Главной отраслью промышленности в зарубежной европе является. Промышленность и сельское хозяйство зарубежной европы

Какие виды бизнеса популярны в Европе? Ответ на этот вопрос зависит от цели. С точки зрения туриста — выгодно заниматься сельским хозяйством, ресторанами и отелями, изготовлением предметов роскоши; также известно, что Европа – законодательница мод в одежде, обуви, сумках, автомобилях. С точки зрения инвестора, найти в Европейском Союзе по-настоящему выгодную нишу — непросто.

Бизнес по-европейски: плюсы и минусы

  1. Бизнес в Европе основан на вековых традициях. Наиболее востребованные и популярные виды коммерции – это семейные предприятия. Например, немецкому гостиничному концерну Hotel Pilgrim Haus уже 700 лет, на 20 лет моложе – французская Richard de Bas, занимающаяся бумажным производством, а итальянская винодельческая компания Barone Ricasoleскоро отпразднует тысячелетний день рождения. По оценкам экспертов, доля семейного бизнеса в самых популярных направлениях высока, «протиснуться» в эту компанию трудно человеку со стороны.
  2. В Еврозоне высокие налоги, действуют ограничения по открытию предприятий нерезидентами. С этой позиции старая Европа – не самое выгодное место для инвестиций, зато надежное: традиции охраны частной собственности здесь такие же древние, как и винодельческие фирмы.
  3. Малый бизнес пользуется здесь уважением и почетом. Лояльны условия предоставления кредитов и процентные ставки в банках, терпима коррупция, нет пресса со стороны проверяющих органов. Малые предприятия чувствуют себя здесь комфортно и защищенно.

По направлениям популярные виды малого предпринимательства в Европе можно условно разделить на 4 блока:

Торговля едой и общепит

Заработать на еде можно в любой стране мира – Европа не исключение. Передвижные точки горячего питания, вендинговые автоматы, доставка обедов, маленькие пивоварни – все эти направления малого бизнеса пользуются спросом. Европейцы заняты другими приятными вещами и испытывают все меньше желания «стоять у плиты».

Передвижная закусочная

Открыть полноценный ресторан в Германии или во Франции – дорого и рискованно, а стандартный пункт-закусочная принесет владельцу прибыль. Европейцы любят путешествовать, организовывать фестивали, различные спортивные мероприятия. Горячие бутерброды, пицца, блины, картофель – все пользуется спросом в местах большого скопления людей.

Покупка фургона на колесах обойдется в 10000 €. Дополнительные расходы (продукты, одноразовая посуда, зарплата, реклама) – около 5 000 €. Этот стартап с минимальными вложениями можно освоить без знания языка, главное – вкусно готовить и быстро обслуживать клиентов.

Шоколад ручной работы

Горячий шоколад, кофе, конфеты — издавна пользуются спросом в Европе. Интересно, что сладости «ручной работы» не придется формовать вручную – европейские производители выпускают удобные машины для изготовления конфет и разнообразные «шаблоны». Главный секрет коммерции – делать конфеты вкусными. Для этого понадобятся качественные продукты и оригинальная рецептура.

Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта.

Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность . Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как "Рено" (Франция), "Фольксваген" и "Мерседес" (ФРГ), ФИАТ ("Фабрика итальяна аутомобиле Торино"), "Вольво" (Швеция), "Татра" (Чехия), автобусы "Икарус" (Венгрия). В Великобритании, Бельгии, Испании, других странах работают заводы компании "Форд-мотор".

Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой "химизированной" стране не только этого региона, но и всего мира - ФРГ.

До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась "к нефти". В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.

Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу.

В восточной части региона сдвиг "к нефти" привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода "Дружба" и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза. В Болгарии по той же причине нефтехимия "сдвинута" к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе.

На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии - оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80. На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады.

Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Исландии используется геотермальная энергия.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.

После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия).

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность . Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем.

Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии.

Лесная промышленность , ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный "лесной цех региона". географический деление европа ресурс

Легкая промышленность , с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную "швейную фабрику" региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю.

Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д.

В Западной Европе, бум на промышленный туризм начался около четверти века назад, когда там осознали, что не каждого современного туриста можно удовлетворить стандартным набором - музеями, храмами, обзорной экскурсией по городу и большим торговым центром. Даже простая экскурсия на завод, где можно своими глазами увидеть, как делаются твои любимые шоколадные батончики, или даже поучаствовать в производстве, откроет знакомый город с новой стороны.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Bentley

Мы уверены, что марка машины Bentley тебе знакома. На двухчасовой экскурсии по заводу, который расположен в городе Кру на северо-западе Англии, тебе покажут, как работают машиностроители, программисты, мастера по окраске, отделке и сборке легендарных автомобилей. Экскурсии бесплатны для всех. Но есть один нюанс. Посетить производство в любой день разрешат только владельцам Bentley и их семьям. Для остальных же экскурсии предусмотрены только по пятницам.

Land Rover

И если на заводе Bentley преобладает ручная сборка, то на Land Rover многое роботизировано. Здесь, в Халевуде (запад Англии), также проведут по всем цехам и подробно расскажут про все нюансы создания новенького автомобиля. Фишкой завода является специально построенный трек для демонстрации всех возможностей автомобиля. Это и идеальный асфальтированный участок, и бездорожье с холмами. Вполне возможно, что тебе тоже разрешат протестировать! Работники предприятия просят забронировать экскурсию заранее, так как желающих очень много.

Сырная деревня Чеддер

Но не только автомобили производят в Великобритании. Наверняка ты слышал(-а) и о сыре «чеддер». Он назван как раз по месту производства в небольшом пятитысячном городке Чеддер. Экскурсии на сыроварню организуют ежедневно. Естественно, покажут все стадии создания этого сыра и проведут дегустацию. За все придется заплатить чуть больше € 2 с человека.

Шоколадная фабрика Cadbury

В Борнвилле, пригороде Бирмингема, ты можешь посетить Cadbury World - полноценный развлекательный центр для туристов. Шоколадная фабрика Cadbury - одна из самых известных и популярных в мире. На территории экспоцентра расположены отделы производства сладостей и 14 тематических зон. «Мир Кэдбери» рассказывает историю приготовления шоколада, начиная с племен майя и ацтеков, которые впервые обнаружили деревья какао и пили «чоколайтль», и заканчивая первой лавкой со сластями Джона Кэдбери. Во время экскурсии всем любителям сладкого удастся провести дегустацию. Шоколадные художники в кратчайшие сроки могут сделать съедобных мишек или зайчиков на заказ. Тем, кому повезет, даже позволят собственноручно что-нибудь слепить. Входной билет для взрослых стоит около € 18. Детям до 4 лет билет бесплатный, а тем, кто постарше, в том числе студентам - € 13,5. Пенсионерам придется выложить чуть больше - € 14. Заранее бронировать экскурсию обязательно. Если ты это сделаешь онлайн, получишь промокод на скидку 5%.

ГЕРМАНИЯ

Airbus

Если тебе часто приходится пользоваться авиатранспортом, то наверняка хоть раз ты летал(-а) на самолетах, построенных компанией Airbus. Их заводы расположены в Гамбурге и Бремене. Ждут туристов и там, и там. Экскурсии на производство длятся 2,5 часа и проводятся по будням. Со взрослого туриста попросят € 14. Школьникам, студентам и пенсионерам цену скинули до € 11. Правда, на заводах предупреждают: все время, отведенное на экскурсию, туристы проведут на ногах, а при усталости вернуться назад нельзя. Сделать селфи тоже не получится. Фото- и видеосъемка строго запрещена. На входе каждого попросят выключить телефон.

Ritter Sport

Именно в Германии делают вкусные квадратные плитки шоколада Ritter Sport. Для туристов компания предлагает несколько идей. Можно посетить основной завод в городе Вальденбух, что около Штутгарта. Там проведут по Центру для посетителей с шоколадной выставкой и шоколадной мастерской. Дети смогут сварить свой собственный шоколад и даже придумать к нему дизайн обертки. На входе возьмут € 6 при индивидуальном посещении или € 4, если ты путешествуешь в группе. А недавно в Берлине компания открыла развлекательный центр. Там также есть мастерская, выставка и магазины. Посетители смогут пройти по Шоколадному пути, где узнают обо всех этапах приготовления. Вход в комплекс бесплатный.

BMW

Германия - страна-гигант по производству автомобилей. Туристов ждут на заводах «Порше», «Ауди», «Мерседес-Бенц», «Фольксваген», но все же нет равных по числу посетителей концерну BMW. Кроме «мира BMW» в Мюнхене, экскурсии проводят в филиалах в Берлине и Лейпциге. Туристам обязательно покажут сборочные конвейеры кабин, кузнечно-прессовый и цех окраски, цех производства двигателей и оборудования салона. Конечно же, без брони не обойтись. Желательно за два-три месяца. Посещение стоит € 8. Школьникам, студентам, пенсионерам, семьям с детьми и владельцам BMW сделают скидку до € 5. Можно сэкономить еще больше, посетив завод с группой до 30 человек. Тогда придется заплатить от € 100 до € 120 за всех. На входе все средства связи придется сдать в сейф.

ИТАЛИЯ

Lamborghini

И здесь не обошлось без автомобильных гигантов. Завод «Ламборгини» (да-да, не «Ламборджини») находится в провинции Сант-Агата-Болоньезе на севере Италии. Как раз недалеко от популярных и всемирно известных Милана, Венеции и Вероны. Если будешь в тех краях, можешь заказать экскурсию на производство. В настоящее время там производят лишь две спортивные модели. И тебе рады будут показать весь процесс их создания. На твоих глазах в одну из машин даже установят знаменитый двигатель Lamborghini V10. Кроме того, здесь проведут в кожевенный цех и покажут, какая кропотливая работа проделывается над будущим обивочным материалом. Для экскурсантов завод открывает двери с понедельника по пятницу. Индивидуальное посещение не практикуется. Необходима предварительная регистрация. Билет стоит € 40. Студентам, пенсионерам и участникам группы от 20 человек цену сбросят до € 30.

Ferrari

Безусловно, ты слышал(-а) и о Ferrari. С самого момента основания компании в 1929 году она создает только гоночные и спортивные автомобили. Крупнейший завод по их производству находится в Маранелло, что также на севере Италии. И пусть основная точка притяжения туристов - это музей, на производство также пропустят. Помимо основных экспозиций тебе покажут место, где был построен самый первый автомобиль Ferrari. Кроме того, можно взглянуть на знаменитый испытательный трек Fiorano, открытый в 1972 году. Посещение комплекса стоит € 13. Семьям - € 9 с человека. Студентам и пенсионерам - € 11.

БОНУС

Так уж вышло, что большинство популярных среди туристов предприятий Европы расположено в трех странах. В этом нет ничего удивительного, ведь именно там раньше всего зародился европейский промышленный туризм. Но ими мы не ограничимся. Вот еще несколько предприятий, о посещении которых ты не пожалеешь.

Wenger

Завод по производству легендарных швейцарских ножей Wenger расположен в Делемоне. Тебе совершенно точно известен их логотип в виде немного измененного красно-белого флага Швейцарии. Первоначально фабрика производила складные ножи только в армейских нуждах. Именно Wenger принадлежит идея внедрить в компактный нож множество опций в виде отвертки, ножниц, лезвия, штопора, заточки для рыболовного крючка и пилочки для ногтей. Неудивительно, что сейчас подобный аксессуар обязательно должен присутствовать в арсенале любого путешественника. Забавно выглядит школьный учитель, который в руках перед детьми держит нож, потому что в него встроена лазерная указка. Но и такое швейцарцы также производят. На часовой бесплатной экскурсии покажут все стадии производства чудо-ножей и расскажут секреты создания. Разумеется, о посещении стоит задуматься заранее и забронировать визит по телефону, чтобы не ехать зря.

Lego

Помнишь, какую боль можно испытать, если неосторожно наступить на деталь конструктора «Lego»? А при посещении их производственного комплекса в датском Биллуне тобой завладеют абсолютно противоположные эмоции. Только вот попасть туда крайне сложно. Завод открывает свои двери для туристов лишь несколько раз в год. Свободных мест в настоящее время нет даже на июнь 2018 года! Экскурсанты-счастливчики проведут на фабрике два дня. И вот вроде ничего такого: обычные походы по цехам, где покажут, как делают любимый конструктор детей. Самих же детей до 7 лет на производство не пропустят. В конце каждому дарят фирменный подарок. Но участие в фестивале потянет на € 1950! В сумму входит полноценное питание, проживание и презент. Как вариант, небольшой Биллун - сам по себе музей лего под открытым небом.

Соляная шахта «Величка»

А это самый ламповый пункт нашего дайджеста. Соляные копи в польской Величке посетило чуть ли не больше половины беларусов, так как они включены в любую экскурсионную программу по Кракову. Подземная Величка - это 300 км коридоров, 3000 камер. Максимальная глубина - 327 метров. Но для туристического обслуживания выделено всего 3,5 километра. Осмотр проводится только с экскурсоводом. И это единственное место в этом материале, где проведут ознакомление с достопримечательностью по-русски. Русскоговорящий экскурсовод оказывает услуги максимум 2 раза в день: около 11 часов и после обеда. Входной билет для взрослого потянет на € 16. Для пенсионеров и молодых людей до 25 лет - € 12,75. Есть и семейный тикет стоимостью € 45 (2 взрослых, 2 ребенка).

Фото - официальные страницы предприятий, aglobetrot.com ,

Видеоурок «Промышленность, ведущие отрасли Зарубежной Европы» раскрывает типичные черты хозяйства развитых стран Европы. Урок познакомит вас со структурой хозяйства, основными промышленными районами региона. Преподаватель расскажет вам об основных особенностях географического размещения основных отраслей промышленного производства в Европе.

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Промышленность, ведущие отрасли хозяйства Зарубежной Европы

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой "химизированной" стране не только этого региона, но и практически всего мира - Германия. До Второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась "к нефти". В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу. В восточной части региона сдвиг "к нефти" привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов. Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода "Дружба" и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза, а в настоящее время из России. В Болгарии по той же причине нефтехимия "сдвинута" к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе. На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии - оказывает сооружение АЭС. На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады. Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Исландии используется геотермальная энергия.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия). В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы. Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, Германия, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем. Медная промышленность получила наибольшее развитие в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Польше.

Лесная промышленность , ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии. Легкая промышленность , с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную "швейную фабрику" региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю. Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и пр.

Рис. 4. Цех по производству кубиков «Лего» ()

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. Назовите основные отрасли промышленности Зарубежной Европы?

2. Используя пройденный материал, карты атласа, приведите примеры центров машиностроения Зарубежной Европы.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009 - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Основой хозяйства государств Зарубежной Европы является индустрия. Несмотря на то, что во многих странах львиная доля в экономике образовывается за счет услуг и сельского хозяйства, промышленное производство уже несколько веков служи «лицом» Европы. Именно в этом регионе находятся девять из двадцати крупнейших индустриальных государств мира - Великобритания, Италия, Испания, Швеция, Франция, Нидерланды, Швейцария, Германия, и Бельгия.

Особенности промышленности Западной Европы

Модель промышленного производства Зарубежной Европы потерпела ряд изменений в связи с историческими обстоятельствами, которые несколько трансформировали мировой рынок. До начала Второй Мировой войны европейские государства выпускали дорогостоящую уникальную продукцию, в послевоенное время предприятия переориентировались на массового потребителя.

Производством сверхсложной и наукоемкой продукции занялись США, в то время как Европа начала выпускать товары массового народного потребления легковые автомобили, станки, электронику и технологическое оборудование.

Подобная тенденция сохранилась до 70-х годов: в этот период в промышленности Зарубежной Европы прошло своеобразное разделение труда государства Средиземноморского региона продолжали выпуск массовых товаров, во Франции, Англии и ФРГ делался акцент на производстве судов и авиации, что сократило производственное отставание Европы от США.

Передовые отрасли промышленности

В настоящее время основой промышленности Зарубежной Европы является машиностроение. Уровень развития этой отрасли в европейских государствах различный. Безусловное лидерство по автомобильному производству принадлежит Германии, Франции и Англии. Эти страны являются крупнейшими мировыми экспортерами машин и оборудования, легковых и грузовых автомобилей и тракторов.

На достаточно высоком уровне в государствах Зарубежной Европы развита химическая промышленность. Италия, Англия, Германия и Франция задействованные в производстве пластмасс и искусственных смол. Бельгия, Швейцария и Нидерланды специализируются на выпуске фармацевтической продукции.

В странах Скандинавии производятся азотные удобрения и нефтехимикаты. Более 65% продукции химического производства экспортируется за рубеж.

Упадок в следующих отраслях

Если в энергетическом, химическом производстве и машиностроении в государствах Зарубежной Европы наблюдается тенденция роста, то в некоторых других отраслях замен существенный упадок.

Так к примеру, текстильная и швейная промышленность, которая еще полвека назад была основой хозяйства европейских государств в последнее время не удовлетворяет внутренних запросов населения.

Упадок легкой промышленности обусловлен ориентацией предприятий монополистов на выпуск дорогостоящей продукции ювелирных и меховых изделий, аксессуаров и эксклюзивной одежды. Дешевый текстиль зачастую импортируется из стран с развивающихся стран.

Потеряла возможность участия в мировом экспорте и пищевая промышленность региона. Из-за недостаточно развитого сельского хозяйства, эффективность работы предприятий этой отрасли заметно снижается.