Денежная система стран европейского союза. Типы денежных систем

Денежная система – это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически, закрепленное национальным законодательством. Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве.

Различают два типа денежных систем: системы металлического обращения и системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами. Системы металлического денежного обращения, в свою очередь, делятся на биметаллические и монометаллические системы. Биметаллические – это денежные системы, при которых государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента (то есть денег) за двумя благородными металлами золотом и серебром. При этом осуществляется свободная чеканка монет из этих металлов и их неограниченное обращение. При монометаллизме всеобщим эквивалентом служит один денежный металл (золото или серебро) и одновременно в денежном обращении функционируют другие денежные знаки: банкноты, казначейские билеты, разменная монета. Эти денежные знаки свободно обмениваются на денежный металл (золото или серебро). Разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный (цены товаров исчисляются в золоте, во внутреннем обращении страны функционируют полноценные золотые монеты, золото выполняет все функции денег), золотослитковый (обмен банкнот и других денег осуществляется только на слитки весом 12,5кг) и золотодевизный стандарты (обмен банкнот и других денег стал проводиться на валюту девизов стран, где разрешался обмен на золотые слитки).

Бреттон-Вудская денежная система (США, 1994), характеризующаяся следующими чертами: золото вытесняется из свободного оборота и выступает лишь средством окончательного расчета между странами; наряду с золотом международным средством и резервной валютой выступают доллар (США) и фунт стерлингов (Великобритания); на золото обмениваются только резервные валюты по установленному соотношению, а также на свободных золотых рынках; межгосударственное регулирование валютных отношений осуществляется МВФ (Международным валютным фондом).

Бреттон-Вудская денежная система представляла Собой систему международного золотодевизного монометаллизма на основе доллара.

В 70-е гг. XX в. в связи с Сокращением золотых запасов в США эта система потерпела крах. В 1976 г. на смену Бреттон-Вудской денежной системе пришла Ямайская денежная система, оформленная Соглашением стран – членов МВФ (о. Ямайка) в 1976 г. и ратифицированная странами – членами МВФ в 1978 г. Мировыми деньгами были объявлены специальные права заимствования (СДР), которые стали международной единицей. При этом $ сохранил важное место в международных расчетах и валютных резервах других стран. Кроме того, юридически была завершена демонетизация золота, то есть утрата золотом денежных функций. В то же время золото остается резервом государства, оно необходимо для приобретения валюты других стран.

В настоящее время ни в одной стране нет металлического обращения; основными видами денежных знаков являются кредитные банковские билеты (банкноты), государственные деньги (казначейские билеты) и разменная монета.

Официальной денежной единицей России является рубль. Официальный курс рубля к иностранным денежным валютам определяется ЦБ и публикуется в печати. На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России.

Еще по теме 21. Денежные системы отдельных стран:

  1. Денежные системы, их типы. Денежная система – это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством.
  2. Денежный поток предприятия как процесс, непосредственно связанный с функционированием денег и денежной системы страны

1. Общая характеристика денежной системы страны


Денежная система - это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически, закрепленное национальным законодательством. Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве.

Различают два типа денежных систем: системы металлического обращения и системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами. Системы металлического денежного обращения, в свою очередь, делятся на биметаллические и монометаллические системы.

Биметаллические - это денежные системы, при которых государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента (то есть денег) за двумя благородными металлами золотом и серебром. При этом осуществляется свободная чеканка монет из этих металлов и их неограниченное обращение. При монометаллизме всеобщим эквивалентом служит один денежный металл (золото или серебро). Одновременно в денежном обращении функционируют другие денежные знаки: банкноты, казначейские билеты, разменная монета. Эти денежные знаки свободно обмениваются на денежный металл (золото или серебро).

Наибольшее распространение в мире получил золотой монометаллизм. Различается три вида золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарты.

При золотомонетном монометаллизме (существовавшем в России до 1914-1918 гг.) цены товаров исчисляются в золоте, во внутреннем обращении страны функционируют полноценные золотые монеты, золото выполняет все функции денег. Производится свободная чеканка золотых монет; все денежные знаки (банкноты, разменные монеты) свободно обмениваются на золото; допускается свободный вывоз и ввоз золота и функционирование свободных рынков золота. После Первой мировой войны вместо золотомонетного монометаллизма были установлены золотослитковый и золотовалютный (золотодевизный) виды монометаллизма. При золотослитковом стандарте обмен банкнот и других денег осуществляется только на слитки весом 12,5 кг; при золотодевизном - обмен банкнот и других денег стал проводиться на валюту девизов стран, где разрешался обмен на золотые слитки. После 1929-1933 гг. были ликвидированы все формы золотого монометаллизма, а после Второй мировой войны на конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. была оформлена так называемая Бреттон-Вудская денежная система, характеризующаяся следующими чертами: золото вытесняется из свободного оборота и выступает лишь средством окончательного расчета между странами; наряду с золотом международным средством и резервной валютой выступают доллар (США) и фунт стерлингов (Великобритания); на золото обмениваются только резервные валюты по установленному соотношению, а также на свободных золотых рынках; межгосударственное регулирование валютных отношений осуществляется МВФ (Международным валютным фондом). Бреттон-Вудская денежная система представляла Собой систему международного золотодевизного монометаллизма на основе доллара.

В 70-е гг. XX в. в связи с сокращением золотых запасов в США эта система потерпела крах. В 1976 г. на смену Бреттон-Вудской денежной системе пришла Ямайская денежная система, оформленная Соглашением стран - членов МВФ (о. Ямайка) в 1976 г. и ратифицированная странами - членами МВФ в 1978 г.

Согласно Ямайской валютной системе мировыми деньгами были объявлены специальные права заимствования (СДР), которые стали международной единицей. При этом доллар сохранил важное место в международных расчетах и валютных резервах других стран. Кроме того, юридически была завершена демонетизация золота, то есть утрата золотом денежных функций. В то же время золото остается резервом государства, оно необходимо для приобретения валюты других стран.

В настоящее время ни в одной стране нет металлического обращения; основными видами денежных знаков являются кредитные банковские билеты (банкноты), государственные деньги (казначейские билеты) и разменная монета.

Официальной денежной единицей России является рубль. Официальный курс рубля к иностранным денежным валютам определяется Центральным банком и публикуется в печати. На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России.


2. Эволюция и современное состояние денежной системы стран северной Америки


.1 Денежная система США

валюта денежный европейский

Одной из особенностей денежной системы США являлось длительное существование биметаллизма, который поддерживали не только влиятельные в США владельцы серебряных рудников, но и широкие круги заемщиков - мелких и средних промышленников и фермеров, заинтересованных в повышении товарных цен в целях снижения реальных размеров своей задолженности. По закону 1873 г. денежной единицей США был признан золотой доллар и свободная чеканка серебра была отменена; но сторонникам биметаллизма вскоре удалось добиться сначала возобновления частичной чеканки серебра, а затем - покупки его казначейством. Все же в конечном счете победили сторонники монометаллизма, представлявшие интересы крупной промышленной буржуазии и банков: в 1900 г., был издан акт о золотом стандарте, утвердивший в качестве денежной единицы страны золотой доллар с содержанием чистого золота в 1,50463 г. Однако серебряные доллары не были изъяты из обращений.

Характерной чертой денежной системы США было длительное существование децентрализованной системы банкнотной эмиссии. До 60-х гг. XIX в. правом выпуска банкнот пользовались многочисленные банки отдельных штатов. По закону 1863 г. это право было предоставлено так называемым национальным банкам, подчиненным федеральному законодательству; тем не менее эмиссия оставалась децентрализованной, поскольку ее осуществляло несколько тысяч национальных банков. Другой своеобразной чертой системы банкнотной эмиссии, просуществовавшей в США с 1863 до 1914 г., являлось обязательное обеспечение выпускавшихся банкнот облигациями государственных займов. По закону 1863 г. каждый национальный банк мог выпускать банкноты в пределах купленной им и внесенной в казначейство суммы облигаций государственных займов США. Такой порядок эмиссии создавал благоприятные условия для размещения займов федерального правительства, но имел тот существенный недостаток, что размеры банковского обращения были поставлены в зависимость от величины портфеля государственных ценных бумаг у национальных банков, а не от потребностей товарооборота в деньгах.

В настоящее время США располагают следующей структурой денежного обращения, которую определяют три основных эмитента денег. Это министерство финансов (казначейство), цен тральный банк (ФРС) и коммерческие банки.

Министерство финансов США выпускает мелко купюрные (казначейские денежные) билеты от 1 до 10 долл., серебряные монеты и разменные, так называемые неполноценные монеты, изготовленные из обычных металлов (никеля, меди). До последнего времени эмиссия казначейских денег составляла 11% налично-денежной массы. При этом большая часть приходится на монеты.

ФРС в лице федеральных резервных банков выпускает банкноты, которые являются главным средством налично-денежного оборота страны. Коммерческие банки эмитируют в основном векселя, чеки, кредитные карточки, электронные деньги, которые совместно образуют так называемые безналичные деньги. Они составляли в 1980 г. 70% денежной массы и представлены текущими счетами и различными депозитами. При этом 90% всех платежей США производится путем безналичных расчетов. При этом необходимо отметить, что чем выше уровень безналичных расчетов и доля безналичных денег в денежной массе, тем ниже вероятность инфляционных вспышек.

Основную функцию по регулированию денежной системы выполняет центральный банк США (ФРС) совместно с министерством финансов. Главным направлением деятельности ФРС в этой области является поддержание стабильности денежной системы, включая все ее основные элементы: денежное обращение, сбалансированное соотношение между наличным и безналичным оборотом, денежная эмиссия, масштаб цен.


.2 Денежная система Канады


Денежная система Канады образовалась в исторически короткий отрезок времени и сформировалась к 1867 г. До образования Канады как суверенного государства на ее территории существовало денежное обращение колониального типа, в котором в качестве денег использовались французские, испанские, португальские серебряные монеты; среди них было довольно много неполноценных денежных знаков. Кроме того, в обращении ходили и бумажные суррогаты. Монеты поступали из стран-метрополий в ограниченном количестве для выплаты жалованья военным и местной колониальной администрации. Во Франции специально для Канады с 1670 г. чеканилась серебряная монета - соль, но ее доля во внутреннем обращении была невелика, часть торговых операций выполнялась путем прямого товарообмена. Колонисты долго использовали для расчетов меха, зерно, бусы, одеяла, а индейцы - специальные пояса из ракушек - «вампумы».

Нехватка монет обусловила постепенное введение бумажных денежных суррогатов. Самые известные из них - «карточные деньги», введенные в 1685 г. и изготовленные из игральных карт. Некоторые торговые фирмы в качестве денег применяли собственные денежные суррогаты - боны, чтобы продавать индейцам товары только в своих лавках. Бумажно-денежные суррогаты просуществовали в Канаде до окончания колониального господства Франции, их полное обесценение произошло в конце XVIII в.

Первые банкноты, выпущенные на территории Канады, - это банкноты Монреальского банка (1817 г.), номинированные в долларах. В 1825 г., после перехода Великобритании к золотому монометаллизму, официальной денежной единицей в Канаде стал фунт стерлингов. Закон о денежном обращении 1841 г. признал платежными средствами наряду с английскими фунтами стерлингов американские золотые и серебряные доллары и французские серебряные монеты.

После объединения канадских провинций в конфедерацию (1868 г.) национальной денежной единицей Канады стал канадский доллар. Золотое содержание новой валюты устанавливалось на основе фунта стерлингов и приравнивалось к нему. В течение многих лет эмиссионным правом обладало Правительство Канады и уполномоченные банки. Перед Второй мировой войной в денежном обращении государства находились банкноты коммерческих банков, а доля банкнот федерального правительства была невелика.

Во время экономического кризиса 30-х годов XX в. золотой стандарт был отменен. Централизация эмиссии банкнот произошла после создания в 1935 г. единого эмиссионного центра - Банка Канады. В 1935 г. выпущены первые банкноты этого банка в двух вариантах - английском и французском. Раздельное производство банкнот на двух языках обходилось слишком дорого, и в 1937 г. их заменили на новые с надписями на двух языках одновременно.

В 1938 г. Банк Канады был национализирован и сосредоточил всю банкнотную эмиссию. Выпуск золотых и серебряных долларов практиковался исключительно для туристов, а в дальнейшем монеты из драгоценных металлов полностью заменили биллонные монеты.

В 40-х годах курс канадского доллара был привязан к доллару США, что соответствовав принципам Бреттон-Вудской валютной системы. В 1950 г. фиксированный валютный паритет был отменен и введен колеблющийся курс канадского доллара к другим валютам, что обусловило совокупность неблагоприятных экономических последствий: дефицит торгового баланса, резкие колебания валютного курса. В итоге жесткая привязка канадской валюты к доллару США была восстановлена и просуществовала до 1970 г. С 1974 г. после перехода к Ямайской валютной системе в Канаде вновь введен плавающий валютный курс. В настоящее время основу монетарной политики Банка Канады составляет таргетирование денежной массы и инфляции.

До 2001 г. в наличном денежном обращении Канады находились банкноты достоинством 5, 10, 20, 50, 100 и 1000 долл. Это банкноты серии «Птицы Канады» - на их оборотной стороне изображены птицы, обитающие в Канаде. С 2001 г. Банк Канады начал выпуск банкнот новой серии достоинством 5, 10, 20, 50 и 100 долл. Новая серия банкнот получила название «Канадское путешествие» (рис. 2).

В обращении находятся дробные монеты достоинством 1, 10, 25 и 50 центов, а также 1 и 2 долл.


3. Эволюция и современное состояние денежных систем стран Западной Европы


.1 Денежная система Великобритании


Денежная единица Великобритании - фунт стерлингов. Он использовался задолго до возникновения централизованного государства еще в IX - Х вв. В названии «фунт стерлингов» нашло отражение его первоначальное весовое содержание: из одного фунта серебра чеканили 240 пенсов, которые имели также второе название - «стерлинги». 20 пенсов составляли шиллинг, соответственно в одном фунте было 12 шиллингов.

В XIV в. в Англии появляются в обращении золотые фунты стерлингов и до конца XVIII в. действует биметаллическая денежная система.

В конце XVIII - начале XIX в. Англия становится первой страной золотого монометаллизма. По закону 1798 г. чеканка серебра была запрещена (платежная сила серебряных монет ограничена суммой 25 ф. ст. при каждом платеже). Однако поскольку в этот период Англия вела войну с Францией, размен банкнот на золото (характерный для золотого монометаллизма) был прекращен и до 1821 г. в обращении находились не разменные на золото банкноты. За несколько лет до восстановления размена банкнот на золото в 1816 г. был издан закон, в соответствии с которым была разрешена свободная (без пошлины) чеканка золотых монет (из расчета 3 ф. ст. 17 шилл. и 101/2 пенсов за тройскую унцию), золото официально стало основой денежной системы. С 1821 по 1914 гг. в Англии действовала система золотомонетного стандарта. Согласно акту Р. Пиля (1844 г.) эмиссия банкнот почти на 100% обеспечивалась золотом (фидуциарная эмиссия не должна была превышать 14 млн. ф. ст., которые обеспечивались выданными Банком Англии государству займами). Действие этого акта временно приостанавливалось парламентом и фидуциарная эмиссия превышала установленный объем во время кризисов 1847, 1857 и 1866 гг.

В 1914 г. банкноты перестали размениваться на золото, а золотые монеты были изъяты из обращения. Для покрытия военных расходов правительство стало выпускать казначейские билеты.

В 1925 г. размен банкнот на золото был восстановлен, но в урезанной форме: на слитки, а не на золотые монеты. Несмотря на значительное снижение покупательной способности фунта стерлингов, Англия не пошла на его девальвацию и провела реставрацию валюты, восстановив довоенное золотое содержание денежной единицы. 1925 год был началом денежной реформы, которая завершилась в 1928 г. изъятием из обращения казначейских билетов и предоставлением Банку Англии права на фидуциарную эмиссию банкнот в объеме 260 млн. ф. ст., а сверх этой суммы - с согласия Казначейства, подтвержденного парламентом.

Золотослитковый стандарт просуществовал недолго. Уже в 1931 г. во время мирового экономического кризиса Англия была вынуждена отказаться от размена банкнот на золото. С этого времени в Англии действует система неразменных кредитных, денег.

Главным видом денег в Великобритании, как и в других странах, служат деньги в безналичный форме, т.е. средства на счетах в банках - депозитные деньги.

Наличные деньги - банкноты и разменная монета составляют около 32% всей денежной массы в обращении.

Преимущественное развитие безналичных расчетов и усилие взаимосвязи между денежным обращением и движением ссудного капитала обусловили во всех странах существенное расширение границ денежной массы за счет новых видов кредитных обязательств. В послевоенный период в платежном обороте Великобритании используются остатки денежных средств не только на счетах до востребования, но и на срочных и сберегательных счетах. Это объясняется, в частности, тем, что средства со срочных счетов могут быть получены практически так же легко, как и со счетов до востребования без предварительного уведомления (хотя формально требуется уведомление за семь дней).

Кроме казначейства, выпускающего монеты, эмитентами денег в Великобритания являются Банк Англии и коммерческие банки. Банк Англии монопольно осуществляет выпуск банкнот в сумме, определяемой казначейством и утвержденной парламентом.

Чеки занимают второе место по стоимости - 47,8% и первое по количеству. В последние годы в Великобритании, как и в большинстве других стран, происходит, во-первых, снижение доли чеков как по количеству, так и по стоимости; во-вторых, повышение доли платежей по автоматизированному перечислению, карточек и электронных платежей; в-третьих, увеличение средней суммы чека, использование чеков преимущественно для оплаты крупных сумм.


3.2 Денежная система Германии


До 70-х гг. XIX в. в Германии не было единой денежной системы, свыше 20 государств и княжеств имели различные виды денежных систем. Основаны они были в первую очередь на серебряном монометаллизме, лишь в Бремене был золотой талер. Остальные денежные единицы (фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты) базировались на параллельной и двойной системах биметаллизма, т.е. в обращении были золотые и серебряные монеты, а стоимость между золотом и серебром устанавливал рынок или государство. Кроме того, в обращении находились также банкноты и бумажные деньги.

Политическое объединение немецких земель и образование в 1871-1873 гг. Германской империи привело к созданию единой денежной системы, основанной на золотом монометаллизме: была введена новая денежная единица - рейхсмарка с золотым содержанием в 0,358423 г. чистого золота.

С началом Первой мировой войны были отменен золотомонетный стандарт и прекращен размен банкнот Рейхсбанка на золото. Денежная система Германии стала главным источником финансирования войны. Во время и особенно после войны активно использовалась бумажно-денежная эмиссия, что вызвало гиперинфляцию в стране: осенью 1923 г. объем бумажных денег в обращении достиг 49б квинтиллионов марок, а рейхсмарка обесценилась в 1,6 трлн. раз по сравнению с довоенным уровнем.

В 1924 г. была проведена денежная реформа: новая рейхсмарка обменивалась в соотношении 1:1 трлн старых. Был введен золотодевизный стандарт, что означало установление валютной зависимости Германии от стран-победительниц: новая рейхсмарка обеспечивалась на 40% золотом и иностранной валютой. ьВ период мирового денежно-кредитного кризиса 1929-1933 гг. золотодевизный стандарт в Германии был отменен и установлена система неразменных кредитных денег.

Таким образом, в настоящее время денежной единицей ФРГ является немецкая марка, которая состоит из 100 пфеннигов. В обращении находятся банкноты Бундесбанка достоинством в 1000; 500; 200; 100; 50; 20; 10; 2 и 1 марку, а также монеты в 10; 5; 2 и 1 марку, 50; 10; 5; 2 и 1 пфенниг.

Большую роль в регулировании денежного обращения в ФРГ играет антиинфляционная денежная политика Немецкого федерального банка, основная цель которой - обеспечение стабильности валюты. Данная цель определена Конституцией страны и законами о Немецком федеральном банке 1957 и 1992 гг.

В соответствии с этим с 1975 г. в ФРГ проводится таргетирование, т.е. центральный банк устанавливает денежные ориентиры изменения показателей налично-денежной массы и затем кредитными рычагами регулирует находящуюся в обращении денежную массу. Так, в 1996 г. денежный ориентир был установлен в пределах от 4 до 7% по агрегату М3, и денежная масса по этому агрегату возросла с 1257,7 до 1315,9 млрд. марок в течение 1996 г., или на 4,6%.

Платежный баланс ФРГ, который определяет валютное положение страны, сводится почти постоянно с положительным сальдо. Например, в 1996 г. активное сальдо платежного баланса составило 34 626 млн. марок, что стало результатом активности внешнеторгового баланса (98 588 млн. марок). В то же время негативное воздействие на платежный баланс оказали услуги (52 327 млн. марок) и переводы (54 870 млн. марок). Баланс движения капиталов был сведен с положительным сальдо в 20 891 млн. марок.

Немецкая марка заняла господствующее положение в европейской валютной «змее» (1971 г.), на основе которой в 1979 г. была создана Европейская валютная система. Почти ежегодно в ее рамках проводится ревальвация марки. На долю марки приходится 33% «корзины» ЭКЮ. В связи с этим Европейскую валютную систему (ЕВС) часто называют «зоной марки». С 1 января 1999 г., когда будет реализована программа третьего этапа Маастрихтских соглашений и будет введена новая валюта в Европе «евро», немецкая марка, 50-летие которой отмечалось в июне 1998 г., должна будет уступить свое место этой новой денежной единице.


.3 Денежная система Италии


Италия всегда была активным участником мировою валютного рынка. Уже в 1865 году она наряду с Францией, Бельгией, Швейцарией учредила Латинский монетный союз, основным требованием которого было свободное хождение в этих странах любых денежных знаков стран-участниц. Впоследствии Италия стала членом МВФ.

Процессы интеграции, происходящие в Европе, затронули и Италию. В 1969 году на встрече лидеров стран, вошедших в ЕЭС при его создании (Бельгия, Италия, Франция, Люксембург, Нидерланды, ФРГ), была определена цель единой валютной системы. В соответствии с ней единая валютная система должна была быть сформирована в 1978 году. Однако осуществление этого проекта было отложено. 13 марта 1979 года Италия вошла в единую валютную систему. Курс лиры был установлен на уровне 1148,15 лир за ЭКЮ. В дальнейшем курс лиры начал колебаться.

Кризис начала 1990-х гг. для Италии стал тяжелым испытанием. Период 1992-1993 гг. характеризовался несколькими девальвациями лиры. В конце 1992 года Италии пришлось выйти из ЕВС. Позитивные сдвиги наметились только в 1995 году, когда доходы государства возросли на 1,2% ВВП с одновременным снижением расходов на 2,7%. Дальнейшее оздоровление государственных финансов стало невозможным без особых мер по пресечению налоговых правонарушений и усиления контроля за расходами государственного бюджета. В то же время в отличие от стран со стабильной экономикой (например, Германии) в 1996 году в Италии наблюдалось активное сальдо платежного баланса - 42 млрд. долл. (3-5% ВВП). 29 ноября 1996 года Италия вновь присоединилась к ЕВС в механизме ЕРМ-1.

Концепция единой валюты обрела реальные очертания на встрече глав государств - членов ЕС в Дублине в декабре 1996 года. В соответствии с этой концепцией единая валюта «евро» была введена с 1 января 1999 года, причем вначале в безналичной форме, а затем с 2002 года - в наличной.

В Италии переход к «евро» рассматривался как своеобразный национальный надпартийный императив. Для введения в оборот «евро» страна должна была отвечать определенным критериям, таким, как:

дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП;

государственный долг не должен превышать 60% ВВП;

годовая инфляция должна быть не более чем на 1,5 процентных пункта к усредненному уровню инфляции в трех странах ЕС с наибольшей стабильностью цен (в 1996 году - 3-3,3%);

средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки должна быть не более чем на 2 процентных пункта к усредненному уровню этих ставок в трех странах ЕС с наибольшей стабильностью цен (в 1996 году - 9%);

соблюдение установленных пределов колебаний в существующем в ЕС механизме стабилизации обменных валютных курсов (ЕРМ-1).

В 1996 году Италия соответствовала только одному из пяти критериев - участвовала в ЕС и ее валюта была достаточно стабильной. По всем остальным показателям она существенно выходила за оговоренные пределы. Например, по итогам 1996 года Италия имела дефицит государственного бюджета 6,8% ВВП (не более 3% ВВП), а государственный долг - 124% ВВП (60% ВВП).

Италия придерживалась концепции приблизительного выполнения требований, так как в противном случае ей пришлось бы принять решение о дополнительной бюджетной экономии в 26 трлн. лир. Тем не менее, Италия целенаправленно готовила себя к введению в 1999 году «евро». На 1997 год был сформирован чрезвычайный бюджет, ориентированный на критерии присоединения к «евро». При этом в бюджет заложены поистине драконовские меры по сокращению государственных расходов и собираемости налогов. Рестрикционная политика правительства, ограничение роста заработной платы и высокие проценты привели к снижению частного потребления. Оно упало в 1996 году на 0,8%. Темпы роста ВВП замедлились. В 1997 году объем производства вырос на 2,7%, по сравнению с 1996 года. Италия гасила дефицит чрезвычайным «европейским налогом».

Для проведения безналичных расчетов в «евро» Италия наряду с другими странами создала единую систему расчетов ТАРГЕТ при помощи специальной связи.

Для введения наличных расчетов в «евро» в Италии, как и в других странах, проводились информационные кампании для ознакомления граждан с новой денежной единицей, между странами происходит обмен информацией. В школьные программы были включены курсы, посвященные «евро».

Введение «евро», естественно, потребовало затрат. Основную тяжесть приняли на себя банковские учреждения, которым предстояло модифицировать компьютерные системы обработки данных и обслуживания клиентов, а к 2002 году полностью заменить автоматы для выдачи денег и проверки купюр и вести параллельные расчеты в двух валютах. По оценке Банковской федерации ЕС, на это потребовалось около 10-12 млрд. ЭКЮ, что составляло 2% годового оборота банковских операций. В то же время, несмотря ни на колоссальные расходы, связанные с внедрением новой денежной единицы, ни на отклонение от необходимых критериев, Италия ввела «евро» с 1 января 1999 года в числе первых 15 стран. Введение «евро» привело к оздоровлению государственных финансов, что высвободило крупные средства, которые тратились на обслуживание государственного долга (в Италии «съедалось» 20% бюджетных расходов). Это позволило увеличить затраты на создание новых рабочих мест и социальные нужды.


3.4 Денежная система Франции


Во Франции на протяжении большей части XIX в. существовал биметаллизм. По закону 1803 г. золото и серебро подлежали свободной чеканке, а монеты из обоих металлов имели неограниченную силу законного платежного средства. Из 1 кг золота чеканилось 3100 франков, а из 1 кг серебра - 200 франков. Таким образом, по закону ценностное соотношение между серебром и золотом было принято 1: 15,5. Фактическое соотношение рыночных стоимостей этих металлов отклонялось от установленного законом то в ту, то в другую сторону. В результате в денежном обращении Франции в одни периоды серебро вытесняло из обращения золото, а в другие - золото вытесняло серебро.

В 1865 г. Франция возглавила Латинский монетный союз, а в 1873 г. отменила свободную чеканку серебра, сохранив ее только за золотом. Эго означало переход от биметаллизма к золотому монометаллизму. Однако за ранее отчеканенными пятифранковыми серебряными монетами была сохранена неограниченная сила законного платежного средства. Поэтому французская денежная система была золотым монометаллизмом «хромающего типа».

августа 1914 г. был издан закон, отменивший размен банкнот Банка Франции на золото и предоставивший ему право выпуска банкнот с принудительным курсом. Во время войны золотые монеты ушли из обращения, а последнее было заполнено неразменными банкнотами, переродившимися в бумажные деньги. Эмиссия этих банкнот использовалась для финансирования военных расходов государства.

Во Франции существуют национальные особенности наличного оборота. Разменные монеты, обслуживающие розничный оборот, чеканятся из никеля, серебра и алюминия. Их удельный вес в денежном обращении небольшой. Однако во Франции монета является объектом частной тезаврации. Например, в годы Второй мировой войны монеты из сплавов и бронзы, имевшие золотой отблеск, были тезаврированы. В 70-х гг. 40 млн. шт. 10-франковых серебряных монет практически покинули сферу обращения в результате тезаврации. Такая же судьба постигла серебряные монеты достоинством в 50 фр. (вес 30 г., диаметр 4 см), выпущенных в 1974 г.

Во Франции существуют четыре источника выпуска денег: во-первых, центральный банк (Банк Франции); во-вторых, банки и некоторые кредитно-финансовые институты, создающие квази - деньги; в-третьих, министерство финансов, которое, кредитуя хозяйство, выпускает деньги; в-четвертых, депозитно - сохранная касса, осуществляющая косвенную эмиссию денег.

Одновременно во Франции существуют три основных канала эмиссии денег: банковское кредитование национальной экономики, которое составляет от 20 до 85 эквивалентов денежной массы; банковское кредитование государства (удельный вес государственных облигаций колеблется с 33 до 9% в денежной массе с 60-х по 90-е гг.) через банкноты выпущенные под государственные облигации; эмиссия банкнот под прирост официальных золотовалютных резервов, которая осуществлялась в основном до 1976 г., т.е. до Ямайского валютного соглашения.

В качестве безналичного оборота во Франции используются чековое обращение, текущие счета, а также кредитные карточки. Наибольшее распространение в 70-х гг. получили «голубые карточки», которые выпускаются как национализированными, так и частными коммерческими банками. Франция в целом отстает от США, Англии, ФРГ по степени безналичных расчетов, однако в последнее время их удельный вес растет в связи с ускорением автоматизации и компьютеризации банковского и биржевого дела, различных кредитных операций.

Франция с 1957 г. является членом Европейского экономического сообщества, которое в 1996 г. согласно Маастрикхтским соглашениям было преобразовано в Европейский союз, объединивший 18 европейских стран. Поэтому Франция длительное время должна была проявлять заботу о твердости своей денежной единицы - франка и денежного обращения не только по соображениям внутреннего экономического развития, но также и в связи с тем, что она являлась активным членом европейской интеграции.


.5 Основные этапы перехода к единой европейской валюте


Идея создания единой валюты на Европейском континенте появилась давно. Однако с особой остротой этот вопрос возник после второй мировой войны, которая нанесла серьезный удар по международной валютной системе. В середине ХХ века впервые в современной истории Европа оказалась без мировой валюты: послевоенная Бреттон-Вудская модель международной валютной системы базировалась на долларе США, который еще в 30-е гг. Вытеснил с лидирующих позиций британский фунт стерлингов. Поэтому в 1950 г. был создан Европейский платежный союз, в который вошли ФРГ, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Швейцария, Австрия, Италия, Греция, Португалия и Турция (впоследствии он был преобразован в Европейское валютное соглашение).

В апреле 1951 г. был подписан Парижский договор о создании Европейского объединения по углю и стали, положивший начало европейской экономической интеграции. Однако первые реальный предпосылки полноценного валютного сотрудничества появились с подписанием 25 марта 1957 г. Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в составе ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Экономическое объединение Европы всей логикой своего развития вело к необходимости наличия единых денежных знаков, и уже в 1962 г. Комиссия ЕЭС выдвинула для этих стран идею единой валюты. Правда, первоначально в рамках Римского договора валютному сотрудничеству отводилась вспомогательная роль обеспечения работы таможенного союза, но после его оформления в 1968 г. вопрос о создании валютного союза вновь стал актуальным, а катализатором процесса оказалась происшедшая в 1969 г. ревальвация немецкой марки по отношению к французскому франку.

И вот в декабре 1969 г. на Европейском совете в Гааге впервые цель создания Европейского валютного союза была переведена в практическую плоскость. В октябре 1970 г. появился так называемый «план Вернера», в котором была сформулирована концепция перехода к валютному союзу через необратимой взаимной конвертируемости национальных валют, полную либерализацию движения капиталов, установление неизменных валютных курсов и замену национальных валют единой европейской валютой к 1980 г. В марте 1971 г. Совет министров экономики и финансов ЕЭС высказал принципиальное согласие с идеей движения к экономическому и валютному союзу, но это решение было половинчатым: министры договорились лишь о сокращении лимитов колебаний валютных курсов, а вопросы координации экономической политики и установления общих ориентиров в бюджетной сфере были отложены на будущее. Однако «плану Вернера» не суждено было сбыться.

В апреле 1975 г. была введена европейская расчетная единица - ЕРЕ (European unit of account - EUA), курс которой зависел уже не от доллара, а от рыночной стоимости составляющих ее европейских валют. Эта единица использовалась в межгосударственных расчетах и бюджете ЕЭС, в операциях Европейского инвестиционного банка.

В 1977 г. идея валютного союза была вновь реанимирована канцлером ФРГ Г. Шмидтом и президентом Франции В. Жискар д"Эстеном и поддержана тогдашним председателем Комиссии ЕС Р. Дженкинсом. На сессии Европейского совета 5-6 декабря 1978 г. в Брюсселе было принято решение о создании Европейской валютной системы. В итоге 13 марта 1979 г. появилась европейская валютная единица - «экю» (European currency unit - ECU) и основанная на ней Европейская валютная система (ЕВС). Важной особенностью ЕВС было то, что она включала в свой состав все страны ЕЭС.

В феврале 1988 г. министр иностранных ел ФРГ Г.-Д. Геншер представил меморандум «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка», который был поддержан тогдашнем председателем Комиссии ЕС Ж. Делором и впоследствии трансформировался в так называемый «план Делора». Он предусматривал осуществление скоординированной экономической и валютной политики стран ЕС, создание Европейского центрального банка и переход на единую европейскую валюту. Этот план в качестве интеллектуальной основы ЕВС был утвержден Европейским советом 26 июня 1989 г. в Мадриде, а его основные идеи были впоследствии закреплены в Маастрихтском договоре.

После переговоров в Маастрихте в 1992 г. главами государств-членов ЕВС было принято принципиальное решение о поэтапном реальном формировании Экономического и валютного союза, основанного прежде всего на введении единой европейской валюты. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов».

Главные компоненты ЭВС - единая валюта, получившая наименование «евро», и единый Европейский центральный банк, которые неразрывно связаны друге другом. Подобно тому, как каждая национальная валюта всецело находится под юрисдикцией и контролем соответствующего государства в лице центрального банка, так единая, наднациональная валюта непременно требует наличия наднационального, международного органа, который осуществлял бы единую для всего региона денежно-кредитную политику.

Договор, предусматривающий поэтапное продвижение к Валютному союзу, подписан 12 странами в Маастрихте, в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 года.

В январе 1994 г. был создан Европейский валютный институт во Франкфурте-на-Майне, главной целью которого является подготовка к организации Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и к эмиссии единой валюты - евро.

В декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде была принята программа введения евро, которая была развита и конкретизирована на заседании того же совета в Дублине в декабре 1996 года.

Эти и ряд других решений, принятые исполнительным органом - Комиссией Европейских сообществ (КЕС), предусматривают определенные критерии для стран - участниц ЭВС, установленные как «пропускные» для членства в валютном союзе, которые можно рассматривать как показатели «финансового здоровья». Ими являются:

дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП;

государственный долг не более 60% ВВП;

ежегодный рост цен не выше, чем 1,5% сверх среднего уровня инфляции в трех странах с минимальным уровнем инфляции среди государств-членов ЕС;

средний размер долгосрочной процентной ставки не выше 2% сверх среднего уровня этих ставок в тех же трех странах;

соблюдение установленных пределов колебаний между курсами валют (+15%).

Процесс продвижения к валютному союзу ЕС распался на три фазы:

Подготовительная - до 1 января 1996 года, в ходе которой страны-участницы сняли взаимные ограничения на движение платежей и капиталов и начали стабилизацию своих государственных финансов по критериям, установленным ЕС как «пропускные» для членства в валютном союзе.

Организационная - до 31 декабря 1998 года, нацелена на завершение окончательной стабилизации государственных финансов и на формирование правовой и институциональной базы валютного союза. Европейский валютный институт во Франкфурте, функционирующий с 1 января 1994 года, в 1998 году был преобразован в Европейский центральный банк (ЕЦБ). Приняты конкретные решения в отношении денежной и валютной политики: на сессии в Дублине в декабре 1996 года решено, что евро получает статус официальной денежной единицы стран-участниц вместо их национальных валют. Соответственно в евро пересчитаны все частные и государственные активы и пассивы при сохранении для субъектов хозяйства платежных условий ранее заключенных контрактов. Пересчет в евро сумм в национальных валютах осуществляется с точностью до шести знаков после запятой. Паритет пересчета экю в евро установлен в пропорции 1:1. Форсируется подготовка к новой валюте в странах-участницах, особенно в административных органах, банках и других финансовых институтах. Но вся экономическая жизнь продолжает существовать на основе национальных валют.

Финальная. Первый этап этой фазы был рассчитан на период с 1 января 1999 года по 31 декабря 2001 года. Официальная аббревиатура евро - EUR была утверждена International Standards Organization (ISO) и будет использоваться во всех коммерческих и финансовых организациях.


4. Особенности становления и современное состояние денежной системы Японии


Рождение банковской системы Японии датируется 1868 г. После окончания добровольной изоляции Японии была введена в обращение иена как национальная валюта. Банковская система, создавалась по образцу европейских, при этом использовались элементы банковских систем различных стран. Создаваемые банки использовались как инструмент государственной экономической политики.

Банк Японии был образован в 1882 г. по образцу Банка Бельгии, а его современная структура сформировалась в 1949 г. Эмиссионное право было закреплено за ним в 1884 г. Наряду с кредитно-денежной и валютной политикой он ответствен за осуществление оперативного банковского надзора и функционирует в качестве эмиссионного банка страны. Интерес представляет состав Совета Банка - высшего его органа, в который наряду с управляющими, представителями министерства финансов и плановых органов входят также представители крупных и региональных банков, а также из отраслей торговли, промышленности и сельского хозяйства.

Характерные особенности современной финансовой и банковской системы Японии заключаются в следующем:

Коммерческие банки подразделяются на два основных класса: городские банки и локальные. Они различаются размером и клиентурой. Городские банки в основном обслуживают крупные предприятия краткосрочными кредитами и имеют широкую филиальную сеть. Свои ресурсы они также формируют за счет крупных вкладчиков. Локальные банки, напротив, ведут деятельность в определенных регионах (префектурах), обслуживая в основном мелкие и средние предприятия, коммунальные службы. Пассивы этих банков образуются преимущественно за счет частных лиц.

В Японии особенно развиты крупные конгломераты банков и предприятий. Во главе этих групп стоит городской банк, объединяя вокруг себя крупные промышленные предприятия. Взаимоотношения между банком и предприятиями строятся на кооперативной основе. Банк предоставляет большинство видов финансовых услуг и выполняет координирующие функции. Следует заметить, что существовавшие до Второй мировой войны группы были построены по холдинговому типу, т.е. банк не только выполнял указанные выше роли, но и осуществлял управление акциями всей группы.

В Японии слабо представлены финансовые институты из других стран, что связано с особенностями японского национального менталитета и, как следствие, с жесткими правилами допуска нерезидентов на национальные рынки. В то же время японские банки широко представлены на мировых финансовых рынках, создали дочерние структуры во многих странах мира.

Сегментированный характер японской финансовой системы ярко проявляется на примере банков долгосрочного кредитования, инвестиционных домов и трастовых банков.


Заключение


Из приведенного выше анализа финансовых систем экономически развитых стран становится понятно основное их разделение на сегментированные и универсальные по широте полномочий, которыми наделены финансовые институты страны. В основном, в сегментированной финансовой системе жестко отделяют банковские финансовые организации принимающие вклады и выдающие кредиты от инвестиционных компаний, работающих на различных торговых площадках: товарные, фондовые и валютные рынки. Основная суть данного разделения заключается в запрете использования средств вкладов депозитных и сберегательных банках в рискованных биржевых операциях. Потенциальная возможность таких рисков является большой угрозой для стран, использующих универсальную финансовую систему. Так при ослаблении государственного контроля или пробеле в законодательстве существует потенциальная опасность, что значительная часть денежных ресурсов, хранящихся в банках, будет использована для биржевых операций, подверженных значительному риску. В существующей, на данный момент мировой, экономической модели следует отдавать предпочтение жестко сегментированной финансовой системе, как наиболее стабильной и безопасной для развития страны.

В европейских странах, где правительства имеют значительный контроль над финансовой системой, до сих пор удавалось избежать негативных событий. В США, где финансовые корпорации активно лоббируют свои интересы, отклонение от жесткого разделения банковских функций послужило одной из причин для начала финансового кризиса.

Отчасти произошло повторение событий прошлого века. «Черный четверг» 24 октября 1929 г., когда резко обрушились курсы акций на Нью-йоркской фондовой бирже, вверг многие банки в кризис. Главной причиной послужили распространенные тогда кредиты на покупку ценных бумаг (составляли свыше 35% всего кредитного портфеля банков), погашение которых после обвала рынка стало проблематичным. Одним из следствий кризиса в экономике было массовое изъятие вкладов и последующие банкротства. Президент Рузвельт даже внес в 1933 г. законодательную инициативу о закрытии всех банков, но согласие Конгресса США на нее получено не было. Затем последовала великая депрессия, после которой законодательно были разделены функции банков и инвестиционных компаний. Однако «в конце ХХ века Ален Гринспен, бывший руководитель Федеральной резервной системы США, разрешил американским банкам играть на бирже, что было строжайше запрещено со времен Великой депрессии в 30-х годов», что практически сместило характер финансовой структуры США в сторону универсальной. Банки США сразу же воспользовались открывшимися возможностями и стали не только привлекать заемные финансовые средства для торговли на биржах, но и выпускать различные производные финансовые инструменты на основе выданных кредитов. Последующая за этим неправильная оценка рисков финансовых вложений потянула к краху всю систему банков плотно связанную между собой взаимными долговыми обязательствами и обязательствами перед своими вкладчиками, спешившими спасти свои сбережения.


Список литературы


1.Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов // Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. - 617 с.

2.Деньги. Кредит. Банки Учебник для вузов. Под ред. Жукова Е.Ф. - М.: ЮНИТИ, 2010.

.Финансы: Учебник. под ред. Архипова - М.: Проспект, 2010.

.Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/ Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича. - М.: Туран, 1996.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Евро появилось в истории как платежное средство для стран еврозоны. Это 19 стран участниц, девять государств, где евро признано национальной валютой, семь из них находятся непосредственно в Европе. Последние девять стран не могут влиять на денежно-кредитную политику ЕЦБ. Суммарно евро используется населением в 320 млн. человек и по совокупному объему всех наличных средств в хождении опережает даже доллар США. Подсчитывая все, евро история поставила его как важнейшую валюту в мире. По данным осени 2013 года евро в наличном расчете составил значение в €951 млрд.

С первого дня 1999 года стартовала у евро история возникновения (об истории возникновения денег вообще, ), однако это была только безналичная форма. Ровно три года спустя в 2002 году он был запущен и в наличном виде. Он стал непосредственной заменой прошлой валюте Европы ЭКЮ, которая была в ходу вплоть до 1998 года. Обменный курс между ними составил 1:1.

Следить за выпуском банкнот и монет, вести все операции, поддерживающие евро как единую валюту ЕС, и решать все основные моменты касательно курса, выпуска и распространения валюты призван с начала истории совет центральных банков Европы, точнее Европейская система Центральных Банков (ЕСЦБ). Полноправным главой системы является Центральный банк Европы, независимый от любых структур. Именно он владеет полноправными привилегиями принимать и реализовывать все вопросы евро и его истории. Центр всей банковской системы располагается в германском Франкфурт-на-Майне, где как раз располагается основной офис ЕЦБ и принимаются все важнейшие решения.

Собственно войти в еврозону могут все члены Европейского союза при условии полного соответствия специальным критериям. Они определяют критерии конвергенции и макроэкономические показатели, на основании которых только ЕЦБ принимает окончательное решение о включении того или иного государства в еврозону. Фактически, любая страна должна пройти немалый путь для включения в еврозону, вписать себя в историю создания евро и единого экономического пространства. Кроме того провести два года под жестким наблюдением, в течение которых регламентируется курс национальной валюты. И все же конечным этапом является полная интеграция в Европейский союз.

Чтобы понимать объемы и значимость евро как мировой валюты, можно обратить внимание на данные о межбанковском обращении евро . Так за год с мая 2013 года евро поднялся до уровня чуть выше 30%. Для сравнения показатель доли доллара США 42%.

Банкноты

Один евро делиться на сто центов. У центов еврозоны нет своего определителя, поэтому история валюты евро определила их просто как сотые доли евро. Иногда для ясности их называют евроцентами. В обращение выпускаются монеты достоинством 0.01€, 0.02€, 0.05€, 0.1€, 0.2€, 0.5€. Кроме этого чеканят монеты в 1€ и 2 €.

Следует отметить, что наличные деньги может выпускать не только ЕЦБ, то и НацБанки стран ЕС. Если банкноты оформлены единым форматом, то история создания евро монет позволяет каждому государству сделать индивидуальный дизайн, но только для реверса. Реверс монет определяется рисунком с национальными мотивами и историей, а на лицевой части номинал и изображение строго декларируется. Некоторые государства попросту не чеканят неиспользуемые моменты самого низкого достоинства в 1 и 2 евроцента. Например, в Австрии цены не корректируются и одноцентовики востребованы, однако на остальной территории ЕС чаще всего ценообразование идет таким образом, чтобы полностью исключить необходимость использования мелких номиналов.

Вне зависимости от расположения и подчинения монетного двора отчеканившего монету, и какой на ней узор с обратной стороны, она все равно остается в ходу везде.

Банкноты евро имеют единый формат, потому и выпускаются они всеми Центральными банками одинаково. Ограниченный выпуск имеют банкноты в 200€ и 500€. Объяснить это может история роста евро, через короткий срок после появления они стали лишними в виду нецелесообразности их использования в наличном расчете. Их печатает лишь ограниченное количество банков, однако признаются такие купюры по всей еврозоне. Остальные банкноты (5, 10, 20, 50, 100 евро) используются повсеместно в государствах еврозоны, которые признали евро своим законным платежным средством.

Все купюры отличаются по оформлению и цветовой расцветке, размеру, начиная от купюры в 1€ 120х62 мм, увеличиваются постепенно до 160х82 мм у купюры в 500€. Цветовая гамма при перечислении всего ряда номиналов выглядит следующим образом: серый, красный, синий, оранжевый, зеленый, желто-коричневый, лиловый. Также стиль оформления меняется, отображая историю евро, и изображает: Античность, Романский, Готика, Ренессанс, Барокко и Рококо, Индустриальная эра, Современность.

Конечный дизайн несколько раз менялся и до сих пор пополняется некоторыми деталями. Например, по заявлению Центрального банка Болгарии на купюрах теперь будет указываться и кириллическое написание «Евро». Помимо этого производится замена банкнот, потерявших свой вид и прочность, и вводятся новые системы защиты для предотвращения распространения подделок.

Символ евро (€)

Символ евро и его появление несколько омрачаются неясностями в истории создания и принятия. По официальной версии символ евро разработан группой из четырех экспертов. Вариант был выбран из множества других, полученных в ходе социальных опросов и предложений. В основе символа лежит буква греческого алфавита эпсилон, которой приписывают символизм надежности и стабильности в сочетании с двумя параллельными линиями. Стронно, что имена четырех экспертов, которым приписывается создание символа, не раскрываются и не публикуются. В то же время право на авторство символа оспаривает Артур Эйзенменгером, по мнению которого, он является автором символа, и он в первую очередь является общим символом всей Европы и ее истории.

Логотип стандартизирован одновременно с возникновением евро, имеет жесткие пропорции и правила изображения, в которых определяются все характеристики, углы и формы символа. Точное изображение при этом сохраняется фактически только на купюрах и официальных обозначениях. В различных шрифтах доступных широкому пользователю символ перерисовывается лишь в приближении. За основу берется буква «с» с двойным перечеркиванием, притом не всегда прямыми.

На купюрах кроме символа имеется закодированный серийный номер, первая буква которого определяет страну выпуска.

Запуск в обращение

Началась история валюты евро в 1999 года, когда она появилась для безналичного расчета. Три года потребовалось на подготовку плана и мероприятия по введению наличного расчета и выпуска валюты в необходимом объеме. В 2002 году было выделено целых два месяца (январь и февраль), за которые население должно было все наличные в прошлых национальных валютах перевести в евро по установленным курсам. После этого только евро стал основным законным платежным средством, а прошлые расчетные единицы такой статус в истории потеряли.

Всего 12 стран вначале перешло в еврозону, а также несколько стран, у которых евро естественно стало узаконенным платежным средством просто за счет тесной связи местной валюты с государствами-участниками Евросоюза.

Примечательно, что еще в самом начале истории создания евро Англия и королевство Дания отказались по умолчанию переходить на единую валюту, стремясь сохранить свои национальные денежные знаки. В Дании был проведен референдум среди населения, по результатам которого большинство было против введения евро. Помимо этого путем референдума народ не позволил отказаться и Швеции от своей кроны.

После 2002 года присоединились новые страны к еврозоне, увеличив общее количество участников истории евро до 29, в том числе тех стран, которые официально не входят в Евросоюз, но при этом используют евро. Новые члены еврозоны добавлялись в 2007 (Словения), 2008 (Кипр, Мальта), 2009 (Словакия), 2011 (Эстония), 2014 (Латвия) и наконец, в 2015 году присоединилась Литва.

В дальнейшем история распространения евро получит толчок только в 2019 году, это связано с жесткими условиями, которые предъявляются к претендентам. В течение нескольких лет, если быть точнее, то двух, страна должна быть участником EMR-2, и то только после проверки на соответствие всем Маастрихтским критериям. На данный момент только Дания сейчас состоит в EMR-2. Часть стран Евросоюза до сих пор не утвердились, когда в обиход как единая валюты войдет у низ евро, и будет ли он введен в принципе.

Польза единой валюты

Произошла история создания евро не спонтанно и не необдуманно. В основу легло множество важных проблем, решать которые призван евро. Но у единой валюты имеются как сторонники, так и противники. Все достоинства и положительные моменты лежать на поверхности, ведь евро справляется со всеми поставленными задачами. Противники убеждены, что объединение в единую денежную систему экономик стольких стран со своими особенностями и атмосферой создаст негативные последствия. Однако все указываемые проблемы предполагаются в ходе дальнейшей евро истории, аргументируя это аккумулированием различных недочетов системы единой валюты и взаимоотношениям в ЕС.

Обменные операции без риска

Самое главное достоинство евро – это абсолютное нивелирование обменных курсов во многих государствах и, соответственно, рисков, которые с этим могут быть связаны. Точнее это снижение рисков инвесторов, которые собираются распределить свои средства в другие страны входящие в еврозону.

Обычно при наличии большого количества национальных валют зарубежный инвестор кроме рисков связанных непосредственно с предметом инвестирования может потерять существенную часть прибыли, а то и полностью, только за счет непредвиденных колебаний валютного курса. В ситуации, когда в странах интересующих инвертора в ходу только одна единая валюта и одна история курса евро, таких проблем в принципе нет.

Учитывая, что в Союзе Европы очень сильно зависит экономическая среда отдельных стран и всего соха именно от внутреннего экспортного рынка то евро становиться просто безупречным вариантом решения большого количества проблем, которые были ранее.

Опасность такого положения дел пессимисты видят в дальней перспективе. Их страхи в основном затрагивают постепенное и неизбежное перераспределение рынков по ходу развития истории евро, при условии наличия более либеральных условий для бизнеса в одних странах по отношению к остальным. Предрекают постепенное концентрирование производства и инвестиционной деятельности только в определенных регионах, в то время как в остальных будет замечаться крупный отток капитала и естественное сворачивание многих социальных программ.

Отсутствие расходов на конверсионные операции

Отсутствие валют обменных операций на огромных территориях и во многих странах единовременно так же сказывается положительно. Раньше взымались комиссии с валютного обмена внутри страны для работы экспортных и импортных предприятий. Комиссии сами по себе в отдельности не существенны, однако суммарная выгода дает о себе знать. В отсутствии комиссий, которые взымаются банками во всей еврозоне уже оправдывает создание и дальнейшую историю евро, значительные средства не покидают реальную экономику.

Перевод средств, в особенности между станами членами еврозоны осуществляется по тем же расценкам, как и внутри страны. Это снимает ощутимый груз затрат на производства которые расположены в разных странах еврозоны и так же оставляет существенные объемы средств в экономике. Комиссии остаются достаточно высокими только при условии использования онлайн-банкинга, а так же во Франции, где в обход требований ЕЦБ все-таки введены дополнительные платежи по международным переводам.

Более устойчивые финансовые рынки

Единая валютная система делает финансовые рынки более привлекательными, повышает их ликвидность и гибкость в отношении почти все возможных операций. Устранение лишней финансовой нагрузки на инвесторов ориентированных на финансовые инструменты, повышает конкурентоспособность, а следом и позитивно сказывается на эффективности финансовых взаимоотношений. Немаловажно так же и то, что история роста евро, его надежность и правила обращения в еврозоне облегчает содержание государственного долга каждой страны в отдельности.

Паритет цен

На что делается основная ставка, так это что история валюты евро окончательно нивелирует разницу цен на разнообразные товары, устранит саму возможность проводить арбитражные операции. Следовательно, не будет возможности получать прибыль только лишь на разнице цен товаров в разных странах, уйдут спекулятивные перекупщики, откроются свободные маршруты распространения товаров. Лучше всего это скажется на потребителе, ведь можно будет выбирать товары по их качеству и не заботиться о том, что некоторые из них имеют необоснованные наценки.

Конкурентное рефинансирование

Переход на единую валюту, позитивно сказывается и на системе рефинансирования. История создания евро не в последнюю очередь развивалась именно благодаря тому, что банки могли свободно получить займы и рефинансирование за рубежом, не опасаясь рисков связанных с обменными курсами и поведением Национальных Банков. Один из самых больших последствий является естественное снижение процентной ставки, ведь все завязано на конкурентном взаимоотношении ЦБ стран, и каждый из них стремиться привлечь новых клиентов в банковской сфере.

Евро как валюта привязки

Можно разделить все страны на две категории по способу привязки курса местной валюты к евро. Первая категория это страны, которые участвуют в Механизме обменных курсов (EMR-2), в формате которого выделяется узкий коридор, где должен оставаться курс. Выполнение этого достаточно простого условия в течение двух лет является обязательным условием для вступления страны в еврозону и вписывания себя в историю развития евро. На данный момент в EMR-2 участвует только Дания.

Вторая категория стран это все текущие члены Евросоюза, не входящие в зону хождения евро, а так же остальные страны в мире у которых исторически сложилась взаимосвязь национальной валюты с валютами европейских стран. К примеру, деньги Боснии, Болгарии и Эстонии были привязаны к немецкой марке, в то время как много стран Африки имели жестокую привязку к франку. После старта истории евро все эти страны так же перешли на привязку к нему.

Евро как резервная валюта

Еще до введения евро немецкая марка и французский франк ценились и использовались как резервные валюты. После, эта роль перешла к евро, тем более что история роста евро была действительно бурной и эффективной, то интерес к евро как резервной валюте только возрастал. На данный момент евро набрало обороты и мере интерес к нему не снижается, потому он является второй значимой мировой резервной валютой после доллара США. Доля евро в резервных фондах стран мира составляет на 2013 год 24,4%.

Как и рассчитывало сообщество Евросоюза, единую валюту евро история мировых финансовых взаимоотношений восприняла отлично. Есть перспективы, и огромные плюсы, которые проявляются уже сейчас. Есть и некоторые опасения, однако они в большинстве своем основываются на страхах, представляют собой ситуации, которые легко можно обойти стороной.

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    РЕФЕРАТ

    По ДКБ на тему:

    «Денежная система Евросоюза (зоны евро): становление и развитие»

    Выполнила: студ.гр. № 538-1 Базарова А.А.

                Проверила: Гыргенова Т. К.

    Улан-Удэ

    2011

ВВЕДЕНИЕ

1. Государства-члены Евросоюза

2. История возникновения Евросоюза

2.1 История расширения Евросоюза

2.2 Основные события в истории углубления евроинтеграции

3. Проблемы принятия евро, его преимущества и недостатки

4. Перспективы евро - доллар

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы предлагаемого исследования заключается в том, что Европейский Союз объединяет 27 стран Европы, является влиятельным участником мирового сообщества, на сегодняшний день, и одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с США и Японией. Европейский Союз является крупнейшей мировой торговой державой, на него приходится почти четверть мировой торговли, это также крупнейший мировой импортер сельскохозяйственной продукции и сырья. На ЕС приходится основная часть помощи развивающимся странам. Европейский Союз поддерживает дипломатические отношения более чем со 140 странами мира (по официальным данным всего в мире насчитывается 240 стран, а по неофициальным данным 195 стран). Европейский Союз имеет статус наблюдателя ООН. Европейский Союз - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Актуальность данного реферата заключается еще и в том, что Европейский Союз представляет собой могучую экономическую силу. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП и международной торговли (соответственно 23 и 24%). Внутри союза созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов являются одновременно гражданами ЕС. Завершается строительство Единого внутреннего рынка – пространства, где существует «четыре свободы» (свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей). Образован экономический и валютный союз с единой коллективной валютой – евро. Проводится общая политика в основных областях социально-экономической жизни. Всё более весомой становится внешняя политика и политика в области безопасности.

ЕС – это не межгосударственное объединение, базирующееся на нормах международного права, подобно международным экономическим организациям или региональным торговым блокам. Система европейских интеграционных институтов имеет совершенно иную политическую, экономическую и юридическую природу. В её основе лежит принцип наднациональности, т. е. передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональным институтам и органам. ЕС – это прежде всего общее право, общие институты и общая политика.

Место и роль ЕС в современном мире несоизмеримы с местом и ролью любого торгового блока или международной организации. ЕС – это сплочённая политическая и экономическая сила, один из главных полюсов мировой политики и экономики.

Существенной чертой европейской политической системы является то, что ЕС - это все-таки продукт сознательной эволюции, причем быстрой эволюции. По сравнению со сроками строительства национального государства, это сильно ускоренный процесс.

В отличие от национального государства ЕС – это открытая политическая система. Европейский союз пережил уже несколько расширений. Но система открытости налагает все новые сложные обязательства. Незакрытая система, принимая новых членов, тем самым внутренне все более усложняется.

Для того чтобы понять, чем является политическая система ЕС, ее можно сравнить с политической системой современного государства.

Во-первых, потому что Европейский Союз недаром называют государствоподобным образованием. Европейский Союз имеет собственную институциональную архитектуру, собственный независимый бюджет, имеет собственное европейское право, которое обладает прямым действием.

Во-вторых, потому что Европейский Союз соответствует критериям, предъявляемым политическим системам.

1. Государства - члены.

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн $) - по паритету покупательной способности.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других - осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

В Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести - Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции - до сегодняшних 27 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава в 1985 году. В настоящий момент Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Турция, Хорватия и Черногория, при этом Македония и Черногория ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания, Босния и Герцеговина и Сербия, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, т. к. независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

2. История возникновения Евросоюза.

На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.

Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Как результат, в 1949 был создан Совет Европы - организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах.

2.1 История расширения Евросоюза

Расширение Европейского союза - это процесс укрупнения Европейского союза (ЕС) посредством вступления в него новых государств-членов. Процесс начался с «Внутренних шести», основавших «Европейское объединение угля и стали» (предшественника ЕС) в 1952 году. С тех пор количество стран, вступивших в Союз, увеличилось до 27 государств, включая Болгарию и Румынию, присоединившихся в 2007 году.

В настоящий момент ведутся переговоры о вступлении с несколькими государствами. Иногда процесс расширения также называют Европейской интеграцией. Однако этот термин используется и когда речь идёт об усилении сотрудничества между государствами-членами ЕС, когда их правительства постепенно гармонизируют внутригосударственное законодательство.

Чтобы присоединиться к Европейскому союзу, государство-заявитель должно удовлетворять политическим и экономическим условиям, общеизвестным как Копенгагенские критерии (в честь прошедшего в Копенгагене саммите 1993 года): стабильное демократичное правительство, признающее верховенство закона и соответствующих свобод и институтов. Согласно Маастрихтскому договору каждое текущее государство-член, а также Европарламент должны прийти к согласию по поводу любого расширения.
3. Проблемы принятия евро, его преимущества и недостатки

4. Перспективы евро - доллар

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ситуация происхождения Европейской денежной системы ведет свое начало с этапа завершения 1 Мировой Войны. Державы Европы оказались в печальном состоянии: разрушено создание, разрушены финансовые взаимосвязи.

9 мая 1950 года Роберт Шуман, министр заграничных дел Франции, выдвинул мысль соединения угольной и сталелитейной индустрии Франции и Федеративной Республики Германии (ФРГ).

Данная мысль была реализована в 1951 году Парижском договором, установившим Европейское общество угля и стали с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды.

Триумф Парижского договора воодушевил данные 6 государств расширить процесс на иные сферы. В 1957 году Римский договор организовал:

1. Европейское финансовое объединение (ЕЭС) направленного на создание таможенного союза и снятие торговых ограничений внутри Общества;

2. Европейское объединение по атомной энергии для становления ядерной энергии в мирных целях.

В 1967 году случилось соединение исполнительных органов 3-х Сообществ и образование общих исполнительных органов Европейской Комиссии, Евро Совета, Евро Парламента и Евро Суда. В следствии данного слияния была сделана базисная структура Евро общества (ЕС).

В 1971 году Совет министров ЕЭС принял «проект Вернера», рассчитанный на 10 лет. Премьер-министр Люксембурга Пьер Вернер предложил использовать полную обоюдную обратимость валют, обеспечить свободу манёвра капиталов, совместить все официальные золотовалютные запасы с помощью Фонда денежного сотрудничества, твердо зафиксировать денежные курсы «и, вполне вероятно, перейти к общей валюте».

В 1979 г. в ЕЭС была сделана собственная интернациональная (региональная) - Европейская денежная система (ЕВС) - в целях стимулирования процесса финансовой интеграции. ЕВС базировался на ЭКЮ - европейской денежной единице. ЭКЮ сменила использовавшуюся с 1975 года государствами ЕЭС европейскую расчетную единицу - ЕРЕ . От ЕРЕ новенькая расчетная единица ЭКЮ унаследовала возведение - по типу «обычной корзины». Удельный авторитет любой государственной валюты в денежном коктейле зависел от части валового внутреннего продукта державы в совокупном ВВП ЕЭС.

Отталкиваясь от этого, рассчитывались объемы основополагающих ЭКЮ компонентов в безусловном выражении. Связанным с переменами рыночных курсов валют доля любой из их в процентном выражении каждый день изменялась. В таблице 3 приведена статистика расчета ЭКЮ.

Работающий механизм обменных курсов государств ЕЭС сдерживал перемены валют около 2,25 % 1 условно иной и в диапазоне максимум 15 %.

В решении о создании ЕВС предусматривалось, что ЭКЮ будет:

Основой для расчетов в масштабах приспособления, характеризующего денежные курсы;

Основой для определения признака отклонений курса некоторый из валют, входящих в данную систему от среднего признака по странам-членам ЕЭС;

Средством воплощения денежных интервенций, решения сделок и предоставления кредитов;

Средством расчетов между центральными банками стран-членов, также между денежными органами ЕЭС;

Настоящим резервным активом.

Поэтапное становление финансово-экономического союза

Еще один шаг в развитии западноевропейской интеграции стартовал с Общего Евпропейского акта, принятого в 1987 г., и с программы создания денежного и финансового союза, разработанной комитетом Жака Делора в начале апреля 1989 г. На основании «плана Делора» к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе. Договор подписан 12 государствами ЕС в Маастрихте (Нидерланды) в начале февраля 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993г.

Европейское общество стало официально называться Европейским союзом (ЕС). Маастрихтский уговор учитывает поэтапное составление политического, финансового и денежного союза:

I рубеж (1990 - 1993 гг) предугадывал развитие финансового и денежного союза, включая предварительные события. Например, происходило сближение значений финансового становления государств, снижались темпы стагнации экономики, ужимался экономный недостаток, стабилизировались курсы валют, шло оздоровление муниципальных денег. В данные годы конечно отложили денежные лимитирования, стартовало свободное перемещение капиталов внутри союза и между третьими государствами. Данные меры подготавливали вступление евро как общей валютной единицы.

II рубеж (1994 - 1998 гг) востребовал наиболее точных поступков от государств - членов ЕС, приближающих внедрение евро. Как уже отмечалось, в 1994 г. начал работать Европейский денежный институт, не зависевший от государственных правительств и наднациональных европейских органов. Ему предстояло обеспечить требуемую подготовку для внедрения евро. Итогами работы стали: ужесточение кооперации государственных ЦБ, координация денежной политики государств ЕС, верный контроль за потрясениями валют в масштабах ЕС, отстроенные платежные системы и системы денежного регулирования, посылы (правовые, организационные и материально-технические) для создания Евро центрального банка.

Наконец, Европейский денежный институт явился фундаментом для создания Евро ЦБ, который начал работать с середины 1998 г. Основная задача его работы - поддержание устойчивости тарифов и, в соответствии с этим, общей валюты.

В начале мая 1998 г. руководители стран и правительств 15 стран-участниц, исходя из финансовых признаков за 1997 г., решились про то, какие из них удовлетворяют аспектам конвергенции (соединения) для вступления в Денежный альянс:

Уровень стагнации экономики не имеет возможности превосходить 1,5% от значения 3-х государств с меньшими темпами стагнации экономики;

Недостаток госбюджета не может превосходить 3%;