Полис осаго изменения в году. Банк россии ограничил на полгода действие лицензии «росгосстраха» на продажу полисов осаго

Хотим отметить, что водительское удостоверение старого образца, действительно до того срока, которое в нем указано.

С 1 апреля 2014 года, вступили в силу изменения в Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения». Изменения коснулись категорий на право управления транспортными средствами. Так, к уже имеющимся, добавилось еще 8 новых категорий.

Однако, не смотря на изменения, водители, которые до 1 апреля 2014 года уже имеют водительское удостоверение, пересдавать, открывать, либо менять права не нужно!

Так например, при замене водительского удостоверения с открытой категорией «В», категории «В», «В1» и «М», при отметке в медицинской справке разрешения категории «А».

Более подробная информация о нововведениях, представлена ниже.

Заместитель начальника РЭО

майор полиции Евгений Роженьков


Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 6 г. Москва

С 1 апреля 2014 года ГИБДД начинает выдачу водительских удостоверений нового образца. Теперь в них будут указаны новые категории, а также появятся подкатегории. Также в них будут отмечать возможность управления машинами с автоматической или механической трансмиссией.
В перечень категорий добавлена новая категория M, а также новые подкатегории B1, C1, D1, C1E, D1E и соответствующие им изображения. Кроме того, привычные категории "трамвай" и "троллейбус" заменены на Tm и Tb.

В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление транспортными средствами (новые категории с 1 апреля 2014 года выделены желтым цветом):
A - мотоциклы.

A1 - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт.

B - автомобили (за исключением транспортных средств категории "A"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.

B1 - трициклы и квадрициклы (Речь идет о тех из них, которые имеют право выезжать на дороги общего пользования (объем двигателя более 50 "кубиков", и скорость более 50 км/час). На управление теми, которые не могут выезжать на дороги - объемом более 50 куб. сантиметров, но конструктивной скоростью менее 50 км/час - потребуется получать тракторные права.)

C - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории "С", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

C1 - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

D1 - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

BE - автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.

CE - автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов.

C1E - автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

DE - автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы.

D1E - автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

M - мопеды и легкие квадрициклы.

Tm - трамваи.

Tb - троллейбусы.

Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии.
Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.
В графу 12 (см. фото) будут вноситься ограничения по управлению в зависимости от вида трансмиссии. Теперь можно обучаться и сдавать экзамены на автомобиле с автоматической коробкой передач. Правда, в этом случае в правах появится соответствующая отметка (АТ). Она будет ставиться напротив той категории, по которой сдавался экзамен.

Массового обмена прав не будет.
Все водительские удостоверения будут действовать до того срока, который в них прописан. Впрочем, никто не помешает желающим обменять права досрочно. И тут надо учитывать несколько моментов. Так как некоторые категории покрывают некоторые подкатегории, то отмечаться в качестве открытых будут не только категории, которые уже есть, но и те подкатегории, которые они захватывают. Например, у вас истек срок действия вашего водительского удостоверения, в котором была открыта только категория "В". Вы приходите в подразделение Госавтоинспекции и получаете на руки по обмену права, в которых открыты категория "М", подкатегория "В1" и категория "В".

Дело в том, что согласно поправкам в закон о безопасности дорожного движения любая открытая категория дает право на управление мопедом. Поэтому категория "М" будет открыта автоматически. А вот с подкатегорией "В1" все гораздо сложнее. Дело в том, что согласно тем же поправкам в закон о безопасности дорожного движения право на управления этой категории транспортных средств, помимо тех, кто получал права именно на нее, имеют еще и те, у кого есть открытая категория "А" или "В". Но с одним условием. Те, у кого открыта категория "А", могут управлять квадрициклами с мотоциклетной посадкой. То есть у этих мини-вездеходов мотоциклетный руль и органы управления машиной такие же, как на мотоцикле. Те, у кого открыта категория "В", могут управлять квадрициклами, которые оборудованы автомобильными органами управления - круглый руль, педали газа, тормоза, сцепления, если эта техника оборудована механической трансмиссией.
Сотрудники дорожно-патрульной службы уже поставлены в известность, как распознавать тех, кто имеет право на управление теми или иными вездеходами. Все очень просто: если помимо "В1" открыта категория "В", значит управлять можно квадрициклами только с автомобильными органами управления. Если помимо "В1" открыта категория "А" - только с мотоциклетными. И никакими другими.
До тех пор, пока не будут приняты программы подготовки водителей, все так и останется. Когда они будут приняты и водителей начнут отдельно учить на подкатегорию "В1" в особых отметках прав, то есть в 12-й графе, напротив этой категории будет прописана возможность управления и тем, и другим видом транспортных средств, входящих в эту подкатегорию.

Надо учесть еще один момент. Вступили в силу требования к медицинской справке о допуске к управлению. Теперь водитель может пройти весь медосмотр в соответствующем медицинском учреждении с соответствующей лицензией. Но проверку врача-нарколога и врача-психиатра придется пройти только в диспансерах по месту жительства или временного пребывания. Сделано это было с благой целью: ведь у медиков нет единых баз данных на всех пациентов. Поэтому информация о том, состоит ли тот или иной водитель на учете у нарколога, может быть только в диспансере. Но возможность получить такую справку по месту временного пребывания дает преимущества тем, кто приехал из других регионов и республик. Ведь в местных диспансерах информации о вновь прибывших пациентах не будет.

) разделена на несколько отдельных. Одной из наиболее популярных на данный момент является b1.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это за категория и её характеристики

Её наличие позволяет осуществлять управление:

  • различного рода трициклами;
  • квадрациклами.

Если же квадрацикл, трицикл не предназначены для передвижения в черте города, то для управления им необходимо будет наличие специальных тракторных прав.

Обязательно выполнение следующих требований к самой технике:

Рассматриваемый момент регламентируется Приказом №6 МВД Российской Федерации от 01.04.14 г. Именно он регламентирует не только возникновение большого количества различных подкатегорий, но также существенное изменение самого внешнего вида водительского удостоверения.

Если ранее у гражданина Российской Федерации имелись права категории В, то при замене водительского удостоверения в обязательно порядке будет проставлены все подкатегории. В1 в том числе.

Что является весьма немаловажным фактором. Тем лицам, которые сдали на права после выхода обозначенного выше приказа МВД, необходимо будет в обязательном порядке учиться и сдавать на права на каждую подкатегорию по отдельности.

Для получения удостоверения рассматриваемого типа необходимо будет соответствовать определенным требованиям – возрастным и медицинским.

Стоит заранее ознакомиться со всеми ними. Так как при не прохождении медицинской комиссии получить водительское удостоверение будет попросту невозможно. Причем требования к кандидатам предъявляются достаточно серьезные.

Требования к здоровью водителя

Получение водительского удостоверения категории В1 возможно только лишь при отсутствии следующих противопоказаний:

  • хронические заболевания обоих оболочек глаз;
  • воспаление слезного мешка;
  • косоглазие любой степени;
  • ограничение поля зрения на 200 – от стандартного значения;
  • отсутствие зрения на одном из глаз;
  • полная глухота на одно ухо;
  • отсутствие фаланг или же отдельных пальцев;
  • длина нижних конечностей меньше стандартной более чем на 6 см;
  • рост менее 150 см – по поводу данного момента вопрос разрешается в индивидуальном порядке.

Перечень ограничений по здоровью достаточно обширен. Именно поэтому необходимо будет в обязательном порядке заранее разобраться со всеми важными нюансами.

Допускаются некоторые исключения. Например, возможно управление автомобилем с нарушением цветового восприятия.

Но пройти медицинскую комиссию в случае обнаружения у потенциального водителя дихромазии будет невозможно. Также не допускается управление транспортным средством больным диабетом.

В случае наличия каких-либо болезней сердца вопрос разрешается в индивидуальным порядке. Особенно серьезным фактором является наличие гипертонии. В случае её наличия получить права будет очень сложно.

Непосредственно сама процедура прохождения медицинской комиссии включает в себя посещение следующих докторов:

  • психиатра;
  • отоларинголога;
  • нарколога;
  • офтальмолога;
  • невропатолога;
  • хирурга;
  • терапевта.

В случае успешного прохождения медицинской комиссии будет выдана справка унифицированного действующим законодательством образца. Формат её установлен .

Номер справки рассматриваемого типа – . При этом такой документ имеет несколько уровней защиты, а также подлежит достаточно строгой отчетности.

Ранее выдавались медицинские справки другого образца – на данный момент он не используются. Сами справки такого типа действительными не являются.

Ранее длительность действия медицинской справки для управления транспортным средством составляла 3 года. На данный момент, в соответствии с Приложением №2 срок действия рассматриваемого документа сокращен всего до 2 лет.

По истечению данного отрезка времени обязательно требуется пройти медицинскую комиссию заново. Для лиц, имеющих какие-либо ограничения, связанные со здоровьем, необходимо в обязательном порядке проходить медицинскую комиссию заново каждый год.

Требования к знаниям и умениям водителя

Обязательным условием является проверка знаний, а также умений водителя, позволяющих управлять на должном уровне транспортным средством. Обязательно потребуется сдать экзамен (теоретический и практический).

Причем проверка знаний осуществляется целых два раза:

  • сразу после прохождения обучения в автошколе;
  • в ГИБДД – перед получением водительского удостоверения.

Причем сам формат проведения экзамена в разных местах практически не отличается. Подготовка осуществляется по стандартным билетам.

Но следует помнить, что правила движения по дорожному полотну для транспортных средств различных категорий несколько отличаются.

Именно поэтому различается содержимое экзаменационных билетов для категории А и В1 или же В1 и С. Стоит учитывать данный немаловажный факт.

Процедура сдачи экзамена в ГИБДД полностью автоматизирована. Все билеты отображаются на компьютере. После того, как все ответы даны – они анализируются и принимается решение о сдаче/не сдаче. Аналогичным образом обстоят дела с практикой.

Потребуется в обязательном порядке на соответствующем уровне показать технику управления транспортным средством:

  • выполнить элементы (заезд в гараж, движение по змейке, эстакада);
  • режим «город» — испытуемый должен без каких-либо затруднений преодолеть некоторый отрезок дороги в городе.

Что нужно для получения водительских прав категории В1

Чтобы получить водительские права категории В1, необходимо обязательно выполнение некоторых действий:

  • успешное прохождение медицинской комиссии;
  • прохождение обучения в специальной автомобильной школе;
  • сдача внутреннего экзамена;
  • сдача экзамена в отделении ГИБДД;
  • оплата государственной пошлины;
  • сдача всех необходимых документов в отделение ГИБДД.

После свершения всех обозначенных выше действий можно будет в соответствующем отделении получить уже готовое удостоверение.

На данный момент оно выдается в единственном, унифицированном законодательством формате.

Представляет собой пластиковую карту – с обратной стороны находится перечень всех возможных категорий и подкатегорий. С лицевой – подробные реквизиты водителя, его фотография.

Стоит заранее ознакомиться с процедурой получения водительского удостоверения максимально пристально. Впоследствии это позволит существенно сэкономить время, а также избежать различных сложных и даже конфликтных моментов.

Заказать получение или же замену документа рассматриваемого типа можно через интернет, на портале «Госуслуги».

Но для этого обязательно потребуется предварительно зарегистрироваться. В профиле потребуется указать реквизиты паспорта и других документов.

Стоимость

Необходимо помнить, что обучение в автомобильной школе требует соответствующей оплаты.

Причем величина необходимой суммы напрямую зависит от следующих важных факторов:

  • уже открытых ранее категорий;
  • региона;
  • непосредственно самой школы, количества часов практики, теории.

На законодательном уровне установлены определенные стандарты обучения. Они включают в себя определенное количество часов практики, а также теоретической подготовки.

Прохождение её строго обязательно. Но некоторые школы предлагают пройти дополнительное обучение – увеличенное количество часов практики.

Соответственно стоимость подобного обучения будет несколько выше. Со всеми условиями можно будет ознакомиться заранее, до момента заключения соглашения.

На данный момент расценки на обучение на категорию В1 следующие (в зависимости от региона расположения):

Наименование школы Регион Стоимость, рублей
«Пилот», В1 Москва 15 000
«Пилот», В+С Москва 25 000
«Зеленый свет», В1 Волгоград 12 500
СпбГЛОО ВОА, В1 Санкт-Петербург 14 000
ОСТО МАИ, В1 Москва 16 000
«Курсант», В1 Екатеринбург 15 000
«Звездный мост», В1 Уфа 16 400
«Экипаж», В1 Челябинск 17 250
«Орлан», В1 Вологда 10 300
«Мотор» Ноябрьск 17 450

Некоторые автомобильные школы предлагают одновременное обучение сразу на несколько категорий. Соответственно, стоимость такого пакета услуг существенно выше обучения на одну категорию В1.

Категории прав вождения были придуманы, чтобы разделить все транспортные средства на полтора десятка различных видов, различающихся грузоподъемностью, мощностью двигателя, количеством колес и пассажирских мест.

Невозможно или крайне сложно научиться водить абсолютно все транспортные средства, да это и не нужно рядовому водителю. Зачем уметь водить тяжелый грузовик с прицепом, если хватит и стандартной категории B для управления семейным авто?

Категории упрощают жизнь водителя, разрешая ему сдавать экзамен в ГИБДД на управление только тем транспортом, которым он действительно будет пользоваться. Ранее в России было всего несколько категорий, но после принятия в 2014 году новой редакции Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ появилось множество новых категорий.

Общая информация

В 2019 году существует всего 16 категорий и подкатегорий прав, которые позволяют управлять любым транспортным средством – от мопеда и квадроцикла до грузовиков с прицепом и троллейбусов.

Чтобы получить одну или несколько из них, потребуется сдать соответствующий теоретический и практический экзамен в ГИБДД.

Но имеются и исключения. К примеру, категорию М (мопеды, скутеры и квадроциклы с объемом двигателя до 50 куб. см) получают все водители, открывшие любую другую категорию прав.

Таблица категорий и подкатегорий 2019 года

Категория, подкатегория транспортного средства Расшифровка категории С какого возраста можно открыть Эксплуатационные характеристики
A Мотоциклы С 18 лет Объем двигателя превышает 125 куб. см
A1 Легкие мотоциклы С 16 лет Объем двигателя менее 125 куб. см
B Легковые автомобили С 18 лет Автомобили с массой до 3.5 тонн и с количеством пассажирских мест до 8
Be Легковые автомобили с прицепом С 18 лет Автомобили с массой до 3.5 тонн, масса прицепа – более 750 кг
B1 Трициклы и квадрициклы С 18 лет Объем двигателя свыше 50 куб. см
C Грузовики С 18 лет Масса грузовиков – более 7.5 тонн
C1 «Легкие» грузовики С 18 лет Масса – от 3.5 до 7.5 тонн
Ce Грузовики с прицепом С 18 лет Масса прицепа – более 750 кг
C1e «Легкие» грузовики с прицепом С 18 лет Масса грузовиков – от 3.5 до 7.5 тонн, масса прицепа – более 750 кг
D Автобусы С 21 года Количество пассажирских мест – от 16
D1 Малые автобусы С 21 года Число пассажирских мест – от 8 до 16
De Автобус с прицепом С 21 года Масса прицепа – более 750 кг
D1e Малые автобусы с прицепом С 21 года Число пассажирских мест – от 8 до 16, масса прицепа – более 750 кг
M Мопеды и квадроциклы С 16 лет Объем двигателя – до 50 куб. см
Tm Трамвай С 21 года
Tb Троллейбус С 21 года

Категории M, A и A1

Новая категория M позволяет управлять мопедами и легкими квадроциклами с объемом двигателя до 50 куб. см. Квадроциклы – это транспортные средства, у которых 4 колеса, мотоциклетный (велосипедный руль) и посадка «верхом». В квадроциклах нет салона и педалей, все функции управления выполняются «по-мотоциклетному».

Категория M заняла пустующую нишу. Современные легкие мопеды и скутеры стали развивать приличную скорость (до 80 км/час), став полноправными участниками дорожного движения. Ранее же привлечь лиц, управляющих мопедами (в основном это были несовершеннолетние граждане) не было никакой возможности. Теперь же управлять мопедами можно только с действующими правами и соответствующей категорией, которую можно открыть с 16 лет.

Важно! Удостоверение тракториста-машиниста не дает права на управление мопедами и легкими квадроциклами с объемом двигателя до 50 куб. см.

  • A – категория, разрешающая управлять классическими мощными мотоциклами с объемом двигателя свыше 125 куб. см, которые могут быть при необходимости доукомплектованы боковой коляской. Категория A выдается только при достижении 18 лет;
  • A1 – подкатегория, разрешающая управление легкими мотоциклами с объемом двигателя от 50 до 125 куб. см. Открывается она с 16 лет, как и категория M.

Категория B1

Новая категория B1 дает право на управление квадрициклами и трициклами. Квадрициклы – это четырехколесные транспортные средства с автомобильной посадкой (кресло или диван) и круглым автомобильным рулем, которые обычно имеют подобие салона, то есть оснащены крышей. Трициклы отличаются от квадрициклов только количеством колес (в трицикле их 3).

Масса квадрициклов и трициклов должна превышать 400 кг (550 кг с грузом), а мощность двигателя быть более 15 кВт, именно тогда для их управления потребуются права с подкатегорией B1. В противном случае транспортное средство будет приравнено к мотоциклу, и для управления им потребуется стандартная мотоциклетная категория A.

Важно! Если квадрицикл или трицикл оснащен двигателем с объемом до 50 куб. см, то управлять им можно с категорией M (мопеды, легкие квадроциклы и квадрициклы, скутеры).

Категории B и Be

Категории B и Be дают право управления легковыми автомобилями с максимальной массой до 3.5 тонн и количеством сидячих мест не более 8. Это наиболее распространенные категории. Разница между B и Be в том, что категория B разрешает перевозить на легковых автомобилях прицепы с массой до 750 кг, а категория Be – прицепы с массой более 750 кг. В последнем случае максимальная масса прицепа не должна превышать массу самого автомобиля без нагрузки, а общий вес (автомобиль и прицеп) не должен быть более 3.5 тонн.

Категория С1

Категория C1 стала обозначать грузовые автомобили с массой более 3.5 тонн, но не более 7.5 тонн (так называемые «легкие» грузовики). Она позволяет подсоединять к грузовикам и прицепы с массой до 750 кг. Если же прицеп превышает указанную цифру, то потребуется получить особую категорию – C1e. В этом случае максимальная масса грузовика и прицепа не может превышать 12 тонн.

Если у водителя имеется старший класс C – грузовики с массой более 7.5 тонн, то он может водить и более легкие грузовики, подпадающие под категорию C1. Аналогично и категория Ce дает право управлять «легкими» грузовиками с прицепом более 750 кг (категория C1e).

Категории D, D1, De и D1e

Категория D дает право управления профессиональным пассажирским транспортом с количеством мест от 16 и более. Новая подкатегория прав D1 выделила в отдельный тип малые автобусы с количеством пассажирских мест от 8 до 16. Категории De и D1e позволяют управлять «большими» и малыми автобусами с прицепами, если масса последних свыше 750 кг.

Важно! Открыть любые категории, разрешающие вождение автобусов, разрешается только с 21 года.

Категории Tm и Tb

Новые категории Tm и Tb стали необходимы тем, кто по роду профессиональной деятельности управляет трамваем (Tm) или троллейбусом (Tb). До недавнего времени оба этих вида общественного транспорта не выделялись в отдельную категорию, а информация о том, что водитель имеет право ими управлять, вносилась в специальную графу водительских прав (в качестве особых отметок).

Особые отметки новых водительских прав

В водительском удостоверении современного образца на оборотной стороне есть пункт под номером «12» — особые отметки. Какими они могут быть? Речь идет прежде всего об отметках AS и MS.

Пометка AS разрешает водителю управлять соответствующим видом транспорта (категория B1) с автомобильной посадкой (кресло, диван) и автомобильным круглым рулем. Буквы MS означают, что водитель вправе управлять транспортом (B1) с посадкой мотоциклетного типа («верхом») и мотоциклетным (велосипедным) рулем.

Особая отметка AT разрешает управление транспортом только с автоматической трасмиссией. Обозначение ML говорит о том, что у водителя имеется ряд медицинских ограничений на управление транспортом соответствующей категории (к примеру, при вождении требуется использовать очки или контактные линзы).

В 2016 году систему ОСАГО ждут серьезные изменения. Главные – введение нового коэффициента к стоимости полиса и многократное увеличение числа штрафов за его отсутствие. Станет ли новый коэффициент работать «на скидку», каких камер нужно бояться тем, у кого нет полиса ОСАГО, и что будет с базовым тарифом, разбирался Банки.ру.

Чтобы тариф не «улетел в стратосферу»

Тарифы ОСАГО в 2016 году не будут повышаться «галопирующими» темпами, директор департамента страхового рынка Центрального банка Игорь Жук (напомним, тарифы на обязательную «автогражданку» регулирует ЦБ). Он уточнил, что решение о корректировке тарифов будет приниматься только по результатам тщательного мониторинга. Более конкретно возможную корректировку тарифа в Центробанке пока не комментируют.

Российский союз автостраховщиков (РСА) будет выдвигать предложения об изменении тарифа ОСАГО не раньше апреля, даже в случае роста курса доллара, сообщил Банки.ру исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Ранее он рассказывал, что в текущие тарифы ОСАГО заложена планка курса доллара в 65 рублей (при этом 14 декабря стоимость единицы американской валюты превысила 70 рублей). «Нынешние колебания курса носят временный характер, - уверен Уфимцев. – К апрелю 2016 года мы будем готовить новый вариант справочников оценки ущерба от ДТП. Тогда и будет видно, насколько увеличилась стоимость запчастей и как на это повлияло изменение курса доллара».

Кроме того, к февралю 2016 года РСА планирует подготовить и представить в ЦБ проект плана по переходу на свободный, то есть не регулируемый государством тариф ОСАГО, рассказал Банки.ру Евгений Уфимцев. Согласие на подготовку такого плана страховщикам дала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Однако либерализация тарифа – вопрос более отдаленного будущего: как ранее заявлял заместитель министра финансов Алексей Моисеев, «освободить» тариф можно будет примерно к 2020 году. Если сделать это сейчас, цена на ОСАГО может «улететь в стратосферу», полагает заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин.

В проекте плана по либерализации тарифа, который готовит РСА, может быть учтен и вопрос курса доллара и изменения макроэкономической ситуации, уточнил Евгений Уфимцев. «Первым этапом либерализации может стать расширение тарифного коридора – поблажки для «хороших» водителей и ценовое ужесточение для «плохих», - рассказал он.

Напомним, сейчас базовая ставка тарифа ОСАГО для легковой машины физического лица составляет 3 432-4 118 рублей. Для расчета окончательной стоимости полиса базовый тариф умножается на восемь коэффициентов – в зависимости от территории, числа допущенных к управлению водителей, их возраста и стажа, мощности автомобиля и срока страхования, коэффициента «бонус-малус» (скидка за безаварийное вождение и надбавка за совершенные аварии). Кроме того, применяется повышающий в 1,5 раза коэффициент за грубые нарушения условий страхования.

Базовый тариф ОСАГО повышался за последнее время дважды – в октябре 2014-го и апреле 2015 года, последнее подорожание составило 40-60%. До этого тариф не менялся с 2003 года, с момента появления ОСАГО. Одновременно с ростом цены полиса увеличились и лимиты страховых выплат: со 120 тыс. до 400 тыс. рублей за вред имуществу, со 160 тыс. до 500 тыс. – за вред жизни и здоровью.

Кара за «опасное вождение»

Для «плохих» водителей ОСАГО может существенно подорожать уже 2016 году: Центробанк собирается ввести новый коэффициент, который будет учитывать штрафы за нарушение ПДД. Такой пункт плана содержится в докладе «Основные направления развития и стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов», опубликованном Банком России.

Параметры применения коэффициента – сколько нарушений будет учитываться, какие, во сколько раз коэффициент будет увеличивать стоимость полиса – еще не определены. «Сейчас математики просчитывают зависимость количества совершенных водителем ДТП от количества правонарушений», - рассказал Банки.ру Евгений Уфимцев. За ориентир, по его словам, взята планка пять нарушений в год, так как это наиболее массовая категория водителей – их более 2 млн. Но по итогам расчетов может оказаться, что учитывать нужно и три, и десять нарушений.

Уже сейчас понятно, что главным фактором для применения нового коэффициента будет не столько количество, сколько тяжесть правонарушений, говорит Уфимцев. «За «пьянку» стоимость ОСАГО может и в три раза увеличиваться», - не исключил он. Учитываться будут только те нарушения ПДД, которые влияют на аварийность: «пьяная» езда, проезд на красный свет, пересечение двойной сплошной, возможно, превышение скорости, уточнил представитель РСА.

В обратную сторону, то есть на уменьшение стоимости ОСАГО за отсутствие нарушений, коэффициент работать не будет, говорит Уфимцев. «И так существует максимальная 50-процентная скидка за вождение без аварий – мы считаем, что ее достаточно. С нынешним курсом доллара и стоимостью автомобилей минимальной стоимости полиса, которая достигнута многими аккуратными водителями, снижаться уже некуда», - пояснил он.

Тем не менее, по словам Уфимцева, возможность страховщиков поднимать стоимость полиса лихачам позволит не увеличивать базовый тариф ОСАГО для всех остальных. «Раньше мы недобирали на нарушителях и были вынуждены поднять тариф для всех пропорционально, что, конечно, несправедливо», - признает он.

По мнению президента Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова, введение нового коэффициента – способ увеличить цену ОСАГО для еще большего числа автовладельцев. Кроме того, Тюрников видит здесь несоответствие Кодексу об административных правонарушениях РФ. «В соответствии с КоАП, человек не может быть наказан дважды за одно и то же нарушение, - указывает эксперт. – Человек, который нарушает ПДД, наказывается штрафом. В системе ОСАГО его ответственность и так уже заложена – в коэффициенте «бонус-малус», так как те, кто нарушает правила, чаще всего и попадают в ДТП».

Повышение стоимости ОСАГО для лихачей оправданно, так как 90% нарушителей правил дорожного движения остаются безнаказанными, подсчитал редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов. «Дополнительное финансовое «наказание» заставит этих водителей задуматься, как они ездят», - считает эксперт.

Новый коэффициент ОСАГО может быть привязан к понятию «Опасное вождение», которое ГИБДД планирует ввести в правила дорожного движения. Как следует из проекта постановления правительства (есть у Банки.ру), «опасное вождение» может определяться как «создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону».

«Не очень понятно, как будет администрироваться «опасное вождение», так как в определении не заложен промежуток времени, за который будет засчитываться неоднократное нарушение, - указывает Сергей Смирнов. – Если человек три раза не уступил дорогу – это трехкратное нарушение одного правила или уже опасное вождение? Боюсь, это будет субъективно оценивать сотрудник ГИБДД». Штраф за опасное вождение, по словам эксперта, может стать одним из оснований для применения нового коэффициента ОСАГО.

Больше штрафов, хороших и разных

В новом году штрафов у автомобилистов может прибавиться: за езду без полиса ОСАГО (или с фальшивым полисом) будут штрафовать с помощью дорожных камер. Пилотный проект будет запущен, предположительно, в Москве и Казани, а затем распространен на всю страну. О том, что такие договоренности с ГИБДД уже достигнуты, ранее сообщали в Российском союзе автостраховщиков.

«Если в базе АИС РСА, к которой имеет доступ ГИБДД, не будет обнаружена информация о наличии полиса, то автоматически будет сформирован штраф и направлен автовладельцу, причем ровно столько раз, сколько он будет проезжать мимо камер», - говорится в сообщении РСА. Также в сообщении уточнялось, что штрафы не будут выписываться автомобилистам, оформившим полис менее пяти дней назад – именно столько времени дается страховым компаниям на внесение полиса в базу РСА.

Как уточнил Евгений Уфимцев, Казань и Москва в качестве пилотных регионов были выбраны потому, что лучше всего оборудованы камерами и предполагается, что там эксперимент сработает лучше всего. Но не факт, что в эксперименте останутся именно эти регионы, подчеркнул он.

При этом бояться камер нужно будет и тем, кто ездит без полиса, даже не нарушая ПДД. «В проекте будут задействованы два типа камер: и те, которые фиксируют только нарушения, и потоковые, которые проверяют все проезжающие машины «на угон». Потоковых камер не так много, но бояться нужно всех», - предупреждает Евгений Уфимцев.

Эта мера повысит дисциплину водителей с точки зрения покупки полисов, согласен Николай Тюрников. Однако недостаток ее также заключается в повторном наказании, считает он. «Предлагаемый РСА способ предполагает выписывать несколько десятков штрафов только за один день, хотя нарушение это одно», - говорит эксперт.

По мнению Сергея Смирнова из «За рулем», ничего противозаконного в этом нет: «Если водитель едет без полиса, он может быть точно так же несколько раз остановлен и оштрафован сотрудником ГИБДД». При этом, по его словам, есть нюансы, с которыми система автоматической фиксации не справится. «Когда я покупаю автомобиль, у меня есть десять дней на заключение договора ОСАГО, - поясняет эксперт. - Если полис у прежнего владельца не закончился, то проблем нет. А если я купил машину «пустую», без ОСАГО, то как система автоматической фиксации узнает, что за рулем новый владелец? По пути домой мне может встретиться 20 камер, каждая выпишет мне 800 рублей – и получится, что на 16 тысяч рублей я попал просто так, хотя закон не нарушал. Это в эксперименте никак не учтено, и такая проблема будет возникать повсеместно».

Как ранее сообщал РСА, за месяц союз заблокировал 37 сайтов, 39 групп и 57 аккаунтов в социальных сетях, где продавались поддельные полисы ОСАГО.

Полис без «бумажки»

С 1 января 2016 года автовладельцы, купившие электронный полис ОСАГО, будут получать СМС-уведомления о заключении договора. Также с начала года можно будет не отходя от компьютера внести изменения в существующий электронный полис. Такие доработки планируется внести в систему е-ОСАГО, рассказал Банки.ру исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

С 1 июля 2016 года возможность купить электронное ОСАГО появится у юридических лиц. Частные лица имеют такую возможность с 1 октября 2015 года, с 1 июля - в режиме продления существующей страховки.

Тем не менее даже купившим электронный полис водителям все равно рекомендуется возить с собой бумажную распечатку. Освободить их от этой обязанности предложил вице-премьер Игорь Шувалов, который поручил подготовить соответствующие изменения в ПДД. «Сотрудникам дорожно-патрульной службы (ДПС) предложено использовать электронные ресурсы с подключением к базам данных Российского союза автостраховщиков для оперативного выявления наличия или отсутствия полиса ОСАГО», - сообщил представитель секретариата вице-премьера. Сроки подготовки и внесения изменений в ПДД в секретариате не уточнили.

По словам Уфимцева, технологически ничто не мешает отменить уже сейчас обязанность водителей возить с собой не только распечатку электронного полиса, но и традиционный бумажный, на официальном бланке. «Большинство сотрудников ГИБДД имеют электронные устройства для проверки, а если не имеют – могут запросить наличие полиса по рации. Но не решен вопрос, как водитель подтвердит наличие полиса, если в работе средств связи произошел сбой? Это может сильно затруднить проверку, поэтому на данном этапе мы рекомендуем всем водителям возить распечатку полиса с собой», - говорит Уфимцев.

Кроме того, ранее Владимир Путин подписал закон, отменяющий обязанность водителей при оформлении электронного полиса указывать в заявлении на ОСАГО страховой номер своего персонального лицевого счета (СНИЛС).

КБМ и все-все-все

В «дорожной карте» Банка России, помимо нового коэффициента, содержатся и другие планы на 2016 год: совершенствование системы присваивания коэффициента «бонус-малус», реформирование системы представительства в части урегулирования убытков по ОСАГО, а также совершенствование регулирования единой автоматизированной системы (Бюро страховых историй), содержащей сведения о договорах автокаско и ОСАГО.

С января страховщики ожидают снижения числа жалоб на неправильное применение коэффициента «бонус-малус» (в III квартале этого касались 62% всех жалоб на ОСАГО). С 1 декабря компании применяют упрощенный порядок работы с жалобами на КБМ: если раньше водителю, чтобы исправить свой КБМ, приходилось связываться со всеми компаниями, начиная с той, где коэффициент был впервые применен неправильно, то теперь всю цепочку проходить не нужно. Достаточно обратиться в свою страховую, и страховщики вместе с РСА сами пересчитают КБМ.

Реформирование системы представительства предполагает возможность для страховщиков по своему выбору передавать полномочия по урегулированию убытков уполномоченным организациям, которые должны быть аккредитованы РСА, пояснили Банки.ру в пресс-службе Банка России. «Однако пока это предложение находится в стадии проработки», - уточнил представитель регулятора.

К Бюро страховых историй подключено уже 163 страховщика и загружено около 15 млн договоров. В Центробанке рассчитывают, что в январе 2016 года будет обеспечена возможность выдачи информации из БСИ.