Связанные с финансами и. Налоги и сборы

Это одна из самых важных, сложных и противоречивых экономических категорий. Правильное понимание сущности этой категории является очень важным. Оно позволяет формировать финансовую сферу и осуществлять финансовое управление адекватно уровню развития национальной и международной экономики. Финансы имеют как видимую, так и немного скрытую форму проявления.

Видимость финансов проявляется в потоках денежных средств, которые двигаются между субъектами финансовых отношений, формируют содержание фондов, обеспечивающих экономические транзакции. Скрытая сторона понятия финансов связана с обменными и распределительными отношениями, которые возникают во время формирования, распределении и перераспределении имеющегося валового внутреннего продукта.

Исследование проблем развития финансов

Исследованию теоретических проблем развития финансов, выяснению экономической сущности финансов посвятили свое внимание многие ведущие отечественные и зарубежные ученые-экономисты. Вместе с тем многие аспекты теории финансов недостаточно освещены еще и сегодня. Это связано с тем, что сфера финансов развивается параллельно с развитием мировой экономики. Процессы глобализации, которые охватили в последнее время мировую экономику, создание моделей информационной экономики в наиболее развитых странах мира, неизбежно привносят новые аспекты финансовых взаимоотношений, которых не наблюдалось ранее. Свидетельством запоздания человеческого осознания явлений и процессов, происходящих в финансовой сфере, являются мировые глобальные финансовые кризисы 1998 и 2007 годов. Поэтому исследования, касающиеся установления глубинной сущности финансов, есть и всегда будут актуальными.

На сегодня среди ученых нет единства относительно трактовки сущности финансов и функций финансов , которые они выполняют. Можно, например, заметить существующие разногласия во взглядах на понятие и сущность финансов в зарубежных исследователей, которые использовали различные подходы для исследования финансов, в частности их рассмотрение на макро и микроэкономическом уровнях. Большинство этих ученых на макроэкономическом уровне преимущественно сосредоточивались на фискальном аспекте финансов.

Другая часть зарубежных ученых проводила исследования на микроуровне, в частности они изучали финансы фирм, предприятий. Эти ученые трактуют термин «финансы» как набор специфических инструментов и приемов с помощью которых можно формировать потоки средств на предприятии. Так по мнению Е. Никбахта и А. Гропелли, финансы это - применения различных приемов для достижения максимального благосостояния бизнеса или общей стоимости капитала, который вложен в дело.

Конечно, указанные узкие трактовки финансов, несомненно, отражают отдельные существенные стороны изучаемого экономической категории, но не раскрывают ее сущности на общем уровне.

Относительно отечественной особенности финансовой науки, то здесь существует несколько подходов. Достаточно распространенной среди значительной части отечественных ученых является так называемая распределительная концепция финансов. Например, М. Романовский, известный представитель Санкт-петербургскому финансовой школы, для макроуровня формулирует это так: "Соединение двух основ - государства и налогов при денежной форме порождает так называемый - феномен государственных финансов, со всеми присущими им атрибутами, такими как: налоги, государственный бюджет, а так же государственный долг. Государственные финансы являются совокупностью перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством и связанных с формированием и использованием основных (общественных) денежных фондов (доходов), которые необходимы государству для дальнейшего выполнения своих функций. Метким высказыванием по сути указанной концепции можно считать определение В.М. Опарина "Финансы - совокупность экономических отношений, которые связаны с обменом, или распределением и перераспределением в денежной стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), а в определенных условиях развития и национального богатства". На микроуровне, в рамках этого же подхода, рассматривают понятие "финансы предприятий", под которыми понимают совокупность экономических отношений, тесно связанных с движением денежных потоков, их последующим формированием, распределением и использованием полученных доходов и денежных фондов предприятия в процессе экономической деятельности.

Трактование определения - финансы

Можно привести еще несколько подобных определений, которые приводятся в финансовой литературе, в частности отмечаются следующие особенности финансов :

Понятие финансы - это совокупность объективно обусловленных связей, экономических отношений, имеющих распределительный характер, особую денежную форму выражения, материализуются в денежных совокупных доходах и накоплениях, которые накапливаются и сосредотачиваются в государственных структурах и субъектах хозяйствования с целью расширенного воспроизводства, а так же материального стимулирования работников, удовлетворение различных социальных потребностей общества.

Некоторые другие аспекты понятия "финансы" выделяются в таких определениях.

Финансы - это элемент бизнеса, связанный с привлечением, распределением и использованием полученных финансовых ресурсов с целью обеспечения предпринимательской деятельности.

Финансы - по своей сути являются неотъемлемой частью денежных отношений, экономический инструмент распределения и перераспределения всего валового внутреннего продукта и национального богатства, орудие контроля за образованием и целевом использовании денежных фондов.

Из приведенного перечня определений понятия "финансы", которые приводятся в отечественной литературе, можно сделать суммирующий вывод, что категория «финансы» преимущественно трактуется как экономические отношения, связанные с созданием, распределением и перераспределением ВВП в денежной стоимости. Отношения такого плана определяются финансовым правом и, очевидно, это слишком узко для понимания сущности денег во всем спектре возможных аспектов. Поэтому неудивительно, что ряд авторов отмечает статичность распределительной концепции, в то время как одними из характерных признаков финансовой сферы являются - динамика, и движение средств. И с ними трудно не согласиться.

Без сомнения, в результате экономических транзакций, которые сопровождались движением средств, между участниками возникают определенные экономические отношения. Но финансисты - это те специалисты, которые умеют не только учитывать нормы финансового права, но и в пределах этих норм регулировать и измерять потоки средств на макро, и конечно же на микроуровне. Отношения, возникающие при этом, является следствием взаимодействия между субъектами хозяйствования, государством, но их трудно оценить количественно.

Обобщив существующие позиции, можно сформулировать следующее определение понятия финансов. Финансы - это регулируемые в определенном правовом поле при помощи специальных методов, особых приемов и инструментария потоки средств, измеряемые в денежном эквиваленте, циркулирующих в национальной экономике через создаваемую на макро и микроуровне систему фондов и, в конечном счете, обеспечивающих осуществление процессов формирования, распределения, перераспределения ВВП, национального дохода и национального богатства и сопровождаются возникновением экономических отношений между всеми участниками этих процессов


Хедж-фонд
Взаимный фонд
Пенсионный фонд
Трастовая компания
Федеральное казначейство
Казначейство организации

В западной научной и учебной литературе общих определений финансов обычно не дают, финансы трактуются довольно широко. Обычно конкретизируется, о каких финансах идёт речь: публичных, корпоративных или личных финансах. Под публичными финансами понимают процесс и механизм формирования и использования государственных ресурсов, баланса доходов и расходов, а также соответствующие методы контроля . Под корпоративными финансами подразумевают «надлежащее управление деньгами» или «искусство и науку управления деньгами» . Таким образом, термины «финансовый менеджмент», «управленческие финансы», «корпоративные финансы» и «бизнес-финансы» практически эквивалентны и являются взаимозаменяемыми . Под теорией финансов подразумеваются теории арбитражного ценообразования , структуры капитала, портфельная теория , теория ценообразования финансовых активов, опционов и другие теории, основанные Г. Марковицем , У. Шарпом , Р. Мертоном , Ф. Модильяни , М. Миллером , Дж. Тобином , Ф. Блэком и др.

Под «финансами» также понимают экономическую науку и дисциплину, изучающую соответствующую сферу экономических отношений.

Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег .

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

Финансовые научные (учебные) дисциплины

Финансы (в первую очередь, публичные) изучаются в рамках научных дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, денежное обращение и кредит». Данные дисциплины изучают деньги и социально -экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы - это прикладная экономическая дисциплина.

Управление финансами (в первую очередь, корпоративными) изучается в рамках дисциплины финансовый менеджмент , а также «финансы организаций (предприятий)». Управление финансами банка изучается обычно в рамках дисциплины «Банковское дело» . Контроль над финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины «Финансовый контроль ».

Методы и модели анализа финансовой информации изучаются в рамках финансовой математики . Финансовая математика является основой управления финансами.

Основные финансовые концепции

Финансовая активность (деятельность) - это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности - если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора - можно пойти в банк или на биржу , и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот - для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (депозит), чтобы получать со своего вклада процент. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже могут выплачиваться проценты (дивиденды , купон). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь после продажи подорожавшей акции.

Функции финансов

Функции финансов в России различаются в зависимости от трактовок. Московская концепция выделяет следующие функции финансов:

  1. Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
  2. Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
  3. Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
  4. Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

а также фискальную и стимулирующую функции.

Согласно петербургской концепции различают следующие функции финансов:

  1. формирования доходов бюджета;
  2. осуществления расходов бюджета;
  3. контроль исполнения бюджета.

Финансовые услуги

Банковское хранилище

Личные финансы

Ведение личной бухгалтерии, планирование личных доходов и расходов (составление финансового плана) не является обязательным. Но использование подобных подходов позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обычно учитывают ряд типичных источников дохода и направлений затрат.

Доходы

  • заработок;
  • причитающиеся пенсии и компенсации;
  • доход от банковских вкладов ;
  • доход от сдачи в аренду недвижимости ;
  • доход от имеющихся ценных бумаг ;
  • прочие доходы.

При анализе выявляют резервы (например, неиспользованные активы) и рассматриваются варианты их использования либо продажи.

Расходы

  • оплата жилья и коммунальных услуг ;
  • оплата питания;
  • медицинские услуги (в том числе медицинское страхование);
  • погашение кредитов ;
  • покупка товаров длительного пользования;
  • страхование рисков (собственности, здоровья и пр.);
  • отчисления на пенсионные накопления;
  • прочие расходы.

При планировании на длительный период надо учитывать возможность инфляции .

Финансы предприятий

Основная задача корпоративных финансов - финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов - это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция - это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости . Управление инвестициями - важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

  • соотношение между: целью - периодом времени - инфляцией - неприятием рисков - налогами
  • выбор между активной и пассивной стратегией хеджирования
  • оценка эффективности портфеля инвестиций

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Финансы государства

Налоги и сборы

  • налог на прибыль организаций

Финансовая экономика

Финансовая экономика - это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена , добавочная стоимость , акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

  • Оценка - определение реальной ценности актива
    • Насколько высоки риски этого актива? (нахождение правильных учётных ставок)
    • Какое движение наличности может вызвать актив? (дисконтирование денежных потоков)
    • Какова рыночная цена сходного актива? (относительная оценка)
    • Зависят ли финансовые потоки от какого-то другого актива или события? (производная оценка)
  • Финансовые рынки и инструменты
    • Товары
    • Акции
    • Облигации
    • Инструменты валютного рынка
    • Производные ценные бумаги
  • Финансовые институты и правила

Трактовка термина «финансы»

«Западная» трактовка

Современные трактовки термина финансы берут своё начало в камерализме - немецком варианте меркантилизма - науке, занимавшейся проблемой формирования и целевого использования государственной казны . Под финансами камералисты понимали управление доходами, предназначенными к употреблению на нужды государства . Понятия «камеральная наука» и «наука финансовая» в западной литературе иногда употреблялись как синонимы, но после того, как в структуре камерального хозяйства были учреждены камер-коллегии, в состав которых вошла полиция, термин «финансы» обрёл самостоятельный, более узкий смысл: «…отрасль правительственной деятельности, имеющая своей целью приобретение, сохранение и надлежащее употребление необходимых для государственной власти материальных ценностей и состоящая в ведении собственного хозяйства или в попечении о государственных доходах и расходах. Эти попечения правительства … составляют предмет так называемых финансов, финансового управления, правительственного хозяйства или хозяйства государственного» (в дореволюционной России термин употреблялся в том же значении, что и в Германии (см. ).

В англоязычной литературе второй половины XIX - начала XX века термин «финансы» трактовался не так однозначно, как в немецкой. В частности, в словаре Вебстера (издание 1886 года) говорилось о том, что финансы - это «доходы (revenue) правителя или государства; иногда, доход физического лица» . Таким образом, это определение отражает точку зрения узкого круга западных учёных той поры, согласно которой сфера финансов ограничивалась только доходами государства и, кроме того, указывает на употребление термина «финансы» не только применительно к общественному сектору экономики, но и к частному. Во второй половине XIX века в контексте финансов говорится не только о государственных доходах и расходах, но и о спекуляции ценными бумагами, накоплении капитала и процентной ставке по ссудному банковскому капиталу, как о важных аспектах финансовой науки (см., например ). В книге английского автора Г. Кинга «Теория финансов» вообще не упоминается общественный сектор экономики, а речь идет о прибыли, актуарных расчетах , простом и сложном проценте на ссудный капитал . В этом плане показательно и определение финансов Ф. Кливленда: «Финансы представляют собой отрасль бизнеса, которая имеет дело с получением и расходованием фондов, необходимых для оснащения и управления предприятием. … Что такое фонды? Как их получить? Как ими управлять? Ответы на три эти вопроса покрывают всю область финансов» . Примечательно, что и К. Маркс в своем «Капитале » употребляет термин «финансы» в контексте денежного капитала, банков и бирж .

Перенос смыслового содержания термина «финансы» с общественного на частный сектор экономики произошёл в результате метонимии (согласно книге К. Плена «Введение в общественные финансы» (1921)). Как следствие, используемый без уточняющих прилагательных («общественные» (public), «личные» (personal), «корпоративные» (corporate)), термин «финансы» получил более широкий смысл, нежели имел первоначально, и, помимо общественного сектора, стал охватывать вопросы капитала, прибыли, доходов и расходов предприятий и частных лиц. В этой связи, для исключения двусмысленности прилагательного «финансовый» (financial), возникшей в результате метонимии, К. Плен, а вслед за ним и М. Хантер указывали на то, что применительно к общественным финансам корректнее употреблять прилагательное «фискальный» (fiscal), говоря при этом «фискальный год», а не «финансовый год» .

Употребление термина «финансы» без уточняющих прилагательных только по отношению к общественному сектору экономики, было характерно, прежде всего, для немецкой научной школы. Такая трактовка финансов отражает начальную стадию развития западной финансовой науки и в настоящее время утратила свою актуальность. Другая крайность - употребление термина «финансы» (без уточняющих прилагательных) только в контексте частного сектора экономики. Такой подход к трактовке термина нередко встречается и в современной учебной и научной западной литературе (см., например ). Доминирующим подходом в современной западной литературе стало преимущественное употребление термина «финансы» с уточняющими прилагательными (public, personal, corporate) и широкая трактовка общего термина (без указанных прилагательных).

«Общественные финансы» связываются с деятельностью государства (или местной власти), заключающейся в получении и применении средств, необходимых для выполнения надлежащих функций , с процессом и механизмом формирования и использования государственных ресурсов, балансом доходов и расходов, соответствующим административным контролем . Некоторые авторы также подчёркивают, что предмет общественных финансов лежит на границе между экономикой и политикой, а также отмечают, что в современных обществах доходы и расходы органов государственной власти состоят, почти исключительно, из денежных поступлений.

В основе общественных финансов лежит теория распределения общественных благ . Суть её состоит в том, что существуют некоторые блага (национальная оборона, охрана общественного порядка, дороги и т. п.), потребность в которых не может быть удовлетворена и оплачена в индивидуальном порядке путём товарно-денежного обмена. Как следствие, потребность в таких коллективных благах не может быть реализована через рыночный механизм. Исходя из этого, распределение общественных благ берёт на себя государство в лице центральных и местных органов власти через бюджеты соответствующих уровней. «Государственные затраты являются частью потребления общества, в котором государство представляет собой регулирующий орган» . Посредством фискальных и бюджетных инструментов общественные блага не только распределяются, но и перераспределяются. В частности, перераспределение может производиться путём комбинации высоких налогов на обеспеченных граждан, и субсидий гражданам с низкими доходами. Таким образом, путём перераспределения благ между высокодоходными и малообеспеченными слоями населения реализуется концепция социальной справедливости и гуманизма: «Если мы считаем, что моральный долг общества в целом, чтобы помочь слабым, то помощь бедным даёт общее благо» .

Корпоративные финансы связаны с приобретением и распределением фондов или ресурсов корпорации с целью максимизации благосостояния акционеров, с эффективным и результативным управлением ресурсами, денежными потоками для достижения целей этой организации, что подразумевает «планирование и контроль за предоставлением ресурсов (там, откуда они привлекаются), распределение ресурсов (там, где они развернуты), окончательный контроль над ресурсами (эффективно ли используются или нет)» . Западные авторы выделяют две ключевые концепции корпоративных финансов, которые имеют важнейшее значение в принятии решений - это соотношение между риском и доходностью и концепция временной ценности денег. Некоторые авторы определяют финансы как оценку и управление риском исходя из того, что, с точки зрения финансов, «корпорация это совокупность рискованных денежных потоков».

В первую очередь, необходимо отметить, что К. Маркс в противовес теории распределения общественных благ посредством финансов и личных благ посредством рыночного обмена предложил схему распределения благ в обществе, основанном на коллективизме, которая предусматривала измерение стоимости не опосредовано через деньги , а напрямую через рабочее время (более широко - через труд). «Индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя - это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нём. Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда» . Такая схема распределения благ по квитанциям не предполагала существование денег, поэтому многие советские экономисты рассматривали период социализма как «начало перехода к прямому продуктообмену и отмиранию денег, кредита, финансов» и исходили из того, что после победы социализма «финансы будут „похоронены“ как пережиток капитализма» . Однако, практика первых лет советской власти показала, преждевременность отказа от денег в качестве меры стоимости. Коммунистическая идеология вынуждена была признать, что деньги останутся в СССР как инструмент буржуазной экономики, который, по словам И. Сталина, «взяла в свои руки Советская власть и приспособила к интересам социализма» .

Ключевой отличительной особенностью советской модели экономики уже к концу второй пятилетки (1938 год) являлось то, что доля общественной собственности составляла 98,7 % всех производственных фондов страны (оставшиеся 1,3 % - в личной собственности колхозников и мелких кустарей) . То есть вся экономика фактически имела статус общественной, а государство от имени общества полностью взяло на себя распределение благ. Из государственного бюджета СССР покрывались не только расходы, традиционно характерные для капиталистической модели экономики (по государственному управлению, национальной обороне, охране правопорядка, строительству дорог и т. п.), но и основная доля затрат по расширенному воспроизводству (производственные капитальные вложения). Госбюджет СССР фактически стал общественным инвестиционным фондом под управлением государства, через который производилось перераспределение ресурсов между различными предприятиями и отраслями общественного хозяйства. Поэтому советская трактовка «финансов» была основана именно на таком характере советской экономики, «советских» или «социалистических» финансов.

Начало формированию научных подходов к трактовке общественных финансов, учитывающих реалии социалистической модели экономики, положила научная дискуссия на совещании, проведенном в 1944 году Управлением учебных заведений Министерства финансов СССР. Основными итогами дискуссии являлись:

  1. рассмотрение советских финансов как системы денежных отношений, связанных с действием закона стоимости ;
  2. такое расширение предмета учения о советских финансах, которое в той или иной мере включает в себя денежные отношения внутри государственного производственного сектора и взаимоотношения государства и его производственного сектора с колхозно-кооперативным производственным сектором и с населением.

Дискуссия оказала серьезное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием на протяжении последующих двадцати пяти лет в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Распределительная концепция

Автором данной (наиболее распространённой) советской концепции общественных финансов, является В. П. Дьяченко (московская школа), считавший, что «отказываться в применении к социалистическому обществу от исторически сложившегося понятия государственных финансов нет никаких оснований» . Имелось в виду представление о финансах, как о распределительных денежных отношениях, связанных с существованием и функционированием государства , что предусматривалось западной теорией распределения общественных благ. Однако, под термином «распределение» стали подразумевать не только распределение общественных благ между сферой производства и сферой потребления, но и процесс дробления валовой денежной выручки на общественных производственных предприятиях (т. н. «первичное распределение») . Таким образом, исходная концепция была адаптирована к условиям советской модели экономики путём скрытого терминологического указанного соглашения. Кроме того, ввиду полного обобществления производственного сектора, для обозначения различия между общественными фондами (в принятом западной наукой понимании этого словосочетания) и фондами частных предприятий, тоже ставших в СССР общественными, были введены понятия «централизованные фонды» и «децентрализованные фонды». Таким образом финансы (социалистического государства) определялись как «система денежных отношений, на основе которых через плановое распределение доходов и накоплений обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства в соответствии с его функциями и задачами» .

Ещё больше подчёркивало различие социалистических финансов от капиталистических разделение финансов предприятий на производственную и распределительную составляющие. При этом в состав «финансов социалистического государства» вошло так называемое «первичное распределение» (валового дохода по различным фондам предприятия), а «производственная» составляющая - отношения, возникающие в процессе производства и реализации продукции и опосредствующие этот процесс, то есть денежная сторона отношений в процессе движения стоимости в производственной форме (основных фондов, сырья, комплектующих, готовой продукции) - была выделена в самостоятельную категорию «финансы отраслей народного хозяйства СССР» .

Советские финансовые теоретики выделяли наряду с общепризнанной распределительной (перераспределительной) функцией общественных финансов также и контрольную функцию. Первая функция - общая для государственных финансов любых формаций, однако в социалистической экономике распределительная функция сводилась не только к перераспределению денежных ресурсов, но распространялась также на отношения первичного распределения национального дохода. Контрольная функция была определена как специфическая функция советских финансов . При этом термин «перераспределение» в советской финансовой теории утратил свой первоначальный смысл (распределения от богатых к бедным) и трактовался как распределение того, что поступило в госбюджет после т. н. «первичного распределения» внутри производственных предприятий. Благодаря такому «перераспределению» в СССР могли существовать планово убыточные предприятия и даже целые отрасли, убытки которых покрывались через госбюджет за счёт прибыли других общественных предприятий и отраслей.

Воспроизводственная концепция

Автором данной концепции является А. М. Александров (ленинградская школа). Воспроизводственная концепция принципиально отличалась от распределительной тем, что денежные отношения внутри предприятий не делились на распределительную (т. н. «первичное распределение») и воспроизводственную (т. н. опосредствование) составляющие, а объединялись в одно целое под называнием «опосредствование производственного процесса » и полностью включались в предметную область, охватываемую понятием «финансы социализма». В результате такого подхода все денежные отношения, входящие в понятие «финансы социализма», представляли собой систему из двух типов отношений - «опосредственных » и «распределительных» (в подлинном смысле этого слова, изначально принятом в западной теории распределения общественных благ). При этом финансы, помимо контрольной и распределительной, наделялись функцией «опосредствования кругооборота производственных фондов ». «В этой функции финансы обслуживают не только фазы кругооборота „Д - Т“ и „Т - Д“, но и фазу движения фондов предприятий в их производственной форме» .

Таким образом, финансы (социалистические) определяются как «система денежных отношений, опосредствующих кругооборот производственных фондов в народном хозяйстве на расширенной основе и обеспечивающих образование и использование различных фондов для удовлетворения разнообразных потребностей социалистического общества» .

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций по существу сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, обе концепции исключали из финансов социализма личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Правовая концепция

Автором данной концепции является Э. А. Вознесенский (ленинградская школа). Он исходил из того, что, во-первых, финансовые отношения, в том числе налоги, суть стоимостные (денежные) и, во-вторых, лишь те денежные отношения являются финансовыми, которые регламентированы государством . В основе такого подхода лежит одно из отличий общественных финансов от финансов частного сектора, принятых западными финансовыми теоретиками. К. Шоуп характеризует это отличие «степенью беспристрастности правил, по которым правительство распределяет свои услуги и … бремя покрытия расходов». Беспристрастность предполагает, что правила установлены декретом и поддержаны санкциями, одинаково применимыми ко всем нарушителям. Семья же «распределяет среди своих членов товары, потребляемые в домохозяйстве по неофициальным и часто меняющимся критериям»

Таким образом, в рамках данной концепции, финансы представляют собой «систему денежных отношений, имеющих императивную форму» . Поскольку жесткой императивной регламентации в СССР подвергалась не только сфера распределения общественных благ, как это было в капиталистических странах, но и сфера производства вместе с непроизводственной, то, по версии Э. А. Вознесенского, система социалистических финансов охватывала почти всю предметную область. Исключение составляла только часть денежных отношений, относимых западной научной школой к понятию «личные финансы», поскольку последние не носят императивной формы, за исключением «уплаты налогов, страховых платежей, возврата ссуд и др.» При этом закупки промтоваров и продовольствия (по сути - товарно-денежные отношения), проводимые бюджетными организациями, Э. А. Вознесенский причислял к финансам социалистического государства на том основании, что госзакупки также подвергались жёсткой регламентации.

В учебной литературе по финансам, издаваемой после распада СССР на постсоветском пространстве, главным образом, продолжают излагаться основные теоретические концепции советских (общественных) финансов. При этом дефиниции категории финансы, как правило, повторяют (без прилагательных «советские» и «социалистические») дефиниции из советских учебников. Исключением является концепция, разработанная С. П. Захарченковым [ ] ., согласно которой финансы представляют собой целенаправленное движение меновой стоимости капитала в денежном измерении

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.
Каковы предпосылки возникновения финансов?
В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана, и произошло отторжение главы государства от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог пользоваться единолично.
Формирование и использование бюджета стало носить системный характер. Возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Выделялось четыре группы расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в.
Переход к денежной форме взимания налогов. С развитием капитализма усиливается влияние государства на экономику, что сопровождается развитием системы государственных финансов. Кроме того, появляются различного рода финансовые посредники, которые аккумулируют и перераспределяют свободные денежные средства предпринимательства и денежные сбережения населения.
Каковы этапы развития финансов?
Можно выделить два основных этапа развития финансов.
Неразвитая форма финансов. Основная масса денежных средств расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Финансы носили непроизводственный характер. Финансовая система состояла из одного звена - бюджетного, количество финансовых отношений было ограничено.
Многозвенность финансовых систем, высокая степень воздействия на экономику, большое разнообразие финансовых отношений. Финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
В настоящее время финансы находятся на данном этапе развития.
Каковы характерные признаки финансов?
Характерными признаками финансов являются:
распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;
односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;
создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Какие денежные отношения относятся к финансовым отношениям?

Финансы - категория стоимостная. Ближе всего она находится к категории денег. Однако деньги и финансы - не одно и то же. Финансовые отношения включают в себя следующие денежные отношения:
денежные отношения между двумя субъектами, один из которых наделен особыми полномочиями (государство);
в процессе денежных отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Эти отношения носили фондовый характер;
регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Что такое финансовая система?
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:
1)общегосударственные финансы:
государственный бюджет;
внебюджетные фонды;
государственный кредит;
фонды страхования;
фондовый рынок;
2)финансы хозяйствующих субъектов:
- государственных;
муниципальных;
частных;
акционерных;
арендных;
общественных.

Основной характеристикой экономики является социальное хозяйство, которое дополняется регулированием государства. Поэтому очень важно уяснить понятие финансов. Именно они играют важнейшую роль в структурном многообразии отношений на рынке.

Что такое финансы?

Понятие финансов очень важно для экономической структуры. Любые денежные средства - это особый ресурс, причем довольно дефицитный. Поэтому финансисты должны уметь их сохранять, формировать и грамотно расходовать. Финансовая система - это такая специфическая структура, которая позволяет именно формировать, а также расходовать денежные средства за определенный период времени. На первоначальном этапе, при создании любого государства, данная наука относилась только к категории доходов и расходов одного лишь государства. Их распределяли на содержание армии, социальную помощь гражданам, соблюдение границ, административный и судебный аппарат и так далее.

В современном мире, понятие финансов стало более многогранным. Любой госдоход формируется из налоговых отчислений, которые выплачивают граждане. Поэтому финансы можно рассматривать, как совокупность абсолютно всех денежных поступлений, которые находятся в полном распоряжении любого государства (какой-либо организации или предприятия, возможно, частного лица, индивидуума). Управление, формирование, контролирование и использование данных средств находится в ведении соответствующих министерств.

Из чего состоит финансовая система?

Понятие любых финансов не ограничивается только государственными структурами.

Их можно разделить на 3 категории:

Государство;

Корпоративизм;

Личные средства (то есть, денежные средства определенного индивидуума).

Поэтому любая финансовая система - это общность или совокупность абсолютно всех разделов и сфер экономики.

Финансы - их роль в экономике

Роль финансов - в многообразном использовании и перераспределении. При их помощи можно направлять денежные потоки в нужном направлении, согласованно, в зависимости от спроса. Благодаря финансам происходит кругооборот различных общественных форм, а также индивидуальных и производственных фондов. Финансы влияют на количество и качество любого производства.

Финансовое воздействие стимулирует общественное развитие, например, расширение производства, контроль социальных и экономических программ, а также повышение всего государственного благосостояния.

Какими бывают финансы?

Функция финансов заключается не только в целенаправленном распределении для обеспечения и получения дохода. К финансам также относят материальную помощь. Например, субвенция и субсидия. Первая оказывается на безвозмездной основе (субвенция), вторая - на льготной.

Это средства, которые передаются какой-либо организации, предприятию или юридическому (частному) лицу, которые не нужно возвращать (в случае с субвенцией), или возмещать частично (в случае с субсидией).

Состояние финансов можно охарактеризовать как достаточность средств или, наоборот, необеспеченность какого-либо предприятия деньгами. В каждой структуре существуют определенные параметры. Например, состояние финансов целого государства, какой-либо фирмы или отдельно взятой семьи можно проанализировать по ресурсам, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности данной структуры. То есть, совокупность всех доходов, которые потребуются субъекту, региону, стране или частному лицу для функционирования, ведения хозяйственной деятельности, поддержания жизни в целом.

Виды и разновидности финансов

Какие бывают виды финансов? В экономике существует такое понятие, как финансовые отношения. Они разделяются на группы, в зависимости от субъектов, которые принимают в них непосредственное участие.

Финансы бывают:

  • Государственные - то есть, все доходы и расходы государства. Например, школы, музеи, кинотеатры и театры, различные ВУЗы, техникумы, а также поликлиники и больницы и многие другие организации получают средства из бюджета.
  • Корпоративные - средства коммерческих организаций, главная цель которых - получить собственную выгоду от своей деятельности. Такие организации занимаются как реализацией конкретных товаров, так и различных рыночных услуг.
  • Общественные - здесь подразумеваются различные общественные организации, например, политические партии, благотворительные фонды и многие другие. Доходы в общую часть государственных средств от подобных общественных организаций поступают в виде различных членских взносов, даров и тому подобное. Так как это достаточно мелкая единица, то особой роли (как самостоятельные финансовые субъекты) они не играют.
  • Личные - к данной группе относят различные виды финансов населения. Основа таких доходов составляется из заработных плат, которые получают работоспособные члены общества. Также именно в эту группу относят пенсии и разные пособия. Последние выделяются из государственных средств, которые регулируются специальными финансовыми фондами.

Основные функции финансов

Если объяснять простыми словами, то такими функциями являются контроль и распределение финансовых средств.

Распределительная функция - происходит при пропорциональном делении внутренних ресурсов и общего национального дохода. Для лучшего понимания можно рассмотреть пример. Организация от реализации своего товара получила какую-либо выручку. Такая денежная сумма не распределяется на составные части. Например, затраты на производство, прибыль, зарплата для работников и служащих и так далее. Чтобы произошло полное распределение финансов, нужно, чтобы были выполнены следующие условия - определены тарифы, ставки, различные отчисления, такие как, страховые и пенсионные, нормативы и т.д.

Контрольная функция - происходит контроль за всеми денежными потоками. Обе они взаимосвязаны. Функции финансов в полной мере проявляются только при полном контроле на всех стадиях их создания, формирования, распределения, а также использования.

Как управлять финансами?

Государством разработана целая финансовая структура для того, чтобы грамотно распределять и управлять капиталом. Любое управление финансами можно охарактеризовать следующими параметрами: активы и пассивы. Именно правильное распределение и управление государственным и бюджетным капиталом или личными средствами помогает сокращать необходимые расходы и соответственно сильно увеличить прибыльность и доходность.

Для того, чтобы наилучшим образом распределять средства, должны быть четко представлены планы по финансированию и намечены определенные цели, которых нужно достичь. К активам относятся все ежемесячные доходы, к пассивам - расходы. Нужно неукоснительно соблюдать их баланс, чтобы активы были всегда выше, чем пассивы. Только в таком случае, бюджет будет положительным.

Управление финансами - это целая наука, которую должен знать не только государственный служащий, но и простой гражданин. Зачем? Чтобы самостоятельно и грамотно управлять собственными средствами. Любой семейный бюджет также имеет свои активы и пассивы. Поэтому законы финансирования актуальны не только на государственном уровне, но и для конкретного гражданина.

Пример управления финансами

Для лучшего понимания рассмотрим следующий финансовый расчет.

  1. Организация реализовала определенный объем какой-либо продукции, и получила выручку на свой расчетный счет.
  2. Далее из полученной суммы она должна произвести определенные отчисления в государственный бюджет, то есть выплатить налоги.
  3. На следующем этапе данному предприятию надо выделить какую-то часть средств для поддержания непрерывного производственного процесса.
  4. Затем нужно вычесть еще одну часть средств, которая пойдет на оплату труда, пенсионные отчисления, в страховой фонд и так далее.
  5. Остаток - это уже прибыль.

Из данного примера видно, что без движения определенных средств, в данном случае выручки, полученной от реализации, ни государственный бюджет, ни рабочие, ни сам пенсионный фонд - никто не получил бы своей доли. Именно такое движение материальных ценностей обеспечивает финансовые средства.

Из чего состоят финансы?

Основной задачей государственных финансов любого государства является обеспечение данного государства денежными средствами. Поэтому они состоят из следующих структур, таких как государственный бюджет, различные фонды, которые являются внебюджетными структурами, а также государственных кредитов.

Финансовые системы можно разделить на: финансы предприятий, государства и населения. В свою очередь финансы государства также распределяются - государственный кредит, госбюджет и внебюджетные фонды. Государственный бюджет взаимосвязан с Министерством финансов и Министерством налогов и сборов. Нужно отметить, что налоговая система работает на пополнение госсредств.

Как можно оценить финансы?

Любое финансовое предприятие оценивается по определённым показателям. В некоторых случаях проводят экспресс-диагностику. Для чего это делается и вообще, зачем это надо?

Оценка финансов очень важна в экономическом плане. При ранней диагностике и выявлении нарушений в деятельности каких-либо финансовых структур можно принять необходимые меры и таким образом улучшить общее состояние. Для проведения экспресс-диагностики используются аналитические программы. Такие методы помогают провести мониторинг общих показателей, таких как ликвидность, фондоемкость, отдача различных фондов и другое. Во время аналитических действий можно исследовать деятельность не только собственного предприятия, но и конкурентов. Для расширенного изучения и анализа проводят более обширные вычисления. Определенные методы позволяют не только понять, в чем причина каких-либо нарушений, но также более глубоко и детально узнать причину их возникновения. Для проведения подобной диагностики используется статистика, которая открыта для свободного использования на разных государственных сайтах и в аналитических базах.

Пример финансирования

Можно рассмотреть пример финансов непосредственно на расходовании государственного бюджета.

Система финансов делится на два основных звена:

1. Финансы предприятий, которые, в свою очередь, включают в себя коммерческие и некоммерческие организации, а также финансовые посредники.

2. Государственные и муниципальные финансы, которые распределяются на бюджетную систему и государственный кредит.

3. Бюджетную систему можно также разделить на несколько звеньев: федеральный, территориальный и муниципальный, или местный бюджеты.

4. А также все бюджеты распределяют на: пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Таким образом, понятие финансов, их роль и функции являются основой экономики, как государства в целом, так и для отдельных членов общества.

Место финансов в системе экономических отношений.

Финансы , по сущности, представляют собой одну из экономических категорий, использующаяся в современных государствах с различным общественно-экономическим строем. К таким относятся деньги, кредит, прибыль, себестоимость. Каждая из них выполняет свои функции, в которых выражается сущность и значение этих категорий.

Наука о финансах – учение об экономических отношениях опосредованных оборотом денег.

Предметом являются финансово-денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Термин финансы исторически связан с существованием государства. Именно возникновение государства привело к необходимости выделения из экономических отношений, т.е. из отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления новых дополнительных отношений, связанных с формированием ресурсов государства и их использования для выполнения им своих функций.

Причиной возникновения финансов является наличие государства, но возникновение финансов не результат деятельности государства, они обусловлены потребностями общества.

Условием возникновения финансов являются товарно-денежные отношения. Финансы служат для удовлетворения общественных потребностей. И причина и условие должны быть в совокупности.

Своеобразие отношений составляющих содержание финансов как экономической категории заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения, поэтому финансы по своему происхождению - денежные отношения.

Большинство денежных отношений в обществе носят эквивалентный характер, т.е. движение денег всегда сопровождается встречным движением товара или услуг. Финансы опосредуют неэквивалентное денежное движение. Движение денег в этом случае не сопровождаются товарным эквивалентом (за исключением покупки государственных ценных бумаг).

Таким образом, не все денежные отношения относят к финансам. Финансы – это обособившаяся часть денежных отношений. Их особенность заключается в том, что они не связаны непосредственно с товарно-денежным обращением.

Отличительные черты финансовых отношений.

Определение финансов.

Финансы возникают тогда, когда в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы и накопления, принимаемые форму финансовых ресурсов.

Д – Т – П – Т" – Д" – возникновение финансов

Важным признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений (всегда связан с формированием финансовых ресурсов). Распределение осуществляется по средствам формирования денежных фондов целевого назначения.


Фондовая форма распределения стоимости общественного продукта позволяет органически соединить производство с потреблением, сделав потребление отправной точкой начальной стадии нового воспроизводственного цикла.

В составе потребностей расширенного воспроизводства важное место занимают те, что связаны с существованием государства. Финансы служат экономическим инструментом распределения национального дохода (НД – вновь созданная стоимость). Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества.

Финансы рассматривают на 2-х уровнях:

  1. Под централизованными (публичными) финансами понимаются денежные отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства.
  2. Под децентрализованными (корпоративными) финансами понимаются денежные отношения, опосредуемые кругооборотом денежных фондов хозяйствующих отношений.

В отношении централизованных фондов государство выступает равноправным хозяином и может принудительно обеспечить свои доходы через систему налогов. В отношении децентрализованных финансовых ресурсов государственное регулирование выполняется косвенно.

Таким образом, выделяют 4-й признак финансов – императивность финансовых отношений – обязательным участником финансовых отношений является государство.

Финансы имеют признаки:

1.Денежный характер.

2.Распределительный характер.

3.Фондовый характер.

4.Императивный характер.

Таким образом, финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условия расширенного воспроизводства.