Куда пожаловаться физ лицу на налоговую. Результат ведения дела

Жалоба в налоговую инспекцию (ФНС) в 2019 году — что это такое, каким законодательством регулируется и как составить. Способы подачи и основные моменты.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

При обнаружении факта нарушения налогового законодательства, об этом можно сообщить с помощью жалобы в налоговую службу.

Она может быть подана любым человеком, чьи права были нарушены. После того, как произошло обращение, нужно дождаться рассмотрения и ответа, по поданной жалобе.

Что нужно знать

Жалобу в налоговую службу может написать любое лицо, чьи права были нарушены. Также ее может оставить человек, который обнаружил нарушение налогового законодательства.

Например, конкурирующая фирма скрывает часть доходов от налоговой или был факт нарушения законодательства работниками налоговой службы.

Чаще всего ИП или руководители крупных коммерческих фирм пишут жалобы в налоговый орган из-за:

  • несогласия с выводами комиссии после проведенной проверки;
  • неправильного начисления налогов;
  • неправомерного применения санкций в виде штрафов или пени;
  • отказа учитывать положенные по закону льготы лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность;
  • отказа в возвращении излишек после уплаты налога;
  • принуждения к выплатам сборов или других налогов, которые не закреплены в Федеральном законодательстве. Данный пункт относится, как к юридическим, так и физическим лицам.

После того, как жалоба была подана, налоговой службе дается всего 1 месяц на ее рассмотрение, после чего им необходимо направить уведомление о принятом решении или продлении на срок не более 15 дней.

Подача жалобы должна быть осуществлена в течение года после обнаружения нарушений законодательства.

Бывают случаи, когда жалоба в налоговую инспекцию может быть не принята, если:

  • с момента нарушения до подачи жалобы прошло более года, а также были пропущены сроки для обжалования;
  • не был указан предмет обжалования или заявленные требования были не обоснованы;
  • имеется информация, которая подтверждается официальными документами, о том, что данный вид жалобы уже и так принят на рассмотрение у стоящих выше налоговых органов или должностных лиц;
  • была получена информация о том, что в силу вступило решение суда по изложенным в жалобе вопросам.

Также рассмотрению не подлежат жалобы:

  • с недостоверной или неполной информацией, без которой невозможно провести проверку;
  • если в них содержатся какие-либо ошибки или они написаны неразборчивым почерком;
  • содержащие в себя ненормативную лексику и угрозы.

Именно поэтому очень важно грамотно излагать свои мысли при составлении самостоятельном составлении жалобы.

Для того, чтобы исключить появление ошибок, можно обратиться за помощью к уполномоченному юридическому лицу.

При необходимости лицо, подавшее жалобу, может обжаловать вынесенное решение. Для этого необходимо в десятидневный срок, после получения результатов рассмотрения жалобы, оставить апелляционную жалобу.

В противном случае решение вступит в свою законную силу. На обжалование уже вступившего в силу решение налогового органа, дается 1 год.

После рассмотрения апелляционной жалобы, вышестоящий орган может:

  • не удовлетворить поданную жалобу, оставив ранее принятое решение налогового суда без каких-либо изменений;
  • полностью или частично изменить вынесенное решение, признать его недействительным или вынести новое;
  • признать недействительным решение налогового органа и закрыть производство по данному делу.
    Выбрать последующие действия лицо, отправившее жалобу, должно самостоятельно, исходя из результатов, вынесенных вышестоящим налоговым органом.

Определения

Жалоба предоставляется в письменном виде. Она представляет собой документ, который направлен на принятие мер по обжалованию документов или действий, а также бездействий, налогового органа.

Данный вид жалобы должен быть обязательно составлен в письменном виде, с соблюдением всех правил ее составления. Образец жалобы на налоговую инспекции можно .

Назначение документа

Жалоба в налоговую службу отправляется для того, чтобы оспорить неправомерность действий налоговых органов, указать на невыполнение ими тех или иных требований.

Например, с ее помощью можно наказать сотрудников налоговой службы, которые некачественно выполняют свои должностные обязанности, к этому можно отнести и срыв сроков по изготовлению и рассмотрению документов.

Кроме этого, данный вид жалобы может помочь устранить нарушение налогового законодательства со стороны работодателя фирмы.

Например, если работодатель выплачивает сотруднику «черную» заработную плату, то сотрудник может обратиться в налоговую службу, указав на этот факт, и потребовать наказать работодателя, а также добиться получения «белой» оплаты труда.

Законодательная база

Право на подачу жалобы в налоговую службу, как ИП, так юридическим или физическим лицом, закреплено в статье 138 НК РФ. В ней же можно подробнее ознакомиться с тем, что такое жалоба и для чего она может понадобиться.

Право на обжалование вынесенного решения закреплено в статье 137 НК России. Более подробно ознакомиться с лицами, на которых можно написать жалобу и куда она должна быть подана можно в статье 139.

Все сроки и решения, которые могут быть вынесены по результатам проверки жалобы, изложены во 2 и 3 пунктах статьи 140.

Обращения в ФНС России

Прием жалобы осуществляется только при условии, что она грамотно составлена. Она может быть подписана либо пострадавшим лицом, либо лицом, представляющим его.

В обязательном порядке в жалобе должны быть указаны:

  • полные данные организации или уполномоченного лица, которому будет подана жалоба, адрес с указанием региона;
  • полные данные адресом подающего жалобу лица или целой организации. Физическое лицо должно указать свой пол, данные паспорта, сведения о гражданстве, место и дату рождения, а также ФИО;
  • контактные данные, в том числе номер телефона, адрес электронной почты или факс, если таковые имеются;
  • ИНН. Если обращение исходит от физического лица, то он имеет право не указывать эти данные;
  • полное наименование органа, организации или конкретного должностного лица, на которого пишется жалоба;
  • все требования лица, подающего жалобу, со ссылкой на законодательные акты, действующие на территории России;
  • все обстоятельства, которые привели к написанию жалобы, а также подтверждающие их документы;
  • полный список документов, прилагаемых в качестве доказательств.

Только после этого жалобу можно отправлять. Ее можно:

  • доставить лично в органы налоговой инспекции. Для этого жалобу необходимо составить в двух экземплярах. Один оставить в налоговой инспекции, а второй, в котором должна быть отметка с датой о принятии жалобы, у обратившегося лица;
  • отправить по почте заказным письмом с уведомлением;
  • оставить на официальном сайте ФНС .

В течение 3 дней заявление должно быть зарегистрировано. Со дня регистрации начинается отсчет времени его рассмотрения.

Как анонимно написать заявление на организацию, нарушающую закон

В органах ФНС анонимные послания не рассматриваются. Любой человек, обратившийся в эту службу, в обязательном порядке должен назвать свои персональные данные.

Для сохранения анонимности можно обратиться по телефону горячей линии налоговой службы, но ждать быстрого рассмотрения и принятия мер по такому виду жалобы не стоит.

По неуплате взысканий

Так же, как и во многих случаях, подать данный вид жалобы анонимно не получиться. Однако, при составлении заявления можно указать просьбу о неразглашении персональных данных при проведении проверки.

На незаконное предпринимательство

В данной ситуации, если речь идет о достаточно больших правонарушениях, то после подачи жалобы в органы налоговой службы, лицу, подавшему ее и желающему остаться анонимным, необходимо обратиться в местные органы МВД, с просьбой о засекречивании персональных данных.

Если лицо считает, что работник ФНС бездействовал при обращении к нему по тому или иному вопросу, и тем самым нарушил права обращающегося лица, то он может написать жалобу на бездействия налоговой службы.

В данной жалобе должны содержаться сведения:

  • о лице или организации, подающей жалобу, а также адрес;
  • о названии ИФНС, на которую подается жалоба;
  • о сути жалобы;
  • об основаниях, на которых происходит обвинение о нарушении прав;
  • обо всех требованиях;
  • о способе получения результатов расследования.

Также можно указать адрес электронной почты, телефон или другие данные для связи.

Фото: образец жалобы на бездействие налоговой инспекции

Через сайт Госуслуги

Современные технологии позволяют недовольным гражданам и юридическим организациям подавать жалобы на действия или бездействия налоговых органов онлайн.

Сделать это можно через интернет портал Госуслуг, воспользовавшись разделом «Досудебное обжалование».

Функционал портала позволяет не только сформировать жалобу, но и отследить ее статус, а также обжаловать принятое решение.

Процедура составления жалобы на портале Госуслуг проста и доступна любому гражданину. Главным условием является регистрация и наличие личного кабинета.

Заявителю следует воспользоваться специальной формой, указав в ней:

  • свои персональные данные;
  • услугу или документ, ставшие причиной обращения в госорган;
  • дату обращения и наименование ведомства, в которое оно было направлено;
  • причину жалобы;
  • выдвигаемые требования.

Форма позволяет прикрепить необходимые фото или видео материалы, а также сканы документов. После нажатия кнопки «Отправить» жалоба поступает на рассмотрение в ФНС. Через 15 дней по указанному заявителем электронному или почтовому адресу направляется ответ.

В прокуратуру

Жалоба в Прокуратур РФ является одной из эффективных мер борьбы с нарушениями, которые допускают в своей работе налоговые органы.

Такая жалобы имеет ряд особенностей:

  1. Жаловаться следует на конкретное должностное лицо, а не на организацию в целом.
  2. Обращение в Прокуратуру РФ подразумевает выявление грубых нарушений, носящих систематический характер.
  3. Документ не должен быть объемным, но в нем должны быть изложены четко сформулированные претензии, доказательства и требования заявителя.

Срок рассмотрения прокуратурой жалоб составляет от 15 до 30 дней от даты регистрации документа.

Направить жалобу можно:

  • ценным почтовым отправлением с описью вложения;
  • через специальный ящик «Для обращений и заявлений», установленный в помещении прокуратуры.

С несправедливыми действиями представителей налоговой инспекции сталкивался, наверное, каждый бухгалтер. Сегодня мы расскажем, как правильно составить жалобу на решения, действия (бездействие) нерадивых налоговиков. А также о том, куда в зависимости от обстоятельств надо подать жалобу.

Вводная информация

Когда речь заходит о правилах обжалования действий и решений налоговых органов (а именно так официально называется данная процедура) нужно различать две сферы обжалования. В первую попадают не связанные с результатами налоговых проверок (как выездных, так и камеральных) жалобы на действия или бездействие инспекторов, а также изданные ими документы (требования, запросы, инкассо, и т.п.). Вторую группу составят решения, изданные по итогам проверки. Это может быть как решение о штрафе, так и о взыскании сумм налогов, пеней без привлечения к ответственности.
Теперь поговорим о каждой из сфер в отдельности.

Если проверки не было

Если налоговый инспектор «обидел» бухгалтера вне рамок налоговой проверки (например, потребовал документы, требовать которые не имеет права или не ответил на заявление организации о зачете), то добиться справедливости можно двумя равнозначными путями.

Во-первых, можно подать мотивированную жалобу вышестоящему начальству. Причем жаловаться можно непосредственно руководителю ИФНС, в Управление по субъекту или сразу в ФНС — выбор остается за бухгалтером (ст. 138 НК РФ). Более того, законодательство не запрещает направить сразу несколько жалоб: например, непосредственному руководителю и в УФНС. Или в УФНС и ФНС.

В жалобе нужно четко и конкретно изложить факты. То есть указать на действия (бездействие), которые допустил инспектор; нормы Налогового кодекса или других актов, которые при этом были нарушены; последствия, к которым привело данное нарушение. Затем нужно привести свое требование — отменить решение инспекции, применить меры дисциплинарного воздействия и т.п. К жалобе можно приложить копии документов, подтверждающих правоту организации, а если обжалуется официальный документ, выпущенный инспекцией (например, требование), то обязательно нужно приложить и копию этого документа.

Жалобу подписывает руководитель или уполномоченное им лицо (в этом случае нужно приложить копию доверенности, если у инспекции ее еще нет, либо указать на то, что доверенность у инспекции имеется). Наконец, нужно составить два экземпляра описи документов, входящих в «жалобный» пакет.

Теперь жалобу можно либо принести лично и сдать в экспедицию, получив штампик о приеме на втором экземпляре описи, либо направить по почте с описью вложения и уведомлением о вручении.

Во-вторых, можно жаловаться сразу в суд. Этот путь предпочтителен в тех случаях, когда действия (бездействие) или решения инспекции затрагивают финансовые интересы организации. Например, выставлено инкассо на счет, или отказано в зачете/возврате налога. В этих ситуациях, как показывает практика, надеяться на восстановление справедливости вышестоящим начальством не стоит. Подача такой жалобы лишь затянет процесс.

Опять же, как показывает практика, подготовку заявления в суд лучше доверить юристу, поскольку ошибки, допущенные при этом могут либо затянуть процесс (если суд вернет заявление или оставит его без движения), либо стать причиной проигрыша дела. Поэтому организации, где нет своих специалистов-«арбитражников», лучше не скупиться и потратиться хотя бы на одну консультацию у адвокатов. Заметим, что этим траты не ограничатся — обращение в суд, в отличие от обжалования в вышестоящий орган, облагается государственной пошлиной.

Обжалование результатов проверки

Теперь поговорим о том, как обжаловать результаты проверки. Тут у бухгалтера гораздо меньше вариантов поведения. Первое, что нужно учитывать — обратиться в суд можно только после того, как была направлена жалоба вышестоящему руководству. Это правило действует с 2009 года, благодаря поправкам, внесенным в ст. 101.2 НК РФ.

При этом жаловаться вышестоящему руководству можно по-разному. Налоговый кодекс позволяет направить жалобу как на еще не вступившее в силу решение инспекции, так и на уже действующий документ. В первом случае речь идет об апелляционном обжаловании, а во втором — просто о жалобе. Давайте посмотрим, в чем разница между этими процедурами и какая из них выгоднее.

Как уже говорилось, подается в отношении еще не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности, выносящегося по результатам проверки. Срок, отведенный для подачи такой жалобы весьма короткий — всего 10 рабочих дней с даты вручения решения налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ). Но положительной стороной такого «ускорения» является то, что решение не вступит в силу вплоть до его утверждения вышестоящим органом. А на это НК РФ отводит инспекции целый месяц (п. 3 ст. 140 НК РФ). Таким образом, подача апелляционной жалобы позволяет оттянуть вступление решения в силу. И это не единственный плюс апелляции.

Дело в том, что обжалование решения, не вступившего в силу, НК РФ признает полноценным досудебным обжалованием. А значит, если вышестоящий налоговый орган оставит решение инспекции в силе, организация сможет сразу же обратиться в суд. Это особенно важно, если речь идет о возможности списания средств со счетов налогоплательщика — суды гораздо чаще применяют обеспечительные меры по запрету списания денег со счетов, нежели налоговые органы.
Что касается процедуры подачи жалобы, то она передается через инспекцию, вынесшую решение (п. 3 ст. 139 НК РФ), поэтому направлять пакет документов непосредственно в УФНС не нужно.

Которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Однако срок этот «обманный». Дело в том, что, устанавливая его, законодатели никак не соотнесли этот срок со временем, которое отводит на судебное обжалование решений налоговых органов Арбитражный процессуальный кодекс. А в нем черным по белому написано: заявление в суд можно подать в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что о нарушении своих прав организация узнает в тот момент, когда вступает в силу полученное ей решение налогового органа.

Таким образом, выходит, что, если держать в уме возможность дальнейшего обжалования вступившего в силу решения инспекции в суде, то подавать жалобу в вышестоящий налоговый орган нужно не позже, чем через месяц после вступления его в силу. Дело в том, что НК РФ отводит инспекторам на рассмотрение жалобы один месяц, но, если речь идет о жалобе на вступившее в силу решение, то этот срок может быть увеличен на 15 рабочих дней для получения от нижестоящей инспекции необходимых документов (п. 3 ст. 140 НК РФ). Вот и выходит, что у инспекции есть почти два месяца для законной проверки доводов, изложенных в жалобе, а отведенный Налоговым кодексом налогоплательщику на составление жалобы год сжимается до одного месяца. Так что затягивать с обжалованием решения, уже вступившего в силу, тоже не стоит. Обратите внимание, что в этом случае жалобу надо направлять непосредственно в УФНС, а не в инспекцию, принявшую решение.

Примечание

Ситуации, связанные с обжалованием решений об отказе в возмещении НДС, мы рассмотрим в следующей статье.

В процессе ведения бизнеса предприниматель может столкнуться с несправедливым действием или бездействием налоговой службы. Однако у него всегда есть возможность обратиться в вышестоящие инстанции и оспорить ее действия. Безусловно, это нужно делать в случае абсолютной уверенности в своей правоте. В нашем материале мы рассмотрим, как пожаловаться на налоговую инспекцию.

Принимаем к сведению

Налоговый орган в течение трех дней со дня подачи жалобы обязан направить ее в главную управляющую инстанцию. Лицо, в отношении которого были совершены незаконные действия со стороны налоговой службы или ее сотрудника, может в течение одного года подать жалобу, причем с момента, когда им были выявлены неправомерные действия (ст. 139 НК РФ).

Решение по делу рассматривается и принимается в течение 15 дней со дня принятия заявления. Срок может быть продлен указанием главы управления на 15 дней дополнительно. В случае если положительное решение не вынесено вышестоящим отделением ФНС в указанные сроки, лицом подается апелляционная жалоба (ст. 139.1 НК РФ).

Решение по делу рассматривается и принимается в течение 15 дней со дня принятия заявления.

При неудовлетворительном решении вопроса лицо может обратиться в судебный орган. В течение 10 дней с момента передачи в руки налогоплательщика постановления по его делу со стороны вышестоящей инстанции можно написать исковое заявление в суд. Рассмотрение дела проводится в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством (ст. 142 НК РФ).

Формат и особенности заполнения

Оформление жалобы на налоговое отделение можно осуществить онлайн в электронном формате или написать от руки, заполнив распечатанный бланк. Документ должно подписать лицо, которое запускает процесс, или его представитель.

Жалоба содержит следующую информацию:

  • Реквизиты компании (Ф.И.О. и место проживания жалующегося лица).
  • Обжалуемые документы (акт налоговой, неправомерные действия, бездействие по факту).
  • Информация (адрес, местоположение) налоговой, на которую подается жалоба.
  • Причины и основания для подачи.
  • Требования жалующегося субъекта.
  • Контактные данные и способ получения постановления по делу.

К форме могут быть приложены дополнительные документы, свидетельствующие о неправомерных действия или отсутствии необходимых мер со стороны налоговой. Данного формата следует придерживаться и при оформлении апелляционной жалобы (ст. 139.2 НК РФ).

Образец формы можно посмотреть .

Управление ФНС сможет оставить без рассмотрения жалобу в случаях:

  • Если она подана с нарушением порядка, прописанного в ст. 139.2 НК РФ.
  • В заявлении отсутствуют ненормативные акты налоговой, не указаны конкретные действия, в результате которых были нарушены права жалующегося лица.
  • Нарушены сроки подачи.
  • Жалоба была отозвана в полном или частичном объеме лицом, подавшим ее.
  • В ФНС уже направлялось ранее аналогичное заявление от этого лица.
  • До вынесения решения налоговая инспекция устранила заявленные нарушения.

Отклонить жалобу ФНС может в течение 5 дней со дня ее получения. Лицо, в отношении которого совершились неправомерные действия со стороны налоговой, может повторно обратиться с жалобой (ст. 139.3 НК РФ).

Заключение

Каждое лицо, в отношении которого было совершено неправомерное действие или бездействие со стороны налоговой, может заявить об этом в вышестоящие инстанции. При вынесении решения, которое не удовлетворяет заявителя, он направляет апелляционную жалобу или обращается в судебный орган. В случае если правонарушения имеют уголовный уклон, заявление подается в прокуратуру.

Закон надо чтить, причем делать это должны не только налогоплательщики, но и налоговики. Вот как раз они об этом часто забывают. Правда, ФНС России сообщила о сокращении количества жалоб налогоплательщиков (фирм и предпринимателей) на 12% (за 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года). Да, имеет место сокращение досудебных налоговых споров, да, налоговики учитывают судебную практику. И все же закон при налоговых мероприятиях соблюдается далеко не всегда. И что делать, если нарушение налицо?

Выбор способа защиты

Путей несколько. Можно выбрать только один, можно сочетать несколько, но какие именно? Может показаться казусом, но спросить об этом можно прямо у налоговиков. Ведь, как известно, налоговые органы должны бесплатно информировать налогоплательщиков в том числе и о правах налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Это можно сделать:

  • по телефону (8-800-222-22-22);
  • по Интернету (http://www.nalog.ru);
  • лично или письменно (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23 или по адресу своей налоговой инспекции).

Надо помнить, что при письменном обращении на ответ отводится 30 дней (которые с успехом могут быть использованы для затягивания времени, с тем чтобы, например, истек срок исковой давности).

Вверх, к начальству

Обращение к вышестоящему должностному лицу налогового органа весьма действенная мера, которая позволяет при этом сохранить неплохие отношения.

Самый удобный способ обращения - через личный кабинет на сайте nalog.ru. Несмотря на "инновационность" способа, на него полностью распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный законом (имеется в виду Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ, который, несмотря на название, применяется и для обращений юридических лиц). В общем-то не имеет значения, в какой форме вы обращаетесь - с заявлением или с жалобой. Главное - это соблюсти единые требования и указать:

  • Ф.И.О. адресата - должностного лица, к которому вы обращаетесь (или его должность);
  • свои Ф.И.О.;
  • адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть обращения -

и все это подписать (собственноручно или соответствующей электронной подписью). Подтверждающие документы прилагаются по необходимости и при наличии.

Отказать в принятии обращения адресат не вправе, оно в любом случае должно быть принято, зарегистрировано (в течение 3 дней со дня поступления) и рассмотрено (в течение 30 календарных дней со дня его регистрации). Должностное лицо вправе переслать ваше письмо другому лицу, если решение затронутого вами вопроса вне его компетенции.

Ответ направляется или в письменной форме, или по электронной почте, или через личный кабинет (зависит от того, какой способ вы указали в обращении). Вообще без ответа обращение остается в строго определенных случаях:

  • заявитель забыл указать свою фамилию или адрес для ответа;
  • в обращении употреблены непарламентские (нецензурные или оскорбительные) выражения, а также угрозы;
  • текст нечитаемый и (или) содержит вопрос, на который уже неоднократно давались ответы, и новых аргументов нет.

В случае (хотя это и маловероятно) если должностное лицо нарушит порядок рассмотрения обращения, то есть основания ставить вопрос об административной ответственности (штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.59 КоАП РФ)).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган

Налогоплательщики вправе обжаловать:

  • акты налоговых органов ненормативного характера;
  • действия или бездействие их должностных лиц, -

если, по их мнению, акты, действия (бездействие) нарушают их права. Обращение может быть оформлено как (подается на решение, не вступившее в законную силу) или как жалоба традиционная. Традиционная жалоба подается для оспаривания:

  • акта ненормативного (т.е. индивидуально определенного, разового, относящегося к конкретному налогоплательщику) характера, уже вступившего в законную силу;
  • действий (бездействий) должностных лиц, в том числе решения о или зачета, "заморозке" счетов, привлечении к ответственности, доначислении налога и пени и т.д.

Оба вида жалоб направляются строго через налоговую инспекцию, принявшую оспариваемое решение или допустившую незаконные действия (бездействие), которая в течение трех дней со дня поступления направляет и , и ее материалы в вышестоящий налоговый орган.

Обратите внимание: получив обычную (не апелляционную) жалобу, налоговики обязаны принять меры по устранению нарушений прав заявителя и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в трехдневный срок со дня устранения нарушений (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Обычная жалоба подается в течение года со дня:

  • когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о нарушении своих прав;
  • , если обжалуется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается только до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Требования к форме и содержанию обеих жалоб идентичны, а вот само обращение возможно подать только в письменной форме, через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи (по электронной почте нельзя). Указываются помимо общих данных (Ф.И.О., наименования, адреса, способов получения ответа и т.д.):

  • реквизиты обжалуемого акта ненормативного характера, действия (бездействие);
  • наименование налогового органа, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования заявителя.

К жалобе могут быть приложены:

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
  • расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

С документами есть такого рода нюанс: документы, представленные вместе с жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснение причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ). Налоговики часто понимают это так: документы можно принимать во внимание только в том случае, если заявитель сможет обосновать причины, по которым невозможно было ранее представить их инспекции, решение которой обжалуется. Это не значит, что документы можно не принимать. Закон не требует от налогоплательщика документально подтверждать факт того, что было невозможно своевременно представить такие документы налоговому органу, решение которого обжалуется. Суды указывают, что:

  • НК РФ (п. 4 ст. 140 НК РФ) обязывает заявителя представить пояснения относительно причин невозможности представления указанных документов в ходе проверки (постановление АС Поволжского округа от 12.08.2015 N Ф06-26273/2015 по делу N А55-22321/2014);
  • налоговики не вправе отказать в рассмотрении представленных документов по причине документального неподтверждения налогоплательщиком факта, изложенного в предоставленных пояснениях: по сути это предъявление дополнительных требований, не предусмотренных НК РФ, положения которого обязывают представить только пояснения (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 N 11АП-2554/2015).

"Пояснения" - это не то же самое, что "документальное подтверждение" (см., например, ст. 88 НК РФ). Так что если вышестоящий налоговый орган отказался рассматривать дополнительные документы со ссылкой на то, что документального подтверждения отсутствия спорных документов на момент проведения проверки и принятия решения по ее результатам не представлено, то суд, скорее всего, сочтет эту позицию неправомерной. Тем более что в случае представления дополнительных доказательств налоговики вправе просить суд объявить перерыв или отложить заседание, дав им возможность ознакомления и представления опровергающих их доказательств (п. 78 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Оспаривание не приостанавливает исполнение обжалуемого акта, но есть исключение. В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности (или решения об отказе в привлечении к ответственности) исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено. Для этого помимо жалобы надо представить:

  • заявление о приостановлении;
  • банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога (сбора, пеней, штрафа), не уплаченного по обжалуемому решению.

Варианты решений по итогам рассмотрения жалобы:

  • оставить без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменить решение налоговой инспекции (полностью или в части);
  • отменить решение и принять новое;
  • признать действия (бездействие) должностных лиц инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Следует заметить, что и решение вышестоящего налогового органа может быть обжаловано (в ФНС России в течение 3 месяцев со дня принятия).

К прокурору

Поражает невероятное разнообразие способов обращения. Помимо традиционных способов (письменно, устно, в электронном виде, через интернет-приемную) могут быть использованы даже телеграф и факс.

Для формальных подробностей имеет смысл изучить Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (утв. Приказом Генерального прокурора от 30.01.2013 N 45), они размещены в открытом доступе на официальном сайте Генеральной прокуратуры (genproc.gov.ru). Там же, кстати, имеется и интернет-приемная. Чтобы избежать разочарований, надо понимать, что предметом прокурорского надзора помимо прочего является соблюдение Конституции РФ и законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, основание для принятия мер прокурорского реагирования - сообщение о нарушениях законодательства, прав, свобод и интересов (как человека и гражданина, так и юридических лиц и предпринимателей). На практике это означает, что от прокурора нет смысла требовать, например, пересчитать расчет, произведенный налоговиками, зато можно обратиться при нарушении процедуры налоговой проверки, взыскания налога и т.д.

Обращение в органы прокуратуры может быть оформлено как заявление или жалоба, но в любом случае должно содержать:

  • наименование органа прокуратуры (Ф.И.О., должность адресата);
  • Ф.И.О. заявителя, адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть вопроса;
  • подпись и дату.

Обращение может быть направлено как в прокуратуру по месту нахождения заявителя, так и в прокуратуру по месту нахождения налоговой инспекции, на которую жалуются.

Установив факт нарушения, прокурор должен внести представление об устранении нарушений закона в налоговую инспекцию (должностному лицу), в чьей компетенции устранить нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Весьма действенны и иные меры прокурорского реагирования:

  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • направление прокурором должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона.

Бывает, хотя и нечасто, что и прокуроры оступаются. Тогда остается обращаться только в суд. Так, налогоплательщик направил в УФНС заявление, содержащее сведения об уклонении от уплаты налогов группой предпринимателей, и подтверждающие документы на 48 листах. Материалы были переданы в соответствующую налоговую инспекцию, но уже на 9 листах. Потеря 39 листов наводила на мрачные мысли, и налогоплательщик просил прокуратуру провести тщательную проверку вышеуказанных фактов и рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица к соответствующему виду ответственности (административной или уголовной). Судом признано незаконным бездействие прокуратуры, выразившееся в непринятии решения об административной ответственности должностного лица УФНС, непредоставлении ответа на заявление о возбуждении уголовного дела, на руководителя указанного заинтересованного лица возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя (апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.01.2014 по делу N 33-532/2014).

В суд, но не сразу

НК РФ устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 138 НК РФ). В суд можно обращаться не только тогда, когда вышестоящий налоговый орган не прислушался к вашим жалобам, но и тогда, когда он просто их проигнорировал, не приняв решение вообще. Кстати, обжаловать решение вышестоящего органа можно сразу в суд, без обращения еще в более вышестоящий.

Сейчас не будем затрагивать благородное дело обжалования нормативных правовых актов налоговых органов (для желающих будет обязательным изучение главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)).

Сосредоточимся на более распространенном и приземленном - обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Формы обращения в суд такие (ст. 4 АПК РФ):

  • исковое заявление - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
  • заявление - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
  • жалоба - при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Налогоплательщик (неважно, гражданин или организация) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если он полагает, что ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие):

  • не соответствуют закону (иному нормативно-правовому акту);
  • нарушают его предпринимательские и экономические права и интересы;
  • обязывают что-то делать без законных оснований;
  • иным способом препятствуют осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок подачи заявления - три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (если иное не установлено федеральным законом), но срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Требования к заявлению указаны в статье 125 АПК РФ (ч. 1, п. 1 - 2 и 10 ч. 2, ч. 3). В частности, там должны быть указаны:

  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением или действиями (бездействием);
  • законы и иные нормативно-правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение или действия (бездействие), -

а также заявлено требование о признании ненормативно-правового акта недействительным (решений, действий (бездействия) - незаконными).

Такого рода дела должны быть рассмотрены судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления (этот срок включает в себя и подготовку дела к судебному разбирательству, и принятие решения по делу, если иной срок не предусмотрен законом). Продление возможно до шести месяцев председателем суда по мотивированному заявлению судьи. Основания для продления - особая сложность дел, значительное число участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст. 259 АПК РФ). Далее возможно рассмотрение дела в порядке кассации (если это не запрещено законом (п. 1 ст. 273 АПК РФ)) в срок не более двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда (если иное не предусмотрено АПК РФ (ст. 276 АПК РФ)). А далее возможен пересмотр в порядке надзора Президиумом ВС РФ (гл. 36.1 АПК РФ) в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

Кому надо знать: руководителю, бухгалтеру, юристу.

С введением института обязательного досудебного обжалования решений налоговых органов о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за налоговые правонарушения налогоплательщик уже привык к тому, что до направления заявление в суд, необходимо подготовить соответствующую жалобу в вышестоящий налоговый орган.

Применительно к обжалованию решений можно сказать, что в сознании рядового налогоплательщика сформировалось представление о том, что вышестоящими налоговыми органами могут быть только Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации. Данные представления основаны и на текстах решений налоговых инспекций, в которых разъясняется право налогоплательщика обжаловать указанное решение в конкретное управление.

Вместе с тем, вышестоящим по отношению к любому налоговому органу городского, районного или межрайонного уровня (далее - ИФНС), а равно по отношению к Управлению ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - УФНС) является Федеральная налоговая служба, то есть ее центральный аппарат.

Таким образом, налогоплательщик вправе последовательно обжаловать неустраивающее его решение налогового органа низового уровня в УФНС и далее - в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС России).

К подаче жалобы в ФНС России применимы все правила, установленные ст.138 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе касающиеся сроков подачи жалобы и ее рассмотрения.

Ниже рассмотрим два случая исчисления сроков в зависимости от того, было ли решение нижестоящего налогового органа обжаловано в УФНС в апелляционном порядке или нет.

Допустим, что налогоплательщик пропустил десятидневный срок обжалования решения в УФНС, тогда вступившее в силу решение налогового органа по усмотрению заинтересованного в обжаловании лица можно обжаловать в течение одного года в УФНС или ФНС либо также в годичный срок написать жалобу в УФНС, дождаться ответа на нее и не позднее трех месяцев обжаловать данный ответ в ФНС России.

Если же налогоплательщик воспользовался правом апелляционного обжалования, то вступившее в силу решение нижестоящего налогового органа и решение УФНС по жалобе, которым было утверждено решение ИФНС, могут быть обжалованы в трехмесячный срок в ФНС России.

Срок рассмотрения обращения налогоплательщика в ФНС России составляет один месяц со дня регистрации соответствующего обращения и может быть продлен еще на 15 дней в случае необходимости запроса документов от ИФНС.

Жалобу налогоплательщику следует подавать непосредственно в ФНС России (127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23). Для контроля срока получения жалобы ФНС России мы рекомендуем направлять жалобу с уведомлением о вручении либо отлеживать движение регистрируемого почтового отправления с помощью сервиса сайта www.russianpost.ru.

О результатах рассмотрения жалобы налогоплательщика можно узнать, получив входящий номер в экспедиции ФНС России - подразделении, отвечающим за прием и регистрацию обращений, и затем обратившись в соответствующий отдел, которому поручено подготовка ответа на обращение.

Стоит обратить внимание на то, что ФНС России по телефону не сообщает налогоплательщику, удовлетворена его жалоба или нет, ограничиваясь указанием даты направления ответа в адрес обратившегося. Данное «молчание» ФНС можно, как правило, преодолеть, сделав звонок в отдел досудебного аудита соответствующего УФНС, до которых центральный аппарат доводит информацию по жалобам в оперативном порядке с использованием электронной почты. По крайне мере так дела обстоят в Свердловской области.

Теперь о выгодах обжалования решений в ФНС России на примере одного из дел, в котором принимали участие специалисты нашей компании.

Налогоплательщику по результатам выездной налоговой проверки были начислены налоги, пени и штрафы. Представление индивидуальным предпринимателем возражений привело к назначению дополнительных мероприятий налогового контроля с целью проверки информации налогоплательщика и подтверждения первоначальных выводов ИФНС.

После проведения дополнительных контрольных мероприятий налоговый орган направил предпринимателю уведомление о назначении места, времени и даты рассмотрения материалов проверки (с учетом дополнительно полученных сведений). Посчитав, что налогоплательщик был надлежаще уведомлен, ИФНС вынесло решение о привлечении индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности.

Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик направил апелляционную жалобу в УФНС, а затем, когда УФНС полностью в своем решении поддержало нижестоящий налоговый орган, и в ФНС России.

Как было уставлено в ходе рассмотрения жалоб, уведомление налогоплательщику, во-первых, вручено не было, а, во-вторых, было подписано не начальником или заместителем начальника налогового органа, а инспектором, проводившим проверку. Что интересно, указанные нарушения порядка рассмотрения материалов налоговой проверки были оценены УФНС как несущественные и не влекущие автоматическую отмену решения нижестоящего налогового органа, тогда как, по мнению ФНС России, допущенные ИФНС отступления от установленной Налоговым кодексом процедуры настолько серьезны, что решение налогового органа, а также решение УФНС по апелляционной жалобе следует признать незаконными в полном объеме и отменить.

Иными словами, несмотря на желание УФНС всеми способами сохранить честь мундира, закрыв глаза на явные нарушения нижестоящего налогового органа, центральный аппарат ФНС России все же имеет в определенных случаях смелость рассмотреть дело объективно, чем необходимо пользоваться каждому налогоплательщику, настроенному на свою активную защиту.