Первый этап экономической реформы 1987. Некоторые причины провала экономических реформ на первом этапе

В апреле 1985 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ус­корение социально-экономического развития страны. Его рыча­гами считались научно-техническая революция, технологическое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».

Предполагался энтузиазм рабочих, но он не был подкреплен необходимой техникой и квалификацией работников. Это приве­ло не к уменьшению сроков работы, а к значительному увеличе­нию числа аварий в различных отраслях народного хозяйства. Крупнейшей из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.

В середине 1980-х гг. по всей стране развертываются две адми­нистративные кампании: борьба с алкоголизмом и «нетрудовыми доходами». Опять возобновились чиновничье рвение и азарт. Рез­кое сокращение предложения спиртных напитков, вырубка вино­градников, повышение цен на алкоголь привели к росту спекуля­ции спиртным, самогоноварению, массовым отравлениям суррогатами. Борьба с «нетрудовыми доходами» сводилась к оче­редному наступлению сельских властей на личные подсобные хо­зяйства.

К собственно экономической реформе власти обратились ле­том 1987 г. Были заметно расширены права предприятий. В част­ности, они получили возможность самостоятельно продвигаться на внешний рынок, вести совместную деятельность с иностран­ными фирмами. Сокращалось число министерств и ведомств, между ними и предприятиями провозглашались «партнерские», а не командные отношения. Директивный государственный план заменялся госзаказом. На селе было установлено 5 форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В 1988 г. принимаются законы, открывшие простор в более чем 30 видах производства услуг и товаров. Побочным следстви­ем этого стало фактическое узаконивание «теневой экономики» и ее капиталов. Принятый в ноябре 1989 г. Закон об аренде и арендных отношениях предоставил право горожанам и сель­ским жителям брать землю в аренду в наследственное пользова­ние на срок до 50 лет. Они могли свободно распоряжаться полу­ченной продукцией. Но земля, как и раньше, реально была в собственности местных Советов и колхозов. А они неохотно шли навстречу новым фермерам. Частное предпринимательство на се­ле сдерживало и то, что договоры аренды могли быть аннулирова­ны верхами в одностороннем порядке с уведомлением за 2 месяца.

Следующим шагом хозяйственной реформы было постановле­ние Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируе­мой рыночной экономике», а затем ряд других законодательных актов. В них предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление частного предпринима­тельства и др. Однако механизм и сроки реализации этих мер бы­ли намечены приблизительно, неконкретно. Слабым их местом являлась проработка болезненных в социальном плане, но насущ­но необходимых для оптимизации производства вопросов рефор­мирования кредитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, сырьем, энерго­носителями.

Тогда же вниманию общественности была предложена аль­тернативная «Программа 500 дней», подготовленная коллекти­вом экономистов во главе с Г. А. Явлинским и С. С. Шатали­ным. В ней намечалось провести в сжатый срок кардинальную приватизацию госпредприятий с ориентацией на прямой пере­ход к свободным рыночным ценам, существенно ограничить экономическую власть центра. Правительство отклонило эту программу.

В общем экономическая политика администрации Горбачева отличалась непоследовательностью и неполнотой, это увеличива­ло кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различными структурами. Этому также способствовало то, что безусловное большинство принимаемых законов не работало. Они портились бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в непри­вычных начинаниях центра открытую угрозу своему благополу­чию и существованию.

Экономическая ситуация продолжала ухудшаться. С 1988 г. началось уменьшение производства в сельском хозяйстве в це­лом, с 1990 г. - в промышленности. Сильно увеличились инфля­ционные тенденции из-за гигантского бюджетного дефицита.

Уровень жизни населения стремительно падал, делая для про­стых людей споры власти о реформе в экономике все менее заслу­живающими доверия. В условиях инфляции деньги теряли вес, поднимался ажиотажный спрос на товары. Летом 1989 г. по стра­не прокатилась первая волна массовых забастовок рабочих. С тех пор они уже постоянно сопутствовали «перестройке».

Введение

1. Предпосылки экономических реформ в СССР

2. Стратегия «Ускорения»

3. Экономическая реформа 1987г.

4. Программа «500 дней»

5. Денежная реформа 1991 г

Заключение

Список используемой литературы

Введение

С середины 80-х и, особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз. Сегодня трудно объективно разобраться во всех этих событиях и, особенно в их последствиях, дать однозначный ответ на все вопросы, которые в этой связи возникают. Потребуется немало времени, прежде чем историки дадут на все эти вопросы убедительные ответы. Сегодня же точка зрения и оценки исследователей противоречивы, во многом субъективны и далеки от совпадения. Это естественно, так как для глубокого и объективного осмысления этих событий потребуются время, накопление и изучение всестороннего и большого документального материала. Тема перестройки и распада СССР особенно интересна и тем, что в настоящий момент трудно найти человека, судьба которого не изменилась бы существенным образом в связи с реформами М.С. Горбачева. Перестройка повлияла на жизнь людей всех поколений.

1.Предпосылки экономических реформ в СССР

К середине 80-х годов в социально-экономической системе СССР развились кризисные явления. Советская экономика окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Кризисная ситуация сложилась в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть в начале 80-х годов). В последние десятилетия СССР и Россия в его составе по мировым показателям резко отставали по продуктивности сельского хозяйства. Практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. «Застой» в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете (45 % средств расходовалось на ВПК), падением жизненного уровня, что вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях. В 1965-1985 годы завершилось формирование основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялись ее неэффективность и порочность (коррупция, протекционизм и т. д.). Происходила деградация правящей верхушки общества - номенклатуры, ставшей оплотом консерватизма. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие, больные лидеры. Ю.В. Андропов, занявший после смерти Брежнева (ноябрь 1982 года) пост Генерального секретаря ЦК КПСС, попытался развернуть борьбу с коррупцией, обновить систему за счет ее очищения от «разложившихся» элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе. Но эти начинания приняли характер традиционной советской кампании, а после смерти Андропова (февраль 1984 года) и вовсе были свернуты. Высший пост в государстве занял близкий соратник Брежнева 73-летний К.У. Черненко, скончавшийся в марте 1985 года. Тем не менее, необходимость перемен осознавалась руководством страны. Андропов и в некоторой степени Черненко пытались осуществить отдельные назревшие преобразования (ограничение всеобщего планирования, изменение системы ценообразования и др.), но эти попытки закончились безрезультатно. Пришедшие в апреле 1985 года к власти «молодые» партийные руководители - М.С. Горбачев, Е.К. Лигачев и другие сочетали в себе приверженность коммунистической идее и методам управления и стремление к преобразованию социалистического общества.Обозначился кризис и в социальной сфере. В начале 80-х годов реальные доходы на душу населения (по сравнению с 1966-1970 годами) уменьшились почти в три раза. Постепенно, несмотря на развитие науки и техники, ухудшалось качество здравоохранения - СССР занимал 50-е место в мире по уровню детской смертности. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Отчуждение от политической власти, средств производства, а фактически и от гражданских прав привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих обернулось развитием диссидентского движения, несмотря на свою малочисленность, получившего широкий резонанс за рубежом. «Холодная война» нанесла удар по идее «естественных союзников», выдвинув на первый план в США концепцию «империи зла», в СССР - тезис о «кровавом империализме». «Холодная война», сложившаяся биполярная система во главе с СССР и США, вылились в их соперничество и непрерывную, изматывающую гонку вооружений. К середине 80-х годов экономическая несостоятельность великодержавных притязаний Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства «третьего мира». Бессилие советской военной машины демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу, т. е. к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам (микроэлектронике, информатике, робототехнике).

2. Стратегия «ускорения» В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на "ускорения социально-экономического развития страны" выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.). Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
В сентябре 1985 г. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования. Выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.), экономическая реформа нашла свое выражение в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года". Ключевым понятием в стратегии реформ Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (Закон о госприемке). Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3 - 2,5 раза. Стратегия "ускорения" была основана на всемерной интенсификации производства, на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда. Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги, проведен ряд "кампаний". Основными из них были: антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация человеческого фактора и др. В конце мая 1985 года, то есть спустя два месяца после избрания М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, была объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны были сказаться на значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую дисциплину. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, вырубались виноградники. В итоге антиалкогольной кампании производство винно-водочных изделий значительно сократилось. Советское правительство в мае 1985 г. издало постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», пытаясь таким способом решить задачи по дисциплине труда и др. Ежегодно планировалось сокращать производство водки и ликероводочной продукции на 10 %, а к 1988 г. должен быть прекращен выпуск плодово-ягодных вин. В теории предполагалось, что принятые меры помогут повысить качество и производительность труда. Но практика показала, что такие меры убыточны. Государство теряло огромные деньги в результате вырубки садов и виноградников и почти полной остановки винно-водочного производства. В стране были утеряны уникальные сорта винограда. Страдали даже садоводы-любители. С экономической точки зрения эффект от реформы был явно отрицательный, тем более что пьянство не уменьшилось, а наоборот, возросло. Только народ употреблял уже не качественные заводские напитки, а дешевый теневой самогон. За 4 года реформы государство недополучило в бюджет 63 млрд. руб. сократилось. Так, если в 1980 году выпускалось 295 млн. декалитров водки и 323 млн. декалитров вина, то в 1985 году - 238 и 265, а в 1988 - 142 и 179 соответственно. Жители стали изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено 160 млн. декалитров. Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала нежелательные явления, а именно: была подорвана экономическая база южных винодельческих районов, например, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др.; увеличились потери рабочего времени в силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками; участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей; значительно сократились поступления в доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию. Впервые после войны был включен денежный станок. В результате подобного рода кампаний государственный финансово-кредитный механизм оказался разбалансированным, кризисные проявления стали возрастать. Общие показатели народнохозяйственной деятельности продолжали оставаться низкими.Для контроля над качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция - госприемка, потребовавшая роста управленческого аппарата и материальных затрат. Качество продукции от этого, однако, радикально не улучшилось. Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов. Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно.

  • Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.
  • Постепенное возрождение частного сектора через кооперацию
  • Отказ от монополии внешней торговли.
  • Более глубокая интеграция в мировой рынок.
  • Сокращение числа отраслевых министерств.
  • Признание равноправия новых форм хозяйства на селе (арендных кооперативов и фермерских хозяйств) с колхозами и совхозами.

Экономическая политика не дала ожидаемых результатов. Почему? В 1989 –1990 гг. был взят курс на переход к рынку (правительство Н.И.Рыжкова). Непоследовательность и промедление в проведении реформ привели к углублению экономического кризиса и обострению социальной напряженности.

Стала очевидной необходимость глубокой реформы политической системы.

ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ В СССР (1988 – 1991 гг.)

Лейтмотивом политической жизни периода "перестройки" стала гласность. Что означала гласность? Как она повлияла на духовную жизнь страны? Расскажите о введении в СССР президентской власти. Кто стал президентом СССР? К каким изменениям в политической, жизни страны привела утрата КПСС монополии на власть? Назовите наиболее крупные общественно-политические движения и политические партии, возникшие на рубеже 80-90-х гг.

Какие перемены произошли во внешней политике СССР? Что означало новое политическое мышление? Проанализируйте его основные принципы.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ .

§ Признание единства противоречивого мира.

§ Признание невозможности решения политических задач обеспечения безопасности страны военными средствами...

§ Признание за каждым народом права на выбор пути развития.

§ Отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений.

§ Превращение разоружения в фактор общественного развития.

Как новый внешнеполитический курс повлиял на международное положение СССР, на ситуацию в Европе и в мире в целом?

Проанализируйте ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР в 1985 – 1991 годах:

  • Отказ от давления и диктата в отношениях со странами социализма.
  • Нормализация отношений Восток – Запад посредством разоружения.
  • Разблокирование региональных конфликтов.
  • Установление тесных контактов со всеми странами, без оказания предпочтения странам социализма.

Период перестройки закончился в 1991 году. Подведите итоги.

2 вопрос . Непоследовательность национальной политики в СССР породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В ряде регионов эти противоречия переросли в открытые конфликты. В каких республиках ситуация достигла наибольшей напряженности?

Какова была обстановка в Российской Федерации? Когда была принята Декларация о государственном суверенитете России? Кто стал ее первым президентом?

Объясните, почему в центре политической жизни в 1991г. встал вопрос о дальнейшем существовании СССР? Расскажите о событиях августа 1991года. Как августовский путч повлиял на процесс распада СССР? Какие решения были предприняты на совещании руководителей России, Украины и Белоруссии в Беловежской пуще (декабрь 1991 г)? Как вы оцениваете создание СНГ? Какие страны вошли в состав СНГ (см. Приложения)? Как сейчас складываются отношения между Россией и другими членами СНГ?

Рассмотрите последствия распада СССР:

1. Нарушение экономических связей между бывшими республиками

2. Ослабление обороноспособности всех республик

3. Обострение межнациональных конфликтов (чеченский вопрос)

4. Ухудшение социально-экономического положения населения.

Руководству Российской Федерации - предстояло осуществить демонтаж тоталитарной системы и создать демократическое правовое государство. Расскажите о политическом кризисе сентября-октября 1993 г. Итог политического кризиса -прекращение деятельности всех советских органов.

Проанализируйте процесс становления новой государственности, принятия новой Конституции. Как Конституция определяет характер нового российского государства? Как решает вопрос о разделении власти? Каковы полномочия высших органов власти?

Вариант 1

А1. Что повлекло за собой введение госприемки во второй половине 1980-х гг.?

1) увеличение производительности труда

2) достижение мировых стандартов качества товаров

3) укрепление трудовой дисциплины

2) передачу банков в частные руки

3) создание совнархозов

4) ликвидацию колхозов и совхозов

А3. Какое название получила экономическая программа, отрывок из которой приведен?

У нашего общества накоплен большой негативный опыт экономических реформ... Реализация предлагаемой программы должна опровергнуть этот печальный опыт. ..она опирается на принципиально новую экономическую доктрину. движение к рынку прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей.

1) перестройка

2) «оттепель»

А4. Как называется переход объектов государственной собственности к частным владельцам ?

1) монополизация

2) национализация

3) приватизация

4) милитаризация

В1. Экономический курс, провозглашенный в 1985 г., получил название «стратегия ________________________________________________

Тест №7 по теме: « Экономические реформы »

Вариант 2

4) ввело госприемку производимой продукции

А2. Что предполагала экономическая реформа 1987 г.?

1) расширение самостоятельности предприятий

2) введение параллельного хождения доллара наравне с рублем

3) разрешение частной собственности на землю

4) приватизацию государственного сектора

А3. Кто был инициатором принятия цитируемого указа?

Распитие спиртных напитков на производстве... или пребывание на работе в нетрезвом виде влечет наложение... штрафа в размере от тридцати до пятидесяти рублей.

1) М. Горбачев 3) Г. Янаев

2) Б. Ельцин 4) Л. Брежнев

А4. Как называется обесценивание денег и снижение курса национальной валюты ?

1) банкротство 3) эмиссия

2) коррупция 4) инфляция

В1. Какое слово пропущено в отрывке из программы «500 дней»?

Человечеству не удалось создать ничего более эффективного, чем _____________ экономика... Свойственные ей механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства.

___________________________________________________________________________

Ответы к тесту по теме: « Экономические реформы »

ускорения

рыночная

Тест №8 Итоговое тестирование по курсу «История России. XX век»

Вариант 1

Часть А.

I . Выберите правильный ответ.

1) Годы правления Николая II:

а) 1881 - 1894 б) 1894 - 1917 в) 1896 - 1905 г) 1896 - 1918

2) К политике «военного коммунизма» в 1918- 1920 гг. относится:

а) свобода торговли б) продналог с крестьян

в) всеобщая трудовая повинность г) частное предпринимательство

З. Начавшееся в период «оттепели» восстановле­ние доброго имени и прав незаконно осужден­ных людей называется гласностью.

И. Последствием усиления административных ме­тодов руководства экономикой в 1970-х - нача­ле 1980-х гг. был рост производительности тру­да на предприятиях.

К. Политика руководства СССР, проводившаяся во второй половине 1980-х гг., получила название перестройка.

III

Б) 1924 г., 1936 г., 1977 г., 1993 г.

IV

1) Лидеры Белого движения:

д) возникновение и расцвет новых политических партий

е) широкое применение мер внеэкономического принуждения

VII . О ком (чем) идет речь?

а) Этот одержимый революционной идеей поли­тик с отличием окончил гимназию в Симбирске, юридический факультет Петербургского уни­верситета. Недолго имел адвокатскую практи­ку. Его старший брат был казнен как один из членов группы народовольцев, организовавшей покушение на царя. В 1917 г. возглавил правительство, настоял на подписании мира с Гер­манией в 1918 г. Был инициатором перехода к НЭПу. Умер в 1924 г.

б) Состояние противоборства между двумя сверх­державами, СССР и США, и их союзниками, при котором стороны пытались нанести ущерб друг другу всеми средствами кроме прямой во­енной агрессии

в) Блестящий офицер, незаурядный ученый, Верховный правитель России, столкнулся лицом к лицу с полным развалом страны и армии, зверским убийством царской семьи, дворянин, служил в морской артиллерии, состояния не имел и был “служащим офицером”, российский морской артиллерист. При первых известиях о начале военных действий против Японии обратился в морское ведомство с просьбой послать его на фронт.

VIII

1) а) космонавт

2) б) экономист

3) в) биолог

4) г) конструктор в области ракетостроения

д) писатель

IX . Установите правильное соответствие:

X

Отруб Коллективизация Репатриация Холодная война Ленд-лиз «Перестройка» Железный занавес План «Уран» Диссиденты Продналог

Тест №8 Итоговое тестирование по курсу «История России. XX век»

Вариант 2

Часть А.

I . Выберите правильный ответ.

1) Первая мировая война была в;

а) 1905-1907 гг. б) 1914-1918 гг. в) 1916-1921 гг. г) 1918-1922 гг.

2) Политика НЭПа предполагала:

Б) Аграрную реформу характери­зует сохранение выкупных платежей крестьян.

В) Россия была провозглашена республикой в 1917 г. по решению Учредительного собрания.

Г) На II Всероссийском съезде Советов в 1917 г. было принято решение о выходе Польши и Фин­ляндии из состава России.

Д) К понятию «Великий перелом» относится пере­ход к многоукладной экономике.

Е) Великая Отечественная война была в 1941 - 1945 гг.

Ж) Уровень жизни населения СССР в первые годы после Великой Отечественной войны характери­зовался систематическим повышением цен.

З) Период в истории СССР с середины 1950-х гг. до середины 1960-х гг., характеризовавший­ся началом обновления духовной жизни обще­ства, разоблачением культа личности, назы­вался периодом нового политического мыш­ления.

И) Основной причиной неудачи экономической ре­формы было ослабление госу­дарственного контроля над деятельностью пред­приятий.

К)С проведением в СССР политики перестройки связаны понятия «гласность», «чековая прива­тизация».

III . По какому принципу образованы ряды?

б) 1924 г., 1956 г., 1964 г., 1985 г.

IV . Кто (что) является лишним в ряду?

1) Генеральные (в 1953-1966 гг. первые) секрета­ри ЦК партии:

2) Черты внешней политики СССР в 1964-1985 гг.:

а) участие советских представителей в Заклю­чительном совещании по безопасности и со­трудничеству в Европе б) выдвижение доктрины «ограниченного суве­ренитета» социалистических стран в) попытка разрядки напряженности в отноше­ниях со странами Запада г) произраильская позиция в арабо-израиль­ских войнах

V . Расположите события в хронологической после­довательности:

а) Корниловский мятеж б) бело Б. Пастернака в) создание I Временного правительства

г) февральская революция д) ХХ съезд партии е) Сталинградская битва ж) Столыпинская реформа з) Карибский кризис и) пакт о ненападении к) принятие Конституции РФ л) ввод войск в Афганистан м) Капитуляция Германии в ВОВ н) программа «500 дней» о) Тегеранская конференция

VI . Отметьте итоги развития СССР в 1930-е гг.:

а) резкий рост производства товаров народного по­требления б) резкое усиление диспропорций в экономике в) унификация и идеологизация культуры создание

г) системы материальной заинтересован­ности в результатах своего труда

д) создание системы, обеспечивающей действенную борьбу с инакомыслием в стране

е) умеренное ограничение действия рыночных ме­ханизмов

VII . О ком (чем) идет речь?

а) Этот государственный деятель родился в 1879 г. Учился в православной семинарии, но не закон­чил ее. Отличался настойчивостью до упрямства. Эгоистичен, капризен, с невероятным самом­нением. Сосредоточил в своих руках неограни­ченную власть. Маршал, затем Генералиссимус. Герой Советского Союза.

б) Политика, возвеличивающая одного человека, характерная, в основном, для тоталитарною режима и пропагандирующая исключительность правителя, его всемогущество и неограниченность власти, приписывающая ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, ликвидирующая демократию

в) наиболее известны1 полководец ВОВ, с чьим именем связано большинство громких побед в войне. Четырежды Герой СССР, кавалер двух орденов «Победа» множества других советских и иностранных орденов и медалей. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР, а с 1955 по 1957 год - министром обороны СССР. В 1957 г. исключён из состава ЦК партии, снят со всех постов в армии и в 1958 отправлен в отставку.

VIII . Установите правильное соответствие:

1) а) писатель

2) б) физик

3) в) космонавт

4) г) химик

д) композитор

IX . Установите правильное соответствие:

1) политика гласности, XIX Всесоюзная партийная конференция, отмена 6-й статьи Конституции СССР

а) 1953-1964 гг.

б) 1965-1982 гг.

2) создание СЭВ, «Ленинградское дело», переименование ВКП(б) в КПСС

в) 1985-1990 гг.

г) 1991-1996 гг.

3) Суэцкий кризис, запуск первого в мире искусствен­ного спутника Земли, лик­видация МТС

д) 1945-1953 гг.

4) принятие третьей Конституции СССР, выдворение инакомыслящих за рубеж, разрядка международной напряженности

X . Разъясните значение терминов

Хутор Оккупация Кооперация Капитуляция Денационализация Индустриализация План Маршалла «Оттепель» Железный занавес Продразверстка

Ответы к тесту №8 по теме: «История России. XX век»

вариант№1

вариант №2

часть А

часть А

Горбачев и его перестройка

2.3 Экономические реформы 1987--1990 гг

Постепенно в советском руководстве росло понимание того, что без коренных преобразований в хозяйственном механизме и последующих трансформаций социально-политической системы, сложившейся в СССР, достичь реальных результатов в масштабных экономических реформах невозможно. Однако невозможно было также оценить размеры охватившего страну структурного социально-экономического и политического кризиса без глубокого научного анализа сложившейся ситуации. С 1987 г. по инициативе Горбачева начинается разработка научной концепции экономической реформы в СССР. К этой работе были привлечены известные советские экономисты Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, А. Г. Гранберг, П. Г. Бунич, Т. И. Заславская и др. Разработанный ими проект программы преобразований предусматривал следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально -- путем развития кооперативного движения, опираясь на ленинское определение социализма как строя цивилизованных кооператоров); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; развитие арендных отношений на селе. В 1987--1988 гг. был принят комплекс законодательных актов о перестройке управления народным хозяйством, важнейшим из которых были закон «О государственном предприятии (объединении)» (июнь 1987 г.), постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о расширении прав трудового коллектива и выборе руководителей и наконец, закон «О кооперации в СССР» (май 1988 г.). Однако при сохранении ведомственного диктата, ужесточении государственного регулирования и контроля по отношению к хозяйствующим субъектам, и прежде всего кооперативам и арендным предприятиям, принятые законодательные акты практически оказались бездейственными, а реформы в экономике -- блокированными. Более того, с 1988 г. начался общий кризис в сельскохозяйственном производстве, а затем и в промышленности. В связи с продолжавшим расти огромным бюджетным дефицитом резко усилились инфляционные процессы. В руководстве партии и государства нарастал конфликт между сторонниками либеральной и консервативной политическими программами осуществления реформ. Сам лидер партии М. С. Горбачев подвергался критике как слева, так и справа, и его решения не отличались последовательностью. С одной стороны, он декларировал переход к рыночным отношениям, а с другой -- провозглашал верность социалистическим ценностям, что изначально было несовместимо. Реальные процессы, происходившие в экономике и связанные с возникновением новых видов предприятий (кооперативов, совместных предприятий, акционерных обществ и др.), повлияли и на государственный сектор. Госпредприятия стали преобразовываться в арендные и акционерные, хотя зачастую контроль над ними сохранялся в руках прежнего руководства. В 1990 г. было принято постановление нового ВС СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике и соответствующее этой концепции законодательство. Несмотря на сохранение высоких налогов на прибыль (от 35 до 45%), законы 1990 г. создали условия для еще большего развития коммерческих структур. Но сохранение государственного регулирования цен, не менявшихся в стране с 1961 г., при появлении товаров и услуг, производимых новыми, коммерческими структурами, объективно вело к усилению товарного голода -- дефицита промышленных и продовольственных товаров. Карточная система, давно, хотя и неофициально существовавшая в различных регионах СССР, была введена даже в Москве, где были установлены нормы отпуска товаров и резко ограничен их ассортимент. Резко возросла денежная эмиссия, которая за 5 лет, к 1989 г., увеличилась в 4 раза, и в 1990 г. составляла уже около 20%. За счет иностранных займов внешний долг СССР вырос с 10 млрд. в 1985 г. до 52 млрд. долларов к 1991 г. За этот же период золотой запас СССР уменьшился в 10 раз и составил 240 т Александров Ю. Когда экономика денежная, но не рыночная: Об эволюции советской модели экономики 60-нач. 90-хх годов // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №11. - С. 83. .

В этих условиях катастрофически падал уровень жизни советских граждан, которые во всех экономических проблемах обвиняли руководство КПСС. В промышленных регионах, особенно в угольных бассейнах, с 1989 г. начало расти забастовочное движение, которое к лету 1991 г. приобрело огромный размах.

На фоне провалов в реформировании экономики союзным центром политические элиты обретавших самостоятельность союзных республик предприняли попытки выйти из кризиса, опираясь на собственные программы. Летом 1990г. академик С. С. Шаталин, Г. А. Явлинский и их соратники предложили российскому руководству так называемую программу «500 дней». Она предусматривала в этот короткий срок провести масштабную приватизацию государственной собственности, введение свободного рыночного ценообразования с параллельной индексацией заработных плат и социальных пособий. Одновременно она значительно ограничивала возможности союзного центра управлять экономикой республики. Таким образом, создавались условия для образования экономического союза республик, который мог бы стать основой для установления новых, конфедеративных связей между ними. Но эта программа так и не была реализована. Горбачев же предпочел программу экономических реформ, разработанную министром финансов СССР В. С. Павловым, ставшим премьер-министром Кабинета министров СССР в декабре 1990 г. Проект Павлова предусматривал осуществление жесткого государственного контроля при переходе к рынку Александров Ю. Когда экономика денежная, но не рыночная: Об эволюции советской модели экономики 60-нач. 90-хх годов // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №11. - С. 84. .

Таким образом, вокруг планов экономических преобразований возникла острая политическая борьба, которая усиливала противостояние между центром и республиками. Непоследовательность в проведении преобразований в период перестройки не только не позволила преодолеть кризис советской социально-экономической системы, но еще больше его углубила.

3 Проблемы межнациональных отношений в

условиях кризиса союзного государства

Политика перестройки и гласности, объявленная руководством страны во главе с М. С. Горбачевым, привела с середины 80-х гг. к резкому обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализма в СССР. В основе этих процессов лежали глубинные причины, уходящие корнями в далекое прошлое. Еще в условиях брежневской парадности и показухи кризисные явления в сфере межнациональных отношений в 60--70-е гг. постепенно набирали силу. Власти не занимались изучением межэтнических и национальных проблем в стране, а отгораживались от действительности идеологическими установками о «сплоченной семье братских народов» и созданной в СССР новой исторической общности -- «советском народе» -- очередными мифами «развитого социализма».

С середины 80-х гг. в рамках процесса демократизации межнациональные проблемы в СССР, по сути, выдвинулись на передний план. Одним из первых грозных признаков дезинтеграционных процессов и проявлений национал-сепаратизма стали волнения в Средней Азии, вызванные чистками партийного руководства брежневского призыва, обвиненных в мздоимстве и коррупции. Когда на смену Д. А. Кунаеву в Казахстан в качестве лидера республики был прислан В. Г. Колбин, развернувший кампанию по укреплению «социалистической законности» и борьбе с проявлениями национализма в республике, в ряде городов вспыхнули настоящие бунты. Они происходили под национал-исламистскими лозунгами, и основными их участниками были представители молодежи. В декабре 1986 г. в Алма-Ате в течение трех дней происходили крупные волнения, которые удалось «умиротворить» лишь с помощью ввода войск. Впоследствии (1987--1988 гг.) крупные столкновения на национальной почве, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, вспыхивали в Фергане (против турок-месхетинцев) и в Ошской области (против обосновавшихся здесь выходцев с Кавказа) Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца 20 века. - М.: Дрофа, 2003. - С.817. .

Поначалу национальные движения в советских республиках действовали в рамках возникших в этот период народных фронтов. Среди них наибольшей активностью и организованностью отличались народные фронты республик Прибалтики (уже 23 августа 1987 г. в связи с 48-й годовщиной «пакта Риббентропа--Молотова» состоялась акция протеста). После начала политической реформы в СССР, когда благодаря изменениям в избирательной системе были проведены альтернативные выборы депутатов возрожденных съездов народных депутатов СССР, народные фронты Литвы, Латвии и Эстонии, а также Армении и Грузии продемонстрировали, что их кандидаты пользуются значительно большим доверием и популярностью среди избирателей, нежели представители партийно-государственной бюрократии. Таким образом, альтернативные выборы в высшие органы власти СССР (март 1989 г.) послужили важным толчком для начала «тихой» массовой революции против всесилия партийно-государственного аппарата. По всей стране росло недовольство, проходили стихийные несанкционированные митинги со все более радикальными политическими требованиями.

Уже на следующий год в ходе выборов народных депутатов в республиканские и местные органы власти стабильное большинство в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии и Молдавии получили национально-радикальные силы, оппозиционно настроенные по отношению к КПСС и союзному Центру. Они теперь открыто заявляли об антисоветском и антисоциалистическом характере своих программных установок. В условиях все более нараставшего социально-экономического кризиса в СССР национал-радикалы выступали за осуществление полного государственного суверенитета и проведение кардинальных реформ в экономике уже вне рамок общесоюзного государства.

Наряду с национал-сепаратизмом союзных республик набирало силу национальное движение народов, имевших статус автономий в составе СССР. В связи с тем, что малые народы, имевшие статус автономных республик, или этнические меньшинства, находившиеся в составе союзных республик, в условиях принятия курса на обретение государственного суверенитета республиканскими титульными нациями испытывали давление своеобразного «малодержавия», их национальное движение носило как бы оборонительный характер. Союзное руководство они рассматривали в качестве единственной защиты от экспансии национализма республиканских этнонаций. В основе межэтнических конфликтов, резко обострившихся в условиях перестройки, лежали глубокие исторические корни. Одним из первых переломных моментов в перестроечном процессе весной 1988 г. стал карабахский кризис. Он был вызван решением вновь избранного руководства автономной Нагорно-Карабахской области о выходе из состава Азербайджана и переходе карабахских армян под юрисдикцию Армении. Нарастающий межэтнический конфликт вскоре вылился в длительное вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном. В это же время волна этнического насилия охватила и другие регионы Советского Союза: ряд республик Средней Азии, Казахстан. Произошел очередной взрыв абхазо-грузинских противоречий, а затем последовали кровавые события в Тбилиси в апреле 1989 г. Помимо этого, активизировалась борьба за возвращение на исторические земли репрессированных в сталинские времена крымских татар, турок-месхетинцев, курдов и немцев Поволжья. Наконец, в связи с приданием статуса государственного языка в Молдавии румынскому (молдавскому) языку и переходом на латинскую графику вспыхнул приднестровский конфликт. Его своеобразным отличием явилось то, что в качестве малого народа выступило население Приднестровья, на две трети состоящее из русских и украинцев Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца 20 века. - М.: Дрофа, 2003. - С.818. .

Административные преобразования России

Реформа- преобразование, вводимое законодательным путём. Процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы- укрепление и обновление государственных основ, улучшение уровня жизни...

Государственные символы Российской Федерации

Принятие одного единого гимна в СССР спровоцировало процесс создания собственных национальных песен в союзных республиках. Однако гимн самой большой по площади республики РСФСР тогда так и не был принят. С началом системной дезинтеграции...

Земельная реформа в России и эффективность использования земельных угодий на примере ОПХ "Белоусовское" Калужской области

Необходимость реформирования советского общества была обусловлена кризисом руководства народным хозяйством со стороны государства. Это проявилось также в сфере земельных отношений...

История парламентаризма в России в ХХ – начале XXI вв.

Характерной чертой развития советского парламентаризма этого периода являлось усиление партийного руководства. Казалось бы, что уже в предыдущие годы такое руководство стало всеобъемлющим...

Концепция развития земельного законодательства России

Следуя происходящим социальным переменам, законодательство РФ этого времени признало право собственности граждан на землю. Это было сделано в противоречие союзному законодательству...

Обязательственное право: история и современность

В настоящее время в Российской Федерации обязательственное право регулируется Гражданским Кодексом: - Часть 1, раздел III «Общая часть обязательственного права» (общие положения об обязательствах, общие положения о договоре). - Часть 2...

Организационно-правовое и документационное обеспечение управления государственного органа на примере УВД г. Усть-Илимска

Тяжелое состояние разрушенной войной экономики и проблемы восстановления народного хозяйства после окончания войны оттеснили на второй план вопросы документационного обеспечения Управления...

Уголовный кодекс РСФСР 1922 года устанавливал, что наказание не применяется к малолетним до 14 лет, а также всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых признано возможным ограничиться мерами медико-педагогического воздействия (п...

Ответственность несовершеннолетних в российском уголовном праве

В Уголовном кодексе РФ 1996 года устанавливается, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Лица...

Правовые основы местного самоуправления

Первый этап (1990-- 1993 гг.) ознаменован прежде всего формированием законодательных основ организации местного самоуправления в Российской Федерации...

1. Приказное делопроизводство XV-XVII вв. Система государственного делопроизводства начинает складываться в период формирования русского централизованного государства, с середины XV в...

Система министерского делопроизводства

В июне 1960 г. в Москве состоялось Всесоюзное совещание по вопросам механизации труда инженерно-технических работников и работников административно-управленческого аппарата...

Формирование имиджа административной реформы

Достижение основной цели административной реформы - повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти - невозможно без обеспечения их открытости и доступности для граждан и юридических лиц...

Формирование пенсионной системы РФ в 1990-е гг.