IX. Условия и порядок распределения прибыли и убытков

Понятие нераспределенной прибыли

Нераспределенная прибыль - это основной источник накопления имущества организации. Это часть валовой прибыли, оставшаяся после уплаты налога на прибыль в бюджет и создания целевых фондов для развития предприятия и социальных направлений.

В нормативной базе, регулирующей порядок ведения бухучета в РФ, под «чистой прибылью» принято понимать конечный финансовый результат деятельности организации по состоянию на отчетную дату, который формируется путем сопоставления финансовых результатов от обычных видов деятельности, прочих доходов и расходов, а также по чрезвычайным доходам и расходам, уменьшенный на суммы начисленных платежей по налогу на прибыль и суммы налоговых санкций.

Таким образом, НП организации за отчетный год представляет собой итоговый финансовый результат ее деятельности за этот период, выявленный на основании учета всех хозяйственных операций данной организации.

Порядок распределения НП определяется учредительными документами или решениями учредительного органа. НП частично направляется на выплату дивидендов акционерам, остающаяся прибыль направляется на накопление и потребление. Часть НП, направленная на потребление, может быть использована на различные социальные выплаты. Часть прибыли направляется на финансирование инвестиций в основные средства и прирост оборотных средств (капитализация прибыли) - эта часть чистой прибыли увеличивает стоимость имущества. Часть прибыли может быть направлена на формирование резервного капитала, покрытие убытков предыдущих отчетных периодов, благотворительные цели.

Распределение чистой прибыли в акционерных обществах - это главный вопрос дивидендной политики общества. Задачами дивидендной политики может быть регулирование курса акций общества, размера и темпов роста собственного капитала, размера привлекаемых источников финансирования.

Капитализация чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников, на выпуск новых акций.

Стабильность дивидендных выплат также имеет ряд преимуществ: прежде всего это индикатор деятельности организации, свидетельство ее финансового благополучия. Кроме того, стабильность дивидендных выплат снижает неопределенность, т.е. уровень риска для инвесторов; информация о стабильных доходах инициирует повышение спроса на акции данной организации, т.е. ведет к росту цены ее акций.

Учет формирования нераспределенной прибыли

По окончании отчетного года заключительными записями декабря сумма чистой прибыли (убытка), выявленная путем сопоставления оборота дебета и оборота кредита на счете 99 « Прибыли и убытки», переносится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Счет 99 закрывается и по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, сальдо не имеет.

Сумма чистой прибыли отчетного года списывается: Д-т 99 К-т 84.

Сумма чистого убытка отчетного года отражается проводкой: Д-т 84 К-т 99.

В следующем за отчетным году на основании решения общего собрания акционеров (участников) производится распределение чистой прибыли. Чистая прибыль может быть направлена на выплату дивидендов акционерам и учредителям, на возмещение убытков предыдущих отчетных периодов, на отчисление средств в резервные фонды организации и на другие цели.

Учет использования нераспределенной прибыли

В следующем за отчетным году на основании решения общего собрания акционеров (участников) производится распределение чистой прибыли. Чистая прибыль может быть направлена на выплату дивидендов акционерам и учредителям, на возмещение убытков предыдущих отчетных периодов, на отчисление средств в резервные фонды организации и на другие цели.

При формировании резервного фонда за счет чистой прибыли делается запись: Д-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», К-т 82 « Резервный капитал».

В акционерных и хозяйственных обществах доход с собственности выплачивают акционерам, учредителям в виде дивидендов, которые являются частью чистой прибыли, распределяемой между собственниками по каждой акции или пропорционально доле учредителя в уставном капитале хозяйственного общества. Дивиденды выплачиваются ежеквартально, раз в полгода или раз в год по результатам года.

Для учета расчетов по дивидендам используется активно-пассивный счет 75 «Расчеты с учредителями», к которому открывается субсчет «Расчеты по выплате доходов». Начисленные суммы дивидендов отражаются бухгалтерской записью: Д-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», К-т 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по выплате доходов».

Понятие и виды дивидендов, порядок их выплаты

Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.

Не признаются дивидендами:

1) выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации;

2) выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;

3) выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.

Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества. Следовательно, основой для объявления дивидендов является наличие чистой прибыли, величина которой отражается на счете 99 "Прибыли и убытки". Чистая прибыль, которую учредители фирмы смогут распределить между собой в виде дивидендов, рассчитывается по данным бухгалтерского учета следующим образом:

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода = прибыль (убыток) от

продаж + сальдо прочих доходов и расходов + сальдо чрезвычайных доходов

и расходов + отложенные налоговые активы - отложенные налоговые

обязательства - текущий налог на прибыль.

Направление части прибыли отчетного года на выплату дивидендов отражается следующими проводками:

Д-т 84 К-т 70 - если учредитель является работником собственной фирмы;

Д-т 84 К-т 75 - если учредитель на фирме не работает

Отражение операций с дивидендами в учете

В акционерных и хозяйственных обществах доход с собственности выплачивают акционерам, учредителям в виде дивидендов, которые являются частью чистой прибыли, распределяемой между собственниками по каждой акции или пропорционально доле учредителя в уставном капитале хозяйственного общества. Дивиденды выплачиваются ежеквартально, раз в полгода или раз в год по результатам года.

Для учета расчетов по дивидендам используется активно-пассивный счет 75 «Расчеты с учредителями», к которому открывается субсчет 1 «Расчеты по выплате доходов». Начисленные суммы дивидендов отражаются бухгалтерской записью: Д-т 84 К-т 75-.

Дивиденды, начисляемые юридическим лицам, облагаются налогом у источника выплаты, а начисляемые физическим лицам - по ставкам налога на доходы физических лиц. На суммы налога, удержанные по дивидендам, делается проводка Д-т 75-1 К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по субсчетам).

Дивиденды, начисляемые физическим лицам, работающим в данной организации, отражают на счете 70 в составе дохода работников за календарный год. В этом случае делают бухгалтерские записи: начислены дивиденды - Д-т К-т 70 ; удержан налог с доходов физических лиц - Д-т 70 К-т 68.

Порядок выплаты дивидендов по акциям объявляется при их выпуске и может быть изменен только общим собранием акционеров. Выплата дивидендов отражается по: Д-т 75, субсчет «Расчеты по выплате доходов», 70 К-т 50 , 51, 52.

По невыплаченным и неполученным дивидендам проценты и пени не начисляются. Не полученные в течение трех лет дивиденды учитываются в составе прочих доходов акционерного общества: Д-т, 75-1 К-т 76, субсчет «Депоненты», К-т 91.

Учет покрытия убытков

Отчет о прибылях и убытках предусматривает раскрытие информации о следующих промежуточных показателях убытка организации:

Валовой убыток (когда себестоимость проданных товаров, продукции, работ или услуг превышает показатель выручки от продажи);

Убыток от продаж (по обычным видам деятельности - с учетом коммерческих и управленческих расходов);

Убыток до налогообложения (по всем видам деятельности - с учетом сальдированной суммы прочих доходов и расходов);

Чистый убыток отчетного года.

Дебет 99 Кредит 90, 91 - отражен убыток.

Сумма убытка должна быть списана заключительной записью декабря: Дебет 84 Кредит 99.

Предприятие не обязано погашать непокрытый убыток. Однако его наличие значительно ухудшает структуру бухгалтерского баланса, что, в свою очередь, может повлиять на решения, принимаемые внешними пользователями отчетности (например, банками при предоставлении кредита или акционерами). Кроме того, до погашения убытков прошлых лет нельзя выплачивать дивиденды за счет прибыли текущего года. В случае, если за предыдущие годы не было накоплено прибыли, достаточной для погашения полученного убытка (на счете 84), на его покрытие по решению учредителей могут быть направлены другие источники: резервный и уставный капитал, а также средства учредителей.

При использовании средств резервного капитала бухгалтером будет произведена запись: Дебет 82 Кредит 84.

В случае, если убыток покрывается за счет уставного капитала, бухгалтерская запись будет такой: Дебет 80 Кредит 84. Эта запись осуществляется только после того, как соответствующие изменения внесены в учредительные документы организации.

Итоги года интересны в первую очередь собственникам компании, которые рассчитывают либо получить дивиденды, либо по-иному распорядиться чистой прибылью. Но эта прибыль определяется по данным бухгалтерского учета. И кто иной, как не бухгалтер, лучше всего представляет себе положение организации? Мы рассмотрим, как правильно рассчитать ту сумму, которую собственники могут распределить на дивиденды.

Закрываем год - выявляем текущую прибыль

Реформацию баланса надо проводить по состоянию на 31 декабря. Она представляет собой закрытие счетов учета финансовых результатов.

Но прежде чем говорить об этом, вспомним, что на конец каждого месяца счета 90 и 91 имеют нулевое сальдо. Финансовый результат за месяц по этим счетам переносится с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» (91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов») на счет 99 «Прибыли и убытки». К счету 99 в некоторых организациях открывают субсчета 99-1-1 «Прибыль/убыток от обычной деятельности» и 99-1-2 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Однако в течение года у субсчетов к счетам 90 и 91 есть остатки. И только при реформации баланса они обнуляются. Так, дебет субсчета 90-1 «Выручка» закрывается на кредит субсчета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж», а с кредита субсчета 90-2 «Себестоимость продаж» (90-3, 90-4...) суммы списываются в дебет субсчета 90-9. Аналогично закрываются субсчета к счету 91 «Прочие доходы и расходы».

Часто к счету 99 «Прибыли и убытки» открывают субсчет 99-9 «Сальдо прибылей и убытков», на котором и будет сформирована сумма чистой прибыли/убытка за год. В конце года на него закрывают все остальные субсчета, открытые к счету 99. В таком случае в конце года сальдо других субсчетов, открытых к счету 99, переносится:

  • <если> на конец года у этих субсчетов кредитовое сальдо, то оно списывается в кредит субсчета 99-9;
  • <если> на конец года у этих субсчетов дебетовое сальдо, то оно списывается в дебет субсчета 99-9.

После этого сальдо субсчета 99-9 переносится на счет 84.

Внимание

Распределение прибыли на дивиденды отражается на дату вынесения решения участниками.

Может получиться так, что, когда вы будете составлять годовую бухотчетность, уже будет известна примерная сумма дивидендов - например, ее рекомендует совет директоров на основании предварительных данных о финансовых результатах. Учтите, что проводок по счету 84 на основании этого записями 2012 г. делать не нужно. Проводки по распределению реальных сумм дивидендов надо отразить 2013 годом. Однако объявление их рекомендуемой суммы можно рассматривать как событие после отчетной дат ыпп. 3, 5 , 10 ПБУ 7/98 . И Минфин советует в пояснениях к отчетности сообщить о том, как будет в дальнейшем распределена прибыл ьРекомендации, утв. Письмом Минфина от 19.12.2006 № 07-05-06/302 .

Изучаем показатели чистой прибыли в отчетности

В бухотчетности данные о сумме итоговой прибыли встречаются в двух формах:

О том, в каких ситуациях в течение года можно отражать проводки по счету 84, читайте:

  • в бухгалтерском балансе - строка 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», по ней отражается общий остаток по счету 84 в части нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). На формирование этого показателя, как правило, влияют все изменения счета 84, произошедшие в течение отчетного года. Причем они могут затрагивать как нераспределенную прибыль текущего года, так и прибыль прошлых лет.

При формировании показателя строки 1370 из всех операций, отражаемых по счету 84, не учитываются лишь операции по расходованию специальных фондов, учет которых некоторые организации ведут на отдельных субсчетах к счету 84;

  • в отчете о прибылях и убытках (в отчете о финансовых результатах) - строка 2400 «Чистая прибыль (убыток)», здесь показывается сумма чистой прибыли (убытка), которая получена именно за 2012 г.п. 23 ПБУ 4/99 Она определяется как сумма, которая при реформации баланса была списана со счета 99 на счет 84. Таким образом, в отчете о прибылях и убытках мы видим прибыль/убыток, которые не рассчитаны нарастающим итогом за все предыдущие годы, а лишь выявлены за отчетный год.

Если в годовой отчетности значение строки 1370 баланса равно значению строки 2400 отчета о финансовых результатах, никаких особых сложностей нет: скорее всего, это и есть та сумма чистой прибыли, на распределение которой могут претендовать собственники.

Но такое бывает редко. Более того, часто ни та ни другая строка бухгалтерской отчетности не дает представления о том, сколько прибыли собственники могут распределить между собой.

Какую сумму между собой могут поделить собственники

Посмотрим, какими наиболее распространенными вариантами учета прибыли бухгалтеры пользуются на практике. От этого часто зависит то, как они сами или собственники компании выходят на сумму прибыли, которую можно распределить на дивиденды.

«Накопительный» вариант учета прибыли

При таком варианте учета на счете 84 не создается никаких субсчетов для разделения финансового результата текущего года и прошлых лет (мы не будем рассматривать ситуацию, когда на счете 84 учитываются специальные фонды).

О сложностях налогообложения дивидендов, выплаченных по итогам распределения прибыли прошлых лет, читайте: 2011, № 24, с. 4

В такой ситуации бухгалтеру довольно легко определить сумму, которую собственники могут распределить на дивиденды. Это, как правило, будет сумма прибыли, накопленная на счете 84. Кстати, именно такой вариант учета прибыли - нарастающим итогом с начала «жизни» компании - поддержал недавно Высший арбитражный судРешение ВАС от 29.11.2012 № ВАС-13840/12 .

В таком случае прибыль, полученная в текущем году, автоматически идет на погашение убытков прошлых лет. Таким образом, остаток по счету будет уже за вычетом убытка.

ОБМЕН ОПЫТОМ

Генеральный директор аудиторской фирмы ООО «Вектор развития»

“ На практике часто принято считать доступной к распределению всю чистую прибыль, отраженную по счету 84 и, соответственно, в балансе организации. Подобный порядок законом не запрещен, следовательно, собственник может распорядиться всей накопленной прибылью, а не только прибылью текущего года.

Другая позиция базируется на учебниках по МСФО и иных аналогичных источниках, которые, в свою очередь, ориентированы на страны, где акционеры регулярно забирают дивиденды и прибыли прошлых лет в компаниях просто не остается.

У нас традиционно иное отношение к прибыли - сразу не забирать, оставить на развитие организации. Но это не значит, что потом эта прибыль уже недоступна для собственнико в” .

«Погодовой» вариант учета прибыли

Этот вариант встречается довольно часто, о чем свидетельствуют поступающие в нашу редакцию вопросы читателей. При нем прибыль/убыток каждого года отражаются в учете на счете 84 в отдельности. Некоторые бухгалтеры все прибыли/убытки прошлых лет учитывают скопом и открывают такие субсчета к счету 84:

  • 84-1 «Нераспределенная прибыль отчетного года»;
  • 84-2 «Непокрытый убыток отчетного года»;
  • 84-3 «Нераспределенная прибыль прошлых лет»;
  • 84-4 «Непокрытый убыток прошлых лет».

При такой организации учета прибыль отчетного года будет представлять собой кредитовое сальдо субсчета 84-1 «Нераспределенная прибыль отчетного года».

Иногда подобные субсчета не открываются, но собственники хотят получить данные именно о прибыли последнего года. Ее можно посчитать так:

В бухгалтерском балансе некоторые бухгалтеры для этих целей отражают обособленно прибыль/убыток отчетного года и прибыль/убыток прошлых лет. Для этого к строке 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» можно предусмотреть расшифровывающие строки. К примеру:

  • строка 1372 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года»;
  • строка 1373 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет».

При подобном отражении отчетность становится более понятной собственникам. Однако и при таком варианте учета и составления отчетности бухгалтер должен предупредить собственников о том, что на прибыль отчетного года нельзя ориентироваться без оглядки на предыдущие результаты деятельности компании.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Независимо от того, погасят собственники убыток или нет, распределять лучше только ту сумму прибыли, которая превышает убыток. Иначе начисление дивидендов может привести к тому, что стоимость чистых активов компании (ЧА) окажется ниже размера ее уставного капитала и резервного фонда (при его наличии). А это недопустим оп. 1 ст. 29 Закона от 08.02.98 № 14-ФЗ ; п. 1 ст. 43 Закона от 26.12.95 № 208-ФЗ .

Собственники могут распределять не только чистую прибыль отчетного года, но и нераспределенную прибыль прошлых лет. И в этом случае выплаченные им суммы в целях налогообложения тоже будут считаться дивидендам ип. 1 Письма ФНС от 05.10.2011 № ЕД-4-3/16389@ . Причем распорядиться прибылью прошлых лет собственники могут в любое время - не обязательно дожидаться конца квартала или года.

Сложнее, если в прошлые годы были получены убытки. В таких ситуациях бухгалтеры часто задаются вопросом: обязательно ли собственники должны погасить имеющиеся убытки? И может ли бухгалтер сам избавиться от таких убытков, уменьшив нераспределенную прибыль?

Решение о том, будет ли покрыт убыток (отчетного периода или прошлых лет) и за счет каких средств, должен принять не бухгалтер, а общее собрание собственнико вподп. 3 п. 3 ст. 91 , подп. 4 п. 1 ст. 103 ГК РФ .

Если такое решение будет и если в вашей организации прибыль/убыток каждого года учитываются на разных субсчетах, то надо будет отразить соответствующие проводки в бухучете. Если же решения собственников о погашении убытка не будет, делать внутренние проводки по счету 84 оснований нет.

ОБМЕН ОПЫТОМ

“ Законодательство содержит ограничения на выплату дивидендов при недостаточности чистых активов, поэтому даже при наличии в отчетном году прибыли она может распределяться собственникам только после зачета с убытками прошлых лет.

В I квартале прибыль отчетного года присоединяется к общей прибыли прошлых лет, поэтому сальдирование происходит автоматически. На ежегодном собрании собственники могут ориентироваться на отчет о прибылях и убытках, в котором есть данные только о прибыли отчетного года. В этом случае бухгалтер должен обратить их внимание на необходимость зачета - иначе собственники могут принять неправомерное решение, а бухгалтер не сможет отразить его в учете (ведь оно незаконно).

Аналогичны и последствия в противоположной ситуации, когда за прошлые годы есть прибыль, а за отчетный год - убыток: требования закона о чистых активах и здесь не допускают распределения на дивиденды прибыли до ее сальдирования с полученным убытко м” .

Генеральный директор аудиторской фирмы ООО «Вектор развития»

Стоимость ЧА на отчетную дату обязательно указывается в разделе 3 отчета об изменениях капитала (обычно он подается в составе годовой бухотчетности, но малые предприятия могут его не составлять, если считают, что информация в нем несущественна).

Стоимость ЧА можно посчитать и на основании бухгалтерского баланс аПисьмо Минфина от 07.12.2009 № 03-03-06/1/791 ; Приказ Минфина № 10н, ФКЦБ № 03-6/пз от 29.01.2003 ; приложение № 1 к Приказу Минфина от 02.07.2010 № 66н по формуле:

Однако учтите, что данная формула не учитывает, что часть прибыли вы уже могли распределить в определенные фонды и что в организации может быть добавочный капитал. А между тем если часть прибыли была распределена ранее, то второй раз ею уже нельзя распорядиться.

Сообщаем собственникам сумму прибыли

Независимо от варианта организации вашего бухгалтерского учета, сумму прибыли, которую собственники имеют право распределить на дивиденды, можно определить так:

Как видим, эта сумма может не совпадать ни со строкой 1370 баланса, ни со строкой 2400 отчета о финансовых результатах. Поэтому логично было бы составить для собственников пояснения, в которых можно отразить и результаты работы компании, и рекомендуемые направления распределения прибыли.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ СОБСТВЕННИКОВ

Прежде чем распределять прибыль на дивиденды, нужно посмотреть в уставе, какие обязательные отчисления из чистой прибыли должна сделать организация.

В составляемой для собственников бумаге рекомендуем сообщить, в числе прочего, и о важных событиях, произошедших после отчетной даты, то есть начиная с 01.01.2013 и до даты составления годовой отчетности. Ведь такие события никак не повлияют на бухгалтерские проводки 2012 г. Однако же, если они могут оказать существенное влияние на финансовое положение организации, собственники должны о них знат ь

* По действующему законодательству стоимость чистых активов компании не должна быть ниже размера уставного капитала и резервного фонда.

Итак, независимо от особенностей вашего бухгалтерского учета, при начислении дивидендов собственникам надо следить за стоимостью чистых активов организации: как до такого начисления, так и после него.

Нередко в уставах встречаются записи, что это распределение осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Столь неопределенных правил вносить в устав не надо, а следует установить четкие критерии того и другого. В частности, при распределении прибыли целесообразно руководствоваться одновременно двумя показателями: доля, пай или иной объем имущества, приходящийся на учредителя (участника) предпринимательской организации в общей массе ее имущества; коэффициент трудового участия в предпринимательской организации тех организационно-правовых форм, которые предполагают личное трудовое участие в предпринимательской деятельности их учредителей (участников).

X. Реорганизация и ликвидация предпринимательской организации. О них подробно речь пойдет ниже, и внимательный читатель сам сделает вывод о том, как важно обстоятельно предусмотреть в уставе обе процедуры прекращения деятельности предпринимательской организации и насколько неверны поверхностные формулировки в уставах, как и в предыдущем случае, ограничивающиеся отсылкой к действующему законодательству.

5. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей без образования ими юридического лица производится органами местного самоуправления, а где их нет - местными органами государственной власти. Порядок регистрации установлен двумя нормативными актами: Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядок их регистрации"* и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации"**.

*Ведомости РСФСР, 1991, № 51, ст. 1798.

** СЗ РФ, 1994, № 11, ст. 1194.

Для государственной регистрации индивидуальный предприниматель представляет заявление, составленное по установленной форме, и документ об оплате регистрационного сбора. Требование иных документов или совершение иных действий при регистрации индивидуальных предпринимателей не допускается. Документы представляются в регистрирующий орган гражданином лично либо направляются ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. В последнем случае к документам прикладывается конверт с обратным адресом и знаками оплаты почтового перевода.

В заявлении, в частности, надлежит указать виды предпринимательской деятельности, которыми намерен заниматься гражданин - будущий предприниматель. Предельный размер ставки регистрационного сбора, а также категории плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются органами местного самоуправления (местными органами государственной власти). При этом предельный размер ставки не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Регистрационный сбор уплачивается через банки либо иные кредитные организации, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов. Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдается (высылается по почте) бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя. Свидетельство о регистрации гражданина в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр свидетельства выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, третий отправляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя. Граждане могут осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя. Свидетельства о государственной регистрации предъявляются по требованию должностных лиц налоговых и иных органов, определяемых законодательными актами, при осуществлении ими своих функций. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью с нарушением установленного законом порядка государственной регистрации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства.

Ограничение предпринимательства граждан видами деятельности, указанными в свидетельстве о регистрации предпринимателя, представляется недостаточно обоснованным. Данное ограничение введено п. 1 ст. 4 упоминавшегося выше Закона от 7 декабря 1991 г. Согласно же ст. 18 ГК граждане могут "заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью". Никаких ограничительных оговорок Кодекс не содержит. Поэтому есть все основания рассматривать указанные выше ограничения на предпринимательскую деятельность граждан как противоречащие ГК РФ.

6. Государственную регистрацию предпринимателей - юридических лиц положено проводить органам юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Пока такого закона нет. Регистрируют юридических лиц, как и прежде, органы местного самоуправления (местные органы государственной власти) либо специально созданные для этого органы. В Москве регистрация предпринимателей осуществляется Московской регистрационной палатой и ее филиалами. Предприятия с иностранными инвестициями регистрировались Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономики РФ., которая сейчас передана в ведение Министерства юстиции РФ*.

* СЗ РФ, 1998, № 37, ст. 4616.

Подготовка закона о регистрации юридических лиц предусмотрена Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Затянувшееся на несколько лет его окончательное принятие, вязкое прохождение через "высокие" барьеры, разделяющие ступеньки законодательного процесса, трудно объяснимо и создает искусственные препятствия законному развитию предпринимательства. Бездействие федеральных органов государственной власти пытаются компенсировать законодатели субъектов Российской Федерации, что крайне нежелательно, ибо подрывает так необходимую реформируемой российской экономике единую нормативно-правовую основу.

Так, Московской областной Думой в 1995 г. принят и 1 февраля 1996 г. подписан Главой Администрации области Закон "О единой системе государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, имущественных прав и связанных с ними неимущественных прав и сделок на территории Московской области". Отметим отдельные положения, относящиеся к регистрации. Многие другие его нормы утратили значение и силу в связи с введением в действие на всей территории России с 1 февраля 1998 г. Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*. Органом государственной регистрации является специализированный орган юстиции - Московская областная регистрационная палата с ее территориальными агентствами. Палата создается по постановлению Главы Администрации Московской области, имеет статус юридического лица и осуществляет государственную регистрацию по поручению Управления юстиции Администрации области. Факт государственной регистрации подтверждается выдачей Палатой свидетельства единого образца о регистрации субъектов предпринимательской деятельности. К функциям Палаты отнесено также ведение единого государственного реестра юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Московской области.

7. Порядок регистрации определен ст. 34 и 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и уже упоминавшимся Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482. Указ Президента РФ действует в части, не противоречащей ст. 34 и 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. Деятельность незарегистрированной предпринимательской организации запрещается, а полученные доходы от такой деятельности взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

Порядок государственной регистрации юридических лиц - коммерческих организаций, а также некоммерческих, если в соответствии с их учредительными документами (уставами) им предоставлено право ведения предпринимательской деятельности, - установлен одинаковый. Для государственной регистрации предпринимательской организации необходимо представить следующие документы: заявление о регистрации, составленное в произвольной форме и подписанное его учредителем (учредителями); утвержденный учредителем (учредителями) устав; решение о создании организации или договор учредителей; документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала (фонда) организации, указанного в решении о создании или в договоре учредителей; свидетельство об уплате государственной пошлины.

В случаях создания предпринимательской организации одним учредителем решением о ее создании считается утвержденный им устав хозяйствующего субъекта. Датой представления учредительных документов для регистрации является соответственно дата их фактической подачи в регистрирующий орган или дата почтового отправления, указанная в квитанции о почтовом отправлении с описью направленных учредительных документов. В последнем случае квитанция удостоверяет факт представления этих документов для регистрации.

Решение о государственной регистрации или отказе в ней должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента фактического поступления документов в регистрирующий орган. Такой срок установлен ст. 34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Согласно же п. 5 Указа Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 регистрация осуществляется не позднее трех дней с даты представления необходимых документов либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления. Думается, установленный Президентом трехдневный срок имеет мобилизующее значение, направлен, как сказано в преамбуле названного Указа, на ускорение процесса государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Проведение соответствующим органом государственной регистрации с нарушением президентского срока, но соблюдением общего месячного не может быть расценено как нарушение законности. Часть 3 ст. 90 Конституции РФ гласит: указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить федеральным законам. Статья же 2 Федерального закона от 21 .октября 1994 г. "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" признала Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" утратившим силу, кроме ст. 34 и 35.

Регистрация осуществляется путем присвоения предпринимательской организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию. О регистрации юридического лица объявляется в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации. Данные о государственной регистрации хозяйствующих субъектов - юридических лиц включаются в Государственный реестр.

Ведение этого реестра в настоящее время возложено на Государственную налоговую службу РФ. Государственная регистрация, таким образом, является внешним признаком того, что данный субъект вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Организация незарегистрированная, но занимающаяся такой деятельностью фактически, проводит ее противоправно, действует в области теневой экономики.

Отказ в регистрации любого хозяйствующего субъекта допускается только в случаях несоответствия состава представленных документов и состава содержащихся в нем сведений установленным требованиям. Уведомление об отказе в государственной регистрации в 3-дневный срок со дня представления документов на регистрацию или получения их по почте направляется заявителю (заявителям) по указанному им (ими) адресу в письменной форме за подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, и с обязательным указанием всех требуемых документов или сведений, но не представленных заявителем.

Однако, как показывает практика, зачастую регистрирующие органы требуют представления разного рода не предусмотренных законодательством документов - гарантийных писем, подтверждающих место нахождения юридического лица, и т.п. Особенно часто отказывают в регистрации до того, как будущий предприниматель встанет на учет в налоговой инспекции. Между тем в ст. 34 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности указано, что не будущий предприниматель, а сам орган, зарегистрировавший нового субъекта предпринимательской деятельности, должен в месячный срок сообщить данные регистрации соответствующему государственному органу. Ранее им было Министерство финансов РФ, ныне - налоговая инспекция.

Как видим, регистрация - достаточно непростой процесс. Попытки упростить и облегчить путь для создаваемой предпринимательской организации к государственной регистрации наталкиваются кое-где на стойкое сопротивление осуществляющих ее властных органов.

Отказ в регистрации может быть обжалован в арбитражный суд. Хозяйствующий субъект может взыскать через арбитражный суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия. При удовлетворении иска о признании недействительным отказа в регистрации либо о необоснованном уклонении от регистрации арбитражный суд в своем решении указывает, с какой даты хозяйствующий субъект считается зарегистрированным. Но этим дело не ограничивается. Надо особо подчеркнуть, что за неправомерный отказ или уклонение от регистрации предпринимателя либо коммерческой организации наступает уголовная ответственность по ст. 169 УК РФ.

8. На практике встречаются отдельные факты, когда граждане и организации начинают заниматься предпринимательством без государственной регистрации, оправдывая свои действия тяготами, связанными с процедурами ее прохождения. Поступать таким образом не следует ни при каких обстоятельствах. Помимо того, что в судебном порядке будут взысканы в бюджет полученные доходы, еще наступит и уголовная ответственность. На основании ст. 171 УК РФ лицо (лица), осуществляющее предпринимательскую деятельность без регистрации, подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Иногда возникают споры и по поводу того, компетентный ли орган произвел государственную регистрацию предпринимательской организации. Еще в декабре 1992 г. Высший Арбитражный Суд РФ в письме "О разрешении споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий" разъяснил, что должен признаваться недействительным акт местной администрации о регистрации предприятия, учрежденного за пределами территории, подведомственной данной администрации*. Регистрацию надлежит осуществлять только по месту учреждения предпринимательской организации, которое определяется по указанному в ее учредительных документах юридическому адресу.

* Вестник ВАС РФ, 1993, № 1. С. 107.

Порой остро ставится вопрос об ответственности государства за результаты экономической деятельности зарегистрированной им предпринимательской организации. Все мы помним многотысячные митинги возмущенных вкладчиков АО "МММ", "Чары", "Русского дома Селенга", "Властелины" и многих других разорившихся хозяйствующих субъектов. Они не сумели выполнить взятые на себя обязательства, в результате чего граждане потеряли свои накопления. Митингующие требовали: коль государство не обеспечило законности в деятельности узаконенных им организаций, то пусть само рассчитывается за их долги.

Подобные претензии не основаны на законе. Государство в лице органов, ведущих регистрацию юридических лиц, обязано при их регистрации проверить соблюдение правовых норм, регулирующих подготовительную работу по созданию предпринимательской организации, правомерность её учредительных документов. Дальнейшее зависит от нас с вами. Граждане, иные участники социального общения вольны сами решать, с кем заключать договоры купли-продажи, в какие банки, иные кредитные организации вносить свои деньги. Риск присущ не только субъектам предпринимательской деятельности. Рискуют и те, кто вступает с ними в деловые контакты. Зависимость здесь такова; чем больше благ по сравнению с другими организациями обещает конкретная предпринимательская организация, тем больше риск потерять все или не получить обещанного.

Но из сказанного не следует, что государство совсем не интересует дальнейшее поведение зарегистрированной им предпринимательской организации. В последующих темах будут рассмотрены многие формы и методы государственного контроля и надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов. Пока же отметим один канал взаимосвязи государственных органов и предпринимательских организаций, функционирование которого непосредственно связано с государственной регистрацией. Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации"* от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ установлено, что при регистрации юридических лиц регистрирующие органы обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и адресами их представления. Перечень представляемой в обязательном порядке документированной информации прилагается к уставу каждого юридического лица (положению о нем). Должностные лица регистрационных органов, виновные в необеспечении регистрируемых юридических лиц перечнями представляемых в обязательном порядке документов с адресами их представления, привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до снятия с должности.

Последовательное проведение в жизнь данного законоположения позволяет соответствующим органам государственной власти и органам местного самоуправления постоянно быть в курсе основных дел предпринимательской организации, адекватно в пределах предоставленных полномочий реагируя на происходящие там процессы. К сожалению, несмотря на угрозу жестких санкций к должностным лицам регистрирующих органов, они далеко не всегда снабжают регистрируемые предпринимательские организации необходимым перечнем.

9. Следует обратить внимание на связь с государственной регистрацией деятельности общественных объединений - добровольных, самоуправляемых, некоммерческих формирований, созданных по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Согласно ст. 117 ГК РФ они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых созданы, и соответствующую этим целям. Кодекс установил, что особенности правового положения общественных объединений как участников предпринимательских отношений определяются законом. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. допускает создание общественных объединений в одной из пяти организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности**.

* СЗ РФ, 1995, № 8, ст. 609.

** СЗ РФ, 1995, № 21, ст. 1930; 1998, № 30, ст. 3608.

Все они, за исключением политических общественных организаций и движений, могут функционировать без государственной регистрации. Но государственная регистрация качественно меняет их статус - только в результате такой регистрации неполитические общественные объединения приобретают права юридического лица, становятся субъектами гражданского права и могут заниматься предпринимательской деятельностью.

Рассмотрим коротко каждую из организационно-правовых форм общественных объединений:

а) общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение в целях совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено законами об отдельных видах общественных объединений. Высший руководящий орган общественной организации - съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом;

б) общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом;

в) общественный фонд представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или на общем собрании. В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном ГК РФ (см., в частности, ст. 118 и 119).

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и др.) могут регулироваться соответствующим законом о фондах;

г) общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями). В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном ГК (см., в частности, ст. 120);

д) органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ данного органа по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Государственная регистрация производится:

общероссийского и международного общественных объединений - Министерством юстиции Российской Федерации;

межрегионального общественного объединения - органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения;

регионального и местного общественных объединений - органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.

Документы на государственную регистрацию подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания. Орган, регистрирующий общественные объединения, в месячный срок обязан рассмотреть заявление общественного объединения о его регистрации и принять решение: зарегистрировать общественное объединение и выдать учредителям свидетельство о его государственной регистрации либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке.

Министерство юстиции РФ утвердило Временные правила регистрации уставов политических партий и иных общественных объединений в Министерстве юстиции РФ*.

10. Порядок реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов - юридических лиц зависит главным образом от двух факторов: оснований, по которым производятся эти процедуры, и организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности. Общие правовые нормы, устанавливающие этот порядок, изложены в части первой ГК РФ, а более конкретные, относящиеся к той или иной организационно-правовой форме, в законах о них. Так, реорганизацию и ликвидацию сельскохозяйственных кооперативов регулирует гл.

VIII Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 г*; акционерных обществ - гл. II Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.**; потребительских обществ - гл. VII Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации" от 11 июня 1997 г.*** Конкретные причины реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов бывают самыми разными. Но все они так или иначе обусловлены нелегкими путями формирования рыночной экономики, связаны с перераспределением капитала, борьбой за передел собственности.

* СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4870.

** СЗ РФ, 1996, № 1, ст. 1.

*** СЗ РФ, 1997, № 28, ст. 3306.

Действующее законодательство восприняло ранее существовавшие формы реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Самым существенным правовым признаком всех пяти форм реорганизации является наличие в них правопреемства. Данное обстоятельство надлежит учитывать прежде всего, принимая решение о реорганизации. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (при изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Согласно законодательству решение о реорганизации в любой из установленных форм вправе принять само юридическое лицо: его учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами. Две формы реорганизации юридического лица - его разделение или выделение из его состава одного или нескольких юридических лиц могут быть осуществлены против воли юридического лица по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Случаи таких реорганизаций устанавливаются лишь законом. Например, если хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке определенных товаров, осуществляет монополистическую деятельность или его действия приводят к существенному ограничению конкуренции, компетентный государственный орган вправе принять решение о принудительном разделении такого хозяйствующего субъекта. В случаях, опять же установленных только законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Эти и другие подобные случаи подробно будут рассмотрены ниже в теме "Правовые гарантии конкуренции".

Главными документами, с которыми связаны правопреемство и иные юридические последствия реорганизации, являются передаточный акт (при слиянии, присоединении, преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида) и разделительный баланс (при разделении, выделении). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующего юридического лица. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Закон особо выделяет процедуры, направленные на обеспечение прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, гарантий их соблюдения. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы не могут каким-то образом воспрепятствовать исполнению принятого без их участия решения о реорганизации. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе лишь потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

11. По общему правилу хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственный кооператив по решению общего собрания участников. В частности, общества с ограниченной ответственностью и с дополнительной ответственностью вправе преобразовываться в акционерное общество или в производственный кооператив. В свою очередь, акционерное общество вправе преобразовываться в общество с ограниченной или дополнительной ответственностью или в производственный кооператив. Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество. При преобразовании товарищества в общество или производственный кооператив каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, членом производственного кооператива, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу, производственному кооперативу от товарищества.

В предпринимательской практике нередко встает вопрос о возможности и юридических последствиях преобразования хозяйственного общества в рамках одной и той же организационно-правовой формы юридического лица, а именно закрытых акционерных обществ в открытые и открытых в закрытые. Совместное постановление Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" констатировало возможность такого преобразования. Подобное преобразование не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется). Поэтому требования, предусмотренные п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 5 ст. 15 и ст. 20 Федерального закона об акционерных обществах, о составлении передаточного акта, уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании (ст. 75 Федерального закона).

12. Круг органов, правомочных принимать решения о ликвидации юридических лиц, по сравнению с их реорганизацией несколько сужен. Их всего два.

Во-первых, как и при реорганизации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Добровольная ликвидация хозяйствующего субъекта наиболее целесообразна; она в максимальной мере соответствует характеру предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности. Преимущества добровольной ликвидации - не только в отсутствии принудительных механизмов, но и в относительной простоте, оперативности проведения ликвидационных процедур, их меньшей конфликтности. Поэтому полезно и при угрозе наступления оснований для принудительной ликвидации, о чем речь пойдет чуть ниже, склонять хозяйствующих субъектов к самоликвидации. Надо лишь иметь в виду, что добровольная ликвидация может прикрывать его противоправные намерения, в частности, попытку избавиться от обязательств перед своими партнерами по предпринимательским отношениям.

В п. 2 ст. 61 ГК РФ приведен перечень оснований для принятия хозяйствующим субъектом решения о ликвидации: в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. Этот перечень не является исчерпывающим. Но другие основания ликвидации содержатся только в самом Кодексе. В иных федеральных законах, в том числе конституционных, а тем более в нормативных актах Президента РФ и Правительства РФ, они устанавливаться не могут. Например, ст. 81 ГК РФ предусмотрено, что полное товарищество, помимо оснований, указанных в ст. 61 Кодекса, ликвидируется в случае, когда в товариществе остается единственный участник. Такой участник вправе в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником товарищества, преобразовать это товарищество в хозяйственное общество. Ликвидация полного товарищества осуществляется также в случаях выхода или смерти кого-либо из участников, признания одного из них безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным, либо несостоятельным (банкротом), открытия в отношении одного из участников процедур банкротства по решению суда, ликвидации участвующего в товариществе юридического лица либо обращения кредитором одного из участников взыскания на часть имущества, соответствующего его доле в складочном капитале. В перечисленных ситуациях полное товарищество может продолжить свою деятельность, если такая возможность предусмотрена учредительным договором товарищества или соглашением остающихся его участников.

По таким же примерно основаниям ликвидируется товарищество на вере, а именно при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков. Полные товарищи вправе вместо ликвидации преобразовать товарищество на вере в полное товарищество. Однако товарищество на вере сохраняется, если в нем остаются по крайней мере один полный товарищ и один вкладчик.

Во-вторых, юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно по решению суда. Случаи такой ликвидации исчерпывающе предусмотрены ГК РФ. Статья 61 Кодекса установила общие случаи ликвидации хозяйствующих субъектов любых организационно-правовых форм. К таким случаям отнесены осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

Из указанных случаев серьезные трудности на практике возникают при уяснении смысла, который законодатель вкладывает в положение об "иных неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов" как повода к принудительной ликвидации хозяйствующего субъекта. Недвусмысленна и однозначна последняя часть данной формулировки. Поводом к постановке вопроса о принудительной ликвидации хозяйствующего субъекта может служить лишь нарушение им федеральных или федеральных конституционных законов, а также содержащих нормы права указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Но что понимать под "иными неоднократными или грубыми нарушениями" этих актов? Наверное, разработчикам ГК РФ и законодателю следовало бы найти более ясную формулировку, не нуждающуюся в проведении дискуссий для выяснения ее содержания. А пока этого не сделано, удовлетворительный ответ, как и на многие иные подобные вопросы, надо ожидать от предпринимательской практики, ее критической оценки и обобщения арбитражными судами.

Думается, в поиске правильного ответа надо выделить два относительно самостоятельных основания для выдвижения требования о принудительной ликвидации хозяйствующего субъекта. Первое - неоднократность нарушений,т. е. когда они имели место несколько раз, по крайней мере два и более. Естественно, что чем больше допущено нарушений, тем обоснованнее будет требование о ликвидации хозяйствующего субъекта, например, в случае неоднократной торговли без наличия сертификатов, удостоверяющих качество товаров. Но обязательным условием оценки нарушений как неоднократных должна служить их констатация не менее двух раз компетентным органом и письменная информация хозяйствующего субъекта о выявленных нарушениях с применением к нему (при необходимости) мер государственно-правового воздействия.

Второе основание - грубость нарушений. Здесь для выдвижения требования о ликвидации хозяйствующего субъекта не надо доказывать, что нарушения имели место несколько раз. Достаточно и одного, но грубого. А что же понимать под грубым нарушением? Представляется, что ключик к правильному толкованию нарушения как грубого заключен в слове "иные", которому предшествуют указанные в ст. 61 ГК РФ два совершенно конкретных повода для ликвидации хозяйствующего субъекта: осуществление деятельности без лицензий, когда таковые требуются, либо запрещенной законом. Идя по намеченному пути, данный перечень и будет пополняться практикой. Уже, например, внесено предложение добавить к нему нарушение экологического законодательства, причинившее ущерб здоровью людей.

Кроме общих применимых ко всем хозяйствующим субъектам случаев их ликвидации, ГК РФ предусматривает особые основания ликвидации отдельных видов хозяйствующих субъектов, т. е. действующих в рамках тех или иных организационно-правовых форм. Например, число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью", пятьдесят. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела. Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Общество с ограниченной ответственностью подлежит также ликвидации в случае уменьшения стоимости его чистых активов ниже уровня, установленного законом. Особый повод к ликвидации коммерческих и некоторых некоммерческих организаций - объявление их судом несостоятельными (банкротами). Об этом подробно сказано в теме "Несостоятельность (банкротство)".

13. Качественное отличие ликвидации юридического лица от реорганизации состоит в том, что ликвидация влечет прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Хозяйствующий субъект просто исчезает из числа участников рыночных отношений, что оказывает значительно большие отрицательные последствия на функционирование предпринимательства, экономики в целом по сравнению с реорганизацией. Данное обстоятельство обусловило необходимость особенно тщательного законодательного регулирования ликвидационных процедур с тем, чтобы возможно надежнее гарантировать права самой ликвидируемой предпринимательской организации, а также всех ее кредиторов: граждан, перед которыми она несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; лиц, работающих в ликвидируемом юридическом лице по трудовому договору, в том числе по контракту; партнеров по гражданско-правовым договорам; погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды и т. д.

Это находит выражение прежде всего в том, что иски о ликвидации юридических лиц могут быть предъявлены в арбитражный суд только в случаях, прямо предусмотренных Гражданским кодексом РФ, и только тем государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Своеобразной формой защиты прав юридических лиц от незаконной их ликвидации является отказ арбитражных судов от принятия исков государственных органов и органов местного самоуправления о ликвидации предпринимательских организаций, если право на это названных органов прямо не предусмотрено законом. В недавнем прошлом из государственных органов наибольшую активность по обращению в арбитражные суды с соответствующими исками проявляли налоговые инспекции различных уровней. Высший Арбитражный Суд РФ вынужден был специально разъяснить, что действующим законодательством такого права налоговым инспекциям не предоставлено.

Гарантии законности ликвидации юридических лиц заложены также в строго упорядоченных процедурах ее осуществления. Процесс ликвидации юридического лица состоит из следующих стадий:

первая стадия. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

вторая стадия. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. В случае, если ликвидация осуществляется одним лицом (ликвидатором), то оно получает полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе предусмотренные учредительными документами последнего. Ликвидатор, подобно руководителю юридического лица, осуществляет свои полномочия без доверенности, основываясь на факте назначения его ликвидатором.

В п. 3 ст. 61 ГК РФ содержится норма о том, что решением суда о ликвидации юридического лица обязанности по ее осуществлению могут быть возложены на учредителей (участников) юридического лица либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами. В этом случае суд не назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), а обязывает сделать это указанных лиц. Суд включается в процесс ликвидации лишь на предпоследней стадии, когда утверждается ликвидационный баланс.

Однако нередко бывает так, что лица, на которых суд возложил обязанность ликвидировать юридическое лицо, в установленный срок этого не сделали. Что же делать дальше, как все-таки провести реальную ликвидацию? ГК РФ подобной ситуации не предусмотрел. Вопрос решен в совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. на основании п. 1 ст. 6 ГК РФ, предусматривающего аналогию закона, т. е. применение гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения. Решение оказалось очень простым: суд сам назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определении порядка ликвидации и т. п. суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве*;

* См.: постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 1 июля 1996 г. // Российская газета. 1996. 13 авг.

третья стадия. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, извещение о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации. Помимо публикации ликвидационная комиссия принимает и все иные возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами наступает четвертая стадия: ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений;

пятая стадия. Выплата ликвидационной комиссией денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица. Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена ст. 64 ГК РФ. Выплата производится в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. Лишь расчеты с кредиторами последней пятой очереди производятся по истечении месяца после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Завершение расчетов с кредиторами знаменует наступление шестой стадии: ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. С момента внесения такой записи кредиторы утрачивают право обращения с исками об удовлетворении своих требований, а само юридическое лицо утрачивает возможность судебной защиты своих прав. Этим обстоятельством ликвидация также отличается от реорганизации, при которой в отдельных случаях, скажем, при привлечении правопреемников к солидарной ответственности, возможна защита прав кредиторов и после внесения соответствующих записей в государственный реестр*.

* В. В. Витрянский выделяет пять этапов ликвидации юридических лиц: публикация объявления и выявление дебиторов, составление промежуточного баланса, реализация имущества, выплаты кредиторам, составление ликвидационного баланса и внесение записи в государственный реестр. (См.: Витрянский В. В. Ликвидация юридических лиц // Экономика и жизнь. 1995. № 118. 14 апр.)

14. Таков процесс ликвидации юридических лиц, включая предпринимательские организации, определенный законом. Однако в жизни не все проходит так гладко. Нередко между ликвидационной комиссией и кредиторами возникают конфликты, не все кредиторы своевременно узнают о предстоящей ликвидации юридического лица, а из тех, кто заявил претензии вовремя, не все получают полное удовлетворение своих требований и т. д. Статья 64 ГК РФ предусматривает три подобные ситуации и указывает правовые пути выхода из них.

Ситуация первая. При отказе ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонении от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Ситуация вторая. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Ситуация третья. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Добавим от себя еще и следующее. Ход, правовые и экономические последствия ликвидации хозяйствующего субъекта определяются главным образом деятельностью ликвидационной комиссии, добросовестностью ее членов, тем, насколько последовательно и тщательно реализуют они относящиеся к ликвидации законоположения. Нельзя не согласиться с мнением о необходимости более четко установить правовой статус ликвидационной комиссии и ее членов. В настоящее время многие вопросы назначения ликвидационной комиссии в нормативном порядке не решены. Не определены и условия ответственности членов комиссии за ущерб, причиненный ликвидируемой организации, ее кредиторам, противоправными действиями членов комиссии.