Объекты налога на имущество организаций. Налог на имущество юридических лиц: ставка и база платежа

Накануне нового налогового периода полным ходом продолжается корректировка законодательной базы. Закон, о котором мы сегодня поговорим, вносит поправки в расчет налога на имущество в городе Москве.

Изменения касаются только тех организаций, которые платят налог на имущество , определяя его налоговую базу как кадастровую стоимость объекта недвижимости.

Закон города Москвы от 18 ноября 2015 №60 «О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций» ввел значительные поправки в порядок определения налоговой базы:

  • отменил ограничение по площади (3000 кв. метров) для административно-деловых и торговых центров;
  • общую площадь отдельно стоящих зданий и сооружений, которые используются для размещения административных, торговых центров, уменьшил с 2000 кв. метров до 1000 кв. метров.

Таким образом, продолжил вовлечение все большего количества организаций к уплате налога на имущество по кадастровой стоимости объектов недвижимости, что, несомненно, ухудшает положение налогоплательщиков. Уточним, что эти изменения вступают в силу с 2017 года.

В отношении нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах и используемых для организации в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, законом уточнено требование к площади (3000 кв. метров), что это площадь не каждого нежилого помещения («старая» редакция Закона), а «общая».

Статья 1.1 Закона дополнена пунктами 5 и 6, которые добавляют в базу для налогообложения по кадастровой стоимости отдельно стоящие нежилые здания, помещения в них, которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Москвы.

Обязательное условие: эти нежилые помещения предназначены или используются для размещения в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Все эти изменения вступают в силу с 2017 года.

Изменения, которые будут действовать с января 2016 года

Прежде всего, снижена налоговая нагрузка на налогоплательщика: уменьшена ставка налога в 2016 году до 1,3 процента, вместо 1,5 процентов, утвержденных в прошлой редакции закона. В 2017 году ставка налога составит 1,4 процента вместо 1,8, в 2018 году - 1,5 процента вместо 2.

Больше организаций, владеющих объектами недвижимости, смогут воспользоваться льготой, в виде понижающего коэффициента 0,1 к налоговой ставке. В следующем году льгота будет применима для «объектов розничной торговли, банковских операций по обслуживанию физических лиц, туристической деятельности, деятельности в области искусств» (пункт 2 части 3 статьи 2).

Кроме того, воспользоваться льготой смогут организации - владельцы недвижимости, расположенной на цокольном этаже (пункт 3 части 3 статьи 2).

Есть условие: должны одновременно соблюдаться все требования части 3 статьи 2 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций».

Когда еще не был утвержден этот закон, ожидаемые изменения анонсировались, как, в большей мере, улучшающие положение налогоплательщиков в наше непростое, кризисное время. Получилось по-другому. Многие налогоплательщики почувствуют это в 2017 году.

Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов РФ и с момента введения обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные ) органы субъектов РФ определяют:

  • налоговую ставку в пределах, предусмотренных НК РФ;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Законами субъектов РФ могут также устанавливаться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Налогоплательщиками являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объект налогообложения предусмотрен для российских и иностранных организаций.

Объектом налогообложения для российских организаций является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 cт. 374 НК РФ). В том числе к объектам налогообложения относится имущество:

  • переданное во временное владение (пользование, распоряжение или доверительное управление);
  • внесенное в совместную деятельность;

Объект налогообложения для иностранных организаций зависит от того, осуществляется их деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство или нет. Если деятельность организации связана с постоянным представительством, то объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество (основные средства), а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

Для иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность через постоянные представительства, объектом налогообложения признается недвижимое имущество:

  • находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранной организации на праве собственности;
  • полученное по концессионному соглашению.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся:

  • земельные участки;
  • участки недр;
  • все, что прямо связано с землей;
  • здания (сооружения, объекты незавершенного строительства);
  • подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2013 к объектам налогообложения не относилось движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве объектов основных средств. Движимое имущество, принятое налогоплательщиком на учет в качестве основных средств до этой даты, являлось объектом налогообложения и подлежало налогообложению.

Согласно положениям Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2015 движимое имущество является объектом налогообложения (за исключением отдельных объектов основных средств).

ЭТО ВАЖНО

Объектами налогообложения не являются основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ.

В первую амортизационную группу включены основные средства со сроком полезного использования от одного года до двух лет включительно. Это, как правило, недолговечное имущество. Во вторую амортизационную группу включены основные средства со сроком использования от двух лет до трех лет включительно (компьютеры, принтеры, серверы, модемы, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей, производственный и хозяйственный инвентарь).

Указанные основные средства с 2015 г. не являются объектами налогообложения независимо от того, когда они были приняты организацией на учет.

Что касается движимых основных средств третьей-десятой амортизационных групп, приобретенных в 2015 г., то они являются объектом налогообложения. Однако к ним применима налоговая льгота (за некоторым исключением). Соответствующие разъяснения по этому поводу даны в письме ФНС России от 20.01.2015 № БС-4-11/503 «О налоге на имущество организаций» (далее — письмо ФНС России № БС-4-11/503). При этом льгота применяется к движимому имуществу, принятому на учет в качестве основных средств в 2013 г. и позже.

Льгота не распространяется лишь на объекты движимого имущества, принятые на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Таким образом, если организация получила движимое имущество в ходе реорганизации или ликвидации юридического лица, то она является плательщиком налога на имущество с 2015 г. в обычном порядке (письма Минфина России от 16.01.2015 № 03-05-05-01/503, 29.12.2014 № 03-05-05-01/68233; письмо ФНС России № БС-4-11/503).

Видимо, эта норма внесена в налоговое законодательство, чтобы предприятия не проводили реорганизацию или ликвидацию юридического лица с целью вывода движимого имущества из-под налогообложения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Если организация изменила свое наименование в связи с приведением учредительных документов в соответствие нормам ГК РФ, она имеет право пользоваться льготой для движимого имущества, то есть не платить налог на имущество с движимых основных средств, принятых на учет в 2013 г. и позже.

Подробный перечень льгот по налогу на имущество организаций представлен в ст. 381 НК РФ.

НАЛОГОВАЯ БАЗА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Для исчисления налога на имущество организаций необходимо знать особенности формирования налоговой базы.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ).

В отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января отчетного года в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Налоговая база как

Если налоговая база — среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, то такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с этим имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.

Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость этих объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа. Износ исчисляется по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговая база как среднегодовая стоимость имущества (СргСт

СргСт = (ОС 1 + ОС 2 + ОС 3 + ОС 4 + … + ОС 12 + ОС 13) / (12 + 1), (1)

где ОС 1 , ОС 2 , ОС 3 , …, ОС 12 — остаточная стоимость имущества на 1 января, 1 февраля, 1 марта, …, 1 декабря налогового периода;

12 — число месяцев налогового периода.

В остаточную стоимость имущества не включается стоимость имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Рассмотрим практический пример расчета налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества.

ПРИМЕР 1

В организации розничной торговли, расположенной на территории субъекта РФ, остаточная стоимость имущества по данным бухгалтерского учета на 1-е число каждого месяца налогового периода составила:

  • на 1 января — 200 000 руб.;
  • на 1 февраля — 190 000 руб.;
  • на 1 марта — 180 000 руб.;
  • на 1 апреля — 170 000 руб.;
  • на 1 мая — 160 000 руб.;
  • на 1 июня — 150 000 руб.;
  • на 1 июля — 140 000 руб.;
  • на 1 августа — 130 000 руб.;
  • на 1 сентября — 120 000 руб.;
  • на 1 октября — 110 000 руб.;
  • на 1 ноября — 100 000 руб.;
  • на 1 декабря — 90 000 руб.

Остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (31 декабря) — 80 000 руб.

Используя формулу (1), определим среднегодовую стоимость имущества :

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000 + 130 000 + 120 000 + 110 000 + 100 000 + 90 000 + 80 000) / (12 + 1) = 140 000 (руб .).

По итогам отчетного периода (первого квартала, полугодия, 9 месяцев, календарного года) рассчитывают среднюю стоимость имущества. Формула расчета средней стоимости имущества за отчетный период (СрСт ):

СрСт = (ОС 1 + ОС 2) / (К + 1), (2)

где ОС 1 — остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода;

ОС 2 — остаточная стоимость имущества на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом;

К — количество месяцев отчетного периода.

ПРИМЕР 2

Используем данные примера 1 и рассчитаем среднюю стоимость имущества организации розничной торговли за отчетный период.

Средняя стоимость имущества:

  • за первый квартал:

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000) / (3 + 1) = 185 000 (руб.);

  • за первое полугодие:

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000) / (6 + 1) = 170 000 (руб.);

  • за девять месяцев:

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000 + 130 000 + 120 000 + 110 000) / (9 + 1) = 155 000 (руб.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать по налогу отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ).

Чтобы определить авансовые платежи и сумму налога на имущество организаций , необходимо знать налоговую ставку.

Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2 % (при условии, что налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества).

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) видов имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Для отдельных объектов имущества (железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии электропередач и т. д.) предусмотрены пониженные ставки налога. До 2013 г. эти виды имущества относились к льготной категории имущества.

Авансовый платеж по итогам каждого отчетного периода равен ¼ произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества за отчетный период.

ПРИМЕР 3

На основании данных примера 2 рассчитаем авансовые платежи и сумму налога на имущество.

Авансовые платежи за отчетные периоды :

  • за первый квартал:

1/4 × (185 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 1017,5 руб.;

  • за первое полугодие:

1/4 × (170 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 935 руб.;

  • за девять месяцев:

1/4 × (155 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 852,5 руб.

Сума налога за налоговый период:

140 000 руб. × 2,2 % / 100 % = 3080 руб .

По итогам налогового периода в бюджет уплачивается разница между суммой налога и авансовыми платежами. Она составит 275 руб. (3080 - 1017,5 - 935 - 852,5).

Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы

Налоговая база по налогу на имущество организаций как кадастровая стоимость предусмотрена ст. 378.2 НК РФ. Кадастровая стоимость утверждается в отношении следующих видов недвижимого имущества , признаваемого объектом налогообложения :

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них;
  • нежилые помещения, которые в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, а также объекты недвижимости, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Это, как правило, дома, квартиры, приобретенные или построенные организацией для перепродажи, то есть те активы, которые отражаются на счете 41 «Товары» и счете 43 «Готовая продукция».

Применять кадастровую стоимость в качестве налоговой базы можно при следующих условиях:

  • фактическое использование здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения. Не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
  • фактическое использование здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания составляет не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы по административно-деловым и торговым центрам, жилым домам, нежилым и жилым помещениям возможна при одновременном соблюдении двух условий :

1) в субъектах РФ по месту нахождения данных объектов принят региональный закон, в котором установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости;

2) указанные объекты включены в региональный перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъектов РФ.

Региональный перечень объектов недвижимости устанавливается на определенный год не позднее 1-го числа этого года и в течение данного срока не меняется. Если в течение года выявлены объекты, не учтенные в данном периоде, они включаются в перечень в следующем году (п. 10 ст. 382 НК РФ). Следовательно, в течение года новые объекты в данный перечень не добавляются. Это подтверждено и письмом ФНС России от 28.04.2015 № БС-4-11/7315.

По таким объектам налог на имущество должен исчисляться в общеустановленном порядке — исходя из среднегодовой стоимости имущества.

Особого внимания заслуживает вопрос о налоговой базе в отношении жилых домов и жилых помещений, учитываемых на балансе организаций в качестве товаров или готовой продукции.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости. На основании этого закона налоговые органы в своем письме от 23.04.2015 № БС-4-11/7028@ «О налоге на имущество организаций» сделали вывод, что дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, если:

  • данные объекты учтены в государственном кадастре объектов недвижимости;
  • имеется соответствующий закон, устанавливающий исчисление налоговой базы по этим объектам.

Если законом субъекта РФ не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении такой недвижимости, то она не облагается налогом на имущество организаций.

Соответствующие разъяснения дал и Минфин России (письма от 08.04.2015 № 03-05-05-01/19690 и № 03-05-05-01/19749).

Рассматривая кадастровую стоимость в целом как налоговую базу, следует отметить следующее.

Если в течение налогового периода кадастровая стоимость менялась, то это изменение не учитывается за текущий и предыдущий налоговый период (абз. 1 п. 15 ст. 378 НК РФ). Данное изменение не учитывается и в будущих периодах (за исключением отдельных случаев). Налог на имущество организаций должен начисляться исходя из новой кадастровой стоимости, если она пересмотрена:

  • из-за технической ошибки, допущенной Росреестром (кадастровой палатой) при ведении государственного кадастра недвижимости. В этом случае измененная кадастровая стоимость учитывается с начала налогового периода, в котором была допущена ошибка;
  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой оценки объектов недвижимости. В данном случае новая кадастровая стоимость, установленная судом или комиссией, учитывается, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

При расчете налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта учитывается доля и срок владения таким объектом.

Если не определена кадастровая стоимость помещения, принадлежащего организации, но определена кадастровая стоимость здания, в котором оно находится, то налогоплательщик рассчитывает стоимость помещения самостоятельно . В этом случае налоговая база исчисляется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

Если налогоплательщик владеет объектом в течение неполного налогового периода, расчет налоговой базы производится с учетом специального коэффициента (п. 5 ст. 382 НК РФ). Коэффициент (К ) рассчитывается следующим образом:

К = К 1 / К 2 , (3)

где К 1 — количество полных месяцев владения объектом;

К 2 — количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

С 01.01.2016 организации, владеющие объектами недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения , должны оценивать эти объекты исходя из кадастровой стоимости (в 2014-2015 гг. оценка производилась исходя из среднегодовой стоимости имущества).

По имуществу, внесенному в паевой инвестиционный фонд и включенному в соответствующий региональный перечень, налоговая база как кадастровая стоимость применяется с 01.01.2015 (письмо ФНС России от 08.05.2014 № БС-4-11/8853@ «О налоге на имущество организаций»).

Не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество утвержденный региональный перечень должен быть размещен на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости, включенного в региональный перечень, можно получить на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru ). Для целей налогообложения желательна официальная информация о кадастровой стоимости имущества или справка по состоянию на 1-е число налогового периода.

В 2014 г. четыре субъекта РФ приняли соответствующий региональный закон о кадастровой стоимости имущества (Москва, Московская, Амурская и Кемеровская области). В 2015 г. соответствующие законы были приняты еще в 30 субъектах РФ. Однако в четырех субъектах РФ региональный перечень не был утвержден, а в Рязанской области закон вступил в силу с 01.01.2016.

Для города Москвы перечень объектов, расчет налога по которым базируется на кадастровой стоимости, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП (действует с 01.01.2015).

Ставки налога на имущество зависят от налоговой базы . Если налоговая база — кадастровая стоимость имущества, то налоговая ставка не может превышать:

  • для города федерального значения Москвы: в 2014 г. — 1,5 %, в 2015 г. — 1,7 %, в 2016 г. и последующие годы — 2,0 %;
  • для иных субъектов РФ: в 2014 г. — 1 %, в 2015 г. — 1,5 %, в 2016 г. и последующие годы — 2,0 %.

НА ЗАМЕТКУ

Правительство Москвы пересмотрело налоговые ставки, которые будут применяться при расчете налога в 2016-2018 гг. по кадастровой стоимости. В частности, ранее установленная ставка на 2016 г. уменьшена с 1,5 до 1,3 %, на 2017 г. — с 1,8 до 1,4 %, а на 2018 г. — с 2,0 до 1,5 %.

Указанные налоговые ставки применяются с коэффициентом 0,1 в отношении нежилых помещений в случае, если они одновременно удовлетворяют следующим критериям :

  • расположены в зданиях (строениях, сооружениях), налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;
  • используются для размещения объектов общественного питания, объектов розничной торговли, бытового обслуживания, для осуществления банковских операций по обслуживанию физических лиц, туристской деятельности (деятельности туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом), деятельности в области исполнительских искусств, деятельности музеев, коммерческих художественных галерей и (или) деятельности в области демонстрации кинофильмов;
  • расположены на цокольном, первом и (или) втором этажах зданий (строений, сооружений), непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением. Перечень пешеходных зон и улиц с интенсивным пешеходным движением утверждается Правительством Москвы.

Расчет налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта покажем на примере.

ПРИМЕР 4

По состоянию на 01.01.2015 на балансе организации числится объект недвижимости — здание торгового центра. Кадастровая стоимость объекта — 50 000 000 руб., ставка налога — 1,2 % .

Сумма налога на имущество за 2015 г . составит:

50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 600 000 руб .

Авансовые платежи — это произведение налоговой ставки и одной четверти кадастровой стоимости имущества.

Авансовые платежи на отчетные периоды:

  • за первый квартал:
  • за первое полугодие:

1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.;

  • за девять месяцев:

1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.

Сумма авансовых платежей за отчетные периоды составит:

150 000 руб. × 3 = 450 000 руб .

По итогам налогового периода организация уплатит в бюджет налог в размере 150 000 руб . (600 000 руб. - 450 000 руб.).

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА, АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ

Налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.

По имуществу, которое находится на балансе российской организации , налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения данной организации (с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 384, 385 и 385.2 НК РФ).

Иностранные организации , осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по месту постановки представительств на учет в налоговых органах.

Если налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, то уплата налога и авансовых платежей производится по месту нахождения объекта недвижимого имущества .

ЭТО ВАЖНО

Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, налоговые декларации — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Нужно отметить, что в настоящее время имеются случаи, когда суды выносят решения о незаконном включении строений организаций в перечень объектов недвижимости, для которых налоговая база — кадастровая стоимость (Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2015 № 5-АПГ 15-4).

В письме ФНС России от 28.04.2015 № БС-4-11/7315 «О налоге на имущество организаций» отмечено следующее: если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в него объекта недвижимости, то налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость. Корректировка налоговой базы в данном случае не производится.

Если декларация по налогу на момент решения суда уже была сдана, то организация должна подать в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию. Это необходимо сделать и в том случае, когда в результате перерасчета была выявлена излишне уплаченная сумма налога.

Особенности исчисления налога на имущество организаций не позволяют проводить соответствующую корректировку налоговой базы прошлого года в текущем налоговом периоде.

Г. А. Горина, проф. кафедры налогов и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова, канд. экон. наук

Налог на имущество при УСН компании платят только с кадастровой стоимости недвижимости. Надо ли в 2016 году платить этот налог вашей компании? Поможет пошаговая инструкция.

Возникает много вопросов в отношении уплаты налога на имущество, в том числе, у индивидуальных предпринимателей. О том, как уплачивают налог на имущество физических лиц ИП , .

В этой статье речь пойдет только об организациях — они, как известно, платят налог на имущество организаций.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Объекты налога на имущество организаций

Как определить, нужно ли вам платить налог имущество организаций или нет? Следуйте следующей пошаговой инструкции.

Шаг 1. Определяем, есть ли в собственности организации объекты недвижимости. Налог платят собственники, а не арендаторы объектов недвижимости. Объект учтен на счете 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Шаг 2 . Определяем, относится ли наш объект к недвижимости, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость. Для этого обратимся к перечню, приведенному в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса.

Шаг 3. Если вы нашли свой объект недвижимости в перечне из п. 1 ст. 378.2 НК РФ, то необходимо уточнить: попадает ли такая недвижимость в региональные списки объектов, налог по которым рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости. Эти списки утверждаются органами исполнительной власти регионов. Размещаются они на сайтах субъектов РФ или региональных министерств имущественных отношений (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Шаг 4 . Если вы нашли свое имущество в региональном списке, то налог на имущество платить придется (даже если ваша компания применяет УСН). А если ваших объектов в таких списках нет, вам повезло: платить налог не нужно.

Совет : начните отслеживать на сайте правительства вашего субъекта РФ, обновились ли списки кадастровой стоимости в вашем регионе.

С каких объектов платить налог на имущество при УСН

Вот перечень объектов недвижимости, по которым налог на имущество считают с кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ):

  • административно-деловые, торговые центры и помещения в них;
  • нежилые объекты, предназначенные под офисы, торговые точки, объекты общепита и бытового обслуживания, или которые используют для этого;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, у которых в России нет постоянных представительств;
  • жилые дома и помещения, не учтенные на балансе в составе основных средств.

Объекты, которые не подлежат налогообложению

Если на балансе вашей компании есть, например, земельные участки, то по таким объектам платить налог на имущество не нужно. Поскольку участки не признаются объектами налогобложения (пп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ). Также не облагаются налогом на имущество:

  • имущество федеральных органов власти, используемое для нужд обороны;
  • объекты культурного наследия народов РФ;
  • объекты, связанные с ядерной отраслью (установки, хранилища и т д.);
  • ледоколы и прочие суда;
  • объекты космической отрасли;
  • движимое имущество, находящееся на балансе начиная с 01.01.2013 г.;
  • имущество, приобретаемое для перепродажи и т д.

Главное новшество, касающееся движимого имущества: налог отменен в отношении тех объектов, которые поставлены на баланс с 1 января 2013 года. При этом движимое имущество, принятое на баланс организации до 1 января 2013 г. продолжает облагаться налогом на имущество.

С 2016 года произошло всего два изменения по налогу на имущество организаций.

Изменили отчетные периоды для «кадастрового» налога на имущество

С 1 января 2016 года для недвижимости, по которой налог считается исходя из кадастровой стоимости, установлены следующие отчетные периоды: I квартал, II квартал, III квартал (п. 2 ст. 379 НК РФ). Налоговый период - по-прежнему календарный год.

Что в итоге поменялось?

Эта поправка устранила проблемы, возникавшие в 2015 году при расчете авансовых платежей по налогу в ситуации, когда недвижимость выбывала из собственности организации до октября. Организациям приходилось сначала уплачивать авансовый платеж за все отчетные периоды, а затем требовать возврата излишне уплаченной суммы (Письмо ФНС от 05.10.2015 № БС-4-11/17326@). Теперь же, благодаря «сокращенным» отчетным периодам, после выбытия объекта по нему уже не придется платить авансовый платеж.

Также помните, что субъекты РФ могут в принципе не устанавливать отчетные периоды. Поэтому, прежде чем уплачивать авансовые платежи и сдавать Расчет по налогу на имущество по итогам I квартала, проверьте ваш региональный закон.

Посмотреть сроки уплаты авансовых платежей и сдачи авансовых расчетов по всем регионам можно в нашем .

Ставка налога на имущество на 2016 год

Выросла максимальная ставка налога на имущество по недвижимости, налог по которой считается с кадастровой стоимости. Она стала составлять 2% (п. 1.1 ст. 380 НК РФ). Хотя субъект РФ может и не повышать ставку налога в своем регионе до максимального размера. К примеру, в Москве ставка налога на имущество на 2016 год составляет 1,3% (пп. 3 п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64).

Также увеличилась максимальная ставка для железнодорожных путей общего пользования, линий электропередачи, магистральных трубопроводов до 1,3% (п. 3 ст. 380 НК РФ).

Налог на имущество по остальным основным средствам

Для основных средств, база по которым считается исходя из остаточной бухгалтерской стоимости, в 2016 году ничего не поменялось. Отчетные периоды остались прежние: I квартал, полугодие и 9 месяцев.

Ставка налога по таким основным средствам не может превышать 2,2%. Конкретный размер ставки устанавливается субъектом РФ.

Налоги на недвижимое имущество в России регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговый кодекс постоянно находится в состоянии развития и динамично меняется. В среднем ежегодно в него вносится более 10 изменений в соответствии с новыми федеральными законами, а также определениями и постановлениями Конституционного Суда РФ. Меняются правила определения налоговой базы недвижимости и ставки налога на недвижимое имущество организаций.

Налог на недвижимость юридических лиц / организаций в 2016 году

Налог на недвижимое имущество юридических лиц регулируется 30 главой "Налог на имущество организаций" и 31 главой "Земельный налог" Налогового кодекса РФ. Согласно 30 главе, объектами налогообложения для организации является недвижимость, которая учитывается на балансе юридического лица как объекты основных средств. Налог на земельные участки и другие объекты природопользования регулируется 31 главой.

Основные изменения в налогообложении недвижимого имущества с 1 января 2014 года связаны с поправками к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в Российской Федерации.

1. Налог на недвижимость с кадастровой стоимости в 2016 году

В НК РФ введена Статья 378.2. "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества". В соответствии с данной статьей изменяется налоговая база со среднегодовой стоимости имущества на кадастровую стоимость недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода для отдельных объектов.

С 1 января 2014 года была изменена налоговая база для следующих объектов коммерческой недвижимости:

  • Налог на офисную недвижимость
    Бизнес-центры и офисные здания, административные здания, административно-деловые комплексы, здания коммерческого назначения, офисы и офисные помещения.
  • Налог на торговую недвижимость
    Торговые центры и комплексы, торговые объекты, объекты общественного питания (рестораны, кафе, столовые и т.д.), помещения бытового обслуживания
Здание относится к данным видам недвижимости при следующих условиях: фактическое использование здания в соответствии с кадастровым паспортом (использование не менее 20 процентов его общей площади) и (или) земельный участок, на котором расположено здание, имеет соответствующий вид разрешенного использования.

В каждом субъекте РФ уполномоченный орган исполнительной власти не позднее 1-го числа очередного налогового периода назначает перечень объектов недвижимости, по отношению к которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость и налоговые ставки для них.

Установленная налоговая ставка для данной недвижимости и нежилых помещений не может превышать следующих значений:

  • для города федерального значения Москвы: в 2014 году - 1,5 процента, в 2015 году - 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента;
  • для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году - 1,0 процента, в 2015 году - 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента.
По факту, налоговая ставка для объектов недвижимости, которая определяется исходя из кадастровой стоимости для города Москвы составляет: в 2014 году - 0,9%, в 2015 году - 1,2%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,4%, в 2018 году - 1,5%. При соответствии объекта недвижимости ряду критериев, к налоговой ставке может быть применен коэффициэнт 0.1. Для иного имущества ставка составляет 2,2%.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по месту нахождения недвижимости или нежилого помещения.

Для собственников такой коммерческой недвижимости швейцарская оценочная компания Swiss Appraisal рекомендует воспользоваться услугой по оспариванию кадастровой стоимости недвижимости и нежилых помещений для снижения налога . 2. Налог на землю и земельные участки в 2016 году

Налогообложению подлежат земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований или городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введен налог.

Налоговой базой для земельных участков выступает кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом или дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Налоговые ставки на земельные участки устанавливаются представительными органами муниципальных образований или городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

  • 0.3% кадастровой стоимости для:
    • Земель сельскохозяйственного назначения
    • Земельных участков под жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства
    • Земли для садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
    • Земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством
  • 1.5% кадастровой стоимости для иных земельных участков
Для владельцев и арендаторов земли и земельных участков оценочная компания Swiss Appraisal рекомендует воспользоваться