Структура и закономерности развития экономических отношений. Модели национальных экономик

ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья

имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»

Программа вступительных испытаний

по специальности.

Направление подготовки «ЭКОНОМИКА»

Программа – «Экономика и управление народным хозяйством»

Объемные требования для вступительного экзамена

Общая экономическая теория

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

1. Структура и закономерности развития экономических отношений. Соотношение материального и нематериального в экономических отношениях. Производительные силы: структура, закономерности и формы развития. Место и роль человека в экономике. Мотивация и целевая функция экономической деятельности человека. Внеэкономические факторы в мотивации экономической деятельности.

2. Способ производства как социально-экономическая и технико-производственная целостность. Индивидуальное и общественное производство и воспроизводство в структуре способа производства. Воспроизводство общественного и индивидуального капитала. Эффективность общественного производства.

3. Факторы трансформации способов производства. Влияние технологических укладов на процессы формирования и функционирования экономических структур.

4. Способы и критерии типологизации экономических систем. Формационные и цивилизационные подходы к исследованию экономических систем. Факторы и закономерности эволюции экономических систем. Индустриальная и постиндустриальная системы. Теории «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знании».

5. Смешанные экономические системы: структура, виды, историческое место. Универсальное и национально-специфическое в экономических системах. Национально-государственные экономические системы. Роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем. Теория государственного (общественного) сектора в экономике. Формирование экономической политики (стратегии) государства.

6. Гуманизация экономического роста. Социальная подсистема экономики: элементы и отношения. Экономическая система и хозяйственный механизм.

7. Закономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на функционирование национально-государственных систем. Теоретическая проблема экономической безопасности.

8. Национальное богатство как результат экономической деятельности общества. Состав, структура и динамика национального богатства.

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.

9. Теория потребительского спроса. Спрос, предложение, рыночное равновесие. Сравнительная статика рынка. Динамическое равновесие. Эластичность спроса и предложения: содержание, виды, практическое применение. Поведение потребителя в рыночной экономике: постановка проблемы и основные предпосылки анализа. Государственное регулирование рынка.

10. Теория фирмы. Фирма и рынок как типы организации экономического обмена в обществе. Фирма в рыночной экономике: основные типы, соотношение права собственности и контроля, целевая функция. Неоклассическая теория фирмы. Факторы производства и производственная функция. Производительность факторов производства и научно-технический прогресс. Выбор производственной технологии и принцип наименьших затрат. Концепция X-эффективности. Доход фирмы и ее издержки. Издержки кратко- и долгосрочного периодов. Равновесие (оптимум) фирмы в кратко- и долгосрочном периодах. Неоинституциональная теория фирмы: предпосылки анализа. Значение трансакционных издержек.

11. Теория организации рынков. Рыночная структура: понятие и определяющие признаки. Классификация рыночных структур. Концентрация и централизация капитала и производства. Слияния и поглощения. Диверсификация. Интеграционные процессы на отдельных рынках.

12. Теория конкуренции и антимонопольного регулирования. Совершенная конкуренция как идеальная модель рынка и способ анализа реальных рыночных структур. Монополия: понятие, условия существования, факторы монопольной власти. Виды монополий. Монопольная власть и ее измерение. Ценовая дискриминация. Естественная монополия и дилемма ее регулирования. Неэффективность распределения ресурсов при монополии. Монополии и научно-технический прогресс.

13. Олигополия в рыночной экономике. Стратегия фирмы в олигополистической отрасли. Модели олигополистического рынка (дуополия Курно, модель Бертрана, ломаная кривая спроса» олигополистов,). Ценовая политика олигополий. Неценовая конкуренция на олигополистических рынках.

14. Монополистическая конкуренция: особенности рыночной структуры. Равновесие на монополистически конкурентном рынке. Ценовая и неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция и общественная эффективность. Особенности рыночных структур в российской экономике.

15. Рынки факторов производства: труда, капитала, земли. Особенности формирования спроса и предложения на рынках факторов производства. Концепция производного спроса. Индивидуальное и рыночное предложение на рынке труда. Модели рынка труда: конкурентное и неконкурентное равновесие на рынке труда. Трудовые доходы и их распределение. Теория «человеческого» капитала и эффективной заработной платы. Особенности рынка капитала. Капитал и ссудный процент. Дисконтирование, инвестиционные решения фирмы. Оценка эффективности инвестиций. Спрос и предложение на рынке природных ресурсов.

16. Информация как ресурс, ее отличия от других ресурсов. Неполнота информации. Барьер трансакционных издержек на пути к полной информации. Информационная асимметрия и рынок «лимонов». Фиаско на рынке «лимонов». Риск и неопределенность. Экономический выбор в условиях неопределенности и риска. Функции предпринимательства и его носители в рыночной экономике. Координация производственных ресурсов и несение риска как основные функции предпринимательства. Шумпетеровский предприниматель. Предпринимательство и неопределенность. Особенности рынков ресурсов в современной российской экономике.

17. Теория общего экономического равновесия. Взаимодействие рынков: частичное и общее равновесие. Общее равновесие и эффективность распределения ресурсов. Экономический и социальный оптимум. Парето-оптимальность. Распределение благосостояния при совершенной и несовершенной конкуренции.

18. Теория экономики благосостояния. Факторные доходы и их распределение. Теория благосостояния Пигу. Эффективность и социальная справедливость.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

19. Теория национального счетоводства. Система счетов национального дохода: основные показатели и их взаимосвязь. Способы и методы расчета макровеличин. Номинальные и реальные величины. Уровень цен и его показатели. Модель «затраты-выпуск» (В. Леонтьев).

20. Теория макроэкономического равновесия. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модели макроэкономического равновесия: классическая и кейнсианская. Мультипликационные эффекты в национальной экономике.

21. Теория экономического роста. Экономический рост как обобщающий показатель функционирования экономики. Рост и эволюция структуры национальной экономики. Источники, факторы и показатели экономического роста. Моделирование экономического роста: набор переменных, особенности факторного анализа. Кейнсианские модели экономического роста. Эффекты мультипликатора и акселератора. Неокейнсианские модели экономического роста: обоснование неустойчивости роста и необходимости его государственного регулирования. Неоклассическая модель роста Р. Солоу: предпосылки и ограничения, инструментарий, факторы и динамика роста. НТП как фактор экономического роста. Проблема границ экономического роста.

22. Теория деловых циклов и кризисов. Экономическая динамика и ее типы. Циклический характер развития современной экономики. Виды циклов. Марксистское объяснение причин кризисов. Кейнсианская трактовка цикличности производства. Колебание уровня инвестиций как фактор неустойчивости макроэкономического равновесия. Модель взаимодействия мультипликатора и акселератора. Монетарная концепция экономических циклов. Экономический цикл как следствие борьбы за перераспределение национального дохода.

23. Теория денег. Деньги: традиционное и современное понимание природы, сущности, функций и форм. Денежная масса и ее структура, денежные агрегаты. Денежный рынок. Спрос на деньги: кейнсианское и монетаристское объяснение. Количественная теория денег. Предложение денег банковской системой. Регулирование денежной массы. Равновесие на рынке денег и факторы его нарушения. Монетарная политика: инструменты, направления, эффективность.

24. Теория макроэкономической нестабильности: инфляция и безработица. Теория инфляции. Инфляция: понятие, показатели, виды. Кейнсианская и монетаристская трактовки причин инфляции. Экономические последствия инфляции. Влияние инфляции на распределение дохода, эффективность производства, предпринимательскую активность. Экономические издержки инфляции. Нарушение экономически рационального целеполагания и Парето - оптимального распределения ресурсов. Антиинфляционная политика: правила, виды, эффективность.

25. Теория безработицы. Понятие «полной» занятости и естественная безработицы. Гистерезис (естественный уровень безработицы как результат фактической истории). Потери от безработицы (закон Оукена). Взаимосвязь инфляции и безработицы. Адаптивные и рациональные ожидания.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ И ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.

26. Институциональная структура общества, институты: процессы, структуры, побуждения, правила. Природа, культура и экономика; экономика и институты; индивид и общество в институциональной системе.

27. Образ жизни и поведение человека, непрерывность человеческой активности и; объективное и субъективное в поведении человека; пределы свободы индивидуального выбора.

28. Технологические основания институциональной структуры экономики; технологические детерминанты фирм, отраслей, структуры экономики. Теория современной корпорации. Наука как социально-экономический институт. Теория коллективных (общественных) действий. Теория трансакций и трансакционных издержек. Технологические уклады, их развитие и смена – материальная основа институционального и экономического развития; инструментальная теория ценности.

29. Теория прав собственности. Спецификация и размывание прав собственности. Историческая эволюция форм собственности.

30. Теория трансакционных издержек. Трансакционные издержки: сущность и классификация.

31. Институциональная теория фирмы. Контрактная концепция. Типы контрактов. Неоинституциональная теория фирмы: теория соглашений.

32. Эволюционная теория экономической динамики (Д. Норт и др.). Создание и эволюция институтов: условия, модели и последствия.

33. Теория переходной экономики и трансформации социально-экономических систем. Многообразие внутренних и внешних факторов трансформаций. Социально-экономические альтернативы. Типы новых переходных экономик. Структура и модели преобразований. Проблемы формирования российской национальной модели экономики.

Основы теории управления экономическими системами

ПРЕДМЕТ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

34. Сущность и функции управления. Наука управления, ее методы познания. Принципы управления экономическими системами, формы и методы их реализации. Эволюция теорий управления, современные теории управления.

35. Управление и менеджмент. Этапы развития теории и практики менеджмента. Современные теории организации. Принципы управления.

36. Научные подходы и виды управления экономическими системами (традиционный или проблемно-ориентированный, процессный, системный, ситуационный, синергетический).

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

37. Экономические системы как объект управления. Понятие, структура и классификация экономических систем по различным признакам (масштаб, сфера действия, формы собственности). Основные подсистемы и элементы экономической системы как объекты управления.

38. Жизненный цикл экономической системы (формирование, развитие, дезинтеграция/распад) и прогнозирование развития экономических систем. Фазы развития экономической системы как объекты управления.

39. Субъекты управления экономическими системами. Государство и корпорации. Транснациональные и региональные субъекты управления. Менеджеры как субъекты управления.

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

40. Функции управления: сущность и объективные предпосылки их развития. Место и роль функций в управленческом процессе. Классификация функций управления.

41. Анализ как функция управления. Анализ организации и внешней среды ее деятельности.

42. Планирование и прогнозирование в системе управления. Виды и системы планирования (нормативное и индикативное; программно-целевое и стратегическое; долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование). Подходы к прогнозированию и виды прогнозов.

43. Организация и координация как функции управления. Содержание и принципы организации управления.

44. Мотивация и стимулирование как функции управления. Природа, содержание и структура мотивации. Модели мотивационного управления. Мотивационное управление и результативность труда.

45. Коммуникация как функция управления. Понятие коммуникации, ее основные характеристики. Значение коммуникации в постиндустриальном обществе.

46. Контроль как функция управления. Сущность и виды контроля. Бенчмаркинг и современные тенденции развития контроля.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

47. Организационно-правовые формы различных коммерческих и некоммерческих организаций (в том числе виртуальных), их объединений (ассоциации, союзы, финансово-промышленные группы, сети и др.) Стадии жизненного цикла организаций. Новые формы функционирования и развития" организаций как объектов управления.

48. Теория и практика управления интеграционными образованиями. Управление в государственной организации и в коммерческой фирме: общее и особенное.

49. Организационные формы управления. Сущность организационной структуры управления. Виды организационных структур. Система органов управления. Пути развития системы управления в новых условиях.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

50. Основные методы управления, их классификация. Взаимосвязь функций управления, процессов принятия и осуществления управленческих решений. Методы выполнения функций управления.

51. Методы и этапы процесса принятия и осуществления управленческого решения. Методы решения слабо структурированных и сильно структурированных проблем.

52. Построение дерева целей. Информационные системы поддержки принятия управленческих решений. Реализация решения.

53. Контроль осуществления решения и получения ожидаемых результатов. Методы координации и формы регламентации управленческой деятельности.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

54. Управление (руководство) организацией в целом. Культура организации и стиль руководства. Понятие, сущность и функции культуры организации, ее место в системе управления. Понятие и виды стиля руководства организацией. Роль лидерства и основные черты эффективного лидера.

55. Управление изменениями и нововведениями. Концепция организационной подвижности. Теория и практика слияния и поглощения компаний. Реформирование предприятий: концепция, модель, программа. Реструктуризация: понятие, виды и возникающие проблемы. Организация мониторинга и контроль хода изменений.

56. Сущность инновационного менеджмента, управленческие и технологические инновации. Принципы, методы и процесс организации нововведений.

57. Управление риском. Понятие и критерии риска. Виды и факторы рисков. Анализ и оценка риска. Методы регулирования и оптимизации риска.

58. Управление качеством. Понятие управления качеством. Принципы и виды управления качеством. Международные системы управления качеством.

59. Управление человеческими ресурсами и кадровые технологии. Понятия человеческих ресурсов. Развитие человеческих ресурсов. Системы управления человеческими ресурсами организации. Обучение персонала. Управление человеческими ресурсами в концепции всеобщего управления качеством.

60. Сущность, структура и специфика кадровых технологий. Содержание и основные функции оценки персонала. Отбор как кадровая технология. Управление карьерой персонала.

61. Маркетинг и маркетинговые технологии в менеджменте. Сущность и функции маркетинга. Основные субъекты и виды маркетинга. Особенности некоммерческого маркетинга. Основные технологии маркетинга. Перспективы маркетинга в XXI веке.

62. Мониторинг и технологии мониторинга в менеджменте. Сущность и функции мониторинга. Основные субъекты и виды мониторинга. Особенности мониторинга в государственном и муниципальном управлении. Основные технологии мониторинга.

63. Информационные и коммуникационные технологии в менеджменте. Понятие и сущность информационных и коммуникационных технологий. Виды информационных и коммуникационных технологий. Роль геоинформационных (ГИС) и Интернет технологий в управлении организациями.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

64. Понятие и характерные черты новой экономики («экономики знаний»). Изменение в содержании традиционных функций и форм управления. Понятие интеллектуального капитала и его роль в новой экономике. Управление формированием и развитием интеллектуального капитала; менеджмент знаний.

65. Обучение как функция управления. Новые свойства информационного ресурса и роль информационных и коммуникационных технологий в производстве и управлении. Современные и перспективные формы и структуры организации управления (сетевые, виртуальные).

Экономика и управление народным хозяйством

(сфера услуг)

СФЕРА УСЛУГ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

66. Роль и место сферы услуг в системе разделения и кооперации труда. Объективность возникновения и развития сферы услуг. Тенденции и закономерности.

67. Внешняя и внутренняя среда и ее влияние на темпы и направления развития сферы услуг. Экономические законы и их влияние на сферу услуг.

68. Экономические методы и критерии обоснования эффективности специализации и кооперации в сфере услуг. Рыночные отношения и их влияние на хозяйственные и управленческие связи предприятий сферы услуг основные направления повышения эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг.

69. Сфера услуг и качество жизни населения, их взаимовлияние.

СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ

70. Общая характеристика хозяйствующих субъектов сферы услуг и их организационно-правовые формы. Особенности разгосударствления и приватизации имущественных комплексов сферы услуг, в том числе социально-культурного назначения. Нормативно правовые условия создания и функционирования предприятий сферы услуг. Социальная инфраструктура сферы услуг и особенности ее воспроизводства и развития.

71. Отраслевой и корпоративный подходы к формированию организации сферы услуг. Принципы размещения предприятий сферы услуг на территориальном, региональном и национальном уровнях. Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг. Программно-целевые методы оптимизации размещения, развития и эффективного функционирования предприятий сферы услуг.

72. Научные направления и школы в совершенствовании управления предприятиями сферы услуг. Особенности и характерные элементы построения и оптимизации организационных структур управления в предприятиях сферы услуг.

73. Экономические основы функционирования некоммерческих организаций в сфере услуг. Основные организационные формы управления этими предприятиями.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ

74. Вертикаль и горизонталь отраслевой власти, и место государственного регулирования в обеспечении надежности и безопасности функционирования предприятий (комплексов) сферы услуг. Соотношение рыночных и государственных регуляторов в развитии отраслей и комплексов сферы услуг.

75. Система государственного регулирования предприятиями сферы услуг. Принципы и подходы к выработке мер государственного воздействия на предприятия. Характер отношений местных органов власти и предприятий сферы услуг. Отраслевой принцип построения и регулирования предприятий сферы услуг. Межотраслевые комплексы в сфере услуг и проблемы их экономических отношений с государственными структурами.

76. Государственный протекционизм развития социально-значимых организаций сферы услуг. Формы государственной поддержки предприятий сферы услуг.

РЫНОК СФЕРЫ УСЛУГ

77. Тенденции и закономерности возникновения и развития рынка услуг. Формирование и развитие отраслевых, региональных и национальных рынков услуг. Характер экономических отношений на рынке услуг. Роль государства в развитии и регулировании национального рынка услуг.

78. Спрос на услуги, его проявления и формы удовлетворения. Качественные и количественные параметры предложения на рынке услуг. Система ценообразования и факторы формирующие цены.

79. Конкуренция на рынке услуг. Виды конкуренции. Стратегия и тактика поведения предприятий сферы услуг на различных рынках. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг, методы и подходы к ее оценке. Способы, условия, и направления обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Управление конкурентоспособностью и формирование конкурентных преимуществ.

80. Особенности экономико-управленческих подходов в обеспечении надежности функционирования социально-ориентированных предприятий на рынке услуг.

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СФЕРЫ УСЛУГ И ЕГО УПРАВЛЕНИЕ

81. Экономические ресурсы: понятие, классификация, воспроизводственная структура.

82. Ресурсы предприятий сферы услуг и их виды. Качественные и количественные характеристики ресурсного потенциала и его влияние на социально-экономическое развитие предприятий сферы услуг. Структура экономических ресурсов сферы услуг.

83. Инновационный потенциал предприятий сферы услуг, его оценка и экономико-организационные условия эффективной реализации. Управление ресурсами предприятия сферы услуг: принципы, подходы, методы.

84. Показатели использования ресурсов. Основные методы и подходы к оценке эффективности использования ресурсов. Современные теории управления ресурсами. Оптимизация ресурсов по объему и структуре на основе теории управления затратами.

85. Материально-вещественные ресурсы сферы услуг, их экономическое содержание и воспроизводство. Инвестиционные ресурсы в развитии материально-технической базы сферы услуг и методы повышения инвестиционной привлекательности.

86. Человеческий ресурс сферы услуг и его значение в эффективности функционирования предприятий. Интеллектуальный потенциал человеческого ресурса и система его воспроизводства. Экономические основы государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг.

87.Образовательные услуги и их трансформация в воспроизводственных процессах ресурсного и инновационного потенциала предприятий сферы услуг.

88.Экономические условия и последствия благотворительности, меценатства и спонсорства в сфере услуг. Управление экономическим ресурсом, приобретаемым на условиях благотворительности.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СФЕРЫ УСЛУГ

89. Основные этапы развития теории управления субъектами рыночных отношений в сфере услуг. Организации сферы услуг как специфический объект управления. Элементы системы управления. Методы и виды управления, их использование в сфере услуг.

90. Мотивация персонала в сфере услуг. Особенности мотивационных стимулов в реализации задач обеспечения качества и надежности услуги.

91. Экономические стимулы и их использование в сфере услуг. Принципы формирования комплекса материальных и нематериальных стимулов. Характер взаимодействия организации и персонала в реализации цели организации.

92. Эволюция систем управления в сфере услуг на основе новых информационных технологий. Управление денежными потоками, технологическими процессами формирования и оказания услуг в системе «on-line». Электронная продажа услуг и ее перспективность.

93. Планирование и анализ хозяйственной деятельности в системе управления. Стратегический и тактический планы, методы их обоснования и организация выполнения. Индикативное планирование и его использование для обоснования перспектив развития сферы услуг.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

94. Социальная и экономическая результативность сферы услуг, их значимость в зависимости от выполняемых функций и роли в решении социально-экономических задач.

95. Показатели и методы оценки эффективности хозяйственной деятельности организаций сферы услуг. Экономическая прибыль и ее оптимизация в условиях неопределенности рынка.

96.Внешние и внутренние эффекты. Теория управления доходами и ее использование в повышении эффективности и качества услуг.

97. Управление качеством услуг с учетом влияния на финансовый, экономический и социальный эффект.

98. Экономико-организационный механизм повышения эффективности и качества услуг.

99. Информационно-методическое обеспечение системы управления результативностью работы организации сферы услуг.

100. Использование современных информационных технологий в повышении эффективности и качества услуг.

Основная литература:

  1. Ахинов, Г.А.
    Экономика общественного сектора [Текст] : учебник по направлению подготовки 080200 "Менеджмент" (дисциплине специализации специальности "Государственное и муниципальное управление"). - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 329, с. : ил. - (Высшее образование - Бакалавриат). - Библиогр.: с. 325-326. - ISBN 978-5-16-004442-2
  2. Бородин, В.В.
    Экономика туризма [Текст] : учебное пособие. - Москва: Форум, 2011. - 239 с. : ил. - Библиогр.: с. 180-183. - ISBN 978-5-91134-543-3
  3. Васильева, Н.А.
    Экономика предприятия [Текст] : краткий курс лекций. - М. : Юрайт, 2012. - 190, с. - (Хочу все сдать!). - Библиогр.: с. 190-191. - ISBN 978-5-9916-1910-3
  4. Гавриленко, Н.И.
    Экономика России в преддверии второй волны мирового экономического кризиса: причины, последствия и пути оздоровления / Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, г. Москва
    // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 4. - С. 142-144.
  5. Дмитриев, М.Н.
    Экономика туристского рынка [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям сервиса и туризма. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 311 с. - Библиогр.: с. 295-297. - ISBN 978-5-238-01855-3.
  6. Дубровский, Е.С.
    Экономика [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 151900, 230100, 280700. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 253, с. : ил. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 249-250. - ISBN 978-5-369-00902-4 (РИОР). - ISBN 978-5-16-004213-8 (ИНФРА-М)
  7. Каменков, В.С.
    Экономика и право в спорте / Ассоциация юристов России
    // Спорт: экономика, право, управление. - 2012. - № 1. - С. 25-28.
  8. Починкин, А.В.
    Экономика физической культуры и спорта [Текст] : монография. - М. : Советский спорт, 2011. - 327 с. : ил. - Библиогр.: с. 315-322. - ISBN 978-5-9718-0530-4
  9. Починкин, А.В.
    Экономика профессионального спорта [Электронный ресурс] : учеб. программа / Моск. гос. акад. физ. культуры. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 3,86 МБ). - Малаховка: Изд-во МГАФК, 2008. - Электрон. дан. (1 файл). - Библиогр.: с. 35-46
  10. Сергеев, И.В.
    Экономика организации (предприятия) [Текст] : учеб. пособие для бакалавров. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 671 с. - (Бакалавр). - Библиогр.: с. 669-671. - ISBN 978-5-9916-1761-1.
  11. Салов, А.И.
    Экономика [Текст] : краткий курс лекций. - М. : Юрайт, 2012. - 195, с. : ил. - (Хочу все сдать!). - Библиогр.: с. 197. - ISBN 978-5-9916-1229-6 (Издательство Юрайт). - ISBN 978-5-9692-1159-9 (ИД Юрайт)
  12. Чалдаева, Л.А.
    Экономика предприятия [Текст] : учебник для бакалавров / Финансовый ун-т при Правительстве РФ. - М. : Юрайт, 2011. - 347, с. : ил. - (Бакалавр). - Библиогр.: с. 348. - ISBN 978-5-9916-1415-3:

Дополнительная литература

  1. Абанкина И., Домненко Б., Осовецкая Н. Экономические реформы в сфере образования: автономность, самостоятельность, ответственность// Народное образование, № 10, 2006, стр. 68-78.
  2. Авдашева С., Шаститко А. Модернизация антимонопольной политики в России.// Вопросы экономики, 2005, №5, сс. 100-116.
  3. Антимонопольная политика и развитие конкуренции на финансовом рынке. М.: Фонд «Бюро экономического анализа», 2003.
  4. Афанасьев М.П., Кривоногов И.В. Модернизация государственных финансов, ГУ-ВШЭ, 2006
  5. Бабун Р., Мальковец Н. Самая близкая к народу власть. О местном самоуправлении для всех. – Новосибирск, 2009. (http://cip.nsk.su).
  6. Бабун Р.В. Хозяйственная деятельность муниципалитетов и состав муниципального имущества // Муниципальная экономика, 2009. - №3. – С. 46-52.
  7. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М., ТЕИС, 1998.
  8. Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М., ГУ-ВШЭ, 2002.
  9. Беляков С.А. Новые лекции по экономике образования. – М.: МАКС Пресс, 2007. – (Серия «Управление. Финансы. Образование»). Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/316406.html .
  10. Бровчак С. В. Пенсионное обеспечение. М. ГУ-ВШЭ, 2008.
  11. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с учетом последних поправок).
  12. Вартанова Е. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2003.
  13. Гайдар Е. Государственная нагрузка на экономику. // Вопросы экономики, 2004, №9, сс. 4-23.
  14. Гайдар Е.Т. Гибель империи, М., «Российская политическая энциклопедия», 2006.
  15. Гайдар Е.Т. Современный экономический рост и стратегические проблемы развития России. М., ГУ-ВШЭ, 2004.
  16. Государственная и корпоративная политика занятости. Под ред. Т.Малевой. М., Московский Центр Карнеги, 1998.
  17. Государственная служба: комплексный подход. (Учебное пособие). М., Изд-во «Дело», 2010 год.
  18. Дуганов М.Д. Оценка эффективности расходов на здравоохранение на региональном и муниципальном уровнях. М.: ИЭПП, 2007.
  19. Занадворов В.С., Колосницына М.Г. Экономическая теория государственных финансов. М., Издательский Дом ГУ-ВШЭ, 2006.
  20. Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. М.: Юнити, 2001.
  21. Инфраструктура муниципальных образований: учебное пособие / Под ред. П.В. Кухтина. – М.:КНОРУС, 2008. – 208 с.
  22. Кадыров Ф.Н. Платные услуги в здравоохранении. Том 1. Под редакцией академика РАМН В.И.Стародубова - М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2013.
  23. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Шейман И.М., Якобсон Л.И. и др. М.: Наука, 1995.
  24. Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг. (постановление от 22.05.2004 № 249).
  25. Лапин В.А., Крестьянинов А.В., Коновалова И.Н. Основы местного самоуправления / Под общ. ред. В.А. Лапина: учеб. пособие. М.: Дело, 2006. – 256 с.
  26. Лекции по экономике города и муниципальному управлению. - М.: Фонд "Инстиитут экономики города", 2004.
  27. Мэнниг Н., Парисон Н.. Реформа государственного управления. Международный опыт. М., Изд-во «Весь Мир», 2003.
  28. Муниципальная Россия. Информационный и политический журнал местного самоуправления Российской Федерации. – М.: Общероссийский конгресс муниципальных образований. Издаётся с мая 2009 года.
  29. Новая макроэкономика // BusinessWeek (Россия), 2006.
  30. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте. – СПБ.: Питер, 2000.
  31. О"Салливан А.Экономика города. Глава 15. - 4-е изд. Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2002
  32. Основы деятельности главы поселения по организации решения вопросов местного значения. – Ростов н/Дону, 2006. – 426 с.
  33. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера: Учебник для вузов / Под ред. Иванова Г.П., Огурчикова П.К., Сидоренко В.И.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  34. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы, Юнита-Дана, 2009.
  35. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671 «О Порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».
  36. Проблемы регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий. М.: Фонд «Бюро экономического анализа», 2001.
  37. Программа повышения эффективности бюджетных расходов в РФ на период до 2012 года (распоряжение Правительства РФ № 1101-р от 30.06.2010, www/minfin.ru)
  38. Расширение потребительского выбора в здравоохранении: теория, практика, перспективы/ Н. В. Бондаренко, М. Д. Красильникова, А. Е. Чирикова и др. ; отв. ред. И. М. Шейман, С. В. Шишкин. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012.
  39. Рэйни Х.Дж. Анализ и управление в государственных организациях. М.: ИНФРА-М, 2004.
  40. Руководство по управлению общественными финансами на региональном и муниципальном уровне. Том IV. Управление бюджетными расходами /под общей ред. Лаврова А.М. – М.: ООО «ИД ДиПЛит», 2008.
  41. Система муниципального управления. Учебник для вузов /Под ред. В.Б. Зотова. – М.: Олма-пресс, 2006. – 624 с.
  42. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. М., ГУ-ВШЭ, 2005.
  43. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: Изд-во МГУ, 1997.
  44. Управление муниципальным хозяйством и местными финансами. – М.: ФГНУ РНЦГМУ, 2004. – 244 с.
  45. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. Москва. Русь. 1998.
  46. Шишкин С.В. Реформа финансирования российского здравоохранения. Москва. ТЕИС, 2000.
  47. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. М., ГУ-ВШЭ, 2003.
  48. Экономика здравоохранения: учебное пособие / Под науч. ред. М.Г.Колосницыной, И.М.Шеймана, С.В.Шишкина; М.: Изд. дом ГУ ВШЭ., 2008
  49. Шомина Е.С. Квартиросъёмщики – наше «жилищное меньшинство»: российский и зарубежный опыт развития арендного жилья. – М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2010. – 364 с.
  50. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: теория и экономическая политика. М., ГУ-ВШЭ, 2000.
  51. Ясин Е.Г. Нерыночный сектор. Структурные реформы и экономический рост. М., ГУ-ВШЭ, 2004.
  52. Alexander A., Owers J., Carveth R. (Ed.) Media economics: theory and practice. Second edition. Lawrence Erlbaum Associates: Mahwah, New Jersey; London, 1998.
  53. Barr N. The Economics of the Welfare State. Oxford University Press, 1999.
  54. Barusch, A. S. Foundations of social policy. Belmont Thomson Brooks/Cole, 2006.
  55. De Vany Arthur. Hollywood Economics. How extreme uncertainty shapes the film industry. London and New York: Routledge, 2004.
  56. Employment policy in the European Union. New York Palgrave Macmillan, 2009.
  57. Farchy J., Sagot-Duvauroux D. Economie des politiques culturelles. Paris: Press Universitaire de France, 1994.
  58. Frey Bruno S. Arts&Economics.Analysis&Cultural Policy. Second Edition. Berlin: Springer, 2003.
  59. Hantrais, L. Social policy in the European Union. New York Palgrave Macmillan, 2007.
  60. Le Grand, J. The Economics of Social Problems. London The Macmillan Press Ltd, 1992.
  61. Pensions at a Glance 2009: Retirement-Income Systems in OECD Countries. OECD, 2009. (SourceOECD Social Issues/Migration/Health).
  62. Rethinking social policy. Sage Publications, 2000.

Исследование экономических систем относится к числу фундаментальных проблем. Современная эпоха характеризуется глобальными изменениями прежде казавшихся незыблемыми основ общества. В этих условиях трансформируются внутренние механизмы и побудительные мотивы функционирования национально-государственных экономических систем, что предполагает необходимость анализа их экономических и неэкономических факторов развития.

В условиях глобализации, когда усиливается взаимозависимость экономик, особую значимость приобретает их национально-государственная специфика. Глобализация усиливает иерархичность во взаимоотношениях стран, предопределяя необходимость обеспечения их конкурентоспособности и экономической безопасности. Глобализация мировой экономики актуализирует проблему специфики функционирования национальной экономики на фоне общемировых тенденций. При этом реальная экономика воспроизводится через деятельность не просто институтов, а конкретной, определенной спецификой страны и структурированной их совокупности. В процессе общественного развития на формирование форм и методов хозяйствования оказывают влияние природно-климатические условия, сформировавшие в обществе культурные и хозяйственные традиции, психологический генотип нации, религиозно-нравственные устои. Универсально не только наличие общих закономерностей, тенденций экономики, но и своеобразие национально-государственных экономических систем. Это та основа, которая дает возможность определить сущность категории «национально-государственная экономическая система» и раскрыть ее содержание, отличное от таких понятий, как экономическая система, национальная модель экономики.

Экономическая наука ХIХ в. предложила различные подходы к определению сути и структуры экономической системы, факторов и критериев ее эволюции, что получило дальнейшее развитие в ХХ в. Эти подходы различаются большим многообразием. Одни представляют историю человечества и развитие экономики не как закономерный естественноисторический процесс, а как совокупность сосуществующих, рождающихся и умирающих культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский), локальных культур (О. Шпенглер) или культурных суперсистем (П. Сорокин), каждая из которых совершает свой самостоятельный путь. А. Тойнби отрицает общий критерий прогресса. В качестве основной единицы исторического процесса он рассматривает локальную цивилизацию, понимая под этим проживающую на определенной территории общность людей, объединенных духовными традициями, а движущей силы развития цивилизации - творческое меньшинство, способное увлечь общество в новом направлении; упадок цивилизации объясняет недостатком созидательной силы творческого меньшинства, отводя особую роль в развитии цивилизации религии, церкви. В качестве факторов развития общества и экономики рассматриваются также рост населения, географическая среда, формы обмена, религия, технический прогресс, научно-технические факторы, инновации.

В рамках формационного подхода экономическая система соотносится со способом производства, который определяет экономический базис, фундамент общества. При этом национальную специфику экономики определяют элементы надстройки (в том числе государство, религия, культура и т.п.), производные от способа производства, но, в то же время, воздействующие на него тем или иным образом. Акцент диалектико-материалистического метода на объективные законы функционирования экономики, по нашему мнению, не утратил своей актуальности и сейчас.

В традиционных западных работах по компаравистике экономическая система определяется как эмпирически данный феномен, наблюдаемый и исследуемый на уровне явления: нечто вроде системы принятия и реализации решений по проблемам производства, доходов и потребления внутри определенной географической сферы или комбинации взаимосвязанных и функционирующих элементов (ресурсов, участников, институтов и т.п.). При этом практически все авторы различают теоретические модели систем и реальные экономические системы. Модели, как правило, выстраиваются как набор более или менее детализированных групп, расположенных в промежутке между двумя возможными крайностями.

Достаточно полная характеристика национально-государственных экономических систем невозможна без современного осмысления выше перечисленных концепций, но несомненный интерес вызывает институциональный подход, в рамках которого отрицается обусловленность общественного развития производственными отношениями и в качестве движущей силы признаются неэкономические факторы: психобиологические (Т.Веблен), социально-правовые (Дж.Коммонс), государственные (К.-А.Виттфогель) и др. институты. Особое место в институциональной теории занимает характеристика таких институтов, как фирмы, профсоюзы, права собственности, законы, нормы, традиции и другие явления, оказывающие воздействие на экономическое поведение. К подобному пониманию экономической системы примыкают модель взаимодействия экономических и социальных переменных Г. Мюрдаля и концепция «экономического порядка» (германский ордолиберализм).

Понятия «экономическая система» и «социально-экономическая система» существенно различаются. Первое есть эмпирически наблюдаемый и описываемый на уровне явления набор экономических институтов и форм хозяйствования в рамках некоторой страны или системы стран. Второе понятие отражает реально, действительно существующую конкретную всеобщность – инвариантную, независимую от национальных и иных особенностей систему материальных производственных отношений, диалектически взаимосвязанных с производительными силами. Следовательно, сравнению подлежат как различные системы производственных отношений, так и их варьирующие проявления в разных странах и регионах в различные периоды времени. При этом параметры, по которым сравниваются системы, будут детерминированы, в конечном счете, именно системой производственных отношений в их связи с технологическими укладами и т.п.

Глобальным прорывом в познании хозяйства стала попытка использовать общую теорию систем для определения хозяйственной реальности. Теория системного анализа, используя кибернетические, информационные и организационно-теоретические принципы, разработала общую терминологию для анализа и сравнения хозяйственных систем. Под экономической системой теория системного анализа понимает совокупность элементов, находящихся в системной и смысловой взаимосвязи друг с другом, происходящие между ними взаимодействия и проистекающие из этих взаимодействий процессы.

Системный подход к анализу хозяйственной реальности оказал значительное воздействие на теорию хозяйственного порядка. В своей концепции экономических порядков В. Ойкен исходит из институциональной парадигмы регулирования хозяйственной деятельности в отличие от формационной парадигмы, характеризующей понятие экономический строй. По мнению В.Ойкена, каждая экономическая система имеет свои отличия и особенности, свои формы экономических порядков, то есть формы организации и разделения труда, кредитных отношений, заработной платы, ценообразования и др. Экономический порядок – это система экономических и иных общественных институтов, регулирующих (регламентирующих) хозяйственную деятельность. Необходимо обратить внимание на идентификацию институциональной среды с понятием система, так как она является не набором случайных правил, а совокупностью взаимоувязанных по характеру институтов, цель ее функционирования – обеспечение взаимодополняющих, непротиворечивых по сути условий осуществления деятельности на всех уровнях, в любых комплексных и простых экономических единицах (агентах).

Существенный вклад в развитие системного диалектического метода исследования оказали Н.А. Цаголов и представители его школы. Они рассматривают экономику как сложную совокупность качественно различных, диалектически развивающихся (через противоречия, генезис, расцвет и закат) и потому исторически ограниченных («смертных») систем. К числу таких систем цаголовская школа относила, в частности, натуральное, товарное и плановое хозяйства.

Анализ выше перечисленных концепций сущности экономических и социально-экономических систем показывает их некоторую ограниченность, несоответствие современным реалиям. В настоящее время особое значение приобретает необходимость учета национальной специфики, своеобразия той или иной экономики. В связи с этим необходимо выявить сущность и составляющие такой категории как национально-государственная экономическая система.

По нашему мнению, национально-государственная экономическая система – это исторически сложившаяся в определенных территориальных границах специфическая совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, локальность которой по отношению к общей экономической среде обеспечивается соответствующими государственными институтами. «Национальный» в данном случае означает «общегосударственный»; под «нацией» понимается народ, население страны, какой бы сложностью, гетерогенностью ни отличалась его социально-этническая структура. При этом в сферу научного рассмотрения вводятся все экономические субъекты, функционирующие в любых формах собственности, и отношения, складывающиеся на разных уровнях, в различных отраслях и регионах. Национально-государственная экономическая система (далее – НГЭС) характеризует конкретно-историческое состояние и развитие отдельно взятой страны (государства) с позиции не столько общих, сколько особенных и специфических закономерностей (или же в плане формы проявления общих закономерностей в конкретно-исторических обстоятельствах).

На абстрактно-теоретическом, политэкономическом уровне под НГЭС можно понимать общественный, макроэкономический масштаб производства и воспроизводства в отличие от «экономики фирмы (предприятия)». НГЭС как теоретическую модель можно характеризовать трояким образом: в логико-методологическом плане – как единство 1) общего, 2) частного и 3) единичного, отдельного; в содержательно-теоретическом аспекте – единство а) общих для всех НГЭС закономерностей и принципов рыночной экономики, б) ее видовых особенностей, присущих группам НГЭС (не обязательно одного региона) и в) национальной специфики данной страны.

Оба ряда категорий взаимоадекватны, поскольку определенному содержательному моменту соответствует и определенный логический статус путем их взаимодополнения и взаимодействия, дающих элементарное суммативное представление о НГЭС в целом. Помимо этого, более высокая ступень этого единства, обладающего признаком интегральности, обеспечивается их «взаимопроникновением», когда каждый из моментов, проявляясь через другие и обогащаясь за счет них, сам в свою очередь влияет на форму их проявления.

Следует различать теоретический и конкретно-экономический анализ НГЭС. Конкретно-экономический анализ опирается на учение об экономическом строе общества, взятое в единстве с его особенностями, обусловленными как неэкономическим своеобразием данной страны, так и своеобразием преобладающего типа экономической системы. В силу этого НГЭС есть одновременно продукт и экономического строя общества, и национальной модели экономики, и национальных неэкономических особенностей страны.

НГЭС есть совокупность взаимодействующих систем, представляющих собой, в свою очередь, системы элементов (или подсистемы), которые могут объединяться в метасистемы. НГЭС ограничена, локализована во времени и пространстве. Она включает всю совокупность экономических отношений и институтов в рамках государственных границ территории, в нее входят различные типы экономических укладов, существующих в данное время, конкретные формы организации экономики и управления, специфические институциональные нормы и т.д. НГЭС отражает особенности экономики с присущими данной стране неэкономическими факторами (природно-климатическими, географическими, историческими, социокультурными и пр.). Этим НГЭС отличается от национальной модели экономической системы, которая характеризует национальную экономику как проявление господствующего типа экономической системы, присущего тому или иному этапу развития общества. НГЭС включает в себя своеобразное сочетание не только отношений и институтов, присущих данной модели, но и другие формы и институты, которые прямо не вытекают из господствующей системы отношений. По сути, в основе НГЭС находится национальная модель экономики. В современных условиях разновидности западных экономик представляют собой национальные модели смешанной экономики.

Таким образом, от исследования экономических систем к исследованию национальной модели экономики, а затем к национально-государственной экономической системе - таково направление развития экономической теории. Это означает, что теоретическое раскрытие основ НГЭС - составная часть экономической теории, призванная дать ответ на вопрос о том, как общие экономические закономерности трансформируются в экономический строй данного общества.

Экономическая система - это совокупность всех экономических процессов, действующих в обществе на основе определенных имущественных и организационных форм.

Каждая экономическая система общества состоит из объектов, субъектов и различных связей.

Под объектом экономической системы понимают все то, на что направлена деятельность человека (земля, природные ресурсы, факторы производства, имущество, деньги, ценные бумаги, информация и т.д.).

Под субъектом понимают всех тех, кто осуществляет хозяйственную деятельность (семья, группа лиц, органы управления, государственный аппарат, предприниматели и т.д.).

В качестве связей, которые бывают прямые и обратные, выступают экономические (производственные) отношения, которые возникают в процессе производства по поводу создания, распределения, обмена и потребления материальных благ. Различают следующие виды экономических отношений: социально-экономические, организационно-экономические, технико-экономические. Все элементы экономической системы можно объединить и представить в виде схемы.

Функционирование системы (механизм ее действия) определяется: во-первых, комплексным действием всех элементов, их взаимозависимостью; Любая страна имеет свою экономическую систему. Она состоит из разных компонентов, каждый из которых находится в зависимости от других.во-вторых, относительной самостоятельностью каждого элемента, оказывающего активное влияние на изменения в системе; в-третьих, возможностью приоритетного действия одного из элементов в различных исторических условиях.

Таким образом, системный подход позволяет понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. Любая экономическая система состоит из множества элементов, главными среди которых являются системо-образующие. К системообразующим элементам относятся социально-экономические отношения, т.е. отношения собственности на факторы и результаты производства.

В практике хозяйствования существуют различные типы экономических систем, которые различаются между собой по форме собственности, организации труда и использованию рабочей силы. Среди множества экономических систем чаще всего встречаются:

1. Традиционная - примитивные орудия труда, форма собственности общинная, переходящая затем в рабовладельческую и феодальную, натуральное производство, организация труда - индивидуальная или простая кооперация, существуют свободные (ремесленники, кустари) и несвободные (рабы, крепостные) работники. Управление хозяйством осуществляется на принципах рабовладельческого или феодального государства. Рыночная система существует как уклад и не носит всеобщего характера.

2. Смешанная - основана на смешанных формах, собственности (частной, общинной). Организация труда полумеханизированная (ручной и машинный труд), используется наемная рабочая сила. Существует рынок свободной конкуренции, государство в экономику не вмешивается.

3. Рыночная - бывает двух видов: свободная конкуренция и современная рыночная экономика.

Свободная конкуренция - простая частная собственность, свободная конкуренция (цены устанавливаются в результате спроса и предложения), работник наемный. Современная рыночная экономика - различные формы собственности (государственная, частная, смешанная), преобладает корпоративная форма. Имеет место активное государственное регулирование и высокий уровень социальной защищенности.

4. Административно-командная - единая, государственная форма собственности, централизованное управление, директивное планирование, монополизированное производство. Активно развивается административно-бюрократический аппарат, в результате чего эффективность хозяйствования падает.

5. Переходная - промежуточное состояние экономики, гак как нет четко выраженной формы собственности, используется наемный труд, разнообразные виды и формы организации труда и производства. Характерные черты - нестабильность, неустойчивость, альтернативность, постоянная угроза кризиса.

Наряду с разнообразными системами существуют различные модели хозяйствования, среди которых можно выделить: 1) американскую модель - построена на поощрении предпринимательства и обогащении наиболее активной части населения, имеет место социальное неравенство; 2) японскую модель - преобладающим является интерес нации, важное значение имеет коллективный труд, существует система пожизненного найма; 3) шведскую модель - отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства; 4) немецкую модель - социально ориентированного рыночного хозяйства (Германия). Основана на преобладании мелкого и среднего предпринимательства. Государство активно влияет на политику цен, пошлин, технические нормы. Развита социальная политика государства.

Таким образом, разнообразные виды экономических систем и моделей хозяйствования отражают различные условия и степень экономического развития общества. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - ЭТО ОСОБЫМ ОБРАЗОМ УПОРЯДОЧЕННАЯ СИСТЕМА СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ И ПОТРЕБИТЕЛЯМИ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.

Экономическая система многофакторна. Среди факторов, влияющих на ее развитие, определяющими являются: существующая в стране система мер по принятию хозяйственных решений; структура собственности; механизмы обеспечения информацией и координацией; механизмы постановки целей и побуждения людей к труду. Факторы группируются в три структуры: хозяйственную, административную, информационную.

Хозяйственная структура - это взаимодействие элементов материально-технической базы по поводу использования ограниченных ресурсов. Административная (организационная) структура представляет собой юридически оформленный свод прав и обязанностей должностных лиц хозяйственной структуры по поводу распоряжения ограниченными ресурсами. Информационная структура предполагает обобщение и распространение полученных сведений о деятельности первых двух структур.

В зависимости от формы собственности совокупности указанных структур складываются в разные уклады: патриархальный, мелкотоварный, государственный и др. В одной стране возможно существование нескольких укладов одновременно. Данное обстоятельство приводит к противоречивому и волнообразному движению самой экономической системы. Так, если в стране набирает силу государственный уклад, то идет процесс национализации и обобществления. Напротив, при первенстве частнохозяйственного уклада цент-рализация сменяется децентрализацией, обобществление - обособлением и т.д.

Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, каждая из которых сформировалась в процессе длительного исторического развития. Их можно сгруппировать, т.е. классифицировать, взяв за основу какой-либо критерий. Поскольку понимание исторического процесса развития общества у разных экономистов различно, то и избранные ими критерии не однозначны. Рассмотрим некоторые классификации экономических систем, построенные на разных подходах.

Национально-специфические факторы. Среди указанных факторов следует выделять как экономические факторы (количественные и качественные характеристики производственных ресурсов, уровень научно-технического развития, место в международном разделении труда, уровень финансовой задолженности страны и т.п.), так и неэкономические факторы (природно-климатический, географический, геополитический, социокультурный и др.). Именно последние являются наиболее устойчивыми и долгосрочными.

Особенности неэкономических факторов в России проявляются в следующем: -природно-климатический фактор: суровые условия на большей части территории страны, резкое разнообразие зон, что ведет к более высокой энергоемкости производства, сильной дифференциации регионов; -географический фактор: огромные расстояния, континентальность территории, что обуславливает высокие транспортные издержки, опасность дезинтеграции страны; -геополитический фактор: самые протяженные границы в мире, уязвимость территории, наличие явных или потенциальных угроз, что ведет к высоким затратам на оборону, на содержание ВПК, вызывает особое отношение к проблемам безопасности - как общей, так и экономической;

Социокультурный фактор (этнический, религиозный, этический, «ментальный» и т.п.): к традиционным ценностям российской цивилизации обычно относят коллективизм, острое восприятие социальной справедливости, надежду на государственную защиту, важную роль Моральных, духовных стимулов, особую творческую «жилку» и др., что корректирует известное либеральное представление об «экономическом человеке» и рациональном поведении. При этом необходимо иметь в виду два фактора: во-первых, особенности российского социокультурного ноля, проистекающие из многонационального состава населении; во-вторых, влияние экономического развития и глобализации на эволюцию ценностей.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования « Кубанский государственный университет»
Специальность 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру

2014-2015 учебный год
Экономическая теория


  1. Структура и закономерности развития экономических отношений. Соотношение материального и нематериального в экономических отношениях.

  2. Биосоциальная природа человека. Место и роль человека в экономике. Мотивация и целевая функция экономической деятельности человека. Внеэкономические факторы в мотивации экономической деятельности

  3. Способ производства как социально-экономическая и технико-производственная целостность. Индивидуальное и общественное производство и воспроизводство в структуре способа производства.

  4. Воспроизводство общественного и индивидуального капитала. Эффективность общественного производства.

  5. Факторы трансформации способов производства. Влияние технологических укладов на процессы формирования и функционирования экономических структур.

  6. Способы и критерии типологизации экономических систем. Формационные и цивилизационные подходы к исследованию экономических систем. Факторы и закономерности эволюции экономических систем.

  7. Индустриальная и постиндустриальная системы. Теории «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знании».

  8. Смешанные экономические системы: структура, виды, историческое место. Универсальное и национально-специфическое в экономических системах.

  9. Роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем.

  10. Теория государственного (общественного) сектора в экономике.

  11. Формирование экономической политики (стратегии) государства.

  12. Гуманизация экономического роста.

  13. Социальная подсистема экономики: элементы и отношения. Экономическая система и хозяйственный механизм.

  14. Закономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на функционирование национально-государственных систем.

  15. Теоретическая проблема экономической безопасности.

  16. Национальное богатство как результат экономической деятельности общества. Состав, структура и динамика национального богатства.

  17. Теория потребительского спроса. Спрос, предложение, рыночное равновесие.

  18. Сравнительная статика рынка. Динамическое равновесие.

  19. Эластичность спроса и предложения: содержание, виды, практическое применение.

  20. Поведение потребителя в рыночной экономике: постановка проблемы и основные предпосылки анализа.

Государственное управление социально-экономическим развитием


  1. Государственное регулирование рынка

  2. Эволюция теорий государственного регулирования

  3. Экономика федеративных отношений. Проблемы разграничения полномочий и предметов ведения/сфер компетенции между федеральной, региональной, муниципальной властью.

  4. Бюджетно-налоговые отношения в федеративном государстве. Разграничение федеральных, региональных и местных налогов и сборов в налоговом и бюджетном законодательстве.

  5. Межбюджетные отношения. Принцип равенства бюджетов. Финансовая помощь территориям. Отчисления в процентах от налогов. Метод дотаций. Предоставление бюджетных ссуд.

  6. Бюджетный процесс в РФ, его участники и полномочия. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.

  7. Содержание стратегического планирования в РФ. Закон о стратегическом планировании в РФ. ФЗ № от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"

  8. Стратегии, программы, проекты: соотношение понятий. Особенности разработки и реализации на различных уровнях управления.

  9. Цели и механизмы федеральной политики регионального развития. Формы и механизмы взаимодействия Федерации и ее субъектов при решении ключевых вопросов социально-экономического развития.

  10. Экономические и социальные проблемы местного самоуправления.

  11. Организация системы местного самоуправления в РФ. Эволюция законодательной базы местного самоуправления в РФ. Современные типы муниципальных образований.

  12. Современная административная реформа в РФ: основные направления, промежуточные итоги и проблемы осуществления.

  13. Организация и оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администраций муниципальных образований; применение таких оценок в системе государственного управления и контроля.

Региональная экономика и управление


  1. Развитие теории пространственной и региональной экономики; методы и инструментарий пространственных экономических исследований; проблемы региональных экономических измерений.

  2. Соотношение между региональной экономикой и пространственной экономикой. Место региональной экономики в системе экономических наук.

  3. Пространственная организация национальной экономики; формирование, функционирование и модернизация экономических кластеров и других пространственно локализованных экономических систем.

  4. Пространственно-экономические трансформации; проблемы формирования единого экономического пространства в России; региональная социально-экономическая дифференциация; пространственная интеграция и дезинтеграция страны.

  5. Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических систем. Формирование сетевых структур в экономическом пространстве России.

  6. Региональные особенности социально-экономического развития; типы регионов (развитые и депрессивные, доноры и реципиенты, монопродуктовые и диверсифицированные, с крупными городскими агломерациями и без них и др.), методические проблемы классификации и прикладные исследования особенностей развития различных типов регионов.

  7. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Теория экономического районирования и образования региональных комплексов. Энергопроизводственный цикл. Методы планирования и регулирования территориального и регионального развития.

  8. Современное развитие теорий региональной экономики. Новые парадигмы и концепции региона. Регион как квазигосударство. Регион как квазикорпорация. Подход к региону как рынку. Подход к региону как социуму. Размещение деятельности. Теория диффузии инноваций. Теория регионального жизненного цикла. Пространственная организация экономики. Теория полюсов роста. Оси развития. Теории взаимодействия центра (ядра) и периферии. Межрегиональные экономические взаимодействия.

  9. Инструменты сглаживания пространственной поляризации (федеральные трансферты, инвестфонд, фонд региональной поддержки, налоговая система и др.), эффективность их применения; полюса и центры роста в региональном развитии.

  10. Региональная бюджетная система. Бюджет региона. Собственные доходы территориальных бюджетов. Регулирующие доходы. Дотации. Субвенция. Субсидия. Бюджет развития.

  11. Налоговые доходы бюджетов. Фискальная функция. Регулирующая функция. Региональные налоги и сборы.

Муниципальная экономика и управление


  1. Общая характеристика местного сообщества: признаки, критерии определения границ.

  2. Общее понятие «местного хозяйства». Теоретическая модель местной экономики.

  3. Современное понятие развития местного сообщества. Типы реакции местного сообщества на изменения. Развитие как процесс, метод, программа, движение.

  4. Система показателей социально-экономического развития местного сообщества. Специфические инструменты анализа местного сообщества: шкалограммы и демографическая таблица.

  5. Основные типы политики экономического развития местных сообществ. Самопомощь. Техническое содействие.

  6. Управление развитием как особый вид деятельности

  7. Факторы спроса и предложения рабочей силы, сегментация рынка труда.

  8. Местная политика на рынке труда: методы и инструменты регулирования занятости.

  9. Особая роль рынка жилья в развитии местного сообщества. Структура и специфика рынка жилья.

  10. Регулирование рынка жилья. Проблемы становления рынка жилья в России.

  11. Структура рынка капитала и особенности его функционирования в местном сообществе.

  12. Инструменты развития инвестиционной привлекательности местного сообщества.

  13. Сущность и роль местных финансов, их понятие, проблемы их становления в системе местного самоуправления.

  14. Гарантии федеральных органов государственной власти и субъектов РФ муниципальным образованиям в части самостоятельности рассмотрения, составления, утверждения и исполнения бюджета.

  15. Доходы местных бюджетов. Их виды в зависимости от источника образования.

  16. Расходные обязательства местных бюджетов. Реестр расходных обязательств: принципы составления.

  17. Взаимодействие местного и национального правительств в предоставлении услуг населению. Взаимосвязи трех секторов местного хозяйства.

  18. Основные экономические субъекты местного хозяйства, их взаимодействие.

  19. Технология планирования экономического развития местного сообщества. Цели и результаты. Ресурсы. Организация.

  20. Типы организаций содействия развитию местного сообщества.

  21. Стратегическое планирование в управлении местным развитием. Организация планирования на основе принципа партнерства и участия.

  22. Типы стратегий развития местных сообществ. Стратегические проекты.

Литература


  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Юрайт, 2011.

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [официальный текст: по состоянию на 31 января 2011 г.]. - М. : Омега-Л, 2011. - 218 с. - (Кодексы Российской Федерации). - ISBN 9785370022449.

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Части первая и вторая] : [официальный текст] : по состоянию на 20 марта 2009 г. : комментарий последних изменений. - М. : [Юрайт-Издат] , 2009. - 675 с. - (Правовая библиотека). - ISBN 97859778801163

  4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.08.2003г. – ФЗ - №131// СЗ РФ. 2003. - № 25. – ст.4567

  5. Федеральный закон от 27.05.2014г. № 136 ФЗ «О внесении изменений в ст. 26 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

  6. Федеральный закон от 23.06.2014г. № 165 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  7. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов / под ред. Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : [ЮНИТИ-ДАНА] , 2008. - 703 с. - (Золотой фонд российских учебников).

  8. Николаева И.П. Экономическая теория.Учебник. М. Дашков, 2013

  9. Маховикова Г.А. . Экономическая теория.Учебник. М.: 2011

  10. Региональная экономика. Основной курс: учебник для студентов вузов под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. / - М. : ИНФРА-М, 2009. - 685 с. - (Высшее образование). - ISBN 9785160037219.

  11. Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева Основы развития местного хозяйства. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2011. – 276 с.

  12. Харченко К.В. Муниципальное стратегическое планирование: Учеб. пособие. - Белгород: Обл. типография, 2009.

  13. Широков А.Н., Юркова С.Н. Муниципальное управление: учебник. М.: КНОРУС, 2010. – 244 с.

  14. Филиппов Ю.В. Авдеева Т.Т., Лаврова Т.Г. Теории местного экономического развития:Учеб.пособие. М.:Кнорус,2011.-100с.

  15. Попов Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение; Л.Л. Попов Ю.И. Мигачев С.В. Тихомиров; под ред. Л.Л. Попова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.

  16. Добрынин Н.М. Государственное управление: теория и практика. Современная версия новейшей истории государства: учебник для студентов вузов. Т. 1-2. Новосибирск: Наука, 2010.

  17. Авджян Г.Д. Основы государственного и муниципального управления. Учебное пособие. Краснодар, 2013

Декан факультета управления

и психологии А.М. Ждановский
Председатель учебно-методической

комиссии факультета управления

и психологии А.Н. Кимберг

1. Понятие об экономической системе и модели национальной экономики.

2. Классификация экономических систем.

Понятие об экономической системе и модели национальной экономики

Исходным понятием для анализа современных моделей национальных экономик дефиниция "экономическая система общества". Экономическая система общества и модель национальной экономики соотносятся как общее и специфическое.

Некоторые ученые отождествляют эти понятия, определяя экономическую систему как форму организации национальной экономики, ее хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных (редких) производственных ресурсов. Однако анализ сущностных черт дефиниции "экономическая система", ее составляющих, структуры и форм проявления свидетельствует, что экономическая система может отображать тенденции развития как отдельных экономик, так и их групп, цивилизации в целом.

Экономическая система - понятие, отражающее закономерности развития человеческого общества в целом и отдельных наций на определенном уровне социально-экономических отношений, в нем сложились на основе общих для них характеристик. Это своего рода теоретическая модель, которая отражает общие закономерности эволюции экономической подсистемы человеческого общества или отдельных групп обществ, отдельных обществ. Основные элементы экономической системы: производительные силы, технико-экономические отношения, социально-экономические отношения (отношения собственности), организационно-экономические отношения, хозяйственный механизм в наиболее общем виде их проявления в определенный момент развития человеческого общества.

Модель национальной экономики - отражает тенденции развития отдельных хозяйственных систем с учетом как общеэкономических особенностей развития общества (экономическая система), так и специфических, присущих только данной хозяйственной системе на определенном этапе ее эволюции. Эта дефиниция определяет, как проявляются общие закономерности развития экономической составляющей общества в отдельно взятых хозяйственных системах определенного общества. Основные элементы национальной экономики: производительные силы, технико-экономические отношения, социально-экономические отношения (отношения собственности), организационно-экономические отношения, хозяйственный механизм, экономический потенциал, особенности государственного устройства, традиции, менталитет, культура общества в их динамике, развитии с учетом наиболее общих закономерностей развития экономических систем и их преломление (изменение, эволюция, дополнения новыми признаками и т.д.) в отдельных обществах.

Классификация экономических систем

Экономические системы общества имеют несколько классификаций. Приведем примеры наиболее употребляемых из них.

По типу собственности на средства производства (формационный подход):

o Первобытнообщинный строй - экономическая система первобытной общины основывалась на общей собственности. Средства труда были общей собственностью, а произведенный продукт распределялся в интересах всей общины в целом. Наибольшую долю получали вожди, охотники, воины. Между всеми другими членами общины продукт распределялся поровну. Через эту экономическую систему прошли все общественные образования, однако с разной продолжительностью временного лага.

o Рабовласниький строй - рабство означало переход к частной собственности в ее абсолютной форме. Собственностью рабовладельца является не только земля, средства производства, но и сам человек, который на него работает. Раб не имеет семьи, дома, хозяйства. Он - вещь среди вещей. Эта система была присуща не всем общественным образованием. Так, в Греции, Китае, Риме рабовладельческий строй отличался по своей сути - в Греции система рабовладельческого строя, например, была более демократичной, чем в Китае. Некоторые народы обошли стадию рабовладельческого строя, например, славянские народы от стадии первобытного общества перешли к феодализму.

o Феодализм - феодализм развил частную собственность в абсолютной форме и в то же время ослабил ее абсолютный характер. Работник выступает как субъект и как объект собственности. Как субъект собственности он имеет определенный надел, сельскохозяйственный инвентарь и тому подобное. В качестве объекта собственности работник вынужден отрабатывать на своего хозяина повинность (например, Отработочная оброк, и / или денежный оброк). При таком типа общественно-экономической формации человек-работник так же сохраняет низкое положение в структуре средств производства. Как и рабовладельческий строй, был присущ не всем обществам и имел свои отличия (крепостничество было отменено в европейских странах раньше, чем у славян).

o Капитализм - при капиталистическом хозяйствования, чтобы организовать производство материальных благ, владелец средств производства должен купить рабочую силу (физические и умственные способности человека), а не человека. Таким образом, осуществляется купля-продажа рабочей силы (наем на работу) и начинается капиталистическое производство. При этом стремительно развиваются рыночные отношения, бартер заменяется товарно-денежным обменом. Но при таком способе производства, как показывает марксизм, человек-рабочий все еще остается от своей деятельностной сущности. Капитализм в европейских странах распространялся различными темпами, иногда разрыв в развитии капиталистической системы хозяйствования между странами продолжался сотни лет.

o Социализм - концепция идеального общества: бесклассовое общество, обобществленная собственность на средства производства и результаты труда, равное распределение национального богатства, отсутствие антагонистичности во взаимоотношениях производительных сил и производственных отношений, отказ от услуг стоимости, всестороннее развитие производительных сил общества. Подобный строй была попытка построить в ряде стран Европы и Азии.

По структурно-управленческим аспектом развития экономики экономическая система рассматривается как социально создан механизм для принятия экономических решений во всех сферах общественного производства: собственно производстве, обмене, потреблении и распределении. То есть экономические системы различаются по структуре хозяйственного механизма: рыночная экономика, нерыночная экономика.

Институциональное направление рассматривает развитие экономических систем и отдельных типов национальных экономик как комплекс экономических отношений между хозяйственными единицами и экономическими агентами, развиваются под влиянием экономических, политических, социальных, экологических, культурных, географических и других институциональных и природно-социальных факторов.

По степени индустриально-экономического развития различают доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (информационное, знаниевую). Специфику каждого из них определяет уровень технико-экономических отношений, ведущий сектор в экономике и общий уровень развития производительных сил общества. Это технократические концепции развития общества.

В зависимости от развития человеческой цивилизации (цивилизационный подход) различают следующие стадии развития экономических систем:

o 1 группа - доиндустриальную (традиционный цивилизацию, индустриальную цивилизацию, постиндустриальную (постэкономического) цивилизацию;

o 2 группа - традиционную (патриархальную или авторитарную) цивилизацию, либеральную и демократическую цивилизации;

o 3 группа - постоянный поиск путей формирования единой мировой цивилизации.

Так, достаточно интересна концепции циклического развития общества или изменения цивилизаций (Л. Морган, А. Тойнби, Н. В. Данилевский, А. М. Ковалев, Ю. В. Яковец). Согласно некоторым из этих теорий, человечество в своем развитии прошло 7 стадий (то есть на смену друг другу прошло 7 цивилизаций): неолитическая, рабовладельческая, античная, раннефеодальное, перединдустриальна, индустриальная и постиндустриальная, соответствующие эволюции общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Они не отражают эволюции конкретных типов национальных экономик, но все же дают определенным образом обоснованное логическое объяснение всеобщим закономерностям развития человеческой цивилизации, в т.ч. и ее экономической составляющей.

Существует также классификация экономических систем в соответствии с взаимосвязей между производством и потреблением в обществе. Она была разработана К. Бюхера в начале XX в. Он выделил следующие типы экономических систем: замкнутый домашнее хозяйство городское хозяйство и народное хозяйство, отличающиеся между собой по уровню потребления и производства товаров и услуг, а также продолжительности и количеству стадий, проходящих между ними.

Однако наибольшее распространение получила классификация экономических систем и типов национальных экономик по уровню развития социально-экономических отношений и способом координации и управления экономической деятельностью, поскольку именно эти аспекты экономического бытия определяют и характеризуют уровень развития производительных сил общества и взаимосвязи в экономике.

По этому критерию определяют следующие типы экономических систем:

o "Чистая" "рыночная экономика (свободный рынок, саморегулируемая экономика," чистый "капитализм, эпоха свободной конкуренции) - частная собственность на факторы производства; самокоординации экономической деятельности на основе действия общих объективных закономерностей развития (экономический порядок) максимальное невмешательство государства в экономические взаимоотношения, свобода предпринимательства и выбора деятельности (принцип демократии и экономической свободы выбора); общая цель для всех субъектов хозяйствования - получение максимальной прибыли и действуя на свой страх и риск; свободные входы и выходы с рынка за счет действия свободной (чистой или совершенной) конкуренции; обеспечивается господство потребителей на производителями, то есть производится только то, что покупается; ценовой механизм является основным координационным механизмом урегулирования экономических отношений (экономический порядок) рынок для всех его участников является "черным ящиком", он неизвестен, и все суб объекты вынуждены объективно подчиняться его законам; распылена экономическая и рыночная власть; единичная планомерность экономической деятельности (на уровне отдельных предприятий).

o Командная экономика (командно-административная, социалистическая плановая система хозяйствования) - огосударствленная общественная собственность на факторы производства и результаты труда; господство централизованного планирования и распределения экономических ресурсов и коллективное принятие хозяйственных решений путем тотальной централизации планирования экономической деятельности; подавление механизмов рыночного саморегулирования (свободной конкуренции, ценообразования, распределения и обмена); отсутствие рыночной системы стимулирования и мотивации производителей и работников; государственный контроль над всеми сферами общественной жизнедеятельности; господство единой идеологии развития и исключения принципов функционирования других экономических систем (закрытая экономическая система) господство производителя над потребителем (на рынках при такой системе покупается только то, что производится, выбора у потребителя нет). Такая модель экономической системы была воплощена в СССР и странах социалистического содружества и сохранялась до начала рыночного реформирования этих экономик.

o Традиционная экономика - господство частной собственности; низкий уровень экономического и социального развития общества; многоукладность экономики с преобладанием сырьевой составляющей; зависимый (колониальный) характер социально-экономического развития; преобладание традиционного (обычного) права в координации экономических отношений; технический прогресс резко ограничен; демографические кризисы (обычно темпы роста населения превышают темпы роста промышленного производства); низкий уровень развития науки и образования; низкая производительность труда за счет устаревших способов управления и технологического устаревания; большой государственный долг; исключительно высокая роль государства и силовых структур в экономике и политике. Такая экономическая система и до сих пор существует почти в 100 странах мира. Страны традиционной системы являются поставщиками сырья и материалов для мирового хозяйства, служат рынком сбыта готовой продукции и полностью зависимыми от внешних источников финансирования.

o Смешанные системы (принципы "смешанной экономики" разрабатывали А. Вагнер, С. Чейз, Дж. М. Кейнс, Э. Хансен, П. Самуэльсон и др.). Для этой системы характерны следующие процессы: на микроекономич ном уровне отношения регулируются преимущественно рыночными способами и альтернативными к ним внерыночными методами (корпоративная координация) а на макроэкономическом уровне - синтезированной системой государственного и корпоративного управления и регулирования хозяйственных процессов; плюрализм форм собственности; переплетение, взаимопроникновение и взаимодополнение коллективного, частного и государственного хозяйств, но также взаимный переход одного типа хозяйства в другой; социальная ориентация экономики, повышения на ее основе жизненного уровня людей; признание человека и его способностей главной ценностью и производительной силой; их формирования определяется переходом от одной системы хозяйствования к другой (переходный период). Демократическая форма управления способна обеспечить экономические, политические и духовные гарантии для полнейшей реализации возможностей каждого человека. Смешанными есть все современные экономики - как развитых государств, так и стран с трасфор-ционной экономикой и даже слаборазвитых. Однако все смешанные экономики отдельных стран (модели национальных экономик) имеют свои специфические черты.

Так, страны бывшего СССР начали экономическое реформирование с целью построения социально-ориентированной рыночной экономики с преобладанием принципов рынка над государственным вмешательством в экономику. Темпы и последствия этих трансформаций, их цели и механизмы внедрения были существенно различными, в результате чего часть стран смогла быстрее адаптировать собственные хозяйственные системы к условиям мирового рынка, а другая часть все еще находится на первых ступенях этих реформ.

Южная Корея при переходе к новым условиям хозяйствования стала на путь формирования рыночной экономики с преобладанием государственного вмешательства в экономику и значительным государственным сектором экономики и одновременной развитием частного малого и среднего бизнеса, расширила внешние контакты с другими хозяйственными системами.

Китай в этом аспекте является государством, которое, формально основываясь на принципах коммунизма и социализма, строит реальную смешанную рыночную экономику. В экономической политике Китая принципы планомерности и жесткого государственного контроля за экономической деятельностью органично сочетаются с принципами свободного рынка. Экономическая политика Китая неразрывно связана с демографической, политической, социальной, культурной, научной, технологической и экологической и постоянно стремится найти баланс между уровнями функционирования национальной экономики. Для Китая, как и других азиатских стран (бывшие командные и традиционные экономики), проблемы экономического развития при формировании современных смешанных систем заключаются в решении таких проблем: преодоление экстенсивного характера экономического роста; поиск быстрых путей выравнивания экономических диспропорций, связанных с низким стартовым уровнем развития; признание активизации развития образования и науки двигателем устойчивого экономического роста нации; преодоление идеологии закрытой экономики и переход к открытой системе хозяйствования.

Современные смешанные экономики развитых стран характеризует понятие "модель современных рыночных экономик". К таким можно отнести США, ЕС, Японию, Корею и некоторые другие государства, в своем социально-экономическом развитии рационально смогли совместить национальные особенности с общецивилизационными тенденциями развития. их модели государственных экономик нельзя отождествлять с понятием современной смешанной экономики.

Следует отметить также, что ни одна из названных выше основных экономических систем фактически существовала и сейчас не существует в чистом виде. Это связано с такими особенностями развития человеческого общества:

o специализацией и кооперацией хозяйственных процессов в мировых масштабах;

o аккумуляцией усилий человечества в решении глобальных экономических, социальных и экологических проблем;

o формированием единого глобального информационного и научного пространства;

o поиском оптимальных путей координации ограниченных ресурсов и более оптимального их использования, поиском альтернативных источников ресурсов;

o объективным характером постоянных трансформаций национальных хозяйств и под их влиянием - мирового хозяйства и др.

В последнее время значительный круг экономистов определяет тот факт, что большинство национальных экономик движется в направлении формирования "экономики согласований" (новая модель смешанной экономики). Концепция "экономики согласований" разрабатывалась для стран Скандинавии на базе специальных экономических исследований с учетом национальной специфики этих стран и общих цивилизационных тенденций развития. Эта концепция исходит из факта появления синергетического эффекта от рационального сочетания рыночного саморегулирования, государственного вмешательства и корпоративной координации современной экономики ("рациональная смешанность"), что проявляется в появлении механизмов переговорного характера - согласования. Они, по мнению западных ученых, смогут решить проблему экономических систем на макро- и микроуровне, оптимально соединив цели субъектов национальной экономики для достижения общей конечной цели функционирования.

Итак, модели национальных экономик формируются с учетом мировых достижений практики хозяйствования и учитывают свои особенности развития: исторические, политические, демографические, экологические, природные, социально-культурные, психологические и тому подобное. их структура является отражением диалектического взаимодействия общего (модели экономических систем) и специфического (их проявления в отдельных странах) экономического развития общества.

Базовой моделью для различных типов национальных экономик, как показывает сама эволюция современной экономики, является модель смешанной экономической системы, стремится как наиболее рационально и оптимально совместить в единой системе экономических взаимоотношений принципы рыночного саморегулирования и государственного вмешательства в экономику, не отвергая возможности появления альтернативных них механизмов координации, а также обосновать необходимость и наиболее рационально использовать возможности производительных сил общества, традиционных и новых средств производства с учетом общих и специфических черт различных по своим характеристикам национальных хозяйственных систем. Модель смешанной экономики наиболее адекватно объясняет современные тенденции к интеграции и глобализации, при этом не унифицирует отдельных экономик, а приближает их к пониманию того, что человечество может выработать единые принципы поступательного развития и решения общих социально-экономических и других проблем в направлении формирования постиндустриального общества.