Бюджетная система Российской Федерации. Фетисов В.Д


оглавление

Предисловие

Введение

1. Экономическое содержание бюджета

1.1. Понятие, сущность и задачи бюджета

1.2. Экономическая роль государственного бюджета

2. Бюджет и бюджетное устройство РФ

2.1. Принципы бюджетного устройства в РФ

3. Стадии бюджетного процесса

3.1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс

3.2. Составление проектов бюджетов

3.3. Исполнение бюджетов

3.4. Составление отчетов об исполнении бюджетов

и их утверждение

4. Межбюджетные отношения

5. Бюджетная политика государства

5.1. Основные направления бюджетной политики государства

5.2. Бюджетный федерализм. Проблемы и перспективы

6. Реформирование бюджетного устройства РФ

6.1. Основные направления бюджетной реформы

6.2. Увеличение доходной базы бюджета

6.3. Реструктуризация бюджетных расходов

6.4. Совершенствование бюджетных процедур в области

ценных бумаг

6.5. Реформирование межбюджетных отношений

7. Бюджетная система Российской Федерации

7.1. Региональные бюджеты

7.2. Бюджеты муниципальных образований

8. Структура доходов бюджета РФ

8.1. Налоговые доходы бюджета

8.2. Неналоговые доходы бюджета

8.3. Основы планирования поступлений доходов в бюджет

9. Расходы бюджета и бюджетный дефицит

9.1. Проблемы управления бюджетным дефицитом

и государственным долгом

10. Органы бюджетного контроля

10.1. Задачи органов бюджетного контроля

10.2.Ведомственный контроль

11. Казначейство Российской Федерации

12. Бюджетное устройство и бюджетная система

зарубежных стран

12.1.Бюджетное устройство унитарных государств

12.2.Бюджетное устройство федеративных государств

Заключение

Глоссарий

Библиографический список


предисловие

Бюджетное устройство Российской Федерации – это основа государственного управления страны. Знание его основ, а также понимание главных законодательных актов Российской Федерации Бюджетного кодекса и законов о межбюджетных отношениях, структуры и принципов бюджетной системы необходимо студентам всех экономических специальностей.

Данное учебное пособие предназначено и для изучения дисциплины «Бюджетная система Российской Федерации» студентами специальности 060400, и для изучающих дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит», «Финансы и кредит» специальностей 06100, 061000, 061500 и др.

В учебном пособии раскрыты основные аспекты формирования бюджетной системы Российской Федерации, принципы межбюджетных отношений и специфика бюджетов на федеральном, региональном уровнях и бюджетов муниципальных образований. Обоснована необходимость бюджетной реформы.


Введение

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы живущего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

Процесс преобразования бюджетной системы – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. От успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики.

Учебное пособие побуждает студентов к размышлениям над сутью межбюджетных отношений, учит находить эффективные решения проблем финансирования бюджетов, анализировать состав и структуру бюджетных доходов и расходов, давать оценку макроэкономическим процессам в обществе и государстве.


1. Экономическое содержание бюджета

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является бюджет.

Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задачи и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет является основным финансовым планом государства и дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

Бюджет выполняет следующие задачи:

Перераспределение ВВП;

Государственное регулирование и стимулирование экономики;

Финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Функции бюджета во многом схожи с функциями финансов.

Накопительная (фискальная) функция означает аккумуляцию налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты трех уровней (доходы бюджетов).

Распределительная функция проявляется через планирование и осуществление расходов бюджетов.

Регулирующая функция – это организация межбюджетных отношений.

Контрольная функция – проверка исполнения бюджетов всех уровней и соблюдение правовых норм межбюджетных отношений.


1.1. Понятие, сущность и задачи бюджета

Бюджет (англ. budget - «денежная сумка») - роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок . Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет - это совокупность , масса финансовых ресурсов , средств, ко­торыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами эко­номического субъекта, баланс его денежных средств , характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки» , наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и расходования, каналы прихода и рас­хода денег, соотношение между доходами и расходами.

Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, они присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета. В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному эко­номическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной - финансовым.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм . Именно путем перераспределения ва­лового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь созда­ния такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, ко­торые адекватны рыночному механизму хозяйствования. Посредством бюджетного меха­низма возможно воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов науч­но-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы произ­водства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости.

Развитие бюджетного механизма в условиях рынка должно происходить в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей, демонополизации экономики, развитие её частного сектора, приватизацию производства и др.

Посредством таких финансовых рычагов , как налоги, государственные инвестиции, бюджетные кредиты, объемы бюджетного финансирования создаются предпосылки для влияния государства на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению основных производственных фондов, развитию АПК, инфраструктуры общественного производства, созданию нового механизма финансирования науки, здравоохранения, культуры, совершенствованию государственной системы подготов­ки и переподготовки кадров, развитию структуры рабочих мест на рынке труда.

Экономические и политические реформы, проводимые с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приори­тетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой сте­пени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодатель­ных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в на­стоящее время особую актуальность.

1.2. Экономическая роль государственного бюджета

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства .

В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населе­ния. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальные науки и др.

Развитие бюджетного механизма в условиях рынка должно происходить в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей. Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности пу­тем финансирования затрат на образование, здравоохранение, культуру и искусство.

Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение - государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государст­венным устройством имеется промежуточное звено - бюджет штатов, земель и соответст­вующих им административных образований.

Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, воору­женных сил, выполнения необходимых социально-экономических функций.

Бюджет являет­ся также мощным рычагом государственного регулирования экономики - воздействуя им, можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом.

Бюджет - сложная экономическая категория . Как экономическая категория, государ­ственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны , предназначенного для удовлетворения общественных потребно­стей. Иными словами, государственный бюджет- это денежные отношения , возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятии и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.

Финансовые отношения , складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными . Специфика этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражается в том, что они, во-первых, возни­кают в фазе распределения общественного производства, и, во-вторых, направлены на формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов. Бюджетным отношениям присущ объективный характер . Это обусловлено тем, что в руках государства постоянно должна концентрироваться часть национального дохода, необ­ходимая для обеспечения расширенного воспроизводства в масштабах общества, удовлетво­рения экономических и социально-культурных потребностей граждан, покрытия обществен­ных издержек управления, повышения обороноспособности страны. Бюджетные отношения органически связаны с функционированием государства, но вместе с тем, эти отношения яв­ляются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения - это часть экономиче­ской структуры общества; их функционирование предопределяется тем, что для осуществле­ния государством его функций объективно необходима материально-финансовая база . В процессе воспроизводства бюджетные отношения получают соответствующую им материально-вещественную форму: они овеществляются в бюджетном фонде страны, включающем государственный бюджет и местные бюджеты.

Выступая центральным звеном в общей системе государственного регулирования эко­номики, бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общест­венного развития.

Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория ха­рактеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в то же время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений:

1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использова­нием для общественных потребностей;

2) посредством бюджета осуществляется перераспределение национального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства (про­мышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), внутри отраслей.

Понятие «бюджет» имеет несколько аспектов: материальный, экономический и юридический. В материальном ас­пекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, на­правления расходов и т.п.

Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые свя­заны с концентрацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределени­ем и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.

Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции : распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституций страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

Местных бюджетов(бюджетов муниципальных образований).

Бюджетное планирование. Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В условиях стабилизации экономики составляются среднесрочные бюджетные планы на 3 года.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования . Под бюджетным финансированием понимается система представления денежных средств организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Принципы, форма и методы бюджетного финансирования влияют на результативность функционирования бюджетной системы.

Важнейшую роль играют принципы финансирования расходов бюджета: получение максимального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ассигнований; предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учётом использования ранее отпущенных ассигнований: возвратность бюджетных ассигнований.

Расходы бюджетов играют важнейшую роль в финансовой системе РФ. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, соотношения расходов по отраслям, территориям и является выражением экономической политики государства. В настоящее время существует целый ряд задач, которые необходимо решить в области бюджетных расходов:

Обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

Снизить расходы на содержание государственного аппарата;

Расширить практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

Повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах, безопасности государства;

Снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

Усилить контроль над использованием бюджетных средств;

Обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицину, образование.

Все эти задачи направлены на то, чтобы сделать экономику РФ социально-ориентированной.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории, является ведущим звеном финансовой системы любого государства, играет и экономическую, и политическую роль.

2. Бюджет и бюджетное устройство

Российской Федерации

Бюджетное устройство Российской Федерации это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе».

Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации.

В бюджетную систему Российской Федерации как самостоятельные части включаются республиканские (федеральные) бюджеты: республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, районные бюджеты районов, городское бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации.

В Бюджетном кодексе дано определение консолидированного бюджета как свода бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Рис.1. Схема консолидированного бюджета Российской Федерации

Следует отметить, что консолидированный бюджет не имеет правовой нагрузки, однако его параметры широко используются в процессе сводного планирования, отчетности, анализа. Консолидированный бюджет Российской Федерации не утверждается законодательным органом власти.

Советы министров республик в составе Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Федерации составляют свои консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев: федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В 1995 году был принят Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №154-ФЗ, который ввел новое понятие муниципальное образование.

Бюджетный кодекс Российской Федерации, который был принят в 1998 году, расширил бюджетную систему, включив туда бюджеты государственных внебюджетных фондов. Подобное расширительное толкование вводится в три уровня бюджета и «брутто-бюджет » - бюджетная система Российской Федерации, состоящая из «нетто-бюджета » и бюджетов государственных внебюджетных фондов.


2.1. Принципы бюджетного устройства

в Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах :

Единства;

Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

Самостоятельности бюджетов;

Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Сбалансированности бюджета;

Эффективности и экономности использования бюджетных средств;

Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

Гласности;

Достоверности бюджета;

Адресности и целевого характера бюджетных средств.

Рассмотрим эти принципы более подробно.

1. Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов провозглашает:

право законодательных органов государственной власти на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, источники доходов и направления расходов бюджетов;

наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов;

недопустимость изъятия дополнительных доходов, полученных при исполнении бюджетов;

недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения бюджетов.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, внебюджетных фондов, уплате налогов и иных платежей в пределах текущего года.

5. Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип совокупного покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

8. Принцип гласности означает:

обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей на финансирование определенных целей.

Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести собственно к принципам построения системы. Однако именно они определяют бюджетную систему как единое целое. Остальные принципы, при всей их важности, больше определяют функционирование бюджета. Особую роль в современных условиях играет принцип единства в бюджетной системе.

3. Стадии бюджетного процесса

Бюджетное планирование

и бюджетный процесс

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает 4 стадии бюджетной деятельности:

1) составление проектов бюджетов;

2) рассмотрение и утверждение бюджетов;

3) исполнение бюджетов;

4) составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

До принятия Бюджетного кодекса РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, являлся Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10.10.91 № 1734-1. В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерствами финансов РФ и субъектов РФ).

Система органов, обладающих бюджетными полномочиями, включает :

финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Российской Федерации;

Органы законодательной (представительной) власти;

Органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования;

Органы государственного и муниципального финансового контроля;

Государственные внебюджетные фонды;

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Основными задачами бюджетного процесса являются:

Выявление материальных и финансовых резервов государства;

Максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;

Максимально точный расчет расходов бюджетов;

Обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

Согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

Осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

3.2. Составление проектов бюджетов

Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Ему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов. Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому периоду, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета основывается на ряде документов. К ним относятся:

Бюджетное послание Президента РФ;

Прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР);

Основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

Прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

План развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона, территории) формируется перспективный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. ПФП законодательно не утверждается. Цели разработки ПФП: информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия необходимых мер. Перспективный план разрабатывается на три года (первый - год, на который разрабатывается бюджет, два следующих - плановый период, на протяжении которого прослеживаются результаты заявленной экономической политики).Это, по сути, среднесрочный бюджет.

В качестве основы для составления бюджетов используется баланс финансовых ресурсов - баланс всех доходов и расходов РФ, ее субъектов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории. Он составляется на основе отчетного баланса за предыдущий год и прогноза социально-экономического развития соответствующей территории.

Финансовые органы вправе получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных и местных органов власти и юридических лиц.

Таким образом, первый этап формирования федерального бюджета - это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год. На основе данных плана-прогноза МФ РФ разрабатывает основные характеристики бюджета и распределение расходов бюджета. Правительство РФ рассматривает предложения об увеличении (сохранении) минимальных размеров оплаты труда и пенсий, их индексации.

Министерство финансов РФ в двухнедельный срок со дня принятия Правительством основных характеристик бюджета и распределения расходов бюджета направляет проектировки основных показателей бюджета федеральным исполнительным органам для распределения по конкретным бюджетополучателям и уведомляет исполнительные органы субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ.

Не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году, федеральные исполнительные органы должны завершить разработку и согласование показателей бюджета, представляемых одновременно с ним документов и материалов (прогноз консолидированного бюджета, адресная инвестиционная программа, план развития государственного (муниципального) сектора экономики, структура государственного (муниципального) долга и программа заимствований для его покрытия, программа предоставления государственных (муниципальных) гарантий, оценка потерь бюджета от налоговых льгот, оценка ожидаемого исполнения бюджета текущего года и др.), проектов законов по минимальным размерам оплаты труда, пенсий, их индексации, отмене нефинансируемых актов.

С 15 июля по 15 августа на основе представленных федеральными исполнительными органами документов Правительство Российской Федерации должно утвердить проект закона о федеральном бюджете для внесения в Государственную Думу.

На втором этапе бюджетного процесса органы исполнительной власти и местного самоуправления вносят проект закона о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный для федерального бюджета - БК РФ (15 августа), бюджета субъекта РФ - законом субъекта РФ, местного бюджета - правовыми актами местного самоуправления. Указанными же законодательными (правовыми) актами определяется и порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения. Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондах. В процессе рассмотрения в проект закона могут быть внесены изменения. Проект Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе с указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года (до 1 октября Правительство и Банк России представляют дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ). Совет Государственной Думы направляет проект в комитет Государственной Думы по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона. Затем проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

В первом чтении : Государственной Думой обсуждается концепция и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики бюджета. Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, Комитета по бюджету и профильного комитета, ответственного за рассмотрение проекта бюджета, доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или отклонении проекта. В случае отклонения проекта Государственная Дума может передать проект в согласительную комиссию, вернуть проект Правительству на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству РФ (в последнем случае новый проект бюджета готовит и вносит новый состав Правительства РФ). При передаче проекта в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик бюджета, после чего проект вновь вносится на рассмотрение в первом чтении. По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.

Во втором чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Если Дума отклоняет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В третьем чтении Государственная Дума рассматривает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, распределение средств Федерального фонда поддержки субъектов РФ, расходов по федеральным целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе в пределах расходов, утвержденных во втором чтении; перечень защищенных статей федерального бюджета, программу государственных внешних заимствований РФ, программы предоставления гарантий Правительства РФ, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных внешних заимствований РФ.

В четвертом чтении проект голосуется в целом, внесение поправок в проект, возможное во втором и третьем чтениях, в четвертом чтении не допускается.

В учебнике раскрываются все обязательные термины и понятия по тематике бюджета и бюджетной системы. В основу положены фундаментальные категории бюджета - доходы, расходы, сбалансированность. Важное место отведено значению бюджета как макроэкономическому регулятору, а также ключевым вопросам бюджетной реформы, включая бюджетирование, ориентированное на результат, и аудит эффективности.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. В учебнике раскрыты важные положения теории бюджетной системы: принципы построения, бюджетное устройство, доходы и расходы бюджетов всех уровней, методы и методики формирования доходов и расчета расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, методология построения бюджет­ной системы, бюджетная классификация, математический аппарат расчета доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной сис­темы. Особое внимание уделено анализу и описанию бюджетной сис­темы, особенностям расходов бюджетов, внебюджетным и целевым бюджетным фондам, бюджетному процессу, бюджетным отношени­ям и бюджетному праву. Рассмотрены актуальные аспекты функционирования бюджет­ной системы, в том числе сущность, функции, организация, особен­ности управления бюджетами всех уровней, распределение полно­мочий органов государственной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, слушате­лей системы повышения квалификации и переподготовки кадров, финансовых работников и государственных служащих бюджетной системы.

    Раздел I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

    ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Глава 2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И МЕТОДЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    Глава 3. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

    3.2. Практика бюджетной классификации

    Раздел II. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ И РАСХОДОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

    Глава 4. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

    4.3. Федеральный бюджет

    Глава 5. ОСОБЕННОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА

    Раздел3. ФОНДЫ

    Глава 6. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОНДОВ

    6.2. Общая характеристика фондов

    Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

    Глава 8. ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

    Глава 9. СПЕЦИАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

    Глава 10. ФОНДЫ СУБЪЕКТА РФ

    Раздел 4. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И бюджетное ПРАВО

    Глава 11. БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

    Глава 12. ПЛАНИРОВАНИЕ, УТВЕРЖДЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТОВ

    Глава 13. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

    Раздел V. ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ

    Глава 14. СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

    Глава 15. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ

    Книги и учебники по дисциплине Бюджет:

    1. Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. Бюджет и бюджетная система. В 2 т. Т. 1: учебник для бакалавриа­та и магистратуры; под ред. Мст. П. Афанасьева; [предисловие А. Л. Кудрина]. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, - 363 с. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. - 2016 год
    2. Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. Бюджет и бюджетная система. В 2 т. Т. 2: учебник для бакалавриа­та и магистратуры; под ред. Мст. П. Афанасьева; [предисловие А. Л. Кудрина]. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, - 418 с. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. - 2016 год
    3. Кожин В.А., Шагалова Т. В., Жесткова И.С., Иванов С.А.. Бюджетирование: учебное пособие/ Под общ. ред. В. А. Кожина. Н. Новгород: ННГАСУ, - 245 с.- (Высшее образование). - 2016 год
    4. С.М. Омирбаев, С.Ж. Интыкбаева, А.А. Адамбекова, Парманова Р.С.. Государственный бюджет: учебник / Омирбаев С.М., Интыкбаева С.Ж., Адамбекова A.A. Парманова Р.С. - Алматы: ТОО РПИК, ­632 с. - 2011 год

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Основы государственного бюджета. Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации. Принципы бюджетной системы. Доходы и расходы бюджета, сбалансированность бюджетов. Субъекты бюджетной системы. Структура бюджета. Межбюджетные отношения.

      курсовая работа , добавлен 13.11.2008

      Черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации. Бюджетная классификация, статистические данные доходов и расходов, сбалансированность бюджетов. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы. Бюджетный процесс и его стадии.

      курсовая работа , добавлен 18.09.2014

      Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в Российской Федерации. Межбюджетные отношения в России и проблемы их развития. Понятие бюджетной системы, её типов и структуры. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов.

      курсовая работа , добавлен 10.06.2014

      Основные функции государственных финансов, принципы построения бюджетной системы Российской Федерации. Специфика неналоговых доходов бюджетов. Косвенные налоги, взимаемые на территории РФ. Структура расходов федерального бюджета. Понятие целевых программ.

      контрольная работа , добавлен 04.03.2012

      Роль бюджетной системы в реализации финансовой политики государства, значение государственного финансового регулирования и налоговой системы, финансовых санкций и льгот. Доходы, расходы, дефицит и профицит бюджета, структура бюджетной системы России.

      контрольная работа , добавлен 09.03.2010

      Основные функции и сущность бюджета. Построение бюджетной системы. Классификация доходов и расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, операций сектора государственного управления. Финансово-бюджетный федерализм, межбюджетные отношения.

      курсовая работа , добавлен 24.12.2011

      Бюджетная система, принципы ее функционирования. Типы и модели бюджетных систем, их особенности. Сущность консолидированного бюджета. Содержание и основные концепции бюджетной политики. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации.

      дипломная работа , добавлен 16.12.2011

    4-е изд., перераб. и доп. - М.: 201 6. - Т .1 - 363с., Т.2 - 418с.

    В учебнике в полном соответствии Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 080105 «Финансы и кредит» раскрываются все обязательные термины и понятия по дисциплине «Бюджетная система». В основу положены фундаментальные категории бюджета - доходы, расходы, сбалансированность. Важное место отведено значению бюджета как макроэкономическому регулятору, а также ключевым вопросам бюджетной реформы, включая бюджетирование, ориентированное на результат, и аудит эффективности.

    Том 1.

    Формат: pdf

    Размер: 90,5 Мб

    Скачать: Rghost

    Том 2.

    Формат: pdf

    Размер: 24 Мб

    Скачать: Rghost

    ТОМ 1.
    Слова благодарности 7
    Предисловие А. Л. Кудрина 9
    Предисловие к четвертому изданию 11
    Предисловие к третьему изданию 14
    Введение 17
    Раздел I. Роль бюджета в исторической ретроспективе
    Глава 1. Бюджетные реформы М. М. Сперанского 23
    Выводы 34
    Вопросы для самоконтроля 34
    Глава 2. «План финансов» и манифест от 2 февраля 1810 г 35
    Выводы 39
    Вопросы для самоконтроля 39
    Раздел II. Управление бюджетами
    Глава 3. Правовые основы бюджетной системы 43
    Выводы 58
    Вопросы для самоконтроля 58
    Глава 4. Бюджетное устройство 60
    4.1. Бюджетная система Российской Федерации 61
    4.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 70
    Выводы 75
    Вопросы для самоконтроля 76
    Глава 5. Бюджетная классификация 77
    5.1. Понятие бюджетной классификации 78
    5.2. Классификация доходов бюджетов 80
    5.3. Классификация расходов бюджетов 84
    5.4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов 89
    Выводы 92
    Вопросы для самоконтроля 93
    Раздел III. Политика формирования доходов бюджетов
    Глава 6. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов 97
    6.1. Формирование доходной части бюджетов 98
    6.2. Нормативы распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации 108
    Выводы 114
    Вопросы для самоконтроля 115
    Глава 7. Методология прогнозирования доходов 116
    Выводы 125
    Вопросы для самоконтроля 125
    Глава 8. Федеральные налоговые доходы 126
    8.1. Налог на добавленную стоимость 127
    8.2. Акцизы 132
    8.3. Налог на доходы физических лиц 136
    8.4. Налог на прибыль организаций 145
    8.5. Налог на добычу полезных ископаемых 151
    8.6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 154
    8.7. Водный налог 156
    8.8. Государственная пошлина 157
    8.9. Специальные налоговые режимы 158
    8.9.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) 158
    8.9.2. Упрощенная система налогообложения 163
    8.9.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности 166
    8.9.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции 169
    8.9.5. Патентная система налогообложения 170
    Выводы 171
    Вопросы для самоконтроля 171
    Глава 9. Региональные налоговые доходы 172
    9.1. Транспортный налог 173
    9.2. Налог на имущество организаций 174
    9.3. Налог на игорный бизнес 175
    Выводы 176
    Вопросы для самоконтроля 177
    Глава 10. Местные налоговые доходы 178
    10.1. Земельный налог 179
    10.2. Налог на имущество физических лиц 180
    Выводы 184
    Вопросы для самоконтроля 184
    Глава 11. Неналоговые доходы бюджетов 185
    Выводы 192
    Вопросы для самоконтроля 192
    Раздел IV. Финансовое обеспечение государственных обязательств
    Глава 12. Общая характеристика расходов бюджетов 195
    12.1. Основы осуществления и разграничения расходных обязательств 196
    12.2. Реализация расходных обязательств в бюджетном процессе 211
    12.3. Действующие и принимаемые расходные обязательства 220
    12.4. Исполнение расходных обязательств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств 223
    12.5. Исполнение бюджета по расходам 228
    12.6. Формирование и исполнение расходов федерального бюджета 230
    12.7. Основные параметры расходов федерального бюджета 236
    12.8. Повышение эффективности бюджетных расходов 241
    Выводы 245
    Вопросы для самоконтроля 247
    Глава 13. Финансирование государственной инвестиционной политики 248
    13.1. Приоритетные национальные проекты 250
    13.2. Государственные корпорации 257
    13.3. Особые экономические зоны 270
    13.4. Федеральные целевые программы 276
    13.5. Ведомственные целевые программы 282
    13.6. Бюджетные инвестиции 285
    Выводы 290
    Вопросы для самоконтроля 291
    Глава 14. Расходы на обеспечение государственных функций и социально-ориентированные расходы 292
    Выводы 310
    Вопросы для самоконтроля 310
    Раздел V. Сбалансированность бюджетов: профицит и дефицит

    Глава 15. Использование профицита и формирование финансового резерва 313
    Выводы 321
    Вопросы для самоконтроля 322
    Глава 16. Дефицит бюджета и источники его финансирования 323
    Выводы 337
    Вопросы для самоконтроля 337
    Глава 17. Управление государственным долгом 338
    Выводы 356
    Вопросы для самоконтроля 357
    Глава 18. Внешние долговые требования Российской Федерации 358
    Выводы 362
    Вопросы для самоконтроля 363

    ТОМ 2.
    Раздел VI. Бюджетный федерализм
    Глава 19. Правовые основы межбюджетных отношений в Российской Федерации 9
    Выводы 20
    Вопросы для самоконтроля 21
    Глава 20. Финансовая поддержка субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 22
    20.1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета 23
    20.2. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации 35
    20.3. Межбюджетные трансферты из местных бюджетов 37
    Выводы 39
    Вопросы для самоконтроля 40
    Глава 21. Реформа межбюджетных отношений 41
    Выводы 66
    Вопросы для самоконтроля 68
    Раздел VII. Бюджеты государственных внебюджетных фондов
    Глава 22. Общая характеристика государственных внебюджетных фондов 71
    Выводы 75
    Вопросы для самоконтроля 76
    Глава 23. Пенсионный фонд Российской Федерации 77
    Выводы 85
    Вопросы для самоконтроля 86
    Глава 24. Фонд социального страхования Российской Федерации 87
    Выводы 93
    Вопросы для самоконтроля 94
    Глава 25. Фонды обязательного медицинского страхования 95
    Выводы 108
    Вопросы для самоконтроля 109
    Раздел VIII. Бюджетный процесс
    Глава 26. Участники бюджетного процесса и их полномочия 113
    Выводы 132
    Вопросы для самоконтроля 132
    Глава 27. Порядок составления, рассмотрения иутверждения бюджетов 134
    27.1. Составление проектов бюджетов 136
    27.2. Рассмотрение и утверждение бюджетов 141
    27.3. Составление, рассмотрение и утверждение федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период 143
    Выводы 156
    Вопросы для самоконтроля 157
    Глава 28. Исполнение бюджетов 159
    Выводы 171
    Вопросы для самоконтроля 171
    Глава 29. Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности 172
    Выводы 181
    Вопросы для самоконтроля 181
    Раздел IX. Экономическая и контрольная работа государственных органов
    Глава 30. Работа органов по обеспечению доходов и расходов бюджетов 185
    Выводы 199
    Вопросы для самоконтроля 199
    Глава 31. Органы, осуществляющие бюджетный контроль 201
    Выводы 225
    Вопросы для самоконтроля 225
    Глава 32. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства 226
    Выводы 230
    Вопросы для самоконтроля 231
    Раздел X. Совершенствование бюджетного процесса
    Глава 33. Этапы реформирования государственных финансов 236
    33.1. Реформирование бюджетного процесса 239
    33.2. Реструктуризация сети бюджетных учреждений 250
    Выводы 255
    Вопросы для самоконтроля 256
    Глава 34. Повышение эффективности - цель бюджетной реформы 257
    Выводы 266
    Вопросы для самоконтроля 266
    Глава 35. Региональный аспект бюджетной реформы 267
    Выводы 278
    Вопросы для самоконтроля 279
    Глава 36. Итоги бюджетной реформы и направления ее дальнейшего осуществления 280
    Выводы 288
    Вопросы для самоконтроля 288
    Раздел XI. Мировой опыт управления государственными финансами
    Глава 37. Международный опыт бюджетных реформ 292
    37.1. США 294
    37.2. Новая Зеландия 304
    37.3. Великобритания 307
    37.4. Австралия 316
    37.5. Швеция 321
    37.6. Франция 324
    Выводы 333
    Вопросы для самоконтроля 334
    Глава 38. Построение системы государственного аудита в зарубежных странах 335
    38.1. Европейская счетная палата 337
    38.2. Великобритания 342
    38.3. Новая Зеландия 346
    38.4. Франция 352
    38.5. Швеция 355
    Выводы 358
    Вопросы для самоконтроля 359
    Раздел XII. Предпосылки теории государственных финансов

    Глава 39. Классические теории государства 363
    Вопросы для самоконтроля 383
    Глава 40. К науке государственных финансов 384
    Выводы 393
    Вопросы для самоконтроля 393
    Глоссарий 395
    Список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов 410
    Нормативные акты 410
    Литература 414
    Источники в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 417

    О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "