Основным продуктом сферы образования являются. Образование как система и отрасль экономики

Тема 11. Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической науки

При определении границ образования как отрасли социально - культурной сферы используется следующая трактовка образования:
образование представляет собой процесс и результат освоения знаний и навыков, включенный в контекст социализации личности .

Образование –это автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы, образование – это система образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.

Такое определение рассматривает образование как сложную систему, которая включает множество элементов, прежде всего, таких как:

· производительные силы и производственные отношения сферы образования;

· следующие подсистемы: дошкольное образование, общеобразовательная школа, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшая школа и послевузовское образование.

Отрасль образования в современных условиях характеризуется наибольшими интегрирующими свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны. В этом ее своеобразие, которое заключается в том, что сфере образования принадлежит особая роль, т.к.

Во-первых , образование занимает особе место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.

Во-вторых , уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

В-третьих , эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры.

В-четвертых , труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно более 1 млрд. учащихся и 50 млн. педагогов.

Основным продуктом этой сферы являются образовательные услуги – как система знаний, информации, умения и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.

К особенностям образовательных услуг относятся:

Их неосязаемость;

Неотделимость от их непосредственного производителя;

Невозможность их хранения и транспортировки;

Непостоянство услуг.

Услуги по своему экономическому содержанию не отличаются от материально-вещественных продуктов. Они, также как и товары, служат удовлетворению потребностей человека и имеют потребительную стоимость, а также обладают стоимостью. Потребительная стоимость образовательной услуги заключается в ее способности удовлетворять все возрастающие потребности человека. Стоимость образовательной услуги определяется затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования – это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.

Предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определенными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса . В настоящее время лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства.

Образование как отрасль характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему хозяйству страны в целом. Однако отношения в сфере образования имеют особенности, которые проявляются в ограниченных возможностях использования коммерческих отношений.

Основной субъект образования как отрасли – образовательная организация. Она самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.

Определяющим звеном в экономических отношениях, как известно, выступают отношения собственности. До начала 90-х гг. ХХ века все учебные заведения были государственными. В настоящее время в Законе РФ «Об образовании» дана характеристика организационно-правовых форм образовательных учреждений, которые могут быть:

· государственными;

· муниципальными;

· негосударственными в следующих организационно-правовых формах:

Частными – например, семейные школы, корпоративные учебные заведения, индивидуальные репетиторы;

Учреждениями общественных и религиозных объединений – например, учебные заведения профсоюзных организаций, духовные семинарии и т.д.;

· смешанная форма, например, государственно-коллективная.

Самой специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности, своеобразие реализации ее и образовательных услуг. Под интеллектуальной собственностью подразумеваются социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда. Основой этой собственности выступают интеллект, знания, опыт и предвидение. На этапе современной НТР интеллектуальная собственность превращается в главную разновидность собственности, т.к. продуктивное ее использование становится решающим фактором экономического роста.

Все эти проблемы изучает самая молодая из экономических наук (она сложилась несколько десятилетий назад) – экономика образования.

Экономика образования, раздел экономической теории, изучающий специфику различных форм образовательной деятельности как важнейших хозяйственно значимых отраслей духовного производства и нематериального накопления; научная дисциплина, разрабатывающая конкретные экономические проблемы развития образовательной сферы, рационализации педагогической и хозяйственной деятельности учреждений и органов управления образованием.



Ее предмет можно определить следующим образом: это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

Центральный раздел экономики образования - проблема эффективности. Различаются внешняя, или социальная, эффективность, отражающая воздействие образования на развитие экономики и общества, и внутренняя - относящаяся к учебным заведениям, отдельным мероприятиям, учащимся. Система образования стала не только первой из областей нематериальной сферы, но также и первой крупной областью национальной экономики вообще, к к-рой было предъявлено требование её "внешней" экономической эффективности (т.е. возник вопрос о размере вклада её "продукции" в прирост всех компонентов нац. дохода страны).

Первоначально вся огромная статистическая величина разницы в годовых или пожизненных заработках между лицами с различным уровнем образования была отнесена на долю "вклада образования" в уровень и темпы экономического роста. Результаты оказались сенсационными, поскольку на порядок превышали все затраты на обучение. Образовательный фактор был объявлен источником большей части прироста экономики, не связанного с расширением числа занятых. Эти расчёты подверглись критике. Вклад образования был уменьшен за счёт учёта влияния на заработки способностей, социального статуса работников, их семейной среды и других факторов.

При определении "внутренней" эффективности образования, относящейся к отдельным ОО, мероприятиям, программам, педагогическим инноациям и т. п., основную трудность составляет оценка конкретных результатов деятельности. Используются методы анализа: "издержки - выгоды", оперирующий денежными потоками затрат и результатов с обязательным учётом фактора времени на образование (или отдельные их составляющие); "издержки - результаты", первоначально заимствованный из практики экономической оценки систем вооружений и планирования военных операций (в качестве выражения "эффекта" выступают конкретные параметры: результаты тестирования успеваемости, показатели численности учащихся, процент отсева, социометрические данные о развитии учащихся, их выгоды потребит, характера, опосредствованные и побочные воздействия на качество жизни, т. н. "экстерналии", и т. п.).

В России первые расчеты экономического эффекта образования были проведены в 20-е гг. академиком С.Г.Струмилиным. Сопоставляя производительность труда рабочих с уровнем их образования, он пришел к выводу, что простая грамотность, достигаемая за один год обучения, повышает продуктивность труда рабочего на 30 %. Установлено, что рост уровня образования на один класс средней школы обеспечивает в среднем рост числа подаваемых рационализаторских предложений на 6% и на 50% сокращает сроки освоения рабочими новых операций.

За последние два века экономический прогресс наиболее успешно развивающихся стран мира идет параллельно с повышением уровня образования. Среднее число лет обучения за 1800-1913 гг. увеличилось: в США – с 2,1 до 8,3; в Великобритании – с 2 до 8,1; в Германии – с 2,4 до 8,4; во Франции – с 1,6 до 7; в Италии с 1,1 до 4,8; в Японии – с 1,2 до 5,4.

В 1990-е среднее число лет обучения взрослого населения, редуцированное по качеству (год высшей школы приравнивается к двум годам средней), составило: в США – 17,6; в Германии – 15,5; во Франции – 15,3; в Японии – 14,6; в Великобритании – 13,9; в Италии – 11. Продолжительность обучения американского рабочего в 1995 г. составила 14,2 года. В десятку стран, лидирующих по уровню высшего образования, входят: США (35% трудоспособного населения имеет высшее образование), Канада (30%), Швейцария (24%), Швеция (21%), Япония (21%), Финляндия (18%), Германия (17%), Англия (15%), Франция (14%), Италия (6%).

К основным темам экономики образования относятся также функции менеджеров, их место в системе образовательных учреждений, специфичные критерии для оценок и стимулирования их деятельности, плата за обучение, способы стимулирования качества работы преподавателей, теория некоммерческих организаций применительно к учебным заведениям (ее налоговый статус, возможности привлечения средств и использования доходов, формы ответственности и отчетности и др.), проектирование модели предпринимательского отношения учащихся к обучению и воспитанию, включающей как индивидуальные стимулы, так и экономический аспект - насыщение отраслей народного хозяйства квалифицированными специалистами, создание системы индикаторов развития образования, органически включающей представление о комплексном и долговременном характере ущерба от несовершенства образования, его несоответствия потребностям общества.

1. Особенности производства образовательных услуг.

2. Предмет, объект, субъект исследования экономики образования.

3. Экономика образования в структуре экономической теории.

4. Экономические задачи и функции образования.

Образование рассматривается в качестве важной отрасли на­родного хозяйства, что требует отдельного исследования осо­бенностей экономических отношений в этой сфере. Производ­ство образовательных услуг имеет свои существенные особен­ности, в том числе специальный вид труда - педагогический труд, особый предмет труда (объектом педагогического воз­действия выступает ученик, субъектами учебно-воспитатель­ного процесса - и преподаватель, и ученик); специфичные средства труда - материальные, вещественные средства труда имеют лишь подсобное значение, а основными являются неве­щественные (человеческий интеллект, знания, умения, лежа­щие в основе образовательных услуг). Педагог выступает не в качестве ретранслятора знаний (как, например, книга, спра­вочник), а в качестве творческой силы, адаптирующей знания применительно к конкретным, динамически изменяющимся условиям.

Предмет исследования экономики образования - образо­вательные организации и все экономические отношения, связан­ные с производством образовательных услуг, и потребители об­разовательных услуг - влияние образования на их экономичес­кий потенциал. Экономика образования как наука изучает осо­бенности проявления производственных отношений и их взаи­модействия с производительными силами, выясняет специфику экономических категорий и законов в системе образования и в процессе обучения и воспитания различных категорий населе­ния.

Объект исследования экономики образования - экономи­ческие отношения, возникающие в процессе деятельности обра­зовательных организаций и педагогического процесса.

Субъект изучения в экономике образования - часть насе­ления страны, которая участвует в производстве или потребле­нии образовательных услуг. Причём в потреблении образова­тельных услуг, например, участвуют не только сами ученики (об­щеобразовательных школ и др.), но и их родители (лица, их заме­няющие, и другие родственники), являющиеся сторонами в педа­гогическом процессе.

Рис.1 Экономика образования в структуре экономической теории.

Несмотря на то, что экономика образования - отраслевая экономическая наука и формально относится к уровню мезоэкономики, она неразрывно связана с микро- и макроэкономикой. Фактически именно на элементах этих уровней экономической теории, на их основе и в тесном сочетании сформирована эконо­мика образования.

С одной стороны, экономика образования всесторонне ис­следует экономические отношения образовательных учрежде­ний, в том числе и в качестве субъектов рынка; изучает экономи­ческие отношения, возникающие между производителями и по­требителями образовательных услуг, используя экономический аппарат микроэкономики. С другой стороны, экономика образо­вания исследует проблемы использования человеческого капи­тала, влияние образования на макроэкономические показатели (ВНП и др.), то есть на национальную экономику в целом, ис­пользуя методы макроэкономического анализа. В условиях со­временных тенденций глобализации и становления информаци­онного общества, когда основной ценностью становятся знания, информация, проблемы экономики образования выходят и на уровень мегаэкономики, возникает необходимость в изучении влияния образования на развитие всей цивилизации в планетар­ном масштабе.


Система экономических отношений в сфере образования включает такие отношения, как отношения между обществом и отдельным педагогическим работником, экономические взаимо­связи между обществом иколлективом конкретного образова­тельного учреждения или системой образования каждого из уровней; между коллективом образовательного учреждения и его членами, между руководителем образовательного учрежде­ния и педагогом, между образовательным учреждением и други­ми предприятиями, учреждениями и организациями и т.д..

В связи с ростом значения образования в развитии совре­менного общества экономика образования исследует взаимосвя­зи образования с другими отраслями и сферами народного хозяйства. Поэтому одной из важнейших задач экономики образо­вания становится разработка принципов экономического разви­тия образования на разных уровнях с учётом общемировых тен­денции развития и социально-экономических преобразований в стране.Это и определение оптимальных пропорций различных уровнен образования, и планирование подготовки квалифициро­ванных кадров необходимой квалификации для различных от­раслей народного хозяйства, а следовательно, обоснование дина­мики развития различных типов образовательных учреждений, различных форм обучения и длительности обучения.

Существенную часть предмета экономики образования со­ставляют проблемы финансирования и материально-техничес­кого обеспечения образовательных учреждений в условиях ры­ночной экономики. Это и проблемы многоканального финанси­рования, укрепления материально-технической базы в условиях экономического кризиса, оптимального сочетания бюджетной и внебюджетной деятельности образовательных учреждений, оказания платных дополнительных образовательных услуг как расширение возможностей для обучающихся и дополнение государственным образовательным стандартам.

Это ставит проблемы обновления нормативно-правовой ба­зы деятельности образовательных учреждений, совершенствова­ния бухгалтерского учёта и обеспечения льготного режима нало­гообложения образовательных учреждений и налогового стиму­лирования развития рынка образовательных услуг. Правовые ос­новы деятельности образовательных учреждений неразрывно связаны с проблемами экономики образования, так как нельзя, например, рассматривать отдельно экономические аспекты ста­туса образовательного учреждения, как юридического лица, от юридических аспектов.

Кроме того, в задачи экономики образования входит и раз­работка принципов организации оплаты труда и материального стимулирования работников образовательных учреждений в со­временных условиях. Учитывая специфику преподавательского труда в целом, необходимо выделять особенности труда различ­ных категорий педагогов и совершенствовать систему оплаты их труда, определять научно обоснованные штаты работников обра­зовательных учреждений различных видов и типов.

Столь обширный предмет экономики образования обуслав­ливает и многообразие методов исследования: методы сравне­ний, обобщений и аналогий, балансовый и диалектический мето­ды, анализ статистических данных, экономический и комплекс­ный анализ, социологический и программно-целевой методы, экономико-математическое моделирование и т.п. Необходимы системный и междисциплинарный подходы, обеспечивающие качественный анализ изучаемых тенденций и явлений.

Образование, как важнейшая составная часть народного хо­зяйства, подвержена действию объективных экономических за­конов и развивается в тесной взаимосвязи с другими отраслями. Однако действие экономических законов в сфере образования имеет свою специфику, связанную с тем, что образование являет­ся некоммерческой сферой и одним из «провалов» рынка, что требует государственного регулирования. Кроме того, связую­щим звеном образования с другими отраслями является специ­фический товар - рабочая сила, квалификацию и подготовку ко­торой обеспечивает именно система образования. Труд работни­ков системы образования качественно преобразует, трудовые способности людей и улучшает трудовые возможности рабочей силы, формирует морально-психологическое отношение к труду, создавая тем самым новую стоимость рабочей силы.

Другая важнейшая экономическая функция образования заключается в удовлетворении потребности людей в образова­тельных услугах. Производя специфический товар - образова­тельные услуги, образование, как отрасль, относится к производ­ственной сфере, хотя и нематериального производства. Роль не­материального производства в современном информационном обществе непрерывно возрастает. Экономика высокоразвитых стран фактически уже стала экономикой услуг.

Составными элементами экономики образования являются следующие подсистемы: экономика дошкольного образования, эко­номика общеобразовательной школы, экономика профессиональ­ного образования (в том числе экономика высшей школы) и т.д.

1. Конспект по плану. Можно печатный вариант. (Главное проработать материал)

2. Сформулируйте задачи экономики образования. (5-7 задач –9-10 баллов;

3-4 задачи – 6-8 баллов; 2-3 задачи – 3-5 баллов).

3. Конспект вложить в тетрадь и принести на урок в понедельник.

Современная экономика характеризуется особым динамизмом и чрезвычайной сложностью развертывающихся в ней процессов. Хорошо ориентироваться в ней позволяет только грамотно поставленная система образования. Значимость образования возрастает абсолютно во всех странах, но уровень его развития и доступность далеко не одинаковы для различных слоев населения даже в одной стране. Сегодня человек учится на протяжении всей жизни. Он выступает активным потребителем всех форм образовательных услуг. Понимание особенностей функционирования рынка данных услуг способствует достижении максимальной отдачи от образования.

В настоящий момент быстро развивается новое направление экономической науки — экономика образования. В рамках последнего изучаются пути совершенствования ресурсного обеспечения образовательных учреждений, проводится оценка эффективности вложений в образование, анализируется воздействие образования на экономический рост. Перечисленные направления достаточно освещены в экономической литературе. Большой вклад в исследование проблем развития высшего образования, его планирования в соответствии с прогнозируемыми потребностями экономики внесли такие известные зарубежные ученые, как Аллак Ж., Беккер Г., Белл Д., Кроуфорд Р., Махлуп Ф., Стоуньер Т., Туроу Л. В последние годы появился целый ряд исследований отечественных ученых, посвященных модернизации системы высшего образования в условиях переходной экономики России. К ним относятся работы Акперова И. Г., Балашова Г. В., Баскаковой М. В., Венчухиной Л. И., Воронина А. А., Глухова В. В., Дятлова С. А., Литвиновой Н. П., Федорова М. П., Шестопаловой Е. В. и др. Однако широкий круг проблем еще требует своего решения.

Пособие представляет комплексный подход к изучению проблем экономики образования, опирающийся на анализ правовой базы системы образования, оценку возможностей использования государственных и рыночных регуляторов на рынке образовательных услуг, применение маркетинговых разработок. Уделяется внимание развитию информационных технологий в образовательной сфере.

Одной из концепций экономики образования является теория человеческого капитала получившая широкое распространение благодаря разработкам американских нобелевских лауреатов Т. Шульца и г. Беккера. Основные понятия данной теории, не являются предметом изучения в данном разделе учебного пособия. Исходные положения данной концепции, методы оценки величины человеческого капитала, на макро и микроуровне, практический опыт управления элементами человеческого капитала, нашли достаточно широкое освещение в трудах Авторские выводы основаны на анализе опыта развития рынка образовательных услуг в нашей стране и за рубежом. Все ключевые положения изложены с учетом современных особенностей российской системы образования.

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства — информационного общества — выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития. Возрастающее значение образования – важнейшего источника экономического роста, социальной стабильности и одного из показателей качества жизни населения, обусловливает необходимость, во-первых, более детального рассмотрения самого этого понятия.

Термин «Образование» имеет несколько значений: «процесс», «результат», «ценность», «система».

По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования — «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

Результат образования, таким образом, можно рассматривать как совокупность определенных качеств личности, а также знаний умений и навыков, удостоверенных соответствующим документом.

Иллюстрацией понятия «ценность», применительно к образованию, служит относительно новая экономическая категория «человеческий капитал», поскольку образование является ее главным элементом. Существуют стоимостные методы определения величины человеческого капитала. Очевидно, что понятие «ценность» по отношению к образованию не ограничивается денежными, т. е. рыночными оценками и выходит далеко за их пределы. Сегодня образование – важнейший фактор национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Рассматривая образование как систему, необходимо отметить, что это полноценная и, как сказано в законе «Об образовании», «приоритетная область» — подсистема в системе отраслей народного хозяйства. Определение образования как отрасли, как системы, предполагает наличие экономики – составной части системы образования. Впервые в истории отечественного законодательства термин «экономика образования» появился в законе «Об образовании» (1992год), где глава 4 названа «Экономика системы образования».

Использование термина «экономика» по отношению к образованию имеет принципиальное значение, поскольку при социализме, вследствие господствовавшей тогда в СССР ограничительной трактовки производительного труда, труд в образовании, фундаментальной науке, здравоохранении, культуре и прочих отраслях, социальной сферы, считался непроизводительным (т.е. не создающим продукт и национальный доход), в отличие от отраслей материального производства, где производительным считался труд, участвующий в создании материальных благ. Статистика относила здравоохранение, образование, культуру и т.д.- к непроизводственной сфере, а термины «экономика» и «отрасль», в силу указанных выше причин, по отношению к ним не употреблялись. Бюджетное финансирование этих отраслей осуществлялось по остаточному принципу.

Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг. Что скрывается за термином «образовательная услуга»? Современная экономическая теория рассматривает образовательные услуги как нематериальные блага. Напомним, что экономические т.е. ограниченные блага (в том числе и нематериальные) предназначенные для обмена (продажи) называются товарами. Данное понимание процесса производства включает в себя создание как материальных, так и нематериальных благ (товаров).

Соответственно различают материальное и нематериальное производство.

Труд, создающий материальное или нематериальное благо (услугу), будет производительным, если товар найдет признание на рынке, т.е. если будет продан. Таким образом, спор о производительном характере труда, в рамках данного подхода становится бессмысленным.

Какие же критерии лежат в основе определения отрасли? В экономической литературе под отраслью народного хозяйства понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений, и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью (сходством) условий труда (производства), профессионального состава кадров, выполняемых функций в системе общественного воспроизводства, производимой продукции или услуг.

Отрасль административно объединяет субъекты в рамках определенной управленческой структуры, например, министерства или ведомства. Для системы образования это Министерство образования и науки Российской Федерации.

Экономика образования выступает неотъемлемой составной частью системы образования в целом, поскольку образование как всякая определенная сфера деятельности обладает своей экономикой. Экономику образования следует рассматривать как достаточно сложную систему. Важнейшими элементами, подсистемами экономики образования как системы, являются: экономика дошкольного образования, экономика общеобразовательной школы, экономика профтехобразования, экономика среднего специального образования, экономика высшей школы и послевузовского образования. Каждая из этих подотраслей обладает своей спецификой.

Органическое взаимодействие педагогических и других социальных процессов, свойственных сфере просвещения, накладывает свой отпечаток на экономические процессы и предопределяет специфичность отрасли образования. Термины «сфера» и «отрасль» использованы здесь как синонимы, однако, строго говоря, это не идентичные понятия, поскольку сфера может объединять в себе несколько отраслей.

Образование как отрасль как составная часть народного хозяйства и необходимое звено общественного воспроизводства характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему народному хозяйству страны в целом. Однако эти отношения в сфере образования имеют свои особенности. Они обнаруживаются в частности в отношениях собственности, в обмене деятельности с работниками других отраслей, в способах и формах возмещения затрат труда в реализации хозяйственного механизма и т.д.

Экономика образования как наука, может быть поэтому определена как наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ созданных в сфере образования. По мнению В.А. Жамина — одного из основоположников отечественной экономики образования:

« одна из главных задач экономики образования состоит в том, чтобы детально раскрыть экономическую сторону материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Данная задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, с учетом тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования… Экономика образования исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования…»

Задачами экономики образования, таким образом, являются:

  • — систематизация знаний об образовании
  • — установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;
  • — исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования;
  • — поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг.

Исходной задачей экономики образования следует считать выделение сферы образования в качестве объекта и изучение его свойств с целью выяснения общих и специфических черт, признаков и отличий.

Объектом изучения экономики образования является сфера образования, т.е. процессы, происходящие в ней: проблемы формирования здесь механизма устойчивого развития системы, её соответствия вызовам 21 века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности.

«Непосредственным предметом изучения экономики социальной сферы,- по мнению другого современного специалиста – С.А. Белякова, — являются теоретические и практические проблемы, связанные с управлением, планированием, финансированием, оплатой труда, структурой, системой организации этой сферы».

В целом, по его мнению, большинство отечественных экономистов единодушны в том, что «объектом изучения экономики образования как науки можно считать сферу образования (или её отдельные части), а предметом изучения – отношения, складывающиеся в этой сфере по поводу производства, распределения, обмена и потребления создаваемых в ней благ».

Предметом исследования данной науки, поэтому могут быть экономические субъекты, проблемы, процессы, ситуации, теории и т.д, в экономической сфере отрасли образования.

Выбор методов исследования происходит на основе методологической позиции. Под методом понимается, комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. Выбор методов осуществляется, с учетом специфики задач, поставленных ученым перед собой. Методологическая позиция и задачи у исследователей, разные, значит, здесь возможно многообразие. Использование, к примеру, в экономике образования элементов маркетинга или менеджмента, позволяет рассматривать их как инструменты, способствующие повышению эффективности производства, распределения или обмена образовательных услуг, т.е. делает эти функциональные науки, по существу предметом исследования.

Как всякая наука, экономика образования использует общенаучные методы познания, такие как:

  • — метод научной абстракции;
  • — анализ и синтез;
  • — индукцию и дедукцию;
  • — исторический и логический методы.

Все эти методы и инструменты используются в единстве.

При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения, которые принято определять как метод научной абстракции.

При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты.

Методологическим фундаментом экономики образования, как и всех остальных экономических наук, является экономическая теория. Она вооружает их теоретическим содержанием, т.к. выясняет экономические категории и законы, в соответствии с которыми развиваются все отрасли народного хозяйства.

Различаются: отраслевые экономические науки (экономика промышленности, транспорта, связи, образования, торговли и т.д.);

  • функциональные (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование);
  • межотраслевые (экономическая география, демография, статистика и др.);
  • исторические (история экономических учений, история народного хозяйства).

Образование как отрасль социально-культурной сферы, ее своеобразие и особая роль в системе единого народнохозяйственного комплекса. Структура сферы образования. Предмет труда в образовательном процессе. Объект и субъект учебно-воспитательного процесса. Образовательные услуги как основной продукт сферы образования. Некоммерческий характер образования и рынок образовательных услуг. Субъекты рынка образовательных услуг. Основные тенденции современного развития рынка образовательных услуг.

Закон РФ «Об образовании» об основных организационно-правовых формах образовательных учреждений: государственные, муниципальные, негосударственные, смешанные.

Источники финансирования системы образования. Пути совершенствования действующего организационно-экономического механизма образования.

Основные направления реформирования и модернизации сферы образования:

a. Переход на нормативное (подушевое) финансирование;

b. Модернизация межбюджетных отношений, восстановление государственной ответственности за учреждения общего образования;

c. Переход на многоступенчатую систему образования;

d . Реформирование опиаты труда в соответствии с особенностями отрасли;

e. Развитие хозяйственной самостоятельности учреждений образования, их внебюджетной деятельности;

Уравнивание учебных заведений различных форм собственности, прошедших государственную аккредитацию, в получении на конкурсной основе заказа на образование.

Образование — это автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества.

Как отрасль социальной сферы, образование — это система образовательных учреждении, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.

Такое определение рассматривает образование как сложную систему, которая включает множество элементов, прежде всего, таких как

  • производительные сипы и производственные отношения сферы образования;
  • следующие подсистемы: дошкольное образование, общеобразовательная школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшая школа и послевузовское образование.

Своеобразие отрасли образования заключается в том, что ей принадлежит особая роль, т.к.

Во-первых, образование занимает особе место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества — квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.

Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

В-третьих, эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников -преподавательские кадры.

В-четвертых, труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно около 1 млрд учащихся и 50 млн педагогов.

Основным продуктом этой сферы являются образовательные услуги — как система знаний, информации, умении и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.

К особенностям образовательных услуг относятся: их неосязаемость; неотделимость от их непосредственного производителя; невозможность их хранения и транспортировки; непостоянство услуг. Услуги по своему экономическому содержанию не отличаются от материально-вещественных продуктов. Они, также как и товары, служат удовлетворению потребностей человека и имеют потребительную стоимость, а также обладают стоимостью. Потребительная стоимость образовательной услуги заключается в ее способности удовлетворять все возрастающие потребности человека. Стоимость образовательной услуги определяется -затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования — это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.

Предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определенными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса. В настоящее время лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства.

Образование как отрасль характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему хозяйству страны в целом. Однако отношения в сфере образования имеют особенности, которые проявляются в ограниченных возможностях использования коммерческих отношений.

Определяющим звеном в экономических отношениях, как известно, выступают отношения собственности. До начала 90-х гг. XX века все учебные заведения были государственными. В настоящее время в Законе РФ «Об образовании» дана характеристика организационно-правовых форм образовательных учреждений, которые могут быть

  • государственными, например, ВУЗы, ПТУ и др.;
  • муниципальными — общеобразовательные школы;
  • негосударственными — в следующих организационно-правовых формах:
  • = частными — например, семейные школы, корпоративные учебные заведения, индивидуальные репетиторы; = учреждениями общественных и религиозных объединений — например, учебные заведения профсоюзных организаций, духовные семинарии и т.д.;
  • смешанная форма, например, государственно-коллективная — ВУЗы.

Все эти проблемы изучает самая молодая из экономических наук (она сложилась несколько десятилетий назад) — экономика образования. Ее предмет можно определить следующим образом: это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании». Гражданским Кодексом РФ, а также Законом РФ «О некоммерческих организациях» можно провести четкое разграничение коммерческих и некоммерческих организаций. Коммерческие организации это те, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли; некоммерческие — это те, которые не ставят главной целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между работниками.

В соответствии с этими критериями большинство образовательных учреждений являются некоммерческими структурами, т.к. свою деятельность они осуществляют не во имя получения максимальной прибыли и ее распределения среда своих работников. Причем к некоммерческим относятся также некоторые дополнительные образовательные услуги, оказываемые в государственных и муниципальных образовательных учреждениях сверх предусмотренных образовательными программами! и Госстандартами; а также платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения. Весь доход от такой деятельности используется на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, в т.ч. на увеличение расходов на заработную плату.

Образование по своей социально-экономической природе не может полностью развиваться на коммерческих началах. Об этом свидетельствует мировой и отечественный опыт. Образование входит в бюджетную сферу и финансируется из бюджета но многих странах мира.

На вопрос: почему образование не может быть чисто коммерческим, вероятно, можно ответить следующим образом. Существуют отдельные виды товаров и услуг, которые можно назвать общественными, которые рыночная система, по словам одного из американских авторов, не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров индивидуального пользования.

Перспективы развития современного образования следует рассматривать в контексте многоуровневой международной интеграции, которая наблюдается с конца XX века. Отныне никакая, даже «развитая», страна или группа таких стран не способны развиваться в закрытом состоянии. С этого времени стратегия «опоры исключительно на «собственные силы» с неизбежностью ведет к стагнации.

Обществу будущего специалисты дают разные определения: постбуржуазное, посткапиталистическое, постпредпринимательское, пострыночное, постиндустриальное, постцивилизационное, постисторическое, информационное и др. Большинству специалистов более понятна (в контексте либеральной тенденции) доктрина, подчеркивающая особую роль знаний и обозначающая нынешний социум как «знаниевую экономику», «экономику знаний».

Именно знания и образование в решающей степени определяют сегодня экономический потенциал страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле. Об отраслях, производящих знание для непосредственных нужд экономики и производства (прикладная наука и образование), уже давно принято говорить как об «индустрии знаний», а с недавних пор образование рассматривают как отрасль экономики (в США она занимает 5-е место среди других областей; в 1998 году образовательная «отрасль» принесла доход в 265 млрд. долларов и обеспечила работой 4 млн. человек).

Во взглядах на образование высказывается множество точек зрения. Главное в этой ситуации - не допускать крайностей в суждениях, избавиться от устаревших стереотипов, высокомерного образовательного эгоцентризма, с одной стороны, от бездумного технократического подхода - с другой, и голого экономизма - с третьей. Необходима сбалансированность во взглядах, рационализм в оценке ситуации. Особенно это нужно при определении образования как отрасли экономики.

Применительно к образованию товаром являются не только образовательные услуги вуза, но и его выпускники-специалисты. В том смысле, что образованный человек, обладающий знаниями, навыками и умениями, которые и создают его потребительную стоимость, может предложить свои услуги для продажи, которые могут быть куплены тем, кто в них нуждается. Эти услуги и являются объектом купли-продажи, т. е, товаром. Покупается, разумеется, не человек, а его знания, способности, мастерство, талант.

При этом не суть важно, каким образом человек получил образование: бесплатно, за счет государства или за свои собственные деньги. От этого его образованность (знания, умения, навыки) не перестает быть товаром.

Ту же схему рассуждений можно применить относительно отдельного вуза и всей системы высшего профессионального образования. У населения существует потребность в образовательных услугах, которую удовлетворяет специальная отрасль - система высшего образования. Продукция этой отрасли может быть проданной и купленной. И если в этой отрасли вращаются сотни миллиардов рублей (бюджет образования РФ ныне выше расходов на оборону), то это, само собой, затрагивает всю систему экономических отношений. В этом смысле, когда образованность экспортируется (чем занимаются уже многие страны), принося государству доход, его справедливо можно назвать особой отраслью экономики.

Не вуз, а сам специалист выставляет свои знания, способности, умения и талант на торги на рынке труда, сам назначает себе цену («цена продавца»), по которой он хотел бы быть проданным, но может быть и не куплен. Вуз имеет от этого лишь косвенную выгоду: чем дороже стоят на рынке труда его выпускники, тем выше его престиж, тем выше может быть стоимость обучения. Все остальные выгоды присваивает себе носитель и владелец знаний, навыков и умений.