом их ресурсного потенциала;

проведение единой социальной политики и др.


Глава 2. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения

Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, и каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика - не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.

Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж - и внутрирегиональных отношений.

Ведущим, жизненно важным интересом России ныне стало недопущение необратимой территориальной дезинтеграции государства. Главным же интересом каждого региона - блокирование необратимого распада сферы, сбалансированность социальных, экономических, природоресурсных и иных отношений; обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов локализованной сферы, соответствующего потребностям человека, общества и природы. При этом подразумевается, что кроме общеэкономического, общесоциального и иного общего потенциала есть мощный внутрирегиональный потенциал, который можно реализовать исключительно на местном уровне - и это одна из первейших задач региональной политики и самих регионов, и государства.

Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами, - это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий. Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Объект региональной политики - взаимосвязи и отношения между регионами. Главный региональный интерес России в настоящее время должен быть осознан как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, как поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности государственной помощи. Местные интересы определяются обеспечением полнокровного и сбалансированного существования на данной территории человека, общества и природы, гарантирование их согласованного воспроизводства на базе задействования ресурсов и полномочий, государственно признаваемых местными.

Только с осознанием общественной необходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией появится возможность решения общероссийских проблем:

начавшееся хозяйственное обособление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных структур власти и управления с общегосударственными;

национально-этническое развитие и дополнительное обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера;

формирование собственной региональной ресурсной базы социально-экономического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северных территорий);

выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.

Процессы национального возрождения нередко перерастают в национализм, и возникают сепаратистские тенденции в субъектах федерации. Источниками национализма и сепаратизма являются представления об ущемленности национальных интересов и претензии наций на приоритетные права. Республики и автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических, по сути, стремлениях, проявилось и стремление обеспечить приоритетные права коренной нации за счет других национальностей. Национальные движения подчас становятся по мере своей радикализации явно националистическими. Сепаратизм в этническом варианте - это выход из существующей системы или ее разрушение с целью оформления государственности для отдельной этнокультурной общности. Но самоопределение наций подразумевает не сепаратизм, а, прежде всего, право на участие в более широком общественно-политическом процессе. Сепаратизм и национализм становятся причинами конфликтов, в основе которых лежит не только сепаратизм и проблемы прав национальных меньшинств, но и политическая внутренняя борьба за власть. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Эти явления в постсоветском пространстве в какой-то мере были предопределены факторами:

массовыми депортациями малых народов и ликвидацией национально-территориальных образований;

репрессиями в отношении национальных представителей культуры, науки во времена сталинского режима;

размещением нетрадиционных производств;

реализация "проектов века", деятельностью ВПК и военных ведомств приведшим к экол. ухудшениям в ряде районов Севера, Сибири.

Проблемы национализма и сепаратизма усугубляются:

экономическими причинами (экономический кризис, безработица, обнищание);

социально-психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей);

территориальными и другими.

Глава 3. Современная региональная политика

Региональная политика федеральных властей в России должна включать такие элементы, как:

конституционный процесс (правовое определение отношений между субъектами Федерации и центральными структурами, символизирующими Федерацию в целом);

согласование интересов территорий с различным статусом (национальные республики - области) и различных этнических групп. Экономическая составляющая региональной политики рассматривается президентскими структурами скорее, как средство решения, как они считают, действительных проблем - сохранение целостности государства и поддержание межнациональной стабильности.

Распад Федерации рассматривается как постоянная угроза. Для удержания под контролем центробежных тенденций главные усилия она направляет на соблюдение базовых конституционных принципов (равноправие субъектов Федерации, единство государственного строя, отсутствие внутренних экономических границ). Исключительно силовыми методами обеспечить соблюдение этих принципов не реально, ставка делается на разработку и осуществление новой региональной стратегии российского государства, направленной на преодоление дифференциации регионов по уровню жизни, развитие межрегионального сотрудничества, а также переход от узкоэкономических к более широким - общественным и социальным целям.

Кроме того, существует необходимость реформирования налоговой системы (с разделением налоговых баз бюджетов городов, регионов и Федерации) и окончательно разграничить федеральную и региональную собственность. Актуальна проблема создания Федерального фонда регионального развития, ориентированного на поддержку экономических депрессивных регионов и формируемого за счет территориальной ренты, изымаемой в более благоприятных регионах.

В области экономики ключевым элементом региональной политики является предоставление регионам прав на ускоренное реформирование экономических отношений ради скорейшего преодоления кризиса переходного периода. Важным элементом региональной политики является региональная политика в сфере межнациональных отношений.

В настоящее время обеспечение государственного единство РФ, решение проблем повышения эффективности управления государством, устранение экономической и бюджетной асимметрии видится не в сокращении количества субъектов РФ, а в усилении региональной политики, повышении авторитета федерального Центра и укреплении доверия к нему со стороны регионов и всего населения. Региональная политика должна основываться на идеях:

национального центризма и демократического федерализма (обеспечение всем национально - и административно-территориальным единицам подлинного равноправия);

преодоления асимметричности нынешнего федеративного устройства. Особое значение приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города),

освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями. Важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и нужд этнического характера (как титульные нации, так и национальные меньшинства). Низкая оценка собственного национального статуса русскими, их озабоченность своим будущим в отдельных регионах чреваты возникновением синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского национального движения, более жестким противодействием антирусским настроениям и акциям.

учет специфики региона (Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока)

укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей.

Новая региональная политика России рассчитана на 10 лет. Основные цели (политические):

обеспечение экономических, социальных и правовых основ федерализма,

создание единого экономического пространства,

становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Решив эти проблемы, можно решать все остальные задачи (экономические, социальные, экологические, демографические и т.д.).

Социально-экономические задачи региональной политики:

выравнивание социально-экономических условий, создание условий для экономического роста;

обеспечение единых минимальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование прав граждан независимо от экономических возможностей региона.

Методы региональной политики: прямые и косвенные. Прямые методы региональной политики - это когда государство напрямую финансирует регионы. Федеральное Правительство предоставляет регионам трансферты, субвенции - финансовые средства, выделяемые для целевого финансирования бюджетов субъектов РФ. Субвенции бывают текущие и инвестиционные. Этот метод широко применяется в России, реже на Западе. Косвенные методы - это когда государство создает благоприятные условия для развития регионов. Этот метод преобладает на Западе, применяется и в России. Реализуется он через:

нормативное регулирование путем установления общих правил (например, налогового законодательства),

путем его оперативной корректировки в соответствие с реальными задачами (например, ставки налогов могут корректироваться путем изменения законов),

координацию и общее направление деятельности регионов, содействие ее успешному осуществлению,

определение приоритетов и стимулирование этого направление в регионе.

Развитие регионов во многом зависит от дотаций, трансфертов и региональной политики центра. Но в условиях экономического кризиса финансирование осуществляется неравномерно и не всегда рационально. Широко распространилась практика выдачи отдельным субъектам различных льгот и привилегий на основе "Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий", сегодня около 40 субъектов РФ имеют особый статус и в то же время претендуют на его дотации. Эти факты вызывают противостояние регионов и способствуют желанию "тянуть одеяло на себя". Региональная политика не способна пока преодолеть многие трудности отношений центра с регионами.

Хотя в Конституции существует принцип равноправия субъектов РФ, но в реальности этого нет. Важная задача региональной политики - установить это равноправие. Государство может предоставить равные права, но их использование - проблема каждого региона. Создать благоприятные условия во всех регионах невозможно, но возможно их выравнивание. Существует 3 принципа выравнивания регионов:

отсталые регионы должны достичь уровня развития самых высокоразвитых регионов;

принципы компенсирования, т.е. различия, которые нельзя преодолеть, должны быть компенсированы;

комплексное выравнивание социально-экономических уровней развития регионов (улучшение качества жизни человека).

Все эти задачи имеют стратегический характер.

Региональная политика в настоящее время во много зависит от объективных условий, сложившихся в России. Полиэтничность страны и этнодисперсность населения, значительные размеры государственной территории обуславливают ряд существенных особенностей. Кроме того это обуславливает значительное число проблем. Одна из них - нечеткое распределение российским законодательством компетенции центра и регионов. Конституция и двухсторонние договоры создают столь "широкое" и аморфное правовое поле, что каждая из участвующих в федеративных отношениях сторон имеет возможность трактовать конституционные основы развития российского общества в свою пользу.

Следующей важной проблемой является неравенство субъектов Российской Федерации, обусловленное функционированием института двусторонних договоров и соглашений между Центром и регионами. После заключения названных договоров и соглашений начала углубляться тенденция повышения правового и социально-экономического статуса субъектов Федерации, подписавших подобные договоры и соглашения с Центром, по сравнению со статусом субъектов федерации, не подписавших таких договоров. Договорной процесс затрагивает и сферу бюджетного федерализма, - ряд регионов увеличивают свои полномочия в фискальной сфере, что в условиях централизованной системы финансово-бюджетных отношений приводит к мультипликации регионального неравенства - возникает система узаконенного неравенства федеративных отношений.

Еще одна проблема региональной политики связана с эскалацией потенциала этнической конфликтности под влиянием доставшейся от советской эпохи идеологемы "национальной государственности". Возникает проблема отношений между представителями титульной нации и прочими постоянными жителями "национального" региона. Существует у ряда регионов и определенный уровень конфликтности в отношениях с центральной властью. Большая часть которых разрешается путем переговоров. Не решенные в свое время проблемы Чечни вылились в вооруженное противоборство с федеральным центром. В настоящее время из 128 статистически учетных этносов Российской Федерации лишь 21 имеет свои государственные образования, еще 11 - автономные образования. Остальные этнические группы собственной государственности не имеют. Подобное положение скрывает в себе государство дестабилизирующий и этноконфликтный потенциал, способный при определенных условиях привести к кризису государственности. Решить все эти проблемы можно только с помощью правильной региональной политики.


Заключение

Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы срочные меры по реформированию экономики, среди них рекомендация экономики старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры.

Необходимо преодолевать депрессивное состояние отдельных регионов Центрального района, Урала, Сибири и Дальнего Востока, восстановить утраченную жизненную среду в сельской местности и с этой целью повсеместно внедрять многообразие форм собственности и предпринимательство в аграрной сфере.


Список использованной литературы

1. Игнатов В.Г., Бутов В. И Регионоведение (методология, политика, экономика, право). - Ростов-на-Дону: Март, 1998 г.

2. Волков Ю.Г. Регионоведение: - М: 2002 г.

3. Морозова Т.Г. Региональная экономика: - М: 1999 г.

4. Морозова Т.Г. Региональная экономика: - М: 2004 г.

5. Хрущева А.Т. Экономическая и социальная география России: - М: 2006г

6. Семенов. Экономическая география России: - М: 2000 г.

7. Плеханова Г.В. Экономическая география: - М: 1999 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Государственная политика выражает стратегическую и тактическую ориентацию многообразной деятельности государства, устанавливает основные цели, задачи и направления. Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономи­ческим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Данное определение несколько сужает обычное пред­ставление о предмете государственной региональной политики, так как не включает управление (или регулирование) территориальным (пространственным) развитием всей страны. С учетом этого необходимого дополнения различия большинства формулировок понятия «региональная политика» касаются в основном конкретизации целей этой политики. Региональная экономическая политика это специализированная часть общей региональной политики и одновременно ядро системы государственного регулирования регионального и территориального экономического развития.

Наиболее общие долгосрочные цели развития страны и пути их достижения вырабатываются в рамках стратегии развития России. Они отражаются в таких действующих государственных документах, как Концепция национальной безопасности Российской Федерации (2000 г.), Стратегия устойчивого развития Российской Федерации (1998 г.). Стратегия развития страны конкретизируется в целях, задачах, механизмах, мероприятиях внутренней и внешней политики, главной частью которых является социально-экономическая политика (внутренняя и внешняя). Глобальной целью стратегии социально-экономического развития Российской Федерации согласно Концепции долгосрочного развития, выдвигается радикальное улучшение качества жизни населения.

Для достижения этой цели намечено обеспечить приемлемые жизненные стандарты всех категорий граждан страны, создание эффективной конкурентоспособной экономики и престижное место России в мировом сообществе. Это требует от страны достижения темпов экономического развития, вдвое превышающих среднемировые.

Экономический курс первого этапа (2000-2003 гг.) предусматривал углубление структурных реформ, укрепление рыночных направлений в экономике, преодоление диспропорций и завершение переходного периода.

Второй этап (2004-2007 гг.) должен характеризоваться ускоренным развитием на основе достигнутых структурных сдвигов в экономике страны. Это максимально возможное ускоренное обновление материально-технической базы, резкое повышение эффективности и конкурентоспособности производства.

На третьем этапе приоритетом становится обеспечение долгосрочного экономического равновесия со стабильными темпами роста и постоянным обновлением технологической и производственной структур экономики. Реализация отмеченных радикальных установок потребует сочетания традиционных рыночных механизмов с активными «прорывными» методами государственного регулирования, включая региональный уровень. Это должно стать основой достижения основной цели – ускоренного роста уровня жизни всех слоев населения.

В свою очередь, социально-экономическая политика имеет ряд специализированных направлений: макроэкономическая политика, структурная политика, промышленная политика и др. В каждом направлении социально-экономической политики обязательно присутствует свой региональный аспект. РЭП как интегрирующее ядро государственного регулирования регио­нального и территориального развития имеет наиболее близкие связи с такими блоками общей системы государственного регулирования, как«Стратегия территориального развития» и «Региональные аспекты экономической и социальной политики». На основе стратегии территориального развития конкретизируются цели, задачи РЭП и необходимые средства реализации. По отношению к региональным аспектам макроэкономической, социальной, структурной, инвестиционной и других политик РЭП играет двойную роль: с одной стороны, она синтезирует региональные аспекты указанных политик для своих комплексных объектов (регионов и региональных систем), а с другой — выдвигает требования к основным направлениям национальной экономической и социальной политики.


В настоящее время большая часть мероприятий и средств, затрачиваемых государством, влияющих на региональное развитие, осуществляется вне рамок собственно РЭП. Эта величина, по экспертным оценкам, составляет примерно 80 %. Однако в силу своей интегрирующей и координирующей функции РЭП в значительной мере определяет конечную эффективность всех регулятивных воздействий на региональное развитие. Государственная региональная экономическая политика имеет два уровня: федеральный и субфедеральный (рис. 9.1).

Предметом федеральной региональной политики являются территориальные проблемы национальной экономики (в том числе межрегиональные), отношения центра с субъектами федерации, комплексное регулирование факторов и связей, влияющих на социально-экономическое положение регионов. При этом центр может включаться в решение проблем «малых» регионов, являющихся частями субъектов федерации, имеющих федеральную значимость. Примерами являются: ликвидация чрезвычайных ситуаций, освоение месторождения стратегического сырья, конверсия промышленного узла с оборонными предприятиями и т. д. Предметом субфедеральной региональной политики является пространственная организация внутри региона, например: улучшение транспортной доступности, обеспечение продовольствием и энергией, преодоление депрессивного состояния малых городов, регулирование отношений субъекта федерации с муниципальными образованиями.

Муниципальные власти являются субъектами региональной политики, в компетенции которых находится широкий круг вопросов территориальной организации хозяйства и жизнедеятельности. Однако в соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление (деятельность муниципальных властей) не входит в структуру государственного управления.

Рис. 9.1. Региональная экономическая политика в системе государственного регулирования

Различия между региональными политиками разных уровней заключаются не только в масштабах региональных задач, но и в средствах их реализации: нормативной правовой базе, участвующих институтах, финансовых источниках, экономических регуляторах и т. д. Промежуточное положение в РЭП занимает деятельность межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Предмет деятельности этих субъектов РЭП – координация социально-экономического развития групп сопредельных регионов, в том числе в их взаимоотношениях с федеральным центром. Поэтому РЭП является результатом взаимодействия всех уровней власти, представляющих интересы всего населения.

Процесс формирования в России новой государственности и экономической системы сопровождается изменениями в статусе, содержании, формах и организации РЭП. Ее значение возрастает. Это диктует­ся требованиями федерализации страны и проводимой экономической реформы, которая должна способствовать интеграции российской экономики, укреплению ее целостности. Необходимо сочетать разнообразие конкретных подходов к решению проблем в отдельных регионах и единство общих принципов функционирования рынка на всем экономическом пространстве, общие правила экономического взаимодействия центра, регионов и всех хозяйствующих субъектов.

Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отно­шение федеральных властей к разным регионам и различия в экономической политике региональных властей обусловливают неравномерное осуществление экономической реформы в различных регионах. Сложности переходного периода в России отягощаются продолжитель­ным экономическим кризисом, следствием которого является хроническая недостаточность финансовых ресурсов у федерального центра и региональных властей. Возобновление роста российской экономики создает главные предпосылки для активизации региональной экономической политики.