Налоговое стимулирование экономической активности субъектов малого предпринимательства.

Стимулирующая роль заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельности. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности: льготные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым категориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организации, предприятия инвалидов и др. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образование, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.

Нынешняя российская налоговая система предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.

В частности, в целях стимулирования развития строительства жилья, в соответствии со ст.2 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, в том числе используя систему налоговых льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. Согласно ст.2 Федерального закона "О государственном регулировании агропромышленного производства" основными направлениями государства в этой сфере признано льготное налогообложение. Такие же положения предусмотрены в Федеральном законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" и в других законодательных актах.

Вместе с тем стимулировать можно не только развитие определенных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, например посредством установления на них льготного порядка налогообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налоговый аспект, безусловно, влияет на экономическое поведение субъектов, но это лишь один из аспектов мотивации для стимулирования их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработанного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не помогут уже никакие налоговые преференции. Подобная ситуация отчетливо прослеживается в нашем сельском хозяйстве.

Благодаря наличию стимулирующей функции налогов государство имеет возможность косвенно воздействовать на функционирование рыночной экономики с целью обеспечения ускоренного развития определенных ее секторов и отраслей. Не всегда желательный с точки зрения общества уровень производства тех или иных товаров может быть обеспечен в результате действия рыночных сил. Если товар представляет собой чистое общественное благо, данная проблема может быть решена только путем прямой организации их производства на государственных предприятиях. По отношению к смешанным общественным благам в ряде случаев достаточно лишь корректировки объема их выпуска с помощью косвенных мер. Как правило, с помощью налоговой системы достигается стимулирование следующих видов деятельности: непроизводственное строительство; осуществление затрат на развитие производства (включая расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы); малое предпринимательство; благотворительная и природоохранная деятельность; создание предприятий, обеспечивающих занятость для определенных категорий населения (например, инвалидов).

Стимулирующая функция реализуется с помощью системы налоговых льгот, предоставление которых увязывается с определенными признаками налогоплательщика или объекта налогообложения. Налоговые льготы - это законодательно установленные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. В соответствии с российским законодательством нормы, определяющие основания, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуального характера. Это означает, что закон должен ставить в равные условия всех налогоплательщиков, относящихся к одной и той же категории или осуществляющих определенный вид деятельности. Для избирательной поддержки определенных предприятий и организаций должны использоваться не налоги, а государственные расходы.

Можно выделить следующие основные виды налоговых льгот:

· установление необлагаемого минимума объекта налогообложения (пример - стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц);

· освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий плательщиков (льготы по налогу на доходы физических лиц для инвалидов, Героев Российской Федерации и др.);

· применение пониженных налоговых ставок (например, пониженные ставки НДС на продовольственные товары и товары детского ассортимента);

· целевые налоговые льготы;

· налоговый кредит;

· другие виды налоговых льгот.

Особой формой налоговых льгот является налоговый кредит - отсрочка взимания налога, которая предоставляется на условиях возвратности и платности на основании договора между хозяйствующим субъектом и государственным налоговым органом. Налоговый кредит может быть предоставлен на срок от трех месяцев до одного года в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, в том числе:

· при причинении налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

· при задержке налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа;

· при угрозе банкротства плательщика в случае единовременной выплаты налога;

· если имущественное положение налогоплательщика - физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

· если производство и/или реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер;

· в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу, в соответствии с таможенным законодательством.

Разновидностью налогового кредита является инвестиционный налоговый кредит. Он предусматривает возможность уменьшения платежей по налогу в течение определенного срока и в определенных пределах с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на более длительный срок (от года до 5 лет), но только по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам. Основанием для его предоставления является проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения собственного производства; осуществление внедренческой или инновационной деятельности; выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. Варьируя ставками налогообложения прибылей, государство может воздействовать на объем инвестиций в экономику. Изменение ставок косвенных налогов является инструментом ценовой политики. Эффективным средством внешнеторговой политики служит установление таможенных пошлин в соответствии с протекционистской или либеральной стратегией развития внешней торговли. Однако, не следует переоценивать возможности налоговой системы как инструмента регулирования экономической конъюнктуры. Стремление обеспечить гибкость налогового регулирования в меняющихся условиях не должно противоречить основному принципу - стабильности и предсказуемости налоговой политики государства.

Пупкова Галина Александровна , Аспирант кафедры Экономики предприятия Орловского государственного института экономики и торговли, экономист планово-экономического отдела ОАО «Михайловский ГОК», Россия

Translation will be available soon.

| Скачать PDF | Загрузок: 87

Аннотация:

Налоги представляют собой основной фискальный инструмент государственного регулирования и стимулирования экономических процессов, позволяющий менять величину и направленность денежных потоков. Налоги и налоговый механизм – неотъемлемая часть налоговой политики государства и средство косвенного воздействия на экономику.

JEL-классификация:

Налоги представляют собой основной фискальный инструмент государственного регулирования и стимулирования экономических процессов, позволяющий менять величину и направленность денежных потоков. Налоги и налоговый механизм - неотъемлемая часть налоговой политики государства и средство косвенного воздействия на экономику.

Правительство строит налоговую политику с учетом экономического состояния страны и отбирает те принципы, которые являются наиболее актуальными на данный момент. Налоговая политика, с одной стороны, способна обеспечить потребности общественного воспроизводства и рост благосостояния страны, а с другой, может законсервировать налоговую систему страны. Делая упор на те или иные виды налогов, определяя их ставки, порядок взимания, сферу применения и т.п., государство пытается достичь баланса различных целей, главными из которых являются экономическая эффективность и социальная справедливость.

Несовершенство налоговой системы на первых этапах ее становления

Налоговая система России была сформирована в соответствии с Законом РФ № 2118-1 от 27.12.91 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также соответствующих законов, посвященных отдельным налогам - на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество предприятий, акцизам и т.д. Именно эти нормативные акты послужили отправной точкой в формировании и дальнейшем развитии системы налогообложения. Она должна была стать одним из важнейших инструментов регулирования развивающихся рыночных отношений, ограничивающих их стихийность, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, снизить инфляцию.
В первые годы реформ налоговая система России лишь в определенной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению финансовых ресурсов в бюджет. Однако высокое налоговое бремя, наличие значительного числа льгот, многочисленных возможностей для сокрытия доходов способствовали развитию теневой экономики. Она приобрела массовый характер, а укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли на развитие производства и переводились на счета в зарубежные банки.
Сложившаяся в стране кризисная ситуация потребовала от правительства внесения существенных корректив в основные направления проводимой в стране налоговой политики и осуществления налоговой реформы. На сегодняшний день она находится на стадии завершения. Налоговая система, действующая на данном этапе, по форме организации во многом приближена к зарубежным аналогам.

Несколько слов о налоговых ставках

Оптимально построенная налоговая система не только обеспечивает финансовыми ресурсами потребности государства, но и не создает препятствия у налогоплательщика к развитию предпринимательской деятельности. Показателем качества налоговой системы страны является налоговая нагрузка. Ее величина оказывает решающее действие на финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта и влияет на темпы экономического роста государства.
Необходимость научного обоснования предела налоговой нагрузки, т.е. оптимальной величины ставки налогов, как для государства, так и для налогоплательщика, является особенно актуальной. Впервые попытку установить зависимость между налоговыми платежами и ставками налогов предпринял А. Лаффер. Согласно его теории, рост ставок способствует увеличению налоговых доходов государственного бюджета, но только до определенного предела, после чего поступления начинают снижаться. Данную закономерность достаточно легко объяснить тем, что высокие ставки сдерживают предпринимательскую активность, а часть плательщиков переходит из легального бизнеса в теневой сектор экономики, что ведет к падению налоговых поступлений в бюджет. И наоборот, снижение нагрузки приводит к росту поступлений, так как у предпринимателей появляется возможность получения большей прибыли, что в свою очередь способствует росту базы налогообложения.

Налоговая политика, стимулирующая инвестиционную активность

На инвестиционную направленность финансовых потоков, а также активизацию хозяйственной деятельности субъектов Российской Федерации оказывает влияние множество факторов. Среди них немаловажную роль играет эффективная государственная экономическая политика в области налогов и налогообложения. Следует отметить, что проблема налогового стимулирования капиталовложений в России возникла в начале рыночных преобразований, но по сей день сохраняет свою актуальность. Инвестиционная деятельность напрямую зависит от государственной политики, проводимой в области экономики и налогообложения, так как своими действиями государство может как затормозить, так ускорить этот процесс.
Долгое время российской экономике был характерен невысокий и даже отрицательный уровень инвестиционной активности, а также отсутствие стимулов и возможностей для экономического роста. Данная ситуация была связана с ошибочным курсом реформ, проводимым в стране в 90-х годах ХХ века, которые привели к массовому вывозу капитала из страны. Кроме того, за годы преобразований произошло разрушение научного и производственного потенциала страны, а также снижение конкурентоспособности национальной экономики.
В последнее время в экономическом развитии России наблюдаются положительные тенденции. Происходит активизация инвестиционных процессов, но уровень инвестиционных ресурсов по-прежнему недостаточен. Безусловно, трудно переоценить в данной связи значение проводимой в стране реформы системы налогообложения.
Многие экономисты придерживаются сдержанных оценок в характеристике заслуг налоговой реформы, а природу экономического роста видят в значительной привязке экономики страны к экспорту энергоносителей. В этом есть доля правды. В будущем подобный тип роста национального хозяйства не может способствовать его развитию, и даже в определенной степени будет усиливать технико-экономическую отсталость. В настоящее время в нашей стране назрела необходимость смены источников и факторов экономического роста. Налоговая политика государства как основной инструмент экономической политики должна содержать в себе эффективный механизм стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных регионов.

Механизмы налогового стимулирования

В рыночной экономике применяются различные инструменты и методы стимулирования инвестиционной деятельности, но главная роль принадлежит системе налогов. В рамках налоговой системы в мировой практике существуют следующие основные механизмы стимулирования инвестиций:
- освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений производственного и непроизводственного назначения;
- инвестиционный налоговый кредит;
- ускоренная амортизация.
На сегодняшний день государство должно быть более активным в вопросах использования инструментов налогового регулирования и стимулирования. Это обусловлено тем, что сложившаяся в стране ситуация требует реформирования действующей экономической политики, направленной на повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. При этом не стоит забывать о том, что система государственного регулирования и стимулирования должна быть построена так, чтобы политика государства в области инвестиций и налогов была выгодна как экономическим субъектам, так и государству. Результатом эффективной политики станет стабильное экономическое развитие, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата в России. 3. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Д.Г. Черника. - М.: МЦФЭР, 2006. - 528 с.
4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: МЦФЭР, 2006. - 592 с.
5. Пансков В.Г. Налоговое стимулирование инвестиционной активности // Финансы. - 2007. - №11. - С. 29-35.
6. Кузнецова И. Налогообложение как фактор экономического роста // Человек и труд. - 2007. - №№2-3.
7. Новосельский В. Налоговые факторы государственного регулирования // Экономист. - 2007. - №5. - С. 17-21.
8. Исаков В.Б. Современная налоговая система: точку ставить рано // Налоговая политика и практика. - 2007. - №3. - С. 4-6.

1.2 Роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса

Правительственные агентства во всем мире предоставляют различные виды стимулирования делового развития для создания благоприятных условий и поддержки деятельности предприятий. Предоставляемые льготы направлены на обеспечение диверсификации экономики, создание рабочих мест и увеличение налоговой базы.

Многие компании ищут пути уменьшения издержек на реализацию новых проектов. Поэтому стимулирование развития бизнеса часто является важным фактором в определении места расположения компании. На принятие этого решения также влияют такие факторы, как доступность рабочей силы, отношение к бизнесу властей и общественности и суммарные затраты на ведение бизнеса в данной области.

Региональная налоговая политика напрямую зависит от налоговой политики, проводимой Правительством Российской Федерации, и полномочий, которыми наделяет Федеральный центр органы государственной власти субъектов Российской Федерации, среди которых предоставляется возможность установления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков. Мировой опыт и отечественная практика свидетельствуют о том, что предоставление налоговых преференций субъектам малого предпринимательства в те или иные периоды экономического развития активно используется как действенный инструмент финансового регулирования данного сектора экономики.

Пониженные ставки при налогообложении прибыли малых предприятий применяются в Японии (действует шкала ставок подоходного налога, дифференцируемых в зависимости от величины уставного капитала предприятия), Великобритании и США (действует шкала ставок подоходного налога, дифференцируемых в зависимости от подлежащей налогообложению прибыли предприятия).

В России с 1992 по 2001 года включительно, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусматривалось освобождение от налога на прибыль в первые два года работы малых предприятий, занимающихся приоритетными видами деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники и др.), а в третий и четвертый год – уплата налога в неполном объеме (25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль).

В ходе широкомасштабной налоговой реформы Правительство Российской Федерации отказалось от использования налоговых льгот как инструмента финансового регулирования малого предпринимательства.

К настоящему времени сложилось три параллельно действующих системы налогообложения предприятий малого бизнеса: общая для всех предприятий, упрощенная и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Причем упрощенная система налогообложения является действительно льготной, так как позволяет организациям, ее применяющим, снижать налоговую нагрузку в два – три раза, но при этом имеет существенные ограничения в части ее применения субъектами малого предпринимательства. Единый налог на вмененный доход получил большее распространение, чем упрощенная система налогообложения, что обусловлено обязательным характером его применения в тех субъектах Российской Федерации, которые приняли соответствующее законодательство.

Авторы работ, посвященных исследованию преимуществ и недостатков применяемой в России системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, отмечают, что налоги как инструмент регулирования предпринимательской деятельности в должной мере не учитывают специфику именно малого предпринимательства и, как следствие, не стимулируют его развитие.

Так, делая вывод о низкой эффективности общей системы налогообложения в отношении малых предприятий, Е.В. Хлыстова указывает на то, что «многочисленные налоги и сборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли».

Н.И. Малис рассматривая упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход как концептуально разные режимы, отмечает, что «в первом случае в законодательство заложена идея непосредственно упрощения механизма отчетности и уплаты налога при некотором снижении налогового бремени, но сохраняется связь величины налоговых изъятий с результатами деятельности налогоплательщика, во втором – эта связь полностью утрачивается».

Таким образом, для формирования условий, стимулирующих предпринимательскую активность широких слоев населения и способствующих развитию действующих малых предприятий, использование такого инструмента финансового регулирования в масштабах региональной экономики как налоговые льготы становится все более злободневным.

В соответствии с действующим региональным законодательством субъекты малого предпринимательства к отдельной категории налогоплательщиков, которым предоставляются льготы по налогам, зачисляемым региональный бюджет, не отнесены. Однако, малый бизнес, наряду со средними и крупными предприятиями, как субъект инвестиционной деятельности, имеет возможность воспользоваться льготами по налогу на прибыль организаций, в части подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, налогу на имущество организаций и транспортному налогу.

Так, по налогу прибыль, при условии осуществления капитальных вложений в необходимом законодательно установленном объеме, на получение льготы в регионе могут претендовать лишь 37-40% малых предприятий от общего числа организаций – субъектов малого предпринимательства, функционирующих в автономном округе.

По налогу на имущество доля малых предприятий, имеющих потенциальную возможность воспользоваться установленными льготами, не превышает 7%, из которых: льготой в размере 50% от суммы налога могли бы воспользоваться не более 4% малых предприятий от общего числа организаций – субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в регионе, а льготой в размере 40% от суммы налога (при условии осуществления капитальных вложений в необходимом законодательно установленном объеме) – не более 3% малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в отраслях топливно-энергетического комплекса. При этом отметим, что с 1 января 2008 года размер льготы по налогу на имущество для организаций ТЭК снижен до 20% (вместо ранее установленных 40%) и введено ограничение на период ее действия до 31 декабря 2008 года. А, начиная, с 2009 года льгота по налогу на имущество для предприятий данного сектора региональной экономики будет упразднена.

Потенциальную возможность применять льготы по транспортному налогу имеют не более 0,3% малых предприятий.

Таким образом, создаваемая в регионе система предоставления налоговых льгот оказывает стимулирующее воздействие на развитие ограниченного числа субъектов малого предпринимательства строго определенной сферы, причем, наравне со средними и крупными компаниями, что в определенной степени понижает эффективность данной налоговой преференции именно в отношении малого бизнеса.

Необходимо учитывать, что возможности органов власти субъектов Российской Федерации в сфере налоговой политики сегодня весьма ограничены, поскольку, во-первых, основную долю доходов региональных бюджетов составляют именно налоги с предприятий и заменить их нечем; во-вторых, Налоговый кодекс Российской Федерации жестко регламентирует все действия органов государственной власти в налоговой сфере и устанавливает закрытый перечень налогов и сборов на территории нашей страны; в-третьих, «как показал опыт бюджетного планирования в условиях перевода экономики на рыночные рельсы, у государства в современных условиях нет реальных путей сокращать бюджетные расходы».

В связи с этим предлагаемая схема налогового регулирования направлена на совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, функционирующих в различных сферах деятельности и позволяющая оптимизировать усилия по финансовой поддержке и стимулированию развития данного сектора региональной экономики.

Суть предложения заключается в следующем. Сумма налоговых платежей в региональный бюджет прошедшего года каждого малого предприятия принимается за базисную. В течение следующего за базисным года субъект малого предпринимательства производит все необходимые авансовые платежи в бюджет, а к концу года производится расчет налоговых обязательств текущего года. В случае если сумма налоговых обязательств превышает сумму налоговых платежей базисного года, то субъект малого предпринимательства, а также инвестор/кредитор, предоставивший финансовые ресурсы данному субъекту малого бизнеса, получают право на налоговую льготу по платежам в региональный бюджет.

Существующее в России правовое пространство для осуществления деятельности субъектами малого предпринимательства определяется, прежде всего, федеральными органами власти (закреплено в Налоговом кодексе РФ), а вся тяжесть по созданию экономического пространства для ведения бизнеса в большей степени лежит на региональных органах власти. Предлагаемые меры не меняют действующей в России системы налогообложения, а дают возможность использовать внутренние финансовые резервы малого бизнеса для дальнейшего развития данного сектора региональной экономики и увеличения его социальной значимости. И именно налоговые льготы выступают тем инструментов финансового регулирования, применение которого способно обеспечить стимулирование предпринимательства (в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития территории) в условиях высокого уровня дифференциации экономического потенциала различных субъектов Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать, что налоговые преференции в виде освобождения от уплаты налога либо его части, или снижения ставки по налогу, устанавливаемые для субъектам малого предпринимательства не должны ослаблять или искажать конкуренцию как в данном секторе экономики, так и по отношению к крупным и средним организациям. Льготы малому бизнесу оправдываются той экономией бюджетных средств, которую он обеспечивает региону сокращением объемов выплат пособий по безработице (в связи с самозанятостью населения и предоставлением дополнительных рабочих мест различных категориям граждан), уменьшением вложений в инфраструктуру (в связи с приближением мест работы к зонам расселения и сокращением средней дальности перевозок), снижением экологической нагрузки на территорию (на основе рассредоточения производства), более полным использованием местных ресурсов, включая отходы и т.д.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Байкальский государственный университет экономики и права

Факультет налогов и таможенного дела

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Экономическая теория

На тему: Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики

Научный руководитель: Трофимов Евгений Александрович

Исполнитель: Булатова Екатерина Евгеньевна

гр. Н-09-2

Иркутск, 2010г.

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы налогообложения

1.1. Понятие и сущность налогов………………………………………………....5

1.2.Функции налогообложения и роль налогов в экономике…………………….7

1.3.Сущность, цели и принципы налоговой политики………………………….10

1.4. Основные характеристики налоговой системы……………………………...12

Глава 2. Налогообложение в России

2.1. Особенности налоговой политики России…………… …………………..16

2.2. Эффективность налоговой системы России… ……………………………..19

Глава 3. Проблемы налогообложения в России, пути его совершенствования..22

Заключение………………………………………………………………………….29

Список использованной литературы……………………………………………...30

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения. Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.

Тема данной курсовой работы - «Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики»- очень актуальна именно сейчас, когда Россия вышла на новый, более качественный уровень своего развития в таких сферах как: экономика, политика, социальное развитие, образование, и др. Также актуальность темы исследования определяется необходимостью поиска наиболее действенных механизмов развития стимулирующей и дестимулирующей функций налоговой системы России.

Целью моей работы является теоретическое обоснование направлений развития стимулирующей и антистимулирующей функций налоговой системы России и разработка практических рекомендаций по их реализации.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

1) рассмотреть, что понимается под сущностью налогов, каковы их функции;

2) рассмотреть теоретические основы налоговой системы, налоговой политики;

2) выявление критериев эффективности системы налогообложения;

3) оценка влияния действующей в России системы налогообложения на основные показатели экономического развития предприятий;

4) выявление особенностей налоговой политики России;

5) определение основных направлений реформирования действующей системы налогообложения, преследующих цель стимулирования экономического развития предприятий;

6) разработка методики оценки стимулирующей функции налоговой системы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В Главе 1 Теоретические основы налогообложения - решаются первые две из поставленных выше промежуточных задач, а именно:

Подробно рассмотрены функции налогов. Сформулировано более полное определение налога. А также рассмотрены сущность налоговой политики и основные характеристики налоговой системы.

В Главе 2 - Налогообложение в России– рассмотрены особенности налоговой политики России, а также оценивается эффективность налоговой системы в РФ.

В Главе 3- Проблемы налогообложения в России, пути его совершенствования- дается определение основных направлений реформирования действующей системы налогообложения с целью стимулирования экономики.

В Заключении делаются основные выводы по работе.

1. Теоретические основы налогообложения

1.1.Понятие и сущность налогов

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, природы и задач государства. Как отмечал Ж. Прудон: в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве. Теория налога и практика налогообложения развивалась вместе с теорией государства и практикой его функционирования.

В 1818г. Русский экономист Н.Тургенев определял налоги как «суть средства к достижению цели общества и государства. Люди, соединившись в общество и вручив правительству верховную власть, вручили ему вместе с этим право требовать налоги».

Ж. Сисмонди в 1819г. Говорил, что налог- цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности.

И.И. Янжул писал, что “под налогами следует понимать такие односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек”. 1

Российский государственный деятель С.Ю. Витте в 1900-1902 гг., определял налоги как “принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития”.

Современное определение налога мы находим в одном из наиболее популярных в американских колледжах и университетах учебнике К.Р. Макконнелла, С.Л. Брю “Экономикс”: “Налог - принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия”.

В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налог - это обязательный взнос в бюджет или внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиком налога в соответствии с законодательными актами. Налоги являются обязательными платежами, которые взимаются государством с хозяйствующих субъектов и с граждан. Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения; они поступают в бюджет и направляются на нужды государства.

Внешними признаками сущности налогов финансовой наукой названы:

1) передача благ из сферы частного хозяйства в публичное;

2) обязательный, основанный на нормах закона характер этой передачи;

3) общая безвозмездность, т.е. удовлетворение с помощью налогов общих, неделимых потребностей публичного союза.

Экономическая природа налога, который является составной частью цены, лежит в сфере производства и распределения. Иначе, налог является элементом распределительных, производственных отношений, определяющих суть всех других многообразных отношений, связанных с налогообложением. Отсюда вытекает многогранная глубинная сущность налогов, потенциал которых раскрывается через формы, принципы, методы, способы налогообложения.

Подводя итог из вышесказанного, налоги - это обязательные, индивидуально безэквивалентные, установленные законом платежи организаций и физических лиц. Налоги, как способ извлечения доходов, предполагают достаточно высокий уровень общественного сознания. Налоги - основа благосостояния государства. Изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

1.2. Функции налогообложения и роль налогов в экономике

Реализация общественного назначения налогообложения как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов проявляется в выполняемых им функциях. Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), контрольную, регулирующую.

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества. Таким образом, фискальная функция создает условия для вмешательства государства в экономику, которое реализуется посредством регулирующей функции налогообложения.

Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач финансово-экономической политики государства. Посредством налогов государство может в существенной мере регулировать общественное производство, определяя, какую часть заработанного необходимо уплатить той или иной категории налогоплательщиков в качестве налога, создавая тем самым более благоприятные условия для расширения одних видов деятельности путем ослабления налогового бремени (предоставления налоговых льгот) и понуждая к ограничению других видов деятельности за счет усиления налогового бремени (введения акцизов, специальных таможенных пошлин и налогов).

- Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель - сделать распределение жизненно важных средств более равномерным. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

В современных экономических условиях стимулирующее воз-действие налогов максимально реализуется в случае, если система налогообложения строится на следующих основополагающих принципах:
- единонаправленность целевого воздействия налогов на развитие экономики страны. Налоги не должны искажать намерений экономических агентов: если производитель принял экономические решения в отсутствие налога, например, о размещении предприятия малого бизнеса, то эти решения не должны меняться при введении налога;
- унифицированность порядка взимания налогов, независимо от форм собственности, рода деятельности и источника получения доходов;
- однократность налогообложения, т. е. исключение возможности двойного обложения одного и того же объекта. Отметим, правда, что при многообразии налоговых форм изъятия абсолютное соблюдение этого принципа невозможно, но к этому надо стремиться;
- рациональное сочетание общепринятого и льготного нало-гообложения;
- обеспечение, по возможности, социальной справедливости в распределении налогового бремени между различными категориями и группами плательщиков, но не в ущерб экономической эффективности налоговой системы в целом и отдельных ее элементов;
- установление налогов с учетом экономической целесообразности налогового предела;
- обязательство каждого предприятия и физического лица участвовать в финансировании государственных расходов исходя из своих экономических возможностей.
Названные принципы являются не аксиомой, а лишь осно-вополагающими моментами, которых целесообразно придерживаться с учетом конкретных экономических, политических и социальных условий развития общества. Они позволяют сформировать целостную систему налогового законодательства и механизмов реализации отдельных налогов, ориентирующую развитие частных интересов предпринимателей и граждан на общегосударственные и общенациональные потребности повышения эффективности экономики России.
В российской налоговой системе стимулирующая роль налогов, за счет которой все время старались решить все налоговые проблемы, приобрела не только гипертрофированный, но и антистимулирующий характер. И это наиболее серьезная проблема системного характера, которую предстоит решить при реформе российской налоговой системы.
Господствующим представлением в сознании идеологов российской налоговой реформы стала возможность использования налоговых льгот как стимула экономической активности. В результате самая большая часть любого налогового закона посвящена перечислению льгот, которые предоставляются различным налогоплательщикам. Как итог, практически каждый налогоплательщик пользуется определенным набором льгот, и только «неудачник» должен платить все налоги в полном объеме. Каждый раз давая льготу кому-нибудь государство вынуждено стараться взять больше с остальных, и это создает абсолютное налоговое неравенство налогоплательщиков. Каждый из них живет в своем собственном налоговом режиме.
Налоговые льготы - очень больной вопрос для российской бюджетной системы. Реально провести оценку того, сколько стоят налоговые льготы бюджетам всех уровней практически невозможно, поскольку достоверной информации об этом нет. Равным образом реально невозможно оценить и тот результат для самих хозяйствующих субъектов и их партнеров, к которому приводят те или иные льготы. Неслучайно на протяжении всех последних лет вопрос о налоговых льготах и об их сокращении является едва ли не центральным при обсуждении проектов федерального бюджета.
В результате действующая налоговая система, создавшая непосильный налоговый пресс на производственную деятельность, несмотря на «фискально-карательное» ее ужесточение, вызывает массовое уклонение от уплаты налогов и банкротство вполне жизнеспособных предприятий. Поэтому одним из важнейших направлений совершенствования налоговой системы должна стать ликвидация многочисленных льгот, дающих значительные преимущества отдельным налогоплательщикам и возможности для уклонения от уплаты налогов.
Создание единого механизма льготирования, заложенного в основу построения единой налоговой системы страны, это непременное условие целенаправленного влияния налоговых отношений на экономические процессы. Отсутствие единой системы, в которой определены экономические и социальные цели, приоритеты и виды льготирования, приводит к тому, что льготы, предусмотренные в механизмах действия отдельных налогов, теряют стимулирующее влияние, а это ослабляет эффективность государственной налоговой политики.
Более того, механизмы льготирования - это инструменты «тонкой настройки» и надеяться, что только за счет этих инструментов можно решить все инвестиционные проблемы как минимум наивно, тем более, что чаще всего введение тех или иных льгот используется как политический лозунг. А когда механизмы льготирования превращаются в лозунги и самоцель, они могут иметь только разрушительный, но не созидательный характер. Никакие инвестиционные льготы сами по себе не могут дать по-ложительного результата. Эти механизмы могут достигать своей цели только при условии, что они органически вписаны, во-первых, в стратегию налоговой реформы, а во-вторых, в сам механизм действия каждого конкретного налога.
Налоговый потенциал в экономике в первую очередь зависит не от размеров налоговых ставок, а от объемов и структуры налогооблагаемой базы. Соответственно, налоговые механизмы тех или иных налогов, как правило, должны работать в четко очерченных границах «своей» налогооблагаемой базы.
Например, когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. Действительно, оно существенное, но ненамного тяжелее, чем в большинстве европейских стран. На самом деле гораздо большее значение, чем снижение самих налоговых ставок, имеет установление таких правил расчета налогооблагаемой базы, при которых инвестиции в производство и производительное накопление граждан и предприятий фактически полностью освобождается от налогообложения.
И не случайно на Западе сейчас интенсивно обсуждается ряд интересных проектов упрощения системы налогообложения, вплоть до перехода к системе единого налога на расходы, при которой обложению будут подвергаться только потребительские расходы граждан, а все виды накоплений и инвестиций (и граждан, и предприятий) получат полную свободу от налогов как общественно полезные и поддерживаемые государством.
Следовательно, не просто снижение налоговых ставок, а настройка целевого воздействия налоговых механизмов на определенные сегменты налогооблагаемой базы в соответствии с программными установками социально-экономического развития должна определять выбор тех или иных налоговых нововведений.
Если проследить реализацию этого принципа на налоговой системе России, то выявится, например, что базой налогообложения НДС являются не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и амортизационные отчисления, акцизы и другие налоги, которые не относятся к добавленной стоимости. Поэтому налог на добавленную стоимость теряет свое действительное содержание.
Часть налоговых платежей из прибыли также перекладывается на потребителя, чтобы иметь возможность компенсировать уплату налога ростом свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, которые включаются в себестоимость продукции, например ЕСН.
Таким образом, как минимум, некорректно говорить о снижении налоговой нагрузки вообще. Необходим грамотный структурный анализ распределения налоговой нагрузки на сектора экономики, и только после этого можно сделать выводы о том, какой именно из налоговых механизмов оказывает наибольшее давление на тех или иных экономических агентов и какие стимулы должны быть задействованы для достижения оптимальной налоговой нагрузки. Ведь снижение налоговой нагрузки - это не самоцель, а инструмент для повышения качества экономического роста.
Вновь подчеркнем, что налоговая система любого государства - это лишь технология калькулирования стоимости государственных услуг. Даже стимулирующая функция налогов действует на результаты реального производства весьма опосредованно, поскольку действие этого фактора во многом нивелируется, или напротив, усиливается посредством других эко-номических механизмов, в том числе и ценовой, и тарифной, и инвестиционной политикой и иными методами государственного и рыночного регулирования.
И все-таки думать о дальнейшем смягчении налогового бремени можно и должно, но действовать следует осторожно. Необходимость увеличения расходных обязательств бюджета и неопределенность с ценами на нефть - крепкие аргументы против поспешных решений о перманентном снижении ставок налогов.
Поэтому, обсуждая вопрос о снижении ставки НДС вообще, даже не вдаваясь в детализацию - до 13 или до 16% снижать эту ставку, надо прежде всего ответить на вопрос: готова ли наша экономика адекватно отреагировать на это снижение повышением эффективности хозяйственной деятельности?
Даже соглашаясь с тем, что сам по себе НДС - инфляционный налог, поскольку является надбавкой к цене товара, следует понимать, что он работает как стимулятор инфляции только в случае увеличения ставки налога, а в случае уменьшения налоговой ставки его влияние на инфляцию уже не так однозначно.
Анализируя влияние снижения ставки НДС, можно говорить только о стимулировании внутрихозяйственного потребления, поскольку совершенно очевидно, что снижение ставки НДС даже на 2 или 3 пп. не приведет к адекватному снижению розничных цен: оно растворится на стадиях переработки продукции и в сфере обмена. Это показали и отмена налога с продаж, и предыдущие снижения НДС: ни разу эти шаги не приводили к снижению цен.
Кроме того, не было обнаружено зависимости между снижением НДС и темпами экономического роста.
Однако, хотя снижение ставки НДС и не приведет к существенному росту внутреннего потребительского спроса и за счет этого - к инфляционному всплеску, в случае снижения этой ставки существенно сократится отвлечение собственных оборотных средств предприятий на авансовые платежи по данному налогу. А это не такой уж плохой стимул для расширения собственных инвестиций, естественно, не в основной капитал, а, например, в улучшение качества закупаемого сырья. Правда, для конечного потребителя это может выразиться и в росте розничных цен, но не за счет инфляционной составляющей, а за счет повышения качества выпускаемой продукции. В целом для общества это станет фактором качественного роста ВВП.
Таким образом, аргумент в пользу того, что снижение ставки НДС подстегнет инфляцию в виде роста покупательского спроса недостаточно обоснован.
Тем не менее, следует четко понимать, что механизм НДС не оказывает существенного влияния на изменение ситуации с инвестициями в основной капитал - ни в случае снижения, ни в случае повышения ставки: нет уверенности в том, что бизнес будет реально вкладывать деньги в свое развитие, а не перераспределит эти финансовые ресурсы в свои собственные «стабилизационные фонды».
Поэтому для стимулирования инвестиций в развитие производства (в основной капитал) механизм НДС вообще бесполезен. Для того, чтобы производитель перестал «перестраховывать» свой капитал, нужна комплексная система мер.
Кроме того, снижение ставки НДС вполне может ослабить конкурентоспособность российских производителей. Действительно, экономике, ориентированной на экспортную роль добывающего сектора, косвенные налоги, к которым относится НДС, выгоднее прямых налогов на труд и капитал. Ведь НДС взимается со всех товаров и услуг, продаваемых в стране, а не только с внутренних производителей.
Соответственно, его сокращение в равной мере уменьшает затраты как на импортные, так и на отечественные товары, в то время как снижение прямых налогов, например, налогов на прибыль или заработную плату, сокращает расходы внутренних производителей по сравнению с их иностранными конкурентами.
Надо четко представлять, что даже существенное снижение ставки НДС в очень незначительной степени отразится на финансовых результатах деятельности естественных монополий, и прежде всего в области нефтяного бизнеса. Дело в том, что они работают преимущественно на экспорт, а по этим операциям установлена нулевая ставка НДС (работает механизм возврата этого налога). Следовательно, совершенно не следует рассчитывать на снижение цен на энергоносители, а поскольку именно тарифы естественных монополий являются существенным фактором инфляции издержек, то и ярко выраженного антиинфляционного эффекта от снижения ставки НДС ожидать не приходится.
Разумно было бы скомбинировать небольшое снижение НДС с мерами по сокращению налогового бремени на инвестиции в виде прямых налогов. России остро необходима модернизация стареющих основных фондов. Таким образом, страна заинтересована в налоговой системе, которая привлекает, а не отталкивает капитал.
Сейчас большинство государств, которые заинтересованы в снижении налоговой нагрузки и придании дополнительного импульса экономическому росту, «смотрят» на прямые налоги.
Решив вопросы с амортизацией, с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, с переносом убытков на будущее, вполне возможно в перспективе более решительно регулировать амортизационную политику и ставить вопрос о снижении ставки налога на прибыль.
Но при этом надо иметь в виду, что большая часть этого налога поступает в региональные бюджеты, поэтому речь может идти о снижении федеральной ставки этого налога, либо вообще о переводе этого налога полностью на региональный уровень с передачей всех налоговых полномочий.
В налоговых системах западных стран кроме налога на прибыль активно и качественно работает еще целый ряд прямых налогов, прежде всего имущественные налоги.
Имущественные налоги должны стать серьезным источником доходов региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания должны стимулировать эффективное использование имущества. Такой подход вполне разумен и соответствует мировой практике.
Для российской налоговой системы это означает еще и постепенный отход от ориентации на косвенное налогообложение, которое существенно тормозит экономическое развитие страны, и усиление акцента на прямое налогообложение. В итоге в сферу фискальных интересов Правительства России попадет, наконец, и такая проблема, как рост благосостояния граждан, поскольку введение имущественного налога объективно заинтересовывает власть в том, чтобы граждане владели имуществом и стоимость этого имущества повышалась.
Однако в России механизм налога на недвижимость так и остался «незапущенным». Чтобы он функционировал нужен реестр собственников недвижимости, реестр самой недвижимости, должна быть отработана система массовой оценки стоимости имущества. Этим занимаются Минэкономразвития России и Роскадастр, перешедший от Минюста России в ведение Минэкономразвития России.
С объектами недвижимости ситуация еще более сложная, чем с земельными участками. Есть целые жилые кварталы в городах, где официально зарегистрированы только один-два дома. По мнению Минфина России, эту работу, скорее всего, раньше
2010 г. завершить не удастся. До этого времени налог к вводу на всей территории России не планируется.
Хотя единый социальный налог формально не является прямым налогом, но будучи встроенным механизмом в текущие затраты предприятий, он в значительной степени формирует налогооблагаемую базу налога на прибыль. В результате понижение ставки ЕСН очень серьезно снижает налогообложение предприятий. Возможно, целесообразно было бы вернуться к обсуждению проблемы если не радикального снижения ставок ЕСН, то хотя бы дифференциации шкалы налогообложения.