Франция однонациональное государство. Промышленность и ресурсы франции

Франция в настоящее время находится посредине перехода от зажиточной современной экономики, которая имеет большую долю государственной собственности и вмешательства к той, которая полагается больше на механизмы рынка. Правительство частично или полностью приватизировало много крупных промышленных и страховых компаний и банкови уступило доли в таких ведущих компаниях как Air France, France Telecom, Рено, и Thales. Однако государство сохраняет значительное присутствие в некоторых секторах, особенно в энергетике, общественном транспорте и оборонной промышленности. Франция - наиболее посещаемая страна в мире (более 75 млн. туристов ежегодно) и поддерживает третий по величине доход в мире от туризма.

Лидеры Франции остаются преданными капитализму, при котором они поддерживают социальную сферу посредством законов, налоговой политики и социальных расходов, которые уменьшают доходное неравенство и воздействие свободных рынков на здравоохранение и благосостояние. Франция выдержала мировой экономический кризис лучше чем большинство других крупных экономик ЕС из-за относительной устойчивости внутренних потребительских расходов, большого общественного сектора, и меньшей зависимости от падения спроса на экспорт, чем в некоторых других странах.

Тем не менее, реальный ВВП Франции сократился на 2,5% в 2009 году, но отчасти восстановился в 2010 году, в то время как уровень безработицы увеличился с 7,4% в 2008 к 9,5% в 2010 году. Активное стимулирование экономики государством и инвестиционные меры в ответ на экономический кризис, однако, способствовали ухудшению финансового состояния Франции. Бюджетный дефицит Франции увеличился с 3,4% ВВП в 2008 году до 6,9% ВВП в 2010 году, в то время как государственный долг повысился с 68% ВВП до 82% за тот же самый период.

Велика во французской экономике доля иностранного капитала (промышленность до 40%, недвижимость около 27,5%, торговля - 20%, сфера услуг - 9%). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20% трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50%). В настоящее время Париж свертывает мероприятия по стимулированию экономики, отменяя налоговые льготы и замораживая большинство правительственных расходов, чтобы привезти бюджетный дефицит до уровня 3% в соответствии с нормами Еврозоны к 2013 году. Правительство выдвинуло на первый план приверженность Франции финансовой дисциплине в период роста долгов в других странах Еврозоны и нестабильности на финансовых рынках. Президент Н.Саркози - тот кто обеспечил проведение пенсионной реформы в 2010 году - как ожидают, будет искать возможность для проведения некоторых налоговых реформ, однако он может задержать дополнительные, более дорогостоящие реформы до окончания выборов 2012 года.

Традиционная особенность французской экономической политики - большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях - нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий). Велика доля в экономике иностранного капитала (промышленность до 40%, недвижимость около 27,5%, торговля - 20%, сфера услуг - 9%). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %).

Франция располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. С 1981 года большинство городов связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей, такая же ветка проложена в тоннеле под проливом Ла-Манш. Степень социальной защиты населения одна из самых высоких в мире. Примерно 30 % ВВП расходуется на социальные нужды. В 1998-2008 гг. была официально установлена 35-часовая рабочая неделя (самая короткая в Европе), но в 2008 году её отменили, теперь работодатель и вправе заключить индивидуальные соглашения с профсоюзами и определить количество рабочих часов и сверхурочных.

В 2007 году товарооборот с Россией составил 16,7 млрд евро по данным французской статистики, 16,4 млрд долл. по данным российской статистики.

История развития и основные черты экономики Франции

Франция одна из крупнейших капиталистических держав; она расположена в западной части Европейского материка. Территория Франции - 552 тыс. км2, а население - около 46 млн. чел. С юга страна омывается теплыми водами Средиземного моря, в котором Франции принадлежит о-в Корсика. У западных берегов страны ни днем, ни ночью не смолкает шумное дыхание волн Атлантического океана. А от северной соседки - Великобритании - Францию отделяют морские проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На северо-востоке, во Фландрии и Арденнах, Франция граничит с Бельгией и Люксембургом.

Далее, к востоку, высятся куполообразные вершины Вогезов. Здесь проходит франко-германская граница. Достигнув р. Рейна, пограничные столбы круто поворачивают к югу, поднимаясь все выше и выше: сначала на горные склоны Юры, по которым проходит граница со Швейцарией, а затем на покрытые снегами хребты Альп, отделяющие Францию от Италии. Здесь находится самая высокая гора Западной Европы - Монблан (4810 м).

Альпийские хребты прорезаны глубокими и довольно широкими долинами, удобными для сообщения. На юго-западе лежит менее высокая, но труднодоступная горная система Пиренеев. Она образует естественную границу Франции с Испанией и небольшим государством Андоррой.

В древности на территории современной Франции жили племена кельтов (галлов) и страна называлась Галлией. В V в. Галлию завоевали франки - народ, пришедший с правого берега Рейна (от них страна получила свое название - Франция). Франки ассимилировали с кельтами.

Во время, предшествующее второй мировой войне правительство Франции совместно с правительствами Великобритании и США потворствовало агрессивной политике фашистской Германии. Оно не препятствовало германским фашистам оккупировать Австрию и Чехословакию и этим способствовало развязыванию второй мировой войны. После того, как Германия в 1939 г. напала на союзницу Франции - Польшу, возмущение французского народа вынудило правительство объявить войну Германии. Но это была “странная война”. Французское военное командование е собиралось воевать с Гитлером, и, когда в мае 1940 г. гитлеровские войска вторглись во Францию, реакционное французское правительство сдало Париж и капитулировало перед фашистскими агрессорами. Но в конце 1944 г. французские патриоты, воодушевленные победами СССР и его союзников над гитлеровской Германией, с помощью англо-американских войск освободили свою страну от германских оккупантов. Еще было много военных конфликтов, в которых Франция принимала участие. Несколько лет французские империалисты вели войну против восставшего Вьетнама. 7 лет они вели войну в Алжире, народ которого требовал независимости. В 1956 г. Франция совместно с Великобританией и Израилем начала вооруженную интервенцию в Египет. Но Египет был поддержан многими миролюбивыми странами (в т.ч. и СССР). В 1961 г. во Франции резко активизировала свою деятельность Секретная вооруженная организация (оас). В стране возникла угроза фашизма, но правительстве удалось разрешить эту трудную ситуацию. Франция высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По объему промышленного производства она занимает четвертое место после США, Англии и бывшей ФРГ. Ее промышленность и сельское хозяйство очень разнообразны, как разнообразны природные условия страны.

На рудниках Франции добывают много железной руды и бокситов, уголь и калийные соли; на горных реках построены гидроэлектростанции. На машиностроительных заводах умелыми руками французских рабочих создаются автомобили и локомотивы, станки и тракторы, моторы и различное оборудование; на верфях портовых городов строят суда. Химические предприятия производят кислоты, искусственное волокно, красители, пластмассы, медикаменты. Издавна Франция славится парфюмерными изделиями. Текстильные фабрики выпускают ткани хлопчатобумажные и льняные, из синтетического и натурального шелка.

Франция морская страна. У северных границ ее холодные, со свинцовым отливом волны плещутся у крутых берегов, вымывают мягкие известняковые породы и образуют скалы самой причудливой формы. Людям пришлось много потрудиться, чтобы создать удобные для морских судов порты. Самый крупный из них - Гавр - расположен в широком устье р. Сены. Мощная бетонная дамба защищает многочисленные причалы и доки от морской стихии. В дамбе оставлены лишь ворота”, через них юркие буксиры тянут на длинных канатах океанские корабли в орт. Суда под флагами различных стран привозят в Гаврский порт тюки хлопка и шерсти, мешки кофе и риса, каучук, красное дерево для изготовления дорогой мебели, пряности и другие товары.

Столица Франции Париж - огромный, многоликий город. Население Парижа вместе с пригородами достигает 7 млн. человек. “Большой Париж” раскинулся а площади в 1500 км2. Он возник 2000 лет назад из небольшого поселка Лютеции а острове Сите, посредине Сены.

По уровню экономического развития уступает Германии и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.

В 1980-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х гг., французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. - 5,7% ВВП мира). Доля страны в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась с 6,6 до 5,7% за 1980-е гг. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила 10%.

В 1990 годы французская промышленность по-прежнему имела недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся спросу на рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата была связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных промышленных проектов.

В тоже время во Франции активно протекали процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сто крупнейших компаний сосредоточили свыше 2/3 промышленного производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к максимуму. В черной металлургии две крупнейшие компании “Юнизор” и “Сасилор” сосредоточили 70% производства стали, “Компани женераль д"электрисите” (КЖЕ), “Томсон” - 50% производства электронного и электротехнического оборудования, “Рено” и “Пежо” - почти все производство автомобилей. “ПешинеЮжин-Кюльман” (ПЮК) и “Иметаль” - почти полностью сосредоточили в своих руках производство и сбыт цветных металлов.

Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходили одновременно с процессом интернационализации производства и капитала, которые привели к созданию огромных по мощи ТНК. Так, “Иметаль” объединил 62 общества, действующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании “Рено” - почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и так далее.

Централизация капитала на национальном и международном уровне привела к укреплению целого ряда французских компаний в мировом производстве. Химическая компания “Пешине” превратилась в мирового лидера упаковочной продукции, полиграфическая фирма “Ашет” - в ведущего издателя журналов в мире, фирма “Кабль де Лион” вышла на первое место в мире в производстве электрических кабелей. Электротехнический концерн “Томсон” занял первое место в мире по выпуску навигационного оборудования для самолетов, а в Европе - по производству бытовой электроники. “Иметаль” занимает ведущее положение по производству свинца, цинка, никеля в промышленно развитых странах. В Западной Европе компании “Аэроспасиаль” и “Дассо-Бреге” заняли соответственно первое и третье места в авиакосмической промышленности. Упрочились позиции французских компаний среди крупнейших корпораций Западной Европы и мира. В список ста крупнейших компаний вошли 8 французских объединений (1961 г. - 2).

Французские банки всегда активно участвовали в деятельности промышленных компаний через систему участия во владении акционерным капиталом, используя в том числе холдинговые компании, инвестиционные фонды, личную унию. Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи. Это группы “Нариба”, “Союз”, группы Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают серьезное влияние на формирование экономической политики.

Интересы крупнейших компаний при этом отстаивал Национальный совет французских предпринимателей (Патронат), а также различные отраслевые, межотраслевые и региональные организации предпринимателей, являющиеся мощными рычагами давления на правительство.

Активную роль в экономике страны играет мелкий бизнес. Мелкие и средние предприятия, укрепляя свои позиции в период 1970-80-х гг. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли.

Функционирование экономической системы происходит под мощным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государства в регулировании и программировании экономики, в распространении государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 1980-е гг. произошло изменение основных направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Большое влияние на экономическую политику оказали изменения в расстановке политических сил на правительственном уровне, что прежде всего проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство социалистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний и 36 банков. Государственный сектор сосредоточил 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модернизации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капитала. Пришедший к власти блок правых и центристских партий в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. В частный сектор были переданы крупнейшие банковские группы “Париба” и “Сосьете женераль”, индустриальные гиганты “Сен-Гобен”, “Компани женераль д"электрисите”, финансовая компания “Тивас”, военно-промышленная компания “Матра”, финансовая группа “Сюэз”.

Государственный сектор во Франции и в настоящее время является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством. Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальные органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ.

Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между Францией и другими ведущими странами. Со второй половины 1980-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

Правительство сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 1970-х гг.

Промышленность Франции

Существенную часть ВВП даёт промышленное производство - 20%, оно обеспечивает 24% рабочих мест, 40% инвестиций и 80% экспорта (данные 2008 года). Франция располагает значительными запасами полезных ископаемых: железных и урановых руд, бокситов, калийных солей и др. Это создаёт базу для горнодобывающей и тяжёлой промышленности. По уровню развития цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах, по выплавке стали находится на третьем месте в Западной Европе. Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (третье место в мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объёму экспорта на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая.

Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75 % энергии получают на АЭС.

Темпы роста промышленного производства во Франции, % к предыдущему году

Под влиянием научно-технического прогресса происходят существенные изменения в отраслевой структуре хозяйства. Сократилось значение промышленности, на долю которой теперь приходится 20% ВВП (1980 г. - 32%). В промышленном производстве выросла доля продукции машиностроения, главным образом за счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот структурный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически свертыванием производства в традиционных отраслях.

Однако во Франции остается еще довольно высоким удельный вес “старых” производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны аналогичной продукции некоторых западных и особенно “новых индустриальных стран”. Большое место занимает пищевая промышленность (12%). Такую долю имеет только Великобритания.

По доле продукции отраслей машиностроения в промышленном производстве Франция отстает от ведущих стран. Наибольшее отставание отмечается в отраслях, являющихся носителями НТП и обеспечивающих модернизацию производ- ственного аппарата на базе новейшей техники. Это, прежде всего, в производстве станков, ряде отраслей промышленной электроники и средств информатики, микроэлектронной техники. Между тем, Франция значительно отстает от ведущих стран в производстве металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования, уступая ФРГ и Японии по общему объему примерно в 8 раз. Производственная структура станкостроения характеризуется относительно низкой долей прогрессивных видов металлообрабатывающего оборудования.

Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение и транспортное машиностроение. Автомобильная промышленность является одной из основ национальной промышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании - частная “Пежо-Ситроен” и государственная “Рено” обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей.

Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций. Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект “Арианспейс” обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка.

Переход к энергосберегающему типу производства, высокая зависимость от импорта топливно-энергетических ресурсов вызвали переориентацию в энергетической стратегии. Основное внимание уделялось развитию атомной энергетики, а также альтернативным источникам энергии. Ускоренное развитие ядерной энергетики привело к заметному изменению структуры производства электроэнергии в стране. В 1973 г. на АЭС вырабатывалось 8% всей электроэнергии, на ТЭС - 65% и на ГЭС - 27%, а в 1987 г. доля АЭС уже составила 76%, доля ТЭС снизилась до 7%. Развитие ядерной энергетики позволило поднять степень самообеспеченности Франции в энергии с 25% в 1975 г. до 50% в 1980 г. и 58% в 1987 г. По мере ввода в действие новых АЭС и вывода из эксплуатации ТЭС на жидком топливе, сокращался импорт нефти.

Сельское хозяйство Франции

Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его - частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние. По объёму произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады. Это крупнейший европейский производитель пшеницы, сливочного масла, говядины, сыров (более 400 сортов). Более 50% продукции даёт животноводство (скотоводство). Традиционно высока доля вин в экспорте. Французские фермеры являются главными противниками внедрения генетически изменённой продукции в Европе, так как французская продукция традиционно высоко ценится из-за качества.

Франция - крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Западной Европе. На долю сельского хозяйства по состоянию на 2008 год приходилось примерно 2,2% ВВП и 3,8% самодеятельного населения страны, но оно дало 25% продукции в ЕС. Характерной чертой социально-экономической структуры являются достаточно мелкие размеры хозяйств. Средняя площадь земельных угодий - 28 га, что превышает соответствующие показатели многих стран ЕС. В землевладении отмечается большая раздробленность. Более половины хозяйств существуют на собственной земле. Ведущей силой производства выступают крупные хозяйства. Они обеспечивают свыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение в производстве практически всех отраслей сельского хозяйства.

В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 1960-х гг. появились сельскохозяйственные производственные объединения, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала.

Управление сельским хозяйством осуществляется как через систему государственных специализированных органов, так и ряда смешанных обществ, в основном отраслевого характера. Государственное регулирование осуществляется в основном путем экономического воздействия. Существует специализированный банк “Креди Агриколь” с отделениями на местах, Фонд экономического и социального развития. Большое влияние на выработку структурной политики оказывает Европейский фонд сельскохозяйственной ориентации. Стимулирующие методы государственного воздействия используются как для расширения производства отдельных культур, укрепления структуры хозяйств, так и сокращения перепроизводства.

Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции, Франция является первым среди западных стран производителем ячменя и сахара, вторым - пшеницы, вина и мяса. Традиционно известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство, устричный промысел.

Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, Германии и Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу - свыше 100%.

Внешнеэкономические связи Франции

Экономика Франции глубоко встроена в мировое хозяйство. Французским компаниям в 1980-е гг. удалось несколько увеличить свою долю в мировом экспорте (6,5%) и сократить в импорте. Внешняя торговля выступает серьезным фактором экономического роста. На экспорт идет около 1/5 ее конечного продукта. В 2010 году объем экспорта соствил 508,7 млрд. долл., а объем импорта - 577,7 млрд. долл.

Структура французского экспорта имеет определенные особенности. В нем более высокий удельный вес имеют сельскохозяйственные товары и сырье. В настоящее время ликвидирующие позиции во внешней торговле страны занимают машины и оборудование. Наибольший удельный вес в этой группе мировой торговли занимает гражданская авиатехника, электротехническое оборудование и комплектное оборудование для строительства крупных промышленных объектов, различные виды вооружения.

В 1980-е гг. позиции Франции в торговле многими видами машиностроительной продукции заметно ослабли. Кроме того, за последние 20 лет снизилась доля в мировом экспорте легковых автомобилей, конторского оборудования и вычислительной техники, специального промышленного оборудования, станков, электроприборов. Это в значительной мере определяется особенностями отраслевой структуры хозяйства и характером ее специализации в международном разделении труда, а также снижением конкурентоспособности промышленности. В тоже время по экспорту авиационной техники, локомотивов, вагонов она занимает второе место; автомобилей, химических товаров- третье место; в экспорте военной техники и оружия Франция удерживает второе место в мире после США. Тремя главными статьями экспорта вооружения являются военные корабли, самолеты и армейское вооружение.

По объему сельскохозяйственного экспорта Франция отстает только от США. На внешних рынках реализуется свыше 1/3 производимой продукции. В аграрном экспорте преобладают “массовые” продукты - пшеница, ячмень, кукуруза, молочные продукты. Доля продуктов высокой степени обработки - кондитерских, мясных изделий, шоколада, консервов - ниже, чем в других ведущих странах. Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно производство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд - к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины).

В последние два десятилетия в экономике Франции значительно возрос импортный компонент (до более 20% ВВП), что связано с усилением международного разделения труда и изменением конкурентоспособности французских товаров. Наиболее высока доля импорта в производстве продукции машиностроения и химической промышленности (40-60%). Это в значительной мере связано с особенностями развития научно-технического потенциала страны и внедрением научных достижений в производство.

Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе по данным на 2008 год выступает Германия, на которую приходится 15% экспорта и 19% импорта. На втором месте Испания (9% экспорта и 7% импорта), далее Италия (8% экспорта и 8% импорта), Бельгия (7% экспорта и 11% импорта) и Нидерланды (4% экспорта и 7% импорта). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6% экспорта и 4% импорта). Доля развивающихся стран в торговле страны сократилась. Недостатком географической структуры внешней торговли является значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися рынками.

Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций. При этом в 1980-е гг. произошло сокращение ее доли.

Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось 86,4% французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США - с 5,4% до 36,5%. В 1980-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях - металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобритании.

В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в “третьем мире”. В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок.

Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступают им.

Крупный приток иностранного капитала начался в 1960-е гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта.

Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

В 1990-2000-х гг. правительство сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 1970-х гг.

Основные макроэкономические показатели Франции

Французское статистическое бюро Insee сообщило, что ВВП Франции по итогам 2010 года вырос на 1,5% после падения на 2,7% в 2009 году. Дефицит бюджета страны в прошлом году составил 136,5 миллиарда евро, или 7,1% ВВП. В свою очередь, госдолг страны в рассматриваемый период возрос до 82,3% ВВП против 81,7% ВВП в 2009 году. ВВП страны за первый квартал 2011 года вырос на 0,9% по сравнению с ростом 0,3% в четвертом квартале 2010 года. При этом рост реальных потребительских расходов в январе-марте текущего года ускорился до 0,6% против 0,4%, темпы увеличения объемов экспорта возросли до 1,4% после увеличения на 0,3% в четвертом квартале 2010 года, а объем импорта вырос на 2,7% после спада на 0,7% кварталом ранее.

Экономика Франции во II квартале 2011 года не изменилась по сравнению с предыдущими тремя месяцами. Нулевой рост ВВП, по мнению экспертов, может заставить президента Николя Саркози пойти на значительное сокращение бюджетных расходов и отказаться от отмены налогов. Падение потребления домохозяйствами во II квартале 2011 года на 0,7% - стало основной причиной отсутствия роста ВВП.

Объем промышленного производства во Франции в июне 2011 года снизился на 1,6% в месячном исчислении, - сообщило статистическое агентство Insee. В годовом выражении показатель увеличился на 2,3%. Опрошенные агентством Bloomberg эксперты прогнозировали, что в июне показатель снизится на 0,7%. В мае промпроизводство во Франции увеличилось на 1,9%.

На сегодняшний день Франция переживает серьезные структурные проблемы, - говорится в очередном исследовании «Индекс дефолта» Центра европейской политики в Фрайбурге (Германия) и германской деловой газеты Handelsblatt. Наибольшие опасения вызывает экономика Италии, считают экономисты: с 2011 года к концу 2010 индикатор дефолта сократился с 6,2 пункта до – 0,6 пункта.

Если в 2001–2003 годах Франция была нетто-экспортером капитала и вкладывалась в зарубежные активы, то с 2004 года ситуация изменилась: страна стала нетто-импортером капитала и с этого момента начала наращивать долг. В 2010 году потребность в капитале французской экономики была уже на уровне 3,8% ВВП с дефицитом бюджета в 74 млрд евро. Инвестиции составляли до 2005 года в среднем 4% ВВП и достигли 5% к 2008 году, однако с этого момента они начали падать - до 3,2% в 2010 году.

Страны, «импортирующие капитал», должны максимально направлять его на инвестиции, увеличивающие производственные мощности, отмечает Handelsblatt: только такие инвестиции в будущем приносят доход, с помощью которого может быть погашен внешний долг. Индекс дефолта Франции, за исключением стагнации в 2006 и 2007 годах, постоянно снижался, и в 2010 году впервые упал ниже ноля. Это означает, что расходы на потребление превышали доходы на внутреннем рынке, говорится в исследовании. Этот разрыв оценивается в 2010 году как минимум в 0,6% ВВП - 12 млрд евро.

Негативная динамика индекса предполагает снижение кредитоспособности Франции по сравнению с прежними уровнями, опасаются эксперты. «Без фундаментальных реальных экономических реформ Франции в среднесрочной перспективе грозит потеря кредитоспособности», - говорится в материалах Центра европейской политики. Кроме того, французские банки являются одними из главных держателей греческих долговых бумаг: по данным Банка международных расчетов, к концу 2010 года объем долгов Греции перед ними достигал 53 млрд долларов, в том числе по гособлигациям - 15 млрд долларов. Франция, таким образом, впервые очутилась в той же категории риска, что Италия и Испания.

Около 85% населения составляют французы, которые принадлежат к романской языковой группы индоевропейской языковой семьи, многочисленные национальные меньшины - корсиканцы, баски, эльзасцы, бретонцы, фламандцы и выходцы из стран Северной и Западной Африки.

Большинство верующих, около 84%, составляют христиане-католики, есть протестанты, иудеи, мусульмане.

Франция - унитарная республика.

Хозяйство .

Промышленность

Промышленность Франции в начале 90-х годов характеризовалась стагнацией производства. Причиной этого стало, во-первых, падение спроса на промышленную продукцию Франции со стороны иностранных покупателей, прежде всего Великобритании и США; во-вторых, сокращение спроса на промышленные товары со стороны домохозяйств, опасающихся нестабильной экономической ситуации в ближайшем будущем, что заставило их увеличить долю своих сбережений; в-третьих, существенное снижение уровня инвестиций в промышленное производство.

Однако 1996 г. стал переломным как для промышленности, так и в целом для экономики Франции. Увеличение экспортных поставок, обусловленное повышением спроса на французские товары, привело к долгожданному росту, высокий спрос был обусловлен выигрышным по сравнению с конкурентами соотношением качество/цена промышленной продукции, что явилось следствием падения курса национальной валюты к курсу доллара. По уровню развития промышленности Франция занимает пятое место в мире. В этом секторе занято 25% экономически активного населения страны. Доля промышленных товаров составляет более 80% французского экспорта. Однако доля промышленности в ВВП неуклонно снижается; в период с 1960 по 1995 г. ее уровень сократился с 40 до 19%. Также в последние годы четко наметилась тенденция к сокращению доли государственногосект ора. На рынке господствуют средние и крупные предприятия. Франция - один из лидеров Западной Европы по числу действующих на ее территории иностранных компаний. Сегодня на их долю приходится 1/5 от числа всех занятых в промышленности, 1/4 общего объема инвестиций в этот сектор экономики и около 30% оборота промышленности. Объяснением может служить выгодное географическое и стратегическое положение Франции, устойчивость ее политической и законодательной базы, стабильность национальной валюты.

Структура ВВП Франции 2006 год.

К базовым отраслям промышленности Франции относятся электроэнергетика, металлургический комплекс, химическое производство.

Электроэнергетика.

Одной из ключевых современных отраслей промышленности стала атомная энергетика. АЭС вырабатывают более 2/5 всей электроэнергии.

Ежегодно Франция потребляет 220 млн. тонн различных видов топлива. При этом положительным моментом можно считать возросшую независимость Франции от внешних поставщиков. Ее уровень поднялся со времени мирового нефтяного кризиса 1973 года с 23 почти до 50%, в первую очередь за счет увеличения использования атомной энергии. Производство угля стабилизировалось на отметке в 11 млн. тонн при его потреблении в 40 млн. тонн. Основными регионами добычи угля являются Лотарингия (9 млн. тонн) и угольные бассейны Центрального массива. Начиная с 1979 г. импорт угля превысил его добычу. В настоящее время наиболее крупные поставщики этого вида топлива -- США, Австралия и Южная Африка. Важно отметить, что импорт угля, включая его перевозку, обходится дешевле добычи угля в самой стране. Добыча нефти превышает 3 млн. тонн, что обеспечивает лишь 5% ее годовой потребности. Основными потребителями нефти и нефтепродуктов являются транспорт (42%) и ТЭС (21%). Наполовину сократилось число нефтеперерабатывающих предприятий (с 24 в 1973 до 12 в 1995 году).

Рынок нефтепродуктов контролируется двумя компаниями -- «ELF-Aquitane» и «Total». Франция импортирует нефть из Саудовской Аравии, Ирана,Великобритании, Норвегии, России, Алжира и ряда других стран. Добыча газа не превышает 3 млрд. м3, что не удовлетворяет потребности страны. Одно из наиболее крупных месторождений газа Франции -- Лак в Пиренеях - большей частью исчерпано. Основные поставщики газа -- Россия, Норвегия, Голландия и Алжир, причем «Газпром» уступает свои позиции Норвегии. Компания «Gaz de France» является монополистом в этой отрасли ТЭК.

За последние десятилетия структура производства электроэнергии во Франции существенно изменилась. Одновременно с ростом удельного веса атомных электростанций сократилась доля ее выработки на ГЭС и ТЭС. Вся электросеть Франции подчинена государственной компании «Electricite de France».

Металлургия.

Черная металлургия Франции занимает девятое место в мире по объему производимой продукции. В настоящее время эта отрасль переживает глубокий кризис. Число занятых сократилось за двадцать лет более чем в 2,5 раза со 160 тыс. человек в 1974 году до 62 тыс. человек в 1995 году. Производство чугуна и стали в 1995 году составило соответственно 14 и 19 млн. тонн. Предприятия черной металлургии сосредоточены в Лотариигии (27% от общего производства), на севере Франции (41%) и юго-востоке (завод «Fos-sur-Mer» - 26%). Наиболее крупные компании в этой отрасли «Sollac», «Unimetal», «Ascometal». До середины 70-х годов темпы роста производства и потребления цветных металлов во Франции были значительны. Однако в связи с мировым энергетическим кризисом ситуация резко изменилась, что объясняется большой энергоемкостью производства. Для цветной металлургии Франции характерен ряд специфических черт. Во-первых, невысокая степень обеспеченности сырьем. Из года в год сокращается производство таких металлов, кок цинк, уран, золото. В 1991 году Франция была вынуждена закрыть шахты по добыче бокситов и олова. Подобная тенденция увеличивает зависимость Франции от внешних поставщиков сырья. Во-вторых, в структуре производственного цикла преобладают завершающие стадии при меньшем значении нижних этажей производства (выплавка первичного, особенно чернового металла), которые все более перемещаются за пределы страны. В этом проявляется учет экологического фактора, т. к. данное производство является достаточно грязным. В-третьих, центры цветной металлургии ориентируются главным образом на источники дешевой электроэнергии, в меньшей степени -- на транспорт и потребителя. В связи с этим наиболее высокой концентрацией производства отличается регион Рона -- Альпы, на долю которого приходится 1/3 всех занятых в этой отрасли. К числу наиболее крупных производителей цветных металлов относятся «Cogema», «Metaleurope», «Pechiney» и другие.

Химическая промышленность

Франция последние два десятилетия развивалась под влиянием энергетического кризиса и растущей конкуренции со стороны ведущих нефтедобывающих стран, начавших форсированное создание экспортных отраслей химической индустрии. Энергетический кризис сильно ударил по химической промышленности Франции, вызвав, с одной стороны, резкое сокращение целого ряда производств и прежде всего выпуска азотных удобрений и химических волокон а с другой -- усиление концентрации производства в рамках крупных компаний («Еlf», «Тоtal», «Аirliquide», сопровождающееся ликвидацией маломощных устаревших предприятий. Были приняты меры к максимальному повышению загрузки наиболее экономически совершенных предприятий за счет закрытия менее эффективных заводов. Для Франции важную роль играет ориентация химической промышленности на центры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). За последние годы специализация Франции на выпуске новейших наукоемких видов химической продукции позволила ей укрепиться на мировом рынке. Франция занимает четвертое место среди крупнейших экспортеров продукции химической промышленности после США, Германии и Нидерландов. Доля Франции на мировых рынках стабилизировалась в последние годы на уровне 8%. В течение многих лет внешнеторговое сальдо оставалось положительным, однако в последние несколько лет ситуация существенно изменилась. Наибольшее развитие во Франции получили химия органического синтеза, производство синтетического каучука, пластмасс. Вместе с тем недостаточно производство химических удобрений, которые Франция вынуждена большей частью покупать за рубежом.

Машиностроение.

Несмотря на большое значение базовых отраслей, следует признать, что ключевая роль в промышленности Франции принадлежит машиностроению. Франция занимаетьвидное место в мировом машиностроении. Рассмотрим подробнее эту отрасль на примере автомобильной промышленности, в которой наиболее ярко отражаются достижения в области современных технологий.

Франция давно входит в число крупнейших мировых производителей автомобилей. Однако развитие отрасли происходило неравномерно, подвергаясь структурным колебаниям рынка. Отличительной чертою автомобилестроения является высокая степень специализации и кооперирования. На мировом рынке Франция представлена такими известными компаниями, как «Renault» и PSA («Peugeot», «Citroen») с ежегодным объемом выпуска 2 млн. автомобилей в год. Франция остается третьим мировым экспортером автомобилей вслед за Японией и Германией. В 1994-1995 годах автомобильная промышленность Франции вышла из полосы длившегося три года отраслевого кризиса. В 1995 году темпы прироста продукции составили 11,7%. Факторами, повлиявшими на долгожданный рост, явились активизация спроса на легковые автомобили и государственная поддержка, которая выразилась в субсидировании автомобильных производителей. В 1995 году экспорт продукции автомобилестроения составил 49% от стоимости всего производства, чему способствовало снижение конкурентоспособности Испании и Италии на автомобильных рынках.

Строительство

Сегодня обеспечивает свыше 1 млн. рабочих мест и около 4% ВВП страны. Однако общее сокращение численности занятых затронуло и строительство. За последние десять лет оно составило более 25%. Это объясняется, с одной стороны, повышением производительности труда в данной отрасли (за 15 лет она повысилась в два раза), а с другой -- сокращением числа объектов строительства. В середине 70-х Франция переживала строительный бум, но в начале 90-х число заказов сократилось приблизительно на 40%. В настоящее время на рынке строительных услуг наблюдается некоторое оживление, связанное с возросшим спросом. Дальнейшие прогнозы свидетельствуют о сохранении данной тенденции. Можно отметить успешную деятельность на рынке строительных услуг компании «Bouigue», которая в последние десять лет занимает лидирующие позиции.

Лёгкая промышленность .

Знаменитые лионские шелковые мануфактуры стали мощными современными заводами и продолжают выпускать высококачественные ткани, преимущественно из искусственных волокон.

Текстильные фабрики выпускают ткани хлопчатобумажные и льняные, из синтетического и натурального шелка. Особое место занимает производство одежды и обуви. Франция на протяжении веков была и до сих пор остаётся признанной законодательницей моды. Известнейшие французские модельеры Пьер Карден, Ив Сен-Лоран, Пако Рабанн, Кристиан Лакруа и многие другие по традиции два раза в год представляют на суд публики свои новые коллекции.

Небольшой город Севр недалеко от Парижа более двух столетий известен за пределами Франции своими прекрасными фарфоровыми изделиями. Издавна Франция славится парфюмерными изделиями. Всемирную славу снискал себе маленький южный городок Грас. На его фабриках делают французские духи и другие парфюмерные изделия, пользующиеся огромным спросом и популярностью во всём мире.

Пищевая промышленность.

Среди отраслей пищевой промышленности, важное значение имеет винодельческая, которая сосредоточена в Восточных и Юго-Западном регионах. Франция, является крупнейшим производителем в Европе сливочного масла, сыра, мяса.

Авиокосмическая промышленность.

Во Франции большое значение приобрела авиакосмическая промышленность. Страна третьей в мире запустила в космос собственный искусственный спутник Земли. Есть собственный космодром.

Важная отрасль - судостроение , в последнее время находится в состоянии депрессии.

II. Сельское хозяйство .

В экономике страны до сих пор значительную роль играет сельское хозяйство.

Производство сельскохозяйственной продукции во Франции составляет 2,3% от ВВП. Вместе с тем по абсолютному показателю оно занимает первое место в ЕС. географический экономика франция

За последние тридцать лет число занятых в сельском хозяйстве сократилось почти втрое - с 3 до немногим более 1 млн. человек (5% экономически активного населения Франции), что отражает общую для развитых стран тенденцию к снижению числа занятых в аграрном секторе. В среднем ежегодный отток занятых в сельском хозяйстве в другие секторы экономики составляет 3-3,5%. При этом уровень подготовленности и квалификация работником аграрного сектора постоянно повышаются, что способствует росту производительности труда. С середины 50-х годов наблюдается рост земельной собственности в рамках одного хозяйства. В среднем размер ее более чем удвоился и вырос с 14 до 34 га.

Численно преобладают мелкие хозяйства. Однако большая часть сельскохозяйственных угодий и производимой продукции приходится на средние и крупные хозяйства. Уровень технической оснащенности хозяйств существенно возрос за послевоенный период, что привело к росту производительности труда.

Если в 1950 г. собирали 16 центнеров пшеницы с 1 га, в 1980 - 52, то сейчас этот показатель достиг 65 центнера/га. В настоящее время Франция занимает первое место в ЕС и третье в мире по уровню использования техники в сельском хозяйстве. Ежегодно реализация продукции растениеводства обеспечивает хозяйствам более половины всех доходов. Традиционными французскими отраслями издавна являются виноградарство, виноделие и цветоводство. К югу от Парижа лежит плоскогорье Центрального массива. Это самый обширный район страны. Южные склоны гор почти сплошь покрыты виноградником. Под виноградники занято в стране около 1,5 млн. га; виноградство - одна из главных отраслей французского земледелия. В производстве вина Франция занимает второе место в мире после Италии.

Виноградники и сады есть почти во всех районах Франции. На солнечном побережье Средиземного моря созревают маслины, апельсины, лимоны и другие фрукты; здесь же разводят много цветов, особенно роз.

Во Франции возделываются почти все сельскохозяйственные культуры умеренного пояса; пшеница и ячмень, кукуруза и овес, сахарная свекла и картофель.

Франция занимает четвертое место в мире по производству пшеницы, седьмое - кукурузы и одиннадцатое -- картофеля. Из сельскохозяйственных культур возделывают пшеницу, ячмень, кукурузу, сахарную свёклу.

Франция - основной экспортер продукции растениеводства в страны ЕС.

Большую роль в сельском хозяйстве играет животноводство.

Франция продолжает оставаться на первом месте среди стран Западной Европы по поголовью крупного рогатого скота.

Во Франции разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, птицу.

Экспорт молочных продуктов постоянно растет.

Существенным моментом следует считать всевозрастающую зависимость Франции от решений ЕС в аграрном секторе. Подписав еще в 1962 г. ряд соглашений, Франция обязалась участвовать в осуществлении единой аграрной политики (ЕАП). Результатом этого явилась защита внутреннего рынка от колебании мировых цен на сельскохозяйственную продукцию, ограничение конкуренции со стороны стран -- не членов ЕС, одновременно с этим ежегодное установление в рамках ЕАП не только единых фиксированных цен для всех производителей, но и объема производимой продукции. При этом ведется жесткий контроль за соблюдением установленных ограничений. Это приводит к тому, что фермерские хозяйства сталкиваются с трудноразрешимой проблемой реализации излишков сельхозпродукции и несут убытки. В конечном итоге часть производителей вынуждена уйти из отрасли.

Транспорт .

Транспорт и транспортные услуги. Франция имеет густую сеть шоссейных дорог и занимает второе место в ЕС (после Германии) по их протяженности. Общая длина

автобанов превышает 7000 км.До 2005г.правительственная программа предусматривает строительство еще 4500 км скоростных магистралей. Благодаря хорошей дорожной сети резко возросла роль автомобильного транспорта в перевозках различных грузов. Если в 60-е в перевозках грузов уверенно лидировал железнодорожный транспорт, то теперь «желтую майку лидера» прочно удерживает грузовой автотранспорт. В автомобильных перевозках занято до 350

тыс. человек, а число предприятий достигает 32000. При этом большинство из них -- это мелкие фирмы до пяти человек каждая. Поэтому ежегодно в этой отрасли исчезает и вновь появляется до нескольких тысяч компаний. Общая численность автопарка Франции оценивается примерно в 29 млн. автомобилей, из них 25 млн. - легковые. Франция располагает самой протяженной в Европе железнодорожной сетью. Более 50 городов связаны между собой высокоскоростными железнодорожными магистралями. За год перевозится более 900 млн.человек, из них около 40 млн. пользуются услугами скоростных поездов. Ежегодно свыше 60 млн. человек пользуются услугами трех крупнейших французских авиакомпаний «Air France», UТА «Air Inter». 80 аэропортов Франции -- это самый большой показатель в Европе. Но следует отметить, что только на Париж приходится 58% перевозок пассажиров и 85% всех грузов.

Инфраструктура во Франции одна из наиболее сложных в мире, она извлекает выгоду из передовых технологий и экстраординарных инвестиций правительства.

Главные аэропорты - Орли и Шарля де Голля в Париже и Сатолас в Лионе . Во Франции двенадцать основных морских портов, многие из которых оборудованы для контейнеровозов. Имеется также сеть шоссе, реки и принадлежащая государству сеть железных дорог, которая является одной из наиболее разветвленных и технологически передовых в мире.

Франция - морская страна. Важную роль в международных перевозках грузов Франции играет морской транспорт. Более 90% грузооборота морских портов приходится на Гавр, Дюнкерк, Марсель, Нант, Руан и Бордо, причем грузооборот Марселя превышает 90 млн. тонн ежегодно. У северных границ холодные волны вымывают мягкие известняковые породы и образуют скалы самой причудливой

формы. Здесь были созданы удобные порты. Самый крупный из них - Гавр - расположен в широком устье р. Сены. Мощная бетонная дамба защищает многочисленные причалы и доки от морской стихии. В дамбе оставлены лишь

“ворота”, через них юркие буксиры тянут на длинных канатах океанские корабли в порт. Суда под флагами различных стран привозят в Гаврский порт тюки хлопка

и шерсти, мешки кофе и риса, каучук, красное дерево для изготовления дорогой мебели, пряности и другие товары.

Гавр - первый французский порт по пассажирским перевозкам и второй, после Марселя, по перевозкам грузов. С деятельностью этого порта тесно связана

жизнь города. Жители Гавра обслуживают гостей прибывающих на судах. В Гавре работают судоверфи, заводы и фабрики, перерабатывающие нефть и различное

сырье, привозимое в порт. Местная промышленность не в состоянии переработать все импортное сырье, поэтому Гавр - крупный перевалочный пункт. Хлопок и шерсть, например, почти целиком направляются в северо-восточные центры текстильного производства - в города Лилль, Рубе, Туркуэн и в Эльзас. Основная масса морских грузов, предназначенных для Парижа, минует Гавр, следуя водным путем вверх по Сене.

Экономические связи .

Франция занимает важное место во внешней торговле.

На мировой рынок она поставляет - автомобили, суда, самолеты, оборудование для АЭС, сталь, алюминий, оружие, химикаты, продукцию электротехники, ткани, одежду, парфюмерные изделия, медикаменты.

Второе место занимает по экспорту услуг и сельхозпродукции.

Четвертое место по экспорту товарной продукции.

В импорте преобладают - сырье, промышленное оборудование, автомобили, химические и потребительские товары.

Достопримечательности.

Красота, очарование и прелесть Франции слились воедино в её столице Париже, стоящем на берегах реки Сены. В самом центре Парижа, на острове Сите, в XII--XIII вв. был воздвигнут Собор Парижской Богоматери -- признанный шедевр готического стиля. Лучшая коллекция произведений эпохи Возрождения находится в Лувре (возведён в XVI в, на фундаменте крепости конца XII -- начала XIII в.)

Грандиозном здании с изысканными фасадами, фронтонами и внутренними двориками. Раньше в Лувре жили французские короли, а с 1793 г. в нём находится один из крупнейших художественных музеев мира, хранящий среди

многих шедевров знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи. В XX столетии музеями становятся не только дворцы, но и вокзалы. Великолепная коллекция полотен импрессионистов и других живописцев XIX--XX вв. собрана в переделанном из железнодорожного вокзала музее Орсэ (открылся в 1986 г.). В городе много больших и маленьких дворцов, особняков, площадей, пленяющих

неповторимой красотой: Люксембургский дворец, где заседает сенат, Енисейский дворец -- резиденция президента республики, площади Согласия и Вандомская ,

Дом Инвалидов , в котором покоится прах великого Наполеона.

Елисейские поля -- главный проспект французской столицы -- заканчиваются Триумфальной аркой. Символом Парижа неизменно остаётся Эйфелева башня , построенная к Всемирной выставке 1889 г. инженером Александром Гюставом

Эйфелем как символ технических достижений XIX в. Её высота 300 м, а вес стальных конструкций 9 тыс. т.

Любимым местом общения парижан неизменно остаются рестораны и кафе, отдельные столики которых располагаются прямо на улицах города. В центре Парижа многолюдно до самого позднего вечера.

Париж - торговый центр Франции.

Французская кухня.

Французскую кухню условно можно поделить на две основные ветви -- региональную народную и изысканную аристократическую.

К народной относятся блюда, которые на протяжении веков готовили жители различных исторических областей страны. Самыми известными из них по сей день остаются марсельский суп из разных сортов рыбы; тулузские бобы, тушенные с сосисками и кусками говядины; эльзасская тушенная в белом вине кислая капуста, обложенная сверху колбасками, сосисками и варёными свиными ножками; страсбургский паштет из гусиной печёнки; говядина по-бургундски и, наконец, характерное для многих областей Франции жаркое из мяса с овощами. Почти все народные блюда очень просты. Каждый легко приготовит фондю, изобретённое экономными пастухами из Савойских Альп: надо только расплавить в кастрюле сыр (можно зачерствевший), добавить специй и обмакнуть в него кусочек подсохшего хлеба.

Аристократическая французская кухня сформировалась при дворах королей и французской знати. Её неповторимые блюда отличались разнообразием и изысканностью.

В наши дни эта ветвь превратилась в настоящее искусство и поддерживается в лучших ресторанах страны, в основном парижских. Французские повара употребляют всевозможные сорта сыра, различные грибные приправы, главным образом из трюфелей и шампиньонов, а также лары моря -- устриц, крабов, морских ежей, раковин-гребешков и прочих моллюсков. Особой гордостью французской кухни являются вина. Короли французских вин -- бордо и бургундское. Бордо производят в Аквитании, центр которой город Бордо;

бургундское -- в Бургундии. Бордо -- лёгкое, светлое, тонкое вино. Бургундские вина, наоборот, тёмные, густые, тяжёлые, бархатистые. Каждая из этих марок в свою очередь подразделяется на множество сортов.

Всемирной известностью пользуется шампанское -- вино, производимое о Шампани.

Франция также родина коньяка, который изготовляют из виноградного спирта и выдерживают в дубовых бочках не менее трёх лет. Этот крепкий спиртной напиток назван по имени аквитанского городка Коньяк, где его впервые начали делать ещё в Средние века.

Историческая справка.

Самые ранние следы пребывания человека на территории Франции восходят к каменному веку. В конце II тысячелетия до н. э. эти земли начали заселять племена кельтов. К середине I тысячелетия до н. э. они смешались с местным населением и заняли всю территорию современной Франции. Во II тысячелетии в области Древней Франции стали проникать римляне, говорившие на латинском языке. Кельтов они называли галлами, а их страну -- Галлией. Римское владычество над Галлией длилось более пяти столетий. Кельтские наречия, не имевшие развитой письменности, были вытеснены латынью.

V-VIII вв. н. э. ознаменовались вторжением в Галлию германских племён. Всю её южную и юго-западную части заняли вестготы. С востока и юго-востока пришли бургунды; с севера и северо-востока -- франки, которые вскоре захватили земли бургундов и вестготов. Уже к началу VI в. было создано Франкское государство, охватившее территорию всей Галлии. На несколько веков в стране установилось двуязычие -- германские языки соседствовали с латынью. В середине VIII в. на территории Галлии и за её пределами была образована мощная империя Каролингов. Франки окончательно слились с галло-римлянами, а народная латынь поглотила германские наречия и легла в основу будущего французского языка. В эпоху Каролингов начала складываться французская народность. Однако первоначально сформировались две различные этнические общности. Одна возникла на юге, где преобладало галло-римское население с глубоким знанием латинского языка, другая -- на севере страны, где население меньше ощущало романское культурное влияние. В Х в., после распада империи Каролингов, вся страна оказалась разделённой на отдельные княжества. В каждом из них говорили на своём диалекте. Северные диалекты первоначально оставались лишь разговорными. На юге в XI в. Начал складываться литературный французский язык. Самое яркое выражение он нашёл в изысканной лирической поэзии трубадуров.

Несмотря на раздробленность, территория франкских владений всё чаще стала называться Францией. В конце Х в. французская корона перешла к династии Каролингов, первоначально правившей лишь в области Иль-де-Франс -- центральной части страны со столицей Париж. Однако короли новой династии начали энергично присоединять к своим владениям близлежащие земли.

Объединение Франции осложнялось тем, что часть её областей -- Нормандию и низовья реки Луары на западе и Аквитанию на юго-западе -- захватили англичане.

За французские области Гиень, Нормандию и Анжу между Францией и Англией началась Столетняя война (1337--1453 гг.). Она шла с переменным успехом и способствовала сплочению французов против общего врага. Жанна д"Арк, возглавившая войну на заключительном, победоносном для французов этапе, стала национальной героиней Франции и символом патриотизм.

Но во второй половине XVI столетия единство Франции было подвергнуто серьёзным испытаниям в ходе гражданских религиозных войн. В это время в Западной Европе стало популярно новое религиозное течение -- протестантизм, которое противопоставило себя официальной католической религии. Французские протестанты -- гугеноты -- преобладали в Южной Франции, тогда как на севере по-прежнему господствовали католики. Вооружённые столкновения между гугенотами и католиками переросли в религиозные войны, длившиеся более 30 лет. Они закончились победой католиков в самом конце XVI в. и воцарением на французском престоле Генриха IV, основателя новой династии Бурбонов. В XVII в. в основном завершился процесс объединения Франции в единое централизованное государство. В стране утвердился режим абсолютной монархии, т. с. неограниченной власти короля. В это время Франция вела длительные войны с Испанией, Австрией, Англией, Голландией, в результате которых значительно расширила свою территорию и добилась политического главенства в Европе. Широкое распространение французской культуры за пределами страны привело к тому, что французский язык стал международным дипломатическим языком. На нём говорило светское общество всей Европы. В 1789--1794 гг., произошла Великая Французская революция. Она свергла монархию, провозгласила идеи свободы, равенства и братства, заложила основы нового буржуазного общества, государства и права, Во времена первой французской революции появились государственный сине-бело-красный флаг и национальный гимн «Марсельеза». Главный национальный праздник современной Франции -- День взятия Бастилии, крепости-тюрьмы в Париже (1789) отмечается 14 июля. В конце XVIII - начале XIX в. в центре всех европейских событий оказался великий французский полководец и государственный деятель Наполеон Бонапарт (1769--1821). Своими блестящими военными победами он сначала защитил дело Великой Французской революции. В 1804 г., заставив считаться с собой всю Европу, он провозгласил себя императором и основал во Франции Первую империю. Полным поражением для Бонапарта обернулись его поход в Россию в 1812 г. и битва при Ватерлоо в 1815 г. В XIX в. во Франции произошло ещё три революции (в 1830, 1848 и 1871 гг.). Только в результате последней был окончательно установлен республиканский режим.

В XX в. Франция остаётся одной из ведущих стран Западной Европы, После окончания Первой мировой войны (1914--1918 гг.) вместе с Англией и Россией она оказалась в лагере победителей.

Во время, предшествующее второй мировой войне правительство Франции совместно с правительствами Великобритании и США потворствовало агрессивной политике фашистской Германии. Оно не препятствовало германским фашистам оккупировать Австрию и Чехословакию и этим способствовало развязыванию второй мировой войны. После того, как Германия в 1939 г. напала на союзницу Франции - Польшу, возмущение французского народа вынудило правительство объявить войну

Германии. Но это была “странная война”. Французское военное командование не собиралось воевать с Гитлером, и, когда в мае 1940 г. гитлеровские войска вторглись во Францию, реакционное французское правительство сдало Париж и капитулировало перед фашистскими агрессорами. Но в конце 1944 г. Французские патриоты, воодушевленные победами СССР и его союзников над гитлеровской Германией, с помощью англо-американских войск освободили свою страну от германских оккупантов. Еще было много военных конфликтов, в которых Франция принимала участие. Несколько лет французские империалисты вели войну против восставшего Вьетнама. 7 лет они вели войну в Алжире, народ которого требовал независимости. В 1956 г. Франция совместно с Великобританией и Израилем начала вооруженную интервенцию в Египет. Но Египет был поддержан многими миролюбивыми странами (в т. ч. и СССР). В 1961 г. во Франции резко активизировала свою деятельность Секретная вооруженная организация (оас). В стране возникла угроза фашизма, но правительстве удалось разрешить эту трудную ситуацию.

Вторая мировая война (1939--1945 гг.) вначале обернулась для Франции немецко-фашистской оккупацией. Однако с 1942 г. стало расширяться движение Сопротивления, как на территории страны, так и за её пределами, В эмиграции его организовал генерал Шарль де Голль (1890--1970), выдающийся военный, политический и государственный деятель Франции. Совместно с участниками антигитлеровской коалиции -- СССР, Англией и США -- страна одержала победу и в этой войне. В 1958 г. генерал де Голль основал во Франции новый политический режим - Пятую республику, существующую и по сей день, и был избран её первым президентом. Во Франции президент республики занимается главным образом проблемами внешней политики. Как глава исполнительной масти, он назначает премьер-министра, руководящего правительством. Кабинет министров разрабатывает внутреннюю политику. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент. Верхняя палата называется сенатом, нижняя -- национальным собранием.

Франция — одна из самых богатых природными ресурсами стран За-падной Европы. Недра Франции богаты каменным углём (Северный бас-сейн и Сент-Этьен), железными рудами (Лотарингия), урановыми рудами (Центральный массив), калийными солями (Эльзас). Франция обладает прекрасными агроклиматическими и почвенными ресурсами , способст-вующими развитию сельского хозяйства. Важное значение имеют рек-реационные ресурсы : источники минеральных вод (Виши), горные (Аль-пы, Пиренеи) и морские курорты (Лазурный берег).

Для страны характерна постиндустриальная структура экономики, большая часть ВВП создаётся в непроизводственной сфере.

Во Франции развиты все виды добывающей промышленности : угольная , горнорудная (добыча железных, алюминиевых и урановых руд) и горно-химическая (добыча калийных солей).

Энергетика Франции выделяется развитием атомной энергетики, ко-торая производит 73% всей электроэнергии в стране. Уделяется большое внимание развитию нетрадиционных видов энергетики, особенно при-ливной (Ране) и ветровой. По общему производству электроэнергии (более 550 млрд. кВт ч) Франция занимает 2 место в зарубежной Европе и седьмое в мире.

Основные центры чёрной металлургии сосредоточены в старом Ло-тарингском промышленном районе (Флоранж, Лонгви, Тьонвиль, Айанж) и в портовых центрах — в Дюнкерке и Фосе, ориентированных на им-портное сырьё.

Среди отраслей цветной металлургии наибольшее развитие получили алюминиевая промышленность, сконцентрированная в гидроэнергетиче-ских районах Альп (Л’Аржантьер и Сен-Жан-де-Морьен) й Пиренеев (Ланмезан), и производство свинца и цинка (Крей), использующие при-возное сырьё.

Ведущей отраслью промышленности является высокоразвитое мно-гоотраслевое машиностроение : автомобилестроение (Париж, Монбельяр, Лион, Ренн), авиакосмическая промышленность (Париж, Тулуза, Бордо), железнодорожное машиностроение (Лилль, Лион, Дижон), судостроение (Марсель, Нант, Сент-Назер, Шербур и Брест), тяжёлое машиностроение (Лилль), электротехническая промышленность (Париж, Гренобль, Лион, Ницца).

Среди отраслей химической промышленности Франция специализи-руется на производстве минеральных удобрений (Эльзас, Северный рай-он, Нижняя Рона), полимеров (Северный район, Нижняя Сена, Нижняя Рона, Марсель, Лион), шин и других изделий из резины (Париж, Клер-мон-Ферран), и, конечно, особое место занимает тонкая химия — пар-фюмерная и фармацевтическая промышленность, главным центром кото-рой является Париж.

Лёгкая промышленность , где ведущие позиции занимает текстильная промышленность , сконцентрирована в трёх промышленных районах: в Северном (производство хлопчатобумажных, шерстяных, льняных, джу-товых тканей), в Эльзасе (хлопчатобумажная промышленность) и в Лио-не (производство шёлковых и синтетически тканей), а главным законода-телем моды и центром швейной промышленности и галантереи является Париж.

Во Франции развиты все виды пищевой промышленности , однако мировую славу ей принесли виноделие (по производству виноградных вин Франция занимает 1 место в мире), где выделяются Бордо, Коньяк, Шампань, Эльзас, долина Луары, Лангедок, и молочная промышленность (Париж и Нормандия). Материал с сайта

Важной отраслью экономики Франции является сельское хозяйство . По производству и экспорту сельскохозяйственной продукции Франция является крупнейшей европейской державой.

Структура сельского хозяйства характеризуется большим разнооб-разием отраслей при незначительном преобладании животноводства (51% сельхозпродукции), где выделяются молочно-мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство. Основные направления растениеводства: зерновое хозяйство (производство пшеницы, кукурузы, ячменя, ржи, а на юге — риса), картофелеводство, садоводство, виноградарство, выращивание сахарной свёклы, подсолнечника, рапса, табака. Важное место занимает рыболовство и устричный промысел.

На этой странице материал по темам:

  • Доклад краткое содержание на тему париж

  • Доклад по географии на тему франция что производят, какие животные обитают

  • Селекционная промышленность по географии доклад

  • Париж доклад по географии кратко

  • Краткий доклад по географии о франции

Вопросы по этому материалу:

Промышленность Франции

Существенную часть ВВП даёт промышленное производство -- 20%, оно обеспечивает 24% рабочих мест, 40% инвестиций и 80% экспорта (данные 2008 года). Франция располагает значительными запасами полезных ископаемых: железных и урановых руд, бокситов, калийных солей и др. Это создаёт базу для горнодобывающей и тяжёлой промышленности. По уровню развития цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах, по выплавке стали находится на третьем месте в Западной Европе. Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (третье место в мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объёму экспорта на втором, а также радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая.Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75% энергии получают на АЭС. Рис.1.

Рисунок1. Темпы роста промышленного производства во Франции за 1998-2012гг.% к предыдущему году.

Под влиянием научно-технического прогресса происходят существенные изменения в отраслевой структуре хозяйства. Сократилось значение промышленности, на долю которой теперь приходится 20% ВВП (1980 г32%). В промышленном производстве выросла доля продукции машиностроения, главным образом за счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот структурный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически свертыванием производства в традиционных отраслях.

Однако во Франции остается еще довольно высоким удельный вес “старых” производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны аналогичной продукции некоторых западных и особенно “новых индустриальных стран”. Большое место занимает пищевая промышленность (12%). Такую долю имеет только Великобритания.По доле продукции отраслей машиностроения в промышленном производстве Франция отстает от ведущих стран. Наибольшее отставание отмечается в отраслях, являющихся носителями НТП и обеспечивающих модернизацию производственного аппарата на базе новейшей техники. Это, прежде всего, в производстве станков, ряде отраслей промышленной электроники и средств информатики, микроэлектронной техники. Между тем, Франция значительно отстает от ведущих стран в производстве металлорежущих станков и кузнечнопрессового оборудования, уступая ФРГ и Японии по общему объему примерно в 8 раз. Производственная структура станкостроения характеризуется относительно низкой долей прогрессивных видов металлообрабатывающего оборудования.

Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение и транспортное машиностроение. Автомобильная промышленность является одной из основ национальной промышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании -- частная “Пежо-Ситроен” и государственная “Рено” обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей. Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций.

Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект “Арианспейс” обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка.

Переход к энергосберегающему типу производства, высокая зависимость от импорта топливно-энергетических ресурсов вызвали переориентацию в энергетической стратегии. Основное внимание уделялось развитию атомной энергетики, а также альтернативным источникам энергии. Ускоренное развитие ядерной энергетики привело к заметному изменению структуры производства электроэнергии в стране. В 1973 г. на АЭС вырабатывалось 8% всей электроэнергии, на ТЭС -- 65% и на ГЭС -- 27%, а в 1987 г. доля АЭС уже составила 76%, доля ТЭС снизилась до 7%. Развитие ядерной энергетики позволило поднять степень самообеспеченности Франции в энергии с 25% в 1975 г. до 50% в 1980 г. и 58% в 1987 г. По мере ввода в действие новых АЭС и вывода из эксплуатации ТЭС на жидком топливе, сокращался импорт нефти. .

Ведущая роль области принадлежит общему и транспортному машиностроению. Государство занимает одну из лидирующих позиций на планете в таком показателе, как производство и экспорт машин различного предназначения. Международная специализация связана, прежде всего, с такими направлениями, как выпуск автомобилей, вооружения, космической и авиационной техники, а также оборудования для АЭС.


За год в стране выпускается от 3 до 4 миллионов автомобилей (из них около 90% легковых). Легковые автомобили производятся в основном на заводах 2 компаний: госпредприятии «Рено» и частной фирмой «Пежо-Ситроен». Более половины автомобилей выпускается в Париже и его пригородах. Другие центры автомобилестроения это Лион, Гавр, Ле-Ман.


Значительны успехи Франции в самолетостроение и ракетной технике. Широко используются во всем мире французские вертолеты, гражданские реактивные самолеты «Каравелла» и «Конкорд», бомбардировщики «Мистер», истребители «Мираж». "Мираж" многоцелевой истребитель ВВС Франции



В связи с тем, что страна не может похвастаться большими залежами традиционных ресурсов, после окончания второй мировой войны правительство начало уделять много внимания развитию ядерной энергетики. Не изменилась специализация промышленности Франции в этом направлении и в наши дни. В большей мере отрасль опирается на собственную сырьевую и научно- техническую базу. Ежегодно страна добывает до трёх тысяч тонн урановой руды. Вместе с этим часть её импортируется из африканских стран (преимущественно Габона и Нигера).


В государстве по состоянию на сегодняшний день функционирует более 50 атомных энергоблоков, производящих более 70 % электроэнергии. По уровню развития ядерной энергетики оно уступает только США. Вместе с этим общего количества добываемых ресурсов, в том числе нефти, природного газа и угля, хватает для обеспечения страны лишь наполовину. Это делает её сильно зависимой от импорта энергоносителей.


Уровень развития чёрной металлургии и выплавки алюминия в стране является довольно высоким. Местные предприятия ежегодно выплавляют порядка 19 миллионов тонн стали и почти 14 миллионов тонн чугуна. Большинство заводов отрасли расположено в Лотарингии, где работает с использованием железной руды, которая там же и добывается.


В таком сегменте, как легкая промышленность Франции, наибольшее значение имеет текстильная отрасль. Она уже не играет такой важной роли для экономики страны, как ранее, однако находится на одной из лидирующих позиций в Западной Европе. В целом выделяется несколько основных районов, где сосредоточено большинство предприятий этой отрасли промышленности Франции. На севере государства находятся в основном джутовые, льняные и шерстяные заводы. Этот же регион является центром хлопкопрядения. Трикотаж изготовляется преимущественно в Париже, Рубе и Труа. Что касается выделки тканей из химических волокон, то крупнейшие фабрики, специализирующиеся на этом, находятся в Лионе. Центром хлопчатобумажного производства стал Эльзас.


По объёму производства и экспорту различных химикатов государство входит в пятёрку мировых лидеров. Благодаря наличию собственной сырьевой базы, в стране хорошо развито изготовление минеральных удобрений, пластмасс и синтетического каучука. Практически во всех регионах функционируют крупные предприятия из этой сферы.



Frantsii-kratko-spetsializatsiya- promyishlennosti-frantsii -frantsii-kratko-spetsializatsiya- promyishlennosti-frantsii -frantsii-kratko-spetsializatsiya- promyishlennosti-frantsii -frantsii-kratko-spetsializatsiya- promyishlennosti-frantsii